Финансовая система государства и её структура - ABCD42.RU

Финансовая система государства и её структура

Финансовая система и ее структура

Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики образует финансовую систему государства.

Финансовая система представляет собой совокупность различных звеньев финансовых отношений, каждое из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве

Финансовая система включает в себя субъекты отношений, объекты отношений, финансовые методы, финансовые рычаги, органы, способствующие осуществлению финансовых взаимоотношений.

государством и хозяйствующими субъектами – при уплате налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;

самими хозяйствующими субъектами – в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, а также реализации товаров и услуг;

руководителями организаций и работниками – при выплате заработной платы;

предприятиями и вышестоящими организациями – при создании централизованных фондов денежных средств и их распределении;

государством, отдельными гражданами внебюджетными фондами – при внесении платежей в госбюджет, получении пенсий, пособие, стипендий;

отдельными звеньями бюджетной системы;

страховыми организациями, предприятиями и населением – при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая.

Основными звеньями финансовой системы являются государство, организации, граждане.

Каждое звено финансовой системы выполняет конкретные задачи:

1. Задачей государственных финансов является сосредоточение финансовых ресурсов в фондах государства или территориальных органов власти и направление их на финансирование нужд общества.

2. Задачей финансов хозяйствующих субъектов является формирование своих денежных фондов и использование их на основе эффективного управления денежным потоком.

3. Задачей финансов граждан является формирование доходов и их использование.

Основные финансовые потоки проходят через такие звенья, как государство и хозяйствующие субъекты. В самом общем виде (с учетом этих звеньев) финансовая система РФ представлена на рис. 10.1).

Государственным финансам принадлежит ведущая роль:

— в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства;

— в перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, а также формами собственности и отдельными слоями населения.

Основой единой финансовой системы служат финансы хозяйствующих субъектов. Государственные финансы органически связаны с финансами промышленных предприятий. С одной стороны, главным источником доходов госбюджета является национальный доход. С другой стороны, предприятия привлекают бюджетные ассигнования, банковские кредиты.

В структуре государственных (централизованных) финансов главным элементом выступает государственный бюджет, а точнее, бюджеты трех уровней (в соответствии с Бюджетным кодексом РФ):

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2) бюджеты субъектов Федерации (бюджеты республик, краев, областей);

3) местные бюджеты – городские, районные, сельские.

Рис. 10.1. Финансовая система Российской Федерации

Государственный бюджет – основной финансовый план доходов и расходов государства.

Через государственный бюджет государство концентрирует основную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления.

Государственный бюджет служит основным государственным планом страны, утверждаемым как закон.

С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общегосударственного производства, что позволяет осуществлять единую финансовую политику на всей территории страны.

Второй элемент государственной финансовой системы – внебюджетные фонды.

Внебюджетные фонды – совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении правительства или местных органов власти и имеющих целевое назначение.

Они находятся в собственности государства, но имеют определенную самостоятельность. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение. По наименованию фонда можно судить о направлении использования его средств.

Фонды подразделяют на социальные и экономические.

Средства внебюджетных фондов направлены на расширение социальных услуг населению; на стимулирование развития остальных отраслей инфраструктуры; на обеспечение дополнительными ресурсами приоритетных отраслей экономики.

К социальным внебюджетным фондам относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ.

К экономическим внебюджетным фондам относятся: Российский фонд технического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР, финансовые фонды поддержки отраслей, инвестиционные фонды и др.

В России насчитывается более 40 федеральных внебюджетных фондов. Общие доходы всех внебюджетных фондов превышают 60% доходов государственного бюджета. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости продукции и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда.

Следующим элементом государственной финансовой системы выступает государственный кредит.

Дефицит государственного бюджета приводит к тому, что возникает потребность привлечения дополнительных ресурсов физических и юридических лиц. Такая форма привлечения средств – кредит.

Государственный кредит – денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическими лицами, в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств в распоряжение органов государственной власти и их использование на финансирование государственных расходов

Существуют два вида государственного кредита: внутренний и внешний. Внутренний государственный кредит формируется:

— путем выпуска государственных займов, в том числе за счет обращения части вкладов населения в Сбербанке РФ в государственные займы;

— за счет казначейских ссуд.

Государственные займы – кредитные отношения между государством и юридическими, физическими лицами, в результате которых государство получает определенные суммы денежных средств на определенный срок и за определенную плату.

Государственный займ осуществляется путем выпуска в обращение и продажи государственных ценных бумаг:

— ГКО – государственных краткосрочных облигаций;

— ОФЗ – облигаций федерального займа;

— ОГСЗ – облигаций государственного сберегательного займа;

— других ценных бумаг.

В России они выпускаются Министерством финансов,

Казначейские ссуды также выдаются на условиях срочности, платности, возвратности.

Казначейские ссуды выражают денежные отношения оказания финансовой помощи предприятиям или органам государственной власти и управления за счет бюджетных средств, в работе которых заинтересовано государство.

Государственный займ, размещенный в других странах – внешний государственный кредит.

Следующийэлемент государственной финансовой системы фонды страхования, обеспечивают возмещение возможных убытков в результате стихийных бедствий и несчастных случаев и способствуют их предупреждению.

Страхование – совокупность особых перераспределительных отношений между его участниками по поводу формирования за счет денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного ущерба, нанесенного субъектам хозяйствования или физическим лицам при происшедшем событии, которое является страховым случаем.

Страхование может быть добровольным и обязательным.

Различают следующие разновидности страхования:

— страхование предпринимательских рисков.

Фондовое звено – следующий элемент государственных финансов. Задача фондового рынка – обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода.

Фондовый рынок — часть финансового рынка, связанная с эмиссией и куплей-продажей ценных бумаг и долговых обязательств.

Фондовый рынок служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств. Участники фондового рынка рассчитывают на получение более высокого дохода по сравнению с вложением в банк.

Финансы хозяйствующих субъектов представляют вторую сферу финансовых отношений (децентрализованную) и являются основой финансовой системы, так как здесь формируется преобладающая часть всех финансовых ресурсов. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих же организаций.

Финансы хозяйствующих субъектов характеризуют денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных средств для выполнения своих обязательств перед государством, другими организациями, работниками и т.д.
Читайте также  Политика умиротворения Германии

Таким образом, между централизованными и децентрализованными финансами имеется единый источник формирования – национальный доход. Кроме того, аккумулировав денежные ресурсы предприятий в централизованных государственных фондах, государство направляет их на удовлетворение общественных потребностей, в том числе на развитие производственных предприятий, наиболее значимых для экономики. Во взаимосвязи и взаимозависимости составных звеньев финансовой системы проявляется единая сущность финансов, а также единство финансовой системы России

Структура финансовой системы

Финансовую систему можно охарактеризовать в 2-х значениях:

  1. Как совокупность финансовых звеньев и элементов
  2. Экономической точки зрения — как группировку финансовых отношений

Система предполагает наличие составляющих структур и связей между ними, с общими целями и методами.

Таким образом, Финансовая система – это система норм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и хозяйствующих субъектов.

Структура финансовой системы:

  • Государственные финансы и муниципальные финансы (бюджеты различных уровней государственной власти и управления органов местного самоуправления, бюджеты внебюджетных фондов, государственные и муниципальные займы)
  • Финансы хозяйствующих субъектов (они имеют связь с государственными финансами, денежными отношениями по поводу уплаты обязательных платежей, в частности налогов, а также по поводу распределения бюджетных субсидий и кредитов для организаций и предприятий)
  • Страхование (особая отрасль финансовых отношений, которая связанна с образованием страхового фонда для конкретных целей и реализации страховой защиты при наступлении страхового случая; осуществляется в обязательной и добровольных формах).
  • Финансовый рынок (сфера реализации финансовых активов и экономических отношений, которые возникают между продавцами и покупателями данных активов. Роль финансового рынка в структуре финансовой системы растёт день изо дня. Он является механизмом при помощи которого капитал свободно перемещается между территориями, отраслями, предприятиями и гражданами).

По фондовому признаку выделяют централизованные и децентрализованные финансы. Централизованные (государственные) финансы — это государственные бюджеты, государственные социальные внебюджетные фоны, государственный кредит и государственное страхование.

К децентрализованным относят финансы коммерческих и некоммерческих предприятий и организаций, финансы хозяйств.

Централизованные фонды денежных средств образуются, распределяются и используются государством; для них законодательно определены источники поступления данных средств; в отношении децентрализованных финансов нет такого жесткого контроля за финансовыми потоками, однако предприятия действуют по принципу хозяйственной самостоятельности, самофинансирования, ответственности.

Институциональная структура финансовой системы РФ состоит их 3х уровней: федеральный уровень, уровень субъектов РФ, муниципальный уровень.

На федеральном уровне институциональная структура включает:

  1. Комитеты Госдумы и Совета Федерации
  2. ЦБ РФ
  3. Счетная палата РФ
  4. Федеральная таможенная служба
  5. Федеральная служба по финансам и рынкам

На уровне субъектов РФ:

  1. Комиссия по бюджету и финансам в законодательном органе, которая соответствует федеральным структурам исполнительной власти
  2. Министерства, управления, департаменты субъекта РФ, в т.ч. региональные аппараты контроля Минфина РФ
  3. Главные управления банка России субъектов РФ
  4. Контрольно — счетная палата субъекта РФ
  5. Территориальные органы федеральной службы по финансовым рынкам
  6. Региональные дирекции правления федеральных внебюджетных фондов

На муниципальном уровне выделяют:

  1. Аппарат департамента контроля Минфина РФ
  2. Городские (районные) органы (отделения) федерального казначейства
  3. Городские (районные) управления главного управления банка России субъекта РФ
  4. Городские (районные) налоговые службы
  5. Счетная комиссия представительства органа местного самоуправления

Сущность, понятие и структура финансовой системы

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность финансовой системы

Финансовая система – это совокупность финансовых институтов и рынков, оперирующих различными финансовыми инструментами, посредством которых осуществляются все действия с финансовыми ресурсами.

Невозможно представить исследование экономической системы современной страны без анализа сложившейся в нём финансовой системы. Финансы как историческая категория возникли одновременно с возникновением первых государств. На первых этапах развития финансы были представлены государственной казной.

В настоящее время важными для понимания представляются три понятия.

Под финансами понимают сложившуюся в обществе систему экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств.

Финансовая система представляет собой совокупность отношений, связанных с использованием фондов денежных средств через систему соответствующих учреждений.

Проводимая в рамках финансовой системы политика называется финансовой политикой.

Направленность финансовой политики зависит от экономической конъюнктуры. Например, в кризисных условиях финансовая политика ориентируется на следующие направления:

  • остановка производственного спада, стимулирование экономической активности,
  • сокращение государственных расходов путем сдерживания социальных программ, сокращения других видов расходов.

Когда экономика переходит от кризиса к фазе устойчивого развития, определяющим для финансовой политики становится достижение устойчивого равновесного общеэкономического развития.

Готовые работы на аналогичную тему

На финансы и финансовую систему возлагается выполнение ряда функций:

  • аллокация ресурсов. Эта функция связана с тем, что государство предоставляет обществу определенные блага, которые частный сектор не предоставляет. К ним относятся общественная безопасность, обеспечение инфраструктуры, в том числе транспортной,
  • аккумуляция и концентрация средств, обеспечивающая формирование материальной базы для функционирования государства,
  • регулирование, обеспечивающее стимулирование деятельности субъектов хозяйствования,
  • распределение финансовых ресурсов,
  • контроль, в том числе через механизмы взимания налогов и других обязательных платежей.

К субъектам финансовых отношений причисляют:

  • государство,
  • различные объединения,
  • организации,
  • домохозяйства,
  • отдельных граждан.

Всё разнообразие финансовых отношений, возникающих между субъектами финансовых отношений по вопросам использования денежных фондов, может быть разделено на следующие группы:

  • между организациями и государством. К этой группе относятся отношения в системе платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды. Эти отношения служат основой формирования централизованного государственного дохода,
  • между организациями. Эти отношения складываются на основе договоров преимущественно гражданско-правового характера, содержащих взаимные обязательства,
  • между фирмами и кредитными организациями по вопросам кредитованием,
  • между организацией в целом и её подразделениями,
  • между государством и организациями общественного сектора,
  • между государством и населением по вопросам предоставления населению разнообразных трансфертов, таких как пенсии, пособия, стипендии. Кроме того, государство может привлекать денежные ресурсы от населения как через налоговую систему, так и через механизмы государственного кредитования.

Структура финансовой системы

В структуре финансовой системы выделяют три ключевых компонента:

  • финансы населения, состоящие из доходной части, которая формируется из первичных доходов семей, и расходной части, представленной всем многообразием сбережений и расходов населения,
  • децентрализованные финансы хозяйственных субъектов, включая финансы фирм, организаций, компаний, объединений, межотраслевых комплексов,
  • централизованные государственные финансы, включающие государственное страхование, государственный бюджет, государственный кредит.

Государственные финансы представляют собой важную сферу финансовых отношений, которые функционируют на уровне государства. Государственные финансы в первую очередь связаны с процессами перераспределения национального дохода для выполнения государством своих функций:

  • экономической,
  • социальной,
  • политической.

С экономической точки зрения государственные финансы могут быть рассмотрены как денежные отношения по вопросам формирования находящихся в распоряжении государства финансовых ресурсов и их использования на нужды управления, обороны, расширенного воспроизводства и т.д. Государственные финансы служат целям удовлетворения общественных потребностей и обеспечения ресурсами государственного аппарата.

Функционирование государственных финансов обеспечивается двумя тесно связанными процессами:

  • мобилизацией финансовых ресурсов и предоставлением их государственным структурам,
  • использованием аккумулированных финансовых ресурсов на разнообразные государственные потребности.

Выражением первого процесса становятся государственные доходы, а второго — государственные расходы.

Если в стране не сформирована здоровая эффективная система государственных финансов, невозможно достижение успехов ни в социальной сфере, ни в экономике, ни в государственном строительстве. В основе государственных финансов лежат государственный бюджет, государственные внебюджетные фонды и государственный кредит.

Читайте также  Финансирование инвестиционных проектов из государственного бюджета

К проблемам в области государственных и муниципальных финансов относят:

  • потребность в совершенствовании налоговой системы,
  • несбалансированность, характерную для бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов,
  • необходимость обеспечения единства финансовой и кредитно-денежной политики,
  • потребность в укреплении финансового контроля.

Частные децентрализованное финансы формируются на уровне организаций, предприятий, других субъектов хозяйствования, домохозяйств и отдельных физических лиц.

Децентрализованные финансы представляют собой фонды денежных средств, формируемые вне государственных и муниципальных финансов. Децентрализованные финансы могут принадлежать как юридическим, так и физическим лицам.

Децентрализованные финансы формируют основу финансовой системы, поскольку именно из этой сферы государство привлекает преобладающую долю своих финансовых ресурсов.

Финансовая система

Финансовая система — форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

Содержание

Сущность финансовой системы

Процесс распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта представляет собой финансовый механизм, который включает в себя систему организации, регулирования и планирования финансов, способов формирования и использования финансовых ресурсов у хозяйствующих субъектов, наёмных работников, государства и органов местного самоуправления.

В процессе распределения стоимости совокупного общественного продукта у субъектов экономических отношений (государства, хозяйствующих субъектов, наёмных работников и органов местного самоуправления) накапливаются различные фонды денежных доходов.

Структура финансовой системы

В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую систему принято разделять на две сферы:

Финансовая система также подразделяется на четыре подсистемы:

  1. Финансы хозяйствующих субъектов (предприятий и организаций различных форм собственности и сфер деятельности)
  2. Финансы домашних хозяйств
  3. Государственные финансы
  4. Муниципальные финансы

Первые две подсистемы относятся к сфере децентрализованных финансов, а вторые две — к сфере централизованных (публичных) финансов.

Более подробное содержание указанных подсистем содержатся в соответствующих статьях.

Литература

  • Финансы: Учебник /Под ред. В.В. Ковалева М:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004

См. также

  • Публичные финансы
  • Децентрализованные финансы
  • Финансы домашних хозяйств

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Финансовая корпорация Открытие
  • Финансово-промышленные группы

Смотреть что такое «Финансовая система» в других словарях:

Финансовая система — сеть финансовых институтов и рынков, оперирующих различными финансовыми инструментами, с помощью которых осуществляются все действия с финансовыми ресурсами: оборот денежной массы, кредитование и заимствование финансовых средств,… … Финансовый словарь

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА — совокупность законов, правил, норм, регулирующих финансовую деятельность и финансовые отношения государства (денежная система, система финансовых учреждений). Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2… … Экономический словарь

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА — совокупность законов, правил, норм, регулирующих финансовую деятельность и финансовые отношения государства (денежная система, система финансовых учреждений) … Юридическая энциклопедия

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ — совокупность всех входящих в финансы РФ звеньев в их взаимосвязи. Ф.с. РФ составляют следующие звенья (институты): а) бюджетная система с входящими в нее государственными (федеральным, республиканскими, краевыми, областными) и местными бюджетами; … Юридический словарь

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА — 1) совокупность различных сфер финансовых отношений в рамках данной страны. При социализме исходное звено финансовой системы финансы социалистических предприятий (объединений) и отраслей хозяйства2)] Совокупность финансовых учреждений страны. В … Большой Энциклопедический словарь

Финансовая система — 1) совокупность различных сфер финансовых отношений в рамках данной страны; 2) совокупность финансовых учреждений страны. В широком смысле охватывает и кредитные учреждения (Кредитная система). Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф… … Политология. Словарь.

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ — совокупность всех входящих в финансы РФ звеньев в их взаимосвязи. Ф.с. РФ составляют следующие институты: 1) бюджетная система с входящими в нее государственными (федеральным, республиканскими, краевыми, областными) и местными бюджетами; 2)… … Юридическая энциклопедия

Финансовая система — Financial system сеть финансовых институтов и рынков, оперирующих различными финансовыми инструментами, с помощью которых осуществляются все действия с финансовыми ресурсами: оборот денежной массы, кредитование и заимствование финансовых средств … Словарь бизнес-терминов

финансовая система — 1) совокупность различных сфер финансовых отношений в рамках данной страны. 2) Совокупность финансовых учреждений страны. В широком смысле охватывает и кредитные учреждения (см. Кредитная система). * * * ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА,… … Энциклопедический словарь

Финансовая система РФ — это объективно обусловленная внутренним строением финансов совокупность взаимосвязанных звеньев, отражающих отдельные группы финансовых отношений. Финансовая система РФ представлена следующими звеньями: бюджетная система с входящими в нее… … Большой юридический словарь

Финансовая система государства и ее структура

Основными документами, регулирующими финансовую систему государства, являются:
— Налоговый кодекс РФ;
— Бюджетный кодекс РФ;
— законы и подзаконный акты в области финансов.

С институциональной точки зрения финансовая система представляет собой совокупность финансовых учреждений.

С экономической точки зрения финансовая система представляет собой совокупность форм, методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

Финансовая система — форма организации денежных отношений между всеми субъектами финансовых отношений по распределению и перераспределению общественного продукта. Финансовая система государства состоит из трех звеньев (рис.6):
1. Общегосударственные финансы — имеют трехуровневую структуру:
a. федеральные финансы,
b. финансы субъектов федерации,
c.финансы муниципальных субъектов.
2. Финансы предприятий — хозяйствующих субъектов.
3. Финансы домохозяйств.

Каждое звено финансовой системы выполняет свои конкретные задачи и обслуживает определенную группу финансовых отношений.

Общегосударственные финансы

Главной задачей общегосударственных финансов является концентрация финансовых ресурсов в распоряжении государства и направление их на финансирование общегосударственных нужд. Они формируются за счет налогов, сборов, пошлин, доходов от собственности государства и др.

Характерными признаками публичных финансов (государственных и муниципальных) являются:
— денежный характер отношений;
— безвозмездный и безвозвратный характер платежей в государственные и муниципальные органы;
— принудительная со стороны государственных органов форма денежных отношений с хозяйствующими субъектами и физическими лицами;
— отношения перераспределения уже распределенного совокупного общественного продукта.

Основными государственными органами финансового управления являются: Счетная палата, Центральный банк РФ (Банк России), финансовые управления, налоговые органы и т. п.

Функции общегосударственных финансов:
— концентрация финансовых ресурсов в распоряжении государства, сбор налогов;
— распределение бюджетных средств, финансирование общегосударственных нужд;
— организация финансовой системы и формирование финансового рынка;
— контроль и регулирование финансовой системы посредством законов и подзаконных актов, обеспечение правовых форм в области финансов;
— экономическая активизация оборота денег и контроль за движением денежных потоков.

Финансы хозяйствующих субъектов

Финансы хозяйствующего субъекта являются ведущим звеном в финансовой системе государства. Задачей финансов хозяйствующего субъекта является формирование денежных фондов и использование их на основе эффективного управления денежным потоком в целях осуществления производственно-финансовой деятельности, получения прибыли, обеспечения финансовой устойчивости.

Функции финансов хозяйствующих субъектов:
— получение прибыли;
— распределение денежных фондов, привлеченных от различных источников финансирования, для обеспечения эффективного развития, инвестирования и страхования деятельности;
— стимулирование эффективности деятельности хозяйствующего субъекта;
— контроль над целевым распределением денежных фондов хозяйствующего субъекта, выполнением финансового законодательства, соблюдением договорных обязательств с контрагентами, своевременным и полным исполнением налоговых обязательств.

Основная задача финансов коммерческих организаций — получение прибыли, способствующей развитию предприятия и экономическому росту страны в целом. Финансы коммерческих организаций являются также источником финансовых ресурсов, необходимых для формирования общегосударственных финансов.

Читайте также  Антимонопольная политика в России и её особенности

Главная задача финансов некоммерческих организаций — формирование и использование финансовых ресурсов, необходимых для достижения целей создания такой организации.

Основная задача финансов финансовых посредников — обеспечение эффективного движения финансовых ресурсов между их владельцами и потребителями.

Финансы домохозяйств

Задачей финансов домохозяйств является формирование доходов и использование их на текущие расходы граждан, а также на приобретение имущества и инвестирование с целью получения дохода и сохранения от инфляции.

Функции финансов домохозяйств:
— получение дохода (заработная плата, доходы от имущества);
— уплата налогов;
— инвестирование свободных денежных средств.

Финансовая система государства и её структура

Совокупность финансовых отношений национальной экономики образует финансовую систему государства.

Она состоит из централизованных, децентрализованных финансов и финансов домохозяйств.

Централизованные финансы — это государственная бюджетная система, государственный кредит, специальные внебюджетные фонды, фонды имущественного и личного страхования. Они используются в качестве инструмента регулирования национальной экономики в целом, решения целого ряда важнейших экономических и социальных задач.

Децентрализованные финансы — финансы фирм и предприятий различных форм собственности. Это финансовые отношения между юридическими лицами, юридическими лицами и государством, юридическими и физическими лицами.

В своей стимулирующей функции они используются для регулирования экономических и социальных отношений в рамках отдельных хозяйственных субъектов. Финансы фирм, предприятий и отраслей народного хозяйства составляют основу финансов.

Здесь формируется подавляющая часть финансовых ресурсов. От состояния финансов предприятий различных форм собственности во многом зависит общее финансовое положение страны.

Особую роль играют бюджеты регионов (районов) страны, что можно было именовать муниципальными финансами. Для России эта часть финансовой системы весьма значимы, так как наша страна состоит из 83 субъектов.

В условиях рыночных отношений предприятия осуществляют свою деятельность на основе коммерческого расчета, при котором доходы должны соответствовать расходам, а главным источником производственного и социального развития коллективов является прибыть. За счет прибыли формируются производственные и социальные фонды, средства для инвестирования. Используются, в том числе, и ресурсы финансового рынка.

Финансы домохозяйств — это личные финансы, т. е. финансовые отношения между физическими лицами, совместно проживающими и ведущими общее хозяйство. (В отличие от семьи, домохозяйство может включать, кроме родственников, также людей, которые полностью или частично вносят свою долю в бюджет домохозяйства, а также может состоять и из одного человека, обеспечивающего себя материально).

Каждый элемент финансовой системы особым образом влияет на производство, имеет свои, присущие ему функции. Так, с помощью централизованных финансов мобилизуются ресурсы в основной централизованный фонд государства, и происходит их распределение и перераспределение между отраслями национального хозяйства, экономическими регионами, отдельными группами населения.

Внебюджетные фонды в рамках централизованных финансов имеют строго целевое назначение: крупнейший из них Пенсионный фонд РФ мобилизует средства на выплату пенсий гражданам страны.

Фонды имущественного и личного страхования предназначены для возмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями предприятиям и населению, а также для выплаты застрахованному лицу или его семье материального обеспечения при наступлении страхового случая.

Государственный кредит как элемент централизованных финансов представляет собой форму кредитных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает, главным образом, в качестве заемщика средств.

Финансы фирм обслуживают производство. При их участии создается ВНП, распределяемый внутри фирм и отраслей народного хозяйства.

Финансы домохозяйства являются материальной основой их жизни, так как предполагают контроль за предстоящими доходами и расходами в рамках отдельной экономической ячейки общества.

Таким образом, каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом — совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

Особое значение имеют государственные финансы. Принципом их построения, характерным для финансовых систем современных развитых стран, является фискальный федерализм, при котором осуществляется четкое разграничение функций между различными уровнями системы.

В соответствии с данным принципом в унитарных государствах местные бюджеты не входят в государственный бюджет, в федеративных государствах местные бюджеты не входят в бюджеты членов федерации, а последние не включаются в государственный федеральный бюджет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: