Платон об идеальном государстве - ABCD42.RU

Платон об идеальном государстве

Идеальное государство по Платону.

Государство, по Платону, возникает из-за естественной потребности людей к объединению с целью облегчения условий своего существования. Согласно Платону, государство “возникает. когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается еще во многом. Таким образом, каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства. ”.

Разрабатывая концепцию идеального государства, Платон исходит из того соответствия, которое, по его мнению, существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. В государстве и в душе каждого отдельного человека имеются одни и те же начала. Трем началам человеческой души, а именно, разумному, яростному и вожделеющему, в государстве соответствуют три аналогичных начала — совещательное, защитное и деловое, а последнее в свою очередь формирует три сословия — философов-правителей, воинов-защитников и производителей (ремесленников и земледельцев). Государство, по Платону, может считаться справедливым лишь в том случае, если каждое из трех его сословий выполняет в нем свое дело и не вмешивается в дела других. При этом предполагается иерархическая соподчиненность этих начал во имя сохранения целого.

1) Основной принцип построения государства Платон видит в разделении труда: каждый делает то, что у него получается лучше всего, снабжая продуктами своего труда других членов государства, а взамен получая от каждого из них то, что нужно ему. Разделение труда порождает многочисленные, четко дифференцированные отрасли, производящие для государства продукты либо так или иначе способствующие производству и потреблению.

a) Земледельцы, ремесленники, строители жилищ заняты в основных областях. Но кроме них необходимы и другие области труда, так появляются работники, изготавливающие специальные орудия и инструменты, скотоводы, которые будут доставлять средства перевозки людей и грузов, добывать шерсть и кожу. Кроме этого понадобятся торговцы, наемники, странствующие актеры и т.п. Все эти люди образуют низшее сословие в государстве и одновременно его основу. Платон сравнивает их со “стадом”.

b) Для охраны государства потребуются стражи. Они будут “собаками” при “стаде”. Важность их дела и трудность его исполнения выделяют стражей в отдельное, более высокое сословие. Стражи должны обучаться гимнастике и математике. Музыка и поэзия для их образования должна тщательно подбираться: в идеальное государство допускаются только те стихи и звуки, которые воспитывают мужество и бесстрашие, а ни в коем случае не те, которые нагоняют меланхолию или напоминают о смерти. Стражи должны жить отдельно ото всех и не иметь никакой собственности.

Даже жены и дети у них общие. Социальной функции и общественному призванию идеального государства соответствует и предложенная Платоном система воспитания. Она направлена прежде всего на воспитание стражей и правителей. Большое значение придает Платон воспитанию стражей как активной части населения, из которой выходят правители. Воспитание, достойное правителей, должно было сочетать практические навыки с освоением философии. Цель образования — через познание Блага дать образец, которому должен уподобиться правитель в своем стремлении воплощать Благо в своем государстве.

c) Как “стадом” управляют “пастухи”, так во главе государства должны стоять правители. В Прекрасном городе ими должны быть только философы. Это люди, которым открыто высшее знание – сами “идеи”. Говоря о правителях идеального государства, осталось только привести знаменитые слова Платона: “Пока в государствах не будут царствовать философы либо как называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино – государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди – а их много, – которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор, дорогой Главкон, государствам не избавиться от зол, да и не станет возможным для рода человеческого и не увидит солнечного света то государственное устройство, которое мы только что описали словесно” (Гос-во, 267).

Первый отбор философов происходит тогда, когда им исполняется двадцать лет. После чего им дается полный обзор наук. В тридцать лет, из этих кандидатов, производится второй отбор, в процессе которого отдают предпочтение тем, «кто из них умеет, не обращая внимания на зрительные и остальные ощущения, подняться до истинного бытия». После чего они обучаются диалектике еще 5 лет. Достигнув 35-летнего возраста, они становятся правителями и в течение 15 лет занимают государственные должности. Причем, и стражи и правители должны быть поставлены в особые условия: у них не должно быть семьи и частной собственности. Плату за свои труды они получают натурой от низшего сословия. К деньгам они не должны прикасаться, чтобы избежать соблазна к накоплению.

Философов отбирают из числа наиболее одаренных от природы стражей, но лишь в правильно организованном государстве они могут проявить свою божественную природу. В иной ситуации даже «самые одаренные души при плохом воспитании становятся особенно плохими» — именно из них выходят злодеи и тираны.

Согласно Платону, философ имеет врожденную склонность к знанию, он характеризуется любовью к истине, отличается правдивостью, может отказать себе в телесных удовольствиях. Прирожденный философ благороден, не хвастлив, великодушен, справедлив.

2) Незыблемость сословного деления – это основа платоновского справедливого государства. Для обоснования деления людей на классы Платон привел легенду о том, что люди произошли от одной матери-земли, но с наличием разных металлов в их душах: меди, железа, серебра и золота. Якобы люди, зная это, согласны с неравенством. Каждый должен заниматься своим делом, иначе случится беда. Три класса в равной мере необходимы идеальному государству и, взятые все вместе, являют великое и прекрасное. В принципе, люди могут переходить из сословия в сословие, но сделать это довольно трудно.

3) В государстве могут существовать три основные формы правления — монархия, аристократия и демократия. В свою очередь, каждая из них делится на две формы. Законная монархия — это власть просвещенного царя, незаконная — тирания; власть просвещенных и немногих — аристократия, власть немногих, думающих только о себе, — олигархия. Демократия как власть всех может быть законной и незаконной. Симпатии Платона однозначно на стороне царской власти. Каждая форма государства, по Платону, гибнет из-за внутренних противоречий.

Поэтому, чтобы не создавать в обществе предпосылок для волнений, Платон ратует за умеренность и средний достаток и осуждает как чрезмерное богатство, так и крайнюю бедность. Управление государством Платон характеризует как царское искусство, главным для которого будет наличие истинного царского знания и способность управлять людьми. Если правители имеют такие данные, то будет уже неважно, правят ли они по законам или без них, добровольно или против воли, бедны они или богаты: принимать это в расчет никогда и ни в коем случае не будет правильным.

С позиции своего идеального государства Платон классифицирует существующие государственные формы на две большие группы: приемлемые государственные формы и регрессивные — упадочные. Первое место в группе приемлемых государственных форм, естественно, занимает Платоново идеальное государство. Из существующих государственных форм ближе всего к нему стоит аристократия, а именно аристократическая республика (а не аристократическая монархия).

К упадочным, нисходящим государственным формам он относит тимократию, которая, хотя ее и нельзя отнести к приемлемым формам, стоит к ним ближе всего. Это власть нескольких личностей, основанная на военной силе, т. е, на добродетелях средней части души. В античной Греции этому типу наиболее соответствовала аристократическая Спарта V и IV вв. до н. э. Существенно ниже тимократии стоит олигархия. Это власть нескольких личностей, опирающаяся на торговлю, ростовщичество, которые тесно связаны с низкой, чувственной частью души. Главным предметом раздражения Платона являются демократия, в которой он видит власть толпы, неблагородного демоса, и тирания, которая в античной Греции начиная с VI в. до н. э. представляла диктатуру, направленную против аристократии.

В социальных теориях и воззрениях на государство на первый план выступают, в частности, классовые корни идеализма Платона.

У Платона, таким образом, общественное начало стоит выше личного. В своих работах, Платон противопоставляет свое «идеальное» государство некоторым государствам несовершенным, тем самым, с одной стороны иллюстрируя основные положения своих идей, с другой — дает нам ценнейшие сведения об устройстве государств древнего мира.

Список используемой литературы:

— Энциклопедия «Мир вокруг нас».

— Платон и его эпоха. К 2400-летию со дня рождения. Сборник. М., 1979

— Платон. Собрание сочинений, тт. 1–4. М., 1990–1994

Учение Платона об идеальном государстве

Вы будете перенаправлены на Автор24

Идеальное государство – это утопическая, философская модель общества и государственного устройства, отражающая принципы наиболее эффективного и справедливого его строения.

Философия Платона

Платон – один из выдающихся философов античности, первый мыслитель, сформировавший всестороннее философское учение, включавшее в себя и онтологию, и гносеологию, и этику. Философское мировоззрение Платона стало образцом для всех идеалистических концепций, созданных более поздними мыслителями.

Платон полагал, что бытие разделено на два плана существования, два мира – мир идей и мир материй.

Мир идей – это подлинный, настоящий мир, который имеет нематериальный характер и состоит из вечных и неизменных идей – идеальных сущностей всего и вся, что существует в бытие. Каждая идея есть надвещественное, родовое определение, объединяющее в себе сущностные признаки определенного явления. Поскольку идея совершенна она не может развиваться или изменяться, равно как исчезать или рождаться. Все идеи являются частью Мировой Души, своеобразного Абсолюта, который соединяет в себе все истинные знания и воплощает высшее благо.

Мир материй – это вторичный мир, своеобразное отражение мира идей, его воплощение в веществе. Материализованные идеи не равны идеальным, они искажаются, что порождает их несовершенство, временный характер существования и разнообразие, поскольку каждый реальный объект отражает лишь часть идеи.

Человек в свою очередь является соединением материального и идеального начала. Имея несовершенное тело, он обладает нематериальной душой, которая представляет собой идею, заключенную в плоть. При этом человеческая душа состоит из трех частей:

Готовые работы на аналогичную тему

  • разумной, обитающей в мозгу, отвечающей за познание мира, осознание себя и самоуправление, философствование;
  • отважной, обитающей в сердце, отвечающей за такие черты характера как смелость, отвага, лидерство, а также высокие чувства – любовь, преданность, патриотизм. Оборотной стороной отважной части души выступает чрезмерная гордость, агрессивность, деспотизм;
  • вожделеющей, обитающей в печени, которая наиболее часто оказывается во власти чувственных желаний плоти – похоти, сребролюбия, чревоугодия, жадности и т.д. Однако вожделеющая часть души, находясь под контролем разума, может проявлять себя и с благородной стороны, через чувства умеренности, гармонии, рассудительности, хозяйственности.

Идеальное государство Платона

Для Платона реально существующие, современные ему государства – это такие же искаженные отражения государственной идеи, как и любые другие предметы реальности. Их пороки, слабости, философ связывает с теми искажениями, которые складываются в человеческих взаимоотношениях, при реализации идеи государства. Способом устранения этих недочетов Платон видел такую организацию общества и государственной машины, при которой она будет наиболее близка к идеальной, а каждый человек будет находится на своем, определенным его природными свойствами, месте.

Идеальное государства Платона строится на глубоком разделении труда и общественных функций между гражданами. Государство Платона – это классический греческий полис, город, для которого философ описывает список всех видов производственных работ, необходимых для его жизнеобеспечения. Это и производство разнообразных продуктов землепашцами и скотоводами, и ремесленный труд для создания необходимых орудий, и строительство. Платон отмечает, что государство не может жить изолированно, ему требуются товары извне, а значит нужны торговцы, которые будут выменивать товары, а также корабелы и мореходы которые будут их отвозить в дальние страны. Наконец необходим выпуск денег для обеспечения внешнего и внутреннего рынка.

Читайте также  Товарная политика предприятия 3

Несмотря на обозначенное Платоном разнообразие видов производительного труда, все люди им занимающиеся относятся к одной касте/сословию – это люди у которых преобладает вожделеющая часть души. В своих лучших проявлениях она делает их наиболее пригодными к ведению хозяйства. При этом сословие производителей – единственное, которому в государстве Платона позволено иметь частную собственность, правда в ограниченных масштабах.

Два других сословия – стражей и мудрецов являются обладателями отважной и разумной души, соответственно. Представители этих сословий лишены какой-бы то ни было частной собственности, даже семьи, чтобы частный интерес в них не мог возобладать над общественным. Сословия в государстве Платона складываются не по праву рождения, но по способностям человека. Все дети получают одинаковое образование и по мере порождения экзаменов отсеиваются в соответствующие касты. Наиболее образованными являются стражи и мудрецы. Задача стражей – военное ремесло, поддержание правопорядка внутри государства и обеспечение его безопасности от посягательств других государств. Лучшие же из юношей продолжают свое обучение до 35 лет, после чего перед ними стоит выбор – они могут остаться мудрецами и посвятить себя изучению наук, либо же стать философами и под шефством более старших товарищей начать управлять обществом, чтобы после 40 лет, войти в высший совет.

Виды государственных устройств

Поскольку с точки зрения Платона, любое государство есть та или иная степень искажения идеального государства, все возможные типы государственного устройства были им представлены в качестве «лестницы» где каждая последующая ступень является все большим отдалением от идеала в сравнении с предыдущей. Всего Платон выделял 5 типов государственного устройства:

  • аристократию,
  • тимократию,
  • олигархию,
  • демократию,
  • тиранию.

Аристократия – это идеальное государство где власть принадлежит элите – справедливому меньшинству, из лучших философов, подготовленных для управления обществом.

Тимократия – это первая ступень разложения идеального государства. Из-за недостатка «разумных душ» власть переходит к сословию стражей. Все государство становится военным, сила, смелость, военная смекалка становятся наиболее ценными навыками, определяющими положение человека в обществе. Власть все еще закреплена за уважаемым меньшинством, однако справедливость уже нарушена.

Олигархия складывается в результате дальнейшего падения общества. Частная собственность разлагает стражей и вскоре мерилом власти становится одно лишь богатство. Государство по сути делится на два – государство богачей и бедняков, которые живут отдельно друг от друга фактически в разных мирах. При этом сами богачи не являются ни мудрецами, ни воинами, а способны лишь увеличивать свое богатство за счет эксплуатации других.

Пресс неравенства олигархии вызывает к жизни народный гнев, который в ходе бунта или революции избавляется от олигархов и устанавливает демократический порядок. Главные ценности демократии – равенство, свобода, привлекают людей, однако в них нет справедливости. Становясь абсолютными они отрицают сами себя, и демократическое общество в своей пестроте и разнообразии становится серой массой, которая не подчиняется ни законам, ни традициям и не способна к управлению самой собой.

Апофеоз демократии возносит на престол государства тирана – человека с разумной душой, не получившего, однако должного воспитания и образования, а потому ставшего наихудшим и несчастнейшим из людей. Тиран обращает общество в жесточайшее рабство, уничтожая всякого, кто превосходит его и может представлять опасность.

Идеальное государство Платона.

Философия и идеальное государство Платона

Платон (428/7 г. до н. э.- 347 г. до н. э.)

Платон — древнегреческий философ, классик философской традиции. Учение Платона пронизывает не только мировую философию, но и мировую культуру.

Одна из основных тем учения Платона — справедливое (идеальное) государство. Она претерпевала изменения от момента несправедливого осуждения Сократа в Афинах и до конца жизни Платона. Теория идеального государства наиболее полно представлена Платоном в труде «Государство» и развита в «Законах».

Убежденный в том, что достойную жизнь можно вести только в совершенном государстве, Платон создает в афинской школе для своих учеников условия идеального государства.

«Справедливость столь же хранит государство, сколь и человеческую душу, поэтому раз невозможно всегда сохранять правильное государственное устройство, необходимо построить его внутри себя» (Платон)

Платон родился в Афинах в 428-427 гг. до н.э. Его настоящее имя — Аристокл, Платон — псевдоним, обозначающий «широкоплечий», который ему дал в юности за его крепкое сложение учитель борьбы Аристон из Аргоса. Он был сыном Аристона, потомка короля Кодра, и Периктионы, которая вела свой род от великого законодателя Солона. Грамоте он учился у Дионисия, о котором упоминает в своих «Соперниках». Известно также, что он занимался борьбой, живописью, а кроме этого сочинял дифирамбы, песни и трагедии. Впоследствии склонность к поэзии проявилась в художественно обработанной форме его диалогов. Будучи одарен умственно и физически, он получил отличное образование, следствием которого было его близкое знакомство с философскими теориями того времени. Аристотель сообщает, что Платон поначалу был учеником Кратила, последователя Гераклита.

В 20 лет Платон встретил Сократа и оставался с ним до самой смерти своего учителя — всего 8 лет. Согласно аттической легенде, в ночь накануне встречи с Платоном Сократ видел во сне лебедя у себя на груди, который высоко взлетел со звонким пением, и после знакомства с Платоном Сократ якобы воскликнул: «Вот мой лебедь!». Интересно, что в мифологии античности лебедь — птица Аполлона, а современники сравнивали Платона с Аполлоном как богом гармонии.

Как вспоминает сам Платон в Седьмом письме, еще молодым он готовился к активному участию в политической жизни своего города. Несправедливое осуждение Сократа вызвало у Платона разочарование в политике Афин и стало поворотным моментом в его жизни.

В 28 лет, после кончины Сократа, Платон вместе с другими учениками великого философа покинул Афины и переехал в Мегары, где жил один из известных учеников Сократа — Эвклид, В 40 лет он посетил Италию, где познакомился с пифагорейцем Архитом. Ранее он побывал в Египте и в Кирене, но об этих путешествиях он умалчивает в своей автобиографии.

Он знакомится с Дионисием, тираном Сиракуз, и мечтает воплотить в жизнь свой идеал правителя-философа. Однако очень скоро возникли неприязненные отношения с тираном Дионисием Старшим, зато завязалась дружба с Дионом, племянником тирана. В Дионе Платон надеялся найти достойного ученика и в будущем — философа на троне. Платон оскорбил правителя своими рассуждениями о тиранической власти, сказав, что не все то к лучшему, что на пользу лишь тирану, если тот не отличается добродетелью. За это Платон был продан в рабство на Эгину, из которого его выкупил и освободил Анникерид, философ мегарской школы.

Впоследствии Платон хотел вернуть эти деньги Анникериду, а когда тот отказался их взять, купил на них сад в пригороде Афин, названный в честь местного героя Академа Академией. В этом саду Платон в 387 г. до н.э. основал свою школу, знаменитую платоновскую Академию, которая существовала в Афинах 1000 лет, вплоть до 529 года, пока не была закрыта императором Юстинианом.

Еще дважды он ездил в Сиракузы по настоянию Диона, надеясь осуществить свою мечту об идеальном государстве на землях, которые ему обещал выделить Дионисий Младший. И хотя эти попытки едва не стоили Платону жизни, настойчивость его является примером высокого служения идеалу.

В 360 году Платон вернулся в Афины и не расставался с Академией до своей смерти, наступившей в 347 г. до н.э.

Произведения

Труды Платона имеют форму диалогов или писем. Большое место в его диалогах занимает миф, или мифический рассказ. Мифология всегда имела для него символический смысл и использовалась преимущественно для выражения философских концепций.

Сочинения Платона были упорядочены грамматиком Трасилом; они могут быть сгруппированы по девяти тетралогиям.
1. Евтифрон, Апология Сократа, Критон, Федон.
2. Кратил, Теэтет, Софист, Политик.
3. Парменид, Филеб, Пир, Федр
4. Алкивиад I, Алкивиад II, Гиппарх, Соперники
5. Феаг, Хармид, Лахет, Лисид.
6. Евтидем, Протагор, Горгий, Менон.
7. Гиппий Меньший, Гиппий Больший, Ион, Миниксен.
8. Клитофонт, Государство, Тимей, Критий.
9. Минос, Законы, Эпиномид, Письма.

Философия Платона

О философии

Философия для Платона — это не только познавательный процесс, но и стремление души к сверхчувственному миру идей, и потому она тесно связана с Любовью. По мнению Платона, не занимаются философией только Боги или те, кто полностью невежествен и самонадеянно считает, что знает все. И, напротив, философией занимается только тот, кто чувствует потребность в знании и охвачен желанием познать мудрость. Это напряжение, порожденное недостатком знания и огромным желанием его, Платон определяет как Эрос, Любовь, стремление к Красоте, понимавшейся им как порядок и гармония.

Учение Платона об идеях

Учение об идеях — центральный элемент философии Платона. Он трактовал идеи как некие божественные сущности. Они — вечные, неизменные, не зависящие от условий пространства и времени. В них обобщена вся космическая жизнь: они управляют Вселенной. Это архетипы, вечные образцы, по которым из бесформенной и текучей материи организуется все множество реальных вещей. Идеи обладают своим собственным существованием в особом мире, и вещи существуют только постольку, поскольку они отражают ту или иную идею, поскольку та или иная идея в них присутствует. По отношению к чувственным вещам, идеи являются одновременно и их причинами, и целью, к которой стремятся существа чувственного мира. При этом между идеями существуют отношения координации и подчинения. Высшая идея — это идея абсолютного Блага, источник истины, красоты и гармонии.

Теория познания

Теория познания Платона строится как теория воспоминания, руководящим началом при этом выступает разум или разумная часть души. По Платону, душа бессмертна, причем до рождения человека она пребывает в запредельном мире, где она наблюдает блистательный мир вечных идей. Поэтому в земной жизни души человека оказывается возможным постижение идей как припоминание о виденном прежде.

«И раз все в природе друг другу родственно, а душа все познала, ничто не мешает тому, кто вспомнил что-нибудь одно — люди называют это познанием — самому найти и все остальное, если только он будет мужествен и неутомим в поисках: ведь искать и познавать — это как раз и значит припоминать» (Менон).

Человек получает истинные знания, когда душа вспоминает то, что она уже знает. Знание как припоминание того, что было до рождения человека, является у Платона одним из доказательств бессмертия души.

О душе

Принимая идею бессмертия души и понимая, что в таком случае смерть отнимает у человека все, кроме души, Платон приводит нас к мысли о том, что основной заботой человека в жизни должна быть забота о душе. Эта забота означает очищение души, освобождение от чувственного в стремлении к соединению с духовным — умопостигаемым миром.

Объясняя природу души, то, какова душа сейчас и какой была до своего нисхождения в мир чувственный, Платон символически отождествляет ее с морским божеством Главком, к телу которого за долгое время пребывания в морских глубинах прикрепилось много грязи. Он весь покрыт ракушками, водорослями и песком, а тело его изломано и изуродовано волнами… Душа пребывает в подобном состоянии, и она должна стряхнуть с себя все лишнее — все, что, делая ее тяжелой и бесформенной, не позволяет ей узнать себя. Она нуждается в очищении от всего, с чем срослась в течение многих перевоплощений.

Внешне душа кажется одним существом, но на самом деле она является соединением троих — человека, льва и химеры, которые накрепко срослись друг с другом. Каждой из трех частей души присуща своя добродетель: разумному началу — мудрость, яростному — храбрость, а вожделеющему — умеренность.

Читайте также  Роль Великобритании в мировой экономике и политике

Очищение души у Платона связано с телесной и умственной дисциплиной, которая внутренне трансформирует человека, уподобляет его божеству.

«Благоразумие, справедливость, мужество и мудрость являются средствами такого очищения» (Федон).

Все эти достоинства являются целью философского поиска.

Идеальное государство Платона

Теория идеального государства полнее всего представлена Платоном в „Государстве” и развита в „Законах”. Истинное политическое искусство есть искусство спасения и воспитания души, а потому Платон выдвигает тезис о совпадении истинной философии с истинной политикой. Только если политик становится философом (и наоборот), можно построить подлинное государство, основанное на высшей ценности Правды и Блага. Построить Город-Государство означает познать до конца человека и его место в универсуме.

Государство, по Платону, как и душа, имеет трехчастную структуру. В соответствии с основными функциями (управление, защита и производство материальных благ) население делится на три сословия: земледельцы-ремесленники, стражи и правители (мудрецы-философы). Справедливое государственное устройство должно обеспечить их гармоничное сосуществование. Первое сословие образовано из людей, в коих преобладает вожделеющее начало. Если в них преобладает добродетель умеренности, своего рода любовь к порядку и дисциплине, то это достойнейшие люди. Второе сословие образовано из людей, в коих преобладает волевое начало, долг стражника — бдительность по отношению как к внутренней, так и к внешней опасности. Согласно Платону, государством призваны управлять только аристократы как лучшие и наиболее мудрые граждане..Правителями должны быть те, кто умеет любить свой Город более других, кто способен исполнить свой долг с наибольшим усердием. А всего важнее, если они умеют познавать и созерцать Благо, то есть в них преобладает рациональное начало и их можно по праву назвать мудрецами. Итак, совершенное государство — это такое государство, в первом сословии преобладает умеренность, во втором — мужество и сила, в третьем — мудрость.

Концепция справедливости заключается в том, что каждый делает то, что ему надлежит делать; это касается граждан в Городе и частей души в душе. Справедливость во внешнем мире проявляется только тогда, когда она есть в душе. Поэтому в совершенном Городе должно быть совершенным образование и воспитание, причем для каждого сословия оно имеет свои особенности. Большое значение придает Платон воспитанию стражей как активной части населения, из которой выходят правители. Воспитание, достойное правителей, должно было сочетать практические навыки с освоением философии. Цель образования — через познание Блага дать образец, которому должен уподобиться правитель в своем стремлении воплощать Благо в своем государстве.

В финале IX книги «Государства» говорится, что «не так важно, как должно или как может быть» в идеальном государстве, достаточно уже, если кто-то один живет по законам этого Города, то есть по закону Блага, Добра и Справедливости. Ведь прежде, чем возникнуть в реальности внешне, то есть в истории, платоновский Город родится внутри человека.

«. ты говоришь о государстве, устройство которого мы только что разобрали, то есть о том, которое находится лишь в области рассуждений, потому что на земле, я думаю, его нигде нет.
— Но быть может, есть на небе его образец, доступный каждому желающему; глядя на него человек задумается над тем, как бы это устроить самого себя. А есть ли такое государство на земле и будет ли оно — это совсем неважно. Человек этот занялся бы делами такого — и только такого — государства»

«Идеальное государство» Платона

Государство как идея и «реальные государства»

Самое известное учение об идеальном государстве принадлежит великому древнегреческому философу Платону. Чтобы понять суть взглядов на идеально государство, необходимо знать суть его философии в целом. Платон считал необходимым различать обладающие истинным бытием существующие вне времени и пространства идеи и сами вещи, представляющие собой некие бледные копии, воплощения идей. Относительно к государству сказанное означает, что Платон различал государство как идею, совершенное идеальное государство, существующее в мире идей, и реально существующие государства. Согласно Платону, реально существующие государства следует преобразовать таким образом, чтобы они соответствовали идеальному государству, т.е. государству как идее.

Справедливость как основной принцип устройства

идеального государства

Платон считал, что идеальное государство должно быть устроено в соответствии с принципами справедливости. По его мнению, справедливость предполагает, что, во-первых, интересы целого (государства) важнее и выше интересов частного (отдельных индивидов). Во-вторых, принцип справедливости означает, что каждый элемент целого должен выполнять присущие ему функции. В этой связи он делит всё население идеального государства на три сословия: философов-правителей, воинов (стражников) и ремесленников и земледельцев (в это сословие включаются все люди, так или иначе связанные с производством). Они являются носителями трех основных начал государства: разумного (мудрость), яростного (мужество) и вожделеющего. Справедливость заключается в том, чтобы каждое из этих сословий выполняло свои функции и не вмешивалось в дела других. Сословие ремесленников и земледельцев выполняет важные, но всё же «прозаические» функции, поэтому Платон в своем учении практически ничего не говорит о них. За сохранность и здоровье идеального государства отвечают философы и стражники. Поэтому Платон уделяет основное внимание именно этим сословиям. Здесь уместно заметить, что в учении Платона эти два сословия практически сливаются в один правящий класс, так как философы-правители отбираются из числа наиболее отличившихся стражников. Философов-правителей он называет «совершенными стражами», а стражей – «помощниками правителей и проводниками их взглядов».

Наиболее важным и сложным является вопрос о том, почему же правящие сословия посвятят свою жизнь служению общему благу? Это, согласно Платону, достигается рядом условий.

  • Во-первых,разделением труда. Платон говорит, что всякий человек больше всего заботится о том, что он любит, а любит же больше всего, когда считает, что польза дела – это и его личная польза, и когда находит, что успех дела совпадает с его собственной удачей. А истинные философы как раз и отличаются тем, что больше всего ценят истину, справедливость, благо. Поэтому они и будут заботиться о благе государства, рассматривая это и как собственное благо.
  • Во-вторых,образом жизни, который у стражников устроен, говорит Платон, согласно поговорке: «у друзей всё общее». В частности, у стражников не должно быть частной и даже личной собственности. Столуются и живут они вместе, как во время военных походов. Необходимые припасы они получают от остальных граждан один раз в год за то, что охраняют их. Им не дозволяется пользоваться золотом и серебром, даже в качестве украшений. Дело в том, что обладание собственностью приводит к раздорам и разрушению единства стражей. Таким образом, специфический образ жизни способствует формированию чувства единства и сплоченности.
  • В-третьих,целенаправленным воспитанием. Здесь важное значение придается двум моментам. Прежде всего, Платон обращает внимание на роль социального мифа в создании идеального государства. Он говорит, что следует попытаться внушить сначала самим правителям и стражам, а затем и остальным гражданам, что они порождены землей и, что все члены государства – братья и, следовательно, все должны заботиться о своей стране, как о матери, а также друг о друге. Правителям и стражам необходимо внушить, что есть, мол, предсказание, что государство разрушится, если к власти придут люди, не обладающие необходимыми задатками, вследствие чего они должны безжалостно переводить в сословие земледельцев и ремесленников тех своих детей, которые родятся без необходимых задатков. Одновременно они должны переводить детей земледельцев и ремесленников, родившихся с необходимыми задатками, в сословие стражей. Платон подчеркивает, что успех в деле создания идеального государства во многом будет зависеть от того, насколько удастся распространить, внушить этот миф. Кроме того, важнейшее значение придается роли искусства в воспитании. Согласно Платону, в идеальном государстве разрешаются только такие произведения и даже жанры искусства, которые формируют необходимые качества. Предлагается даже пересмотреть все прежние мифы и произведения искусства и оставить из них только те, которые соответствуют указанным критериям.

Философы должны править потому, что только они способны постичь истинное бытие, т.е. истинное благо для государства и всех его членов. Формирование сословия правителей-философов, по Платону, происходит следующим образом. Всем стражам еще в детстве даются предварительные знания в различных областях (счет, геометрия и др.). Одновременно их берут и на войну, чтобы воспитать в них мужество и другие необходимые качества. По достижении двадцати лет те из них, «кто во всем этом – в трудах, в науках, в опасностях – всегда будет выказывать себя самым находчивым», заносятся в «особый список». Отобранные продолжают дальнейшие занятия, и по достижении ими тридцати лет производится второй отбор. «Самые лучшие» еще пять лет обучаются диалектике – «искусству рассуждать». И только после этого они занимают различные государственные должности.

Платон понимал, что идеальное государство должно быть закрытым и относительно небольшим по размерам. Оно должно быть закрытым по той причине, что любые ложные ценности могут дезориентировать его население. А небольшим – по той причине, что достаточно эффективно контролировать большое государство практически невозможно. Платон говорил, что «государство можно увеличивать лишь до тех пор, пока оно не перестает быть единым». Поэтому правители и стражи должны следить за тем, чтобы государство было ни слишком большим и ни слишком маленьким.

Платон верил, что его идеальное государство можно воплотить в реальность. Это можно будет сделать двумя способами. Во-первых, говорил Платон, среди потомков царей случайно могут оказаться философские натуры, которые будут править по справедливости, а граждане начнут охотно выполнять их установления и законы. Во-вторых, придя к власти, философы вышлют из государства всех старше десяти лет, а остальных воспитают на свой лад.

Значение и недостатки учения Платона

Важнейшее значение учения Платона заключается в том, что оно положило начало теориям социального управления в самом широком смысле слова. Вместе с тем недостатки его учения очевидны. Прежде всего, отметим, что никоим образом невозможно доказать, что идея государства где-либо существует. Поэтому и представления о его устройстве, какими бы оригинальными и глубокими они ни были, являются чисто субъективными. Кроме того, очевидно, что нарисованный им образ жизни стражей отнюдь не такой привлекательный. И на вопрос о том, а будут ли сами стражи чувствовать себя счастливыми, Платон уклончиво отвечал, что важнее благо всего государства, а не отдельных его сословий. Стражи, по его мнению, должны чувствовать себя счастливыми в силу того, что выполняют присущие им функции и вносят посильный вклад в общее благо. Надо, говорил Платон, внушить им, чтобы они стали отличными мастерами своего дела. Наконец, платоновское идеальное государство, по сути, не знает изменений.

Платон: философы будут править государством!

История идей, великих и ужасных

Приблизительное время чтения: меньше минуты.

Журнал «Фома» открывает новый цикл История идей, великих и ужасных, посвященный истории человеческих попыток построить рай на Земле. Не один и не два раза человечество в своей истории «штурмовало небо», пытаясь здесь, на Земле построить замену Небесному раю. Таких попыток в истории было на самом деле множество. Всякий раз из этого ничего не выходило, но каждая попытка по-своему поучительна. Начнем мы с идеального государства Платона.

Время и место действия

Древнегреческие Афины — Сиракузы (Сицилия), конец V-го — IV век до Рождества Христова.

Почему нам это интересно сегодня

Английский философ Альфред Уайтхед (1861–1947) сказал, что вся двух с половиной тысячелетняя история европейской философии — это комментарий к Платону. Это касается и его учения о государстве. Платон первый потребовал, чтобы государство было полностью построено на разумных началах и чтобы им управляли философы как носители и знатоки этого разума.

Благодаря отрицанию частной собственности Платона считают первым утопическим коммунистом в истории. Практически любой курс или книга по истории социалистических и коммунистических идей начинается с идеального государства Платона.

Читайте также  Государственное управление таможенным делом

Главные действующие лица

Великий древнегреческий философ Платон в юности был поэтом, писал трагедии и стихи. Потом, в двадцать лет, услышав беседу Сократа, он сжег все свои прежние произведения, решив отныне заниматься только философией.

Кстати, сначала Платона звали Аристокл. Юноша был борцом и имя «Платон» (по-гречески «Широкий») получил за свое крепкое телосложение. Вообще Платон был очень талантлив в самых разных областях. Он писал непревзойденные по художественному мастерству философские диалоги, еще был математиком (над платоновской Академией даже висела надпись «Не геометр да не войдет»), в юности кроме поэзии занимался живописью, а ближе к старости принялся за попытки радикального социального реформирования.

Чего хотел Платон

Свое знаменитое учение об идеальном государстве Платон излагает в диалоге «Государство». Надо сказать, оно мало походило на рай и не обещало особого райского блаженства. Платон считал, что благо целого неизмеримо важнее блага отдельного человека. Поэтому государство, учил он, может быть счастливо, даже если отдельные люди в нем несчастны.

Свое идеальное государство он словно вычерчивает в строгих геометрических линиях по идеальному чертежу, целиком и сразу по единому плану. Подразделяя население на три сословия — 1) правящих философов; 2) воинов и 3) ремесленников и крестьян — Платон вводил для первых двух, самых главных сословий очень жесткие правила. Они не должны были ничего иметь в своей собственности, у них не должно быть своих семей и даже домов. Деторождение строго регулируется государством: правители определяют, какой мужчина с какой женщиной сходится для рождения потомства и когда. Даже пищу жители идеального государства должны принимать сообща. Словом, женщины, дети, дома, еда — все общее. Настолько, что про любую вещь в идеальном государстве Платона надо говорить не «моя» или «твоя», а только «наша».

Все это нужно было для того, чтобы философы и стражи могли всецело посвятить себя служению государству и общему благу, и чтобы ничто не отвлекало их от этого служения:

«— Мы с тобой уже согласились, Главкон, что в образцово устроенном государстве жёны должны быть общими, дети — тоже, да и всё их воспитание будет общим; точно так же общими будут военные и мирные занятия, а царями надо всем этим должны быть наиболее отличившиеся в философии и в военном деле.

— Да, мы в этом согласились.

— И договорились насчёт того, что как только будут назначены правители, они возьмут своих воинов и расселят их по тем жилищам, о которых мы упоминали ранее; ни у кого не будет ничего собственного, но всё у всех общее. Кроме жилищ мы уже говорили, если ты помнишь, какое у них там будет имущество.

— Помню, мы держались взгляда, что никто не должен ничего приобретать, как это все делают теперь. За охрану наши стражи, подвизающиеся в военном деле, будут получать от остальных граждан вознаграждение в виде запаса продовольствия на год, а обязанностью их будет заботиться обо всём государстве».

Государство, 8-я книга

История попытки

Решив на практике воплотить свое учение об идеальном государстве, Платон начал искать правителя, который мог бы заинтересоваться его философией. Он знакомится на Сицилии сначала с тираном Сиракуз Дионисием Старшим (кстати, слово «тиран» у древних греков не несло отрицательной нагрузки и могло значить просто «единоличный правитель, обладающий неограниченной властью»), а потом его сыном — Дионисием Младшим, который стал править Сиракузами после своего отца.

Их обоих он пытается научить справедливости («О справедливости» — другое название диалога Платона об идеальном государстве). Но из этой попытки ничего не выходит. Хотя оба тирана поначалу проявляют интерес к платоновским идеям, они его быстро теряют и даже проникаются враждой к Платону. Дионисий Старший так рассердился на Платона за его попытки ограничить тираническую власть, что он организует продажу Платона в рабство, сопровождая это насмешливыми словами: «Это ему нисколько не повредит, ведь он — человек справедливый и даже находясь в рабстве, будет счастлив». Из рабства Платона потом выкупают его ученики.

Тем не менее, Платон проявляет большую настойчивость. Трижды он ездит на Сицилию со своими идеальными планами, и трижды его постигает неудача. После этого, как говорит древнегреческий писатель Диоген Лаэртский в трактате «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», «более он государственными делами не занимался, хоть из сочинений его и видно, что он был государственный человек. Дело в том, что народ уже свыкся с совсем иными государственными установлениями».

Отличительные черты платоновской утопии

В идеальном государстве Платона царит тоталитарная власть правящих философов, строгий надзор за всеми искусствами и науками, даже за любыми отношениями между мужчиной и женщиной, ценность которых Платон видит только в рождении детей для своего государства. Если же рождаются увечные дети, то Платон призывает избавляться от них любыми способами, вплоть до детоубийства.

Сам бывший поэт, он изгоняет из своего идеального государства поэтов, поскольку опасается, что они своим искусством могут пробудить в людях непочтительность к богам и иным тогдашним «духовным скрепам». Правда, перед изгнанием он предлагает оказать им особые знаки почести. Лишь увенчав венками и умастив их голову благовониями, он высылает поэтов из идеального государства.

В связи со всем этим очень выразительно характеризовал Платона его непревзойденный знаток, русский и советский философ и филолог А. Ф. Лосев в своей работе «Социальная природа платонизма»: «Апологет монахов и философ полиции, защитник рабства и мистического коммунизма, профессор догматического богословия, гонитель искусств и наук, заклятый враг семьи и брака, душитель любви и женский эмансипатор, мистик-экстатик и блестящий художник, проповедник казармы, абортов, детоубийства, музыкального воспитания души, педераст, моралист, строжайший аскет и диалектик — вот что такое . и это все — диалектически-органическая целость, единый и цельный лик философа. »

Интересные факты

1. Греческое значение имени Платон («Широкий») и разносторонность его дарований однажды дали повод выдающемуся филологу Сергею Сергеевичу Аверинцеву сказать в шутку в своей статье о Платоне: «Широк Платон, я бы сузил».

2. Платон очень критически относился к демократии. В частности, он сатирически описывает демократа как «разбогатевшего кузнеца, лысого и приземистого, который недавно вышел из тюрьмы, помылся в бане, приобрёл себе новый плащ и собирается жениться на дочери своего господина, воспользовавшись его бедностью и беспомощностью… Он часто нагл, разнуздан, распутен и бесчестен».

Также по Платону при демократии нет настоящей свободы слова, потому что во всеуслышание там дано говорить только немногим, а по-настоящему интересные и бескомпромиссные суждения подавляются самой «системой»: «Самые ядовитые из трутней произносят речи и действуют, а остальные усаживаются поближе к помосту, жужжат и не допускают, чтобы кто-нибудь говорил иначе».

Платон об идеальном государстве

Библиографическая ссылка на статью:
Каткова Я.А., Пятилетова Л.В. Концепция идеального государства Платона // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2018/03/24856 (дата обращения: 14.09.2021).

Возможно ли построить идеальное общество/государство? Платон в своём трактате «Государство» (диалог, созданный в период расцвета творчества Платона) [1] отвечает на этот вопрос утвердительно, рассматривая, в первую очередь, принципы идеального государства и, во-вторых, обозначает «практические» преграды на пути реализации идеи, рассматривая механизмы воплощения идеи.

Люди не одинаковы и изначально неравны по своей природе (возможностей), поэтому для сведения всех в единое целое государственного устройства необходимо исходить из этой предпосылки различия людей.

«На поверхности» идея сведения всех в единое целое находит своё выражение в специализации по роду занятий: мудрецы/правители (философы), управляющие и воины, земледельцы, ремесленники, торговцы.

Однако – это всего ишь внешнее положение дел. На самом деле «специализация» осуществляется на уровне идеальном – в «специализации» душ, отражающей фактическое знание добродетелей.

Будучи учеником Сократа, Платон также, как и учитель, полагал что добродетели можно научиться. Но существует «иерархия» добродетелей: одним научиться более сложно (требуются значительные интеллектуальные способности и другие характеристики человека: воля (дисциплина), способность к длительному обучению), другие – более доступны для познания.

И здесь дают о себе знать те самые различия, памятуя о которых необходимо выстраивать концепцию идеального общества. – Лишь немногие «избранные» способны достичь сложных в познании добродетелей. Поэтому, фактически, Платон говорит о необходимости построения общества экспертов, исходя из природной предрасположенности/данности людей как членов общества.

Иерархия добродетелей такова (от «простого» к «сложному»):

  1. мудрость;
  2. мужество;
  3. послушание и умеренность.

Зеркальным отражением «специализации» души является «внешняя» специализация слоёв общества (по роду занятий):

  1. правители;
  2. воины;
  3. земледельцы, ремесленники, торговцы.

Механизмом реализации слаженно-согласованной работы общества является система образования, охватывающая с детства всех членов общества.

Посредством этой системы служит «образование души» (здесь уместна аналогия с римской пайдейей): выявление способностей и развитие этих способностей (к добродетели и соответствующим занятиям одновременно).

Система образования у Платона – это единое целое как будущий слепок общества.

Образование получают абсолютно все и одинаковое (как стартовая площадка для выявления «природы человека»): от десяти до двадцати лет. Акцент делается на гармонии души и тела, на человеке как едином целом: музыка, религия, гимнастика – важнейшие предметы для познания в корпусе знаний.

В возрасте двадцати лет происходит отбор наиболее способных к обучению, которые начинают практиковаться ещё и в математике.

Следующий период отбора – тридцать лет: наилучшие продолжают обучение. К предметам обучения добавляется философия, которую изучают пять лет.

Последующие пятнадцать лет – это практика в области управления, и только после этого тщательнейшим образом подготовленная элита (фактически обладающая знанием добродетели мудрости) допускается к управлению государством.

Таким образом, три слоя государственной системы – тщательно подготовленные люди – специалисты в своей области знания добродетели и сферы деятельности.

Идеальное государство, таким образом, отражает структуру души человека: разум (мудрость – правители – правление); воля (мужество – управляющие (стражи) – управление (охрана); чувства (ремесленники, земледельцы, торговцы – производство «материальных благ» – умеренность и послушание).

Принцип гармоничного сочетания слоёв как частей человеческой души, «заточенных» под реализацию определённой – специальной – добродетели, даёт возможность построить идеальное, то есть – справедливое – государство [2, 3].

Таким образом, Платон формулирует «идеальную формулу справедливости» – справедливого общества: «каждый отдаёт своё и получает своё».

Косвенным выражением реализации становятся «частные» ощущения: каждый член общества чувствует себя счастливым, не желая перемещаться в другой (иной!) для него слой.

Современный читатель, читая Платона, однако, находит в принципе построения идеального общества иерархию (от низшего к высшему, от простого к сложному, следовательно, от худшего к лучшему), поскольку его взгляд исторически обременён, что в конечном счёте служит преградой для аутентичного понимания идей Платона.

Однако концепция Платона чужда идее социальной иерархии: специализация во всём, основанная на объективно-природных различиях людей, – единственная исходная предпосылка для построения идеального общества.

Библиографический список

  1. Платон. Государство [Электронный ресурс]. URL: http://www.odinblago.ru/filosofiya/platon_gosudarstvo/kniga_4 (дата обращения: 24.09.2017).
  2. Пятилетова Л.В., Панагушина Ю.С. Эволюция представлений об обществе в эпоху античности и средневековья. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. – 2013. – № 7 – 8 (22 – 23). – С. 18 – 20.
  3. Чикунова В.С., Пятилетова Л.В. Учение об идеальном государстве Платона // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/09/24401 (дата обращения: 12.01.2018).

Количество просмотров публикации: Please wait

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: