Проблемы и перспективы развития Северо-Кавказского экономического региона - ABCD42.RU

Проблемы и перспективы развития Северо-Кавказского экономического региона

Анализ уровня социально-экономического развития Северо-Кавказского региона

Рубрика: Регионоведение

Дата публикации: 05.01.2020 2020-01-05

Статья просмотрена: 1323 раза

Библиографическое описание:

Оганесян, Г. С. Анализ уровня социально-экономического развития Северо-Кавказского региона / Г. С. Оганесян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 1 (291). — С. 157-159. — URL: https://moluch.ru/archive/291/66026/ (дата обращения: 17.09.2021).

В статье рассматривается содержание и значение уровень социально-экономического развития Северо-Кавказского округа.

Ключевые слова: регион, округ, республика.

Северо- Кавказский федеральный округ (далее — СКФО) занимает особое положение в социально- экономической структуре развития России, так как некоторые показатели воспроизводства существенно отличаются от общероссийских. СКФО является наименее урбанизированной территорией страны и занимает 1 % территории России (8 место). На его долю приходится 6,7 % (9,77 млн человек) населения страны. В городских поселениях округа проживает 49,2 % всего населения, в то время как в России данный показатель приближен к 74 % [4]. Только в трех субъектах федерации количество городских жителей составляют более половины их населения, а именно в Кабардино- Балкарской республике, Республике Северная Осетия- Алания и Ставропольский край. Лидером по численности населения является Дагестан, так как на него приходится более 30 % численности от общего показателя в округе. Второе место занимает Ставропольский край с показателем в 29 %. Два рассмотренных региона насчитывают количество граждан- до 3 млн. человек. Население Чеченской республики достигает отметки в 1,3 млн. человек. В остальных регионах округа население не превышает отметки 1 млн. человек. В последние годы наблюдается отрицательная динамика демографического развития, что обусловлено изменениями в рыночной экономике, а также существенными изменениями в структуре населения [5]. На основе показателей социального развития округа, важно разделить все регионы на две группы- благополучные и депрессивные в демографическом отношении. Для первой группы характерно увеличение населения, в то время как для второй группы — убыль. На протяжении последних 10-ти лет в данной группе сохраняют позиции четыре субъекта: Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Чеченская республика и Ставропольский край. Оставшиеся регионы сохраняли необходимый прирост населения до начала 2000- х годов, но вскоре потеряли свои позиции.

В целом по округу число родившихся на за период 2018–2019 года почти в 2 раза превысило количество умерших, по сравнении с 2017 годом. Коэффициент естественного прироста в этом году составил 7,3 %, а миграционный поток -25, 3 тыс. человек и не превысил показателей естественного прироста.

Рис. 1. Естественное и механическое движение население в СКФО и РФ за 2019 год

В группу депрессивных стагнационных регионов СКФО (по демократическим показателям) в настоящее время входят Кабардино- Балкарская республика, Карачаево- Черкесия, Республика Северная Осетия- Алания. Здесь наблюдается высокие показатели смертности и относительно высокие показатели рождаемости по сравнению со средними по стране. Несмотря на положительные «перспективы», глубокие миграционные оттоки населения сформировали отрицательный общих прирост по социально- экономическим причинам. Нестабильная демографическая ситуация несмотря на положительные взлеты нуждается в скорейшей стабилизации миграционных процессов отдельных регионов округе. Не стоит забывать о том, что миграционные процессы напрямую связаны с высоким уровнем безработицы в округе, низкими доходами населения и малой развитостью социальной сферы услуг. Численность рабочий силы по регионам округа в 2019 году составила 4,6 млн. человек (около 6 % всей рабочей силы страны), или 65 % общей численности трудоспособного населения в возрасте от 15- 72 лет. Уровень безработицы колеблется от 10–11 % и он значительно выше, чем в среднем по России (5,6 %). В целом по СКФО численность населения за последние годы только увеличивается хотя и не в больших количествах. Естественный прирост в последние годы имеет положительную динамику, но увеличившиеся потоки миграции в большей степени тянут вниз и уровень общего прироста населения. Уровень благосостояния населения определяется денежными доходами населения. Средняя заработная плата на душу населения по округу составила 25 346 рублей и возросла по сравнению с 2018 годом на 1,2 %.

Анализ экономических показателей развития округа требует детального рассмотрения структуры региональной экономики и динамики ее движения. Объем валового регионального продукта в 2019 году составил 1 873 млрд. руб. (2,7 % всего ВРП России). Наибольшую долю в структуре ВРП составляет оптовая и розничная торговля (20 %), экономическая деятельность — сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (16 %) и другие.

Рис. 2. Структура валового регионального продукта в 2019 году

Объем инвестиций в округ достиг отметки в 510,4 млрд. руб. — 3,2 % от всех инвестиций России за текущий год. Данный показатель отличается от других регионов почти в 4 раза, что говорит о низком уровне конкурентоспособности регионов округа как потенциальных субъектов для привлечения инвестиций. С 2016 года наблюдается значительное изменение структуры экономики СКФО, что можно проследить по структуре ВРП за последние 4 года. Особенно привлекательна положительная динамика по таким видам деятельности как:

– Здравоохранение (около 1 % роста);

– Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (на 1,6 %).

Для достижения качественных результатов развития в округе разработан план мероприятий по реализации Стратегии социально- экономического развития СКФО на период до 2025 года [6] (важно отметить стратегический потенциал столь долгосрочного планирования). Данный документ является единственным механизмом, координирующим реализацию мероприятий для решения проблем округа и достижения стратегических целей. Основные мероприятия направлены на создание условий для эффективного развития отраслей экономики, комфортного проживания населения, а также качественной динамики совершенствования инфраструктурных объектов и повышения уровня предоставляемых услуг населению округа.

В отличие от Южного федерального округа, в Северо- Кавказском округе отсутствуют ежегодные плановые показатели определения соответствия утвержденной Стратегии. Эксперты отмечают нарушение принципа реалистичности стратегического планирования, так как многие показатели существенно разнятся в федеральных и региональных отчетах. Еще одной проблемой является то, что при разработке Стратегии не было учтено возможное влияние политических факторов (2015–2016 гг. существенно повлияли на стабильность развития регионов СКФО). Рассматривая социально- экономическое развитие округа в целом, можно наблюдать положительную динамику большинства показателей.

  1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.// «Собрание законодательства РФ», 24.11.2008, N 47, ст. 5489.;
  2. Распоряжение Правительства РФ от 05.09.2011 № 1538- р (ред. От 26.12.2014) // «Собрание законодательства РФ», 12.09.2011, N 37, ст. 5292.;
  3. Региональное управление и территориальное планирование: учебник и практикум для академического бакалавриата / Ю. Н. Шедько, Р. Г. Погребняк, Е. С. Пожидаева [и др.]; под ред. Ю. Н. Шедько. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 503 с. — Серия: Бакалавр. Академический курс.
  4. Абдулманапов П.Г. Компоненты изменения общей численности населения в регионах Северо- Кавказского федерального округа России// Управление экономическими системами. 2015. — № 3. – С. 89- 95;
  5. Уставщикова С.В. Северо-Кавказский федеральный округ: Региональные особенности демографической ситуации (2000- 2017 гг.)// Геополитика и экогеодинамика регионов. 2018. — № 4. – С. 263-273;
  6. Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2010 N 2444-р (ред. от 20.08.2015) // «Собрание законодательства РФ», 17.01.2011, N 3, ст. 558.

Перспективы Кавказа

Interfax-Russia.ru — Правительство РФ приняло программу развития Северного Кавказа до 2025 года. Основной упор в ней будет сделан на инвестпроекты и улучшение социальной сферы.

13 лет развития

Правительство России к середине декабря утвердило государственную программу «Развитие Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года». Документ держится на двух «слонах». Первый — денежный вопрос: экономику решено развивать через реализацию крупных якорных инвестпроектов. Среди них, по словам полномочного представителя президента РФ в СКФО Александра Хлопонина, программы, которые реализуют в рамках своих стратегий такие крупные компании, как «Росгидро», «Роснефть» и другие.

Также в экономический блок вошло развитие санаторно-курортной индустрии и сферы туризма на Кавказе и локализация производств российских и международных компаний.

Читайте также  Отчет по преддипломной практике в ОАО Энергокурган

Второй приоритет программы — улучшение жизни и благосостояния жителей регионов. А для этого необходимо снизить отставание социальной сферы округа от среднероссийских показателей в образовании, здравоохранении, культуре, спорте. Согласно планам, выполнение программы позволит обеспечить СКФО объектами социальной сферы до 80-90% от среднего уровня.

Экономический аспект госпрограммы озвучил министр регионального развития РФ Игорь Слюняев. По его словам, основными точками роста в округе должны стать проекты, связанные с развитием туристического кластера и региона Кавказских Минеральных вод.

Председатель совета директоров ОАО «Курорты Северного Кавказа» (КСК) Ахмед Билалов считает, что главное позитивное отличие этой программы — то, что над ней работал, в том числе, и бизнес.

«Те бюджетные деньги, которые в нее заложены, — это серьезные стимулы развития. Деньги выделяются не для того, чтобы увеличить госсобственность или просто нарастить бюджетные расходы, а для того, чтобы запустить механизмы и задействовать рычаги, которые приведут к кратному росту экономики региона», — сказал Interfax-Russia.ru Ахмед Билалов.

Он также подчеркнул, что разработчики программы учли пожелания компании и сумели синхронизировать потребности и затраты КСК с расходами других крупных компаний, работающих в СКФО.

«Средства, выделенные правительством на туркластер, позволяют очень динамично развивать проект. Правительство одобрило механизмы, в том числе, госгарантии, которые стимулируют и нашу компанию не просто «осваивать бюджет», а искать и заинтересовывать реальных инвесторов, привлекать партнеров к реализации нашего проекта, выходить на коммерческую эффективность», — рассказал собеседник Interfax-Russia.ru.

Таким образом, эксперты в туризме, с которым связаны большие надежды по развитию округа, поддержали новую программу.

В социальной сфере правительство уделило особое внимание количеству создаваемых рабочих мест. Не секрет, что Северный Кавказ — один из отстающих, а точнее — лидер по безработице.

Согласно программе, только в туристической отрасли предполагается создать более 113 тысяч новых рабочих мест. Всего же к 2025 году на Северном Кавказе будет создано около 460 тысяч вакансий.

При этом ежегодный объем инвестиций в СКФО возрастет до 2 трлн рублей, а объем валового регионального продукта достигнет 6 трлн рублей.

Госпрограмма будет разделена на три этапа. Первый, рассчитанный с 2013 по 2020 год, потребует почти 235 млрд рублей из федерального бюджета, сообщил премьер-министр Дмитрий Медведев.

А об объеме и источниках финансирования завершающего этапа станет известно позднее, отметил премьер.

«О результатах, естественно, будем судить по росту валового регионального продукта, инвестиций, включая иностранные инвестиции, по тому, как будет увеличиваться количество высокопроизводительных рабочих мест, предприятий малого и среднего бизнеса», — подчеркнул он.

«Мы должны эффективно использовать то богатство, которым располагает регион. Это конкурентное преимущество Кавказа – это и горы, и воздух, и реки, и, конечно, полезные ископаемые, которые там есть, и географическая близость к крупным рынкам сбыта», — отдельно отметил глава кабинета министров.

По словам Дмитрия Медведева, главная цель программы — «создание в регионе новых центров экономического роста».

Общий же объем финансирования новой госпрограммы развития Северного Кавказа, рассчитанной до 2025 года, составит 2,5 трлн рублей, сообщил глава Минрегиона РФ Игорь Слюняев. Из этой суммы 10% ляжет на плечи бюджета, а порядка 90% средств придется на внебюджетные источники финансирования.

Государство готово создать условия для того, чтобы на Северный Кавказ пришел бизнес, чтобы он был выгодный и развивал экономику, заявил Александр Хлопонин в интервью НТВ: «То есть другими словами, государство — это социалка, все остальное — это условие».

Впрочем, еще до утверждения программы Дмитрий Медведев говорил о том, что полноценного развития не может быть без частных инвестиций. Поэтому на них — вся надежда Северного Кавказа.

«Без них (частных инвестиций — ИФ), только за счет государственных ресурсов, как бы на них не рассчитывали руководители северокавказских территорий, решить эти задачу будет невозможно», — подчеркнул премьер. Он также попросил всех глав северокавказских республик сконцентрироваться на привлечении инвесторов.

Во время обсуждения принятой программы главы министерств предлагали свои возможные корректировки программы. Например, министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов предложил увеличить финансирование социальной сферы — в частности, инфраструктуры объектов образования.

«Острота проблем, которые сложились в системе образования в регионах на территории СКФО, очень велика. И с учетом той демографической ситуации, тех трендов, которые мы сегодня наблюдаем и прогнозируем на ближайшие годы в рамках бюджетного сценария, который основан на бюджетных проектировках 2013–2015 годов, эти проблемы в течение этих трех лет не просто не будут решаться – они будут еще больше усугубляться», — считает глава ведомства.

В ответ на это предложение главы Минобразования министр финансов РФ Антон Силуанов отметил, что «лучше в ходе исполнения бюджетов дополнять программы, а не сразу закладывать порой нереализуемые результаты». «(. ) будет возможность у нас в ходе исполнения бюджета 2013–2015 годов выделить дополнительные ресурсы на образование, здравоохранение, культуру и так далее. Будем корректировать программу, не первый раз такое бывает», — сказал Силуанов.

При этом, по мнению руководителя финансового ведомства, субъектам отведена минимальная финансовая роль в реализации программы.

«Да, действительно, регионы Северного Кавказа не самые богатые среди регионов Российской Федерации, но вот несколько цифр. Общий объем финансирования мероприятий государственной программы в 2013 году (без учета дополнительной потребности) составляет 178 млрд рублей, в том числе федеральный бюджет – 11,3 млрд рублей, бюджеты регионов – 2,6, то есть доля регионов где-то 1,4% в общем объеме финансирования, а если соотносить региональный бюджет с федеральным, то — 22,8%», — пояснил Антон Силуанов.

При этом после 2015 года доля субъектов в общем финансировании снижается еще сильнее — до менее чем 1%.

«Поэтому, мне казалось, что здесь нельзя уменьшать объем финансирования регионов программы, наоборот, должно быть поступательное движение, тем более что будут создаваться новые рабочие места, соответственно, будет больше формироваться и доходная база бюджета», — выразил свою точку зрения министр финансов.

В этом вопросе с ним полностью согласился полпред ЮФО Александр Хлопонин. «В связи с тем, что есть поручение в 2013 году все-таки формировать федеральную целевую программу (ФЦП), я думаю, что внутри этой ФЦП мы будем действительно учитывать и этот аспект, и надо увеличивать финансирование регионов. Но не надо забывать и о том, что при введении новых объектов, особенно социальных, в регионах возрастет и нагрузка на бюджеты, потому что это еще дополнительные расходы территории», — заявил полпред.

Новую федеральную целевую программу по развитию Северного Кавказа разработают и утвердят в течение следующего года. Александр Хлопонин отметил, что либо произойдет пролонгация ФЦП «Юг России», которая завершается в 2013 году, либо будет создана совершенно новая ФЦП. «Это вопрос дискуссионный, его еще предстоит обсудить», — добавил он.

Пока что на Юге существуют ФЦП «Развитие Чечни», которая завершается в этом году, ФЦП «Юг России», которая завершается в следующем году, и ФЦП «Развитие Ингушетии» — она будет действовать до 2016 года.

«У нас еще одна специфика существует, связанная с тем, что у нас эти три ФЦП были сокращены в связи с кризисом. В рамках этих существующих ФЦП уже есть перечень конкретных объектов образования, здравоохранения, инфраструктуры, по которым мы не приступили даже к строительству», — сообщил Хлопонин.

Что главы думают об этом

После утверждения программы «Развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года» главы регионов, которым придется непосредственно принимать участие в ее реализации, высказали свое мнение о ней как о фактическом решении, а также озвучили предложения по ее корректировке.

Так, по мнению главы Карачаево-Черкессии Рашида Темрезова, в программе учтены характерные для Северного Кавказа горизонтальные связи, сложившиеся в разных сферах социально-экономической, общественно-политической, культурной и духовной жизни регионов.

Читайте также  Глобальные социально-экономические проблемы мировой экономики

«Наличие установленных между субъектами СКФО многовековых связей и интересов, углубленное региональное сотрудничество способствуют тому, что многие проекты, включенные в госпрограмму развития Северного Кавказа, имеют межрегиональный характер. Поэтому их реализация окажет синергетический эффект для развития экономик одновременно нескольких субъектов региона. Именно этим обоснован системный подход к решению проблем регионов СКФО», — приводит слова президента республики пресс-служба региональной администрации.

Рашид Темрезов также сообщил, что при разработке программы были учтены предложения каждого региона СКФО, и Карачаево-Черкесии в том числе.

«В целом реализация программы позволит нам решить многие социальные проблемы и создать комфортные условия для жизни людей, ведения бизнеса и отдыха. И мы намерены достичь намеченных показателей», — заявил глава КЧР.

В свою очередь, глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров считает, что программа позволит республике значительно сократить отставание от регионов с высоким уровнем социально-экономического развития. А ход программы, по его мнению, нуждается в постоянной корректировке.

«Предлагаю периодически, возможно один раз в год на этом же уровне рассматривать не просто ход реализации программы, а корректировать ее, освежать новыми целями и задачами», — сказал глава Северной Осетии.

«Важно отметить, что совершенно четко прослеживается важная цель программы — постепенное и эффективное встраивание экономики округа в единый народно-хозяйственный комплекс России, повышение его удельного веса в межрегиональном товарообороте и доли на общероссийском рынке товаров и услуг», — цитирует слова президента республики его пресс-служба.

Таймураз Мамсуров также отметил, что «очень важно, продолжая расширять возможности для эффективного развития частного сектора, которому очень много уделено место в программе, все же неуклонно и последовательно развивать общественный сектор экономики для создания новых рабочих мест», вовлекая, прежде всего, молодежь.

А проблема занятости во всех регионах СКФО, по его мнению, еще долго будет являться проблемой номер один.

Реферат: Проблемы и перспективы развития Северо-Кавказского экономического региона

1. Общая характеристика региона

Введение

Северо-Кавказский экономический регион, несомненно, имеет огромное значение как для экономики, так и для общего благосостояния страны. Ведь до одной трети всего материального производства по отношению к общероссийскому – довольно весомый фактор. Район обладает огромными потенциальными возможностями для поставок сырья для производства продуктов питания.

Выгодное транспортно-географическое положение создаёт необходимые предпосылки для развития хозяйственного комплекса района, роста торговли и экономических связей. Северо-Кавказский район граничит на юго-западе с Грузией, на юго-востоке – с Азербайджаном. Россия заинтересована в расширении экономического сотрудничества с этими странами.

Северный Кавказ — район высокоразвитого сельского хозяйства. Его удельный вес в производстве валовой сельскохозяйственной продукции России составляет 11,6%. Это главная житница страны, крупный производитель зерновых, технических и кормовых культур, южных плодов и овощей, табака, чая, разнообразной продукции животноводства. На долю района приходится более 1/3 общероссийского производства сахара-песка, 1/7 мяса, более 1/10 живот­ного и 1/2 растительного масла, 1/3 плодоовощных консервов.

Одновременно Северный Кавказ выполняет роль основного рекреационного хозяйства России, где в курортной зоне ежегодно отдыхают несколько миллионов человек.

Районный хозяйственный комплекс Северного Кавказа разви­вается под воздействием природных, экономических, националь­ных, социальных и политических факторов, определяющих ло­кальные особенности территориальной структуры и размещения его производительных сил.

1. Общая характеристика региона

1.1 Экономико-географическое положение Северо-Кавказского экономического района

Северо-Кавказский экономический район имеет выгодное экономико-географическое положение. Это проявляется в следующем.

Во-первых, он имеет выход к трем морским бассейнам — Каспий­скому, Азовскому и Черному, по которым осуществляются межрайон­ные хозяйственные связи. Выход территории Северного Кавказа к морям не только влияет на размещение и специализацию хозяйства самого района, но и обеспечивает внешнеэкономические связи Российской Федерации со странами Закавказья, Ближнего и Среднего Востока и Южной Европы. Морские перевозки осуществляются через порты Новороссийск, Туапсе, Таганрог, Махачкала.

Во-вторых, Северо-Кавказский экономический район непосредственно граничит с бывшими республиками СССР – странами СНГ — Грузией, Азербайджаном и мощным Донецко-Приднепровским районом Украины. Тесные хозяйственные, этнические и инфраструктурные связи с этими странами усиливают стратегическое и экономическое значение данного района для всей России. Минусом в приграничном положении района с Грузией и Азербайджаном является то, что там в последние годы не прекращаются острые межнациональные конфликты, является дополнительным фактором дестабилизации национально-политической обстановки на Северном Кавказе. В составе России район граничит с развитыми Поволжским и Центрально-Черноземным районами.

В-третьих, выгодность положения Северного Кавказа проявляется в том, что на территории района проходят важнейшие железнодорожные, автомобильные и трубопроводные магистрали, связывающие Россию со странами Закавказья.

Благодаря своему выгодному положению Северо-Кавказский экономический район имеет стабильные рынки сбыта. В межрайонном обмене Северный Кавказ выступает поставщиком продукции сельскохозяйственного, энергетического и транспортного машиностроения, нефтехимии, пищевой и легкой промышленности, агропромышленного комплекса. Вывозятся также цемент и уголь. Основные продукты ввоза — прокат черных металлов, некоторые виды минеральных удобрений, деловая древесина и пиломатериалы, автомобили, тракторы, а в последнее время нефть.

Пополнение рабочей силы связано с большим миграционным притоком населения, главным образом из государств Закавказья, а также Украины. В основном это нелегальные эмигранты, являющиеся источником дешевой рабочей силы.

1.2 Состав Северо-Кавказского экономического района, площадь и границы

Северо-Кавказский экономический район — один из 11 экономических районов Российской Федерации, состоит из 10 федеральных субъектов:

1. Республика Адыгея

2. Республика Дагестан

3. Республика Ингушетия

4. Кабардино-Балкарская Республика

5. Карачаево-Черкесская Республика

6. Республика Северная Осетия — Алания

7. Чеченская Республика

8. Краснодарский край

9. Ставропольский край

10. Ростовская область

Площадь района составляет 355,1 тыс. км2 и занимает 2% территории страны. Район расположен на крайнем юге европейской части Российской Федерации и простирается от Нижнего Дона до Большого Кавказского хребта. Район находится в окружении трех морей: Черного, Азовского и Каспийского. Протяженность береговой линии в границах района 350 км.

1.3 Природно-ресурсный потенциал региона

Природные условия. Благоприятные на большей части территории почвенно-климатические условия способствуют хозяйственному развитию Северного Кавказа.

Для рельефа Северного Кавказа характерно чередование небольших сильно расчлененных возвышенностей и почти идеальных низменных равнин при общем подъеме территории в направлении с севера на юг. Орографические особенности территории (Ставропольская возвышен­ность, отгородившая Прикубанскую низменность от Прикаспийской впадины, и Кавказский хребет, поднимающийся местами до высоты 5,5 км) благоприятствуют интенсивному перемешиванию и трансформа­ции воздушных масс, обусловливающих пестроту климатических харак­теристик. При большом разнообразии природных ландшафтов, отличаю­щихся друг от друга степенью континентальности, обеспеченностью теплом и влагой, суровостью и снежностью зимы, здесь четко выделяют­ся следующие обширные зоны: равнинная, степная, горная и приморско-субтропическая с характерным для каждой из них сочетанием при­родных условий.

Температурный режим равнинных частей района намного благо­приятнее для развития сельского хозяйства по сравнению с другими районами страны. Благодаря положению на границе умеренных и суб­тропических широт вегетационный период с температурами выше 10 °С продолжается здесь от 170 до 190 дней, тогда как даже в Центрально-Черноземном районе только 139—164 дня. Годовая сумма солнечной радиации на равнинах и в предгорьях достигает 120—140 ккал/см2. Это примерно в 1,5 раза больше, чем в Подмосковье.

—>ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ «

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • »
  • Общественно-политическая газета

    • Vkontakte
    • Twitter
    • Facebook
    • Instagram
    • Youtube
    • Odnoklassniki
    • RSS

    • Главная
    • Новости
      • Политика
      • Общество
      • Право и закон
      • Образование
      • Культура
      • Медицина
      • Молодежь
      • Регион
      • Происшествия
      • Спорт
      • События
    • Анонсы
    • Фото
    • Газета
      • Пятигорская Правда
      • Бизнес Пятница
      • Редакционная колонка
    • Контакты
    • Гостевая книга

    Северный Кавказ — проблемы и перспективы развития

    Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе Сергей Меликов совершил двухдневную поездку в Карачаево-Черкесскую Республику.
    Программа первого дня визита началась с посещения автомобильного завода «Дервейс», на который полпред прибыл вместе с главой региона Рашидом Темрезовым. Здесь состоялся обмен мнениями по вопросам развития предприятия и всего промышленного комплекса республики в целом.
    Представитель президента осмотрел ряд рекреационных и культурных объектов в Черкесске — в том числе, парк «Зеленый остров» и реконструированную набережную. Как проинформировал Сергея Меликова глава Карачаево-Черкесии, в настоящее время рядом с парком идет строительство нескольких крупных спортивных учреждений — физкультурно-оздоровительного комплекса с универсальным игровым залом, академии тенниса и футбола.
    Насыщенной и конструктивной стала встреча полпреда с представителями общественного и молодежного актива республики. Обсуждались вопросы развития диалога между обществом и властью, включая совместный поиск решений по основным направлениям развития регионов Северного Кавказа.
    В этот же день Сергей Меликов в поселке Домбай побывал в центре временного размещения граждан Украины, вынужденно покинувших места постоянного проживания. На нынешний момент здесь находятся 315 человек. Представитель президента ознакомился с условиями, в которых живут люди, и пообщался с семьями, которые решили остаться навсегда в Карачаево-Черкесии.
    Часть вынужденных переселенцев изъявила желание поехать в другие регионы, чтобы устроиться на работу по узким специальностям, в том числе связанным с шахтерским делом. Как прозвучало, после проработки вопроса будет определена логистическая схема их доставки в другие субъекты России.
    Основным событием второго дня визита стало участие полпреда в Северо-Кавказском гражданском форуме «Архыз-XXI», который открылся на базе туристического комплекса «Романтик». Партнерами мероприятия выступили Правительство Карачаево-Черкесской Республики и ОАО «Курорты Северного Кавказа».
    Участники форума — активисты гражданского общества, эксперты, предприниматели, руководители органов государственной и муниципальной власти из всех регионов округа и ряда других субъектов РФ — собрались, чтобы обсудить вопросы укрепления традиционных моральных ценностей и принципов общероссийской идентичности как базы для совершенствования всей российской государственности, проблемы и перспективы развития Северного Кавказа.
    В своем выступлении Сергей Меликов призвал собравшихся уделить особое внимание тематике гражданского мира и общественной консолидации.
    «Мы все видим, к каким трагическим последствиям способно привести общественное противостояние, в том числе подогреваемое извне. На мой взгляд, народы России в последние месяцы сами нашли ответ на этот вызов, обеспечив крупнейший всплеск патриотизма во всем обществе. Но именно эксперты способны найти эффективные способы реализации этого общественного порыва — он не должен остановиться», — отметил полпред.
    Сергей Меликов также нацелил участников форума на подключение к деятельности общественных площадок, созданных на окружном уровне. В том числе — Общественного совета Северо-Кавказского федерального округа, Совета по молодежной политике при полномочном представителе Президента РФ в СКФО. Работающие в медийной сфере могут сотрудничать в рамках Ассоциации СМИ Северного Кавказа. А всех, кто обладает экспертными знаниями по основным проблемам общественного развития, полпред пригласил в качестве гостей на Северо-Кавказский молодежный форум «Машук-2014».
    Обсуждалась на форуме и проблематика развития курортного потенциала округа. Игорь Сопов, руководитель выступившего организатором форума Центра современной кавказской политики, рассказал о результатах первого года работы ЦСКП. Как было отмечено, уже проведено более 50 экспертны

    Читайте также  Природа и экономика Киргизии

    Не хватает людей и денег. За счёт чего выживать регионам Северного Кавказа

    Будущее человечества — за крупными городами, уверены эксперты, поэтому регионы России борются за приток населения, а заодно и за ресурсы из федерального центра. Южная окраина страны людей пока только теряет.

    Как удержать молодёжь на Кавказе и где её трудоустроить? Эти и другие вопросы федеральные и региональные эксперты обсуждали в Ставрополе на первом заседании экспертно-аналитического центра «Юг». «АиФ-СК» собрал мнения специалистов.

    Элита мигрирует

    Всем субъектам России приходится конкурировать за финансовые ресурсы из федерального центра. Побеждают те, у кого есть преимущества. Это может быть климат, полезные ископаемые или географическое положение, а может быть и инфраструктура, например, современные образовательные центры.

    «Мы живём в эпоху, когда регионы становятся вторичными по отношению к мегаполисам. Концентрация людей в крупных городах неизбежна. Борьба за миграцию населения станет одной из составляющих борьбы регионов за ресурсы», — объяснил руководитель центра Сергей Старовойтов.

    Пока что южные регионы не притягивают, а теряют население. «Только Дальний Восток в этом нас опережает, — говорит доцент Института социологии и регионоведения ЮФУ в Ростове Андрей Бедрик. — Особенно это касается той части молодёжи, которая формирует интеллектуальную элиту, то есть способна получить и получает высшее образование. Её отток — риск для экономического и политического развития регионов».

    По данным Росстата, с 2017 по 2018 год СКФО за счёт миграции потерял более 25 тыс. человек. Отток населения удалось перекрыть высоким естественным приростом.Толчок развитию дотационного Северного Кавказа дают в первую очередь всё-таки федеральные финансы. Однако бороться за них, по словам политолога Евгения Минченко, можно по-разному: жаловаться на проблемы и вызывать «золотой дождь» к региональным выборам или же вовремя подавать заявки на участие в целевых программах. Вторым способом лучше всего пользуются два региона России — Татарстан и Чечня.

    Его коллега Дмитрий Фетисов посоветовал использовать для развития регионов их географическое положение в транспортных коридорах «Север — Юг» через Каспийское море и «Евразия» — по водному каналу Волга-Дон. Эксперт призвал по этим путям, в которые вкладываются федеральные средства, наращивать товарооборот и с другими странами, и между субъектами федерации, налаживая взаимовыгодное сотрудничество.

    Туристическая легенда

    Ещё один ресурс для укрепления экономики северокавказские регионы видят в развитии туризма. По мнению профессора ВШЭ Олега Матвейчева, потенциал у этой отрасли действительно есть. За год в СКФО она показала прирост в 40%. Но в абсолютных цифрах это только три миллиона человек в год. Отчасти в этом виноват перекос в сторону развития горнолыжных курортов, рассчитанных на узкую аудиторию спортивных людей с достатком выше среднего. По мнению Матвейчева, лучше делать ставку на круглогодичные курорты, доступные людям с разным достатком. Причём деньги, по его словам, должны вкладывать частные инвесторы, а бюджетные средства лучше направлять на инфраструктуру и обеспечение безопасности.

    Матвейчев предложил продвигать курорты республик СКФО под единым брендом с Кавминводами, потому что туристы могут совмещать отдых в санаториях с турами по Кавказским горам. Но местные эксперты с этим не согласились. «Я не особо верю, что удастся договориться об общих туристических брендах. Это противоречит принципу соперничества за ресурсы федерального центра», — заявил доктор философских наук из Ставрополя Виктор Авксентьев. На его взгляд, самая большая проблема Кавказа — деиндустриализация и отсутствие современных производств. Директор Института социального маркетинга Сергей Хайкин назвал ставку на туризм национальной легендой. Однако признал, что даже чеченский курорт «Ведучи», создание которого «полностью противоречит здравому смыслу», оказался полезным для создания образа безопасной республики. «В будущем «Ведучи» станет брендом Чечни», — уверен он.

    Ставрополье эксперты назвали центром стабильности в СКФО. Регион с ролью локомотива, по мнению директора Центра политического анализа Павла Данилина, неплохо справляется: не только заместил иностранное зерно и американские «ножки Буша», но и вышел со своей продукцией на международные рынки. Край обеспечивает 40% поставляемого за границу мяса птицы, продаёт туда баранину, зерно, сахар. В экспорте продовольствия политолог и видит перспективы развития экономики и СКФО, и России в целом, ведь 50% населения мира испытывают недостаток в продовольствии, а цены на него с 2004 года постоянно растут.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: