Формы политического правления в современном мире - ABCD42.RU

Формы политического правления в современном мире

Формы государства: виды, различия, примеры

Рассказываем о разных способах государственного устройства и политических режимах, приводим примеры из истории и современности.

Как появились государства

Миллионы лет назад наши предки жили общинами. У них не было чётких границ, вместо законов были обычаи, а власть держалась на авторитете старейшин. Но шли века, людей становились всё больше, а отношения между ними — сложнее. Чтобы поддерживать порядок, возникла централизованная власть — люди, управляющие обществом. Они создавали законы и вводили наказания за их нарушение. Устанавливали границы и снаряжали армию, чтобы стеречь и расширять их. Защищали интересы своих людей и взимали с них налоги. Так племена превращались в государства.

Существует несколько теорий о том, как именно возникло государство:

  • Теократическая — самая древняя теория; считалось, что право на власть исходит от высших сил.
  • Теория завоевания — согласно ей сильные люди подчинили слабых и стали властвовать над ними.
  • Теория общественного договора — по этой версии люди добровольно ограничили себя в правах, чтобы избежать произвола и вседозволенности.
  • Классовая — создана немецким философом и социологом Карлом Марксом. По его предположению государство — результат борьбы высших и низших сословий. Марксисты считают, что рабовладельцы и феодалы создали государства, чтобы защитить себя от рабов и крестьян.

Создание государственности — одно из величайших достижений человечества, которое позволило развивать культуру, науку, медицину, повышать уровень жизни людей. Во всяком случае, более эффективного способа организовать общество до сих пор не придумали.

Определение и признаки государства

Государство — основной политический институт, организующий и контролирующий жизнь людей.

Любое государство должно обладать следующими признаками:

  • Единство территории. Государство контролирует определённую территорию, на которой действуют его законы.
  • Публичная власть. Она распространяется на всех живущих в нём людей.
  • Законодательство. Государство издаёт законы, которым должны подчиняться все, кто находится на его территории.
  • Аппарат управления и принуждения. Государство следит за соблюдением законов и выполняет другие функции: обеспечивает социальные гарантии (пособия, пенсии), поощряет научные и культурные достижения, обеспечивает безопасность граждан и многое другое.
  • Суверенитет. Никакие внешние силы не вмешиваются во внутреннюю и внешнюю политику государства.
  • Система налогов. Государство взимает деньги со своих граждан и компаний, чтобы тратить их на реализацию своих функций.

Понятие формы государства

Форма государства — способ организации государственной власти. В это понятие входят:

  • форма правления,
  • форма государственного устройства,
  • политический режим.

Рассмотрим все пункты по порядку.

Форма правления государства

От неё зависит, в чьих руках находится власть. Существуют две формы правления: монархия и республика.

Монархия

Это слово переводится с греческого как «единовластие». Монархии появились в древние времена и достигли пика могущества во времена феодализма. Во главе такого государства стоит монарх (царь, король, император, султан, шах, раджа), который правит страной в течение всей жизни, получая и передавая власть по наследству (хотя в Малайзии короля выбирают на пять лет).

В абсолютной монархии вся полнота власти (законодательной, исполнительной, судебной и иногда духовной) принадлежит одному человеку, стоящему выше закона. Такая форма государства была распространена с древнейших времён до Нового времени, а сейчас абсолютных монархий осталось всего шесть. Это Объединённые Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Оман, Катар, Бруней и Ватикан (Папа Римский обладает абсолютной властью на территории Святого Престола).

В дуалистической монархии правитель назначает министров, которые правят от его имени. Законы издаёт парламент, но монарх может наложить вето на любой из них, распустить парламент и собрать новый. Кроме того, он может сам издавать указы, которые имеют бо́льшую юридическую силу, чем другие законы. Эта форма правления была распространена на рубеже XIX–XX веков, как переходная от абсолютной монархии к парламентской. На сегодняшний день в мире девять дуалистических монархий, и за исключением королевства Марокко, все они маленькие государства: королевства Бахрейн, Бутан, Иордания, Тонга и Эсватини, княжества Лихтенштейн и Монако, а также эмират Кувейт.

В парламентской монархии верховный правитель имеет символическое значение. Монарх подписывает указы и назначает министров, но делает это по предложению парламента. Вся судебная, законодательная и исполнительная власть находится у конституционно сформированных органов. Именно так устроены большинство современных монархий, таких как Великобритания, Япония, Испания, Норвегия и Швеция.

Учите обществознание вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду SOCIETY92020 вы получите бесплатный доступ к курсу обществознания 9 класса, в котором изучают формы государственного управления.

Республика

Словосочетание «res publica» переводится с латыни как «общее дело». Формально власть в республике принадлежит народу, но ни в одной стране решения не принимаются всем населением сразу. Граждане республики избирают парламент и другие органы власти, которые правят страной и несут ответственность перед избирателями.

Первые республики появились в античные времена (Афинская, Спартанская, Римская). В Средние века так управлялись города-государства (Венеция, Флоренция, Новгород). С конца XVIII до середины XX века многие монархии в ходе реформ или революций стали республиками. Сейчас по этой модели управляется большинство стран мира.

Республики бывают трёх видов: президентские, парламентские и смешанные. Они различаются в зависимости от того, кто формирует правительство и кому оно отчитывается.

В парламентской республике верховная власть принадлежит парламенту, который избирается из числа политических партий. Парламент формирует и распускает правительство, выбирает президента и издаёт законы. Президент в такой республике представляет государство на международной арене и участвует в официальных мероприятиях. Главой государства является премьер-министр — как правило, лидер победившей на выборах партии. Парламентские республики — это Германия, Турция, Индия, Ирак, Польша и Греция.

В президентской республике главой государства и правительства является президент. Он назначает и контролирует министров, может издавать указы, влиять на решения парламента и даже распускать его. Эта форма власти в государстве напоминает дуалистическую монархию, с той разницей, что президент не получает власть по наследству и избирается народом или выборщиками на ограниченный срок. По такой системе устроена власть в США и большинстве стран Латинской Америки.

В смешанных республиках соблюдается баланс между президентской и парламентской властью. Главой государства является президент, но все важные решения он согласует с парламентом. И президента, и парламент выбирают всенародным голосованием. Смешанные республики — это Франция, Финляндия, Россия, Украина, страны Прибалтики.

Форма государственного устройства

От неё зависит, как распределена власть по территории страны.

Унитарное государство

Слово «унитарное» происходит от латинского unis — «один». В такой стране все территории подчинены единому правительству и парламенту, находящемуся в столице. На них действует одно законодательство, конституция и судебная система. Таково большинство стран мира.

Федеративное государство

Федеративное государство (от латинского feodus — «союз») устроено сложнее. Оно разделено на субъекты (области, края, республики, штаты), в каждом из которых может быть своё правительство, законодательство и даже конституция. Всего в мире 26 федераций: Россия, США, Индия, ОАЭ, Мексика и другие страны.

Политический режим

Это комплекс приёмов управления страной, характер взаимоотношений власти и народа. Обычно выделяют три типа режима — тоталитарный, авторитарный и демократический.

Тоталитаризм

При тоталитарном режиме (от латинского totalis — «полный») государство стремится контролировать все сферы жизни людей. Основной принцип — «запрещено всё, что не разрешено». В стране объявлена легальной только одна политическая партия, критиковать её запрещено законом. Любой контент (вплоть до личной переписки) проверяется государством на «инакомыслие». Частная жизнь людей находится под наблюдением спецслужб, в обществе поощряются взаимная слежка и доносы. Оппозиция отсутствует или загнана в глубокое подполье. Неповиновение режиму карается. Власть запугивает население, чтобы обезопасить себя.

В первой половине XX века было немало тоталитарных государств — фашистская Италия, нацистская Германия, СССР при Сталине. В наше время такой режим сохраняется в КНДР.

Авторитаризм

Это слово происходит от латинского autoritas — «влияние, власть, мнение». Принцип авторитарного режима — «разрешено всё, кроме политики». При авторитарном режиме власть, как правило, принадлежит единоличному диктатору. Значение парламента несущественно, а оппозиция, если и существует, то не имеет реальной силы. Любые угрозы действующей власти немедленно уничтожаются.

Главное отличие авторитарного режима от тоталитаризма — больше свободы. Власть жёстко контролирует только политическую сферу. Кроме того, если тоталитарный режим открыто терроризирует население, то авторитарный опирается на религию и традиционные ценности. Как правило, авторитаризм не признаёт себя таковым и маскируется под демократию.

Примеры авторитарных государств: Куба, Венесуэла, Беларусь.

Демократия

В переводе с греческого «демократия» означает «власть народа». Принцип этого режима — «разрешено всё, что не запрещено». При демократии общество может эффективно влиять на органы власти с помощью выборов и референдумов. СМИ не подчинены политическому режиму, свободно существует оппозиция и всевозможные общественные организации. Человек в демократическом государстве обладает рядом прав и свобод — избирать и быть избранным, вести предпринимательскую деятельность, исповедовать любую религию, публично выражать свои мысли. Важнейшая особенность демократии — равенство всех граждан перед законом.

Большинство государств официально считаются демократиями, но далеко не всегда это так. Например, в названии самой тоталитарной страны мира, КНДР, есть слово «демократическая». Настоящих демократий в мире немного. В их числе можно назвать государства Скандинавии, Канаду, Австралию и Новую Зеландию.

Основные формы правления

О чем эта статья:

10 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Определение формы правления

Прежде чем мы узнаем, какие бывают формы правления, рассмотрим основные определения из школьной программы по обществознанию.

Форма государства — это устройство политической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование.

У государства есть три измерения, которые определяют его сущность: форма правления, тип государственного устройства и вид политического режима.

Форма государственного правления — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением и степень участия населения в их формировании.

  • В узком смысле — это организация высших органов государственной власти (способ организации верховной власти в государстве).
  • В широком смысле — это способ организации и взаимодействия всех органов государства.

Формы власти показывают:

  • как создаются высшие органы власти в государстве,
  • их структуру,
  • какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами,
  • как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами,
  • в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.

В современном мире каждое государство отличается набором специфических черт и характеристик, которые сложились в процессе его исторической эволюции, под влиянием природных факторов, особенностей социально-экономического развития, религии и пр.

Из многообразия форм государственного правления на уроках обществознания обсуждают две основные — монархию и республику. Рассмотрим эти виды правления.

Монархия

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, султану, эмиру) и обычно передается по наследству.

Монархия — одна из самых древних форм правления. Самой ранней формой монархии была деспотия. При деспотии вся верховная государственная власть сконцентрирована в руках у абсолютного правителя или узкой группы лиц, которые вправе свободно распоряжаться судьбой своих подданных. Классическими деспотиями были государства Древнего Востока: Древний Египет, Индия, Китай, Ассирия, Вавилон, Персия. Также деспотической была власть в Золотой Орде, государстве Великих Моголов в Индии и Османской империи.

Параллельно шло развитие теократических представлений о природе монархии. В теократической традиции правитель (монарх) мыслился как живой бог или наместник бога. В разное время элементы теократической монархии можно было встретить в Древнем Египте, Китае, античной Греции (Александр Македонский), Римской империи (начиная с династии Августов). Более поздней формой теократии считают власть Папы Римского.

Читайте также  Развитие государства и права в средневековой Англии

На теократическую традицию опирались и византийская автократия, и московское самодержавие. Самодержавие возникло в России в связи с принятием великим князем Иваном III титула «Государь Всея Руси» после его женитьбы на племяннице последнего византийского императора Константина XI, Софье Палеолог. А с обретением полной независимости от ханов Золотой Орды Иван III в дипломатической переписке с главами других государств начинает именовать себя царем и самодержцем.

На рубеже XVI−XVII вв. в Европе сложилось представление об абсолютной монархии, под которой понимали такую форму правления, при которой юридически и фактически вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти концентрировалась в руках монарха, за которым признавалось право лучше всех разбираться в этих вопросах. Классический образец абсолютной монархии того времени: Франция во времена Людовика XIV («короля-солнца»).

Далее появилась идея просвещенной монархии, или просвещенного абсолютизма. Теория просвещенного абсолютизма заключалась в идее светского государства, то есть в стремлении поставить выше всего центральную власть. Просвещенный абсолютизм внес новое понимание государства, которое наложило обязанности на государственную власть, пользующуюся правами. То есть монарх стал пониматься не просто как единоличный властитель государства, а как наиболее образованный представитель своей страны, который должен всестороннее заботиться о благе своих подданных и процветании своего государства.

Современные монархии разделяют на два вида — абсолютные и конституционные.

Абсолютные монархии отличаются всевластием главы государства, не ограниченного конституционными учреждениями. Монарх соединяет в себе функции главы государства и правительства, главнокомандующего вооруженными силами и верховного судьи. Также он назначает правительство и другие органы власти, которые ответственны лишь перед ним как главой государства, а парламент в ряде случаев вообще отсутствует или является лишь совещательным органом при правителе (царе, короле и пр.). В редких случаях монарх выполняет и функции духовного главы. Примеры современных абсолютных монархий: Саудовская Аравия, Бруней, Катар, Оман, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), отчасти княжество Лихтенштейн, Ватикан.

В конституционных монархиях полномочия главы государства строго лимитированы. Реальная законодательная власть в таком государстве принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству. По степени ограничения конституционные монархии бывают дуалистическими и парламентскими.

Дуалистическая монархия — конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширную власть. Он обладает правами назначения и смещения кабинета министров, абсолютного или отлагательного вето в отношении решений парламента, а также выполняет ряд представительных и внешнеполитических функций. Примеры: Иордания, Марокко, Свазиленд, отчасти королевство Бутан, где присутствуют также и черты абсолютной монархии.

Парламентарная монархия — конституционная монархия, в которой монарх выполняет свои функции номинально. При парламентарной монархии власть монарха не распространяется на сферу законодательной деятельности и значительно ограничена в сфере управления. Законы принимает парламент, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства. Он же назначает правительство, которое перед ним ответственно. В отдельных случаях (в Великобритании, Бельгии, Нидерландах и др.) у монарха остаются определенные полномочия, как, например, право вето на законодательные акты парламента, но на практике оно давно нигде не применялось. По сути, монарх выполняет чисто представительские функции.

Примеры: все европейские монархии, за исключением Лихтенштейна и Ватикана. Наиболее известные — Великобритания, Испания, Швеция, Дания, Норвегия, Нидерланды и др. В Азии — Бахрейн, Камбоджа, Кувейт, Таиланд, Япония и с некоторыми оговорками Малайзия. В Африке — Лесото.

Виды монархий Основные черты
Абсолютная (неограниченная) Все ветви власти — судебная, законодательная и исполнительная — находятся в руках одного человека: короля, султана, шаха, императора, царя и пр. Власть передается по наследству по праву крови. Чаще всего существует строгий регламент наследования, во избежание распрей между претендентами. Расцвет абсолютных монархий пришелся на период рабовладения и феодализма. В наши дни абсолютная монархия сохранилась в ОАЭ, Кувейте, Омане, Катаре и др.
Конституционная Власть одного лица ограничена законом государства, чаще всего Конституцией. Такой вид монархии подразделяется на дуалистическую и парламентскую.
Дуалистическая Монарх стоит во главе исполнительной власти и может влиять на судебные решения и законотворчество. Параллельно с монархией в государстве часто существуют относительно независимые судебные и законодательные органы. Монарх имеет право распустить парламент, либо наложить вето на принимаемые законы. В наши дни она существует в Иордании и Марокко.
Парламентская Монарх является частично формальным символом государства, данью традициям. Основная власть принадлежит избранным народом органам (парламенту). В государствах с такой формой правления соблюдается принцип разделения властей. Иногда монарх может наложить вето или резолюцию на некоторые законы, но реальной властью он не обладает. Такая форма правления в наши дни представлена в Японии, Дании, Великобритании.

Основные виды монархий и их признаки

Линии сравнения Абсолютная (неограниченная) Дуалистическая Ограниченная (парламентская, конституционная)
Принадлежность законодательной власти Монарх Разделена между монархом и парламентом Парламент
Осуществление исполнительной власти Монарх Формально — монарх, фактически — правительство
Назначение главы правительства Монарх Формально — монарх, но с учетом парламентских выборов
Ответственность правительства Перед монархом Перед парламентом
Право роспуска парламента — (парламент отсутствует) У монарха (неограниченное) У монарха (по рекомендации правительства)
Право вето монарха на решения парламента Абсолютное вето Предусмотрено, но не используется
Чрезвычайно-указное законодательство монарха Неограниченное (указ монарха имеет силу закона) Только в период между сессиями парламента Предусмотрено, но не используется
Современные государства Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия Иордания, Марокко, Непал Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды, Япония

Республика

Республика — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, которые избираются населением (или государственными органами) на определенный срок.

Есть две основные формы республики: президентская и парламентская. Еще существуют смешанные (полупрезидентские) республики.

Президентская республика — президент наделен очень большой властью: он совмещает функции главы государства и главы правительства, формирует правительство. Президента избирают все граждане через прямое голосование (пример — США, страны Латинской Америки).

Парламентская республика — ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент. Именно парламент формирует правительство, которое обязано перед ним отчитываться (пример — Индия, Италия, ФРГ, Швейцария).

Смешанная республика — власть президента значительна, но формирование правительства происходит с участием парламента (пример — Австрия, Россия, Франция).

География

План урока:

Страны, государства и территории на политической карте мира

Политическая карта мира является достаточно емким понятием, отражающим место стран в мире, форму государственного правления и устройства, все перемены, происходящие в мире в политическом плане.

В начале нашего века на политической карте мира насчитывается около 210 стран.

Их все можно классифицировать по нескольким признакам:

  • По географическому положению: азиатские страны, европейские и т.д., а также островные, приморские и др.
  • По численности населения.
  • По площади населения.
  • По национальному составу – бывают однонациональные (титульная нация составляет 90 %, например, Япония, Исландия и др.), двунациональные (например, Израиль и Бельгия: в Израиле 75% — евреи, 20% — палестинцы, в Бельгии – 60%, фламандцы, 40 % — валлоны), многонациональные государства – Россия, Франция, Канада и др.

Политической карте мира присуща высокая динамичность, которая бывает количественной и качественной.

Примером количественных изменений могут послужить приобретения и потери территорий в результате военных действий либо добровольные уступки одними странами другим территориальных участков, распад или объединение стран, присоединение открытых новых земель.

Качественные же изменения – это приобретение какой-либо страной независимости, а также перемены в форме правления или государственном устройстве, образование политических союзов и др.

В современном мире преобладают качественные изменения.

Типология стран мира

О типологии стран говорят, когда в основе классификации лежит деление стран на группы со сходным уровнем социально-экономического развития.

Показателями данного развития являются экономические и географические критерии:

  • ВВП на душу населения;
  • уровень образования;
  • ожидаемая продолжительность жизни;
  • младенческая смертность и др.

Страны-лидеры современного мира формируют три основных центра мирового хозяйства:

  • Западноевропейский.
  • Американский.
  • Азиатский.

Противоположный полюс – наименее развитые страны – это 50 стран (по данным ООН) Азии, Африканского континента, а также стран Латинской Америки и Океании. В них ВВП иногда на 2 порядка ниже, чем в развитых странах.

В последнее время ключевые страны (крупные по численности населения и площади занимаемой территории – Китай, Индия, Бразилия, Россия) постоянно инвестируют в хозяйство менее развитых стран для пополнения своей ресурсной базы и расширения рынка сбыта. Данные инвестиции способствуют развитию этих стран.

Формы правления государством

Формы правления разнообразны. Преобладающей является республика.

Данная форма государственного правления принята в 75% всех государств мира.

В наше время только 30 стран (16% из 100) имеют монархическую форму правления.

  • 5 абсолютных монархий: Бруней (Ю-В Азия), Эсватини (Южная Африка), Саудовская Аравия (Аравийский полуостров), Катар (Ближний Восток), Оман (Передняя Азия);
  • 24 конституционные монархии;
  • ОАЭ – это монархия + федерация. Это государство состоит из 7 эмиратов, которые представляют собой абсолютные монархии.

Государства могут быть простыми (унитарными) или состоять из 2 и более образований (федерация).

Существует еще одна форма территориального устройства, называемая конфедерацией.

Она представляет собой союз государств.

Как формировалась политическая карта мира

Политическая карта мира формировалась не одно тысячелетие. Выделяются следующие этапы этого процесса, совпадающие с историческими эпохами:

  • Древний.
  • Средние века.
  • Новое время.
  • Новейшее время.

Древний этап охватывает период рабовладельческого строя от появления первых форм государственности и примерно до 5 века нашей эры. В это время образовывались, развивались и распадались многие государства: Древние Египет, Греция, Рим, Карфаген, государства, располагавшиеся на территории современных Индии и Китая и другие. Тогда перемены на политической карте мира сопровождались разрушительными войнами, захватами новых земель, порабощением народов.

Средневековье (5-15 века) – эпоха феодализма. Функции государства в этот период стали более разнообразными:

  • складывается внешний и внутренний товарный рынок, формируется товарный обмен;
  • преодолевается изоляция некоторых регионов;
  • появляются элементы специализации в некоторых отраслях хозяйств стран;
  • возникают возможности у более могущественных государств к территориальным захватам;
  • начинается освоение и изучение морских путей в дальние страны.

Рисунок «Политическая карта мира в Средние века»

Некоторых государств Средневековья в наше время уже не существует, а какие-то есть до сих пор и даже сохранили свое название.

Серьезные перемены на политической карте мира возникли в период ВГО(Великих географических открытий), в 15-17 века, положивших начало образованию колониальных империй.

Первые колонии были созданы Португалией и Испанией. Позднее (в 17-19 вв) к ним присоединились Франция и Великобритания, а также Нидерланды, Германия, а затем и США.

Особенно непостоянной карта мира стала на рубеже 19-20 веков. В это время между ведущими государствами обострилась борьба за территориальный передел мира. К примеру, в 1876 году между странами Западной Европы было поделено лишь 10% Африканского континента, а к 1900 – уже 90%.

К началу 20 века мир был поделен, и теперь возможен был только его насильственный передел. Первая мировая война в результате военных действий внесла серьезные изменения в политическую карту мира.

В 20 веке политическая карта мира формировалась в три этапа:

  • Период между I и II мировыми войнами. Он соответствует времени, когда распались Османская и Австро-Венгерская империи.

На первом этапе хорошо расширились колониальные владения Франции, Италии, Великобритании, Бельгии, Японии. Германия же, наоборот, потеряла свои колонии.

В 1922 году произошло образование Союза Советских Социалистических республик (СССР).

К 1939 году на политической карте мира насчитывалось 71 независимое государство. А к 1945 году к ним присоединилось еще 10 стран.

  • Период после II мировой войны и до конца 80-х годов 20 века.

На данном этапе началась национально-освободительная борьба в колониях. В первые годы после войны получили независимость крупнейшие азиатские колонии:

  • 1945 год – Индонезия;
  • 1946 год – Филиппины;
  • 1947 год – Индия и другие страны.

На месте бывшей Германии после II мировой войны образовалось 2 самостоятельных государства – ГДР и ФРГ.

Читайте также  Внешняя политика Республики Казахстан на современном этапе

С 1945 по 1950 формируется мировая социалистическая система. А к 1950 году на карте мира было уже 12 социалистических стран.

Также важным событием этапа стало создание ООН (Организации Объединенных наций) – учредительная для Организации конференция состоялось весной (апрель) 1945 года.

В середине 20 века началась деколонизация Африки:

  • 1951 год – Ливия;
  • 1956 год – Тунис, Марокко, Судан;
  • 1957 год – Гана;
  • 1958 год – Гвинея.

А 1960 даже был назван Годом Африки – в этот год независимыми стали сразу 17 государств самого жаркого континента, которые ранее являлись колониями Франции, Бельгии и Великобритании. На протяжении 60-х годов 20 века еще 15 колоний Африки получили суверенитет.

  • 1973 год – Гвинея-Бисау;
  • 1975 год – Ангола и Мозамбик;
  • 1980 год – Зимбабве;
  • 1990 год – Намибия;
  • 1994 год – ЮАР.

На этом процесс деколонизации Африки завершился.

В 1986 году получением суверенитета Федеративными штатами Микронезии и Республикой Маршалловы острова закончилась деколонизация Океании.

  • 90-е годы 20 века – начало 21 века.

Этот период знаменит развалом мировой социалистической системы, распадом СССР на 15 независимых государств, изменением в восточноевропейских странах политического устройства, объединением ГДР и ФРГ. А также на этом этапе разделилась на отдельные государства Югославия.

1 января 1993 года на Чехию и Словакию распалась Чехословакия. На 3 этапе прекратила свое существование Организация Варшавского договора, который был заключен в 1955 году и являлся ответной мерой на создание НАТО и присоединение к нему Западной Германии (ФРГ).

Основанный на противоборстве СССР и США биполярный мир канул в прошлое.

В настоящее время на мировой арене возникли новые ведущие страны, которые стали основой многополярного мира наряду с такими государствами, как США, Канада, страны ЕС, Япония, Россия. Это Индия и Китай в Восточной полушарии, Бразилия – в Западном.

Особенности политической карты мира в наше время

По сравнению с началом 20 века количество стран на политической карте мира увеличилось почти в 4 раза. В 1901 году насчитывалось 61 государство, сейчас – более 200 государств.

В настоящее время в мире существует в пределах 40 колониальных владений (Гибралтар, Виргинские острова и др.), а также спорных территорий, к которым относятся Западная Сахара, Фолклендские острова и др. Большая часть этих территорий небольшие по площади и численности населения и ничем не выделяются в мировой политике и хозяйстве.

Менялись не только политическая принадлежность стран, но и площади государств, причем значительно, например, Бразилия, Индия, Эквадор. Изменение размера территорий связано с войнами, мирными договоренностями, увеличением суши за счет уменьшения площади моря.

Переменами в политической карте мира можно считать также перенесение столиц. С 18 по 19 век они были перенесены в 69 странах.

Виды государств по форме правления и их характеристика

  • Общие сведения
  • Формы государственного правления в современном мире
    • Монархия
    • Республика
    • Смешанные формы правления

Общие сведения

Форма государственного правления — система организации и функционирования высших органов государственной власти.

Форма правления отражает следующие аспекты работы государственного аппарата:

  • способ формирования органов государственной власти;
  • структуру органов государственной власти;
  • порядок взаимодействия органов государственной власти;
  • принципы диалога между властью и народом;
  • степень эффективности государственного аппарата в области обеспечения прав и свобод граждан.

Форму государственного правления нельзя путать с формой государственного устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация) и политическим режимом (демократия, авторитаризм, тоталитаризм, анархия). Эти компоненты дополняют друг друга и в совокупности образуют форму государства.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

С точки зрения содержания, феномен формы правления эволюционировал с развитием социума. В аграрном обществе важен был только способ замещения должности главы государства, в то время как в индустриальном обществе большее значение приобрели модель взаимодействия органов власти и принцип разделения властей в целом.

Формы государственного правления в современном мире

Монархия

  1. Власть пожизненно принадлежит единоличному главе государства — монарху.
  2. Власть передается по наследству.
  3. Монарх не несет юридической ответственности перед народом и органами государственной власти.
  1. Абсолютная (неограниченная) — государственная власть в полном объеме сосредоточена в руках монарха, отсутствует разделение властей (ОАЭ, Оман, Катар).
    • Теократическая — главой государства является духовный (религиозный) лидер (Ватикан, Саудовская Аравия).
  2. Ограниченная — подразумевает существование иных органов государственной власти, неподотчетных монарху, и распределение обязанностей между ними; власть монарха ограничена законом или традициями.
    • Сословно-представительная — формирование иных органов власти основывается на критерии принадлежности к определенному сословию; данный орган ограничивает власть монарха и является совещательным органом при нем (Земский собор в России, Кортесы в Испании). В настоящее время таких монархий в мире нет.
    • Конституционная — власть монарха ограничена главным законом страны; также подразумевается существование высшего представительного органа (парламента):
      • Дуалистическая — органами государственной власти являются монарх (исполнительная, а также часть законодательной и судебной власти) и парламент (законодательная власть); при этом монарх имеет право ветировать решения парламента и распускать его по своему усмотрению (Иордания, Марокко).
      • Парламентская — в полной мере реализуется принцип разделения властей, а монарх остается лишь символической фигурой, не оказывающей значительного влияния на политику (Великобритания, Испания, Нидерланды).

Республика

  1. Реализуется принцип разделения властей, органы государственной власти независимы друг от друга.
  2. Главой государства является президент, избираемый народом.
  3. Высшие органы государственной власти ответственны перед народом:
    • избираются на определенный срок;
    • возможен досрочный роспуск.
  1. Президентская — президент является одновременно главой государства и правительства, что дает президенту право практически без участия парламента формировать и распускать правительство (США, Эквадор).
  2. Парламентская — с политической точки зрения, наиболее влиятельным органом является парламент, который формирует и отправляет в отставку правительство; при этом президент является лишь официальным представителем всего государства, не имеющим широких полномочий (Израиль, Германия).
  3. Смешанная — президент наделен обширными полномочиями, правительство формируется при непосредственном участии парламента; парламент обладает эффективными инструментами контроля исполнительной власти; правительство подотчетно одновременно и президенту, и парламенту (Россия, Португалия, Франция).

Смешанные формы правления

Республиканская монархия

Главный признак таких государств — выборность главы государства. В данном случае речь идет только о тех государствах, которые имеют федеративную форму государственного устройства, а форма правления в каждом из субъектов федерации — наследственная монархия (ОАЭ, Малайзия). Главой государства в таких странах может быть избран только один из монархов — правителей субъектов. Срок полномочий избранного главы государства строго ограничен; по истечении срока проходят новые выборы.

Монархическая республика

Особенностью данной формы правления является то, что глава государства занимает свой пост пожизненно. Несмотря на формальное наличие процедур избрания или назначения главы государства, фактически народ не принимает в этом участия. Таким образом, правление становится пожизненным (иногда может передаваться по наследству) и зачастую сопровождается неограниченностью полномочий главы государства (КНДР, Гамбия).

Теократическая республика

Подобная форма правления характерна для мусульманских государств (наиболее ярким примером является Иран) и сочетает в себе признаки исламского халифата и современной республики. Верховная власть находится в руках духовенства, которое назначает главу государства, утверждает кандидатуры президента, членов правительства и депутатов представительного органа, а также проверяет соответствие принимаемых законов исламскому праву. Президент является главой исполнительной власти, но не главой государства.

Формы политического правления в современном мире

Политическая наука № 1 / 2014 Формы правления в современном мире

Представляю номер

Очередной номер нашего журнала неслучайно посвящен исследованию форм правления в современном мире. В последние годы как в отечественной, так и в зарубежной политологии наблюдается значительный всплеск интереса к формированию институтов государственной власти и характеру взаимоотношений между ними. Активность на «фронте» изучения форм правления связана с несколькими обстоятельствами.

Во‐первых, сегодня в мире кроме классической президентской и парламентской систем существуют иные формы организации власти, требующие своего осмысления. В частности, растет привлекательность полупрезидентской республики, появляются смешанные системы как продукты конституционного творчества государств. Во‐вторых, крах СССР и падение целого ряда авторитарных режимов в мире актуализировали поиск подходящих форм правления для молодых государств. Научное сообщество не могло оставаться в стороне от публичных дискуссий об организации власти. В‐третьих, жизнь продемонстрировала сложность и неоднозначность практики функционирования президентской, парламентской, полупрезидентской систем, особенно в странах постсоветского пространства. В‐четвертых, традиционный взгляд на форму правления как конструкцию преимущественно юридическую не позволяет понять политические процессы в рамках треугольника «глава государства – правительство – парламент». Кроме того, формы правления подвержены постоянной динамике: меняются не только конституционно-правовые основы, но и характер отношений между основными игроками.

В связи с этим академическое сообщество оказалось в ситуации необходимости пересмотра устойчивых постулатов и осмысления новых тенденций. Теория форм правления выглядит весьма фрагментарно: одни ее положения остаются незыблемыми, другие являются объектом острых дискуссий, третьи недостаточно разработаны. Кроме того, налицо «белые пятна».

В этих условиях появление номера журнала, посвященного формам правления в современном мире, своевременно. Конечно, он не претендует на охват всей проблематики форм правления и анализ всего многообразия этих форм. В нем представлены лишь отдельные, но важные, с точки зрения авторов, вопросы.

Журнал состоит из нескольких рубрик. Рубрика «Состояние дисциплины» посвящена современным исследованиям форм правления. В статье О.И. Зазнаева дан критический обзор дискуссий, которые идут в зарубежной политической науке в последние годы. Автор обращает внимание на спор о лучшей форме правления, оживление которого вполне закономерно в условиях последних волн демократизации, и приходит к выводу о тупике, в который зашла дискуссия. В настоящий момент не доказан и не опровергнут тезис Х. Линца о том, что лучшей с точки зрения демократии является парламентская система. Не менее дискуссионны и другие вопросы: природа, характер и последствия полупрезидентской системы, выявленный рядом исследователей новый феномен так называемой президенциализации, а также использование измерительных инструментов для исследования президентской власти.

Две другие статьи рубрики развивают сюжет о полупрезидентской системе. А.А. Маркаров отвечает на вопрос о том, что представляет собой эта форма правления, приводит имеющиеся в литературе определения этого понятия, предлагает характеристики полупрезидентской системы. Не обходит вниманием автор вопрос о типах этой системы, а также ее преимуществах и недостатках. А.А. Маркаров приходит к небесспорному выводу о том, что полупрезиденциализм – достаточно жизнеспособная и эффективная система, обладающая эластичностью.

В задачи автора другой статьи, А.Н. Медушевского, входило определение эффекта воздействия смешанной (полупрезидентской) формы правления и ее различных интерпретаций на текущие изменения конституционного строя Франции и России. В статье дается сравнительный анализ двух форм правления, выделяются общее и особенное этих систем, предлагается объяснение различий по ряду параметров – политическая ответственность правительства, полномочия главы государства и др. Конституционные реформы во Франции и России 2008 г., отмечает автор, привели к наиболее радикальным изменениям за всю историю существования двух конституций. Читателю будет интересен раздел статьи А.Н. Медушевского, в котором предлагается ответ на вопрос о том, в какой мере французская модель смешанной формы правления в ее нынешней интерпретации важна для России.

Хорошо известно, что на посткоммунистическом пространстве имеют место разные формы правления. Понять многообразие форм организации власти после падения коммунистических режимов стремятся авторы рубрики «Идеи и практика». Так, О.Г. Харитонова ставит задачу определить, что имеет большее значение в постсоветском контексте – институты (т.е. форма правления) или акторы, действующие в их рамках. Автор утверждает, что основную угрозу для демократии в постсоветских президентских системах представляют не классические проблемы этой формы правления, а слабость и отсутствие автономии парламентов, гиперинституционализация партийных систем и увеличение сроков президентских полномочий. Основной вывод, полученный путем сравнительного анализа, сводится к тому, что постсоветское институциональное развитие опередило трансформации в других сферах, и любые институциональные изменения «сверху» представляют собой эксперименты с формой без изменения содержания, а изменения «снизу» приводят к разрушению прежних институтов.

Читайте также  Политико-географическое положение России

В статье И.Н. Тарасова основной упор сделан на объяснение выбора формы правления в странах Центрально-Восточной Европы с позиции теории рационального выбора. Он подтверждает гипотезу об ограниченности этого выбора при посткоммунизме, используя, в частности, разные приемы измерения президентской власти в ЦВЕ. И.Н. Тарасов доказывает, что выбор формы правления в странах этого региона осуществлялся между парламентским и полупрезидентским правлением, а все другие варианты a priori были отсечены как повышающие трансакционные издержки политических акторов.

Причины выбора формы правления также анализируются в статье А.В. Сидорчука, посвященной одному случаю – Украине. Автор идет дальше этой задачи, выделяя этапы развития украинской системы организации власти и исследуя характер взаимоотношений между ключевыми игроками. По мнению А.В. Сидорчука, Украина проделала эволюцию от полупрезидентской (президентско-парламентской) к суперпрезидентской республике. В статье предлагается свое видение решения проблемы влияния формы правления на демократическую консолидацию – проблемы, которая ставится в целом ряде статей сборника. На материале Украины автор настаивает на том, что рассматривать политические институты только как причину или только как следствие поведения политических акторов непродуктивно, и они могут быть и тем и другим – в зависимости от обстоятельств.

Формы правления стран Закавказья и Центральной Азии и их функционирование в специфических условиях обстоятельно исследуются в статьях авторов рубрики «Контекст». Любая форма правления характеризуется не только взаимоотношениями между органами власти, но и порядком формирования высшего должностного лица государства. В связи с этим проблема «смены лидера», которая решается в статье П.В. Панова и К.А. Сулимова, представляется релевантной теме журнала. Авторы отмечают, что в персоналистских политических режимах Закавказья и Центральной Азии возникает вероятность передачи власти преемнику. В статье выявлены пределы персонализма, который оказывается необходимым, но недостаточным условием для реализации варианта «преемник», ключевым препятствием которого, как утверждают авторы статьи, оказывается публично-политическая сегментация элит.

Сравнительный анализ двух кейсов – Узбекистана и Кыргызстана – содержится в статье Н.А. Борисова. В ней большое место уделяется характеристике конституционных изменений, касающихся взаимоотношений президента, правительства и парламента. Автор прибегает к количественному анализу президентской власти, сопоставляя индексы президентской власти за последние 20 лет. Эмпирическим путем доказано, что расширение полномочий президентов было непременным условием консолидации политических режимов, что привело к формированию стабильного авторитарного режима в Узбекистане, к политической нестабильности и государственным переворотам – в Кыргызстане.

Теория государства и права

5. Формы государства

Выделяют три элемента формы государства: форма правления, форма государственного устройства, государственно-политический режим.

Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними. Форма государственного правления дает возможность уяснить: как создаются высшие органы государства, и каково их строение; как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами; как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны; в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на: монархические (единоличные, наследственные) и республиканские (коллегиальные, выборные).

Монархия это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Основными признаками классической монархической

формы управления являются:

— существование единоличного главы государства, своей властью пожизненно (царь, император);

— наследственный порядок преемственности верховной власти;

— юридическая безответственность монарха.

Монархия делится на: абсолютную; ограниченную; дуалистическую; теократическую; парламентарную.

Абсолютная монархия такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.

Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию. Конституционная монархия бывает парламентской и дуалистической. Признаки парламентской монархии (Япония, Великобритания, Швеция):

— правительство формируется из представителей определенной партии, получивших большинство голосов на выборах в парламент;

— лидер партии становится главой государства;

— в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;

— законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

— правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством и парламентом. Правительство формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие монархи носят название теократические (Саудовская Аравия, Иордания).

Республика это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Общие признаки республиканской формы правления:

— существование единоличного и коллегиального главы государства;

— выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

— осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа;

— юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

— обязательность решений верховной государственной власти.

Республики делятся на парламентские, президентские и смешанные.

Парламентская республика разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту (Италия, Финляндия, ФРГ). В такой республике правительство формируется парламентским путем. Глава государства в подобных республиках избирается парламентом. Глава правительства назначается президентом. Он формирует возглавляемое им правительство. Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью.

Президентская республика одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства (США, Аргентина, Мексика, Бразилия).

Характерные черты президентской республики:

— внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;

— ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;

— более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.

Президент имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, подписывает законы. В современных условиях «чистые» президентские и парламентские республики встречаются сравнительно редко. Возникают гибридные формы — смешанные республики . С одной стороны, в президентских республиках предусматриваются некоторые ослабленные формы политической ответственности министров (но не кабинета в целом, поскольку его возглавляет президент, не несущий

ответственности перед парламентом), а с другой — возникают полупарламентарные республики. Первый путь характерен для отдельных стран Латинской Америки (Венесуэла, Перу, Уругвай, Колумбия и др.). Второй путь создания смешанных, гибридных форм

был указан Французской Конституцией 1958 г. и со значительными изменениями воспринят Грецией (по Конституции 1975 г.), Португалией (по Конституции 1976 г. до последующих изменений), рядом развивающихся стран (Мадагаскар, Алжир и т. д.), где конституциями предусмотрена ответственность министров перед парламентом: он может выразить им недоверие, порицание. В этих государствах фактическим руководителем правительства является президент, что сближает их с президентскими республиками, под его председательством созываются так называемые официальные заседания правительства, но наряду с этим имеется конституционная должность премьер-министра. Его и членов правительства назначает президент, но ответственно правительство перед парламентом, что отличает данную форму от президентской республики и сближает с парламентской. Причем эта ответственность крайне затруднена.

Форма государственного устройства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз.

По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы: унитарное; федеративное; конфедеративное.

Унитарное государство это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают (Франция, Италия, Великобритания, Испания, Китай).

— единые, общие для всей страны высшие исполнительные, законодательные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами;

— единая система законодательства, одно гражданство;

— составные части унитарного государства государственным суверенитетом не обладают;

— все внешние международные отношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;

— имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.

Федерация — единое государство, являющееся объединением относительно самостоятельных регионов (государственных образований) (Россия, США, ФРГ, Бразилия, Аргентина, Мексика, Индия).

— территория состоит из территорий ее отдельных

— верховная исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам;

— субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции, имеют свои высшие государственные органы;

— существует союзное гражданство и гражданство федеральных единиц;

— в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации;

— основную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы.

Федерации строятся по территориальному и национальному признаку, который в значительной мере определяет характер, содержание, структуру государственного устройства.

Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации. Их деятельность зависит от властных полномочий общефедеральных(союзных) государственных органов. Субъекты территориальной федерации конституционно лишены права прямого представительства в международных отношениях. В территориальных федерациях конституционное законодательство не предусматривает, а иногда и запрещает односторонний выход из союза.

Важнейшей особенностью национальной федерации является правовое положение ее субъектов — право наций на самоопределение (т. е. право любой нации самостоятельно решать вопрос о своей государственности). Каждый субъект национальной федерации имеет право отделиться от союза и образовать свое самостоятельное государство. Таким образом, основное различие между территори-

альной и национальной федерациями состоит в том, что в национальной федерации степень суверенности субъектов значительно выше, чем в территориальной.

Конфедерация временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства. Конфедерации представляют собой непрочные государственные образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются (Объединенная Арабская республика (ОАР) распалась после выхода из ее состава в 1961 году Египта), либо преобразуются в федеративные государства. Последнее, например, произошло со Швейцарией и США. Появилась новая форма ассоциированного государственною объединения, названное содружеством государств. Примером может являться СНГ (Содружество Независимых Государств). Эта форма еще более аморфная и неопределенная, чем конфедерация.

Государственно-политический режим — это совокупность методов и способов осуществления государственной власти.

Все государственно-политические режимы подразделяются на демократические и антидемократические.

Для демократического политического режима характерны следующие признаки:

1. предоставление широкой свободы личности и организациям;

2. признание равноправия граждан;

3. реальная гарантированность прав и свобод личности;

4. возможность участия граждан в осуществлении государственной власти;

5.наличие судебной защиты прав и свобод личности от произвола и беззакония;

6. разделение властей;

7. наличие легальной оппозиции власти;

8. плюрализм политических течений и идеологий;

9. признание конституционности и законности.

Демократические режимы в различных странах имеют свои разновидности, которые зависят от особенностей политической системы, от расстановки политических сил в обществе и в государственном механизме и т. д.

Для антидемократических режимов характерны следующие признаки:

1. ущемление прав и свобод личности;

2. огосударствление всех общественных организаций;

3. фактическая ликвидация субъективных прав и свобод личности;

4. милитаризация общественной жизни и наличие военно-бюрократического аппарата;

5. отсутствие легальной оппозиции власти;

6. фактическая ликвидация парламентаризма и политических партий;

7. концентрация власти в руках главы государства

8. отказ от принципов конституционности и законности;

9. применение политических репрессий.

Разновидностями антидемократических режимов являются авторитарный и тоталитарный режимы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: