Предмет экономики труда. Становление и развитие науки о труде - ABCD42.RU

Предмет экономики труда. Становление и развитие науки о труде

Экономика труда. Шпаргалка

Экономика труда. Шпаргалка

Оглавление

  • История экономики труда
  • Основные понятия и задачи экономики труда
  • Взаимодействие экономики труда с другими науками
  • Труд. Понятие, сущность, характер, особенности труда как объекта исследования
  • Методы изучения экономики труда
  • Основные элементы и характеристики труда
  • Человеческий капитал
  • Воспроизводство основных ресурсов

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экономика труда. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

История экономики труда

С возникновением теорий, которые прямым образом оказали влияние на историю человечества, связаны появление и развитие науки о труде. Это произошло потому, что эти теории затрагивали главную сущность человека, отличающую его от остального животного мира — способность трудиться.

С давних времен экономическая мысль пыталась понять загадку возникновения ценности предметов. Со времен Аристотеля был поставлен вопрос сравнимости товаров.

Поиск ответа то, что лежит в основе цены товаров и что их уравнивает между собой, привел к формированию двух направлений экономической мысли — трудовой теории стоимости и теории многофакторного воздействия на цену товара.

Можно проследить основные этапы развития науки о труде с периода формирования научной теории и до времени начала классической политэкономии, основой которой является вышеназванная теория. Основоположниками политэкономии принято считать английского ученого Вильяма Пети и французского судью Пьера Буагильбера.

Сформулированные положения отличались от теории меркантилистов, именно Пети предполагал, что в основе цены товаров лежит количество труда, затраченного на его производство.

В XVIII в. во Франции сформировалась экономическая школа физиократов в рамках классического направления; основателем этой школы был Ф. Кенэ. Он выдвинул учение о чистом продукте.

Большой вкладов развитие науке о труде внес английский ученый-экономист А Смит. Он подытожил идеи своих предшественников традиционного направления, развивавших трудовую теорию стоимости, и разработал три ее концепции.

Расхождение экономических школ произошло после А. Смита. Определились два разных направления: трудовая теория стоимости и теория обстоятельств производства, глобальным образом повлиявшие на ход исторического развития человечества. Выразителями первого направления были Д. Риккардо и вслед за ним К. Маркс, второго — Ж. Б. Сэй и следующие поколения немарксистского направления.

Научные труды ученого-экономиста Д. Риккардо свидетельствовали о преодолении двойственностей, которые были в теории А. Смита.

В экономической теории К. Маркса одно из главных мест занимает учение о труде, ключевым моментом которого является учение о прибавочной стоимости.

Начало немарксистской теории о труде положил французский экономист Ж. Б. Сэй, главным трудом которого считается «Трактат политической экономии».

В отличие от Маркса Сэй значительное место отводил роли предпринимателя; таким образом, экономическая теория Ж. Б. Сэя на практике оказалась намного реалистичней, чем теория Маркса.

В глубине классической политической экономии появилась теория предельных величин — маржинализм. Его развитие прошло в два этапа, оба пошли по пути развития теории факторов производства, а не в русле трудовой теории.

В истории экономической науки отдельное место занимает австрийский экономист Й. Шумпетер, который вместе с традиционными направлениями сочетал новые теории. После него экономическая теория значительно удалилась от марксистской экономической теории.

Экономическая теория еще развивается, ее перспектива видится в направлении, которое позволит человечеству избежать потрясений и гарантировать прогрессивное развитие.

История становления и развития экономики труда.

Экономика труда – это часть экономической науки, которая изучает закономерности и экономическую эффективность трудовых процессов. Экономика труда как наука развивалась параллельно в странах Запада и в России (СССР). Однако предмет ис­следования существенно различался. В странах Запада подробно изучались проблемы рынка труда, кривые спро­са и предложения, состояние занятости и безработицы, различные факторы, влияющие на оплату труда. В России многолетние исследования охватывали проблемы трудо­вых отношений непосредственно на производстве: органи­зация и нормирование труда, улучшение условий и охра­ны труда, заработная плата как стимулятор роста произ­водительности труда. При этом отсутствовало классиче­ское понимание рынка труда, заработная плата не рассмат­ривалась как рыночная категория. В настоящее время основной категорией экономики труда является эффективность труда, т. е. соотношение между его затратами и результатами. Проследим основные этапы развития науки о труде с того периода, когда экономическая теория сформировалась как научная дисциплина и положила начало так называемой классической политэкономии. Ее основоположниками принять считать английского ученого Уильяма Петти (1623-1687) и французского судью Пьера Буагильбера (1646-1714).

В противоположность меркантелистам, видевших источник богатства страны только в получении золотых и серебренных денег за счет внешней торговли, У. Петти впервые сформулировал положение, что богатство народа создается во всех сферах материального производства и что «труд есть отец и активный принцип богатства, а земля его мать».

После А. Смита в экономической теории труда сформировались два принципиально разных направления: трудовая теория стоимости и теория факторов производства, существенным образом повлиявших на ход исторического развития человечества. Яркими выразителями первого направления стали Д. Рикардо, а за ним К. Маркс, второго Ж.Б.Сэй и последующие поколения исследователей немарксистского направления.

Следующим направлением развития науки о труде является маржинализм – основанный на выявлении предельных величин для характеристики различных явлений.Основные представители этого направления Карл Менгер и Леон Вальрас. Для представителей этого этапа характерно то, что величина ценности товара связывалась с его предельной полезностью, а степень полезности основывалась на субъективной оценке этого товара конкретным человеком.

Понятие, структура и функции труда

Труд — это деятельность, направленная на развитие человека и преобразование ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага* Такая деятельность может осуществляться либо по принуждению (административному, экономическому), либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому . Субъект труда — это человек, непосредственно осуществляющий трудовые функции. Объект труда – деятельность, направленная на производство благ. Предмет – отношения, возникающие в процессе труда. Экономическая роль труда заключается в формировании деятельности на производство благ. Социальная роль – совершенствовании производства. Процесс труда – совокупность трудовых отношений с действиями, которые осуществляет работник при производстве материальных благ. Он состоит из рабочей силы(способность к труду, совокупность свойств и характеристик), предмета труда (на что направлен) и средств труда (с помощью чего). Функции труда:

Участие на ряду с другими факторами

Формирование общественного богатства и развитие общества

Развитие всего человеческого сообщества (науки, культуры и т.д)

Способ самовыражения личности

Обеспечение безопасности окружающей среды, человечества и общества.

способ удовлетворения потребностей (первая и важнейшая функция труда, с которой начинается общественное бытие человека);

создатель общественного богатства (деятельность, посредством которой человек, удовлетворяя свои потребности, опосредует, регулирует, контролирует обмен веществ между собой и природой);

творец общества и фактор общественного прогресса (удовлетворяя потребности и создавая богатство, труд находится в основе всего общественного развития — формирует социальные слои общества и основы их взаимодействия);

Читайте также  Отчет по производственной практике в газете Тольяттинское обозрение

ваятель человека (создавая все ценности человеческого бытия, выступая в качестве субъекта общественного развития, приобщая к труду общество в целом, человек развивает и самого себя: приобретает знания и профессиональные навыки, формирует навыки общения и взаимодействия);

сила, открывающая человечеству путь к свободе (дающая людям возможность заранее учитывать все более отдаленные естественные и общественные последствия своих действий).

Структура современного, общественного труда в ры­ночной экономике состоит из следующих элементов:

1) вещественные элементы производства (предметы труда и орудия труда, находящиеся в частной, корпоратив­ной и государственной собственности);

2) личные элементы производства, производительных сил (человеческий фактор). Это прежде всего знания, опыт, навыки;;

3) цель труда, вытекающая из самой сути труда (выпол­нение конкретных видов работы, получение за это возна­граждения в виде заработной платы, получение прибыли, возрастание дохода, реализация предпринимательских спо­собностей и др.);

4) связь между вещественными и личными элементами. Конкретной формой взаимосвязи работников (собственни­ков личных элементов) и предпринимателей (собственни­ков вещественных элементов) выступает заработная плата и прибыль.

Появление и развитие науки о труде

Экономика труда — это часть экономической науки, которая изучает закономерности и экономическую эффективность трудовых процессов. По своей природе в отличие от общей экономической теории и отраслевых экономик экономика труда исследует опреде­ленный круг проблем (функцию), имеющий место в любом виде деятельности и в каждой отрасли экономики, а в силу этого она относится к типу функциональных экономических наук.

Объектом экономики труда является труд — центральный элемент общественного производства, который имеется во всех от­раслях и сферах экономики. Труд изучается и другими науками, такими как физиология и психология труда, эргономика, социоло­гия труда, трудовое право, статистика труда, гигиена труда и др. Для всех этих дисциплин труд служит объектом исследования. Раз­личаются же эти дисциплины предметом исследования, т.е. тем, какую сторону и какие свойства объекта они изучают.

Предмет экономики труда — экономические закономерности построения и осуществления трудовых процессов, факторы и усло­вия их эффективности, экономические отношения людей, возника­ющие по поводу использования труда в масштабе страны, отрасли, региона, а также в каждой их ячейке — на предприятиях, в органи­зациях, учреждениях.

Появление науки о труде связано с возникновением теорий, которые непосредственным образом оказали влияние на историю человечества, так как они затрагивали самую важную сущность че­ловека, отличающую его от остального животного мира, — способ­ность трудиться, т.е. сознательно преобразовывать материалы при­роды, приспосабливая их к своим потребностям.

Вопросы о труде занимали внимание мыслителей, ученых-эко­номистов, практических деятелей и, в конечном счете, в значитель­ной степени определяли темпы развития общества. Основными во­просами были следующие:

— что такое труд и каковы его разновидности;

— какая связь существует между трудом и вновь создаваемым продуктом

— какова роль труда в формировании цены продукта (товара, услуги);

— какова цена труда и чем она определяется?

Экономическая мысль с давних времен пыталась постигнуть тайну возникновения цены предметов. Уже в трудах древнегрече­ского философа Аристотеля (384—322 гг. до н.э.) была обозначена проблема сравнимости товаров. Он пытался выяснить, чем опреде­ляются соотношения обмена. Однозначного ответа на поставленный вопрос в его трудах нет, но по этому поводу им высказано несколько предположений. Так, в «Никомаховой этике» Аристотель пишет: «. нужно, чтобы все измерялось чем-то одним. расплата будет иметь место, когда будет найдено уравнение, чтобы продукт сапожника относился к продукту земледельца, как земледелец относится к са­пожнику» [1] .

Но Аристотелю принад­лежит мысль и о том, что в основе обмена товаров лежит их полез­ность и вытекающая из нее «потребность, которая для всего являет­ся связующей основой. В качестве же замены потребности, по соглашению (между людьми), возникла монета» [2] . Здесь можно ус­мотреть субъективную оценку ценности товаров, определяемую их полезностью, а не затратами труда.

В поисках ответа на вопрос о том, что же лежит в основе цены товаров и что их уравнивает между собой, в XVII—XX вв. сформи­ровались два направления экономической мысли: трудовая теория стоимости и теория многофакторного формирования цены товаров.

Проследим основные этапы развития науки о труде с того периода, когда экономическая теория сформировалась как научная дисциплина и положила начало так называемой классической полит­экономии. Ее основоположниками принято считать английского ученого Уильяма Пётти (1623—1687) и французского судью Пьера Буагильбёра (1646-1714).

В противоположность меркантилистам, видевшим источник богатства страны только в получении золотых и серебряных денег за счет внешней торговли, У. Петти впервые сформулировал поло­жение, что богатство народа создается во всех сферах материально­го производства и что «труд есть отец и активный принцип богат­ства, а земля его мать» 3 . У. Петти полагал, что в основе цены товаров лежит количество труда, затраченного на его производство, или стои­мость определенного количества земли. Это свидетельствовало о за­тратном подходе к трактовке вопроса о механизме формирования цены. Ему же принадлежит деление труда на производительный и непроизводительный.

Я. Буагильбер, независимо от У. Петти, критикуя мерканти­лизм, также пришел к выводу о том, что богатство страны определя­ется не количеством денег, а всей суммой вещей и материальных благ, которыми она располагает, и что цены товаров определяются количеством затраченного на них труда.

В рамках классического направления во Франции в XVIII в. сформировалась экономическая школа физиократов, видевших в ка­честве источника богатства и процветания страны только развитие сельского хозяйства. Основателем этой школы был Франсуа Кена (1694—1774). Он создал учение о чистом продукте, под которым понимал созданный сельскохозяйственным трудом избыток продук­ции земледелия, превышающий издержки производства. Физиокра­ты также подразделяли труд на производительный и непроизводи­тельный и утверждали, что только в сельском хозяйстве труд становится производительным.

Крупнейший вклад в развитие политической экономии, в том числе науки о труде, внес английский ученый-экономист Адам Смит (1723—1790). Его основное произведение «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) содержит положения о том, что богатство страны определяется продуктами материального про­изводства. Их объем в свою очередь зависит от доли населения, участвующего в таком производстве, и от производительности тру­да в нем. Условием роста производительности труда служит его разделение и углубление специализации производства.

А. Смит обобщил идеи своих предшественников классическо­го направления экономической мысли, развивающих трудовую тео­рию стоимости. Однако в этой области у него просматривается двой­ственная позиция, когда сосуществуют трудовая теория стоимости и теория факторов производства.

Подразделяя труд на производительный и непроизводитель­ный, А. Смит приходит к выводу, что все виды производительного труда равнозначны в том смысле, что они формируют стоимость то­варов После А. Смита в экономической теории труда сформирова­лись два принципиально разных направления: трудовая теория сто­имости и теория факторов производства, существенным образом повлиявших на ход исторического развития человечества. Яркими выразителями первого направления стали Д. Рикардо, а за ним К. Маркс, второго — Ж.Б. Сэй и последующие поколения исследо­вателей немарксистского направления. Трудовая теория стоимости К. Маркса была ошибочной, а по­этому и не оправдалась на практике. Следование положениям этой теории, руководство ею были глубоким и трагичным заблуждением, принесшим много бед человечеству. Об этом свидетельствует пе­чальный опыт СССР и стран так называемого социалистического лагеря, безуспешно пытавшихся выйти на путь строительства ком­мунистического общества. В жертву этому «строительству» были положены огромные че­ловеческие потери, но призрачные коммунистические идеалы так и не были достигнуты. Только в силу этого коммунистическую теорию нельзя не считать утопической, экстремистской и реакционной.

Читайте также  Модель рыночной экономики американская, японская, немецкая, шведская, французская, южнокорейска

Теорию Сэя отличает от взглядов его предшественников, а также от взглядов Рикардо и Маркса признание производительным не только труда в сфере материального производства, но и любого другого полезного труда.

Важнейшим направлением современной экономической мыс­ли является поиск решения проблем достижения полной занятости населения, роста его реальных доходов, обеспечения бескризисного экономического цикла развития общества. Синтез экономических теорий, состоящий из сочетания классической политической эконо­мии, неоклассики, неокейнсианства, неолиберальных теорий, выдаю­щийся американский экономист, нобелевский лауреат П. Самуэльсон (род. в 1915 г.) назвал «неоклассическим синтезом» современных экономических теорий.

Появление и развитие науки о труде

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЮЖНЫЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА

Е.Н. Клочко

«ЭКОНОМИКА ТРУДА»

конспект лекций

для студентов очной и заочной форм обучения

направления подготовки 080100 «Экономика»

Краснодар, 2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Лекция 1. Концепции развития и формирование направления экономики труда
Лекция 2. Трудовой потенциал
Лекция 3. Рынок труда и управление занятостью
Лекция 4. Влияние государства на рынок труда
Лекция 5. Эффективность труда и ее показатели
Лекция 6. Основные понятия организации труда
Лекция 7. Нормативные материалы для организации и нормирования труда
Лекция 8. Распределение доходов и оплата труда
Лекция 9. Социально-трудовые отношения
Список литературы

Лекция 1. Концепции развития и формирование направления экономики труда

Появление и развитие науки о труде

Понятия о труде и его разновидности

Составные части процесса труда, его формы

Труд как фактор производства

Производительность труда и факторов производства

Появление и развитие науки о труде

Появление науки о труде связано с возникновением теорий, которые непосредственным образом оказали влияние на историю человечества, так как они затрагивали самую важную сущность человека, отличающую его от остального животного мира, — способность трудиться, т.е. сознательно преобразовывать материалы природы, приспосабливая их к своим потребностям.

Экономическая мысль с давних времен пыталась постигнуть тайну возникновения цены предметов. Уже в трудах древнегреческого философа Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) была обозначена проблема сравнимости товаров. Он пытался выяснить, чем определяются соотношения обмена. Однозначного ответа на поставленный вопрос в его трудах нет, но по этому поводу им высказано несколько предположений. Так, в «Никомаховой этике» Аристотель пишет: «. нужно, чтобы все измерялось чем-то одним. расплата будет иметь место, когда будет найдено уравнение, чтобы продукт сапожника относился к продукту земледельца, как земледелец относится к сапожнику».

Сторонники трудовой теории стоимости видели здесь ее зачатки. Но Аристотелю принадлежит мысль и о том, что в основе обмена товаров лежит их полезность и вытекающая из нее «потребность, которая для всего является связующей основой. В качестве же замены потребности, по соглашению (между людьми), возникла монета».

В поисках ответа на вопрос о том, что же лежит в основе цены товаров и что их уравнивает между собой, в XVII-XX вв. сформировались два направления экономической мысли: трудовая теория стоимости и теория многофакторного формирования цены товаров. Проследим основные этапы развития науки о труде с того периода, когда экономическая теория сформировалась как научная дисциплина и положила начало так называемой классической политэкономии. Ее основоположниками принято считать английского ученого Уильяма Пётти (1623-1687) и французского судью Пьера Буагильбёра (1646-1714).

В противоположность меркантилистам, видевшим источник богатства страны только в получении золотых и серебряных денег за счет внешней торговли, У. Петти впервые сформулировал положение, что богатство народа создается во всех сферах материального производства и что «труд есть отец и активный принцип богатства, а земля его мать» . У. Петти полагал, что в основе цены товаров лежит количество труда, затраченного на его производство, или стоимость определенного количества земли. Это свидетельствовало о затратном подходе к трактовке вопроса о механизме формирования цены. Ему же принадлежит деление труда на производительный и непроизводительный.

П. Буагильбер, независимо от У. Петти, критикуя меркантилизм, также пришел к выводу о том, что богатство страны определяется не количеством денег, а всей суммой вещей и материальных благ, которыми она располагает, и что цены товаров определяются количеством затраченного на них труда.

В рамках классического направления во Франции в XVIII в. сформировалась экономическая школа физиократов, видевших в качестве источника богатства и процветания страны только развитие сельского хозяйства. Основателем этой школы был Франсуа Кена (1694-1774).

Крупнейший вклад в развитие политической экономии, в том числе науки о труде, внес английский ученый-экономист Адам Смит (1723-1790). Его основное произведение «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) содержит положения о том, что богатство страны определяется продуктами материального производства. Их объем в свою очередь зависит от доли населения, участвующего в таком производстве, и от производительности труда в нем. Условием роста производительности труда служит его разделение и углубление специализации производства.

После А. Смита в экономической теории труда сформировались два принципиально разных направления: трудовая теория стоимости и теория факторов производства, существенным образом повлиявших на ход исторического развития человечества. Яркими выразителями первого направления стали Д. Рикардо, а за ним К. Маркс, второго — Ж.Б. Сэй и последующие поколения исследователей немарксистского направления.

Научные труды английского финансиста и крупнейшего ученого-экономиста классической школы политэкономии Давида Рикардо (1772-1823), который стал у истоков одного из двух разветвлений экономической теории о труде — трудовой теории стоимости, знаменовали преодоление двойственности, имевшейся в теории А. Смита. В работе «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817) он писал: «Стоимость товара, или количество какого-либо другого товара, на которое он обменивается, зависит от относительного количества труда, которое необходимо для его производства, а не от большего или меньшего вознаграждения, которое уплачивается за этот труд».

Д. Рикардо различал три основных общественных класса: землевладельцев, собственников капитала и рабочих, каждый из которых получал свой доход — соответственно: ренту, прибыль и заработную плату. Но и рента, и прибыль, по Рикардо, — это часть не оплаченного труда рабочих. Размер заработной платы Д. Рикардо определял стоимостью средств существования работника и его семьи, но в отличие от А. Смита он ее жестко ограничивал прожиточным минимумом.

Трудовую теорию стоимости довел до логического завершения Карл Маркс (1818-1883). В фундаментальном труде «Капитал» он исследовал «капиталистический способ производства и соответствующие ему отношения производства и обмена», поставив перед собой цель: «открытие экономического закона движения современного общества». Одно из центральных мест в экономической теории К. Маркса занимает учение о труде, а главный итог этой теории — учение о прибавочной стоимости. Опираясь на него, К. Маркс развил теорию эксплуатации рабочего класса, исторической предрешенности капиталистического способа производства и неизбежности его замены бесклассовым коммунистическим обществом, свободным от эксплуатации. Теория оказалась настолько привлекательной, что завладела умами огромной массы людей. Однако опыт реализации этой теории в СССР и некоторых других странах мира, продолжавшийся более 70 лет, показал ее не состоятельность.

Читайте также  Отчет по преддипломной практике в ОАО Энергокурган

Развитие теории о труде пошло по другому пути, начало которому положил выдающийся французский экономист Жан Батист Сэй (1767-1832) — автор теории факторов производства. Главный труд Ж.Б. Сэя — «Трактат политической экономии».

Основные положения теории Ж-Б. Сэя о производстве состоят в следующем: богатство — это все блага, которыми может пользоваться человек; блага состоят из вещей и имеют ценность; ценность получается сообщением предмету полезности, которой он раньше не имел; полезность — это свойство вещи удовлетворять потребности человека; производить — значит давать ценность вещам, сделав их полезными.

В недрах классической политической экономии зародилась и теория предельных величин — маржинализм.

Маржинализм в отличие от господствовавшей почти 200 лет классической школы политической экономии исходит из принципиально нового понимания экономических процессов, которое основано на выявлении предельных величин для характеристики различных явлений. Если классическая школа при определении цены товаров базировалась на затратном принципе, когда, например, цена изделия ставилась в зависимость от затрат труда или издержек производства на его выпуск, то маржиналистская школа сформулировала теорию предельной полезности продукта, когда его цена связывалась с изменением потребности в нем при добавлении новой единицы этого продукта. Начало маржинализма связывают с именем немецкого исследователя Германа Генриха Госсена (1810-1858), изложившего в 1854 г. принципы маржинального анализа экономических явлений.

Развитие маржинализма прошло два этапа. Причем оба они пошли не в русле трудовой теории стоимости, а по пути развития теории факторов производства. Первый этап приходится на 1870-1880-е гг. и связан с именами австрийского ученого Карла Мёнгера (1840-1921), английского исследователя Уильяма Стэнли Джёвонса (1835-1882), французского политэконома Леона Мари Эспри Вальраса (1834-1910). Второй этап развития маржинализма приходится на 1890-е гг. Он связан с отказом от субъективных оценок полезности товаров при сохранении и дальнейшем развитии теории предельных величин для характеристики экономических процессов и показателей. Представителей этого направления экономической мысли стали называть неоклассиками. К ним относятся английский ученый Альфред Маршалл (1842-1924) и американский исследователь Джон Бейтс Кларк (1847-1938).

Важнейшим направлением современной экономической мысли является поиск решения проблем достижения полной занятости населения, роста его реальных доходов, обеспечения бескризисного экономического цикла развития общества. Синтез экономических теорий, состоящий из сочетания классической политической экономии, неоклассики, неокейнсианства, неолиберальных теорий, выдающийся американский экономист, нобелевский лауреат П. Самуэльсон (род. в 1915 г.) назвал «неоклассическим синтезом» современных экономических теорий. Эти идеи изложены им в учебнике «Экономикс» (1948).

Экономическая теория продолжает развиваться. Но перспектива ее развития видится лишь в направлении, которое позволит человечеству избежать новых экономических и социальных потрясений и обеспечить ему прогрессивное развитие, материальное и духовное благосостояние.

Предмет экономики труда. Становление и развитие науки о труде

1.1. Предмет экономики труда и его развитие на современном этапе

Объектом изучения экономики труда является труд, т.е. целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных благ и оказание услуг.
В реальной жизни проблемы экономики труда глубоко социализированы. Например, чтобы добиться высокого уровня организации труда, следует использовать не только экономические, но и социальные критерии. Нормы труда должны быть обоснованы не только технически и экономически, но и социально. Такие категории, как условия труда, организация труда, материальное стимулирование, имеют как экономический, так и социальный аспекты.
Поэтому предметом изучения экономики труда являются не только чисто трудовые экономические, но и социально-экономические отношения, возникающие в обществе, регионах, на конкретных предприятиях по поводу использования труда. Следовательно, правомерно говорить о социально-трудовых отношениях как о предмете экономики труда.
Теоретическое и методологическое развитие экономики труда как науки шло практически параллельно в странах Запада и в России (в СССР). Однако предмет исследования существенно различался: в странах Запада он сводился к исследованию рынка труда, кривых спроса и предложения, состояния занятости и безработицы, оказывавших влияние на заработную плату; в России многолетние исследования, проводившиеся Институтом труда Министерства труда и социального развития Российской Федерации (НИИ труда), охватывали широкий круг проблем трудовых отношений непосредственно на самом производстве: организация труда, нормирование труда, улучшение условий и охраны труда, заработная плата как стимулятор роста производительности труда. При этом в отсутствие классического понимания рынка труда заработная плата не рассматривалась как рыночная категория.
С развитием рыночных отношений в экономике России возник вопрос об объединении зарубежных и отечественных направлений исследований и достижений практики, учитывающий специфические особенности развития российской экономики.
Потребность в расширении знаний о труде как источнике развития человека и общества объективно служит движущим мотивом раскрытия новых граней и возможностей в определении предмета науки “Экономика труда”. Это обусловлено как развитием в целом экономической теории, так и развитием арсенала средств научно- технического прогресса, способствующих росту эффективности труда, созданию достойных условий жизни людей в обществе.
При становлении и развитии рыночных отношений в экономике можно полагать, что развитие предмета “Экономика труда” будет исходить из основополагающей категории “эффективность труда”, т.е. соотношения между его затратами и результатом, затрагивая следующие направления:
• исследование содержания социально-трудовых отношений, рынка труда, занятости, механизма, регулирующего и обеспечивающего эффективное функционирование трудовых ресурсов и трудового потенциала общества;
• формирование экономических условий для роста производительности и эффективности труда в ходе осуществления экономических реформ;
• изучение трудовой мотивации и стимулов, обеспечивающих плодотворную и эффективную трудовую деятельность в процессе развития рыночных отношений;
• определение принципов управления воспроизводством и использованием ресурсов для трудовой деятельности применительно к различным уровням хозяйствования с выделением микро-, мезо- и макроэкономики труда: на микроуровне предмет экономики труда — изучение развития и использования трудового и творческого потенциала работников, повышения эффективности и доходности труда, уровня его оплаты на основе применения рациональных форм организации нормирования и стимулирования персонала; на мезоуровне предметом экономики труда является исследование и решение проблем занятости, рынков труда, социальной реабилитации и социальной защиты работников на территориальном уровне, формирования эффективной системы управления социально-трудовыми отношениями в конкретном регионе; на макроуровне предмет экономики труда — выработка стратегии развития социально-трудовой сферы, прогнозирование социально-трудовых показателей развития национальной экономики, формирование и развитие эффективного экономико-правового механизма регулирования трудовых отношений в обществе в интересах повышения эффективности, национальной экономики для целей жизнеобеспечения человека и общества в целом.
Таким образом, можно определить, что в современных условиях предметом экономики труда является изучение социально-трудовых отношений в вопросах трудового потенциала общества, путей его формирования и рационального использования в целях повышения эффективности национальной экономики, непосредственно обусловливающей жизнеобеспечение человека и общества в целом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: