Современные угрозы экономической безопасности личности в России - ABCD42.RU

Современные угрозы экономической безопасности личности в России

Роль финансовой безопасности личности в жизни человека

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 05.05.2020 2020-05-05

Статья просмотрена: 1107 раз

Библиографическое описание:

Клейменов, Д. С. Роль финансовой безопасности личности в жизни человека / Д. С. Клейменов, Н. С. Ноздрачев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — С. 101-103. — URL: https://moluch.ru/archive/308/69534/ (дата обращения: 17.09.2021).

В статье авторы предложили рассматривать структуру системы финансовой безопасности личности с точки зрения угроз и возможностей, которые она несет.

Ключевые слова: личность, финансовая безопасность, неплатежеспособность, угроза, возможность, финансовые риски, население.

В эпоху развитого капитализма одной из главных проблем в жизни может стать потеря человеком платежеспособности, чтобы не этого не допустить необходимо формировать устойчивую систему финансовой безопасности личности.

Многие авторы рассматривают финансовую безопасность личности не только с экономической, а также с правовой и социальной точки зрения. В таблице 1 мы приведена и сделана попытка.

Обзор мнения авторов на определение терминологии финансовой безопасности

Автор

Определение

Категория

Финансовая безопасность личности — отсутствие острой угрозы минимально приемлемому уровню основных ценностей населения, которые в стране считаются жизненно необходимыми.

Финансовая безопасность личности — состояние, при котором гарантированы условия для защиты жизненных интересов, обеспечиваются социальное развитие и социальная защищенность индивида.

Альбичева М. А. [1]

Финансовая безопасность личности — критерий благосостояния и стабильности в обществе, уверенности человека в защищенности его экономических интересов, реальные возможности для удовлетворения экономических потребностей.

Обобщая, финансовая безопасность личности — это социально-экономическая возможность человека, иметь финансовую независимость для удовлетворения своих материальных и духовных ценностей, как индивидуально, так и внутри общества, а также сохранение этой независимости в перспективе и её дальнейшее преумножение.

Объектом финансовой безопасности является то, на что направлены негативные и конструктивные действия субъектов. Объектом финансовой безопасности личности являются экономические отношения, происходящие между отдельно взятым человеком и субъектом финансовой безопасности.

Субъект финансовой безопасности личности— это активный участник, негативно или конструктивно воздействующий на объект финансовой безопасности.

Мы предлагаем все множество субъектов финансовой безопасности разделить на 4 группы:

Рис. 1. Классификация субъектов финансовой безопасности личности

Можно сказать, что финансовая безопасность личности находится в социально-экономическом взаимодействии, имеющим под собой нормативно-правовую базу, где не каждый субъект всегда оказывает положительное влияние на финансовую независимость личности.

Большинство авторов, например Гордиенко Д. В., в своих работах используют следующие основные понятия:

Угроза — совокупность условий и факторов, создающих опасность для реализации экономических интересов; наиболее конкретная и непосредственная форма опасности.

Риск — это одна из характеристик угрозы, или, более точно, это характеристика реальности угрозы [2].

В свою очередь мы считаем, что соблюдение финансовой безопасности личности дает определенные «возможности».

Возможность — это совокупность условий и факторов, которые позволяют создать благоприятные условия для увеличения возможностей удовлетворение необходимых потребностей.

Влияние финансовых рисков, оказываемых на личность.

Сфера влияния

Характеристика риска

Причинение вреда

Возможность предотвращения

Состояние личного бюджета

Дефицит личного бюджета

Профицит/сохранение на исходном уровне личного бюджета

Наличие постоянного места работы

Высокий уровень безработицы в стране, регионе, городе; угроза потерять работу

Низкий уровень безработицы влечет за собой уверенность и сохранение времени при ее поиске

Несвоевременная выплата заработной платы; сокращение перечислений работодателями в социальные фонды.

Рост заработной платы; увеличение перечислений работодателями в социальные фонды позволяет не беспокоиться о выходе на пенсию.

Оплата жилищно-коммунальных услуг

Высокая доля коммунальных платежей в совокупном доходе человека

После оплаты ЖКХ у человека будут оставаться средства на удовлетворение своих духовных потребностях

В настоящий момент в России имеется множество людей с проблемами в правильном функционировании системы финансовой безопасности, отсюда вытекают и проблемы социальной и физиологической удовлетворенности. Социально-экономическое развитие в таблице 3.

Свершение риска по своему характеру могут наносить вред различной тяжести, но нельзя отрицать, что бездействия по отношению к ним усугубляет финансовое состояние граждан.

Повысить уровень финансовой безопасности личности невозможно в отрыве от укрепления экономической безопасности общества и государства.

Доля населения, подверженная проблемам, связанных снестабильным функционированием системы финансовой безопасности личности

Компоненты финансовой безопасности личности

Угрозы финансовой безопасности личности

Доля населения, подверженная этим угрозам

тыс. чел.

% к населению

Угроза несоответствия фактического и нормативного потребления по основным продуктам питания.

Угроза голода (экономической недоступности продовольствия)

Угроза недоступности жилья;

Угроза сокращения численности и снижения уровня квалификации врачей;

Угроза загрязнения воздуха выбросами в атмосферу

Сфера трудовых отношений

Угроза сокращения числа экономической активности населения;

Угроза распространения безработицы

Угроза бедности населения;

Угроза кредитной зависимости населения

Сфера культуры и образования

Угроза снижения доступности образования;

Источник: 1. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] — https://www.gks.ru

Следовательно, профилактическая работа по борьбе с рисками возможна только при функционировании финансовой безопасности личности, но она может быть обеспечена только при наличии устойчивой системы финансовой безопасности, которая предполагает формирование эффективной социально-экономической политики.

В нейтрализации экономических угроз личности государство должно вырабатывать систему взглядов на ее обеспечение, иметь концептуальную модель, которая на практике реально служила бы нормальному функционированию личности.

Повысить уровень финансовой безопасности личности невозможно в отрыве от укрепления экономической безопасности общества и государства. Следовательно, усиление финансовой безопасности и личности, и общества, и государства необходимо осуществлять только в качестве совместного процесса, в виде комплекса совместных целенаправленных мер, нацеленных на взаимное проникновение всех этих видов безопасности.

  1. Альбичева М. А. Финансовая безопасность личности в условиях экономической стратификации российского общества // Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина. 2015. No 9. C. 13–18.
  2. Гордиенко Д. В. Основы экономической безопасности государства. Курс лекций: учеб.-метод. пособие. — М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2018. — 224 с.
  3. Гуреева М. А. Экономическая безопасность России в период либеральных рыночных реформ. // Экономические системы. 2019. — No4. — С.35–41.
  4. Литвинов Э. П. Актуальные размышления по философским основам безопасности личности, общества и государства // Вестник РМАТ. 2018. No 2–3 (5–6). C. 13–27.

Ключевые слова

Похожие статьи

Финансовая безопасность – основа финансовой устойчивости

Как самостоятельный объект исследования финансовая безопасность предприятия стала рассматриваться сравнительно недавно. Теоретическими основами финансовой безопасности, как составляющей экономической безопасности, занимаются многие ученые-экономисты.

Угрозы стабильности финансовой системы России и способы их.

Все угрозы стaбильности финансовой системы принято разделять на две большие группы

Угрозы экономической безопасности финaнсовой системы делят по признаку их

В последние месяцы цены на нефть демонстрировали устойчивую тенденцию к снижению.

Сущность финансовой безопасности и её место в системе.

Деятельность любого предприятия, даже с самой удачной системой управления, не может быть полностью прогнозируемой, поскольку каждый хозяйствующий субъект работает в условиях неопределенности и динамичности условий хозяйствования.

Анализ и оценка уровня финансовой безопасности предприятия

Ключевые слова: финансовая безопасность предприятия, показатели финансовой безопасности предприятия, платежеспособность

Главный принцип сохранения финансовой безопасности — это контроль и балансирование доходов и расходов экономической системы.

Понятие экономической безопасности государства и ее место.

Экономическая безопасность — это такое состояние национального хозяйства, способное обеспечивать постепенное развитие общества, его финансовую, социально-политическую стабильность, высокую обороноспособность в обстоятельствах воздействия отрицательных.

Экономическая безопасность в социальной сфере: проблемы.

Ключевые слова: экономическая безопасность в социальной сфере, классификация угроз, бедность, безработица, торможение в развитии, дифференциация

Изменения в социальной сфере находятся в тесной связи с изменениями в других сферах жизнедеятельности общества.

Современные угрозы для экономической безопасности.

На современном этапе развития человечества у многих государств обострилась потребность в экономической безопасности, так как в условиях глобализации возникает масса негативных явлений угрожающих финансовой устойчивости не только для отдельных предприятий.

Социальная политика и экономическая безопасность

Экономическая безопасность государства оказывает непосредственное влияние на функционирования государственной экономики, ее результативность и конкурентоспособность на внутренних и мировых рынках.

Анализ финансового состояния хозяйствующего субъекта как.

Ключевые слова: экономическая безопасность, уровень экономической безопасности, финансовая составляющая системы экономической безопасности, анализ, финансовый анализ. В настоящее время предприятию, существующему в условиях рыночной экономики.

Безопасность личности в современном социальном и экономическом пространстве

В настоящем учебном пособии рассматриваются вопросы, связанные с финансово-экономическими аспектами безопасности личности в современных реалиях, инструменты и методы защиты, противодействующие данным угрозам. Учебное пособие включает теоретический материал, вопросы для самопроверки, тестовые задания, практические задания и задачи, словарь основных терминов и определений. Пособие рекомендовано обучающимся по направлению подготовки 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата) всех форм обучения и призвано оказать помощь в освоении учебных дисциплин «Психология потребителя», «Психология труда, инженерная психология и эргономика», «Социальная психология», «Экономическая психология», а также преподавателям высшей школы.

Оглавление

  • Введение
  • Сущность и содержание понятия «финансовая безопасность»
  • Влияние современного экономического развития РФ на финансовую безопасность граждан

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Безопасность личности в современном социальном и экономическом пространстве предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Влияние современного экономического развития РФ на финансовую безопасность граждан

В настоящее время в России наблюдается самая долгая рецессия за последние два десятилетия. Среди факторов резкого падения экономики страны ученые и аналитики выделяют мировой экономический кризис, конфликт на Украине, обострение внешнеполитических конфликтов, нестабильное положение рубля на фоне снижения цен на нефть, военные операции в Сирии, продление санкций со стороны западных стран и США, сырьевую зависимость, снижение объемов производства собственной продукции в стране, отток капитала из страны и другие угрозы.

По предварительным данным ЦБ, в первом квартале 2019 г. чистый отток капитала из России составил $25,2 млрд 8 . В 2017 г., согласно официальным данным ЦБ РФ, данный показатель составил 31,3 млрд 9 .

Президент РФ В.В. Путин объяснил отток капитала оплатой зарубежных кредитов частью российских компаний, а также валютно-обменными операциями, совершенными резидентами страны после 17 ноября 2014 г. Однако, несмотря на то, что сумма оттока сократилась, столь значительная сумма позволяет судить об объемах упущенных возможностей от инвестирования во внутреннюю экономику России, что является одним из аспектов обострения проблем финансово-экономической безопасности России и ее граждан.

Аналитики утверждают, по данным на 1 августа 2019 г., объем золотовалютных резервов нашей страны растет на протяжении с 2015 г. и за этот период они увеличились с 385,4 млрд долларов до 519,8 млрд 10 . Международные резервы России состоят из средств в иностранной валюте, специальных прав заимствования (СДР), резервной позиции в МВФ и монетарного золота.

Читайте также  Монополия экономическая природа, причины возникновения, формы

Значительное негативное воздействие на экономику России оказывают санкции со стороны Америки и ЕС, которые распространились не только на поставки военных, промышленных и продовольственных товаров, но и на ряд банков («Газпром», «Банк Москвы», «Банк ВТБ», «Сбербанк» и др.). Так, у банков, попавших под санкции были проблемы с заказом у изготовителей пластиковых карт Visa и Mastercard для использования во внутрироссийских расчетах через Национальную систему платежных карт 11 .

В 2018 г. санкционный список США, в который ранее попали российские банки и компании, политики и олигархи пополнился: на 28 страницах списка присутствуют ряд российских банков («Банк ВТБ», «Газпромбанк», «Внешэкономбанк», «Сбербанк» и пр.), компании «Лукойл», «Роснефть» и «Рособоронэкспорт», концерн «Газпром», заводы и предприятия, работающие в сфере ОПК, физические лица из числа российских политиков, чиновников и бизнесменов, а также представители властей на территории Крыма и отдельных районов Донецкой и Луганской областей.

Ограничения доступа к рынку внешнего капитала из-за санкций ощутили страховые компании РФ, возникли проблемы по перестрахованию, так как до сих пор большая часть рисков перестраховывалась за рубежом.

Рубль за 2018 г. потерял почти пятую часть стоимости к доллару из-за ввода западных санкций и угрозы новых, а также из-за ухода инвесторов с развивающихся рынков 12 . При этом важно отметить, что ранее потери у рубля были очень тяжелые. Так, с начала 2014 г. рубль потерял четверть своей стоимости по отношению к доллару, а в 2015–2016 гг., когда нефтяные цены опустились до многолетнего минимума, колебания рублевого курса составляли до 5% в день. Падение рублевого курса вызвало инфляционный скачок.

По мнению С.В. Горбуновой, анализ ситуации экономических проблем, которые оказывают влияние на финансовую безопасность государства, выявил ряд проблем, решение которых крайне важно для стабилизации ситуации: необходимо ограничить отток капитала из страны, найти дополнительные источники инвестирования в России. Капитал, находящийся за рубежом, подвергнут серьезному риску невозврата, ареста с ограничением неиспользования и потерей доходности и не используется для развития внутренней экономики России. Следует снизить уязвимость и зависимость страховых компаний, российских банков и иных кредитно-финансовых учреждений от мировой финансовой системы, и колебаний евро и доллара, постепенный вывод Россией денежных средств из экономики США, увеличение доли резервов в драгоценных металлах, способствовать развитию собственной национальной платежной системы 13 .

Многие из перечисленных мероприятий в настоящее время активно разрабатываются и внедряются в российскую экономику. Так, согласно данным РБК, на национальные карты «Мир» с 1 июля 2018 г. были законодательно переведены все зарплаты бюджетников, что снизило долю рынка у Visa — 5,5% и Mastercard — 6%.

Положительной тенденцией является увеличение количества стран — участниц БРИКС (Индия и Пакистан), ШОС (Афганистан), ЕАЭС (Кыргызстан). Расширение взаимодействия между странами, создание Банка развития с капиталом 100 млрд долларов и пулом условных валютных резервов ещё в 100 млрд долларов, реализация совместных проектов будут способствовать развитию экономики, укреплению национальной валюты и снижению валютных рисков.

Правительство планирует стимулировать приток частного иностранного инвестиционного капитала в РФ и увеличивать количество совместных предприятий с иностранными партнерами на территории России.

Внешние экономически факторы имеют прямую корреляцию с процессами, происходящими внутри страны. Практически в каждом третьем субъекте уровень государственного долга превысил 50%.

В России совокупный объем финансовых ресурсов внебюджетных фондов (Пенсионный Фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования) составляет всего около 8% внутреннего валового продукта (в 2–3 раза ниже, чем в странах Европейского сообщества), что свидетельствует о низкой доли расходов на социальную защиту населения и препятствует повышению уровня жизни граждан 14 . Так, Пенсионный Фонд испытывает колоссальный дефицит бюджета, что обусловливает низкий уровень пенсионного обеспечения. Существуют также значительные финансово-экономические проблемы в системе обязательного медицинского страхования населения.

В связи с этим все острее встает вопрос о возможности проведения эффективной политики по обеспечению финансовой и экономической безопасности страны в целом и ее населения, в частности, в рамках имеющихся механизмов и инструментов для обеспечения суверенных интересов России.

Также подчеркнем, что традиционно обеспечение финансовой безопасности страны является прерогативой государства и входит в круг вопросов государственного финансового регулирования и контроля, включающих как систему органов и специальных структур управления, так и правовую инфраструктуру.

Рис. 3. Структура органов государственной власти, обеспечивающих финансовую безопасность России 15

Законодательство и система государственных органов России, регулирующих финансовые рынки, формировались в 1990-е гг. в обстановке крайней неопределенности, кардинальных перемен — политических, экономических, социальных — в достаточно сжатые сроки и в условиях недостаточного профессионального опыта органов государственной власти. Это привело к тому, что принятые нормативные акты, если и не противоречили друг другу прямо, то не образовывали единой нормативной базы, что создавало существенные проблемы для участников рынка 16 .

В настоящее время государственные органы предпринимают активное и комплексное реформирование системы государственного финансового контроля и регулирования с целью совершенствования управления различными сторонами социально-экономического развития общества с учетом накопившегося отечественного и мирового опыта. Поскольку все сферы формируют единую финансовую систему, политика государственной власти должна быть согласована и выстроена в слаженно работающий механизм.

Единая система государственного финансового регулирования — это такая система, которая строится по единым правилам, базируется на единых законодательных нормах и основана на единых принципах и процедурах осуществления контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности и направлена на создание условий для стабильного экономического развития общества.

Необходимо подчеркнуть, что начавшийся в 2014 г. финансовый кризис в России спровоцировал ухудшение экономической обстановки, которая вызвана введением в отношении России экономических санкций и резким снижением цен на энергоресурсы, реализация которых составляет основную часть доходов бюджета страны 17 . Как указывает Караваева И.В. в рамках пролонгированной на три года бюджетной политики внутренние факторы экономического роста и финансовые источники обеспечения социальных интересов населения практически исключены ради сбалансированности бюджета и снижения инфляции 18

Экономическая безопасность личности

6.1. Личность как биосоциальная система

6.2. Экономическая и социальная безопасность личности

6.3. Обеспечение экономической безопасности личности

6.4. Психологическая безопасность личности

Личность как биосоциальная система

Личность (человек) – это объект и субъект системы безопасности. Следовательно, обеспечение личной безопасности становится условием обеспечения безопасности всех других ее форм и уровней, но в свою очередь, положение личности определяется состоянием общества, государства, природы. Личность находится в фокусе практически всех опасностей, так как от любых деструктивных социально- политических, экологических, этнических и технических событий страдает именно человек.

Личная безопасность,т.е. защищенность человека от факторов опасности на уровне его личных интересов и потребностей, имеет множество разновидностей. Это связано уже с тем, что личность является биосоциальной системой и выступает одновременно и человека как члена общества, и человека как живого организма, существующего в ограниченных параметрах окружающей среды.

В первом случае речь идет:

· о правовой безопасности личности, т.е. защищенности человека – гражданина системой общеобязательных социальных норм, охраняемых традициями общества и правовой деятельности государства;

· о материальной безопасности, т.е. защищенности его собственности, хозяйственных, имущественных, трудовых и семейных отношений;

· о бытовой безопасности, т.е. защищенности сооружений и систем жизнеобеспечения, жилища, инженерно-коммунальных сетей и т.д.

Во втором случае личная безопасность обеспечивается:

· по классу параметров среды обитания личности

по форме движения энергии: физическая, химическая, биологическая, радиационная и т.д.

по характеру воздействия: соматическая безопасность или защищенность тела от травм, ран и прочих поражений;

· психическая – защищенность психики, т.е. нормальной деятельности мозговых факторов мышления, нервной системы;

· духовная – защищенность сознания, морального состояния, воли и способности к действию;

· физиологическая – защищенность физиологических систем организма, поддерживавших его жизнь и работоспособность;

· энергетическая – защищенность от охлаждения организма, голодной смерти и потери работоспособности от истощения.

Методологически важно учитывать, что человек как живой организм или личность может прекратить существование от любого воздействия, интенсивность и время действия которого превысят предел его выносливости.

Экономическая и социальная безопасность личности

Экономическая безопасность личности (человека) –это такое состояние, когда гарантированы предпосылки для защиты жизненных интересов человека, когда обеспечивается система социального развития и защиты человека и общества.

Экономическая безопасность личности предопределяется национальной экономической безопасностью, социально-экономической политикой государства.

В любом государстве в законодательном порядке регламентируются правовые отношения граждан. В Российской Федерации основными документами являются Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, законы и законодательные акты РФ, гарантирующие права и интересы граждан России.

Объектом экономической безопасности личностиявляются отдельные граждане и общество в целом.

Субъектом экономической безопасности личностивыступают потенциальные рабочие места, сфера социального обеспечения, материальное производство.

Предметомгосударственной деятельности в сфере экономической безопасности личности являются:

· анализ и синтез факторов, негативно влияющих на систему экономической безопасности личности;

· осуществление такой государственной экономической политики и институциональных сдвигов, которые элиминировали (исключали) бы несовершенство социально – экономической политики.

Государственная стратегияэкономической безопасности личности включает в себя:

· характеристику внутренних и внешних угроз;

· критерии и состояние экономики, соответствующие условиям экономической безопасности личности;

· защиту важнейших интересов человека на базе экономических, правовых и административных мер воздействия;

· контроль за выполнением государственной стратегии экономической безопасности личности.

Экономическая безопасность личности предполагает разработку и реализацию системы мер, нацеленных на обеспечение жизни граждан:

· защитой личных сбережений;

· благоприятными экологическими условиями и т.д.

Экономическая безопасность личности зависит от государственной социально-экономической политики и предполагает достижение такого уровня дохода, который был бы достаточен для удовлетворения потребностей.

Социальная безопасность личностиозначает достижение такого уровня развития экономики страны, в том числе в областях здравоохранения, образования, культуры и других отраслей социальной сферы, который бы удовлетворял потребности индивида во благах и услугах необходимого объема и качества.

Обеспечение экономической безопасности личности

Экономическая безопасность личности характеризуется состоянием, при котором гарантированы условия для защиты жизненных интересов человека, когда обеспечивается система социального развития и социальной защищенности личности.

Основными направлениями обеспечения экономической безопасности личности являются:

· качество рабочей силы;

· миграция населения и т.д.

Психологическая безопасность личности

Психологическая безопасность личности сегодня актуальна, как никогда. Психологическая безопасность личности в современном мире находится под большой угрозой. С каждым годом в мире появляется все больше и больше опасных для существования человечества факторов:

Читайте также  Рынок труда и его место в российской экономике

Психологическая безопасность в широком смысле слова означает осознанное, рефлексивное и действенное отношение человека к условиям жизни как обеспечивающим его душевное равновесие и развитие. А это значит, что человек субъективно готов к любым внешним переменам, в том числе и к тому, что изменения могут оказаться непредвиденными, а стечение обстоятельств — неблагоприятным. Это значит также, что человек отдает себе отчет как в своих объективных связях с действительностью, в своей объективной включенности в каждую сложившуюся ситуацию, так и в своём субъективном отношении к происходящему — в своих чувствах, мыслях, намерениях в связи с этой ситуацией, в связи с отдельными её компонентами или характеристиками.

Психологическая безопасность в специальном смысле слова раскрывается, в частности, в социально-психологическом контексте. Тогда имеют в виду, прежде всего, что у человека нет опасений относительно окружающих его людей, нет впечатлений, будто с их стороны есть какие-либо угрозы, и нет предположений, что такие угрозы могут появиться в будущем. Человек открыт для контактов, он доверяет людям и ждёт от них того же.

Подчеркивается также социальный, объективный аспект психологической безопасности. Тогда речь идет уже не только о том, что отсутствуют актуальные и потенциальные угрозы человеку со стороны окружающих. Делается акцент на том, что отношения окружающих должны быть позитивными и даже оптимальными — с точки зрения эффективности совместной жизни и деятельности. Причем имеются в виду, как существующие отношения, так и их состояние в перспективе; хорошее должно сменяться только лучшим, а совершенству, как известно, нет предела.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.Что такое личность как объект системы безопасности?

2. Что такое личность как субъект системы безопасности?

3. Дайте определение личной безопасности.

4. Дайте определение экономической безопасности личности.

5. Перечислите угрозы экономической безопасности личности.

6. Что является объектом и субъектом экономической безопасности личности?

7. Что является предметом экономической безопасности личности?

8. Какие законодательные документы, обеспечивающие экономическую безопасность личности, вы знаете?

9. Что включает в себя государственная стратегия экономической безопасности личности?

10. Дайте определение социальной безопасности личности.

11. Перечислите основные направления обеспечения экономической безопасности личности.

12. Дайте определение психологической безопасности личности.

13. Что такое экологическая безопасность?

14. Какова взаимосвязь между экологической безопасностью и экономической безопасностью личности?

15. Докажите, что обеспечение занятости населения – основная составляющая в обеспечении экономической безопасности личности.

16. Что такое экономическая безопасность личности в области образования и информационного обеспечения?

17. Каковы необходимые меры по защите личных сбережений?

18. Что такое продовольственная безопасность?

19. Какова взаимосвязь между продовольственной безопасностью и экономической безопасностью личности?

20. Дайте характеристику методам системного анализа при решении проблем экономической безопасности личности.

21. Перечислите аспекты социально-экономической безопасности личности.

22. Влияние социально-экономической политики на создание системы экономической безопасности личности.

23. Сущность законодательно-правового обеспечения экономической безопасности личности.

Современные угрозы экономической безопасности личности в России

«Российская Федерация – это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» гласит статья 7 Конституции Российской Федерации. По данным Росстата в 2015 году 16 миллионов россиян, что составляет 10,9 % от общего количества населения Российской Федерации, жили за чертой бедности, определяемой прожиточным минимумом. Низкий уровень доходов значительной части семей в сочетании с чрезмерной поляризацией доходов обусловливают социальный разлом общества, вызывают социальную напряженность, препятствует успешному развитию страны, определяют кризисные процессы в семье и обществе.

Актуальность выбранной темы заключается еще и в том, что за годы «рыночных преобразований» российской экономики все больше обостряется проблема экономической защиты личности, взаимо-увязывающей национальную экономическую безопасность и экономическую безопасность личности. В своей работе постаралась отразить основные принципы осуществления социальной политики, направленной на социальную защиту граждан, находящихся в затруднительной жизненной ситуации.

Объектом исследования выступает – бедность как социальная проблема.

Предмет исследования – социальная защита малоимущих слоев населения.

Целью исследовательской работы – является изучение характеристик и путей сокращения бедности в рамках реализации социальной политики на территории Ставропольского края.

Задачи исследования:

1. Изучить основные направления деятельности органов исполнительной власти по социальной защите населения

2. Обобщить региональный опыт правового обеспечения в исследуемой сфере.

3. Провести социологический опрос населения Калиновского сельсовета, основной целью которого является выявление восприятия бедности в самосознании жителей с. Калиновского.

В ходе выполнения исследовательской работы мы изучила нормативно – правовую базу социальной политики, направленной на сокращение бедности в РФ и на территории Александровского муниципального района. Управление труда и социальной защиты населения направило информацию об оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, о количестве малоимущих семей и оказанной помощи им за три года.

Бедность и ее черты

Бедность – характеристика экономического положения индивида или социальной группы, при котором они не могут удовлетворить определенный круг минимальных потребностей необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода.

Причины возникновения бедности можно разделить на группы:

1) экономическая: безработица, низкая заработная плата,

2) социально-медицинская (инвалидность, старость, высокий уровень заболеваемости),

3) демографические (неполные семьи, большое количество иждивенцев в семье),

В ноябре 2015 года на территории с. Калиновского Александровского района был проведен социологический опрос, в котором приняли участие 196 жителей. Одной из задач которого было выявление причин бедности в самосознании жителей с. Калиновского. Как известно, любое явление познается в сравнении. Поэтому мне показалось интересным сравнить некоторые данные нашего исследования с данными общероссийского и общеевропейского исследования.

Среди причин нынешнего тяжелого положения людей, оказавшихся за чертой бедности, в массовом сознании жителей с. Калиновского доминирует длительная безработица (106 человек), низкая пенсия и заработная плата (103), алкоголизм и наркомания (83), нежелание менять образ жизни (42), лень (35) (рис. 1).

В центральной части России среди основных причин бедности респонденты отметили невыплаты зарплаты и задержка пенсий, длительная безработица, недостаточность государственных социальных пособий и лишь на пятом месте алкоголизм и наркомания. В Европе же причины бедности связывают, прежде всего, с самим человеком, его неустроенностью и личными недостатками алкоголизм и наркомания (почти 60 % опрошенных).

Социально-экономическая дифференциация районов и городов Ставропольского края по уровню бедности

Ставропольский край по данным Института демографии, миграции и регионального развития является одним из самых бедных в России уровень бедности которого составляет 24 %.

Институт демографии, миграции и регионального развития установил типологию районов и городов Ставропольского края по уровню бедности.

а) бедные (расположенный на северо-востоке и востоке края ареал, включающий Александровский, Апанасенковский, Арзгирский, Грачевский, Курский, Левокумский, Степновский, Труновский, Туркменский район, с самыми низкими экономическими показателями).

б) относительно бедные (большая часть ареала, расположена на юго-востоке и востоке, а также западе края, но ближе к краевому центру, включает Андроповский, Благодарненский, Буденовский, Ипатовский, Кировский, Красногвардейский, Нефтекумский, Новоалександровский, Новоселецкий, Советский район).

в) проблемные – Геогиевский, Кочубеевский, Минераловодский, Петровский, Предгорный, Шпаковский район, расположенных вблизи краевых центров роста (Ставрополь, Пятигорск и Невиномысск) (рис. 2).

Из 196 опрошенных жителей с. Калиновского две трети считают, что люди в Ставропольском крае живут хуже, чем в других субъектах Российской Федерации. Около 70 % опрошенного населения отнесли Александровский район к типологии по уровню бедности – к бедному району Ставропольского края (рис. 3).

Реализация социальной политики, направленной на снижение уровня бедности населения на территории Александровского муниципального района

а) Реализация Закона Ставропольского края «О государственной социальной помощи населению в Ставропольском крае».

Государственная политика в области борьбы с бедностью является основой для совместного участия органов государственной власти РФ и её субъектов, органов местного самоуправления.

Малоимущим семьям и одиноко проживающим гражданам, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, в соответствии с краевым законом может быть оказана государственная социальная помощь. По данным статистики Ставропольского края, в 2016 г. в крае насчитывалось более 663 тысячи человек, или 23 % процента от числа жителей края, чьи доходы ниже прожиточного минимума.

В ноябре 2007 года Государственной Думой СК был принят Закон Ставропольского края «О государственной социальной помощи населению в Ставропольском крае». 16июня 2008 года на территории Александровского Муниципального района образована комиссия по оказанию государственной социальной помощи населению в Александровском районе. Главою администрации Александровского муниципального района утверждено «Положение о комиссии по оказанию государственной социальной помощи населению в Александровском районе». Согласно Положению п. 3 «Условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи» государственная социальная помощь может быть оказана малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам единовременно или на период до 3-х месяцев в течение календарного года в виде денежной выплаты или натуральной помощи. Малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане имеют право на повторное обращение за государственной социальной помощью в течение одного календарного года при условии, что им была оказана государственная социальная помощь не более, чем в двух календарных месяцах.

Комиссией по оказанию государственной социальной помощи населению в Александровском районе в 2014 г. были признаны малоимущими семьями – 307 семей, в 2015 г. – 322 семьи, 2016 г. – 360 семей (рис. 4).

На территории Александровского района действует Государственное учреждение социального обслуживания «Александровский комплексный центр социального обслуживания населения. АКЦСОН организуется четыре раза в год «Поезд милосердия» с выездом по селам Александровского района, с целью вручения продуктовых наборов, бывшей в употребление одежды. 80 семей из четырех сел Александровского района в 2015 году получили помощь в ходе акции «Поезд милосердия».

б) Адресная социальная помощь неработающим пенсионерам.

Одной из причин возникновения бедности являются социально-медицинские показатели – инвалидность, старость, высокий уровень заболеваемости. В целях улучшения условий проживания престарелых граждан и инвалидов в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания населения Ставропольского края и оказания адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, проживающим на территории Ставропольского края, была утверждена Краевая социальная программа в 2015 г. Разработка и реализация Программы обусловлена необходимостью оказания адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, нуждающимся в особой заботе государства.

Численность населения края на 2015 год составила 2800551 человек. По данным государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда РФ по Ставропольскому краю по состоянию на 01 января 2016 г. состояло на учете в Отделении ПФР по краю неработающих пенсионеров всего 516,2 тыс. человек (рис. 5). 183, 4 тыс. человек или 35,5 % от общего числа неработающих пенсионеров были признаны малоимущими.

Читайте также  Отчет по экономической практике в ЗАО Стройматериалы. Энгельсский кирпичный завод

На территории Александровского района в 2015 году постановлением главы администрации Александровского муниципального района утверждено положение «О комиссии по рассмотрению вопросов об оказании адресной социальной помощи неработающим пенсионерам за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ». Адресная социальная помощь оказывается неработающим, малоимущим пенсионерам в виде денежной выплаты один раз в текущем году:

А) ко Дню Победы, ко Дню пожилого человека, ко Дню инвалида, на газификацию домовладения;

Б) лечение, приобретение предметов первой необходимости, если неработающий пенсионер признан органом социальной защиты малоимущим;

На основании Краевой социальной программы и Комиссии действующей на территории Александровского района была оказана адресная помощь неработающим пенсионерам в 2014 г. – 39 чел./ 45,0 тыс. руб., 2015 г. – 93 чел./ 149,0 тыс. руб., 2016 г. – 21 чел./21,0 тыс. руб. (рис. 6).

Заключение

В данной работе рассмотрела угрозы экономической безопасности личности. Это усиление социальной и имущественной дифференциации населения; неравномерность социально-экономического развития регионов. Акцент был сделан на проблеме бедности в России, рассмотрены её черты, особенности, приоритетные направления решения данной проблемы.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется тем, что полученные в результате его проведения основные теоретические положения и выводы содержат решение ряда актуальных вопросов по реализации социальной политики направленной на снижение бедности населения на территории Александровского муниципального района. Материалы работы могут быть использованы также в качестве теоретической основы преподавания в общеобразовательных учебных учреждениях на уроках обществоведческих дисциплин. Анализ социологического опроса по выявлению причин бедности населения может быть востребован органами местного самоуправления, для разработки новых и совершенствования существующих концепций, платформ и программ действий в области социальной политики.

Новизна исследования заключается в авторском обобщении накопленного опыта реализации социальной политики в одном из субъектов Российской Федерации – Ставропольском крае – и выявлении на основе этого наиболее проблемных областей социально-экономической защиты малоимущих слоев населения в регионе.

Предложения по усилению эффективности реализации социальной политики в Ставропольском крае и других субъектах РФ:

1. Создание условий, позволяющих работающему населению зарабатывать достаточно для того, чтобы семья не пребывала в состоянии бедности.

2. Создание эффективной системы поддержки социально уязвимых групп населения. Финансирование должно проходить из Федерального центра, в силу социально-экономической дифференциации районов и городов Ставропольского края по уровню бедности.

3. Практика принятия федеральных, региональных, местных целевых программ, направленных на сокращение бедности, должна быть продолжена, но при разработке и реализации таких программ необходимо исходить из принципа солидарности.

Бедность населения и чрезмерная поляризация общества оказывают негативное влияние на экономическое развитие России, противоречат созданию институтов социального государства. Усиление неравенства и нищеты препятствует развитию внутреннего рынка России. Здоровый и устойчивый рост экономики не может опираться только на богатое население.

Суржик Эдуард Николаевич, мошенники, преступления, деньги.

Благополучие в сфере экономики — главное условие функционирования государства. Наличие в Российской Федерации стабильной системы позволит сохранять конкурентные позиции на мировом рынке. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности России играет важнейшую роль, поэтому предлагаю рассмотреть этот вопрос подробно. Начнём с основного понятия.

Понятие экономической безопасности

Под национальной экономической безопасностью понимается защищенность экономики страны от внешних и внутренних факторов, неблагоприятно воздействующих на экономическое функционирование, подрывающих уровень жизни населения. Это главный элемент национальной безопасности.

Существуют 3 основных принципа:

  • независимость: формируется уровень экономики, позволяющий наименьшим образом зависеть от других государств и мирового рынка;
  • стабильность: устойчивость, исключение кризисов, социальных потрясений, криминала;
  • устойчивый рост национальной экономики: совершенствование системы, создание условий для работы граждан, снижение уровня безработицы, разработка уникальных продуктов, развитие промышленности.

Концепция

Концепция экономической безопасности России представляет собой комплекс положений, направленных на поддержание стабильности и роста экономических показателей, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности граждан и сохранения надёжного статуса государства на международном рынке. Поддержание экономической устойчивости напрямую влияет на общую национальную безопасность. Именно поэтому при возникновении политических конфликтов первый удар всегда приходится по экономике.

Стратегия экономической безопасности России до 2030 года является документом, который приказал утвердить президент РФ Владимир Путин в 2017 году. В ней содержатся главные цели и задачи экономической политики, направленные на поддержание финансовой безопасности. Реализация стратегии должна полностью наладить обстановку в стране и на мировом рынке, несмотря на сложные международные отношения с некоторыми государствами.

Виды безопасности

Нельзя воспринимать экономическую безопасность как нечто абстрактное. Поддержание безопасного уровня подразумевает принятие конкретных мер в определённых сферах. Отсюда выделяются главные виды экономической безопасности России.

  • Финансовая. Состояние, когда государство способно гарантировать условия функционирования гос. учреждений, создавать благоприятные условия для развития рыночной экономики, создавать благополучные условия для граждан, снижать уровень безработицы. Необходимо контролировать бюджеты (государственный, консолидированный), уровень государственного долга, финансовые рынки, платёжный баланс и другие структурные элементы.
  • Энергетическая. Подразумевается состояние топливно-энергетических отраслей. Необходимо обеспечить надёжное энергоснабжение для успешного развития всех регионов страны.
  • Оборонная. Отражает готовность армии сдерживать внешние угрозы и противостоять им.
  • Оборонно-промышленная. Поддержание военной безопасности, готовность к самому неблагоприятному исходу международных отношений.
  • Информационная. Комплекс мер, направленных на поддержание защиты информации, правильного представления данных. Любая утечка или ложные данные ведут к усугублению обстановки. Также безопасность информации предполагает противостояние мошенническим действиям.

Основные показатели

Существует система показателей, способных наглядно охарактеризовать безопасность в стране. Она отличается многосторонностью, взаимосвязью элементов. Показатели отображают один процесс с разных сторон. Всего можно насчитать около 150 показателей, которые объединяются в 4 группы:

  • производственно-экономические (ВВП, дефлятор ВВП, чистый национальный продукт, доход (чистый и использованный), экономический рост;
  • финансово-экономические (платёжный баланс, госбюджет, дефицит, инвестирование, денежные показатели);
  • социально-экономические (занятость, безработица, прожиточный минимум, бедность + её верхний и нижний пороги, инфляция, индекс цен и пр.);
  • политические (легитимность власти).

Показатели экономической безопасности России не являются стабильными. Задачей опытных аналитиков становится поиск взаимосвязей, который помогает выявить закономерности и дать новые идеи для реализации на законодательном уровне.

Главные задачи

Проблемы обеспечения экономической безопасности России решаются следующим образом:

  • грамотная аналитика и выявление слабых мест в экономике страны, многогранное изучение вопроса на основе опыта прошлых лет (в т. ч. в других государствах);
  • прогнозирование: предполагает анализ риска появления угроз безопасности, даётся детальный прогноз возможных исходов;
  • разработка долгосрочной стратегии и конкретных мероприятий по снижению угроз;
  • создание независимых источников, включая научную и технологическую сферу;
  • нормализация и поддержка благоприятных международных отношений;
  • разработка и улучшение законодательной базы в сфере экономики;
  • формирование финансовой независимости: снижение долга перед другими странами, отказ от кредитов.

Это далеко не весь перечень задач, но здесь представлено самое необходимое.

Угрозы экономической безопасности

Существуют внутренние и внешние угрозы экономической безопасности России. Это явления и процессы, оказывающие негативное влияние на экономику в государстве, ограничивают интересы общества и отдельного гражданина, разрушают национальные ценности и общественные устои.

Внутренние

К внутренним угрозам относятся:

  • интенсивное расслоение общества — превышение уровня доходов высокообеспеченных граждан над уровнем менее обеспеченных;
  • криминализация — теневая экономика как угроза экономической безопасности России становится всё более опасной проблемой, коррупция среди чиновников и различных структур, по больше части государственных, также на высоком уровне;
  • разрушение потенциала в сфере науки и техники — в других странах затраты в данной сфере гораздо больше.

Коррупция как угроза экономической безопасности России представляет собой наиболее серьёзную внутреннюю проблему. Из-за коррумпированных представителей государственных и некоторых частных структур происходит огромная утечка бюджета, что крайне отрицательно сказывается на экономике нашей страны. Коррупция затрагивает практически все сферы жизни, начиная от здравоохранения, заканчивая оборонной промышленностью.

Внешние

Современные угрозы экономической безопасности России с внешней стороны выглядят следующим образом:

  • утечка интеллектуального потенциала — учёные и высококвалифицированные специалисты активно уезжают за рубеж, где имеют лучшие условия развития, нежели в России;
  • утечка капитала — средства нелегально утекают за границу;
  • импортная зависимость — относительно продовольствия и потребительских товаров Россия сильно зависима от западных стран, граждане привыкли пользоваться импортной продукцией, проблемы с импортозамещением крайне актуальны.

Внешняя политика является особенным фактором, т. к. её крайне сложно контролировать, всё зависит от коллег государства, особенно западных. Обострение ситуации в Сирии и на Украине, присоединение Крыма — всё это вызвало бурную реакцию в мире, РФ попадает под санкции. Экономические взаимоотношения между странами — первое, что попадает под угрозу, поэтому необходимо думать об импортозамещении и принятии новых мер, направленных на нормализацию внешнеполитической ситуации. Необходимые меры по нейтрализации угроз экономической безопасности России должны приниматься решительно и быстро, но главное — разработка стратегий в экономике.

Перспективы развития и повышения уровня безопасности

Минэкономразвития разработало концепцию, одним из главных ориентиров которой стало восстановление статуса мировой экономической державы. Россия должна стать одним из главных государств, выйти на уровень высокоиндустриальных стран. По уровню ВВП необходимо войти в шестёрку мирового топа, а также значительно увеличить уровень благосостояния среди населения. Неотъемлемой часть. Этого плана становится доминирование в научной, технологической и финансовой сфере.

Современное состояние экономической безопасности России оставляет желать лучшего, поэтому решением проблемы становится переход от экспортно-сырьевого развития к инновационному. Преимущества в науке, образовании и технологиях становятся решающим фактором, способствующим экономическому развитию. Важно сделать прорыв в отраслях, являющихся основной специализацией РФ на мировом рынке. 4 основных стратегии:

  1. конкуренция в энергетике, транспорте, аграрном секторе;
  2. формирование мощного НТК;
  3. диверсификация нац. хозяйства;
  4. развитие рынка, предпринимательства, обеспечение на законодательном уровне.

Тенденции развития создают и определённые риски. Перспективы зависят от объективных условий развития мирового хозяйства и субъективных — процессов, происходящих на мировой арене и в отдельных регионах РФ. Экономическая безопасность России 2018 года всё ещё оставляет желать лучшего, поэтому ищутся новые партнёры, экономика постепенно развивается. Стратегия до 2030 года должна помочь в решении множества проблем.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: