Финансирование инвестиционных проектов из государственного бюджета - ABCD42.RU

Финансирование инвестиционных проектов из государственного бюджета

Финансирование инвестиционных проектов из государственного бюджета

    • О бюро
      • История бюро
      • Репутация
      • Сотрудничество
      • Соблюдение антикоррупционного законодательства
    • Услуги
      • Юридические услуги
      • Услуги в области налогообложения
      • Сопровождение сделок
      • Сопровождение частных клиентов
      • Услуги ПВО
      • Медиация
    • Команда
    • Карьера
    • Контакты
    • О бюро
      • История бюро
      • Репутация
      • Сотрудничество
      • Соблюдение антикоррупционного законодательства
    • Услуги
      • Юридические услуги
      • Услуги в области налогообложения
      • Сопровождение сделок
      • Сопровождение частных клиентов
      • Услуги ПВО
      • Медиация
    • Команда
    • Карьера
    • Контакты

    Практики

    • Антимонопольное право и закупки
    • Банковское и финансовое право
    • Защита бизнеса и уголовное право
    • Иностранные инвестиции
    • Корпоративное и коммерческое право
    • Налоговое право
    • Недвижимость и строительство
    • Проектное финансирование и ГЧП
    • Разрешение споров и банкротство
    • Рынки капитала
    • Слияния и поглощения
    • Цифровые технологии
    • Частные клиенты

    Отрасли

    • Авиация и аэропорты
    • Автомобильная промышленность
    • Банки и финансовые институты
    • Государственный сектор
    • Грузоперевозки и логистика
    • Добыча и природные ресурсы
    • ЖКХ
    • Интернет и информация
    • Инфраструктура
    • Машиностроение
    • Медицина и фармацевтика
    • Металлургия
    • Некоммерческие организации
    • Пищевая промышленность
    • Розничная торговля
    • Сельское хозяйство
    • Спорт
    • Страхование
    • Телекоммуникации, медиа и технологии
    • Транспорт
    • Туризм, гостиничный бизнес и индустрия развлечений
    • Частные и венчурные инвестиции
    • Экология и обращение с отходами
    • Энергетика и атомная промышленность

    Инфраструктурные бюджетные кредиты: правила отбора проектов

    Минстроем России подготовлен проект[1] постановления Правительства РФ об утверждении правил отбора инфраструктурных проектов, на реализацию которых могут быть предоставлены инфраструктурные кредиты (далее – Правила). Правила проходят этап общественного обсуждения.

    Поправки в Бюджетный кодекс РФ, создающие правовую основу инфраструктурных кредитов, Линия Права также анализировала в одном из материалов.

    Цели и формы реализации проектов, финансируемых за счет инфраструктурных кредитов

    Инфраструктурные кредиты могут быть направлены на:

    Правилами установлены формы реализации финансируемых проектов. В этой части Правила определяют широкий перечень форм реализации проектов, в том числе:

    Следовательно, Правила позволяют применять наиболее распространенные модели реализации инвестиционных проектов «с государственным плечом».

    Инфраструктурный кредит может быть направлен в бюджет муниципального образования как целевой трансферт на реализацию инвестиционного проекта. Таким образом, финансирование проектов не ограничивается региональным уровнем.

    Ряд полномочий в сфере отбора проектов реализуется президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации (далее – Президиум)[2].

    В частности, Президиум:

    Таким образом, именно Президиум осуществляет регулирование «третьего уровня» (первый – Бюджетный Кодекс РФ, второй – анализируемые Правила) и определяет судьбу заявок субъектов РФ на предоставление инфраструктурных кредитов.

    Лимиты инфраструктурных кредитов

    Лимиты бюджетных кредитов устанавливаются Президиумом по предложению Минфина России для каждого конкретного субъекта РФ.

    В пределах лимитов субъект РФ вправе получить кредит без конкурса, если проект соответствует Правилам и получает одобрение Президиума.

    Субъект РФ может потерять предусмотренные для него лимиты, если:

    Лимит, который потерял регион, может быть направлен на финансирование инфраструктурных проектов других регионов, в этом случае распределение осуществляется на конкурсном отборе.

    Отбор проектов в рамках лимитов

    В рамках такого отбора участвуют проекты, кредит на которые не превышает установленного для региона лимита.

    Для получения инфраструктурного кредита в рамках лимитов проект должен соответствовать следующим требованиям:

    Из данного требования следует ряд важных выводов:

    Конкурсный отбор проектов

    Как следует из правил, на конкурсе подлежат распределению лимиты, «потерянные» другими регионами. При этом в отборе могут участвовать проекты региона, объем кредита по которым превышает установленные для этого региона лимиты.

    Правилами установлены следующие конкурсные критерии:

    Президиум может установить иные критерии, учитывающие специфику отраслей проектов.

    При этом сохраняются требования к проектам, предусмотренные для отбора в рамках лимитов.

    Как подать заявку

    Высшее должностное лицо субъекта РФ должно направить заявку на получение кредита до 01 октября 2021 года.

    Тем не менее, методика оценки проекта на соответствие требованиям социально-экономической эффективности еще подлежит разработке Минэкономразвития России, а Минстрой России еще должен утвердить форму соглашения с субъектом РФ о предоставлении кредита.

    Следовательно, целесообразно дождаться утверждения методики оценки, и только потом, предварительно проверив проект на соответствие, направлять заявку.

    До октября еще достаточно времени, чтобы даже с нуля структурировать проект.

    Отправить по почте

    Предоставление субсидий и бюджетных инвестиций юридическим лицам

    Справочная таблица нормативных правовых актов, регулирующих предоставление субсидий и бюджетных инвестиций юридическим лицам и типовых форм соглашений Отправить по электронной почте

    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5

    Дата публикации: 20.11.2020

    Дата изменения: 20.11.2020

    Прикрепленный файл: xlsx, 14.07 кБ

    Правовое основание предоставления субсидии Общие требования к НПА Типовые формы соглашений Комментарий
    1 Субсидия юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг
    (п. 1 статьи 78 БК РФ)
    Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 №1492
    «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»
    Приказ Минфина России от 31.10.2016 № 199н
    «Об утверждении типовых форм соглашений (договоров) о предоставлении из федерального бюджета субсидии юридическим лицам (за исключением государственных учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг»
    2 Грант в форме субсидии
    юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам
    (пункт 7 статьи 78 БК РФ)
    Приказ Минфина России от 21.12.2018 № 280н
    «Об утверждении типовых форм соглашений (договоров) о предоставлении из федерального бюджета грантов в форме субсидий в соответствии с пунктом 7 статьи 78 и пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации»
    3 Субсидия бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного задания
    (абзац 1 пункт 1 статьи 78.1 БК РФ)
    Общие требования не установлены Приказ Минфина России от 31.10.2016 № 198н
    «Об утверждении Типовой формы соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета федеральному бюджетному или автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ)»
    Для федеральных учреждений постановление Правительства РФ от 26.06.2015 № 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания»
    4 Субсидия бюджетным и автономным учреждениям на иные цели
    (абзац 2 пункт 1 статьи 78.1 БК РФ)
    Постановление Правительства РФ от 22.02.2020 № 203
    «Об общих требованиях к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим порядок определения объема и условия предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели»
    Приказ Минфина России от 31.10.2016 № 197н
    «Об утверждении Типовой формы соглашения о предоставлении из федерального бюджета федеральному бюджетному или автономному учреждению субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации»
    5 Субсидия некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением
    (пункт 2 статьи 78.1 БК РФ)
    Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 №1492
    «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»
    Приказ Минфина России от 28.07.2017 № 121н
    «Об утверждении Типовой формы соглашения (договора) о предоставлении из федерального бюджета субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением»
    При предоставлении средств гос. поддержки оператором (фондом), получающим средства из федерального бюджета иным лицам — предусмотрены типовые формы соглашений

    Приказ Минфина России от 25.12.2019 № 248н «Об утверждении Типовой формы договора о предоставлении средств юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю на безвозмездной и безвозвратной основе в форме гранта, источником финансового обеспечения которых полностью или частично является субсидия, предоставленная из федерального бюджета»

    Приказ Минфина России от 25.12.2019 № 249н
    «Об утверждении Типовой формы договора о предоставлении вклада в уставный (складочный) капитал юридического лица, в имущество юридического лица, в том числе не увеличивающего его уставный (складочный) капитал, источником финансового обеспечения которого полностью или частично является субсидия, предоставленная из федерального бюджета»

    «Об утверждении Правил принятия решений о предоставлении субсидии из федерального бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации»;

    постановление Правительства РФ от 09.01.2014 № 13

    постановление Правительства РФ от 29.12.2017 № 1692
    «О порядке принятия решения о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в целях предоставления взноса в уставные (складочные) капиталы дочерних обществ указанных юридических лиц на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности таких дочерних обществ, и (или) на приобретение такими дочерними обществами объектов недвижимого имущества за счет средств федерального бюджета»

    Сколько получают из бюджета институты развития. Что важно знать

    Правительство официально запустило реформу институтов развития. Премьер-министр Михаил Мишустин объявил, что действующие 40 государственных институтов развития будут оптимизированы: часть будет объединена под управлением ВЭБ.РФ, часть упразднена, другие будут укрупнены путем присоединения друг к другу.

    РБК разобрался, какими финансовыми ресурсами из бюджета располагают реформируемые институты.

    «Прокладки по перекачиванию денег»

    Институты развития пробовало реструктуризовать еще правительство Дмитрия Медведева в 2016 году. Тогда вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что еще предстоит решить, выживут ли существующие структуры, такие как «Роснано», Российская венчурная компания (РВК) или «Сколково». Но тогда реформы не произошло: институты просуществовали в неизменном виде еще четыре с лишним года. Теперь большинство таких инновационно ориентированных организаций потеряют независимость и будут присоединены к ВЭБу.

    Институты развития неоднократно подвергались критике за неэффективное использование бюджетных средств. В феврале 2020 года спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко доложила Мишустину, что некоторые институты развития «просто выполняют функции прокладок по перекачиванию немалых средств федерального бюджета». «Зарплата сотрудников в некоторых таких институтах просто зашкаливает, зарплата руководителей многократно превышает зарплату министра, скажем, а вот за результаты никто не спрашивает. Я примеры не буду приводить, они убийственные», — возмутилась Матвиенко.

    В 2017 году Татьяна Голикова, возглавлявшая Счетную палату, констатировала, что за пять-шесть предшествующих лет на институты развития было направлено около 5 трлн руб. из бюджета. «Парадокс, но как только туда замешиваются бюджетные средства, почему-то эффективность их начинает снижаться», — отметила она. Названная сумма включает в себя ассигнования крупнейшему институту развития ВЭБ.РФ, исторически получающему больше всего денег из бюджета.

    Институты инновационного развития, к которым Счетная палата относит 14 организаций, включая РВК, «Сколково», «Роснано», Российский научный фонд и др., с момента основания по 1 октября 2020 года получили 877 млрд руб. из федерального бюджета, сообщили РБК в Счетной палате. Больше всего получили фонд «Сколково» (168 млрд руб.) и Российский фонд технологического развития, правопреемником которого с 2014 года является Фонд развития промышленности (140 млрд руб.). Однако если Российский фонд технологического развития существует с 1992 года, то «Сколково» было основано значительно позже, в 2011 году.

    РБК подсчитал, что в 2020 году реформируемые институты развития, включая ликвидируемые организации, такие как Фонд развития моногородов, должны получить из федерального бюджета почти 250 млрд руб. Это следует из данных Федерального казначейства об утвержденных бюджетных назначениях на 2020 год (по состоянию на 1 октября). В этом году некоторые институты обеспечили себе дополнительное финансирование в связи с пандемией. Например, Фонд развития промышленности был докапитализирован на 30 млрд руб. в связи с переориентацией на поддержку производителей продукции для борьбы с коронавирусом.

    Рекордсменом по величине субсидий в 2020 году является финансовый институт развития в жилищной сфере «Дом.РФ», входящий в сферу ответственности ВЭБа. Правительство в этом году выделит «Дом.РФ» и российским банкам несколько субсидий на общую сумму до 67 млрд руб. Но институт не может распоряжаться этими средствами по своему усмотрению: речь идет о субсидиях, которые «Дом.РФ» обязан перенаправлять на конкретные цели, например компенсацию банкам недополученных доходов по ипотеке, которую они выдают по льготной ставке 6,5%. В рамках реформы дочерний банк госкомпании «Дом.РФ» объединят с МСП Банком, кредитующим малый бизнес.

    Госкорпорация ВЭБ.РФ получит в управление Корпорацию МСП, Российский экспортный центр (РЭЦ) с агентством по страхованию экспортных кредитов ЭКСАР, «Роснано» и четыре фонда: «Сколково», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника), Фонд инфраструктурных и образовательных программ и Фонд развития промышленности. Их совокупное бюджетное финансирование в 2020 году составит почти 75 млрд руб., а в 2021 году, согласно проекту госбюджета, — 29,4 млрд. Отдельно, без учета новых структур в составе ВЭБа, он получит в 2020 году из бюджета 33,5 млрд руб.

    Что будет с бюджетами институтов развития

    Бюджетное финансирование институтов развития осуществляется в нескольких формах: целевые субсидии, взносы в уставный капитал и бюджетные ассигнования, которые организации получают как главные распорядители бюджетных средств. Среди реформируемых институтов развития такой статус, позволяющий самостоятельно распределять деньги среди подведомственных бюджетных получателей и вносить предложения об увеличении бюджетных лимитов, есть только у Фонда Бортника и Российского фонда фундаментальных исследований.

    РБК направил запрос в пресс-службу правительства по поводу возможных изменений бюджетного финансирования реформированных институтов развития. После рекордных антикризисных трат 2020 года Минфин выдвинул программу экономии на ближайшие три года, что отражено и в планируемых ассигнованиях институтам развития, которые уменьшаются. Проект федерального бюджета на 2021–2023 годы будет приниматься во втором чтении Госдумой 24 ноября, вносить в него изменения уже нельзя.

    Сейчас бюджетные ассигнования, заложенные на мероприятия реорганизуемых институтов развития, корректировать не планируется, сообщила РБК пресс-служба Минфина России.

    В Минфине рассчитывают, что ожидаемое повышение результативности реорганизуемых институтов развития в средне- и долгосрочной перспективе должно дать положительный эффект. «Во-первых, с точки зрения самостоятельного расширения возможностей указанных организаций: они смогут осуществлять возложенные на них функции без дополнительной финансовой поддержки со стороны государства (в том числе в части реализации инвестиционных проектов). Во-вторых, с точки зрения потенциального увеличения доходной базы бюджетов бюджетной системы России», — сообщили в Минфине.

    Что такое бюджетные инвестиции и на какие направления их выдает государство?

    Бюджетные инвестиции — это средства из государственного бюджета, что вложены в развитие и поддержку определенных проектов разного направления и с разными суммами. Фактически, имеем ситуацию, когда государство кроме регуляторной функции в инвестировании, само становится активным участником таких процессов, но со своей выгодой.

    Довольно популярным направлением являются бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, когда федеральные средства вкладываются в процесс строительства жилых домов, школ, больниц — в целом различных объектов социальной инфраструктуры. Но на этом этапе такая роль государства не ограничивается.

    Оглавление:

    Виды бюджетных инвестиций

    Сегодня принято различать 3 вида бюджетных инвестиций, которые во многим напоминают дотации — поддержку государства того или иного проекта. Остановлюсь на них детально:

    1. Прямое финансирование, которое выделяется только при условии предварительного предоставления необходимой документации: смета, планы, чертежи, разрешение на проведение работ, и чаще всего представлено именно в сфере строительства.
    2. Участие в капитале определенного акционерного общества — покупка акций, но при условии, что его деятельность крайне важна и необходима для государства, например, компания, что специализируется на разработке недр, добыче полезных ископаемых, внешней торговле.
    3. Система государственных гарантий, например, субвенция на весь срок реализации проекта или уменьшение налоговой ставки на определенный период.

    Также принято различать краткосрочные и длительные бюджетные инвестиции. Первые рассчитаны до 3-х лет, вторые — до 20-ти. Государство оставляет за собой право выдачи льготного кредита, но чаще страна может купить ценные бумаги в АО, а о том, где купить акции физическому лицу можно узнать из подготовленного материала на www.gq-blog.com и оставить комментарий.

    На что можно тратить бюджетные деньги

    Готовя эту статью, почитала несколько законодательных обоснований инвестиционной деятельности со стороны страны, и была удивлена, ведь во многих подобных документах обозначается и буквально красным цветом выделена позиция: «государство заинтересовано в том, чтобы стать инвестором», но на практике, уже на первых этапах подачи заявки или получения средств можно столкнуться с огромным множеством негативных аспектов и просто перехотеть брать деньги от государства.

    Согласно бюджетному кодексу Российской Федерации, получить инвестиции можно, если ваш бизнес выполняет какую-то из этих ролей:

    • обеспечивает национальную приоритетность — то есть проект поднимет качество жизни или престиж страны на международной арене;
    • высокий показатель эффективности — бизнес активно влияет на повышение ВВП, улучшает его экономические показатели;
    • стабильная и доказанная бюджетная эффективность — то есть финансовые показатели прибыли превышают налоговые отчисления, а значит компания — выгодный участник рынка.

    Можно понять: вливания из бюджета представлены в разном виде: реальные инвестиции для покупки оборудования или как помощь в продвижении товаров, услуг. Предлагаю посмотреть, на что государство тратило деньги в последние года.

    Ключевые направления для инвестирования со стороны государства

    Направление 2017 (%) 2018 (%) 2019 (%)
    Строительство и ремонт дорог 27,7 27,8 30,6
    ЖКХ 23 19,5 17,8
    Культура 3,5 2,3 3,1
    Образование 10,2 14,2 11,2
    Общегосударственные вопросы 2,1 1,8 2,9

    Интересная категория «Общегосударственные вопросы», что думаю, у вас также вызовет много вопросов. Данные за 2020 год найти оказалось весьма сложной задачей, но уверенна, что за этот период больше всего будет также вложено в дороги и здравоохранение.

    Условия и порядок предоставления

    Многие законодательные нюансы прописаны в 79-ой статье Бюджетного кодекса. Любое предприятие должно быть не только заинтересовано в помощи, но показывать стабильное развитие и, разумеется, быть честным налогоплательщиком и участником рынка, а его действия не должны противоречить законодательным позициям, что указаны в других документах.

    На сайте этой организации можно узнать о том, какой пакет документов и в какие сроки нужно подать для рассмотрения инвестиционной комиссией. Далее согласно порядку предоставления средств, в процесс включается правительственная комиссия, и, если все этапы собеседования завершаются положительно, принимается окончательное решение о выдаче бюджетных кредитов или другого вида инвестиций со стороны государства. В соглашении указывает цель инвестирования, порядок передачи средств, права и обязанности сторон, периоды проверки, степень ответственности, сроки реализации проекта.

    Чем бюджетные инвестиции отличаются от других

    Бюджетные инвестиции могут быть получены при выполнении определенных обязательств, и по российскому законодательству доступны многим, кто выполнит ряд условий. Поскольку государство одновременно является и инвестором, и регулятором, то стоит понимать — бюджетные ассигнования должны поддаваться строгой и систематической отчетности, а те, кто их получил, возлагают на свои плечи огромную ответственность. Стоит также обозначить и принципиальный аспект: в чем разница между бюджетными инвестициями и субсидиями. Первые – это прямое вливание средств или покупка акций, вторая — альтернативная, например, льготные каникулы, уменьшение тарифов или комиссий. В первом случаи государство может стать владельцем бизнеса, во втором — нет.

    Роль бюджетных инвестиций в экономике

    Сами по себе бюджетные инвестиции — определение того, что страна заинтересована в развитии бизнеса, повышении ВВП, а изменение их эффективности позволяет проследить, насколько правильно и логично была поддержана та или иная сфера. Таким образом государство как бы высказывает доверие — «Молодец, компания «Яблочки-клубнички», растите дальше свои сады, делайте сок и продавайте, а мы вам поможем».

    Разумеется, бюджетный кредит получить сложно, но с его помощью активизируется определенный рынок — строительство, производство. При этом есть определенная ремарка: если собственность создана за счет таких вливаний, то она может быть передана в управление государственным или муниципальным органам. Разумеется, этот аспект в бюджетных инвестициях сильно не нравится юридическим лицам, ведь только представим ситуацию: есть талантливый изобретатель Карл Петров, который придумал уникальный двигатель на самолет, что может потреблять в 25 раз меньше топлива. У Карла есть небольшой завод, где он производит другие авиадетали. Он продает заявку в Инвестиционный фонд, рассматривая ее, дают согласие и выделяют деньги. И тут, когда Карл становится известным в стране и в мире, получает огромные суммы, государство ему говорит: «Пришло время, отдавай контрольный пакет акций или полностью переводи компанию в разряд государственных».

    Фактически бюджетные инвестиции — это временная поддержка юридического лица, а вот для государства — возможность постоянно увеличивать свои активы и оказывать определённый положительный эффект в той или иной сфере. При этом остается обязательным налогообложение инвестиций для этого юридического лица, но на более лояльных условиях.

    Подводя итог, стоит подчеркнуть, что для государства такой вид вложения средств — возможность получить дополнительную прибыль и увеличить стоимость активов во временной перспективе. Инвестирование происходит в рамках федеральной инвестиционной программы, и чтобы стать ее участником, нужно пройти не один круг ада. Остается пожелать всем, кто только рассматривает возможность получения дотаций в виде государственных инвестиций, заблаговременно оценить все риски перед подачей заявки, но, а если все же решили получить бюджетное инвестирование, выиграть конкурс на реальное финансирование.

    Что такое бюджетные инвестиции: цели и порядок предоставления государственных денег

    Износ основных фондов за 2018 год в России составил 46,6 % (по данным Госстата). По некоторым отраслям он превысил 50 и даже 60 %. О каком экономическом росте может идти речь, если активы предприятий и организаций в таком плачевном состоянии? За счет чего им догонять и перегонять развитые страны Запада?

    Для восстановления инфраструктуры и ее модернизации требуются инвестиции. Далеко не все предприятия могут себе позволить многомиллионные вливания в обновление. Бюджетные инвестиции – это деньги, которые как раз и предназначены для исправления сложившейся ситуации.

    Но доступны государственные средства не всем. Вы не найдете описания этого инструмента в книгах об инвестировании, потому что частные инвесторы не могут рассчитывать на госконтракты и многомиллионные инвестиции в свои проекты. В статье поговорим о том, что такое бюджетные инвестиции, на что они тратятся, рассмотрим порядок предоставления государственных денег.

    Определение

    Прежде чем дать определение бюджетных инвестиций, давайте разберем классическое определение инвестиций в целом. Часто спрашиваю своих студентов, как они понимают этот термин. Ответ, как правило, один – это вложение денег в какой-то проект с целью получения прибыли. Тогда я задаю встречный вопрос: “А если речь идет о строительстве, например, детского сада? Никакой прибыли с него нет. Значит, это уже не инвестиции?” Конечно же, инвестиции. Но определение надо уточнить.

    Инвестиции – это вложения средств (движимого и недвижимого имущества, нематериальных активов, земельных участков и пр.) в объекты с целью получения прибыли или достижения другого эффекта. В качестве эффекта не всегда выступает коммерческая составляющая, но также экологическая, социальная и т. д.

    И инвестирование строительства детского сада как раз преследует достижение другого эффекта. Например, снижение социальной напряженности в конкретном районе путем сокращения очереди детей в дошкольные учреждения, увеличение числа рабочих мест, получение политических очков перед выборами (почему бы и нет).

    Любое предприятие и организация осуществляет инвестиционную деятельность. Без этого не выдержать в конкурентной борьбе. Источники средств могут быть разные:

    • собственная прибыль,
    • амортизация,
    • заемные средства,
    • эмиссия акций и облигаций,
    • средства вышестоящих организаций.

    В Бюджетном кодексе дано следующее определение.

    Бюджетные инвестиции – это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.

    Далее в статье 79 написано, что это капитальные вложения в создание объектов капитального строительства или приобретение недвижимости. Впоследствии перечисленные объекты закрепляются за государственными предприятиями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.

    Что относится к объектам капстроительства (согласно Градостроительному кодексу):

    • здания и сооружения, в том числе объекты, строительство которых не завершено;
    • линейные объекты (линии электропередач и связи, автодороги, трубопроводы, ж/д линии);
    • некапитальные строения – строения, которые могут быть разобраны и перемещены в другое место, т. е. они не имеют прочных связей с земельным участком.

    Из определения можно понять, что на средства из бюджета могут рассчитывать только государственные предприятия и организации. Однако это не так. Негосударственные юридические лица тоже имеют право на бюджетные деньги. Но в этом случае государство в лице РФ, региона или муниципального образования (смотря из какого бюджета пришли деньги) должно получить долю в уставном капитале предприятия, равную его участию в финансировании проекта.

    На что тратим бюджетные деньги

    Последние годы основное направление бюджетных инвестиций – дорожное хозяйство. Но эксперты ожидают изменения ситуации в связи с необходимостью исполнения последних майских указов Президента. Они предполагают вложения средств в развитие и поддержку инфраструктурных отраслей. Все финансируемые направления за последние 4 года можно проследить в таблице (по данным Минфина).

    Направление Доля государственных инвестиций по годам, %
    2015 год 2016 год 2017 год 2018 год
    Дорожное хозяйство 25,8 27,7 27,7 30,6
    ЖКХ 22,3 23 19,5 17,1
    Транспорт 15,5 16,6 19,6 16,6
    Образование 10,8 9,3 10,4 14,2
    Физическая культура и спорт 4,8 5,1 4,6 5,1
    Здравоохранение 4,7 5,4 5 4,3
    Социальная политика 2 2,1 2,3 2,5
    Культура, кинематография 1,6 2,3 3,5 2
    Общегосударственные вопросы 1,6 1,7 2,1 1,8
    Охрана окружающей среды 0,7 0,6 0,3 0,3

    Государство, как и частный инвестор, ищет ответ на вопрос, куда вложить деньги. Бюджетные инвестиции осуществляются с целью:

    • увеличения стоимости активов государства;
    • повышения эффективности работы и конкурентоспособности значимых для экономики предприятий;
    • восстановления инфраструктуры жизненно важных отраслей;
    • снижения износа объектов недвижимости в бюджетных учреждениях.

    В 2018 году государственную поддержку получили, например, такие проекты, как:

    1. Строительство участка Сокольнической линии Московского метрополитена от станции “Саларьево” до станции “Столбово” – 40,8 млрд рублей.
    2. Строительство стартового комплекса на космодроме Восточный – 38,7 млрд рублей.
    3. Строительство тоннеля под Калужским шоссе и многоуровневой развязки у ТПУ “Столбово” – 27,5 млрд рублей.
    4. Реконструкция и строительство автомобильной дороги “Варшавское шоссе – деревня Андреевское – деревня Яковлево” – 14 млрд рублей.
    5. Реконструкция автомобильной дороги М-18 “Кола” от Санкт-Петербурга до границы с Норвегией – 12 млрд рублей.

    Это масштабные дорогостоящие проекты. Анализ 10 крупнейших госконтрактов показал, что 8 из 10 относятся именно к дорожному хозяйству.

    Порядок получения государственной помощи

    Инвестирование за счет средств бюджетов всех уровней осуществляется после заключения госконтрактов. Государство, выступая в качестве инвестора, заинтересовано в эффективности финансируемого им проекта. Эффект не обязательно должен заключаться в получении прибыли.

    Эффективность инвестиций можно доказать с помощью технико-экономического обоснования – серьезного документа с подробными расчетами, куда направляется каждый рубль (направления инвестирования), какой эффект он принесет (социальный, экономический, экологический, бюджетный и пр.) и когда вернется назад (срок окупаемости проекта). Без такого обоснования получить государственные деньги невозможно.

    Государственные контракты заключаются на:

    • проектные и изыскательские работы,
    • строительство,
    • реконструкцию,
    • реставрацию,
    • техническое перевооружение,
    • приобретение объекта.

    Средства из бюджета направляются государственным заказчикам (государственным органам) или организациям, которым госорганы передали свои полномочия в рамках заключения специального соглашения или решения (акта). Такими уполномоченными выступают:

    1. Государственные корпорации и компании, которые будут инвестировать бюджетные деньги в объекты. А последние потом перейдут в собственность Российской Федерации.
    2. Юридические лица, доля в уставном капитале которых принадлежит РФ. Профинансированные за счет государства объекты потом перейдут в качестве вклада в уставный капитал такого предприятия.

    Например, по госконтракту на строительство стартового комплекса на космодроме “Восточный” заказчиком выступает Дирекция космодрома “Восточный”, а исполнителем, которому переданы полномочия на выполнение заказа, – производственно-строительное объединение “Казань”.

    Соглашение обязательно должно содержать:

    • цель инвестирования;
    • объем инвестиций, распределенных по годам и по каждому финансируемому объекту;
    • наименование объекта, его мощность;
    • срок строительства (реконструкции) или приобретения объекта;
    • права и обязанности сторон сделки;
    • ответственность;
    • порядок проведения проверок со стороны заказчика (госоргана).

    Заключение

    На самом деле главная цель бюджетного финансирования – это повышение темпов роста экономики и уровня жизни людей. Но помощь со стороны государства часто сталкивается с бюрократической волокитой, отсутствием инициативы и способности принимать грамотные решения на местах. Это приводит к неосвоенности средств и возврату их обратно в бюджет. Давно замечено, что к концу года, который всегда наступает неожиданно, резко активизируются работы по госконтрактам. Буду рада, если в ближайшие годы что-то изменится.

    20. Бюджетное финансирование инвестиций

    20. Бюджетное финансирование инвестиций

    Бюджетное финансирование инвестиций – выделение юридическим лицам средств на инвестиционные цели из государственного бюджета.

    Получить государственные инвестиции могут лишь предприятия, находящиеся в государственной собственности, а также юридические лица, связанные с реализацией государственных программ.

    Это финансирование осуществляется в соответствии с уровнем принятия решений.

    На федеральном уровне финансируются только федеральные программы и объекты, находящиеся в федеральной собственности; на региональном – только региональные программы и объекты, находящиеся в собственности отдельных конкретных территорий.

    Прямая бюджетная поддержка может осуществляться в виде гарантий или бюджетных инвестиций и бюджетных кредитов.

    Бюджетные ассигнования имеют ограниченные размеры и применяются в основном в отношении государственных предприятий и организаций, имеющих стратегическое значение.

    Бюджетные инвестиции – участие государства в капитале организации.

    Бюджетные кредиты (финансируются на основе возврата) – инструмент государственного стимулирования капиталовложений.

    Инновацией в инвестиционной политике является переход от распределения бюджетных ассигнований на капитальное строительство между отраслями и регионами к выборочному частичному финансированию конкретных объектов и образованию на конкурсной основе состава таких объектов, что в значительной степени способствует реализации принципа: достижение максимального эффекта при минимальных затратах.

    Также предприятия для финансирования инвестиционной деятельности могут использовать инвестиционный налоговый кредит, который представляет собой отсрочку уплаты налога.

    Условием этого кредита является возвратность. Срок его предоставления – от одного года до пяти лет. Проценты за пользование инвестиционным налоговым кредитом устанавливаются по ставке не менее 50 и не более 75 % ставки рефинансирования Банка России. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам.

    Выдается инвестиционный налоговый кредит на основании заявления предприятия и документов, подтверждающих необходимость предоставления кредита. При принятии положительного решения об инвестиционном налоговом кредите между предприятием-налогоплательщиком и органом исполнительной власти заключается договор.

    В течение срока действия этого договора предприятие уменьшает налоговые платежи (но не более чем на 50 %) за каждый отчетный период до достижения размера кредита, определенного в договоре.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом.

    Продолжение на ЛитРес

    Читайте также

    23. Банковское кредитование. Бюджетное финансирование

    23. Банковское кредитование. Бюджетное финансирование Банковское кредитование – позволяет преодолеть недостатки таких методов, как самофинансирование (ограниченность объемов и трудности прогнозирования) и финансирование через механизмы рынка капитала (сложность в

    4.2. Учет долгосрочных инвестиций (вложений во внеоборотные активы) 4.2.1. каков порядок учета долгосрочных инвестиций?

    4.2. Учет долгосрочных инвестиций (вложений во внеоборотные активы) 4.2.1. каков порядок учета долгосрочных инвестиций? Учет долгосрочных инвестиций ведется по фактическим расходам:? в целом по строительству и по отдельным объектам (зданию, сооружению и др.), входящим в него;?

    Целевое финансирование

    Целевое финансирование Целевое финансирование представляет собой средства, предназначенные на финансирование тех или иных мероприятий целевого назначения, а именно: содержание детских и культурно-просветительских учреждений, подготовку кадров,

    28. Бюджетное устройство и виды бюджетов предприятия

    28. Бюджетное устройство и виды бюджетов предприятия Бюджетное устройство предприятия представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов. Бюджетная система предприятия – это совокупность

    4. Бюджетное обеспечение регионального и муниципального развития

    4. Бюджетное обеспечение регионального и муниципального развития По причине объективного несовершенства рыночной модели функционирования национальной экономики возникает вполне оправданная необходимость вмешательства в нее со стороны государства. Место, занимаемое

    6. Бюджетное ограничение и понятие потребительской корзины

    6. Бюджетное ограничение и понятие потребительской корзины Потребитель, подчиняясь принципу рациональности предпочтения, всегда стремится к приобретению такого набора благ, который максимально отвечает его потребностям, способен принести наибольшую полезность и

    38. Бюджетное обеспечение регионального и муниципального развития

    38. Бюджетное обеспечение регионального и муниципального развития Наиболее распространенным видом экономических методов государственного регулирования является бюджетный, включающий и налоговый инструментарийРегулирование региональной экономики с использованием

    4. Бюджетное устройство. Межбюджетные отношения

    4. Бюджетное устройство. Межбюджетные отношения Бюджетное устройство– это организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуры, взаимодействие входящих в нее бюджетов.Бюджетное устройство определяется государственным устройством. Бюджетная система в

    14. Бюджетное законодательство РФ

    14. Бюджетное законодательство РФ Бюджетное законодательство РФсостоит из Бюджетного Кодекса, федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных правовых актов

    26. Бюджетное обязательство

    26. Бюджетное обязательство Бюджетное обязательство– признанная органом, исполняющим бюджет, обязанность совершить расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока, возникающая в соответствии с законом о бюджете и со сводной бюджетной

    ЛЕКЦИЯ № 1. Бюджет, бюджетная система, бюджетное устройство РФ

    ЛЕКЦИЯ № 1. Бюджет, бюджетная система, бюджетное устройство РФ 1. Экономическая сущность и содержание бюджетаГосударственный бюджет является механизмом, который позволяет государству проводить социальную и экономическую политику в нашей стране.Через государственный

    ЛЕКЦИЯ № 3. Бюджетное законодательство РФ

    ЛЕКЦИЯ № 3. Бюджетное законодательство РФ Бюджетное законодательство РФ состоит из Бюджетного Кодекса, федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных

    12. Классификация инвестиций по форме собственности и другие виды инвестиций

    12. Классификация инвестиций по форме собственности и другие виды инвестиций Инвестиции по форме собственности: 1) частные – вложения средств, осуществляемые гражданами, а также предприятиями негосударственных форм собственности; полностью сосредоточены на получении

    2.2.2 Контроль над расходами и бюджетное планирование

    2.2.2 Контроль над расходами и бюджетное планирование Несомненно, уровень контроля над региональными финансами и бюджетного планирования в регионах не на высоте. Предстоит решить, в какой мере подобное состояние является следствием недостатка контроля сверху, а в какой

  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: