Государство – основной субъект социальной политики - ABCD42.RU

Государство – основной субъект социальной политики

I. Государство как субъект социальной политики

Субъекты СП – это граждане и социальные группы, а также представляющие их институты, организации и органы власти, реально активно взаимодействующие в социальной сфере, то есть формирующие, предъявляющие и отстаивающие интересы граждан и социальных групп.

Основным субъектом реализации СП в современном мире является государство, то есть компетентные государственные органы и учреждения, которые структурно делятся на законодательные, исполнительные и судебные.

Государственная социальная политика в федеративном государстве имеет свои особенности в силу того, что само государство является многосубъектным. Функции и конституционные обязанности государства в социальной сфере распределяются между федеральным уровнем и уровнем субъектов федерации. Это распределение закреплено в Конституции и на договорной основе.

Одним из наиболее оперативных, эффективных и перспективных субъектов осуществления СП является институт местного самоуправления (муниципальные образования). В соответствии с Конституциями Беларуси и России им обеспечивается определенная автономия и самостоятельность деятельности в социальной сфере, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Социальная природа местного самоуправления проявляется в том, что оно во многом определяет тот уровень жизнедеятельности, где реализуется естественные потребности человека: в жилище, питании, водоснабжении, благоприятной окружающей среде и т.п. Преимущества муниципального уровня при проведении социальной политики проявляются также в «прозрачности» муниципальной власти, более реальной подотчетности населению, большей гласности в принятии и осуществлении решений, а также предсказуемости результатов СП. Автономия местного самоуправления не отменяет того, что формирование социальной политики и механизмов ее внедрения на муниципальном уровне предполагает прежде всего сочетание общегосударственных и местных приоритетов.

СП государства не сводится к деятельности органов власти, занимающихся социальными вопросами. В разработке и реализации СП государства участвуют три стороны: власть (законодательные, исполнительные, судебные органы), общество (политические институты), население (отдельные граждане и их объединения).

Применительно к государственной СП используется понятие «сильная СП», то есть активная, полноценная СП, при которой государство в полном объеме выполняет свои конституционные функции по обеспечению прав, свобод и обязанностей граждан в социальной сфере, совместно с другими субъектами гражданского общества вырабатывает стратегию и приоритеты СП, организует их практическое воплощение в жизнь. Антипод сильно СП – «пассивная СП», при которой государство не справляется с выполнением своих конституционно обязательных функций. Конституционные обязанности государства (в СП) – это обязательство государства перед гражданами совершать определенные действия в их социальных интересах с учетом прав, свобод и обязанностей граждан, закрепленных в конституции.

II. Негосударственные субъекты СП – институты социальной политики

К ним относятся организационные структуры демократического (гражданского) или переходного к нему общества. Это организации, органы, движения, которые являются реально значимыми социальными силами, представляющими интересы социальных групп и социальных общностей.

Адекватное и весомое в обществе представительство интересов социальных групп придает организационной структуре силу – делает ее реальным (влиятельным) субъектом социальной политики. В отличие от реальных субъектов СП формальные субъекты (субъекты-претенденты, декоративные, манипулируемые субъекты) не имеют реального веса и достаточно широкой социальной базы.

Гражданское общество –многообразие отношений и социальных связей, возникающих между людьми и социальными группами в процессе экономической, социальной, культурной и другой жизнедеятельности на основе признания прав человека на жизнь, свободу, личную безопасность и собственность.

В демократическом (гражданском) обществе нормой является взаимодействие социальных сил в форме устойчивых общественных организаций и движений – политических партий, профессиональных союзов, союзов предпринимателей, других организаций и движений по защите социально-групповых или общественных интересов (молодежные, женские, экологические, национальные и др.).

В гражданском обществе государственная СП осуществляется в многосубъектной среде. Ее цели и содержание формируется как результат взаимодействия государства с представителями негосударственных субъектов. В тоталитарном обществе государство фактически сосредотачивает у себя всю полноту социальной политики, является ее единственным субъектом. Все остальные структурные элементы общества оказываются объектами СП, то есть занимают в ней сугубо пассивное положение. При этом их вынужденная пассивность расценивается как иждивенческие настроения, а деятельность государства – как неустанная забота о благе народа.

В переходный период сохраняется традиция сильной роли государства, СП приобретает вынужденно государственный характер, что создает опасность ее бюрократизации. Поэтому в обществах переходного типа, стремящихся перейти от тоталитаризма к демократии, одной из главных социальных проблем является становление и развитие полноценной системы независимых от государства общественных и общественно-политических организаций, которые адекватно по содержанию и практически весомо представляли бы все существенно важные интересы каждой из социальных групп и общностей.

| следующая лекция ==>
III. Цели и специфика СП переходного периода в Беларуси и России | I. Изменение функций социального государства на различных этапах развития

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Объекты и субъекты социальной политики

Вы будете перенаправлены на Автор24

Основной целью социальной политики является создание в обществе благоприятной социальной атмосферы, а также социального согласия и условий, что обеспечивают удовлетворение основных потребностей граждан. Государственную социальную политику можно рассматривать как основную деятельность страны, которая направлена на реализацию потребностей каждого человека, а также его прав на участие во всех сферах трудовой, социально-экономической, духовной жизни. Все вышеперечисленные сферы направлены на удовлетворение потребностей и интересов человека и социальных групп при регулярном учете социальных последствий политических, экономических и мировоззренческих трансформаций.

Предмет социальной политики государства

Социальная политика государства – это влияние органов управления государства на социальную общественную сферу, а также ее деятельность в целях удовлетворения потребностей всех граждан страны, поддержание оптимального уровня жизни, предоставление социальных услуг разных классам населения, реализация конституционных прав и социальных гарантий граждан, а также оказание социальной помощи малообеспеченным и нетрудоспособным слоям населения.

Предметом изучения социальной политики являются закономерности, свойства, содержательные отношения социума, которые устойчиво воспроизводят и выражают сущность, а также формы и процессы общественной практики, которые представлены в виде взаимодействия социальных классов касаемо их положения в обществе.

Основными целями социальной политики является формирование задач социального развития общества и создание комплекса мероприятий по их реализации. Общественные организации, государственные органы, органы регионального самоуправления и производственные коллективы осуществляют социальную политику, которая направлена на достижение социальных результатов и целей, что связаны с улучшением благосостояния граждан, улучшение качеством их жизнеобеспечения, а также обеспечением социально-экономической стабильности.

Объект социальной политики

Актуальность проблемы изучения определений объектов и субъектов социальной политики заключается в том, что на сегодняшний день существует множество вариантов их определения.

Готовые работы на аналогичную тему

Объект социальной политики — это то, на что данная политика направлена. Несмотря на множество мнений квалифицированных экспертов по поводу описания социальной сферы, большинство из них сходится на том, что именно она является основным объектом социальной политики государства.

Уточняя более детально объект социальной политики, исследователи называют социальную сферу и большинство ее элементов: социальные отношения граждан (население, общество, различные социальные группы и классы, индивиды), а также условия жизнеобеспечения людей и их деятельности.

Также существует мнение, что объектами социальной политики являются воспроизводство социальных ресурсов, социальное развитие населения, социальная безопасность и достаточный уровень благосостояния, социальная структура и потенциал, удовлетворение человеческих потребностей, социальные действия, главные направления развития социума, система социальных неравенств и основные социальные проблемы, согласование интересов социальных общин и прочие элементы.

Рисунок 1. ОБъект социальной политики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Можно подытожить, что объектами социальной политики является практически все население государства. Основное внимание в данном случае уделяется социальной защите и поддержке малообеспеченным семьям, а также нуждающимся категориям граждан, которые оказались в сложной жизненной ситуации вследствие различных факторов.

Субъекты социальной политики

Субъектами управления социальной государственной политикой являются конкретные должностные лица и органы государственной власти и регионального самоуправления.

Наряду с государством субъектами социальной политики являются:

  • государственные учреждения и ведомства;
  • органы и структуры местного самоуправления;
  • внебюджетные организации и фонды;
  • религиозные, общественные, благотворительные и другие негосударственные учреждения и организации;
  • коммерческий бизнес и коммерческие структуры;
  • профессиональные работники, которые занимаются разработкой и реализацией социальной политики, а также добровольцы;
  • граждане, которые принимают участие в группах самопомощи и в гражданских инициативах.

Рисунок 2. Субъекты социальной политики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Главным субъектом социальной политики является социальное государство, которое должно обеспечивать следующие задачи:

  • достижение в гражданском обществе социальной справедливости;
  • минимизация социального неравенства;
  • предоставление каждому сотруднику рабочего места или иного источника доходов;
  • сохранение положительной атмосферы и мирного настроения в обществе;
  • формирование оптимальной и благоприятной жизненной среды для каждого человека.
Читайте также  Личность как субъект и объект политики

Для реализации социальной политики существуют федеральные структуры исполнительной и законодательной власти. В соответствии с Конституцией Российской Федерации правом законодательной инициативы обладает государственное правительство, которое разрабатывает и вносит корректировки в законопроекты по социальной сфере.

Основными звеньями управления социальной политикой в Российской Федерации являются федеральные ведомства и министерства: Министерство социального развития и здравоохранения, Министерство здравоохранения, Министерство образования, Министерство культуры и прочее.

Основное место в разработке и осуществления социальной политики отводится субъектам Российской Федерации. Данные структуры имеют право на собственное законотворення. В различных регионах существуют специальные организации, которые отвечают за реализацию социальных программ и стандартов на государственном уровне.

Показательным и ярким индикатором процесса реализации социальной политики в Российской Федерации выступает законодательство субъектов РФ по вопросам социальной защиты населения на региональном уровне. В условиям современного социально-экономического кризиса и снижения возможностей самообеспечения социальных субъектов основную роль составляют нормы, которые направлены на социальную поддержку и защиту малоимущих и слабозащищенных классов населения. Законодательная активность представительных органов субъектов Российской Федерации выражена в утверждении мероприятий адресной социальной помощи гражданам государства.

Тема 3: государство как субъект социальной политики

1. Детерминированность роли государства как основного субъекта социальной политики

2. СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО: СУЩНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ

1. Детерминированность роли государства как основного субъекта социальной политики Субъекты социальной политики:

Государство (ведомства и учреждения)

Органы местного самоуправления

Общественные объединения (политические партии, общественные организации и движения, религиозные, благотворительные и иные)

Коммерческие структуры и бизнес

Профессиональные работники социальной сферы

Граждане (участники общественных инициатив, групп самопомощи и т.д.)

Признаки субъекта социальной политики:

длительное преимущественное материальное процветание;

наличие более широких, чем у других групп, возможностей духовной деятельности;

наличие права и возможности распоряжаться в социальной сфере и изменять правила такого распоряжения, т.е. наличие власти в социальной сфере.

Наличие средств для практического решения социальных задач (материальные и финансовые возможности; организационно-политические рычаги).

(Бородкин Ф.М. Социальная политика власть и перестройка // Постижение: Социология. Социальная политика. Экономическая реформа. – М., 1989. –С.249.).

По ранжиру реального веса среди субъектов социальной политики первенство принадлежит государству (хотя оно оспаривается и отрицается представителями различных идеологических течений).

Государственная социальная политика – это действия государства в социальной сфере, преследующие определенные цели в конкретно-исторических обстоятельствах, подкрепленные необходимыми организационно-идеологическими усилиями, финансовыми ресурсами и рассчитанные на определенные этапные социальные результаты.

Факторы, определяющие ведущую роль государства как основного субъекта социальной политики:

Государство — центральный институт политической системы, осуществляет управление обществом (решения обязательны для всех граждан; монопольное право на издание законов и норм, следование которым обязательно).

Объективно сложился примат государства в создании экономических и правовых условий (активизирует трудоспособных граждан на высокопроизводительный труд; обеспечивает баланс интересов работников, предпринимателей, нетрудоспособных граждан; законодательно регулирует производство и потребление; создаёт государственные программы в области образования, культуры, здравоохранения; перераспределяет доходы через систему бесплатных социальных услуг, льгот, целевых программ поддержки регионов и отдельных социальных слоев).

Ограниченны возможности коммерциализации образования, здравоохранения, науки, культуры, что требует целенаправленного финансирования социально-культурных отраслей, их государственной поддержки.

Прерогатива государства — контроль за уровнем занятости, инфляции, миграции.

Эффективное решение вышеуказанных проблем возможно на общегосударственном уровне.

Функции государства как субъекта социальной политики:

1. Правотворческая. Определение законодательной, нормативной базы социальной политики

2. Концептуальная. Разработка целостной социально-политической концепции включающей:

ценности в виде целей и приоритетов;

механизмы их достижения (принципы, нормы, рычаги, методы, формы, ресурсы),

3. Организационно-исполнительная. Непосредственное влияние на решение социальных проблем (осуществление своими ресурсами социальной функции) и опосредованное влияние на деятельность других субъектов социальной политики (примером, критикой, налогообложением, установлением льгот, инициированием предложений и т.д.);

4. Кадровая. Обеспечение подготовки кадров для социальной сферы.

Роль государства как основного субъекта социальной политики обусловливается сутью и объемом социальной политики:

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Субъекты социальной политики (государство, партия, общественные движения, объединения) и их характеристики

Субъекты социальной политики— это реально самостоятельные и притом фактически действующие социальные группы и представляющие их органы, орга­низации, институты, структуры. Кроме самих социальных групп к субъектам по­литики относятся и представляющие их интересы организационные структуры. Получается, что субъекты как бы раздваиваются (удваиваются). «Первородные» (первичные) субъекты — это сами социальные группы. А вторичные (как бы по­рожденные первичными для удобства практического действия в политике) – это представляющие их интересы органы, организации и т.п.

Гражданское общество — тип общественного устройства, отличительный при­знак которого — реальная многосубъектность общественной, экономической, социальной, культурной, политической жизни. В гражданском обществе реально действует множество независимых друг от друга субъектов (центров) подготовки, принятия и осуществления решений. Их взаимодействие регулируется законами страны и международными актами.

В наиболее развитом виде гражданское общество существует в форме демокра­тии.

Субъекты социальной политики — это граждане и социальные группы, а также представляющие их институты, организации и органы власти, реально ак­тивно взаимодействующие в социальной сфере,

Субъекты социальной политики государственные органы власти, организации и учреждения, а также действующие в социальной сфере негосудар­ственные организации, общественные объединения граждан и инициативы, законодательные, исполнительные, судебные органы власти, определяющие при общественном участии цели, задачи, приоритеты, нормативно-правовую базу социальной политики государства и проводящие непосредственную практическую работу по её реализации.

Социальная политика, соответственно и деятельность её субъектов на регио­нальном и местном уровнях направлена на решение конкретных проблем населе­ния, отдельных особо нуждающихся социальных групп и граждан

Субъекты социальной политики:

· Государственные ведомства и учреждения;

· Органы местного самоуправления;

· Общественные, религиозные, благотворительные или иные негосударственные объединения;

· Коммерческие структуры и бизнес;

· Профессиональные работники, занимающиеся разработкой и реализацией со­циальной политики;

· Граждане (например, через участие в гражданских инициативах, группах само­помощи и т.д.).

ГОСУДАРСТВООсновной субъект реализации социальной политики в современном мире — государство. Каждое государство самостоятельно определяет перспекти­вы своего развития

Основные виды деятельности по реализации социальной политики государства:

· Правотворческая деятельность законодательных органов;

· Организационно-управленческая, финансово-экономическая, прогнозная идругая деятельность исполнительных органов;

· Контролирующая, надзорная деятельность судебных органов;

· Совместная деятельность каждой из ветвей власти с социально-профессиональ­ными и другими объединениями граждан.

Конституция определила Российскую Федерацию как социальное государство.

Характеристики социального государства:

· Развитая система страховых социальных отчислений и высокий уровень нало­гов, формирующих бюджет, высокие размеры отчислений на социальную сферу;

· Развитая правовая система, при которой осуществлено разделение властей, чёткая реализация функций каждой ветви власти, отработана нормативно — правовая система социальной жизни

· Развитая система услуг и социальных служб для всех групп населения

ПАРТИЯПолитическая па́ртия (греч. Πολιτική — «искусство управления государством»; лат. pars — «часть») — особая общественная организация (объединение), непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления. Большинство партий имеют программу: выразитель идеологии партии, перечень её целей и способов их достижения.

Классификация партий

1. Социально-классовый критерий:

2. По организации (критерии Дюверже):

3. По степени участия во власти:

4. По характеру целей и задач:

6. По месту в партийном спектре:

7. По организационной структуре:

По действующему законодательству, политическая партия есть «общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.»[1] Закон «О политических партиях» (ст. 3, п. 1) определяет, среди прочего, что политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, иметь не менее пятидесяти (с 2010 года — сорока пяти, с 2012 года — сорока)[1] тысяч членов участников, её руководящие и иные органы должны находиться на территории Российской Федерации.

В России политические партии обладают правом выдвигать кандидатов на любые выборные должности и в любые представительные органы, и исключительным правом выдвигать списки кандидатов при проведении выборов в Государственную думу, а также при проведении выборов в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации по пропорциональной системе.

В Российской Федерации, согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона «О политических партиях», основными целями партий являются:

· формирование общественного мнения;

· политическое воспитание и образование граждан;

· выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;

· выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах различного уровня.

Читайте также  Схема Государственного устройства древней спарты

Прочие цели определяются политической программой партии.

Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 17.12.2009) «О политических партиях» (принят ГД ФС РФ 21.06.2001)

Общественное объединение — добровольное[1], самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения[2].

Согласно статье 30 Конституции РФ:

Общественное объединение — это объединение физических лиц (граждан). Объединение юридических лиц (организаций) в России называется ассоциацией. Тем не менее, членами общественного объединения наряду с гражданами могут быть юридические лица — другие общественные объединения

В России общественные объединения могут создаваться в следующих организационно-правовых формах (ст. 7 ФЗ «Об общественных объединениях»):

· орган общественной самодеятельности

В соответствие с Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», профсоюзы также являются общественными объединениями. Профсоюз не является отдельной организационно-правовой формой общественных объединений и может создаваться в любой организационно-правовой форме, предусмотренной федеральным законом «Об общественных объединениях», за исключением политической партии (на практике профсоюзы обычно действуют в форме общественной организации ввиду возможности наличия членства).

В Российской Федерации могут создаваться и действовать общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения, а также международные общественные объединения.

· Гражданский кодекс Российской Федерации

1.↑ ст. 6 Федерального закона «О некоммерческих организациях

Общественные движения (часто используется словосочетание социальные движения) — тип коллективных действий или объединений, внимание которых сосредоточено на конкретных политических или социальных проблемах. Общественным движением называют также организованные коллективные усилия, которые способствуют или препятствуют, вплоть до отмены, социальным изменениям.

оциологи различают несколько типов социальных движений:

· По масштабам предполагаемых изменений:

· Реформистские — эти движения стремятся к изменениям лишь некоторых элементов и норм системы, обычно легальными методами. Примерами таких движений могут являться профсоюзы, ставящие своей целью расширение прав работников; зеленые, выступающие с рядом экологических законодательных инициатив; движения, выступающие в поддержку введения смертной казни или права на аборт. Некоторые реформистские движения могут защищать изменения в обычаях или моральных нормах, такие как, например, осуждение порнографии и распространение некоторых религий.

· Радикальные — такие движения выступают за изменения системы в целом. Они затрагивают вопросы фундаментальных общественных изменений, в отличие от реформистских. Примерами радикальных движений могут служить Движение за гражданские права в США, требовавшее полных гражданских прав и равенства перед законом для всех американцев, независимо от расы (это движение было довольно широким и включало в себя как радикальные, так и реформистские элементы); польская Солидарность — движение, требовавшее трансформации сталинистской политической и экономической системы в демократическую; движение против апартеида в ЮАР.

· По типу изменений:

· Прогрессивные (также используется термин инновационные) — движения, стремящиеся к внедрению в жизнь различных нововведений — новых институтов, законов, образа жизни, религиозных воззрений и т. д. К таким движениям можно отнести республиканские (по отношению к государственному устройству), социалистические, феминистские.

· Консервативные (также используется термин ретроактивные) — движения, ставящие своей целью возвращение к ранее существовавшему образу жизни. К таким движениям относятся: экологические, фундаменталистские (в религиозном смысле), монархические.

· По отношению к целям изменений:

· Направленные на изменения социальных структур — движения, которые могут выступать, в частности, за изменения политической системы. Такие движения могут трансформироваться в политические партии и организации или присоединяться к ним, однако многие остаются за пределами реформистской политической системы.

· Направленные на изменения личности — к таким движениям относятся религиозные движения, в том числе сектантские.

· По методам работы:

· Мирные (ненасильственные) — движения, выступающие за реализацию своих требований мирными средствами в противовес насильственным. Такими были Движение за гражданские права в США; движение «Солидарность» в Польше; гандизм в индийском национально-освободительном движении.

· Насильственные — движения, использующие методы вооруженной борьбы. К таким движениям можно, например, отнести Сапатистскую армию национального освобождения, РАФ.

· Старые и новые:

· Старые — движения за изменения, сформировавшиеся, преимущественно, в XIX веке и отстаивающие интересы тех или иных социальных классов или групп — движение рабочего класса, движение крестьян, движение аристократов, протестантов и т. д. Эти движения сконцентрированы вокруг экономических интересов.

· Новые — движения, начавшие активно развиваться примерно с середины XX века. Это феминистское движение, энвайронментализм, движение за гражданские права, движение за права сексуальных меньшинств, движение за мир, антиядерное движение, антиглобализационное (или альтерглобализационное) движение и т. д.

· По зоне распространения:

· Глобальные — движения, ставящие перед собой глобальные цели. К таким движениям относятся: первый, второй, третий и четвертый интернационалы, движение мировых социальных форумов, Народное глобальное действие, анархистское движение.

· Локальные — большинство движений имеет локальный уровень и ставит перед собою локальные или региональные цели, такие как защита местной природной среды, сквотирование зданий и строений и т. д.

· Мультиуровневые — движения, сочетающие в себе решение задач на локальном, региональном, национальном и международном уровнях.

Государство как субьект социальной политики

Основным субъектом реализации социальной политики в со­временном мире является государство. Каждое государство са­мостоятельно определяет перспективы своего развития. Но су­ществуют и проблемы глобальной социально-экономической политики: экологическая и социальная ориентация экономи­ки, укрепление национальной и международной безопасности, переход стран к моделям устойчивого развития, обеспечиваю­щим равенство интересов настоящего и будущих поколений.

Экономика является основой решения соци­альных проблем, но роль социальной сферы в решении задач экономического роста постоянно возрастает. Национальные экономики все активнее вовлекаются в мировое хозяйство, что увеличивает степень их открытости, изменяет механизм под­держания экономической и политической стабильности, сти­мулирования использования и распределения национальных возможностей, условий для производства и экономического роста.

Социальная политика приобретает государственно-обще­ственный характер. В регулировании социальных процессов все более значимым становится участие многих субъектов: негосударственных предприятий и органи­заций, общественных объединений и организаций, частных лиц.

Основные виды деятельности по реализации социаль­ной политики государства:

— правотворческая деятельность законодательных органов;

— организационно-управленческая, финансово-экономическая, прогнозная и другая деятельность исполнительных органов;

— контролирующая, надзорная деятельность судебных органов;

— совместная деятельность каждой из ветвей власти с соци­ально-профессиональными и другими объединениями граждан.

Управление социальным развитием связано с формированием ново­го типа социально-экономических общественных отношений. Реформирование социальной политики происходит в условиях сокращения объема и перечня социальных гарантий, которые давала прежняя система, при значительном снижении жизнен­ного уровня основной части населения, резком увеличении масштабов бедности.

Конституция определила Российскую Федерацию как соци­альное государство, «политика которого направлена на созда­ние условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный размер ми­нимальной оплаты труда, обеспечивается государственная под­держка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, ус­танавливаются государственные пенсии, пособия и иные га­рантии социальной защиты» (ст.7).

Общепризнанными характеристиками социального государ­ства являются:

— развитая система страховых социальных отчислений и вы­сокий уровень налогов, формирующих бюджет, высокие разме­ры отчислений на социальную сферу;

— развитая система услуг и социальных служб для всех групп населения;

— развитая правовая система, при которой осуществлено раз­деление властей, четкая реализация функций каждой ветви влас­ти, отработана нормативно-правовая система социальной жизни.

В настоящее время Российское государство переориентирова­лось на либеральную социальную политику. Личность перестает быть объектом воздействия со стороны государства и строит отношения с окружающей реаль­ностью по принципу свободного выбора норм, ценностей, правил.

Либеральная политика предполагает снижение роли государ­ства в решении социальных проблем граждан, предоставление им большей свободы для самостоятельного разрешения про­блем. Для либеральной модели характерны оказание адресной социальной помощи беднейшим слоям при усилении страхово­го принципа финансирования социальных программ, а также возрастание роли личных средств в оплате социальных услуг. Государство финансирует из бюджета только услуги, включен­ные в список минимальных гарантий.

Исходя из системы государственных приоритетов, можно выделить следующие направления реформирования:

— сфера труда и распределения доходов;

— реформирование системы социальных услуг (образование, здравоохранение, жилищно-коммунальная сфера и др.);

В разработке и реализации социальной политики участвуют три сторо­ны: власть (законодательные, исполнительные, судебные орга­ны), общество (политические институты), население (социаль­но-профессиональные и другие объединения граждан, отдель­ные индивиды).

Субъектами социальной политики, наряду с государством, выступают также:

— государственные ведомства и учреждения;

— органы местного самоуправления;

— общественные, религиозные, благотворительные или иные негосударственные объединения;

— коммерческие структуры и бизнес;

— профессиональные работники, занимающиеся разработкой и реализацией социальной политики;

— граждане (например, через участие в гражданских инициативах, группах самопомощи и т.д.).

Нормами социального права регулируется большой круг общественных отношений в социальной сфере. Предметом со­циального права являются:

Читайте также  Правовое государство: понятие и основные признаки

= правовое регулирование занятости, охраны труда и здоровья населения;

= социальное обеспечение; социальное страхование и пенсионное обеспечение;

= правовое регулирование социальной защиты отдельных категорий граж­дан (военнослужащих, ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов, граждан, имеющих детей, женщин и детей, бежен­цев, вынужденных переселенцев, должностных лиц разных ка­тегорий и других лиц), проживающих на территории России и нуждающихся в социальной защите;

= правовое регулирование формирования и деятельности органов социальной защиты.

Основным субъектом реализации социальной политики в современном мире является государство. Каждое государство определяет перспективы своего развития. Но существуют и центральные проблемы глобальной социально-экономической политики: экологическая и социальная ориентация экономики, укрепление национальной и международной безопасности, переход стран к моделям устойчивого развития, обеспечивающим равенство интересов настоящего и будущих поколений. Экономика по-прежнему остается основой решения социальных проблем, но роль социальной сферы в решении социальных задач постоянно возрастает. В результате коренной трансформации российского общества изменяется характер социальной политики и роль государства как основного субъекта социальной политики. Государство ушло от полной монополии на данный вид деятельности. В регулировании социальных процессов все более значимо участвуют многие субъекты: негосударственные предприятия и организации, общественные объединения и организации, общественные организации, частные лица. В разработке и реализации социальной политики государства участвуют три стороны: власть (законодательные, исполнительные, судебные органы), общество (политические институты), население (социально-профессиональные и другие объединения граждан, отдельные инвалиды)[1,c.140]. Целью данной работы является рассмотреть субъекты социальной политики в их историческом развитии. Для достижения цели, необходимо решение задач: 1. Проанализировать понятие субъекта социальной политики; 2. Рассмотреть негосударственные субъекты социальной политики в их историческом развитии; 3. Ознакомится с основными субъектами — институтами социальной политики.

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)

Субъекты социальной политики государства, их краткая характеристика.

Субъекты социальной политики:

· Органы местного самоуправления

· Внебюджетные социальные фонды

· Профсоюзные и иные общественные организации

Главный субъект социальной работы – государство с его органами исполнительной власти как местного, так и регионального уровня.

Государство является субъектом социальной защиты, выражающим общественные интересы. Решение этой проблемы является его неотъемлемой функцией. Обязанности государства вытекают из Конституции Российской Федерации. Среди мер в области поддержки и защиты нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения предполагается улучшение пенсионного обеспечения / индексация в зависимости от роста цен на потребительские товары/, увеличение помощи семьям с детьми, малообеспеченным , инвалидам. Большое место отводилось социальному обслуживанию населения.

СУБЪЕКТ ФЕДЕРАЦИИ — государственное образование в составе федерации.

Социальная политика органов местного самоуправления это составная часть политики органов местного самоуправления, направленная на улучшение жизнедеятельности и повышение благосостояния населения, которая регулируется Конституцией РФ, федеральными законами, постановлениями Правительства РФ, конституциями, законами, уставами субъекта Федерации, правовыми актами О.м.с.

Внебюджетные фонды – один из методов перераспределения национального дохода государством в пользу отдельных социальных групп населения. Внебюджетные фонды решают две важнейшие задачи:

· Обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики;

· Расширение социальных услуг населению.

Профессиональный союз (профсоюз) — это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными или профессиональными интересами по роду деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Основной задачей профсоюзов является защита прав и интересов работников в сфере труда и связанных с трудом отношений. Для достижения этой цели профсоюзы возникли, для этого они создаются и сейчас.

Назначение политической партии, делающее ее необходимым компонентом политической жизни в любой модификации, заключается:

– в осуществлении функций представительства интересов различных социальных групп, общностей на уровне общих интересов всей социальной целостности;

– в активной работе по интеграции социальной группы, входящей в сферу политических отношений;

– в снятии ее внутренних противоречий. 1 Партии имеют свою программу, систему целей, которые они активно пропагандируют и защищают, более или менее разветвленную организационную структуру, накладывают на своих членов определенные I обязанности и формируют нормы поведения. Они поэтому служат I мощным фактором повышения уровня организованности политической жизни, ее рационализации.

Билет №9

1. Основные структурные элементы социального бюджета.

Основными структурными элементами социального бюджета являются:

· консолидированный бюджет Российской Федерации (федеральный, региональные и местные бюджеты);

· бюджеты государственных внебюджетных фондов (социального, пенсионного и медицинского страхования);

· средства предприятий и организаций;

Консолидированный бюджет Российской Федерации состоит: из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Он представляет собой форму образования и расходования средств для обеспечения функций органов государственной власти федерального уровня, уровня субъектов Федерации и местного уровня.

^ Социальные расходы федерального (и консолидированного) бюджета России включают следующие основные группы затрат (соответствующие разделам бюджетной классификации), предназначенные для финансирования:

· образования (раздел 7);

· культуры, кинематографии, средств массовой информации (раздел 8);

· здравоохранения и спорта (раздел 9);

· социальной политики (раздел 10).

Еще одна группа социальных расходов финансируется в рамках раздела 11 бюджетной классификации, которые обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в форме трансфертов (финансовой помощи) бюджетам других уровней.

^ Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) предназначен для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации. Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляет консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

Нормы расходов на текущее содержание объектов социальной сферы определяются исходя из сложившихся в отчетном периоде средних расходов на сетевую единицу с учетом тех поправок, которые вызываются структурными изменениями планируемых мероприятий. Например, увеличением в школах удельного веса старших классов с более высокой стоимостью обучения.

При этом в финансировании отраслей социальной сферы используется три метода:

· самостоятельного финансирования — на началах хозяйственного расчета — предприятия бытового обслуживания, коммунального и гостиничного хозяйства, пассажирского транспорта и связи, ряд учреждений культуры и т.д.;

· сметного бюджетного финансирования – учреждения народного образования, здравоохранения и культуры;

· смешанный метод, сочетающий элементы хозрасчета с бюджетным финансированием — жилищные организации, большинство учреждений культуры, искусства и пр.13

В качестве критериев и показателей для расчета бюджетных составляющих социальной сферы в субъектах Российской Федерации применяют следующие их виды: качество жизни населения, благосостояние населения, качество трудовой жизни, безопасность жизнедеятельности.

^ Государственные внебюджетные фонды, входящие в систему обязательного социального страхования (Пенсионный фонд Российской Федерации, федеральный и региональные фонды обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования Российской Федерации) обеспечивают второй по объему (после федерального бюджета) финансовый источник удовлетворения социальных потребностей населения.

В 2009 году в государственных внебюджетных фондах аккумулировано около 3 трлн. рублей или 7,7% ВВП.

Финансовые ресурсы государственных внебюджетных фондов формируются за счет обязательных страховых взносов работодателей. По своей экономической природе данные страховые платежи предназначены для замещения заработной платы застрахованных лиц, в случаях наступления для них социальных рисков утраты трудоспособности (болезнь, инвалидность, старость) в форме пенсий, пособий, оказания медицинской помощи.

№2 Основные цели государственной социальной политики.

Целью и сущностью содержания социальной политики является достижение общего благосостояния не ниже минимального уровня.

Добиваясь этой цели, социальная политика опосредованным образом способствует и решению задач, связанных с политической стабильностью, экономическим развитием, предотвращением или снятием социальной или этнонациональной напряженности и т.п.

Основными целями социальной политики являются:

— формирование социально ориентированной рыночной экономики;

— обеспечение основных социальных гарантий для населения в сфере занятости, медицинского обслуживания, социальной защиты, образования и культуры;

— создание экономических и правовых условий, обеспечивающих самореализацию личности, экономическую активность человека;

— ликвидация бедности, обеспечение потребления материальных благ не ниже минимального прожиточного уровня.

Билет №10

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: