Геополитичекая доктрина Японии - ABCD42.RU

Геополитичекая доктрина Японии

Японская геополитика

В XXI веке на место одного из мировых лидеров будет претендовать и Япония. Если до 1990 года мировая общественность, политические элиты воспринимали Японию как главного претендента на лидерство в Азии, то с начала 1990-х годов ввиду колоссальных темпов экономического роста Китая для многих очевидна перспектива именно Китая стать таким претендентом. Несмотря на то, что в настоящее время Япония остается экономической сверхдержавой, серьезным региональным конкурентом Китая, одной из ведущих стран мира, ей присуща в отличие от США, ЕС, Китая, России все-таки ограниченная геополитическая роль ввиду пацифистского характера ее конституции (оборонная доктрина, отказ от обладания дорогостоящими вооруженными силами, неучастие в международных военных операциях).

Геополитические ресурсы Японии:

1. Основной ресурс – это экономическая и финансовая мощь. Вторая по экономической мощи (после США) держава мира. В 2006 году ВВП Японии составил 4,464 трлн. долларов (ВВП США – 13 трлн. долларов). ВВП на душу населения -33 100 долларов. Многие годы уровень безработицы в Японии составляет менее 3%, а уровень инфляции – 1,5%.

2. Благодаря своим колоссальным финансовым ресурсам Япония прочно удерживает второе место в мире, уступая лишь США по объемам ассигнований на национальную оборону. На содержание и оснащение формируемых на контрактной основе, а потому по-настоящему отборных, 250-тысячных вооруженных сил японское правительство ежегодно выделяет, по разным подсчетам, от 40 до 50 млрд. долларов. В результате за прошедшие полвека скромно названные «силами самообороны» японская армия, авиация и флот по насыщенности современными видами военной техники приблизились к вооруженным силам НАТО, а по некоторым параметрам сопоставимы с потенциалом Америки. Но большим ограничением в использовании военной мощи Японии в качестве геополитического ресурса является пацифистский характер ее конституции.

3. Демократический режим Японии можно назвать «мягким» геополитическим ресурсом в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в мире.

4. Местоположение Японии способствует активному участию в международном разделении труда.

5. Япония является членом геополитически влиятельных межправительственных организаций (ВТО, G-8, ОЭСР, МВФ/МБРР, АПЕК, АСЕАН, в которых решаются важные и разнообразные проблемы мировой и региональной безопасности.

Геополитическая стратегия Японии:

Своим основным союзником Япония по-прежнему считает Соединенные Штаты Америки. Япония остается протекторатом США. Она связана с США договором об обороне, на ее территории расположены американские войска (остров Окинава).

Основой геостратегии Японии является концепция строительства «дуги свободы и процветания» по внешнему периметру евразийского материка, включающей различные регионы от Австралии, Индии, Центральной Азии до Восточной Европы и Балтийского моря.

Япония стремится к тому, чтобы ее отношения с Китаем развивались подконтрольными ей темпами. Обеспокоенная тем, что Южная Корея превращается в экономического соперника, Япония стремится поддерживать собственное влияние на Корейском полуострове.

Разрешение территориальной проблемы и заключение мирного договора с Россией. Япония стремится вернуть себе Северные территории, которые в настоящее время принадлежат России. Япония настаивает на своем суверенитете в отношении четырех островов (Хабомаи, Шикотан, Итуруп, Кунашир).

Высшее руководство Японии открыто стремится к формированию самодостаточных вооруженных сил, законодательному закреплению права японской армии участвовать совместно с США в военных операциях в любой точке мира, созданию государственного органа разведки наподобие ЦРУ и намерено это сделать в ближайшие 6 лет. В апреле 2007 года внесенный правительством закон о референдуме, цель которого – пересмотр «мирных статей» конституции был одобрен палатой представителей японского парламента и принят палатой советников парламента Японии, и теперь он вступил в силу. Как известно, в части 1 статьи 9-й нынешней конституции Японии, принятой сразу после окончания Второй мировой войны под давлением антигитлеровской коалиции, декларируется, «что японский народ навсегда отказывается от войны как способа защиты суверенитета, а также от применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров». Далее говорится, что в Японии «никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны. Право на ведение государством войны не признается». Такого абсолютного отказа от войны нет в конституции ни одной страны в мире. В значительной степени благодаря мирной конституции возрастал авторитет страны за рубежом, японский народ пользовался уважением в мире за последовательную борьбу против ядерного оружия, политики гонки вооружений. Но спустя 60 лет японский истеблишмент отказывается от пацифистских статей конституции, хочет обладать полномасштабными военными геополитическими ресурсами, опасаясь быстрых темпов роста могущества авторитарного Китая, экономического роста Южной Кореи, угроз со стороны Северной Кореи, появления глобальных угроз в мире. Кроме того, истеблишмент Японии, вероятно, уверен, что придание вооруженным силам характера полноправного атрибута государства, уменьшит степень японской зависимости от американской системы безопасности и внешней политики, что в свою очередь обеспечит Японии значительную свободу действий в политической сфере. Очень кстати для Японии то, что «мирная конституция» Японии перестала устраивать и Соединенные Штаты, которые уже с начала 90-х годов ввиду изменившейся геополитической ситуации в регионе (если 50 лет назад Соединенные Штаты пугала перспектива господства Японии в азиатском регионе, то сегодня реальная угроза – Китай и Северная Корея) стали пересматривать свою стратегию в отношении дальневосточного союзника, стремясь напрямую подключить его к своей глобальной военной стратегии.

В 1992 году правящая Либерально-демократическая партия в обход конституции добилась принятия парламентом специального законопроекта, разрешающего направлять контингенты японских вооруженных сил за пределы Японии под вывеской «сотрудничества с ООН». В апреле 1996 года была подписана японо-американская совместная декларация по безопасности, расширившая взаимодействие армий и флотов двух стран на весь Азиатско-Тихоокеанский регион. С тех пор японские военнослужащие стали появляться в различных уголках мира – в Мозамбике, Заире, Кампучии, Восточном Тиморе, Афганистане, Ираке и выполнять в основном вспомогательные задачи, не принимая прямого участия в боевых действиях. Это было необходимо для того, чтобы демонстрировать японскому народу не столько военные, сколько гуманитарные цели пребывания «сил самообороны» за рубежом. Соединенные Штаты, столкнувшись с нежеланием европейских союзников по НАТО безропотно и активно участвовать в их военных операциях, видимо, решили, что период «привыкания» японцев к участию в войнах за рубежом пора заканчивать и необходимо проводить кардинальные изменения военной политики Японии в целях приобретения полномасштабного союзника. Хотя преобладающее большинство граждан Японии по-прежнему выступают за неизменность статьи 9, вероятность, что она будет изменена, достаточно велика.

В случае расширения состава постоянных членов Совета Безопасности ООН Япония намерена обрести такой статус. Но статус постоянного члена Совбеза подразумевает выполнение всех необходимых обязательств, то есть более активное участие в международных военных операциях, а это фактически невозможно, если основной закон страны предусматривает только оборонную доктрину. Таким образом, важным условием достижения этой цели является реформирование военной доктрины.

Изучение возможности создания собственных ядерных сил. В Японии создание ядерного оружия ставят в зависимость от перспективы создания ядерного оружия в Северной Корее, где этот процесс периодически возобновляется. Кроме того, как отмечает японский ученый, председатель Научно-исследовательского совета по национальной безопасности С.Хакамада, «если игнорирование Россией Японии будет продолжаться и дальше, то, возможно, в Японии усилятся голоса, выступающие за ядерное оружие, мотивируя это тем, что к стране относятся с таким пренебрежением по причине отсутствия у нее ядерного оружия»

Лебедева Т.П.. Геополитика, 2008

Список геополитических доктрин

Форматирование текста не соответствует рекомендациям Википедии: он должен быть « викифицирован ».

Следующие пункты для улучшения являются наиболее частыми случаями. Подробности рассматриваемых вопросов могут быть указаны на странице обсуждения .

  • В заголовках будут предварительно отформатированы с помощью программы . Они не напечатаны ни заглавными буквами, ни жирным шрифтом.
  • Текст не должен быть написан заглавными буквами (последние имена либо), ни жирным, ни курсивом, ни в «маленький» .
  • Жир используется только для выделения названия статьи во введении, один раз.
  • Акцент редко используется: иностранный язык слова, названия произведений, имена кораблей, и т.д.
  • В кавычки не курсивом , а в обычном тексте. Они заключены в французские кавычки: «и».
  • Следует избегать маркированных списков , предпочтение отдается письменным абзацам. В таблицах должны быть зарезервированы для представления структурированных данных (результатов, и т.д. ).
  • Сноска вызовы (небольшие выносные цифры, введенные в « Source » инструмент ) должны быть помещена между концом предложения и полной остановкой [подобной] .
  • В Внутренние ссылки (на другие статьи Википедии) должны быть выбраны с осторожностью. Создавайте ссылки на статьи, углубляющие тему. Следует избегать общих терминов, не связанных с предметом, а также повторных ссылок на один и тот же термин.
  • На внешние ссылки размещаются только в разделе «Внешние ссылки» в конце статьи. Эти ссылки следует выбирать умеренно в соответствии с установленными правилами . Если ссылка служит источником статьи, ее вставка в текст производится с помощью сносок .
  • Вставка инфобокса (информационное окно справа) не является обязательным для завершения макета.

Для получения подробной справки см. Справка: Викификация .

Если вы считаете, что эти вопросы были решены, вы можете удалить этот баннер и улучшить форматирование другой статьи .

В геополитических доктринах используются в международных отношениях , чтобы подтвердить внешнюю политику народов на мировой арене.

Резюме

  • 1 Список в хронологическом порядке
    • 1.1 Доктрины, связанные с американским континентом
    • 1.2 Доктрины холодной войны
    • 1.3 Современные доктрины
  • 2 Примечания и ссылки
  • 3 Статьи по теме

Список в хронологическом порядке

Доктрины, относящиеся к американскому континенту

  • Доктрина Монро ( 1823 г. )

Заявлено на 2 декабря 1823 г. Президент США Джеймс Монро подтверждает принцип взаимного невмешательства европейцев и американцев на их континенты.

Читайте также  Формирование белорусской государственности (1917-1921 гг.)

Идеология , согласно которой экспансия американской нации на запад была божественной волей .

Доктрина открытых дверей имеет тенденцию применять практику экономического либерализма к колониальным странам . Провозглашенная в 1899 году Уильямом Мак-Кинли в отношении Китая, она, в частности, побуждает последний равное отношение ко всем иностранным государствам без особого отношения к Японии.

Заявлено на 2 сентября 1901 г. Согласно президенту США Теодору Рузвельту , он направлен на защиту экономических интересов Соединенных Штатов в Латинской Америке .

Она предлагает запретить дипломатическое вмешательство до того, как будут испробованы все местные средства правовой защиты.

Провозглашенная в 1902 году министром иностранных дел Аргентины Луисом Марией Драго , она утверждает, что никакая иностранная держава, включая Соединенные Штаты, не может применять силу против американских стран для взыскания долгов.

Доставлено 6 декабря 1904 г. от Теодора Рузвельта , который делает интерпретацию экспансионистскую доктрины Монро.

Сформулированный в 1907 году министром иностранных дел Эквадора Карлосом Тобаром , он предлагает, чтобы любое правительство, возникшее в результате государственного переворота, было утверждено путем свободных выборов, прежде чем оно будет признано на международном уровне.

Это вытекает из речи Четырнадцати пунктов, произнесенной на 8 января 1918 г. президентом США Вудро Вильсоном и представил концепцию Лиги Наций , организации, призванной сохранить территориальную целостность и политическую независимость всех наций.

Сформулировано на 27 сентября 1930 г. Министр иностранных дел Мексики Хенаро Эстрада расширяет доктрину Тобара и указывает, что Мексика не должна судить правительства, возникшие в результате государственного переворота, на том основании, что это было бы вмешательством в их суверенитет.

Заявлено на 7 января 1932 г. Государственным секретарем США Генри Стимсоном , чтобы обозначить непризнание японских завоеваний в Маньчжурии и, в более общем плане, дипломатическую незаконность завоеваний с применением вооруженной силы.

Соединенные Штаты уходят из нескольких латиноамериканских стран. Администрация США не вмешивается, когда президент Мексики национализирует нефтяную промышленность.

Доктрины холодной войны

  • Доктрина Трумэна ( 1947 )

Заявлено на 12 марта 1947 г. Президент США Гарри Трумэна , это сдерживание от коммунизма во всем мире. Закон о взаимной военной помощи было следствием.

Из доклада секретаря Коммунистической партии в СССР Андрея Жданова , то 22 сентября 1947 г. , он определяет организацию мира в двух лагерях: так называемых «империалистических» силах, возглавляемых Соединенными Штатами, и так называемых «пацифистских» силах, возглавляемых СССР.

Он дает любому правительству, желающему бороться с коммунизмом, право на американскую помощь (экономическую или военную).

Сформулировано впервые на 7 апреля 1954 г. Согласно президенту США Эйзенхауэру , эта геополитическая теория постулирует, что идеологические изменения в одной стране могут вызвать такие же изменения в соседних странах.

Американская ядерная доктрина с 1953-54 по 1962 годы была чрезвычайно жесткой и основывалась на простом принципе: любое нападение Советского Союза на страну, являющуюся членом НАТО, подвергло бы СССР массированным ядерным репрессиям в его городах без предупреждения и без ограничений.

Эта доктрина, названная в честь государственного секретаря Западной Германии Вальтера Хальштейна , предусматривает, что ФРГ разорвет дипломатические отношения с любым государством, которое признает ГДР .

Назван в честь правителя Восточной Германии. Целью было добиться официального признания двух Германий: одной на Западе, другой на Востоке. Эта доктрина в конечном итоге возобладает над доктриной Хальштейна с Ostpolitik Вилли Брандта.

Объявлено 5 января 1957 г. Президент США Эйзенхауэр в Конгрессе, его цель — предоставить экономическую и военную помощь ближневосточным государствам, которым угрожает дестабилизация со стороны международного коммунизма .

Объявлено в январь 1960 перед Верховным Советом Хрущева он получил свое название от советского маршала Василия Соколовского и постулирует, что в случае конфликта с Западом он может быть только ядерным.

Эта ядерная стратегия, одобренная президентом США Джоном Кеннеди , была разработана государственным секретарем обороны Робертом Макнамарой , который выступает за «постепенный ответ» на угрозу.

Объявленный незадолго до действия армий Варшавского договора во время Пражской весны , он оправдывает вооруженные действия, определяя концепцию ограниченной национальной независимости.

Политика, проводимая Вилли Брандтом с 1969 по 1974 год, была направлена ​​на налаживание связей со странами Восточной Европы.

В переводе с английского « взаимное гарантированное уничтожение» — это военная стратегия, согласно которой широкомасштабное применение ядерного оружия одной из двух воюющих сторон приведет к разрушению обоих лагерей. Следовательно, его интерес основан на его сдерживающей способности. Для этого каждому главному герою необходимо иметь запас оружия массового поражения, по крайней мере, эквивалентный запасу оружия врага.

Провозглашенная в 1981 году знаменитым «Америка вернулась», эта доктрина позволяет Соединенным Штатам вернуться в гонку против советского блока после неудач 1970-х годов.

Доктрина Синатры заменяет доктрину Брежнева (защита социализма любой ценой, даже путем прямого вмешательства), позволяя членам Варшавского договора выбирать свой собственный путь в своих внутренних делах. Название отсылает к песне Фрэнка Синатры My Way.

Современные доктрины

  • Доктрина Пауэлла ( 1990 )
  • Доктрина Клинтон ( 1999 )
  • Отсутствие проблем с соседями (Турция, 2002 г.)

Доктрина , разработанная Ахмет Давутоглу в 2001 году, а затем ПСР (исламо-консерватор) правительства в Турции с 2002 года.

Заявлено на 4 февраля 2004 г. По мнению американского президента Джорджа Буша , это часть войны с терроризмом и стремление восстановить арабо-мусульманский мир на «Большом Ближнем Востоке».

Заимствованная у святого Августина американским философом Майклом Уолцером и модернизированная, это модель мышления, определяющая, при каких условиях война является морально приемлемым действием. Доктрина больше интересует превентивную войну .

Это часть Второй югоосетинской войны и стремление защитить всех российских граждан, включая меньшинства.

Основы геополитики

Книга является первым русскоязычным учебным пособием по геополитике. В ней систематически и подробно изложены основы геополитики как науки, ее теория, история. Охватывается широкий спектр геополитических школ и воззрений и актуальные проблемы. Впервые формулируется геополитическая доктрина России. Незаменимый справочник для всех тех, кто принимает решения в важнейших сферах российской политической жизни — для политиков, предпринимателей, экономистов, банкиров, дипломатов, аналитиков, политологов и т. д.

ЧАСТЬ 1 — ОТЦЫ-ОСНОВАТЕЛИ ГЕОПОЛИТИКИ 1

ЧАСТЬ 2 — Современные геополитические теории и школы — (вторая половина ХХ века) 12

ЧАСТЬ 3 — РОССИЯ И ПРОСТРАНСТВО 23

ЧАСТЬ 4 — ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ БУДУЩЕЕ РОССИИ 25

ЧАСТЬ 5 — ВНУТРЕННЯЯ ГЕОПОЛИТИКА РОССИИ 43

ЧАСТЬ 6 — ЕВРАЗИЙСКИЙ АНАЛИЗ 61

ЧАСТЬ 1
ОТЦЫ-ОСНОВАТЕЛИ ГЕОПОЛИТИКИ

Глава 1
Фридрих Ратцель. Государства как пространственные организмы

1.1 Образование: немецкая «органицист ская школа»

Фридриха Ратцеля (1844 1904) можно считать «отцом» геополитики, хотя сам он этого термина в своих трудах не использовал. Он писал о «политической географии». Его главный труд, увидевший свет в 1897 году так и называется «Politische Geographie».

Ратцель окончил Политехнический университет в Карлсруе, где он слушал курсы геологии, палеоонтологии и зоологии. Завершил он свое образование в Хайдельбер ге, где стал учеником профессора Эрнста Гекеля (который первым употребил термин «экология»). Мировоззре ние Ратцеля было основано на эволюционизме и дарвинизме и окрашено ярко выраженным интересом к биологии.

Ратцель участвует в войне 1870 года, куда оправляется добровольцем и получает Железный Крест за храбрость. В политике он постепенно становится убежден ным националистом, а в 1890 году вступает в «Пангерманистскую лигу» Карла Петерса. Он много путешеству ет по Европе и Америке и добавляет к своим научным интересам исследования по этнологии. Он становится преподавателем географии в техническом институте Мюнхена, а в 1886 переходит на аналогичную кафедру в Лейпциге.

В 1876 году Ратцель защищает диссертацию об «Эмиграции в Китае», а в 1882 в Штуттгарте выходит его фундаментальный труд «Антропогеография» («Antropogeographie»), в котором он формулирует свои основные идеи: связь эволюции народов и демографии с географи ческими данными, влияние рельефа местности на культурное и политическое становление народов и т.д.

Но самой основной его книгой была «Политическая география».

1.2 Государства как живые организмы

В этой работе Ратцель показывает, что почва является основополагающей, неизменной данностью, вокруг которой вращаются интересы народов. Движение истории предопределено почвой и территорией. Далее следует эволюционистский вывод о том, что «государство является живым организмом», но организмом «укорененным в почве». Государство складывается из территориального рельефа и масштаба и из их осмысления народом. Таким образом, в Государстве отражается объективная географическая данность и субъективное общенациональное осмысление этой данности, выраженное в политике. «Нормальным» Государством Ратцель считает такое, которое наиболее органично сочетает географические, демографические и этнокультурные параметры нации.

» Государства на всех стадиях своего развития рассматрива ются как организмы, которые с необходимостью сохраняют связь со своей почвой и поэтому должны изучаться с географической точки зрения. Как показывают этнография и история, государства развиваются на пространственной базе, все более и более сопрягаясь и сливаясь с ней, извлекая из нее все больше и больше энергии. Таким образом, государства оказываются пространственными явлениями, управляе мыми и оживляемыми этим пространством; и описывать, сравнивать, измерять их должна география. Государства вписываются в серию явлений экспансии Жизни, являясь высшей точкой этих явлений » («Политическая география» (1)).

Из такого «органицистского» подхода ясно видно, что пространственная экспансия государства понимается Ратцелем как естественный живой процесс, подобный росту живых организмов.

«Органический» подход Ратцеля сказывается и в отношении к самому пространству (Raum). Это «простран ство» переходит из количественной материальной категории в новое качество, становясь » жизненной сферой «, » жизненным пространством » (Lebensraum), некоей » геобиосредой «. Отсюда вытекают два других важных термина Ратцеля » пространственный смысл » (Raumsinn) и » жизненная энергия » (Lebensenergie). Эти термины близки друг к другу и обозначают некое особое качество, присущее географическим системам и предопределяющее их политическое оформление в истории народов и государств.

Читайте также  Федеральное казначейство в системе органов государственного финансового контроля Российской Феде

Все эти тезисы являются основополагающими принципами геополитики, в той форме, в которой она разовьется несколько позднее у последователей Ратцеля. Более того, отношение к государству как к » живому про странственному, укорененному в почве организму » есть главная мысль и ось геополитической методики. Такой подход ориентирован на синтетическое исследование всего комплекса явлений, независимо от того, принадлежат ли они человеческой или нечеловеческой сфере. Пространство как конкретное выражение природы, окружающей среды, рассматривается как непрерывное жизненное тело этноса, это пространство населяющего. Структура материала сама диктует пропорции конечного произведения искусств.

В этом смысле Ратцель является прямым наследни ком всей школы немецкой «органической» социологии, наиболее ярким представителем которой был Фердинанд Теннис.

1.3. Raum политическая организация почвы

Какими Ратцель видел соотношения этноса и пространства видно из следующего фрагмента «Политиче ской географии»:

» Государство складывается как организм, привязанный к определенной части поверхности земли, а его характеристики развиваются из характеристик народа и почвы. Наиболее важными характеристиками являются размеры, местополо жение и границы. Далее следует типы почвы вместе с растительностью, ирригация и, наконец, соотношения с остальными конгломератами земной поверхности, и в первую очередь, с прилегающими морями и незаселенными землями, которые, на первый взгляд, не представляют особого политического интереса. Совокупность всех этих характеристик составляют страну (das Land). Но когда говорят о «нашей стране», к этому добавляется все то, что человек создал, и все связанные с землей воспоминания. Так изначально чисто географическое понятие превращается в духовную и эмо циональную связь жителей страны и их истории.

Государство является организмом не только потому, что оно артикулирует жизнь народа на неподвижной почве, но потому что эта связь взаимоукрепляется, становясь чем-то единым, немыслимым без одного из двух составляющих. Необитаемые пространства, неспособное вскормить Государст во, это историческое поле под паром. Обитаемое пространст во, напротив, способствует развитию государства, особенно, если это пространство окружено естественными границами. Если народ чувствует себя на своей территории естествен но, он постоянно будет воспроизводить одни и те же характеристики, которые, происходя из почвы, будут вписаны в него .»(2)

1.4 Закон экспансии

Отношение к государству как к живому организму предполагало отказ от концепции «нерушимости границ». Государство рождается, растет, умирает, подобно живому существу. Следовательно, его пространственное расширение и сжатие являются естественными процессами, связанными с его внутренним жизненным циклом. Ратцель в своей книге «О законах пространственного роста Государств» (1901) выделил семь законов экспансии :

1) Протяженность Государств увеличивается по мере развития их культуры;

2) Пространственный рост Государства сопровождается иными проявлениями его развития: в сферах идеологии, производства, коммерческой деятельности, мощного «притяга тельного излучения», прозелитизма.

3) Государство расширяется, поглощая и абсорбируя политические единицы меньшей значимости.

4) Граница это орган, расположенный на периферии Государства (понятого как организм).

5) Осуществляя свою пространственную экспансию, Государство стремится охватить важнейшие для его развития регионы: побережья, бассейны рек, долины и вообще все богатые территории.

6) Изначальный импульс экспансии приходит извне, так как Государство провоцируется на расширение государством (или территорией) с явно низшей цивилизацией.

7) Общая тенденция к ассимиляции или абсорбции более слабых наций подталкивает к еще большему увеличению территорий в движении, которое подпитывает само себя .(3)

Новое в блогах

Сообщество «Back in the USSR»

Новая геополитическая доктрина.

Английский географ и геополитик Хэлфорд Маккиндер (Halford Mackinder) 110 лет тому назад стал основателем науки, которая была изложена в его главном труде «Географическая ось истории».

Прошло время, и устарела «Географическая ось истории».

Суперэтнос – основной субъект на геополитической арене.

Процесс появления и развития суперэтносов рассмотрен в статье «Сверхновые звезды и биосфера», автор М.Ю. Трещалин, доктор технических наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва.

В статье рассматривается влияние излучения сверхновых звезд на развитие биосферы и процессы этногенеза.

«…Гипотеза о влиянии вспышек сверхновых звезд на эволюцию жизни на Земле, возникновение природных катастроф и, в частности, гибель динозавров в конце мелового периода, была выдвинута в 1957 г. В.П. Красовским и И.С. Шкловским [3].

Корреляцию между вспышками сверхновых звезд и пассионарным движением установил С.Б. Колесников.

С.Б. Колесников провел реконструкцию астрофизических явлений прошлого с привлечением естественных наук.

В результате им получены следующие даты вспышек сверхновых: 916 г., 1000 г., 1026 г., 1133 г., 1187 г., 1310 г., 1572 г., 1604 г.

Интересно отметить, что временной интервал между всеми датами соответствующих сверхновых по Колесникову С.Б. и сверхновыми по традиционной хронологии примерно одинаков и составляет

Вспышки сверхновых звезд оказывают значительное влияние на историю нашей цивилизации, и в частности на этногенез.

Исследуя процессы зарождения и развития этносов, Л.Н. Гумилев обратил внимание на одну из закономерностей, которая заключается в своеобразии конфигурации географического района возникновения этнических групп. Особенность состоит в том, что этот район имеет вид длинной полосы шириной около 300 км и протяженностью в несколько тысяч километров. В пределах такой полосы, названной Л.Н. Гумилевым осями зон пассионарных толчков или «взрывов этногенеза», в определенные периоды отмечалось повышение активности населения, появление людей сверхдеятельных и очень целеустремленных.

Учитывая гипотезу Л.Н. Гумилева о влиянии космоса на пассионарные толчки, С.Б. Колесников предположил, что полные солнечные затмения участвуют в пусковом процессе образования новых этносов. В результате анализа обстоятельств полных солнечных затмений на протяжении последних двух с половиной тысяч лет и конфигурации полос этногенеза и их расположение на поверхности Земли было установлено, что все затмения, траектория лунной тени у которых совпадает с траекторией пассионарных толчков, происходили в период вспышки сверхновой звезды.

Выявленная С.Б. Колесниковым взаимосвязь имеет вид: вспышка сверхновой звезды — солнечное затмение — пусковой механизм этногенеза – образование нового этноса:

— сверхновая 1000 года – солнечное затмение 7 апреля 1000 года – пассионарный толчок по оси Центральная Аравия, долина Инда, Тибет, Китай, Корея, Япония. Возникновение ислама, буддизма, конфунцианства;

— сверхновая 1026 года – солнечное затмение 12 ноября 1026 года – пассионарный толчок по оси Монголия, Манчжурия. Появление людей «длинной воли»;

— сверхновая 1133 года – солнечные затмения 2 августа 1133 года и 23 июля 1134 года — пассионарный толчок по оси южная Швеция, Румыния, Малая Азия, Сирия, Палестина, Абиссиния. Возникновение христианства;

— сверхновая 1187 года – солнечные затмения 4 сентября 1187 года и 24 августа 1188 года – пассионарный толчок по оси Литва, Русь, Малая Азия, Эфиопия. Возникновение российского этноса;

— сверхновая 1310 года – солнечное затмение 31 января 1310 года – пассионарный толчок по оси Испания, Франция, южная Норвегия……» http://gisap.eu/ru/node/41343#comment-41885

Основные положения геополитической доктрины Колесникова.

1. Суперэтнос – основной субъект на политической арене.

2. Главное свойство суперэтноса — его природная активность.

3. Ведущая мотивация суперэтносов – захват и использование ресурсов.

По материалам «Геополитические прогнозы Колесникова» http :// kolesnikov — sergey 2010. narod . ru / index /0-5

Ссылки по теме статьи:

Л.Н. Гумилев «Этногенез и биосфера Земли». — М.: «Танаис Ди Дик», 1994 г.

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Японский фронт маршала Сталина

НАСТРОЙКИ.

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • » .
  • 170

Японский фронт маршала Сталина

Хотя со времени окончания Второй мировой войны прошло уже больше полувека, последствия этого главного и наиболее трагичного события ушедшего столетия продолжают влиять на отношения государств и народов и по сей день. Одним из примеров этого являются российско-японские отношения. Как известно, эти два государства до сих пор не могут заключить между собой мирный договор. Причина такого положения не только в затянувшемся территориальном споре, но и подчас в противоположных подходах к истории взаимоотношений двух стран в годы войны.

По японской версии, подписав в апреле 1941 г. пакт о нейтралитете, Япония честно его соблюдала, а Советский Союз «вероломно нанес ей в 1945 г. удар в спину». В изданной в 1996 г. министерством иностранных дел Японии на русском языке для распространения среди российского населения брошюре «Северные территории Японии», в частности, утверждается: «9 августа 1945 г., три дня спустя после первой атомной бомбардировки Хиросимы и как раз в день второй атомной бомбардировки Нагасаки, Советский Союз, в нарушение пакта о нейтралитете, вступил в войну против Японии, поражение которой уже не вызывало сомнений». Ссылаясь на «неправомерность» вступления СССР в войну, японское правительство, по существу, требует пересмотреть ее территориальные итоги.

В России (СССР) принята иная концепция, согласно которой содержание пакта о нейтралитете было выхолощено в годы Второй мировой войны, когда Япония, заняв в германо-советской войне враждебную СССР позицию, до 1943 г. реально угрожала нападением на советский Дальний Восток и Сибирь, вела против Советского Союза необъявленную войну на море, совершала различного рода провокации. Проводимая Японией по договоренности с Германией политика сковывания советских вооруженных сил на Дальнем Востоке значительно осложняла военное положение СССР, затягивала борьбу с Германией, вела к увеличению жертв в войне. Это нарушало положения пакта о нейтралитете, ставило Японию в положение враждебной страны, что во многом и предопределило участие СССР в разгроме милитаристской Японии в коалиции союзных держав.

Анализ японской исторической литературы о Второй мировой войне свидетельствует о том, что, частично признавая факты подготовки Японии к нападению на СССР, японские историки нередко рассматривают эти действия как якобы вынужденные превентивные меры на случай советского нападения. А разработанный и осуществлявшийся японским верховным командованием план подготовки и проведения войны против СССР «Кантокуэн» представляется как исключительно оборонительный.

Читайте также  Правовое государство и гражданское общество

Подробному исследованию военной политики Японии в отношении СССР накануне и в годы Второй мировой войны, в том числе плану «Кантокуэн», посвящена вышедшая в 1985 г. в Японии монография «Крах стратегии „спелой хурмы“. Кто нарушил пакт о нейтралитете», а затем в 1989 г. в переработанном и расширенном варианте – и в Советском Союзе. В новой книге основное внимание автор уделил взаимоотношениям СССР со своими союзниками – США и Великобританией в войне на Тихом океане.

Дело в том, что в японской, в последнее время – и в российской, историографии при рассмотрении обстоятельств вступления СССР в войну на Дальнем Востоке наблюдается явление, которое можно определить как «японоцентризм». В Японии очень мало работ, в которых решение советского правительства об участии в войне рассматривалось бы с позиций существа международных отношений в годы войны, выявления планов, намерений и устремлений участников антигитлеровской коалиции. Вместо этого все сводится лишь к пакту о нейтралитете, критике «экспансионизма Сталина».

В предлагаемой читателю книге рассматривается участие СССР в войне с Японией не изолированно, а в контексте взаимоотношений союзников во Второй мировой войне в целом, с учетом складывавшейся ситуации на всех театрах военных действий. При этом обращается внимание на то, что комплекс союзнических отношений охватывал не только военные, но и политические проблемы, в том числе планы послевоенного устройства мира – создания ООН и др. И это весьма существенно. Ведь уклонение СССР от выполнения своих союзнических обязательств по отношению к Японии могло привести к срыву этих планов коллективного обеспечения мира и безопасности народов.

Критически воспринимая утверждение о «сталинском экспансионизме в Азии», автор считает, что участие СССР в войне на Дальнем Востоке было важным и с точки зрения обеспечения геополитических и военно-стратегических интересов нашей страны. В отстаивании этих интересов следует усматривать не «гегемонизм» Сталина, а его заслугу как руководителя государства.

Содержание книги не ограничивается лишь рассмотрением причин и обстоятельств, обусловивших выступление СССР против Японии. Затрагивая широкий круг вопросов политики великих держав в годы войны, автор высказывает свое мнение и по ряду других, до сих пор остающихся не до конца выясненными, проблем. Знало ли японское правительство и насколько подробно о сроках нападения Германии на СССР? Почему Япония не напала на СССР летом 1941 г.? Какие цели преследовало японское правительство, предлагая свое посредничество в замирении СССР с Германией? Знало ли японское правительство о ялтинских договоренностях глав союзных держав по поводу Японии? Почему Сталин не ответил на просьбы Токио о посредничестве СССР в замирении Японии с США? Кто и как препятствовал советско-японскому послевоенному урегулированию? Почему до сих пор нет мирного договора с Японией? В поиске ответов на эти и многие другие вопросы автор стремился опираться главным образом на документы – советские, японские и американские. Особенно на документальные материалы, рассекреченные и опубликованные в последние годы.

Как известно, у истории «много лиц». Это ярко проявляется в исследованиях военно-исторического характера. Пожалуй, в истории еще не было войны, о которой и у победителей, и у потерпевших поражение были бы совпадающие суждения и оценки. И все же при всем разнообразии суждений, на наш взгляд, следует уходить от присущей периоду «холодной войны» сознательной идеологизации и политизации истории, стремиться к выработке объективных и сбалансированных оценок событий прошлого. Едва ли нужно говорить, насколько это важно для установления взаимопонимания, окончательной нормализации российско-японских отношений, достижения добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества народов двух стран.

Почти сто лет назад, 8 февраля (26 января) 1904 г. без объявления войны японский флот совершил внезапное нападение на русскую эскадру у Порт-Артура.

Толчком к обострению противоречий между Японией и Россией послужила японо-китайская война 1894–1895 гг. Одержав победу в войне, Япония на мирных переговорах в японском городе Симоносэки в 1895 г. добилась территориальных приобретений, отторгнув от цинского Китая остров Тайвань и Ляодунский полуостров. В дальнейшие планы Японии входило овладение Кореей и Южной Маньчжурией. А это означало выход японской армии непосредственно к дальневосточным границам России. Царское правительство уже тогда в полной мере осознавало возникновение угрозы. Еще до подписания японо- китайского мирного договора в Петербурге было созвано особое совещание министров для обсуждения

Современная геополитическая ситуация в Тихоокеанском регионе и позиция правящих кругов Японии.

В 21 веке имеет место мнение о том, что на место мировых лидеров станет претендовать Япония. Даже не беря во внимание то, что в современности Япония остается экономической сверхдержавой, а также серьезным региональным конкурентом Китая.

Просмотр содержимого документа
«Современная геополитическая ситуация в Тихоокеанском регионе и позиция правящих кругов Японии.»

Современная геополитическая ситуация в Тихоокеанском регионе и позиция правящих кругов Японии.

В 21 веке имеет место мнение о том, что на место мировых лидеров станет претендовать Япония. Даже не беря во внимание то, что в современности Япония остается экономической сверхдержавой, а также серьезным региональным конкурентом Китая, ей все-таки присущи некие отличия от США, ЕС, Китая, России заключающейся в ограниченной геополитической роли ввиду пацифистского характера ее конституции (оборонная доктрина, отказ от обладания дорогостоящими вооруженными силами, неучастие в международных военных операциях).

Рассмотрим геополитические ресурсы Японии:

— Экономическая/финансовая мощь (вторая по экономике после США);

— Демократический режим Японии — «мягкий» геополитическим ресурс в Азиатско-Тихоокеанском регионе и мире;

— Местоположение (способствует качественному распределению труда);

— Членом геополитически влиятельных межправительственных организаций;

После того, как Япония проиграла во Второй Мировой войне, она потерпела крах идеологии силовой экспансии. Мировое сообщество не по своей воле стало свидетелем возрождения некого японского национализма, что подталкивалось тем, что в связи с окончанием «холодной войны» США отпустили Японию в «свободное плавание». В целях «выживания» нации в новом веке стала востребована идеология национализма. Опираясь на неё, Япония реализует достаточно успешную модель национального развития. Япония – это некий пример государства, которое доказало возможность стабильного существования нации с гомогенной национальной идентичностью.

Что касаемо Азиатско-Тихоокеанского региона — то это один из наиболее активно развивающихся регионов. Еще в 20 веке, тут производилось около 60% мирового ВВП. Важно отметить, что регион богат полезными ресурсами.

Геополитическая ситуация в АТР на данном этапе жизни значительно отличается тем, что в АТР есть несколько государств — региональных лидеров. К ним относим Японию, Китай и США. Регион терзают, разрывают на определенные зоны влияния. Тут же, на почве неравного разделения, вызревает конфликт между странами АТР. Ведь результатом того, как в США упали темпы экономического роста, они оказались не в состоянии «поглотить» тот поток товаров, который исходил из восточных стран. Товарные потоки переориентировались на рынок ЕС. «Неподеленный» товарный рынок Европы стал причиной раздора между странами-участницами АСЕАН, а также между ними и Японией. Острова Сенкаку и Спратли продолжают делить между собой Китай и Япония. Кстати, многие эксперты предполагают, что там могут находиться огромные запасы нефти, что еще больше подогревает конфликт. Продолжается спор и по поводу южных курил. Тут в конфликт вступает Россия. Сосуществование в регионе ядерных государств: США, России, Китая, а также технологическая возможность Японии создания ядерного оружия и средств его доставки, как и возможность появления новых членов «ядерного клуба» региона (прежде всего Северной и Южной Кореи, Тайваня), делает явные и латентные конфликты чрезвычайно опасными.

Таким образом, сейчас важно осознавать, что Япония — это стратегически и экономически сильное государство. Однако несмотря на свое экономическое влияние в АТР, политически же, она продолжает нести статус некоторой изолированности от других азиатских стран, причинами чего, по мнение некоторых исследований и собственно и по моему мнению есть восприятие Японии как сильно эгоистической державы, которая всеми силами подражает Западу и находится в очень сильной политической зависимости от США. Конечно, не столько важны эти мнения, сколько более актуальным является то, что они влияют на отношение к Японии и ее геополитическое положение в регионе. Конечно, мы все понимаем то, что Японии не нравится такое свое положение, и она всеми силами будет пытаться изменить это посредством как можно более сильного отдаления от США,чтобы иметь возможность играть более значительную роль в ареале Тихого океана. Однако также отметим, что увеличение роли Японии во многом зависит и от преодоления комплекса «поверженной» во Второй мировой войне державы и приходом в политику новых поколений, не отягощенных чувством исторической вины.

1. Геополитика — это..

а) японская политика в отношении АТР;

б) мировая политика о контроле над территорией, о закономерностях

распределения и перераспределения сфер влияния;

в) изучение возможности создания ядерных сил Японией;

2. Какие страны являются региональными лидерами АРТ?

3. Найдите соответствия между названием договора, хартии и ее

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: