Государственное регулирование страховой деятельности - ABCD42.RU

Государственное регулирование страховой деятельности

Государственное регулирование страховой деятельности

Целью государственного регулированияявляется обеспечение формирования и развития эффективно функционирующего рынка страховых услуг; создание необходимых условий для деятельности страховщиков различных организационно-правовых форм; повышение с помощью страхования социальной и экономической стабильности в обществе, обеспечение выполнения обязательств сторонами договоров страхования, защита внутреннего страхового рынка от деятельности зарубежных организаций, получение государством налогов и сборов от осуществления страховой деятельности.

Государственному регулированию в страховании подлежат деятельность страховщиков и перестраховщиков (продавцов страховых услуг), деятельность страховых посредников, а также деятельность страхователей, застрахованных и потребителей страховых услуг.

Государственное регулированиестраховой деятельности, как правило, осуществляется при помощи специально создаваемых государственных организаций — органов государственного страхового надзора.

Основное значение при осуществлении государственного страхового надзора придается регулированию деятельности страховщиков на страховом рынке. Его первоочередная задача заключается в обеспечении выполнения страховыми организациями обязательств по договорам стра­хования. Возложение такой задачи на государство объясняется спецификой страхования.

Основным органом, уполномоченным осуществлять надзор за страховой деятельностью, является Минфин России и находящаяся в его ведении Федеральная служба страхового надзора. Она создана в соответствии с Указом Президента РФ от 09.04.2004 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за страховой деятельностью.

Основными функциями Федеральной службы по страховому надзоруявляются:

1) ведение общегосударственного реестра страховщиков и объединений страховщиков;

2) решение вопроса о выдаче лицензии на осуществление страховой) деятельности;

3) контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспеченностью платежеспособности страховщиков;

4) установление правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности;

5) разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности;

6) обобщение практики страховой деятельности;

7) обеспечение гласности страховой деятельности (каждый, кто профессионально занимается страховой деятельностью, обязан опубликовать полную, правдивую и четкую информацию о своем финансовом положении, а Росстрахнадзор должен проверить, насколько достоверны опубликованные сведения);

8) поддержание правопорядка в отрасли. Росстрахнадзор рассматривает вопросы нарушений закона, принимает административные меры в отношении тех, кто действует вопреки интересам страхователей, выносит на рассмотрение коллегии вопросы об ограничении, приостановлении либо отзыве лицензии на право проведения страховой деятельности.

Росстрахнадзор не отвечает по обязательствам страховых организаций, не имеет права вмешиваться в их оперативную деятельность, в том числе и по вопросам осуществления страховых выплат[70].

Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностьюобладает следующими правами:

1.Производить проверки соблюдения страховщиками законодательства Российской Федерации о страховании и достоверности предоставляемой ими отчетности.

2. Получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности и информацию об их финансовом положении.

3. Обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщика в случае неоднократного нарушения последним законодательства Российской Федерации и ликвидации предприятий и организаций, которые осуществляют страхование без лицензии.

4. Давать предписания страховщикам по устранению нарушений, в случае невыполнения предписаний приостанавливать, ограничивать действия лицензий вплоть до их отзыва.

Лицензированиестраховых операций страховщиков, которые осуществляют свою деятельность на территории России, осуществляется Федеральной службой по надзору за страховой деятельностью и носит обязательный характер.

Лицензии выдаются на осуществление имущественного страхования ответственности, добровольного и обязательного личного страхования, а также перестрахования, с указанием конкретных видов страхования, которые страховщик вправе осуществлять.

Общее положение о лицензировании, составе лицензии, владельцах лицензии, порядке выдачи лицензии на проведение страховой деятельности и контроле за использованием лицензии изложены в Условиях лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации от 12.10.1992 № 02-02/4 (с изм. и доп. от 31.12. 2002).

Приказом Росстрахнадзора утверждено Положение о порядке дачи предписания, ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности от 26.06.1995 № 02-02/03 и от 10.08.1994 № 02-02/14.

Лицензия выдается на осуществление строго оговоренных в ней видов страхования. Она может быть выдана для осуществления страховой деятельности как на всей территории страны, так и в пределах отдельных регионов. Как правило, лицензия не имеет ограничения по сроку действия в некоторых случаях страховщикам выдается временная лицензия, где указывается срок ее действия.

Департамент страхового надзора обязан выдать лицензию в течение 60 дней со дня получения всех необходимых документов, а в случае отказа в выдаче лицензии, в течение того же срока сообщить страховой организации о причинах отказа.

Для получения лицензиистраховщику необходимо иметь уставный капитал (на день подачи документов), оплаченный за счет денежных средств в установленных законом размерах. В том случае, если страховая организация обращается впервые за получением лицензии на проведение страховой деятельности, оплаченный уставный капитал и иные собственные средства страховой организации должны обеспечивать осуществление планируемых видов страховой деятельности и выполнение принимаемых страховщиком обязательств по договорам страхования.

Страховщики, осуществляющие страховую деятельность на основании полученной ими лицензии, при обращении за получением лицензии на новые виды страховой деятельности должны выполнять следующие требования:

1) обеспечение финансовой устойчивости и выполнение нормативного соотношения активов и обязательств на последнюю отчетную дату по данным баланса, подтвержденного аудиторским заключением;

2) бизнес-план на год должен быть составлен исходя из прироста собственных средств, необходимых для развития новых видов страхования;

3) отсутствие действующих санкций за нарушение законодательства.

Для получения лицензии на осуществление страховой деятельности страховщик, прошедший регистрацию, должен предъявить следующие документы:

1) правила и условия страхования по видам операций; справки банков или иных учреждений, которые подтверждают наличие уставного фонда запасных или аналогичных фондов;

2) программу развития страховых операций на три года, включающую виды и объемы планируемых операций, расчет максимальной ответственности по индивидуальному риску, условия организации перестраховочной защиты;

3) статистическое обоснование применяемой системы тарифов, ставок и резервов.

Для получения лицензии на осуществление страховой деятельности юридические лица должны представить в Министерство финансов PФ следующие документы:

1) заявление установленной формы;

2) документы, которые подтверждают оплату уставного капитала: акт приема-передачи имущества, справка банка, а также другие документы;

3) учредительные документы: устав, который составлен в соответствии с действующим законодательством; протокол учредительного coбрания, решение о создании или учредительный договор; документ, подтверждающий государственную регистрацию юридического лица;

4) правила страхования с приложением к ним образцов форм договоров страхования и страховых свидетельств (полисов, сертификатов);

5) сведения о руководителе страховой компании и его заместителях по установленной форме;

6) экономическое обоснование страховой деятельности: план по перестрахованию (необходим в том случае, если максимальная ответственность по отдельному риску по договору страхования превышает 10% собственных средств страховщика); бизнес-план на первый год деятельности; план размещения средств страховых резервов; положение о порядке формирования и использования страховых средств; расчет соотношения активов и обязательств — представляется страховыми opганизациями, осуществляющими страховую деятельность не менее одного года; баланс с приложением отчета о финансовых результатах на последнюю отчетную дату;

7) расчет страховых тарифов с приложением использованной методики расчета с указанием источника исходных данных и структуры тарифных ставок.

При получении лицензии страховщик получает следующие документы:

1) лицензию, которая содержит такие сведения, как наименование страховщика и его юридический адрес; наименование видов деятельности, на проведение которых страховщик имеет право; номер лицензии и дата ее выдачи;

2) приложение к лицензии, содержащее перечень конкретных видов страхования, на проведение которых имеет право страховщик;

3) структуру страховых тарифов с отметкой органа страхового надзора;

4) правила по каждому виду страхования с отметкой органа страхового надзора.

Федеральная служба по надзору за страховой деятельностью имеет право при выявлении нарушений страховщиками требований законодательства о страховании налагать на страховщика следующие санкции: предписание, ограничение действия лицензии, приостановление действия лицензии а также отзыв лицензии.

Предписание представляет собой письменное распоряжение органа страхового надзора, которое обязывает страховщика в установленный срок устранить выявленные нарушения. Основаниями для дачи предписания являются:

1) несоблюдение установленных требований к нормативному соотношению между активами и страховыми обязательствами;

2) несоблюдение установленных правил формирования и размещения страховых резервов;

3)осуществление видов деятельности, которые не могут быть предметом непосредственной деятельности страховщиков в соответствии с законодательством;

4) непредставление в срок документов, которые были потребованы органами страхового надзора;

5) несообщение в установленный срок в орган страхового надзора об изменениях и дополнениях;

6) установление факта представления в орган страхового надзора недостоверной информации;

7) нарушение установленных требований о представлении отчетности в орган страхового надзора.

Приостановление действия лицензии — запрещение страховщику заключать и продлевать договоры страхования по всем видам страховой деятельности, на которые выдана лицензия.

Ограничение действия лицензии означает запрещение страховщику заключать и продлевать договоры страхования по отдельным видам страховой деятельности или на определенной территории.

Представление страховщиком в установленный срок документов, которые свидетельствуют об устранении нарушений, послуживших причиной для ограничения или приостановления действия лицензии, служит основанием для возобновления действия лицензии.

Отзыв лицензии — непредставление страховщиком в установленный срок данных документов. Он влечет за собой прекращение права юридического лица осуществлять страховую деятельность и исключение юридического лица из Государственного реестра страховщиков.

При принятии решений об отказе, приостановлении действия и аннулировании лицензий федеральная служба руководствуется заключением экспертной комиссии с обязательным привлечением лицензируемой организации. Решения о приостановлении, ограничении или отзыве лицензии, а также о возобновлении действия лицензии сообщаются страховщику и соответствующему налоговому органу в письменной форме и публикуются в печати. За выдачу лицензии со страховщика взимается специальный сбор.

Государственное регулирование страховой деятельности Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лазарев Максим Александрович, Фадеев Александр Владимирович

В представленной статье рассматривается понятие государственного контроля страховой деятельности. Рассматриваются виды, формы и правовое регулирование осуществления государственного регулирования страховой деятельности.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лазарев Максим Александрович, Фадеев Александр Владимирович

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование страховой деятельности»

Лазарев Максим Александрович, студент 3 курса юридического факультета Стерлитамакского филиала БашГУ Фадеев Александр Владимирович, научный руководитель, старший преподаватель кафедры правового обеспечения экономической деятельности

Читайте также  Товарная политика предприятия 3

Стерлитамакского филиала БашГУ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВОЙ

Аннотация: в представленной статье рассматривается понятие государственного контроля страховой деятельности. Рассматриваются виды, формы и правовое регулирование осуществления государственного регулирования страховой деятельности.

Ключевые слова: страхование, страховой рынок, государственное регулирование, надзор, Центральный банк РФ.

Annotation: in the present article the concept of state control of insurance activity is considered. The types, forms and legal regulation of the state regulation of insurance activity are considered.

Keywords: insurance, insurance market, state regulation, supervision, Central Bank of the Russian Federation.

Подходы к пониманию сущности страхового регулирования неоднозначны, поэтому необходимо уточнить, как именно следует его трактовать, какие методы и элементы оно в себя включает. Наиболее точное определение дает в своем исследовании Е. Л. Прокопьева: «Регулирование страховой деятельности — это определенный механизм, представленный

системой методов, форм и экономических инструментов воздействия, применяемых в целях обеспечения эффективного функционирования участников и, в частности, субъектов страхового дела» [4, с. 15]. Отсюда следует, что регулирование страхового рынка — понятие достаточно широкое, которое может включать в себя все методы прямого и косвенного воздействия на деятельность участников страхового дела, а также саморегулирование.

С 1 сентября 2013 года государственное регулирование страховой деятельности стало осуществляться мегарегулятором, в качестве которого выступает Центральный Банк Российской Федерации. Эффективность его деятельности в новом качестве зависит от целевой направленности организационных структур, осуществляющих регулирование. Сложность и специфичность деятельности страховых организаций на развивающихся рынках в регионах предполагают коренное изменение методического и организационного подходов к формированию системы регулирования.

Что же касается Банка России как основного регулирующего органа в своей деятельности, он разграничивает регулирование и надзор финансовых рынков (в том числе страхового рынка) — на официальном сайте они отражены в разных разделах.

В то же время приоритет в российском страховом праве у методов страхового надзора, которому на государственном уровне придается большее значение как наиболее важному инструменту организации страхования. Это обусловлено тем, что надзорная деятельность направлена прежде всего на субъекты страхового дела и призвана обеспечить прозрачность и законность их деятельности в интересах страхователей и общества. Если рассматривать соотношение данных правовых категорий, то страховой надзор следует считать базовым элементом страхового регулирования. Правовой основой надзорной деятельности является ст. 30 «Надзор за деятельностью субъектов страхового дела» Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ» [2]. В частности, она устанавливает, что «Страховой надзор осуществляется Банком России и включает в себя: лицензирование

деятельности субъектов страхового дела и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела и их объединений; контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок деятельности субъектов страхового дела и их отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности; выдачу разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховщиков за счет средств иностранных инвесторов, на иные операции с иностранными инвестициями; принятие решения о назначении временной администрации в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Страховой надзор призван обеспечить соответствие деятельности страховщика требованиям закона, соблюдение утвержденных правил страхования и обеспечение добросовестной конкуренции. В то же время задачами регулирования являются контроль за правомерностью операций на страховом рынке, развитие страхового рынка и расширение полномочий его участников (в том числе путем саморегулирования). То есть регулирующая и надзорная деятельность имеют разные задачи, но в совокупности представляют собой единую систему и цель, которая состоит в обеспечении стабильности страхового рынка.

В. Н. Рыбин, И. П. Скобелева обозначили следующие основные функции осуществления государственного регулирования страховой деятельности [5, с. 22]:

— совершенствование страхового законодательства, правил стандартизации, методик и других документов, регулирующих рынок страховых услуг в РФ;

— надзор за соблюдением требований законодательства участниками страхового рынка;

— расчет тарифных ставок по видам страхования, а также контроль за тарифной политикой страховых организаций;

— координация профобъединений страховщиков;

— контроль субъектов страхового рынка по части предупреждения их банкротства и восстановления платежеспособности.

Главная цель государственного регулирования страховой деятельности в Российской Федерации заключается в эффективном развитии форм и методов страхования. Эта общая цель должна быть выражена в целевых показателях и индикаторах и в связи с этим требуется выделение подцелей главной цели и разработка соответствующих показателей.

Страховой контроль осуществляется на принципах:

Государственное регулирование и надзор за страховой деятельностью делятся на предварительный, текущий и последующий. В первом случае речь идет о проверке соответствия компаний требованиям, при которых выдается лицензия, регистрация страховщиков. Текущий надзор заключается в проверке соблюдения норм законодательства участниками рынка: анализ отчетности, отзыв лицензий, исключение брокеров из реестра и т. д.

Целью государственного регулирования страховой деятельности является обеспечение формирования и развития эффективно функционирующего рынка страховых услуг, создание необходимых условий для деятельности страховых организаций различных организационно-правовых форм, защита прав и законных интересов всех субъектов страховых правоотношений. Государственное регулирование должно содействовать утверждению на страховом рынке обществ, имеющих прочную финансовую основу, и вместе с тем не допускать на рынок спекулятивных и фиктивных компаний, которые могут нанести ущерб и страховому делу, и страхователям.

Методы регулирования страховой деятельности довольно разнообразны, поэтому в работах ученых они структурированы по-разному.

Так, П. И. Ефремова систематизирует методы регулирования страхования в зависимости от его целей, выделяя следующие направления: регулирование

платежеспособности и финансовой устойчивости страховщиков; регулирование тарифов, цен, издержек и комиссионных по страховым продуктам; государственная поддержка по видам страхования или категориям страхователей саморегулируемых организаций; ограничения деятельности иностранных страховщиков; правила инвестирования, налогообложения и т.п. [3, с. 4].

Ученые Е. В. Андреева и О. И. Русакова выделяют следующие направления страхового регулирования: законотворчество в области страхования; контроль за соблюдением участниками страхового рынка законодательства; регулирование финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков; контроль за уплатой участниками страхового дела налогов и сборов; применение санкций за нарушение установленных требований [1, с. 94].

Исследователь Е. Ю. Симакова отмечает, что государственное регулирование страховой деятельности проводится по нескольким направлениям: прямое участие государства в развитии системы защиты имущественных интересов; законодательное обеспечение национального страхового рынка; государственный страховой надзор; защита конкуренции и пресечение монополизма на страховом рынке.

Отсюда следует вывод о том, что систематизировать все методы и направления страхового регулирования затруднительно, поскольку они разнообразны и могут реализовываться как прямыми, так и косвенными способами. Причем задействованными могут быть различные государственные органы и структуры.

Таким образом, в процессе становления социальных институтов в РФ большое внимание уделялось регулированию страховой деятельности. Это связано с высоким уровнем социальной значимости данного вида работ. Наступления страхового случая может нанести вред всему народному хозяйству. Государственное регулирование страховой деятельности происходит путем представления отчетности, проверки соответствия информации

фактическим результатам и нормативному регулированию. Государственное управление страхованием в РФ в основном осуществляется в форме государственного регулирования, использующего по преимуществу экономические методы управления. Вместе с тем следует иметь в виду, что в процессе государственного управления такими видами страхования, как, например, государственное страхование за счет средств бюджета, применяются также прямое государственное управление и административные методы.

1. Андреева Е. В., Русакова О. И. Страховая деятельность и ее регулирование на современном страховом рынке. — Иркутск: Байкальский государственный университет, 2015. — 160 с.

2. Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (рад. от 28.11.2018) // Российская газета. — 1992. — № 424.

3. Ефремова П. И. Роль государственного регулирования в концентрации капитала в страховом секторе финансового рынка // Страховое дело. — 2017. -№ 10. — С. 3-8.

4. Прокопьева Е. Л. Актуальные вопросы страхового регулирования в России и пути повышения его эффективности // Финансы и кредит. — 2017. — № 13. — С. 15 — 23.

5. Рыбин В. Н., Скобелева И. П. Государственное регулирование страховой деятельности в регионах Российской Федерации на основе целевых показателей и индикаторов // Экономика и управление в XXI веке: наука и практика. — 2018. — № 43. — С. 22 — 36.

Государственное регулирование страховой деятельности.

В процессе становления социальных институтов в РФ большое внимание уделялось регулированию страховой деятельности. Это связано с высоким уровнем социальной значимости данного вида работ. Наступления страхового случая может нанести вред всему народному хозяйству. Государственное регулирование страховой деятельности происходит путем представления отчетности, проверки соответствия информации фактическим результатам и нормативному регулированию. Надзор Государственное регулирование и надзор за страховой деятельностью делятся на предварительный, текущий и последующий. В первом случае речь идет о проверке соответствия компаний требованиям, при которых выдается лицензия, регистрация страховщиков. Текущий надзор заключается в проверке соблюдения норм законодательства участниками рынка: анализ отчетности, отзыв лицензий, исключение брокеров из реестра и т. д.

Государственно правовое регулирование страховой деятельности осуществляется Законом РФ «Об организации страхового дела» и Минфином. Оно распространяется на профессиональных участников рынка, их посредников и выгодоприорбретателей. Цели, функции, задачи Цели государственного регулирования страховой деятельности: обеспечение стабильного функционирования рынка; соблюдения субъектами нормативных актов; обеспечение выполнения обязательств участниками сделки; защита внутреннего рынка от зарубежных компаний; перечисление в государство налогов и сборов. Направления государственного регулирования страховой деятельности:

принятие законов и нормативных актов, контроль за их соблюдением государственными органами;

регулирование платежеспособности страховщиков и обеспечение выполнения ими взятых обязательств;

контроль за уплатой налогов субъектами рынка;

наложение санкций на участников рынка.

Органы надзора выполняют такие функции:

выдают лицензию на ведение деятельности;

вносят записи в Госреестр страховщиков и брокеров;

осуществляют контроль за формированием тарифов;

устанавливают правила размещения резервов, показателей учета операций;

разрабатывают нормативные и методические документы;

разрабатывают и предоставляют предложений по развитию законодательной базы.

Права органов госнадзора

Получать от страховщиков, отчетность о деятельности, от их клиентов и банков — информацию о финансовом положении.

Осуществлять проверки на соответствие предоставленной информации и реального финансового положения.

Читайте также  Роль Государственных дум в политической жизни страны

В случае выявления нарушений компаниями законодательных требований давать предписания по устранению проблем. Если они не выполняются, то приостанавливать действие лицензий до полного устранения нарушений.

Обращаться в суд с иском о ликвидации страховщика и компаний, осуществляющих деятельность без лицензий.

Финансовое регулирование

В мировой практике по данному направлению проводится регулярный аудит страховых компаний. В РФ этот вопрос находится еще на этапе рассмотрения.

Государственное регулирование деятельности страховых компаний по вопросам их платежеспособности и финансовой устойчивости заключается в расчете тарифов по некоторым услугам, формировании резервов, оценке инвестиционных проектов. Страховщики ежегодно проводить оценку принятых обязательств. Ее результаты отражаются в отдельном заключении, которое и передается в госорган.

Отсутствие налаженной системы аудита негативно отражается на всей отрасли. Методики формирования резервов быстро устаревают, но редко пересматриваются. Шаги по внедрению аудита построены только на законодательном уровне, но цели, задачи, программа и механизмы на практике не определены.

Лицензирование страховой деятельности в Российской Федерации.

Лицензированием страховой деятельности на территории Российской Федерации занимается Федеральная служба страхового надзора Российской Федерации.

Лицензирование — это процедура выдачи государственного разрешения на ведение страховой деятельности.

Порядок лицензирования четко прописан в ст. 32 «Лицензирование деятельности субъектов страхового дела» Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации». В этой статье указаны исчерпывающие перечни документов, которые должны быть составлены на русском языке и представлены соискателями лицензий в лицензирующий орган, которым является Федеральная служба страхового надзора.

Лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, страховой брокерской деятельности выдается субъектам страхового дела.

Право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию.

Для получения лицензии на осуществление добровольного и (или) обязательного страхования соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора следующие документы:

1) заявление о предоставлении лицензии;

2) учредительные документы соискателя лицензии;

3) документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица;

4) протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов соискателя лицензии и утверждении на должность единоличного исполнительного органа, руководителя (руководителей) коллегиального исполнительного органа соискателя лицензии;

5) сведения о составе акционеров (участников);

6) документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере;

7) документы о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями субъекта страхового дела, аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для таких лиц предусмотрен обязательный аудит;

8) сведения о единоличном исполнительном органе, руководителе (руководителях) коллегиального исполнительного органа, главном бухгалтере, руководителе ревизионной комиссии (ревизоре), соискателе лицензии;

9) сведения о страховом актуарии;

10) правила страхования по видам страхования, предусмотренным настоящим Законом, с приложением образцов используемых документов;

11) расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок;

12) положение о формировании страховых резервов;

13) экономическое обоснование осуществления видов страхования.

Для получения лицензии на осуществление предусмотренных классификацией дополнительных видов добровольного и (или) обязательного страхования, взаимного страхования соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора документы, предусмотренные подп. 1, 10 — 13 п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Соискателям лицензии на осуществление перестрахования не требуется предоставлять документы, предусмотренные п. п. 9, 10 (в части представления правил страхования по видам страхования), подп. 11 п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (за исключением образцов документов, используемых при перестраховании).

Особые требования законодатель предъявляет для соискателей лицензии, являющихся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) или имеющих долю иностранных инвесторов в своих уставных капиталах более 49%. В дополнение к документам, указанным в п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», соискатели должны предоставить согласие в письменной форме соответствующего органа по надзору за страховой деятельностью страны места пребывания иностранных инвесторов, участвующих в уставных капиталах страховых организаций, созданных на территории Российской Федерации, или уведомить орган страхового надзора об отсутствии требования к наличию такого разрешения в стране места пребывания иностранных инвесторов (п. 7 ст. 32 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»).

Следует обратить внимание на положения Закона, определяющие, что перечень документов, представляемых соискателями для получения лицензии, указанный в п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», является исчерпывающим (п. 8 ст. 32 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»). Следовательно, орган страхового надзора не вправе требовать у соискателя предоставления иных документов, не предусмотренных указанным перечнем, а тем более отказывать по этой причине в выдаче лицензии или приостанавливать действие ранее выданной лицензии.

Принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии осуществляется органом страхового надзора в срок, не превышающий 60 дней с даты получения органом страхового надзора всех документов, предусмотренных настоящей статьей для получения лицензии соискателем лицензии. О принятии решения орган страхового надзора обязан сообщить соискателю лицензии в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения.

Дата добавления: 2019-07-17 ; просмотров: 165 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Государственное регулирование страховой деятельности в РФ

Вы будете перенаправлены на Автор24

Государственное регулирование страховой деятельности в РФ – это действия органов государственной власти, направленные на организацию функционирования и регламентацию деятельности страховых организаций в России.

Сущность государственного регулирования страховой деятельности

Государственное регулирование страховой деятельности призвано обеспечить создание рамочных условий, определяющих функционирование рынка страхования и обеспечивающих свободу этого функционирования субъектам рынка в пределах установленных рамок при принятии решений.

Государственное регулирование страховой деятельности направлено на достижение следующих целей:

  • во-первых, обеспечить стабильное и надежное функционирование страхового рынка;
  • во-вторых, обеспечить соблюдение субъектами страхового рынка требований законодательства при осуществлении деятельности;
  • в-третьих, повысить экономическую и социальную стабильность общества с помощью страхования;
  • в-четвертых, обеспечить исполнение обязательств участниками договора страхования;
  • в-пятых, защитить внутренний страховой рынок от вмешательства зарубежных субъектов страхования;
  • в-шестых, получить налоги и сборы в бюджетную систему страны от осуществления страховой деятельности.

Объектом государственного регулирования страховой деятельности является деятельность:

  • во-первых, страховщиков и перестраховщиков;
  • во-вторых, страховых посредников;
  • в-третьих, страхователей, выгодоприобретателей и застрахованных.

Государственное регулирование страховой деятельности состоит в:

  • формировании нормативно-правовой базы в сфере страхования;
  • осуществлении контрольных полномочий за соблюдением требований законодательства участниками страхового рынка;
  • регулировании финансовой устойчивости страховых организаций и обеспечении выполнения ими взятых обязательств перед потребителями страховых услуг;
  • осуществлении контрольных полномочий за уплатой налогов и сборов субъектами страхового рынка;
  • применении санкций к участникам страхового рынка при невыполнении ими требований законодательства.

Необходимость государственного регулирования страховой деятельности

Страховая деятельность призвана обеспечить защиту имущественных интересов юридических и физических лиц при возникновении непредвиденных обстоятельств, стихийных бедствий и случайностей.

Готовые работы на аналогичную тему

Страховые события различаются по величине причиненного ущерба и характеру, в определенных случаях существуют очень высокие риски по суммам ущерба и количеству человеческих жертв. Деятельность страховых организаций отличается высокой долей ответственности за ее последствия, что требует вмешательства государства в регулирование этой деятельности.

Основной задачей государства в сфере регулирования страховой деятельности является формирование нормативно-правовой базы, определяющей порядок действий участников страхового рынка. В Российской Федерации действует закон об организации страхового дела в Российской Федерации, определяющий полномочия органов государственного управления в регулировании страховой деятельности.

Государственное регулирование страховой деятельности призвано утвердить на страховом рынке те организации, которые имеют прочную финансовую основу, а также препятствовать проникновению на рынок фиктивных и спекулятивных компаний, предотвращению сговоров, противозаконных соглашений, ограничивающих конкуренцию.

Государство применяет следующие способы регулирования страховой деятельности:

  • во-первых, формирование законодательной базы, регулирующей страховые правоотношения;
  • во-вторых, определение перечня обязательных видов страхования, призванных защищать интересы юридических и физических лиц, государства;
  • в-третьих, проведение налоговой политики в сфере страхования;
  • в-четвертых, формирование специального правового механизма, призванного обеспечивать надзор за созданием и деятельностью страховых организаций.

Для регулирования страховой деятельности создаются специальные государственные организации, призванные осуществлять страховой контроль, в России в настоявшее время это Департамент страхового надзора. Данный департамент обязан защищать застрахованных лиц посредством осуществления контроля над страховыми организациями. Основным механизмом реализации такой защиты выступает анализ правил страхования, представляемых на лицензирование. Эта практика носят распространенный характер, подразумевая прохождение обязательного лицензирования с учетом соответствия требованиям законодательства.

Органы государственного надзора за страховой деятельностью обеспечивают единообразие условий страхования или страховых полисов.

Задачи государственного регулирования страхового рынка

Государственное регулирование страхового рынка призвано решать следующие задачи:

  • во-первых, обеспечить максимальный прирост эффективности производства за счет применение механизмов страховой защиты и их развития;
  • во-вторых, обеспечить защиту интересов страхователей за счет контроля качества и количества страховых услуг, ограничения их стоимости;
  • в-третьих, достичь разных эффектов в виде снижения инфляции, роста инвестиционной активности и так далее;
  • в-четвертых, обеспечить упорядоченность страхового рынка и так далее.

Государственное регулирование стремится обеспечить качество страховой продукции за счет осуществления своей деятельности. Такое государство стремится к обеспечению добросовестной конкуренции на страховом рынке.

Государственное регулирование страховой деятельности направлено на искоренение нецивилизованных методов конкуренции. Государство контролирует рекламу страховых услуг, оценивает ее достоверность.

Государство стремится к повышению доверия физических и юридических лиц к деятельности страховых организаций, соблюдающих условия страхования, избегающих различных лазеек, обеспечивающих уход от исполнения обязательств при наступлении страховых случаев.

Методы государственного регулирования страховой деятельности, цели и компетентные органы

4 мин. на чтение

  1. Сущность госрегулирования в страховом деле
  2. Функции и цели государственного регулирования
  3. Методы госрегулирования
  4. Правовые
  5. Организационные
  6. Экономические
  7. Контрольно-надзорные
  8. Компетентные ведомства в системе государственного регулирования
  9. Правительство и Федеральное Собрание
  10. Министерство финансов
  11. Банк России
  12. Роспотребнадзор

В нашей стране существует государственное регулирование страховой деятельности, которое осуществляется посредством принятия государством в лице Российской Федерации различных организационных, правовых, финансовых и иных мер, направленных на формирование, поддержку, защиту, развитие и совершенствование страхового дела, а также на обеспечение контроля и надзора за деятельностью и работой субъектов.

Сущность госрегулирования в страховом деле

Под государственным регулированием страхования понимается деятельность Российской Федерации, которая направлена на:

  • разработку, общественное обсуждение, принятие и одобрение нормативно-правовых актов, регулирующих сферу страховых правоотношений;
  • исключение из страховой сферы организаций, которые по определенным критериям не подходят для осуществления соответствующей деятельности, путем выдачи лицензий тем, кто удовлетворяет требованиям и отказа в выдаче тем, кто не удовлетворяет;
  • принуждение профессиональных участников рынка к применению экономически обоснованных тарифов страховых премий путем утверждения “тарифных коридоров” или тарифных ставок в твердой форме, обязательных к применению в отношении определенного вида страхования;
  • установление штрафных санкций и мер ответственности к участникам страховой деятельности, нарушающим требования федеральных законов.
Читайте также  Языковой портрет личности политика (В. В. Путина)

Функции и цели государственного регулирования

Главными целями государственного регулирования признаются:

  • обеспечение надежности функционирования страховой деятельности;
  • повышение социальной и экономической стабильности в социуме;
  • развитие и совершенствование рынка в целом;
  • защита прав страхователей как потребителей финансовых услуг.

Функции государственного регулирования следующие:

  • регулирующая;
  • стабилизирующая;
  • предупредительная.

Методы госрегулирования

В России государственное регулирование страховой деятельности осуществляется посредством применения государством по отношению к субъектам системы различных методов воздействия. Сочетание всех методов позволяет РФ осуществлять тотальный государственный контроль и надзор за страхованием и в любой момент времени принимать меры по стабилизации ситуации или по направлению ее в нужное русло.

Правовые

Государственное регулирование посредством правовых методов заключается в том, что после официального опубликования новый закон или норма вступает в силу и становится обязательным (-ой) к применению всеми страховыми субъектами.

Важно! Тем самым, меняется ситуация в страховании – старый закон или норма утрачивают силу, и участники страховой деятельности уже не вправе основываться на них. За несоблюдение положений НПА наступает ответственность, что побуждает субъектов неукоснительно следовать им.

Организационные

Организационные методы включают в себя совокупность мероприятий, проводимых государством, с целью обеспечения должного функционирования системы, например:

  • ведение реестров страховщиков;
  • принятие решений о выдаче, приостановлении или возобновлении действия лицензий;
  • организация приема обращений граждан по вопросам страховой деятельности и др.

Экономические

Государство также вправе реализовывать государственные экономические методы воздействия на сферу страхования, в число которых входят:

  • разработка государственных программ по привлечению капитала иностранных инвесторов в систему страховой деятельности;
  • осуществление государственных межбюджетных трансфертов по обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных законом;
  • ведение анализа экономического состояния хозяйствующих субъектов согласно предоставляемой ими отчетности о прибылях и убытках, принятие мер по предупреждению банкротства страховых компаний.

Контрольно-надзорные

Контрольно-надзорные государственные методы регулирования страховой деятельности включают в себя:

  • проверку работы страховщиков на местах;
  • привлечение нарушивших законодательство субъектов страховой сферы к ответственности;
  • выдачу предписаний об устранении нарушений, обязательных к исполнению.

Компетентные ведомства в системе государственного регулирования

Государственное регулирование осуществляют сразу несколько ответственных ведомств, каждое из которых обладает своими полномочиями и обязанностями.

Правительство и Федеральное Собрание

Депутаты Госдумы совместно с профильными министрами, входящими в состав Правительства, разрабатывают проекты законов о страховании или поправки в уже существующие. В случае принятия закона нижней палатой Парламента он проходит одобрение в Совете Федерации, затем подписывается Президентом РФ.

Министерство финансов

Минфин – это государственный орган исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному регулированию в финансовой, бюджетной, налоговой, бухгалтерской, аудиторской, банковской, страховой и иных сферах.

Министерство финансов осуществляет контроль страховой сферы в рамках ее финансовой составляющей, а именно, управомочен на:

  • разработку и утверждение нормативно-правовых актов, направленных на совершенствование финансовой системы страхования, в том числе, и стратегий по краткосрочному, среднесрочному и долгосрочному развитию;
  • сбор и обработку аналитических сведений об экономически-финансовом состоянии хозяйствующих субъектов;
  • утверждение форм и бланков документов, используемых при осуществлении финансовых взаиморасчетов в страховании и др.

Банк России

С 9 марта 2004 по 1 сентября 2013 года государственный контроль и надзор за страховой деятельностью осуществлялся Федеральной службой по финансовым рынкам. Теперь же функции данного упраздненного ведомства были переданы Центральному Банку.

  • выдавать, продлевать и приостанавливать действие лицензий;
  • утверждать тарифы по некоторым видам страховок;
  • издавать указания, разъяснения и иные нормативные акты;
  • размещать информацию, не относящуюся к информации закрытого доступа, о сфере страхования и деятельности страховщиков на своем официальном сайте.

Роспотребнадзор

По смыслу Главы 39 ГК РФ, страхование относится к разряду возмездных услуг.

Внимание! Если страховая услуга используется для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, то на соответствующие правоотношения распространяется действие Закона о защите прав потребителей.

Государственное регулирование в сфере защиты потребительских прав осуществляется Роспотребнадзором, который управомочен:

  • выдавать предписания страховщикам об устранении нарушений требований ЗоЗПП;
  • проводить проверки на местах, составлять протоколы об административных нарушениях;
  • обращаться в суд с заявлениями о защите прав неопределенного круга страхователей и др.

Итак, государство управомочено осуществлять государственный контроль и надзор за страховой деятельностью посредством различных методов – организационных, экономических, правовых. Ставим лайки, делимся материалом в социальных сетях, а при наличии вопросов – задаем их нашему юристу в чат.

Читайте также другие наши статьи – например, о классификации страхования по отраслям.

3. Государственное регулирование страховой деятельности.

В целом организаторская деятельность государства должна быть направлена на обеспечение надежной и финансово устойчивой системы страхования, на повышение эффективности государственного регулирования страховой деятельности, а также на развитие сотрудничества с международным страховым рынком.

Государственное регулирование страховой деятельности включает:

прямое участие государства в становлении страховой системы;

законодательное обеспечение защиты национального страхового рынка;

совершенствование государственного надзора за страховой деятельностью.

Прямое участие государства в становлении страховой системы предполагает, в

частности: обеспечение за счет бюджетных средств программ обязательного государственного страхования; повышение роли государственных страховых компаний в реализации государственной политики в области страхования; предоставление дополнительных гарантий при размещении средств страховщиков, аккумулируемых в рамках приоритетных видов страхования в форме специальных нерыночных государственных ценных бумаг с гарантированным доходом, а также формирование целевых резервов, компенсирующих несостоятельность отдельных страховых организаций при исполнении ими обязательств по договорам долгосрочного страхования жизни и пенсионного страхования граждан.

Реализация подобных мер возложена в первую очередь на Федеральную службу страхового надзора, находящуюся в ведении Министерства финансов РФ, действующего совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Федеральная служба страхового надзора наделена следующими полномочиями.

Осуществляет контроль и надзор:

за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, включая проведение проверок их деятельности на местах;

достоверностью представляемой субъектами страхового дела отчетности;

обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности в

части формирования страховых резервов, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, квот на перестрахование, нормативного соотношения собственных средств страховщика и принятых обязательств;

составом и структурой активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика;

выдачей страховщиками банковских гарантий;

соблюдением страховыми организациями требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части, относящейся к компетенции службы.

Принимает решения о выдаче или отказе в выдаче, аннулировании, ограничении, приостановлении, возобновлении действия и отзыве лицензий субъектами страхового дела.

Проводит аттестацию страховых актуариев.

Ведет единый государственный реестр субъектов страхового дела и реестр объединений субъектов страхового дела.

Выдает предписания субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства.

обращается в суд с исками о ликвидации субъекта страхового дела — юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела — физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Получает, обрабатывает и анализирует отчетность и иные сведения, предоставляемые субъектами страхового дела.

Важнейшим проявлением государственного регулирования страховой деятельности является ее лицензирование, осуществляемое на основании и в соответствии с Федеральным законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации», а также подзаконными актами.

Деятельность, связанная с оценкой страховых рисков, определением размера ущерба, размера страховых выплат, иная консультационная и исследовательская деятельность в области страхования не требует получения лицензии.

Выдаваемая на осуществление страховой деятельности лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на проведение названной деятельности на территории страны при соблюдении им условий и требований, оговоренных при выдаче лицензии.

Лицензия на проведение страховой деятельности не имеет ограничений по сроку действия, если это специально не предусмотрено при ее выдаче. Лицензии выдаются на проведение добровольного и обязательного страхования, а также перестрахования, взаимного страхования, страховой брокерской деятельности.

Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками страховых отношений, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.

Страховой надзор включает в себя:

лицензирование деятельности субъектов страхового дела, аттестацию страховых актуариев, ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;

контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;

обеспечение в установленном порядке реализации единой государственной политики в сфере страхового дела и др.

С целью реализации названных ранее полномочий Федеральная служба страхового надзора имеет, в частности, право:

запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции службы;

организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;

давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции службы;

осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов службы.

На систему страхования распространяется требование обязательного аудита страховых организаций, которое установлено Федеральным законом от 7 августа 2001 г, «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации». Лицензии на осуществление страхового аудита выдаются Министерством финансов РФ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: