Экономическая политика государства - ABCD42.RU

Экономическая политика государства

Экономическая политика государства

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность экономической политики государства

Самой большой возможностью оказывать влияние на экономическую жизнь общества располагает государство, поскольку оно обладает огромными ресурсами. Проявление данного влияния находит свое отражение в форме экономической политики.

Экономическая политика представляет собой проводимую государством (правительством) генеральную линию экономических действий в процессе придания желаемого направления экономическим процессам.

Экономическая политика воплощается в совокупности предпринимаемых государством мер, с помощью которых происходит достижение намеченных целей и решение социально-экономических задач.

С помощью экономической политики происходит выражение интересов государства, общества и его групп.

Факторы экономической политики

Существует несколько факторов, которые оказывают влияние на экономическую политику:

  • Историческое прошлое,
  • Настоящая экономическая обстановка в стране,
  • Конъюнктура в стране и в мире,
  • Классовые силы и их соотношение,
  • Экологическая составляющая,
  • Обеспеченность ресурсами,
  • Уровень культуры,
  • Развитость внешнеэкономической деятельности государства и др.

Экономическая стратегия и тактика

В соответствии с временным диапазоном действия, продолжительностью периода действия мероприятий, выделяют:

  • Экономическая тактика,
  • Экономическая стратегия.

Экономическая стратегия является курсом экономической политики, который рассчитан на долгосрочную перспективу и предусматривает решение крупномасштабных социально-экономических задач.

Посредством экономической тактики происходит конкретизация стратегических установок, при этом внимание концентрируется на решении неотложных задач.

Цели экономической политики государства

Готовые работы на аналогичную тему

Экономическая политика любой страны направлена на достижение национальных интересов. Эти цели находятся в зависимости от следующих факторов:

  • Достигнутый уровень развития государства,
  • Исторические традиции и др.

В соответствии с разнообразием государств и различным уровнем их развития различаются и цели экономической политики.

Так, государства с развитой рыночной экономикой, ставят перед собой цели, которые способен решать сам рынок и его механизм.

Общая цель для экономической политики любого государства – достижение высокого уровня социальной и экономической эффективности.

Еще одной целью можно считать достижение общего экономического равновесия, представляющего собой функционирование экономики со следующими условиями:

  • Стабильный уровень цен,
  • Высокая степень занятости населения,
  • Соразмерность экономического роста,
  • Сбалансированные экономические операции и др.

Цели, которые присущи большинству государств, заключаются в достижении:

  1. Экономической свободы, которая представляет собой свободу выбора формы и вида осуществления предпринимательской деятельности;
  2. Экономической справедливости, понимаемой с позиции интересов и возможностей всего общества, включает в себя выравнивание потенциальных возможностей всех его членов (например, в уровне дохода).

Виды государственной экономической политики

Существует несколько видов экономической политики:

  • Политика стабилизации, которая состоит из фискальной и кредитно-денежной политики, а также политики платежного баланса;
  • Внешнеэкономическая политика, которая включает валютную, миграционную, кредитно-финансовую и внешнеторговую политику;
  • Структурно-инвестиционная политика, состоящая из научно-технической, промышленной и аграрной политики;
  • Социальная политика, состоящая из политики контроля дохода населения, оплату его труда и политику занятости.

Экономическая политика государства

Библиографическая ссылка на статью:
Бавижев А.У. Экономическая политика государства // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/06/83875 (дата обращения: 14.09.2021).

Экономическая политика государства представляет собой область деятельности государства, в которой, соединяются идеологические, культурные и научные положения государственной власти.

Основные цели экономической политики государства заключаются в следующем:

1) обеспечение эффективного функционирования экономической системы страны посредством создания надлежащей правовой базы и регулирования общественной обстановки;

2) поддержание и регулирование конкуренции;

3) перераспределение дохода и, как следствие, богатства;

4) целесообразное перераспределение ресурсов для регулирования структуры национального продукта и контроля [3].

После определения целей, необходимо выделить факторы, которые влияют на ту или иную цель. Это поможет в прогнозировании проблем, которые могут возникнуть при достижении поставленных целей. На цель могут оказываться негативные, позитивные и вероятностные влияния. Естественно, что позитивные факторы необходимо поддерживать и развивать, негативные по возможности купировать и устранять. Что касается рисков и угроз, то для них стоит разрабатывать альтернативные варианты развития событий, предупреждать их развитие, желательно минимизировать. Факторный анализ необходим для дальнейшего эффективного формирования государственной экономической политики. В российской практике чаще всего идентификация проблемных факторов происходит на высшем государственном уровне, формируется политическая установка, которая очень часто субъективна и не имеет точного отражения существующей ситуации. Приятно отметить, что сейчас налаживаются обратные связи между государственными органами управления и органами местного самоуправления, что позволяет уменьшить субъективизм в принимаемых политических решениях. Важно при определении проблем учитывать мнение экспертов. Экспертная оценка поможет в ранжировании проблемных факторов и определении их влияния на поставленные цели. [1]

Административные инструменты связаны с обеспечением правовой инфраструктуры. С помощью таких инструментов государство создает правовую базу и правовые условия для нормального функционирования участников экономических отношений: предпринимателей и других субъектов хозяйственной деятельности. Данные инструменты обеспечивают юридическую стабильность, сохраняют конкурентную среду, охраняют права собственности и возможности самостоятельно принимать экономические решения. Примерами административных инструментов являются: Конституция Российской Федерации (например, статья 57 о взимании налогов), Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года №135-ФЗ, Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ.

Непосредственное воздействие на процесс хозяйствования государство оказывает с помощью экономических инструментов. К ним относят меры финансовой политики, денежно-кредитной политики, а также программирование и прогнозирование.

Основные направления экономической политики.

При рассмотрении государственной экономической политики необходимо определить её соотношение с другими частными государственными политиками. Экономическая политика является частной и вполне самостоятельной политикой. Многие ученые относят ее к государственным политикам высшего уровня.

Экономическая политика также, в свою очередь, состоит из вполне самостоятельных государственных политик низшего уровня (экономических направлений), которые в управленческом смысле тесно связаны друг с другом. Во-первых, это социальный блок. Он включает в себя вопросы социального обеспечения населения, демографического роста, трудоустройства населения. В него входят:

— Политика в сфере демографии и здравоохранения. Её цель – увеличение продолжительности жизни населения страны, управления внутренней и внешней миграцией;

— Политика в сфере доходов и оплаты труда, целью которой является определение уровня оплаты труда в сфере государственной занятости и силовых структур, содействия достижению целевого уровня самозанятости населения, воздействия на уровень корпоративной оплаты труда занятых;

— Пенсионная политика, которая направлена на достижение и поддержание коэффициента замещения пенсий на уровне успешных стран мира.

— Политика занятости, цель которой поддержание занятости населения.

— Политика в сфере образования – государственная политика в целях кадрового обеспечения потребностей национальной экономики Российской Федерации.

— Политика в сфере ЖКХ и жилья направлена на обеспечение жильем населения России и поддержания его технического состояния.

— Антиинфляционная политика – государственная политика сдерживания потребительских цен. [4]

Во-вторых, в экономической политике есть финансовый блок. В этой сфере экономическая политика решает вопросы финансирования экономического роста и устойчивого развития государства, а также вопросы развития и поддержания рыночных отношений. Данными вопросами занимаются:

— Инвестиционная политика, инструментарий которой позволяет различными методами финансировать инвестиционные фонды и стимулировать инвестиционную активность бизнеса в зависимости от целей государства;

— Денежно-кредитная политика, которая обеспечивает устойчивые темпы развития национальной экономики, стабильные цены, высокий уровень занятости, равновесие платежного баланса.

— Бюджетная и налоговая политики, при которых государство путем прямого и косвенного участия в бюджетной и налоговой сферах обеспечивает финансовый источник экономического роста и развития [2].

Перспективы развития российской экономики в условиях современного мирового хозяйства, которому присущи высокая динамика НТП, межстрановая асимметрия и финансовая неустойчивость, связаны с преодолением внешних и внутренних ограничений, приращением инновационнотехнологического, социально-экономического, организационного и экологического потенциалов, переходом к инновационной модели развития.

Сегодня необходима смена инерционной, рентоориентированной парадигмы хозяйственного поведения на всех уровнях экономики, что требует стратегического выбора – модернизации хозяйства с учетом прогрессивных тенденций, складывающихся в сфере государственной экономической политики: «Решение… экономических проблем, в особенности… связанных с НТР, часто не может быть основано на существующих методах, а требует новых идей и подходов».

Фискальная макроэкономическая политика распространяется на основные элементы казны государства и связана непосредственно с налогами, бюджетом, денежными поступлениями и расходами государства. В условиях рынка данная политика является основой экономической политики. К данной категории относят бюджетную, налоговую, а также политику расходов и доходов.

Важнейшей задачей фискальной политики является поиск способов и источников формирования денежных фондов государства, а также средств, которые будут способствовать выполнению целей экономической политики. Благодаря проведению финансово-бюджетной политики государственные органы могут регулировать глобальные процессы экономического характера в стране, поддерживать устойчивость денежного обращения, финансов, обеспечивать финансирование госсектора, способствовать лучшему использованию научно-технического и производственного и экономического потенциала. С помощью инструментов фискальной политики государство может оказывать влияние на совокупное предложение или спрос, тем самым воздействуя на конъюнктуру экономики, принимать противокризисные меры [5].

Кредитно-денежная макроэкономическая политика призвана регулировать денежную массу и обращение в государстве путем непосредственного самостоятельного воздействия или посредством центрального банка. Она оказывает влияние не только на деньги, но и на цены.

Таким образом, экономическая политика государства – это действия, которые направлены на регулирование экономических процессов c целью поддержания темпов роста экономики, они призваны ограничить инфляцию и обеспечить полную занятость. Основная задача макроэкономической политики заключается в балансировке безработицы и инфляции.

Библиографический список

  1. Байбакова Е.Ю. Клочков В.В. Экономические аспекты формирования сетевых организационных структур в наукоемкой промышленности// Управление большими системами, 2016.
  2. Байбакова Е.Ю., Клочков В.В. Анализ проблем и рисков ресруктуризации авиапромышленного комплекса России// Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2013. – №4 (193). — С. 7—17.
  3. Бодрова Е. В. О достижениях и противоречиях государственной политики РФ в нефтегазовой сфере // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 12 (50). Ч. 1. С. 34-37.
  4. Глазьев С. Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. М., 2016. 287 с.
  5. Гостева С. Р. Некоторые проблемы современной российской модернизации // Исторические, философские, политические и юридические науки, културология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 8 (14). Ч. 1. С. 58-65.
Читайте также  Россия – многонациональное государство.

Количество просмотров публикации: Please wait

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Классификация экономической политики государства

  • Экономическая политика: определение и сущность
  • Виды
  • Особенности сочетания видов экономической политики
  • Инструменты института
  • Методы политики

Экономическая политика: определение и сущность

Экономическая политика — это проводимая государством ключевая линия экономических мер для достижения определенных целей и решения социально-экономических проблем. Это переход из одного экономического состояния в другое, происходящий по разработанной правительством программе.

Ее объектом и областью исследований выступает экономическая система в рамках территориальной границы.

Цели:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • поддержание экономического роста;
  • обеспечение занятости;
  • стабилизация уровня цен;
  • борьба с инфляцией;
  • обеспечение свободного рынка;
  • справедливое распределение доходов;
  • предоставление социальных гарантий;
  • сбалансированный внешнеторговый баланс.

Функции государства в сфере экономики:

  • стабилизация экономики;
  • защита собственности;
  • регулирование денежного обращения;
  • перераспределение доходов;
  • внешнеэкономические отношения;
  • производство общественных благ;
  • компенсация внешних эффектов.

Субъекты:

  • государство;
  • негосударственные союзы и объединения.

Государство представляет собой главный субъект экономической политики. Законодательные органы оформляют экономические направления в виде указов и законов, затем их реализует исполнительная власть в лице правительства.

Негосударственные союзы могут осуществлять отдельные управленческие задачи. Пример: региональные управления по страхованию в Германии.

Как результат глобализации среди субъектов возникают также институты надгосударственного характера, функционирующие на основе международных соглашений (Европейский союз).

Экономическая политика включает в себя тактику и стратегию.

Тактика — совокупность приемов и способов ведения экономической деятельности для реализации задач стратегии.

Стратегия система решений и направлений деятельности, осуществление которых путем расходования ресурсов способствует достижению конкретных целей.

Экономическая политика напрямую зависит от проводимой правительством внутренней и внешней политики, идеологии и военной тактики. Она отражает политические предпочтения правительства и одновременно создает финансовые предпосылки для осуществления национальной политики внутри страны.

Существует несколько классификаций экономической политики.

По направлению деятельности:

  • структурная;
  • институциональная;
  • инвестиционная;
  • денежно-кредитная;
  • социально-экономическая;
  • внешнеэкономическая;
  • налоговая;
  • научно-техническая;
  • бюджетно-финансовая.

По сферам действия:

  • аграрная;
  • промышленная;
  • региональная;
  • энергетическая.

По времени существования:

  • краткосрочная;
  • долгосрочная.

Особенности сочетания видов экономической политики

Остановимся на некоторых направлениях более подробно.

Фискальная объединяет бюджетную, налоговую и политику расходов и доходов. Включает в себя меры государства по управлению финансовыми ресурсами и их использование в социально-экономических целях. Действует в отношении мобилизации и привлечения денежных средств, их распределения.

Ее основная задача заключается в поиске источников и методов формирования государственных денежных фондов для реализации публичных целей. Путем такой политики государство регулирует экономические процессы, поддерживает устойчивость финансовой системы, денежное обращение, финансирует государственный сектор.

Ее основные инструменты:

  • налоги;
  • гос.расходы;
  • трансферты.

Монетарная или денежно-кредитная политика

Регулирует денежную массу и обращение денег в стране путем непосредственного воздействия или через мероприятия центрального банка.

Ее цель стабилизация экономической системы, повышение эффективности работы хозяйственной подсистемы, борьба с кризисами, обеспечение занятости населения и темпов роста.

Основные задачи:

  • поддержание стабильного уровня цен;
  • регулирование покупательной способности населения;
  • поддержание курса национальной валюты на внешнем и международном рынках;
  • обеспечение устойчивого денежного обращения;
  • регулирование массы денег в обороте.

Ее средства:

  • денежная масса и доступность денег;
  • учетная ставка ЦБ;
  • ставка рефинансирования;
  • политика ЦБ (операции с ценными бумагами на открытом рынке и резервирование).

Структурно-инвестиционная

Влияет на отраслевую и региональную структуру производства, оказывает воздействие на пропорции и соотношения между производством разных групп отраслевого продукта.

Ее проявлением служат научно-техническая политика, использование инноваций, а также промышленная, аграрная поддержка отраслей. Цель: использовать все достижения науки и техники для максимального удовлетворения потребностей населения, внедрение прогрессивных методов в производство, обеспечение экономической независимости.

Социальная

Направлена на социальную защиту и поддержку населения, поддержание достойного уровня жизни, защиту окружающей среды.

Включает:

  • регулирование доходов и оплаты труда;
  • обеспечение занятости;
  • демографическая политика;
  • миграционный курс.

Региональная

Направлена на рациональное размещение производственных возможностей и сбалансированное развитие разных регионов внутри страны.

Включает отношения между федерацией и субъектами, помощь ослабленным регионам.

Институциональная

Ориентирована на ликвидацию устаревших финансовых институтов и внедрение новых.

Внешнеэкономическая

Охватывает отношения с другими странами, внешнюю торговлю, культурное взаимодействие, привлечение иностранного капитала, внешние займы.

Включает в себя следующие методы проведения:

  • таможенные тарифы;
  • пошлины;
  • экспортно-импортные ограничения;
  • курс валюты;
  • валютный контроль.

Инструменты института

Экономическая политика использует инструменты в виде формальной документации в письменном виде, содержащие обязательства, при помощи которых правительство добивается выполнения намеченных задач.

Примеры инструментов:

  • ценные бумаги;
  • контракты;
  • инвестиционные программы;
  • налоги;
  • субсидии и ссуды из бюджета;
  • антимонопольные меры;
  • приватизация;
  • экспертиза инвестиционных проектов.

Методы политики

Все меры воздействия делят на две группы:

  • методы прямого воздействия. Государство напрямую воздействует на экономику. Например: налоговые законы, использование государственных инвестиций в соответствии с бюджетным регламентом;
  • способы косвенного воздействия. При них правительство не воздействует прямо на участников, а опосредованно создает условия для того, чтобы субъекты сами принимали нужные финансовые решения. Сюда относят фискальные и денежно-кредитные меры.

Экономическая политика государства

7.1. Экономическая политика: истоки формирования

Усложнение рыночной системы

Для развития рыночной экономики характерна такая закономерность , как тенденция к постоянному ее усложнению. В национальной экономике во взаимодействие вступает все большее число объектов и субъектов экономических отношений. Этот процесс затрагивает все исторические этапы формирования и развития товарного производства: от периода зарождения простых форм рыночного обмена, становления рыночной экономики в национально-государственных рамках вплоть до современной эпохи вызревания сложнейших международных кооперационных форм.

Результатом взаимодействия рыночных сил и научно-технического переворота явился подъем рыночной системы на совершенно новый качественный уровень.

Первый этап усложнения рыночной системы был связан с промышленным переворотом конца ХVIII — начала XIX в. На данном этапе в истории человечества произошло глубинное изменение характера социально-экономического развития. Основой для резкого взлета рыночных форм проявления экономики явилось внедрение методов массового производства товаров. Это было обусловлено в свою очередь переходом на машинное производство. Увеличение серийности выпуска позволило резко снизить затраты на единицу изделия. Удешевление продукции и повышение индивидуальных доходов (в том числе вследствие роста численности вовлекаемых в промышленное производство работников) привели к резкому расширению рыночного оборота.

Технический подъем произошел не случайно. Объяснить его лишь процессом накопления человечеством знаний нельзя. Научно-технические открытия в значительной мере всегда обусловлены быстро меняющейся экономической обстановкой. В период наращивания товарных сделок быстро повышается конкуренция, усиливается соперничество между производителями. Дополнительным фактором, усложняющим экономический процесс, стал прирост населения на сравнительно ограниченной и плотно заселенной территории Европы в XVIII-XIX вв. Экономическое пространство уплотнилось. Соперничество, стремление к более быстрому достижению лучших экономических результатов, сохранению своей производственной ниши подталкивали многих представителей делового мира к активному поиску новых технических и технологических решений.

Второй этап, начавшийся в конце XIX в. и продолжающийся до сего времени, основан на другой взаимосвязи социально-экономических процессов: между рыночным и государственным механизмами. Развитие хозяйственной системы на определенном этапе стало нуждаться в усилении поддерживающих и корректирующих мер государства. Задача последнего была в том, чтобы помогать рыночному механизму обеспечением его инфраструктуры системой правовых норм, условиями внешней и внутренней безопасности, устойчивой национальной валютой, системой общественных благ. Такая инфраструктура нужна рыночному механизму для более эффективной его самореализации.

Государство начало выступать в новой экономической роли, обозначились контуры такого явления, как экономическая политика.

Однако эффект от различных сочетаний социально-экономических процессов (рынок — промышленная революция; рынок — государство) оказался столь высоким, что в первой половине XX в. динамизм экономики стал чрезмерным. А у хозяйственной системы еще не сложился механизм, который в процессе экспансии мог бы предупреждать о границах и пределах, необходимых для соблюдения общеэкономического равновесия. Разразился мировой экономический кризис 1929-1933 гг.

Возрастание регулирующей роли государства

Первые ростки экономической политики были связаны со стратегией «точечного воздействия». В ее рамках как относительно самостоятельные направления практиковались: таможенная, аграрная, промышленная и социальная политика.

Первые пробные шаги в области экономической политики были сделаны еще в конце XIX в. Пример тому — Германия, опередившая в этом отношении многие страны. По указанию Отто Бисмарка было принято социальное законодательство, на основе которого возникла новая (ставшая затем «классической») сфера — социальное страхование. В 1883 г., в частности, законом было введено страхование по болезни, затем (1884 г.) — от несчастных случаев и, наконец, в 1889 г. — по инвалидности для промышленных рабочих и их пенсионному обеспечению.

Читайте также  Государственный мониторинг земель 2

Интерес к экономической роли государства проявился уже в то время столь активно, что экономисты пытались выделить закономерности его вмешательства в хозяйственную жизнь.

В конце XIX в. немецкий экономист Адольф Вагнер в своей книге «Финансовое хозяйство» выдвинул гипотезу, которая хотя и подверглась многократной критике, но продолжает получать фактические подтверждения. Вагнер сформулировал закономерность , которую, может быть, слишком громко назвал законом. Закон Вагнера гласит, что промышленное развитие должно сопровождаться ростом доли государственных расходов в валовом внутреннем продукте.

Он выдвинул следующие обоснования закона:

  • развитие и усложнение общества требует от государства больших усилий по поддержанию закона и порядка;
  • спрос на услуги в области культуры и благотворительную деятельность растет быстрее, чем доходы, т.е. их эластичность по доходу больше единицы;
  • развитие монополий потребует более действенного и всестороннего контроля за их деятельностью.

В итоге экономического кризиса 1929-1933 гг. сложился вывод о том, что роль государственного соучастия в экономике необходимо поднять на качественно новый уровень, найти более эффективный вариант взаимосвязи двух социально-экономических явлений — рынка и государства. С учетом динамики рыночного механизма государственные меры должны были выйти за рамки нейтрального поведения в роли ночного сторожа или судьи на футбольном поле . Экономика стала нуждаться в более сложном комплексе государственных мер. Возникло явление, получившее название «экономическая политика» в современном ее понимании.

Система коррекции рыночного механизма

В рамках новой стратегии государство резко расширило систему мер инфраструктурного характера. Одновременно новое качественное состояние рыночного производственного механизма требовало внешней коррекции со стороны государства.

Революцию в умах экономистов и политиков, а затем и широкой публики относительно роли государства в экономике совершил сразу после Великой депрессии Дж. М. Кейнс книгой «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.). О его теории, касающейся агрегатных моделей общего экономического равновесия, уже говорилось (тема 2). Кейнс, вопреки мнению классиков, показал, что конкурентная рыночная экономика не может автоматически поддерживать полную занятость (а этот вопрос находился тогда в центре внимания) в силу жестких ставок заработной платы и неэластичности инвестиций по ставке процента.

На практике, опираясь на теорию Кейнса, государственные органы в разных странах старались управлять совокупным спросом, экономисты стали применять макроэкономические модели для анализа национальной экономики.

К системе коррекции относятся меры по поддержанию макроэкономического равновесия в условиях дальнейшего роста рыночной экономики. Само понятие равновесия распространилось не только на экономические, но и на социальные элементы, что вызвано ростом самосознания граждан в ходе развития экономики. Потребовалось существенное изменение и расширение системы социального страхования: по случаю безработицы, болезни, старости. Вмешательство государства приобрело не только региональный, но и общеэкономический, а несколько позднее — межстрановый, международный характер.

Общественные блага и «фиаско» рынка

Важнейшей причиной того, что государство вынуждено вмешиваться в экономику, является наличие (наряду с частными) общественных благ. К ним относятся национальная оборона, защита окружающей среды и др. Они представляют собой товары и услуги, доступ к которым свободен для всех индивидов без дополнительных затрат. Потребление данных благ каким-либо членом общества не делает их недоступными для других. П. Самуэльсон определил свойства этих благ как неконкурентных и неисключительных в потреблении.

Общественные блага, как правило, предоставляются государством за счет средств налогообложения. Если эти блага предложить через рынок, то не произойдет повышения уровня производства, потому что в случае неисключительности рыночный механизм не работает, рынок в этом случае терпит «фиаско». На деле чисто общественные блага встречаются крайне редко, они обычно имеют смешанный частно-общественный характер и частично реализуются на рынке (например, образование).

Масштабы вмешательства

Какими же показателями принято оценивать масштабы экономической деятельности государства? По этому вопросу существует несколько решений. Например, в курсе марксистской политической экономии было принято использовать преимущественно статистические данные о доле занятых на государственных предприятиях и о доле продукции госпредприятий в общем объеме производимых благ.

В современной науке этот подход не отвергается, однако должным авторитетом он не пользуется. Наиболее репрезентативным показателем считается доля государственных расходов в ВВП, так называемая государственная квота . При этом за основу берется идея о том, что вся полнота деятельности государства наиболее полно отражается в масштабах его финансовых затрат, реализуемых через бюджет. Чисто производственная деятельность государственных предприятий далеко не полностью отражает всю сферу экономической активности государства (например, в социальной области).

Экономическая политика как научное понятие

Экономическая политика государства представляет собой совокупность мер, направленных на то, чтобы упорядочить ход экономических процессов, оказать на них влияние или непосредственно предопределить их результаты.

Определяя экономическую политику, надо иметь в виду несколько принципиальных положений.

  1. Экономическая политика испытывает влияние двух факторов: изменения хозяйственной ситуации, с одной стороны, и перемены в экономическом мышлении — с другой. Оба момента взаимосвязаны, но в то же время обладают относительной самостоятельностью. По мере развития общества экономическое мышление неизбежно меняется, поскольку другими становятся представления людей об истинных и ложных ценностях. В связи с этим даже традиционные задачи нередко целесообразно решать с новых позиций.
  2. Сложившаяся в развитых странах практика показывает: эффект экономической политики выше в том случае, когда сильнее осуществляется ориентация на имеющиеся в данной стране реалии (политических сил, уровень развития страны, ее производственно-технический потенциал, состояние социальной структуры, институциональный порядок общегосударственного и местного управления).
  3. Экономическая политика является решающим средством поддержки политического курса власти.

Принцип вмешательства государства в рыночную экономику в общем плане ограничивается тем пределом, за которым начинается подрыв рыночного механизма. Этой проблемой интересовались многие экономисты. Нам наиболее известны те, кто выступал за всестороннее государственное регулирование экономики. Но следует знать, что имеются и другие школы, которые стоят на позициях экономического либерализма, считая, что государство следует ограничивать в его действиях. Рынок должен иметь несомненный приоритет.

Структурные аспекты экономической политики

В рамках экономической теории постепенно сложился самостоятельный раздел, посвященный роли государства и его взаимодействию с другими субъектами экономики. Практическое значение представляет собой совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирования.

Задача научного исследования — систематическое и объективное изучение мотивов, действий, мер, нацеленных на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики. Научный подход включает, например, разработку экономических моделей и прогнозов. Важной научной задачей экономической политики является также формирование экономического мышления в стране, в частности понимания того, что задача государства — лишь создание «рамочных условий», в пределах которых хозяйственные субъекты должны сами уметь находить наиболее рациональные решения.

В экономической политике можно выделить еще общеэкономическую и прикладную сторону. Общеэкономический подход к регулированию (поддержание макроэкономического равновесия) служит основой для прикладных разработок. К ним относится, например, создание конкретных проектов по оплате труда государственных служащих, строительству школ, вузов и т.д.

При использовании институционального и отраслевого критериев классификации принято также выделять такие направления деятельности государства, как аграрное, промышленное, внешнеэкономическое, транспортное и социальное.

В зависимости от функциональной ориентации можно обозначить конъюнктурный, структурный, ценовой, валютный, кредитный и финансовый варианты экономической политики.

Подытоживая сказанное, отметим, что экономическая политика — многоплановое явление, охватывающее целый ряд параметров. Чтобы достаточно полно усвоить эту категорию, необходимо четко и наглядно представлять себе совокупность всех взаимосвязанных компонентов: субъектов (осуществляющих проведение данной политики), ее целей, механизмов их реализации и, наконец, направлений регулирующих мер государства (рис. 7.1).

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Экономика. 3.12 Экономические цели и функции государства.

3.12. Экономические цели и функции государства.

План.

  • Экономическая политика государства.
  • Экономические цели государства в рыночной экономике.
  • Экономические функции государства.

Экономическая политика государства – процесс реализации его экономических функций путём разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определённых целей.

Экономические цели государства в рыночной экономике:

  • стабилизация экономики – устранение или существенное ослабление резких спадов производства в кризисных ситуациях;
  • обеспечение экономического роста;
  • создание условий экономической свободы;
  • обеспечение экономической безопасности;
  • поддержание определённого уровня занятости с помощью мер государственного регулирования производства и рынка труда, что способствует достижению высоких конечных результатов в хозяйственной деятельности, повышению жизненного уровня населения
  • достижение экономической эффективности.
  • повышение благосостояния и качества жизни населения в России;
  • усиление конкурентных позиций России и ее регионов в мире,
  • улучшение экологической ситуации в регионах Российской Федерации для сбалансиро­ванности экономического развития.

Экономические функции государства:

  • формирование эффективной экономической политики государства, воздействие на ход экономических процессов в стране с целью роста благосостояния граждан и предотвращения экономических кризисов;
  • регулирование кредитно-денежной системы страны;
  • поддержка и обеспечение функционирования рыночной системы – государство разрабатывает и принимает антимонопольное законодательство, препятствующее свёртыванию конкуренции и росту финансовой мощи монополий; развитие и защита механизма конкуренции и предотвращение негативных последствий монополизма;
  • защита и охрана всех видов собственности;
  • формирование законодательной основы экономической деятельности и обеспечение судебной защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц;
  • регулирование денежного обращения – стабилизация уровня цен и инфляции, создание условий для конкурентного рынка, при котором темп роста цент поддерживается на определённом уровне;
  • перераспределение доходов— помощь беднейшим слоям населения и предотвращение перерастания проблемы бедно­сти в социальное бедствие и причину политических конфликтов;
  • регулирование трудовых отношений в стране – регулирование взаимоотношений между работодателями и наёмными работниками;
  • охрана интересов потребителей и контроль за качеством товаров и услуг;
  • производство общественных благ;общественные блага – это товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах (например, оборона, бесплатное образование, медицина, посещение библиотек, парков и др.).;
  • контроль за сферой внешней торговли, защита экономических интересов страны в меж­дународных отношениях, обеспечение успешной интеграции страны в мировую эконо­мику; недопущение резких изменений объёма экспорта (вывоза) , импорта ( ввоза товаров), регулирование внешнеэкономических отношений: определение размеров государственного долга, валютного курса, денежного обращения и других процессов в национальной экономике;
  • регулирование использования природных ресурсов и охрана окружающей среды;
  • размещение заказов, приобретение товаров и услуг, необходимых для реализации функций государства;
  • сбор и распространение информации об экономическом развитии страны.
Читайте также  Формы политического правления в современном мире

Справиться с указанными задачами государству помогают различные методы и прежде всего механизм налогообложения.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Экономика. 11 класс

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №9 «Экономические цели и функции государства»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Экономическая политика государства как совокупность предпринимаемых мер воздействия на экономические процессы для реализации общественно значимых целей.
  • Экономические цели государства.
  • Экономические функции государства, их сущность и содержание.
  • Понятие общественных благ. Необходимость производства государством общественных благ.
  • Основные направления государственной экономической политики.

Глоссарий по теме: экономическая политика государства, экономические цели и функции государства, основные направления государственной экономической политики.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Может ли рыночная система существовать без государственного регулирования? Экономисты отвечают на этот вопрос по-разному. Одна часть специалистов считает, что государство должно как можно меньше вмешиваться в экономику и устанавливать только основные направления деятельности и поведения экономических агентов, другие считают, что государственное регулирование необходимо, поскольку система свободного предпринимательства, основанная на частной собственности, не является идеальной формой организации производства товаров или услуг. Так или иначе, рыночная система не может существовать без государства. Его экономическая активность возрастает по мере развития и совершенствования самой рыночной системы.

Государство как важнейший социально-политический институт разрабатывает стратегии и тактики экономического развития страны в наиболее оптимальном режиме. Государство – это все органы государственного управления, представляющие все ветви власти. В нашей стране это Президент, Государственная Дума и Совет Федераций, Министерства, Правительство, Конституционный суд, администрации субъектов, т.е. органы государственной власти на всех её уровнях: федеральном, региональном и местном. Именно они осуществляют экономическую политику государства.

Экономическая политика государства процесс реализации его экономических функций, которые представляют собой совокупность предпринимаемых государством мер воздействия на экономические процессы для реализации общественно значимых целей.

К целям экономической политики относятся:

  • повышение качества жизни граждан;
  • обеспечение стабильных темпов качественного экономического роста;
  • усиление конкурентных позиций, в том числе обеспечение глобальной конкурентоспособности государства;
  • развитие человеческого капитала;
  • улучшение экологической ситуации в стране.

В условиях рынка государство реализует пять основных функций.

Функция законодательного регулирования. Законодательные органы государственной власти принимают законы, основная задача которых – регулировать отдельные сферы экономики. Для успешного функционирования экономической системы необходимо правовое регулирование коммерческой деятельности, корректная антимонопольная законодательная база, судебная защита имущественных интересов граждан и коммерческих фирм, контроль за рациональным использованием природных ресурсов и охрана окружающей среды.

Функция предоставления общественных благ. То есть таких товаров и услуг, которые не могут быть даны отдельным лицам без предоставления их другим. Такие блага доступны для всех людей, и за пользование ими не взимается плата. На таких условиях и в таком объеме производством подобных услуг, кроме государства, практически никто не занимается. Мы говорим о содержании вооруженных сил, органов управления, части услуг здравоохранения, образования, культуры, государственных СМИ и еще целого ряда общественных благ.

Общественные блага это товары и услуги, предоставляемые государством на равных началах и отличающиеся тем, что находятся в свободном потреблении всеми членами общества и не могут быть использованы индивидуально.

Функция социальной политики. Её выполнение позволяет обеспечивать нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве материальных благ, а также от возраста, пола, национальности, здоровья. Установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий для людей с ограниченными возможностями, детям, одиноким матерям, тем, кто не имеет работы; выделение необходимых средств на здравоохранение, культуру, просвещение, транспорт, связь и многие другие аспекты социальной защиты – все то, что позволяет людям не просто существовать, а вести активную достойную жизнь.

Функция обеспечения экономического роста. Важнейшей экономической функцией государства является поддержка и развитие отраслей народного хозяйства – космонавтики, связи, сельского хозяйства, атомной и оборонной промышленности, фундаментальной науки, энергетики и ряда других областей, в которых государство порой выступает и как собственник средств производства.

Функция стабилизации экономики. Государство должно активно контролировать хозяйственную деятельность, не допуская резкого, «бумообразного» подъема, высоких инфляций, баланс экспорта и импорта; обеспечивать высокую занятость населения.

Все названные экономические цели государства не в полной мере однозначны и могут содержать определенные противоречия.

Само понятие «справедливое распределение доходов» неоднозначно. Например, предприниматели считают, что 13% налога на их личные доходы – это справедливое решение. Другие граждане полагают, что для людей с высокими доходами больше подходит прогрессивное налогообложение, при котором налоговые ставки возрастают (ступенчатым образом) по мере роста облагаемого дохода налогоплательщика.

Еще один сложный аспект данного вопроса: нужно ли платить пенсии по старости тем лицам, которые по разным причинам никогда не работали? Одна часть граждан считает, что, следуя принципу гуманизма, необходимо платить небольшую пенсию. Другая часть граждан занимает более категоричную позицию и считает, что этого делать не нужно, поскольку деньги придется брать из общего пенсионного фонда, куда делали вклад другие люди. В этом случае распределение становится несправедливым и произвольным.

Еще одно противоречие связано с тем, что сами экономические цели вступают в противоречие друг с другом или являются взаимообусловленными, связанными между собой. Например, для того чтобы решить проблему бедности и низких доходов, нужно достичь полной занятости, что будет означать ликвидацию безработицы.

Учитывая все обозначенные обстоятельства, становится очевидно, что государство либо «спасает», стабилизирует экономику, если есть в этом необходимость, либо придерживается структурного направления её развития, в рамках которого предпринимаются попытки обеспечить её сбалансированное развитие. Перспектива экономически справедливого общественного устройства, несомненно, содержит в себе огромный преобразовательный потенциал.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. В средствах массовой информации появились заголовки и статьи следующего содержания:

«Правительство печатает деньги!», «Девальвация»

«Обесценивание, снижение покупательской способности денег проявилось в росте цен. Раньше Вы могли купить муку по цене 23 руб. за кг, теперь на эту сумму вы приобретете только 450 г точно такого же товара. Ваша покупательская способность стала в два раза меньше!»

Какая функция экономической политики государства должна быть реализована прежде всего?

Функция _____ экономики.

В данном типе задания необходимо вставить пропущенное название функции. Прежде всего вам необходимо актуализировать все пять функций, о которых шла речь в представленном теоретическом материале: законодательного регулирования, предоставления общественных благ, социальной политики, обеспечения экономического роста, стабилизации экономики. Далее, вам необходимо внимательно прочитать представленные лозунги и подумать, о каких процессах идет речь. «…снижении покупательской способности денег» – это прямое указание на инфляцию, а контроль за высокой инфляцией – это стабилизационная функция экономики. Значит, необходимо вписать слово «стабилизация».

2. Вашему вниманию представлены различные элементы социальной практики. Подберите функцию экономической политики государства, в рамках которой может регулироваться представленный элемент.

Рисунок 1 – Пример задания практического модуля

Для того, чтобы корректно выполнить данное задание, необходимо:

  • расшифровать аббревиатуру МРОТ – минимальный размер оплаты труда, а он устанавливается государством, и это функция социальной политики;
  • соотнести понятие «армия» и необходимость безопасности как возможности и доступности абсолютно для всех, а это значит, что армия – пример реализации функции предоставления общественных благ;
  • дать определение понятию «гиперинфляция» (неконтролируемый рост цен) и соотнести этот процесс с необходимостью скорректировать его, следовательно, речь идет о функции стабилизации экономики;
  • рассмотреть экологию как окружающую среду, которую необходимо охранять и контролировать её рациональное использование, а это функция законодательного регулирования;
  • определить понятие «космонавтика» как важнейшую наукоёмкую отрасль народного хозяйства, и станет очевидно, что речь идет о реализации функции экономического роста.

Ответ: на рисунке 2.

Рисунок 2 – Пример решения задания практического модуля

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 138–140.
  2. Автономов В. С. Экономика. Учебник для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2015. – 240 с. – С. 104–116.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: