Рыночные институты эколого-экономического регулирования - ABCD42.RU

Рыночные институты эколого-экономического регулирования

Рыночные институты эколого-экономического регулирования

Преобразование отношений собственности путем разгосударствления и приватизации рассматривается на современном этапе как необходимое условие перехода к рыночной экономике.

Формирование рыночных отношений в экологической сфере непосредственно связано с вопросами собственности на природные ресурсы. В обществе сложился стереотип, который подразумевает, что основой рыночных преобразований является переход контроля над ресурсами в руки частных лиц, а частная собственность служит базой возрождения предпринимательства и роста эффективности производства. Однако мировая практика не дает безоговорочных примеров указанных преимуществ частной собственности над другими ее формами, за исключением сферы мелкого и семейного бизнеса.

В экономически развитых странах существуют разные формы собственности на природные ресурсы: государственная, федеральная (в государствах с федеральным устройством), муниципальная, собственность коренных народов (например, ресурсы в индейских резервациях США и Канады), собственность общественных организаций, частная. В государствах с федеральным устройством федеральной собственностью являются, как правило, стратегические ресурсы (нефть, газ), но могут таковыми быть и водные, и земельные, и другие ресурсы. Остальные относятся к собственности субъектов федерации, муниципалитета и т.д.

Независимо от форм собственности на ресурсы природы в развитых странах законодательно регулируется процесс их использования, действует система ограничений на способы эксплуатации природных объектов. При этом права частного собственника могут быть существенно ограничены.

Распределение прав собственности между различными субъектами хозяйствования влияет и на распределение доходов от эксплуатации природных благ. Механизм ценообразования на продукцию природопользования, политика приватизации природных ресурсов, экологическое налогообложение лишь перераспределяют доходы, приносимые использованием природно-ресурсного потенциала. Механизм его вовлечения в хозяйственный оборот определяет, кому будут принадлежать доходы.

В СССР вопрос о формах собственности на природные ресурсы не стоял, поскольку все богатства природы однозначно считались общенародной, государственной собственностью. На деле это означало, что природные ресурсы находились в безраздельном владении эксплуатировавших их министерств и ведомств. Фактическая бесплатность и бесконтрольность использования ресурсов оборачивались расточительным расходованием богатств природы в погоне за производственными показателями, поскольку собственность на них была, по сути, ничейной.

Важной проблемой переходного периода является восстановление в стране института собственности в целом. Его основу составляет свобода перераспределения имущественных прав между субъектами хозяйственной деятельности, каждый из которых должен обладать четко установленными правами и возможностью передавать их любому другому физическому или юридическому лицу. Без соблюдения этой правовой нормы не может существовать институт собственности. Поскольку государственная собственность не была ограничена никакой экономической и правовой ответственностью перед гражданами или юридическими лицами, то можно сказать, что в централизованно-командной экономике институт собственности в законодательном порядке отсутствовал.

Однако вопрос об изменениях в отношениях собственности на землю и другие природные ресурсы весьма не прост. В каждой из постсоветских республик он решается по-своему, но везде вызывает политические дебаты и научные дискуссии. Так, в соответствии с действующей в Российской Федерации Конституцией (ст. 9) «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности». Тот факт, что первой названа частная собственность, можно расценить как установку на ускоренное разгосударствление природно-ресурсного потенциала. Однако отношения собственности в природопользовании — тонкая материя, поскольку речь идет об ограниченных, зачастую исчерпаемых ресурсах. Сторонники огульной приватизации земли во главу угла ставят право свободно продавать и покупать ее, ссылаясь на опыт стран с рыночной экономикой, игнорируя при этом негативные стороны этого процесса (захват природных объектов в частную собственность с целью дальнейшей спекуляции для наживы).

Природопользование (и землепользование в том числе) в странах Западной Европы и Америки исторически сложилось на основе частной собственности на землю. Формирование земельных отношений происходило эволюционно, при этом в некоторых государствах во имя обеспечения социальной справедливости предпринимались попытки реформирования их в сторону национализации, в других — введения единого для всех земельного налога (например, в США в конце XIX в.). Несмотря на постепенный характер развития и утверждения института частной собственности на землю в странах с развитой экономикой, такая система землепользования породила ряд серьезных социальных проблем, связанных с разорением мелких и даже средних собственников, наличием пустующих, неиспользуемых земельных наделов и спекуляций ими, паразитическим присвоением ренты собственником земли на базе объективного роста ее стоимости и т.п.

Для поддержания социальной стабильности власти предпринимали попытки бороться с этими явлениями с помощью экономических и правовых рычагов. Так, в Германии неоднократно предлагалось ввести специальный налог, побуждающий к эффективному использованию земли, предотвращающий «накопление земли без использования». Однако старания оказались тщетными из-за упорного сопротивления политически влиятельного класса крупных земельных собственников, особенно владельцев земель в пределах городов.

Учитывая опыт Запада, государствам, реформирующим свою экономику, следует создать такую систему земле- и природопользования, которая бы обеспечивала реальную экономическую свободу использования земли и других благ природы и в то же время исключала паразитирование на праве собственности на них. Стоимость земли и природных ресурсов, как свидетельствует мировая практика, имеет устойчивую тенденцию к росту, но в момент купли-продажи невозможно точно оценить все многообразие факторов, способных в перспективе повлиять на изменение стоимости. Собственник земли получает по существу неограниченное право присвоения ренты, не учитываемой в момент совершения сделки и не принадлежащей ему. В этом состоит главная причина социальной несправедливости и неравенства в обществе. Необходимо, чтобы хозяин земли получал доход, пропорциональный его вкладу в развитие производства при условии ежегодной выплаты ренты (земельного налога) обществу в размерах, отражающих меняющуюся во времени ценность земельного участка. Авторитетные ученые и политики настаивают на законодательной регламентации не частной собственности на землю (она порождает прежде всего меркантильные интересы и спекуляцию, способствуя дальнейшему расслоению общества на богатых и бедных), а права частного пользования землей. В Швейцарии такая собственность называется «правом застройки», в Германии — «наследственным правом застройки», которое предоставляется сроком на 50—99 лет.

Собственность для пользования так же, как и обычная частная собственность, позволяет землю продавать, дарить, сдавать в аренду, закладывать и т.п., но объектом продажи (дарения, аренды и т.д.) выступает при этом не сама земля, а вложенный в нее капитал, т.е. строения или иное капиталовложение, осуществленное на земле. В случае приобретения права собственности для пользования цена земли определяется, во-первых, стоимостью всех объектов, размещенных на ней (зданий, сооружений и пр.), во-вторых — ставкой земельного налога, который и в дальнейшем уплачивается обществу в размере ренты, полученной при использовании земли. В этом отличие собственности для пользования от частной собственности на землю, когда цена погашается сразу в момент купли-продажи.

Однако следует остановиться на принципиальном подходе к решению вопроса собственности в природопользовании стран с переходной экономикой, специфика которых диктует необходимость сохранения государственной собственности на существенную долю природных ресурсов, приносящих дифференциальную ренту, чтобы использовать рентные доходы для разрешения социальных и экономических проблем.

Собственность на природные ресурсы может быть распределена между субъектами власти (центром, регионами), а компетенция каждого из органов власти должна быть закреплена законодательно. Система отношений собственности на природные ресурсы должна быть адекватной рыночным отношениям, т.е. помимо государственной (республиканской, региональной) собственности включать и частную, акционерную, коллективную. Однако в силу сложившейся ситуации приоритет остается за государственной собственностью. При этом на органы государственной исполнительной власти возлагаются организация процесса трансформации собственности, а также регулирование процессов использования ресурсов природы вне зависимости от того, кому они принадлежат.

Данный подход в определенной степени реализуется в природопользовании Беларуси. Согласно ст. 13 Конституции недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Что же касается земли, то в Кодексе о земле определены две формы собственности на нее — государственная и частная.

В государственной собственности остаются земли сельскохозяйственного назначения (колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных предприятий), а также земли, имеющие общегосударственное значение, как-то: общего пользования в населенных пунктах; занятые предприятиями транспорта, связи; предоставленные для нужд обороны, под заповедники; лесного и водного фондов; некоторые другие категории (например, участки с разведанными месторождениями полезных ископаемых).

В соответствии с белорусским законодательством право частной собственности на землю предоставляется гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, для строительна и обслуживания жилого дома, для садоводства и частного строительства. Более того, регламентируется принудительное (по решению суда) изъятие земельных участков местными орлами власти в случае использования земли не по целевому назначению. Препятствует спекуляции землей и ограничение размеров предоставленных в частную собственность земельных участков. В соответствии с логикой рыночных отношений земли, находящиеся в частной собственности, могут передаваться по наследству, продаваться, сдаваться в аренду. Разрешается также сдача участков в залог для получения кредитов в банках, имеющих лицензию на ведение залоговых операций.

Земля может быть в частной собственности юридических лиц (их собственников), в том числе зарубежных, если на ней располагаются приватизированные данными лицами производственные объекты или объекты по оказанию услуг. Юридические лица вправе приобретать земельные участки для строительства и эксплуатации необходимых для предприятий при осуществлении инвестиционных проектов. Передача земли в собственность юридических лиц, в том числе и зарубежных, осуществляется за денежные средства в порядке, определяемом Президентом страны. Такая регламентация масштабов приватизации земли в условиях переходной экономики препятствует разбазариванию продуктивных сельхозугодий, наживе и незаслуженному обогащению на их перепродаже одних, обнищанию и безработице других, и поэтому имеет большую социальную значимость.

Елена Старченко — Условия развития рыночных институтов экологизации экономики региона

  • 80
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Описание книги «Условия развития рыночных институтов экологизации экономики региона»

Описание и краткое содержание «Условия развития рыночных институтов экологизации экономики региона» читать бесплатно онлайн.

В работе рассмотрены вопросы формирования рыночных институтов, способствующих экологизации экономики региона. Авторами проведено исследование трактовок понятия «экологический рынок», имеющихся в зарубежных и российских источниках. На основе систематизации опыта зарубежных стран в развитии экологических рынков выявлены условия возникновения подобных институтов, описаны составляющие инфраструктуры, способствующие сокращению транзакционных издержек и интенсификации процессов обращения благ экологического назначения. Анализ существующих подходов к оценке состояния эколого-экономических систем показывает, что ни одна из предложенных исследователями методик не дает однозначной характеристики качества условий развития экологических рынков. Для решения выявленной проблемы авторы предлагают систему показателей, иллюстрирующих отдельные аспекты состояния эколого-экономической системы, зрелость рыночной инфраструктуры и степень пригодности сложившейся среды для развития экологических рынков. Применение балльно-рейтингового подхода дало авторам возможность формулировки интегрального показателя, упрощающего процесс оценки. Изложенная авторами методика была апробирована на примере регионов Сибирского федерального округа, выявлены наиболее перспективные регионы для развития экологических рынков, оценено качество их рыночной инфраструктуры.

Читайте также  Характеристика экономических районов России

В Японии действует система нормативов по загрязнению атмосферы, которая является одной из самых строгих в мире. Нормативы превосходят в 2–3 раза аналогичные параметры в других странах. Вместе с тем, используются и экономические методы, побуждающие бизнес к экологизации, среди которых: платежи за природные ресурсы (они идут на финансирование экологических проектов); налоги на источники выбросов серы; налоги на потребителей бензина; повышен налог на покупку земель в окрестностях городов и др. С другой стороны, поощряются предприятия, использующие экологически чистые технологии[45]. Япония является одним из крупнейших мировых экспортеров экотехнолгий. Однако, рынков квот на выбросы веществ-загрязнителей в стране не существует. При этом, страна является участницей международного рынка квот на выбросы парниковых газов, функционирующего на основании Киотского протокола.

Формирование экологического рынка Японии изобразим схематично на рисунке А.3, представленном в приложении А.

Подобная экологическая политика привела к формированию достаточно развитого экологического рынка как внутри страны, так и способствовала выходу японских компаний на международные экологические рынки. Страна, не обладающая значительными запасами природных ресурсов является одним из лидеров мирового промышленного производства за счет своей высокой ресурсоэффективности. Например, энергоемкость экономики Японии в 3 раза ниже российской экономики[46].

Вопросы экологизации экономики в России разработаны сравнительно хуже, чем в промышленно развитых странах современного мира. За рубежом разработка мер эколого-экономического стимулирования существует достаточно давно, тогда как в условиях России эта тенденция является новой и начала осуществляться только в начале XXI века. Причем речь идет не только о разработке экологической политики и соответствующего нормативно-правового государственного регулирования, но и о появлении отрасли экологического предпринимательства, формировании экологических рынков.

Говоря об экологизации российской экономики, необходимо отметить неразвитость рычагов рыночного регулирования природоохранной деятельности российских предприятий. Экологический рынок страны только зарождается, причем этот тезис справедлив не для всех ее регионов. Подобный факт имеет несколько объективных причин. Во-первых, экологическая емкость среды в России сама по себе высока: страна является мировым лидером по запасам природных ресурсов всех видов, численность населения небольшая по сравнению с занимаемой территорией. Во-вторых, кризисное положение российской экономики в начале и конце 1990-х годов снизило актуальность вопросов экологической политики. После распада СССР промышленное производство сократилось более чем на 50 % (по некоторым данным – на 81 %)[47], соответственно, сократилась и негативная нагрузка на окужающую среду, и потребность в природных ресурсах. Однако, дальнейшее развитие российской экономики, имеющее положительную динамику, сопровождающееся ростом масштабов производства вновь делает такие вопросы актуальными. Кроме того, учитывая тот факт, что в период 90-х гг. темпы технологического прогресса были фактически заморожены, современное развитие в большинстве своем основывается на заведомо отсталых технологических решениях. Российские технологии морально устарели, а оборудование большинства крупнейших российских предприятий устарело и физически. Таким образом, для формирования развитой, ресурсоэффективной и экологичной экономики необходимо и формирование экологического рынка, т. е. того института, который будет способствовать достижению такой цели.

Однако, базовые рычаги эколого-экономического регулирования в России все же задействованы. Основу эколого-экономического регулирования во всех развитых странах составляет реализация принципа платности природопользования. Наличие обязательных платежей, уплачиваемых предприятиями и индивидуальными предпринимателями пропорционально негативному воздействию осуществляемой ими деятельности на окружающую среду, должно формировать у природопользователей мотивацию на экологизацию. В самом общем виде принцип платности природопользования предполагает наличие системы платежей, уплачиваемых субъектами при использовании возможностей и ресурсов окружающей среды. На практике он реализуется через систему, включающую:

1) платежи за пользование природными ресурсами;

2) платежи за негативное влияние на окружающую среду, которые должны стимулировать повышение экологичности («загрязнитель платит»).

В России принцип платности природопользования закреплен на нормативно-правовом уровне. Статья 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» прямо называет «платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде» одним из основных принципов. Принцип платности природопользования в России де-юре реализуется через систему обязательных платежей, уплачиваемых предприятиями и индивидуальными предпринимателями – природопользователями.

Результаты систематизации платежей представлены в таблице 1.2.

Таблица 1.2. Система платежей за природопользование в России

В системе платежей, уплачиваемых природопользователями в России, можно выделить следующие группы: 1)налоги и сборы, взимаемые за пользование природными ресурсами (налог на добычу полезных ископаемых, роялти от реализации соглашений о разделе продукции, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира) – по сути, эти платежи не носят яркой «экологической» направленности, поскольку не коррелируют с объемами продуцируемой негативной нагрузки на окружающую среду (ресурсные платежи); 2) платежи, носящие компенсационный характер, призванные компенсировать в денежной форме вред, который хозяйственная деятельность наносит окружающей среде (экологические платежи) – это, во-первых, плата за негативное воздействие на окружающую среду, платежи за пользование лесными ресурсами, плата за пользование водными объектами, платежи за пользование недрами.

Таким образом, в России принцип «загрязнитель платит» реализуется исключительно в форме платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС). Только такие платежи исчисляются исходя из объемов негативного воздействия, продуцируемого природопользователями. Однако и реализация этого инструмента далека от идеала[48].

Анализ структуры фактически уплачиваемых платежей позволяет сделать вывод о том, что в России традиционно доминирует первый вид платежей. Статистические данные, подтверждающие указанный тезис, представлены в таблице 1.3.

Таблицы 1.3. Динамика долей различных видов экологических платежей %

Согласно представленным данным, в общей структуре доходов от использования природных ресурсов и вредного воздействия на окружающую среду в консолидированном бюджете наибольший удельный вес занимают налоги и сборы за пользование природными ресурсами (а именно – налог на добычу полезных ископаемых). Доля таких платежей в общей сумме колеблется от 92,56 до 96,09 %.

Таким образом, в России традиционно преобладают налоговые платежи за пользование природными ресурсами, в то время как компенсационным платежам отведена далеко не главная роль.

Этапы формирования основ для экологизации российской экономики схематично представим на рисунке А.4, представленном в приложении А.

Таким образом, на сегодняшний день можно говорить о том, что в России начинается процесс формирования основ для возникновения экологических рынков. Нормативно-правовое регулирование, действующее на сегодняшний день, во многом ограничивается регламентированием основных положений и не содержит единой системы конкретных шагов, направленных на экологизацию экономики. Применяемый на сегодняшний день инструментарий не способствует решению проблемы повышения экологической безопасности России. За рамками решения экологических проблем остаются муниципалитеты. Де-факто в России можно говорить лишь о государственной и региональной экологической политике, в то время как за муниципалитетами закреплены незначительные полномочия по утилизации отходов и организации локальных мероприятий в области охраны окружающей среды. При этом, большинство природопользователей сосредоточено на землях муниципалитетов. Целесообразно обеспечить более полное участие органов местного самоуправления в решении вопросов эколого-экономического регулирования, расширить полномочия муниципалитетов.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

ККР — Институты эколого-экономического регулирования

30 $ скидка 20%

Продавец

Описание товара

Контрольно-курсовая работа по экономике природопользования на тему «ФОРМИРОВАНИЕ РЫНОЧНЫХ ИНСТИТУТОВ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ». Маркеева Т.П.
Введение
Глава 1. ФОРМИРОВАНИЕ РЫНОЧНЫХ ИНСТИТУТОВ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1. Предпринимательство и развитие рынка экологических услуг
1.2. Проблемы собственности в природопользовании
1.3. Экологические аспекты приватизации
Глава 2. СТРУКТУРНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
2.1. Мероприятия структурного регулирования и их возможные последствия
2.2. Учёт издержек и доходов от мероприятий по охране окружающей среды
2.3. Рыночная информация и методы её оценки в сфере природопользования
Заключение
Список использованных источников

Отзывы

С товаром «ККР — Институты эколого-экономического регулирования» также смотрят:

В целях противодействия нарушению авторских прав и права собственности, а также исключения необоснованных обвинений в адрес администрации сайта о пособничестве такому нарушению, администрация торговой площадки Plati (http://www.plati.market) обращается к Вам с просьбой — в случае обнаружения нарушений на торговой площадке Plati, незамедлительно информировать нас по адресу support@plati.market о факте такого нарушения и предоставить нам достоверную информацию, подтверждающую Ваши авторские права или права собственности. В письме обязательно укажите ваши контактные реквизиты (Ф.И.О., телефон).

В целях исключения необоснованных и заведомо ложных сообщений о фактах нарушения указанных прав, администрация будет отказывать в предоставлении услуг на торговой площадке Plati, только после получения от Вас письменных заявлений о нарушении с приложением копий документов, подтверждающих ваши авторские права или права собственности, по адресу: 123007, г. Москва, Малый Калужский пер. д.4, стр.3, Адвокатский кабинет «АКАР №380».

В целях оперативного реагирования на нарушения Ваших прав и необходимости блокировки действий недобросовестных продавцов, Plati просит Вас направить заверенную телеграмму, которая будет являться основанием для блокировки действий продавца, указанная телеграмма должна содержать указание: вида нарушенных прав, подтверждения ваших прав и ваши контактные данные (организиционно-правовую форму лица, Ф.И.О.). Блокировка будет снята по истечение 15 дней, в случае непредставления Вами в Адвокатский кабинет письменных документов подтверждающих ваши авторские права или права собственности.

  • Мои покупки
  • Мои закладки
  • Мой чат
  • API
  • Поддержка
  • Политика возвратов

Этот сайт использует cookie (куки) для обеспечения более эффективного пользовательского опыта. Подробнее читайте в нашей Политике использования файлов cookie.

Политика использования файлов cookie

Пожалуйста, внимательно ознакомьтесь с данной политикой использования файлов cookie, прежде чем пользоваться услугами plati.market. Посещая сайт plati.market вы соглашается с тем, что plati.market может использовать файлы cookie для их последующей обработки системами Google Analytics, Яндекс.Метрика.

Что такое cookies?

Cookies — это простые текстовые файлы, которые хранятся на вашем компьютере или мобильном устройстве сервером веб-сайта. Каждый файл cookie уникален для вашего веб-браузера. Он содержит некоторую анонимную информацию, такую как уникальный идентификатор, доменное имя сайта, некоторые цифры и числа.

Какие типы файлов cookie мы используем?

Необходимые файлы cookie

Необходимые файлы cookie позволяют нам предложить вам наилучший возможный опыт при доступе и навигации по нашему сайту и использовании его функций. Например, эти файлы cookie позволяют нам узнать, что вы создали учетную запись и вошли в нее.

Функциональные файлы cookie

Функциональные файлы cookie позволяют нам управлять сайтом в соответствии с вашим выбором. Например, мы узнаем ваше имя пользователя и запоминаем, как вы настраивали сайт при последующих посещениях.

6.1. Экономическое регулированиеэкологической деятельности

Приоритетное значение проблемы экологической устойчивости экосистем всех уровней, взаимосвязь и взаимодействие экосистем, их влияние на устойчивое развитие общества и среды обитания должны (в идеале) гарантировать приоритет финансово-экономического обеспечения экологической деятельности на всех уровнях.

Недостаточная эффективность привлечения финансовых средств

в развитие экологической деятельности объясняется главным образом тем, что их использование носит затратный характер. Экологические налоги, многочисленные штрафы за различные загрязняющие воздействия на окружающую среду, разработка и внедрение очист

ных устройств и сооружений, содержание экологического менеджмента и обеспечение его деятельности относятся к издержкам производства и повышают себестоимость продукции, снижая ее конкурентоспособность. Два основных направления деятельности экологического менеджмента предприятия — природопользование и природоохранная деятельность — не способствуют развитию предпринимательской деятельности и активному использованию рассмотренных выше источников финансирования экологических работ. В этой ситуации система механизмов экономического регулирования экологической деятельности является системой методов поощрительного и принудительного характера.

Принято рассматривать следующие экономические методы природопользования : с преобладающим использованием рыночных механизмов и созданием благоприятной экономической среды для развития экологически чистых производств; с использованием административных и рыночных механизмов и подавлением экологически опасных отраслей с помощью жесткой налоговой политики; с установлением ограничительных экологических рамок, слабо влияющих на темпы и масштабы экономического развития.

В области природопользования и охраны окружающей среды используются разные методы экономического регулирования из числа рассмотренных выше. Вместе с тем в ряде национальных экосистем делаются попытки установить нормативы загрязнений окружающей среды национального масштаба и распределить их по источникам загрязнений (предприятиям). Это еще не экологический кадастр национальных экосистем, но уже его прообраз. Агентство по охране окружающей среды США установило, например, общий лимит выбросов загрязнений и распределило квоты на выбросы загрязнений между разными типами предприятий. За превышение этих квот взимаются высокие штрафы. При этом право на дополнительные выбросы предприятие может приобрести (купить) у других предприятий, у которых фактические выбросы ниже установленных квот.

Таким образом, действует рынок экологических квот на допустимые в данной экосистеме нормативы загрязнений. На планетарном уровне экологической деятельности эта проблема решается в условиях международной торговли квотами на выбросы в атмосферу Земли парниковых газов. Основные положения такой торговли установлены Киотским протоколом в целях регулирования устойчивого климата планеты. Однако не все государства приняли на себя такие обязательства.

С проблемой платежа за загрязнение атмосферы Земли связан вопрос о загрязнении околоземного космического пространства. В освоении околоземного космического пространства принимают участие все большее число стран. На околоземных орбитах в настоящее время находятся свыше 5000 предметов искусственного происхождения, и их количество продолжает возрастать.

В природоохранной деятельности основу российских экономических методов регулирования составляют экологические налоги (платежи) и экономические санкции за различные правонарушения в экологической деятельности. Экологические требования и экономические санкции за нарушение этих требований устанавливают органы власти даже при отсутствии некоторого подобия экологического кадастра. Тем не менее такой подход к экономическому урегулированию природоохранной деятельности одобрен представительной международной организацией — советом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Предполагается при этом, что государственные расходы ограничиваются общественными методами: экологическим образованием, экологическим мониторингом и контролем, а предприятия (экологические правонарушители) оплачивают полную стоимость всех видов работ по снижению загрязнений окружающей среды.

Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает введение экологического налога (взамен экологических платежей) с предприятий и организаций с перечислением средств в бюджет всех уровней. В месте с тем Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002 г.) не содержит правовых норм, которые могли бы регулировать аккумулирование финансовых ресурсов на природоохранную деятельность. Экологического бюджета иерархического ряда экосистем не существует, а существовавшие ранее экологические фонды разных уровней не получили дальнейшего развития. Полагают, что совершенствование налогового и бюджетного законодательства в России может привести к повышению эффективности экономического регулирования экологической деятельности.

Экономическое регулирование экологической деятельности осуществляется главным образом на региональном и локальном уровнях. На предприятиях развивается прежде всего экологическая деятельность в области охраны окружающей среды путем проведения мониторинга и контроля состояния источников загрязнений. Но эта деятельность не является обособленной частью менеджмента предприятия. Предполагается, что система управления охраной окружающей среды на предприятии, как это было уже неоднократно отмечено нами, должна быть основана на рекомендациях международных стандартов ИСО 14000.

В условиях развития экономической глобализации и ориентации предприятий на рынки мировой экономической системы международная стандартизация, безусловно, необходима и в области экологической деятельности. Напомним, однако, что проблема экологизации общества, связанная только с природопользованием и природоохранной деятельностью, не имеет достаточной экономической мотивации для предпринимательства. Это затратные виды деятельности принудительного характера, не приносящие прибыли. Побудительной мотивацией для предпринимателей является экологическая деятельность, непосредственно связанная с маркетингом и формированием портфеля заказов для предприятия, с производством и реализацией конкурентоспособных продукции, товаров и услуг, с обеспечением качества и экологической безопасности продукции, с минимальными издержками на осуществление экологических мероприятий при производстве и реализации продукции и извлечением наибольшей прибыли при соблюдении требований экологической безопасности.

Для этого необходимо, как ранее было указано, ввести в состав функциональных задач экологического менеджмента предприятия направления экологической деятельности, которые являются частью хозяйственной деятельности при производстве и реализации продукции. Такими направлениями являются экологизация производства продукции и информационное обеспечение экологической деятельности.

Указанные виды деятельности входят в состав НТД на продукцию, являются частью технологии производства продукции, дополняют основные фонды производства. Экологические показатели безопасности вместе с показателями качества продукции обеспечивают ее конкурентоспособность. Эти виды деятельности позволяют внедрить автоматизированные системы качества и экологической безопасности продукции с учетом требований природопользования и природоохранной деятельности предприятия. АСОКП и СОЭБП через АСУП могут входить в любые информационные системы и сети связи и использовать регулирующие механизмы с помощью экосистем разных уровней. Экологическая деятельность предприятия в этом случае будет регулироваться собственным экологическим бюджетом, который станет обязательной частью финансового баланса предприятия. Эти направления экологической деятельности позволят привлечь инвестиции в хозяйственную деятельность предприятия и определить свою долю в прибыли от реализации продукции. В этом случае все механизмы экономического регулирования экологической деятельности будут использоваться наравне и совместно с механизмами повышения экономической эффективности бизнес-процессов хозяйственной деятельности предприятия.

В мировой рыночной экономике одним из инвестиционных институтов являются страхование имущества, ответственности за причинение вреда, предпринимательского риска и другие виды страхования. Применительно к экологической деятельности действует система добровольного страхования экологических рисков. Принцип добровольного страхования экологической ответственности российских предприятий не имеет к тому побудительных мотивов по многим причинам.

Достаточным стимулирующим фактором развития экологической деятельности мог бы стать экономико-правовой метод повышения ответственности за загрязнения окружающей среды. Действующее законодательство предусматривает различную меру ответственности за экологические правонарушения. Это относится к штрафным санкциям за неудовлетворительное состояние объектов экологии. Экономический вред вследствие экологических правонарушений оценивается по результатам экологических последствий. Неудовлетворительное состояние нормативно-технической документации, исполнительной технологии производства и реализации продукции, метрологического обеспечения средств измерений и испытаний, утилизации по экологическим показателям не рассматривается как экологическое преступление с адекватными мерами ответственности. В России отсутствует экологическое судопроизводство, а меры ответственности устанавливают чиновники разных уровней исполнительной власти.

В условиях рыночной экономики принято считать, что одним из наиболее эффективных экономических методов регулирования хозяйственной деятельности является плановый и внеплановый аудит. В экологической деятельности также используется экологический аудит. Однако его деятельность не ограничивается финансово-экономическими функциями. В соответствии с рекомендациями российского национального стандарта ГОСТ ИСО 14050-99 под экологическим аудитом понимается систематический, документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых аудиторских данных, с тем чтобы определить, соответствуют ли критериям аудита определенные виды экологической деятельности, события, условия, системы административного управления или информация об этих объектах, а также сообщение результатов, полученных в ходе этого процесса, заказчику аудита (клиенту). Экологический аудит может преследовать разные цели и проходить с использованием разных критериев оценки. Экологический аудит проводится специализированными организациями. Предприятие может поставить перед экологическими аудиторами задачу финансово-экономической оценки экологической деятельности. Однако в целом экологический аудит не является эффективным механизмом экономического регулирования экологической деятельности предприятия.

По нашему мнению, более эффективной системой экономического регулирования экологической деятельности предприятия является комплексная система экологической сертификации. Ранее было отмечено, что создание и внедрение на базе информационных технологий системы экологической сертификации предприятия, продукции, товаров и услуг с учетом требований рационального природопользования и охраны окружающей среды с целью обеспечения конкурентоспособности товаропроизводителя и продукции, а также обеспечения финансовой устойчивости предприятия не являются технической проблемой. Экологическая сертификация с использованием АСОКП,

СОЭБП, АСУП с применением технологий штрихового кодирования позволяет в полном объеме решить задачи экономического регулирования экологической деятельности. Сертификация на базе автоматизированных систем проводится в непрерывном режиме сертификации и диагностики, в том числе и контроль финансового состояния предприятия. Напомним еще раз, что международные стандарты серий ИСО 9000 и 14000 при их относительной полезности, не могут решать ни проблему обеспечения конкурентоспособности, качества и экологической безопасности продукции, ни проблему экологической устойчивости любой экосистемы. В настоящее время эта проблема имеет прежде всего кадровый характер. Необходима ускоренная подготовка специалистов в области экологического менеджмента предприятия, действующего в составе менеджмента предприятия и основанного на принципах использования современных информационных технологий и автоматизированных систем управления.

Рыночные институты эколого-экономического регулирования

Современная цивилизация движется по пути реализации концепции устойчивого развития, которая позволяет разрешить, казалось бы, неразрешимое противоречие, необходимость сохранения нормальной экологической обстановки и потребность в ресурсах усиленно развивающейся мировой экономики. Экологическая безопасность и экономический рост тесно связаны между собой. Гармоничное сочетание этих двух явлений в силах обеспечить разумный баланс между природой и деятельностью человека. НТП и колоссальное антропогенное воздействие на биосферу поставили в XX веке под вопрос возможность существования человечества по причине глобального экологического кризиса. Во второй половине XX века сформировалась философия промышленной экологии, ориентированная на значительное сокращение существующих нагрузок на естественные природные ресурсы.

Прогнозируемость будущих последствий от экономической деятельности и экологическая безопасность вызывают повышенный интерес в бизнес-сообществе и оказывают значительное влияние на инвестиционную привлекательность. Нарастающей озабоченностью в обществе являются проблемы охраны природных условий, экологизации промышленности, производимой продукции и предоставляемых услуг. При переходе к рыночным отношениям природные ресурсы и сама окружающая среда стали их важнейшими субъектами [6, 7, 8]. Социально-экономическое развитие всего мирового сообщества сталкивается с множеством комплексных проблем. Из них наиболее значимыми являются «продовольственный кризис» и конечно «технологический кризис».

Решение остальных проблем во многом зависит от решения вышеперечисленных.

Абсолютно новая наука, сочетающая в себе знания по биологии, химии, физике, политологии, экологии, социологии, экономике и пр., должна быть в силах обеспечить теоретическую базу для решения данных проблем. Возникновение парадигмы устойчивого экономического развития (концепции экологической экономики) связано с разработкой концепции подобной метанауки. Дефицитным ресурсом в ней выступает окружающая природная среда и характеризуется она с учетом следующих основных ее функций: она является складом для отходов, фактором производства и товаром, который необходим для поддержания жизни на Земле [3].

В 60–70–е годы XX века экономика природопользования начала формироваться как наука. Необходимость решения комплекса теоретических и прикладных социально-экономических вопросов, связанных с удовлетворением потребностей нынешнего и будущего поколений людей в чистоте, разнообразии и продуктивности окружающей природной среды послужило толчком к ее появлению.

Экологическая экономика есть экономическая наука, которая занимается изучением социально-экономических вопросов взаимодействия общества и окружающей природной среды на локальном, национальном, региональном, глобальном уровнях такого взаимодействия. Как теоретико-прикладная наука она не только занимается изучением с социально-экономических позиций взаимодействие общества и окружающей природной среды в условиях усиливающейся ограниченности природно-ресурсных и экологических благ, но и обосновывает методы экологического регулирования и управления [4].

Возникновение и формирование экологической экономики тесно связано со сменой технологического уклада во второй половине XX века.

Технологический уклад – это группы технологических совокупностей, которые связанны друг с другом однотипными технологическими цепями и образующие воспроизводящиеся целостности [5]. Вступив на путь деиндустриализации производства, технологически развитые страны перешли от четвертого к пятому технологическому укладу. Проводится модификация выпускаемых моделей по продукции четвертого технологического уклада, а это достаточно для обеспечения платежеспособного спроса в своих странах для удержания рыночных ниш за рубежом. На сегодняшний день формируется ядро нового шестого технологического уклада, которое включает формирование сетевых бизнес-сообществ, системы искусственного интеллекта, тонкую химию, глобальные информационные сети, биотехнологии и пр. Возникновение 6–го уклада определяется началом 90-х годов ХХ столетия в рамках реализации 5–го технологического уклада.

Непосредственным образом оказывает влияние на экологическую обстановку и потребляемые человечеством ресурсы изменение технологических укладов, а это в свою очередь порождает новые специфические проблемы, связанные с окружающей средой.

Одним из основных направлений в улучшении охраны окружающей среды и эксплуатации ее ресурсов является определение адекватной цены и (или) экономической оценки природных услуг и природных ресурсов. Необходимо отметить, что природная среда выполняет важные функции. Она регулирует экосистемные функции, в том числе ассимиляция загрязнений и отходов, обеспечивает природными ресурсами, обеспечивает природными услугами, такими как рекреация, эстетическое удовольствие и пр.

Можно выделить следующие подходы среди имеющихся для определения экономической ценности природных ресурсов и природных услуг, позволяющих получить точную оценку. Данная оценка базируется на таких показателях, как рента альтернативной стоимости; затратный подход; общая экономическая стоимость (ценность), рыночная оценка.

Наша планета оказалась в такой ситуации, когда уже необходимо обратить внимание на ее состояние, нельзя оставаться равнодушным к данной проблеме. Важность этой ситуации привела к формированию парадигмы устойчивого экономического развития. Некоторые ученые характеризуют ее как необходимое условие устойчивого развития, а также как новый этап развития экономической теории в постиндустриальную эпоху.

Формой экономического и социального развития, которая оптимизирует социальные и экономические блага, доступные обществу на сегодняшний день без создания угрозы потенциальной возможности иметь эти же блага и в дальнейшем является устойчивое развитие. На комплексном решении проблемы достижения экономических целей при одновременном решении экологических и социальных проблем была основана концепция устойчивого развития [3]. Основными принципами экологической экономики являются следующие: а) существует единый социально-эколого-экономический комплекс, в котором все элементы взаимосвязаны, б) общество может иметь ценности и цели, отличные от ценностей и целей отдельных индивидов (общество склонно ценить качество окружающей среды больше, чем отдельный индивид), в) существует иерархия ценностей. У общества существуют ценности, которые при принятии решений должны учитываться в первую очередь. Они могут отличаться от ценностей отдельных индивидов, г) одномерная целевая функция заменяется здесь на многомерную функцию благосостояния (благополучия), которая учитывает не только качество жизни, но целую совокупность показателей, которые не могут быть сведены к денежной оценке.

Принятие концепции устойчивости заметно отражается на характере развития экономики, что выражается в следующем: во-первых, благосостояние людей зависит от трех категорий ценностей (рационального распределения экономических ресурсов, экономической эффективности, неэкономических благ (свобода, достоинство, религиозная и духовная жизнь и пр.)). Очевидно, что нужно найти компромисс, а не максимизировать ценности какой-либо одной категории. Во-вторых, необходимо с осторожностью использовать природные ресурсы, преимущественно невозобновляемые. Следует всегда помнить, что о последних надо заботиться. В-третьих, необходимо сосредоточить внимание на невозобновляемые источники энергии [3]. И, наконец, важно всегда поддерживать на постоянном уровне биологическую продуктивность сельскохозяйственных угодий, и, как отмечает Пиковский А. А., стоимость используемой энергии и вводимых удобрений не должны превышать стоимости производимой сельскохозяйственной продукции [3]. Следует отметить, что потребность смены техногенного типа развития на устойчивый эколого-сбалансированный тип нуждается в создании абсолютно новых программ в различных сферах экономики и эколого-экономических проектов за счет разработки концепции экологизации экономического развития[1]. В России в сложившихся условиях за последние 25 лет критическое значение для перехода страны к «зеленой» экономике (экологической экономике) приобретает усовершенствование всего хозяйственного комплекса страны на основе структурно-технологической перестройки. По мнению специалистов, это позволит добиться значительного ресурсосбережения и снизить загрязнение окружающей среды, повысить эффективность использования природного капитала. Эксперты считают, что только технологическая рационализация российской экономики и ее структуры позволит высвободить от 30 до 50% всего объема используемых, подчас неэффективно, природных ресурсов при сохранении, а в некоторых случаях – увеличении конечного результата и существенном снижении уровня загрязнения [2]. Для решения этой задачи потребуется значительное изменение приоритетных ценностей и целей, отраслей и комплексов всей экономики. Важно пересмотреть структурную и инвестиционную политику, а также НТП. Встает острая необходимость в соответствующих рыночных регуляторах [1].

Основное требование и в тоже время главная составная часть экологически сбалансированного развития – экологизация экономики. Такой процесс сопровождается сдвигом центра экономического анализа с затрат и промежуточных результатов на конечные результаты экономической деятельности и далее на прогнозируемые тенденции развития.

Экономическое развитие определяется тремя факторами экономического роста: трудовыми ресурсами, искусственно созданными средствами производства, природными ресурсами. Причиной формирования техногенного типа экономического развития послужило недостаточное внимание экономической науки по отношению к экологическим проблемам. Этот тип можно охарактеризовать как природоразрушающий (природоемкий) тип развития, базирующийся на использовании искусственных средств производства, созданных без учета экологических ограничений.

Поэтому для предотвращения экологических кризисов необходим переход от техногенного типа развития к устойчивому. Наконец, требуется изменение социальной политики и сознания людей, синтез социально-экономических возможностей для решения экологических проблем. Будущее нашей планеты обуславливается тем, как все эти необходимые меры будут осуществляться на практике, как и насколько будут сочетаться общие экономические решения со спецификой экологической ситуации в отдельной стране.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: