Национально-государственное строительство БССР в 1920-30 гг - ABCD42.RU

Национально-государственное строительство БССР в 1920-30 гг

Политика национально-государственного строительства

Политика национально-государственного строительства (т.н. белорусизация) началась с момента восстановления Белорусской ССР в 1920 г. О ней можно говорить в двух аспектах: в широком смысле – как национальной политике в целом и в узком – как национально-культурном возрождении. Уже в Декларации о восстановлении БССР от 31 июля 1920 г. устанавливалось равноправие белорусского, русского, польского и еврейского языков. На II съезде Советов БССР была подчеркнута необходимость широкого распространения белорусского языка. В 1921 г. Наркомат земледелия БССР, а за тем и наркоматы просвещения и иностранных дел приступили к переводу делопроизводства на белорусский язык. Предполагалось провести белорусизацию в течение 3 — 5 лет. Существенный вклад в политику белорусизации внес открытый в 1921 г. Белорусский государственный университет, а также образованный в 1922 г. Институт белорусской культуры с десятью секциями и рядом постоянных комиссий и отделов, в том числе еврейским и польским отделами. 15 июля 1924 г. ЦИК Белорусской ССР принял постановление «О практических мероприятиях по проведению национальной политики», в котором говорилось о том, что каждому гражданину республики обеспечивается право пользования родным языком, подчеркивалось равноправие четырех языков, однако в связи с преобладанием белорусского населения белорусскому языку отдавалось предпочтение. ЦИК предложил всем наркоматам перевести делопроизводство на белорусский язык в течение 3 лет, в первую очередь тем, которые по роду своей деятельности были связаны с деревней. Законы БССР было решено публиковать на четырех языках. В учреждениях, организациях открывались курсы белорусского языка. Сотрудникам учреждений и организаций предписывалось обязательное знание белорусского и русского языков. Кроме того, в штате должно было быть определенное количество сотрудников, знающих еврейский и польский языки. Во всех высших учебных заведениях предполагалось создание кафедр по изучению истории и культуры Беларуси. Процессом белорусизации руководила специальная комиссия, созданная Президиумом ЦИК БССР.

Результат процесса белорусизации сказался уже в 1925 г. На белорусском языке работал весь аппарат ЦИК БССР. К 1928 г. 80% работников центральных государственных учреждений перешли на белорусский язык. В 1927 г. из 11 газет БССР 4 выходили на русском, 3 – на белорусском, по 2 – на польском и еврейском языках, а из 11 журналов: 4 – на белорусском, 3 – на русском, 2 – на белорусском и русском, 2 – на еврейском. В этот период в республике создаются национальные местные органы власти: 23 еврейских, 19 польских, 16 русских, 5 латышских, 2 украинских, 2 немецких сельских Советов. Одновременно проводится и т.н. политика коренизации, т.е. выдвижение, воспитание и привлечение на работу в различные органы представителелей коренного населения. В 1929 г. удельный вес белорусов в административных учреждениях республики составил 51,3 %, в хозяйственных – 30,8 %, в судебных – 26,3 % и в земельных – 59,5 %., что свидетельствовало о значительных успехах политики национально-государственного строительства, котораяполучила всемерную поддержку белорусского народа.

Однако расцвет белорусизации был недолгим. В конце 1920-х гг. установившаяся в стране административно-командная система ликвидировала те наработки, которые были достигнуты в ходе выполнения политики национально-государственного строительства. В БССР разворачивается широкая компания по разоблачению т.н. национал-демократизма (нацдемовщины). Создается миф о существовании широкой сети контрреволюционных националистических организаций, выступающих против советской власти. По данным ОГПУ, враждебные организации будто бы существовали во всех отраслях народного хозяйства, учреждениях науки, литературы, искусства, в том числе и в высших учебных заведениях. Только по делу о «Союзе освобождения Беларуси» было осуждено 86 человек, главным образом работников науки, культуры, искусства и ряда наркоматов республики. Вначале для большинства из них мерой наказания являлась только высылка за пределы Беларуси сроком до 5 лет. 10 человек из 86 были приговорены к 10 годам лишения свободы. Борьба с «белорусизацией» (запрещается даже этот термин) привела к тому, что в предвоенный период пришлось принимать обратные меры. Так, 6 сентября ЦК ВКП(б) принимает постановление «Об изучении партийными и советскими работниками, которые работают в союзных и автономных республиках, языка соответствующей союзной или автономной республики». Соответственно ЦК КПБ(б) в январе 1941 г. принимает постановление «Об изучении белорусского языка в ВУЗах, техникумах и школах». Однако особенных результатов это не принесло.

Национально-государственное строительство в 1921-1927гг. Увеличение территории БССР. Политика белорусизации.

В период гражданской войны сложился военно-политический союз советских республик. Переход к миру потребовал новых подходов в решении национально-государственного вопроса. 16 января 1921 г. был подписан договор между РСФСР и БССР, по которому признавался суверенитет Беларуси. Создавались объединенные наркоматы военных и морских дел, внешней торговли, финансов, труда, путей сообщения, почты и телеграфа, ВСНХ. Однако окончательно отношения между государствами, которые возникли на территории бывшей Российской империи, были не определены. Нужно было выработать такие формы объединения, которые бы не дестабилизировали ситуацию. Нужно было провести объединение так, чтобы не вызвать новый хаос в хозяйстве и новую гражданскую войну в национальных районах. И. Сталин предлагал включить советские государства в состав РСФСР на правах автономных республик. В.И. Ленину удалось направить работу по объединению республик в относительно безопасное русло: создание федеративного союза равноправных государств с правом выхода из этого союза. Процесс создания нового государства должен был продемонстрировать полный разрыв с прошлым. Не единое государство, а союз национальных республик.

Подготовка создания союзного государства осуществлялась по партийным каналам. Идея объединения широко пропагандировалась среди населения Беларуси. Завершилась эта кампания IV Всебелорусским съездом Советов, который состоялся 14 — 18 декабря 1922 г. Делегаты съезда приняли решение о необходимости создания Союза СССР. Была избрана делегация на Х Всероссийский съезд Советов. I Всесоюзный съезд Советов, который открылся 30 декабря 1922 г., принял Декларацию и Договор о создании Союза Советских Социалистических Республик в составе РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР. В избранный съездом ЦИК СССР от БССР вошло 7 человек. А. Червяков стал одним из четырех председателей Президиума ЦИК СССР. Союз способствовал национально -государственной консолидации его народов. Однако, как показала практика, он не смог решить национальный вопрос в полном объеме. Жесткая централизация власти фактически привела к сталинской «автономизации» Советских республик.

Вхождение БССР в состав СССР оправдало надежды на расширение территории республики, ограниченной шестью уездами бывшей Минской губернии. VIII съезд Компартии Беларуси, I и II сессии ЦИК БССР в марте 1923 г. высказались за укрупнение республики. 3 марта 1924 г. ЦИК РСФСР принял постановление о передаче Белорусской ССР следующих уездов Витебской, Гомельской и Смоленской губерний: Оршанского, Быховского, Витебского, Городокского, Горецкого, Дрисенского, Калининского (Климовичского), Лепельского, Могилевского, Мстиславского, Полоцкого, Рогачевского, Сенненского, Суражского, Чауского, Чериковского. Три уезда Витебской (Себежский, Велижский, Невильский) и пять уездов Гомельской (Гомельский, Речицкий, Суражский, Стародубский, Новозыбковский) губерний остались в составе РСФСР. Территория Советской Беларуси увеличилась до 110 тыс. км2, т.е. более чем в два раза, а население до 4,2 млн. человек.

Вторая сессия ЦИК БССР, которая состоялась 10 — 17 августа 1924 г., ввела новое административно-территориальное деление республики. Губернии, уезды, волости ликвидировались, а вместо них создавались округа, районы, сельсоветы. В начале 1925 г. республика была разделена на 10 округов, 100 районов и 1202 сельских совета. В местах компактного проживания национальных меньшинств создавались национальные сельские Советы. В 1928 г. насчитывалось 23 еврейских, 19 польских, 16 русских, 5 латышских, 2 украинских и 2 немецких Совета.

В мае 1926 г. ЦК КП(б)Б обратился в ЦК ВКП(б) о присоединении к БССР всей Гомельской губернии (в составе пяти уездов) и трех уездов (Велижский, Себежский, Невильский) Псковской губернии. Вопрос об уездах псковщины не нашел поддержки в высших кругах СССР. В ноябре 1926 г. Политбюро ЦК ВКП(б), на основе данных комиссии, приняло решение о присоединении к БССР Гомельского и Речицкого уездов. В результате второго укрупнения территория БССР увеличилась на 25 тыс. км2, а население — на 649 тыс. человек. После двух укрупнений территория БССР в начале 1927 г. составляла 125 950 км2 с населением около 5 млн. человек.

В 20-е годы в Беларуси, как и во всем СССР, сложилась однопартийная система. В марте 1921 г. самоликвидировался Бунд. В декабре 1921 г. распалась Еврейская коммунистическая партия. В феврале 1921 г. была разгромлена Белорусская партия социалистов-революционеров, 860 ее деятелей были арестованы, позже они были освобождены и переправлены на территорию Западной Беларуси.

Ликвидация оппозиционных сил в БССР ослабила позиции правительства Белорусской Народной Республики в эмиграции. В октябре 1925 г. на II (Берлинской) конференции Рада БНР объявила о роспуске своих политических центров и прекращении борьбы с Советской властью. Конференция признала, что БССР консолидировала белорусский народ, а Минск является центром национально -государственного возрождения Беларуси.

Сталинское руководство внимательно следило за общественно-политическими процессами в республике и контролировало их, назначая на руководящую работу партийные, советские и хозяйственные кадры. Только в 1921 г. из других республик в БССР было направлено 928 членов партии, в 1922 г. — еще 574 коммуниста. С 1924 г. до послевоенного времени всех первых секретарей ЦК КП(б)Б и руководителей КГБ присылали из Москвы.

Во второй половине 20-х годов, с целью вовлечения трудящихся в общественно-политическую жизнь, при Советах создавались постоянные комиссии: по сельскому хозяйству, благоустройству, культурно-просветительные, финансовые и др. Стали организовываться депутатские группы. В деле защиты интересов трудящихся все более заметную роль начали играть профсоюзы. Проблемами молодежи активно занимался Коммунистический союз молодежи (Комсомол). В общественную жизнь все активнее стали включаться женщины. Зарождались шефские организации, физкультурные объединения. Все это свидетельствовало об определенном демократизме общественно-политической жизни. (http://www.slovo.ws/urok/historyofbelarus/20/016.html)

Национальная политика разрабатывалась в высших партийных структурах и проводилась с учетом каждого региона. На местах она получила название белорусизация, украинизация, татаризация и т.д. В резолюции Х съезда РКП(б) «Об очередных задачах партии в национальном вопросе» подчеркивалось, что необходимо добиваться доверия угнетенных наций, развивать на их родном языке органы власти, судебные органы, курсы и школы как общеобразовательные, так и профессионально-технические, культурно-просветительные учреждения, прессу, театр. XII съезд РКП(б) (апрель 1923 г.) исходил уже из факта существования СССР. Он определил конкретные мероприятия: формирование органов власти национальных республик из числа местных жителей, которые бы владели языком, знали быт, обычаи народов, обеспечили бы употребление родного языка во всех государственных органах и учреждениях и т.д.

Читайте также  Сущность социального государства

Политика национально-культурного строительства имела истоки в белорусском национально -освободительном движении, в идеях национального возрождения. Во время революции и гражданской войны в КП(б)Б влилось много деятелей национально-освободительного движения. Многие из них вошли в состав высших партийных и советских органов. Среди них А. Червяков, Д. Жилунович, В. Игнатовский и др. Они создали ядро, вокруг которого объединилась творческая интеллигенция и стала генератором идей белорусизации. До конца 1921 г. около 300 человек вернулись из вынужденной эмиграции. Среди них С. Некрашевич, М. Громыко, М. Пиятухович и др.

При проведении белорусизации необходимо было учитывать некоторые особенности национального состава населения и их долю в правительственных структурах. В национальной структуре республики белорусы составляли 80%, евреи — 8,2%, русские — 7,7%, поляки — около 2%, украинцы — 0,7%, латыши — 0,3%, татары — 0,1%, другие — 0,2% населения. Белорусы преимущественно жили в деревне, евреи в городах и составляли от 40 до 60% жителей. Это вносило специфику в языковую ситуацию: русскоязычный город и белорусскоязычная деревня. Многолетняя полонизация и русификация привели к относительной неразвитости форм культуры, формировали у крестьян комплекс неполноценности родного языка. Доля белорусов в составе партийных, советских и хозяйственных органов не достигала и половины. Так, из 13 членов ЦБ КП(б)Б в 1922 г. белорусов было 5, евреев 6, других — 2. Из 74 членов уездных комитетов партии 31 (41,8%) были белорусами, 34 (45,9%) — евреями, 9 (12,1%) — других национальностей. Эти обстоятельства осложняли проведение белорусизации.

В феврале 1921 г. ЦИК БССР принял ряд постановлений, которые предопределяли последующий ход белорусизации. Был подтвержден декрет правительства ЛитБел о равноправии в качестве государственных белорусского, русского, еврейского и польского языков, определены меры по созданию системы образования на родном языке. В 1921 г. открылся Белорусский государственный университет, при Наркомате просвещения была создана Научно-терминологическая комиссия, на базе которой в следующем году был организован Институт белорусской культуры (Инбелкульт). С основанием издательств «Беларусь» и «Белтрестпечать» стали издаваться газеты, журналы, учебники на белорусском языке и языках других народов, населявших Беларусь.

Белорусизация набирала силу, принимала целенаправленный характер, становилась официальной политикой. В марте 1923 г. на VII съезде КП(б)Б и в июле на Пленуме ЦК КП(б)Б были сформулированы основные принципы белорусизации, определен комплекс мероприятий по возрождению края, развитию белорусского языка и культуры, выдвижению и воспитанию кадров. Пятнадцатого июля 1924 г. II сессия ЦИК БССР приняла постановление «О практических мероприятиях по проведению национальной политики», в результате чего белорусизация стала государственной политикой. Была сформирована специальная комиссия по осуществлению национальной политики во главе с А. Хацкевичем.

Белорусский язык вводился в сферу общественной жизни и в первую очередь в деятельность республиканского государственного и партийного аппарата. Белорусизацию ЦИК, Совнаркома, Наркомата образования, Наркомзема планировалось завершить за один год, все остальные организации и учреждения за 2-3 года. Сотрудники этих аппаратов изучали белорусский язык, и на нем велось делопроизводство. В 1927 г. 80% работников центральных учреждений уже владели белорусским языком. Основные республиканские документы печатались на четырех языках: общесоюзные — на белорусском и русском, общественно-правовые — на белорусском и одном из трех равноправных языков.

К 1928 г. около 80% школ было переведено на белорусский язык обучения. Вместе с тем открывались школы с родным языком обучения для национальных меньшинств. В 1927 г. преподавание в школах БССР велось на восьми языках. На рабфаках, в вечерних школах, школах рабочей и крестьянской молодежи, а также в советско-партийных школах вводилось обязательное изучение истории, экономики и географии Беларуси, белорусского языка и литературы. Широкое развитие получило краеведение.

Одним из центральных направлений белорусизации была так называемая «коренизация», воспитание и выдвижение кадров из коренного населения на партийную, советскую, хозяйственную и общественную работу. Ставилась задача выдвижения представителей коренного населения не по национальному признаку, а по деловым качествам, знанию языков и особенностей Беларуси. Поэтому доля белорусов в этих органах в 1929 г. почти не изменилась в сравнении с 1925 г. В 1929 г. доля белорусов в административных органах по-прежнему составляла 51,3%, русских — 18%, евреев — 24,8%, поляков — 0,1 %, других — 5,8%. В хозяйственных органах доля белорусов равнялась 30,8%, русских — 13,1%, евреев — 49,3%, поляков — 1,1%, других — 5,7%.

Темпы белорусизации, административные методы ее проведения, нарушение принципа добровольности использования того или иного языка давали основание для недовольства этой политикой.

Несмотря на некоторые недостатки и перекосы, белорусизация помогла населению республики осознать себя нацией, пробудила его политическую и общественную активность.

В конце 20-х гг. в национальной политике определилась тенденция к ее свертыванию. Об этом свидетельствует кампания по разгрому так называемого «национал-демократизма». На съезде КП(б)Б (ноябрь 1927 г.) было решено, что мелкобуржуазный национализм и национал-демократизм в Беларуси, который в прошлом был прогрессивным явлением, боролся с самодержавием, в условиях диктатуры пролетариата превратился в контрреволюционное явление. Поэтому против него необходимо вести борьбу. Мысль об обострении классовой борьбы по мере строительства социализма пронизывала все решения XII съезда КП(б)Б (февраль 1929 г.). Предписывалось твердо проводить пролетарскую линию в культурном строительстве. В скором времени термину «национал-демократизм» была дана новая трактовка. Под ним стали пониматься правая опасность в культурном строительстве и тенденция ставить национальные интересы выше классовых. Национал-демократизм стали приравнивать к национал-фашизму, объявлять враждебной Советской власти идеологией и практикой, которые имели целью реставрацию капитализма. Социальной основой «нацдемовщины» было объявлено кулачество.

Первых секретарей ЦК КП(б)Б Я. Гамарника, М. Пиляра, которые выступали против поиска врагов народа, отозвали из Беларуси. На их место прислали К. Гея и Р. Рапопорта, которые запустили машину борьбы с врагами народа. Первыми жертвами стали А. Червяков, Д. Жилунович и В. Игнатовский.

Любовь к белорусскому языку, литературе и культуре стала основным аргументом для обвинения в национал-демократизме. В начале 30-х гг. сам термин «белорусизация» исключается из лексикона и почти на пятьдесят лет попадает под запрет.

Лекция 13.26. Государственно-национальное строительство Беларуси

1. Образование ССРБ.

2. Первый всебелорусский съезд советов. Конституция ССРБ 1919 года.

6 Смоленская партийная конференция, постановление об образовании ССРБ, первое Рабоче-Крестьянское Со­ветское Правительство, манифест о провозглашении независимости ССРБ, 1 съезд Советов ССРБ, система высших органов государственной власти – Всебелорусский съезд Советов, Центральный исполнительный комитет, Большой и Малый Президиумы ЦИКа, образование Литовско-Белорусской ССР, мирный Рижский договор, Деклара­ция о провозглашении независимости Социалистичес­кой Советской Республики Белоруссии.

Твердая позиция В. И. Ленина по вопросу о национально-государственного строительства в Бело­руссии в плане признания права белорусского народа на само­определение и национальную государственность предопределила реше­ние Пленума ЦК РКП (б) 24 декабря 1918г. о провозгла­шении ССРБ.

Высказывались различные суждения по поводу перспективы государственно­го строительства в Беларуси:

— Беларусь — административно-территориальная, хозяй­ственная единица РСФСР;

— Беларусь — автономное образование в РСФСР.

30 декабря 1918 года в Смоленске был проведен I Съезд РКПБ(б), на котором рассматривался вопрос о государственности Беларуси, по которому принято по­становление об образовании Социалистической Совет­ской Республики Белоруссии во главе с Временным рабоче-крестьянским Советским правительством. Съезд обратился к населению Беларуси с воззванием, в котором провозглашалось образование ССРБ. Съезд также определил территорию Беларуси в составе 7 рай­онов и 53 подрайонов, расположенных в Минской, Смоленской, Могилевской, Витебской и Гродненской гу­берниях. Съезд образовал 1 января 1919 г. первое совет­ское правительство ССРБ. Временное рабоче-крестьян­ское Советское правительство опубликовало Манифест о провозглашении независимой ССРБ.

Манифест Временного Рабоче-крестьянского Со­ветского Правительства 1 января 1919 г.

В состав Временного Рабоче-Крестьянского Прави­тельства БССР вошли руководящие работники Севе­ро-Западного обкома партии, Облискомзапа, Белнацкома (Председатель Д.Ф. Жилунович (Тишка Гартны) и члены правительства — А. Мясников, С. Ива­нов, А. Червяков, И. Рейнгольд, О. Дыло, В. Фальский, Ф. Шантыр и др.

5 января 1919 г. правительство ССРБ из Смоленска переехало в Минск, который стал столицей республики.

2-3 февраля 1919 г. в Минске проходил 1 Всебелорусский съезд Советов.

На повестку дня были вынесены 6 вопросов:1. О текущем моменте; 2. Отчет Временного Правительства; 3. О границах ССРБ; 4. Об отношении к советским республикам; 5. О Конституции; 6. Выборы ЦИК ССРБ.

Все вопросы были рассмотрены и приняты соответ­ствующие решения. Значение I Всебелорусского съезда Советов в том, что он одобрил создание ССРБ, принял Конституцию ССРБ и решение об объединении Белорус­сии с Литвой, сформировал на многопартийной основе ЦИК в составе 50 человек, 45 из которых были больше­виками.

Первая Конституция ССРБ юридически закрепила образование республики и ее классовую сущность — дик­татуру пролетариата и беднейшего крестьянства; под­твердила основные принципы социалистического строя и советской формы власти в ССРБ; декларировала пра­ва трудящегося и эксплуатируемого народа, исходя из классового принципа; определила структуру органов власти и управления:

— Всебелорусский съезд Советов;

— Центральный Исполнительный Комитет;

— Малый президиум, Большой президиум, которые формировались ЦИКом.

Выполняя решение 1 Всебелорусского съезда Советов 27 декабря 1919 г. Литва и Белоруссия объединились в единую Литовско-Белорусскую ССР (Литбел) со столицей Вильно. Были сформированы соответству­ющие единые органы власти и управления. В результате состоялось объединение ЦИК ССРБ и ЦИК ЛССР. Избрание Пре­зидиума ЦИК Литбел во главе с председателем К.Г. Циховским и СНК Литбел, председателем которого был утвержден В.С. Мицкявичус. Несколько по­зднее (4-6 марта 1919 г.) прошел объединенный съезд КПБ (б) и КПЛ (б).

— обеспечение независимости трудящихся Литбел,

— обеспечение неприкосновенности границ Литбел.

Литбел была образована в составе Минской, Гроднен­ской, Виленской, Ковенской и части Сувалковской гу­берний с населением более 4 млн. человек. Столица -Вильно. В августе 1919 г. ее территория была полнос­тью оккупирована польскими войсками. Литбел фор­мально просуществовала до июля 1920 г., когда произош­ло второе провозглашение ССРБ.

Наступление польской армии на территорию Литвы, а затем и Беларуси прервало советское государственно-правовое строительство на территории Литбел, которое вновь было возобновлено только после освобождения от польской оккупации.

Новое наступление польских войск, оккупация значи­тельной части территории Белоруссии 16 августа 1920 года, вынудили возобновить переговоры о мире.

Подписание предварительных условий мира между РСФСР и Украиной, с одной стороны, и Польшей — с дру­гой, состоялось 12 октября 1920 года в Риге. 18 марта 1920 года подписан Рижский мирный договор. К РСФСР отошли Витебская. Гомельская губернии, а также за­падные районы Смоленщины, к Польше — значительная часть территории Белоруссии общей площадью 108 тыс. кв.

Читайте также  Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования

Успешные боевые действия Красной Армии в ходе летнего наступления 1920 года привели к осво­бождению Минска 11 июля 1920 г. Подписание мирного договора между РСФСР и буржуазной Литвой 12 июля 1920 года включило в состав Литвы земли с городами Гродно, Щучин, Ошмяны, Сморгонь, Браслав, а также Виленского края с г. Вильно, и как следствие этого -прекратило существование Литовско-Белорусской ССР. Проблемность вопроса о юридической силе данного до­говора для Беларуси.

31 июля 1920 г. на заседании Минского губернского военно-революционного комитета. Минского губернско­го комитета Компартии Литвы и Белоруссии, предста­вителей профсоюзов и других общественных организа­ций Минска и Минской области была принята «Деклара­ция о провозглашении независимости Социалистичес­кой Советской Республики Белоруссии», что фактичес­ки означало прекращение существования Литбел. Декларация о провозглашении независимости ССРБ была принята 31 июля 1920 года в Минске на торжествен­ном заседании Военно-революционного комитета. Мин­ского губернского комитета Компартии Литвы и Бело­руссии с участием представителей профсоюзов и других общественных организаций Минска и Минской губернии. В ней указывалось, что ССРБ — независимое совет­ское государство. В общем плане определялись грани­цы республики и подчеркивалось, что ССРБ строится на принципах «беспощадной диктатуры пролетариата и ис­пользования всего опыта Советской России». Закрепляя незыблимость Советской власти, Декларация восстанав­ливала основные положения об организации народно-хо­зяйственной жизни, провозглашенные Манифестом Вре­менного рабоче-крестьянского правительства Белоруссии в полной мере, а все законы польской оккупационной вла­сти о восстановлении частной собственности отменяла.

В Декларации объявлялось, что «впредь до созыва свободно избранного съезда Советов рабочих и красно­армейских депутатов Белоруссии вся полнота власти при­надлежит Военно-Революционному Комитету».

Заканчивалась Декларация призывом к гражданам объединиться с целью поднятия культурного уровня страны, восстановления народного хозяйства и заверше­ния борьбы с интервентами.

Много внимания в этом нормативном акте уделено правам и свободам граждан Белоруссии. Он закреплял стремление белорусского народа к социальной и нацио­нальной свободе. В период второго провозглашения ССРБ республика воссоздавалась лишь в рамках б уез­дов Минской губернии с населением около 1,6 млн. че­ловек.

Последующие события (новое наступление польских войск осенью 1920 г., проведение II Всебелорусского съезда Советов 13-17 декабря 1920 г., заключение в Риге между РСФСР и Польшей мирного договора 18 марта 1921 г.) оказали влияние на границы ССРБ. Так, по мир­ному договору с Польшей западная часть Беларуси с населением свыше 4 млн. человек и территорией в 108 тыс. кв. км отошла к Польше.

Несмотря на сложную внутреннюю и внешнюю обста­новку второй период формирования белорусской государ­ственности завершился созданием самостоятельного су­веренного национального государства — ССРБ и приняти­ем Основного Закона — Конституции ССРБ 1919 г.

2-ой Всебелорусский съезд Советов, проходивший 13-17 декабря 1920 года в Минске, завершил процесс вос­становления белорусской государственности.

• продолжил конституционное оформление ССРБ;

• внес существенные изменения и дополнения в Кон­ституцию БССР;

• избрал делегатов на VIII Всероссийский съезд Со­ветов;

• избрал ЦИК БССР;

• одобрил предварительные условия Рижского до­говора.

В повестку дня было внесено 11 вопросов, каждый из которых имел важное значение для государственно-пра­вового строительства суверенной Белоруссии.

На съезде присутствовало 202 делегата от различных партий, но большинство делегатов (161) были предста­вителями Компартии. Это был многонациональный по своему составу форум, так как в нем участвовали и бе­лорусы, и русские, и евреи, и поляки, и латыши, и пред­ставители других национальностей. Но большая часть делегатов (109 человек) были белорусами.

По каждому вопросу были приняты нормативные акты, имеющие разные названия (обращение, резолюция, тези­сы), но одинаковую высшую юридическую силу, ибо были приняты высшим законодательным органом государства. Среди многих принятых нормативных актов («Обращение к трудящемуся народу», «Резолюция по земельному воп­росу», «Резолюция о народном просвещении» и др.) особое значение имели дополнения к Конституции ССРБ, в кото­рых определялась система, структура, порядок комплек­тования центральных органов Советской власти и их взаи­моотношения. Съезд Советов Белоруссии являлся вер­ховным органом власти в республике, а в период между съездами высшей властью был ЦИК Советов Белоруссии в составе 60 человек, избираемый съездом Советов. Для оперативной текущей работы по подготовке ма­териалов к заседаниям сессий ЦИК и руководства всей работой как в центре, так и на местах, ЦИК создал Пре­зидиум в составе председателя и 4 членов.

Впервые был создан СНК, яв­лявшийся правительством республики, которому было вверено общее управление делами ССРБ. Как и прави­тельство РСФСР, СНК обладал законодательной влас­тью. Структурными звеньями СНК были народные ко­миссариаты, создаваемые по отраслевому принципу. Все­го было учреждено 12 комиссариатов. 3 органа — Совет Народного хозяйства. Рабоче-крестьянская инспекция и чрезвычайная комиссия — вошли в состав СНК на правах комиссариатов, т.е. в СНК было всего 15 структурных отраслевых звеньев.

1. В чем заключалась работа 6 Смоленской партийной конференции

2. Порядок формирования первого Рабоче-крестьянского Со­ветского Правительства

3. Характеристика манифеста о провозглашении независимости ССРБ

4. Система высших органов государственной власти БССР в соответствии с Конституцией 1919 года

5. Почему Литовско-Белорусскую ССР называют буферной республикой?

Читать контрольная по истории: «Национально-государственное строительство БССР в 1920-30 гг» Страница 1

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Кафедра теории и истории государства и права Контрольная работа по предмету:

«История государства и права Беларуси» Тема: «Национально-государственное строительство БССР

в 1920 – 1930-ые гг.» Выполнила студентка

1 курса, ГУП-1 з/в

Василевич Анна Васильевна

г. Минск, ул. Ванеева, д. 28, кв. 52 Минск, 2011 г.

Тема 24. Национально-государственное строительство БССР

в 1920 – 1930-ые гг. Содержание

Второй Всебелорусский съезд Советов и его значение в государственном строительстве БССР

Историко-правовой анализ Дополнений к Конституции 1919 года

Белорусская государственность в общественно-политических процессах 1920 – 1930-ых гг.

Список использованной литературы

1. Введение Политика национально-государственного строительства началась с момента восстановления Белорусской ССР в 1920 г. О ней можно говорить в двух аспектах: в широком смысле – как национальной политике в целом и в узком – как идее национально-культурного возрождения. Судьба белорусской государственности и ее территории особенно волновала ту часть общества, которая отличалась развитым национальным сознанием, обостренным чувством национального достоинства. Она понимала глубину трагедии истерзанного войной народа, перенесшего неисчислимые бедствия и величайшие страдания и в добавок в силу сложившихся обстоятельств лишенного возможности в полной мере осуществить свое национально-территориальное самоопределение [4, с. 314].

Большое значение для национально-государственного строительства БССР имеет II съезд Советов БССР, на котором были приняты важные документы, а также Дополнения к Конституции БССР 1919 г. Свою роль сыграло возвращение в состав БССР территорий РСФСР с преобладающим белорусским населением в 1924 г. и 1926 г., а также присоединение Западной Белоруссии в 1939 г., что явилось актом торжества справедливости по отношению к белорусам как нации.

Целью настоящей контрольной работы является проследить, как происходило национально-государственное строительство БССР в 20-30-ые гг. XX века. Исходя из этой цели можно поставить следующие задачи: 1) определить значение II съезда Советов БССР в государственном строительстве БССР; 2) проанализировать Дополнения к Конституции 1919 г. в контексте государственного строительства БССР; 3) проследить отражение белорусской государственности в общественно-политических процессах 1920-1930-ых гг.

Прежде чем мы приступим к решению поставленных в контексте настоящей контрольной работы задач, необходимо определить, что же следует понимать под национально-государственным строительством.

Юридический словарь в сети Интернет дает такое определение термина «Государственное строительство» — это обобщенное наименование сферы государственной деятельности, к которой относятся вопросы устройства государства, отношений центра и мест, формирование системы государственных органов, организация их работы,

Похожие работы

  • Интересные статьи
  • Рефераты
  • Курсовые работы
  • Дипломные работы
  • Контрольные работы
  • Практические задания
  • Отчеты по практике
  • Сочинения
  • Доклады
  • Ответы на вопросы
  • Книги / Учебники
  • Учебные пособия
  • Методички
  • Изложения
  • Лекции
  • Статьи
  • Другое

«РефератКо» — электронная библиотека учебных, творческих и аналитических работ, банк рефератов. Огромная база из более 766 000 рефератов. Кроме рефератов есть ещё много дипломов, курсовых работ, лекций, методичек, резюме, сочинений, учебников и много других учебных и научных работ. На сайте не нужна регистрация или плата за доступ. Всё содержимое библиотеки полностью доступно для скачивания анонимному пользователю

Национально-государственное строительство в 1920-е годы. Образование СССР

В начале 20 века Россия являлась многонациональной империей. Национально-освободительное движение являлось важной составной частью революционного движения в стране. Различные политические силы разрабатывали свои программы решения национального вопроса – от единой неделимой унитарной России до федеративной и т.д.

В ноябре 1917 г. Советское правительство приняло «Декларацию прав народов России», в которой провозглашались равенство и суверенность народов России, их право на самоопределение вплоть до отделения, отмена национально-религиозных привилегий и ограничений. Правом этим воспользовались Украина, Финляндия, Польша, Эстония, Литва, Латвия, Белоруссия. Программа партии большевиков по национальному вопросу во многом способствовала их победе в гражданской войне. Но, провозглашая право наций на самоопределение, большевики не стремились к расколу России. Напротив, они стремились сохранить по возможности ее целостность.

В годы гражданской войны и иностранной военной интервенции между советскими республиками сложился военно-политический союз. Россия, Украина и Беларусь объединили также свои ресурсы, транспорт, финансы, хозяйственные органы, сохранив самостоятельность в вопросах, касающихся внутренней жизни республик. Такой тип национально-государственного устройства называется конфедерацией. Республиканские компартии были включены в состав РКП(б) на правах областных парторганизаций.

По окончании гражданской войны все советские республики заключили между собой и с РСФСР двусторонние соглашения о хозяйственном и дипломатическом союзе. Увеличилось число общесоюзных ведомств. В марте 1922 г. Азербайджан, Армения и Грузия образовали Закавказскую Советскую Социалистическую Федерацию.

Задачи восстановления и развития экономики, социалистического переустройства требовали совершенствования существующих договорно-федеративных отношений. Отсутствие правовых норм, регулирующих отношения центральных и местных органов власти, вызывало конфликты между ними. Весной 1922 г. ЦК КП Украины и Белоруссии подняли вопрос о договорных отношениях.

Политбюро ЦК РКП (б) создало комиссию для подготовки законопроекта о новой форме государственного объединения. Председателем комиссии стал И.Сталин, нарком по делам национальностей. Ему принадлежала идея «автономизации», т.е. вхождения советских республик в состав РСФСР и подчинения их единому центру. Некоторые республики эту идею отвергли, т.к. она ущемляла их суверенитет. Было принято предложение В.Ленина о создании федеративного государства.

Читайте также  Схема Государственного устройства древней спарты

30 декабря 1922 г. в Москве I Всесоюзный съезд Советов утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР в составе Российской СФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и Закавказской СФСР. Декларация провозглашала принципы добровольности объединения, равноправия республик и право их свободного выхода из Союза. Договор определял систему союзных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения с республиканскими управленческими структурами.

Юридической основой СССР стала Конституция, принятая в январе 1924г. II съездом Советов СССР. Она провозглашала создание единого союзного государства как федерации суверенных советских республик. В ведении республик находились вопросы внутренней политики, юстиции, образования, здравоохранения и социального обеспечения. Вопросы внешней политики, транспорта, связи решались на союзном уровне. Верховным законодательным органом стал Всесоюзный съезд Советов, а в перерывах между съездами – двухпалатный ЦИК: Совет Союза и Совет Национальностей. Исполнительная власть принадлежала Совету Народных Комиссаров СССР. Столицей СССР объявлялась Москва. Конституция СССР сохранила принципы Конституции РСФСР 1918 г. в области избирательного права. Сохранялись многоступенчатая система выборов, открытое голосование, преимущества рабочего класса, лишение избирательных прав эксплуататорских элементов и служителей религиозных культов.

Национальная политика в СССР была направлена на преодоление исторически сложившегося неравенства народов в хозяйственной, социальной и культурной сферах.

В состав Союза вошли новые республики: в 1924-1925 гг. на территории Туркестанской АССР, Бухарской и Хорезмской народных республик были созданы Узбекская и Туркменская ССР. В 1929 г. Таджикская АССР была преобразована в союзную республику.

Изменилось территориально-административное деление страны: губернии, уезды, волости были преобразованы в области, районы, сельсоветы. Создавались национальные области, округа, районы. Уточнялись границы. Не всегда достаточно продуманное национально-государственное размежевание, проведенное в 1920-е годы, породило очаги будущих межнациональных конфликтов.

Национально-государственное строительство БССР в 1920-30 гг (стр. 1 из 4)

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра теории и истории государства и права

Контрольная работа по предмету:

«История государства и права Беларуси»

Тема: «Национально-государственное строительство БССР

в 1920 – 1930-ые гг.»

1 курса, ГУП-1 з/в

Василевич Анна Васильевна

г. Минск, ул. Ванеева, д. 28, кв. 52

Тема 24. Национально-государственное строительство БССР

в 1920 – 1930-ые гг.

1. Введение 3
2. Второй Всебелорусский съезд Советов и его значение в государственном строительстве БССР 5
3. Историко-правовой анализ Дополнений к Конституции 1919 года 10
4. Белорусская государственность в общественно-политических процессах 1920 – 1930-ых гг. 13
5. Заключение 20
6. Список использованной литературы 23

Политика национально-государственного строительства началась с момента восстановления Белорусской ССР в 1920 г. О ней можно говорить в двух аспектах: в широком смысле – как национальной политике в целом и в узком – как идее национально-культурного возрождения. Судьба белорусской государственности и ее территории особенно волновала ту часть общества, которая отличалась развитым национальным сознанием, обостренным чувством национального достоинства. Она понимала глубину трагедии истерзанного войной народа, перенесшего неисчислимые бедствия и величайшие страдания и в добавок в силу сложившихся обстоятельств лишенного возможности в полной мере осуществить свое национально-территориальное самоопределение [4, с. 314].

Большое значение для национально-государственного строительства БССР имеет II съезд Советов БССР, на котором были приняты важные документы, а также Дополнения к Конституции БССР 1919 г. Свою роль сыграло возвращение в состав БССР территорий РСФСР с преобладающим белорусским населением в 1924 г. и 1926 г., а также присоединение Западной Белоруссии в 1939 г., что явилось актом торжества справедливости по отношению к белорусам как нации.

Целью настоящей контрольной работы является проследить, как происходило национально-государственное строительство БССР в 20-30-ые гг. XXвека. Исходя из этой цели можно поставить следующие задачи: 1) определить значение II съезда Советов БССР в государственном строительстве БССР; 2) проанализировать Дополнения к Конституции 1919 г. в контексте государственного строительства БССР; 3) проследить отражение белорусской государственности в общественно-политических процессах 1920-1930-ых гг.

Прежде чем мы приступим к решению поставленных в контексте настоящей контрольной работы задач, необходимо определить, что же следует понимать под национально-государственным строительством.

Юридический словарь в сети Интернет дает такое определение термина «Государственное строительство» — это обобщенное наименование сферы государственной деятельности, к которой относятся вопросы устройства государства, отношений центра и мест, формирование системы государственных органов, организация их работы, обеспечение политических и многих личных прав граждан [6]. Понятие национально-государственного строительства несколько шире и охватывает ряд других вопросов, таких как национальное самосознание и самоопределение.

Таким образом, в контексте данной контрольной работы мы рассмотрим государственную деятельность БССР по устройству государства, центральных и местных органов власти и управления, а также административно-территориальное деление, конституционную основу белорусской государственности, деятельность судов и прокуратуры.

2. Второй Всебелорусский съезд Советов и его значение в государственном строительстве БССР

После того как прошли съезды Советов в волостях и поветах, 14-17 декабря 1920 г. состоялся Второй Всебелорусский съезд Советов, который занимает исключительно важное место в истории государственного строительства Беларуси. На съезде присутствовали 218 делегатов с решающими голосами. За небольшим исключением это были коммунисты. По национальному составу белорусов было 111 человек, русских – 42, евреев – 36, поляков – 8, представителей других национальностей – 21 [3, с. 92].

Съезд собрался почти через два года после объявления Советской Социалистической Республики Белоруссии. В решениях Второго Всебелорусского съезда Советов нашли отражение результаты преобразований в государственной и общественной жизни и пути решения проблем, которые встали перед республикой. Съезд рассмотрел ряд вопросов, которые можно сгруппировать следующим образом [1, с. 200]:

а) оценка деятельности Ревкома ССРБ;

б) правовой статус белорусской национальной государственности;

в) Белоруссия и советско-польские отношения (международная правосубъектность ССРБ);

г) социалистическое землеустройство;

д) продовольственная политика;

е) работа кооперативных организаций;

ж) социальное обеспечение;

з) народное просвещение;

и) восстановление промышленности;

к) организация Советской власти в Белоруссии и принятие дополнений к Конституции БССР 1919 г.;

л) выборы ЦИК БССР и делегатов на VIIIВсероссийский съезд Советов.

Такая повестка дня была обусловлена тяжелым экономическим положением Беларуси, вызванным Первой мировой войной, оккупацией территории, гражданской войной, а также распадом Литовско-Белорусской ССР [1, с. 200].

И уже только этот перечень вопросов свидетельствует о ширине и важности вопросов, которыми должны были заниматься органы власти.

Съезд Советов положительно оценил работу Военревкома, который в сложной политической обстановке осуществлял политическое руководство, по мере возможности решал вопросы страны. Военревком подготовил созыв республиканского съезда Советов. Партийное руководство республики ставило себе в заслугу, что оно намечало и определяло политическую линию деятельности Ревкома ССРБ, ни один акт которого не был претворен в жизнь без предварительной санкции ЦК КПБ [3, с. 92].

Своими решениями съезд был направлен в будущее. Открывалась перспектива мирного строительства. В актах съезда нашел отражение широкий перечень вопросов государственного, экономического и социального характера.

Несмотря на то, что этот вопрос прямо не стоял в распорядке дня, но съезду также необходимо было выразить свое отношение к правовому статусу восстановленной белорусской государственности. С ним был связан вопрос о международной правосубъектности ССРБ и ее отношениями с РСФСР. По этому вопросу в высших партийных и советских органах республики не было общего мнения.

Третий съезд Коммунистической партии Белоруссии (22-25 ноября 1920 г.), который состоялся накануне республиканского съезда Советов, посчитал необходимым высказать свое мнение по вопросам государственного строительства и суверенитета ССРБ. Заявлялось, что «ССРБ является составной частью РСФСР» [3, с. 93]. Эта директива съезда шла вразрез с Декларацией об объявлении независимости ССРБ от 31 июля 1920 г. Белоруссии отводилась роль автономии в составе России. Самодеятельность допускалась только в вопросах, касающихся местной жизни, а в остальном все учреждения должны быть подчинены соответствующим комиссариатам РСФСР. [3, с. 93].

Но на Съезде кардинальные вопросы государственного строительства решались иначе, хотя и с некоторыми уступками «автономизаторам». Это было свидетельством того, что идеи самостоятельной государственности белорусского народа находила все более широкий отклик в обществе, особенно среди интеллигенции.

Идея независимости, суверенности Беларуси была выявлена в ряде документов, которые исходили от съезда. Так, в обращении «К трудящемуся народу Беларуси» подчеркивалось, что съезд собрался ради того, чтобы закрепить независимое существование страны. Особенно выразительно идея независимости, идея равноправия союза трех братских славянских народов (русского, украинского и белорусского) была высказана в приветствии съезда Центральным Исполнительным Комитетам РСФСР и УССР: «II Съезд Советов Белоруссии заявляет, что в основу всех дальнейших взаимоотношений между ССРБ и РСФСР должно лечь признание независимости ССРБ» [2, с. 251].

Съезд Советов после обсуждения вопроса об участии ССРБ в мирных переговорах с Польшей подтвердил мандат, который был выдан Военно-революционным комитетам правительства РСФСР о праве РСФСР представлять интересы Белоруссии касательно границ, заключения мира и экономических договоров и др.

Перед Вторым съездом Советов стояла задача дальнейшего развития белорусской государственности на конституционных основах. Съездом были приняты Дополнения к Конституции ССРБ 1919 г., на которых более подробно мы остановимся во втором разделе данной контрольной работы.

Второй съезд Советов принял также множество документов различного характера. Большинство из них – резолюции. В правовом смысле слова законом были только «Дополнения к Конституции ССР Белоруссии».

Важное значение имели «Тезисы по аграрному вопросу», предложенные Комиссариатом земледелия, которые на деле были законом, который регулировал формы землепользования, и отражали неотложные меры по подъему сельскохозяйственных коллективных объединений, управлению народными имениями.

Одновременно была принята и резолюция «По земельному вопросу», содержавшая программу действий Комиссариата земледелия и его местных органов в проведении земельной политики и организации подъема сельского хозяйства [5, с. 233].

Резолюция «О восстановлении народного хозяйства» излагала неотложные меры по возрождению промышленного производства, преодолению разрухи, восстановлению традиционных отраслей хозяйственной деятельности. Съезд исходил из того, что промышленность Беларуси должна развиваться на тех же принципах, что и промышленность России.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: