Государство в политической системе общества - ABCD42.RU

Государство в политической системе общества

Государство в политической системе

Государство в политической системе

Государство занимает в политической системе общества центральное место. Это обусловлено сущностью и некоторыми признаками государства как социального института.

1.Назначение государства состоит в организации управления обществом. Иначе говоря, государство – это специальное учреждение, предназначенное для принятия управленческих, политических решений в масштабах всего общества. Никакой другой элемент политической системы не имеет такого специального назначения.

2.Государство выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства.

3.Для организации управления обществом государство располагает специальным аппаратом управления, законодательными, исполнительными, судебными и контрольно-надзорными органами, т.е. особой публичной властью. Другие элементы политической системы не имеют публичных органов.

4.Государство имеет значительную экономическую основу для своей политической деятельности. В собственности государства могут находится целые отрасли промышленности, учреждения финансово-кредитной системы . Государство имеет право на сбор денежных средств с населения, организаций (налоги, сборы).

5.И, наконец, самое существенное в характеристике государства как основного элемента политической системы общества: государство обладает суверенитетом (верховенство власти внутри страны и её независимость от всех внешних властей). Иные элементы политической системы не обладают суверенитетом, над ними возвышается государство как суверенная власть.

6.Принимаемые государством как верховной политической властью управленческие решения обязательны к исполнению всеми гражданами и их объединениями. Суверенитет государства проявляется в том, что только государство может издавать обязательные для исполнения нормативные акты; в том, что только государство имеет право на законное применение силы, принуждения и располагает для этого специальным аппаратом.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что государство занимает центральное, ведущее место в политической системе общества и отличается от других субъектов политической системы:

  • выступает в качестве единственного официального представителя всего народа;
  • является единственным носителем суверенитета;
  • обладает специальным аппаратом публичной власти;
  • издаёт нормативные акты, которые обязательны для исполнения всеми субъектами;
  • владеет специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.д.);
  • определяет главные направления развития общества.

Государство выступает не только самостоятельным субъектом политики, но и призвано регулировать поведение иных субъектов политической системы, обладая в этой сфере весьма широкими полномочиями.

1.Государство может устанавливать в законодательстве правовой режим организации и функционирования всех иных субъектов политики – политических партий, движений и т.д.

2.Государство регистрирует их соответствующими органами (как правило, министерством юстиции) и привлекает к участию в общественных и государственных делах.

3.Государство может осуществлять надзор за законностью деятельности всех иных субъектов политики и применять меры принуждения за соответствующие правонарушения.

20. Политические партии: понятие, признаки, виды.

Партии в современном понимании являются относительно молодыми общественными институтами, хотя термин «партии» употреблял еще Аристотель. Буквальное значение понятия партия (от лат. part — часть) — группа, часть более крупной общности. Ранее термин использовался для обозначения групп, соперничающих между собой в сфере власти, аристократических группировок. Например, в Древней Греции существовали «партия жителей горы» и «партия равнины», в Древнем Риме — «партия Цезаря» и «партия Суллы».

Формирование современных партий произошло в период развития буржуазных отношений в Европе и связано с развитием парламентаризма и представительной демократии в Европе и США в конце XVIII-XIX вв.
Специалисты выделяют следующие этапы в истории становления современных политических партий:
• партии как аристократические группировки — XVII-XVIH вв. (например, «виги» и «тори» в Великобритании);
• партии как политические клубы, так называемый клубный период — конец XVIII — начало XIX в. (например, «якобинский клуб» во Франции);
• современные массовые партии как партии определенного класса — вторая половина XIX в.

Перечисленные этапы в своем развитии полностью прошли английские партии: виги (либеральная) и тори (консервативная). Первой массовой партией в Европе считается основанное в 1861 г. «Либеральное товарищество» в Англии. Непродолжительный исторический период становления политических партий в России характеризовался некоторым запаздыванием, активное формирование партий началось в начале XX в., в «думский период».

Существуют разные подходы к определению понятия «партия»:
• либеральный: партии — это группы людей, придерживающиеся одной идеологии (союз единомышленников);
• классовый: партия — авангард определенного класса;
• институциональный: партия — организация, действующая в системе государственной власти.

Определение современной партии.

Партии — это добровольные общественно-поли тические организации, созданные и действующие на идеологической основе, ориентированные на завоевание либо соучастие во власти на государственном уровне. Более конкретно сущность партии можно понять с помощью ее признаков. Выделяются следующие основные признаки партий: • борьба за власть, стремление к осуществлению или соучастию во власти;
• организация (структурированность, устойчивость, управление);
• наличие программы и устава;
• наличие аппарата управления;
• носитель определенной идеологии;
• наличие социальной опоры в обществе, поиск общественной поддержки;
• постоянство, долговременность существования (по сравнению, например, с политическим движением).

Партии, по сравнению с движением, являются единственными в политической системе чисто политическими организациями, всегда ведущими борьбу за власть и имеющими развернутую идеологию. Движение — компактное сообщество больших групп людей, объединяющихся на основе общих социальных, экономических, политических, и духовных интересов, и не ведущее непосредственную борьбу за власть. Движения объединяются на основе одной общей идеи (а не развернутой идеологии) и отличаются по одному наиболее существенному признаку: идеологическому — социалистическое, либеральное, консервативное, фашистское, религиозное; национальному — интернациональное, национально-освободительное, национально-сепаратистское; классовому — рабочее, крестьянское, буржуазное, дворянское; половозрастному — женское, молодежное, движение ветеранов и т. д.

Партии занимают особое место в обществе. С одной стороны, они представляют собой институты политической системы общества, как политические организации. С другой стороны, они, как негосударственные общественные объединения, выражающие интересы различных групп населения, выступают в качестве структур гражданского общества. Партии являются необходимым атрибутом демократического общества, поскольку соответствуют плюралистической социальной структуре общества, многообразию социальных групп и интересов в обществе.

Государство в политической системе общества

Вы будете перенаправлены на Автор24

Определения терминов «политическая система общества» и «государство»

Политическая система общества представляет собой упорядоченную на основе права и других социальных норм совокупность различных институтов (органов государственной власти, общественных движений и организаций, политических партий и т. д.). В рамках данной совокупности происходит политическая жизнь общества и реализуется политическая власть.

Что касается государства, то оно собой представляет выделившуюся из общества и обусловленную его социальным и экономическим укладом, а также культурой, традициями и др. политическую организацию суверенной публичной власти, которая содействует преимущественному осуществлению конкретных национальных, общечеловеческих, религиозных и других интересов в пределах определенной территории.

Государство в себе концентрирует множество политических интересов и, при этом, сквозь призму «общеобязательности», регулирует явления политической жизни.

В политической системе государство играет особую роль, выступая в роли консолидирующего фактора, придавая данной системе устойчивости и целостности. Государство выполняет множество управленческих функций, используя ресурсы общества и упорядочивая, при этом, его жизнедеятельность.

Государство – важнейший, центральный элемент политической системы общества (поскольку политическая система общества, как считает большинство исследователей, появляется лишь вместе с государством; следовательно, без государства политическая система существовать не может).

Также можно прийти к такому выводу, что понятия государство и политическая система общества между собой соотносятся как часть и целое.

Основные признаки государства, которые делают его центральным элементом политической жизни общества

Роль и место государства в политической системе общества определяется рядом его признаков и характерных черт, ставящих его в особое положение по отношению к другим субъектам политической системы. Среди всех этих важнейших свойств государства, отдельно можно выделить следующие:

Готовые работы на аналогичную тему

  • универсальность (государство является универсальной организацией, объединяющей все общество; нету организаций способных создать конкуренцию государству по широте охвата масс)
  • государство обладает монополией на государственное принуждение (лишь оно располагает полицией, армией и другими силовыми структурами)
  • государство создает нормативно-правовую базу для организации и формирования других элементов социально-политической системы
  • государство обладает монопольным правом на сбор налогов, которые служат основой формирования государственного бюджета – главной сметы страны
  • государство обладает безусловным суверенитетом, а также является основополагающим источником реализации политической власти (вокруг государства сосредотачиваются остальные компоненты политической системы общества; если политические партии, общественные организации, движения и другие институты представляют позиции и интересы определенных социальных слоев и частей гражданского общества, то именно государство (словно обобщая все интересы и мнения) выражает всеобщий интерес
  • прерогатива власти государства как основной компонент его суверенности (это значит, что государство может запретить, разрешить или приостановить на своей территории деятельность той или иной политической силы и любых иных субъектов политической системы)
  • государство воплощает в себе гармоничное единство управленческих, законодательных, а также контрольных функций в масштабах всей страны

Таким образом, именно государству принадлежит особое, центральное место в политической системе всего общества. Это место определяется суверенными признаками государства и безусловным верховенством по отношению ко всем другим источникам власти.

Государство в политической системе общества

В историческом плане государство можно считать первой политической организацией. Закономерно, что термин «политика» и производные от него слова ведут свое происхождение от слова «полисы», которым древние греки обозначали свои города-государства. У разных народов государства возникали по-разному, на различных стадиях развития, в различные исторические промежутки времени. Но общими для них всех были такие факторы, как совершенствование орудий труда и его разделение, появление рыночных отношений и имущественного неравенства, становление социальных групп, сословий, классов, осознание людьми общих и групповых (классовых) интересов.

Государство стало первой, но не последней и не единственной политической организацией классового общества. Объективно сложившиеся человеческие отношения вызвали к жизни новые политические формы движения социальной материи. История свидетельствует, что наряду с государством и в его рамках возникают различного рода негосударственные объединения, отражающие интересы определенных классов, сословий, групп, наций и принимающие участие в политической жизни общества. Например, Аристотель упоминает о партиях горы, равнины и прибрежной части города рабовладельческих Афин. В условиях феодального общества значительное влияние на осуществление политической власти оказывали различные объединения собственников – общины, гильдии, цехи. Особую роль в этом плане играли церковные учреждения, выступавшие организационно-идеологической опорой правящих классов. В буржуазном и социалистическом обществе помимо государства действуют разного рода политические партии, профсоюзы, женские и молодежные общественные объединения, организации промышленников и фермеров, отражающие в своей деятельности интересы определенных социальных сил и оказывающие влияние на политику. И все же государство занимает центральное место в политической и общественной жизни любой страны. Сказанное обусловлено следующим:

Читайте также  Институт государственной службы в системе административного права

· Государство выступает прежде всего в качестве альтернативы бесплодной борьбе между различными социальными группами, слоями, классами с их противоречивыми интересами. Оно предотвратило самоуничтожение человеческого общества на самой ранней стадии нашей цивилизации и предотвращает это сегодня. В этом смысле оно «дало» жизнь политической системе общества в современном ее понимании.

В то же время не кто иной, как государство, на протяжении всей истории человечества тысячекратно ввергало своих подданных в междоусобные и региональные вооруженные конфликты, войны, включая две мировые войны. В одних случаях (как агрессор) государство было и есть орудие определенных политических группировок, отражающих интересы господствующих слоев, классов общества. В других случаях (как защитник) оно зачастую выражает общенародные интересы.

· Государство можно рассматривать как организационную форму, как союз людей, объединившихся для совместного проживания. Исторические, идеологические, социально-экономические связи индивидов с государством получают концентрированное выражение в политико-правовой категории гражданства. Каждый из членов «государственной общины» заинтересован в ее существовании, так как личная независимость и свобода в общении с согражданами, охрана семьи и собственности, гарантия безопасности от вторжения в личную жизнь извне обеспечиваются государством. Как гражданин индивид приобретает устойчивые первичные политические качества, которые становятся основой его участия в политической жизни страны, в деятельности общественно-политических объединений и движений, политических партий и т. п. Иначе говоря, прежде всего через государство индивид «включается» в политическую систему общества.

Вместе с тем между государством и отдельными гражданами (независимо от того, к какому классу они принадлежат) существует комплекс противоречий, который в целом характеризуется как одно из основных внутренних противоречий политической системы общества. Это противоречия между демократией и бюрократией в сфере законодательной и исполнительной власти, между тенденциями развития самоуправления и ограниченными возможностями его осуществления и др. Противоречия эти резко обостряются, когда государство проводит ярко выраженную классовую, национальную, расовую политику по отношению к гражданам, не принадлежащим к политически господствующим социальным группам.

· В ряду факторов, обусловивших появление государства, важное место занимает социально-классовое расслоение общества. Отсюда следует, что государство выступает политической организацией экономически господствующего класса.

И все же марксистско-ленинская характеристика классовой сущности государства как органа подавления верно отражает только особое состояние в развитии общества, когда в нем возникает такая классовая напряженность (вызванная, как правило, военными конфликтами, экономическим и духовным кризисом), которая способна взорвать общество, привести его в состояние хаоса. В обычные же нормальные периоды в классовом обществе превалируют общесоциальные связи, более сильные и созидательные, чем классовые антагонизмы. Достойной внимания остается мысль Ф. Энгельса о том, что в действительном мире метафизические полярные противоположности существуют только во время кризисов, что весь великий ход развития происходит в форме взаимодействия. Государство в силу своего социального назначения не может быть постоянно функционирующим в режиме господства и насилия. Как свидетельствует история, деятельность государств такого типа (деспотических, авторитарных) имеет свои временные пределы, которые по мере развития цивилизации все более сужаются.

Классовый характер государства связывает его с иными политическими явлениями. Поэтому перед государством и политической системой в целом стоят одни и те же задачи: ввести классовую борьбу в русло цивилизованной политической борьбы, основанной на принципах демократии и права; направить усилия противоборствующих слоев, классов и их политических организаций на конструктивное решение общесоциальных, а значит, одновременно и классовых проблем.

· Государство стало первым результатом политической деятельности людей, каким-либо образом организованных и представляющих интересы определенных социальных групп и слоев. Это обусловило его претензии на всеобщность охвата политических явлений, а признаки территориальности и публичной власти сделали реальным значение государства как формы политического общежития различных социальных и национальных образований, а также выражающих их интересы различного рода организаций и партий. Государственность – форма бытия классового общества.

В этой связи государство играет роль надклассового арбитра. В законодательном порядке оно устанавливает «правила игры» для политических партий и общественных объединений, пытается учитывать в своей политике спектр их многообразных, порою антагонистически противоречивых интересов. Демократическое государство стремится обеспечить не только нормальное мирное политическое общежитие, но и мирную смену государственной власти, если возникает такая историческая необходимость. Государство как форма политического общежития по территории совпадает с политической системой общества. По содержательным и функциональным характеристикам оно выступает элементом политической системы.

· Государство – важнейший интегрирующий фактор, связывающий в единое целое политическую систему и гражданское общество. В силу своего социального происхождения государство берет на себя заботу об общих делах. Оно вынуждено заниматься общесоциальными проблемами – от строительства домов для престарелых, устройства связи, транспортных артерий до энергетического, экологического обеспечения будущих поколений людей. Как основной собственник средств производства, земли, ее недр оно финансирует наиболее капиталоемкие отрасли науки и производства, несет бремя расходов на оборону. В качестве органа, управляющего общественными делами, государство посредством аппарата, вещественных придатков (полиция, тюрьма и т. п.) сохраняет определенную целостность политической системы, обеспечивает правопорядок в обществе.

Разумеется, здесь возникает масса противоречий, которые могут быть условно сведены к гипертрофированному пониманию роли государства в жизни общества и принижению значения отдельной личности. Поэтому только то государство может считаться социальным и демократическим, в котором созданы условия для реализации прав и свобод человека.

Для политической системы общества важное консолидирующее значение имеет суверенный характер государственной власти. Только государство имеет право выступать внутри и вне страны от имени народа и общества. Вхождение политической системы конкретного общества в мировое политическое сообщество во многом завысит от реализации суверенных качеств государства.

· Политическая система в силу подвижности экономических, социально-классовых отношений, изменчивости идеологической! и психологической ауры находится в постоянном движении. Все ее элементы и компоненты работают как бы в равной степени, увязывая, согласовывая интересы социальных групп, вырабатывая политические решения. Когда же возникают чрезвычайные общественные ситуации (происходят стихийные бедствия, изменяется форма правления или политический режим), особая роль в разрешении их отводится государству. Причем в этом случае речь идет не просто о государстве, а о его субстанциональном проявлении – государственной власти. Только законная государственная власть может обеспечить относительно безболезненный и бескровный переход к новому состоянию общества.

Любая политическая деятельность в конечном счете так или иначе связана с государственной властью. Можно спорить о том, какие факторы лежали в основе возникновения государства, чьи интересы выражают те или иные современные государственные образования. Но аксиомой является то, что квинтэссенцией результата политической деятельности людей и их объединений выступает государственная власть. И что бы ни было зафиксировано в программных документах различных политических партий разных времен, ясно одно: им нужна государственная власть для осуществления декларативных или тайных целей. Самое существенное в государстве – не возможность объединения людей, не территория, а обладание властью. Поэтому чрезвычайно важным для всего общества является создание четкого, бесперебойно работающего правового механизма образования и осуществления государственной власти.

Государство в политической системе общества

Политическая система общества — это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Государство — это выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории.

Таким образом, государство является центральным элементом политической системы , т. к. политическая система общества появляется только вместе с государством, без государства не может быть и политической системы.

Место и роль государства в политической системе определяется рядом его черт и признаков, которые ставят государство в особое положение по сравнению с другими субъектами политической системы:

  1. Универсальность государственной власти . Государство — это организация, которая объединяет все общество в целом, универсальная организация. Ни одна другая организация не может конкурировать с государством по сфере охвата масс.
  2. Монополия на государственное принуждение . Только оно располагает армией, милицией (полицией) и т.д. Хотя определенными средствами воздействия обладают и другие организации, эти средства не являются столь действенными.
  3. Государство создает правовую основу организации и деятельности для других элементов политической системы, для их формирования.
  4. Монополия на налоги , в руках государственной власти сосредоточен бюджет.
  5. Обладание суверенитетом , является основным источником реализации политической власти. Вокруг него объединяются все остальные составляющие. Если партии и другие институты представляют интересы и позиции тех или иных категорий и группировок граждан в политической системе, то государство выражает всеобщий интерес.
  6. Прерогатива государственной власти как составляющая его суверенности. Означает, что государство может разрешить, запретить, приостановить на своей территории деятельность любой другой власти, любых других субъектов политической системы.
  7. Государство обладает единством законодательных, управленческих и контрольных функций, это единственная полновластная организация в масштабе всей страны.

Некоторые авторы подчеркивают, — что государство лучше характеризовать не столько как главное, сколько как особое звено политической системы. Роль главного звена, охватывающего своей организующей и направляющей деятельностью активность всех структурных элементов, выполняет личность, в то время как особым звеном является государство.

Читайте также  Кадровая политика на государственной службе Японии

Факторы, определяющие особое место и роль государства в политической системе общества:

  1. объединение самых различных слоев населения;
  2. сосредоточение огромных материальных и финансовых средств;
  3. наличие специального аппарата управления и принуждения;
  4. обладание суверенитетом;
  5. является центральным элементом политической системы.

Стремление объединить вокруг себя самые различные слои населения

Государство в любой стране и на любом этапе развития общества выступает как самая массовая, самая широкая организация. В конституциях и других своих основополагающих актах оно стремится закрепить себя и представиться непременно как государство всего народа, государство всех и для всех.

Это особенно ярко проявляется в конституциях таких государств, как Германия, США, Франция, Испания, Швеция, Япония и др.

В Конституции США, например, это стремление закрепляется в следующей формуле: «Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более совершенного Союза, утверждения правосудия, охраны внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечения нам и нашему потомству благ свободы, утверждаем и вводим эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки».

Однако в подавляющем большинстве своем конституционные декларации на практике остаются ничем иным, как декларациями.

Народ зачастую при этом является не более чем социальным фоном, политической или идеологической ширмой, за которой скрывается реальная государственная власть, принадлежащая определенному господствующему слою, классу, властвующей группе или социальной прослойке. Последние, независимо от того, как они называются и как представляются, в повседневной практической жизни являются настоящими держателями государственной власти, реальными творцами внутренней и внешней политики.

Сказанное не означает, что государство ограничивает свою социальную базу лишь поддержкой непосредственно стоящих у власти правящих кругов. Наоборот, оно прилагает огромные усилия для того, чтобы как можно больше расширить свою социальную опору, как можно сильнее укрепить свои устои в обществе.

В идеале каждое современное государство стремится к тому, чтобы его формальная социальная основа, каковую составляют все граждане или поданные государства, превратилась в его реальную основу, которая складывается из его твердых сторонников, убежденных последователей внутренней и внешней политики государства.

Сосредоточение в руках государства огромных материальных и финансовых средств

Особое место и роль государства в политической системе общества определяются тем, что оно сосредоточивает в своих руках огромные материальные и финансовые средства.

Однако, для стабильности общества и политической системы непременным условием является существование самых разнообразных форм собственности, баланс политической власти. Нет сомнения в том, что равный правовой статус всех форм собственности и их одинаковая защита, плюрализм форм собственности имеют очевидные преимущества перед монополизмом одной из них.

Развитие различных форм собственности должно происходить при следующих обязательных условиях:

    1. чтобы под видом «демократической» или иной приватизации не допускалось противоправное присвоение небольшой группой стоящих у власти людей всего или значительной части народного достояния;
    2. чтобы монополия одной, государственной, формы собственности под лозунгами плюрализма не вытеснялась фактически любой другой, например частной формой собственности.

Наличие специального аппарата управления и принуждения

Исключительное место и роль государства в политической системе общества обусловливается наличием у него специального аппарата управления и принуждения.

Разумеется, у политических партий и массовых общественных организаций тоже есть свои хорошо слаженные и постоянно действующие аппараты, однако в отличие от государственного аппарата они не имеют в своей структуре таких органов, как полиция, суд, прокуратура, органы государственной безопасности.

Государство выделяется среди различных элементов политической системы общества тем, что располагает разветвленной системой юридических средств, дающих возможность ему оперативно управлять многими отраслями экономики и оказывать эффективное воздействие на все общественные отношения.

Обладая государственно-властными полномочиями, различные государственные органы не только издают в рамках своей компетенции соответствующие нормативно-правовые и индивидуальные акты, но и обеспечивают их реализацию.

Обладание суверенитетом

В политической системе общества государство выделяется тем, что обладает суверенитетом.

Суверенитет является отличительным политико-юридическим свойством государства. Государственный суверенитет — это присущее государству верховенство на своей территории и его независимость в сфере международных отношений; это верховенство государственной власти по отношению ко всем гражданам и образуемым ими негосударственным организациям внутри страны и в независимости (самостоятельности) государства вовне, в проведении внешней политики и построении отношений с другими государствами. Таким свойством обладают только государства, что предопределяет их главные характерные особенности как основных субъектов международного права. Суверенитет является фундаментом всех основных прав государства.

8.3 Государство в политической системе

Государство в политической системе

Государство занимает важное место в политической системе. Вокруг государственной власти складываются политические отношения и связи. Овладение государственной властью ставят своей задачей многочисленные политические партии и движения.

Особое место и роль государства в политической системе обусловлены свойствами государства, какими не обладает ни одно структурное звено этой системы. В частности, государство:

1) объединяет абсолютно все население, проживающее на его территории, независимо от национальной, социальной, профессиональной и иной принадлежности;

2) выражает общие интересы общества, является официальным представителем общества в целом;

3) определяет основные направления развития и функционирования общества;

4) вправе принимать властные решения, которые распространяются на всех, кто находится на его территории;

5) обладает государственным суверенитетом, т. е. верховенством, единством и независимостью от какой-либо иной власти;

6) является носителем политической власти и распространяет свою юрисдикцию на соответствующую территорию;

7) располагает специальным аппаратом управления и принуждения: судебными органами, армией, тюрьмами, другими карательными органами и учреждениями. Это придает государству реальную силу. Никакие другие органы, кроме государственных, не вправе применять принуждение в отношении всех граждан;

8) располагает широким арсеналом средств воздействия на граждан, юридических лиц и др. в целях подчинения их своим предписаниям. Это и меры убеждения, и принуждения, и договорные формы, и рекомендации, и поощрения, и меры контроля и надзора и др. Государство также определяет процедуры осуществления другими компонентами политической системы своей деятельности, границы последней, например порядок участия в избирательных кампаниях.

Одновременно государство использует так называемое социальное партнерство, т. е. привлекает к своей деятельности для сотрудничества негосударственные объединения, в том числе союзы предпринимателей, религиозные организации, профсоюзы и др. Тем самым расширяется социальная база государства и усиливаются процессы демократизации последнего.

Таким образом, государство обладает единством законодательных, управленческих, судебных и контрольных полномочий, и это единственная полновластная организация на территории страны. Другие субъекты политической системы не обладают подобными свойствами и полномочиями. Их власть распространяется только на членов данного объединения (политической партии, корпорации и др.), они могут применить принуждение только в отношении своих членов, выражают интересы объединившихся людей, наконец, они не вправе принимать общеобязательные акты, поскольку их решения касаются только членов конкретного объединения. Не обладают они и правом взимать налоги и другие обязательные платежи: их члены уплачивают лишь добровольные членские взносы. Они не наделены суверенитетом, напротив, подчиняются тому режиму правовых отношений, который устанавливает для них государство.

Государство является собственно политической организацией и частью политической системы. В литературе ведется спор о том, правильно ли считать государство главным, ключевым, центральным звеном политической системы. По мнению М. Н. Марченко и С. А. Комарова, правильнее говорить, что государство особое, а не главное звено политической системы. Главным звеном они считают личность.

Кроме того, рассмотрение государства как главного звена политической системы привело бы к смешению государства с такими разнопорядковыми явлениями, как экономические, социальные, идеологические основы политической системы. Однако эти доводы вряд ли убедительны. Представляется, что государство можно отнести к центральному, главному звену политической системы. Подчеркивание же особого места государства в этой системе, по существу, и означает выражение особости в его главной роли среди других элементов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Статья 170. Несанкционированное подключение к системе водоснабжения и канализационной системе

Статья 170. Несанкционированное подключение к системе водоснабжения и канализационной системе (1) Несанкционированное (без наличия технических условий от поставщика) подключение к системе водоснабжения и канализационной системе влечет наложение штрафа на

115. Теория политической элиты

115. Теория политической элиты В настоящее время существует большое количество различных концепций, обосновывающих правомерность деления общества на управляющее меньшинство и управляемое большинство. Концепции предполагают, что реальная политическая власть всегда

118. Теория политической модернизации

118. Теория политической модернизации В политической науке переход от одного типа политической системы к другому обозначаются термином «политическая модернизация». Смысл модернизации — в приближении различных фрагментов и целых политических и социальных систем к

§ 10.2. Функции политической системы

§ 10.2. Функции политической системы Сущность политической системы проявляется и в ее функциях[325]. В обобщенном плане они заключаются в следующем. Политическая система отражает состояние общества, включая экономические условия его существования, социальную и

§ 10.7. Место и роль современного государства в политической системе общества

§ 10.7. Место и роль современного государства в политической системе общества Понятия «государство» и «политическая система общества» соотносятся как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов. Именно в этом качестве

Глава седьмая. ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

Глава седьмая. ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА Понятие и структура политической системы. Виды политических систем. Государство и другие элементы политической системы. Государство и партии. «Партийное» государство. Государство и профсоюзы. Государство и

Глава 7. Государство и право в политической системе общества

Глава 7. Государство и право в политической системе общества § 1. Общая характеристика политической системы общества Политическая система общества – это система взаимосвязанных и взаимодействующих объединений (организаций) людей, базирующихся на разнообразных формах

§ 3. Государство в политической системе общества

§ 3. Государство в политической системе общества В историческом плане государство можно считать первой политической организацией. Закономерно, что термин «политика» и производные от него слова ведут свое происхождение от слова «полисы», которым древние греки

Милитаризация политической системы

Милитаризация политической системы В политических условиях нарастания военной активности государства, репрессий в отношении демократического движения закономерно стали оформляться общественные движения, целью которых было дальнейшее усиление имперской политики,

Читайте также  Внешняя политика Петра I

18. Российское государство — федеративное государство

18. Российское государство — федеративное государство Российское государство состоит из нескольких равноправных субъектов: 21 республики, 6 краев, 49 областей, 8 автономных округов, 1 автономной области и 2 городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург).Каждый

8.1 Понятие политической системы

8.1 Понятие политической системы Общество — многогранное и сложное явление. Оно включает различные сферы взаимодействия людей, явления и процессы. Так, определенную сферу жизни общества составляет экономическая система, охватывающая производство, распределение, обмен и

8.2 Структура политической системы

8.2 Структура политической системы Под структурой политической системы понимается способ связи ее элементов в единое, целостное системное образование, т. е. установление устойчивых связей и отношений между элементами этой системы.В юридической литературе принято

Государство в политической системе общества. — Политология. Курс лекций.

Соотношение общества и государства

Понятие и признаки гражданского общества

Государство и общество не тождественны, их следует различать. При всей теснейшей взаимосвязи таких важнейших и широко употребляемых понятий, как «общество», «страна» и «государство», они имеют разное смысловое содержание. «Страна» — это понятие, отражающее преимущественно географическую характеристику части нашей планеты, определяемой границами государства. «Государство» — понятие, отражающее главное в политической системе страны и потому выступающее в качестве важнейшей категории политологии и юридических наук. «Общество» — понятие, непосредственно характеризующее социальную организацию страны и потому занимающее центральное место в системе категорий социологии. Б.Чичерин писал, что «ни один человек, имеющий сколько-нибудь ясные понятия о самых элементарных началах публичного и частного права, не сомневается в том, что общество есть нечто отличное от государства».

В античности государство и общество совпадали. Впервые поставил вопрос о различии государства и общества Н.Макиавелли. Государство выделилось из общества на известной ступени его зрелости. Общество — содержание, государство — политическая форма общества.

Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. В пространстве гражданского общества индивиды реализуют свои частные интересы и осуществляют индивидуальный выбор. Гражданское общество и государство — различные стороны жизни общества, и их понятия противостоят друг другу.

Формирование гражданского общества начинается в Новое время. На первом этапе (XVI—XVII вв.), когда складывались экономические и политические предпосылки его существования, произошел переворот в общественной идеологии (появление буржуазной этики). Второй этап (XVIII — конец XIX вв.) характеризуется формированием гражданского общества в наиболее развитых странах Европы и США в виде капитализма свободной конкуренции. В это время в качестве основы политической жизни утверждаются принципы и ценности либерализма. На третьем этапе (XX в.) происходят значительные изменения в социальной структуре (превращение среднего класса в основную социальную группу), в том числе становление правового социального государства.

Идея гражданского общества появилась в Новое время, в противовес всевластию государства. Концепцию гражданского общества в наиболее полном виде разработал немецкий философ Г. Гегель. Он определял гражданское общество как связь (общение) лиц через систему потребностей и разделение труда, правосудие, внешний порядок (полицию и т. п.).

Наиболее часто встречаются определения общества как совокупности индивидов, обладающих сознанием и волей. Р. Ф. Моль определяет общество «как жизненную среду, создаваемую важными и длящимися интересами людей, объединяющими желания и действия всех участников одною общею целью и таким образом вырабатывающими одинаковые нравы и воззрения, общие учреждения». Определение самого Г.Еллинека следующее: «Общество, в самом широком смысле, означает совокупность проявляющихся во внешнем мире психологических связей между людьми. Оно есть, таким образом, собирательное понятие, объединяющее совокупность всех общественных отношений между людьми в одно логическое единство». К.Маркс определил общество как «продукт взаимодействия людей».

Без общих интересов и столкновений в них общество немыслимо. На основе взаимных интересов осуществляется сотрудничество индивидов. Назовем признаки общества:

совокупность индивидов, одаренных волей и сознанием,

общий интерес, имеющий постоянный и объективный характер,

взаимодействие и сотрудничество на основе общих интересов,

регулирование общественных интересов посредством общеобязательных правил поведения,

наличие организованной силы (власти), способной обеспечить обществу внутренний порядок и внешнюю безопасность,

способность и реальная возможность к самообновлению и совершенствованию общества.

Гражданское общество это состояние общества, при котором человек — высшая ценность, соблюдаются и защищаются его права и свободы, государство способствует развитию экономики и политической свободе, находится под контролем общества, государственная и общественная жизнь основывается на праве, демократии и справедливости. При таком подходе можно назвать основные признаками гражданского общества следующие:

» самоуправляемость и саморазвитие.

Свобода обеспечивается в полной мере, когда:

индивид независим от государства;

индивид является собственником;

человеческая личность не находится под полным контролем со стороны класса, сословия, семьи;

человек сам выбирает профессиональную сферу;

человек имеет возможность свободно формировать свои политические убеждения и выражать их;

права и свободы человека признаются, соблюдаются и защищаются государствам;

существуют гарантии прав и свобод, механизмы их защиты.

Открытость общества подразумевает наличие:

  • информационной свободы;
  • свободы мысли и слова;
  • свободы образования и воспитания;
  • свободы перемещения внутри страны;
  • свободы въезда в страну и выезда за ее пределы.

Плюрализм гражданского общества характеризуется:

* наличием в обществе различных классов, слоев, социальных групп, имеющих собственные интересы;

* наличием сил, выражающих данные интересы;

* свободной конкуренцией различных политических сил в борьбе за отстаивание представленных интересов и за обладание государственной властью;

* развитостью, структурированностью политической системы;

* стабильностью политической системы;

* достаточным совершенством государственного аппарата, наличием разделения властей;

* отсутствием обязательной государственной идеологии;

* наличием в обществе различных точек зрения, свободой их выражения, идеологическим многообразием.

Правовым характером общество обладает там, где имеет место правовое государство, то есть государство, основанное на праве, соблюдении конституции, законов и др.

Самоуправляемость и саморазвитие выражаются в том, что индивиды, классы, социальные группы самостоятельно устанавливают и регулируют взаимоотношения между собой. Как правило, не прибегая к услугам государства как арбитра, гражданское общество имеет в самом себе экономический, политический культурно-нравственный потенциал для собственного воспроизводства и дальнейшего развития.

Гражданское общество представляет собой сложную структуру, имеющую различные грани своего проявления и состоящую из элементов, из которых основными являются следующие системы:

А) экономическая (совокупность экономических институтов и отношений, составляющих материальную основу жизни общества — отношения собственности, производства благ, распределения, обмена и потребления, а также частные, государственные, муниципальные предприятия, иные юридические лица, физические лица и другие экономические институты);

Б) политическая (совокупность институтов и отношений, в рамках которых происходит политическая жизнь и осуществляется государственная власть — государство; политические партии, общественные движения, организации, профсоюзы и т. д.; политические отношения между элементами данной системы; политическое сознание; политические нормы, традиции; право);

С) социальная (совокупность классов, социальных групп общества и взаимоотношений между ними: семья — базовая ячейка общества; межличностные отношения; социальные общности людей, связанные общими интересами, — нации, национальности, классы, страты, социальные группы; отношения между крупными социальными группами (классами, сословиями, национальностями и т.д.);

Д) информационная (совокупность непосредственно информации, средств массовой информации, предприятий, организаций, учреждений, граждан, осуществляющих информационную деятельность);

Е) духовно-культурная (совокупность нематериальных благ, отношений по поводу них и институтов, через которые реализуются данные отношения: образование; образовательные институты; наука; культура; искусство; религия; соответствующие отношения и институты).

Приведенные системы составляют основу гражданского общества, в структуру которого входят также нормы, обычаи и др.

Соотношение гражданского общества и государства

Общество, понимаемое как продукт жизнедеятельности людей, носит название гражданского общества. Гражданское общество, по определению Гегеля, есть объединение частных лиц, каждый из которых преследует свой собственный интерес. Но интересы взаимосвязаны, людям приходится взаимодействовать, что и составляет суть гражданского общества. Таким образом, гражданское общество — это система общественных отношений, в которых находятся между собой люди. Как считал К.Маркс, гражданское общество — это развивающаяся непосредственно из производства и общения общественная организация, которая во все времена образует базис государства и всякой иной идеологической надстройки. Гражданское общество является определяющим по отношению к своему государству.

Основные принципы гражданского общества: свобода личности, частная собственность, семья, религия, общественные объединения и т.д. Характерной его чертой является саморегулированность.

Необходимо учитывать при этом наличие противоречий между общим и частным интересами.

Государство появляется позже общества, оно отражает общество и в ходе своего функционирования они находятся в непрерывном взаимодействии.

Гражданское общество — это такое общество, где главным действующим лицом, субъектом развития является человек со всей его системой потребностей и интересов, соответствующей структурой ценностей. Поэтому важнейшей основой гражданского общества является самостоятельный и полноправный гражданин. Однако для функционирования гражданского общества необходимо наличие и иных предпосылок. Их многообразие можно представить в виде схемы.

Исходя из этого, гражданское общество представляет собой систему экономических, социальных, национальных, личностных отношений между людьми в процессе их жизнедеятельности. Чем богаче и разнообразнее эти отношения, тем более развито гражданское общество и тем сложнее отношения между ним и государством. Главные ценности гражданского общества — жизнь, свобода, равенство перед законом, право на собственность и свободное выражение воли граждан. Государство призвано защищать и обслуживать эти ценности, и чем лучше оно это делает, тем более гармоничными являются отношения между гражданским обществом и государством. И наоборот, невнимание или игнорирование государством этих ценностей ведет к коллизиям между обществом и государством.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Государство в политической системе общества.

Государство в политической системе общества.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: