Лицензирование как форма государственного регулирования предпринимательской деятельности - ABCD42.RU

Лицензирование как форма государственного регулирования предпринимательской деятельности

ТЕМА 3. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ КАК ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ НАД ОТДЕЛЬНЫМИ ПРИОРИТЕТНЫМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ЦЕЛЬ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ

Лекция №3. Права и обязанности лицензируемого предприятия. Соблюдение лицензионных условий и требований аптечными организациями. Порядок осуществления лицензионного контроля

ПП РФ от 22.12.2011 №1081 «Лицензирование фармдеятельности»

Лицензия на фармацевтическую деятельность выдается для выполнения следующих работ, оказываемых услуг:

В сфере обращения ЛС для медприменения:

— оптовая торговля ЛС для медприменения;

— хранение ЛС для медприменения;

— хранение ЛП для медприменения;

— перевозка ЛС и ЛП для медприменения;

— розничная торговля ЛП для медприменения;

— отпуск ЛП для медприменения;

— изготовление ЛП для мед применения.

В сфере применения ЛС для ветеринарного применения (все то же самое).

Лицензия на фармдеятельность для осуществления розничной торговли выдается:

— аптечным организациям, ИП, а так же медорганизациям, имеющим лицензию на меддеятельность для осуществления фармдеятельности в сфере обращения ЛС для медприменения в обособленных подразделения мед организациях (ФАП- фельдшерско — акушерский пункт, офисы врачей общей практики). Для этого мед работник (фельдшер или врач) проходят дополнительное профессиональное образование по части розничной торговли ЛП для мед применения при наличии права на осуществление мед деятельности (у фельдшера должно быть удостоверение курсов повышения квалификации в сфере розничной торговли ЛП).

Для лицензирования фармдеятельности соискатель лицензии должен соответствовать следующим требованиям:

— Наличие помещений и оборудование, необходимых для выполнения работ, которые составляют фармдеятельность, соответствующих требованиям.

— Наличие у медицинской организации лицензии на мед деятельность.

— Наличие у руководителя организации, деятельность которого непосредственно связана с оптовой торговлей ЛС их хранением, перевозкой и розничной торговлей ЛС их отпускам, хранением перевозкой и изготовлением, высшего фармобразования и стажа по специальности не менее 3 лет, либо среднего фарм образования и стажа работы по специальности не мене 5 лет сертификата специалиста.

— Для осуществления фармдеятельности в сфере обращения ЛС для ветеринарного применения, высшего или среднего фарм, либо высшего или среднего ветеринарного образования, стажа работы по специальности не менее 3 лет, и сертификата специалиста.

Для осуществления фармдеятельности лицензиат подает заявление и предоставляет копии документов, которые перечислены выше + к этому санэпидзаключение о соответствии помещений требованиям САНправилам (выдается бессрочно).

— Копия документа о дополнительном профессиональном образовании в части розничной торговли ЛП для медработников.

Лицензия на фармдеятельность выдается бессрочно, где указывается перечень работ, составляющих фармдеятельность.

Лицензирующий орган МЗ ЧО ведет реестр выданных лицензий.

Лицензионный контроль осуществляется лицензирующим органом (МЗ ЧО) проверки соответствия аптечной организации лицензионным требованиям, проводятся как в плановом, так и, в неплановом (внезапные проверки).

Плановая проверка проводится в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, разработанным и утверждённым лицензирующим органом. План проверок на текущий год с указанием аптечных организаций представлен сайте МЗ ЧО (МЗ РФ).

Основанием для плановой проверки является:

1. Истечение одного года со дня принятия решения о предоставления лицензии, а так же переоформления лицензии

2. После истечения 3 лет со дня окончания последней плановой проверки

Осуществление лицензионного контроля.

Предметом внеплановой проверки является:

— Состояние технических средств и оборудования.

— Наличие необходимых разрешений для осуществления лицензируемого вида деятельности работников и соответствие лицензионным требованиям.

Внеплановые проверки проводятся:

— Истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявлено нарушения лицензионных требований.

— Поступление в лицензирующий орган заявлений граждан, юридических лиц, органов госвласти (МЗ ЧО, РОСЗДРАВ НАДЗОР) о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований.

— Истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии.

— Наличие ходатайства лицензиата о проведении лицензирующим органом внеплановой проверки в целях установления досрочного исполнения предписания лицензирующим органом.

Перечень грубых нарушений в отношении лицензируемого вида деятельности:

— Возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, ОС, а так же угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

— Человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью 2-х или более граждан, причинение вреда животным, а так же нанесение ущерба правам законным интересам граждан, и безопасности государства

При осуществлении лицензионного контроля лицензирующий орган составляет акт проверки в 2экземплярах. Проверка не должна проводиться более 1 месяца. Акт подписывается в 2 экземплярах (1 руководителю аптеки, 2 в лицензирующий орган).

При проведении любой проверки аптечной организации, проверяющий должен представить приказ руководителю аптеки, в котором должна быть следующая информация:

— Наименование организации осуществляющей проверку или назначившей проверку.

— Дата и № приказа.

— ФИО проверяющего его должность.

— Дата начала проверки.-

— Подпись руководителя организации назначившей проверку и круглая печать.

Точно так же в приказе должно быть название организации, которую проверяют. Заведующий аптекой должен данный приказ зарегистрировать в «Журнале регистрации проверок». Фармацевт без руководителя никого не имеет права пускать на проверку.

Лицензирование как форма государственного регулирования предпринимательской деятельности

В целях обеспечения единства экономического пространства в Российской Федерации осуществляется государственное регулирование предпринимательской деятельности. Одной из форм такого регулирования является лицензирование, установленное Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8.08.2001г. N 128- ФЗ. Федеральный закон провозгласил следующие принципы осуществления лицензирования:

— обеспечение единства экономического пространства на территории РФ;

— установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;

— установление единого порядка лицензирования на территории РФ;

— установление лицензионных требований и условий положениями лицензирования конкретных видов деятельности;

— гласность и открытость лицензирования;

— соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

В лицензионной деятельности отчетливо прослеживаются два параллельных направления: выдача лицензии и контроль над соблюдением лицензионных требований и условий. Лицензионный контроль проводится лицензирующим органом в целях проверки полноты и достоверности сведений, представленных соискателем лицензии в заявлении и документах, возможности выполнения им лицензионных требований и условий, а также проверки сведений о лицензиате и соблюдения им лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В настоящее время лицензии выдаются на девяносто восемь видов деятельности. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Вид деятельности, на осуществление которого получена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. За рассмотрение лицензирующим органом заявлений о предоставлении лицензий и за предоставление лицензий уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены Налоговым Кодексом Российской Федерации.

Лицензирующие органы ведут реестры лицензий на виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют. Устанавливают обязательные требования к лицензируемым видам деятельности, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной или служебной тайны свободный доступ к таким ресурсам в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничен.

Срок действия лицензии на настоящее время не может быть менее чем пять лет, а раньше, до принятия этого закона он составлял три года. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. Приостановление действия лицензии осуществляется лицензирующим органом в случае привлечения лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий к административной ответственности в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Правительство Российской Федерации в соответствии с основными направлениями внутренней политики государства:

— утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности;

— определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности;

— устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Применительно к лицензированию отдельных видов предпринимательской деятельности одним из самых сложных является вопрос об основаниях признания той или иной деятельности, подлежащей лицензированию. Главное, что ни в одном из актов, предусматривающем лицензирование, не дано обоснование, почему, в силу каких объективных или субъективных причин этот вид деятельности нужно лицензировать. В этой связи в плане совершенствования законодательства можно предложить рассматривать в качестве критериев признания того или иного вида деятельности, подлежащего лицензированию, наличие публичного интереса в отношении рассматриваемого вида деятельности. Этот интерес может обосновываться следующими соображениями:

— деятельность является опасной для неограниченного круга лиц, не участвующих в ее осуществлении (таковой является, например, захоронение отходов, сбросы загрязняющих веществ и проч.);

— деятельность вовлекает в свою среду неограниченный круг участников, включая их имущество, в производство (инвестиционные фонды, банковская деятельность и др.);

— деятельность является слишком доходной и подлежит в связи с этим повышенному налогообложению и дополнительному контролю (например, производство, хранение и оптовая продажа алкогольной продукции). В системе лицензирования можно условно выделить два вида лицензионных объектов:

— собственно хозяйственная деятельность, которая не ограничена количественными критериями (например, строительство, перевозки и другие виды предпринимательства);

— отдельные хозяйственные операции, исчерпывающиеся однократным действием и имеющие количественные признаки (например, перевод капита-284ла из Российской Федерации, практически весь экспорт и импорт сырья, технологий, научно- технической информации, лов рыбы, добыча животных и проч.).

Читайте также  Развитие государства и права в средневековой Англии

Дальнейшее развитие лицензирования как формы государственного регулирования получит в связи с вступлением России в ВТО. Предприниматели надеются, что их российские лицензии будут соответствовать мировым стандартом.

1. Федеральный закон от 8 августа 2001г. N 128- ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

2. Гущин А.В. Лицензирование в Российской Федерации. Правовые и организационные основы.

Лицензирование в Российской Федерации: правовое регулирование

Предлагаемая вниманию читателей работа посвящена исследованию такой формы государственного регулирования общественных отношений, как режим лицензирования. Проводимая в стране административная реформа, одно из направлений которой – сокращение избыточного количества лицензируемых видов деятельности, лишь усложнила практику реализации нормативных правовых актов в сфере лицензирования и внесла неопределенность вследствие как дифференциации функций федеральных органов исполнительной власти, так и введения новых/видоизмененных лицензируемых видов деятельности. Указанная ситуация существенно осложняет деятельность предпринимателей в части причинения им реальных убытков и упущенной выгоды. Анализируя противоречивое законодательство о лицензировании и отчасти двойственную практику его применения, автор, применяя различные способы толкования норм права, пытается не только разъяснить истинную волю законодателя, заложенную в нормы законов для эффективной их реализации предпринимателями, но и способствовать эффективному формированию правоприменительной практики и совершенствованию действующего законодательства о лицензировании. Издание адресовано руководителям предприятий различных организационно-правовых форм, индивидуальным предпринимателям, работникам государственных органов лицензирования. Материал издания будет полезен студентам, аспирантам и преподавателям юридических вузов при изучении и преподавании соответствующих тем.

Оглавление

  • Об авторе
  • Введение
  • Глава I Проблемы становления и реализации режима лицензирования в России

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Лицензирование в Российской Федерации: правовое регулирование предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Конституция РФ, закрепляя принцип свободы предпринимательства (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ), устанавливает приоритет прав и свобод человека над интересами государства, гарантирует каждому право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции-РФ). Указанный принцип находит отражение, в частности, и в положениях гражданского законодательства (ГК РФ) о правоспособности юридического и физического лица, раскрывающих предпринимательскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ). Ограничение прав и свобод возможно только в рамках конституционной гарантии, установленной ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, определяющей, что ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Данная норма также отражена и в абз. 2 п. 2 ст. 1 ГК РФ. Нормы ГК РФ, а именно п. 1 ст. 49 ГК РФ, огранивают предпринимателей (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) в части свободного осуществления отдельных видов деятельности обязанностью получить специальное разрешение — лицензию. Ограничение прав и свобод иными нормативными правовыми актами не допускается.

Конституционное положение об ограничении прав и свобод граждан и человека федеральным законом (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ) соответствует нормам международного права, а именно ч. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., ч. 2 ст. 10 и ч. 2 ст. 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, ч. 3 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, в соответствии с которыми права и свободы не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной (национальной) безопасности, общественного порядка, территориальной целостности, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других лиц.

Также следует сделать акцент на том факте, что законодатель обязан гарантировать соразмерность такого ограничения конституционно признаваемым целям его введения. Данное положение нашло отражение в правовой позиции Конституционного Суда РФ, в Постановлении от 18 февраля 2000 г. № 3-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Б.А. Кехмана» [1] , согласно которому определялось, что в тех случаях, когда конституционные нормы позволяют законодателю установить ограничения закрепляемых ими прав, он не может использовать способы регулирования, которые посягали бы на само существо того или иного права, ставили бы его реализацию в зависимость от решения правоприменителя, допуская тем самым произвол органов власти и должностных лиц, и, наконец, исключали бы его судебную защиту. Иное противоречило бы и ст. 45 Конституции Российской Федерации, согласно которой государственная защита прав и свобод гарантируется и каждый вправе защищать их всеми способами, не запрещенными законом (п. 3 Постановления КС № 3-П).

Таким образом, режим лицензирования, представляя собой один из универсальных и эффективных легализующих средств государственного регулирования экономики, который наиболее юридически полно проработан в отличие от иных средств разрешительных режимов, является ограничителем свободы предпринимательской деятельности в целях защиты прав отдельных граждан и общества в целом, а также публичных интересов государства.

Согласно п. «в» ст. 71 Конституции РФ «регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина» относится к исключительному ведению РФ. Ввиду того, что режим лицензирования является составной частью правовых основ единого рынка (п. «ж» ст. 71 Конституции РФ), установление лицензионных требований и условий лицензирования конкретных видов деятельности, равно как установление единого перечня лицензирования отдельных видов деятельности, также относится к исключительной компетенции РФ. В целях обеспечения единства экономического пространства на территории РФ к исключительной дискреции Правительства РФ относится утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности. Кроме того, в силу ст. 2, 3 ГК РФ регулирование вопросов предпринимательской деятельности также относится к ведению Российской Федерации (п. «о» ст. 71 Конституции РФ).

В конце 1990-х годов во исполнение норм Конституции РФ и ГК РФ были приняты федеральные законы о лицензировании отдельных видов деятельности (Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»), определяющие принципы осуществления лицензирования, критерии определения лицензируемых видов деятельности, порядок получения лицензий, полномочия лицензирующих органов и т. п. Несмотря на то что данные законы достаточно часто претерпевали изменения и дополнения, а зачастую и концептуально менялись ввиду проводимой государством реформы экономики, в них четко было определено, что на территории РФ отдельные виды предпринимательской деятельности требуют специального разрешения (лицензии). В настоящее время таким основополагающим, единым нормативным правовым актом является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в действ, ред.).

Сразу следует оговориться и отметить, что сфера действия Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» ограничена только теми видами деятельности, перечень которых обозначен непосредственно в ст. 17 Закона. Виды деятельности, выведенные из-под сферы Закона, предусмотренные ч. 2 ст. I [2] , регламентируются иными тематическими специальными законами, предусматривающими собственный (особый) порядок и основания получения, приостановления, аннулирования лицензий, перечень лицензионных требований, полномочия лицензирующих органов и т. д. Соответственно, общие требования Федерального закона «О лицензировании», имеющие обязательный характер, на данные виды деятельности не распространяются.

В данной работе основной акцент сделан именно на тенденциях и коллизиях развития и реализации норм Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» на всех его этапах развития. Вместе с тем наиболее занимательные и дискуссионные вопросы в области лицензируемых видов деятельности, не входящих в предмет ведения Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ч. 2 ст. 1), например деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, приобретения оружия и патронов к нему, использования природных ресурсов, в том числе недр, равно как и ответы на них, также будут рассмотрены и исследованы в работе.

Анализируя коллизионное и отчасти противоречивое законодательство Российской Федерации о лицензировании, неоднозначную его практику применения, автором использовался прием систематического толкования норм как законодательного, так и подзаконного характера.

Неоднозначность и предполагаемая дискуссионность ответов на поставленные в работе вопросы осложняется отсутствием четкой нормативной регламентации и согласованности в решении данного вопроса разными нормативными правовыми актами.

Лицензирование как форма государственного регулирования (Г. Мельничук, «Российская юстиция», N 5, май 2003 г.)

Лицензирование как форма государственного регулирования

Российское законодательство содержит примеры большого количества правоотношений в области предпринимательской деятельности, подобных правоотношениям в сфере лицензирования. К ним, в частности, относятся сертификация товаров и услуг, отношения в области антимонопольной политики, валютного контроля и т.д. Аналогично указанным видам отношений государство в лице своих органов, выдав лицензию, осуществляет контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий — п.1 ст.6 Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон о лицензировании). Общими признаками для этих правоотношений являются: наличие косвенного запрета на осуществление данной деятельности без специального разрешения; осуществление государственными органами административной юрисдикции в отношении организационно не подчиненных субъектов; контроль государственных органов за соблюдением субъектами правил и условий соответствующей деятельности при ее санкционировании или осуществлении; применение принудительных мер для прекращения или недопущения нарушения правил, условий разрешенной деятельности.

Читайте также  Схема Государственного устройства древней спарты

Сущностью указанных процессов является правонаделительный процесс, а сами процессы осуществляются в рамках разрешительной системы.

По мнению Д. Бахраха, «разрешительная система — это урегулированная правом совокупность общественных отношений субъектов административной власти с гражданами и организациями, возникающих в связи с выдачей разрешений на занятие определенными видами деятельности и последующим контролем над соблюдением правил и условий осуществления разрешенной деятельности» (Бахрах Д.Н. Административное право России. М., 2000. С.375).

Следовательно, необходимо выделение специфики лицензирования, что помогает определить его место среди иных государственных разрешений (например, в таких сферах, как антимонопольная политика, валютный контроль, сертификация товаров и услуг и т.п.). Каждая из указанных выше форм государственного контроля отличается формой, порядком, сферой действия, другими критериями.

Определение специфических целей и задач лицензирования возможно при сравнении лицензирования с иными институтами разрешительной системы, в частности с институтами сертификации и валютного контроля.

Лицензирование обладает сравнительной универсальностью, не присущей другим институтам. Так, сертификация товаров и услуг введена для защиты прав потребителей (преамбула постановления Правительства РФ от 13 августа 1997 г. «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации»). Валютный контроль вызван необходимостью защиты институтов валютного регулирования (п.1 ст.10 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле»). Лицензирование же может проводиться для защиты очень широкого круга интересов общества и государства.

Вопрос о специфике лицензирования как формы государственного контроля имеет существенное практическое значение. В отношении лицензирования как деятельности государственных органов существует большое количество ограничений, в частности по видам органов, осуществляющих лицензирование, размеру платежей за выдачу лицензии. Данные ограничения не могут быть обойдены введением каким-либо органом формы контроля, сходной с лицензированием, но носящей другое название.

В постановлении по конкретному делу Верховный Суд РФ указал: «И по форме, и по содержанию постановление главы администрации Хабаровского края совпадает с названным постановлением Правительства РФ (постановление Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности». — Г.М.0), а свидетельство на право осуществления торговой деятельности в Хабаровском крае — с лицензией» (Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1998. N 8. С.32). В соответствии с указанным выводом в отношении постановления главы администрации Хабаровского края были применены нормы федеральных актов о лицензировании отдельных видов деятельности. Соответствие новых видов разрешений, выдаваемых государственными органами, рассматриваемым ниже принципам позволяет применять к таким видам разрешений нормы законодательства о лицензировании.

На мой взгляд, в отношении лицензирования можно выделить признак объекта лицензирования — определенного вида деятельность, т.е. неоднократное совершение юридических и фактических действий. Данный признак является конститутивным для лицензирования. Российским административным законодательством предусмотрен разрешительный порядок для совершения отдельной сделки — например, капитальной валютной операции (п.2 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле»), действия — лицензия на охоту (ст.35 Закона «О животном мире»), товара — сертификат (ст.7 Закона «О защите прав потребителей»). Лицензирование предшествует юридическому факту, а не легитимизирует его. В отношении ранее указанных объектов при даче санкции государственный орган обладает всей существенной информацией (или ее большей частью) о предполагаемом объекте, в отношении которого дается разрешение. При лицензировании же санкция дается на ведение деятельности, при которой за лицензиатом оставляется свобода для формулирования подавляющего большинства существенных условий этой деятельности, установление которых государству не подконтрольно. При лицензировании функцией административного органа является исключительно констатация способности лицензиата осуществлять такую деятельность.

С учетом определения объекта лицензирования как деятельности лица нелогичной является привязка действия лицензии к объему торговых или производственных операций. Такая привязка ведет к возникновению сложной проблемы в части непрерывности предпринимательской деятельности (Олейник О.М. Лицензирование отдельных видов деятельности в российском праве // Закон. 2000. N 1. С.21). Такое определение разрешенной деятельности делает лицензирование практически идентичным понятию квотирования. Однако квотирование применяется, как правило, в условиях ограниченности ресурса. Государственное регулирование при квотировании направлено на предотвращение чрезмерного использования объекта разрешения (например, на исчерпание природных ресурсов при их добыче). При лицензировании же критерием для выдачи лицензии является проверка физического соответствия лицензиата лицензионным условиям. Представляется невероятным, что по прошествии определенного периода времени лицензиат, произведший определенный объем операций, физически утрачивает способность заниматься определенной деятельностью, а лицензиат, не освоивший указанный объем, сохраняет такую способность. В подтверждение изложенного можно сослаться на не очень удачную, на мой взгляд, норму п.3 ст.9 Закона о лицензировании о недопустимости отказа в выдаче лицензии на основании величины объема продукции (работ, услуг), производимых или планируемых для производства соискателем лицензии.

Установление в Законе о лицензировании критерия времени для подтверждения способности лицензиата заниматься установленным видом деятельности (пятилетний срок действия лицензии) следует логике закона.

В определении от 13 февраля 2001 г. по одному из дел Кассационная коллегия Верховного Суда РФ указала, что из смысла ст.49 ГК РФ, ст.ст.6, 7 и 12 Закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» (в ред. от 10 января 1997 г.) следовало, что лицензии (специальные разрешения) являются для юридического лица основанием для занятия отдельными видами деятельности.

В общих положениях Закона о лицензировании также предусмотрено, что лицензированию подлежат именно виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, что лицензируемый вид деятельности — такой, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии.

В качестве одного из основных принципов осуществления лицензирования ст.3 Закона о лицензировании предусматривает утверждение единого перечня лицензируемых видов деятельности и единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации. Оспоренная в Верховный Суд РФ норма п.6 Положения о лицензировании деятельности по производству, розливу, хранению и обороту алкогольной продукции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 7 июля 1998 г. N 727, фактически предусматривает, что объектом лицензирования является объект, на котором лицензиат осуществляет лицензируемый вид деятельности, а не сама деятельность лицензиата. Следовательно, данное положение противоречит приведенным нормам закона (Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2001. N 9).

В настоящий момент лицензирование деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции исключено из сферы действия Закона о лицензировании. В то же время само по себе толкование Верховным Судом РФ норм о недопустимости лицензирования объектов, на которых осуществляется определенный вид деятельности, не потеряло своего значения, так как было основано на смысле общих норм о лицензировании применительно к конкретному виду деятельности.

«Российская юстиция», N 5, май 2003 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Купить документ —> Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Лицензирование как форма государственного регулирования

Тема 17. Лицензирование предпринимательской деятельности

Тема 17. Лицензирование предпринимательской деятельности

17.1. Сущность лицензирования

В настоящее время правовое регулирование лицензирования предпринимательской деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2002 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также положениями о лицензировании каждого из видов деятельности, утвержденными Правительством РФ.

Под лицензией понимают специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензирование представляет собой комплекс мероприятий, связанных с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий.

Перечень лицензируемых видов деятельности содержится в п. 1 ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Деятельность, не упомянутая в этом списке, в лицензировании не нуждается, за исключением видов деятельности, которые названы в п. 2 ст. 1 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (образовательная, нотариальная, биржевая, страховая деятельность, деятельность кредитных организаций; деятельность, связанная с защитой государственной тайны и др.). Указанные виды деятельности подлежат лицензированию в соответствии со специальным законодательством.

В законодательстве закреплены несколько правил лицензирования.

Во-первых, разрешенный лицензией вид деятельности может осуществляться лицензиатом на всей территории России вне зависимости от того, выдана она федеральным органом исполнительной власти или исполнительным органом субъекта РФ. Однако в случаях, когда лицензия выдана органом субъекта РФ, осуществление лицензируемого вида деятельности на территории других субъектов РФ возможно только после уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ. Уведомление производится лицензиатом в письменной форме на позднее момента, когда он непосредственно приступит к осуществлению лицензируемой деятельности. В уведомлении указываются следующие сведения:

Читайте также  Государственная пошлина 5

а) наименование, организационно-правовая форма и местонахождение – для юридического лица;

б) фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, – для индивидуальных предпринимателей;

в) лицензируемая деятельность;

г) номер, срок действия лицензии и наименование лицензирующего органа, ее выдавшего;

д) идентификационный номер налогоплательщика лицензиата;

е) место осуществления лицензируемой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ;

ж) дата предполагаемого начала осуществления лицензируемой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ.

При получении уведомления лицензирующий орган направляет (вручает) лицензиату расписку в получении уведомления с отметкой о дате приема уведомления.

Во-вторых, лицензия предоставляет право осуществлять указанный в ней вид деятельности только получившему лицензию хозяйствующему субъекту, то есть лицензия не подлежит передаче другому лицу, за исключением случаев правопреемства при преобразовании юридического лица.

В-третьих, лицензия выдается на определенный срок – не менее 5 лет. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено также бессрочное действие лицензии. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

94. Лицензирование деятельности кредитных организаций

94. Лицензирование деятельности кредитных организаций Порядок регистрации и лицензирования кредитных организаций регламентирован законодательством Российской Федерации, федеральными законами «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и

1.5.1. Лицензирование деятельности

1.5.1. Лицензирование деятельности Начнем немного издалека.В пункте 1 статьи 49 ГК РФ прописано, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). В пункте 3

Глава II. Создание фонда, его государственная регистрация и лицензирование деятельности

Глава II. Создание фонда, его государственная регистрация и лицензирование деятельности Статья 4. Создание фонда 1. Создание фонда осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми

53. Лицензирование банковской деятельности

53. Лицензирование банковской деятельности Лицензии , выдаваемые ЦБ РФ:•?являются основанием для осуществления банковских операций;•?учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций, который подлежит публикации в официальном издании ЦБ РФ

1.5. Лицензирование торговой деятельности

1.5. Лицензирование торговой деятельности Торговля, как и любой другой вид коммерческой (т. е., по сути, профессиональной) деятельности, требует не только капиталовложений на закупку товара, аренду помещения и оплату труда наемных работников. Законодательство предъявляет

Лицензирование деятельности

Лицензирование деятельности Лицензирование отдельных видов деятельности, являясь формой государственного регулирования, ограничивает количество субъектов, занимающихся тем или иным видом деятельности, а также определяет условия и требования его осуществления. С

1.4. Лицензирование предпринимательской деятельности

1.4. Лицензирование предпринимательской деятельности В ряде случаев индивидуальные предприниматели не смогут заниматься предпринимательской деятельностью, поскольку статьей 49 ГК РФ установлено, что на осуществление отдельных видов деятельности, перечень которых

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В соответствии с п. 1 ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).Согласно п. 3 ст. 49 ГК РФ

1.1. Регистрация и лицензирование деятельности медицинских учреждений (2-й ур.)

1.1. Регистрация и лицензирование деятельности медицинских учреждений (2-й ур.) К учреждениям здравоохранения относятся лечебно-профилактические, санитарно-эпидемиологические и другие учреждения, включенные в «Номенклатуру учреждений здравоохранения», утверждаемую

79. Лицензирование страховой деятельности в Российской Федерации

79. Лицензирование страховой деятельности в Российской Федерации Федеральная служба страхового надзора утвердила регламент лицензирования деятельности субъектов страхового дела, который содержит основные положения лицензирования страховой деятельности.В

Тема 13. Имущественная основа предпринимательской деятельности

Тема 13. Имущественная основа предпринимательской деятельности 13.1. Понятие, классификация и вещные права на имущество предпринимателя Для осуществления предпринимательской деятельности хозяйствующий субъект должен обладать определенным имуществом, так как оно

Тема 16. Государственное регулирование предпринимательской деятельности

Тема 16. Государственное регулирование предпринимательской деятельности 16.1. Сущность и методы государственного регулирования Закрепленный в Конституции РФ принцип свободы предпринимательства может быть ограничен законом в целях защиты основ конституционного строя,

Тема 17. Лицензирование предпринимательской деятельности

Тема 17. Лицензирование предпринимательской деятельности 17.1. Сущность лицензирования В настоящее время правовое регулирование лицензирования предпринимательской деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2002 г. № 128-ФЗ «О

Тема 13. Имущественная основа предпринимательской деятельности

Тема 13. Имущественная основа предпринимательской деятельности I.Тесты. Из предложенных вариантов выберете один правильный ответ.К первоначальным способам приобретения права собственности на имущество предпринимателя относится:А. Приобретение права собственности

Тема 16. Государственное регулирование предпринимательской деятельности

Тема 16. Государственное регулирование предпринимательской деятельности I.Тесты. Из предложенных вариантов выберете один правильный ответ.Экономические средства воздействия на предпринимательские отношения с помощью создания условий, влияющих на мотивацию поведения

4. Лицензирование как форма государственного регулирования развития экономики

4.1. Правовые основы лицензирования

4.1.1. Основные положения

Лицензирование является самой жесткой формой регулирования эко­номики. При лицензировании государство устанавливает к хозяйствующим субъектам определенные требования и условия, без выполнения которых предприятие не может заниматься определенным видом деятельности, а, значит, не может быть участником рыночных отношений.

К лицензируемым видам деятельности относят виды деятельности, осу­ществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, закон­ным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, куль­турному наследию народов Российской Федерации, и регулирование которых не может осуществляться иными методами кроме как лицензированием.

Лицензирование — мероприятия, связанные с предоставлением лицен­зий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приос­тановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требо­ваний и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблю­дением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятель­ности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

Лицензия — специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требова­ний и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензируемый вид деятельности — вид деятельности, на осущест­вление которого на территории Российской Федерации требуется получе­ние лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Лицензионные требования и условия — совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требо­ваний и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осу­ществлении лицензируемого вида деятельности.

Лицензирующие органы — федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществля­ющие лицензирование в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Лицензиат — юридическое лицо или индивидуальный предпринима­тель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности.

Соискатель лицензии— юридическое лицо или индивидуальный пред­приниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предо­ставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности.

Реестр лицензий — совокупность данных о предоставлении лицен­зий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензии.

Правовую основу лицензирования составляют Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятель­ности», а также другие федеральные законы и нормативные правовые акты, которыми утверждается Положение о лицензировании конкретных видов деятельности.

Действующий в настоящее время Федеральный закон регулирует от­ношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности (в соответствии с перечнем, предусмотренным этим Федеральным законом).

Действие Федерального закона «О лицензировании отдельных ви­дов деятельности» не распространяется на целый ряд видов деятельности, в том числе: образовательную; деятельность, связанную с защитой госу­дарственной тайны; в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; в области связи; биржевую, нотариальную, страховую деятельность.; использование результатов интел-

лектуальной деятельности и другие виды. Эти виды деятельности регули­руются соответствующими федеральными законами.

Основными принципами осуществления лицензирования являются:

1. Обеспечение единства экономического пространства на террито­рии Российской Федерации.

2. Установление единого перечня лицензируемых видов деятельности.

3. Установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации.

4. Установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

5. Гласность и открытость лицензирования.

6. Соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Субъекты лицензирования. В соответствии с Федеральным законом

Правительство Российской Федерации утверждает положения о лицензи­ровании конкретных видов деятельности; определяет 1 федеральные орга­ны исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности; устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Рос­сийской Федерации.

Лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия:

• переоформление документов, подтверждающих наличие лицензии;

• приостановление действия лицензий;

• возобновление действия лицензий;

• аннулирование лицензий в порядке, определенном Законом;

• ведение реестра лицензий;

•контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении ли­цензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требо­ваний и условий.

Порядок осуществления полномочий лицензирующих органов ус­танавливается положениями о лицензировании конкретных видов де­ятельности.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с ор­ганами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление своих полномочий, предусмотренных Феде­ральным законом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: