Государственное устройство хуннов - ABCD42.RU

Государственное устройство хуннов

Государственное устройство хуннов

Хозяйство. Социальное устройство.

По рассказу Китайского историка Сыма Цяня (135-67 гг) радикальное изменение об-щей ситуации в Центарльной Азии произошло в «период воюющих царств», т.е. 403 – 221 гг. до н.э. Эти изменения связаны с образованием первой кочевнической империи в Центральной Азии, которая была создана племенным союзом хунну или гуннов. До поселения хунну в Центральной Азии жили сильные племена жунов и юэчжей -восточноскифские (сакские) племена, они занимали огромную территорию от Тянь-Шаня до Центральной Монголии, и вот вместо прежних жунов на севере и западе появляются сильные объединения кочевых племен Сюнну, т.е. хунну.

Первое упоминание хунну в письменных источниках относится к 822 году до н.э., когда хунну совершают грандиозный поход на Китай. В ІІІ в. до н.э. хунские нападения на Китай усиливаются, что заставило китайских императоров построить Великую стену. Хунну в этот период представляли собой союз родственных родов, возглавляемых, выборным вождем (шаньюем).

В 209 году до н.э. сын вождя Тоумана (Тумана) Маодунь (Моде) объявил себя сенгиром – «высочайшим» — шаньюй. Посмотрим, как пришел Моде к власти.

Шаньюем у гуннов был Тоумань. Он имел двух сыновей от разных жен. Для того, чтобы сделать наследником младшего, сенгир (шаньюй) решил избавиться от старшего и отправил его заложником к юэчжам. Затем Тоумань напал на юэчжей. Но Моде ( Маодунь) не погиб, он украл коня и ускакал к своим. Отец дал ему под начало отряд. Маодунь обучал воинов, приказал им стрелять туда, куда летит его «свистунка – стрела» (боевые стрелы гуннов снабжались костяными шариками с отверстиями – сотни свистящих стрел наводили ужас на врагов и пугали их коней).

Вскоре Маодунь пустил стрелу в своего любимого и прекрасного коня. Тем, кто не выстрелил в коня он приказал отрубить головы. Некоторое время спустя Маодунь пустил стрелу в свою любимую жену. Он отрубил головы тем, кто не выстрелил. На охоте Маодунь направил стрелу в коня отца, и никто из его воинов не опоздал выстрелить. Следующий раз, когда он пустил свои стрелы в отца, никто из его воинов не дрогнул. Тоумань был усыпан стрелами. Тогда Моде понял, что время настало. Казнив младшего брата, мачеху и всех приближенных отца, Маодунь стал шанюем, и начал активную деятельность по созданию хуннской державы. Правил он в 209-174 г.г. до н.э.

Узнав о событиях в Орде (так называли гунны военный лагерь и княжескую ставку) правитель дунху решил, что смута ослабила гуннов, и потребовал от Маодуня уступить пограничную территорию. Многие старейшины, опасаясь войны, советовали Моде отдать землю. «Крайне разгневанный Моде» ответил: «Земля – основа государства, разве можно отдавать ее!» Всем, советовавшим уступить землю, он отрубил головы. Затем Моде сел на коня, приказал рубить головы каждому, кто опоздает явиться, двинул на восток и внезапно напал на дунху и разгромил их на голову, убил их правителя, угнал людей и скот. Так начались гуннские завоевания.

В 203-202 гг. до н.э. Моде подчинил племена Саян-Алтая и Верхнего Енисея, кыргызов и окончательно установил северные границы своей державы, затем племена лоуфань и байян на юге. Но оставались два главных противника Китай и Юэчжи.

В 202 году до н.э. закончилась гражданская война в Китае. К власти пришла новая династия Хань. Ее основатель Лю Бан (император Гао-ди) стремясь обезопасить границу, зимой в 200 году лично повел войска против хунну. Война между хунну и Китаем закончилась в 188 году поражением ханьских войск. Китайский император Гао – ди попал в окружение у горы Байден. Императора спасло от гибели только обещание заключить с гуннами мирный договор, основанный на родстве, т.е. выдать за Моде принцессу из императорского дома и платить ежегодную дань гуннам.

Самую жесткую войну Маодуню и его наследнику Лаошань шаньюю пришлось выдержать с юэчжами. Борьба длилась четверть века и лишь в 174-161 годы до н.э. они окончательно разгромили юэчжи, а из черепа вождя юэчжи Лаошань сделал чашу для питья. Оттесненные в Среднюю Азию юэчжи завладели землями в верховьях Аму-Дарьи и впоследствии создали там Кушанскую державу.

После смерти Моде мирный договор продолжался недолго и Китай в 123 году начал войну против хунну, война протекала с переменным успехом.

В 90 г. до н.э. у горы Яньшань китайцы потерпели сокрушительное поражение. Сенгир Хулагу продиктовал императору условия мира (основан на родстве). Однако мир сохранялся недолго.

В 59 (56) году до н.э. в государстве хунну начались междоусобицы связанные с борьбой наследников Сенгира за власть и в 47 г. до н.э. хунну распались на две части южную и северную. Южные хунну приняли подданство Китая, а северные откочевали на запад, сохраняя свою независимость. Но они находились под постоянным давлением Китая и были вынуждены откочевать в страну канглы. Таким образом, начинается массовое переселение хуннских племен на территорию Казахстана.

Вторая волна началась в 1 в. до н.э. (93 г), когда северные хунну боясь агрессии Китая снова двинулись на запад Под давлением хунну началось движение племен в Центральный Казахстан на севере, а также в районе Аральского моря. Этот процесс протекал лавинообразно и длился более 300 лет с ІI — до V века н.э. Это было Великое переселение народов.

Государственное устройство.

Устройство гуннского государства было столь же строго иерархично, как их общественная структура. Держава хунну, выросшая из военной демократии жунских племен V-IV вв. до н.э., сложилась в борьбе не на жизнь, а на смерть с соседними племенными союзами и китайскими царствами. Основатели державы и их преемники видели свою главную цель в господстве над «всеми народами, натягивающими лук» (т.е. над кочевниками), и превосходстве над «людьми, живущими в земляных домах» (т.е. над оседлыми землепашцами); такое государство могло существовать только как централизованная империя, организованная на военно-административных принципах.

Во главе государства стоял шаньюй, чья власть была строго наследственной и освященной божественным авторитетом. Сенгира называли «сыном неба» и «Небом и Землей рожденный», Солнцем и Луной поставленный, великий гуннский шаньюй.

Власть государя определялась его правами и функциями:
а) правом распоряжаться всей территорией государства, всеми землями, принадлежавшими гуннам, и функцией охраны этой территории;
б) правом об объявления войны и заключения мира и функцией личного руководства войсками;
в) правом концентрировать в своих руках все внешние сношения государства и функцией определения внешнеполитического курса;
г) правом на жизнь и смерть каждого подданного и функцией верховного судьи.

У него в руках была сосредоточена сакральная власть, т.е. соблюдения культа (культовые обряды) исходили от шаньюя, он «утром выходил из ставки и совершал поклонение восходящему солнцу, а вечером совершал поклонения луне».

Сенгира окружала многочисленная группа помощников, советников и военачальников, однако, решающее слово всегда оставалось за шаньюем, даже если он действовал вопреки единодушному мнению своего окружения.

Высшие после шаньюя лица в государстве – левый и правый т.е. (западный и восточный) «мудрые князья». Они были его сыновьями или родственниками. Они управляли западными и восточными территориями империи, и одновременно командовали левым и правым крылом армии. Ниже их стояли другие родичи шаньюя, управлявшие определенной территорией – все они носили различные титулы и назывались «начальники над десятью тысячами всадников (т.е. темники). Их число было строго фиксировано – 24 высших военачальника, распределенных между левым и правым крыльями войска, западной и восточной частью империи. Темников назначал сам государь. Он же выделял подвластную каждому темнику территорию вместе с населением, проживающим на этой территории. Каждый из 24 начальников имел от десяти тысяч до нескольких тысяч войска. Сместить и наказать темника мог только шаньюй. Какое – либо перемещение племен без приказа шаньюя строго возбранялось.

В пределах своих владений, темник, подобно шаньюю, назначал тысячников, сотников и десятников, наделяя их землей с кочующим на ней населением.

Основной повинностью всего мужского населения государства была военная служба. Каждый гунн считался воином, и малейшее уклонение от исполнения военных обязанностей каралась смертью. Все мужчины с детства и до смерти были приписаны к строго определенному воинскому подразделению, и каждый сражался под командованием своего темника.

Гунны имели хорошо организованное войско. Его основу составляли подвижные организованные конницы. Вооружение состояло из лука, копья, меча, кольчуги и лат. Военная тактика у хуннов стояла довольно высоко, и не уступала китайской.

Трижды в год все начальники, как правило, выходцы из 4-х аристократических родов, съезжались в ставку шаньюя для принесения жертв предкам, небу, земле, духам и для обсуждения государственных дел и один раз, осенью – «для подсчета и проверки количества людей и домашнего скота. Эти совещания (собрания) были не столько государственным, а сколько семейным советом родственников – все их участники были родичами шаньюя.

Основным источником права у хуннов был обычай. За тяжкие преступления полагалась смертная казнь. За воровство конфискация имущества преступника, за легкие проступки делались порезы на лице.

В то же время у них появляются и кодексы законов. Так, кодекс, созданный Моде – сенгиром, карал смертью за нарушение воинской дисциплины и уклонение от службы в армии.

Экономика гуннского общества по описанию Сыма Цяня весьма примитивна.

Основным видом хозяйственной деятельности гуннов всегда было кочевое скотоводство. При экстенсивном скотоводческом хозяйстве, когда корма для скота на зиму не заготовлялись, лошадь имела и то преимущество, что она могла тебеневать, т.е. круглый год находится на подножном корму, добывая траву из-под неглубокого снега.

Кроме огромных табунов лошадей, основным богатством у гуннов были стада быков, яков и верблюдов, громадные отары овец и коз. Скот находился в семейной собственности: каждая семья имела права на определенную часть родовой территории для выпаса скота и пользовалась защитой всего рода. Для сохранения численности и нераздельности имущества семьи гунны, как отмечает Сыма Цянь «после смерти отца берут в жены мачех, после смерти старшего или младшего брата женятся на их женах». Как и многих кочевников у гуннов существовало многоженство. Предусматривалась и семейная ответственность за чужого имущества, прежде всего скота – семья виновного могла быть обращена в рабство.

Хунну, как и другие кочевники Евразии жили в крытых повозках, войлочных шатрах, зимних жилищах. В жилищах хуннов имелась система – отопления – дымоходы очагов, положение горизонтально у стен, обогревали дома.

Одежда у гуннов изготовлялись в основном из кожи и шерсти. Также применялись китайский шелк и хлопчатобумажный материал.

Сегодня известно 10 укрепленных городов хунну и большое количество неукрепленных поселков.

Однако с представлениями о чисто кочевом характере гуннского общества никак нельзя согласиться. Упоминания в источниках о городах в глубине гуннских земель, о хранимых там запасах зерна можно сделать вывод о том, что гунны занимались земледелием, охотой и ремеслом.

В Забайкалье археологи исследовали один из гуннских городков у впадения р. Иволга в Селенгу. Там обнаружены следы железоделательного и бронзоволитейного производства, а главное сошники из чугуна и литейные формы для них, железные серпы и каменные зернотерки. Судя по малым размерам сошников, плуги у гуннов были небольшие деревянные, и земля выкапывалась не глубоко. Развитию земледелия, однако, препятствовали суровые природные условия страны гуннов, и собственное производство зерна (главным образом, проса и ячменя) никогда не удовлетворяло потребности довольно многочисленного населения (по расчетам исследователей около 1,5 млн. человек).

Социальное устройство.

Социальное устройство гуннского общества и его государственная организация не могут реконструированы с достаточной полнотой, но социально развитый характер гуннской империи несомненен. Верхушку общества хунну составляли четыре аристократических рода, связанных между собой брачными отношениями, когда мужчины любого из этих родов брали себе жен только из трех других знатных родов. Глава государства, шаньюй, мог быть только из рода Люаньди, самого знатного из четырех. Из сказанного можно сделать вывод, что в обществе хунну иерархия родов и племен играла немалую роль. На низшей ступени общества находились покоренные племена, адаптированные в родоплеменную систему хунну. Ниже них были покоренные племена, не включенные в состав хунну; они подвергались особенно безжалостной эксплуатации. Так, подвластные хунну дунху выплачивали постоянную дань тканями, овчиной и кожей. Если дань задерживалась, то хунну казнили родовых старейшин, отнимали и обращали в рабство женщин и детей данников, требуя затем особый выкуп за их освобождение.

Рабство у хунну часто упоминается источниками. Рабами были пленные, но в рабство за различные преступления попадали и сами хунну. Рабы – иноплеменники использовались, прежде всего, в оседлом хозяйстве, они жили вместе с хуннами в укрепленных городах, копали оросительные канавы, пахали землю, участвовали в строительных и горных работах, в различных ремесленных промыслах. Положение рабов – хунну неясно; возможно они составляли низшую часть большой патриархальной семьи.

Читайте также  Политический портрет Горбачева 2

Таким образом, правящий класс империи хунну, сложился из родоплеменной знати; отношение родства и свойства сохраняли решающее значение для определения социального положения и политической роли каждого, кто принадлежал к высшим слоям гуннского общества.

Государственное устройство хуннов

(Древнее хуннское государство: часть 3)

Историк и публицист Тынчтыкбек Чоротегин в своей очередной статье вкратце совершает экскурс на общественный строй древних хуннов — этноса, который был в гуще этнокультурных и этнополитических процессов в древней кочевой цивилизации Внутренней и Центральной Азии.

Раннеклассовое общество

Для хуннского общества были характерны раннеклассовые (по иной терминологии «раннефеодальные») отношения. В эпоху Модэ-шаньюя хуннские роды хойань, лань, сюйбу отличались от других своим политическим влиянием. Шаньюй же являлся выходцем из рода луаньди (луаньти).

Хунны делились на левое и правое крыло. Беки или акимы (правители или предводители) правого крыла жили на западе и граничили с народами юечжи. Правители левого крыла занимали восточные регионы кочевой империи.

Такую дуалистическую систему правления у хуннов переняли позднее кыргызы и ряд других тюрко-монгольских народов. И ещё одно правило, унаследованное от хуннов — это управление всем государством посредством системы 24-х акимов (глав родов и региональных правителей).

Ноин-Ульский хуннский курган. Раскопки археологов СССР в Ноин-Уле, сезон 1924 или 25 года, 100 км на север от Улан-Батора (Урги). Журнал «Вокруг света», СССР.

Как свидетельствует китайский историк Е.Фань, среди этих акимов особым уважением пользовались четверо локальных правителей, названных «четырьмя рогами».

Иерархия этих четырёх акимов состояла позднее из нижеследующих ступеней: самый влиятельный — сянь-ван левого крыла и лули-ван левого крыла, сянь-ван правого крыла, затем лули-ван правого крыла (китайское слово «ван» здесь по-кыргызски означает титул «бек», т.е. правитель или вождь более мелкой конфедерации племен и этносов). Конечно, вся эта система зависела от уровня авторитаризма власти шаньюя и от того, сколько еще этносов и новых регионов включила в себя эта хуннская держава.

Тенгир-куту, степной вариант Сына Неба

Гибкая военно-феодальная система управления, созданная хуннами, была освоена и последующими государствами кочевников в Центральной и Внутренней Азии. С момента превращения государства хуннов в мощную державу их верховный правитель, не удовлетворившись титулом «шаньюй», потребовал добавления в отношении к своей персоне особого эпитета «тенгир куту» (кит. «чэнли гуду»), т.е. «Одарённый Небесами Сын» (в письмах Модэ-шаньюя, отправленных Ханьской династии Китая в 176 г. до н.э.).

При Лаошань-шаньюе, сыне и наследнике Модэ-шаньюя, в 166 г. до н.э., императору династии Хань значение титула «тенгир куту» переведено на китайский язык следующим образом: «Великий хуннский шаньюй, избранный по воле небес» («О Лаошане»).

Здесь «Назначенный небесами» означает дословный перевод с древнетюркского (хуннского) титула «Тенгир куту».

В раннесредневековье орхоно-тюркские правители Восточно-Тюркского каганата также называли себя «Тенгирде болмыш каган», т.е. «Правитель, назначенный волей небес». Вера в тенгрианство являлась удобным инструментом в укреплении единоличной власти хуннского шаньюя (также и для каганов Второго Восточно-Тюркского каганата и других каганатов, где тенгрианство было основной религией и идеологией большинства населения).

Глава хуннского государства в период его расцвета обладал абсолютной единоличной властью. Во времена ослабления власти шаньюя возрастала роль и влияние 24-х глав родов и съезда с их участием.

Земля – основа империи

Одежда и вооружение знати хуннов

Слова Модэ-шаньюя «земля — основа государства» стали символом отношения к земельной и пограничной политике не только хуннов, но и всех тюркских кочевых народов, ставших историческими наследниками хуннов. Земля была в основном собственностью государства.

Но владение ею по ступенчатой схеме перераспределялось сыновьям шаньюя, его родным и родственникам, а также влиятельным родовым и региональным акимам из правящего клана.

Региональный характер деления земельных территорий позволял родоплеменным акимам распоряжаться землею по своему усмотрению и выделять её своим подданным.

Самую нижнюю ступеньку занимала семья кочевника, не принадлежащая к родовой знати. Занимаемые ими участки земель выделялись с учётом постоянной смены пастбищ. Такая система пользования пастбищами в экстенсивном скотоводстве применялась во все времена и кое-где сохранялась вплоть до 20 века.

Воин и муж – хозяин семьи

Для семьи хуннов были характерны патриархальные отношения. Богатые имели много жён. Старший из сыновей шаньюя объявлялся наследником.

Стала традицией женитьба младшего брата на вдове своего старшего брата.

Обязательным считалось и то, что хуннский парень должен жениться на девушке из другого рода (экзогамия, т.е. запрет брачных отношений между членами родственных групп; подобная традиция сохранилась и в среде кыргызов, имевших табу на женитьбу среди родственников мужской линии до седьмого колена).

За преступление собственного члена семьи вся семья хуннов вместе несла ответственность.

Правила поведения и иные правовые традиции хуннского общества были схожи с последующим адатом (неписанным обычным правом) у кыргызов и других кочевых народов и устно передавались от поколения к поколению.

Общегосударственные интересы постоянно находились под особой защитой. Например, военные преступники, изменники и другие подвергались смертной казни.

Пантеон раннего тенгрианства

Хунны, кроме Неба (Тенгир), поклонялись также Солнцу, Луне, звёздам, Земле и духам предков.

Во время съездов хуннских правителей приносились жертвоприношения во имя бога.

Хунны верили в существование потустороннего мира.

Спорт и игры

У хуннов великолепно развивался конный спорт, который имел и воинские предназначения.

Это было частью народных игр и повседневней подготовки к возможным внезапным боевым действиям.

Стрельба из лука и ловкое применение меча в бою были органической частью сноровки отважного воина-всадника, который был в обыденной жизни вольным кочевником и охотником.

Как живописно описаны народные игры кыргызов при поминке Кёкётёй-хана в эпосе «Манас», такими же украшениями годичных съездов хуннов («джыйын» по-кыргызски, хурал или хурилтай у монголоязычных народов) были скачки аргамаков и бег верблюдов, которые были культурными мероприятиями, сопровождавшими обсуждение государственных дел советом глав родов, племен и конфедераций под предводительством шаньюя.

Когда кочевая держава охватывала все больше этносов Внутренней и Центральной Азии, подобные спортивные состязания, конечно, были подобны региональной олимпиаде номадов.

Фото с сайта http://commons.wikimedia.org

P.S.

См. также: Гумилев Л.Н. Хунну. Троецарствие в Китае. Хунны в Китае. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 624 с. — (Библиотека истории и культуры). ISBN 978-5-8112-3115-7.

Гумилев Л.Н. История народа хунну. — АСТ, Люкс, 2004. ISBN 5-17-026629-4, 5-9660-0501-X.

Крадин Н.Н. Империя Хунну. Изд. 2-е, перераб., доп. – М.: Логос, 2002. – 312 с. – ISBN 5-94010-124-0.

Н.Я. Бичурин (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. — М-Л. АН СССР, Институт этнографии им. Миклухо-Маклая, 1950. – Т. 1. (Ср.: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/Bicurin/bicurin.htm )

Т.К.Чоротегин, президент Международного общественного объединения “Кыргыз Тарых Коому”, профессор КНУ им. Жусупа Баласагына, д.ист.н.

(Из серии статей по истории Кыргызстана и кыргызоведению)

Государственное устройство хуннов (стр. 1 из 4)

Алматинский университет энергетики и связи.

Кафедра: История Казахстана

Контрольная работа

ТЕМА: Государственное устройство хуннов

Образование государства Хунну

Основы международного права у гуннов и международные отношения

Экономика гуннского общества

Правовая сущность Гуннского государства

Гуннское государство — это высокоразвитое государство, монархия

Со времен появления человека на территории Казахстана прошло не мало времени. В настоящее время подлинная история казахов забыта, и она нуждается в возрождении. Без исторической памяти нет национальной гордости и патриотизма. Особенно это актуально в наше время, поэтому мы должны по крупицам, тщательно накапливать знания о своём прошлом, о своём народе. В истории Казахстана есть события, память о которых должна быть не только исторической, но и народной.

В IV-III веках до н.э. у северных границ Китая в Центральной Азии сложилась консолидация племен сюнну, они же хунну, или гунны. Гунны представляли собой племена монголоидного облика, говорившие на древнетюркском языке. В истории хорошо известно имя гуннов — историческое название этого исчезнувшего народа — хунну, ассоциируется с воинственностью, жестокостью и варварством. Хунну во главе с Атиллой произвели опустошительные набеги на европейские страны. Они положили начало Великому переселению народов, что привело к падению Римской империи. В 55 г. до н.э. произошло разделение могущественного хуннского государства на две части — южную и северную. В северо-западной Монголии вблизи озера Кыргыз-Нур властитель северных гуннов Чжи Чжи основал свою резиденцию. Отсюда он совершал походы на соседние племена усуней и Китай. Начинается междусобная война между Северным и Южным государствами хунну. Чжи Чжи заключает союз с государством Кангюй для совместной борьбы с государством Усунь.

Образование государство Хунну

По рассказу Китайского историка Сыма Цяня (135-67 гг) радикальное изменение об-щей ситуации в Центарльной Азии произошло в «период воюющих царств», т.е. 403 – 221 гг. до н.э. Эти изменения связаны с образованием первой кочевнической империи в Центральной Азии, которая была создана племенным союзом хунну или гуннов. До поселения хунну в Центральной Азии жили сильные племена жунов и юэчжей -восточноскифские (сакские) племена, они занимали огромную территорию от Тянь-Шаня до Центральной Монголии, и вот вместо прежних жунов на севере и западе появляются сильные объединения кочевых племен Сюнну, т.е. хунну.

Первое упоминание хунну в письменных источниках относится к 822 году до н.э., когда хунну совершают грандиозный поход на Китай. В ІІІ в. до н.э. хунские нападения на Китай усиливаются, что заставило китайских императоров построить Великую стену. Хунну в этот период представляли собой союз родственных родов, возглавляемых, выборным вождем (шаньюем).

В 209 году до н.э. сын вождя Тоумана (Тумана) Маодунь (Моде) объявил себя сенгиром – «высочайшим» — шаньюй. Посмотрим, как пришел Моде к власти.

Шаньюем у гуннов был Тоумань. Он имел двух сыновей от разных жен. Для того, чтобы сделать наследником младшего, сенгир (шаньюй) решил избавиться от старшего и отправил его заложником к юэчжам. Затем Тоумань напал на юэчжей. Но Моде ( Маодунь) не погиб, он украл коня и ускакал к своим. Отец дал ему под начало отряд. Маодунь обучал воинов, приказал им стрелять туда, куда летит его «свистунка – стрела» (боевые стрелы гуннов снабжались костяными шариками с отверстиями – сотни свистящих стрел наводили ужас на врагов и пугали их коней).

Вскоре Маодунь пустил стрелу в своего любимого и прекрасного коня. Тем, кто не выстрелил в коня он приказал отрубить головы. Некоторое время спустя Маодунь пустил стрелу в свою любимую жену. Он отрубил головы тем, кто не выстрелил. На охоте Маодунь направил стрелу в коня отца, и никто из его воинов не опоздал выстрелить. Следующий раз, когда он пустил свои стрелы в отца, никто из его воинов не дрогнул. Тоумань был усыпан стрелами. Казнив младшего брата, мачеху и всех приближенных отца, Маодунь стал шанюем, и начал активную деятельность по созданию хуннской державы. Правил он в 209-174 гг. до н.э.

Узнав о событиях в Орде (так называли гунны военный лагерь и княжескую ставку) правитель дунху решил, что смута ослабила гуннов, и потребовал от Маодуня уступить пограничную территорию. Многие старейшины, опасаясь войны, советовали Моде отдать землю. «Крайне разгневанный Моде» ответил: «Земля – основа государства, разве можно отдавать ее!» Всем, советовавшим уступить землю, он отрубил головы. Затем Моде сел на коня, приказал рубить головы каждому, кто опоздает явиться, двинул на восток и внезапно напал на дунху и разгромил их на голову, убил их правителя, угнал людей и скот. Так начались гуннские завоевания.

В 203-202 гг. до н.э. Моде подчинил племена Саян-Алтая и Верхнего Енисея, кыргызов и окончательно установил северные границы своей державы, затем племена лоуфань и байян на юге. Но оставались два главных противника Китай и Юэчжи.

В 202 году до н.э. закончилась гражданская война в Китае. К власти пришла новая династия Хань. Ее основатель Лю Бан (император Гао-ди) стремясь обезопасить границу, зимой в 200 году лично повел войска против хунну. Война между хунну и Китаем закончилась в 188 году поражением ханьских войск. Китайский император Гао – ди попал в окружение у горы Байден. Императора спасло от гибели только обещание заключить с гуннами мирный договор, основанный на родстве, т.е. выдать за Моде принцессу из императорского дома и платить ежегодную дань гуннам.

Самую жесткую войну Маодуню и его наследнику Лаошань шаньюю пришлось выдержать с юэчжами. Борьба длилась четверть века и лишь в 174-161 годы до н.э. они окончательно разгромили юэчжи, а из черепа вождя юэчжи Лаошань сделал чашу для питья. Оттесненные в Среднюю Азию юэчжи завладели землями в верховьях Аму-Дарьи и впоследствии создали там Кушанскую державу.

После смерти Моде мирный договор продолжался недолго и Китай в 123 году начал войну против хунну, война протекала с переменным успехом.

В 90 г. до н.э. у горы Яньшань китайцы потерпели сокрушительное поражение. Сенгир Хулагу продиктовал императору условия мира (основан на родстве). Однако мир сохранялся недолго.

Читайте также  Таблица политических партий 1905-1907 гг.

В 59 году до н.э. в государстве хунну начались междоусобицы связанные с борьбой наследников Сенгира за власть и в 47 г. до н.э. хунну распались на две части южную и северную. Южные хунну приняли подданство Китая, а северные откочевали на запад, сохраняя свою независимость. Но они находились под постоянным давлением Китая и были вынуждены откочевать в страну канглы. Таким образом, начинается массовое переселение хуннских племен на территорию Казахстана.

Вторая волна началась в 1 в. до н.э. (93 г), когда северные хунну боясь агрессии Китая снова двинулись на запад Под давлением хунну началось движение племен в Центральный Казахстан на севере, а также в районе Аральского моря. Этот процесс протекал лавинообразно и длился более 300 лет с ІI — до V века н.э. Это было Великое переселение народов.

Хунны, снова теснимые китайцами, отходят уже на запад. В свою очередь другие племена, теснимые хуннами, вынуждены были переселяться дальше. Это передвижение этнических масс заняло более 300 лет. И уже в 4-м веке н. э. хунны появляются в Европе под именем – гунны. С переселением хуннов связывают изменение антропологического облика современных казахов и других народностей, населяющих Казахстан.

Государственное устройство

В этом обществе сильны были традиции и обычаи. Старейшина рода пользовался уважением. Все высшие чины в государстве принадлежали исключительно знати. Знатных родов было 3: Хуань, Лань и Сюйбу, т.е. принцы крови, служилая аристократия и родовая знать. Род, к которому принадлежали шаньюи, назывался Си Люань – ди (принцы крови).

Во главе государства был монарх – шаньюй(величайший). Должность эта передавалась только по наследству, и считалась божественной. Хотя первоначально она была выборной. Считается, что шаньюй был абсолютным монархом, но это не так. Абсолютную власть шаньюя ограничивал совет старейшин, состоявший из родовой аристократии.

Устройство гуннского государства было столь же строго иерархично, как их общественная структура. Держава хунну, выросшая из военной демократии жунских племен V-IV вв. до н.э., сложилась в борьбе не на жизнь, а на смерть с соседними племенными союзами и китайскими царствами. Основатели державы и их преемники видели свою главную цель в господстве над «всеми народами, натягивающими лук» (т.е. над кочевниками), и превосходстве над «людьми, живущими в земляных домах» (т.е. над оседлыми землепашцами); такое государство могло существовать только как централизованная империя, организованная на военно-административных принципах.

Власть государя определялась его правами и функциями: а) правом распоряжаться всей территорией государства, всеми землями, принадлежавшими гуннам, и функцией охраны этой территории; б) правом об объявления войны и заключения мира и функцией личного руководства войсками; в) правом концентрировать в своих руках все внешние сношения государства и функцией определения внешнеполитического курса; г) правом на жизнь и смерть каждого подданного и функцией верховного судьи.

У него в руках была сосредоточена сакральная власть, т.е. соблюдения культа (культовые обряды) исходили от шаньюя, он «утром выходил из ставки и совершал поклонение восходящему солнцу, а вечером совершал поклонения луне».

Сенгира окружала многочисленная группа помощников, советников и военачальников, однако, решающее слово всегда оставалось за шаньюем, даже если он действовал вопреки единодушному мнению своего окружения.

Хуннская держава

Хунну (кит. 匈奴 , сюнну) — древний кочевой народ, с 220 года до н. э. по II век н. э. населявший степи к северо-востоку от Китая. Вели активные войны с китайской империей Хань, которая для защиты от их набегов воздвигла Великую китайскую стену. В результате войн с китайцами и сяньби, а также междоусобиц хуннская держава распалась, хунну разделились на несколько народов. Согласно широко распространённому мнению, часть хунну дошла до Европы и, смешавшись с уграми, стала называться гуннами. [1] Многие хунну смешались с северными китайцами, а другие с сяньби. О хунну известно из древнекитайских источников и из археологических раскопок их поселений, первые из которых были проведены в начале XX в. П. К. Козловым (ноин-улинские курганы в долине Селенги).

Содержание

Легендарное происхождение

В III тыс. до н. э. китайцами правил полулегендарный император Хуан-ди. Предки китайцев вели непрекращающиеся войны с другими племенами, такими как жуны — «рыжеволосые дьяволы» и ди. Отмечено племя «хунь-юй», с которым один раз воевал Хуань-ди, это племя жило в степях севернее жунов.

Согласно китайским источникам, когда примерно в 1764 году до н. э. в Китае была свергнута династия Ся, Чунь Вэй (淳維), сын последнего правителя Ся Цзе, бежал на север, и с ним бежали многие подданные. На южной окраине Гоби они встретили племена хяньюнь и хуньюй и со временем смешались с ними. Не исключено, что племена южной окраины Гоби происходили от древних монголоидных племён Китая и тех европеоидов, которые в то время расселились до Монголии (см. тагарская культура, пазырыкская культура, таримские мумии).

Переход через Гоби

В XIII веке до н. э. хунну начали постепенно переселяться с южной окраины Гоби на северную. Лев Гумилёв считал, что хунну самостоятельно освоили кочевое скотоводство и научились пересекать пустыни, также есть версия, что хунну многое переняли у индоевропейцев и развили их навыки. Переселившись на новое место хунну частично смешались с аборигенами, частично покорили их, постепенно происходит классовое расслоение.

Начало набегов на Китай

За 300 лет с момента переселения на север число хунну выросло и они напали на Чжоу в 822 году до н. э.. Китайцы набег отбили и больше о хунну не упоминалось в течение 500 лет. В это время в степях Монголии и Забайкалья сложилась культура плиточных могил, вероятно, принадлежащая ранним хунну, скелеты в могилах относятся к палеосибирскому типу.

Хуннская держава

В китайской историографии хунну появляются не ранее V века до н. э., когда их набеги на оседлое население Северного Китая побудили местных царьков начать строительство отдельных укреплений, которые впоследствии будут объединены в Великую китайскую стену. Угроза со стороны хунну стала ещё более ощутимой в III в., когда кочевники образовали мощный племенной союз во главе с правителем-шаньюем (вероятно, калька кит. «сын неба»). Хуннская держава покрывала значительную часть Монголии и Южной Сибири, простираясь от Маньчжурии на востоке до Памира на западе.

Хунну были прекрасными всадниками, а их войско состояло из 300 тысяч конных лучников. Неповоротливым колесницам, которые составляли основу китайской армии, было сложно противостоять их набегам. Строительство Великой китайской стены было призвано обезопасить северные пределы Китая от хунну, но задача эта не была решена полностью. Китайские правители пытались склонить кочевников к китайскому образу жизни богатыми дарами и дипломатией, многие китайские принцессы были отданы в брак хуннским вождям.

Разгром хуннской державы связан с именем императора У-ди, который привлёк на свою сторону всех врагов хунну и смог взять ядро державы шанью в тиски. Благодаря этим мероприятиям китайцы на порядок расширили свои знания относительно степных народов и своё влияние среди них, а держава хунну ок. 51 г до н. э. раскололась на две части: восточная орда признала верховенство китайского императора, а западная орда была вытесена в Среднюю Азию. В этот период триумфа ханьской государственности императору удалось утвердить свою власть над теми территориями, которые теперь составляют Синьцзян и Ганьсу.

Устройство Державы

Шаньюй

Шаньюем называли главного из 24 старейшин хунну. Первоначально шаньюя избирали на съезде старейшин, но Модэ основал династию шаньюев. Выборы шаньюя сохранились, как условная процедура при передачи власти новому шаньюю, который указывался в завещании предыдущего.

Хуннские роды

У хуннов было три знатнейших рода: Хуянь, Лянь, Сюйбу. По предположению Гумилёва род «лянь» — орхидея происходил от китайского принца Шун Вэя. Род шаньюев назывался Луань-ди . Шаньюй брал жён только из этих родов. Важные должности в державе также передавались внутри этих фамилий, так Сюйбу были судьями. Остальные роды имели своих старейшин, которые располагали собственными войсками и могли делать всё, что не противоречило интересам державы.

Чины у хуннов

В китайских хрониках упоминается наличие у хуннов сложной системы чинов. Высшие чины делились на «восточные» — старшие и «западные» — младшие. Высшие чиновники были все ближайшие родственники шаньюя:

  • 1. Чжуки-князь. Восточный Чжуки-князь — обычно наследник престола
  • 2. Лули Князь
  • 3. Великий предводитель
  • 4. Великий Дуюй
  • 5. Великий Данху

Обычные чиновники назывались «гудухэу». Чины у родовой знати не зависели от шаньюя.

Право

Хунны пользовались Обычным правом. Суд протекал в пределах 10 дней. За нападение или кражу полагалась смерть, были и иные наказания. Модэ предусмотрел смертную казнь за воинские преступления.
Существовало патриархальное рабство, нет упоминаний о долговом рабстве и работорговле.

Военное дело

Каждый хунн был воином. Войско хуннов формировалось по родовому признаку. Китайцы оценивали войско хуннов в 300 000 всадников, главным образов конных лучников. В ближнем бою с равной по численности китайской армией хунны проигрывали. Старались вести маневренную войну, изматывая противника. Всё захваченное в бою становилось собственностью воинов.

Хунны не платили налоги шаньюю. Зато шаньюй мог собирать дань с покорённых народов: дунху платили лошадьми и шкурами, оазисы Туркестана продуктами земледелия, тангуты железом, мехами платили северные племена. Китайцы иногда присылали ценные «подарки» — шёлк и предметы роскоши.

Хунну в Китае

По мере ослабления Ханьской державы её правители стали привлекать вождей хунну для охраны северных пределов Китая. Эти наполовину окитаенные вооружённые формирования не раз поднимали оружие против самих китайцев. Их вмешательство во внутренние дела Китая стало особенно активным после падения империи Хань и наступления периода Троецарствия. В 304 г. один из хуннских военачальников, Лю Юань, провозгласил себя шаньюем всех хуннских федератов и императором государства Северная Хань. Право на это ему давало происхождение (по женской линии) от ханьских императоров Китая. В 329 г. династия Лю Юаня была свергнута другим хуннским военачальником, Ши Лэ.

Этническая принадлежность

Вторжения разрозненных отрядов хунну в китайские пределы продолжались на протяжении IV в., однако после V в. их имя уже не упоминается в китайских источниках. К этому времени господствующим этносом степи стали тюркюты, создавшие Тюркский каганат. Нельзя отрицать сходство многих обычаев тюркютов и хунну, однако вопрос о языковой принадлежности последних пока остаётся открытым, существуют две основные позиции: «хунну говорили на тюркском языке» и «хунну говорили на неразделённом тюрко-монгольском праязыке», также не исключено, что этнос был составлен из тюркских и иранских (сака) элементов. Сделанные Козловым в ноин-улинских курганах находки (в частности, ткани, ныне в Государственном Эрмитаже) в большинстве случаев происходят из Китая, Ирана либо Византии, что лишний раз свидетельствует о размахе торгово-дипломатических связей народа хунну и, вероятно, о сложности их этнического состава.

КОЧЕВАЯ ИМПЕРИЯ ХУИНОВ

admin 31.01.2019 Разное Комментарии к записи КОЧЕВАЯ ИМПЕРИЯ ХУИНОВ отключены 374 Показы

Понятие о хуннах. В китайских исторических хрониках хун- ны упоминаются с III века до н. э. По описанию китайцев хунны были среднего роста, крепкого телосложения, с большой головой, круглолицые. Достигшие совершеннолетия юноши и мужчины но­сили усы, бороду не носили. Они носили серьги в ушах, выбривали волосы на голове, оставляя лишь небольшой пучок на макушке. Раскосые глаза сверкали из-под густых бровей.

Прародина хуннов и их хозяйство. Хунны населяли главным образом территорию по южному течению реки Хуанхэ — Ордос (ав­тономный район Внутренней Монголии в современной КНР) и зани­мались кочевым скотоводством. Эти земли были очень благоприят­ными для ведения скотоводства и кочевой жизни. Хунны владели большим количеством скота — лошадьми, быками, верблюдами и овцами. Основными продуктами их питания были мясо и молоко. Одежда изготавливалась главным образом из шкур и кожи. Жили в жилищах наподобие юрты, шалашах. Хуннов считают предками современных тюркоязычных народов. Религиозным верованием хуннов был шаманизм, они поклонялись Всевышнему Создателю.

Взаимоотношения хуннов и китайцев. Хунны и китайцы всегда враждовали между собой. В случаях нападения врага хунны соз­давали вид отступления и таким образом увлекали противника за собой вглубь пустыни Гоби или открытую степь. Затем, когда силы измотанного погоней врага иссякали, хунны разворачивались и с большого расстояния обрушивали на него всю мощь своего главно­го оружия — лука и стрел.

В 214 году до н. э. китайские войска во главе с полководцем Мынь Тянь нападают на хуннов. Они вытесняют их на север и за­хватывают Ордос. В начале III века до н. э. разрозненные племена хуннов объединяются усилиями Тумана-шаньюя (кит. шаньюй — благодать Неба). Хунны, численность которых была не более 300 тысяч человек, тем не менее постоянно совершали набеги на земли Китая, население которого составляло 59,6 миллионов человек, и доставляли ему много хлопот и беспокойства. Между ними начина­ется ожесточенное противостояние за господство в регионе.

Читайте также  Государственное регулирование земельных отношений в условиях рыночной и трансформационной эконом

Модэ-шаньюй. Модэ являлся старшим сыном хуннского пра­вителя Тумана. После смерти смерти отца он должен был унасле­довать власть. Однако Туман заранее объявил своим наследником сына от второй жены. Чтобы избавиться от Модэ, он направляет его в качестве заложника к юэчжи, которые господствовали в Вос­точном Туркестане и были давними соперниками хуннов. Более того, он внезапно нападает на них, надеясь, что в такой ситуации юэчжи непременно убьют Модэ. Но Модэ сумел ускакать от юэч­жи, выбрав себе среди их коней лучшего скакуна. Под давлением народа Туман был вынужден дать в управление Модэ небольшое войско. После этого проявляются талант и способности Модэ как военачальника.

Он устанавливает в своем войске железную дисциплину, воору­жает воинов луком и стрелами, которые в полете издавали свистя­щий звук и таким образом производили на неприятеля устрашаю­щий психологический эффект.

Модэ добивается от воинов беспрекословного подчинения — они должны были, не раздумывая, направлять свои стрелы в указан­ную им цель. Не выполнившие приказ несли суровое наказание. В 209 году до н. э. правитель Тумен умирает. Модэ приходит к вла­сти и начинает укреплять государство.

Объясните значения слов: хунны, китайские исторические источники, Ордос, Тюмен-шаньюй, Модэ — шаньюй.

Проверьте себя:

  1. Побережье какой реки населяли хунны?
  2. Кто и когда основал государство хуннов?
  3. Расскажите о хозяйстве хуннов.

Работа с картой: обозначьте территорию империи хуннов.

Подумайте и обсудите: почему Тюмен-шаньюй отправил Модэ к юэчжи в качестве заложника?

Работа с таблицей: пользуясь схемой, дайте характеристику кочевой диви лизации Хуннской империи

УСТРОЙСТВО И УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА ХУННОВ

Структура государственного управления. Под личным нача­лом правителя государства было 10 000 воинов. Крупные чинов­ники также имели свои дружины, в которых насчитывалось до нескольких тысяч человек. Государство, в зависимости от числен­ности племен, было разделено на 24 административные зоны — ай­маки. Все государственные вопросы решались правителем с учетом мнения Совета старейшин, в состав которого входили наследники хана, представители родо-племенной знати, предводители племен.

Законы хуннов. Гражданские права хуннов регулировались по­стоянными законами. Например, человек, совершивший тяжелое преступление, приговаривался к смертной казни. Все имущество

Структура управления государства хуннов

вора подлежало конфискации. Людям, совершившим преступле­ния сравнительно небольшой тяжести, изрезали лицо, чтобы на нем остались шрамы. Все мужчины считались воинами, по перво­му призыву они должны были идти на войну. Уклоняющиеся от воинских обязанностей или нарушающие воинскую дисциплину приговаривались к смертной казни.

Походы Модэ-шанъюя. После победы над своим давним вра­гом — народом дунху, Модэ-шаньюй в 201 году до н. э. покорил земли владений динлинов, гянгунов (кыргызы), синьлинов, кюэ- шей (кыпчаки), расположенных на севере и северо-западе. Затем последовали успешные походы на восток, и таким образом он до­шел до берегов Тихого океана. Дав армии передышку, Модэ на­чинает войну с Китаем, армия которого превосходила хуннов по численности в 15-20 раз. Однако у Модэ была своя тактика веде­ния боя, которая всегда срабатывала. Перед боем Модэ производил перегруппировку войск: выдвигал вперед более слабых воинов, а по двум флангам размещал наиболее сильных. Часть воинов сиде­ла в засаде. Когда начинался бой, противник без всяких усилий, легко теснил назад передние ряды слабых воинов. В это время в наступление переходили воины, находившиеся на флангах и в за­саде, они окружали неприятеля и наносили ему сокрушительный удар. В результате многолетних войн Модэ сумел возвратить род­ные земли хуннов — Ордос.

Затем Модэ собрал 300-тысячное войско, перешел границу Ки­тая и вступил в сражение с армией императора Лю Бана. В этих боях император Китая был окружен небольшой группой своих во­инов. В 198 году до н. э. он заключил с Модэ мирный договор, от­дав ему свою дочь в жены. Однако несмотря на этот договор хунны несколько раз совершали свои набеги на Китай.

В 177 году до н. э. хунны нанесли поражение юэчжи и присо­единили их владения к своим землям. Таким образом, империя

Наконечники стрел хуннов хуннов распространила свое господство на территории от Восточ­ного Туркестана до Кореи и была признана самым сильным госу­дарством в Азии.

В 174 году до н. э. после смерти Модэ-шаньюя его преемники сумели продолжить великие дела своего отца. В 51 году до н. э. из-за внутренних раздоров и интриг империя хуннов разделилась на две части. Южную часть государства хуннов возглавил шаньюй Хуханье, позднее на этой территории была признана зависимость от Китая, а государственность — утеряна. Северную часть государ­ства хуннов возглавил шаньюй Чжи-Чжи, ее народ постепенно пе­ремещался на запад, ассимилировался с племенами Средней Азии и сохранил свою независимость.

В 36 году до н. э. на берегу реки Талас китайская армия на­носит по хуннам сокрушительный удар. В этой войне на стороне китайцев выступили усуни. Таким образом, продолжавшееся два с половиной века противостояние хуннов и китайцев завершилось победой Китая.

Объясните значения слов: хунны, Модэ-шаньюй, Хуханье, Чжи-Чжи, река Талас, динлины, гянгуны (кыргызы), синьли, кюэши, (кыпчаки).

Проверьте себя:

  1. На сколько административных зон было разделено государство хуннов?
  2. Когда Моде организовал поход на Китай?
  3. Как Мода расширял границы государства?
  4. Когда империя хуннов разделилась на две части?

Государство Хунну

В первом тысячелетии до н. э. обширные пространства Центральной Азии от Ордоса на юге современной Монголии до Прикаспия населяли различные по своему происхождению и этническому составу племена.

Прогресс хозяйства, относительная общность быта, этническая близость, факторы политического порядка привели к созданию в Центральной Азии государств и объединений. Одним из них было государство Хунну. Наименование Хунну (Сюнну), появившееся в китайских источниках в конце III в. до н. э., относилось к политическому образованию, воспринявшему в свою среду племена различного происхождения и периодически распространявшему сферу своего влияния на территорию от берегов Тихого океана и Северного Китая до Алтая и Семиречья, а позднее и дальше на запад.

Содержание и реальное звучание этнонима хунну (сюнну) пока не ясны. Его древнекитайская транскрипция, как показывают исследования, восходит к той же форме, что и фруна (труна) греческих и древнерусских летописцев. Термины трун и гунн одинаково использовались по отношению к одной и той же этнополитической общности, районы которой были различны.

Верховного правителя хуннов китайские авторы называют шаньюй. В 206 г. до н. э. во главе гуннских племен становится Модэшаньюй. В первые же годы своего правления Модэ нанес сокрушительные удары по границам Китая, заставив только что утвердившуюся династию Хань отказаться от своих претензий на кочевья хуннов в Ордосе. Ханьский император Гаоцзу был вынужден склониться перед Модэ и подписать с ним «договор о мире и родстве», согласно которому обязывался выдать за шаньюя княжну из своего дома и ежегодно платить дань в виде «даров», ставшую затем постоянной.

На востоке хунну подчинили племена «восточных ху», в состав которых входили сяньби и ухуань, обитавшие, предположительно, в долинах Керулена и Онона. На западе и северо-западе под угрозой подчинения хуннам находились племена юеди (юеджи). Под властью хуннских шаньюев оказались территории от современной Кореи до земель Западного Китая, на севере же племена, объединенные в хуннскую конфедерацию, распространялись до южных районов Забайкалья.

В источниках зарегистрировано и еще одно направление хуннских походов — алтайское. В 201 г. до н. э. сообщается, что хунну, продолжая движение на север и северо-запад, покорили страны Хуньюй, Цюйшэ, Динлин, Гэкунь и Синьли. В комментарии к тексту значится, что названные пять стран находились от хунну на севере, по-видимому, на западе от р. Кем (Енисей) до Илийской долины.

Усиление хуннских племен в последующие десятилетия сопровождалось активизацией их действий на западе. В 177 г. до н. э. Модэ отправил своего западного туки (князя) в поход против юеди, якобы за самовольное выступление против соседей. Хуннская конница нанесла поражение юеджийцам где-то в районе Чжанье-Гантчжоу и, кроме того, покорила несколько уделов на окраине складывавшейся хуннской коалиции.

Общество хунну уже в середине I в. до н. э., помимо утраты своих вассальных владений, раскололось на две группировки — южную, под предводительством Хуханьешаньюя и северную, под руководством Чжичжи. Южные хунну остались обитать на территории Ордоса, а северные, под давлением своих соплеменников, передвинулись на Саяны и в Прибайкалье.

Главную роль в жизни хуннов играло скотоводство. Как писал Сыма Цянь, что, «обитая за северными пределами Китая, они переходят со своим скотом с одних пастбищ на другие. Из домашнего скота более содержат лошадей, крупный и мелкий рогатый скот; частью разводят верблюдов, ослов, лошадей. Перекочевывают с места на место, смотря по приволью в траве и воде… Начиная с владетелей, все питаются мясом домашнего скота, одеваются его кожами, прикрываются шерстяными и меховыми одеяниями». Особенно важную роль в жизни хунну играла лошадь. Овца же давала мясо, овчину, шерсть. Овчина и шерсть шли на изготовление одежды и обуви, из шерсти также делались кошмы.

Почти все поголовье круглогодично содержалось на подножном корму.

Хунну знали оседлость и земледелие. В источниках сообщается, что «в северных землях стужа рано наступает, и хотя неудобно сеять просо, но в земле хунну сеяли». При раскопках Нижне-Иволгинского городища в Забайкалье обнаружена изрубленная солома в глиняной обмазке полов. Здесь же найдены остатки постоянных зимних жилищ — полуземлянок, обогреваемых системой канов. Обнаружены зерна проса, чугунные сошники, железный серп, каменные зернотерки и ямы-зернохранилища. Об оседлости у хунну свидетельствуют деревянные срубы, в которых совершались захоронения.

Охота играла в жизни хунну важную роль. Об этом источники сообщают так: «…мальчики могут ездить верхом на овцах, натягивать лук и стрелять птиц и мышей; немного подросши, они стреляют лисиц и зайцев, которых употребляют в пищу… По существующим среди них обычаям, в спокойное время следуют за скотом и попутно охотятся на птиц и зверей, поддерживая таким образом существование». При раскопках погребений хунну найдены кости антилопы, кабана, кулана, дикого оленя, горного барана, косули, зайца и лисицы.

В погребениях встречена керамика — кувшины, горшки, кружки, лепленных от руки и изготовленных на гончарном круге, что свидетельствует о развитии гончарства. Встречаются вещи иноземного происхождения, шелковые ткани, предметы роскоши, зеркала, поделки из нефрита.

Рис. 4.6. Хунну. Реконструкция М.В. Горелика

Основу войска хунну составляла подвижная маневренная конница. На вооружении воина-всадника были лук и стрелы. Луки, судя по материалам раскопок, были двух типов. Ранний лук имел деревянную основу с тетивой из сухожилий животных. Его деревянная основа обкладывалась костяными пластинками (всего до семи), по две с вырезами для крепления тетивы на краях, по четыре трапециевидных пластины в центре и последняя на вершине дуги. Так увеличивалась гибкость лука. Длина лука достигала 70-80 см. Стрела имела железный трехреберный наконечник. Второй тип лука больше и тяжелее. От него сохранились массивные трехреберные железные наконечники стрел с черешком. Такие луки и стрелы предназначались для стрельбы по противнику, носящему кольчугу. Имелся и щит, круглой и овальной формы, с деревянной рамой, в которую вставлялась основа из прутьев.

Согласно источникам, хунну делились на 24 рода, во главе которых стояли «начальники поколений» (старейшины). Сохранялись такие институты родового строя, как совет старейшин и народное собрание. Источники сообщают, что «у гуннов было обыкновение три раза в году собираться в Лунци, где в первой, пятой и девятой луне, в день под названием «сюй» приносили жертву духу неба… на сих собраниях начальники поколений рассуждали о государственных делах, забавляясь конской скачкой и бегом верблюдов».

Материалы из захоронений ясно характеризуют момент имущественного неравенства в хуннском обществе.

У хунну имелись рабы из военнопленных и населения подвластных областей. Они использовались в качестве домашней прислуги, пастухов, ремесленников и землепашцев.

Во главе страны стоял шаньюй, обладавший почти неограниченной властью. Вслед шли князья, называвшиеся темниками. Они являлись сыновьями, братьями или близкими родственниками шаньюя. Всего темников было 24, и каждый из них имел свой район для кочевания. В своих владениях темники могли ставить тысячников, сотников. Шаньюй, однако, мог отбирать у непокорных или провинившихся темников их земли, тем же правом обладал темник по отношению к своим сотникам и десятникам. Должности и высшие чины передавались по наследству. Хунну были тюркоязычным народом.

Характерной чертой объединений типа общества хунну является формирование государственности со своей администрацией и аппаратом принуждения, частично уже сменяющими органы родоплеменного устройства, частично выступающими в их обличии, приспосабливая их к новым условиям.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: