Белорусская экономическая модель – компонент идеологии белорусского государства - ABCD42.RU

Белорусская экономическая модель – компонент идеологии белорусского государства

43. Белорусская экономическая модель – компонент идеологии белорусского государства.

1. Экономика – это основа развития государства, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества. Она определяет уровень и качество жизни народа, протекание политических и социальных процессов. Экономика выступает базой и важнейшим элементом при разработке идеологии государства.

Идеология экономической политики при построении белорусской экономической модели должна учитывать, что экономика – это хозяйство, наука о хозяйстве и хозяйствовании, а также отношения людей в процессе хозяйствования.

Деятельность государства осуществляется, исходя из его идеологии, которая упорядочивает все сферы общества.

Главной причиной и движущей силой развития экономики являются потребности как отдельных индивидов, так и общества в целом.

Теоретическая модель социально-экономического развития – это совокупность принципов, целей, элементов и требований, предъявляемых к системе народного хозяйства и к социальной сфере общества, к его социальной и институциональной структуре, к эффективности функционирования властно-управленческой организации, к качеству населения.

Каждое государство создает собственную модель национально-экономического развития, которая формируется на базе синтеза региональных тенденций и мирового опыта. Впервые четкую формулировку основных особенностей белорусской модели дал в марте 2002 г. Президент РБ А.Г. Лукашенко в выступлении на заседании постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов. Ее особенности заключаются в следующем:

1. построение сильного и эффективного государства

2. обеспечение равноправия всех форм собственности, всех форм хозяйствования

3. осуществление индивидуальной, продуманной приватизации

4. развертывание широких интеграционных процессов со странами СНГ

5. многовекторность внешнеэкономических связей.

6. проведение сильной социальной политики государства. Основная задача белорусской экономической модели – на основе высокой эффективности производства обеспечить достойный материальный уровень жизни как для всего общества, так и для отдельных его групп.

Белорусская модель получила название социально ориентированной многоукладной рыночной экономики.

Переход к такой модели не может быть единовременным, он требует длительного периода. К тому же он напрямую зависит от экономической политики, проводимой государством, а также от механизма ее реализации.

44. Мировоззренческая основа идеологии белорусского государства.

Поиск новой идеологии и системы мировоззренческих идей идет на фоне небывалых событий мировой цивилизации. Перед современным белорусским обществом и человечеством в целом стоят проблемы, требующие философского осмысления для их разрешения:

1) Проблема выживаемости в ядерный век.

2) Проблема экологической выживаемости человечества, ибо, начиная с эпохи Просвещения, быстро развивающаяся техногенная цивилизация поставила человечество на грань жизни и смерти.

3) Проблема сохранения целостности личности.

4) Проблема коммуникативного единства человечества, необходимости формирования идеалов открытости, диалога между различными народами и религиями, не силового решения возникающих конфликтов.

5) Обоснование фундаментальных приоритетов, национальной самоидентификации, системы объединяющих белорусский народ идей и исторического выбора собственного пути развития Беларуси.

Эти проблемы требуют новых мировоззренческих и идеологических идей в отношении к миру в целом, к человеку и человечеству, радикальных изменений в познавательном отношении человека в различных сферах культуры. Так, чтобы решить проблему экологической выживаемости, нужны обновленные мировоззренческие установки по отношению к природе и обращение к национальным традициям бережного отношения к природному миру. Необходимо понять, что природа не мастерская, не кладовая с безграничными ресурсами, а красивый, но очень хрупкий храм. Нужна не парадигма насилия над природой, а гармонии и диалога с ней, понимания ее и в целом Универсума, Космоса.

Глубочайшее осознание общечеловеческих ценностей поможет решить проблему сохранения человека как личности. Нужны новые критерии и подходы для успешного диалога человека с человеком, ориентированные на плюрализм мнений, терпимость, толерантность, согласие, которые и обеспечат формирование новых мировоззренческих и идеологических структур. Познавательное отношение современного человека к исследованию таких сложных объектов, как атомная энергия, уникальные объекты экологии, генной инженерии и т.п., в которые включен сам человек, нуждается в пересмотре традиционного тезиса об «этической нейтральности» научного познания.

В иерархии ценностей, к которым, несомненно, относится научная истина, равноценно с ней должны выступать и такие ценности, как благо человека и человечества в их единстве и взаимодействии.

Обоснование новых мировоззренческих ценностей особенно в переломные моменты является одной из задач современной философии, политологии и других социально-гуманитарных дисциплин.

Современное белорусское общество нуждается в консолидирующей целостной системе идей, сплачивающих различные слои населения, определяющих их ценностные ориентации, моральные нормы, определенный образ жизни, их социальную активность. Такая социально-значимая и теоретически оформленная система идей, в которой отражаются глубинные интересы соответствующих социальных групп и слоев и которая призвана закрепить или изменить общественные отношения и является идеологией. Преодоление негативного отношения к учению об идеях, идеологии предполагает отказ от умозрительных конструкций и оторванных от действительности построений «игры мысли» и поиск таких фундаментальных мировоззренческих оснований, которые бы учитывали традиции белорусского народа и его культуры в контексте мирового цивилизационного процесса

Белорусская экономическая модель – компонент идеологии белорусского государства

Каждое государство создает собственную модель национально-экономического развития, которая формируется на базе синтеза региональных тенденций и мирового опыта. Впервые четкую формулировку

Белорусская экономическая модель – компонент идеологии белорусского государства

Другие материалы по предмету

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕТРОНИКИ

Кафедра гуманитарных дисциплин

«Белорусская экономическая модель компонент идеологии белорусского государства»

  1. Основы взаимодействия экономики, политики и идеологии в жизни общества.
  2. Идеологическая направленность экономических реформ в Республике Беларусь.

1. Основы взаимодействия экономики, политики и идеологии в жизни общества

Экономика это основа развития государства, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества. Она определяет уровень и качество жизни народа, протекание политических и социальных процессов. Экономика, как системное единство отношений производства, обмена, распределения и потребления воздействует на политику как прямо, так и косвенно, обусловливая общую направленность идеологии и социальный характер действующих политических институтов, политических отношений и идеологических учреждений. Экономика выступает базой и важнейшим элементом при разработке идеологии государства.

Термин «экономика» происходит от двух греческих слов «хозяйство» и «закон». В настоящее время он имеет несколько значений. Экономика это:

  • народное хозяйство, включающее отрасли материального производства (промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство, транспорт и связь, торговля и общественное питание, материально-техническое обеспечение) и непроизводственной сферы (культура, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, наука, управление жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения);
  • совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей; научная дисциплина, занимающаяся изучением отраслей (секторов) материального производства и непроизводственной сфер, а также механизмов использования разнообразных ресурсов в целях обеспечения жизненных потребностей людей и общества;
  • отношения, возникающие между людьми в связи с процессами производства, распределения, обмена, потребления товаров в ходе этих процессов.

Таким образом, идеология экономической политики при построении белорусской экономической модели должна учитывать, что экономика это хозяйство, наука о хозяйстве и хозяйствовании, а также отношения людей в процессе хозяйствования.

При всей самодостаточности экономика, тем не менее, эффективно функционирует лишь в рамках определенного социального порядка и при условии стабильности всех сфер общественной жизни. Иными словами, экономика не существует вне общества и вне государства.

Экономика, политика и идеология взаимообуславливающие функционирование друг друга сферы жизни общества и государства, в которых концентрируется социально-политическая, духовная и материальная деятельность различных социальных субъектов.

Сущность государства проявляется в его функциях, которые отражают главные направления его деятельности. Одна из центральных функций современного государства функция управления. Государственное управление это управление делами всего общества, а именно: политическими, экономическими, социальными и иными процессами, протекающими в обществе. При этом сфера влияния государства на экономику широка. Государство формирует правовую базу и благоприятные условия для эффективного функционирования экономики, стимулирует экономический рост, защищает конкуренцию, регулирует уровень занятости и инфляции и т.д. Иными словами, государство обеспечивает жизнедеятельность и эффективность экономической системы.

Деятельность государства осуществляется, исходя из его идеологии, которая упорядочивает все сферы общества. Воплощение общепризнанных идей через реализацию политического курса зависит от множества факторов, в том числе и от экономических ресурсов.

Главной причиной и движущей силой развития экономики являются потребности как отдельных индивидов, так и общества в целом. При этом основополагающие подходы к развитию экономики базируются на концепциях государства, отношениях между государством, рынком и понятием гражданства. Идеология экономического развития прямо связана с той ролью, которую государство должно выполнять в жизнедеятельности общества. При этом подлинную природу взаимоотношений государства, экономики и идеологии невозможно описать в отрыве от конкретной исторической эпохи.

Государство играет центральную роль в экономической жизни общества. Цели, задачи и меры государственного воздействия на экономические процессы отражаются в экономической политике страны.

Экономическая политика это система хозяйственных мероприятий, проводимых государственной властью для достижения определенных целей, т.е. это поведение государства в отношении экономики страны.

Читайте также  Социальная политика, как общественная теория и практика

Концептуальная основа экономической политики это компромисс между многочисленными интересами разнообразных социальных групп в целях достижения максимального блага в рамках существующего строя. Экономическая политика государства должна соответствовать условиям, целям и возможностям, имеющимся в стране. Цели экономической политики формируются, исходя из потребностей всего общества на определенных этапах его развития. Это сложный процесс, связанный с определением стратегических направлений социально-экономического развития, принятием соответствующих решений и разработкой механизма их реализации. История различных государств демонстрирует, что диапазон экономической политики широк от абсолютного невмешательства государства в экономику до жесткого управления ею, как это имеет место в рамках командно-административной системы.

2. Идеологическая направленность экономических реформ в Республике Беларусь.

В начале 90-х гг. XX в. Беларусь претерпела серьезные потрясения, вызванные распадом Советского Союза. Будучи одной из самых развитых республик СССР, она, тем не менее, развивалась как составная часть его народнохозяйственного комплекса, завися от него как по источникам питания, так и по рынкам сбыта готовой продукции. Структура белорусского хозяйства ориентировалась в первую очередь на вывоз готовой продукции и была неприспособленна к удовлетворению собственных потребностей. Республика исполняла роль своеобразного «сборочного цеха» страны, где свыше 80% объема промышленной продукции давали предприятия союзного подчинения. К тому же экономику Беларуси советского периода характеризовал экстенсивный путь развития, при котором достаточно высокие темпы роста производства опережались еще более высокими темпами ресурсопотребления. Страну отличала неразвитая социальная сфера и сфера услуг, на долю которых приходилось 16% национального дохода.

Превышающая все допустимые пределы инфляция, падение производства ВВП, снижение выпуска и реализации продукции как промышленности, так и сельского хозяйства, ухудшение продовольственного и социального обеспечения населения стали реальностью для Беларуси в первые годы ее независимости. Республика потеряла почти треть своего ВВП. Сложилась трудная ситуация с инвестициями. Нарушились пропорции между промышленностью и сельским хозяйством. Возросли цены на энергоресурсы, сырье, комплектующие, транспортные услуги, а также расходы на минимизацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Страна в одночасье потеряла основные финансовые, сырьевые, энергетические источники, были нарушены хозяйственные связи. И это при том условии, что для нормального функционирования экономики в страну необходимо было ежегодно ввозить не менее 10 млн т. нефти, 14 млрд м3 газа, не менее 1 млн тонн продовольственного и фуражного зерна, 200 тыс. тонн сахара, 60 тыс. тонн растительного масла и 50 тыс. тонн рыбной продукции.

В 1994 г. объем промышленного производства Беларуси составил 67% к уровню 1990 г., ВВП снизился на 28%, а капитальные вложения на 43%. Либерализация цен обесценила сбережения государства, предприятий и населения, вызвала острый финансовый дефицит, последствиями которого явились галопирующая инфляция (до 40%) в месяц, падение качества и уровня жизни населения, а также резкая дифференциация его доходов.

Для преодоления острого экономического кризиса руководство Республики Беларусь разработало и приняло Программу неотложных мер, направленную на создание предпосылок перехода от спада к стабилизации и росту производства.

Период 1992 1994 гг. характеризовался жёсткой политической борьбой в Верховном Совете республики по вопросам экономической жизни и государственного строительства. Виделось два основных варианта проведения реформ и продвижения Беларуси к рынку.

Первый путь заключался в форсированном переходе к рынку, полномасштабном осуществлении рыночных преобразований. Второй предусматривал постепенное движение к рыночным отношениям при активном вмешательстве государства в экономические процессы, что в частности предполагало установление госконтроля над ценами, смягчение социальных издержек, пополнение бюджетной составляющей.

При всей своей позитивной роли рынок не в состоянии обеспечить эффективное решение ряда стратегических задач развития экономики, устранение социальных проблем и противоречий. Нерегулируемому рынку присуща стихийность, приводящая к экономическим потерям и снижению эффективности производства. Рынок обостряет проблему социального неравенства и порождает существенную дифференциацию доходов. Следствием рыночной конкуренции зачастую станови

Белорусская экономическая модель – компонент идеологии белорусского государства.

Экономика Беларуси в составе СССР развивалась наиболее успешно в сравнении с иными союзными республиками. Наивысшего уровня своего развития она достигла в конце 80-х годов прошлого столетия. Этому есть ряд существенных объяснений. Это прежде всего выгодное геополитическое положение страны, хороший кадровый потенциал, высокие грамотность и профессионализм людей, рациональное обеспечение транспортом, мощный строительный комплекс. Все это делало страну привлекательной для вкладывания в ее экономику финансовых и материальных ресурсов со стороны союзных и союзно – республиканских органов управления. Свыше 80 процентов промышленной продукции производилось предприятиями союзного подчинения. Это в то же время было хорошо для Беларуси, а после распада Союза превратилось в невероятно сложную ситуацию.

Чисто рыночная модель предлагаемого после распада Союза ССР общественного устройства оказалась для Беларуси не способной дать практический ответ на вопрос о перспективах развития по той простой причине, что она изначально выполняла не научно прогностическую, а целенаправленно навязанную прозападную функцию. И в связи с этим она по своему характеру и назначению вышла за пределы чисто экономической категории, приобрела политическое, преломленное через интересы определенных политических сил идеологическое звучание.

Определяя идеологию в области экономики, страна в то же время не бросилась в лоно непродуманных экспериментов и шоковых вмешательств, не пошла путем проб и ошибок на внедрение бесконтрольных экспериментов, а действовала с учетом накопленного опыта и здравого смысла. Такой подход прямо или косвенно, но однозначно поддержан народом. Люди воочию убедились, что чисто рыночными отношениями, по мнению А.А. Зиновьева, западные птицы пытались выманить наших рыб на берег, соблазняя тем, что на берегу, мол, лучше жить.

Стало абсолютно ясно, что той рыночной экономики, которую нам пытались навязать, в мире уже нет. Это лишь отдельные фрагменты современной западной экономики, которые изжили себя и отправлены Западом на слом.

Тем не менее важно было увидеть и задействовать то, что в западной экономике является жизнестойким и эффективным. В интересах Беларуси полезно было учесть, что нынешняя западная экономика социально-организованная, регулируемая и управляемая государством. Важную роль в этом сыграла сформулированная в Послании Президента белорусскому Парламенту от 17.04.1998г. идея эффективного государства, государства планирующего и регулирующего процессы экономического и социального развития. «В условиях эффективного государства, – отмечалось в этом Послании, – создаются и будут создаваться такие экономические отношения, при которых достигается сочетание интересов субъектов хозяйствования всех форм собственности, при которых работники получают наибольшую материальную заинтересованность в высокопроизводительном труде, инвесторы – наибольшую прибыль от вложения капитала, предприятия – наибольший приток средств для развития и обновления производства, Правительство и местные органы – действенный инструмент для активизации национальной экономики, пополнения бюджета, проведения справедливой социальной политики и обеспечения подъема уровня жизни всех слоев населения».

Государство взяло на себя функцию создания здоровой и процветающей экономики, уровень развития которой являлся и является базовой основой и главнейшим элементом при разработке государственной идеологии. Здоровая экономика, обеспечивающая достойную жизнь народа, –это важнейшее условие достижения политической стабильности в обществе, мира и спокойствия в государстве, а это – главная цель и задача идеологии государства.

Беларусь в области экономики выбрала вариант плавного, постепенного вхождения в рынок при активном вмешательстве в экономические процессы со стороны государства, выработала свою собственную модель социально-экономического развития, модель социально-ориентированной, многоукладной, рыночной, наукоемкой экономики.

Главные слагаемые этой модели были сформулированы Главой государства 22.03.2002г. на семинаре-совещании руководящих работников республиканских и местных государственных органов.

Это, во-первых, сильная и эффективная государственная власть.Стоящие перед страной экономические проблемы могут быть реализованы соответствующими органами государственного управления с помощью системы экономических методов государственного регулирования и рыночных механизмов хозяйствования. Государственный сектор в большинстве стран в нынешних условиях играет важнейшую роль в экономике, которая с каждым годом все более усиливается. Так, к примеру, в ряде ведущих стран Запада приблизительно каждые двадцать лет в два раза уменьшаются площади земель, находящихся в частной собственности. В такой стране, как США, частной собственности на землю вообще нет.

В решении проблем эффективного государства важно наряду с более активным использованием идеологических средств воздействия на полную мощь задействовать человеческий потенциал, который должен привести к ожидаемому результату. Надо поднять веру народа в самого себя. Граждане страны должны хорошо усвоить, что они сами хозяева своей судьбы и могут в решающей степени рассчитывать только на себя.

Равноправное функционирование всех форм собственности, частного и государственного сектора экономики – это вторая характерная особенность белорусской модели развития. Сохраняя за государственной собственностью роль ведущей и определяющей, государство должно предоставлять всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, гарантировать равную защиту и равные условия развития всех ее форм, равные возможности для предпринимательской и иной деятельности.

Читайте также  Понятие государственной тайны. Допуск к государственной тайне

Третьейотличительной чертой белорусской модели развития является хорошо спланированная и скоординированная приватизация, которая должна проводиться не в ущерб государства, в целях привлечения заинтересованного инвестора, вносящего реальный вклад в техническое переоснащение производства, повышение эффективности и конкурентоспособности предприятий, в создание новых рабочих мест, насыщение рынка товарами, необходимыми обществу и государству. Обеспечение эффективного и полезного производства должно быть важнейшим условием при приватизации. В процессе ее осуществления должны полнее учитываться интересы государства и права граждан, создаваться благоприятная политико-экономическая ситуация.

Создать и развить сеть малых и средних предприятий – это то, что необходимо, чтобы лучше наполнить потребительский рынок товарами и услугами, организовать новые рабочие места, вовлечь в производство неиспользованные производственные и материальные ресурсы. Такие предприятия помогут развить конкуренцию, преодолеть отраслевой и территориальный монополизм, оздоровить экономику и финансы, расширить экспортный потенциал.

Четвертойособенностью белорусской модели является развитие интеграционных процессов со странами СНГ, и прежде всего с Россией.Эта особенность диктуется рядом обстоятельств, вытекающих из прошлого и настоящего состояний экономики страны. Прежде всего это сильная заинтегрированность, вытекающая из того, что в прежние времена Беларусь выполняла роль сборочного цеха большой страны. Перестройка на новые условия требует длительного времени и затраты больших усилий. Свою роль в этом играют происходящие в мире процессы глобализации, а также усиливающаяся международная экономическая интеграция вообще, а наряду с этим и конкуренция между странами, регионами, отраслями экономики, отдельными предприятиями и фирмами.

Интеграция дает возможность усилить конкурентоспособность экономики страны, придать инновационный характер ее развитию, выйти на более высокий технологический уровень.

Пятой характерной чертой белорусской модели развития является сильная социальная политика.

Экономика – это не бездушный механизм. Она обеспечивается людьми, держится на людях, работает во имя и на благо людей. Важно учитывать, что каждый народ может потреблять лишь то, что производит или покупает за счет реализации произведенного. Нельзя потребить больше того, что произведено. Надо строить экономику, способную выполнить социальную задачу. Экономический рост – это лишь средство для более важной цели человеческого развития.

Практическая реализация идеологии белорусского государства будет неполной, если не создать ей определенный социальный механизм. Здесь следует выделять проблемы демографические, культурные, образовательные, здравоохранения, обеспечения здорового образа жизни, рост уровня благосостояния и материального достатка людей, труда, занятости и трудовой дисциплины.

В нынешних условиях сильная социальная политика государства должна проводиться в интересах всего общества, определяться не только наличием средств, но и быть открытой и справедливой, носить активный опережающий характер. Основная ее цель – обеспечивать успешное развитие человеческого потенциала, повышать уровень и качество жизни населения на основе стимулирования его трудовой и хозяйственной активности, предоставления каждому трудоспособному человеку условий, позволяющих своим трудом и предприимчивостью обеспечивать благосостояние семьи, формировать сбережения и эффективно инвестировать их.

Характеризуя белорусскую модель развития следует отметить и то, что Беларусь в свое время не пошла по пути «шоковой терапии», как это сделали некоторые государства, не залезла в долги, имеющиеся кредиты и инвестиционные вложения использовала рационально и бережно, делала упор на свои внутренние ресурсы и возможности. Важно и то, что было сохранено крупно-товарное производство на селе, дальнейшее развитие получили колхозы и крупные фермерские хозяйства.

Важнейшими задачами социально-экономического развития Республики Беларусь в настоящее время и на перспективу являются:

· становление и развитие социально-ориентированной рыночной экономики;

· обеспечение постепенного перехода к постиндустриальному, информационному обществу на основе реализации достижений науки, новых высокоэффективных технологий;

· повышение благосостояния народа до уровня европейских стандартов и формирование целостного, социального и духовного развития, творческого, деятельного, инициативного человека;

· создание эффективного правового государства в органическом единстве с формированием и развитием гражданского общества.

Для высокой потенциальной конкурентоспособности Беларуси есть объективные факторы и условия:

· выгодное экономико-картографическое и геополитическое положение;

· развитая система транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры в целом;

· значительные земельные, водные, лесные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых (калийных и каменных солей, сырья для производства строительных материалов и др.);

· достаточно сильная строительная база;

· значительный научно-технический потенциал;

· высокий образовательный уровень населения при низкой стоимости рабочей силы и устойчивая система подготовки квалифицированных кадров;

· комплексность развития территории;

· многовекторные внешнеэкономические связи, которые способствуют расширению внешних рынков.

Белорусская экономическая модель – компонент идеологии белорусского государства

Экономика, политика и идеология — основные, взаимообусловливающие функционирование друг друга сферы жизни общества и государства, в которых концентрируются социально-политическая, духовная и материальная деятельность различных социальных субъектов.

Экономическая политика — это система хозяйственных мероприятий, проводимых государственной властью для достижения определенных целей; это поведение государства в отношении экономики страны. Важнейшими целями экономической политики современной Беларуси являются стабилизация экономики, обеспечение всех имеющихся в республике ресурсов для поддержания уровня жизни населения, создание условий для привлечения инвестиций и последующего экономического роста. Главным содержанием экономической политики является формирование открытой, конкурентоспособной рыночной экономики. Основными принципами экономической политики выступают: формирование открытой экономики; устранение экономических причин коррупции; защита частной собственности; формирование частного сектора, способного производить не менее 50% ВВП; государственная поддержка экспорта; государственная поддержка производств, способных стать эффективными в течение 1—3 лет; обеспечение социальной стабильности.

Экономика —это народное хозяйство, включающее отрасли материального производства (промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство, транспорт и связь) и непроизводственной сферы (культура, образование,здравоохранение).

Экономика — это также и отношения, возникающие между людьми в связи с процессами производства, распределения, обмена, потребления товаров в ходе этих процессов.

Таким образом, идеология экономической политики при построении белорусской экономической модели должна учитывать, что экономика — это хозяйство, наука о хозяйстве и хозяйствовании и отношения людей в процессе хозяйствования.

22.Идеологическая политика РБ в социальной сфере.

Государственная, социальная политика была и остаётся главным приоритетом бел. идеологии, основная цель – обеспечение всем гражданам страны достойного уровня и качества жизни. Предполагается восстановить в сознании граждан такую идеолог. ценность – оплата труда в качестве основного источника дохода населения и важного стимула трудовой активности. Представляется исключительно важным восстановление традиционных ценностей – уважение трудового образа жизни, соц. справедливости. В этой связи предстоит совершенствование структуры зарплаты – надбавки, премии.

В сфере образования – выйти на наиболее высокий качественный уровень обучения через реформирование и совершенствование существующего образования. В реализации этой политики – небольшой перенос заимствованной структуры и качества зап. стран и ничего не перенося лучшего, что сложилось до реформирования; озабоченность вызывает переход к 12 летнему обучению, тестированию, переход к двухступенчатому высшему образованию. В области демографической ситуации – в Республике устойчивая тенденция депопуляции, превышения смертности над рождаемостью, старение населения, снижение продолжительности жизни. Сложившаяся ситуации потребовала срочных мер для её разрешения. Роль семьи в формировании нравственного здоровья нации, патриотического воспитания, преодоление негативных последствий в семейной сфере (алкоголизм, преступность, наркомания), охрана материнства и детства. В обл. пол. разгосударствления и приватизации – идеология направлена на то, чтобы выиграло всё общество и социальн. направленность работы предприятий. 85,7% – разгосударствлен. и приватизир. собственности попало в коллективную собственность. Развитие мелкого предприним., капитал. строительства, торговли и сфера услуг, рост доли отечественных товаров, падение уровня безработицы, укрепление правопорядка, возрождение села, забота о ветеранах и пенсионерах, охрана окр. среды.

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 428 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Белорусская экономическая модель – компонент идеологии белорусского государства

Работа сделанна в 2008 году

Белорусская экономическая модель – компонент идеологии белорусского государства — Реферат, раздел Экономика, — 2008 год — Белорусский Государстенный Университет Информатики И Радиоэлетроники Кафедра .

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕТРОНИКИ Кафедра гуманитарных дисциплин РЕФЕРАТ на тему: «Белорусская экономическая модель – компонент идеологии белорусского государства» Минск, 2008 СОДЕРЖАНИЕ 1. Основы взаимодействия экономики, политики и идеологии в жизни общества. 2. Идеологическая направленность экономических реформ в Республике Беларусь. 1. Основы взаимодействия экономики, политики и идеологии в жизни общества Экономика – это основа развития государства, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества.

Она определяет уровень и качество жизни народа, протекание политических и социальных процессов. Экономика, как системное единство отношений производства, обмена, распределения и потребления воздействует на политику как прямо, так и косвенно, обусловливая общую направленность идеологии и социальный характер действующих политических институтов, политических отношений и идеологических учреждений.

Экономика выступает базой и важнейшим элементом при разработке идеологии государства. Термин «экономика» происходит от двух греческих слов – «хозяйство» и «закон». В настоящее время он имеет несколько значений. Экономика – это: • народное хозяйство, включающее отрасли материального производства (промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство, транспорт и связь, торговля и общественное питание, материально-техническое обеспечение) и непроизводственной сферы (культура, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, наука, управление жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения); • совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей; научная дисциплина, занимающаяся изучением отраслей (секторов) материального производства и непроизводственной сфер, а также механизмов использования разнообразных ресурсов в целях обеспечения жизненных потребностей людей и общества; • отношения, возникающие между людьми в связи с процессами производства, распределения, обмена, потребления товаров в ходе этих процессов.

Читайте также  Порядок осуществления государственного кадастрового учета земель на уровне муниципального образования

Таким образом, идеология экономической политики при построении белорусской экономической модели должна учитывать, что экономика – это хозяйство, наука о хозяйстве и хозяйствовании, а также отношения людей в процессе хозяйствования.

При всей самодостаточности экономика, тем не менее, эффективно функционирует лишь в рамках определенного социального порядка и при условии стабильности всех сфер общественной жизни.

Иными словами, экономика не существует вне общества и вне государства. Экономика, политика и идеология – взаимообуславливающие функционирование друг друга сферы жизни общества и государства, в которых концентрируется социально-политическая, духовная и материальная деятельность различных социальных субъектов. Сущность государства проявляется в его функциях, которые отражают главные направления его деятельности. Одна из центральных функций современного государства – функция управления.

Государственное управление – это управление делами всего общества, а именно: политическими, экономическими, социальными и иными процессами, протекающими в обществе. При этом сфера влияния государства на экономику широка. Государство формирует правовую базу и благоприятные условия для эффективного функционирования экономики, стимулирует экономический рост, защищает конкуренцию, регулирует уровень занятости и инфляции и т.д. Иными словами, государство обеспечивает жизнедеятельность и эффективность экономической системы.

Деятельность государства осуществляется, исходя из его идеологии, которая упорядочивает все сферы общества. Воплощение общепризнанных идей через реализацию политического курса зависит от множества факторов, в том числе и от экономических ресурсов. Главной причиной и движущей силой развития экономики являются потребности как отдельных индивидов, так и общества в целом. При этом основополагающие подходы к развитию экономики базируются на концепциях государства, отношениях между государством, рынком и понятием гражданства.

Идеология экономического развития прямо связана с той ролью, которую государство должно выполнять в жизнедеятельности общества. При этом подлинную природу взаимоотношений государства, экономики и идеологии невозможно описать в отрыве от конкретной исторической эпохи. Государство играет центральную роль в экономической жизни общества. Цели, задачи и меры государственного воздействия на экономические процессы отражаются в экономической политике страны.

Экономическая политика – это система хозяйственных мероприятий, проводимых государственной властью для достижения определенных целей, т.е. это поведение государства в отношении экономики страны. Концептуальная основа экономической политики – это компромисс между многочисленными интересами разнообразных социальных групп в целях достижения максимального блага в рамках существующего строя. Экономическая политика государства должна соответствовать условиям, целям и возможностям, имеющимся в стране.

Цели экономической политики формируются, исходя из потребностей всего общества на определенных этапах его развития. Это сложный процесс, связанный с определением стратегических направлений социально- экономического развития, принятием соответствующих решений и разработкой механизма их реализации. История различных государств демонстрирует, что диапазон экономической политики широк – от абсолютного невмешательства государства в экономику до жесткого управления ею, как это имеет место в рамках командно-административной системы. 2.

Идеологическая направленность экономических реформ в Республике Беларусь

При всей своей позитивной роли рынок не в состоянии обеспечить эффекти. Теоретическая модель социально-экономического развития – это совокупно. в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственном прогно. На III Всебелорусском собрании в 2006 г. Это в два раза больше, чем в России и Украине.

ЛИТЕРАТУРА 1. Кузнецов В.Н. Идеология: социологический аспект.

Учебник. М.: Книга и бизнес, 2005–816 с. 2. Мельник В.А. Государственная идеология: Понятие, элементы, функции / В.А. Мельник. – Мн.: Тесей, 2007. 3. Михеев В.М. Идеология: размышления и выводы / В.М. Михеев. – ОДО «Тонпик», 2008.

Белорусская экономическая модель – компонент идеологии белорусского государства

3.2. Белорусская модель экономики

Белорусская модель экономики формируется как социалъно ориентированная рыночная экономика. Она строится с учетом принципов рыночной эконо-мики, ресурсного потенциала страны, структуры, состояния и тенденций развития национальной эко-номики, а также геополитических, географических, социальных, демографических, экологических и дру-гих особенностей нашей страны. Концептуальные основы белорусской модели — это равноправие всех форм собственности; значительная роль государства в регулировании экономических процессов, доходов населения, занятости, в формировании условий, обе-спечивающих удовлетворение социально значимых потребностей всего населения.

Характерными чертами белорусской модели эко-номического развития являются:

1. Равноправное функционирование государствен-ного и частного секторов экономики.

2. Приватизация рассматривается не как само-цель, а как средство поиска иквесторов, заинтере-сованных в долгосрочном развитии экономики ре-спублики, способных взять на себя обязательства по решению социальных проблем работников. При-ватизация осуществляется в соответствии с интере-сами не только государства, отрасли, предприятия, но и работающего человека. В качестве важнейше-го условия приватизации выступает обеспечение эффективного и полезного для общества произ-водства.

3. Развитие интеграционных процессов с Россией и другими странами СНГ.

4. Повышение конкурентоспособности и эффек-тивности экономики страны, поддержка и реклама национальных достижений в наиболее перспектив-ных областях.

5. Сильная и эффективная государственная власть, обеспечивающая стабильное функционирование эко-номики и экономическую безопасность государства. Государственные институты, исходя из критериев общественного блага, не допускают нарушения яорм и правил поведения на рынке; определяют общие условия эффективного хозяйствования, темпы эконо-мического роста; поддерживают оптимальную струк-туру производства, равномерное социально-экономи-ческое развитие регионов.

6. Социальная политика, направленная на повы-шение общественного благосостояния, улучшение качества и уровня жизни населения, рациональное использование трудового потенциала.

На современном этапе главной целью социальной политики белорусского государства является созда-ние для каждого трудоспособного гражданина усло-вий, позволяющих ему своим трудом и предприим-чивостью обеспечить собственное благосостояние и благосостояние семьи при усилении адресности со-циальной поддержки со стороны государства слабо защищенных групп населения. Социальная ориен-тация нашей экономики состоит также в поддержке здоровья человека, его профессионального, культур-ного развития.

Стратегическая долгосрочная цель социально-эко-номического развития Республики Беларусь — это по-степенное движение к обществу постиндустриально-го типа, повышение уровня и качества жизни населения, улучшение среды обитания на основе формиро-вания новых технологических способов производства и многоукладной экономики при значительной роли государства в ее реформировании.

Беларусь первой из стран СНГ преодолела послед-ствия кризиса, вызванного разрывом традиционных торгово-экономических связей в результате распада СССР. Важной особенностью белорусской экономики является то, что в процессе реформ были сохранены ее производственный потенциал и инновационные возможности.

Основой экономического потенциала Белару-си является промышленный комплекс. Наиболее важную роль играют машиностроение, металло-обработка, химическая и нефтехимическая промыш-ленность, электроэнергетика, легкая и пищевая от-расли, медицинская и микробиологическая, лесная, деревообрабатывающая отрасли, промышленность строительных материалов. Беларусь производит грузовые автомобили, тракторы, станки, лазеры, сложную радиоэлектронику и приборы, телевизо-ры, компьютеры, часы, искусственные алмазы, мо-тоциклы и велосипеды, холодильники, лекарства. Успешно развиваются информационные техноло-гии (ИТ-индустрия). В ежегодном «Докладе о раз-витии телекоммуникаций в мире», публикуемом Международным союзом по электросвязи, Беларусь отнесена к странам со средним рейтингом. Откры-вая список этой группы, Беларусь стоит первой за группой стран с высоким рейтингом развития ИТ-инфраструктуры, доступности по цене, уровню об-разованности населения, качеству услуг и уровню использования Интернета.Наука — это основа современного экономического развития. Беларусь обладает развитой научно-техни-ческой базой разработок. Большие успехи достигну-ты в области лазерной и ядерной физики, ядерной энергетики, порошковой металлургии, оптики, про-граммного обеспечения, биотехнологий. Беларусь во-шла в узкий круг стран, владеющих нанотехнологи-ями. Наноматериалы — это объекты физики, химии, инженерии, близкие по размеру к молекуле. Они поражают своими уникальными свойствами. Напри-мер, созданные белорусскими учеными углеродные нанотрубки в сто раз прочнее стали и в пять раз легче алюминия 1 .

Проводимая в Республике Беларусь экономиче-ская политика позволяет создавать фундамент бело-русской экономики, способный противостоять вну-тренним и внешним вызовам. Современная эконо-мическая политика выводит республику на новый, интеллектуально-инновационный путь развития. Сильная процветающая Беларусь может быть созда-на свободным творческим трудом всех граждан, та-лантом экономической, научно-технической, куль-турной и политической элит, экономическим со-трудничеством с другими государствами. Концепция экономического развития как составная часть госу-дарственной идеологии открывает перед обществом реальные перспективы создания устойчивой модели экономики, обеспечивающей повышение благососто-яния людей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: