Государственное регулирование международных кредитных отношений - ABCD42.RU

Государственное регулирование международных кредитных отношений

Международные кредитные отношения и их регулирование государством Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федоренко А.О.

Международный кредит, являясь одной из многочисленных форм кредита, относится к числу важнейших категорий экономической науки, он активно изучается практически всеми ее разделами. Цель данной статьи определить место и значимость международного кредита в развитии международных кредитно-финансовых отношений.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Федоренко А.О.

Текст научной работы на тему «Международные кредитные отношения и их регулирование государством»

1. Updated list of selected / contracted projects 13.03.2015 [Electronic resource]. — Access regime. — URL: http://www.cbcromaniabulgaria.eu/index.php? page=proiecte-lista (Retrieved: 15.03.2015).

2. Data taken from Bar chart Funds Absorption Rate — Cohesion Policy 20072013 Based on 2007-2013 Funds Absoption Rate EU Cohesion policy: percentage of funds paid compared to available budget. Absorption rate based on interim payments and prefinancing. Source: Infoview > Financial Management > Fi-nancial_execution_by_period_fund_country [Electronic resource]. — Access regime. — URL: https://cohesiondata.ec.europa.eu/EU-Cohesion-Funding/Bar-chart-Funds-Absorption-Rate-Cohesion-Policy-20/g67v-zjyr? (Retrieved: 15.03.2015).

3. Europe 2020. Strategy for intelligent, sustainable and inclusive growth, Message from the European commission [Electronic resource]. — Access regime. -URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CÜM:2010: 2020: FIN:BG:PDF, p. 5 (Retrieved: 15.03.2015).

4. Program for cross border cooperation Interreg V-A Romania — Bulgaria [Electronic resource]. — Access regime. — URL: http://cbcromaniabulgaria.eu/user/ file/Programme 2014.pdf (Retrieved: 15.03.2015).

5. Adamov V and St. Prodanov. The investments. — Veliko Tarnovo, 2007. -Р. 11-12.

6. Tonev S. Finance. — Shumen, 2006. — Р. 190-214.

7. Guide for analysis cost-benefits of the investment projects, 2008 [Electronic resource]. — Access regim. — URL: http://ope.moew.government.bg/files/ use-ruploads/files/documentation/podgotovka_obshti/CBA_FFF.pdf (Retrieved: 15.01.2015).

8. Methodical guidelines for completing the project documentation, evaluation and management of investment project, 2005, p. 5 [Electronic resource]. -Access regime. — URL: http://www.sofia.bg/budget/investment_projects.pdf (Retrieved: 15.01.2015).

МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ИХ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВОМ

Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва

Международный кредит, являясь одной из многочисленных форм кредита, относится к числу важнейших категорий экономической науки, он активно изучается практически всеми ее разделами. Цель данной статьи — определить место и значимость международного кредита в развитии международных кредитно-финансовых отношений.

* Студент 4 курса.

Международная торговля всегда была связана с кредитом вследствие несовпадения во времени продолжительности процесса производства и обращения различных товаров, а также стремления экспортера повысить конкурентоспособность своих товаров за счет предоставления импортерам льготных условий платежа. Неизмеримо возросли масштабы и формы кредитования внешнеэкономической деятельности в современных условиях.

Международный кредит — это движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности, обеспеченности и уплаты процентов.

Участниками международных кредитных отношений являются как частные предприятия, коммерческие банки, так и государственные учреждения, правительства, международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации, которые выступают в качестве кредиторов и заемщиков.

Движение ссудного капитала между странами может осуществляться как при помощи посредников, так и без их участия. В качестве посредника могут выступать крупные национальные и транснациональные банки, международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации.

Сущность кредита раскрывают его функции. Основными функциями международного кредита являются:

— перераспределение ссудного капитала между странами для обеспечения потребностей расширенного воспроизводства. Тем самым кредит содействует поступлению национальной прибыли в среднюю прибыль, увеличивая ее массу;

— экономия издержек обращения в сфере международных расчетов путем использования кредитных средств (тратт, векселей, чеков, переводов и др.), развития и ускорения безналичных платежей;

— ускорение концентрации и централизации капитала благодаря использованию иностранных кредитов;

В условия международного кредита входят следующие понятия: валюта кредита и валюта платежа, сумма, срок, условия использования и погашения, стоимость, вид обеспечения, методы страхования рисков.

Валюта кредита и валюта платежа. Валюта кредита — это валюта, установленная при предоставлении кредита участниками кредитного соглашения. На её выбор влияет ряд факторов, таких как степень её стабильности, уровень процентной ставки, практика международных расчетов, степень инфляции и т.д. Валютой международных кредитов могут являться национальные единицы, евровалюты, международные счетные валютные единицы. Валюта платежа — валюта, в которой происходит погашение кредита, она может не совпадать с валютой кредита. В таких случаях могут иметь место «мягкие займы» — займы, предоставленные в валюте кредитора, погашаются национальной валютой заемщика.

Сумма кредита — часть ссудного капитала, предоставленная в товарной или денежной форме заемщику. Обязательно фиксируется в коммерческом контракте. Сумма банковского кредита (кредитная линия) определяется кредитным соглашением или путем обмена телексами. Обычно кредит предоставляется в виде долей (траншей), которые различаются по своим условиям.

Срок международного кредита — важное средство конкурентной борьбы на мировых рынках. Он зависит от ряда факторов: целевого назначения кредита, соотношения спроса и предложения аналогичных кредитов, размера контракта, национального законодательства, традиционной практики кредитования, межгосударственных соглашений. Для определения эффективности кредита различают полный и средний сроки.

Международные кредитные отношения, как и валютные, служат объектом не только рыночного, но и государственного регулирования по линии протекционизма или либерализации их условий. Степень вмешательства государства в международные кредитные отношения различна, но формы его в большинстве стран одинаковы. Государство является активным участником международных кредитно-финансовых отношений, выступая в роли кредитора, донора, гаранта и заемщика. Используя часть национального дохода, аккумулированного через госбюджет, государство предоставляет правительственные или смешанные кредиты, субсидии, помощь другим странам. Прямое государственное кредитование на двухсторонней или многосторонней основе до 60-х гг. было характерно для США. Ныне государственные кредиты в основном выдаются по линии помощи развивающимся странам, которая включает также субсидии.

Как свидетельствует мировой опыт, государство поощряет внешнеэкономическую деятельность предприятий с помощью субсидий, кредитов, налоговых, таможенных льгот, гарантий, субсидирования процентных ставок, т.е. бонификации (возмещения банкам за счет госбюджета разницы между рыночными и льготными процентными ставками по экспортным кредитам). Государственные гарантии по краткосрочным экспортным кредитам в виде акцептно-авальных операций превращают тратты экспортеров в первоклассное платежное средство.

Государство, освобождая экспортеров от уплаты некоторых налогов, способствует снижению цен вывозимых товаров, повышая их конкурентоспособность. Хотя ВТО запрещает субсидирование экспорта, государство воздействует на размеры и условия экспортных кредитов, особенно среднеи долгосрочных. Для стимулирования экспорта за счет госбюджета частным фирмам и банкам предоставляются льготные экспортные кредиты из низкого процента. Государство удлиняет срок кредитования экспортеров, облегчает и упрощает процедуру получения кредитов. Преференциальные условия экспортных кредитов сохранялись даже при кредитных и валютных ограничениях в стране.

Для поощрения национального экспорта созданы государственные или полугосударственные экспортно-импортные (внешнеторговые) банки, которые

осуществляют кредитование и страхование внешнеэкономических операций, гарантируют экспортные кредиты частных банков. Цель создания этих специализированных банков обеспечить доступ экспортерам к кредиту, который является средством конкуренции наряду с ценой, качеством и услугами. Экспортно-импортные банки призваны дополнять и поощрять деятельность частного капитала, не конкурируя с ним, совместно стимулировать экспорт.

Формы межгосударственного регулирования международного кредита. Противоречие между уровнем интернационализации экономики и ограниченностью национальных форм регулирования привело к развитию межгосударственного регулирования международного кредита. Оно преследует следующие основные цели: 1) регулирование международного движения ссудного капитала для воздействия на платежный баланс, валютный курс, рынки ссудных капиталов; 2) совместные меры по преодолению кризисных потрясений; 3) согласование кредитной политики по отношению к определенным заемщикам в основном к развивающимся, а также странам Восточной Европы, России и другим странам СНГ.

Межгосударственное регулирование международного кредита осуществляется в различных формах:

— координация условий экспортных кредитов и гарантий;

— согласование размера помощи развивающимся странам;

— регламентация деятельности международных и региональных ва-лютно-кредитных и финансовых организаций;

— международные совещания «в верхах».

— рециклирование нефтедолларов и др.

Межгосударственное регулирование международного кредита имеет

краткую историю, но роль его возрастет. Государство стремится встроить государственное регулирование в рыночный регулятор условий международного кредита. Одной из форм государственного регулирования кредита является регламентация основных показателей международной деятельности банков по линии: 1) их операций за рубежом; 2) нейтрализации последствий взаимного влияния внутренних и зарубежных операций; 3) регулирования участия национальных банков в международных банковских консорциумах, синдикатах. Своеобразной формой регулирования являются «джентльменские соглашения» между государством и банками.

1. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения / Л.Н. Красавина. — М.: Финансы и статистика;

2. Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность, учебник. — М.: Изд-во Дашков и Ко. — М., 2008. — 498 с.

3. Свиридов О.Ю. Международные валютно—кредитные и финансовые отношения: учебное пособие. — М.: Март, 2007.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Международные кредитные отношения служат объектом не только рыночного, но и государственного регулирования в стране. Государство является активным уча­стником международных кредитных отношений, вы­ступая в роли кредитора, донора, гаранта и заемщика. Используя часть национального дохода, аккумулиро­ванного через госбюджет, государство предоставляет правительственные или смешанные кредиты, субсидии, помощь другим странам. Прямое государственное кре­дитование на двухсторонней или многосторонней ос­нове до 60-х годов было характерно для США. Ныне государственные кредиты в основном выдаются по линии помощи развивающимся странам.

В Западной Европе традиционно государство вы­ступало как гарант международных кредитов. В на­стоящее время это характерно для США и Японии, так как формы участия государства в кредитовании и фи­нансировании экспорта теперь унифицированы. Госу­дарство поощряет внешнеэкономическую деятельность предприятий с помощью субсидий, кредитов, налого­вых, таможенных льгот, гарантий, субсидирования про­центных ставок, т. е. возмещения банкам за счет госбюджета разницы между рыночными и льготными процентными ставками по экспортным кре­дитам. Государственные гарантии по краткосрочным экспортным кредитам в виде акцептных опе­раций превращают тратты экспортеров в первоклас­сное платежное средство.

Государство, освобождая экспортеров от уплаты косвенных и некоторых прямых налогов, способствует снижению цен вывозимых товаров, повышая их конку­рентоспособность. В соответствии с международной практикой товары, пересекающие границу, могут осво­бождаться от косвенных налогов. Хотя ГАТТ запреща­ет субсидирование экспорта, государство активно воз­действует на размеры и условия экспортных кредитов, особенно средне- и долгосрочных. За счет госбюджета частным фирмам и банкам предоставляются льготные экспортные кредиты из низкого процента. Государ­ство удлиняет срок кредитования экспортеров, облегча­ет и упрощает процедуру получения кредитов. Префере­нциальные условия экспортных кредитов сохранялись даже при кредитных и валютных ограничениях. Созданы государственные или полугосударст­венные экспортно-импортные банки, которые осуществляют кредитование и страхование внешнеторговых операций, гарантируют экспортные кредиты частных банков.

Одной из форм государственного регулирования кредита является регламентация основных показателей международной деятельности банков по линии:

1) ограничения круга их операций за рубежом;

2) нейтра­лизация последствий взаимного влияния внутренних и заграничных операций;

3) регулирования участия наци­ональных банков в международных банковских кон­сорциумах.

Основ­ные цели межгосударственного регулирования международного кредита:

1) регулирование международного движения ссудного капитала для воздействия на платежный ба­ланс, валютный курс, рынки ссудных капиталов;

Читайте также  Структура исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации проблемы

2) совместные межгосударственные меры по преодоле­нию кризисных явлений;

3) согласование кредитной политики по отношению к определенным заемщикам.

Межгосударственное регулирование международ­ного кредита осуществляется в различных формах:

координация условий экспортных кредитов и га­рантий;

согласование размера помощи развивающимся странам;

регламентация деятельности международных и регио­нальных валютно-кредитных и финансовых организаций;

рециклирование нефтедолларов и др.

Попытки координации условий экспортных кредитов впервые были предприняты в 1934 г., когда был органи­зован Союз страховщиков международных кредитов в Берне. Бернский союз, объединяющий страховые компании более 20 стран, предназначен для обмена информацией и составления рекомендаций отно­сительно условий государственного страхования экспорт­ных кредитов.

C формированием ЕС регулирование международ­ного кредита поднялось на межгосударственный уро­вень и осуществляется через региональные организации. Страны — члены ЕС заключили соглашение об условиях кредитования экспорта, минимальных про­центных ставках и максимальных сроках кредитов.

Регламентация междуна­родного кредита осуществляется в рамках организации экономического сотрудничества и развития ОЭСР.

Вначале 60-х годов достигнута договоренность членов ОЭСР об унификации сроков и процентных ставок по кредитам, доли покупательского аванса в контрактах на поставки судов. В 70-х годах достигнуто соглашение о предварительных консультациях по кредитам сроком более 5 лет и организован обмен информацией между правительствами. С 70-х годов применяются межгосу­дарственные меры по ограничению субсидирования эк­спорта как средства конкурентной борьбы. В июне 1976 г. в рамках ГАТТ заключено неформальное соглашение о единых условиях экспортных кредитов, субсидируемых государством.

До­говоренность стран ОЭСР об условиях экспортных кре­дитов, пользующихся государственной поддержкой, на­зывается консенсусом. Главные элементы консенсуса:

единый размер авансового платежа — обычно 15% от суммы контракта;

дифференцированные условия креди­тов по трем условным группам стран (богатые, средние, бедные);

максимальный срок погашения;

минимальные про­центные ставки.

С середины 70-х годов до 1982 г. активно прак­тиковалось межгосударственное регулирование движе­ния ссудного капитала путем рециклирования нефте­долларов из нефтедобывающих стран. Региональное рециклирование осуществляли страны — члены ОПЕК путем использования валютной выручки от экспорта нефти для развития национальной экономики, помощи другим развивающимся странам, прибыльных инвести­ций в промышленно развитых странах. Промышленно развитые страны производили рециклирование нефтедолларов в своих интересах для:

1) покрытия дефицита платежных балансов;

2) перераспределения нефтедолла­ров через банки в пользу развивающихся стран — им­портеров нефти в целях расширения национального эк­спорта в эти страны;

3) аккумуляции указанных средств в международных валютно-кредитных и финансовых организациях.

С этой целью были созданы специальные фонды, в частности нефтяной фонд МВФ.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

7.4. рыночное и государственное регулирование международных кредитных отношений

7.4. рыночное и государственное регулирование международных кредитных отношений

Международные кредитные отношения, как и валютные, служат объектом не только рыночного, но и государственного регулирования по линии протекционизма или либерализации их условий. Степень вмешательства государства в международные кредитные отношения различна, но формы его в большинстве стран одинаковы. Государство является активным участником международных кредитно-финансовых отношений, выступая в роли кредитора, донора, гаранта и заемщика. Используя часть национального дохода, аккумулированного через госбюджет, государство предоставляет правительственные или смешанные кредиты, субсидии, помощь другим странам. Прямое государственное кредитование на двухсторонней или многосторонней основе до 60-х гг. было характерно для США. Ныне государственные кредиты в основном выдаются по линии помощи развивающимся странам, которая включает также субсидии.

Как свидетельствует мировой опыт, государство поощряет внешнеэкономическую деятельность предприятий с помощью субсидий, кредитов, налоговых, таможенных льгот, гарантий, субсидирования процентных ставок, т. е. бонификации (возмещения банкам за счет госбюджета разницы между рыночными и льготными процентными ставками по экспортным кредитам). Государственные гарантии по краткосрочным экспортным кредитам в виде акцептно-авальных операций превращают тратты экспортеров в первоклассное платежное средство.

Государство, освобождая экспортеров от уплаты некоторых налогов, способствует снижению цен вывозимых товаров, повышая их конкурентоспособность. Хотя ГАТТ, преобразованное в 1995 г. в ВТО, запрещает субсидирование экспорта, государство воздействует на размеры и условия экспортных кредитов, особенно среднеи долгосрочных. Для стимулирования экспорта за счет госбюджета частным фирмам и банкам предоставляются льготные экспортные кредиты из низкого процента. Государство удлиняет срок кредитования экспортеров, облегчает и упрощает процедуру получения кредитов. Преференциальные условия экспортных кредитов сохранялись даже при кредитных и валютных ограничениях в стране.

Для поощрения национального экспорта созданы государственные или полугосударственные экспортно-импортные (внешнеторговые) банки, которые осуществляют кредитование и страхование внешнеэкономических операций, гарантируют экспортные кредиты частных банков. Цель создания этих специализированных банков обеспечить доступ экспортерам к кредиту, который является средством конкуренции наряду с ценой, качеством и услугами. Экспортно-импортные банки призваны дополнять и поощрять деятельность частного капитала, не конкурируя с ним, совместно стимулировать экспорт.

Экспортно-импортный банк (ЭИБ) США создан в феврале 1934 г. для кредитования торговли с СССР. Однако стремление США использовать этот банк для давления на СССР, требования выплаты долгов царского и Временного правительств привели к приостановке его деятельности. На его базе в марте 1934 г. был учрежден второй ЭИБ для обслуживания торговли с Кубой, а в мае 1936 г. оба банка были объединены. До второй мировой войны ЭИБ не играл существенной роли. После войны его полномочия были расширены. В 1945 г. ему было предоставлено право совершать банковские операции: кредитные, гарантийные (кроме эмиссии ценных бумаг и инвестиций в капитал акционерных компаний) с целью стимулирования экспорта американских товаров и услуг. ЭИБ США является государственным банком. Совет директоров банка включает президента, первого вице-президента и трех директоров, назначаемых президентом США с согласия Сената. ЭИБ предоставляет покупателям американских товаров кредиты на длительный срок. ЭИБ выступает от имени американского правительства. Поэтому кредитные соглашения подписываются и гарантируются правительством страны-заемщика. Предоставление кредита обусловлено, как правило, обязательной закупкой товаров в США («связанные» кредиты). Установлен лимит акционерного капитала ЭИБ (1 млрд долл.) и заимствований у Министерства финансов под обязательства банка (не более 6 млрд долл. единовременно). В результате важных изменений, внесенных в 1987 г., ЭИБ США предлагает только одну программу предоставления кредитов (в основном иностранным импортерам) и одну программу гарантий по среднеи долгосрочным экспортным сделкам. Обе программы обеспечивают 85% кредитования экспортных сделок. ЭИБ предоставляет кредиты по минимальным ставкам, допускаемым ОЭСР. Другие программы включают: 1) гарантии по ссудам для приобретения оборотного капитала; 2) инжиниринг для финансовой поддержки НИОКР и подготовки технико-экономического обоснования дальнейшего развития национального экспорта. ЭИБ США осуществляет страховые операции совместно с Ассоциацией страхования иностранных кредитов (АСИК), созданной этим банком и страховыми компаниями в 1961 г. для страхования частных кредитов американских экспортеров. Аналогично ЭИБ США гарантирует погашение кредитов коммерческим банкам по среднесрочным сделкам экспортеров.

С 70-х гг. произошли изменения в структуре операций ЭИБ по линии переориентации их с кредитных на гарантийные и страховые, которые достигли 3/4 числа годовых сделок банка. Это обусловлено увеличением частных экспортных кредитов и возросшим риском в международных кредитных отношениях. Гарантии ЭИБ покрывают до 90% кредитного риска, обеспечивая погашение кредитов коммерческих банков импортерами или их «домашними» банками (сроком от 181 дня до 5 лет). Комиссия за гарантии дифференцируется с учетом оценки риска.

Аналогичные экспортно-импортные банки и агентства экспортного страхования функционируют и в ряде других стран. Так, Французский банк для внешней торговли (создан в 1919 г.) предоставляет льготные долгосрочные кредиты, краткосрочные кредиты на рыночных условиях, гарантии по экспортным кредитам, получаемым экспортерами в банках, по векселям. В Великобритании кредитование и финансирование внешней торговли осуществляются коммерческими банками при поддержке Департамента гарантий экспортных кредитов (ДГЭК). Экспортно-импортный банк Японии (создан в 1950 г.) кредитует главным образом экспорт оборудования, а также технических услуг. Деятельность экспортно-импортных банков тесно связана с операциями институтов по страхованию экспортных кредитов и зарубежных инвестиций.

В России аналогичные функции выполняют Внешторгбанк, отчасти Внешэкономбанк, специализирующийся ныне на обслуживании государственного внешнего долга, управлении активами бывшего СССР, Экспортно-импортный банк.

Одной из форм государственного регулирования кредита является регламентация основных показателей международной деятельности банков по линии: 1) их операций за рубежом; 2) нейтрализации последствий взаимного влияния внутренних и зарубежных операций; 3) регулирования участия национальных банков в международных банковских консорциумах, синдикатах. Своеобразной формой регулирования являются «джентльменские соглашения» между государством и банками.

Формы межгосударственного регулирования международного кредита. Противоречие между уровнем интернационализации экономики и ограниченностью национальных форм регулирования привело к развитию межгосударственного регулирования международного кредита. Оно преследует следующие основные цели: 1) регулирование международного движения ссудного капитала для воздействия на платежный баланс, валютный курс, рынки ссудных капиталов; 2) совместные меры по преодолению кризисных потрясений; 3) согласование кредитной политики по отношению к определенным заемщикам в основном к развивающимся, а также странам Восточной Европы, России и другим странам СНГ.

Межгосударственное регулирование международного кредита осуществляется в различных формах:

координация условий экспортных кредитов и гарантий;

согласование размера помощи развивающимся странам;

регламентация деятельности международных и региональных валютно-кредитных и финансовых организаций;

международные совещания «в верхах».

рециклирование нефтедолларов и др.

Межгосударственное регулирование международного кредита имеет краткую историю, но роль его возрастет. Государство стремится встроить государственное регулирование в рыночный регулятор условий международного кредита.

Попытки координации условий экспортных кредитов впервые были предприняты в 1934 г., когда был организован Международный союз страховщиков кредитов и инвестиций1 со штаб-квартирой в Берне. Бернский союз, объединяющий страховые компании около 30 стран, предназначен для обмена информацией и составления рекомендаций относительно условий государственного страхования экспортных кредитов. Этот совещательный консультационный орган не выносит решений, обязательных для его членов. Бернский союз не является межправительственной организацией, так как входящие в него государственные учреждения официально не представляют свои правительства. Но, несмотря на «джентльменские соглашения» (1953 г.) членов Бернского союза не предоставлять гарантии по экспортным кредитам на срок свыше 5 лет, на практике крупные экспортеры добились государственных гарантий по кредитам на более длительные сроки.

С формированием ЕС регулирование международного кредита поднялось на межгосударственный, отчасти наднациональный уровень и осуществляется через региональные организации. Страны члены ЕС заключили соглашение об условиях кредитования экспорта, минимальных процентных ставках и максимальных сроках кредитов.

До 80-х гг. он назывался Международный союз страховщиков кредитов (International Union of Credit Insurers).

С целью ограничения государственного стимулирования экспорта товаров в условиях обострения конкуренции на мировых рынках регламентация международного кредита осуществляется в рамках ОЭСР.

В начале 60-х гг. достигнута договоренность членов ОЭСР об унификации сроков и процентных ставок по кредитам, доли покупательского аванса в контрактах на поставки судов. В 70-х гг. достигнуто соглашение о предварительных консультациях по кредитам сроком более 5 лет и организован обмен информацией между правительствами.

Читайте также  Платон об идеальном государстве

С 70-х гг. применяются межгосударственные меры по ограничению субсидирования экспорта как средства конкурентной борьбы. В июне 1976 г. в рамках ГАТТ заключено «джентльменское соглашение» о единых условиях экспортных кредитов, субсидируемых государством, между США, Японией, ФРГ, Францией, Италией, Канадой, Великобританией вначале сроком на год. Затем оно было продлено до апреля 1978 г. и далее на неопределенный срок и распространено почти на все страны члены ОЭСР. Договоренность стран ОЭСР об условиях экспортных кредитов, пользующихся государственной поддержкой, включает следующие главные элементы: единый размер авансового платежа обычно 15% суммы контракта; дифференцированные условия кредитов по трем условным группам стран (богатые, средние, бедные), определяемые исходя из ВВП на душу населения; максимальный срок погашения; минимальные процентные ставки. Договоренность косвенно подтверждает право страны выходить за его рамки при условии предварительной информации участников соглашения (например, при снижении стоимости кредита).

С середины 70-х гг. до 1982 г. активно практиковалось межгосударственное регулирование движения ссудного капитала путем рециклирования нефтедолларов из нефтедобывающих стран. Региональное рециклирование осуществляли страны члены ОПЕК путем использования валютной выручки от экспорта нефти для развития национальной экономики, помощи другим развивающимся странам, прибыльных инвестиций в развитых странах. Развитые страны проводили рециклирование нефтедолларов в своих интересах для: 1) покрытия дефицита платежных балансов; 2) перераспределения нефтедолларов через банки в пользу развивающихся стран импортеров нефти в целях расширения национального экспорта в эти страны; 3) аккумуляции указанных средств в международных валютно-кре-дитных и финансовых организациях (для последующего их использования в собственных интересах). С этой целью были созданы специальные фонды, в частности нефтяной фонд МВФ.

Важной формой межгосударственного регулирования международного кредита являются международные совещания «в верхах», на которых вырабатываются совместные мероприятия по этим проблемам. На встречах на высшем уровне вопросы экспортных кредитов, передачи технологии, торговли периодически приобретали политическое значение в свете отношений Восток-Запад.

Своеобразной формой сотрудничества банков на многосторонней основе стали международные банковские клубы. Например, Форекс клаб объединяет 1600 банкиров, представляющих мировые финансовые центры, и ежегодно проводит совещания по актуальным проблемам международных валютно-кредитных и финансовых отношений.

Межгосударственное регулирование кредита испытывает влияние противоречивых тенденций партнерство и разногласия во взаимоотношениях трех основных мировых финансовых центров США, Западной Европы, Японии. Каждый центр стремится получить преимущества за счет своих партнеров.

ТНК и ТНБ активно используют государственное регулирование международного кредита, когда им это выгодно. Иначе они конфликтуют с ним и бесконтрольно осуществляют международные кредитно-финансовые операции.

7.4 Рыночное и государственное регулирование международных кредитных отношений

Международные кредитные отношения, как и валютные, служат объектом не только рыночного, но и государственного регулирования по линии протекционизма или либерализации их условий.

Как свидетельствует мировой опыт, государство поощряет внешнеэкономическую деятельность предприятий с помощью субсидий, кредитов, налоговых, таможенных льгот, гарантий, субсидирования процентных ставок, т. е. бонификации (возмещения банкам за счет госбюджета разницы между рыночными и льготными процентными ставками по экспортным кредитам). Государственные гарантии по краткосрочным экспортным кредитам в виде акцептно-авальных операций превращают тратты экспортеров в первоклассное платежное средство. Государство, освобождая экспортеров от уплаты некоторых налогов, способствует снижению цен вывозимых товаров, повышая их конкурентоспособность. Хотя ГАТТ, преобразованное в 1995 г. в ВТО, запрещает субсидирование экспорта, государство воздействует на размеры и условия экспортных кредитов, особенно средне- и долгосрочных. Для стимулирования экспорта за счет госбюджета частным фирмам и банкам предоставляются льготные экспортные кредиты из низкого процента. Государство удлиняет срок кредитования экспортеров, облегчает и упрощает процедуру получения кредитов.

Для поощрения национального экспорта созданы государственные или полугосударственные экспортно-импортные (внешнеторговые) банки, которые осуществляют кредитование и страхование внешнеэкономических операций, гарантируют экспортные кредиты частных банков. Цель создания этих специализированных банков — обеспечить доступ экспортерам к кредиту, который является средством конкуренции наряду с ценой, качеством и услугами. Экспортно-импортные банки призваны дополнять и поощрять деятельность частного капитала, не конкурируя с ним, совместно стимулировать экспорт.

Экспортно-импортный банк (ЭИБ) США создан в феврале 1934 г. для кредитования торговли с СССР. Однако стремление США использовать этот банк для давления на СССР, требования выплаты долгов царского и Временного правительств привели к приостановке его деятельности. На его базе в марте 1934 г. был учрежден второй ЭИБ для обслуживания торговли с Кубой, а в мае 1936 г. оба банка были объединены. До второй мировой войны ЭИБ не играл существенной роли. После войны его полномочия были расширены. В 1945 г. ему было предоставлено право совершать банковские операции: кредитные, гарантийные (кроме эмиссии ценных бумаг и инвестиций в капитал акционерных компаний) с целью стимулирования экспорта американских товаров и услуг. ЭИБ США является государственным банком. Совет директоров банка включает президента, первого вице-президента и трех директоров, назначаемых президентом США с согласия Сената. ЭИБ предоставляет покупателям американских товаров кредиты на длительный срок. ЭИБ выступает от имени американского правительства. Поэтому кредитные соглашения подписываются и гарантируются правительством страны-заемщика. Предоставление кредита обусловлено, как правило, обязательной закупкой товаров в США («связанные» кредиты). Установлен лимит акционерного капитала ЭИБ (1 млрд долл.) и заимствований у Министерства финансов под обязательства банка (не более 6 млрд долл.

С 70-х гг. произошли изменения в структуре операций ЭИБ по линии переориентации их с кредитных на гарантийные и страховые, которые достигли 3/4 числа годовых сделок банка. Это обусловлено увеличением частных экспортных кредитов и возросшим риском в международных кредитных отношениях. Гарантии ЭИБ покрывают до 90% кредитного риска, обеспечивая погашение кредитов коммерческих банков импортерами или их «домашними» банками (сроком от 181 дня до 5 лет). Комиссия за гарантии дифференцируется с учетом оценки риска.

Аналогичные экспортно-импортные банки и агентства экспортного страхования функционируют и в ряде других стран. Так, Французский банк для внешней торговли (создан в 1919 г.) предоставляет льготные долгосрочные кредиты, краткосрочные кредиты на рыночных условиях, гарантии по экспортным кредитам, получаемым экспортерами в банках, по векселям. В Великобритании кредитование и финансирование внешней торговли осуществляются коммерческими банками при поддержке Департамента гарантий экспортных кредитов (ДГЭК). Экспортно-импортный банк Японии (создан в 1950 г.) кредитует главным образом экспорт оборудования, а также технических услуг.

В России аналогичные функции выполняют Внешторгбанк, отчасти Внешэкономбанк, специализирующийся ныне на обслуживании государственного внешнего долга, управлении активами бывшего СССР, Экспортно-импортный банк.

Одной из форм государственного регулирования кредита является регламентация основных показателей международной деятельности банков по линии: 1) их операций за рубежом; 2) нейтрализации последствий взаимного влияния внутренних и зарубежных операций; 3)

регулирования участия национальных банков в международных банковских консорциумах, синдикатах. Своеобразной формой регулирования являются «джентльменские соглашения» между государством и банками.

Формы межгосударственного регулирования международного кредита. Противоречие между уровнем интернационализации экономики и ограниченностью национальных форм регулирования привело к развитию межгосударственного регулирования международного кредита. Оно преследует следующие основные цели: 1) регулирование международного движения ссудного капитала для воздействия на платежный баланс, валютный курс, рынки ссудных капиталов; 2) совместные меры по преодолению кризисных потрясений; 3) согласование кредитной политики по отношению к определенным заемщикам — в основном к развивающимся, а также странам Восточной Европы, России и другим странам СНГ.

Межгосударственное регулирование международного кредита осуществляется в различных формах: •

координация условий экспортных кредитов и гарантий; •

согласование размера помощи развивающимся странам; •

регламентация деятельности международных и региональных валютно-кредитных и финансовых организаций; •

международные совещания «в верхах». •

рециклирование нефтедолларов и др.

Межгосударственное регулирование международного кредита имеет краткую историю, но роль его возрастет. Государство стремится встроить государственное регулирование в рыночный регулятор условий международного кредита.

Попытки координации условий экспортных кредитов впервые были предприняты в 1934 г., когда был организован Международный союз страховщиков кредитов и инвестиций со штаб-квартирой в Берне.

С формированием ЕС регулирование международного кредита поднялось на межгосударственный, отчасти наднациональный уровень и осуществляется через региональные организации. Страны — члены ЕС заключили соглашение об условиях кредитования экспорта, минимальных процентных ставках и максимальных сроках кредитов.

С целью ограничения государственного стимулирования экспорта товаров в условиях обострения конкуренции на мировых рынках регламентация международного кредита осуществляется в рамках ОЭСР.

В начале 60-х гг. достигнута договоренность членов ОЭСР об унификации сроков и процентных ставок по кредитам, доли покупательского аванса в контрактах на поставки судов. В 70-х гг. достигнуто соглашение о предварительных консультациях по кредитам сроком более 5 лет и организован обмен информацией между правительствами.

С 70-х гг. применяются межгосударственные меры по ограничению субсидирования экспорта как средства конкурентной борьбы. В июне 1976 г. в рамках ГАТТ заключено «джентльменское соглашение» о единых условиях экспортных кредитов, субсидируемых государством, между США, Японией, ФРГ, Францией, Италией, Канадой, Великобританией вначале сроком на год. Затем оно было продлено до апреля 1978 г. и далее на неопределенный срок и распространено почти на все страны — члены ОЭСР. Договоренность стран ОЭСР об условиях экспортных кредитов, пользующихся государственной поддержкой, включает следующие главные элементы: единый размер авансового платежа — обычно 15% суммы контракта; дифференцированные условия кредитов по трем условным группам стран (богатые, средние, бедные), определяемые исходя из ВВП на душу населения; максимальный срок погашения; минимальные процентные ставки.

С середины 70-х гг. до 1982 г. активно практиковалось межгосударственное регулирование движения ссудного капитала путем рециклирования нефтедолларов из нефтедобывающих стран. Региональное рециклирование осуществляли страны — члены ОПЕК путем использования валютной выручки от экспорта нефти для развития национальной экономики, помощи другим развивающимся странам, прибыльных инвестиций в развитых странах. Развитые страны проводили рециклирование нефтедолларов в своих интересах для: 1) покрытия дефицита платежных балансов; 2) перераспределения нефтедолларов через банки в пользу развивающихся стран — импортеров нефти в целях расширения национального экспорта в эти страны; 3)

аккумуляции указанных средств в международных валютно-кредитных и финансовых организациях (для последующего их использования в собственных интересах). С этой целью были созданы специальные фонды, в частности нефтяной фонд МВФ.

Важной формой межгосударственного регулирования международного кредита являются международные совещания «в верхах», на которых вырабатываются совместные мероприятия по этим проблемам. На встречах на высшем уровне вопросы экспортных кредитов, передачи технологии, торговли периодически приобретали политическое значение в свете отношений Восток-Запад.

Своеобразной формой сотрудничества банков на многосторонней основе стали международные банковские клубы. Например, Форекс клаб объединяет 1600 банкиров, представляющих мировые финансовые центры, и ежегодно проводит совещания по актуальным проблемам международных валютно-кредитных и финансовых отношений.

Межгосударственное регулирование кредита испытывает влияние противоречивых тенденций — партнерство и разногласия — во взаимоотношениях трех основных мировых финансовых центров — США, Западной Европы, Японии. Каждый центр стремится получить преимущества за счет своих партнеров.

ТНК и ТНБ активно используют государственное регулирование международного кредита, когда им это выгодно. Иначе они конфликтуют с ним и бесконтрольно осуществляют международные кредитнофинансовые операции.

Читайте также  Сущность политической партии и ее функции

Банковское дело

  • Банки и Финансы
  • Банковские термины: «А»-«Я»
    • «Б»,
    • «В»,
    • «Г»,
    • «Д»,
    • «Ж», «З»,
    • «И»,
    • «К»,
    • «Л»,
    • «М»,
    • «Н»,
    • «О»,
    • «П»,
    • «Р»,
    • «С»,
    • «Т»,
    • «У»,
    • «Ф»,
    • «Х», «Ц»,
    • «Ч», «Ш»,
    • «Э», «Я».
    • Глоссарий (термины) ФРС
  • О сайте
    • Политика конфиденциальности
  • Термины РЦБ: «А»-«Я»
    • «Б»,
    • «В»,
    • «Г»,
    • «Д»,
    • «Е»,
    • «З»,
    • «И»,
    • «К»,
    • «Л»,
    • «М»,
    • «Н»,
    • «О»,
    • «П»,
    • «Р»,
    • «С»,
    • «Т»,
    • «У»,
    • «Ф»,
    • «Х»,
    • «Ц»,
    • «Ч»,
    • «Э»,

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Международные кредитные отношения, как и валютные, служат объектом не только рыночного, но и государственного регулирова­ния в стране. Степень вмешательства государства в международные кредитные отношения различна, но формы его в большинстве стран одинаковы. Государство является активным участником междуна­родных кредитных отношений, выступая в роли кредитора, донора, гаранта и заемщика. Используя часть национального дохода, акку­мулированного через госбюджет, государство предоставляет пра­вительственные или смешанные кредиты, субсидии, помощь другим странам. Прямое государственное кредитование на двухсторонней или многосторонней основе до 60-х годов было характерно для США. Ныне государственные кредиты в основном выдаются по линии помощи развивающимся странам.

Как свидетельствует мировой опыт, государство поощряет вне­шнеэкономическую деятельность предприятий с помощью субси­дий, кредитов, налоговых, таможенных льгот, гарантий, субсиди­рования процентных ставок, т. е. бонификации (возмещения банкам за счет госбюджета разницы между рыночными и льготными процентными ставками по экспортным кредитам). Государствен­ные гарантии по краткосрочным экспортным кредитам в виде акцептно-авальных операций превращают тратты экспортеров в первоклассное платежное средство.

Государство, освобождая экспортеров от уплаты косвенных и некоторых прямых налогов, способствует снижению цен вывози­мых товаров, повышая их конкурентоспособность. В соответствии с международной практикой товары, пересекающие границу, могут освобождаться от косвенных налогов. Хотя ГАТТ, преобразован­ное в 1995 г. в ВТО, запрещает субсидирование экспорта, государ­ство активно воздействует на размеры и условия экспортных кредитов, особенно средне- и долгосрочных. За счет госбюджета частным фирмам и банкам предоставляются льготные экспортные кредиты из низкого процента. В 70-х годах в ведущих странах разрыв между ставками по экспортным и иным кредитам достигал 1,5—2 пункта. Государство удлиняет срок кредитования экспор­теров, облегчает и упрощает процедуру получения кредитов. Пре­ференциальные условия экспортных кредитов сохранялись даже при кредитных и валютных ограничениях в стране.

Для поощрения экспансии монополий на внешних рынках со­зданы государственные или полугосударственные экспортно-им­портные (внешнеторговые) банки, которые осуществляют кредито­вание и страхование внешнеэкономических операций, гарантируют экспортные кредиты частных банков. Цель создания этих специ­ализированных банков — обеспечить доступ экспортерам к креди­ту, который является важным средством конкуренции наряду с це­ной, качеством и услугами, и тем самым стимулировать националь­ный экспорт. Экспортно-импортные банки призваны дополнять и поощрять деятельность частного капитала, не конкурируя с ним, совместно стимулировать экспорт.

Экспортно-импортный банк (ЭИБ) США создан в феврале 1934 г. для кредитования торговли с СССР. Однако стремление США использовать этот банк для давления на СССР, требования выплаты долгов царского и Временного правительств привели к прекращению его деятельности. На его базе в марте 1934 г. был учрежден второй ЭИБ для обслуживания торговли с Кубой, а в мае 1936 г. оба банка были объединены. До второй мировой войны ЭИБ не играл существенной роли. После войны его полномочия были расширены. В 1945 г. ему было предоставлено право совершать банковские операции: кредитные, гарантийные (кроме эмиссии ценных бумаг и инвестиций в капитал акционерных компаний) с целью стимулирования экспорта американских товаров и услуг. ЭИБ США является государственным банком. Совет директоров банка включает президента, первого вице-президента и трех дирек­торов, назначаемых президентом США с согласия Сената. ЭИБ предоставляет покупателям американских товаров кредиты на более длительный срок, чем конкуренты США. ЭИБ выступает от имени американского правительства. Поэтому кредитные соглаше­ния подписываются и гарантируются правительством страны-заем­щика. Предоставление кредита обусловлено, как правило, обяза­тельной закупкой товаров в США («связанные» кредиты). Установ­лен лимит акционерного капитала ЭИБ (1 млрд долл.) и заим­ствований у Министерства финансов под обязательства банка (не более 6 млрд долл. единовременно). В результате важных изменений, внесенных в 1987 г., ЭИБ США предлагает только одну программу предоставления кредитов (в основном иностранным импортерам) и одну программу гарантий по средне- и долгосрочным экспортным сделкам. Обе программы обеспечивают 85% кредитования экспорт­ных сделок. ЭИБ предоставляет кредиты по минимальным ставкам, допускаемым ОЭСР. Другие программы включают: 1) гарантии по ссудам для приобретения оборотного капитала; 2) инжиниринг для финансовой поддержки НИОКР и подготовки технико-экономичес­кого обоснования дальнейшего развития национального экспорта, ЭИБ США осуществляет страховые операции совместно с Ассоци­ацией страхования иностранных кредитов (АСИК), созданной этим банком и страховыми компаниями в 1961 г. для страхования частных кредитов американских экспортеров. Аналогично ЭИБ США гаран­тирует погашение кредитов коммерческим банкам по среднесрочным сделкам экспортеров.

На долю ЭИБ приходится до 40% общей суммы кредитов правительства США иностранным государствам. ЭИБ предостав­ляет кредиты иностранным покупателям американских товаров и услуг через финансовые институты в разных странах. Основной регион деятельности ЭИБ — развивающиеся страны. Их доля в операциях банка возросла с 37% в 1945—1955 гг. до 90% в настоящее время.

С 70-х годов произошли изменения в структуре операций ЭИБ по линии переориентации их с кредитных на гарантийные и стра­ховые, которые достигли 3/4 числа годовых сделок банка. Это обусловлено увеличением частных экспортных кредитов и возрос­шим риском в международных кредитных отношениях. Банковские гарантии ЭИБ покрывают до 90% кредитного риска, обеспечивая погашение кредитов коммерческих банков импортерами или их «домашними банками» (сроком от 181 дня до 5 лет). Комиссия за гарантии дифференцируется с учетом предполагаемого риска.

Аналогичные государственные экспортно-импортные банки и аге­нтства экспортного страхования существуют в Австрии, Бельгии, Великобритании, Дании, Нидерландах, Канаде, Италии, Норвегии, Финляндии, ФРГ, Швейцарии, Швеции, Японии и в других странах. Французский банк для внешней торговли (создан в 1919 г.) пре­доставляет льготные долгосрочные кредиты, краткосрочные креди­ты на рыночных условиях, гарантии по кредитам, получаемым экспортерами в коммерческих банках и по векселям. В Великобрита­нии кредитование и финансирование внешней торговли осуществля­ются коммерческими банками при поддержке Департамента Гаран­тий Экспортных Кредитов (ДГЭК). Деятельность экспортно-им­портных банков тесно связана с операциями институтов по страхованию экспортных кредитов и зарубежных инвестиций.

В России аналогичные функции выполняют Банк внешней тор­говли, Банк внешнеэкономической деятельности, специализирую­щийся на обслуживании внешнего долга, управлении активами бывшего СССР.

Одной из форм государственного регулирования кредита явля­ется регламентация основных показателей международной деятель­ности банков по линии: 1) ограничения круга их операций за рубежом; 2) нейтрализации последствий взаимного влияния внут­ренних и заграничных операций; 3) регулирования участия наци­ональных банков в международных банковских консорциумах. Своеобразной формой регулирования являются «джентльменские соглашения» между государственным органом надзора и контроля и филиалами национальных банков за рубежом.

Финансово-кредитный энциклопедический словарь
РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

1) рыночное регулирование международных кредитных отношений, осуществляемое на основе законов рынка — закона стоимости, закона спроса и предложения — в условиях монополизма и конкурентной борьбы за наиболее выгодные условия предоставления и получения международного кредита; 2) государственное регулирование международных кредитных отношений в целях воздействия на движение ссудных капиталов между странами, предотвращение негативных сторон монополизма и жесткой конкурентной борьбы в этой сфере. Материальной базой гос. Р.м.к.о. служит непосредств. участие в них гос-ва как кредитора, донора, гаранта и заемщика. Гос. регулирующие органы выполняют регистрационные, лицензионные, надзорные функции и процедуры. Законодательство выступает юридич. базой Р.м.к.о. Мировая практика выработала унифицир. модель Р.м.к.о,. учитывающую конкретную ситуацию и цели. Для стимулирования экспорта товаров и услуг используются таможенные и налоговые льготы (освобождение экспортеров от уплаты нек-рых пошлин и налогов); бонификация ссудного процента путем его снижения по экспортным кредитам за счет субсидии гос-ва, к-рое из бюджетных средств возмещает банкам-кредиторам разницу между рыночной и льготной ставками. Благодаря гос. гарантиям по краткосрочному экспортному кредиту (см. Акцепт, Аваль) тратта (см. Вексель) экспортера превращается в первоклассное междунар. платежное средство. Для кредитования внешнеэкономич. деятельности и предоставления гарантий по экспортным кредитам в большинстве стран созданы экспортно-импортные банки — государственные и полугосударственные. Гос-во также регламентирует междунар. кредитные операции банков (см. Международные операции банка). Своеобразная форма Р.м.к.о. — «джентльменские соглашения» между гос-вом и банками, напр. с целью сдерживания нежелат. оттока капитала за рубеж. По мере интернационализации хоз. связей практикуется межгосударственная Р.м.к.о.: координация условий экспортных кредитов, согласование размера официального финансирования развития и официальной помощи развитию; регламентация деятельности мировых финансовых институтов; рециклирование нефтедолларов и др. Впервые координация условий гос. гарантий по экспортным кредитам была предпринята в 1934, когда был создан Бернский союз (см. Международный союз страховщиков кредитов и инвестиций). Однако «джентльменские соглашения» стран-членов этой неправительств. орг-ции, не рекомендующие предоставлять гос. гарантии по экспортным кредитам на срок более 5 лет, на практике нарушаются. Страны-члены ЕС заключили соглашение о Р.м.к.о., включающее условия экспортного кредита, минимальные процентные ставки и максимальные сроки кредита. В рамках Организации экономического сотрудничества и развития в нач. 60-х гг. достигнута унификация сроков и процентных ставок по экспортным кредитам, доли авансовых платежей во внешнеэкономич. контрактах. С 70-х гг. применяются межгос. меры по ограничению правительств. субсидирования экспорта как средства конкуренции. В июне 1976 в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) заключено «джентльменское соглашение» о единых условиях субсидируемых гос-вом экспортных кредитов между США, Японией, ФРГ, Францией, Италией, Канадой, Великобританией. Эта договоренность (консенсус) предусматривает единый размер авансового платежа (15% суммы контракта); дифференциров. условия кредитов по категориям стран (богатые, средние, бедные), исходя из доли ВВП на душу населения; максим. срок и миним. процентные ставки. На практике нек-рые страны нарушают консенсус (см. Всемирная торговая организация). Р.м.к.о. осуществляется также на уровне междунар. совещаний «в верхах», где вырабатываются совместные меры по решению возникающих проблем. На межгос. Р.м.к.о. оказывают влияние противоположные тенденции (партнерство и разногласия) во взаимоотношениях основных мировых финансовых центров — США, Западной Европы и Японии. Глобальная тенденция — либерализация междунар. кредитных отношений — сочетается со стремлением гос-ва встроить рыночные регуляторы в механизм Р.м.к.о. с целью придания ему гибкости. Крупные корпорации и банки используют Р.м.к.о., когда это им выгодно. В противном случае они бесконтрольно осуществляют кредитные операции в своих интересах.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: