Государственный кредит экономическая сущность, формы, классификация государственных займов - ABCD42.RU

Государственный кредит экономическая сущность, формы, классификация государственных займов

Государственный кредит: сущность и выполняемые функции. Классификация государственных займов

Государственный кредит — совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями — с другой, по поводу движения денежных средств на условиях а) срочности, б) возвратности, в) платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли либо кредитора, либо заёмщика.

Государственный кредит используется государством для решения различных задач:

· поиск финансовых ресурсов для финансирования государственных расходов, увязки доходов и расходов;

· регулирование макро- и микроэкономических процессов;

· воздействие на социальную и денежно-кредитную политику.

Государственный кредит выполняет две функции: фискальную и регулирующую.

Через фискальную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов.

Регулирующая функция государственного кредита — государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику, например политику дорогих денег для снижения инфляции, или политику дешевых денег для стимулирования экономической активности, доступности кредитов.

Классификация государственных займов.

1. В зависимости от срока привлечения средств государственные займы делятся на краткосрочные (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и выше).

2. В зависимости от обеспеченности долговых обязательств они делятся на закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются чем-то конкретным, например, определенными доходами или имуществом. Такие облигации обычно выпускаются местными органами власти. Беззакладные не обеспечиваются ничем определенным. В качестве обеспечения служит все имущество государства или данного муниципалитета. Центральные органы управления обычно выпускают беззакладные облигации. Их надежность исключительно высока и поэтому инвесторы не нуждаются ни в каких дополнительных гарантиях.

3. По характеру выплачиваемого дохода долговые обязательства делятся на: выигрышные, процентные, с нулевым купоном. Выплата дохода по выигрышным облигациям осуществляется на основе лотереи. Эти облигации не пользуются большим спросом. Инвесторы стремятся получать стабильный доход, а не полагаться на волю случая. Главным видом являются процентные облигации, доход по которым выплачивается 1, 2 или 4 раза в год на основе купонов. Большинство инвесторов отдает предпочтение этим долговым обязательствам. Краткосрочные заемные инструменты государства не имеют купонов. Они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Кроме краткосрочных и некоторые долгосрочные долговые обязательства не имеют купонов. Весь доход по ним выплачивается вместе с суммой основного долга. Как и краткосрочные облигации, они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Такие облигации получили название облигаций с нулевым купоном

4. В зависимости от метода определения дохода долговые обязательства государства делятся на облигации с твердым доходом и с плавающим доходом. В ряде случаев фиксированная ставка по ценным бумагам является причиной роста расходов государства на выплату процентов, в других случаях она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышение процента.

5. В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, заемные инструменты делятся на обязательства: с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.

6. В зависимости от места размещения государственные займы делятся на внутренние и внешние.

Государственный кредит: экономическая сущность, формы, классификация государственных займов

Экономические науки

  • Пискарева Нелли Наилевна , бакалавр, студент
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАЙМЫ
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ

Похожие материалы

  • Федеральное казначейство: назначение, функции, роль и проблемы функционирования
  • Составление, рассмотрение и утверждение бюджетов
  • Межбюджетные отношения особенности формирования и распределение межбюджетных трансфертов на примере города Санкт-Петербург
  • Методика финансового оздоровления сельскохозяйственного предприятия (на примере ООО МТС «Илишевская»)
  • Финансовое планирование и прогнозирование на предприятии на примере ООО МТС «Илишевская»

Государство, как субъект экономических отношений, для покрытия своих расходов привлекает не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, финансовые ресурсы. Уникальный способ их получения выступает государственный кредит, полученный путем мобилизации временно свободных денежных средств населения и хозяйственных структур.

Из истории известно, что правительство России еще в начале 18 века прибегало к услугам государственного кредита для покрытия своих расходов. Как раз тогда появились первые государственные займы, хотя существенными и относительно регулярным источником поступлений в казну начали выступать лишь с середины 18 века.

Государственный кредит – совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой, при котором государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. Объемы операций в качестве кредитора значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполненных других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитывается по своим обязательствам, до гарант не несет каких-либо дополнительных затрат.

Государственный кредит отличается от других видов кредита, тем, что в отличии от банковского кредита, предоставляющий конкретные ценности – товары на складе, незавершенное производство, государственный кредит использует все имущество, находящееся в его собственности. Также источником погашения государственного кредита выступают средства бюджета, тогда как банковский кредит используют для производительности капитала, служащий для погашения и выплаты процента. Государственный кредит берут на срок от одного года до тридцати лет, а при банковском возврат ссуды строго регламентирован и нарушение влечет санкции, повышение процентов.

Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции: распределительную, регулирующую и контрольную.

Через распределительную функцию государственного кредита осуществляются формирование централизованных денежных фондов государства и их использования на принципах срочности, платности и возвратности. В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Это объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений. Положительное воздействие распределительной функции государственной кредита заключатся в том, что с ее помощью налоговое время более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются. Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.

Непроизводительное использование государственных займов, например, для погашения задолженности военных и социальных расходов, источником которых являются налоги, называют рефинансирование государственного долга.

Вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную политику. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов.

Положительное на производство и занятость государства оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве гаранта и кредитора. Это выражается в поддержке малого бизнеса, экспорта или производства в отдельных районах, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банком.

Контрольная функция государственного кредита органически связана с контрольной функцией финансов с учетом специфических особенностей этой категории.

Государственный кредит подразделяется на внутренний и внешний (международный). Внутренний государственный кредит заимствуют у резидентов, а внешний – у нерезидентов.

В зависимости от заемщика государственные займы делятся на федеральные, региональные и муниципальные, то есть занимают органы власти всех уровней, но основная часть займов осуществляется федеральным правительством.

В зависимости от инвесторов займы подразделяют на реализуемые: только среди населения, только среди юридических лиц, универсальные – среди физических и юридических лиц и специальные, предназначенные к размещению в страховых и пенсионных фондах.

По характеру обращение займы бывают рыночные – свободно продающиеся и покупающиеся, и нерыночные – без возможности менять владельца и не подлежащие обращению на рынке ценных бумаг.

В зависимости от сроков привлечения средств государственные займы могут быть краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочными (свыше 5 лет).

По методам размещения – добровольные и принудительные.

В зависимости от характера выплачиваемого дохода долговые государственные обязательства делят:

  1. Процентные;
  2. Выигрышные;
  3. С нулевым купоном.

Владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно. Выплаты доходов по выигрышным облигациям осуществляются на основе тиражей выигрышей в момент погашения облигаций. Краткосрочные и некоторые долгосрочные займы не имеют купонов и продаются по номиналу со скидкой, а выкупаются по номиналу. Их называют облигации с нулевым купоном.

По методу определения дохода долговые обязательства государства бывают с твердым и плавающим доходом.

По обеспеченности долговых обязательств государственные ценные бумаги могут быть закладные и беззакладные. Первые обеспечиваются конкретным залогом и выпускаются местными органами власти, а беззакладные ничем не обеспечиваются. В качестве их обеспечения служит все имущество государства.

В зависимости от обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займов, установленные при его выпуске, они бывают с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.

По технологии эмиссии государственные займы могут быть облигационными (документарная форма) и безоблигационными (бездокументарная форма).

Таким образом, государственный кредит является средством взятым в долг государством дополнительных финансовых ресурсов. Этими средствами являются взятые вперед налоги.

Необходимость погашения государственного долга требует дополнительных ресурсных поступлений в бюджет, а они могут быть получены только с помощью налогов. К тому же погашения долговых обязательств и уплата процентов по ним отвлекают часть бюджетных доходов от производительного использования, сокращает возможности наращивания производственного и интеллектуального потенциала общества.

Рост государственного долга есть неотъемлемая часть борьбы с любым финансовым кризисом. В условиях снижения платежеспособного спроса и покупательной способности граждан бездействие государства может привести к значительному упадку экономики страны. Активные же государственные действия позволяют преодолеть кризисные явления и избежать состояния экономической депрессии, по сравнению с которой рост государственного долга – относительно малая цена.

Читайте также  Сущность политической партии и ее функции

Главной задачей системы управления внешним долгом, являются: обеспечение национальной экономики республики внешними источниками финансирования, достаточными для ее оптимального развития, осуществление контроля за эффективным использованием этих средств и за тем, чтобы их объем находился в соответствии с реальными возможностями страны обслуживать свой внешний долг.

Список литературы

  1. Лупей Н.А. Финансы: [Текст]: учебное пособие / Н.А. Лупей. — Деловая литература. — 2004.
  2. Нешитой А.С. Финансы и кредит [Текст]: учебное пособие / А.С. Нешитой. — Дашков и Ко, 2007.
  3. Интернет ресурс http://www.zanimaem.ru
  4. Сираева, Р.Р. Финансирование сельского хозяйства: зарубежный опыт [Текст] / Р.Р. Сираева, С.В. Волков // Научные исследования в современном мире: проблемы, перспективы, вызовы: материалы Второй Международной молодежной научной конференции (форума) молодых ученых России и Германии в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 годы. – Уфа, 2012. — С. 250-256.
  5. Сираева, Р.Р. Контроль за исполнением бюджета как составная часть бюджетного процесса [Текст] / Р.Р. Сираева, Г.Ф. Гарифуллина // Социально-экономическое развитие современного общества в условиях модернизации : Материалы Международной научно-практической конференции. – Саратов, 2012. — С. 157-158.

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

  • 23 ноября 2020
  • Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

    • 29 октября 2020
  • Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    Государственный кредит

    Понятие, сущность и функции государственного кредита

    Кредит как экономическая категория представляет собой систему экономических отношений, в которой государство в лице своих органов власти и управления выступает преимущественно в качестве заемщика свободных денежных средств у юридических и физических лиц во временное пользование на добровольных началах, а также в качестве кредитора и гаранта.

    Государственный кредит это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих следующие общественные отношения:

    • возникающие из государственных займов (кредитов), осуществляемых путем выпуска ценных бумаг; принятых на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации гарантий по обязательствам третьих лиц; вытекающие из заключенных от имени Российской Федерации кредитных соглашений и договоров с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
    • по поводу предоставления Российской Федерацией как кредитором иностранным государствам, их юридическим лицам, международным организациям, бюджетам другого уровня бюджетной системы РФ, юридическим лицам бюджетных средств на возвратной, срочной, безвозмездной или возмездной основе;
    • складывающиеся в процессе управления государственным кредитом.

    Государственный кредит является одним из основных инструментов, с помощью которого достигается баланс доходов и расходов бюджета. Традиционно государственный кредит использовался для финансирования расходов государства при наличии дефицита бюджета. С развитием рыночных отношений государственный кредит выступает также в качестве инструмента регулирования денежного обращения в целях регулярного финансирования общесоциальных потребностей общества. С экономической точки зрения государственный кредит представляет собой одну из форм движения ссудного капитала. Его сущность заключается в том, что стоимость валового внутреннего продукта и части национального продукта распределяется вторично.

    Государственная форма кредита возникает в том случае, если государство в качестве кредитора предоставляет кредит различным субъектам. Государственный кредит следует отличать от государственного займа, где государство, размещая свои обязательства облигации и др., выступает в качестве заемщика. Государственный заем чаще всего размещается под определенные государственные программы (на цели восстановления народного хозяйства в послевоенный период, развития народного хозяйства, в том числе его отдельных отраслей и пр.). Займы размещаются, как правило, на длительные сроки (на пять, десять и даже 20 лет). В отличие от государственных займов, широко распространенных в современном хозяйстве, государственная форма кредита по сравнению с другими формами имеет ограниченное применение, чаще всего предоставляется через банки, а также в сфере международных экономических отношений, по существу становится международной формой кредита.

    В количественном отношении в кредите преобладает деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, т.е. когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. Если же государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых юридическими и физическими лицами, оно выступает в качестве гаранта.

    Государственный кредит является составной частью одного из звеньев финансовой системы Российской Федерации — кредита.

    Следовательно, принципы, лежащие в основе любых кредитных отношений, свойственны и для отношений, возникающих при государственном кредите, а именно:

    • добровольность;
    • возвратность;
    • платность;
    • срочность.

    Возвратность и платность государственного кредита отличают его от такой финансовой категории, как, налоги, которые поступают только в одном направлении — от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды. Государственный кредит от налогов отличает и еще одна особенность — добровольность отношений (хотя в истории России были случаи отступления от этого принципа при размещении займов).

    От банковского кредита государственный отличается прежде всего тем, что обеспечением его служат не какие-либо конкретные ценности, а все имущество, находящееся в собственности государства, а также непроизводительным использованием капитала (чаще всего средства идут на покрытие дефицита государственного бюджета), тогда как характерной чертой банковского кредита является производительное использование средств, позволяющее не только погашать кредит, но и выплачивать вознаграждение за пользование ссудой за счет увеличения прибавочной стоимости в процессе производства.

    К особенностям государственного кредита можно также отнести целевой характер использования (например, на покрытие дефицита бюджета) и то, что обеспечением государственного кредита служит имущество, находящееся в собственности государства.

    Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции:

    • распределительную;
    • регулирующую;
    • контрольную.

    1. Распределительная функция позволяет перераспределить денежные ресурсы в соответствии с потребностями экономики в целом и необходимостью поддержки какого-либо направления социально-экономической деятельности. С ее помощью идет процесс формирования централизованных денежных фондов государства либо их использование на принципах срочности, возвратности и платности. Перераспределение осуществляется между федеральным и региональными бюджетами, региональными и местными бюджетами, международными финансово-кредитными институтами и федеральным бюджетом, иностранными юридическими и физическими лицами и федеральным и региональным бюджетами и т.д.

    В связи с более быстрым увеличением расходов по сравнению с налоговыми поступлениями государственные займы в последнее время стали инструментом финансирования расходов бюджета. И в результате налоговое бремя с помощью распределительной функции государственного кредита более равномерно распределяется на налогоплательщиков по времени. Налоги не увеличиваются, когда расходы государства финансируются за счет государственного займа, но при погашении кредита они идут и для его уплаты, и для погашения процентов по задолженности.

    Тяжесть налогового бремени, связанная с государственным кредитом, зависит от его срока и процентов по его уплате. на денежное обращение, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость, на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективность применения бюджетных ссуд.

    Используя государственный кредит в качестве инструмента регулирования экономики, государство получает возможность проводить ту или иную финансовую политику.

    3. С помощью контрольной функции государственного кредита контролируется в основном целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.

    Данную функцию осуществляют соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимость контроля вытекает как из самой природы кредита, так и из функций государства. Это контроль за движением денежных потоков, осуществляемых через органы федерального казначейства или уполномоченные банки, контроль за соблюдением условий кредитного договора, контроль за целевым использованием заемщиком выделенных средств, контроль за выполнением принятых дополнительных обязательств субъектами РФ и органами местного самоуправления.

    Государственные займы и их классификация

    Государственные займы — это основная форма государственного кредита, когда государство выступает в основном в качестве заемщика. Задолженность государства по государственным займам включается в сумму государственного долга страны.

    Государственные заимствования Российской Федерации (ст. 89 БК РФ) — займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками.

    В зависимости от валюты заимствования различают государственные внутренние и государственные внешние заимствования.

    Государственные внешние заимствования РФ — займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.

    Государственные внутренние заимствования РФ — займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте Российской Федерации.

    Государственные заимствования субъектов РФ, муниципальные заимствования (ст. 90 БК РФ) — займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства соответственно субъекта Российской Федерации или муниципального образования как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте обязательств.

    Таким образом, государственный кредит, при котором государство выступает заемщиком, осуществляется в форме государственных займов путем выпуска государственных долговых обязательств (казначейских обязательств).

    Государственные займы размещаются правительством на рынке ссудного капитала при помощи банков и небанковских финансовых институтов.

    Государственные займы классифицируются следующим образом.

    По субъектам эмиссии:

    • выпускаемые Правительством РФ;
    • выпускаемые правительствами субъектов Российской Федерации;
    • органами местного самоуправления.

    По субъекту — держателю ценных бумаг:

    • реализуемые среди населения;
    • реализуемые среди юридических лиц;
    • реализуемые как среди населения, так и среди юридических лиц.

    По способу размещения делятся на:

    • добровольные;
    • размещаемые по подписке;
    • принудительные.

    По обеспеченности долговых обязательств:

    • закладные (обеспечиваются конкретным залогом);
    • беззакладные (обеспечением служит все имущество государства).
    • краткосрочные (срок погашения до одного года);
    • среднесрочные (до пяти лет);
    • долгосрочные (от пяти до 30 лет).

    По видам доходности:

    • выигрышные (выплата доходов осуществляется на основе лотереи);
    • процентные (выплата доходов происходит ежегодно равными долями по утвержденной ставке);
    • целевые (беспроцентные);
    • с нулевым купоном (продаются со скидкой по номиналу, а выкупаются по номиналу).

    По месту размещения:

    • внутренние;
    • внешние.

    По методу определения доходов:

    • с твердым доходом;
    • с «плавающим» доходом.
    Читайте также  Общественно-политические взгляды просветителей Башкортостана

    По обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа:

    • с правом досрочного погашения;
    • без права досрочного погашения.

    Кроме того, государственные займы подразделяются на облигационные и безоблигационные (займы у Сберегательных банков или межправительственные займы, оформляемые путем записей по счетам государственного долга); рыночные (свободно покупаются и продаются на денежном рынке) и нерыночные, а также специальные выпуски, которые размещаются среди правительственных учреждений и фондов и не подлежат купле-продаже. Например, в США к рыночным правительственным ценным бумагам относятся казначейские векселя со сроком погашения до одного года, среднесрочные казначейские векселя со сроком погашения от одного до десяти лет и казначейские облигации со сроком погашения свыше десяти лет.

    Сущность и функции государственного кредита

    Вы будете перенаправлены на Автор24

    Особенности государственного кредита

    Под государственным кредитом подразумевается совокупность отношений экономического характера, которые возникают между государством и физическими или юридическими лицами, государство в таких отношениях как правило выступает заемщиком, однако, может быть также и кредитором, и гарантом.

    Являясь экономической категорией, государственный кредит находится между финансовыми отношениями и кредитными, совмещая их особенности. Как финансовая система, государственный кредит осуществляет обслуживание формирования и использования централизованных фондов денежных средств, т.е. государственного бюджета и внебюджетных фондов.

    Государственный кредит обладает некоторыми особенностями, которые отличают его от других традиционных финансовых категорий:

    • Добровольный характер;
    • Возвратность и платность.

    Если рассматривать различия государственного и банковского кредитов, то можно заметить, что во втором случае обеспечением являются какие-либо конкретные ценности, а если государство заимствует средства, то обеспечением является все имущество или же какой-то доход.

    Государство, как и любой заемщик, привлекает средства на определенный заранее срок.

    Государственный кредит представляет собой отношения вторичного распределения стоимости ВВП. В государственно-кредитные отношения вовлечены некоторые доходы и денежные фонды, которые были сформированы на этапе первичного распределения. Как правило к ним относятся временно свободные финансовые ресурсы предприятий и населения, но в определенных условиях трудовые коллективы и все население сознательно идут на ограничение потребления. В подобной ситуации источниками государственного кредита выступают средства, обеспечивающие текущее потребление или финансирование необходимых социальных или производственных расходов предприятий.

    Готовые работы на аналогичную тему

    Необходимость использования государственных кредитов обуславливается постоянным противоречием величины потребностей общества и государственными возможностями по их удовлетворению за счет бюджета.

    Функции государственного кредита

    Как финансовая категория государственный кредит выполняет распределительную, регулирующую и контрольную функции.

    Посредством распределительной функции формируются централизованные денежные фонды государства или же используются на принципах срочности, возвратности и платности. Как заемщик государство осуществляет мобилизацию дополнительных средств, чтобы финансировать свои расходы. В промышленно развитых государства займы выступают основным источником финансирования дефицита бюджета и находятся на втором месте (после налогов) в формировании доходной части бюджета.

    Регулирующая функция государственного кредита заключается в том, что, находясь в кредитных отношениях, государство может влиять на денежное обращение, процентные ставки на рынках капиталов и денег, на занятость и уровень производства. Регулирование денежного обращения осуществляется посредством размещения государством облигаций государственного займа в различных группах инвесторов. При мобилизации средств физических лиц, государство может уменьшить их платежеспособный спрос. Если же с помощью кредита будут финансироваться производственные расходы, то сократится наличная денежная масса в обращении.

    Контрольная функция кредита государства тесно связана с финансовой контрольной функцией. Но при этом обладает некоторыми специфическими особенностями:

    • Данная функция тесно связана с государственной деятельностью и положением централизованного денежного фонда;
    • В двустороннем порядке охватывает движение стоимости, поскольку не предусматривает возврата и возмещения полученных средств;
    • Может осуществляться как финансовыми структурами, так и кредитными учреждениями.

    Контролируется не только процесс привлечения заемных средств, но и процесс их погашения.

    Формы государственных кредитов

    Внутренний кредит государства может иметь следующие формы:

    • Государственные займы;
    • Трансформация доли вкладов населения в государственные кредиты;
    • Заимствование части средств общегосударственного фонда ссуд;
    • Гарантийные займы;
    • Казначейские ссуды.

    Государственные займы классифицируются по нескольким признакам:

    1. По субъекты заемных отношений подразделяются на займы, которые размещаются центральными органами управления и территориальными;
    2. По месту размещения – внешние и внутренние;
    3. По обращению в рыночной среде – рыночные и нерыночные. В первом случае займы могут свободно продаваться и покупаться, а в финансировании дефицита бюджета они основные. Нерыночные займы свободно меняют своих владельцев, не подлежат продаже на рынке ценных бумаг, как правило выпускаются государством для привлечения определенных инвесторов, интересам которых отвечают;
    4. По срокам привлечения финансовых ресурсов: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные;
    5. По обеспеченности обязательств: закладные и беззакладные. Обеспечение закладных облигаций выражается в конкретном залоге, к примеру, имуществе. Беззакладные облигации обеспечиваются всем имуществом государства или же муниципалитета.

    Функционирование второй формы государственного кредита, т.е. трансформации доли вкладов населения, опосредовано системой сберегательных учреждений. Обращение доли вкладов населения в займы осуществляется посредством покупки особых ценных бумаг и оформления безоблигационных займов.

    Для третьей формы государственного кредита характерным является то, что государственными кредитными учреждениями непосредственно передается часть кредитных ресурсов для покрытия расходов правительства.

    В некоторых случаях государство может гарантировать погашение займа, который был выпущен нижестоящими органами управления, в этом выражается четвертая форма кредита государства.

    Казначейские ссуды представляют собой отношения по оказанию финансовой помощи организациям и предприятиям органами государственного управления за счет средств бюджета на основании срочности, платности, возвратности.

    Сущность, функции, виды и формы государственного кредита

    Государственный кредит — это совокупность экономических отношений государства с физическими и юридическими лицами, при которых государство выступает в качестве:

    В первом случае, органы власти привлекают на добровольной, платной и возвратной основах временно свободные денежные средства юридических и физических лиц, на внутреннем и внешнем рынках для финансирования дефицитов бюджетной системы.

    Эти операции опосредуются эмиссией государственных и муниципальных ценных бумаг и организацией их обращения на фондовом рынке. Данная деятельность реализует фискальную функцию государственного кредита и ведет к образованию государственного внутреннего и внешнего долга и необходимости его обслуживать. Такой государственный кредит называется внутренним.

    Во втором случае, органы власти кредитуют:

    • нижестоящие уровни бюджетной системы, предоставляя им бюджетные ссуды на покрытие временных кассовых разрывов;

    • юридических лиц, предоставляя им целевые бюджетные кредиты на реализацию программ социально-экономического развития территории;

    • другие иностранные государства, предоставляя им внешние кредиты за счет федерального бюджета на платной возвратной основе (свтраны СНГ, Индия, Алжир и др.).

    Эта деятельность формирует возвратные финансовые потоки и служит регулированию экономического и социального развития страны. Такие отношения называются внешним государственным кредитом.

    В третьем случае, органы власти предоставляют государственные и муниципальные гарантии и поручительства нижестоящим уровням бюджетной системы и юридическим лицам под долгосрочные целевые кредиты, внешние займы и др. Необоснованная выдача гарантий и поручительств может вести к увеличению государственного долга, так как это пролонгированные финансовые обязательства. Такие отношения называются условным государственным кредитом.

    Как экономическая категория, государственный кредит обслуживает формирование и использование государственных централизованных денежных фондов (рис. 7.6). Его специфическими чертами являются:

    • возвратность и платность;

    • на общегосударственном уровне не имеет целевого характера.

    В отличие от банковского кредита, государственный предполагает непроизводительное использование — содержание политической надстройки.

    Еще одно отличие состоит в том, что государство выплачивает доходы кредиторам из будущих бюджетных поступлений и ведет к образованию государственного долга и необходимости его обслуживать, иногда за счет недофинансирования учреждений, предоставляющих социальные услуги населению.

    Размер и структура государственного долга отражают состояние экономики и финансов страны, эффективность функционирования государственных структур.

    Рис. 7.6. Субъекты государственного кредита

    Особенности государственного кредита:

    • обеспечением государственного кредита является все имущество, находящееся в собственности государства, или имущество данной территориальной единицы, а также ее доход;

    • государственные займы не имеют целевого характера;

    • государственные займы имеют заранее определенный срок, но не более 30 лет.

    Государственный кредит выполняет следующие функции:

    1) регулирующую — вступая в отношения кредита, государство воздействует на денежное обращение, производство, занятость, уровень ставок на рынке денег и капиталов и другое. Государство может проводить ту или иную финансовую политику: мобилизуя средства физических лиц, государство снижает их платежеспособный спрос; если за счет государственного кредита финансируются производственные затраты (инвестиции), то наличная денежная масса в обращении сокращается; в случае финансирования затрат на оплату труда работников бюджетной сферы денежная масса сокращается; если привлекаются накопления юридических лиц

    и средства направляются на выплаты населению, то объем денежной массы в обращении возрастает; увеличение объемов государственных займов ведет к увеличению цены банковского кредита и соответственно, к снижению инвестиций в бизнес и другое;

    2) фискальную — государственный кредит является вторым после налогов способом финансирования государственных расходов.

    3) перераспределительную — с помощью, которой осуществляется формирование централизованных фондов денежных средств государства и их использование на принципах срочности, возвратности и платности;

    4) контрольную — тесно связанную с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств. Охватывает движение стоимости в двухстороннем порядке (возвратность и возмездность). Осуществляется с помощью кредитных инструментов. Объект данной функции — целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.

    Такое растяжение и обеспечивается путем выпуска займов на соответствующий срок. Поколение, которое строит объект, и последующие несут аналогичное финансовое бремя за счет налогов, с которых погашается как основной долг, так и проценты по нему. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственных займов, не увеличиваются. При погашении же кредитов, налоги взимаются не только для выплаты займов, но и процентов по задолженности.

    Таким образом, использование средств в системе государственного кредита может быть производительным (при этом налоги не увеличиваются) и не производительным (при этом источником погашения займов являются возрастающие налоги и новые займы).

    Такой способ использования называется рефинансирование, т. е. старая задолженность погашается путем выпуска новых займов. При этом мо-

    билизуемые государственным кредитом средства являются антиципированными взятыми вперед налогами (часть бюджетных средств отвлекается от производительного использования и обслуживает государственный долг). При обслуживании долга действует такое правило: чем больше величина долга, тем большая доля средств направляется на его обслуживание.

    Читайте также  Государственное регулирование страховой деятельности

    Внутренний государственный кредит выступает в следующих формах:

    • заимствование средств общегосударственного ссудного фонда. ЦБ РФ предоставляет часть своих кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства, не опосредуя операцию покупкой государственных ценных бумаг;

    • обращение части вкладов населения в государственные займы. Посредником в этой операции выступает уполномоченный коммерческий банк, который передает средства без ведома реальных владельцев через покупку особо ценных бумаг — сберегательных сертификатов, казначейских обязательств и др. В качестве примера можно привести Сберегательный банк РФ;

    • государственные займы привлекают временно свободные денежные средства юридических и физических лиц на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг.

    Государственные займы классифицируются по следующим признакам:

    1) по субъектам заемных отношений:

    • размещаемые центральными органами управления;

    • размещаемые местными органами управления;

    2) в зависимости от места размещения:

    3) в зависимости от обращения на рынке:

    • рыночные — свободно продаются и покупаются;

    • не рыночные — не подлежат обращению на рынке ценных бумаг, а выпускаются для привлечения определенных инвесторов;

    4) в зависимости от срока погашения:

    • краткосрочные (до 1 года);

    • среднесрочные (от 1 года до 5 лет);

    • долгосрочные (более 5 лет);

    5) в зависимости от обеспечения долговых обязательств:

    6) по характеру выплачиваемого дохода:

    • с нулевым купоном;

    7) в зависимости от метода определения дохода:

    • с твердым доходом;

    • с плавающим доходом;

    8) в зависимости от обязательств заемщика в плане соблюдения сроков погашения займа:

    • с правом досрочного погашения;

    • без права досрочного погашения;

    9) по способу погашения задолженности:

    • погашение по частям;

    10) по типу эмиссии:

    • местных органов власти.

    Целевые бюджетные кредиты являются источниками финансирования отраслевых программ инвестиционного характера, конверсии оборонной промышленности, пополнения оборотных средств предприятий и др. Бюджетные кредиты предусматриваются в бюджете на текущий год. Но поскольку их выделение связано с финансированием мероприятий долгосрочного характера, то возникает необходимость в преемственности программ кредитования на протяжении нескольких финансовых лет.

    Государственная или муниципальная гарантия — способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно РФ, субъект РФ, органы местного самоуправления (гарант) дает письменное обязательство отвечать полностью или частично за исполнение лицом, которому дается гарантия, обязательства перед третьими лицами.

    Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательств, по которым предоставлена гарантия. Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе.

    Гарант по государственной или муниципальной гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству. Предусмотренное обязательство гаранта перед третьим лицом ограничивается уплатой суммы, на которую выдана гарантия. Гарант, исполнивший обязательства получателя гарантии, имеет право потребовать от последнего возмещения в полном объеме сумм, уплаченных третьему лицу по гарантии.

    Федеральным законом о федеральном бюджете устанавливается верхний предел общей суммы государственных гарантий РФ, предоставляемых в национальной валюте, и верхний предел общей суммы государственных гарантий РФ, предоставляемых в иностранной валюте.

    Общая сумма предоставленных государственных гарантий РФ для обеспечения обязательств включается в состав государственного долга РФ как вид долгового обязательства. Законом о федеральном бюджете утверждаются гарантии, выдаваемые отдельному субъекту РФ, муниципальному образованию или юридическому лицу.

    Таким образом, можно отметить, что фондовый рынок является одной из составляющих централизованной части финансовой системы страны, что определяет финансы фондового рынка в финансы государственного бюджета и не выделяет его в отдельное звено системы. Как известно, централизованная часть финансовой системы отвечает за процесс перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта. Перераспределение происходит при помощи бюджетных, страховых отношений и отношений, возникающих на фондовом рынке.

    Экономическая сущность, функции и назначение государственного кредита. Классификация государственных займов.

    Понятие государственного кредита. Функции государственного кредита. Классификация государственных займов.

    Государственный кредит – совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами — с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

    Государственный кредит — самостоятельное звено финансовой системы государства, и в этом качестве он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства. Государственный кредит — важная составная часть государственных финансов

    Экономическим назначением государственного кредита является аккумуляция государством средств на основе принципа возвращения для финансирования государственных расходов. Государственный кредит позволяет государству как заемщику использовать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без осуществления с этой целью денежной эмиссии.

    Функции государственного кредита:

    Государственный кредит как финансовая категория выполняет три функции: распредели­тельную, регулирующую и контрольную.

    1) Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов.

    2) Регулирующая функция государственного кредита: вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровня процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

    3) Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности:

    1. тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;

    2. охватывает движение стоимости в двустороннем порядке поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств.

    3. Осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

    Государственные займы классифицируются по ряду признаков:

    1) По месту размещения займы могут быть подразделены на внешние и внутренние. Внешние займы — это обязательства государства перед нерезидентами, а внутренние — это обязательства государства перед резидентами.

    2) По способу обращения займы подразделяются на рыночные и нерыночные. Рыночные займы — это займы, оформленные в такие ценные бумаги, которые свободно обращаются и перепродаются после их первичного размещения на рынке. В промышленно развитых странах доля таких займов составляет до 70% от всех долговых обязательств государства. Нерыночные государственные займы — это займы, оформленные в особые финансовые инструменты, которые покупаются инвестором у правительства и только ему могут быть проданы. Такие бумаги не обращаются на фондовой бирже. Основная цель, которую преследует эмитент, выпуская в обращение нерыночные бумаги, — привлечение в качестве кредитных ресурсов мелких сбережений населения.

    3) По сроку заимствования средств займы могут быть подразделены на краткосрочные (со сроком обращения бумаг продолжительностью до 1 года), среднесрочные (со сроком обращения бумаг от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (со сроком обращения бумаг свыше 5 лет). [14]

    4) По способу обеспечения возвратности кредитных ресурсов займы делятся на закладные и беззакладные. Закладные займы — это займы, возвратность которых обеспечивается конкретным залогом (каким-либо имуществом). Беззакладные займы — займы, оформленные в облигации и другие обязательства, не имеющие конкретного имущественного обеспечения. На практике государственный кредит реализуется посредством беззакладных займов, поскольку государство изначально считается надежным заемщиком.

    5) По уровню эмитента в России государственные займы могут быть подразделены на федеральные, региональные и местные.

    6) По форме выплаты дохода государственные займы можно разделить на следующие виды:

    -процентные займы, доход по которым устанавливается в виде фиксированного процента от номинала;

    — дисконтные займы, доход по которым инвестор получает за счет приобретения долговых обязательств с дисконтом и последующим их погашением по номинальной стоимости по окончании срока, на который средства были предоставлены заемщику;

    — выигрышные займы, доход по которому осуществляется на основе тиражей выигрыша. Они наименее привлекательны для инвестора, поскольку не предоставляют гарантированного дохода к определенному моменту времени;

    — индексационные займы, доход по которым выплачивается посредством индексирования номинальной стоимости первоначально приобретенных инвестором ценных бумаг.

    7)По возможности досрочного погашения займы можно разделить на обязательства без права досрочного погашения и обязательства с правом досрочного погашения. Выпуск обязательств с правом досрочного погашения означает наличие у заемщика прав на досрочный выкуп своих долговых обязательств. Такое право может быть выгодно заемщику в случае значительного снижения стоимости заемных ресурсов на рынке ссудного капитала. В этом случае эмитент имеет возможность разместить новый заем, обслуживание которого будет более дешевым, и за счет полученных средств выкупить ранее эмитированные обязательства. При этом достигается экономия средств, направляемых на обслуживание долга. В случае если обязательства были выпущены без права их досрочного погашения, то при снижении рыночной цены заимствований эмитент не имеет возможности выкупа своих долговых обязательств и несет в связи с этим обстоятельством определенные потери, а инвестор, наоборот, получает дополнительную выгоду.

    8) По способу погашения задолженности займы разделяют на две категории: займы, подлежащие оплате единовременно, и займы, подлежащие оплате частями.

    9) По способу определения предлагаемого инвестору дохода эмитент может предложить займы с постоянным фиксированным уровнем дохода и займы с переменным уровнем дохода.

    10) По направлениям использования заемных средств займы могут быть подразделены на целевые и нецелевые. Средства, привлеченные по целевым займам, должны быть использованы только для финансирования конкретных программ. Средства, полученные от размещения нецелевых займов, могут быть направлены на покрытие текущих бюджетных расходов, на рефинансирование текущей задолженности или на другие нужды согласно решению уполномоченных органов власти и управления.

    11) Государственные займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы сопровождаются эмиссией ценных бумаг государства. Безоблигационные оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых свидетельств. В настоящее время безоблигационные займы используются на межправительственном уровне.

    Дата добавления: 2019-07-15 ; просмотров: 221 ; Мы поможем в написании вашей работы!

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: