Аудит учетной политики - ABCD42.RU

Аудит учетной политики

Как проводится аудит учетной политики

Учетная политика организации представляет собой важнейший компонент управленческой системы. В ней сформулированы принципы и правила, согласно которым внутри предприятия осуществляются финансовый учет и контроль. Подразумевается, что эти правила будут отражать ведущийся в компании бухгалтерский учет адекватно действующему законодательству. Именно это соответствие и проверяется компетентными органами в ходе аудита учетной политики.

Рассмотрим, что именно становится объектом проверки в рамках такого аудита, какие цели и задачи он преследует и каким результатом завершится, а также какие типичные ошибки чаще всего встречаются у проверяемых.

Чем руководствуются аудиторы

Проверяя, насколько применяемые в данной организации методики бухгалтерского учета соотносятся с последними законодательными нормами, контролирующие органы действуют в рамках следующих нормативных актов:

  • Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 (Приказ Министерства финансов России № 60н от 09.12 1998 г.);
  • Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008 (Приказ Минфина России № 106н от 06.10.2008 г.);
  • Приказ Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» № 67н от 22.07.2003 г. (в редакции от 18.09.2006 г.).

Цель проведения аудита учетной политики

Знакомясь с учетной политикой, аудиторы ставят перед собой конкретную цель: выяснить полноту и соответствие отечественному законодательству правил бухучета, принятых в данной организации, а также корректность их применения. Для достижения этой цели перед проверяющими встают следующие основные задачи:

  • проанализировать существующую на предприятии систему финансового контроля и учета;
  • изучить финансовый документооборот на фирме;
  • оценить корректность учетной политики.

Вопрос: В организации с 01.02.2020 сменились директор и главный бухгалтер. Необходимо ли внести изменения в учетную политику в связи с этим? Если необходимо, то какой датой?
Посмотреть ответ

Что именно будут проверять

Изучая финансовую отчетность и внутренние нормативные акты, аудиторы могут:

  • выявить предпочитаемые методы ведения бухучета на данном предприятии;
  • оценить соответствие бухгалтерии декларируемым методикам учета;
  • проверить правильность отображения бухгалтерских данных на тех или иных счетах;
  • уточнить соответствие отображаемых операций принятым ПБУ регистрам;
  • сверить итоговые показатели тех или иных статей учета с Главной книгой и другими синтетическими регистрами.

В ходе аудита проверяющие должны дать оценку таким показателям учетной политики, как:

  • полнота – исчерпывающее отражение регламента учета хозяйственных операций;
  • своевременность – соответствие актуальным нормам закона;
  • осмотрительность – отсутствие спрятанных резервов, честное признание расходов, долгов, обязательств;
  • важность содержания в большей степени, чем формы – экономическое обоснование в приоритете над буквой оформления;
  • непротиворечивость – данные аналитического и синтетического учета не должны расходиться;
  • рациональность – степень соответствия выбранных методик параметрам аудируемого юрлица).

Ожидаемый результат аудита

В результате проверки формируется компетентное мнение о достоверности финансовой отчетности фирмы. Аудиторы смогут четко ответить на вопрос, допущены ли нарушения правил бухгалтерского учета, есть ли противоречия с актами законов, в результате чего возникают налоговые несоответствия.

Где искать доказательства

Результаты аудиторской проверки должны подкрепляться документальными доказательствами. Такой доказательной базой в ученой политике служат следующие документы:

  • распоряжение руководства (приказ) о закреплении учетной политики фирмы;
  • приложение к нему (отельные учетные методики);
  • рабочий план счетов бухучета;
  • утвержденный перечень «первички»;
  • образцы и формы внутренней бухгалтерской документации;
  • регламент документооборота в организации;
  • пояснения к балансу (если есть отличия от правил, принятых в других учетных годах).

Со всей этой документацией аудиторы имеют право беспрепятственно ознакомиться и изучить ее.

Важно! Помимо внутренних документов, в арсенале аудиторов есть государственные законодательные акты, на соответствие которым проверяется учетная политика. Во внимание также будут приняты предыдущие аудиторские заключения, если таковые имеются.

Дополнительными источниками доказательств могут служить сведения, разъяснения, заявления руководящих кадров организации.

Типичные ошибки, фиксируемые аудиторами

Руководителям предприятий следует быть особенно внимательными. Ряд нарушений, нередко встречающихся в учетной политике, легко узнаваем при аудиторской проверке, именно на эти моменты контролеры обращают внимание прежде всего:

  1. Ошибка в датировании. Нередко руководство подписывает приказ об утверждении учетной политики или переменах в ней на текущий год в этом же году. Это неверно: ПБУ 1/2008 требует утверждать правила учетной политики до 1 января того года, в котором они начнут действовать. Так что еще раз проверьте дату, стоящую на приказе.
  2. Чрезмерная краткость. В распоряжении (приказе) руководства не следует быть слишком лаконичным при обозначении элементов учета. Нужно их подробно охарактеризовать, а не только назвать, иначе выбор способа их отражения в бухучете может оказаться неоднозначным. В этом случае нарушаются ПБУ и Инструкция по его применению, а также Положение по бухгалтерскому учету № 60 н. Обнаруживший такую ошибку аудитор упрекнет учетную политику предприятия в «недостаточной методологической полноте». Полный объем учтенной политики предусматривает отражение в ней следующих обязательных моментов:
    • формы «первички» и внутренней отчетности, для которых нет типовых образцов;
    • регламент инвентаризации;
    • методики учета активов и обязательств;
    • аналитические регистры бухучета (формы, порядок занесения в них сведений);
    • положение о бухгалтерии (должностные инструкции бухгалтерских кадров организации);
    • освещение вопросов документооборота (внутреннего и между филиалами);
    • способы обработки учетных данных;
    • регламент учета каждого вида финансовых операций;
    • организация взаимосвязи налогового, финансового, управленческого учетов.
  3. Не определены сроки инвентаризации. Один из ключевых моментов учета – инвентаризация имущества. В документах нужно не просто указать ее сроки, а иметь четкий график. Если этих сведений нет, нарушается ст. 12 Закона РФ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ.
  4. Нет точных дат относительно подотчетных средств. Когда на хозяйственные расходы выдают средства под отчет, в нормативных актах фирмы должен быть указан точных срок этого отчета (обычно это 10 дней после получения). Если эта норма не прописана, нарушается п.11 «Порядка ведения кассовых операций в РФ» утвержденного письмом ЦБ от 22 сентября 1993 г. № 40.
  5. Не уточнена оценка выбытия финансовых активов и ценных бумаг. Когда выбывают вложенные финансовые средства, относительно которых нельзя точно определить рыночную стоимость, в учетной политике надо определить способ их оценки, выбрав один из предлагаемых ПБУ 19/02 «Учёт финансовых вложений».
  6. Отсутствие динамики в документах. В приказ не внесены изменения в учетной политике, по факту введенные на предприятии под влиянием реорганизации, добавления видов деятельности, перемены собственников и других факторов.
  7. Ошибки в содержании учетной политики:
    • нет графика оборота документов;
    • затраты и прибыли неправильно отражены по отчетным периодам;
    • капитальные вложения смешаны с текущими тратами;
    • нарушен принцип имущественной обособленности;
    • не прописана методика отражения возврата товара и др.
  8. Формальное отношение. Аудитору всегда видно, действительно ли работают пункты приказа об учетной политике или он составлялся руководством «для галочки». Мало иметь безупречные бумаги, надо, чтобы они соответствовали действительному положению вещей.

Аудит учетной политики

Что такое аудит учетной политики

Аудит учетной политики (далее — УП) проводится по-разному и с разными целями, в зависимости от того, какая назначена проверка.

Независимая аудиторская проверка

Эту проверку проводят аудиторские организации или индивидуальные аудиторы, у которых есть соответствующая лицензия. Они проверяют учетную политику на соответствие законодательству РФ, и смотрят, соблюдает ли организация утвержденные в ней положения.

Для некоторых организаций ежегодный аудит обязателен — их перечень определен в ст. 5 ФЗ №307-ФЗ. Например, это все акционерные общества и организации с выручкой свыше 400 млн рублей в год. Обязательный аудит УП не предусмотрен, но ее тоже могут проверить.

Также независимую аудиторскую проверку могут инициировать материнская компания и третьи лица, например, ваш банк-кредитор или потенциальный инвестор.

Добровольная аудиторская проверка

Добровольная аудиторская проверка начинается по инициативе руководства. Ее можно проводить силами самой фирмы или тоже пригласить независимых аудиторов. Как часто проверять решает менеджмент организации или собственники. Вот самые частые поводы для начала проверки:

  • проверка работы бухгалтерии, главбуха или финдиректора;
  • проверка работы управленческого состава;
  • требование партнеров по бизнесу;
  • замена главбуха;
  • подготовка к продаже или реорганизации компании;
  • скорая проверка налоговыми органами;
  • подготовка к сертификации.

Такой аудит поможет скорее выявить проблемы в учете организации и поправить положение дел. Его цель — найти угрозы деятельности, выявить ошибки и выработать рекомендации по их устранению и минимизации финансовых рисков.

Налоговая аудиторская проверка

Этот вид выделять не совсем корректно, так как налоговая не проводит аудит УП в стандартном понимании. При камеральной и выездной проверке налоговики могут запросить документ, но интересуют их, как правило, именно наличие учетной политики, нормы и правила, которых вы придерживаетесь в учете. Если УП у вас нет или она составлена с нарушениями, бухгалтера могут оштрафовать.

Зачем проводить аудит учетной политики

Крупные компании и акционерные общества уделяют аудиту учетной политики большое внимание. Ее важно корректировать и улучшать, не только чтобы хорошо показать себя перед налоговой или инвесторами, но и для собственной эффективности.

Профессиональные аудиторы подскажут, способствует ли принятая УП эффективной работе организации, и проверят, насколько утвержденные методы оценки, начисления амортизации и пр. соответствуют типу компании. Расскажут, что можно улучшить.

Как запланировать аудиторскую проверку компании

Руководство организаций, которые не подлежат обязательному аудиту, часто поручает проведение аудита своим сотрудникам. Как правило, этим занимаются простые бухгалтеры под командованием главбуха. От работы их при этом не освобождают, все наваливается комом, и такая проверка априори не может быть эффективной.

  • Во-первых, вся бухгалтерия — это заинтересованное лицо: ей приходится проверять собственную работу и находить собственные ошибки. Иногда их сложно заметить, а иногда хочется намеренно скрыть.
  • Во-вторых, проведение аудита без отрыва от рутинной работы затягивает проверку.
  • В-третьих, бухгалтер, у которого нет знаний о стандартных проблемах УП, едва ли проверит ее правильность и составит мнение о достоверности.

От этого варианта не стоит отказываться, если вы стеснены в средствах или просто не имеете другой возможности. Но проверка от независимых аудиторов будет куда эффективнее.

Читайте также  Государство – основной субъект социальной политики

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет, зарплата и отчетность в одном сервисе.

Аудиторы проверят рациональность методик учета и их соответствие законодательству. Составят аудиторское заключение со всеми недостатками УП, проблемами в ее выполнении и дадут рекомендации по устранению недочетов.

Что проверяют при аудите учетной политики

Профессиональные аудиторы проверяют УП для целей бухгалтерского учета и налогообложения. Мы расскажем, на что они обращают внимание, а вы можете попробовать повторить действия специалистов в своей организации. Проверьте, есть ли в компании следующие документы и соответствуют ли они законодательству:

  • приказ об утверждении УП;
  • рабочий план счетов;
  • формы первичных документов и внутренней отчетности;
  • правила документооборота;
  • порядок проведения инвентаризации;
  • способы начисления амортизации;
  • содержание и законность изменений и дополнений в УП;
  • пояснительные записки к балансу (их нужно составлять при смене способов учета, отраженных в УП).

Кроме проверки соответствия УП отраслевым стандартам, №402-ФЗ и ПБУ 1/2008, аудитор сопоставляет документы разных учетных направлений. Это помогает найти незаконные хозяйственные операции, ведущие к налоговом и финансовым нарушениям.

Для аудита УП для целей налогообложения проверьте:

  • наличие и состав распорядительных документов;
  • соответствие сроков и форм документов требованиям закона;
  • полноту разделов УП;
  • стабильность применения УП в каждом налоговом периоде;
  • обоснованность изменений и дополнений в УП;
  • влияние применяемых методов на достоверность отчетности;
  • СВК по налоговому учету.

По заказу специалист дополнительно подготовит план мероприятий по оптимизации УП и найдет возможности для экономии, которые разрешены НК РФ.

Типичные нарушения в учетной политике

При проверках УП чаще всего встречаются следующие нарушения:

  1. В УП не утвержден порядок внутреннего контроля за совершаемыми фактами хозяйственной жизни.
  2. В УП не утверждены приложения: рабочий план счетов, порядок инвентаризации, формы первичных документов, способы оценки, порядок документооборота и т.д.
  3. Не утвержден порядок определения стоимости арендованных основных средств, при том что в договоре аренды он тоже не указан.
  4. Не раскрыто положение о порядке проверки на обесценивание финансовых вложений, по которым не определяется текущая рыночная стоимость.
  5. Не утвержден порядок и методика создания резерва по сомнительным долгам.
  6. Не утвержден порядок формирования резерва под снижение стоимости материальных запасов.
  7. Не утвержден метод расчета текущего налога на прибыль.
  8. Не утвержден показатель существенности для детализации статей бухотчетности.

Встречаются и другие нарушения. Поэтому проверкой лишь этих направлений ограничиваться не стоит.

В сервисе Контур.Бухгалтерия есть образцы учетной политики для разных систем налогообложения, которые полностью соответствуют актуальному законодательству. Ведите учет, платите зарплату, начисляйте налоги и взносы в нашем сервисе. Дарим всем новым пользователям две бесплатных недели работы в бухгалтерии.

Анализ и аудит учетной политики в организации (нюансы)

  • Когда проводится анализ учетной политики организации
  • Что требуется для проведения анализа учетной политики предприятия
  • Нюансы анализа учетной политики
  • Как анализ учетной политики фирмы может повлиять на результаты аудита
  • Итоги

Когда проводится анализ учетной политики организации

Анализ учетной политики (УП) проводится:

  • во время независимой аудиторской проверки бухотчетности фирмы (при проведении процедур обязательного или добровольного аудита или выполнении иных аудиторских заданий);
  • для решения внутренних задач фирмы (при осуществлении налогового планирования, формировании ценовой политики, планировании деятельности компании);
  • в иных ситуациях (при проведении налоговой проверки, при контрольных мероприятиях материнской компании в отношении дочерних фирм).

Крупные холдинги и фирмы уделяют значительное внимание анализу УП, а также актуализации, корректировке и иным способам ее улучшения. Для этих целей даже могут выделяться отдельные трудовые и финансовые ресурсы.

Для организаций микро-, малого и среднего бизнеса анализ УП — мероприятие редкое. Необходимо отметить, что значительная часть некрупных фирм подходит к формированию УП формально, а ее анализом вообще не занимается. В результате такого подхода УП зачастую не отражает фактически применяемые в практической деятельности учетные способы.

Просчеты в составлении УП могут пагубно отразиться на деятельности фирмы, и такая УП не сможет помочь в налоговых и судебных разбирательствах.

Что требуется для проведения анализа учетной политики предприятия

Чтобы провести анализ УП, необходимо:

  • детально изучить информацию о компании (ее структуру, виды деятельности, систему налогообложения, наличие и нюансы ее сегментов и другие важные аспекты);
  • исследовать рабочий план счетов, схему документооборота и применяемые первичные документы;
  • обладать знаниями бухгалтерского и налогового законодательства, знать нормативные документы по отраслевой и производственной специфике деятельности фирмы (методические указания, нормативы, описание технологических процессов).

Если аналитик не в полной мере ориентируется в указанных нормативных документах, эффективность анализа УП может оказаться сниженной.

К примеру, плохо понимающему технологию производства специалисту-аналитику будет затруднительно дать оценку установленным в УП способам формирования себестоимости продукции или сформировать мнение о правильном и рациональном распределении расходов на прямые и косвенные.

Нюансы анализа учетной политики

При анализе УП необходимо исходить из следующих особенностей ее формирования:

  • Содержание разделов в УП определяется самой фирмой, но существует обязательно включаемая в УП информация (к примеру, сроки и процедура проведения инвентаризации, порядок контроля за хозяйственными операциями, график документооборота).
  • Для фирмы, имеющей филиалы, утверждается единая УП. Филиал, даже если он выделен на отдельный баланс, имеет свой расчетный счет и осуществляет отличные от головной компании операции, не вправе самостоятельно разрабатывать свою УП.
  • Формы применяемых первичных учетных документов не обязательно должны иметь унифицированный вид, утвержденный Госкомстатом или Минфином РФ (кроме отдельных обязательных к применению, например при оформлении кассовых операций). Но УП должна содержать указание на то, какие именно формы первичных учетных документов будут использоваться. И если они разработаны самостоятельно, то их необходимо утвердить в составе УП.
  • Дословное переписывание в УП положений НК РФ или бухгалтерской нормативки не обязательно — достаточно указания в тексте УП ссылок на соответствующие статьи и пункты действующих нормативных документов.
  • УП составляется в разрезе допущений имущественной обособленности, непрерывности деятельности, временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

Пример учетной политики для целей бухучета, а также для различных систем налогообложения, можно скачать в Типовой ситуации от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

В процессе анализа особое внимание необходимо уделить тем разделам УП, в которых:

  • могут содержаться неактуальные (устаревшие) нормативные требования, поскольку внесенные в законодательство поправки зачастую не находят отражения в применяемой УП, что снижает ее актуальность и переводит этот документ в разряд бесполезных;
  • сделаны корректировки – они подлежат исследованию на предмет правомерности и законности.

Содержание УП необходимо сопоставить с фактически применяемой учетной системой и обязательно сделать анализ самостоятельно разработанных фирмой учетных схем, алгоритмов, методик и инструкций. Их проверяют на соответствие общим учетным принципам, рациональность, логичность, законность и правомерность.

Как анализ учетной политики фирмы может повлиять на результаты аудита

Анализ УП является одним из первых этапов аудита отчетности фирмы, но и на остальных этапах УП используется аудиторами как основополагающий внутрифирменный документ, в котором сконцентрированы применяемые фирмой учетные принципы и приемы. Нередко данную процедуру называют аудитом учетной политики организации.

Подробнее о содержании аудиторских процедур читайте в статьях:

Важность этого этапа аудита трудно недооценить — несоответствия УП в целом или отдельных ее положений законодательству могут повлиять на вид аудиторского заключения при выражении мнения относительно достоверности отчетности клиента.

То же самое может произойти, если в результате анализа УП выяснится, что в практической деятельности фирма применяет иные способы, методики и учетные приемы (чем утвердила в своей УП) или нарушает общие учетные принципы и допущения.

Если в УП присутствуют устаревшие требования, но фактически применяются соответствующие закону способы, методы и нормативы — на вид аудиторского заключения этот факт не повлияет, но он будет отражен в письменной информации (отчете) руководству и собственникам компании по результатам аудита.

Итоги

Анализ учетной политики — важное мероприятие, которое может преследовать разные цели и в силу этого проводиться либо независимыми аудиторами, либо своими внутренними специалистами и контролерами. Для проведения такого анализа требуется не только детальное понимание специфики деятельности фирмы, но и знание отраслевых нормативных документов, а также требований налогового и бухгалтерского законодательства.

Аудит полноты учетной политики: программа и объекты контроля

В целях проверки соблюдения организацией требований законодательства необходимо оценивать обоснованность принятой учетной политики (далее — УП) ( ФСАД 6/2010 и приложение к письму от 28.12.2016 № 07-04-09/78875) и ее полноты. Рассмотрим этапы проведения контроля на примере.

Применяемая в организации учётная политика соответствует нормам, изложенным в п. 4 ПБУ 1/2008. Утверждённая приказом (распоряжением) учётная политика раскрывает способы ведения бухгалтерского учёта, в том числе следующую информацию:

  • способы оценки активов и обязательств;
  • способы отражения в учёте применяемых методов;
  • порядок проведения инвентаризации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • технологию обработки информации;
  • применяемые формы, бланки, регистры и т.д.;
  • иные применяемые методы ведения учёта и приложения к учётной политике.

Основные принципы аудита

Процедура аудиторской проверки состоит из трёх основных этапов.

План (программа) проверки

Программа аудита заключает в себя общие принципы (процедуры) проверки раздела аудита

Проводится контроль формирования и применения учётной политики

Рабочий документ аудитора

В таблицах отражаются все проверенные мероприятия и соответствующий комментарий аудитора

Выводится итоговая часть проверки

Программа аудита

Перед началом проверки составьте программу в соответствии с Правилом (стандартом) № 3 «Планирование аудита». Программа варьируется от специфики деятельности предприятия.

Аудитором оценивается соответствие УП бизнесу организации и принципам подготовки финансовой отчётности, а также правилам учёта, применяемым в данной отрасли.

Аудит учётной политики предприятия состоит из сопоставления представленного документа с пониманием деятельности аудируемого лица и среды, в которой он существует.

Аудит полноты учётной политики включает в себя следующие этапы:

Пункты программы аудита

Информация для анализа

Соблюдение правил оформления УП

Приказ (распоряжение) об утверждении УП

Рабочий план счетов бухучета

Утверждённые формы первичной документации

Утверждённые регистры бухучета

Оценивается рациональность сроков обработки документов

Порядок проведения инвентаризации

Проверяется порядок сохранения документации

А также другие приложения и методики

Изучение форм, регистров, графиков и методик

Раскрытие как минимум всех методов ведения учёта, которые допускаются законодательством в отношении тех или иных объектов, применяемых в проверяемой организации

Сопоставление избранных методов учёта действующему законодательству

Проверка соответствия избранных методов учёта на соответствие действующему законодательству

Соблюдение непрерывности деятельности

Проверка имущественной обособленности

Последовательность использования учётной политики

Оценка правомерности изменений

Проверка изменений на соответствие действующему законодательству

Определяется отличие действующей версии от применяемой ранее. Выявленные отличия оцениваются с точки зрения существенности их влияния на оценку показателей отчётности

Выявление фактов недобросовестных действий

Оценивается, насколько выбор (в особенности вопросов, связанных с субъективными оценками и сложными хозяйственными операциями) могут свидетельствовать о недобросовестном составлении бухгалтерской отчётности в результате попытки руководства аудируемого лица манипулировать прибылью

Оцениваются принципы учётной политики, которые отличаются от характерных для данного вида деятельности

Выявление операций, которые отражены неправильно в части учётной политики аудируемого лица

В период проведения проверки аудитор должен получить понимание построения учётной политики организации, а также правил её применения, включая причины внесения изменений, и выявить основные принципы учётной политики в ключевых областях (например, признании выручки, оценки НЗП и т.д.).

В ходе контроля необходимо оценить риски существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчётности.

Рабочий документ аудитора

По завершении проверки раздела создаётся рабочая документация аудитора. В документе обосновываются итоги проверки в соответствии с Правилом (стандартом) № 2 «Документирование».

Рабочий документ «Аудит учётной политики», пример:

Вопросы для проверки

Комментарий

Есть документ, утверждающий и вводящий в действие учётную политику?

На кого возложена ответственность за ведение бухгалтерского учёта?

Каков порядок обработки учётных данных?

Проверка принятых приложений:

рабочий план счетов?

формы первичной документации?

регистры бухгалтерского учёта?

формы внутренней отчётности?

Определён круг лиц, располагающих правом подписи первичных документов?

Организована сохранность документации?

Каковы сроки и порядок проведения инвентаризации?

Есть структурные подразделения на отдельном балансе?

Какой используется метод начисления амортизации ОС и НМА?

Установлен стоимостный лимит для введения активов в состав ОС и НМА?

Каков порядок проведения переоценки ОС и НМА?

Какие используются способы учёта НМА?

Ведется учёт ТЗР?

Как оцениваются материалы в бухгалтерском учёте?

Каков порядок списания материалов?

Как организованы учёт и оценка готовой продукции?

Как организована оценка НЗП?

Как распределяются коммерческие и управленческие расходы?

Как происходит списание расходов на продажу?

Созданы ли резервы?

Каков порядок признания доходов?

Иные значимые вопросы.

Аудиторский отчёт

В аудиторском отчёте обосновываются итоги проверки и выражается мнение о влиянии учётной политики на бухгалтерскую отчётность.

Аудиторское заключение подготавливается в соответствии с Федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД 1/2010). При формировании мнения о достоверности бухгалтерской отчётности аудитор в обязательном порядке оценивает обоснованность принятой учётной политики.

Несоответствие реального ведения бухгалтерской отчётности утверждённым способам или выбор ошибочных методов учёта существенно влияют на формирование финансового результата. Соответственно, вывод должен быть отражён в итоговой части аудиторского заключения. Указанные обстоятельства могут привести к выдаче аудиторского заключения с выражением модифицированного мнения (ФСАД 2/2010).

Правила проведения аудита учетной политики организации

Аудиторскую проверку учетной политики целесообразно разделить на два этапа. На первом этапе оценивается система внутреннего контроля по организации учетной политики. На втором этапе рекомендуется заполнить таблицу, сопроводив каждый элемент учетной политики ответами на поставленные вопросы и примечаниями аудитора.

Аудит учетной политики является одним из важнейших разделов аудита, результаты которого могут повлиять на выражение мнения аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица.

Аудиторскую проверку учетной политики целесообразно разделить на два этапа:

  1. На первом этапе оценивается система внутреннего контроля по организации учетной политики. Для проведения такой оценки удобно использовать разработанные тесты или вопросники с приложением к ним соответствующих ответов опрашиваемого и примечаний аудитора. На втором этапе проводится анализ учетной политики организации для целей бухгалтерского и налогового учета. На первом этапе аудитор определяет систему внутреннего контроля и порядок документооборота в организации. Общая оценка системы внутреннего контроля проводится в соответствии с утвержденной во внутрифирменных стандартах методикой оценки (например, можно использовать балльную систему оценки).
  2. На втором этапе проверки учетной политики для целей бухгалтерского учета рекомендуется заполнить таблицу, сопроводив каждый элемент учетной политики ответами на поставленные вопросы и примечаниями аудитора.

Аудит для целей бухгалтерского учета

При проверке учетной политики следует ознакомиться со следующими документами аудируемого лица:

  • приказом (распоряжение) об учетной политике проверяемой организации;
  • рабочим планом счетов бухгалтерского учета;
  • перечнем утвержденных форм первичных документов и форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • правилами документооборота и технологии обработки учетной информации;
  • методикой учета отдельных показателей и другими приложениями к приказу об учетной политике проверяемой организации;
  • пояснительной запиской к балансу, которая раскрывает сведения, относящиеся к учетной политике организации, избранные при формировании учетной политики, отличные от предыдущего года способы ведения бухгалтерского учета;
  • изменениями в учетной политике, существенно влияющими на оценку и принятие решений пользователей бухгалтерской отчетности в отчетном году или в периодах, следующих за отчетным.

Аудит учетной политики для целей бухгалтерского учета является одним из важнейших разделов аудита, результаты которого могут повлиять на выражение мнения аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица.

Аудитору следует собрать ответы на следующие вопросы:

  • имеется ли организационно-распорядительная документация о принятии организацией учетной политики;
  • имеется ли в организации учетная политика;
  • утверждено ли положение о бухгалтерской службе;
  • утверждены ли должностные инструкции работников бухгалтерии;
  • ознакомлены ли конечные исполнители с положениями учетной политики;
  • корректируются ли (в случае необходимости) положения учетной политики в связи с изменениями в законодательстве РФ, существенными изменениями условий деятельности организации и разработкой новых способов ведения учета;
  • оформляются ли изменения и дополнения учетной политики соответствующей организационно-распорядительной документацией;
  • сдается ли выписка из учетной политики в налоговое органы;
  • утвержден ли график документооборота;
  • имеются ли положения, регламентирующие отдельные положения учетной политики;
  • имеется ли служба внутреннего аудита (ревизионная комиссия);
  • имеются ли в полном составе приказы, распоряжения по учетной политике;
  • утвержден ли график проведения инвентаризации;
  • проводятся ли инвентаризации в соответствии с утвержденным графиком;
  • проводятся ли обязательные инвентаризации;
  • проводятся ли внезапные инвентаризации кассы, складских помещений;
  • ограничен ли доступ к информации бухгалтерского учета и отчетности;
  • определен ли порядок хранения документов бухгалтерского учета;
  • определены ли лица, ответственные за хранение бухгалтерских документов.

Общая оценка системы внутреннего контроля проводится в соответствии с утвержденной во внутрифирменных стандартах методикой оценки (например, можно использовать балльную систему оценки).

На втором этапе для проверки учетной политики для целей бухгалтерского учета рекомендуется заполнить рабочую таблицу, сопроводив каждый элемент учетной политики ответами на поставленные вопросы и примечаниями аудитора.

Аудит для целей налогового учета

В рамках аудиторской проверки аудитор должен ответить на ряд вопросов, выяснить организационно-технические моменты ведения налогового учета на аудируемом предприятии и проанализировать следующие вопросы:

1. Кем осуществляется налоговый учет в организации:

  • главным бухгалтером;
  • бухгалтерской службой;
  • структурным подразделением и др.

2. Как составлены формы первичной учетной документации:

  • на основе первичных документов бухгалтерского учета;
  • на основе самостоятельно разработанных документов для налогового учета.

3. Какова технология обработки информации для налогового учета:

  • ручная;
  • автоматизированная.

4. Как составлены формы аналитических регистров налогового учета:

  • на основе первичных документов бухгалтерского учета;
  • на основе самостоятельно разработанных документов для налогового учета.

5. Установлен ли перечень лиц, имеющих право подписи налоговых регистров.

6. Утвержден ли график документооборота.

В рамках методологического раздела проверяется правильность исчисления налога на прибыль и НДС.

Например, при проверке исчисления налога на прибыль анализируются следующие вопросы, которые обязательно должны быть освещены в рабочих бумагах аудитора:

1. Какой метод начисления амортизации используется для объектов основных средств (ОС):

  • линейный метод;
  • нелинейный метод;
  • с применением понижающих коэффициентов;
  • без применения понижающих коэффициентов.

2. Определен ли метод начисления амортизации ОС, используемых для работы в условиях агрессивной среды и повышенной сменности.

3. Определен ли порядок признания расходов на ремонт основных средств:

  • признаются в отчетном периоде, в котором они были осуществлены в сумме фактических затрат;
  • создается резерв на предстоящие расходы по ремонту ОС.

4. Какой метод оценки сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров, выполнении работ, оказании услуг выбран:

  • по себестоимости единицы запасов;
  • по средней себестоимости;
  • по себестоимости первых во времени приобретений (ФИФО);
  • по себестоимости последних во времени приобретений (ЛИФО).

5. Отражен ли порядок распределения прямых расходов на остатки незавершенного производства, остатки готовой продукции, остатки отгруженной продукции.

6. Определен ли порядок уплаты налога и авансовых платежей по обособленным подразделениям организации при наличии обособленных подразделений:

  • среднесписочная численность работников;
  • сумма расходов на оплату труда.

7. Какой метод признания доходов и расходов используется:

  • кассовый метод;
  • метод начисления.

8. Создается ли резерв под обесценение ценных бумаг профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими дилерскую деятельность и ведущими налоговый учет по методу начисления.

9. Создается ли резерв предстоящих расходов на оплату отпусков.

При проверке исчисления НДС анализируются следующие вопросы.

1. Определена ли дата возникновения обязанности по уплате НДС.

2. Каков налоговый период уплаты НДС:

  • календарный месяц;
  • квартал.

3. Определен ли порядок уплаты налога и авансовых платежей по обособленным подразделениям организации.

4. Определен ли показатель для расчета сумм НДС, подлежащих уплате по месту нахождения обособленных подразделений.

5. Ведется ли в организации раздельный учет НДС (облагаемых и не облагаемых НДС видов деятельности).

6. Определен ли порядок раздельного учета облагаемых и не облагаемых НДС видов деятельности.

Данный документ по оценке учетной политики организации можно использовать как программу (методику) проведения аудита по разделу «Учетная политика» и как рабочий документ аудитора, содержащий подробный анализ и выявленные нарушения по итогам проверки. Такой документ с рекомендациями аудитора можно включить в письменную информацию (отчет аудитора).

Аудит учётной политики организации Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макаренко Виктория Викторовна, Пудеян Любовь Овагемовна

В данной работе рассматривается тема аудиторской проверки учётной политики организации. Учётная политика играет важную роль, от её выбора зависит экономическая эффективность деятельности предприятия . В статье описываются основные цели и задачи проверки. Даётся определение аудиту и учётной политике организации. Подробно и поэтапно раскрываются основные этапы и правила проведения проверки аудитором . Описываются основные требования, предъявляемые к учётной политике , а также рассматриваются факторы, влияющие на её выбор. Даётся список документов, необходимых для проверки аудитором .

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Макаренко Виктория Викторовна, Пудеян Любовь Овагемовна

AUDIT OF ACCOUNTING POLICIES OF THE ORGANIZATION

This paper discusses the topic of audit of accounting policies of the organization. Accounting policy plays an important role, its choice depends on the economic efficiency of the enterprise . The article describes the main goals and objectives of the audit . The definition of audit and accounting policy of the organization is given. The main stages and rules of the audit by the auditor are described in detail and in stages. The main requirements for accounting policy are described, and the factors influencing its choice are considered. The list of documents required for audit by the auditor is given.

Текст научной работы на тему «Аудит учётной политики организации»

AUDIT OF ACCOUNTING POLICIES OF THE ORGANIZATION Makarenko V.V.1, Pudeyan L^.2 (Russian Federation) Email: Makarenko449@scientifictext.ru

1Makarenko Viktoriya Viktorovna — Bachelor;

2Pudeyan Lyubov Ovagemovna — Senior Lecturer, DEPARTMENT OF ACCOUNTING, ANALYSIS AND AUDIT, DON STATE TECHNICAL UNIVERSITY, ROSTOV-ON-DON

Abstract: this paper discusses the topic of audit of accounting policies of the organization. Accounting policy plays an important role, its choice depends on the economic efficiency of the enterprise. The article describes the main goals and objectives of the audit. The definition of audit and accounting policy of the organization is given. The main stages and rules of the audit by the auditor are described in detail and in stages. The main requirements for accounting policy are described, and the factors influencing its choice are considered. The list of documents required for audit by the auditor is given. Keywords: audit, accounting policy, goals, objectives, enterprise, auditor.

АУДИТ УЧЁТНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ Макаренко В.В.1, Пудеян Л.О.2 (Российская Федерация)

1Макаренко Виктория Викторовна — бакалавр;

2Пудеян Любовь Овагемовна — старший преподаватель,

кафедра бухгалтерского учёта, анализа и аудита, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону

Аннотация: в данной работе рассматривается тема аудиторской проверки учётной политики организации. Учётная политика играет важную роль, от её выбора зависит экономическая эффективность деятельности предприятия. В статье описываются основные цели и задачи проверки. Даётся определение аудиту и учётной политике организации. Подробно и поэтапно раскрываются основные этапы и правила проведения проверки аудитором. Описываются основные требования, предъявляемые к учётной политике, а также рассматриваются факторы, влияющие на её выбор. Даётся список документов, необходимых для проверки аудитором.

Ключевые слова: аудит, учётная политика, цели, задачи, предприятие, аудитор.

Прежде чем приступить к изучению данной темы, определим, что собой представляет учетная политика и аудит. Учётная политика организации — это набор правил и способов, которыми руководствуется компания для ведения бухгалтерского и налогового учёта. Выбор и утверждение учётной политики преследует следующие цели: выбрать способ, форму ведения учёта, разработать план счётов для учёта всех хозяйственных операций, утвердить формы первичных документов и т.д. От правильного понимания, оформления, формирования, а также раскрытия во многом зависит экономическая эффективность деятельности организации. Аудит — это деятельность, направленная на проведение независимой проверки бухгалтерского учёта и финансовой отчетности. Цель аудита — это проверка достоверности финансовой отчётности организации и соответствия порядка ведения учёта законодательству РФ. Аудит учётной политики ставит перед собой следующую цель -установить соответствие применяемой в компании методики учёта действующим нормативным документам для формирования мнения о достоверности финансовой

отчётности. Аудит учётной политики направлен на решение следующих задач: проверка правильности заполнения документации и ведения документооборота; оценка учетной политики организации; изучение системы организации и ведения бухгалтерского учета.

Рассмотрим правила проведения аудита учётной политики организации. Сначала аудитору необходимо составить и документально оформить план аудита, в котором нужно описать предполагаемый порядок и объём проведения аудиторской проверки. План аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы использовать его в качестве руководства при разработке программы аудита. Далее аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, в которой определяется характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур. Программа аудита является набором инструкции для аудитора, выполняющего проверку. Рабочими документами аудитора являются: план счетов, приказ об учетной политике, а также бухгалтерская отчетность. По ходу проверки план может дорабатываться, а все внесенные в план значимые изменения и соответствующие обоснования должны быть зафиксированы документально. Саму проверку целесообразно разделить на три этапа. Первый этап — план проверки. Второй этап — рабочий документ аудитора. Третий этап -аудиторский отчёт. Первый этап включает в себя проверку соблюдения правил оформления учётной политики, исследование структуры, изучение форм, регистров, графиков и методик, оценка правомерности изменений, выявление фактов недобросовестных действий и т.д. На втором этапе создаётся рабочая документация аудитора, в документе обосновываются итоги проверки. Вопросами для проверки могут быть: Как организована сохранность документации? Каковы порядок и сроки проведения инвентаризации? Какие методы применяет организация для учёта нематериальных активов? На завершающем этапе проверки, аудитором составляется заключение, которое содержит его профессиональное мнение. В таком заключении отражаются все обнаруженные недочёты и недостатки в учетной политики организации. Также аудитор может дать свои рекомендации по устранению недочетов в принятой учетной политике и порядке ее исполнения.

В соответствии с положением по бухгалтерскому учету (ПБУ) для учётной политики организации устанавливаются следующие требования: полнота; своевременность; осмотрительность; приоритет содержания перед формой; непротиворечивость; рациональность.

При проверке аудитор должен проанализировать и ознакомиться с документами предприятия: приказом об учётной политике, рабочим планом счётов, правилами документооборота, изменениями в учётной политике, изучить формы первичных учётных документов и документов для внутренней бухгалтерской отчётности. Также аудитор выясняет, насколько принятая учетная политика оказывает положительное влияние на эффективность работы предприятия и насколько принятые методы оценки, амортизации соответствуют типу хозяйствующего субъекта. В ходе проверки могут быть выявлены такие нарушения как отсутствие графика документооборота; не соблюдение принципа имущественной обособленности; отсутствует отделение текущих затрат от капитальных вложений; не соответствие доходов и расходов отчетным периодам.

Выбор учетной политики зависит от деятельности предприятия, особенностей организации управления, особенностей коммерческой деятельности, долгосрочных и текущих целей. На учетную политику также влияют наличие льгот, налоговые условия, характер владения (аренда, приватизация), квалификация персонала, валютная политика государства, долгосрочность контрактов, формы собственности, свобода в решении вопросов ценообразования.

Аудит учетной политики компании поможет выбрать наиболее эффективные способы ведения учета. Грамотно составленный регламент может стать инструментом

37 ■ Еигореап Баепсе № 7 (49)

достижения цели бизнеса и способствовать сокращению затрат на ведение

Список литературы /References

1. Бойко Е.А., Шумилин П.Е. Бухгалтерская (финансовая) отчетность для студентов вузов / Е.А. Бойко, П.Е. Шумилин / Ростов н/Д, 2004.

2. Еременко В.А., Шумилин П.Е., Пудеян Л.О. Налоговый учет и отчетность / В.А. Еременко, П.Е. Шумилин, Л.О. Пудеян / Ростовский государственный экономический университет. Ростов-на-Дону, 2019. Часть 1.

3. Еременко В.А., Яцук Д.Ю. Методология систем финансового контроля и аудита на базе 20-х и 30-х счетов // Перспективы науки, 2018. № 5 (104).

4. Ткач В.И., Шумейко М.В. Традиционные и инжиниринговые системы учета и контроля // Научное обозрение, 2013. № 11.

5. Шумилин П.Е. Учет и аудит реорганизации предприятия / П.Е. Шумилин / Министерство образования и науки Российской Федерации, Ростовский государственный строительный университет. Ростов-на-Дону, 2012.

6. Шумилина В.Е. Особенности применения аналитических процедур в российской практике аудита// Учет и статистика, 2005. № 1 (5).

Список литературы на английском языке /References in English

1. Boyko E.A., Shumilin P.E. Accounting (financial) reporting for University students / E.A. Boyko, P.E. Shumilin / Rostov-on-Don / A., 2004.

2. Eremenko V.A., Shumilin P.E., Pudeyan L.O. Tax accounting and reporting / VA. Eremenko, P.E. Shumilin, L.O. Pudeyan/ Rostov state University of Economics. Rostov-on-Don, 2019. Part 1.

3. Eremenko V.A., Yatsuk D.Yu. Methodology of financial control and audit systems based on 20 and 30 accounts / / Prospects of science, 2018. № 5 (104).

4. Tkach VI., Shumeyko M.V. Traditional and engineering systems of accounting and control // Scientific review, 2013. № 11.

5. Shumilin P.E. Accounting and audit of enterprise reorganization / P.E. Shumilin / Ministry of education and science of the Russian Federation, Rostov state University of civil engineering. Rostov-on-Don, 2012.

6. Shumilina VE. Features of application of analytical procedures in the Russian audit practice / / Accounting and statistics, 2005. № 1 (5).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: