Коррупция и антикоррупционная политика. - ABCD42.RU

Коррупция и антикоррупционная политика.

В чем суть плана по борьбе с коррупцией в России, который утвердил Путин?

Президент России Владимир Путин подписал указ о Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы. В документе перечислены поручения разным ведомствам по борьбе с коррупцией. Они касаются совершенствования системы запретов и ограничений, порядка проведения проверок сведений о доходах и расходах, а также регулирования ответственности за несоблюдение антикоррупционных стандартов.

Помимо этого, президент поручил изучить практику защиты людей, сообщивших о коррупции, и утвердить программу по просвещению граждан в этой области.

Отчеты чиновников о доходах и расходах

Согласно документу, к 15 октября правительство России должно представить предложения по улучшению отчетности о доходах чиновников. План, в частности, предполагает усовершенствование порядка предоставления деклараций чиновниками.

Администрации президента совместно с ЦБ поручено доработать законопроект о предоставлении сведений о доходах, расходах и имуществе финансовых уполномоченных, а также тех, кто претендует на эту должность.

Получение подарков

Правительству предстоит проанализировать практику ограничения получения подарков для борьбы с коррупцией. До 10 июня 2023 года кабмин должен направить предложения по совершенствованию лимитов.

Нецелевое использование госсредств

Документ предусматривает принятие мер по недопущению нецелевого использования госсредств. МВД совместно с ФСБ и Казначейством поручено принять меры, чтобы не допустить нецелевого использования бюджетных средств, выделяемых в том числе на борьбу с распространением COVID-19, а также на реализацию нацпроектов.

Запрет госслужбы для коррупционеров

Согласно Национальному плану по борьбе с коррупцией, до сентября 2023 года необходимо проанализировать коррупционные риски при безвозмездном вхождении госслужащих в состав руководства национальных корпораций. Генпрокуратура, МВД, ФСБ и СК должны представить предложения по запрету госслужбы для тех, кто отделался штрафами «за коррупционное преступление».

Усиление общественного контроля

План предусматривает усиление общественного контроля за проблемой коррупции. До 10 декабря Генпрокуратура должна подготовить предложения по детализации сведений о доходах, которые публикуются в интернете.

«Антикоррупционная» программа магистратуры

Документ также закрепляет необходимость утвердить программу по антикоррупционному просвещению граждан. Своим указом Путин поручил Минобрнауки проработать вопрос открытия магистратуры для студентов по программе «Антикоррупционная деятельность».

Кроме того, министерству поручено организовать проведение международных и всероссийских студенческих антикоррупционных мероприятий и научно-практической конференции работников образовательных и научных организаций «Противодействие коррупции в образовательных и научных организациях».

Подкуп иностранных должностных лиц

Генпрокуратуре поручено подготавливать и ежегодно (до 1 мая) представлять доклад о выявлении «фактов подкупа иностранных должностных лиц и должностных лиц международных организаций при осуществлении международных коммерческих сделок».

Доступ к банковской тайне

Генпрокуратуре вместе с Центробанком поручено подготовить предложения по вопросам, связанным с получением прокурорами информации, составляющей банковскую тайну. Согласно новому плану, надзороное ведомство и ЦБ должны разработать способы упростить доступ к банковской тайне в рамках дел о коррупции.

Проверка цифровых активов и валюты

Минфину с участием Минтруда, Минцифры и Центробанку поручено представить предложения по проверке достоверности и полноты сведений о владении цифровыми активами и валютой.

Популяризация антикоррупционных стандартов

В Национальном плане противодействия коррупции содержится предложение проводить просветительские мероприятия, направленные на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям. Правительству РФ, в свою очередь, поручено проанализировать практику рассмотрения госорганами жалоб на коррупцию. При необходимости кабмин может представить предложения по совершенствованию правового регулирования в этой сфере.

Создание волонтерских движений

Общественная палата РФ должна будет с участием Минюста и Минтруда подготовить предложения о мерах по стимулированию участия граждан, общественных объединений и НКО в борьбе с коррупцией и по привлечению волонтерских движений к системной работе в этой сфере. Губернаторам рекомендовано с участием профильных ведомств и общественных структур определить приоритетные направления и проекты в области противодействия коррупции для оказания поддержки.

Путин утвердил новый план по борьбе с коррупцией

На портале правовой информации опубликован указ президента Владимира Путина об утверждении национального плана по борьбе с коррупцией на 2021–2024 годы и сам текст документа, занимающий около 30 страниц.

Впервые подобный документ был принят в 2008 году президентом Дмитрием Медведевым, и с тех пор новые версии утверждались каждые два года, в последний раз в 2018-м.

  • Президент поручил правительству до 15 октября подготовить предложения по совершенствованию порядка представления лицами, замещающими государственные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
  • Генпрокуратуре, МВД, ФСБ и СК — по запрету госслужбы для тех, кто отделался штрафами за коррупционное преступление.
  • Генпрокуратуре вместе с ЦБ — по вопросам, связанным с получением прокурорами информации, составляющей банковскую тайну.
  • Администрации президента совместно с ЦБ было поручено доработать законопроект о предоставлении сведений о доходах, расходах и имуществе финансовых уполномоченных, а также тех, кто претендует на эту должность.

  • Минфину с участием Минтруда, Минцифры и Центробанка — представить предложения по проверке достоверности и полноты сведений о владении цифровыми активами и цифровой валютой.
  • Правительству — представить предложения по уточнению понятий «конфликт интересов», «личная заинтересованность», «лица, находящиеся в близком родстве или свойстве», «иные близкие отношения», которые содержатся в антикоррупционном законодательстве.
  • Правительству также поручено рассмотреть вопрос о наделении высших должностных лиц регионов правом запрашивать проведение оперативно-разыскных мероприятий во время антикоррупционных проверок в отношении чиновников. Помимо этого — совместно с ЦБ оценить целесообразность наделения чиновников, ответственных за борьбу с коррупцией в регионах, правом направлять запросы в кредитные организации, налоговую, органы, регистрирующие права на недвижимость, а также операторам информационных систем, которые выпускают цифровые финансовые активы.
  • МВД совместно с ФСБ и Казначейством — принять меры, чтобы не допустить нецелевого использования бюджетных средств, выделяемых в том числе на борьбу с распространением COVID-19, обратив особое внимание на факты взяточничества.
  • Минпромторгу — рассмотреть вопрос о проведении для российских участников внешнеэкономической деятельности образовательных мероприятий, в ходе которых они бы учились минимизировать риски подпадания под действие антикоррупционного законодательства других стран.

В целом в документе определены 16 основных направлений антикоррупционной деятельности, разбитых на поручения, в том числе: совершенствование системы запретов, ограничений и обязанностей, которые установлены в разных сферах деятельности; работа с конфликтами интересов и их предотвращение; подтверждение достоверности сведений о доходах и расходах; правовое регулирование ответственности за несоблюдение антикоррупционных стандартов; применение мер административного и уголовного воздействия; защита информации ограниченного доступа, полученной в ходе борьбы с коррупцией, и другие.

«Был огромный пробел»

План предлагает рассмотреть возможность применить антикоррупционные стандарты на временно исполняющих обязанности, рассказал РБК старший юрист компании «Трансперенси Интернешнл — Россия» (включена в реестр НКО-иноагентов) Григорий Машанов. «Это был огромный пробел, и мы с ним сталкивались, когда врио работает годами, но при этом не подает декларации, продолжает заниматься бизнесом. В каких-то регионах прокуратура считала это нарушением, в каких-то нет; единого стандарта не было», — отметил он. При этом речь идет только о том, чтобы «рассмотреть вопрос о целесообразности», поэтому говорить о расширении стандартов преждевременно, добавил юрист.

Новинкой выступает поручение проанализировать коррупционные риски при принятии решений о выделении субсидий из бюджетов, отметил Машанов. Национальный план также запретит директорам унитарных предприятий замещать должность при судимости по коррупционным составам. Согласно документу, нельзя будет принимать на госслужбу лиц без судимости, но с судебными штрафами по коррупционным составам.

Документ обязывает проанализировать меры властей по защите лиц, которые сообщили о коррупции в прокуратуру. Несмотря на то что в предыдущих планах подобные поручения уже были, закона о защите заявителей так и не приняли, отмечает Машанов. «Огромное число статей научных, исследований было на эту тему, куча публикаций в СМИ — наличие проблемы и ее причины очевидны, но почему-то опять только поручение рассмотреть вопрос», — сказал юрист.

План предусматривает много докладов по мониторингу, однако вся отчетность об исполнении пунктов вряд ли будет публичной, считает Машанов. По его словам, документ не предусматривает механизмов по общественному контролю: «Государству это явно неинтересно». Кроме того, по мнению юриста, план не решает проблему с коррупцией при государственных закупках, а также не содержит требования к большей открытости деклараций, например обязательной публикации цифровых активов. «В целом много косметических предложений, а системных мало», — заключил он.

Национальный план 2018 года состоял из восьми глав, в 2021-м их стало 16, обращает внимание член Ассоциации юристов России Мария Спиридонова. Часть посвящена мерам и проблемам, которые ранее не упоминались в стратегиях прошлых лет. В частности, по словам юриста, новый документ содержит предложения по пресечению коррупции с цифровыми финансовыми активами и цифровой валютой. Кроме того, в отдельную главу выделили меры по взаимодействию с предпринимательским сообществом: опрос об отношении к коррупции и проведение антикоррупционных акций. Документ также содержит рекомендации не допустить нецелевое использование средств на противоэпидемические мероприятия и на противодействие распространению коронавируса.

Антикоррупционная политика Российской Федерации

В России коррупция всегда присутствовала и всегда создавала немало проблем. Как подчеркнуто в ежегодном Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ: «коррупция – один из главных барьеров на пути нашего развития». Очевидно, что борьба с ней должна вестись по всем направлениям: от совершенствования работы правоохранительной и судебной систем, законодательства до воспитания в гражданах нетерпимости к любым, в том числе бытовым, проявлениям этого социального зла. Чтобы успешно бороться с коррупцией, все сферы государственного управления должны стать открытыми для общества, включая деятельность органов государственной власти, судов и органов судейского сообщества.

Опыт России последних лет свидетельствует, что прямолинейная либерализация уголовно репрессивного преследования коррупционеров, обращение к совести людей, политизация коррупционных дел, антикоррупционные пиар-кампании, переход к кратным штрафам, покрывающим нанесенный ущерб, себя не оправдали. На поверку оказалось, что лишь 8% взяточников осуждены к реальным срокам лишения свободы, возмещение же по исполнительным листам нанесенного ущерба не превышало одной сотой от суммы судебно вынесенных штрафов.

Коррупция в нашей стране в нарушение всех основополагающих принципов конституционного строя приобрела системный характер, а значит, требует адекватных системных мер противодействия. Проводиться они должны профессионально, продумано и социально выверено.

Читайте также  Государственное устройство, форма правления и общественный функции государства Республики Беларусь

Борьба с коррупцией не может быть кампанией. Антикоррупционная стратегия успешной может быть лишь при условии, если будет научно обоснованной, перспективно продуманной и всеобъемлющей, если на этом направлении будет сконцентрировано внимание не только властей, но и все интеллектуальные, организационные и нравственные ресурсы общества.

Антикоррупционная политика Российской Федерации является важнейшим направлением государственной политики, цель которой заключается в выражении неприятия коррупции, а именно: в разработке и реализации целей, задач и форм деятельности федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных органов и институтов гражданского общества по предупреждению (профилактике) коррупции, борьбе с нею и
минимизации (ликвидации) негативных последствий. Очевидно, что коррупция в России – не признак только сегодняшней исторической эпохи.

Коррупция присутствовала в той или иной форме и объеме во все исторические периоды Российского государства. Являясь сложным, многогранным явлением, коррупция приобрела огромные масштабы в момент смены политических эпох и формирования независимой России. Государственная антикоррупционная политика, реализуемая в настоящее время, в своем развитии прошла ряд этапов. Началом подготовительного этапа в формировании государственной антикоррупционной политики.

России можно отнести 1990-е годы, когда стали предприниматься попытки сформировать полноценное правовое поле для эффективной борьбы с коррупцией в России. Впервые Президент РФ в своем Указе от 4 апреля 1992 г. № 361 «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы», то есть на самом высоком государственном уровне, официально признал, что «коррупция не только цинично ущемляет конституционные права граждан, что уже само по себе недопустимо, но и подрывает демократические устои государства, дискредитирует деятельность аппарата государственного управления, извращает принципы гуманизма, законности и социальной справедливости».

Постепенно высказывания главы государства ужесточались. В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 6 марта 1997 г. говорилось уже о необходимости «объявления войны коррупции», декриминализации экономической жизни и ликвидации условий, питающих коррупцию. В Уголовном кодексе РФ появились статьи, квалифицирующие в качестве коррупционных такие преступления, как легализация денежных средств, приобретенных незаконным путем, злоупотребление
служебным положением, служебный подлог, дача и получение взятки.

Первый этап в формировании государственной антикоррупционной политики России связан с деятельностью межведомственной рабочей группы, которая была образована Указом Президент Российской Федерации от 3 февраля 2007 г. № 129 для подготовки предложений по реализации в законодательстве Российской Федерации положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. Данной группой был подготовлен проект федерального закона, основная идея которого сводилась к созданию единого федерального органа исполнительной власти по борьбе с коррупцией и усилению уголовной ответственности за должностные преступления.

Однако эта идея поддержана не была. Начало следующему этапу положил Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции». Во исполнение этого Указа был подготовлен Национальный план противодействия коррупции, который был утвержден Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г. № Пр-1568. Этим Национальным планом, наряду с организационными и пропагандистскими мерами, предусматривалась подготовка пакета проектов законов, направленных на системное правовое обеспечение антикоррупционной политики.

Национальный план противодействия коррупции предусматривал «разработку первоочередных мер по противодействию коррупции, в том числе: установление специальных требований к лицам, претендующим на замещение должностей судей, государственных должностей Российской Федерации и должностей государственной службы, а также контроль над доходами, имуществом и обязательствами имущественного характера указанных лиц; совершенствование механизмов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Российской Федерации; разработку системы мер, направленных на совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы, и стимулирование добросовестного исполнения обязанностей государственной и муниципальной службы на высоком профессиональном уровне; развитие процедуры досудебного и внесудебного разрешения споров, и т.п.

Таким образом, Национальный план противодействия коррупции, наряду с конкретными антикоррупционными мероприятиями, содержал ряд мер общего стратегического характера. Вместе с тем анализ работы государственных и общественных институтов выполнения плана показал необходимость внесения определенных корректив в соответствующее регулирование.

В этой связи Президентом Российской Федерации был издан Указ от 13.04.2010 №460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010– 2011 годы», которым Национальный план противодействия коррупции был изложен в новой редакции. Национальная стратегия противодействия коррупции представляет собой постоянно совершенствуемую систему мер организационного, экономического, правового, информационного и кадрового характера.

Разработка основных положений государственной антикоррупционной политики и пакета обеспечивающих
ее законов в 2008 г. строилась на следующих принципах:

— меры по противодействию коррупции должны быть органичной частью политики государства по изменению негативных тенденций в государственном и хозяйственном управлении, сформировавшихся за предыдущие десятилетия, и должны быть просчитаны с точки зрения последствий;

— принимаемые правовые положения должны не только сформировать механизм противодействия
коррупции, но и содержать импульс для его дальнейшего развития;
— новые правовые нормы должны «вписываться» в правовую систему Российской Федерации, «не ломать» ее и не вносить чуждые для нее элементы, а также быть реально выполнимы.

В конце 2008 г. был принят пакет антикоррупционных законов, включающий:

-Федеральный закон «О противодействии коррупции»;

-Федеральный конституционный закон, вносящий изменения в ст. 10 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации»;

-два федеральных закона, вносящих изменения в почти 30 федеральных законов. Принятие этого пакета федеральных законов ознаменовало начало нового этапа в антикоррупционной
политике – этапа создания законодательных основ противодействия коррупции в системе государственной и муниципальной службы России

В развитие требований законов в 2009 г. был издан ряд указов Президента Российской Федерации, определяющих: порядок представления государственными служащими сведений о своих доходах и об имуществе и доходах и об имуществе супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, порядок размещение на сайтах в сети Интернет; порядок проверки этих сведений. Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821 было утверждено Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Следующий этап связан с корректировкой ответственности за коррупционные правонарушения. Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 97-ФЗ в УК России и КоАП России внесены серьезные изменения, суть которых сводится к следующему:

  1. закреплено четыре вида взятки в зависимости от их размера;
  2. лишение свободы рассматривается как альтернативное к штрафу наказание; штраф (естественно, в меньших размерах) назначается в обязательном порядке и при лишении свободы;
  3. введение ответственности за посредничество во взяточничестве;
  4. в санкциях на первом месте в числе наказаний назван штраф до стократной суммы взятки, но не менее двадцати пяти тысяч рублей и не более пятисот миллионов рублей;
  5. введен институт освобождения от уголовной ответственности, если лицо, давшее взятку или выступающее в качестве посредника, активно способствовало раскрытию преступления, либо
    имело место вымогательство, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки или подкупа органу, имеющему право возбудить уголовное дело. Изменения, внесенные в КоАП России, были направлены на развитие института ответственности за дачу взятки от имени или в интересах юридического лица: увеличены штрафы, срок давности
    применительно к коррупционным правонарушениям установлен в 6 лет; введена глава о международной помощи по административным делам.

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» в качестве меры юридической ответственности за коррупционные правонарушения введено освобождение от должности, антикоррупционные стандарты распространены на служащих Банка России, работников фондов и государственных
корпораций и организаций, созданных для обеспечения деятельности федеральных государственных органов, установлено, что предприятия и иные организации обязаны принимать меры по противодействию коррупции.

Во исполнение этого Закона 2 апреля 2013 г. издан Указ Президента Российской Федерации № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»». В декабре 2012 г. принят Федеральный закон № 230-ФЗ («закон о расходах»), в соответствии с которым лица, замещающие должности, замещение которых влечет обязанность представлять сведения о доходах, обязаны представлять сведения об источниках получения средств по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки.

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ ввел запрет отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Настоящий этап реализации государственной антикоррупционной политики направлен прежде всего на организацию исполнения Федерального закона «О противодействии коррупции», соответствующих указов Президента Российской Федерации и других нормативных правовых актов Российской Федерации по созданию действенного механизма противодействия коррупции.

Следует особо выделить тот факт, что Национальный план противодействия коррупции на 2016–2017 годы включает конкретные указания по привлечения общественности к антикоррупционным действиям, а именно: общие инициативы по созданию «эффективной системы обратной связи» с населением, так и детальные предписания: федеральные органы должны предавать гласности каждый случай конфликта интересов руководящих сотрудников.

Отдельным пунктом плана Министерству юстиции РФ поручено организовать с представителями различных социальных групп изучение вопроса формирования механизма лоббизма. В связи с этим преодоление коррупции является важнейшей задачей не только Российского государства, но и общества в целом и каждого отдельного гражданина. Таким образом, в настоящее время происходит выработка законодательных концептуальных подходов к масштабной борьбе с этим социальным злом, принимаются соответствующие организационные меры по предупреждению коррупции и активизирована деятельность государственных,
правоохранительных и других органов по борьбе с ней.

Актуальные вопросы противодействия коррупции в Федеральных органах исполнительной власти

Актуальные вопросы противодействия коррупции в Федеральных органах исполнительной власти

А.Р. Ахметова,
Л.В. Половова

В статье рассмотрены проблемы противодействия коррупции, взаимодействие правоохранительных органoв с федеральными органами исполнительной власти, основные организационные мероприятия, направленные на профилактику коррупции.
Ключевые слова: коррупция,противодействие коррупции, профилактика коррупции, эффективность антикоррупционной деятельности.

Читайте также  Государство – основной субъект социальной политики

Проблема коррупции и противодействия ей особенно резко актуализировалась в последнее время — как в мире, так и в России Она определена чрезвычайно высоким уровнем национальной и общественной опасности рассматриваемого социального явления. В результате коррупционных правонарушений ущемляются права, законные интересы граждан, организаций, причиняется колоссальный материальный ущерб. Коррупция, проникнув в различные сферы жизнедеятельности общества и государства, разлагает структуры всех ветвей власти, приводит к огромным потерям в экономике, снижает эффективность деятельности правоохранительных органов и спецслужб, оказывает резко отрицательное влияние на морально-нравственные качества граждан Российской Федерации. Она дестабилизирует ситуацию как в целом в России, так и в отдельных субъектах Российской Федерации [9].
Деятельность органов исполнительной власти в большей степени по сравнению с другими органами власти подвержена коррупции, так как здесь сконцентрировано оперативное управление финансовыми, информационными, материально-техническими, экономическими, кадровыми и иными ресурсами [8]. Повышенную подверженность коррупции органов исполнительной власти предопределяют следующие факторы:
• активные контакты с физическими и юридическими лицами;
• существенная значимость полномочий, принадлежащих органам исполнительной власти;
• отсутствие реальной ответственности за коррупционные
и коррупциогенные проступки;
• относительно низкий уровень оплаты труда государственных служащих.
Существенная роль в решении проблемы противодействия коррупции отведена эффективному взаимодействию правоохранительных органов с федеральными органами исполнительной власти.
Взаимодействие понимается как система мер, основанная на законах, подзаконных нормативных актах, согласно их целям, месту и времени; это работа разнообразных исполнителей по совместному решению поставленных перед ними задач [7]. В числе нормативных правовых актов: Конституция Российской Федерации, федеральные законы о противодействии коррупции, указы Президента Российской Федерации о мерах по противодействию коррупции, распоряжения правительства, местные нормативные правовые акты. Все это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства[5].
Коррупционная преступность, как ни один другой вид преступности, способствует росту и молниеносному распространению многих видов преступности. По данным за 2016 год одними из наиболее коррумпированных сфер деятельности являются: сфера закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, здравоохранение, образование, наука и культура, которые напрямую затрагивают все общество в целом.
В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года одним из главных направлений политики в сфере обеспечения безопасности на долгосрочную перспективу является совершенствование правового регулирования предупреждения и борьбы с коррупцией. К основным мероприятиям, направленным на профилактику коррупции, можно отнести проведение постоянного анализа изменений коррупции и её причин с учётом социально-экономических и политических условий, состояния общественного сознания, правоохранительной системы, расширение сферы коллегиального принятия решений [3]. Велика роль институтов гражданского общества, усиления прозрачности и содействия вовлеченности населения в противодействие коррупции.
Для улучшения организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по антикоррупционной политике должностные лица всех органов государственной власти обязаны информировать подразделения кадровых служб соответствующих федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике коррупционных и иных правонарушений об известных им фактах несоблюдения государственным или муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов либо неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции [6].
Противодействие коррупции предполагает комплексную систему действий со стороны государства, обеспечивающую согласованность деятельности, объединение усилий всех органов и организаций, и, в первую очередь, путем осуществления эффективного взаимодействия различных субъектов антикоррупционной деятельности на прочной законодательной и организационной основе.
В соответствии с положениями Федерального закона «О противодействии коррупции» Президентом Российской Федерации утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции и изложен в новой редакции Национальный план противодействия коррупции на 2016 – 2017 годы. В этих документах определена программа действий как органов государственной власти, органов местного самоуправления, так и институтов гражданского общества, организаций и физических лиц. В этой системе мер в качестве одной из важных составляющих выступает координация правоохранительной деятельности по борьбе с коррупцией, осуществляемая органами прокуратуры [1].
К числу задач, установленных Национальным планом противодействия коррупции на 2016-2017 годы, отнесены:
1. совершенствование организационных основ противодействия коррупции в субъектах России;
2. активизация антикоррупционного просвещения граждан;
3. обеспечение исполнения законодательных актов
и управленческих решений в области противодействия коррупции в соответствии с Национальной стратегией противодействия коррупции, целью которой является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе [3].
Руководителям федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов предписано обобщать практику рассмотрения обращений граждан и организаций по фактам коррупции с принятием мер по повышению результативности и эффективности работы с ними.
Главной особенностью современного этапа противодействия, коррупции в России является переход от отдельных мер реагирования на частные проявления коррупции к применению системного подхода в сфере противодействия этому опасному социально-экономическому явлению. Принятие основополагающих документов свидетельствует о том, что в Российской Федерации в основном сформирована правовая и организационная основы противодействия коррупции. Однако эффективность принимаемых мер остается недостаточной. Коррупция, являясь неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства, со стороны федеральных органов исполнительной власти, по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в российском обществе тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и обоснованно рассматривается как одна из угроз безопасности России [9].
Правительством Российской Федерации уделяется особое внимание вопросу противодействия коррупции. За короткое время на федеральном и региональном уровнях был принят целый пакет нормативных актов антикоррупционной направленности, в работу властных структур планомерно внедряются механизмы противодействия коррупции.
В Ульяновской области по инициативе Губернатора — Председателя Правительства С.И. Морозова впервые в России на уровне субъекта Российской Федерации была учреждена должность Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области, в чьи функции входит защита прав и интересов граждан и общественных институтов от возможных коррупционных проявлений в деятельности представителей государственного и муниципального управленческого аппарата.
14 марта 2016 года Постановлением Правительства Ульяновской области № 5/92-П утверждена областная программа «Противодействие коррупции в Ульяновской области» на 2016-2018 годы (далее – Программа). Программа разработана в соответствии с Законом Ульяновской области от 20 июля 2012 г. № 89-ЗО «О противодействии коррупции в Ульяновской области» [4].
Программа направлена на повышение эффективности противодействия коррупции и снижение ее уровня в системе органов государственной и муниципальной власти Ульяновской области и подведомственных им учреждений, а также снижение уровня коррупции во всех сферах общественной жизни и устранение причин возникновения коррупционных проявлений [10]. В соответствии с Национальным планом противодействия коррупции на 2016-2017 годы Программа предусматривает мероприятия, направленные на профилактику коррупционных проявлений в сфере миграционных правоотношений, реализации полномочий при закупке товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд, а также мероприятия, направленные на осуществление межведомственного взаимодействия между органами государственной и муниципальной власти Ульяновской области и правоохранительными органами по вопросам реализации государственной политики в области противодействия коррупции [2].
Проведённый Уполномоченным по противодействию коррупции в Ульяновской области и отделом администрации Губернатора Ульяновской области по обеспечению деятельности Уполномоченного
по противодействию коррупции в Ульяновской области анализ исполнения Программы за первое полугодие 2017 года показывает высокую степень исполнения предусмотренных ею мероприятий.
Противодействие коррупции предполагает разработку и осуществление разнообразных, последовательных мер государства и общества по минимизации условий и причин, порождающих коррупцию во всех сферах жизни и побуждающих государственного гражданского служащего, работника правоохранительной структуры или военнослужащего к совершению коррупционных действий. Главные направления в решении проблемы противодействия коррупции должны корректироваться не только по мере исполнения отдельных мероприятий, но и с учетом результатов точного и глубокого анализа явления коррупции, ее причин, мотивации коррупционного поведения, более серьезной и объективной оценки прямых и косвенных экономических и других потерь, угрозы социально-политической и национальной безопасности страны.
В целях совершенствования правового механизма противодействия коррупции в федеральных органах исполнительной власти необходимо закрепление специальным нормативным актом общих для всех видов государственной службы ограничений и запретов, предъявляемых к лицам на государственной службе, создание Федеральной службы по противодействию коррупции.

Антикоррупционная политика

Антикоррупционная политика

1. Цели и задачи внедрения антикоррупционной политики

1.1. Антикоррупционная политика разработана в соответствии с положениями Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и методических рекомендаций по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, утвержденных Министерством труда и социальной защиты РФ 8 ноября 2013 г.

1.2. Настоящая Антикоррупционная политика является внутренним документом федерального казенного учреждения «Российский государственный военно-исторический архив» (далее – Организация), направленным на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности Организации.

1.3. Основными целями внедрения в Организации Антикоррупционной политики являются:

1.4. Для достижения поставленных целей устанавливаются следующие задачи внедрения Антикоррупционной политики в Организации:

2. Используемые в политике понятия и определения

Коррупция – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица (пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

Контрагент – любое российское или иностранное юридическое или физическое лицо, с которым Организация вступает в договорные отношения, за исключением трудовых отношений.

Взятка – получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Читайте также  Информационная безопасность личности общества государства

Коммерческий подкуп – незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (часть 1 статьи 204 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Конфликт интересов – ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника (представителя организации) влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (трудовых) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника (представителя организации) и правами и законными интересами организации, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам, имуществу и (или) деловой репутации организации, работником (представителем организации) которой он является.

Личная заинтересованность работника (представителя организации) – заинтересованность работника (представителя организации), связанная с возможностью получения работником (представителем организации) при исполнении должностных обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

3. Основные принципы антикоррупционной деятельности организации

3.1. В соответствии со ст.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

3.2. Система мер противодействия коррупции в Организации основывается на следующих принципах:

4. Область применения политики и круг лиц, попадающих под ее действие

4.1. Основным кругом лиц, попадающих под действие Политики, являются работники Организации, находящиеся с ней в трудовых отношениях, вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций.

4.2. Положения настоящей Антикоррупционной политики могут распространяться на иных физических и (или) юридических лиц, с которыми Организация вступает в договорные отношения, в случае если это закреплено в договорах, заключаемых Организацией с такими лицами.

5. Должностные лица организации, ответственные за реализацию антикоррупционной политики

5.1. Директор является ответственным за организацию всех мероприятий, направленных на противодействие коррупции в Организации.

5.2. Директор, исходя из установленных задач, специфики деятельности, штатной численности, организационной структуры Организации назначает лицо или несколько лиц, ответственных за реализацию Антикоррупционной политики.

5.3. Основные обязанности лиц, ответственных за реализацию Антикоррупционной политики:

Не разориться на ковиде, зачистить кадры и рассекретить биткоины — новый взгляд Путина на борьбу с коррупцией

Особенности антикоррупционного нацплана на 2021-2024 годы

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА

На этой неделе Владимир Путин утвердил Национальный план по противодействию коррупции. Подобные документы в России регулярно принимаются в течение 13 лет, и ряд положений кочует из указа в указ, но не реализуется. В то же время появляются новые вызовы, на которые президенту приходится отвечать. Чего ждет глава государства от правительства и силовиков в антикоррупционной сфере в ближайшие четыре года — в обзоре ПАСМИ.

Удвоенный срок

16 августа президент России Владимир Путин подписал указ, утверждающий Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 годы. Срок действия Нацплана стал самым длительным — предшествующие утверждались на два года. Первый подобный документ в 2008 году принял президент Дмитрий Медведев.

По своей сути, за это время национальные планы не изменились — они представляют из себя рамочные документы для внедрения внутриведомственных программ. Исполнителями выступают все ветви федеральной и региональной власти.

Согласно новому указу, актуализировать планы противодействия коррупции все руководители госорганов и органов местного самоуправления обязаны до 1 октября текущего года. Общий посыл, как и обычно, — сделать борьбу с коррупцией эффективнее. В частности же, документ предусматривает меры по совершенствованию системы запретов, затрагивает вопросы административного и уголовного наказания, тематического просвещения, а также ставит задачи по борьбе с новыми формами коррупции.

Всего в плане обозначено 16 основных пунктов. В предыдущем их было восемь, но сказать об увеличении антикоррупционных задач вдвое нельзя, поскольку некоторые темы были разделены.

Ковидная реальность

Одно из новых направлений борьбы с коррупцией связано с пандемией COVID-19, точнее — с хищениями бюджетных средств, выделяемых на борьбу с распространением инфекции, а также с их нецелевым использованием.

Как показала практика последних двух лет, одной из главных причин нарушений стало упрощение процедуры закупок, позволяющее проводить их у единственного поставщика. Отсутствие конкуренции заказчик объясняет срочной необходимостью получения медицинских препаратов, техники, лекарств и прочих товаров. Однако, в итоге, стоимость контрактов завышается, а сами контракты уходят аффилированным лицам. В текущем году Путин затрагивал эту проблему на коллегиях ФСБ и МВД.

Эти посылы нашли свое отражение и в антикоррупционном Нацплане: принять меры по контролю за выделением субсидий, проведением торгов и обратить особое внимание на факты взяточничества президент поручил ведомствам Владимира Колокольцева и Александра Бортникова. Эти вопросы силовики должны проработать совместно с Федеральным казначейством.

Губернаторские поправки

Еще одно новшество в Нацплане 2021-2024 годов — ужесточение ответственности для врио губернаторов за нарушение антикоррупционных стандартов.

Разработать порядок и систему наказаний для лиц, временно исполняющих обязанности руководителя субъекта РФ, поручено правительству и генеральной прокуратуре. Предоставить свои предложения они должны до 1 августа 2022 года.

Кроме того, президент указал на необходимость расширить полномочия действующих глав регионов. Губернаторов предлагается наделить правом запрашивать проведение оперативно-разыскных мероприятий во время антикоррупционных проверок чиновников.

Запрет на карьеру

Отличием вступившего в силу плана от предыдущих стал акцент на ужесточение ответственности для чиновников, уличенных в антикоррупционных нарушениях.

Теперь запрет на госслужбу планируется ввести даже для тех, кто не имеет судимости по коррупционным статьям, но получил за такие преступления судебные штрафы.

Впрочем, для тех, у кого есть непогашенная судимость, тоже предусмотрены новые ограничения. Теперь такие лица должны лишиться права руководить государственными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями.

Кроме того, согласно указу, будут ограничены права чиновников, которые не имеют штрафов и судимостей, но были уволены с государственной или муниципальной службы в связи с несоблюдением антикоррупционных стандартов.

Впрочем эти вопросы будут прорабатываться еще в течение двух лет — до 2023 года. Ответственность президент возложил на силовые структуры.

Еще одно новое веяние касается деятельности финансовых учреждений. Теперь банковская тайна должна стать прозрачнее для подчиненных Игоря Краснова. Речь идет о тех случаях, когда сведения необходимы для проведения антикоррупционных проверок. Подготовить предложения по совершенствованию правового поля в этой сфере должны две стороны, которых собственно и касаются эти вопросы, — Генпрокуратура и ЦБ.

Неуловимые доходы

На этом, в целом, новые антикоррупционные направления заканчиваются. Другие темы, скорее, можно назвать продолжением давно обозначенных начинаний с поправками на современные реалии.

Так, традиционно, самый большой блок поручений во всех Нацпланах касается темы раскрытия сведений о доходах чиновников. В предшествующем указе от 2018 года, внимание акцентировалось на расширении перечня имущества, приобретенного на незаконные доходы, которое государство может изъять у госслужащих.

В новом плане предложения о раскрытии заработков и приобретенных благ носят куда менее конкретизированный характер — задачи поставлены в общих словах. Так, поручено доработать тематические законопроекты, усовершенствовать порядок предоставления деклараций чиновниками и улучшить отчетность о доходах чиновников. Также высказано намерение “многократно усилить общественный контроль” в этой сфере.

При этом в текущем Нацплане обратили внимание на виртуальные доходы чиновников. Минфину с участием Минтруда, Минцифры и Центробанка поручено разработать программу проверки, которая бы раскрывала достоверность сведений о владении цифровыми активами и криптовалютой. А Следственный комитет, МВД и ФСБ должны предоставить в Администрацию президента сводный аналитический отчет о новых формах проявления коррупции, связанных с использованием цифровых технологий.

Кроме того, президент предложил ведомствам Игоря Краснова, Александра Бастрыкина и Александра Бортникова до 25 августа 2023 года рассмотреть вопрос о целесообразности выделения из уголовных производств дел о розыске и аресте преступных доходов.

Магистры против коррупции

Ряд новых идей предусмотрен и в такой сфере как антикоррупционное просвещение общества. Так, в качестве отдельного направления рассматривается вопрос по взаимодействию с предпринимательским сообществом. Среди прочего, Путин предложил уберечь отечественных бизнесменов от нарушения антикоррупционного законодательства других стран. Программу обучения бизнесменов минимизации рисков должен проработать Минпромторг.

Также президент поручил подготовить открытие магистерской программы «Антикоррупционная деятельность». Остальные поручения — о проведении научно-образовательных семинаров, конференций, методических программ и других популяризационных мероприятий — являются стандартной частью всех антикоррупционных Нацпланов.

По второму кругу

Помимо того, в новом Национальном плане можно отметить предложения, которые были отражены в предыдущем, но не реализованы.

Например, в последнем документе указывается на необходимость защиты лиц, которые сообщили о коррупции в силовые структуры. Также подчеркивается важность совершенствования каналов получения информации — горячих линий, телефонов доверия, электронных приемных. Такие инциативы были и в прошлом указе, однако, закон о защите заявителей в России так и не принят.

Так же, как и в предыдущем плане, Путин поручил правительству проработать уточнение понятий, касающихся конфликта интересов. К слову, в Управлении президента РФ по вопросам противодействия коррупции, вопрос конфликта интересов называли одним из самых больных из-за отсутствия конкретики в законодательстве.

В разряд “вечных” грозит попасть и тема презентов — рекомендация “продолжить анализ вопроса по ограничению получения подарков чиновниками” давалась правительству в 2018 году, а затем была продублирована в 2021.

Если у вас есть информация о коррупционных нарушениях чиновников и правоохранителей — пишите в рубрику ПАСМИ «Собщить о коррупции».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: