Конфликт интересов в системе государственной службе - ABCD42.RU

Конфликт интересов в системе государственной службе

Конфликт интересов на государственной гражданской службе

Гражданин, поступая на гражданскую службу, добровольно берет на себя все обязательства, связанные с прохождением гражданской службы, соглашается с установленными требованиями, ограничениями и запретами.

Одной из таких обязанностей является обязанность принимать меры по недопущению и урегулированию конфликта интересов.

Служение интересам общества – это основополагающая задача всех гражданских служащих и органов государственной власти. Общество ожидает от должностных лиц этих органов честного, справедливого и непредвзятого выполнения своих служебных обязанностей.

Конфликт интересов нельзя отождествлять с коррупцией, однако он является основой коррупционных проступков и преступлений. Неразрешенный конфликт интересов способен приводить к различным правонарушениям.

Чтобы не допустить конфликта интересов в первую очередь необходимо понимать его суть, способы недопущения и его урегулирования.

Понятия конфликта интересов и личной заинтересованности закреплены в ст. 10 Федерального закона «О противодействии коррупции». Если говорить кратко, конфликт интересов – ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) служащего влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей (осуществление полномочий) с целью недопущение причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации. Под личной заинтересованностью понимается возможность получения служащим при исполнении должностных обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

Данная норма раскрывает также круг лиц, с выгодой которых может быть связана личная заинтересованность служащего, используется термин «родственники и/или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность служащего» – родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей. Сюда же можно отнести граждан или организации, с которыми служащий связан финансовыми или иными обязательствами; друзей служащего, их родственников; бывших работодателей; организации, владельцем, руководителем, которых являлся служащий до поступления на государственную гражданскую службу.

Необходимо различать реальный, возможный и мнимый конфликт интересов.

Реальный – возникшее противоречие между служебными обязанностями и частными интересами служащего, при котором частные интересы лица негативно влияют на исполнение им своих служебных обязанностей.

Возможный – должностное лицо имеет личный интерес, который в будущем, в случае изменения определенных обстоятельств, может воспрепятствовать объективному исполнению служащим своих должностных обязанностей.

Мнимый – ситуация, при которой законные действия служащего могут привести к подозрению в наличии у него конфликта интересов, даже несмотря на отсутствие такового. Зачастую мнимый конфликт интерес связан непосредственно с соблюдением норм этики. Вне зависимости от места и времени служащим необходимо учитывать, что их поведение должно всецело соответствовать ограничениям, запретам и требованиям, и не допускать поступков, способных вызвать сомнения в их честности и порядочности.

Анализ судебной практики показывает, что само по себе родство не может рассматриваться как основание для принятия соответствующих мер, например, прекращения служебных отношений. Следует иметь в виду, что родственные связи, дружеские отношения не являются единственным и достаточным признаком конфликта интересов.

Обязательными признаками конфликта интересов являются реализация служащим своих должностных обязанностей в конкретной ситуации, извлечение материальной выгоды этим служащим или иными лицами (возможность ее извлечения) и причинная связь между ними.

Предполагается наличие у служащего поведенческого выбора между надлежащим исполнением служебных обязанностей и принятием необъективного, пристрастного решения.

Под определение «конфликт интересов» попадает множество отдельных ситуаций, в которых служащий может оказаться в процессе исполнения должностных обязанностей (осуществления полномочий).

Наиболее часто встречающимися случаями конфликта интересов являются:

— выполнение отдельных функций государственного/муниципального управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность служащего

— получение служащим, его родственником от подконтрольного/поднадзорного лица имущества в дар или пользование;

— участие служащего в заседании комиссии при рассмотрении вопроса получения материальных благ его родственником;

— издание служащим распорядительных документов по распределению материальных благ в пользу его родственника;

— получение подарков и услуг;

— имущественные обязательства и судебные разбирательства;

— выполнение служащим функций представителя нанимателя в отношении его родственника, также находящегося в непосредственном подчинении лица, замещающего должность;

— ведение предпринимательской деятельности родственником служащего в подконтрольной ему сфере;

— осуществление иной оплачиваемой работы лицом, замещающим должность, в организации, осуществляющей деятельность в поднадзорной ему сфере и т.п.

Во всех случаях конфликт интересов обусловлен определенными действиями (бездействием) служащих в отношении аффилированных к ним лиц как физических, так и юридических. В основном это связано с возможностью оказания преференций себе либо близким родственникам.

Служащий обязан самостоятельно оценивать условия и действия, которые потенциально могут повлиять на объективность его служебной деятельности. Например, начиная выполнять какое-то поручение или задание, осознав наличие личной заинтересованности, служащему следует уведомить представителя нанимателя.

Согласно п. 12 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий обязан сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Аналогичная норма установлена ст. 11 Федерального закона «О противодействии коррупции». Соответствующий Порядок уведомления определяется представителем нанимателя.

Таким образом, в целях предотвращения коррупции законодатель обязывает как служащих, так и представителя нанимателя принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Своевременное уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов является одной из главных обязанностей служащего.

Служащий обязан на имя представителя нанимателя, через уполномоченное правовым актом органа исполнительной власти на прием такого уведомления структурное подразделение (уполномоченному должностному лицу) подать уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов (далее – уведомление).

Уведомление представляется в письменной форме лично или по почте, как только стало известно о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Уведомление подлежит регистрации в соответствующем журнале в день его представления и передается представителю нанимателя. По просьбе лица, представившего уведомление, копия с отметкой о регистрации выдается ему под роспись в журнале регистрации или направляется по почте заказным письмом.

В ходе предварительного рассмотрения уведомления лица, ответственные за профилактику коррупционных правонарушений, вправе получать в установленном порядке от служащего, представившего уведомление, необходимые пояснения и оформлять запросы для направления их установленном порядке в территориальные органы федеральных органов государственной власти, государственные органы Алтайского края, органы местного самоуправления и заинтересованные организации.

По результатам предварительного рассмотрения уведомления подготавливается мотивированное заключение.

Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов по результатам рассмотрения уведомления с приложением к нему материалов и мотивированного заключения принимает одно из решений, предусмотренных положением о данной комиссии.

В случае принятия решения о наличии или возможности возникновения конфликта интересов представитель нанимателя принимает меры или обеспечивает принятие мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов либо рекомендует лицу, направившему уведомление, принять такие меры.

Важно помнить, что уведомление служащим представителя нанимателя о личной заинтересованности не освобождает его от принятия (при необходимости) мер по недопущению или урегулированию конфликта интересов, и не снимает ответственности за несвоевременное принятие таких мер в целях снижения вероятности возникновения конфликта интересов либо уменьшения рисков причинения вреда.

Служащий вправе прибегнуть как к предусмотренным ст. 11 Федерального закона «О противодействии коррупции» способам предотвращения или урегулирования конфликта интересов, так и к иным мерам, доступным, необходимым и достаточным для предотвращения или устранения конфликта интересов в конкретном случае.

Такими мерами могут быть:

— самоотвод служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

— отказ от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов;

— передача ценных бумаг в доверительное управление, либо их отчуждение в собственность третьих лиц;

— отказ от выполнения иной оплачиваемой работы;

— отказ от получения работ/услуг у лиц, в отношении которых служащий выполняет отдельные функции государственного управления/контрольно-надзорные полномочия и т.п.;

— отказ от принятия управленческого решения/реализации контрольно-надзорных полномочий и т.п. в отношении лица (физического, должностного, юридического), состоящего с ним в близком родстве или свойстве, имущественных, корпоративных или иных близких отношениях;

— отказ от распространения служебной информации;

— переход на иную должность либо увольнение с должности, когда исполнение обязанностей по ней связано с постоянным возникновением ситуации конфликта интересов и т.п.

Приведенный перечень мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов не является исчерпывающим. В каждом конкретном случае могут быть найдены иные формы его урегулирования. При этом действия служащего по предотвращению и урегулированию конфликта интересов не должны противоречить действующему законодательству.

В целях обеспечения единого подхода к урегулированию конфликта интересов на гражданской службе рекомендуется использовать в практической деятельности Обзоры типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования, а также практики правоприменения в сфере конфликта интересов № 1, подготовленные Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (размещены на сайтах Минтруда, Правительства Алтайского края в разделе «Противодействие коррупции»).

На усмотрение: для каждой сферы деятельности органа исполнительной власти характерны свои ситуации конфликта интересов, поэтому предлагаем на выбор рассмотреть несколько типичных ситуаций.

В случае принятия решения о несоблюдении служащим требований об урегулировании конфликта интересов и совершении коррупционного правонарушения, на представителе нанимателя лежит обязанность применения в соответствии с действующим законодательством мер ответственности во всех случаях совершения гражданским служащим коррупционных правонарушений.

Непринятие служащим мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение в связи с утратой доверия. Жесткость такой санкции обусловлена недопущением причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации и представляется оправданной с учетом последствий неурегулированного конфликта интересов.

Дисциплинарная ответственность за нарушение порядка уведомления о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей может быть в форме взысканий, установленных ст. 59.1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии.

Подводя итог, следует отметить, что проблема конфликта интересов в системе государственной гражданской службы сегодня достаточно актуальна, и останется такой еще долгое время. Ситуация «конфликта интересов» имеет моральную составляющую, так как во многом зависит от уровня нравственной культуры вас, служащих, от правового сознания, умения принимать должные моральные решения.

Личная заинтересованность – это еще не правонарушение. Необходимо сообщать о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, не опасаясь предать гласности наличие личной заинтересованности. Легче предотвратить конфликт интересов, чем его потом урегулировать. Конфликт интересов характеризуется альтернативностью, выбором между долгом и личным интересом. В ситуации конфликта интересов служащий еще не сделал окончательный выбор. Своевременное выявление и урегулирование конфликта интересов является средством предупреждения коррупционных правонарушений.

Предотвращение, выявление и урегулирование конфликта интересов на государственной гражданской службе

Конфликт интересов как основа коррупционных правонарушений ставит под угрозу авторитет государственной службы, поражая организационные, правовые и нравственные основы государства. Это проблема соотношения юридических и нравственных требований к государственным служащим, правил их служебного поведения и личных интересов.

Проблема предотвращения и пресечения нарушений антикоррупционных обязанностей, запретов, ограничений прав, нарушений правил служебного поведения на государственной службе является одной из наиболее острых на протяжении уже нескольких лет.

В концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации от 15.08.2001 № Пр-14962 (раздел VII «Государственный служащий»), впервые предусматривалось, что в системе государственной службы должны быть сформированы механизмы преодоления конфликтов интересов, когда у государственных служащих возникает личная или групповая заинтересованность в достижении определенной цели, которая влияет или может повлиять на объективное и беспристрастное рассмотрение вопросов при исполнении ими своих должностных (служебных) обязанностей. Как видно, конфликт интересов на государственной службе предлагалось рассматривать как противоречие между личными интересами государственных служащих и их служебными обязанностями.

Читайте также  Политическая карта мира. Современный этап международных отношений

Впервые в нормативном правовом акте применительно к государственной службе понятие «конфликт интересов» упоминается в пункте 2 Общих принципов поведения государственных служащих, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12.08.2002 № 885 (государственный служащий, сознавая свою ответственность перед государством, обществом и гражданами, наряду с прочим при угрозе возникновения конфликта интересов обязан сообщать об этом непосредственному руководителю и выполнять его решения, направленные на предотвращение и урегулирование конфликта интересов).

В последующем понятие «конфликт интересов» упоминается в Федеральном законе от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», где пункте 4 статьи 10 определяется, что правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров, устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы.

В соответствии с указанной нормой в пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» было впервые дано легальное определение понятия «конфликт интересов» – ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации (формулировка действовала до 2008 г.), а также названы условия и признаки ситуаций с конфликтом интересов, предусмотрены механизмы его преодоления и возможные правовые последствия.

В 2008 г. в Российской Федерации принимается Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в котором под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе (формулировка действовала до 2015 г.) понималась ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

Федеральным законом от 05.10.2015 № 285-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов» в антикоррупционное законодательство внесены изменения в части совершенствования правового регулирования конфликта интересов.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 10 вышеназванного закона, под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Регулирование конфликта интересов включает три основных элемента: Предотвращение – система ограничений, запретов и иных мер, не позволяющих оказаться в ситуации конфликта интересов.

Выявление – система мер, позволяющих своевременно получать и анализировать информацию о личных интересах.

Урегулирование – ограничение участия в принятии решений (совершении действий), затрагивающих личные интересы.

Все три основных элемента закреплены в статье 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Так, в части предотвращения конфликта интересов законом предусмотрено, что лицо, замещающее должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

На предотвращение конфликта интересов направлены очень многие антикоррупционные ограничения и запреты, например:

на получение подарков;

на выполнение иной оплачиваемой работы;

на владение ценными бумагами и др.

В части выявления конфликта интересов законом предусмотрено, что лицо, замещающее должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Основным инструментом выявления конфликта интересов является декларирование, т.е. самостоятельное уведомление должностным лицом о наличии у него конфликта интересов или личной заинтересованности. Основные особенности

декларирование носит ситуативный характер;

уведомление подается на имя представителя нанимателя, и именно он несет ответственность за принятие решения об урегулировании конфликта интересов;

от декларанта требуется определенное понимание связи личной заинтересованности с конфликтом интересов.

Декларирование не является единственным способом выявления конфликтных ситуаций. Конфликты интересов также могут быть выявлены посредством:

– анализа сведений, предоставляемых о себе служащим, и иной информации, содержащейся в государственных и негосударственных базах данных. В частности, на возможный конфликт интересов могут указывать сведения, содержащиеся в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, например:

сведения об иной работе служащего; сведения о месте работе супруги служащего;

сведения об участии служащего, его родственников в коммерческих организациях;

сведения о долговых обязательствах служащего и членов его семьи.

– получения сообщений о возможных коррупционных правонарушениях.

В части принятия мер по урегулированию конфликта интересов законом предусмотрено, что представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является лицо, замещающее должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, осуществляются путем отвода или самоотвода указанного лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ.

Последствия для государственного служащего за невыполнение антикоррупционного законодательства закреплены в части 6 статьи 11 закона, в соответствии с которой непринятие лицом, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, наказывают не за само пребывание в ситуации конфликта интересов, а за:

сокрытие конфликта интересов (поскольку нарушается обязанность уведомлять о его возникновении). Мера ответственности в этом случае выбирается представителем нанимателя;

непринятие мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Мера ответственности в этом случае императивна – это увольнение.

ДМИТРИЙ СТЕПАНЕНКО, ПОМОЩНИК НАЧАЛЬНИКА УПРАВЛЕНИЯ МИНЮСТА РОССИИ ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ И ЕАО

Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное решение» выпуск № 09 (203) дата выхода от 23.09.2019.

Статья размещена на основании соглашения от 20.10.2016, заключенного с учредителем и издателем информационного ежемесячника «Верное решение» ООО «Фирма «НЭТ-ДВ».

5 этапов выявления конфликта интересов в закупках

Сфера закупок связана со значительным объемом средств, выделяемых как бюджетной системой, так и частным сектором, и поэтому для нее характерен серьезный уровень коррупционных нарушений. Как правило, к подобным нарушениям приводит личная заинтересованность участников закупочной деятельности. Разберемся, как правильно организовать работу по выявлению и предупреждению конфликта интересов и выстроить соответствующую комплаенс-систему.

В мае 2020 г. Минтруд России утвердил Методические рекомендации, где даны руководящие указания организациям, закупающим товары, работы или услуги в соответствии с федеральными законами от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) и от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ). Задача рекомендаций — оказать консультативную помощь в работе, направленной на выявление личной заинтересованности государственных и муниципальных служащих и сотрудников компаний при осуществлении закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

Меры по выявлению и урегулированию личной заинтересованности должны приниматься прежде всего организациями, участвующими в закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд, поскольку требование о недопущении конфликта интересов установлено для них на законодательном уровне (п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ). Однако данные рекомендации применимы к любой компании, которая взаимодействует с контрагентами, поскольку неурегулированный конфликт может привести к серьезным последствиям: взяточничеству, внутреннему (корпоративному) мошенничеству и другим коррупционным явлениям. А это повлечет для компании серьезные финансовые потери и ущерб ее репутации, а также риск административной и даже уголовной ответственности.

Помимо этого, любая компания независимо от формы собственности и сферы деятельности обязана разрабатывать и принимать меры по противодействию коррупции (ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», далее — Закон о противодействии коррупции). В их число входят и направленные на предотвращение и урегулирование конфликта интересов.

Организовать эту работу поможет алгоритм, включающий пять этапов.

Система по выявлению личной заинтересованности требует больших ресурсов: от штата сотрудников до времени, затраченного на обработку и анализ информации. Причем с ростом оборота увеличиваются и затраты на такой контроль.

Определение понятий

Личная заинтересованность — возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера или каких-либо выгод (преимуществ) как непосредственно самим служащим, так и состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родственниками, друзьями, знакомыми и т. д.). Ситуация личной заинтересованности может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение лицом его должностных (служебных) обязанностей, то есть привести к конфликту интересов (ч. 2 ст. 10 Закона о противодействии коррупции).

Конфликт интересов — ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий) (ч. 1 ст. 10 Закона).

Этап 1. Определение субъектов, ответственных за организацию работы по недопущению конфликта интересов

Этап 2. Выявление направлений проверки и определение круга подлежащих ей лиц

Нередко встречаются также случаи, когда в закупке товаров, являющихся результатами интеллектуальной деятельности, участвуют работники, чьи родственники или иные лица, с которыми у него корпоративные, имущественные или иные близкие отношения, владеют исключительными правами.

Этап 3. Сбор информации и формирование профилей работников, участвующих в закупке

Рекомендуется сформировать профиль каждого работника, участвующего в закупочной деятельности, и включить таких сотрудников в перечень лиц, обязанных представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также подобную информацию об их супругах и несовершеннолетних детях. Эти данные — базис для выявления возможной заинтересованности. Однако для полноценного и комплексного анализа и построения цепочки связей их может быть недостаточно.

Для информации

Этап 4. Перекрестный анализ

Обратите внимание

Примеры индикаторов приведены в материалах «Серая книга», подготовленных проектом ОНФ «За честные закупки» и размещенных на сайте zachestnyezakupki.onf.ru.

Отдельное внимание подразделение ПКП уделяет информации о субподрядчиках (соисполнителях) по контракту. Перекрестный анализ их профилей с профилями работников позволяет найти возможные связи, свидетельствующие об имеющейся у последних заинтересованности, в частности в участии соответствующих лиц как субподрядчиков (соисполнителей).

Может быть проведена также проверка для установления фактов нарушений Закона о противодействии коррупции. Например, фактов навязывания услуг — понуждения со стороны работника заключить договор субподряда с аффилированной с ним организацией.

Этап 5. Профилактика коррупционных рисков

Помимо аналитической работы значительное внимание следует уделять также профилактике.

В этом документе необходимо раскрыть следующие аспекты конфликта интересов:

  • предупреждение, то есть систему антикоррупционных мер, благодаря которой работнику будет труднее попасть в ситуацию такого конфликта;
  • выявление — например, посредством установления декларирования или самостоятельного анализа информации сотрудниками подразделения ПКП;
  • урегулирование, то есть принятие организационных мер, таких как усиление контроля за исполнением трудовых обязанностей.
Читайте также  Демократия - основа Белорусского государства

Одновременно подразделению ПКП целесообразно не реже раза в год проводить обучающие семинары, чтобы проинформировать участвующих в закупках работников:

  • о понятиях «конфликт интересов» и «личная заинтересованность»;
  • обязанности принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;
  • порядке уведомления о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных (служебных) обязанностей, которая приводит или может привести к такому конфликту;
  • ответственности за неисполнение этой обязанности.

Аналогичную работу проводят с теми, кому впервые поручено осуществлять деятельность по закупкам.
После тренингов следует провести оценку полученных работником знаний, чтобы определить процент усвоенной им информации. Это может быть тестирование с перечнем открытых и закрытых вопросов.

Управление конфликтами на государственной службе

Продолжительность обучения – 32 часа

Содержание программы

  • Раздел 1. Основы конфликтологии
    • Тема 1.1. Общие, базовые положения конфликтологии: понятие, природа, причины и признаки конфликтов. Особенности проявления конфликтов в современном мире. Причины глобализации и обострения конфликтов.
    • Тема 1.2. Функции конфликтов в социо — культурной сфере, как источника прогресса и деградации. Основные объективные и субъективные причины конфликтов в коллективах, социальных структурах.
    • Тема 1.3. Типы конфликтов: внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые, между поколениями, гендерные, межпрофессиональные, другие.
    • Тема 1.4. Выявление уровня информированности и осознания слушателями целей и основных задач данного курса с целью корректировки содержания и методик преподавания в соответствие с программой повышения квалификации. Анализ полученных результатов.
    • Тема 1.5. Типы конфликтных личностей. Социо-психологическая диагностика конфликтных личностей. Поведение в экстремальной ситуации. Особенности личностных реакций в ситуации конфликта людей разных культур, возрастов и религиозных конфессий. Внешнее проявление внутреннего конфликта личности. Методики общения с конфликтными личностями. Ритуалы и символы конфликтов, их предупреждения и разрешения.
    • Тема 1.6. Природа и причины конфликтов в государственно-административной сфере, типология государственно-административных конфликтов: конституционный, правительственный, парламентский кризисы, правовые аспекты их анализа и прогнозирования. Формы выражения социальных конфликтов в современном мире и России. Развитие и разрешение институциональных конфликтов. Формы государственного правления: их особенности, проблемы и преимущества в практике разрешения конфликтов.
    • Тема 1.7. Конфликты между государственными органами федерального, регионального и муниципального уровней. Конфликты интересов, порождаемые различными видами собственности, уровнями государственного управления и мотивацией государственных служащих. Способы предупреждения конфликтов.
  • Раздел 2. Стратегия поведения в конфликтной ситуации.
    • Тема 2.1. ФАС России, место службы в системе государственного управления РФ. Потенциальные и реальные конфликты, обусловленные реализацией функций и основных направлений деятельности ФАС. Особенности предотвращения возможных конфликтов в процессе контроля за осуществлением иностранных инвестиций, и антимонопольном регулировании розничной торговли. Задачи и роль Экспертных советов при ФАС в предотвращении и разрешении конфликтов.
    • Тема 2.2. Управление конфликтами: анализ причин, механизма и тенденции развития конфликта, формирование прогноза и выработка стратегии конструктивного управления конфликтом. Типовые конфликтные ситуации. Выбор стратегии: уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс, сотрудничество, мораторий. Кодекс поведения в конфликте.
    • Тема 2.3. Социальное партнерство как эффективный современный метод разрешения социальных конфликтов. Переговоры как универсальный метод управления конфликтами, правила их проведения и реализации результатов. Последствия конфликтов. Чувство юмора и парадоксальные реакции как эффективные методы управления конфликтами. Способы защиты от разрушительных эмоциональных последствий конфликтов и от манипуляций в конфликтных ситуациях.
  • Раздел 3.Эффективные приемы общения в конфликтных ситуациях
    • Тема 3.1. Этический кодекс государственных гражданских служащих ФАС. Соотношение профессионального и общеэтического кодексов поведения. Приоритет государственных над частными интересами. Соотношение долга и совести. Принципы законности, лояльности, беспристрастности, политической нейтральности и открытости.
    • Тема 3.2. Конфликт интересов. Предотвращение коррупционных правонарушений. Защита чести и достоинства. Степень публичности деятельности работников ФАС. Взаимодействие со СМИ.
    • Тема 3.3. Культура делового общения: нравственные принципы делового общения — приоритет интересов дела, толерантность к контактеру независимо от его социального и служебного статуса, доброжелательность. Преодоление конфликтов путем общения. Профессиональный этикет в повседневных и экстремальных ситуациях. Особенности делового общения с иностранными гражданами.
    • Тема 3.4. Невербальные и неспецифические формы общения. Техники противодействия манипуляциям. Этика служебных отношений в коллективе сотрудников ФАС: Критика в адрес коллег, ее роль, содержание и формы. Взаимоотношения начальника и подчиненных. Правила субординации. Эффективные формы наказания и поощрения. Правила составления профессиональных документов, ведения деловой переписки. Этика использования современных средств коммуникаций в профессиональных отношениях.

Итоговая аттестация – экзамен в форме тестирования

Период обучения – по мере набора группы

Стоимость обучения

— для федеральных государственных гражданских слушателей стоимость обучения определяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 января 2014 № 26 «Об определении стоимости образовательных услуг в области дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих и размера ежегодных отчислений на его научно-методическое, учебно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение»

— для иных категорий слушателей – 16 000 (шестнадцать тысяч) рублей

Форма обучения

очная, очно-заочная (возможно применение дистанционных образовательных технологий и электронного обучения)

Место оказания образовательных услуг

117638, г. Москва, ул. Азовская, дом 2, корп.1, а также по согласованию с заказчиком

Конфликт интересов в системе государственной гражданской службы и проблемы их урегулирования Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шурр В.А.

В статье рассматриваются основные способы и проблемы урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе . В статье раскрыта актуальность данной темы, проведен анализ ФЗ «О противодействии коррупции », выделены пробелы в законодательстве, предложены меры по урегулированию конфликта интересов на государственной гражданской службе .

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шурр В.А.

CONFLICT OF INTERESTS IN THE SYSTEM OF STATE CIVIL SERVICE AND THE PROBLEMS OF THEIR SETTLEMENT

The article discusses the main methods and problems of resolving a conflict of interest in the state civil service . The article reveals the relevance of this topic, analyzes the Federal Law “On Combating Corruption ”, identifies gaps in the legislation, and proposes measures to resolve a conflict of interest in the public service.

Текст научной работы на тему «Конфликт интересов в системе государственной гражданской службы и проблемы их урегулирования»

3. Крапивенцев А. А., Егорова Д.С. Особенности договора аренды, заключенного с бюджетной образовательной организацией //Сборник «Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Международной научной конференции». 2017. С. 102 — 104.

4. Сюбарева И.Ф. Реализация принципа свободы договора и его ограничение при осуществлении экономической деятельности образовательными организациями // Юрист. 2015. № 4. С. 32 — 36.

5. Трачук О.В. Особенности правового регулирования договора аренды с участием образовательных организаций // Вестник ВУиТ. 2016. № 4. URL: https://cyberlenmka.ru/artide/n/osobennosti-pravovogo-reguHrovaniya-dogovora-arendy-s-uchastiem-obrazovatelnyh-organizatsiy.

© Пуанкаре М.А., Афанасьева С.А., 2019

Студент 2 курса магистратуры ИГСУ «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ»,

г. Москва E-mail: shurr94@mail.ru

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ И

ПРОБЛЕМЫ ИХ УРЕГУЛИРОВАНИЯ

В статье рассматриваются основные способы и проблемы урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе. В статье раскрыта актуальность данной темы, проведен анализ ФЗ «О противодействии коррупции», выделены пробелы в законодательстве, предложены меры по урегулированию конфликта интересов на государственной гражданской службе.

государственная гражданская служба, коррупция, конфликт интересов, государственный служащий.

Vladislav Alexandrovich Shurr

2-year student of the master’s program of the Institute of Public Administration «Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation», Moscow

CONFLICT OF INTERESTS IN THE SYSTEM OF STATE CIVIL SERVICE AND THE PROBLEMS OF THEIR SETTLEMENT

The article discusses the main methods and problems of resolving a conflict of interest in the state civil service. The article reveals the relevance of this topic, analyzes the Federal Law «On Combating Corruption», identifies gaps in the legislation, and proposes measures to resolve a conflict of interest in the public service.

civil service, corruption, conflict of interest, civil servant.

Сам термин «конфликт интересов» достаточно молод. Впервые отражение данного термина, применительно к госслужбе, встречается в ФЗ «О государственной гражданской службе Российской

Федерации». Большой толчок развитию института конфликта интересов в РФ способствовало обязательство Российской стороны по исполнению требований Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции.

На сегодняшний день, несмотря на пристальное внимание к проблеме и активные действия, посвященные урегулированию конфликта интересов, проблема конфликта интересов на государственной гражданской службе остается актуальной. Актуальность подкреплена массой причин, среди которых можно выделить необходимость дальнейшего развития государственной службы, совершенствования антикоррупционного законодательства, в том числе в области конфликта интересов, формирования нравственных основ и этических норм государственных гражданских служащих, и пр. Более того, до сих пор не сформированы нормы, содействующие высококачественному обеспечению интересов государства в области урегулирования конфликта интересов и вопроса о повышении престижа госслужбы.

Проблема конфликта интересов на государственной гражданской службе весьма остра. Хоть конфликт интересов и не является коррупцией, однако если недооценить возможную конфликтую ситуацию, и вовремя не принять меры по ее урегулированию, то это может стать причиной коррупции.

Проблемы начинаются с самого определения конфликта интересов, закрепленного в ст. 10 ФЗ «О противодействии коррупции». Согласно данной статье, Конфликт интересов — ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий) [1].

Стоит обратить внимание, что проблемы урегулирования заложены уже в определении. Дело в том, что оценить надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение должностных (служебных) обязанностей весьма непростая задача. Что является «объективным» исполнением обязанностей сказать сложно, закон не устанавливает объективность исполнения должностных обязанностей.

Безусловно, полностью устранить конфликт интересов не представляется возможным, однако при возникновении конфликтной ситуации необходимо провести процедуру его урегулирования.

Для достижения эффективности в борьбе с конфликтом интересов, необходимо в первую очередь определить то, что стало причинами его возникновения, провести оценку скорости его развития, взять под контроль протекание конфликта интересов и выбрать способ урегулирования данного конфликта.

Отслеживание сведений о доходах и расходах лиц, причастных к государственной деятельности, публикации в СМИ, служебные записки, обращениям граждан всё это способствует обнаружению предпосылок возникновения конфликта интересов и должно использоваться для недопущения его возникновения.

Согласно проведенному анализу ФЗ N 27Э-ФЗ от 25.12.2008 (ред. от 26.07.2019) «О противодействии коррупции» существуют следующие способы урегулирования конфликта интересов на ГГС, такие как:

• изменение должностного или служебного положения лица, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке [1];

• отказ лица причастного к конфликту интересов от выгоды, которая привела к возникновению данного конфликта [1];

• отвод или самоотвод лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации [1].

Безусловно, данные методы играют большую роль в урегулировании конфликта интересов, однако они не содействуют его профилактике в полной мере.

Рассмотрим первый способ. Основной проблемой в данном случае является отсутствие в действующем законодательстве термина «изменение должностного или служебного положения государственного служащего». В связи с чем, изменение должностного положения госслужащего предполагает его перевод на другую должность либо увольнение с ГГС. Однако в данном случае

работодатель не вправе осуществить перевод или уволить данного работника, так как перевод возможен при условии письменного согласия госслужащего, а такой причины увольнения как участие в конфликте интересов в законодательстве не предусмотрено.

Согласно ФЗ от 25.12.2008 N 273-Ф3 «О противодействии коррупции», добровольный отказ госслужащего от выгоды, которая привела к возникновению конфликта, также является одним из основных способов урегулирования конфликта интересов [1]. Как и в предыдущем способе, существует пробел в законодательстве. Термин «выгода» в законодательстве в должной мере не раскрыт. Можно сказать, что выгода — это получение госслужащим преимуществ и льгот за счет своих должностных полномочий, в том числе и любых других, вытекающих из неслужебной деятельности (например, владения ценными бумагами). Существует обязанность принимать меры по недопущению конфликта интересов, а также обязанность уведомить работодателя о возможности его возникновения, однако нет четкого механизма реализации процедуры отказа госслужащего от возможной или уже полученной выгоды, а, следовательно, и невозможно регулировать данный процесс подзаконнами актами.

Читайте также  Товарная политика предприятия 3

ФЗ «О государственной гражданской службе» не учтена возможность отвода или самоотвода государственного служащего. На сегодняшний день это скорее процессуальная необходимость, которая возникает, например, при осуществлении судьей, прокурором или представителем служб судебных приставов своих полномочий. Однако судьи по определению не являются госслужащими, а работники прокуратуры и служб судебных приставов подлежат отводу исключительно в случаях, прямо предусмотренных процессуальным законодательством [4].

В заключении, следует отметить, что на сегодняшний день мер по урегулированию и профилактике конфликта интересов недостаточно. В первую очередь, необходимо совершенствование системы, структуры и организации деятельности органов государственной власти; необходимо совершенствование действующего законодательства в части конфликта интересов; необходимо конкретизировать, оптимизировать и исключить дублирование полномочий госорганов и госслужащих; под особый контроль необходимо взять практику предоставления сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера всеми государственными служащими, проводить анализ данных сведений; а также пересмотреть вопрос финансового содержания госслужащих (повышения заработной платы, льгот) и обеспечить их правовую и социальную защищенность.

Список использованной литературы:

1. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-Ф3 (ред. от 26.07.2019) «О противодействии коррупции» // «Российская газета», N 266, 30.12.2008.

2. Хабриева Т.Я. Антикоррупционное законодательство: категорирование, систематизация и применение // Актуальные вопросы формирования антикоррупционных стандартов и их применения: материалы всероссийской научно-практической конференции (Казань, 31 мая 2017г.). — Казань, 2017. — с. 15 — 21.

3. Хабриева Т.Я. Научное обеспечение реализации национальной стратегии противодействия коррупции: проблемы и решения // Реализация антикоррупционной политики в Республике Татарстан: информационный бюллетень: вып. 5 / под науч.ред. И.И.Бикеева. — Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2015.

4. Ермаченкова Н. С. Проблемы урегулирования конфликта интересов на государственной службе // Молодой ученый. — 2018. — №44. — С. 135-137.

Понятие и формы проявления конфликтов интересов на государственной службе

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 13.05.2021 2021-05-13

Статья просмотрена: 59 раз

Библиографическое описание:

Печеницына, Н. И. Понятие и формы проявления конфликтов интересов на государственной службе / Н. И. Печеницына. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 20 (362). — С. 357-359. — URL: https://moluch.ru/archive/362/80974/ (дата обращения: 16.09.2021).

В настоящей статье автор рассматривает понятие конфликта интересов на государственной службе, которое дается в законе и научной литературе. также автором дается краткая характеристика видов конфликтов интересов, а также указываются на возможные меры его предотвращения, предупреждения и устранения. Важность данной тем проявляется в том, что урегулирование конфликтов интересов на государственной службе является действенным механизмом борьбы с коррупцией, способом для обеспечения нормального функционирования института государственной службы.

Ключевые слова: государственная служба, конфликт интересов, личная заинтересованность, государственный служащий.

В общем смысле в понятие «конфликт интересов на государственной службе» включают получение государственным служащим какой-либо выгоды за счет своего служебного положения, возможности оказывать влияние на процессы и принятие решений. В этом случае государственным служащим наносится определенный ущерб государству и обществу.

В научной литературе не сложилось единого мнения относительно понятия конфликта интересов на государственной службе. Поэтому разными авторами предлагаются разные определения.

Так, П. М. Кудюкин пишет, что при конфликте интересов является той ситуацией, когда имеет место противоречие между государственными интересами и интересами государственного служащего, которое в итоге может привести к нанесению государству и другим лицам разного по размеру ущерба [8; c. 125].

Однако, по мнению ученых конфликт интересов затрагивает и иные отношения, которые выходят за рамки государственной службы, затрагивает личные интересы служащих. По мнению Л. М. Колодкина конфликт интересов — это «специфического вида столкновение целей, позиций, мировоззрения взглядов, возникающего в результате противоречий и противостояния в процессе выполнения служебных обязанностей» [6; c. 45].

По мнению С. Н. Барановского конфликт интересов на государственной службе — это такая ситуация, при которой личный интерес служащего либо его зависимость от иных лиц негативно влияют на процесс исполнения им своих служебных обязанностей [4; c. 390].

Как видим, авторы так или иначе под конфликтом интересов понимают превосходство личных интересов служащего над интересами государства.

Основным нормативным актом, в котором дается определение конфликта интересов на государственной службе, является Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». В этом законе под конфликтом интересов на государственной службе понимается наличие личной выгоды, заинтересованности при исполнении должностных обязанностей [1]. Личной выгодой считается: получение денег, имущества; получение имущественных прав; получение услуг, работ. При этом указанные выгоды могут быть и не связаны с личностью служащего, они могут относиться, например, к его родственникам и друзьям, а также иным лицам, с которыми государственный служащий связан какими-либо обязательствами. Возникновение конфликта интересов по смыслу закона является причиной коррупционных правонарушений.

Как можно увидеть, определения, которые сформулированы в научной литературе, и определение конфликта, которое закреплено в законе о противодействии коррупции, отличаются. Если авторы, определяя содержание рассматриваемого явления, выходят за рамки интересов служащего, то законодатель преследует цели противодействия коррупции, а потому ограничивается только материальными интересами государственного служащего.

Однако, существует мнение, что конфликт интересов — это в большей степени моральная коллизия интересов служащего и государства [7; c. 86].

Представляется, что конфликт интересов на государственной службе предполагает наличие как моральной коллизии, так и материальной заинтересованности лица. Здесь государственный служащий нарушает правила несения службы, в том числе и морального характера, для получения определенной материальной выгоды для себя или иных лиц.

Конфликты интересов на государственной службе могут возникнуть в совершенно разных областях, например, при осуществлении приватизации, в системе государственных закупок и пр. В числе наиболее распространённых нарушений можно выделить:

– неуведомление о том, что государственного служащего склоняли к тому, чтобы совершить коррупционное правонарушение.

– замещение должности государственной службы при наличии родства либо близкого свойства.

– наличие конфликта государственных и личных интересов.

– одновременное участие в управлении коммерческой организацией и несение государственной службы.

– непредставление (представление недостоверных) сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера [6].

Говоря о видах конфликтов интересов на государственной службе, стоит отметить, что в законе такой классификации не приводится. Виды конфликтов выделяются только в научной литературе, то есть только на теоретическом уровне. Так, выделяют следующие виды конфликтов на государственной службе:

  1. Реальный конфликт. В этом случае конфликтная ситуация уже имеет место и требует принятия мер для ее предотвращения или разрешения. Это случаи, когда, например, у служащего были выявлены работающие в его подчинении родственники, что запрещено законом. В этом случае сам государственный служащий, либо его родственники, либо представитель нанимателя обязаны предпринять необходимые меры для устранения такого конфликта. Например, родственники государственного служащего могут быть переведены в другой отдел либо уволены со службы.
  2. Потенциальный конфликт. В этом случае имеется в виду потенциально возможные конфликтные ситуации, которые еще можно предупредить. Примером такой ситуации может служить приглашение на работу своих родственников. В этом случае служащий будет осознавать, что это приведет к конфликту интересов и обязан предпринять соответствующие меры, то есть предупредить возникновение конфликта.
  3. Мнимый конфликт, когда фактически конфликтной ситуации не существует, но в сознании общества поведение служащего представляется как получение им личной выгоды, то есть в качестве конфликта интересов. В этом случае служащий может просто изменить свое поведение, чтобы общество изменило свое мнение по этому поводу.

Тем не менее, в любом случае конфликт интересов обуславливается конкретными действиями либо бездействиями государственного служащего. В первом случае он совершает активные действия, которые приводят к конфликту, например, принимает на службу к себе в подчинение родственника, совершает действия в интересах иных лиц. Во втором случае служащий бездействует, то есть он может не предпринимать никаких попыток предотвратить конфликт интересов, если сложилась определенная ситуация, например, не подает соответствующее уведомление о наличии конфликта интересов.

Закон накладывает на государственного служащего обязанность самостоятельно оценивать те обстоятельства, которые могут стать причиной появления конфликта интересов на службе. Также служащие обязаны сообщать о таких обстоятельствах представителю нанимателя с целью предотвратить возможный конфликт. Указанное требование имеется в п. 12 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ст. 11 Федерального закона «О противодействии коррупции».

Уведомление должно иметь письменную форму. Служащий может отправить его представителю нанимателя как лично, так и почтой. Данное уведомление подлежит рассмотрению в установленном законом порядке, а в результате выносится мотивированное заключение.

В числе мер, которые могут быть приняты в отношении государственного служащего при возникновении конфликта интересов могут быть:

– отказ от полученной выгоды.

– отказ от другой работы.

– отказ служащего от принятия определенного решения.

– переход на другую должность или службу и т. д.

Для каждого случая меры по урегулированию конфликта могут быть различны.

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время проблема предотвращения конфликтов интересов на государственной службе весьма актуальна и будет оставаться такой всегда. Был сделан вывод, что конфликт интересов на государственной службе имеет не только материальную составляющую, но и моральную. Поскольку законодатель возложил обязанность выявлять ситуации конфликта на самих государственных служащих, то моральная составляющая здесь очень важна, так как только при наличии высоких моральных качеств государственный служащий подаст заявление о наличии конфликта интересов и примет необходимые меры для его устранения. Личная заинтересованность не является правонарушением. Правонарушением является несообщение государственным служащим о наличии такой заинтересованности. Конфликт интересов состоит в том, что лицо обязано сделать выбор между своими интересами и долгом.

  1. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О противодействии коррупции» // Собрании законодательства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 52 (часть I) ст. 6228.
  2. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 24.03.2021) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 августа 2004 г. N 31 ст. 3215
  3. Барановский С. Н., Зеленов, М. Ф. Противодействие коррупции в системе исполнительной власти в Российской Федерации. Административно-правовые аспекты: монография. — М., Саратов: Вузовское образование, 2012. — С. 390.
  4. Иванова Л. Л. Конфликт интересов на государственной гражданской службе и особенности его урегулирования // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. — 2013. — № 4. — С. 96.
  5. Колодкин Л. М. Проблемы урегулирования конфликта интересов на государственной службе // Современное право. — 2008. — № 11(1). — С. 44. 3 Там же. — С. 45.
  6. Костюк О. Н. Порядок разрешения конфликта интересов на государственной службе // Мир современной науки. — 2012. — № 3. — С. 83–91.
  7. Кудюкин П. М. Конфликт интересов в системе государственной службы: сущность, пути выявления, предупреждения и разрешения // Противодействие коррупции: разрешение конфликта интересов / под ред. М. Б. Горного и А. И. Волкова. — СПб.: Норма, 2005. — С. 123– 129.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: