Модели политических систем - ABCD42.RU

Модели политических систем

Модели политических систем

Вы будете перенаправлены на Автор24

Общая характеристика политической системы

Для того, чтобы наиболее полно раскрыть характерное устройство политической власти, необходимо прибегнуть к рассмотрению политической системы.

Политическая система представляет собой целостную совокупность как негосударственных, так и государственных общественных институтов, норм, а также взаимоотношения между политическими субъектами, с помощью которых происходит управления в обществе.

Проводя сопоставление политической системы и такого понятия как политическая жизнь, получаем, что последнее собой охватывает все возможные политические связи и является шире, нежели политическая система, характеризующая лишь определенную часть политической жизни.

Модели политических систем

Рассмотрим возможные теоретические модели функционирования политических систем:

  • системная;
  • структурно-функциональная;
  • информационно-кибернетическая.

Охарактеризуем отдельно каждую из представленных моделей.

Системная

Автором модели является Д Истон. С точки зрения рассматриваемой модели политическая система характеризуется своими функциями, а именно авторитарным распределением ценностей в обществе. Процесс функционирования системы раскрывается через взаимоотношения с внешней средой. Системная модель позволяет сберечь устойчивость, при условии соблюдения баланса «входящих» и «выходящих» импульсов, таким образом характеризующие реакцию системы на полученную информацию.

«Входящие» импульсы можно разделить на две группы:

    требования общественности, в качестве которых могут выступать запросы о повышении уровня заработной платы, расширения действия социальных программ, права и свободы граждан;

поддержка, которая в свою очередь также делится на:

  • материальную, выражающуюся в уплате налогов, несении воинской службы;
  • соблюдение законов, проявляющееся в уважительном отношении к органам власти, символике государства, активной жизненной позиции и участии в политической жизни.

Готовые работы на аналогичную тему

В результате обработки информации политической системе остается принять какое-либо решение, закон или указ, и реализовать его, осуществив при этом «выходящий» импульс. «Входящие» и «выходящие» импульсы вместе образуют единый цикл, именуемый «петлей обратной связи».

Заметим, что в тех случаях, когда «выходящие» импульсы оправдывают ожидания и надежды, происходит усиление поддержки со стороны общества, что представляет собой условие легитимности системы.

В свою очередь легитимность также можно разделить на два вида:

  • диффузная. Другое ее название — эмоциональная, представляющаяся собой более устойчивую, способную выражаться в поддержании системы даже в периоды кризисов;
  • инструментальная. Другое название – специфическая, представляющая собой более кратковременную, ориентирующуюся в большей степени на результат и проявление поощрения.

Заметим, что сам факт отсутствия поддержки со стороны общества может вызвать кризис политической системы. Ослабить ситуацию могут и принятые ошибочные решения или в силу слабых импульсов, чрезмерно сильных требований, перенасыщающих систему информационным потоком.

Структурно-функциональная

Автором модели является Г. Алмонд. С точки зрения рассматриваемой модели политическая система характеризуется действиями, относящимися к принятию тех или иных политических решений. К числу главных функций системы следует отнести обеспечение легитимности принуждения, что позволит сохранить общественную стабильность. При проведении анализа системы необходимо рассматривать ее с двух уровней, а именно:

  • институционального, отвечающего за изучение политических институтов;
  • ориентационном, изучающем политическую культуру.

С точки зрения структуры, данная системы включает в себя следующие органы: формальные или правительственные органы, неформальные институты, чаще всего представляющие групповые объединения, поведенческие аспекты таких институтов и активность отдельно взятых граждан.

В результате анализа разных политических систем Алмонд сформулировал следующие выводы:

  1. Каждая система обладает определенной структурой.
  2. Политическая система является многофункциональной.
  3. Каждая их систем прежде всего осуществляет стандартные или универсальные функции, выполняемые разными институтами или структурами, системами (законодательные органы, партии или же суды), а также с изменяемой частотой, которые важны для социальной жизни.
  4. С точки зрения культурного смысла каждая системы относится к числу смешанных.
  5. Политические системы между собой можно разделить на простые или их другое название традиционные и развитые. Их различие заключается в том, что у них дифференцированы функции и специализированы структуры. Системы могут быть схожи в функциональном плане, но всегда различаются структурно.

Информационно-кибернетическая модель

Автором модели является К. Дойч. С точки зрения рассматриваемой модели, при использовании положений и терминологий, разрабатываемых кибернетикой, политическую систему можно характеризовать через потоки информации. Процесс функционирования системы заключается в координировании усилий людей с целью достижения поставленных результатов и включает в себя ряд этапов:

  1. Происходит процесс получения информации, в результате чего формируется блок информационных данных.
  2. Полученная информация проходит селекционный отбор и оценку.
  3. По результатам проведенных действий принимается определенное решение.
  4. После выполнив все необходимые действия, наступает момент для реализации поставленных целей.

Процесс принятия решения, отбор и селекция решений происходят на основе результатов предшествующих действий, опираясь на информационные данные о положении и ситуации в обществе, учитывая расстояние, необходимое для достижения цели.

Модели политических систем

Общая характеристика политической системы

Чтобы понять суть моделей политической системы, следует охарактеризовать и рассмотреть саму систему политики.

Если рассматривать такое понятие, как политическая жизнь, то оно представляет собой более широкий масштаб, нежели система политики, которая представляет собой лишь определенный элемент политической жизни.

Модели политических систем

Система политической сферы может работать благодаря ряду определенных моделей. Рассмотри их поподробней:

  • системная;
  • структурно-функциональная;
  • информационно-кибернетическая.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Рассмотрим первую модель.

Автор – Дейвид Истон.

Для данной формы характерна работа, производимая органом или организмом, а именно предрасположенная следовать диктату сильных лидеров и традиций, общепринятых ценностей. Системная модель характеризуется взаимодействием с обществом и окружающей средой. Она помогает сохранить способность системы сохранять текущее состояние при влиянии внешних воздействий, при условии поддержки равновесия «входящих» и «выходящих» импульсов, соответственно они иллюстрируют ответ системы на получаемый поток информации.

Те сигналы, которые «входят» разделяются на следующие подразделения:

  • заявления, идущие от общества. Это могут быть требования отдельных групп общества об поднятии заработной платы, про установление определенных прав и свобод
  • материальное содействие, которое характеризуется платежом налогов и т.д.;
  • следование порядкам и нормам, установленным в обществе, взаимодействие и участие в политической жизни страны, уважение к представителям данной власти.

Существует понятие «петля обратной связи», его функционирование возможно только при поддержании процесса «входящих» и «выходящих» сигналов.

Согласие народа с властью, его добровольное признание за ней прав принимать обязательные решения можно разделить на следующие виды:

  • диффузная – устойчивое проявление эмоций, характеризуется возможностью поддерживать систему в сложные периоды функционирования
  • инструментальная – для неё характерны более широкие масштабы и короткий срок реализации, направлена на конечный результат и возникновению одобрения со стороны общества

Структурно-функциональная

Автор – Габриэль Алмонд.
Данная модель представляет процесс принятия обществом решений в сфере политики, независимо от того устраивают они окружающий мир или нет. Выполняет следующие функции – снабжение человечества признанием за властью прав принимать обязательные решения, но которые основываются на принуждении, что дает возможность сохранять в государстве стабильность. Дабы лучше рассмотреть данную систему, следует проанализировать её с двух сторон:

  • институциональный, который отвечает за анализ политических институтов;
  • ориентационный – исследование культуры политической сферы.
  • Структурно-функциональная система состоит из таких органов:
  • формальные (органы власти)
  • неформальные
Читайте также  Политическое устройство мира

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Габриэль, освоив конечный итог всех вышеперечисленных систем, сделал выводы, их суть полагалась в следующем:

  • Все механизмы имеют свое формирование.
  • Имеет большое количество функций.
  • Все они стандартно или универсально функционируют.
  • Выражаются как смешанные, со стороны культурной сферы.
  • Их делят на простые и сложные, иными словами развитые. Отличаются они тем, что у них разделены функции и представляют разные структуры. При том, их функционирование может быть идентичным, но составляющее структур всегда разное.

Информационно-кибернетическая модель

Автор – Карл Дойч.

Для данной системы характерно применение условий и терминов, касающихся сферы программирования, для изучения политической системы путем исследования потоков информации. К функциям информационно-кибернетической системы относится возможность устанавливать целесообразное соотношение между усилиями индивидов с целью достижения достижения определенных задач:

Функционирование проходит по следующим последовательным пунктам:

Сначала материал получается и обрабатывается, затем идет формировании е информационных данных.

Весь готовый материал исследуется и «проходит отбор».

Сгруппировав и проанализировав все, проводится решение.

Затем, после планировки всех операций, начинается развитие реализации поставленных задач.

Когда принимаются и отбираются решения, это делается, основываясь на том, какой результат был у тех операций, которые уже прошли. При этом учитываются и другие факторы необходимые для реализации поставленной задачи.

Теоретические модели политических систем

ТЕМА 6 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

  • 6.1. Теоретические модели политических систем
  • 6.2. Структура политической системы
  • 6.3. Функции политической системы
  • 6.4. Типология политических систем
  • ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ

Теоретические модели политических систем

Через понятие политической системы раскрывается характерное устройство политической власти в конкретном обществе. Политическая система — это целостная совокупность государственных и негосударственных общественных институтов, правовых и политических норм, взаимоотношений политических субъектов, посредством которых осуществляется власть и управление в обществе (Аним. 1).
По отношению к понятию «политическая система» более широким является понятие «политическая жизнь», которое охватывает все политические связи, явления и процессы, имеющие место в обществе на всех его уровнях. Политическая система — это лишь часть политической жизни 1 .
Понятие «система» пришло в общественные науки из биологии и кибернетики. В социологии и политологии его впервые использует американский исследователь Т. Парсонс (рис.). Другой американский политолог Д. Истон (рис.) в 1953 г. вводит в науку и само понятие «политическая система».
Сущность системного описания общества наибольшее выражение получила в теоретических построениях Т. Парсонса. Он подошел к рассмотрению общества как сложной открытой системы, состоящей из четырех подсистем, каждая из которых выполняет определенную функцию.

  • Выполнение каждой подсистемой своей функции обеспечивает устойчивость и целостность общества (Аним. 2):
    • экономическая подсистема играет роль связующего звена между обществом и природой (функция адаптации);
    • политическая подсистема, которая включает в себя все формы принятия решений, определяет коллективные цели и обеспечивает мобилизацию ресурсов для их достижения (функция целеполагания);
    • социетальная («общностная») подсистема поддерживает устоявшийся образ жизни и включает в себя все институты социального контроля — от законов до неформальных правил (функция интеграции);
    • подсистема социализации (культурная) позволяет включить человека в существующую культурную систему и содержит в себе культуру, религию, семью и школу (функция устойчивости и самосохранения).

Значение теории Парсонса для развития политологии заключается в том, что он заложил основы системного и структурно-функционального подходов к исследованию политической системы.
С позиций системного подхода политическая сфера общества может быть рассмотрена как систем

  • Как и любая система, она будет обладать следующими признаками:
    • состоять из множества взаимосвязанных структурных элементов. Эта взаимосвязь обеспечивает свойство целостности и единство системы;
    • существовать в рамках внешнего окружения или среды;
    • иметь границы распространения и выделенность по отношению к внешней среде;
    • носить открытый характер (т.е. она подвержена воздействиям, идущим из внешней среды);
    • характеризоваться такими свойствами, как стремление к равновесию и устойчивости, к адаптации и интеграции.
  • Что выступает внешней средой политической системы? Д. Истон выделил две среды (окружения) (Аним. 3):
    • интрасоциетальную — другие подсистемы общества: экономическая, социальная, культурная;
    • экстрасоциетальную — другие общества, международные институты и отношения.

Но любое общество, в том числе и его политическая подсистема, испытывает влияние внесоциальной — природной — среды. Перечисленные факторы будут детерминировать изменения политической системы. Только реагируя на импульсы, идущие из внешнего окружения, система сохраняет способность к стабильному функционированию и развитию.

  • В политологии разработано несколько теоретических моделей функционирования политических систем (Аним. 4):
    • системная;
    • структурно-функциональная;
    • информационно-кибернетическая.

1. Системная модель впервые была разработана Д. Истоном (Аним. 5). Сущность политической системы, в трактовке ученого, раскрывается в ее функции — авторитарном распределении ценностей в обществе. Процесс функционирования системы описывается через отношения обмена с внешней средой. Она сохраняет устойчивость, если найден определенный баланс между «входящими» импульсами, идущими из среды, и «выходящими» импульсами, которые представляют собой реакцию системы на полученную информацию.
«Вход» представлен двумя видами импульсов: требования общественности (повышение заработной платы, расширение социальных программ, права и свободы граждан) и поддержка. Поддержка может проявляться как в материальной форме (выплата налогов, воинская служба), так и в виде соблюдения законов, почтения к органам власти, к государственной символике, активного участия в политической жизни. Переработав информацию, политическая система принимает конкретные решения (законы, указы) и производит действия по их реализации («выход»). «Вход» и «выход» составляют непрерывный цикл, который называют «петлей обратной связи».
Если «исходящие» импульсы соответствуют ожиданиям населения, то общественная поддержка политической системы усиливается. Поддержка со стороны народа решений и действий системы является условием ее легитимности.

  • Истон выделяет два вида легитимности:
    • диффузная (эмоциональная) легитимность является более устойчивой и может проявляться в поддержке системы даже в условиях кризисов;
    • инструментальная (специфическая) легитимность более кратковременна и ориентирована на результат и поощрение.

И наоборот, отсутствие поддержки может привести к кризису политической системы. Дестабилизирующим фактором могут стать ошибочные решения власти, принятые либо в силу слишком слабых импульсов (система не имеет достаточной информации для принятия оптимальных решений), либо в силу слишком сильных требований, что вызывает перенасыщенность системы информацией.
2. Структурно-функциональную модель политической системы разработал Г. Алмонд (Аним. 6). Политическая система, по его мнению, представляет собой типы действий, имеющих отношение к принятию политических решений. Главная функция системы — обеспечение легитимного принуждения, что позволяет сохранить общественную стабильность.

  • Анализ системы должен осуществляться на двух уровнях:
    • институциональном (исследование политических институтов);
    • ориентационном (исследование политической культуры).

В структурном плане она включает в себя формальные (правительственные органы) и неформальные институты (групповые объединения), поведенческие аспекты этих институтов, активность отдельных граждан.

  • На основе сравнительного анализа политических систем разных стран Алмонд пришел к следующим выводам:
    • все политические системы имеют собственную структуру;
    • политическая система многофункциональна;
    • все политические системы выполняют аналогичные универсальные функции, необходимые для социальной жизни. Функции выполняются разными институтами (структурами) системы (суды, законодательный орган, партии) и с разной частотой;
    • все политические системы являются смешанными в культурном смысле;
    • отличие между простыми (традиционными) и развитыми системами заключается в дифференциации функций и специализации структур. Эти системы похожи по функциям, но различаются по структурным характеристикам.
Читайте также  Политика и ее роль в жизни современного общества 2

3. Информационно-кибернетическую модель. К. Дойч предложил информационно-кибернетическую модель политической системы (Аним. 7). Используя положения и терминологию, разработанные в кибернетике, автор рассматривает политическую систему через потоки информации. Функция системы заключается в координации усилий людей для достижения поставленных целей.

  • Процесс функционирования системы складывается из нескольких этапов:
    • этап 1: получение информации и формирование блока данных;
    • этап 2: селекция информации: отбор и оценка полученной информации;
    • этап 3: принятие решений;
    • этап 4: реализация поставленных целей.

Принятие решений и их коррекция осуществляются с учетом результатов предыдущих действий и на основе информации о положении в обществе и о расстоянии, которое осталось до цели.

Модели политических систем

Политическая система общества

Понятие «системы» ввел в научный оборот немецкий биолог Людвиг фон Берталанфи в 20-е гг. XX в. Рассмотрение общества как целостной системы связано с именем Т. Парсонса. Общество как система состоит из ряда элементов: политической, экономической, социальной и духовной подсистем. В то же время каждая из этих подсистем является самостоятельной целостностью, состоящей из элементов, поэтому можно говорить о политической, экономической и других системах.

Понятие политической системы

В современной политической науке нет универсального определения политической системы, что объясняется различными толкованиями понятий «власти» и «политика», с которыми тесно связана категория «политическая система». Однако характерным является то обстоятельство, что почти во всех определениях подчеркивается законное право политической системы наказывать, принуждать и подчинять, то есть регламентировать поведение людей.

По мнению американского политолога Р. Даля, политическую систему можно представить как «любой устойчивый тип человеческих отношений, который включает в себя в качестве главных компонентов: власть, руководство или авторитет». Многие политологи считают, что центральным элементом, стержнем политической системы является политическая власть, подобно тому, как в экономической системе таким элементом является собственность.

Глубокое обоснование и широкое распространение понятие «политическая система» получило лишь в середине ХХ в. Впервые термин «политическая система» был использован американским политологом Д. Истоном в 50-е годы XX века. Теория политической системы получила развитие в трудах Г. Алмонда, У. Митчелла, К. Дойча, А. Этциони и др.

Термин «политическая система» часто используется в таких значениях:

1) абстрактная модель, отражающая политические явления, вне реальной действительности (например, авторитарная и тоталитарная системы, редко существуют в чистом виде, в основном, в теоретической проекции);

2) реальный механизм формирования и функционирования власти в обществе.

Понятие «политической системы» шире понятия «система правления», использовавшегося в политологии до середины XX века, т.к. для последнего термина характерно отождествление политики сугубо с деятельностью государства. Однако в современной политической жизни значительная роль принадлежит средствам массовой информации, партиям, движениям, ассоциациям и отдельным гражданам, поэтому термин «система правления» считается устаревшим.

Модели политических систем

В современной политической науке выделяют две основные модели политических систем, разработанные американскими политологами Д. Истоном и Г. Алмондом. Механизм взаимодействия политической системы и внешней среды был впервые разработан Д. Истоном, а внутренняя структура политической системы изучена Г. Алмондом. Обобщая их воззрения, можно изобразить строение «политической системы» следующим образом (см. схему).

Итак, политическая система находится в сложном взаимодействии с внешней средой, то есть со всеми остальными подсистемами общества, а также с другими видами политических систем. Окружающая среда влияет на политическую систему через отношение к ней – поддержку и требования. Значительное число требований свидетельствует о нестабильности политической системы, об изоляции политической элиты от общества. Требования ослабляют политическую систему. Одна из главных целей системы – максимально быстрое реагирование на изменяющиеся требования внешней среды. Мобильность системы является показателем ее жизнеспособности. Поддержка – это одобрение существующей политической системы, которое может выражаться в форме уплаты налогов, участия в политической жизни государства (выборах, референдумах), в уважении к власти, соблюдении законов и т.п. Поддержка усиливает политическую систему, свидетельствует о ее стабильности.

В зависимости от поступивших требований и поддержки, политическая система принимает решения и организует действия (новые законы, заявления, субсидии и т.п.).

Политическая система, как обозначено на схеме, состоит из пяти подсистем: институциональной, нормативной, коммуникативной, культурной и функциональной.

1.Институциональная подсистема включает в себя многообразные политические институты: государство, партии, движения, СМИ и др. В общем, они образуют политическую организацию общества. Ключевое место в этой подсистеме занимает государство. Внутри политической системы можно выделять собственно политические организации (государство, политические партии и некоторые общественные объединения) и несобственно политические организации (профсоюзные, кооперативные и иные организации).

2.Нормативная подсистема включает в себя правовые и политические нормы, обычаи и традиции, с помощью которых происходит взаимодействие политических институтов, определяется поведение граждан.

4.3 Политическая система

Политика и политическая система

Политика – это не только деятельность, направленная на завоевание, утверждение и использование власти, но также деятельность по управлению обществом и государством и принятию политических решений. Как известно, политическими акторами (субъектами политики) являются индивиды, политическая элита, политические партии, институты гражданского общества, государство, то есть все те, кто осуществляет политическую власть или воздействует на неё. Взаимодействие политических акторов называется политическими отношениями. Существует множество направлений политики и политических отношений, среди которых:

  • Внутренняя – внутригосударственная деятельность, например, поддержание порядка в обществе и государстве, улучшение благосостояния граждан.
  • Внешняя – межгосударственная деятельность, например, участие в деятельности ООН, Совета Европы.
  • Военная – организация и применение средств вооруженного насилия для решения определённых политических задач.
  • Национальная – решение задач, связанных с сосуществованием разных наций на одной территории.
  • Демографическая – регулирование репродуктивного поведения граждан, укрепление семьи.
  • Экономическая – деятельность государства по развитию экономики страны, отечественного производства и др.

Согласно данной модели, политическая система имеет вход и выход, через которые осуществляется обратная связь с индивидами, группами, обществом. Окружающая среда реагирует на политическую систему двумя способами: соглашается с принятыми властными решениями и исполняет их либо не соглашается и требует перемен. Итак, на входе в политическую систему поступают требования или поддержка социума. Например, требования: о повышении зарплат, улучшении образования, обеспечении общественного порядка и многое другое. Поддержка: выплата налогов, участие на выборах несение воинской службы, то есть соблюдение законов и политических решений. Реакция социума в форме требований или поддержки перевариваются системой, то есть политические акторы должны подумать, как и чем ответить. На выходе принимаются решения и предпринимаются действия. Пример: в министерство труда поступило требование профсоюза работников образования об индексации заработной платы учителей (вход, требование). Данное требование было рассмотрено на коллегии министерства труда и обсуждено депутатами профильного комитета Госдумы (обработка требования политической системой). В результате было принято решение об индексации зарплат на 1,2%, которое было опубликовано в газете «Профсоюз образования» (выход, решение и действие).

Подсистемы политической системы

Политическая система включает в себя следующие подсистемы:

  • Институциональная подсистема состоит из политических институтов, каждый из которых выполняет значимые для общества функции. К данной подсистеме относятся государство, партии, профсоюзы, трудовые коллективы, религиозные организации, СМИ и другие.
  • Нормативная подсистема включает в себя правовые, политические и моральные нормы, регулирующие поведение субъектов политики.
  • Культурно – идеологическая подсистема состоит из политической идеологии (взгляды, идеи, ценности) и политической психологии (чувства, эмоции, настроение). Общими словами данная подсистема имеет прямое отношение к политическому сознанию граждан.
  • Коммуникативная подсистема включает в себя политические отношения субъектов политики.
  • Функциональная подсистема состоит из форм, методов и направлений политической деятельности и имеет отношение к политической практике.
Читайте также  Общественно-политические взгляды просветителей Башкортостана

Функции и виды политической системы

Политическая система реализует целый ряд значимых для общества и государства функций. Она:

  • Определяет цели, задачи и пути развития общества и государства.
  • Объединяет общество и государство для достижения поставленных целей и реализации задач.
  • Согласует интересы различных индивидов и групп.
  • Разрабатывает нормы, регулирующие поведение граждан и политических институтов.
  • Формирует политическое сознание граждан.
  • Обеспечивает связи и взаимодействия между субъектами политики.
  • Контролирует и оценивает выполнение гражданами и политическим институтами правил и законов, пресечение нарушений.

В современном мире выделяются два вида политических систем:

  • Либерально-демократическая – «открытое общество», характеризующееся обеспечением прав и свобод граждан, рыночной экономикой и свободой предпринимательства, завоеванием власти путём выборов.
  • Тоталитарная – «закрытое общество», характеризующееся господством одной партии, цензурой, культом вождя, поддержанием стабильности в обществе путём применения насилия.

Дополнительные материалы к уроку:
👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Политическая система»
Интеллект-карта по обществознанию №50

Базовые модели политической системы: типология и характер­ные черты

2. Базовые модели политической системы: типология и характер­ные черты

В ходе становления и развития различных политических систем офор­мились основные (базовые) модели политических систем, или типы по­литических режимов. Политический режим — это определенный по­литический порядок, система средств и методов осуществления политической власти в обществе. Политичес­кий режим характеризуется системой методов осуществления государ­ственной власти, степенью реализации демократических прав и свобод личности, отношением государственной власти к правовым основам соб­ственной деятельности, соотношением официальных конституционных и правовых форм с реальной политической жизнью. Выделяются тотали­тарный, авторитарный, демократический типы политических режимов, Тоталитарный режим — это система насильственного полити­ческого господства, характеризующаяся полным подчинением общества (его экономической, социальной, идеологической, духовной и даже бытовой жизни) власти господствующей элиты, организованной в целостный военно-бюрократичес­кий аппарат и возглавляемой лидером» Для тоталитарных режи­мов характерны следующие признаки: 1) насильственное политическое господство группы «избранных», возглавляемой лидером; 2) монополи­зация власти; 3) стремление к полному (тотальному) контролю над всей жизнью общества в целом и над жизнью каждого человека в отдельнос­ти; 4) отсутствие парламентской демократии, разделения властей, прав и свобод личности; 5) формирование власти через закрытые каналы бюрократическим способом; б) особого рода идеологии (комплексы идей), обосновывающие право этого режима на существование и являющиеся единственными и общеобязательными; 7) монополия на информацию; 8) применение насилия, террора как средства внутренней политики; 9) ми­литаризация общества.

Идеалом тоталитаризма может служить строй, описанный англий­ским писателем и публицистом Дж.Оруэллом в романе-антиутопии «1984»,написанном .в. 1949 г, где он изображает общество, идущее на смену капитализму, как тоталитарный строй. Сталинский и гитлеровский ре­жимы — прототипы этого идеала.

Авторитарный режим — это власть авторитета или диктату­ра одного лица (группы). Он характеризуется: 1) концентрацией власти в руках политического лидера или определенного органа; 2) без­раздельным господством исполнительной власти; 3) определенными эле­ментами демократии

выборами, парламентом и парламентской борь­бой, легальной оппозицией, поляризацией политических сил и интере­сов; 4) вместе с тем парламент превращается в совещательное учрежде­ние при главе государства, значительная часть его назначается; 5) поли­тические права граждан и общественно-политических организаций су­жены, не допускается серьезная легальная оппозиция, политическое по­ведение как отдельных граждан, так и политических организаций строго регламентировано; 6) режим опирается на армию, которая вмешивается в политический процесс; 7) личность строго подчинена авторитету.

Три признака или свойства авторитаризма отличают его от других типов правления и власти и обычно сочетаются: 1 Централизация влас­ти; 2)безапелляционный командный метод руководства; 3)безусловное повиновение. Все эти свойства сводятся к акценту на принуждение к исполнению воли правящего лица, подавление воли и свободы подчи­ненных и общества в целом. Исторически авторитаризм существовал в разных формах в самые разные эпохи и в различных странах Персии, Спарте, Германии и т.д. Его теория была впервые разработана теорети­ками начала XIX века — французскими политическими деятелями и публицистами Ж.де Ментром и Л.де Бональдом.

Демократический режим — форма государственного устрой­ства, при котором осуществляется правление народа. Осно­вополагающие принципы демократии — народовластие, равенство, свобо­да личности. Для демократических режимов характерно избрание пред­ставительных органов государственной власти и местного самоуправле­ния путем всеобщих равных прямых выборов при тайном голосовании; строгое осуществление разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; политический плюрализм; широкий спектр прав и свобод граждан и т.д.

Типология демократии строится на основе разных институциональных уровней и по различным критериям, На внешнем уровне, согласно юри­дически институциональному критерию, ее тип определяется отношени­ями между законодательной и исполнительной властями и функциями судебной власти. При парламентском режиме исполнительная власть зависит от законодательной (в так называемой парламентской республи­ке), а также — от избирательного процесса. При президентском правле­нии глава государства избирается непосредственно народом, президент зависит только от избирателей. Президент сам формирует правительство и сам может его возглавить.

Демократические режимы определяют и различают не только структу­ры высших институтов — макро уровней власти, но и политические структу­ры среднего уровня. На этом основании различают три типа демократии:

1) с высокой степенью независимости подсистем — партий, профсою­зов, групп давления и т.п. (Англия, США);

2) с ограниченной автономией подсистем (Франция, Италия);

3) с малой автономией подсистем (например, Мексика). Демократический режим — результат творчества народных масс, пе­редовых представителей общества и его руководства, степень прогрес­сивности и новаторства которого оценивается в зависимости от участия в демократических преобразованиях основной части населения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: