Методологические принципы государственного управления - ABCD42.RU

Методологические принципы государственного управления

Общесистемные методологические принципы государственного управления

Принципами в научной теории называют основные положения, с помощью которых выстраивается теория и объясняются анали­зируемые факты. Таковы, скажем, философские принципы. Теоре­тико-познавательный и методологический аспекты — неотъемле­мые признаки принципов государственного управления как науч­ных положений. В системе государственного управления принци­пы выступают в своей главной ипостаси — в качестве основных и исходных положений управленческой деятельности, выработан­ных наукой и сформулированных государством. Они являются надежным средством организации и регулирования целенаправ­ленного процесса воздействия на общество, а также одновременно и собственно функционирования управляющего субъекта.

Принципы объективны в своей основе и по содержанию по­стольку, поскольку они выражают научное знание об объектив­ных законах и функциях управления, отвечают критериям науч­ной истины. Однако объективность принципов в указанном смыс­ле нельзя отождествлять с объективно существующими обществен­ными процессами и присущими им объективными законами. Прин­ципы государственного управления независимы от сознания и воли субъекта только в смысле адекватного отражения объективных законов, потребностей государства и общества. Познаются и фор­мулируются они людьми с различными субъективными способно­стями и возможностями.

Принципы государственного управления суть субъективное по форме выражение требований объективных законов и специфики общественных политических отношений. Иначе чем же объяс­нить тот факт, что признаваемые в одном типе государства (ска­жем, социалистическом) нормативные требования в качестве ос­новы государственного строительства и управления в другом (ли берально-демократическом) решительно отвергаются. Конечно же, не только иной сущностью политических систем, хотя это глав­ное. Неолиберальное демократическое сознание властей предер­жащих — существенный фактор, под влиянием которого осмыс­ливаются объективные реалии и закономерности государства и общества.

Было бы ошибочно интерпретировать положение об объектив­ном содержании принципов управления так, что будто бы объек­тивность гарантирует адекватное их осуществление любым субъек­том и при любых условиях.

В советской политической литературе подобный апологетичес­кий подход был стереотипным при анализе политики правящих партийно-государственных институтов. Его авторами за сущее выдавалось должное, за действительное — нормативное, а скорее желаемое. И хотя для некоторых авторов (к их числу мы отно­сим и себя) нормативный подход чаще всего был основанием кри­тической оценки существующей политической практики и выяв­ления ее противоречий, он все же мало способствовал объектив­ному рассмотрению проблем.

Не нормативность, а прежде всего действительность должна быть предметом анализа реализации законов и принципов управ­ления в практической деятельности государственных органов. Нельзя не подчеркнуть, что сознательная реализация научных законов и принципов — лишь одна из возможностей, хотя и реальных, в практике управляющего субъекта. Определяя госу­дарственное управление, включая политическое руководство, как деятельность целенаправленную, не следует считать, что любые ее виды и формы строятся целиком и полностью по строгим науч­ным проектам. Цель, замысел — идеальный образ будущего ре­зультата, но не строго выверенная во всех аспектах какая-то научная формула.

Цель, замысел субъекта формулируются в результате синтеза элементов научных знаний и идеологических представлений, здра­вого смысла и практического опыта, итога повседневных наблю­дений и интуиции лидеров. Политика, государственное управле­ние — не только (а во многих случаях не столько) наука, но также искусство. В последнем, как известно, доминирует вообра­жение, далеко не всегда адекватно отражающее реальность. К сказанному нужно добавить, что научные знания о законах и принципах управления — не абсолютная, а относительная исти­на. Мы многого еще не знаем о современных политических про­цессах и об объективных закономерностях государственного уп­равления, особенно в россии. Тем более, что многие теоретики и политики вообще отрицают таковые, а » принципы принимают любые целесообразные в данной конкр^нои ситуации формы и нормы управления. Не любое теоретическое положение, именуе­мое в литературе «принципом государственного управления», фактически им является.

Существенной особенностью принципов государственного уп­равления являются выраженность и закрепленность их в боль­шинстве своем в правовых нормах. Это положение подчеркивает­ся Г В. Атаманчуком. Правовое закрепление принципов, бесспор­но, «вносит большую конкретность и устойчивость в управлен­ческие отношения» [1]. Мы хотели бы обратить внимание читате­ля на уточнение: «в большинстве своем»- За ним кроется вопрос, требующий дальнейшего анализа практических форм функциони­рования принципов управления. Их можно сгруппировать так:

1) традиции, складывающиеся в государственном управлении;

2) политические требования и установки, зафиксированные в программах и других официальных доцентах государства;

3) конституционные установления и другие правовые нормы, закрепляющие формальные образцы управленческих отношении
и действий субъекта и объекта управления;

4) научные рекомендации практике управления;

5) политические, идеологические и нравственные ценности как форма выражения и средство воздействия на управляющих и управляемых. Ценностный аспект может приобретать любой из указанных видов практического функционирований принципов государствен­ного управления, что зависит от значимости принципа для систе­мы управления и его общественного признания. Заметим, что некоторые принципы закрепляются одновременно в ряде форм: в виде политических и правовых норм, традиций и идеологических ценностей. К числу таковых относится принцип плюрализма. Он фигурирует во многих ипостасях: как демократический, т.е. по­литический, принцип выбора целей и формирования государствен­ных органов власти и управления; как принцип планирования, как правовая норма при организации демократических выборов; как политическая и идеологическая ценность — один из регуля­торов поведения управляющих и управляемых и т.д. Известный советский принцип демократического централизма был закреп­лен политически (в Программе и Уставе правящей партии) и конституционно — в качестве основного принципа государствен­ного управления обществом. Некоторые либерально-демократи­ческие принципы управления, например, плюрализм, конкурен­ция, закреплены юридически и в форме традиций. Кроме того, они в числе политических, идеологических и нравственных цен­ностей государства и общества.

В научной литературе описываются многие принципы госу­дарственного управления и их типологии. Однозначного решения этого вопроса нет. В данной работе в качестве основания типоло­гии принципов государственного управления признаются: объек­тивные законы и функции социального и государственного управ­ления, специфика государства как политически организованного общества. Принципы, как отмечалось, суть субъективные формы выражения объективных законов управления, а также потребно­стей развития государства и общества, состояния его политико-правовой культуры.

В соответствии с названным основанием выделим группы об­щесистемных принципов государственного управления:

1) общеметодологические принципы, сформулированные на основе познания общих законов социального и государственного управления, закрепленные в политических и правовых нормах,
или применяемые в качестве научно-практических рекомендаций; они определяют содержание государственного управления;

2) организационные системно-структурно-функциональные принципы, закрепленные нормативно;

3) принципы разработки, принятия и исполнения решений, в
большинстве своем предусмотренные законодательством;

4) принципы управления отдельными сферами общественной жизни: политической, экономической, социальной, культурной.

Назовем их специфическими. Так же, как общесистемные, они в большинстве своем прописаны юридически или же отражены в определенных политических документах и административных инструкциях.

Государственное управление — сложный политико-правовой организм со многими относительно самостоятельными органами и службами, регулируемыми частными принципами. Такова, на­пример, государственная служба и ее принципы[2].

Дата добавления: 2016-03-04 ; просмотров: 1079 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Тема 2. Методологические основы государственного управления Лекция 2. Методологические основы государственного управления

Основные понятия:

целеполагание в государственном управлении; древо целей; классификация целей; принципы государственного управления; функции государственного управления; формы государственного управления; методы государственного управления.

Понятие и основные элементы методологии государственного управления

Методология – это система наиболее общих принципов, положений, логической организации, методов и средств, составляющих основу той или иной науки.Она является определяющим началом процесса познания, а также системой общетеоретических требований, которые реализуются в комплексе конкретных методов и приемов научного познания относительно объектов социальной действительности.

Применительно к государственному управлению методология представляет собой совокупность субъектов и объектов, целей и задач, принципов, подходов и функций, критериев и показателей, форм и методов управления.

Важнейшим составным элементом государственного управления являются методологические установки и подходы,которые оказывают определяющее воздействие на все составляющие методологии управления.

Методологические установки и подходы к государственному управлению могут существенно отличаться друг от друга, что ведет к формированию различных школ, объединяющих ученых-единомышленников. Например, можно выделить тоталитарный, демократический и государственно-религиозный методологические подходы.

При тоталитарном подходек управлению акцент делается на необходимость сильной государственной власти (речь может идти о диктатуре вождя, правящей элиты), о слиянии органов государства и правящей партии, о подчинении им общественных объединений. Это административно-командная система управления.

Демократические концепции государственного управления представлены множеством самых различных школ, отстаивающих идеи «государства – добра», «государства – ночного сторожа» и др.

При всех различиях демократических концепций государственного управления все они опираются на принципы демократии, общечеловеческие ценности, общие, а не классовые интересы, политический и идеологический плюрализм, господство права и т.д.

Концепция государственного управления многих мусульманских стран основана на государственно-религиозных подходах. Например, концепция мусульманского фундаментализма основана на идеях халифата как лучшей формы управления, отрицании выборов в органы государственного управления.

Методология государственного управления основывается на законах общественного развития. И хотя законы не зависят от воли и сознания людей и являются объективными, люди не бессильны перед ними. Познавая объективные законы, они предопределяют и объективную необходимость своих действий, сознательно организуют свою деятельность.

Это позволяет утверждать, что деятельность людей определяется не только закономерностями, но и субъективным фактором – их сознанием, что обусловливает возможность воздействия на поведение людей через систему государственного управления.

Правильное отражение и использование в системе государственного управления законов общественного развития обеспечивает продвижение общества вперед. В случае обратного действия – возникают диспропорции, противоречия, конфликты.

Читайте также  Государство в политической системе общества

Суть управленческих решений отражается в целях управления. Отсюда вытекает, что формирование целей государственного управления и их обоснованность – крайне сложная и ответственная задача. Поставленная цель отражает необходимость достижения заданного состояния объекта в соответствии с намеченными перспективами в установленные сроки.

Свое наиболее обобщенное выражение государственное управление находит в функциях государства, которые определяют его деятельность по решению задач и поставленных целей. Функции государства отражают природу государства, его волю и власть. При этом следует различать функции государства и функции государственных органов. Последние имеют более конкретный характер, зависят от органа управления, его назначения.

Принципы государственного управления – это основополагающие правила и рекомендации, которые должны учитываться и выполняться в практической деятельности на всех уровнях управления.

Использование основополагающих принципов государственного управления существенно повышает эффект управленческой деятельности. Принципы связывают теорию управления с управленческой практикой, и каждый управленец на уровне своего познания, общей и профессиональной культуры использует их в своей практической деятельности.

Методы государственного управления– это способы воздействия на управляемый объект, обеспечивающие достижение желаемого результата.

Постановка задач в отношении управляемого объекта и оценка результатов государственного управления, как правило, осуществляется через систему критериев и показателей.

Все элементы методологии государственного управления образуют органическое единство.

Методологические принципы государственного управления

Каждый из названных аспектов требует серьезного исследования, ибо принципы нельзя постулировать, что принято довольно широко, им нельзя произвольно давать те

Методологические принципы государственного управления

Юриспруденция, право, государство

Другие контрольные работы по предмету

Принцип (от латинского «principium» первоначало, основа) как понятие теории отражает в системе государственного управления закономерности, отношения, взаимосвязи между ее элементами. Это специфическое понятие, в котором содержатся не столько сама закономерность, отношение, взаимосвязь, сколько наше знание о них. Принцип есть фиксация результатов научного познания со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Прежде всего, в проблеме принципов государственного управления можно выделить три взаимосвязанных и взаимообусловленных аспекта: во-первых, онтологический, раскрывающий генезис принципов, их взаимосвязи с природой, сущностью, местом и ролью тех закономерностей, отношений и взаимосвязей, которые они отражают; этот аспект способствует выявлению оснований, объективных предпосылок, необходимых для систематизации принципов государственного управления; во-вторых, гносеологический, связанный с анализом характера принципов, языком, логикой и структурой их адекватной научной интерпретации; это понятно изложенное и достоверное научное знание об онтологии того, что обозначается понятием принципа; в-третьих, методологический, показывающий роль принципов в теоретической и практической деятельности людей в сфере государственного управления, их значение как инструмента преобразования государственно-управленческих явлений, условия и способы их действенного применения в управленческой практике.

Каждый из названных аспектов требует серьезного исследования, ибо принципы нельзя постулировать, что принято довольно широко, им нельзя произвольно давать те или иные названия, как и нельзя думать, что они могут действовать автоматически. Очевидно, что не все закономерности, отношения и взаимосвязи государственного управления на сегодняшний день познаны и описаны посредством принципов. Многое еще неизвестно и нужно заниматься познанием; то, что зафиксировано и кажется в какой-то момент истинным, тоже динамично; постоянно меняются объективные условия, которые воспроизводят закономерности, отношения и взаимосвязи государственного управления, а также субъективные факторы, которые их воспринимают и применяют; развиваются средства познания, научные инструменты обнаружения закономерностей, отношений и взаимосвязей государственного управления, обогащается опыт их использования в общественной практике. Значит, необходима активная интеллектуальная работа над актуализацией научного понимания тех или иных принципов. Практическое действие принципов государственного управления также не зависит от них самих, а всецело определяется отношением к ним людей. Мало знать принципы, надо еще хотеть и мочь применять их в управленческих процессах. В литературе называется множество принципов (Г.Эмерсон двенадцать, А.Файоль четырнадцать, Д. Карнеги двадцать девять и т.д.), но это вовсе не означает, что все они или некоторые из них на самом деле применяются в управлении и влияют на него.

Принципы государственного управления взаимосвязаны между собой. И для практики управления весьма актуально знание того, каков же конечный результат их совокупного применения, ведь применение одного принципа, взятого изолированно, существенно отличается от его применения во взаимосвязи с другими принципами. Но это, так сказать, один аспект взаимосвязи принципов государственного управления, указывающий на зависимость каждого отдельного принципа от других. Другой аспект заключается в том, что в социальной реальности все принципы применяются одновременно и необходимо целостное представление об их применении.

Целью данной работы является изучение и раскрытие понятия и содержания методологических принципов государственного управления.

При написании работы были использованы работы таких ученых по теории государства и права как Антонова Н. Б., Захарова Л. М., Вечер Л. С., Вишневский А. Ф., Старцев Я. Ю., Хропанюк В. Н. и пр.

1. Понятие принципа государственного управления

Реализация государственного управления базируется на принципах фундаментальных положениях, проверенных теорией и практикой. Принцип (от лат. «principium» первоначало, первооснова) отражает закономерности, отношения, взаимосвязи между элементами системы государственного управления.

Принципы государственного управления это фундаментальные, научно обоснованные и в большинстве случаев законодательно закрепленные положения, на основе которых строится и функционирует система государственного управления.

В проблеме принципов государственного управления наиболее ощутимо проявляется диалектика объективного и субъективного познания, знания и практического действия. Они не предмет чистого сознания, умозрительности, и поэтому трудно соглашаться с теми авторами, в том числе и весьма именитыми, которые дают перечень тех или иных принципов, не утруждая себя особо доказательствами их материального бытия. Принципы объективны по природе и содержанию, но по своему выражению, оформлению и закреплению являются фактом сознания. Это проявление объективных законов в субъективной форме, в общественном сознании. Неразрывность объективного и субъективного составляет весь гносеологический и методологический «секрет» проблемы принципов государственного управления. Не случайно мировая общественная мысль в течение почти всего XX века усиленно исследует данную проблему и практически в каждой крупной работе по управлению (любому виду) о ней что-то говорится.

В рассматриваемом аспекте важно также отчетливо представлять себе вопрос о выразимости принципов государственного управления в правовой форме. В научной литературе постоянно отмечается целесообразность закрепления их в нормах конституционного, административного и других отраслей права. Конечно, нормативное (в законодательстве) закрепление принципов государственного управления вносит большую конкретность и устойчивость в управленческие отношения, позволяет вернее судить о том, кто и что конкретно должен делать для реализации данных принципов, гарантирует строгое соблюдение их.

Следовательно, когда речь идет о принципах государственного управления, то представляется, что их понятие должно иметь в качестве своих источников объективные управленческие явления и процессы и раскрывать их природу и управленческую роль; правильно, на основе точного изображения действительности описывать закономерности, отношения и взаимосвязи государственно-управленческой реальности; отражаться в такой форме, которая соответствует требованиям диалектической логики, показывать развивающуюся сущность определенного государственно-управленческого явления, способствовать эффективному использованию научных знаний в практике управления.

Процесс выявления и обоснования принципов государственного управления должен отвечать таким требованиям:

а)отражать не любые, а только наиболее существенные, главные, объективно-необходимые закономерности, отношения и взаимосвязи государственного управления;

б)характеризовать лишь устойчивые закономерности, отношения и взаимосвязи в государственном управлении;

в)охватывать преимущественно такие закономерности, отношения и взаимосвязи, которые присущи государственному управлению как целостному социальному явлению, т.е. имеют общий, а не частный характер;

г)отражать специфику государственного управления, его отличие от других видов управления.

Стало быть, понятие «принцип государственного управления» призвано вначале в научной, а затем и в правовой форме отражать закономерности, отношения и взаимосвязи, объективно существующие в государственном управлении и имеющие особое значение для его организации и функционирования. Оно должно «впитать» в себя генетические основы принципов, их логические и правовые формы и их методологическую роль.

Принцип государственного управления представляет собой закономерность, отношение или взаимосвязь общественно-политической природы и других групп элементов государственного управления (системы онтологических элементов), выраженную в виде определенного научного положения, закрепленного в большинстве своем правом и применяемого в теоретической и практической деятельности людей по управлению.

К отличительным свойствам принципов государственного управления относятся их диалектичность и основанная на ней системность. Каждая закономерность, отношение и взаимосвязь сложны по своей структуре, содержат в себе подчас противоречивые, разнонаправленные моменты. Определенные противоречия можно обнаружить между различными принципами и вместе с тем взаимодополнения, взаимопереходы. При характеристике того или иного принципа приходится учитывать его взаимосвязь с другими принципами, дополняемость ими и зависимость от них. Сложные взаимосвязи и взаимодействия между принципами существуют в рамках их целостной системы, в которой они уравновешивают или усиливают друг друга, раскрывают в полную меру свою природу и свои регулирующие способности.

Именно в системе каждый принцип имеет структурно отведенное ему место; в ней и через нее он выражает и свою индивидуальность. Система определяет также границы, способы и другие проявления конкретного применения принципов. Значит, полное раскрытие содержания и потенциала любого принципа государственного управления возможно лишь в рамках и с учетом его системных зависимостей.

2. Основания систематизации принципов государственного управления

В научной литературе приводится множество не только самых разнообразных, часто не стыкующихся между собой принципов, но и примеров их систематизации. Выделялись такие подсистемы принципов в государственном управлении: политические (социально-политические) и организационные, организационно-политические, организационно-технические построения аппарата управления, организационно-технические деятельности аппарата управления; политические, экономические, организационно-правовые, технические, общие сущно

Читайте также  Казахстан - независимое государство (1991-2002 гг.)

Общесистемные методологические принципы государственного управления

Принципами в научной теории называют основные положения, с помощью которых выстраивается теория и объясняются анали­зируемые факты. Таковы, скажем, философские принципы. Теоре­тико-познавательный и методологический аспекты — неотъемле­мые признаки принципов государственного управления как науч­ных положений. В системе государственного управления принци­пы выступают в своей главной ипостаси — в качестве основных и исходных положений управленческой деятельности, выработан­ных наукой и сформулированных государством. Они являются надежным средством организации и регулирования целенаправ­ленного процесса воздействия на общество, а также одновременно и собственно функционирования управляющего субъекта.

Принципы объективны в своей основе и по содержанию по­стольку, поскольку они выражают научное знание об объектив­ных законах и функциях управления, отвечают критериям науч­ной истины. Однако объективность принципов в указанном смыс­ле нельзя отождествлять с объективно существующими обществен­ными процессами и присущими им объективными законами. Прин­ципы государственного управления независимы от сознания и воли субъекта только в смысле адекватного отражения объективных законов, потребностей государства и общества. Познаются и фор­мулируются они людьми с различными субъективными способно­стями и возможностями.

Принципы государственного управления суть субъективное по форме выражение требований объективных законов и специфики общественных политических отношений. Иначе чем же объяс­нить тот факт, что признаваемые в одном типе государства (ска­жем, социалистическом) нормативные требования в качестве ос­новы государственного строительства и управления в другом (ли берально-демократическом) решительно отвергаются. Конечно же, не только иной сущностью политических систем, хотя это глав­ное. Неолиберальное демократическое сознание властей предер­жащих — существенный фактор, под влиянием которого осмыс­ливаются объективные реалии и закономерности государства и общества.

Было бы ошибочно интерпретировать положение об объектив­ном содержании принципов управления так, что будто бы объек­тивность гарантирует адекватное их осуществление любым субъек­том и при любых условиях.

В советской политической литературе подобный апологетичес­кий подход был стереотипным при анализе политики правящих партийно-государственных институтов. Его авторами за сущее выдавалось должное, за действительное — нормативное, а скорее желаемое. И хотя для некоторых авторов (к их числу мы отно­сим и себя) нормативный подход чаще всего был основанием кри­тической оценки существующей политической практики и выяв­ления ее противоречий, он все же мало способствовал объектив­ному рассмотрению проблем.

Не нормативность, а прежде всего действительность должна быть предметом анализа реализации законов и принципов управ­ления в практической деятельности государственных органов. Нельзя не подчеркнуть, что сознательная реализация научных законов и принципов — лишь одна из возможностей, хотя и реальных, в практике управляющего субъекта. Определяя госу­дарственное управление, включая политическое руководство, как деятельность целенаправленную, не следует считать, что любые ее виды и формы строятся целиком и полностью по строгим науч­ным проектам. Цель, замысел — идеальный образ будущего ре­зультата, но не строго выверенная во всех аспектах какая-то научная формула.

Цель, замысел субъекта формулируются в результате синтеза элементов научных знаний и идеологических представлений, здра­вого смысла и практического опыта, итога повседневных наблю­дений и интуиции лидеров. Политика, государственное управле­ние — не только (а во многих случаях не столько) наука, но также искусство. В последнем, как известно, доминирует вообра­жение, далеко не всегда адекватно отражающее реальность. К сказанному нужно добавить, что научные знания о законах и принципах управления — не абсолютная, а относительная исти­на. Мы многого еще не знаем о современных политических про­цессах и об объективных закономерностях государственного уп­равления, особенно в россии. Тем более, что многие теоретики и политики вообще отрицают таковые, а » принципы принимают любые целесообразные в данной конкр^нои ситуации формы и нормы управления. Не любое теоретическое положение, именуе­мое в литературе «принципом государственного управления», фактически им является.

Существенной особенностью принципов государственного уп­равления являются выраженность и закрепленность их в боль­шинстве своем в правовых нормах. Это положение подчеркивает­ся Г В. Атаманчуком. Правовое закрепление принципов, бесспор­но, «вносит большую конкретность и устойчивость в управлен­ческие отношения» [1]. Мы хотели бы обратить внимание читате­ля на уточнение: «в большинстве своем»- За ним кроется вопрос, требующий дальнейшего анализа практических форм функциони­рования принципов управления. Их можно сгруппировать так:

1) традиции, складывающиеся в государственном управлении;

2) политические требования и установки, зафиксированные в программах и других официальных доцентах государства;

3) конституционные установления и другие правовые нормы, закрепляющие формальные образцы управленческих отношении
и действий субъекта и объекта управления;

4) научные рекомендации практике управления;

5) политические, идеологические и нравственные ценности как форма выражения и средство воздействия на управляющих и управляемых. Ценностный аспект может приобретать любой из указанных видов практического функционирований принципов государствен­ного управления, что зависит от значимости принципа для систе­мы управления и его общественного признания. Заметим, что некоторые принципы закрепляются одновременно в ряде форм: в виде политических и правовых норм, традиций и идеологических ценностей. К числу таковых относится принцип плюрализма. Он фигурирует во многих ипостасях: как демократический, т.е. по­литический, принцип выбора целей и формирования государствен­ных органов власти и управления; как принцип планирования, как правовая норма при организации демократических выборов; как политическая и идеологическая ценность — один из регуля­торов поведения управляющих и управляемых и т.д. Известный советский принцип демократического централизма был закреп­лен политически (в Программе и Уставе правящей партии) и конституционно — в качестве основного принципа государствен­ного управления обществом. Некоторые либерально-демократи­ческие принципы управления, например, плюрализм, конкурен­ция, закреплены юридически и в форме традиций. Кроме того, они в числе политических, идеологических и нравственных цен­ностей государства и общества.

В научной литературе описываются многие принципы госу­дарственного управления и их типологии. Однозначного решения этого вопроса нет. В данной работе в качестве основания типоло­гии принципов государственного управления признаются: объек­тивные законы и функции социального и государственного управ­ления, специфика государства как политически организованного общества. Принципы, как отмечалось, суть субъективные формы выражения объективных законов управления, а также потребно­стей развития государства и общества, состояния его политико-правовой культуры.

В соответствии с названным основанием выделим группы об­щесистемных принципов государственного управления:

1) общеметодологические принципы, сформулированные на основе познания общих законов социального и государственного управления, закрепленные в политических и правовых нормах,
или применяемые в качестве научно-практических рекомендаций; они определяют содержание государственного управления;

2) организационные системно-структурно-функциональные принципы, закрепленные нормативно;

3) принципы разработки, принятия и исполнения решений, в
большинстве своем предусмотренные законодательством;

4) принципы управления отдельными сферами общественной жизни: политической, экономической, социальной, культурной.

Назовем их специфическими. Так же, как общесистемные, они в большинстве своем прописаны юридически или же отражены в определенных политических документах и административных инструкциях.

Государственное управление — сложный политико-правовой организм со многими относительно самостоятельными органами и службами, регулируемыми частными принципами. Такова, на­пример, государственная служба и ее принципы[2].

Методология государственного управления: понятие, основные элементы, субъекты и объекты.

Лекция 3. Методологические основы государственного управления.

1. Методология государственного управления: понятие, основные элементы, субъекты и объекты.

2.Цели и функции государственного управления.

3. Принципы и методы государственного управления.

Методология государственного управления: понятие, основные элементы, субъекты и объекты.

Методология – это система наиболее общих принципов, положений, логической организации, методов и средств, составляющих основу той или иной науки. Она является определяющим началом процесса познания, а также системой общетеоретических требований, которые реализуются в комплексе конкретных методов и приемов научного познания относительно объектов социальной действительности.

Методология теории государственного управления- совокупность субъектов и объектов, целей и задач, принципов, подходов и функций, критериев и показателей, форм и методовуправления.

Важнейшим составным элементом государственного управления являются методологические установки и подходы, которые оказывают определяющее воздействие на все составляющие методологии управления.

Методологические установки и подходы к государственному управлению могут существенно отличаться друг от друга, что ведет к формированию различных школ, объединяющих ученых-единомышленников. Например, можно выделить тоталитарный, демократический и государственно-религиозный методологические подходы.

Основные методологические подходы к государственному управлению:

1. Тоталитарный подход к управлению акцент делается на необходимость сильной государственной власти (речь может идти о диктатуре вождя, правящей элиты), о слиянии органов государства и правящей партии, о подчинении им общественных объединений. Это административно-командная система управления.

2.Демократический подходмножество направленийгосударственного управления представлены множеством самых различных школ, отстаивающих идеи «государства – добра», «государства – ночного сторожа» и др.

При всех различиях демократических концепций государственного управления все они опираются на принципы демократии, общечеловеческие ценности, общие, а не классовые интересы, политический и идеологический плюрализм, господство права и т.д.

3. Государственно-религиозный подход существует во многих мусульманских странах.

Концепция государственного управления многих мусульманских стран основана на государственно-религиозных подходах. Например, концепция мусульманского фундаментализма основана на идеях халифата как лучшей формы управления, отрицании выборов в органы государственного управления.

В исламе не существовало понятия государства как самостоятельного института. Государство имело значение лишь как служитель ислама. Господствующей для мусульман являлась концепция теократического общества, для которой исходным понятием служит «община» (умма). Она представляет собрание правоверных, управляемых Аллахом. Согласно доктрине ислама, власть религиозная и власть политическая неотделимы друг от друга: только религия давала право на власть и была формой воздействия власти на людей. Это привело к возникновению у арабов теократического государства. На первом этапе развития халифат представлял собой относительно централизованную теократическую монархию. Во главе государства находился халиф — прямой заместитель Аллаха на земле. В руках халифа была сосредоточена духовная (иммат) и светская (эмират) власть, которая считалась неделимой и неограниченной.

Читайте также  Государственная пошлина 5

Методология государственного управления основывается на законах общественного развития. И хотя законы не зависят от воли и сознания людей и являются объективными, люди не бессильны перед ними. Познавая объективные законы, они предопределяют и объективную необходимость своих действий, сознательно организуют свою деятельность. Это позволяет утверждать, что деятельность людей определяется не только закономерностями, но и субъективным фактором – их сознанием, что обусловливает возможность воздействия на поведение людей через систему государственного управления.

Правильное отражение и использование в системе государственного управления законов общественного развития обеспечивает продвижение общества вперед. В случае обратного действия – возникают диспропорции, противоречия, конфликты.

Суть управленческих решений отражается в целях управления. Отсюда вытекает, что формирование целей государственного управления и их обоснованность – крайне сложная и ответственная задача. Поставленная цель отражает необходимость достижения заданного состояния объекта в соответствии с намеченными перспективами в установленные сроки.

Свое наиболее обобщенное выражение государственное управление находит в функциях государства, которые определяют его деятельность по решению задач и поставленных целей. Функции государства отражают природу государства, его волю и власть. При этом следует различать функции государства и функции государственных органов. Последние имеют более конкретный характер, зависят от органа управления, его назначения.

Принципы государственного управления– это основополагающие правила и рекомендации, которые должны учитываться и выполняться в практической деятельности на всех уровнях управления.

Использование основополагающих принципов государственного управления существенно повышает эффект управленческой деятельности. Принципы связывают теорию управления с управленческой практикой, и каждый управленец на уровне своего познания, общей и профессиональной культуры использует их в своей практической деятельности.

Методы государственного управления – это способы воздействия на управляемый объект, обеспечивающие достижение желаемого результата.

Постановка задач в отношении управляемого объекта и оценка результатов государственного управления, как правило, осуществляется через систему критериев и показателей.

Все элементы методологии государственного управления образуют органическое единство.

1. Методология государственного управления

1. Методология государственного управления

Методология и методы изучения государственного управления. В науке о публичном управлении (государственном, муниципальном, корпоративном) существуют различные школы, объединяющие ученых-единомышленников. Вместе с тем имеются разные методологические подходы: тоталитарный, демократический и государственно-религиозный. При тоталитарном подходе к публичному управлению акценты делаются на необходимости сильной государственной власти (в некоторых случаях – диктатуры определенного социального слоя в обществе или персональной диктатуры вождя), осуществляется фактическое слияние органов государства, правящей партии (обычно, коммунистической, но бывают и другие), общественные объединения подчинены правящей партии и органам государства, местное самоуправление отменяется. Это административно-командная система управления.

Демократические концепции государственного управления представлены огромным количеством различных школ, в том числе школ, связанных с идеями «государства-зла» и «государства-добра», «государства – ночного сторожа», и «государства – всесильного регулятора», школ, отстаивающих приоритет экономических или политических методов управления, концепциями государства всеобщего благоденствия и государства, создающего лишь благоприятные условия для деятельности индивида, идеями «рациональной бюрократии», технократии и другими концепциями, требующими, с одной стороны, разделения государственного и муниципального управления, с другой – представления о муниципальных органах как «агентах государства».

При всех различиях демократические концепции опираются на общие постулаты управления – общечеловеческие ценности, принципы демократии, политического и идеологического плюрализма, разделения властей, господства права, признание местного самоуправления и т. д. Они отвергают тоталитаризм и авторитаризм, утверждают подконтрольность чиновника населению, ставят его на службу общим (а не классовым) интересам.

Государственно-религиозные, теократические (например, в Саудовской Аравии) или клерикальные (в Иране) подходы к публичному управлению типичны для многих мусульманских стран.

Концепции мусульманского фундаментализма в отношении управления связаны с идеями халифата как лучшей формы управления, с отрицанием выборов в органы государства (они заменяются назначением монархом совещательного совета – ашшуры – при правителе). Вместо участия граждан в управлении используется практика меджлиса (прием в установленные дни любого правоверного главой государства, который одновременно является имамом – религиозной главой, и членами его семьи).

В арабских странах, которые испытали влияние либеральных идей и являются республиками (Алжир, Египет и др.), сохранились лишь элементы прежних порядков (фактическое недопущение женщин к политике и государственной службе, ашшура превратилась в частично избираемый консультативный совет при президенте).

При изучении государственного управления используются различные общенаучные и специальные методы. Среди научных методов большое значение имеют анализ и синтез. С их помощью, например, выделяются ветви государственной власти (законодательная, исполнительная, судебная и др.), создаются понятия государственного аппарата (в широком смысле), муниципального образования, местного самоуправления.

Применяются логический метод (с его помощью делаются различные умозаключения, например, о принципе законности в управлении), метод формализации (он помогает, например, создавать различные классификации), сравнительный метод (позволяет сопоставлять возможности разных способов публичного управления), количественные методы (в том числе статистические, свидетельствующие о составе аппарата управления), метод прогнозирования (например, вывод о возможном отпочковании новых ветвей власти), экстраполяции (распространения признаков данного явления на другие сходные явления), моделирования (искусственного воссоздания тех или иных управленческих процедур), эксперимента (практической проверки деятельности тех или иных органов управления в условиях, созданных экспериментатором).

При изучении государственного управления широко используются исторический метод (например, путем использования исторических данных выявляются тенденции государственного управления), конкретно-социологические методы и приемы (анкетирование, интервьюирование, опросы населения, государственных и муниципальных служащих), социально-качественные методы исследования (например, для выявления социальных предпочтений разных групп служащих), правовые (изучение нормативных актов, регулирующих государственное управление), сравнительно-правовые (например, сравнение с зарубежными моделями управления, контрастирующее сравнение) методы.

Важнейшую роль при изучении государственного управления играют методы наблюдения за деятельностью соответствующих органов и должностных лиц, методы имитации (например, организация соответствующих деловых игр, копирующих определенный вид деятельности органа государства, или местного самоуправления), различные частные методики, изучение документов, статистики, отчетов соответствующих органов, данных средств массовой информации.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Тема 12 Законность в сфере государственного управления

Тема 12 Законность в сфере государственного управления Вопрос 1. Понятие законности и дисциплины в административном правеСогласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны

Тема 14. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Тема 14. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 14.1. Понятие, основные черты и виды методов государственного управленияМетоды государственного управления способы, приемы воздействия субъекта управления на объект управления в рамках управленческих отношений, которые

Тема 21. ЗАКОННОСТЬ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Тема 21. ЗАКОННОСТЬ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 21.1. Законность в государственном управлении: понятие, общие черты, принципыЗаконность в государственном управлении режим должного функционирования системы государственного управления, состоящий в точном, строгом

1. Понятие государственного органа исполнительной власти (государственного управления) и его компетенции

1. Понятие государственного органа исполнительной власти (государственного управления) и его компетенции Специфика органов государственного управления, их отличие от всех других государственных организаций заключается в содержании их деятельности, которая по своей

Содержание государственного управления, юридические элементы содержания. Принципы государственного управления

Содержание государственного управления, юридические элементы содержания. Принципы государственного управления Государственное управление как организующая деятельность по объединению и координации действий складывается из четырех тесно связанных

1. Понятие государственного управления

1. Понятие государственного управления Управление по общепризнанному, вошедшему в энциклопедические словари определению является функцией сложных организованных систем любой природы (технических, биологических, экологических, социальных), обеспечивающей сохранение

2. Сущность государственного управления

2. Сущность государственного управления Все виды государственной деятельности по их месту в системе реализации государственной власти, содержанию и формам выражения можно разделить на три группы.Родовые консолидированные формы государственной деятельности,

ЛЕКЦИЯ № 2. Методология и методы, субъекты и объекты государственного управления

ЛЕКЦИЯ № 2. Методология и методы, субъекты и объекты государственного управления 1. Методология государственного управления Методология и методы изучения государственного управления. В науке о публичном управлении (государственном, муниципальном, корпоративном)

2. Субъекты и объекты государственного управления

2. Субъекты и объекты государственного управления Субъектами государственного управления являются физические и юридические лица (организации), которые управляют или участвуют в управлении в качестве субъектов управленческих отношений. Граждане (россияне, иностранцы,

1.3. Единство системы государственного управления: взаимосвязь государственной власти и государственного управления

1.3. Единство системы государственного управления: взаимосвязь государственной власти и государственного управления Понятие «государственное управление» нельзя отождествлять с понятием «государственная власть», целесообразно их соотносить как общее и его часть.

2.2. Тенденции развития государственного управления в XIX в.

2.2. Тенденции развития государственного управления в XIX в. В XIX в. Россия вступила как самодержавная империя, занимающая первое место в Европе по численности населения и военной мощи, но вместе с тем имеющая феодально-крепостническую систему хозяйства. Несмотря на то что в

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: