Государственное регулирование кризисных ситуаций в России - ABCD42.RU

Государственное регулирование кризисных ситуаций в России

MN1403: Антикризисное управление

Государственная политика в сфере регулирования кризисных ситуаций заключается в выработке и реализации стратегии развития государства и общества, направленной на преодоление кризисных ситуаций и обеспечение равновесного состояния институтов экономической системы и государственной системы (власти).

«Пирамида» антикризисного управления в сфере государственного управления экономикой имеет такой же вид, как и «пирамида» для отдельных социально-экономических систем (уже известный вам рисунок 6).

В стабильном состоянии экономики в функции государственного регулирования входит мониторинг ситуации в экономике, а также совершенствование законодательства, структуры государственного управленения и государственного аппарата.

В неустойчивом состоянии (угроза кризиса) экономики осуществляется государственный контроль отдельных предприятий и отраслей, некоторых цен, государственный контроль (вплоть до государственного задания) номенклатуры и объема производства ряда товаров.

В кризисном состоянии экономики часто применяется система фондового распределения, жесткое регулирование процессов обращения, ценообразования, доходов и потребления. Система государственного реагирования экономики в кризисной ситуации является системой принуждения и во многих чертах сходна с административно-командной системой советского типа.

Роль государственного антикризисного регулирования заключается в создании такой системы взаимодействия государства и рыночной экономики, которая обеспечивает преодоление макро- и микроэкономических кризисов.

В антикризисном управлении государство играет две роли, соответствующие двум его функциям в системе общественных отношений:

  1. гражданско-правовую;
  2. публично-правовую.

Публично-правовая роль государства заключается в обеспечении законодательного регулирования и административного управления, сборе налогов, организации финансовой системы государства, эмиссии национальной валюты, поддержании ее курса.

Гражданско-правовая роль подразумевает, что государство — это тоже участник, гражданских отношений, вступающий в отношения с другими участниками. В частности, в сфере банкротства государство выступает собственником, кредитором и должником.

Среди видов государственного антикризисного регулирования выделяются:

  • нормативно-законодательное;
  • финансовое;
  • государственная промышленная политика;
  • перераспределение доходов.

Нормативно-законодательная деятельность государства подразумевает создание правовой базы для проведения антикризисного управления.

В частности, сюда входит законодательство о банкротстве, включая Гражданский кодекс Российской Федерации, где установлены основные правовые нормы банкротства, Налоговый, Трудовой и Уголовный кодексы Российской Федерации, законы о банкротстве, принятые в новой российской истории (1992, 1998, 2002 гг.), законы о банкротстве кредитных организаций и субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса, другие законодательные акты, постановления Правительства Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления пленумов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и ведомственные акты по вопросам банкротства и финансового оздоровления.

Финансовое регулирование подразумевает использование финансовых рычагов и ресурсов государства для проведения антикризисных мер.

Этот вид регулирования основывается на использовании бюджетной системы государства, где аккумулируются государственные финансовые ресурсы, и проведении бюджетной политики, призванной обеспечивать финансовую поддержку в кризисной ситуации и смягчать отрицательные последствия кризисов.

Задачами бюджетной политики в условиях кризиса являются:

  • обеспечение управляемости экономики;
  • обеспечение удовлетворения минимальных социальных потребностей и смягчение социальной напряженности, в том числе в ходе проводимых реформ;
  • выравнивание уровней социально-экономического развития на различных территориях за счет совершенствования системы межбюджетных отношений.

Кроме того, бюджетная политика является инструментом решения задач экономического реформирования общества.

Государственная промышленная политика подразумевает прогнозирование ситуации на будущие периоды, определение основных приоритетов промышленного развития и разработку мер, которые позволяют стимулировать инвестиционные программы для скорейшего продвижения реформ, сокращать и (или) ликвидировать неэффективные производства.

В задачах антикризисного государственного регулирования государственная собственность не является приоритетом. Приоритет — эффективная работа собственности в любой форме ее проявления. Неважно, какая форма капитала используется для финансирования определенного направления промышленного развития, важно, насколько эффективно она используется.

Основные черты государственной промышленной политики:

  • определение «точек роста» — приоритетных направлений промышленного развития;
  • формирование ресурсов для развития (питания) «точек роста»;
  • создание условий для привлечения частного капитала;
  • отбор участников инвестиционных программ на конкурсной основе;
  • создание эффективных механизмов государственного регулирования и контроля реализации инвестиционных программ.

Перераспределение доходов подразумевает обеспечение социальной защиты различных слоев и групп населения в целях поступательного развития экономики. Государство должно гарантировать минимальный социальный пакет — социальный стандарт, финансируемый из федерального бюджета. Это осуществляется изъятием части доходов:

  • богатых слоев населения и перераспределением в пользу наиболее бедных слоев населения;
  • высокодоходных регионов и их перераспределением в пользу дотационных.

Антикризисная политика

Антикризисная политика включает меры, направленные на ограничение масштабов распространения кризисов, уменьшение их продолжительности и глубины, смягчение и преодоление последствий кризисных ситуаций.

Антикризисные меры Банка России на финансовом рынке

Регуляторные послабления касаются применения финансовыми организациями макропруденциальных и пруденциальных норм. Использование послаблений смягчает последствия кризисов для финансовых организаций, позволяет стабилизировать их финансовое положение, поддерживать кредитную активность и непрерывность деятельности. Регуляторные послабления включают:

  • снижение величин надбавок к коэффициентам риска и национальной антициклической надбавки,
  • временные послабления при классификации реструктурированных кредитов и формировании резервов на возможные потери при признании отрицательных разниц в убытках.

Послабления могут применяться в отношении других норм и требований, например установление особого порядка представления отчетности для снижения надзорной нагрузки на финансовые организации в кризисные периоды. Банком России реализован разнообразный набор регуляторных и надзорных послаблений в составе мер по ограничению последствий пандемии коронавирусной инфекции в 2020 году.

Макропруденциальные инструменты стали широко применяться регуляторами после кризиса Их первое существенное смягчение произошло в 2020 году в период пандемии коронавирусной инфекции. Весной 2020 года во многих странах был полностью или частично высвобожден контрциклический буфер капитала, в отдельных странах была снижена величина надбавки за системную значимость. В ряде стран (Чехии, Новой Зеландии и др.) были смягчены секторальные макропруденциальные ограничения. В части пруденциальных норм в 2020 году ряд регуляторов (в том числе, Европейский центральный банк и Банк России) разрешили банкам временно поддерживать норматив краткосрочной ликвидности ниже установленного уровня в 100%.

Смягчение требований к обеспечению, расширение перечня принимаемых в обеспечение ценных бумаг и других активов увеличивают доступ кредитных организаций к кредитам Банка России. Введение новых инструментов по предоставлению банкам ликвидности способствует снятию напряженности на межбанковском рынке и продолжению кредитования. Банк России активно применял меры по поддержанию ликвидности в период повышенной волатильности на валютном и фондовом рынке в Кроме того, для поддержки рынков Банк России может проводить операции по покупке/продаже иностранной валюты.

В период глобального финансового кризиса годов центральные банки развитых стран расширили традиционные подходы к предоставлению ликвидности. В частности, Федеральная резервная система США, Европейский центральный банк, Банк Англии и Банк Японии запустили программы количественного смягчения (quantitative easing, QE), представляющие собой крупномасштабные покупки государственных ценных бумаг и других финансовых активов. В 2020 году программы по покупке активов были существенно расширены ведущими центральными банками. Наряду с этим, центральные банки реализовали программы поддержки ликвидности небанковских финансовых организаций. Для обеспечения валютной ликвидности центральные банки заключают своп-соглашения. В 2020 году в некоторых странах с формирующимися рынками центральные банки также впервые прибегли к интервенциям на рынках государственных облигаций.

В периоды повышения рисков потоков капитала центральные банки в странах с формирующимися рынками и в развитых странах проводили валютные интервенции против обесценения валют (Дания, Норвегия, Чили, Бразилия, Колумбия, Индия, Мексика, Перу, Россия и другие) или ее укрепления (Швейцария).

Для ограничения рисков биржевой паники в периоды кризисов регуляторы могут вводить временный запрет на короткие продажи. Например, в сентябре 2008 года Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) ввела временный запрет на необеспеченные короткие продажи акций финансовых организаций. В Китае на фоне обвала фондового рынка летом 2015 года были введены запрет на продажу акций госкомпаний и шестимесячный мораторий на продажу бумаг публичных компаний крупными акционерами (владеющими пакетами акций торгуемых компаний более чем в 5%). В некоторых европейских странах (Франция, Австрия, Бельгия, Греция, Италия, Испания) запрет на короткие продажи был введен на два месяца в начале пандемии коронавирусной инфекции весной 2020 года. В Южной Корее такой запрет введен до марта 2021 года.

Многие центральные банки в период пандемии в 2020 году проводили операции по покупке ценных бумаг для стабилизации финансовых рынков. Наряду с ведущими центральными банками ряд центральных банков из стран EME (Индонезия, Индия, Венгрия и т.д.) стали интервенировать на рынках государственных облигаций. Данные покупки нацелены на ограничение рыночных колебаний, возникающих на рынках из-за неприятия риска инвесторами, и по сути представляют собой таргетирование долгосрочных процентных ставок.

  • докапитализация финансовых организаций,
  • реорганизация,
  • реструктуризация долгов,
  • выкуп проблемных активов,
  • частичная компенсация убытков и другие меры финансовой помощи финансовым организациям.

В 2017 году был внедрен механизм финансового оздоровления с участием Банка России, который предусматривает оказание регулятором финансовой помощи кредитной организации, в том числе посредством приобретения акций (долей) в уставном капитале, предоставления кредитов, размещения депозитов за счет денежных средств, составляющих Фонд консолидации банковского сектора.

Международный опыт применения мер финансового оздоровления включает большое разнообразие программ по докапитализации, которые преимущественно основаны на реализации следующих схем:

1. Выкуп «плохих» активов (перевод активов в «плохой банк») — широко использовался, например, в Швеции в начале годов, в рамках кризиса годов — в Испании, Ирландии и США.

2. Гарантирование активов банков (в США и Великобритания в годах было предложено нескольким наиболее значимым банкам, чтобы предотвратить утрату доверия и отток средств населения и прочих кредиторов) или гарантирование обязательств (применялось более широко — в годах почти все ведущие страны бессрочно или временно увеличили страховое покрытие по вкладам).

3. Прямое вхождение в капитал банков (bail-out) путем приобретения долевых ценных бумаг и временное принятие управленческих полномочий надзорным регулирующим органом (применялось во многих странах, в том числе в России).

Перечисленные меры не раз подтверждали свою эффективность, однако они также создают моральный риск злоупотребления государственной поддержкой (moral hazard). Во многих случаях государственное участие в капитале банков затягивалось на годы, превышая первоначальные планы (например, через 10 лет после кризиса 1997 года в Японии оставалось не продано более 30% государственной доли).

Читайте также  Учет государственной собственности

4. Целью регуляторных реформ после глобального финансового кризиса годов стало развитие механизмов bail-in, когда вместо средств налогоплательщиков для спасения банка используются средства его кредиторов. Однако в этой ситуации нельзя исключать риск, что такие списания в ходе кризиса вызовут еще бо́льшую панику на рынке. На данный момент таких примеров мало: подобные списания имели место в 2013 году на Кипре, однако тогда в основном были списаны средства нерезидентов.

Для глобальных системно значимых банков Совет по финансовой стабильности (Financial Stability Board, FSB) разработал в 2015 году требования к их общей способности поглощать убытки TLAC (total loss absorbing capacity) (ссылка на страницу СФС) в процессе урегулирования несостоятельности. Стандарт TLAC призван обеспечить достаточный объем капитала и обязательств у банков для поглощения убытков, что будет способствовать упорядоченному урегулированию несостоятельности без угрозы для финансовой стабильности, выполнению банками критически важных функций и без необходимости использовать средства налогоплательщиков.

Государственное регулирование кризисных ситуаций в России

Ни одну страну не обходят стороной кризисные ситуации, которые возникают в силу различных причин. В конечном итоге государство разрабатывает стратегии не только для выхода из кризисов, но и для их предотвращения, а также для защиты предпринимателей и граждан от последствий спадов в экономическом развитии.

Антикризисное регулирование — это политика правительства, которая направлена на защиту от кризисных ситуаций и предотвращение несостоятельности предприятий, а, следовательно, и каждого гражданина страны. Это политика, в рамках которой выстраиваются пути для максимального использования научно-технического потенциала и для внедрения инновационных путей развития во все сферы деятельности. Также антикризисное регулирование должно опираться на предыдущий опыт не только своей страны, но и на мировой. Разрабатывать политику антикризисных мер следует на основе знаний, полученных в прошлом: какие происходили кризисы, какова деловая цикличность, какие именно были вызваны последствия (как негативные, так и положительные). Ведь нередко кризис — это начало нового вектора, смена устаревших технологий на современные. Именно поэтому необходима полная диагностика всех возможных аспектов.

Выделяют две основные формы государственного регулирования:

I. Прямые, подразумевающие под собой непосредственное воздействие государства на совокупные спрос и предложение.

II. Косвенные, предполагающие опосредованное воздействие государства. Примерами прямого воздействия можно назвать создание государственного сектора, перераспределение доходов и программирование экономики; примерами косвенного воздейст- вия — соответствующая деятельность кредитно-финансовой и налоговой систем.

Правительство страны несет ответственность за происходящие события, поэтому именно от государственной политики зависит общая ситуация в государстве. Для стабилизации экономической ситуации и укрепления позиций на международной арене государственные органы осуществляют меры защиты по следующим направлениям: правовое (создание правовой основы антикризисного управления, создание специальных органов для контроля и экспертиз предприятий в кризисных ситуациях), методическое (мониторинг и анализ банкротств предприятий), информационное (анализ и учет платежеспособности предприятий), экономическое и административное (методы регулирования экономической деятельности для стабилизации), организационное (создание условий для мирного, цивилизованного разрешения конфликтных ситуаций), социальное (защита работников в случае банкротства предприятия), кадровое (подготовка специалистов в области антикризисного управления), экологическое (защита окружающей среды). Так как политическая и экономическая ситуация в мире в целом и той или иной стране нестабильна, необходимы постоянные изменения в установленной политике: коррекция налоговых ставок, внесение изменений в существующие законы, ужесточение мер по контролю за деятельностью предприятий.

Очень важно понять: на что направлена государственная политика в области антикризисного регулирования? Первое направление — это бюджетно-налоговое регулирование, которое подразумевает под собой установление уровня зависимости предприятия от государства, например: в периоды спада производства государство оказывает финансовую поддержку предприятиям, разрабатывает различные программы для поддержки важнейших секторов экономики; в периоды роста производства государство может уменьшить налоговые ставки для граждан и предприятий, что, в конечном итоге, приведет к оживлению экономики за счет повышения платежеспособного спроса. Второе направление — это денежно-кредитная политика, которая подразумевает государственное регулирование в области банковского кредитования. В рамках этой политики также осуществляется поддержка на безвозмездной основе. Третье направление — научно-техническая политика, направленная на развитие приоритетных направлений в области науки и техники, в инновационной деятельности, в международном сотрудничестве. Четвертное направле- ние — промышленная политика, которая подразумевает поддержку национальной экономики: поддержку отечественных производителей и повышение спроса на данный вид товаров среди населения. Пятое направление — ценовая политика, благодаря которой происходит контроль над уровнем цен на товары первой необходимости. Также, на взгляд авторов статьи, нельзя обойти стороной и различные аспекты внешнеэкономической политики, благодаря которой создаются условия для притока иностранных инвестиций и условия для выхода отечественных производителей на мировой рынок.

При составлении Программ антикризисных мер не стоит обходить вниманием прогнозирование и планирование. Здесь следует отметить ряд сложностей, а именно: эти технологические формы антикризисного управления нередко путают, считая их значение равнозначным. Заметим, прогнозирование — это процесс обоснованного формирования развития, который осуществляется до принятия управленческих решений; а планирование — это координация деятельности с учетом достижения конкретных целей при определенных обстоятельствах и возможностях, и планы разрабатываются после принятия решений о необходимости введения тех или иных антикризисных мероприятий.

Конечно, меры по антикризисному регулированию требуют значительных материальных вложений, но государство может прочувствовать выгоду от эффективной политики, в частности: сохранение предприятий, повышение экспорта, сбережение природных ресурсов, повышение качества жизни, погашение задолженностей, что приведет к увеличению доходов страны, международному сотрудничеству, повышению доверия со стороны населения по отношению к деятельности Правительства.

Во время проведения антикризисной политики государство может столкнуться с рядом проблем. Основной проблемой в РФ остается отсутствие «кризисного» опыта у руководителей, а, как известно, человеческий фактор является основной движущей силой кризисных ситуаций на различных уровнях.

На формирование современной политики экономического развития РФ оказали влияние такие события, как: развал Советского Союза, смена вектора власти с авторитарного на демократический, дефолт 1998 г., глобальный кризис 2007-2010 гг. Нельзя обойти вниманием и такие факторы, как: размер территории нашей страны, специфика мировой интеграции, где РФ отведена роль сырьевого поставщика. При формировании стратегии выхода из кризиса не стоит забывать о феноменальном свойстве кризисных ситуаций — это не только разрушение старого, устоявшегося, но и начало нового; и каким будет это новое, зависит от антикризисного регулирования, потому что благодаря соответствующим антикризисным мерам будут внедряться инновации, современные методики управления, образования, ведения бизнеса.

Чтобы снизить негативные последствия кризисов и укрепить положительную динамику, создаются программы антикризисных мер, которые должны включать в себя не только стратегические, но и средне- и краткосрочные цели. С учетом огромной территории РФ непременно следует увязать общестрановую программу с региональными антикризисными программами и далее — до создания антикризисных планов деятельности крупных, градообразующих и тому подобных предприятий. Такие антикризисные планы — это своеобразные схемы вывода хозяйствующих субъектов из кризисных ситуаций.

Первый шаг в антикризисном регулировании был сделан Правительством РФ под влиянием мирового экономического кризиса, начавшегося в 2007-2008 гг., когда в стране произошло резкое падение производства. Была принята «Антикризисная программа Правительства РФ на 2009 год», которая была направлена на оздоровление финансового и экономического состояния страны.

Данная Программа включала в себя ряд приоритетных направлений:

Итогами антикризисных мероприятий Правительства РФ за 2009 год стали: прирост ВВП; резкое замедление инфляции; снижение уровня безработицы по стране. Также замедлился спад в промышленном производстве, выросли доходы граждан. «В 2009 году мы не только решали неотложные проблемы, но и не теряли времени для системных преобразований. Всё это позволяет нам, не снижая темпов, перейти от антикризисного управления к устойчивому инновационному развитию» — так выразил итог антикризисных мер за 2009 г. В.В. Путин.

Несмотря на положительные результаты, нельзя говорить, что ситуация в стране нормализовалась окончательно. Это связано с тем, что наметившиеся положительные тенденции носили непостоянный и неустойчивый характер, в итоге экономические показатели не поднялись до докризисного уровня. Поэтому было принято решение о продолжении антикризисной политики в 2010 г. с целью сохранения и укрепления положительных тенденций и ликвидации «остаточных» негативных последствий. Среди приоритетных направлений упор был сделан на обеспечение социальной стабильности, поддержку оживления экономики и реализацию мер по решению проблем российской экономики, в том числе совершенствование институциональной среды, выстраивание новой модели регулирования, формирование необходимых экономических условий для перехода от антикризисного режима функционирования экономики к решению модернизационных задач.

Таким образом, в 2010 г. было запланировано улучшение общей ситуации в стране за счет повышения качества жизни, снижения уровня безработицы, модернизации предприятий, создания новых рабочих мест и нормализации деятельности банковской системы.

Критика обеих Программ, конечно, имеет место. Наиболее интересна, по мнению авторов статьи, конструктивная и своевременная критика. Так, известный российский экономист и политик, акад. Глазьев С. высказал мнение о том, что борьбу с кризисом начали «не с той стороны, и государственное регулирование кризисных ситуаций сегодня направлено в большей мере на поддержку банков, что может подорвать другие сектора экономики». Он выдвинул свою антикризисную программу, которая предполагает в первую очередь поддержку реального сектора, от которого и зависит вся экономика в целом. Цензурный характер оценки базируется на следующих предпосылках: российский народ погряз в депрессии из-за череды кризисов, на чем и строили злобную критику государственного регулирования отдельные политики и экономисты якобы от лица населения; риторический вопрос «почему Россия до сих пор не переняла западный опыт разработки стратегий в условиях кризиса»; обсуждение бездейственности отдельных мер (подчас обоснованное) в отношении отдельных хозяйствующих субъектов, которым помощь не нужна вовсе.

Читайте также  Формы политического правления в современном мире

Конечно, можно много спорить о том, насколько действенна или эффективна та или иная программа антикризисных мер. Но уже огромным достижением является то, что правительства многих стран стали задумываться о необходимости планирования в антикризисном режиме. Для РФ также стали уже традиционными планы повышения общего уровня в стране с учетом опыта прошлых периодов.

Никакое новшество не может работать без ошибок первых шагов, страна перенимает опыт развитых стран, строит векторы совершенствования, и далее многое зависит от способов реализации.

Не стоит забывать и о российской специфике. И заявления о том, что в США, либо в Германии, либо во Франции жить намного лучше и проще, чем в России, глупы априори, ибо «везде хорошо, где нас нет». Поэтому стоит сделать так, чтобы жить хорошо стало там, где мы есть.

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ

  • Авторы
  • Файлы работы
  • Сертификаты

Антикризисное управление имеет два аспекта: недопущение кризиса, а также эффективное его преодоление. Современный менеджер должен быть постоянно готов к кризисным ситуациям и иметь план по их преодолению. Природа кризиса и причина его возникновения может быть довольно разнообразной, но непосредственная вина в его наступлении всегда ложится на менеджеров [3].

Усилия государства должны сосредоточиваться на поиске путей, направленных на максимальное использование имеющегося научно-технического и производственного потенциала, сохранение человеческого капитала, обеспечение широкой социальной поддержки реформ. В соответствии с этим должны разрабатываться конкретные методы проведения активной промышленной и социальной политики, особое внимание следует уделять проблеме формирования всего многообразия институтов, без которых рыночная экономика нормально функционировать не может [1].

Вмешательство государства необязательно должно выражаться в организации какой-либо деятельности. Оно может выступать в виде регулирования частной активности, принимать форму финансовой поддержки или трансфертов благ и услуг, в иных проявлениях [1].

Глубина кризиса, скорость преодоления переломов во многом определяются уровнем антикризисного управления – методами смягчения, предотвращения кризисных ситуаций, стабилизации экономических процессов. Последствиями кризиса могут быть оздоровление социально –экономической системы, ее обновление. В то же время обнаружение признаков кризиса на поздних стадиях, неэффективное антикризисное управление могут привести к разрушению систему, возникновению новых кризисов, наслаивание одного кризиса на другой. Кризисы усиливают необходимость и расширяют набор инструментов государственного регулирования. В периоды подъема регулирование может сводиться преимущественно к фискальным функциям. В кризисной ситуации нужна законодательная помощь и финансовая поддержка. Целю антикризисного государственного финансового регулирования является формулировка, выявления и помощь тем предприятиям, которые возможно вылечить, и эффективное проведение банкротство тех, кого вылечить нельзя [5].

Государство проводит различные антикризисные реформы, они направлены на:

-преодоление убыточности предприятий;

-создание высокоразвитой конкурентной экономики;

-осуществление структурной перестройки экономики;

-обеспечение социальной защиты и увеличения уровня жизни;

-увеличение устойчивости финансово-банковской системы;

-укрепление положения страны в международном сообществе;

-переобучение на всех уровнях правления для адаптации к рыночным условиям [2].

Государственное регулирование экономики непосредственно связано с экономической политикой и направлено на её реализацию. Государство для реализации целей своей экономической политики использует различные формы и методы, которые и образуют инструментарий государственного регулирования экономики в кризисных ситуациях.

Традиционно такими мерами выступают методы прямого (административного) и косвенного (экономического) воздействия на экономику. Использование указанных методов предполагает применение характерных для них приёмов и средств.

Особенностью административных средств регулирования экономики является, то что они: — не связаны с созданием дополнительных материальных стимулов для их реализации; — базируются на силе и авторитете государственной власти; — включают меры запрещения, разрешения и принуждения.

Экономические средства воздействия на хозяйственные процессы предполагают использование следующих регулирующих инструментов: — государственного экономического прогнозирования; — государственного экономического программирования; — бюджетно — налоговой системы; — денежно — кредитной политики; — валютной политики; — таможенной политики [5].

Суть механизмов антикризисного управления заключается во внедрении системы методов предварительной диагностики угрозы банкротства и своевременном проведении финансового оздоровления организации, обеспечивающего ее выход из кризисного состояния. Само по себе финансовое оздоровление состоит из трех этапов: этап устранения неплатежеспособности, этап восстановления финансовой устойчивости, и этап обеспечения финансового равновесия [6].

Государственное регулирование кризисных ситуаций направлено на недопущение системных кризисов на рынках и обеспечении гарантий максимального возврата средств кредиторам обанкротившегося предприятия. Законодательные процедуры ориентированы в первую очередь на поиск возможностей по санации предприятия, и лишь при полном исчерпании таких возможностей — на его ликвидацию [4].

1. Абалкин Л.И. К цели через кризис / Л.И. Абалкин.- М.: Луч, 2009.-223 с.

2. Коротков Э.М. Антикризисное управление / Э.М.Коротков.- М.:ИНФРА-М, 2009.- 432с.

3. Шаккум М.Л. Экономика России: От кризиса к стабильности и устойчивому росту / М.Л.Шаккум.- М.: Глобус, 2009.-234 с.

4. Згонник Л.В. Учебник. Антикризисное управление / Л.В.Згонник .-М.: Дашков и К, 2010.-314 с.

Лекция. Государственное регулирование кризисных ситуаций

Антикризисное регулирование – это воздействие на должника на макроуровне. Антикризисное регулирование содержит меры организационно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороны государства, направленные на защиту предприятий от кризисных ситуаций, предотвращение банкротства или ликвидацию в случае неэффективности его дальнейшего функционирования.

Основными направлениями государственного антикризисного регулирования являются:

— совершенствование нормативно-законодательной базы о несостоятельности (банкротстве) предприятий;

— финансовое регулирование – управление совокупностью денежных средств, находящихся в распоряжении у государства. бюджетная политика.

регулирование производства – внедрение достижений научно-технического прогресса в производство, изменение направленности экспорта.

— осуществление мер по оздоровлению жизнеспособных предприятий, включая оказание государственной поддержки неплатежеспособным предприятиям и привлечение инвесторов, участвующих в оздоровлении этих предприятий;
— принятие правительством РФ мер, направленных на преодоление кризиса неплатежей;
— приватизация и добровольная ликвидация предприятий-должников

— создание института арбитражных и конкурсных управляющих.

Хронология развития института банкротства в нормативных документах Правительства РФ

Правовое регулирование института несостоятельности (банкротства) в Российской Федерации осуществляется целым рядом законодательных и нормативных актов. Законодательство о несостоятельности (банкротстве) в настоящее время переживает процесс своего воссоздания.

Первые упоминания о несостоятельности встречались уже в памятниках русского права 13-15 веков. А первый полноценный законодательный акт о банкротстве был принят в России в 1740 году. До революции законодательство неоднократно подвергалось реформированию, постоянно совершенствовалась и практика судов, рассматривавших дела о банкротстве. Результаты исследований правового регулирования несостоятельности (банкротстве) до 1917 года свидетельствуют о его весьма высоком уровне даже по сравнению с современными ему зарубежными аналогами, о понимании целей и задач несостоятельности как одного из основных институтов рыночной экономики.

После долгих лет забвения начался процесс возрождения в России правового регулирования имущественных отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) должника. Гражданское право в советский период своего развития утратило практически все дореволюционные традиции правового регулирования банкротства. Экономических реформ, проводимых в нашей стране с конца 80-х годов, привела к необходимости восстановления института банкротства, который является обязательным атрибутом рыночных отношений.

Первый после длительной паузы законодательный акт о банкротстве был принят Верховным Советом РФ 19 ноября 1992 года и введен в действие с 1 марта 1993 г. Однако, уже первые попытки практического применения данного законодательного акта выявили его несовершенство, многочисленные пробелы в регулировании, ориентацию, в основном, на западные аналоги, не учитывая российскую специфику. Как следствие, механизм банкротства, при проведении экономических реформ, был неэффективен.

Одной из основных причин неэффективного действия механизма банкротства можно считать отсутствие четкой законодательной базы применения процедур банкротства.

В этих условиях на предприятиях началась «самоликвидация», когда снижение объемов производства, в связи с сокращением посевных площадей и поголовья скота, сопровождалось потерей численности работающих, параллельной организацией внутри предприятия частных мелких фирм. Кризисные ситуации на российских предприятиях в первые годы реформ, со стороны государства, были нерегулируемы и, соответственно, неуправляемы.

В этот период российское законодательство сделало значительный шаг в сторону «прокредиторской» юрисдикции. Гражданским кодексом Российской Федерации была предусмотрена субсидиарная ответственность за доведение должника до банкротства, между учредителями (участниками), собственниками имущества юридического лица или других лиц, которые имели право давать обязательства для этого юридического лица или имели возможность определить его действия.

Отмеченные обстоятельства послужили основанием для принятия нового закона. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 года № 6-ФЗ в целом вступил в законную силу с 1 марта 1998 года и имел более широкое предназначение. Он распространился не только на должников и кредиторов, которые непосредственно участвуют в судебном процессе, но и ввел принципиально новый для России институт арбитражных управляющих, что положило начало новому виду предпринимательской деятельности. Особое место в процессе банкротства уделено независимой экспертизе, кроме этого введена совершенно новая процедура банкротства – наблюдение.

Данный закон нельзя отнести в полном смысле ни к «прокредиторским», ни к «продолжниковским». Он был «золотой» серединой. Данное обстоятельство делало российскую систему несостоятельности (банкротства) гибкой, позволяющей в полной мере учитывать условия несостоятельности должника.

Законодательные подходы к определению несостоятельности должника можно свести к двум вариантам: в основе признания должника банкротом предусматриваются либо принцип его неплатежеспособности (исходя из анализа встречных денежных потоков), либо принцип неоплатности (исходя из соотношения активов и пассивов по балансу должника). Ранее действовавший закон от 1992 г. в качестве критерия несостоятельности использовал принцип неоплатности, что затрудняло и затягивало рассмотрение дел в ущерб интересам кредиторов, а главное – лишало арбитражные суды и кредиторов возможности применять процедуры несостоятельности (в том числе и внешнее управление для восстановления платежеспособности должника) к неплатежеспособным должникам, у которых стоимость имущества формально превышала общую сумму кредиторской задолженности.

Согласно Закона о банкротстве 1998 г. должник мог быть признан банкротом в случае его неплатежеспособности, но наличие у него имущества, превышающего общую сумму кредиторской задолженности, свидетельствовало о реальной возможности восстановить его платежеспособность и, следовательно, служило основанием для применения к должнику процедуры внешнего управления.

Читайте также  Политика и власть. Сущность политической власти

В ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» 1998 г., в отличие от предыдущего законодательства о несостоятельности, были заложены особенности банкротства отдельных категорий должников, в т.ч. банкротство сельскохозяйственных организаций.

Тем не менее, в ходе практического применения Закона о банкротстве 1998 года выявился ряд упущений, которые привели к возможности использования процедур банкротства в целях передела собственности, устранению должника от участия в процедурах банкротства и защиты своих интересов и другим негативным последствиям.

В связи с этим началась работа по разработке нового варианта основного закона о банкротстве.

В результате 26 октября 2002 года принят Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ. Новый закон в целом вступил в законную силу с 3 декабря 2002 года.

Общая логика основного законодательного акта, регулирующего вопросы несостоятельности, установленная законом 1998 года, сохранена и в новом законе. Действующий закон содержит общие положения, особенности рассмотрения дел о банкротстве в арбитражном суде, положения по применению каждой процедуры банкротства, а также особенности банкротства отдельных категорий должников. Однако закон ввел множество новшеств, а в некоторых случаях принципиально изменил подходы к реализации процедур банкротства.

Новый Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» расширил возможности антикризисного управления. Неизменным остался подход к определению критериев и внешних признаков несостоятельности. В то же время, значительной детализации подвергнуты процедуры несостоятельности: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.

Концептуальные изменения правового регулирования института банкротства коснулись следующих положений законодательства: расширение круга юридических лиц, в отношении которых могут быть применены процедуры банкротства; об основаниях возбуждения дел о банкротстве; новый поход к определению признаков банкротства путем установления твердой суммы размера задолженности должника; наделение государства правом участия в голосовании при принятии решений на собраниях кредиторов; о требованиях, предъявляемых к арбитражным управляющим, порядке их назначения и контроле за их деятельностью; появление нового участника процесса банкротства – регулирующего органа, на который возложены функции подготовки арбитражных управляющих, а также контроля деятельности саморегулируемых организаций и арбитражных управляющих; о новой, реабилитационной процедуре финансового оздоровления должника; об очередности удовлетворения требований кредиторов в конкурсном производстве и внешнем управлении; об особенностях продажи имущества и имущественных прав сельскохозяйственных организаций; наделение должника, участников (учредителей), собственников имущества должника правами по участию в процессе по делу о банкротстве должника; изменение порядка очередности удовлетворения требований кредиторов; введение особенностей банкротства стратегических организаций; об изменении статуса и процедуры регулирования деятельности арбитражного управляющего, и другие.

Кроме Закона о банкротстве принят целый ряд нормативных актов, регламентирующих деятельность института банкротства.

Помимо нормативных актов существуют нормы иных кодифицированных законодательных актов, применяемых при реализации процедур банкротства. Например, согласно Трудовому кодексу РФ, введение процедур банкротства само по себе не является основанием для прекращения трудовых отношений. В этот период внешний или конкурсный управляющий, выполняя функции руководителя должника, решают все вопросы, касающиеся регулирования трудовых отношений, начиная с режима работы, выплаты заработной платы, обеспечения охраны труда работников, заканчивая увольнением работников, выплатой выходных пособий. В связи с этим при реализации процедур банкротства должны использоваться нормы ТК РФ.

При этом необходимо иметь в виду, что при решении вопросов, связанных с трудовыми правоотношениями приоритет имеют нормы Трудового кодекса РФ.

Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает следующее: так как ни Закон о банкротстве, ни Налоговый кодекс РФ не предусматривают изменения порядка начисления и уплаты налогов и взносов в период проведения процедур банкротства, то начисление, уплата налогов, предоставление отчетности, изменение сроков уплаты налогов (отсрочка, рассрочка) и другие действия осуществляются в период процедур банкротства по общим правилам. Исключение составляет порядок взыскания не уплаченных налоговых платежей и взносов, на который распространяются последствия введения процедур банкротства.

Государственное регулирование кризисных ситуаций

В условиях рыночной экономики антикризисное регулирование содержит меры организационно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороны государства, направленные на защиту организаций от кризисных ситуаций, предотвращение его банкротства или ликвидации в случае нецелесообразности его дальнейшего функционирования.

В настоящее время действует Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ с изменениями и дополнениями от 13.07.2015 г., который учитывает весь накопленный в стране опыт процедур банкротства. В нем четко сформулированы и ограничены имущественные притязания кредиторов.

Закон внес существенные изменения и дополнения в процедуру банкротства:

> выстроена более сложная процедура возбуждения дел о банкротстве и установления размера требований кредиторов в арбитражном суде;

> назначение конкретного арбитражного управляющего проходит независимо от желаний и выбора кредиторов;

> четко регламентированы действия с имуществом организации- должника;

> собственник организации-должника наделен правами, дающими ему возможность защищать свои интересы и участвовать в процедуре банкротства;

> собственнику организации-должника предоставлена возможность разработки плана финансового оздоровления, тем самым он может реабилитировать себя в эффективном управлении собственностью;

> введены новшества в процедуру внешнего управления: предоставлена возможность дополнительной эмиссии акций организации-должника, изменен порядок продажи организации-должника, собственнику организации-должника предоставлена роль активного участника в процедуре банкротства для защиты его имущества от необоснованных притязаний кредиторов.

Многообразная деятельность организации регламентируется и множеством других нормативных актов: Гражданским кодексом РФ, Трудовым кодексом РФ, Федеральными законами «Об акционерных обществах», «О защите прав потребителей» от 17 декабря 1999 г. № 212-ФЗ (с изменениями и дополнениями в редакции от 03.07.2016 г.) и др.

Государственное регулирование кризисных ситуаций осуществляется также и в виде финансового регулирования (рис. 23.5).

Осуществление денежно-кредитной политики государства происходит на основе монетарных теорий, которые представляют собой синтез кейнсианских и неоклассических концепций о роли денег и их влиянии на макроэкономическую ситуацию в стране. Денежно-кредитная политика государства проводится Центральным банком РФ, выполняющим организационную и контрольную функции денежного обращения, посредством изменения количества денег в обращении.

Рис. 23.5. Основные направления финансового регулирования кризисных ситуаций

Денежно-кредитная политика государства оказывает воздействие на объем национального производства, инвестиционный процесс и занятость населения.

В периоды спадов государственная политика направлена на увеличение массы денег в обращении для расширения совокупного спроса и носит название политики «дешевых денег». Проведение такой политики в свою очередь приводит к росту инфляции и тогда государство сокращает предложение денег, осуществляя политику «дорогих денег», что создает основу для взаимодействия между Правительством и участниками рынка, защищая и охраняя права собственников и содействуя предпринимательской деятельности граждан.

Осуществление фискальной политики в период спада экономики должно содержать стимулирующие методы посредством регулирования налогов и государственных расходов. Фискальная политика оказывает непосредственное воздействие на макроэкономические показатели страны и отражается на совокупном спросе.

На стадии кризиса осуществляется сдерживающая фискальная политика, предполагающая увеличение налогов и сокращение государственных расходов. Ее следствием становится появление профицита бюджета, который направляется на погашение государственного долга или пополнение стабилизационного фонда. Снижение налогов на стадии кризиса позитивно влияет на потребление и совокупный спрос, но приводит к росту цен, что повлечет за собой увеличение объемов производства, доходов и снижение уровня безработицы. Во время подъема экономики увеличение налогов вызывает сокращение потребления, совокупного спроса, доходов.

Таким образом, основными инструментами фискальной политики государства являются либо налоги, либо государственные расходы, равное увеличение которых создает сбалансированность бюджета.

Выбор основных инструментов регулирования экономики напрямую зависит от общего направления и степени воздействия государства на кризисные явления. При проведении «либерального» курса воздействия на экономику, который заключается во всестороннем участии государства в регулировании рынка, основной упор делается на правительственные расходы. При осуществлении «консервативного» курса роль государства в регулировании экономики снижается, отдавая основное предпочтение рыночным механизмам стабилизации, в первую очередь налогам.

Антикризисное государственное регулирование проводится и в отношении производства путем формирования государственной промышленной политики. Она предполагает социально-экономическую направленность проводимых в стране реформ, учет интересов всех участников рынка, сочетание мер государственного регулирования и использование рыночных механизмов, развитие договорных отношений на конкурсной основе.

> принятие государственных программ развития энергетики, промышленности, сельского хозяйства, использование природных ресурсов и преобразование жилищно-коммунального хозяйства страны;

> насыщение инвестициями сырьевых, обрабатывающих отраслей тяжелой промышленности и инфраструктуры;

> обеспечение занятости высвобождающихся рабочих в проблемных регионах страны;

> повышение роли государства в развитии образования, науки и культуры;

> интеграция отечественного научного потенциала в мировую экономику;

> экспорт наукоемкой продукции;

> подключение страны к мировым стратегическим альянсам (ВТО). Одним из важнейших условий реализации промышленной политики

государства является координация действий всех органов власти, звеньев финансово-кредитной системы и хозяйствующих субъектов. Другое не менее важное условие реализации промышленной политики — расширение авторитета Союза промышленников и предпринимателей, который способен воздействовать на властные структуры государства и товаропроизводителей для проведения структурных, технологических и инновационных реформ в конкретных промышленных организациях.

Важное направление антикризисного государственного регулирования — перераспределение доходов бюджетной системы. Это вызвано, прежде всего,

тем, что кризис в экономике всегда сопровождается неэффективным размещением труда и капитала, резким падением объемов производства. В этих условиях неизмеримо возрастает роль социальной политики государства, предусматривающей регулирование рыночных сил. Главное звено в цепи государственных мер — борьба с бедностью, включающая в себя социальное страхование. Его цель — защита каждого человека от внезапного и резкого снижения уровня жизни. Большую роль в перераспределении доходов играет выплата денежных семейных пособий. Отсутствие действенной государственной политики по выравниванию доходов может повлечь за собой необратимые последствия на личностном уровне всех членов общества.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: