Федеральное казначейство в системе органов государственного финансового контроля Российской Феде - ABCD42.RU

Федеральное казначейство в системе органов государственного финансового контроля Российской Феде

Об изменениях в порядке осуществления проверок Федеральным казначейством

Автор: Гусев А. , к.п.н., эксперт журнала

С 03.01.2020 вступили в силу поправки, внесенные Постановлением Правительства РФ от 24.12.2019 № 1795 в Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092 (далее – Правила № 1092). Об этих изменениях расскажем в статье.

Полномочия Федерального казначейства.

Напомним, что в силу п. 1 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 703, Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, функции органа валютного контроля. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений – контрольная деятельность Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, финансовых органов субъектов РФ или муниципальных образований.

Согласно ст. 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются:

контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающих требования к бухгалтерскому учету и составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений;

контроль за соблюдением положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы РФ, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, государственных (муниципальных) контрактов;

контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также в случаях, предусмотренных БК РФ, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов;

контроль за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), в том числе отчетов о реализации государственных (муниципальных) программ, отчетов об исполнении государственных (муниципальных) заданий, отчетов о достижении значений показателей результативности предоставления средств из бюджета;

контроль в сфере закупок, предусмотренный законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу п. 6 Правил № 1092 (в редакции Постановления Правительства РФ № 1795) Федеральное казначейство при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляет:

полномочия по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля, установленные п. 1 ст. 269.2 БК РФ и ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе[1];

проверки федерального казначейства осуществления органами государственного (муниципального) финансового контроля, являющимися органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ (местных администраций), контроля за соблюдением Закона о контрактной системе;

контроль за использованием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, направленных на предоставление финансовой поддержки за счет средств фонда и предусмотренных в бюджете субъекта РФ и (или) местном бюджете на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда и модернизации системы коммунальной инфраструктуры;

контроль за использованием специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее – региональный оператор), средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора;

информационный обмен данными о лицах, привлеченных к административной ответственности, со Счетной палатой РФ в порядке, установленном соглашением о сотрудничестве;

назначение (организацию) проведения экспертиз, необходимых для проведения проверок, ревизий и обследований (с 03.01.2019);

получение необходимого для осуществления внутреннего государственного финансового контроля постоянного доступа к государственным и муниципальным информационным системам в соответствии с законодательством РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством РФ о государственной и иной охраняемой законом тайне (с 03.01.2019).

Объекты контроля.

Постановлением Правительства РФ № 1795 уточнен перечень объектов контроля в финансово-бюджетной сфере, приведенный в п. 7 Правил № 1092. Начиная с 03.01.2020 к таким объектам, в частности, относятся юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий, государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием РФ в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся:

юридическими и физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, получающими средства из федерального бюджета на основании договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета и (или) государственных контрактов, а также получающими кредиты, обеспеченные государственными гарантиями РФ;

исполнителями (поставщиками, подрядчиками) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета и (или) государственных контрактов, которым в соответствии с федеральными законами открыты лицевые счета в Федеральном казначействе.

Отбор контрольных мероприятий при формировании плана.

В силу п. 3 Правил № 1092 деятельность по контролю делится на плановую и внеплановую и осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок, а также проведения только в рамках полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений плановых и внеплановых ревизий и обследований.

Плановые контрольные мероприятия реализуются в соответствии с планом, который утверждается Федеральным казначейством по согласованию с Минфином. Отбор контрольных мероприятий при формировании плана контрольных мероприятий осуществляется по установленной Федеральным казначейством методике. При этом критерии отбора контрольных мероприятий установлены в п. 25 Правил № 1092. Постановлением Правительства РФ № 1795 из данного пункта исключен критерий, ранее имевший максимальный приоритет. Речь идет о периоде свыше трех лет с момента проведения идентичного контрольного мероприятия.

Проведение проверок.

Как мы уже отмечали, проводимые проверки федерального казначейства бывают выездными и камеральными, а также встречными, проводимыми в рамках выездных и (или) камеральных проверок.

Камеральная проверка проводится по месту нахождения Федерального казначейства (его территориального органа), в том числе на основании бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности и иных документов, представленных по запросам Федерального казначейства (его территориального органа), а также информации, документов и материалов, полученных в ходе встречных проверок и в результате анализа данных государственных и муниципальных информационных систем. Камеральная проверка осуществляется в течение 30 рабочих дней со дня получения от объекта контроля информации, документов и материалов, представленных по запросу Федерального казначейства (его территориального органа).

По результатам рассмотрения акта и иных материалов камеральной проверки казначейства руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) принимает решение:

о направлении или об отсутствии оснований для направления представления и (или) предписания объекту контроля;

о проведении внеплановой выездной проверки казначейства (ревизии).

Согласно новой редакции п. 48 Правил № 1092 проведение выездной проверки (ревизии) состоит в осуществлении соответствующих контрольных действий в отношении объекта контроля, в ходе которых в том числе определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности и первичных документов, по месту нахождения объекта контроля и оформлении акта выездной проверки.

Срок проведения контрольных действий по месту нахождения объекта контроля структурными подразделениями центрального аппарата Федерального казначейства составляет не более 40 рабочих дней, территориальными органами Федерального казначейства – не более 30 рабочих дней.

По результатам рассмотрения акта и иных материалов выездной проверки (ревизии) руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) принимает решение:

о направлении или об отсутствии оснований для направления представления и (или) предписания объекту контроля;

о назначении внеплановой выездной проверки (ревизии), в том числе при представлении объектом контроля возражений в письменной форме, а также дополнительных информации, документов и материалов, относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы, сделанные по результатам выездной проверки (ревизии).

При осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере, указанной в п. 6 Правил № 1092, Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет представления, предписания и уведомления о применении бюджетных мер принуждения в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Уведомление о применении бюджетной меры (бюджетных мер) принуждения, подготовленное в том числе территориальным органом Федерального казначейства, а также уведомление о применении бюджетных мер принуждения, содержащее уточненные сведения, направляются в Минфин (орган управления государственным внебюджетным фондом) руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства в определенный ч. 5 ст. 306.2 БК РФ срок.

В заключение отметим, что указанные в статье изменения направлены на приведение положений Правил № 1092 в соответствие поправкам, введенным в БК РФ Федеральным законом от 26.07.2019 № 199-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита».

[1] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Место и роль Федерального казначейства в системе государственного финансового контроля

Место и роль Федерального казначейства

в системе государственного финансового контроля

Государственный финансовый контроль составляет основу финансовой политики государства. Он является одной из важнейших функций государственного управления, непременным условием обеспечения финансовой стабильности страны, которая напрямую зависит от устойчивого функционирования системы государственного финансового контроля.

Читайте также  Правовые основы государственной службы

Система государственного финансового контроля в Российской Федерации в настоящее время имеет сложную структуру. Вопросами финансового контроля так или иначе занимается множество государственных органов.

Центральное место в системе органов исполнительной власти, осуществляющих финансовый контроль, отведено Министерству финансов Российской Федерации. Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федерального казначейства.

В ведении Министерства финансов Российской Федерации находятся такие органы исполнительной власти, которые непосредственно проводят финансовый контроль, как Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) и Федеральное казначейство.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является органом исполнительной власти, осуществляющим контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора» она выполняет функции контроля и надзора за:

— использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;

— соблюдением требований бюджетного законодательства получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций;

— исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления федерального законодательства о финансово-бюджетном контроле и надзоре.

Согласно Положению о Федеральном казначействе (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации ), Казначейство России является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Оно представляет собой единую централизованную систему и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Федеральное казначейство согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации наделено бюджетными полномочиями. В соответствии с ним, оно, в частности, проводит распределение доходов, открывает в Центральном Банке Российской Федерации и кредитных организациях счета по учету бюджетных средств, направляет представления о приостановлении операций по счетам, открытым бюджетным учреждениям, устанавливает порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов, выполняет и другие функции по обеспечению целевого и эффективного использования бюджетных средств Бюджетный кодекс устанавливает, что Федеральное казначейство выполняет предварительный и текущий контроль за:

— непревышением лимитов бюджетных обязательств, распределённых главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета между нижестоящими распорядителями и получателями средств федерального бюджета, над утверждёнными им лимитами бюджетных обязательств;

— непревышением бюджетных ассигнований, распределённых главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета между администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета, над утверждёнными им бюджетными ассигнованиями;

— непревышением кассовых расходов, осуществляемых получателями средств федерального бюджета, над доведёнными до них лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями;

— непревышением кассовых выплат, осуществляемых администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета, над доведёнными до них бюджетными ассигнованиями;

— соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации Российской Федерации, указанному в платёжном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем средств федерального бюджета;

— наличием у получателя средств федерального бюджета документов, подтверждающих в соответствии с порядком санкционирования расходов, установленным Министерством финансов Российской Федерации, возникновение у него денежных обязательств.

Основные усилия в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации направлены на дальнейшее совершенствование органами Федерального казначейства методологии предварительного и текущего контроля, эффективность которого заключается в предотвращении нецелевого расходования бюджетных средств.

Проводимая политика укрепления исполнительной власти требует совершенствования и усиления внутриведомственного контроля. Ведомственный финансовый контроль – контроль, осуществляемый вышестоящими органами в отношении подведомственных организаций, предприятий, учреждений и т. п.

На основании Концепции развития системы внутреннего контроля и аудита в Федеральном казначействе, в целях повышения эффективности системы управления, утверждено приказом от 25 января 2011 г. № 19 Положение о внутреннем контроле и внутреннем аудите в Федеральном казначействе.

Развитие системы внутреннего контроля и внутреннего аудита в Федеральном казначействе ведётся по трём основным направлениям:

-управление казначейскими рисками.

Методами осуществления внутреннего контроля являются самоконтроль, контроль по уровню подчинённости, а также проведение специализированными подразделениями Федерального казначейства проверок тематического и комплексного характера.

Наиболее эффективной сферой внутреннего финансового контроля является внутренний аудит. С целью эффективного использования бюджетных средств и сокращения расходов на проведение проверок в настоящее время Федеральное казначейство переходит к внедрению внутреннего аудита.

Методом осуществления внутреннего аудита является проверка.

Внутренний контроль (внутренний аудит) осуществляется Федеральным казначейством в форме последующего контроля за использованием бюджетных средств.

Осуществление внутреннего контроля и внутреннего аудита специализированными подразделениями Федерального казначейства проводится в соответствии со Стандартами внутреннего контроля и внутреннего аудита, утвержденные приказом Федерального казначейства от 29 июня 2011 г. № 000 (далее – Стандарты).

Стандарты разработаны для использования специализированными подразделениями Федерального казначейства, иными привлекаемыми к осуществлению контрольной и аудиторской деятельности работниками органов Федерального казначейства при организации и проведении контрольных и аудиторских мероприятий в органах Федерального казначейства по исполнению функций и осуществлению полномочий в установленной сфере деятельности.

Целью Стандартов является установление общих правил, требований и процедур осуществления контрольных и аудиторских мероприятий в органах Федерального казначейства.

Кто проводит финансовый контроль

Мы уже рассказывали, что такое финконтроль, о видах, формах и методах, а также о принципах, по которым проводятся проверки. Теперь разберем, какие существуют органы финансового контроля в Российской Федерации.

Структура органов финконтроля

Представим действующую структуру органов, осуществляющих финансовый контроль, в виде таблицы.

Субъекты ФК в представительной власти

Субъекты ФК в исполнительной власти

Совет Федерации РФ

Счетная палата РФ

Главное контрольно-ревизионное управление при Президенте РФ

Министерство финансов РФ

Федеральное казначейство РФ

Департамент государственного ФК и аудита

Федеральная налоговая служба (ФНС РФ)

Федеральные министерства и ведомства

Федеральная таможенная служба (ФТС РФ)

Законодательная власть региона РФ

Региональная счетная палата

Финорганы региона России

  • казначейства;
  • ФНС;
  • ФТС;
  • министерств и ведомств;
  • внебюджетных фондов

Главные распорядители и распорядители средств бюджета регионального уровня

Муниципальные представительные органы

Муниципальная счетная палата

Отдел финуправления при муниципальном образовании

Главные распорядители и распорядители муниципального бюджета

Местные отделения казначейства, налоговой и таможенной служб

Муниципальные представительства министерств и ведомств

Местные отделения внебюджетных фондов

Далее определим основные функции госогранов финансового контроля.

Особую важность имеет финансовый контроль, осуществляемый налоговыми органами. Он заключается в проведении контрольно-ревизионных мероприятий по исполнению налоговых обязательств перед бюджетами всех уровней по средствам камеральных и выездных налоговых проверок.

Счетная палата

Ведущим органом государственного финансового контроля РФ в представительской власти является Счетная палата. Данная государственная структура создана Законом № 4-ФЗ от 11.01.1995.

Основной задачей Счетной палаты является организация и проведение ревизионных мероприятий за соблюдением действующего налогового, финансового, бюджетного, таможенного и прочего законодательства в рамках:

  • своевременности исполнения доходных, расходных статей соответствующего бюджета;
  • соблюдения целевого значения и направленности бюджетных средств;
  • выявления эффективности произведенных расходов госбюджета и целесообразности операций по использованию имущества;
  • финансово-экономической экспертизы проектов федеральных программ и законов;
  • контроля над своевременностью и законностью проведенных операций по созданию, распределению и расходованию бюджетных и внебюджетных средств;
  • социально-экономического анализа выявленных отклонений от установленных показателей соответствующего бюджета и внебюджетных фондов;
  • регулярного предоставления отчетности о ходе исполнения действующих федеральных программ, проектов и законов.

Счетная палата, как орган финансового контроля, функционирует, основываясь на принципах независимости, законности, объективности, компетентности и гласности.

Министерство финансов

Минфин является органом исполнительной власти, наделен полномочиями по выработке финансово-экономической политики государства, нормативно-правовому урегулированию во всех сферах экономических взаимоотношений, а также в части организации и проведения контрольных мероприятий.

Министерство финансов осуществляет всестороннюю координацию подконтрольных государственных структур:

  • Федеральная налоговая служба;
  • ФС страхового надзора;
  • ФС финансово-бюджетного надзора;
  • ФС по финансовому мониторингу.

Также Минфин вправе контролировать Федеральную таможенную службу в части соблюдения отдельных нормативно-правовых актов (взимание таможенных платежей и сборов, расчета и определения таможенной стоимости импортируемых, экспортируемых товаров, оборудования или автотранспортных средств).

С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.

Федеральное казначейство в системе органов государственного финансового контроля Российской Феде

Главная > Курсовая работа >Финансы

Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирская академия государственной службы»

Институт переподготовки специалистов

ФИНАНСОВ И КРЕДИТА

по дисциплине: Государственные и муниципальные финансы

Тема: Федеральное казначейство в системе органов государственного финансового контроля Российской Федерации

Выполнил: Пауль Юлия Сергеевна

1. Становление казначейской системы

Федеральное казначейство в финансовой системе РФ…………5

Задачи и права органов казначейства……………………………8

Федеральное казначейство на современном этапе……………15

2. Исполнение федерального бюджета казначейскими органами

Организация финансового контроля исполнения бюджетов всех уровней……………………………………………………………19

Исполнение федерального бюджета по доходам……………. 23

Исполнение федерального бюджета по расходам…………….28

Завершение финансового года по доходам и расходам федерального бюджета………………………………………………. 34

3. Направления совершенствования казначейской системы исполнения федерального бюджета в РФ…………………………………………………36

Список используемой литературы…………………………………………. 41

С давних времен функция исполнения бюджета государства являлась важнейшим элементом управления страной, мощным рычагом воздействия на социально-экономические процессы. В России рациональное управление государственными финансами приобрело большое значение по мере перехода экономики страны к рыночным отношениям.

Читайте также  Роль религии в образовании государства

В 1992 году Президент Российской Федерации издал указ, в котором была высказана политическая воля на восстановление в России существовавшего ранее института казначейства — института, который, непосредственно находясь в системе органов федеральной исполнительной власти, занимается исполнением федерального бюджета. Осознание необходимости воссоздания казначейства пришло не сразу. Не сразу удалось подойти к пониманию того, какая модель исполнения бюджета предпочтительнее для Российской Федерации — банковская или казначейская.

Международный опыт и практика функционирования отечественной финансовой системы дали практически безальтернативное решение в сложившейся ситуации — решение об организации в Министерстве финансов Российской Федерации системы органов федерального казначейства и о переводе федерального бюджета на казначейскую систему исполнения, как первого этапа по установлению контроля Правительства РФ за государственными финансами.

В связи с этим изучение правового регулирования деятельности органов федерального казначейства, их задач и прав, обрело в настоящее время особую актуальность.

Целью курсовой работы является исследование федерального казначейства в системе органов государственного финансового контроля Российской Федерации.

Деятельность органов Федерального казначейства связана со всеми финансовыми потоками, которые относятся к государственным и муниципальным финансам. Поэтому наиболее оптимальной системой финансового контроля является казначейство.

Важная роль отводится органам Федерального казначейства в ведении лицевых счетов распорядителей, получателей ассигнований, финансируемых из федерального бюджета. На органы Федерального казначейства возложены задачи по организации, осуществлению и контролю использования средств федерального бюджета, управлению расходами этого бюджета на счетах казначейства в банках.

При казначейском исполнении федерального бюджета регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, разрешение на право осуществления расходов в рамках выделенных ассигнований, осуществление платежей от имени бюджетополучателей возлагается на органы Федерального казначейства. Поэтому важна оперативность и четкость исполнения ими соответствующих операций.

Исходя из цели, поставлены следующие задачи:

рассмотреть становление казначейской системы Российской Федерации, в т.ч. задачи и права органов казначейства;

изучить исполнение федерального бюджета казначейскими органами;

ознакомится с исполнением федерального бюджета по доходам и расходам.

Объектом исследования данной работы является: деятельность Федерального казначейства как инструмента финансового управления.

Предметом исследования является исполнение бюджетов через органы Федерального казначейства.

1 Становление казначейской системы

1.1 Федеральное казначейство в финансовой системе РФ.

Существует система органов управления, для которых сама финансовая деятельность является основной, определяющей содержание их компетенции. Эта система финансово-кредитных органов, специально созданных для управления финансами и осуществления контроля в этой сфере как его неотъемлемой функции. Данные органы охватывают своим воздействием все звенья финансовой системы — бюджет, целевые внебюджетные фонды, кредит, страхование, финансы предприятий, организаций, учреждений. Система финансово-кредитных органов в РФ, в связи с экономическими преобразованиями была существенно перестроена, появились новые органы.

В единую систему органов государственного управления финансами в Российской Федерации входят Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления в других субъектах Федерации и органы федерального казначейства. Кроме того, в системе органов местного самоуправления административно-территориальных единиц (районов и городов) образуются финансовые отделы ([9] с.97).

Особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной власти в зависимости от установленной компетенции.

Для осуществления финансовой деятельности, в качестве основной функции, были созданы специальные органы государственного управления ([8] с.84):

Министерство финансов Российской Федерации;

Федеральное казначейство Российской Федерации;

Государственная налоговая служба Российской Федерации;

Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

Федеральное казначейство Российской Федерации создано Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556. Единую централизованную систему органов федерального казначейства возглавляет руководитель Федерального казначейства — начальник Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ.

В соответствии с Положением о Федеральном казначействе РФ, утвержденным постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 27 августа 1993 г. № 864, единая централизованная система органов федерального казначейства состоит из Главного управления федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненных ему территориальных органов федерального казначейства по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу, городам (за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах. Казначейство подчиняется Министерству финансов РФ.

Органы казначейства взаимодействуют с органами государственного управления субъектов Федерации в процессе зачисления доходов и взаиморасчетов между бюджетами, а также координации работы по созданию информационной базы о состоянии бюджетной системы Российской Федерации.

Казначейство информирует законодательные и исполнительные органы государственной власти Российской Федерации о результатах исполнения федерального бюджета, иных финансовых операциях Правительства РФ, а также о состоянии государственных (федеральных) внебюджетных фондов и бюджетной системы Российской Федерации ([9] с.112).

В целях улучшения организации работы и усиления контроля за исполнением федерального бюджета Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ взаимодействует с Банком России, с Государственной налоговой службой РФ, иными федеральными органами исполнительной власти РФ. Органы казначейства осуществляют контрольные функции во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти, налоговыми, правоохранительными органами и банками; материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, передают правоохранительным органам. В определенных случаях органы казначейства предъявляют иски в суд и в арбитражный суд. Например [10], в 2001 г. органы федерального казначейства передали в правоохранительные органы материалы проверок по 781 факту незаконного использования средств федерального бюджета. Сумма этих нарушений составила 121,6 млн. руб. Взыскание финансовых санкций по итогам контрольных мероприятий органов Минфина России (включая совместные проверки УФК и КРУ) преимущественно осуществлялось в принудительном порядке: на 301,9 млн. руб. были выставлены инкассовые поручения, на 1098,4 млн. руб. — оформлены уведомления об уменьшении бюджетных ассигнований; в судебные органы было подано 594 иска на взыскание штрафных санкций в размере 891 млн. руб., в добровольном порядке было предложено внести 121,5 млн. руб. Весьма очевидна эффективность работы органов федерального казначейства по выявлению нарушений финансовой дисциплины.

1. 2 Задачи и права органов казначейства

В Российской Федерации устанавливается только одна система исполнения бюджетов всех уровней – казначейская. Организацией исполнения бюджетов занимаются органы исполнительной власти, причем непосредственное исполнение бюджетов осуществляют финансовые органы, в составе которых создаются казначейства (Федеральное и территориальные). Именно эти органы в лице казначейства осуществляют управление счетами бюджетов и бюджетными средствами, являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств ([1] в соотв. со ст.215 БК РФ).

В своей деятельности федеральное казначейство руководствуется Положением «О федеральном казначействе РФ», утверждённым Постановлением Правительства РФ от 27 августа 1993 года № 864 (в редакции от 28.01.97г.). На сегодняшний день это положение определяет задачи и функции органов федерального казначейства, основными из которых являются:

организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета на открываемых в банках счетах казначейства, исходя из принципа единства кассы;

регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств;

Внутренний контроль. Внешний. Финансовый. Государственный. Как не запутаться?

VitalikRadko / Depositphotos.com

Деятельность организаций бюджетной сферы находится под постоянным пристальным контролем со стороны различных органов и служб. И это неудивительно, ведь обязанность государства – следить за использованием казенного имущества и расходованием бюджетных средств. Часть этой ответственности возложена и на сами учреждения.

Итак, существуют несколько видов контроля:

  • внутренний контроль;
  • внутренний финансовый контроль (ВФК),
  • внутренний государственный/ муниципальный финансовый контроль;
  • внешний государственный/ муниципальный финансовый контроль,
  • ведомственный контроль,
  • внутренний финансовый аудит (ВФА).

Конечно, многих такое «обилие» видов контроля пугает. Потому что неясно, какой из них должно осуществлять само учреждение, а какой – функция контролирующих органов? В чем отличие, например, внутреннего контроля от ВФК, а ВФК от ВФА? Одинаковы ли «контрольные» обязанности у казенных, бюджетных и автономных учреждений? Забегая наперед скажем, что все не так страшно. Давайте разбираться.

Осуществляют казенные, бюджетные и автономные учреждения.

Проводить его обязывает ст.19 Закона № 402-ФЗ о бухгалтерском учете, причем буквально одной строкой: учреждение обязано организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. И здесь для бюджетных и автономных учреждений хорошая новость: на этом все требования по внутреннему контролю для АУ и БУ заканчиваются! Как именно будет организован внутренний контроль в учреждении, кто, когда, как и что именно будет проверять, решает уже само учреждение и закрепляет это в локальном акте.

Внутренний ФИНАНСОВЫЙ контроль (ВФК)

Осуществляют участники бюджетного процесса, в том числе органы власти, органы местного самоуправления и казенные учреждения. Бюджетные и автономные учреждения – получатели субсидий участниками бюджетного процесса не являются, а потому мероприятия внутреннего ФИНАНСОВОГО контроля не проводят.

Об обязательности осуществления ВФК с 2019 года говорится в ст. 160-2.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Этот вид внутреннего контроля одним из элементов, своего рода дополнением к внутреннему контролю по Закону № 402-ФЗ.

Что же отличает ВФК от «просто» внутреннего контроля, ну, кроме наличия в формулировке слова «финансовый»? Что должны делать казенные учреждения в рамках ВФК, чего не требуется от АУ и БУ? А дело в том, что казенные учреждения как участники бюджетного процесса наделены рядом бюджетных полномочий, в частности:

  • составлять и исполнять бюджетную смету,
  • принимать и исполнять обязательства в пределах ЛБО
  • вести БЮДЖЕТНЫЙ учет (по Инструкции № 162н) и составлять БЮДЖЕТНУЮ отчетность (по Инструкции № 191н).
Читайте также  Внутренняя политика Афганистана

И внутренний ФИНАНСОВЫЙ контроль в казенном учреждении – это действия в целях оценки качества исполнения именно бюджетных полномочий. Эти контрольные процедуры – часть каждого бюджетного полномочия КУ.

Начиная с 2020 года порядок осуществления внутреннего финансового контроля не регулируется специальными нормативными правовыми актами. Определить порядок осуществления ВФК с учетом необходимости соблюдения требований к исполнению бюджетных полномочий КУ нужно самостоятельно. Но если в вопросах, не связанных с исполнением бюджетных полномочий (например, использование имущества, списание ГСМ, работа с подотчетными лицами и т.д), казенное учреждение, так же, как и АУ/БУ может организовать внутренний контроль на свое усмотрение, то в части внутреннего ФИНАНСОВОГО контроля бюджетных полномочий «простор для творчества» все же ограничен положениями БК РФ и федеральными стандартами внутреннего финансового АУДИТА.

Внутренний финансовый аудит (ВФА)

Насколько качественно в казенном учреждении организован внутренний финансовый контроль, призван оценить внутренний финансовый АУДИТ. Поэтому Стандарты ВФА – основа для организации не только аудита, но и внутреннего финансового контроля.3. Внутренний финансовый аудит (ВФА)

На бюджетные и автономные учреждения обязанность по осуществлению внутреннего финансового аудита не распространяется, поскольку они, повторимся, не являются участниками бюджетного процесса. А вот добровольно организовать у себя ВФА бюджетные/ автономные учреждения вполне могут.

Максимум важной и полезной информации, ответы на множество вопросов по различным видам контроля – в специальной Памятке для специалиста по финконтролю и аудиту в бюджетной сфере. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Важно понимать, что ВФА – это не контроль одного уровня над другим. Это своеобразное продолжение, следующая ступень внутреннего финансового контроля. Задача ВФА – сделать внутренний финансовый контроль максимально эффективным. Для этого аудиторы казенного учреждения оценивают, как работает ВФК в учреждении, есть ли какие-то слабые места, насколько такая система ВФК обеспечивает качественное исполнение бюджетных полномочий, достоверность бюджетной отчетности, эффективность использования бюджетных средств. Информацию обо всем этом аудиторы должны представить руководителю учреждения вместе с предложениями по повышению качества ВФК.

Он как раз представляет собой схему межуровневого контроля. Это контроль органа-учредителя в отношении подведомственных учреждений – и казенных, и бюджетных, и автономных. Проверять, как учреждения расходуют выделеные им средства (ЛБО и субсидии), как используется закрепленное за ними имущество, каково состояние финансово-хозяйственной деятельности учреждений и т.д. учредителя обязывают положения:

  • Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»
  • Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»
  • Законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ о закупках;
  • нормативных актов, принятых на уровне публично-правовых образований.

Непосредственно ведомственные проверки проводят контрольно-ревизионные отделы органа-учредителя либо специальные органы/ управления, например, в структуре местной администрации. Порядок осуществления ведомственного контроля определяют нормативные акты самих ведомств.

Внутренний ГОСУДАРСТВЕННЫЙ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ финансовый контроль

Добавляя к уже знакомому нам понятию внутреннего финансового контроля слово «государственный» или «муниципальный», получаем финансовый надзор на уровне соответственно субъекта РФ или муниципального образования. На федеральном уровне внутренний государственный/ муниципальный контроль осуществляет Казначейство, а на региональном и местном – органы государственного/ муниципального финконтроля субъектов РФ и муниципальных образований, например, департамент финансово-бюджетного надзора. Эти контролирующие структуры созданы внутри системы органов власти, потому и контроль – внутренний.

Внутренний государственный/ муниципальный контроль – это прежде всего проверка законности расходования бюджетных средств и целевого их использования. Но это не значит, что в рамках внутреннего государственного/ муниципального финансового контроля проверяют только получателей бюджетных средств – казенные учреждения. Объектами этого вида контроля являются все типы учреждений.

Необходимость проведения такого контроля установлена п. 3 ст. 265 Бюджетного кодекса. С 1 июля 2020 года органы внутреннего государственного/ муниципального финансового контроля должны осуществлять проверочные мероприятия в соответствии с федеральными стандартами. Учреждения в своей деятельности этими стандартами не руководствуются. Однако же учреждения могут и должны знать о своих правах и обязанностях при проведении контрольных мероприятий – они прописаны в Стандарте. Как и порядок обжалования результатов проверки, действий или бездействия контрольного органа – по этим вопросам есть специальный Стандарт.

Поднимается еще на ступень выше. Здесь – ВНЕШНИЙ государственный/ муниципальный финансовый контроль. Почему внешний? Потому что его осуществляют органы, созданные вне системы органов власти, – Счетная палата на федеральном уровне и контрольно-счетные органы (КСП) – на уровне регионов и муниципальных образований.

ВНЕШНИЙ государственный/ муниципальный финансовый контроль

Такой вид контроля установлен п. 2 ст. 265 Бюджетного кодекса. В рамках внешнего контроля проверять могут любые учреждения. Например, при обязательной внешней проверке годового отчета ГРБСа могут быть выборочно проверены АУ и БУ – получатели целевых субсидий или средств МБТ, предоставленных ГРБСу и затем распределенных учреждениям.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО — ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Органы федерального казначейства представляют собой единую централизованную систему, созданную по территориальному принципу и входящую в состав •Министерства финансов Российской Федерации.

Они действуют в соответствии с Указом Президента РФ от 08.12.1992 г. «О федеральном казначействе», а также Положением о Федеральном казначействе. Структура органов казначейства является трехуровневой: •

  1. Главное управление Федерального казначейства;
  2. управления Федерального .казначейства по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, городам Москва и Санкт-Петербург;
  3. отделения Федерального казначейства по городам, районам и районам в городах.

Все органы Федерального казначейства являются юридическими лицами. Они относятся к органам исполнительной власти и руководствуются в своей деятельности законодательными и нормативными документами, утвержденными Президентом, Правительством, Минфином России. ‘

Основная задача казначейства — это организация и осуществление контроля исполнения , федерального бюджета РФ и государственных внебюджетных фондов. На казначейство возложены следующие функции: «перераспределение поступивших налогов между бюджетами различных уровней;

  1. сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов;
  2. управление доходами и расходами федерального бюджета и внебюджетных фондов;
  3. управление и обслуживание государственным внутренним и внешним долгом;
  4. планирование и прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов;
  5. разработка методологических и инструктивных материалов.

Федеральному казначейству как важнейшему контрольному органу в процессе исполнения процедуры

финансового бюджета даны следующие права:

  1. производить проверки финансовых и бухгалтерских документов по использованию средств федерального бюджета;
  2. получать от финансово-кредитных и налоговых органов сведения о состоянии счетов организаций, использующих бюджетные средства;
  3. приостанавливать операции по счетам организаций в случаях непредставления органам казначейства необходимых финансовых и бухгалтерских документов;
  4. налагать на кредитные учреждения финансовые санкции в случаях несвоевременного зачисления ими средств в доход бюджета, а также при перечислении этих средств на счета получателей;
  5. взыскивать в бесспорном порядке с наложением штрафа полученные организациями бюджетные средства при их использовании не по целевому назначению; •
  6. изымать на основе действующего постановления должностного лица органа казначейства документы, свидетельствующие о нарушениях бюджетноналоговой дисциплины;
  7. требовать от руководителей и иных должностных лиц проверяемых организаций устранения выявленных нарушений и недостатков в порядке исполнения бюджета.

Внешний аудит проводится независимой аудиторской фирмой на договорной основе с целью оценки достоверности состояния бухгалтерской отчетности.

По отношению к требованию законодательства различают инициативный и обязательный аудит.

Инициативный, или добровольный, аудит осуществляется по желанию экономического субъекта.

Обязательный аудит — ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности организаций. Обязательный аудит проводится квалифицированными аудиторами на основе отечественных и международных стандартов аудита. Итоговым документом аудиторской проверки является аудиторское заключение.

Аудит, являясь методом осуществления вневедомственного финансового контроля, не заменяет и не подменяет государственный финансовый контроль за финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов, который осуществляют соответствующие государственные органы. Аудит, имея ряд общих черт с ревизией деятельности субъектов хозяйствования, в то же время имеет принципиальные различия. Указанные различия — это различия по цели, характеру, основе взаимоотношений, управленческим связям, принципу оплаты услуг, практическим- задачам и результатам.

порядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. Ответственным за составление отчета об исполнении федерального бюджета является Министерство финансов РФ.

Отчет об исполнении федерального бюджета представляется в Государственную Думу и Счетную палату Правительством РФ в форме федерального закона не ‘позднее 1 июня вместе с отчетами об исполнении внебюджетных фондов и следующими документами и материалами.

Счетная палата проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный год в течение 1,5 месяцев после представления отчета в Государственную Думу, используя материалы и результаты проведенных проверок и ревизий.

Как элемент налоговой системы налоговый контроль реализует фискальную функцию налогов, является ее носителем, а экономическая сущность проявляется через механизм фискальной функции, и степень проявления этой экономической функции зависит от того, как осуществляется сбор налогов. В случае отсутствия контроля за поступлением налогов уклонение от их уплаты достигнет высокого уровня, а доходы, оставшиеся в распоряжении налогоплательщиков сверх предусмотренных льготами, будут расцениваться как незаконные, и о выполнении экономической функции налогов не может быть и речи. ч

При централизованной системе управления народны^ хозяйством такие важные сферы управленческих действий, как налоговое планирование, прогнозирование, анализ, контроль, были жестко регламентированы. Это обеспечивало цель любой ценой выполнить директивно устанавливаемый план. •

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: