Демократия - основа Белорусского государства - ABCD42.RU

Демократия — основа Белорусского государства

Демократия — основа Белорусского государства

Главная > Контрольная работа >История

Министерство Образования Республики Беларусь

Кафедра истории и права

Контрольная работа №1

Основы идеологии белорусского государства

Студентки заочного факультета

Павловой Ольги Александровны

Демократия – важнейшая ценность белорусского народа.

Осуществление народом своей власти непосредственно и через своих представителей в политической системе белорусского общества.

Идея разделения власти и её воплощения в институтах государственной власти Республики Беларусь.

Конституция определяет Республику Беларусь как демократическое государство.

Термин демократия буквально означает «власть народа» или «правление народа».

Демократическим считается такое государство, в котором обеспечивается народовластие, политический плюрализм (многообразие взглядов, мнений, политических партий), внедрен принцип разделения властей, существует местное самоуправление. В таком государстве развиваются все формы собственности, создаются равные условия для их развития.

Демократия означает многообразие политических институтов, идеологий, мнений.

Демократия – власть народа – не означает диктат большинства, она предполагает учет мнения меньшинства. Обеспечить баланс интересов отдельного гражданина, группы граждан, общества в целом – важная и трудная задача любого демократического государства.

Демократия в Беларуси осуществляется на принципах плюрализма, многообразия политических институтов, идеологий, мнений. Необходимым фактором реализации данных принципов является развитое гражданское общество, которое служит своего рода социальным пространством, где создаются необходимые условия для удовлетворения многообразных потребностей индивидов и социальных групп, реализации их интересов и целей. Гражданское общество противостоит авторитарным проявлениям со стороны государственной власти, защищает права и свободы человека.

Исходным принципом демократии является юридическое признание народа в качестве источника власти и носителя верховной власти. Данный принцип закреплен в статье 3 Конституции белорусского государства, который гласит так: «Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией».

В числе принципов демократии — разделение властей и выборность основных органов власти и должностных лиц государства. Согласно статье 6 Конституции государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны, они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Важным принципом демократии считается политический и идеологический плюрализм. В соответствии со статьей 4 Конституции демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Политические партии и другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах. В соответствии с общепринятыми нормами запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.

Становление и развитие демократии предполагает наличие определенных политических, экономических, социальных и культурных предпосылок. Необходимой политической предпосылкой является наличие национальной государственности. Республика Беларусь и есть состоявшееся национальное государство. Экономической предпосылкой является высокий уровень экономического развития страны и многообразие форм собственности. Социальной предпосылкой является наличие гражданского общества, основы которого в Республике созданы. Культурной предпосылкой является высокая степень грамотности населения и развития культуры. Уровень того и другого в нашей стране отвечает самым высоким критериям.

Право выбора политических и иных взглядов исключает закрепление в законодательстве демократического государства обязательной (официальной) идеологии. Единственно возможно допустимая “идеология”, закрепляемая в Конституции, – это человек, его права и свободы как высшая ценность общества и государства. Однако в данном случае должна идти речь не об исключительности прав отдельного индивидуума и абсолютном отвержении интересов общества, а о разумном их балансе.

Политические партии, другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах.

Политические партии и другие общественные объединения имеют право пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, определенном законодательством.

Запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.

Партии и другие общественные объединения являются важнейшим элементом политической системы.

В отличие от иных общественных объединений, включая и профсоюзы, партии активно участвуют в политической жизни страны, прежде всего, посредством участия в выборах, формировании общественного мнения по государственным и общественным вопросам. Партии придерживаются определенной идеологии, однако идеология какой-либо партии не может быть возведена в ранг государственной, т.е. обязательной для всех.

Более многочисленными и разнообразными по видам являются общественные объединения, в которые объединяются граждане. К общественным объединениям относятся общества, союзы, ассоциации, благотворительные фонды и т.п.

Общественные объединения в отличие от партий не ставят политические цели в качестве основы своей деятельности.

Порядок организации и деятельности партий, других общественных объединений определяется законодательством – Законом от 5 октября 1994 г. “О политических партиях”, Законом от 4 октября 1994 г. “Об общественных объединениях” и др.

Демократия в Республике Беларусь строится на следующих основных принципах:

– Равноправия всех перед законом независимо от расовой, национальной принадлежности, вероисповедания, имущественного положения, пола, возраста;

– Реализации международно-признанных прав человека;

– Единства прав и обязанностей;

– Выборности государственных органов и их подконтрольности народу;

– Политического плюрализма (многопартийности);

– Свободы мировоззрений в рамках закона;

– Веротерпимости, свободы вероисповеданий;

– Обязательности (принятых большинством) решений для всех;

– Уважительности к мнению меньшинства, возможности отстаивания его позиций и взглядов;

– Предусмотренной законом свободы средств массовой информации;

– Активного участия народа в осуществлении государственной власти;

– Гласности в работе государственных органов и общественных объединений.

Современная демократия существует в двух формах: непосредственной и представительной.

При непосредственной демократии принятие решений осуществляется всеми гражданами путём прямого голосования.

Представительная демократия предусматривает принятие решений избранными народом представителями.

Высшей формой непосредственной демократии выступает референдум.

Референдум основывается на принципах всеобщего равного и прямого волеизъявления, тайном голосовании участников, территориальном принципе его проведения, участия граждан, трудовых коллективов, общественно политических организаций в его подготовке и проведении.

Задача референдума выявить волю народа, принять непосредственным голосованием закон или решение по конкретному вопросу государственной жизни.

Значение референдума в том, чтобы с его помощью народ выразил своё отношение к решению, выступил за или против его принятия.

Референдумы бывают обязательные и факультативные. Народные голосования, проводимые по вопросам указанным в Конституции, именуются обязательными, потому что эти вопросы не могут быть решены иначе как путём референдума.

Референдумы по другим вопросам считаются факультативными, поскольку вынесение на народное голосование соответствующих законопроектов зависит от усмотрения законодательного органа.

В Конституции Республики Беларусь предусматривается проведение обязательного (не консультативного) референдума.

В современных демократических обществах важнейшей составной частью политического процесса являются выборы. Во время выборов в активную политическую жизнь вовлекаются простые граждане.

Посредством свободных выборов граждане могут отобрать наиболее достойных людей для управления страной.

Выборы представляют собой процедуру, регламентируемую определенными правилами, в соответствии с которыми люди выдвигают из своей среды представителей для выполнения определенных функций, для управления какой-либо организацией, государством и т.д. в соответствии со ст. 21 Всеобщей декларации прав человека. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной.

Белорусское государство создает все необходимые условия для проведения справедливых, равных и демократических выборов с тем, чтобы обеспечить приход к власти достойных людей, избранных большинством населения страны и пользующихся всенародным доверием и поддержкой.

Только органы государственного управления, созданные на легальной и легитимной основе, являются выразителями воли народа и, следовательно, проводят политику, направленную на повышение уровня благосостояния граждан, реализацию их внутреннего потенциала.

Республика Беларусь – демократическое государство

Демократия(от греч. demos – народ и kratos – власть) – народовластие. В настоящее время это понятие имеет более широкую трактовку. Первая исходит из первоначальной трактовки: демократия, по выражению американского президента Линкольна, – это «правление народа посредством народа и для народа». Вторая – это форма устройства любой организации, основанной на принципе равноправия её членов, выборности органов управления и принятия решения большинством. Третья рассматривает демократию как идеал общественного устройства, основанный на свободе, правах человека, гарантий прав меньшинства, народном суверенитете, политическом участии, гласности, плюрализме, политической терпимости. Четвёртая – это политический режим, при котором источником власти признаётся народ и он имеет возможность осуществлять свой суверенитет.

Республика Беларусь, взявшая курс на демократическое построение своего общества, ориентируется на все признаки демократии, которые обозначены в вышеперечисленных определениях. В Конституции закреплено это положение, где отмечается, что «Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ» (Ст. 3). В Конституции закреплены формы осуществления власти народа – непосредственное участие и участие посредством выборов своих представителей. Непосредственное участие осуществляется посредством Республиканских и местных референдумов, на которые выносятся важные вопросы затрагивающие жизнь всего общества и когда власть не может взять на себя полной ответственности за их решения обращается к народу. В Республике Беларусь было проведено три Республиканских референдума: 14 мая 1995 г., 24 ноября 1996 г., 17 октября 2004 г. На них были вынесены следующие вопросы: о придании русскому языку равного статуса с белорусским; об установлении новых государственных символов – Государственного флага и Государственного герба Республики Беларусь; об экономической интеграции с Российской Федерацией; о Дне независимости Республики Беларусь; о смертной казни и т. д.

Читайте также  Характеристика политико-географического положения Китая

В стране, наряду с Республиканскими референдумами, могут проводится и местные по вопросам, имеющим важные значения для населения. Инициатива проведения местных референдумов принадлежит местным органам власти и гражданам, проживающим на данной территории (по инициативе не менее 10 % избирателей). Решения, принятые на референдумах, могут быть отменены и изменены только путем референдума.

Кроме участия в референдумах, граждане имеют право участвовать в управлении делами общества и государства посредством обсуждения проектов законов на республиканских и местных собраниях, формировать органы представительной власти в парламент и местные советы депутатов, главу государства (Ст. 37). Эта власть, в свою очередь, должна систематически отчитываться перед своими избирателями о проделанной работе.

Демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Важное место в демократическом обществе занимают политические партии. В Беларуси насчитывается 15 зарегистрированных партий. Партии принимают участия в выборах представительной власти, способствуют идейно-политическому воспитанию людей.

В стране насчитывается большое количество различных общественных организаций и движений. Особое место среди общественных организацией занимают профессиональные союзы, которые объедены в Федерацию Профсоюзов Беларуси (ФПБ). Общая численность членов ФПБ более 4 млн человек. Свою работу они осуществляют на основе Закона Республики Беларусь «О профессиональных союзах» (от 22 апреля 1992 г.); Декрета Президента Республики Беларусь от «О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений» (от 6 января 1999 г.); Гражданского кодекса Республики Беларусь; Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях» (от 19 июля 2005 г.).

Все более уверенно набирает силу и играет роль связующего звена между властью и обществом, помогая лучше узнать потребности населения, делая людей сопричастными к принятию важных решений, Республиканское общественное объединение «Белая Русь» – общественная организация представителей белорусского народа, стремящегося построить независимую, сильную и процветающую Республику Беларусь.

В Беларуси особое значение придается развитию молодежного движения, которое является главным ресурсом в реализации молодежной политики государства. Молодежное движение в стране регламентируется законами «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь» (от 24 апреля 1992 г.), «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь» (от 9 ноября 1999 г.).

Среди молодежных организаций самой влиятельной является ОО «БРСМ», насчитывающий свыше 100 тыс. человек (около 13 тыс. первичных организаций). Основная задача – охрана и реализация прав и законных интересов своих членов, расширение и укрепление в молодежной среде мировоззрения, основанного на патриотических ценностях.

В Беларуси созданы и действуют объединения граждан по профессиональному признаку. Широкое распространение получили экологическое движение, движение по возрождению культурных и религиозных традиций, развитию национальной культуры, сформировано женское движение, действуют спортивные движения и т. д. По состоянию на 1 января 2017 г. в Республике Беларусь зарегистрировано 15 политических партий, 31 профессиональный союз, 2731 общественное объединение (в т. ч. 220 молодёжных организаций, 206 просветительных, 31 женских, 110 национальных меньшинств, 579 физкультурно-спортивных и др.), 230 международных, 687 республиканских, 1447 местных, 26 союзов (ассоциаций) общественных объединений, 109 фондов (Гражданское общество [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://president.gov.by/ru/society_ru/. – Дата доступа : 01.02.2017).

Таким образом, в республике создана широкая база для формирования и развития гражданского общества, как важного элемента демократии. В стране соблюдается периодическая выборность представительных органов государственной власти. Процесс выдвижения кандидатов осуществляется на демократической основе. Выдвигать кандидатов на выборах в представительную власть могут граждане, обладающие избирательным правом, политические партии, трудовые коллективы. Выборы являются свободными, равными, прямыми. Голосование на выборах является тайным, т. е. запрещен контроль за волеизъявлением граждан.

Конституция Республики Беларусь закрепила многообразие форм собственности, охрану и защиту прав собственности, регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества.

Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 1309 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Краткая история белорусской демократии

Историческая преемственность
Для белорусского типа демократии характерно сочетание широкого народного представительства и сильной централизованной власти. Здесь нужно подчеркнуть, что привычное деление политических режимов по жестким хрестоматийным канонам вряд ли актуально на современном этапе. Демократические институты вполне могут сочетаться с элементами умеренного авторитаризма, в частности, в государствах, находящихся в переходном периоде, особенно если для этого существует историко-генетическая предрасположенность. Например, в Европейском союзе упорство и жесткость, с которыми навязывается неолиберальная идеология, и вовсе напоминают тоталитаризм, только нового, постмодернистского типа.
Белорусская модель развития, сформировавшаяся на рубеже XX и XXI вв., опирается на устойчивую историческую традицию. Истоки нашей государственности относятся к Древнерусскому периоду. Для Полоцкого и Туровского княжеств было характерно сочетание сильной княжеской власти и большой роли веча – народного собрания. В период вхождения наших земель в полиэтничное Великое княжество Литовское эти традиции дополнились рядом новых черт. В городах вводилось магдебургское право, создавшее основу для самоуправления и вобравшее в себя много местных особенностей. Вершиной государственно-правовой мысли феодального периода стали Статуты ВКЛ 1529, 1569 и 1588 гг., особенно последняя редакция, которая признается одной из самых совершенных в тогдашней Европе. Самобытной формой общественного развития стали братства, создававшиеся для защиты от национально-религиозного угнетения. Негативной чертой этой эпохи, особенно после создания Речи Посполитой в 1569 г., было всевластие шляхты – т.н. «шляхетская демократия», означавшая, по сути, анархию, приведшую в итоге к ослаблению и развалу государства.
После вхождения белорусских земель в состав Российской империи в конце XVIII в. произошел переход к централизованному управлению. При этом традиции самоуправления сохранялись на уровне сельских общин, дворянских собраний. Демократические процессы интенсифицировались после 1905 г. Выборы в Государственную думу, работа в ней депутатов от белорусских губерний стали первым опытом парламентаризма для нашего края. В 1911 г. в Беларуси полностью вводится система городского и земского самоуправления, сыгравших важную роль в судьбоносный для нашего народа период.
Революция 1917 г., несмотря на всю свою неоднозначность, дала белорусам возможность в полном объеме реализовать право на национальное самоопределение. Всебелорусский съезд, собравшийся в Минске в декабре 1917 г., был продолжением лучших отечественных традиций народного представительства. Он принял резолюцию, в которой заявлялось о праве Беларуси на самоопределение, но одновременно подтверждалось стремление к союзу с Россией. Воплощением этой идеи стало создание в январе 1919 г. БССР.
В советский период оформилась однопартийная система. Власти неоднократно прибегали к репрессиям, порой принимавшим массовый характер. При этом сохранялись формы участия народа в государственном управлении, прежде всего, Советы. В 1939 г. вопрос о воссоединении Западной Беларуси с БССР был решен путем созыва Народного собрания, работа которого оставила яркий след в отечественной истории.
Во время Великой Отечественной войны белорусский народ проявил свои лучшие качества как единой и сильной нации. Среди прочего, была продемонстрирована способность к самоорганизации и самоуправлению. Речь идет о широком партизанском движении, создании территорий, освобожденных от немецко-фашистских оккупантов.
После войны во власть пришло целое поколение бывших фронтовиков и партизан, что привело к возникновению уникального феномена Советской Беларуси, в которой не существовало такого разрыва между властью и народом, как это наблюдалось в центре, многих союзных республиках. Достаточно сказать, что в БССР практически не было организованного диссидентского движения.
Из приведенных фактов очевидно, почему белорусы воспринимали СССР как свою Родину и так болезненно отнеслись к распаду единой державы. Тем не менее, диалектика исторического развития поставила на повестку дня вопрос создания независимого белорусского государства.

Этапы суверенного развития
Историю Беларуси эпохи независимости можно разделить на несколько периодов, исходя из наиболее типичных тенденций и ключевых событий.
1991 – 1994 гг. – это время характеризуется, с одной стороны, развалом СССР, а, с другой, — становлением независимой Республики Беларусь. Нужно подчеркнуть, что белорусские граждане негативно относились распаду Советского Союза. Это подтвердили результаты референдума 17 марта 1991 г., на котором большинство жителей БССР высказалось за сохранение единой страны. Для экономики республики крушение общего советского народнохозяйственного комплекса стало настоящей катастрофой. Нарастал хаос в системе государственного управления, падал авторитет власти, усиливались национал-радикальные группировки. Финалом этого сложного периода стало принятие Конституции 15 марта 1994 г., которая создала новые условия для политического жизни страны.
Период 1994 – 1996 гг. начинается с важнейшего решения – создания института президентства. Затем последовали выборы и приход к власти Александра Лукашенко. Во многом первые два года его нахождения у руля страны стали временем выбора дальнейшего пути развития Беларуси. На этот период приходится референдум 14 мая 1995 г., на котором, среди прочего, была утверждена государственная символика, оформлено равноправие белорусского и русского языков, взят курс на интеграцию с Россией. Последнее решение уже в 1996 г. было воплощено в создании Сообщества России и Беларуси. Острый политический кризис, обусловленный как противоречиями в Конституции, так и неприятием части политических сил курса Президента, был разрешен мирным способом – через референдум 24 ноября 1996 г. На нем граждане полностью поддержали позицию главы государства и утвердили новую редакцию Конституции.
Следующий этап истории суверенной Беларуси, 1996 – 2001 гг., характеризовался интенсификацией экономических процессов, активизацией интеграционных связей с Россией. Одновременно была образована четкая вертикаль государственного управления. Старые политические партии стремительно теряли влияние в обществе. Обозначилось жесткое противостояние Президента и несистемной политической оппозиции. В это же время западные государства (страны Евросоюза и США) осуществляют давление на Беларусь с целью изменения ее политического курса.
В 2001 – 2010 гг. белорусские граждане начинают ощущать результаты напряженной работы нескольких предыдущих лет. Беларусь становится одной из самых динамично развивающихся европейских стран. Политический строй доказал свою стабильность и жизнеспособность, в результате в нашей стране не удалось осуществить сценарий «цветной революции», который был реализован в нескольких постсоветских государствах. После 2006 г. начинается определенная либерализация политических процессов внутри страны и потепление отношений с Западом.
Период развития, который начался в конце 2010 г., продолжается до сих пор. В экономическом плане он ознаменовался усилением влияния на Беларусь неблагоприятных последствий мирового экономического кризиса. Тем не менее, государство сохранило высокий уровень социальных гарантий для населения. В политической сфере происходит постепенный переход от конфронтации к широкому общественному диалогу. На международной арене в связи с результатами президентских выборов 2010 г., которые не устроили руководство ЕС и США, поначалу отмечалось резкое ухудшение отношений со странами Запада, вплоть до введения санкций. Вместе с тем продуктивно развивается сотрудничество с Россией, другими странами СНГ, Китаем. Начинает действовать Евразийский экономический союз. Под Минском возводится крупнейший китайско-белорусский индустриальный парк «Великий камень». Международный авторитет Беларуси серьезно укрепила миротворческая позиция, занятая нашей страной в украинском кризисе. Минск стал площадкой для мирных переговоров по урегулированию гражданской войны в соседней стране. На этом фоне заметно улучшились отношения со странами Западом, начался поиск путей взаимопонимания.
Вот такой вот краткий курс… Уж извините за некоторую схематичность. Но канун президентских выборов – хорошее время оглянуться назад, подвести определенные итоги. Так почему бы не задуматься над вопросом, а что же такое белорусская демократия? Идет время, и события, в которых ты сам принимал участия, становятся частью истории. И совсем скоро, 11 октября, нам, гражданам Беларуси, всем вместе предстоит вписать еще одну страницу в нашу общую летопись.

Читайте также  Роль Великобритании в мировой экономике и политике

Демократия “как надо” и ”как есть” в Республике Беларусь

Вольный белорус

Демократия “как надо” и ”как есть” в Республике Беларусь

“Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство. Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства”. Читая эти строки из Конституции РБ, представляется картина современного демократического государства, в котором верховенствует свобода слова, личности, самовыражения и т. д. Но как обычно бывает – в теории одно, а на практике выходит иначе. Что же в действительности происходит в стране, почему эксперты и оппозиционеры, просто честные люди бьют в набат, говоря о нарушении прав и свобод человека в Беларуси?

На мой взгляд, бить в набат уже поздно. Поздно пить боржоми, когда почки отказали. На данный момент в стране полностью отсутствует свобода слова. Все средства доступа к информации оккупированы государством и подают факты настолько односторонне, что зачастую выступления Геббельса могут быть названы образцом объективности в сравнении с репортажами государственных белорусских СМИ. Радиоточки, газеты, журналы, не говоря уже о телевидении – все является собственностью государства или запуганы и контролируются до такой степени, что то, кому они принадлежат, уже не имеет никакого значения. По последним данным, в стране сохранились лишь несколько полулегальных независимых газет, дни которых сочтены.

В отношении всего негосударственного сектора проводится политика репрессий: Негосударственные организации (НГО) закрываются, а зарегистрировать новую НГО практически невозможно, если только она не создается по “заданию правящей партии”.

Несколько недель назад, работая над одним из проектов, я нашел в Интернете координаты десятка крупнейших экологических НГО (по состоянию на 2004 год), и попытался связаться с ними по телефону или email. В некоторых местах мне просто отвечали, что организации самоликвидировались, а кое-где – заявляли о провокациях и просили, чтобы я больше сюда не звонил. Люди запуганы и боятся за свою свободу. Ситуация просто катастрофична.

Интернет сегодня остается по существу единственным источником независимой информации для белорусов, позволяет им организовывать и координировать свои действия. Казалось бы, что могут предпринять госструктуры против по определению свободного Интернета? Как оказалось, “За Беларусь” (этот лозунг можно увидеть по всей Беларуси) можно бороться, просто блокируя неугодные сайты, так как территория Беларуси связана с остальным миром через один оптико-волоконный кабель (принадлежащий госпредприятию “БелТелеком”). Достаточно вспомнить отсутствие доступа к оппозиционным ресурсам в момент празднования “Дня Воли” 25 марта 2007 года. Весь интернет – трафик контролируется властью. Этого мало – окончательно перекрывает кислород Интернету указ президента «О регулировании работы Интернет-кафе“. Суть его в том, что ведется идентификация по паспорту посетителей Интернет-кафе и отслеживание ресурсов, к которым он имел доступ – еще один шаг к полной ликвидации независимой информации.

Что остается? Избирательное право. Ну, тут все просто. В большинстве стран голосование проводится в строго определенное время и, если по исключительным обстоятельствам избирателю не получается прийти на избирательный участок (нахождение за рубежом, в рейсе и т. д.), имеет место досрочное голосование, количество голосующих на котором незначительно. У нас в Беларуси все случается с точностью до наоборот. В стране во время выборов действует план, по которому определенное (весьма значительное) количество людей должно проголосовать досрочно. Этот план спускается в разнообразные учреждения: общежития, заводы, воинские части. Вот и выходит, что значительная часть населения голосует досрочно, пока наблюдатели еще не приступили к своим обязанностям. И никто не помешает власти манипулировать бюллетенями. Важно не то, как проголосует избиратель – важно, кто будет считать бюллетени. Это уже кажется власти столь само собой разумеющимся и нормальным, что Лукашенко не стесняется заявлять в прямом эфире украинским журналистам, что результаты выборов в Беларуси были подтасованы. И что тут такого? Вы хотели, чтобы были выборы – мы сделали выборы, на которых прошли те, кто должен был пройти. Вам полегчало? Вот оно – белорусское избирательное право в действии.

Можно сколько угодно говорить о проблемах сегодняшней ситуации, можно и что-то предпринимать, чтобы изменить страну, которую мы любим. Но чего мы хотим добиться, почему хотим демократии, мы – патриоты своей страны? У нас есть, что поесть, и где работать. Что еще надо?

Надо свободы. Потому что без свободы европейская страна развиваться не может. Соседнюю Польшу 15 лет назад Беларусь опережала по всем направлениям, но сегодня поляки с гордостью могут сказать, что живут в демократическом обществе, а белорусы лишь промолчат в ответ. Сотни независимых газет, свободные телевидение, радио и т. д. являются одним из конкурентных преимуществ польской экономики, как это ни странно может звучать для некоторых. Я имел возможность разговаривать с редактором крупной польской газеты, и больше всего меня поразили его слова: “Однажды утром я проснулся и захотел открыть свою газету – через две недели я урегулировал все формальности, и уже через месяц начал издаваться”. В Беларуси подобное невозможно. В здании сейма Польши на стенах развешены веселые карикатуры на действующего польского президента. У нас за нечто похожее – тюрьма. Вот и выходит, что основным лозунгом на оппозиционных митингах является “Мы не быдло”, потому что к белорусам относятся как к быдлу, относятся свои же братья – белорусы, только одетые в форму с нашивками “ОМОН”.

Что же побуждает нас выступать «против» и говорить «нет» существующему режиму? Я не могу описать это словами, потому что чувствую сердцем. Расскажу историю человека, настоящего патриота своей Родины и того, как он им стал. Назовем его Максим. Еще полтора года назад Максим учился в университете, играл в футбол и не интересовался жизнью страны – его не трогали, и он никого не трогал. Но на выборах 2006 года он задумался, за кого отдать свой голос – ведь этот выбор повлияет на будущее его и его страны. Максим начал узнавать новое и о власти, и об оппозиции. Он колебался в своем выборе, пока за день до выборов не попал на концерт на площади Бангалор в Минске, проходивший под оппозиционным, еретическим лозунгом “За Свободу”. Именно там Максим сделал окончательный выбор. Выбор в пользу оппозиции. Как ни странно, ему в этом помог белорусский Комитет Госбезопасности. Сотрудники спецслужбы в гражданском с микрофонами и камерами, гоняющиеся за бело-красно-белыми флагами и снимающие слушателей на камеры вызывали больше не страх, а брезгливость. Как такое возможно в демократическом обществе, где наивысшая ценность – человек? Максим твердо решил, что сделает все, чтобы он и его дети избавились от несвободы и произвола. Лучше всего его мысли высказал один из выступавших тогда певцов: “Я родился в СССР – и больше туда не хочу”. Максим проголосовал, как велело ему сердце, а не продажные белорусские поп звезды, поющие по государственному телевидению песню “Батька”. С тех пор Максим выполняет свой гражданский долг так, как он его понял, как бы делал на его месте любой человек, любящий свою Родину и свободу.

Мы все делаем выбор. Одни выбирают тепло, сытость и жвачку для мозгов, которую показывают по государственному телевидению. Другие – и их все больше – говорят «Достал!» тоталитарному режиму. Это трудно и вряд ли принесет какие-то материальные блага, даже если власть в Беларуси переменится – наверх, как всегда всплывет то, что не тонет при любых переворотах. Вот только мы не можем иначе, потому что если сегодня не выйти на Площадь, завтрашний рассвет над Беларусью будет цвета формы белорусского ОМОНа.

Читайте также  Политическая элита Казахстана

Демократия – важнейшая ценность белорусского народа. Реализация принципов и институтов демократии в политическом устройстве в Республике Беларусь

Демократия (от греч. demos – народ и krаtos – власть) – это форма государственно-политической организации общества, основанная на признании народа в качестве единственного источника власти. Демократическое правление осуществимо народом как непосредственно, так и через его представителей, определяемых в условиях свободной избирательной системы.

С обретением независимости белорусский народ выразил приверженность демократическим ценностям. В Конституции говорится, что Беларусь является демократическим государством.Это значит, что белорусское государство берется обеспечить на своей территории народовластие, политический плюрализм (включая многообразие взглядов, мнений, свободу СМИ, соревновательную многопартийность), разделение властей, развитие местного самоуправления, обеспечение равных прав перед законом всем религиям и вероисповедания, сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур всех национальностей, проживающих на территории страны. Основой для этого является развивитие всех форм собственности, равные условия для их развития.

Частью механизма реализации прав граждан на выражение своих общественно-политических интересов и взглядов, а также важнейшим элементом демократической политической системы являются политические партии и другие формы гражданской самоорганизации.

Граждане, а иногда также иностранцы и лица без гражданства могут создавать и участвовать в деятельности различных светских некоммерческих объединений: политических партий, общественных организаций, массовых движений, организаций, инициатив общественной самодеятельности и различного рода самоуправления. Подобные формы гражданской активности способствуют реализации гражданами свободы мнений, убеждений и их свободному выражению, что соответствует положениям Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. В Конституции содержится положение том, что «Политические партии, другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах» (ст. 5).

Основные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы создания и деятельности общественных объединений в Республике Беларусь:

-Конституция Республики Беларусь (ст. 4, 5, 36, 86);

-Гражданский кодекс Республики Беларусь;

Закон Республики Беларусь «О профессиональных союзах» (принят 22.04.92);

-Закон Республики Беларусь «Об общественных объединениях» (принят 4.10.94);

-Закон Республики Беларусь «О политических партиях» (принят 5.10.94);

-Декрет Президента Республики Беларусь № 2 «О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений» (принят 26.01.99).

Внутренняя организация, структура и направления деятельности политических партий, общественных организаций социально-экономического и культурного характера (например, профсоюзов, союзов женщин или объединений национальных меньшинств) обычно регулируется их уставами – документами, принимаемыми самими этими объединениями на их съездах, конференциях. Государство не вмешивается во внутренние дела политических партий и общественных объединений. В то же время, поскольку их деятельность имеет публичный характер, некоторые вопросы, касающиеся их структуры и деятельности, регулируются законодательством.

Политические партии. Согласно ст. 1 закона «О политических партиях», политическая партия – это независимое, образованное на основе индивидуального добровольного членства объединение граждан, действующее в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах. В отличие от иных общественных объединений, партии активно участвуют в политической жизни страны, прежде всего, посредством участия в выборах, формировании общественного мнения по наиболее важным для государства и общества вопросам. Различные партии пропагандируют и выражают интересы представляемых ими групп.

Ограничение деятельности политических партий и общественных объединений оговаривается в ст. 5 Конституции: «Запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды». Участие в деятельности незарегистрированных общественных объединений также запрещено.

Общественные объединения. В белорусском законодательстве общественное объединение определяется как добровольное формирование граждан, которое они образовали на основе общности интересов для совместной реализации гражданских, экономических, социальных и культурных прав (ст. 1 закона «Об общественных объединениях»). Отличительной чертой этого вида формирований является то, что они: а) не преследуют коммерческих целей; б) не ставят в качестве цели и основного средства своей деятельности участие в политике. Функции общественных объединений в обществе связаны с выявлением и удовлетворением потребностей различных групп общества посредством совместной деятельности.

Принципы демократии в Конституции Республики Беларусь

В соответствии с Конституцией Республика Беларусь – демократическое государство. Демократическим считается такое государство, в котором обеспечивается народовластие, политический плюрализм (многообразие взглядов, мнений, политических партий), внедрен принцип разделения властей, существует местное самоуправление. В таком государстве развиваются все формы собственности, создаются равные условия для их развития.

Демократия означает многообразие политических институтов, идеологий, мнений.

Демократия – власть народа – не означает диктат большинства, она предполагает учет мнения меньшинства. Обеспечить баланс интересов отдельного гражданина, группы граждан, общества в целом – важная и трудная задача любого демократического государства.

Демократия развивается на основе политического и идеологического плюрализма.

Право выбора политических и иных взглядов исключает закрепление в законодательстве демократического государства обязательной (официальной) идеологии. Единственно возможно допустимая «идеология», закрепляемая в Конституции, – это человек, его права и свободы как высшая ценность общества и государства. Однако в данном случае должна идти речь не об исключительности прав отдельного индивидуума и абсолютном отвержении интересов общества, а о разумном их балансе.

Конституция РБ содержит в себе все признаки конституционного строя демократического государства.

1. Верховенство права. Статья 7 гласит, что государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Правовые акты или их отдельные положения, признанные в установленном законом порядке противоречащими положениям Конституции, не имеют юридической силы.

2. Признание и гарантированность неотъемлемых прав человека в соответствии с международными конвенциями. Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (ст. 8). Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (ст. 2), т.е. государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Одновременно гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией, т.к. обязанности гражданина по отношению к обществу и государству являются гарантией прав других граждан.

Согласно статье 23 Конституции ограничение прав и свобод личности допускается только в порядке предусмотренном законом в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Конституция гарантирует право на жизнь (ст. 24); право на личную свободу и защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь (ст. 25); право на свободу передвижений (ст. 30); свободу совести (ст. 31); свободу мнений (ст. 33); собраний и митингов (ст. 35); право избирать и быть избранным (38) и др.

3. Разделение властей. В статье 6 Конституции провозглашается разделение государственной власти в Республике Беларусь на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

4. Политический плюрализм, т.е. многообразие мнений, суждений и взглядов, возможность создания и деятельности общественных и политических организаций, придерживающихся различных идеологических установок, кроме экстремистских. Статья 4 Конституции гласит, что демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан. Статья 5: политические партии, другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах. . Запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды. Всё это способствует становлению институтов гражданского общества, действующих в государстве, но независимых от него и обеспечивающих проведение на практике частных интересов граждан.

5. Многообразие форм собственности и реальные возможности для существования и развития частной собственности как важнейшего условия проявления свободы и автономии личности. В статье 13 говориться, что собственность в Республике Беларусь может быть государственной и частной. Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Право собственности включает владение, пользование и распоряжение имуществом. Правомочие владения представляет собой возможность хозяйственного господства над имуществом; правомочие пользования – возможность извлечения из имущества полезных свойств; а правомочие распоряжения означает возможность определения судьбы имущества (продать, подарить и т.д.).

ТЕМА 8. Стратегия общественного развития Беларуси в XXI веке

1. Общество постиндустриального типа – стратегическая цель развития Беларуси

2. Белорусская экономическая модель

3. Внешнеполитические условия реализации стратегической цели развития Беларуси

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: