Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации и её функции - ABCD42.RU

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации и её функции

Порядок формирования, полномочия и структура Государственной Думы РФ

Государственная дума – нижняя палата парламента Российской Федерации. Численный состав Государственной Думы — 450 депутатов — образует общее число депутатов, исходя из которого Конституция определяет долю, необходимую для принятия решений Государственной Думой и осуществления групповых инициатив ее депутатов.

Государственная Дума избирается сроком на четыре года. Четырехлетний срок полномочий Государственной Думы представляется оптимальным: он позволяет депутатам не только набрать необходимый опыт работы, но и использовать его в течение значительного времени.

Порядок выборов регламентируется Федеральным законом от 20.12.2002 № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» с изм. и доп.

Выборы проводятся с использованием смешанной избирательной системы: половина депутатов (225) избирается в одномандатных избирательных округах по мажоритарной системе относительного большинства, а другая половина – в едином федеральном избирательном округе по пропорциональной избирательной системе (по партийным спискам) с установлением 7 %-го заградительного барьера (ранее он определялся в 5 %) на основе принципа естественной квоты с применением правила наибольшего остатка (наибольшей дробной части). В настоящее время в стадии рассмотрения находится президентский законопроект, предусматривающий переход к выборам депутатов Государственной Думы исключительно по пропорциональной избирательной системе.

Требования к активному избирательному праву на парламентских выборах – те же, что и на выборах Президента РФ, а требования к пассивному избирательному праву (к кандидатам в депутаты) – более мягкие: депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший возраста 21 года и не лишенный избирательных прав. Ограничений по количеству переизбраний для депутатов Государственной Думы не устанавливается.

Выборы, по общему правилу, назначаются Президентом РФ, а если он эту обязанность не выполняет, – то Центральной избирательной комиссией РФ (ЦИК), на первое воскресенье месяца, в котором истекает установленный срок полномочий Государственной Думы предыдущего состава.

Право выдвижения кандидатов в одномандатных округах принадлежит политическим партиям (избирательным блокам) и самим гражданам в порядке самовыдвижения; списки кандидатов в федеральном избирательном округе могут выдвинуть исключительно политические партии (избирательные блоки). Регистрация выдвинутых кандидатов осуществляется окружными избирательными комиссиями на основе представленных подписей избирателей в поддержку кандидата или внесения избирательного залога. Подписей должно быть представлено не менее 1 % от количества избирателей округа (если в округе зарегистрировано менее 100 тыс. избирателей – то не менее 1 тыс. подписей). Избирательный залог составляет 15 % от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата (на выборах 2003 г. эта сумма была установлена в 6 млн руб., следовательно, размер избирательного залога составлял 900 тыс. руб. Регистрация федеральных списков кандидатов осуществляется ЦИК также на основе представленных подписей или внесения избирательного залога, однако требования здесь более жесткие: подписей в поддержку списка, выдвинутого политической партией (избирательным блоком), должно быть представлено не менее 200 тыс. (при этом на один субъект РФ может приходиться не более 14 тыс. подписей, т. е. партийный список должен получить предварительную поддержку избирателей как минимум в 15 регионах), а размер избирательного залога (также 15 %) исчисляется от предельной суммы всех расходов избирательного фонда партии (блока) (на выборах 2003 г. она была установлена в размере 250 млн руб., следовательно, сумма избирательного залога составляла 37,5 млн руб.).

Результаты выборов по единому федеральному избирательному округу устанавливает ЦИК, а по одномандатным округам – окружные избирательные комиссии. Общие итоги выборов устанавливает и публикует ЦИК. На первое заседание вновь избранная Дума собирается на 30-й день после избрания (если Президент РФ не соберет заседание ранее), и именно с начала работы Государственной Думы нового созыва прекращаются полномочия Государственной Думы прежнего созыва.

Полномочия Государственной Думы могут быть прекращены Президентом РФ досрочно в трех случаях(все они связаны с преодолением возможного правительственного кризиса и являются частью системы «сдержек и противовесов»):

1) после трехкратного отклонения представленных Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ (ч. 4 ст. 111 Конституции РФ);

2) в случае повторного (в течение трех месяцев) выражения недоверия Правительству РФ (ч. 3 ст. 117 Конституции РФ);

3) в случае однократного отказа в доверии Правительству РФ при постановке вопроса о доверии Председателем Правительства РФ (ч. 4 ст. 117 Конституции РФ).

Структура Государственной думы включает руководство (председатель Государственной думы и его заместители), депутатские объединения (фракции и депутатские группы), также комитеты и комиссии. Председатель Государственной думы избирается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной думы при тайном голосовании на весь срок полномочий данного созыва. Председатель Государственной думы ведет заседания палаты, ведает вопросами внутреннего распорядка, организует работу Совета Государственной думы, осуществляет общее руководство деятельностью аппарата думы, назначает и увольняет руководителей аппарата, представляет думу во взаимоотношениях с президентом, правительством, Советом федерации, подписывает постановления Государственной думы. Число заместителей председателя определяется решением Государственной думы. Заместители председателя думы избираются большинством голосов от общего числа депутатов. Они замещают председателя во время его отсутствия, по поручению председателя ведут заседания палаты, координируют деятельность комитетов и комиссий Государственной думы.

Из числа депутатов формируются комитеты и комиссии Государственной думы. Думские комитеты готовят законопроекты к рассмотрению Государственной думой; заключения по законопроектам, поступившим на рассмотрение Государственной думы; запросы в Конституционный суд; организуют проводимые Государственной думой парламентские слушания; дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета. В комитетах обязаны состоять все депутаты, кроме председателя Думы, его заместителей, руководителей депутатских фракций и групп. Государственная дума может создавать комиссии, деятельность которых ограничена определенным сроком или конкретной задачей. Численный состав каждого комитета и каждой комиссии определяется думой, но не может быть, как правило, менее 12 и более 35 депутатов. Традиционно наиболее многочисленным является комитет по бюджету, наименьшая численность депутатов отмечена в комитетах, созданных по требованиям конкретных фракций и групп (комитет по геополитике в Государственной думе первого и второго созывов, созданный по инициативе ЛДПР, комитет по делам ветеранов, созданный по инициативе КПРФ).

Для предварительного рассмотрения организационных вопросов деятельности думы создан Совет Государственной думы. В состав Совета Государственной думы с правом решающего голоса входят председатель думы и руководители депутатских объединений. Совет Государственной думы формирует программу законопроектной работы на текущую сессию; готовит проект порядка работы Государственной думы на очередное заседание; созывает в соответствии с законом внеочередные заседания палаты и определяет даты их проведения; назначает соответствующий комитет Государственной думы ответственным за подготовку законопроекта, определяет срок подготовки отзывов, предложений и замечаний (поправок) к законопроекту; принимает решение о проведении парламентских слушаний. Государственная дума вправе отменить решение Совета Государственной думы.

Депутаты, прошедшие в Государственную думу по списку одной политической партии, составляют одну фракцию. Фракция избирает из своего состава руководителя фракции и его заместителей. В составе фракции численностью более ста депутатов Государственной думы могут создаваться внутрифракционные группы. Численность внутрифракционной группы не может составлять менее 50 депутатов. Руководителем внутрифракционной группы является заместитель руководителя фракции. Депутат Государственной думы вправе состоять только в одной фракции. В случае выхода депутата из состава фракции его полномочия прекращаются.

По предложению фракций избираются председатели и заместители председателей комитетов Государственной думы. Руководители фракций имеют преимущественное право на получении слова для выступлений, а также право на собственный, оплачиваемый из государственного бюджета, аппарат, численность работников которого связана с численностью депутатов во фракции.

Полномочия (компетенция) Государственной Думы закреплены в ст. 103 Конституции РФ. К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства;

б) решение вопроса о доверии Правительству;

в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава аудиторов;

д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

е) объявление амнистии;

ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Государственная Дума Федерального Собрания: общая характеристика, полномочия, организация деятельности

Ст. 95 Конституции РФ определяет, что Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на пять лет.

Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. При этом одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе, они не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.Заседания Государственной Думы являются открытыми или закрытыми (в случаях, предусмотренных регламентом палаты). Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.

Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

Полномочия Государственной Думы

К ведению Государственной Думы относятся (ст. 103 Конституции РФ):

    1. дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
    2. решение вопроса о доверии Правительству РФ;
    3. заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
    4. назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ, Уполномоченного по правам человека, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
    5. объявление амнистии;
    6. выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Государственная Дума большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ)принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией РФ.

Читайте также  Организация делопроизводства в органах государственной власти и местного самоуправления

Организация деятельности Государственной Думы

Организация деятельности Совета Федерации определена Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент РФ может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.

Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.

Государственная Дума Федерального Собрания РФ (далее — Государственная Дума, палата) самостоятельно решает вопросы, относящиеся к ее ведению в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного обсуждения и коллективного решения вопросов.

Порядок работы Государственной Думы — это закрепленная в нормах Конституции РФ Регламента форма проявления ее деятельности, выявления коллегиальной воли Думы и отдельной воли депутатов с целью реализации полномочий Государственной Думы. Главной формой деятельности Государственной Думы являются ее пленарные заседания.

Определенная совокупность заседаний палаты и ее органов, а также других проводимых ими мероприятий представляют собой такую организационно-правовую форму деятельности, которая называется «сессия».

Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой, депутаты Государственной Думы образуют фракции.

Государственная Дума образует следующие комитеты:

    1. по конституционному законодательству и государственному строительству;
    2. по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству;
    3. по труду, социальной политике и делам ветеранов;
    4. по бюджету и налогам;
    5. по финансовому рынку;
    6. по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству;
    7. по вопросам собственности;
    8. по промышленности;
    9. и др.

Заседание комитета Государственной Думы проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц,и правомочны, если на них присутствует более половины от общего числа членов комитета.

Заседания Государственной Думы проводятся открыто, гласно и освещаются в средствах массовой информации. По решению палаты на ее заседания могут быть приглашены представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, эксперты и другие специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым Государственной Думой законопроектам и иным вопросам. Представители средств массовой информации могут присутствовать на открытых заседаниях палаты при условии их аккредитации в Государственной Думе.

Государственная Дума может принять решение о проведении закрытого заседания, если предложение об этом внесено председательствующим на заседании Государственной Думы, Советом Государственной Думы, Президентом РФ, комитетом Государственной Думы или депутатским объединением, Председателем Государственной Думы, Председателем Правительства РФ. Решение о проведении закрытого заседания принимается большинством голосов от числа депутатов Государственной Думы, принявших участие в голосовании. Представители средств массовой информации на закрытые заседания Государственной Думы не допускаются.

Сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, обсуждаемые на закрытом заседании Государственной Думы, разглашению и распространению не подлежат. Председательствующий на закрытом заседании палаты в начале указанного заседания уведомляет депутатов Государственной Думы и приглашенных лиц об основных правилах проведения закрытого заседания, о степени секретности обсуждаемых на нем сведений и предупреждает об ответственности за разглашение и распространение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну.

Президент РФ, полномочный представитель Президента РФ в Государственной Думе, Председатель Совета Федерации, члены Совета Федерации, Председатель Правительства РФ, члены Правительства РФ, полномочный представитель Правительства РФ в Государственной Думе, судьи Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, Председатель Счетной палаты РФ, заместители, аудиторы Счетной палаты РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, Генеральный прокурор РФ, Председатель Центральной избирательной комиссии РФ вправе присутствовать на любом открытом или закрытом заседании палаты.

Другие лица могут присутствовать на закрытых заседаниях палаты только при наличии специальных пропусков, оформляемых по письменному разрешению Председателя Государственной Думы или, по его поручению, одного из его заместителей.

Государственная Дума собирается на сессии, как правило:

  1. весеннюю — с 12 января по 20 июня;
  2. осеннюю — с 1 сентября по 25 декабря.

Во время сессии Государственной Думы проводятся заседания палаты, заседания Совета Государственной Думы, заседания комитетов и комиссий Государственной Думы, парламентские слушания, работа депутатов Государственной Думы в комитетах и комиссиях, во фракциях и в депутатских группах, а также с избирателями.

Заседания Государственной Думы проходят в определенные дни. Но Государственная Дума может назначить и дополнительное или внеочередное заседание. На заседаниях Государственной Думы в определенный день недели после утверждения порядка работы Государственной Думы проводится «час голосования». На «час голосования» выносятся только те законы, законопроекты и проекты постановлений, которые уже были предметом обсуждения палаты:

    • законопроекты, рассматриваемые в третьем чтении;
    • законопроекты о федеральном бюджете на очередной год (итоговое голосование при рассмотрении в четвертом чтении);
    • законопроекты о ратификации международных договоров РФ;
    • законы, отклоненные Советом Федерации;
    • законы, отклоненные Президентом РФ;
    • проекты постановлений Государственной Думы по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению Государственной Думы.

Комитеты и комиссии Государственной Думы заседают по определенным, установленным палатой, дням недели.

Один раз в неделю на заседании Государственной Думы, как правило, проводится «правительственный час» для ответов Председателя Правительства РФ, других членов Правительства РФ, Генерального прокурора РФ, Председателя Центрального банка РФ; Председателя Центральной избирательной комиссии РФ, руководителей иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления на вопросы депутатов Государственной Думы. При этом заслушиваются не более двух приглашенных.

Заседание Государственной Думы является правомочным, если на нем присутствует большинство от общего числа депутатов палаты.

Депутат Государственной Думы обязан присутствовать на ее заседаниях. О невозможности присутствовать на заседании палаты депутат Государственной Думы заблаговременно информирует руководителя депутатского объединения, либо председателя комитета, комиссии, либо Председателя Государственной Думы.

Выступающий в Государственной Думе не вправе нарушать правила депутатской этики — употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов Государственной Думы и других лиц, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес, использовать заведомо ложную информацию, призывать к незаконным действиям. В случае нарушения указанных правил председательствующий предупреждает выступающего, а в случае повторного нарушения лишает его права выступления в течение всего дня заседания.

Какие основные функции Государственной Думы

Приведение власти в действие невозможно без действующего представительского органа. Это правило действительно для любого государства на сегодняшний день. Такие учреждения создаются избирательным способом, обеспечивая демократическую составляющую процесса управления в стране. Прочитав эту статью, вы узнаете об основных функциях Государственной Думы.

В России избирается населением. Главной формой обеспечения народовластия является развитие жителей всех регионов. В Конституции обозначены его принципы. В ней прописано, что единственным представительным и законодательным органом страны является Федеральное Собрание.

Также в Конституции прописано, что этот аппарат состоит из двух палат, одной из которых является Государственная Дума, а другой — Совет Федерации. СПРАВКА! В нашей стране государственная власть осуществляется по принципу деления на три ветви, как и в других цивилизованных странах.

  • 1 Общие сведения
    • 1.1 Федеральное Собрание
    • 1.2 Об основных функциях Госдумы
    • 1.3 Роль Думы в отношениях с другими органами власти
  • 2 Подробности
    • 2.1 Значение решения Президента в деятельности Госдумы
    • 2.2 Другие полномочия Государственной Думы
    • 2.3 Депутат Государственной Думы
  • 3 Заключение

Общие сведения

Федеральное Собрание

Представительские органы гарантируют осуществление власти народа. Задачей Государственной Думы является формирование наиболее достойных условий для наличия многопартийной системы и разнообразия идеологических направлений. Таким образом можно содействовать политико-правовой активности населения.

Об основных функциях Госдумы

Разъяснения по поводу полномочий Госдумы представлены в Конституции, а именно в 103 статье. Согласно ей, основными функциями Госдумы являются:

— дача запрета или согласия Президенту для установления Председателя Правительства РФ;

— разъяснение любых вопросов, касающихся доверия к данному органу;

— рассмотрение отчетов Правительства РФ о результатах и итогах работы, предоставляемых ежегодно. Здесь особое внимание уделяется тем задачам, которые были решены Госдумой во время открытого прослушивания;

— происходит увольнение и прием на должности Председателя ЦБ, руководителя Счетной палаты, половины состава аудиторов, омбудсмена, который руководствуется в своей работе конституционными федеральными законами и подзаконными актами;

— устройство процесса импичмента Президента при вынесении обвинения.

Роль Думы в отношениях с другими органами власти

Госдума является активным участником совершения важнейших решений по поводу правительства, так как ее полномочиями является вероятность подачи квоты недоверия исполнительной власти. Большинством участников нижней палаты Федерального Собрания определяется возможность продолжения его деятельности или роспуска. Помимо этого, одна ветвь власти оказывает воздействие на другую, что расценивается как стабилизация правоотношений.

СПРАВКА! Каждое из центральных звеньев имеет разные функции и они оказывают друг другу контролирующее внимание.

Подробности

Значение решения Президента в деятельности Госдумы

На практике Госдума выражает свое недоверие правительства очень редко. Но, согласно процедуре постановления депутатов о недоверии правительству, не может быть поводом для того, чтобы распустить центральный исполнительный орган. Если Президент РФ не разделяет мнение большинства депутатов Госдумы, то он даёт им срок в три месяца, чтобы повторно выразить недоверие.

В дальнейшем всё зависит от главы государства. Если он до кону не согласен с решением Госдумы, то вправе распустить представительский аппарат. Если президент подтверждает решение Госдумы о недоверии правительству, то он должен сообщить о его отставке.

Другие полномочия Государственной Думы

Дополнительный список властных полномочий прописан в других статьях Конституции и других законах. Наиболее важным является право на принятие и утверждение федеральных законодательных актов и своего регламента.

СПРАВКА! Вопросы, которые возникают в процессе политической деятельности Госдумы, нужно четко рассматривать для формирования внутреннего распорядка, полномочий депутатов, графика работы и прочее.

Также регламент Госдумы определяет следующие моменты:

— утверждение планирования участия Федерального Собрания на международном уровне;

— разбор вопросов, касающихся политического значения;

— содействие и консультации с президентом по поводу назначений на должности дипломатов в международных организациях и других государствах;

— подача требований в Конституционный суд России и другое.

Совместные функции Совета Федерации и Государственной Думы позволяют считать их унитарным учреждением государственного управления, имеющее название «Федеральное Собрание РФ».

Депутат Государственной Думы

Отдельно рассматривать функции депутатов Госдумы не требуется. Они являются народными представителями, которые избираются путем народного всеобщего голосования. Состоит она из 450 депутатов, перед которыми стоит задача решения первоочередных вопросов политики государства.

Согласно Конституции, каждый депутат избирается на срок 5 лет. Лучшие из кандидатов определяются при тайном голосовании народа.

СПРАВКА! Выбираются депутаты по избирательному федеральному округу в прямом соотношении с количеством голосов, отданных за предложенных кандидатов в списках бюллетеня.

Заключение

На политико-правовом уровне обозначены основные функции Госдумы, к которым относится следование взаимного присутствия и деятельности Президента РФ и трёх ветвей власти.

Читайте также  Товарная политика предприятия 3

Осуществляя самые главные решения для страны, Госдума вместе с Советом Федерации берут на себя весь объем ответственности, которую предоставляет им народ.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

Госуда́рственная Ду́ма [1] (кратко — Госду́ма) — одна из двух палат Федерального Собрания Российской Федерации (ст. 95 действующей Конституции России).

Правовой статус Государственной Думы (обычно рассматривается как нижняя палата российского парламента) определён в главе 5-й Конституции Российской Федерации [2] .

Государственная Дума состоит из 450 депутатов (ст. 95 Конституции РФ). Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём, одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной Думы и членом Совета Федерации) (ст. 97 Конституции РФ). Депутатом Государственной Думы первого созыва мог одновременно являться член Правительства Российской Федерации (согласно переходным положениям Конституции России).

С 2007 года депутаты Государственной Думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). С 2005 года проходной барьер повышен до 7 %. Новые правила были установлены специально для того, чтобы отсечь явно непроходные партии и нежелательных кандидатов в Госдуму. [3] Ранее в России была смешанная избирательная система, так как половина общего состава депутатов избиралась также по мажоритарной системе (по одномандатным округам).

Первая Государственная дума избиралась вместе с Советом Федерации в день всенародного голосования по Конституции 12 декабря 1993 года сроком на 2 года (согласно переходным положениям принимаемой Конституции).

Срок полномочий остальных созывов Государственной Думы — 4 года. Из-за внесения поправок в Конституцию 2008 года следующие созывы депутатов будут избираться сроком на 5 лет [4] .

Работу думы возглавляет председатель думы и его заместители, при этом каждая фракция или депутатская группа может выдвинуть заместителя председателя Государственной Думы. Работа депутатов осуществляется в рамках комитетов Госдумы.

Содержание

Полномочия Государственной думы

Политика — Портал:Политика
Россия

Эта статья — часть серии:
Политика и правительство
России

  • Совет Федерации
    • Члены СФ
    • Председатель СФ
      • Сергей Миронов
  • Государственная Дума
    • Депутаты Госдумы
    • Спикер Госдумы
      • Борис Грызлов

Политическая система

Другие страны · Портал Политика

Конституция Российской Федерации (статья 103) определяет следующие полномочия Госдумы и дает право выносить Постановления по ним:

  • дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
  • заслушивание ежегодных отчётов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
  • решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
  • назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка России;
  • назначение на должность и освобождение от должности председателя Счетной палаты Российской Федерации и половины состава ее аудиторов;
  • назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
  • объявление амнистии;
  • выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Государственная дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

Под принятым федеральным законом по смыслу ч. 1 ст. 107 Конституции РФ понимаются: законы, принятые Государственной Думой и одобренные Советом Федерации в соответствии с ч.ч. 1, 2, 3 и 4 ст. 105 Конституции Российской РФ; законы, повторно принятые Государственной Думой в соответствии с ч. 5 ст. 105 Конституции РФ; законы, одобренные Государственной Думой и Советом Федерации в соответствии с ч. 3 ст. 107 Конституции РФ. Кроме того, принятый федеральный закон подписывается и обнародуется Президентом РФ.

В том же порядке должен приниматься, подписываться и обнародоваться и акт законодательного органа, посредством которого осуществляется официальное, имеющее силу закона разъяснение федерального закона. Если же разъяснение предпринято в форме постановления Государственной Думы, то есть без соблюдения требований ст.ст. 105, 106, 107 Конституции РФ, предъявляемых к принятию федеральных законов, то оно не может рассматриваться в качестве акта Федерального Собрания — законодательного органа РФ. Будучи актом лишь одной из его палат, такое постановление не является аутентичным официальным разъяснением закона. Нельзя его признать и делегированным официальным разъяснением закона, поскольку Конституция РФ не предоставляет Государственной Думе соответствующего права. [5]

Роспуск Госдумы

Роспуск Госдумы может произойти по указу президента России, если она трижды отклонила представленные им кандидатуры на должность председателя правительства или выразила недоверие правительству повторно в течение трёх месяцев. Однако Дума не может быть распущена в первый и последний годы своей работы. В случаях роспуска Госдумы президент назначает дату выборов так, чтобы вновь избранная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента её роспуска.

Структура

Аппарат Госдумы

Аппарат Государственной Думы — постоянно действующий орган Государственной Думы, осуществляющий правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, финансовое, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности депутатов Государственной Думы, депутатских объединений в Государственной Думе, Совета, комитетов и комиссий Государственной Думы, Председателя Государственной Думы, его первых заместителей и заместителей, Руководителя и работников Аппарата Государственной Думы.

Руководители Аппарата Государственной Думы

  • Войков Андрей Иванович (1994—1996)
  • Трошкин Николай Никитич (1996—2002)
  • Лоторев Александр Николаевич (2002—2005)
  • Чернявский Валентин Семенович (2005—2007)
  • Сигуткин Алексей Алексеевич (с 2007)

Председатели Госдумы

Председатель Государственной думы осуществляет взаимодействие с другими ветвями власти — исполнительной и судебной. Председатель, первый заместитель председателя и заместители председателя избираются тайным голосованием на заседании палаты. Кандидатов на должности заместителей председателя могут выдвигать депутатские объединения и депутаты.

Государственная Дума I созыва (14 января 1994 г. — 17 января 1996 г.)

  • Рыбкин Иван Петрович (избран 14 января 1994 г. — постановление Государственной Думы № 8-I ГД), фракция Аграрной партии России (АПР)

Государственная Дума II созыва (17 января 1996 г. — 18 января 2000 г.)

  • Селезнёв Геннадий Николаевич (избран 17 января 1996 г. — постановление Государственной Думы № 7-II ГД), фракция КПРФ

Государственная Дума III созыва (18 января 2000 г. — 29 декабря 2003 г.)

  • Селезнёв Геннадий Николаевич (избран 18 января 2000 г. — постановление Государственной Думы № 6-III ГД), фракция КПРФ, с 4 июня 2002 г. — независимый депутат

Государственная Дума IV созыва (29 декабря 2003 г. — 24 декабря 2007 г.)

  • Грызлов Борис Вячеславович (избран 29 декабря 2003 г. — постановление Государственной Думы № 5-IV ГД), фракция «Единая Россия»

Государственная Дума V созыва (с 24 декабря 2007 г.)

  • Грызлов Борис Вячеславович (избран 24 декабря 2007 г. — постановление Государственной Думы № 3-V ГД), фракция «Единая Россия»

Комитеты и комиссии Госдумы

Госдума образует комитеты и комиссии. Комитеты являются основными органами палаты, участвующими в законотворческом процессе. Формируются, как правило, по принципу пропорционального представительства депутатских объединений. Председатели комитетов, их первые заместители и заместители избираются большинством голосов от общего числа депутатов по представлению депутатских объединений. В Госдуме 4 созыва «Единая Россия» руководила всеми 29 комитетами ГД.

К полномочиям комитетов относятся:

  • вносение предложения по формированию примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию и календаря рассмотрения вопросов Государственной Думой на очередной месяц;

осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрению Государственной Думой;

  • подготовка проектов постановлений Государственной Думы;
  • подготовка заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение Государственной Думы;
  • подготавка в соответствии с решением палаты запросы в Конституционный Суд Российской Федерации;
  • в соответствии с решением Совета Государственной Думы, поручением Председателя Государственной Думы подготовка проектов постановлений Государственной Думы о направлении представителей Государственной Думы в Конституционный Суд Российской Федерации;
  • организуация проводимых Государственной Думой парламентских слушаний;
  • заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета;
  • анализ практики применения законодательства.

Госдума образует комиссии в случаях и порядке, установленных законодательством. Комиссии образуются на срок, не превышающий срока полномочий Думы данного созыва.

Депутатские объединения

К депутатским объединениям относятся фракции и депутатские группы. Депутатское объединение может быть сформировано на основе партии или избирательного блока, прошедшего в Думу по общефедеральному избирательному округу, а также из депутатов, избранных по одномандатным округам. Депутат вправе состоять только в одном депутатском объединении.

Депутаты, не вошедшие во фракции, могут образовывать депутатские группы. Согласно постановлению Думы от 29 декабря 2003 года, регистрации подлежат депутатские группы численностью не менее 55 депутатов. Эта норма способствовала вступлению многих депутатов-одномандатников во фракцию «Единой России».

В Госдуме пятого созыва, избранной 2 декабря 2007 года, четыре партии сформировали свои фракции: «Единая Россия» (315 чел.), КПРФ (57 чел.), ЛДПР (40 чел.), «Справедливая Россия» (38 чел.).

Правовое регулирование управления

Лекция 6

1. Президент РФ

Статья 80 Конституции РФ определяет, что Президент Российской Федерации является главой государства.

Президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей.

Однако данное положение не дает никаких оснований трактовать президентскую власть как стоящую над другими властями, зависящими от нее. Каждая из них осуществляет свои конституционно закрепленные за ней полномочия, функционирует во взаимодействии с другими властями, обеспечена определенными рычагами влияния на иные власти и на Президента. В Конституции заложена необходимая система «сдержек и противовесов», которая способствует сбалансированному взаимодействию властей. Между ними нет отношений подчинения. Свои полномочия Президент осуществляет не на основе его ничем не связанной воли. Они реализуются в рамках Конституции РФ, в соответствии с ней и федеральными законами, во взаимодействии с парламентом и Правительством РФ.

В Конституции РФ содержится система гарантий, препятствующих превращению Президента РФ в авторитарного правителя.

Они заключаются в ограниченности периода полномочий Прези­дента Российской Федерации шестилетним сроком, в порядке его всенародных прямых выборов, в их альтернативном характере, в недопустимости занятия поста Президента более двух сроков подряд, в возможности отрешения от должности, в признании не соответствующими Консти­туции нормативных актов Президента на основе решения Конституционного Суда и др.

Закрепляя статус Президента РФ как главы государства, Конституция в ст. 80 предусматривает в обобщенной форме связанные с этим функции. Они касаются основ жизнедеятельности государства и общества.

Президент Российской Федерации является гарантом Консти­туции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Это означает, что Президент несет персональную ответственность за то, чтобы меха­низмы защиты Конституции и прав человека и гражданина работали бесперебойно, чтобы не было сбоев по тем или иным причинам в их реализации.

В установленном Конституцией порядке Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независи­мости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации.

В осуществлении этих функций Президент может использовать только закрепленные за ним конституционные полномочия, действовать только в рамках Конституции.

Это относится и к такой функции Президента, как определение основных направлений внутренней и внешней политики государства. Она формируется в соответствии с Конституцией и федераль­ными законами, не может им противоречить. Имеет значение и тот фактор, что на выборах каждый из кандидатов в Президенты выдвигает определенную программу, в которой намечаются стратеги­ческие направления развития государства и общества, и избрание того или иного кандидата означает одобрение содержащихся в ней установок большинством избирателей.

Ежегодные послания Президента Федеральному Собранию, в которых формулируются основные направления внутренней и внешней политики Российской Федерации, делают их достоянием народа, депутатов, партий, общественности. Это позволяет в слу­чае необходимости корректировать политику Президента с ис­пользованием всего потенциала конституционных форм, обеспечивающих взаимное воздействие одних государственных структур на другие, влияние на них общественных и социальных движений.

Как глава государства, Президент представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

Важным аспектом в характеристике статуса Президента является само место в Конституции главы о Президенте. Она открывает перечень глав, посвященных органам государственной власти Российской Федерации.

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью (ст. 91 Конституции). Содержание неприкосновенности Президента в Конституции не раскрывается, в отличие от неприкосно­венности депутатов.

Такая формула свидетельствует о высокой степени защиты Президента, который получил свои властные полномочия от наро­да на основе свободных выборов.

Неприкосновенность Президента, а также другие правовые средства обеспечивают свободное и ответственное осуществление Президентом принадлежащих ему конституционных полномочий и непрерывность функционирования института главы государства.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации и её функции

Глава 5. Федеральное Собрание

Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

1. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами.

1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.

1. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

2. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.

3. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.

4. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.

1. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

2. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

3. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

1. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей.

2. Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.

3. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

4. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

5. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

1. К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

1. К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации.

2. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

3. Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания.

4. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

5. Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: