Государственная система стандартизации Российской Федерации - ABCD42.RU

Государственная система стандартизации Российской Федерации

Статья 2. Основные понятия

Статья 2. Основные понятия

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

ГАРАНТ:

Пункт 1 статьи 2 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

1) документ по стандартизации — документ, в котором для добровольного и многократного применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации, за исключением случаев, если обязательность применения документов по стандартизации устанавливается настоящим Федеральным законом;

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 29 июня 2021 г. — Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 523-ФЗ

2) документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации (далее — документы национальной системы стандартизации), — национальный стандарт Российской Федерации (далее — национальный стандарт), в том числе основополагающий национальный стандарт Российской Федерации (далее — основополагающий национальный стандарт), и предварительный национальный стандарт Российской Федерации (далее — предварительный национальный стандарт), а также правила стандартизации, рекомендации по стандартизации, информационно-технические справочники, технические спецификации (отчеты) и стандарты организаций, в том числе технические условия, зарегистрированные в установленном порядке в Федеральном информационном фонде стандартов;

Информация об изменениях:

Статья 2 дополнена пунктом 2.1 с 29 июня 2021 г. — Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 523-ФЗ

2.1) информационная система в сфере стандартизации — государственная информационная система в национальной системе стандартизации, которая создается федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, функционирует на основе информационных технологий и технических средств, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, размещение, использование и предоставление информации, касающейся планирования работ по стандартизации, в том числе формирования и реализации программ по стандартизации, разработки, редактирования и экспертизы проектов документов по стандартизации в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также деятельности участников работ по стандартизации;

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 29 июня 2021 г. — Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 523-ФЗ

3) информационно-технический справочник — документ национальной системы стандартизации, содержащий систематизированные данные в определенной области и включающий в себя описание технологий, процессов, методов, способов, оборудования и иные данные;

ГАРАНТ:

Пункт 4 статьи 2 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

4) национальная система стандартизации — механизм обеспечения согласованного взаимодействия участников работ по стандартизации (федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации, федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации, другие федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» и иные государственные корпорации в соответствии с установленными полномочиями в сфере стандартизации, технические комитеты по стандартизации, проектные технические комитеты по стандартизации, комиссия по апелляциям, юридические лица, в том числе общественные объединения, зарегистрированные на территории Российской Федерации, физические лица — граждане Российской Федерации) на основе принципов стандартизации при разработке (ведении), утверждении, изменении (актуализации), отмене, опубликовании и применении документов по стандартизации, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, с использованием нормативно-правового, информационного, научно-методического, финансового и иного ресурсного обеспечения;

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 29 июня 2021 г. — Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 523-ФЗ

ГАРАНТ:

Пункт 5 статьи 2 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

5) национальный стандарт — документ по стандартизации, который разработан участником или участниками работ по стандартизации, в отношении которого проведена экспертиза в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации;

ГАРАНТ:

Пункт 6 статьи 2 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

6) объект стандартизации — продукция (работы, услуги) (далее — продукция), процессы, системы менеджмента, терминология, условные обозначения, исследования (испытания) и измерения (включая отбор образцов) и методы испытаний, маркировка, процедуры оценки соответствия и иные объекты;

ГАРАНТ:

Пункт 7 статьи 2 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

7) общероссийский классификатор технико-экономической и социальной информации (далее — общероссийский классификатор) — документ по стандартизации, распределяющий технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другим) и являющийся обязательным для применения в государственных информационных системах и при межведомственном обмене информацией в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Пункт 8 изменен с 29 июня 2021 г. — Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 523-ФЗ

ГАРАНТ:

Пункт 8 статьи 2 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

8) основополагающий национальный стандарт — национальный стандарт, устанавливающий общие положения, касающиеся выполнения работ по стандартизации, а также виды национальных стандартов;

Информация об изменениях:

Пункт 9 изменен с 29 июня 2021 г. — Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 523-ФЗ

ГАРАНТ:

Пункт 9 статьи 2 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

9) правила стандартизации — документ национальной системы стандартизации, содержащий положения организационного и методического характера, которые дополняют или конкретизируют отдельные положения основополагающих национальных стандартов, а также определяют порядок и методы проведения работ по стандартизации и оформления результатов таких работ;

Информация об изменениях:

Пункт 10 изменен с 29 июня 2021 г. — Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 523-ФЗ

ГАРАНТ:

Пункт 10 статьи 2 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

10) предварительный национальный стандарт — документ по стандартизации, который разработан участником или участниками работ по стандартизации, в отношении которого проведена экспертиза в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации на ограниченный срок в целях накопления опыта в процессе применения предварительного национального стандарта для возможной последующей разработки на его основе национального стандарта;

Информация об изменениях:

Статья 2 дополнена пунктом 10.1 с 29 июня 2021 г. — Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 523-ФЗ

10.1) программа стандартизации — документ, который разрабатывается и утверждается участником или участниками работ по стандартизации, предусматривает разработку на перспективу (с учетом целей и направлений развития стандартизации) документов по стандартизации в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) внесение в них изменений (актуализацию) либо их пересмотр;

Информация об изменениях:

Пункт 11 изменен с 29 июня 2021 г. — Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 523-ФЗ

ГАРАНТ:

Пункт 11 статьи 2 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

11) рекомендации по стандартизации — документ национальной системы стандартизации, содержащий информацию организационного и методического характера, касающуюся проведения работ по стандартизации и способствующую применению соответствующего национального стандарта, либо положения, которые предварительно проверяются на практике до их установления в национальном стандарте или предварительном национальном стандарте;

Информация об изменениях:

Пункт 12 изменен с 29 июня 2021 г. — Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 523-ФЗ

ГАРАНТ:

Пункт 12 статьи 2 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

12) свод правил — документ по стандартизации, содержащий правила и общие принципы в отношении процессов в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов;

ГАРАНТ:

Пункт 13 статьи 2 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

13) стандарт организации — документ по стандартизации, утвержденный юридическим лицом, в том числе государственной корпорацией, саморегулируемой организацией, а также индивидуальным предпринимателем для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг;

ГАРАНТ:

Пункт 14 статьи 2 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

14) стандартизация — деятельность по разработке (ведению), утверждению, изменению (актуализации), отмене, опубликованию и применению документов по стандартизации и иная деятельность, направленная на достижение упорядоченности в отношении объектов стандартизации;

Информация об изменениях:

Статья 2 дополнена пунктом 14.1 с 29 июня 2021 г. — Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 523-ФЗ

14.1) техническая спецификация (отчет) — документ по стандартизации, утвержденный техническим комитетом по стандартизации и устанавливающий характеристики, правила и принципы в отношении инновационной продукции (работ, услуг), процессов, исследований (испытаний), измерений, включая отбор образцов, и методов испытаний;

ГАРАНТ:

Пункт 15 статьи 2 вступает в силу с 1 июля 2016 г.

15) технические условия — вид стандарта организации, утвержденный изготовителем продукции (далее — изготовитель) или исполнителем работы, услуги (далее — исполнитель).

Государственная система стандартизации Российской Федерации

Стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.
Работы по стандартизации в России осуществляются на основе принятого Федерального закона «О техническом регулировании». Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года, разработанная национальным органом Российской Федерации по стандартизации — Росстандартом, одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2012 г. № 1762-р. Тексты распоряжения Правительства Российской Федерации от 24.09.2012 г. № 1762-р и Концепции развития национальной системы стандартизации до 2020 года

Целями стандартизации являются:

  • повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений;
  • обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов), технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных, проведения анализа характеристик продукции (работ, услуг), исполнения государственных заказов, добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг);
  • содействие соблюдению требований технических регламентов;
  • создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции (работ, услуг), систем обеспечения качества продукции (работ, услуг), систем поиска и передачи данных, содействие проведению работ по унификации.

Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:

  • добровольного применения стандартов;
  • максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;
  • применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;
  • недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации;
  • недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;
  • обеспечения условий для единообразного применения стандартов.
Читайте также  Геополитичекая доктрина Японии

К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:

  • национальные стандарты;
  • правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
  • применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; стандарты организаций;
  • своды правил

Национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, в том числе правила их разработки и применения, представляют собой национальную систему стандартизации. Национальные стандарты утверждаются национальным органом по стандартизации в соответствии с правилами стандартизации, нормами и рекомендациями в этой области. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 294 «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии» на Агентство возложены функции национального органа Российской Федерации по стандартизации. Национальный орган по стандартизации наделен правом разрабатывать и утверждать программу разработки национальных стандартов (программа разработки национальных стандартов на 2014 год,программа разработки национальных стандартов на 2015 год год, программа разработки национальных стандартов на 2016 год), а также порядок создания и деятельности технических комитетов по стандартизации.

При подаче заявок для формирования программы разработки национальных стан-дартов технические комитеты по стандартизации руководствуются федеральным законом «О техническом регулировании» (глава 3), Приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и Перечнем критических технологий Российской Федерации.

Постановление Госстандарта Российской Федерации от 30 января 2004 г. № 4 «О национальных стандартах Российской Федерации», признало национальными стандартами действующие государственные и межгосударственные стандарты, введенные в действие до 1 июля 2003 г. для применения в Российской Федерации.

В соответствии с этим же постановлением до вступления в силу вновь разработанных соответствующих правил, норм и рекомендаций по стандартизации признано целесообразным сохранить для действующих государственных и межгосударственных стандартов и разрабатываемых национальных стандартов условные обозначения «ГОСТ» и «ГОСТ Р».

Национальные стандарты Российской Федерации можно приобрести в территориальных отделах распространения НТД и НТИ (магазинах стандартов) ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ», а также у организаций, имеющих договора на изготовление и распространение утверждаемых стандартов.

Порядок разработки, принятия, введения в действие, ведения и применения обще-российских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области установлен постановлениями Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. № 677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области».

Принятие, введение в действие общероссийских классификаторов, а также межведомственная координация работ по их проведению возложена на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Разработка общероссийских классификаторов обеспечивается федеральными органами исполнительной власти и осуществляется по согласованию с Минпромторгом России, Ростехрегулированием, Росстатом и Минэкономразвития России.

Экспертиза проектов общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений осуществляется ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» и техническим комитетом по общероссийским классификаторам.

Государственная система стандартизации (ГСС) Российской Федерации (РФ).

ГСС – это комплекс взаимосвязанных правил и положений, формулирующих основные понятия, цели и задачи стандартизации, организацию и методику проведения работ по стандартизации в стране, порядок разработки, оформления, согласования, утверждения, издания, обращения, внедрения стандартов и другой нормативно-технической документации, а также контроля за их внедрением и соблюдением.

Основные правила и положения ГСС регламентированы государственными стандартами, которые иногда объединяют общим понятием ГОСТ 1.

Создание ГСС в нашей стране было начато в 1965г., а в 1968г. были утверждены первые 6 стандартов ГСС со сроком введения в действие с 01.01.70г. В дальнейшем, как правило, каждые 5 лет стандарты ГСС пересматривались, дополнялись новыми, отменялись ранее утвержденные стандарты. Количество стандартов ГСС изменялось от 5 до 21. Ниже приводятся некоторые положения и требования основополагающих стандартов ГСС.

ГОСТ Р 1.0 «ГСС РФ. Основные положения» устанавливает основные определения, цели и задачи стандартизации, основные принципы и организацию работ по стандартизации в РФ, категории нормативных документов по стандартизации, виды стандартов, основные положения по международному сотрудничеству РФ в области стандартизации, по применению стандартов и технических условий, по государственному надзору за соблюдением стандартов.

Стандартизация – деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих или потенциальных задач.

Стандарт – нормативный документ по стандартизации, разработанный, как правило, на основе согласия, характеризующегося отсутствием возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон и утвержденный признанным органом (или предприятием), в котором могут устанавливаться для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы, касающиеся определенных объектов стандартизации, и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области.

Нормативный документ – документ, содержащий правила, общие принципы, характеристики, касающиеся определенных видов деятельности или их результатов, и доступный широкому кругу потребителей (пользователей).

Основными целями стандартизации являются:

— защита интересов потребителей и государства в вопросах номенклатуры и качества продукции, обеспечивающих их безопасность для жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды;

— повышение качества продукции в соответствии с развитием науки и техники, с потребностями населения и народного хозяйства;

— обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции;

— содействие экономии людских и материальных ресурсов, улучшению экономических показателей производства;

— устранение технических барьеров в производстве и торговле, обеспечение конкурентности продукции на мировом рынке и эффективного участия государства в межгосударственном и международном разделении труда.

Задачи стандартизации:

— обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями (заказчиками);

— установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции;

— установление требований по совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

— согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее элементов, комплектующих изделий, сырья и материалов;

— унификация на основе установления и применения параметрических и типоразмерных рядов, базовых конструкций, конструктивно-унифицированных блочно-модульных составных частей изделий;

— установление метрологических норм, правил, положений и требований;

— нормативно-техническое обеспечение контроля, сертификации, оценки и управления качеством продукции.

Государственное управление деятельностью по стандартизации в РФ осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Для организации и координации работ по стандартизации в отраслях промышленности и иных сферах деятельности в министерствах (ведомствах) РФ создают, при необходимости, подразделения (службы) стандартизации и (или) головные организации по стандартизации.

Для осуществления разработки и подготовки к утверждению НД, а также проведения работ по международной (региональной) стандартизации создают технические комитеты (ТК) по стандартизации определенных групп продукции.

Международное научно-техническое сотрудничество в области стандартизации включает: гармонизацию ГСС РФ с международными, региональными, прогрессивными национальными системами стандартизации других стран; совершенствование фонда отечественных НД на основе применения международных и национальных стандартов других стран; повышение качества отечественной продукции и ее конкурентноспособности на мировых рынках; разработку международных стандартов; улучшение нормативного обеспечения торгово-экономического и научно-технического сотрудничества РФ с другими странами; обеспечение единства измерений с другими странами; взаимное признание результатов сертификации.

Применение стандартов.

Государственные стандарты РФ применяют на территории РФ предприятия, независимо от форм собственности и подчинения, граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, министерства (ведомства), другие органы государственного и местного управления.

Требования к качеству продукции, работ и услуг обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции, а также единство методов их контроля и маркировки, установленные в государственных стандартах РФ, подлежат обязательному применению.

Другие требования государственных стандартов РФ подлежат обязательному применению если:

— это предусматривается законодательными актами РФ;

— эти требования включены в договор на разработку, производство и поставку продукции;

— поставщиком продукции, исполнителем работ и услуг сделано документальное заявление о соответствии продукции этим требованиям.

Государственный надзор за соблюдением стандартов РФ на территории РФ организуют и осуществляют Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии России и другие государственные органы управления в соответствии с их компетенцией. Лица, допустившие нарушение требований стандартов, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.

ГОСТ Р 1.2 «ГСС РФ. Порядок разработки государственных стандартов» устанавливает следующие основные стадии разработки стандартов:

1ая – организация разработки стандарта;

2ая – разработка проекта стандарта (первой редакции);

3ья – разработка проекта стандарта (окончательной редакции) и

представление его на утверждение;

4ая – утверждение и государственная регистрация стандарта;

5ая – издание стандарта.

ГОСТ Р 1.5 «ГСС РФ. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов» устанавливает следующие структурные элементы: титульный лист; предисловие; содержание; введение; наименование; область применения, нормативные ссылки; определения; обозначения и сокращения; требования; приложения; библиографические данные.

Полный перечень действующих государственных (национальных) стандартов дается в Указателе государственных стандартов (УГС), издаваемом Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии РФ.

ГОСТ Р 1.0 устанавливает следующие основные виды стандартов: стандарты основополагающие; стандарты на продукцию, услуги; стандарты на работы (процессы); стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).

Основополагающие стандарты устанавливают общие организационно-технические положения для определенной области деятельности, а также общетехнические требования, нормы и правила, обеспечивающие взаимопонимание, техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессах создания и использования продукции, охрану окружающей среды, безопасность продукции, процессов и услуг для жизни, здоровья, имущества и другие общетехнические требования.

Стандарты на продукцию (услуги) устанавливают требования к группам однородной продукции (услуг) или к конкретной продукции (услуге).

Стандарты на продукцию могут быть:

— стандарты общих технических условий, которые должны содержать требования к группам однородной продукции;

— стандарты технических условий, которые должны содержать требования к конкретной продукции.

При необходимости могут разрабатываться стандарты, устанавливающие: классификацию, основные параметры и (или) размеры, требования безопасности, охраны окружающей среды, общие технические требования по одному или нескольким показателям качества, методы испытаний, типы, правила приемки, маркировку, упаковку, транспортирования и хранения, правила эксплуатации, ремонта, утилизации и др.

Стандарты на работы (процессы) устанавливают основные требования к методам (способам, приемам, режимам, нормам) выполнения различного рода работ в технологических процессах разработки, изготовления, хранения, транспортирования, эксплуатации, ремонта и утилизации продукции.

Стандарты на методы контроля устанавливают методы (способы, приемы, методики и др.) проведения испытаний, измерений, анализа продукции при ее создании, сертификации и использовании.

Кроме стандартов применяют и другие нормативные документы. Это прежде всего технические условия и технические описания.

Технические условия (ТУ) являются техническим документом,которые разрабатываются по решению разработчика (изготовителя) или по требованию заказчика (потребителя) продукции.

ТУ являются неотъемлемой частью комплекта конструкторской или другой технической документации на продукцию, а при отсутствии документации должны содержать полный комплекс требований к продукции, ее изготовлению, контролю и приемке.

ТУ разрабатывают на:

— одно конкретное изделие, материал, вещество и т.п.;

— несколько конкретных изделий, материалов, веществ и т.п. (групповые технические условия).

Читайте также  Общественно-политические организации и движения

Требования, установленные ТУ, не должны противоречить обязательным требованиям государственных (межгосударственных) стандартов, распространяющихся на данную продукцию. Порядок построения и изложения ТУ дан в ГОСТ 2.114.

Техническое описание (ТО) – технический документ, устанавливающий показатели и параметры конкретных видов продукции с учетом требований распространяющихся на нее стандартов общих технических условий и требований.

ТО разрабатывают на конкретный вид (артикул) продукции только при наличии государственных стандартов общих технических условий и требований, содержащих указания разработки ТО. ТО действуют только при наличии указанных стандартов и являются неотъемлемой частью комплекта конструкторской или другой технической документации.

ТУ и ТО утверждают их разработчики.

В начале XXI-ого века обобщенными приоритетными целями и задачами стандартизации считаются:

— защита интересов человека и всего общества;

— обеспечение охраны здоровья, жизни и безопасности труда людей;

— обеспечение всеобщей экологии;

— способствование взаимопониманию между людьми;

— ограничение растущего многообразия видов изделий и различных процессов, имеющих место в жизни человека;

Государственная система стандартизации Российской Федерации

Работы по стандартизации в России осуществляются на основе принятых Федеральных законов:

Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года, разработанная национальным органом Российской Федерации по стандартизации — Росстандартом, одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2012 г. № 1762-р.

Разработка указанной Концепции обусловлена необходимостью актуализации предыдущей редакции Концепции национальной системы стандартизации (НСС) Российской Федерации на период до 2010 года.

Актуализация Концепции НСС осуществлялась на основе осмысления и фиксации новых целей и задач, стоящих перед национальной системой стандартизации в контексте необходимости интенсификации экономического развития страны, ее технологической модернизации, улучшения качества жизни населения, охраны окружающей среды, усиления процессов интеграции в рамках СНГ, образования Таможенного союза, расширения внешнеэкономической деятельности и активизации процессов, связанных с вступлением Российской Федерации в ВТО, а также подготовки заключения Соглашения о сотрудничестве между Европейской организацией по стандартизацией (CEN/CENELEC) и Росстандартом.

Сбалансированная система стандартизации, построение которой предусмотрено Концепцией развития НСС до 2020 года, должна содействовать эффективному решению этих сложнейших экономических, социальных, политических и экологических задач.

  • содействие социально-экономическому развитию Российской Федерации;
  • содействие интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера;
  • улучшение качества жизни населения страны;
  • обеспечение обороны страны и безопасности государства;
  • техническое перевооружение промышленности;
  • повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции российского производства.
  • добровольность применения документов по стандартизации;
  • обязательность применения документов по стандартизации в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона;
  • обеспечение комплексности и системности стандартизации, преемственности деятельности в сфере стандартизации;
  • обеспечение соответствия общих характеристик, правил и общих принципов, устанавливаемых в документах национальной системы стандартизации, современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому отечественному и зарубежному опыту;
  • открытость разработки документов национальной системы стандартизации, обеспечение участия в разработке таких документов всех заинтересованных лиц, достижение консенсуса при разработке национальных стандартов;
  • установление в документах по стандартизации требований, обеспечивающих возможность контроля за их выполнением;
  • унификация разработки (ведения), утверждения (актуализации), изменения, отмены, опубликования и применения документов по стандартизации;
  • соответствие документов по стандартизации действующим на территории Российской Федерации техническим регламентам;
  • непротиворечивость национальных стандартов друг другу;
  • доступность информации о документах по стандартизации с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа.

К документам по стандартизации в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ относятся:

  • документы национальной системы стандартизации;
  • общероссийские классификаторы;
  • стандарты организаций, в том числе технические условия;
  • своды правил;
  • документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» Национальный орган Российской Федерации по стандартизации (далее – национальный орган по стандартизации):

  • осуществляет подготовку предложений о формировании государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации и представляет их в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации;
  • реализует государственную политику Российской Федерации в сфере стандартизации;
  • разрабатывает и утверждает программы по стандартизации, а также вносит в них изменения;
  • организует работы по стандартизации в национальной системе стандартизации, международной стандартизации и региональной стандартизации, а также по межгосударственной стандартизации;
  • организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», иных государственных корпораций, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, совещательных органов по стандартизации в части разработки документов национальной системы стандартизации и осуществляет организационное и методическое руководство в этой сфере;
  • организует проведение научных исследований в области стандартизации с привлечением в установленном порядке научных организаций, в том числе осуществляющих деятельность в сфере стандартизации, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации;
  • организует формирование, ведение и опубликование перечня национальных стандартов и информационно-технических справочников, ссылки на которые содержатся в нормативных правовых актах;
  • утверждает правила достижения консенсуса при разработке национальных стандартов;
  • устанавливает порядок проведения работ по стандартизации, определяет формы и методы взаимодействия участников работ по стандартизации, включая порядок учета предложений о разработке национальных стандартов, предварительных национальных стандартов;
  • определяет порядок проведения экспертизы проектов документов национальной системы стандартизации;
  • организует разработку документов национальной системы стандартизации;
  • утверждает, изменяет (актуализирует), отменяет документы национальной системы стандартизации, устанавливает дату введения их в действие, а также разрабатывает и регистрирует основополагающие национальные стандарты и правила стандартизации, устанавливает дату введения их в действие;
  • вводит в действие межгосударственные стандарты, отменяет действие межгосударственных стандартов и приостанавливает действие межгосударственных стандартов;
  • регистрирует в Федеральном информационном фонде стандартов документы национальной системы стандартизации, своды правил, международные стандарты, региональные стандарты и региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств;
  • организует официальное опубликование документов национальной системы стандартизации и общероссийских классификаторов;
  • организует издание и распространение документов национальной системы стандартизации, общероссийских классификаторов, международных стандартов и региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, документов международных организаций по стандартизации и региональных организаций по стандартизации, а также организует размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о размере платы за их предоставление и порядка их распространения;
  • организует проведение работ по оценке соответствия документов национальной системы стандартизации современному уровню научно-технического развития, а также по внесению в них изменений (актуализации) или их отмене с учетом результата таких работ;
  • утверждает изображение и описание знака национальной системы стандартизации;
  • организует размещение в свободном доступе на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о продукции с маркировкой знаком национальной системы стандартизации;
  • заключает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации межведомственного характера в установленной сфере деятельности, в том числе по информационному обмену, применению и распространению международных стандартов, региональных стандартов и региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, иных документов по стандартизации иностранных государств на территории Российской Федерации;
  • представляет Российскую Федерацию в международных и региональных организациях по стандартизации;
  • определяет порядок и условия применения международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов, а также стандартов иностранных государств;
  • определяет с учетом потребностей экономики необходимость разработки национальных стандартов на основе международных стандартов, региональных стандартов, стандартов иностранных государств;
  • организует формирование и ведение Федерального информационного фонда стандартов;
  • принимает решения о создании и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, определяет порядок внесения изменений в решение о создании технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утверждает положения о технических комитетах по стандартизации, о проектных технических комитетах по стандартизации, устанавливает форму заявки на участие в техническом комитете по стандартизации, утверждает форму уведомления о приеме заявок на участие в техническом комитете по стандартизации, формирует составы технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, устанавливает порядок создания, деятельности и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утверждает типовое положение о техническом комитете по стандартизации;
  • формирует комиссию по апелляциям, утверждает положение о комиссии по апелляциям и ее состав;
  • осуществляет методическое руководство деятельностью технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, координацию их деятельности, контроль за их работой, мониторинг и оценку эффективности деятельности указанных технических комитетов, организует их участие в разработке международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов и других документов по стандартизации;
  • дает официальные разъяснения заинтересованным лицам по применению документов национальной системы стандартизации;
  • организует подготовку кадров и дополнительное профессиональное образование в сфере стандартизации;
  • обеспечивает научную и методическую поддержку проведения работ по стандартизации;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При подаче заявок для формирования программы разработки национальных стандартов технические комитеты по стандартизации руководствуются федеральным законом «О техническом регулировании» (глава 3), Приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и Перечнем критических технологий в Российской Федерации. (pdf , 0.10 Мб)

Лекция 7. Государственная система стандартизации российской федерации (ГСС РФ). Общая характеристика системы

Государственная система стандартизации российской федерации (ГСС РФ). Общая характеристика системы

ГСС РФ начала формироваться в 1992 г. в связи со становлением государственной самостоятельности России. Основой ГСС является фонд законов, подзаконных актов, нормативных документов по стандартизации.

Указанный фонд представляет четырехуровневую систему.

1 Техническое законодательство.

2 Государственные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической информации;

3 Стандарты отрасли и стандарты научно-технических и инженерных обществ;

4 Стандарты предприятий и технические условия.

Техническое законодательство является правовой основой ГСС.

Техническое законодательство – это совокупность правовых норм, регламентирующих обязательные требования к техническим объектам – продукции, процессам ее жизненного цикла, работам и услугам.

Техническое законодательство – это один из результатов деятельности по техническому регулированию.

Понятие о техническом регулировании

Эффективно работающий мировой рынок – это экономическое пространство, в котором свободно перемещаются через границы государств товары, капитал, трудовые ресурсы и информация туда, где для них складывается более выгодные условия.

На практике существует масса барьеров, препятствующих свободному перемещению через границы.

Создание эффективного рынка возможно, если государство будет принимать меры по устранению этих барьеров.

Существуют тарифные и технические (нетарифные) барьеры. Тарифные барьеры – это пошлины, их мы в данном курсе рассматривать не будем.

Под техническим барьером понимают различия в требованиях национальных и международных (зарубежных) стандартов. Существуют естественные и искусственные технические барьеры:

— естественные технические барьеры – это несоответствие стандартов разных стран;

Читайте также  Понятие государственной тайны. Допуск к государственной тайне

— искусственные технические барьеры – это более жесткие требования, предъявляемые к продукции, непризнание результатов оценки соответствия.

В общем виде техническое регулирование – это правовое регулирование отношений в области установления и применения требований (обязательных и рекомендуемых) к указанным техническим объектам и в области установки соответствия установленным требованиям.

Главный приоритет системы технического регулирования и обязательное требование – безопасность.

Главные элементы технического регулирования:

— установление, применение и исполнение обязательных требований к продукции и ЖЦП, работам и услугам;

— установление и применение на добровольной основе требований к продукции и ЖЦП;

— правовое регулирование в области оценки соответствия.

Под «принятием требований» понимают их утверждение в установленном порядке и юридической форме.

Под «применением требований» понимают их обязательный или добровольный выбор (использование) во всех объектах и случаях, для которых они приняты.

Под «исполнением обязательных требований» понимают их обязательное соблюдение в соответствующих объектах регулирования.

Результатом технического регулирования является технический регламент.

Технический регламент – документ, который является носителем обязательных требований.

Технические регламенты принимаются в целях:

— защиты жизни и здоровья граждан, имущества, охраны окружающей среды;

— предупреждения действий вводящих в заблуждение приобретателей.

Технический регламент должен содержать:

— исчерпывающий перечень продукции и процессов жизненного цикла продукции, в отношении которых устанавливаются его требования;

— правила идентификации объекта технического регулирования;

— минимальные требования, обеспечивающие безопасность продукции и жизненного цикла продукции.

Также технический регламент может содержать:

— правила и формы оценки соответствия, определяемые с учетом степени риска;

— предельные сроки оценки соответствия в отношении объекта;

— требования к упаковке, маркировке и правилам ее нанесения.

Технические регламенты делятся на:

— общие технические регламенты – обязательные для соблюдения и применения в отношении любых видов продукции и процессов жизненного цикл продукции;

— специальные технические регламенты – учитывающие особенности отдельных видов продукции и процессов жизненного цикла продукции. Специальные технические регламенты устанавливаются, если степень риска причинения вреда продукцией вые степени риска учтенного общими техническими регламентами.

Нормативные документы 2 уровня представлены:

государственными стандартами Российской Федерации;

государственными стандартами бывшего СССР;

правилами, нормами и рекомендациями по стандартизации;

общероссийскими классификаторами технико-экономической и социальной информации.

Нормативные документы 3 уровня представлены стандартами, сфера применения которых ограничена определенной отраслью народного хозяйства – отраслевыми стандартами (ОСТ) или сферой деятельности – стандартами научно-технических и инженерных обществ (СТО).

Нормативные документы 4 уровня представлены НД, сфера действия которых ограничена рамками организации (предприятия) – стандартами предприятии (СТП) и техническими условиями (ТУ).

Важнейшими структурными элементами ГСС являются органы и службы стандартизации; комплекс стандартов, система контроля за внедрением и соблюдением стандартов.

Органы и службы стандартизации российской федерации

Органы и службы стандартизации – организации, учреждения, объединения и их подразделения, основной деятельностью, которых является осуществление работ по стандартизации или выполнение определенных функций по стандартизации.

Органы по стандартизации – это органы, признанные на определенном уровне, основная функция которых состоит в руководстве работами по стандартизации.

В дальнейшем рассматривается деятельность Госстандарта как национального органа по стандартизации.

К функциям Госстандарта относятся:

− выполнение роли заказчика разработки государственных стандартов, устанавливающих основополагающие и общетехнические требования, обязательные требования (требования безопасности продукции, охраны окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости продукции);

− рассмотрение и принятие государственных стандартов, а также других нормативных документов межотраслевого значения (инструкций, методических указаний и пр.), обязательных для министерств и других органов государственного управления;

− организация работы по прямому использованию международных, региональных и национальных стандартов зарубежных стран в качестве государственных стандартов;

− обеспечение единства и достоверности измерений в стране, укрепление и развитие государственной метрологической службы;

− осуществление государственного надзора за внедрением и соблюдением обязательных требований государственных стандартов за состоянием и применением измерительной техники;

− руководство работами по совершенствованию систем стандартизации, метрологии и сертификации;

− участие в работах по международному сотрудничеству в области стандартизации и использованию их результатов;

− издание и распространение государственных стандартов и другой нормативной документации, необходимой для информационного обеспечения работ по стандартизации.

Госстандарт осуществляет свои функции непосредственно и через созданные им органы. К территориальным органам Госстандарта относятся центры стандартизации и метрологии (ЦСМ), которых на территории РФ более 100.

Службы стандартизации — специально создаваемые организации и подразделения для проведения работ по стандартизации на определенных уровнях управления – государственном, отраслевом, предприятий (организации).

Российские службы стандартизации – научно-исследовательские институты Госстандарта РФ и технические комитеты по стандартизации.

Технические комитеты по стандартизации (ТК) создаются на базе организаций, специализирующихся по определенным видам продукции (услуг) и имеющих в данной области наиболее высокий научно-технический потенциал.

Любой стандарт – продукт согласованного мнения всех заинтересованных в этом документе сторон (пользователей).

Задача ТК заключается в обеспечении «круглого стола» участников разработки проекта стандарта. Поэтому в состав этих ТК включают представителей разработчиков, изготовителей, поставщиков, потребителей (заказчиков) продукции, обществ (союзов) потребителей и других заинтересованных предприятий и организаций, а также ведущих ученых и специалистов в конкретной области.

ТК несут ответственность за качество и сроки разрабатываемых ими проектов стандартов в соответствии с действующим законодательством и заключенными договорами на проведение этих работ.

Государственная стандартизация

Сущность государственной стандартизации

Понятия государственной стандартизации приспособлены утверждать её назначение, ставить задачи и указывать цели. Способны справляться с вопросами организационного характера и предписывать методику исполнения материалов в компетенции стандартизации.

Общегосударственная стандартизация также имеет составной частью:

  • предметы стандартизации;
  • внедрение в действие и использование стандартов;
  • регламент создания стандартов и внесения в них корректировок;
  • всеобщие инструкции составления и формата стандартов.

В нашей стране стандартизация на государственном уровне впервые начала использоваться в 1968 году ещё во время существования СССР. В год распада Советского Союза – в 1993 году – утверждается её новая редакция, которая уже включается в себя совокупность стандартов.

Комплекс государственных стандартов имеет в своём составе большое количество нормативных документов первостепенной важности, а именно:

  • основные принципы ГС;
  • метод разработки и формы реализации стандартов;
  • ГСС (государственную структуру стандартизации);
  • стандартизацию в различных отраслях (ОСТ), учреждений, содружеств обществ (СТП), научных и технических сообществ (СТО);
  • единые правила об устройстве и спецоформлении стандартов;
  • учёт утверждения регламентов в метрологии, в сертификации и аккредитации.

Можно полагать, что стандартом системы ГС России первостепенной важности считается ГОСТ Р 1.0-92. Данный стандарт вводит всеобщие координационные и технические инструкции ведения работ по стандартизации и складывается он из центральных понятий в этой области.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

В ГОСТе описаны намерения и запросы государственной стандартизации, а кроме этого перечисляются типы стандартов и предметов стандартизации. Государственная стандартизация представляет собой субъект, подлежащий неизменному дополнению и постоянному совершенствованию. Системность, комплексность, оптимальность и динамизм – центральные принципы создания, развития и совершенствования ГС.

Организация работ по государственной стандартизации

Полезность и прагматичность государственных стандартов подлежат оценке с позиции их экономической, социальной и технической востребованности и, конечно же, в их приемлемом использовании. Стандарты в государстве обязаны быть так составлены, чтобы не было никаких предпосылок создания препятствий для международной торговли.

В сфере разработки стандартов во внимание принимаются и программы, в которых предусматриваются признанные на региональном уровне мировые стандарты, а в ряде ситуаций и национальные стандарты иных государств.

В части разработки ГС государство должно обеспечить:

  • требования стандартов – они обязаны отвечать законодательным нормам, правилам и порядкам органов, осуществляющих контрольный надзор со стороны государства;
  • совокупную стандартизацию сопряжённых между собой объектов – конкретное согласование запросов к ним с увязкой сроков ввода в эксплуатацию нормативной документации, а также приемлемых условий, в которые внесены подготовленные объекты;
  • непрерывное обновление стандартов – в положенный срок в стандарты необходимо вносить изменения и новые требования с целью их соответствия современным достижениям науки, техники и технологии, наряду с передовым российским и зарубежным опытом.

Само собой разумеется, что при подготовке государственных стандартов существует потребность избавляться от дублирования разработок похожих объектов стандартизации не совпадающих управленческих уровней.

Госстандарты фиксируют требования к ключевым признакам объектов стандартизации, которые относятся к числу подлежащих безоценочной проверке. С целью гарантирования однозначности понимания их требований, государственные стандарты описываются убедительно, чётко и однозначно.

Нормативные документы государственной стандартизации

Нормативный документ, устанавливающий стандарты России, олицетворяет собой акт, при помощи которого определяются общие понятия и правила, принципы, характеристики и предписания. Последние касаются объектов стандартизации и относятся к определённым видам деятельности. Эти же нормативные документы затрагивают и результаты деятельности широкого круга потребителей. Объектом стандартизации могут быть процессы, продукция и услуги, которые подлежат унификации.

Классификация объектов стандартизации:

  • продукция производственно-технического назначения (сырьё, материалы, готовая продукция);
  • продукция неограниченного использования (товары народного потребления);
  • бытовые услуги (материальные и нематериальные, социально-культурные);
  • производственные услуги (технологический процесс);
  • процедуры управления, формы и методы организации труда (бизнес-процессы);
  • технологические (поддерживающие) процессы;
  • процесс учреждения производства (контроль, испытание, измерение, анализ);
  • стандарты на продукцию, на обозначение, термины, свойства веществ и материалов (достоверные справочные данные);
  • запросы к оформлению документации (принципы маркировки, требования к упаковке);
  • порядок транспортировки и сбережения товаров (согласно требованиям безопасности).

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Нормативные документы утверждаются как на федеральном, так и на конституционном уровне. Их действие распространяется на всю страну. Форма нормативного акта напрямую зависит от его контента. Нормативные документы в сфере стандартизации в Российской федерации представлены общероссийскими классификаторами, содержащими технико-экономическую информацию, а также техническими регламентами, нормами, правилами и рекомендациями.

Допускаются нормативные документы на технические условия. Нормативные документы, регламентирующие распределение технико-экономической информации, содержат установленную классификацию, а сертификаты выдаются на все виды товаров, работ и услуг.

Нормативным документом государственной стандартизации, который вводит единые координационные и общетехнические регламенты ведения работ по стандартизации в Российской Федерации является ГОСТ Р 10-92 ГСС РФ. Стандарт представляет собой основной нормативный документ в области стандартизации. В нём воплощены в жизнь нормы Закона РФ «О стандартизации».

В ГОСТе зафиксированы формы и методы кооперации многих субъектов хозяйственной активности страны между собой и с государством. Стандарт доводится до сведения предприятиям или организациям и принимается признающим его органом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: