Политическая культура и её роль в политической жизни общества - ABCD42.RU

Политическая культура и её роль в политической жизни общества

ПОЛИТИКА. ТЕОРИЯ. Политическая культура.

Содержание:

  • понятие политической культуры,
  • характерные четы политической культуры,
  • функции политической культуры,
  • компоненты политической культуры,
  • типы политической культуры по различным критериям,
  • основные пути формирования политической культуры,
  • роль политической символики в формировании политической культуры граждан,
  • роль политической культуры в обществе.

Политическая культура – это система исторически сложившихся устойчивых ценностей, установок, убеждений, представлений, моделей поведения, находящих выражение в их политической деятельности, оценке политических событий и в отношении к политике.

Характерные черты политической культуры:

  • является продуктом естественно-исторического развития общества, результатом коллективного политического творчества;
  • фиксирует и закрепляет стабильные стороны политического опыта;
  • имеет всеобъемлющий характер, оказывает влияние на политическую жизнь страны;
  • обеспечивает целостность и интегрированность политической сферы;
  • координирует политическими методами жизнедеятельность общества в целом, сочетает интересы различных социальных групп, классов, государства и личности;
  • предлагает определенные образцы поведения, нормы взаимоотношений власти и граждан;
  • характеризует политическое сознание и политическое поведение массы населения.

Функции политической культуры:

  • познавательная – формирование у граждан необходимых общественно-политических знаний, взглядов, убеждений и политической компетентности;
  • интегративная – достижение согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя, объединение усилий для достижения определенных социально значимых целей;
  • коммуникативная – установление связей между участниками политического процесса, а также передача элементов политической культуры от поколения к поколению, накопление политического опыта;
  • регулятивная – закрепление в общественном сознании необходимых политических ценностей, установок, мотивов, целей и норм поведения;
  • воспитательная формирование у граждан политического сознания и навыков политической деятельности;
  • нормативно-ценностная – формирование и закрепление в общественном сознании необходимых политических ценностей, установок, целей, мотивов и норм поведения;
  • социализирующая – формирование определенных политических навыков, позволяющих реализовать свои права.

Компоненты политической культуры.

Политическое поведение – политические установки, типы, формы, стили, образцы общественно-политической деятельности (Подробно читайте ЗДЕСЬ).

Политическое сознание – включает в себя идеологические компоненты (политические знания, ценности, убеждения, способы политического мышления) и психологические компоненты (политические чувства, эмоции, переживания, ориентации, настроения);

Виды политического сознания:

Элементы политического сознания.

  • Политические знания – это знания людей о политике, о политической системе, о различных политических идеологиях и т.п.
  • Политические ценности – это этические и нормативные суждения о политической жизни, о политических целях; политическими ценностями являются законность и порядок, стабильность системы, социальная справедливость и др.
  • Политические убеждения выражаются в представлениях людей о том, какой должна быть политическая система.

Политическая идеология – система идей, взглядов на политическую жизнь, выражающая коренные интересы, мировоззрение, идеалы какого-либо субъекта политики. (Подробно читайте ЗДЕСЬ).

Политический опыт – политические традиции, обычаи, политическая память общества

Типы политической культуры.

В зависимости от уровня:
  • общая – характерна ля поведение основной массы населения)
  • субкультура – присуща определенным социальным группам и регионам).
В зависимости от степени согласованности во взаимодействии политических субкультур:
  • интегрированная – характеризуется тенденцией к единству в представлениях граждан относительно функционирования и возможностей политической системы, низким уровнем конфликтности и политического насилия, развитой системой социальной защиты населения, многочисленным средним классом;
  • фрагментарная – характеризуется отсутствием согласия граждан относительно политического устройства общества, расхождениями в вопросах понимания власти, социальной разобщенностью, отсутствием доверия между различными группами, высокой степенью социальной напряженности и конфликтности, нестабильностью правительств, применением насилия как главного метода осуществления государственной власти.
По отношению к власти:
  • господствующая,
  • контркультура.
По отношению к прогрессу:
  • замкнутая – нацеленная на восстановление по образцу, установленному традициями;
  • открытая – ориентирована на изменения, легко усваивающая новые ценности.
По стилям политического поведения:
  • рыночная – политика понимается как разновидность бизнеса и рассматривается в качестве акта свободного обмена деятельностью граждан);
  • этатистская – демонстрирует главенствующую роль государственных институтов в организации политической жизни и определении условий политического участия индивида.
По степени ориентации людей на участие в политической жизни.
Патриархальная культура.

Особенности:

  • Отношение к политике основано на ценностях социальной группы, человек мало восприимчив к политической культуре страны, не выполняет конкретных политических ролей.
  • Почтение к власти, противодействие власти – не только нарушение дисциплины, но и аморальный поступок.
  • Стабильность.
  • Отсутствие интереса граждан к политической жизни.
  • Члены общества не ожидают никаких изменений со стороны политической системы.
  • Кругозор большинства граждан ограничен принадлежностью к своим корням, своему месту проживания.
Подданическая культура.

Особенности:

  • Ориентация на официальные государственные ценности, ожидание от политической системы либо наказания, либо предоставления благ.
  • Пассивное отношение к политической жизни.
  • Способность мобилизовать огромные массы людей, направлять их энергию на социально необходимые или надуманные преобразования, что достигается за счет жесткой дисциплины, упорядоченности, организованности.
  • Жесткая централизация управления.
Активистская культура (культура участия).
  • Высокий интерес граждан к политике, активное участие в политических процессах.
  • Хорошая политическая информированность.
  • Стремление реализовать с помощью власти собственные интересы и цели.
  • Оказание гражданами влияния на процесс выработки и принятия политических решений.
  • Демонстрация лояльности к политической системе, законопослушность и уважение к принятым законам.

Основные пути формирования политической культуры:

  • деятельность государства,
  • деятельность политических партий,
  • воздействие церкви на политическую жизнь,
  • информационно-коммуникативная деятельность средств массовой информации,
  • деятельность общественно-политических организаций и движений,
  • воздействие семьи, круга друзей, трудового коллектива и т.д.

Роль политической символики в формировании политической культуры граждан.

Символика предназначен для воздействия на человека.

Формы политической символики/
  • Национально-государственная символика:флаг, герб, гимн.

Цель подобной символики – привлечь внимание граждан, объединить их вокруг какой-то масштабной идеи и соответственно побудить их на определенные действия.

  • Политическая ритуально-процессуальная символика: церемония инаугурации (т.е. торжественного вступления в должность) президента; в общественно-политической жизни ритуально-процессуальная символика представлена съездами и собраниями политических партий и движений, политическими демонстрациями, митингами, пикетами, празднованием исторических событий государственной важности, соответствующими салютами и фейерверками,; этопроцесс возложения венков и цветов к национальным святыням, процесс задействования в торжественных случаях почетных караулов и т.д.
  • Скульптурно-архитектурная политическая символика.

Политическая символика воплощена во множестве памятников, статуй, скульптур и архитектурных сооружений. Символами власти и государства выступают дворцы, правительственные здания, площади. Например, Кремль и Красная площадь в России.

  • Условно-графическая политическая символика. К таким символам можно отнести звезды различной вариации, христианский крест, мусульманский полумесяц, серп и молот, подкова, изображение голубя, колосьев пшеницы и других растений и др.Подобная символика представлена также и в определенных цветах. Так белый цвет символизирует ненасилие, чистоту помыслов, мирные намерения. Голубой цвет – символ общности мира, защиты. Зеленый – символ жизни и экологии. Красный цвет – символ борьбы, жертвенности, сопротивления. Черный – символ скорби, потери, поражения и т.д.
  • Наглядно-агитационная политическая символика. Такая символика представлена: лозунгами, художественно оформленными призывами, транспарантами, портретами политических деятелей, листовками, флажками, шарфиками, политической карикатурой и мн. др.

Таким образом, политическая культура – один из важнейших элементов политической системы общества. Уровень ее развития свидетельствует о качестве самой этой системы. Политическая культура, отражая политическую и юридическую компетентность граждан, общественных и политических деятелей и их политическое поведение, оказывает большое влияние на формирование и функционирование политических институтов.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Политическая культура и её роль в политической жизни общества

Политическая культура – это совокупность типичных для данного общества или социальной группы укоренившихся образцов политических представлений, ценностных ориентаций, установок и политического поведения.Сущностью политической культуры является совокупность политических знаний, индивидуальных позиций, ориентации, ценностей и действий субъектов политической жизни общества. Политическая культура нашего времени – это итог освоения богатств современной цивилизации, политического образования, политической сознательности. Она является важной составляющей духовной жизни общества, находит выражение в политическом сознании и политическом поведении. Поведение – это способ существования культуры.Структура политической культуры: политические представления;– политические ценности и ценностные ориентации;– политические установки – отношение субъекта к политическим явлениям;– политическое поведение;– политические традиции – способ передачи образцов политического сознания и поведения народа.Характерные черты политической культуры:1) представляет собой продукт исторического развития общества, результат коллективного политического творчества;2) закрепляет устойчивые связи между элементами политического процесса, 3) имеет всеобъемлющий характер, пронизывая собой политическую жизнь конкретной страны;4) гарантирует целостность и интегрированность политической сферы;5) координирует жизнедеятельность общества в целом, сочетает интересы различных социальных групп, классов, государства и личности;6) характеризует политическое сознание и политическое поведение основной массы населения.Функции политической культуры:1) познавательная – формирует у граждан необходимые общественно-политические знания,;2) коммуникативная – позволяет установить связь между участниками политического процесса, а также передавать элементы политической культуры 3) интегративная – способствует достижению согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя, 4) воспитательная – дает возможность сформировать гражданина, личность как полноценного субъекта политики, содействует политической социализации;

5) регулятивная – закрепляет в общественном сознании необходимые политические ценности, установки, мотивы, цели и нормы поведения.

Условием формирования полит культуры людей явл их включенность в полит процесс, взаимодействие с полит реальностью. С полит системой взаимодействуют различные сферы общественной жизни, все они в той или иной степени участвуют в формировании полит культуры, определяют осн направления этого процесса. Ими явл: целенаправленная образовательно-просветительская, духовно-идеологическая деятельность гос-ва, полит партий, общественных организаций и движений, церкви, СМИ, воздействие бизнеса, науки, образовательных учреждений, семьи, трудового коллектива, клубов и организаций по интересам.

Современные концепции полит культуры.

Психологический подход (школа Г.Алмонда): полит культура рассматривается как набор психологических ориентаций на соц-полит объекты и процессы.

Комплексный, обобщающий подход (Д.Мервик, Р.Такер, Л.Диттмер): полит культуре приписывается все происходящее в политике. Она либо идентифицируется с полит системой, либо сводится к полит отношениям, а в конечном счете не имеет специфического содержания.

Объективистская (нормативная) трактовка (Л.Пай, Д.Пол). полит культура определяется как совокупн. принятых полит системой норм и образцов полит поведения.

Эвристическая концепция (С.Хантингтон): полит культура понимается как гипотетическая нормативная модель желаемого поведения.

Уровни и типы политической культуры.

Дифференциация полит культур осущ в соответствии с тем или иным критерием.

Один из критериев — степень согласованности во взаимодействии полит субкультур в той или иной стране. На этом основании можно выделить два типа полит культуры: интегрированную (однородную) и фрагментарную (разнородную).

Другим критерием выделения типов полит культуры явл базовые ценности, на кот ориентируется та или иная общность в полит деятельности или в полит процессе. В соответствии с этим можно выделить три типа полит культуры.

· Культура высокой гражданственности. Базовая ценность — человек с его потребностями и интересами. Полит система в целом и все ее структурные элементы носят демокр характер. Людям присуще чувство ответственности за все происходящее, а потому высока полит активность участников полит процесса.

· Элитарная полит культура. Базовая полит ценность — власть или властные структуры (гос-во, элиты). Человек выступает как средство для достижения цели, кот ставит полит элита.

· Архаическая полит культура. Главная ценность — интересы этноса, к кот они принадлежат (род, племя, нация). Здесь индивид не осознает себя как личность и не отделяет себя от этнической общности.

В качестве еще одного критерия выступает ориентация общества на те или иные регулятивные механизмы в рамках полит системы (рынок, гос-во). Приоритетное использование того или иного механизма в полит жизни порождает соотв типы полит культуры — рыночной или бюрократической.

Роль политической культуры в политическом процессе

Вы будете перенаправлены на Автор24

Роль политической культуры в политическом процессе

Политическая культура – представляет собой набор определённых знаний, традиций и норм поведения, присущих конкретному обществу в его политической жизни.

Политическая культура выступает своего рода посредником между политической сферой и остальными сферами жизни общества. При этом изменения социально – экономических и социо — культурных норм общества влечёт к изменениям самой политической культуры, в которой могут отражаться те или иные изменения жизни общества. Также возможно и обратное влияние политической культуры на само общество. Таким образом, политическая культура и жизнь человеческого общества взаимно влияют на развитие друг друга, что способствует как негативным, так и позитивным тенденциям в развитии самого общества.

Политический процесс – является одной из основных категорий политического анализа, позволяющего выявить особенности происходящего в сфере политики и связанных с ней институтов.

Основные подходы в трактовке политической культуры

Политическую культуру как совокупность неких духовных явлений рассматривали исследователи Г. Алмонд, С. Верба и др. Или как совокупность юридических правовых норм рассматривается С. Вайтом.

Дж. Плейно рассматривает её как проявление стандартных норм поведения человека в соответствующих условиях.

Политическая культура рассматривается как некий способ поведения и деятельности человека вовлеченного в политическую жизнь, что выражается в осуществлении на практике человеком своих политических идеалов и взглядов. Такая точка зрения представлена И. Шапиро, П. Шаран и В. Розенбаум.

Функции политической культуры

Регулятивная функция и функция воспроизводства общественных отношений направлены сохранение и развитие политической системы в государстве как таковой.

Функция интеграции или дезиитеграции обеспечивает возможность существования в одном государстве различных социальных, этнических и религиозных групп. Такая функция необходима для сохранения целостности государства, предотвращению его раскола из – за социальных, этнических и религиозных противоречий.

Готовые работы на аналогичную тему

Обеспечение исторической преемственности. Данная функция участвует в передаче определённых норм и установок политической традиции от одного поколения к другому. Что приводит к преемственности политической культуры и соответственно к преемственности государств и народов, берущих начало в различные исторические эпохи.

Информационно – коммуникативная функция позволяет сохранять и использовать определенные нормы для взаимодействия различных органов власти, её институтов и общества, на основе единых стандартов и стереотипов поведения присущих данной политической культуре.

Структура политической культуры

Основой, ядром политической культуры являются наиболее характерные и укоренившиеся в обществе, государстве определённые ценности, поведение нормы и мировоззрение.

Одной из основ политической культуры являются присущие ей определённый набор традиций, установлений, моральных и этических норм которые можно охарактеризовать как ценности.

Ценности политической культуры можно разделить на несколько уровней:

  • Мировоззренческий уровень означают представления человека о картине мира, и его особенностях, а также о соотношениях собственных представлений об окружающей действительности с политическими событиями и политической жизнью.
  • Гражданские ценностные ориентиры означают, что человек имеет определенные представления о своем месте и роли в политическом процессе как его участнике.
  • Собственные политические представления, ценности — здесь человек имеет уже собственное мнение о политической системе, лидерах государства и партий.

Гомогенные политические культуры – представляют собой в основном часть ядра политической культуры, т. е. имеют в основе присущие им ценности, нормы и обычаи.

Интегрированные — в них входят элементы субкультуры и периферии ядра политической культуры.

Политические субкультуры – имеют мало общего с основными политическими культурами, представленными в обществе и имеют малоизвестные и малопопулярные идеологические программы. Как правило, политические субкультуры характерны для стран со сложным социальным и национальным устройством и с наличием ряда экономических и политических проблем.

Традиции – определенные знания и правила поведения, которые передаются из одного поколения в другое, и служат связующим звеном между различными поколениями и служат одними из главных черт политической культуры.

Стереотипы – определённые шаблоны поведения человека в той или иной стандартной ситуации, закрепленные воспитанием, житейским опытом и традициями поведения.

Миф представляет своего набор взглядов и мнений людей, имеющих под собой эмоциональную основу.

В мифах выделяют индивидуальный уровень и уровень социальной группы:

  • Индивидуальный уровень – означает наличие представлений у человека связанных со сверхъестественным или нерациональным объяснением вопросов политического характера.
  • Уровень социальной группы – на этом уровне политический миф выполняет объединяющую роль по отношению к определённой социальной группе.

Значение политического мифа

Политический миф, может отражать определенные представления общества в какой – либо из периодов собственного исторического развития. В основном политический миф создается по заказу правящей верхушки и служит определённому политическому и идеологическому заказу.

В качестве примера можно привести нацистский миф о высшей арийской расе, как расе господ и об остальных расах, предназначенных арийцам в слуги и рабы.

В России политические мифы активно развивались в советский период. Это было связано как с насаждением правящей идеологии марксизма — ленинизма, так и с ликвидацией безграмотности, позволившей читать множество продуктов политической пропаганды. Такая пропаганда и создала, в том числе мифы о мудрых и гениальных вождях – Ленине и Сталине.

Политические символы – являются одной из характерных черт политической культуры. Это понятие включает в себя различные изображения – символики – христианский крест, мусульманский полумесяц, людей – Дядя Сэм в США и т. д.

Также в качестве символов используют флаги, конституции, гимны, важнейшие государственные праздники и т. д.

7.2. Политическая культура и ее роль в политической жизни обще­ства

Среди зарубежных и российских обществоведов еще нет единого подхода к трактовке как самой категории «политическая культура», так и ее структурных компонентов, содержания, функций и т. д.

Так, в понимании американского политолога Г. Алмонда полити­ческая культура представляет собой особый тип ориентаций на полити­ческое действие, отражающий особенности той или иной политической системы. Американские политологи Дж. Оллмонд и Дж. Поувелл по­нимают политическую культуру как совокупность индивидуальных ус­тановок и ориентаций участников данной системы, как субъективную сферу, лежащую в основе политических действий и придающую им значение. Польский политолог Е. Вятр считает, что политическая куль­тура — это совокупность установок, ценностей, поведенческих актов, ка­сающихся взаимных отношений между властью и гражданами. В отече­ственной политологии утвердилось мнение, что политическая культу­ра — это разновидность общечеловеческой культуры, атрибут всех субъ­ектов политических отношений, выражающий диалектическое единство культуры и политики.

Всего в современной политической науке существует около 50 определений понятия «политическая культура», которые порой расхо­дятся столь значительно, что привести их к «общему знаменателю» ока­зывается довольно сложно.

В настоящее время различают:

— психологические трактовки политической культуры, харак­теризующие ее как совокупность субъективных представлений человека и ограничивающие ее содержание сферами политического сознания и политической психологии;

— так называемые всеобъемлющие интерпретации, включающие в политическую культуру психологические установки и соответствующие им формы поведения субъектов;

— объективистские, раскрывающие политическую культуру через нормы и санкционированные государством образцы политического пове­дения граждан;

— нормативистские интерпретации, понимающие политическую культуру как нормативную модель желательного поведения и мышления.

В западной политической науке преобладает представление о поли­тической культуре как о совокупности ориентаций, ценностей, верований и поведенческих установок, направленных на политические объекты.

Все эти и многие другие определения отражают различные стороны политической культуры, следовательно, имеют право на существование.

Наиболее полное определение, которое отражало бы сущностные стороны политической культуры, может быть сформулировано сле­дующим образом:

Политическая культура — это составная часть духовной куль­туры общества, отражающая уровень, характер и содержание поли­тических знаний, оценок, навыков и действий граждан, социально- политические ценности, традиции и нормы, регулирующие полити­ческие отношения, политическое поведение граждан, их участие в общественно-политической жизни данного исторически конкретно­го общества.

Политическая культура находит свое выражение в деятельности государства, политических партий и движений, общественных органи­заций, отдельных граждан, в демократии, в конституции, в системе пра­вовых норм, в отношении к ним граждан страны.

Внешне политическая культура выступает как определенный уро­вень, ступени развития политического сознания социальной группы, класса, нации, личности, лидеров государства, депутатов парламента и т. д., служит качественной характеристикой их социально-политической деятельности.

Политическая культура для своей реализации исторически, юридиче­ски, фактически наделяется определенными функциями. К важнейшим из них можно отнести следующие:

— идентификации — раскрывают постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности;

— ориентации — характеризуют стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможно­стей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе;

— адаптации — выражают потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий;

— социализации — характеризуют обретение человеком определен­ных навыков и свойств, позволяющих ему реализовать свои гражданские права, политические функции и интересы в той или иной системе власти;

— интеграции (дезинтеграции) — обеспечивают различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической сис­темы, сохранение целостности государства и его взаимоотношений с обще­ством в целом;

— коммуникации — обеспечивают взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, симво­лов, стереотипов и других средств информации и языка общения.

Структурно-политическая культура представляет собой единство политических знаний, политического сознания, политических убеждений и ценностей, а также политических действий.

На протяжении развития различных государств и народов выработа­но множество типов политической культуры, выражающих преобладание в стиле поведения граждан определенных ценностей и стандартов, форм взаимоотношений с властями, а также иных элементов, сложившихся под доминирующим воздействием географических, экономически, духовных и прочих факторов.

В основе типологии политических культур могут лежать различ­ные факторы (тип политической системы, тип ориентаций граждан, от­крытость или закрытость, идеологический фактор, ценности и традиции общества и др.).

Значительную известность в политологии получила классификация политической культуры, предложенная в 1964 году Г. Алмондом и С. Вербой, которые выделяли три «чистых» типа политической культуры:

— патриархальный (местечковый), для которого характерно отсут­ствие интереса граждан к политической жизни, концентрация на локальных интересах и ценностях;

— подданнический, где сильна ориентация на политическую власть и невысок уровень индивидуальной активности граждан;

— активистский, свидетельствующий о заинтересованности граждан в политическом участии и о проявлении ими политической активности.

Существуют и другие типологии политических культур. Так, на основе определения универсальных черт разнообразных стилей полити­ческого поведения граждан в тех или иных странах политолог Э. Бата­лов выделяет рыночную политическую культуру, где политика понима­ется людьми как разновидность бизнеса, и этатическую, которая демон­стрирует главенствующую роль государственных институтов в органи­зации политической жизни.

Исходя из признания факта, что каждому общественному строю при­суща своя политическая культура, вполне корректно говорить также о тота­литарной, авторитарной и демократической политической культуре.

Итак, политическая культура в обществе функционирует как сложная динамичная система, оказывающая воздействие на все элемен­ты политической жизни, на формирование политических ориентаций и политического поведения, на осознание участниками политического процесса своих прав и полномочий, своего места и роли в развитии по­литической системы общества. Политическая культура выступает как качественная сторона, характеристика деятельности институтов поли­тической системы, уровня компетентности в политических делах и по­ступках граждан страны, государственных и политических деятелей, содержания возникающих при этом политических отношений.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите основные признаки политической культуры.

2. Опишите трактовки политической культуры Е. Вятра и Г. Алмонда.

3. Охарактеризуйте функции политической культуры.

4. Сопоставьте патриархальный, подданнический и активистский типы политической культуры.

5. Определите черты рыночной политической культуры.

Политическая культура и ее роль в политической жизни общества

Политическая деятельность, особенно профессиональная, требует не только знания и понимания процессов, явлений, закономерностей политического развития, но и соблюдения определенных норм поведения. Стало, скажем, уже хрестоматийным примером недопустимости политического поведения, продемонстрированного на заседании ГА ООН (1960) лидером СССР Н.Хрущевым: стучание туфлей по трибуне во время выступления и выражение «мы вам покажем кузькину мать». Нас, к примеру, шокируют драки, потасовки, которые возникали иногда в залах заседаний ВР Украины и Госдумы России. Почему так? Потому, что поведение Н.Хрущева, отдельных депутатов или фракций не вкладываются в общепринятые, признанные нормы. Оно недопустимо с точки зрения сложившихся общественных стереотипов. В таких случаях говорят о низкой культуре человека, а если подобное проявляется в политике – о низкой политической культуре.

Впервые термин политическая культура был введен в оборот немецким философом XVIII в. И.Г.Гердером, а в научной политической литературе он начинает использоваться только со средины ХХ в. американским политологом Г.Алмондом. В понимании последнего, политическая культура – это особый тип ориентации на политическое действие, отражающий специфику каждой политической системы. Т.е. здесь политическая культура совершенно определенно увязывается с политической деятельностью, характерной для данного типа политической системы. Исходя из этого Г.Алмонд и С.Верба в своей книге «Культура гражданина» выделяют три уровня политической культуры – политическая деятельность, которая базируется на:

1) познавательной ориентации – охватывает знания о политической системе, ее роли, функционировании;

2) эмоциональной ориентации – отражает чувства, испытываемые по отношению к политической системе, ее функциям, участникам и их деятельности;

3) оценочной ориентации – выражает личное отношение к политической системе, ее участникам и их действиям.

То есть, в основе политической культуры лежат знания, восприятие, оценка и личное отношение, которые проявляются в политической деятельности.

Эти положения и легли в основу современного понимания сущности политической культуры. При всем многообразии таких определений (более 30) общим для них является включение в них духовной и поведенческой составляющей.

Политическую культуру связывают с политическим сознанием, но в отличие от политического сознания, отражающего всю совокупность существующих в политике духовных образований, политическая культура связана только с наиболее устойчивыми, внутренне значимыми для человека воззрениями.

Являясь частью общей культуры общества, она показывает, насколько человеком усвоены общезначимые, получившие всеобщее признание образцы политического поведения, политического мышления, политической деятельности, восприняты опыт и традиции властвования.

Политическую культуру личности определяют такие качества, как организаторские способности, умение сплотить и мобилизовать людей на решение политических задач, компетентность и профессионализм, настойчивость и толерантность, умение найти компромисс, гуманность и др. О реальной политической культуре человека свидетельствует его деятельность в политической сфере.

Таким образом, политическую культуру можно определить как совокупность относительно устойчивых политических представлений, убеждений, ориентаций, обусловливающих нормы, правила и стиль поведения субъектов политических отношений, воплощенные ими в практике политической деятельности.

Политическая культура общества не может быть однородной в силу его социальной и политической неоднородности, а нередко и полярности. Современное общество включает группы людей с разным экономическим статусом (например, собственники – наемные работники – безработные – нетрудоспособные), различным вероисповеданием, разной национальности и др. Поэтому неправомерным было бы утверждение о единой, объединяющей данное общество, политической культуре. Следовательно, правомерно предположить, что кроме какой-то преобладающей, основной политической культуры должны существовать какие-то частные, обособленные культуры – субкультуры. Они могут иметь общие черты с основной и отличаться некоторыми из них, но могут носить и самостоятельный характер, принципиально отличаться во взглядах, нормах поведения – это уже контркультура. Таким образом, в каждом обществе могут существовать несколько политических культур: господствующая (основная), субкультуры и контркультуры.

Многообразие политических систем, различия в социально-экономическом, политическом и культурном развитии стран обусловили существенное разнообразие типов политических культур, а, следовательно, и различные подходы к этой типологизации. К примеру, в основе марксистского подхода положены господствующие экономические отношения, способ производства, поэтому и выделяются здесь рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и социалистическая политические культуры. Польский политолог Е.Вятр в основу типологизации положил характер власти, поэтому для рабовладельческого и феодального общества, по его мнению, характерен один тип политической культуры – традиционный, признающий священность власти и традиции в регулировании политических отношений. В буржуазном обществе он выделяет демократическую и автократическую политические культуры. Первая из них характеризуется высокой активностью граждан и их широкими политическими правами. Вторая – признает сильную и неконтролируемую власть, ограничивающую права и свободы граждан.

На Западе популярной является типологизация, предложенная американскими политологами С.Вербой и Г.Алмондом. Они в качестве определяющего критерия приняли степень ориентации людей на участие в политической жизни. Исходя из этого они выводят три «чистых» типа политической культуры: патриархальная, подданническая и активистская или гражданская.

Патриархальная – ориентирована на ограниченность ориентаций рамками своей общины, деревни, района и характеризуется полным отсутствием у членов сообщества интереса к политическим процессам, к власти.

Подданническая – отличается сильной ориентацией на политическую систему и деятельность власти, но слабым участием в работе этой системы. Подданные в этом обществе могут высказывать негативное или позитивное мнение о власти, но сами будут только ожидать от нее либо приказов, либо благ.

Активистская политическая культура характеризуется сильной ориентацией на существующую политическую систему и активное участие в политической жизни. Члены общества здесь не только интересуются политической системой, но и сами влияют на нее, стараясь играть активную роль в функционировании ее институтов: государства, политических партий, движений и др.

Чаще всего в конкретном обществе преобладают смешанные политические культуры: патриархально-подданническая, подданническо-активистская, патриархально-активистская.

Политика и мораль

Политика как особый вид деятельности по завоеванию и осущес­твлению власти, как искусство управления государством, как дея­тельность в сфере отношений между социальными общностями и т.п., имеет много измерений своих результатов. Одним из них является мораль.

Мораль — это форма общественного сознания и сфера индиви­дуального сознания личности, представляющая совокупность явлений социальной и духовной жизни, выраженной в нормах, принципах, ка­тегориях и идеалах нравственных требований, на основе которых общество и личность производят оценки человеческого поведения.

Будучи формой общественного и индивидуального сознания и видом общественных отношений, мораль своими принципами, нормами и идеалами регулирует поведение человека в его семейно-бытовой, трудовой, гражданской и политической жизнедеятельности.

Мораль формируется в процессе воспитания человека, в повседневной общественной жизни, в том числе и под действием политики. Она непосредственно связана с ней и служит политическим целям. Например, в 30 — 50-е годы в СССР утверждалась мораль доносительства под лозунгом борьбы с «врагами народа», аналогичная тотальная слежка друг за другом проводилась в фашистской Германии и т.п. Очевидно, можно предположить, что политика и мораль взаимосвязаны между собой, образуют некую целостность, определенную систему, в деятельности которой проявляется специфика взаимодействия политического и морального начал в общественной жизни. С другой стороны, результаты этого взаимодействия оказывают влияние на сами состав­ляющие — политику и мораль. Например, политика перехода к рынку в нашей стране повлекла за собой нравственную переориентацию значи­тельной части общества и, прежде всего молодежи. Да и политика государства в отношении развития социальной сферы, науки, техни­ческого прогресса в корне изменили представления о жизненных цен­ностях, престиже профессий, во взглядах на основы семейных отно­шений, взаимоотношений между людьми, даже на любовь, дружбу и т.п.

В настоящее время в нашей стране, к сожалению, не без влияния политики, теряют престижность такие из­вечно гуманные и уважаемые в обществе профессии как врач, педа­гог, ученый, меняется само понятие гуманизма. Зато становятся престижными и авторитетными особенно среди молодежи все виды деятельности, которые приносят большие и быстрые деньги.

Проблема соотношения политики и морали издревле волновала философов, политологов, социологов. Её пытались разделить Аристотель и Платон, Макиавелли и Гоббс, Кант и Гегель, Маркс и современные политологи Дарендорф, Бжезинский, Тоффлер и другие.

В настоящее время взгляды на соотношение политики и морали можно сгруппировать по четырем направлениям:

— «оптимистическое» — утверждающее, что политика и мораль в принципе совпадают, их расхождение — результат конкретных обстоятельств, которые надо менять;

— «пессимистическое» — сторонники которого считают принци­пиально несовместимыми политику и мораль, их антиномическую (противоестественную, не соответствующую законам) противоречивость;

— «объективистское» — декларирующее, что политика и мораль настолько специфичны, что сама попытка установить между ними ка­кую-то связь несостоятельна;

— «релятивистское» (относительное) — ставящее взаимосвязь и возможность сочетания политики и морали в непосредственную зави­симость от ситуации, в которой она проявляется.

Самым распространенным является направление, отстаивающее несовместимость политики и морали, в основу которого положены взгляды Н.Макиавелли, который обосновывал свои взгляды исходя из конкретных условий Италии начала ХVII века. Однако и в XX веке в условиях господства тоталитарных режимов, политических диктатур, в каких бы вариантах они не выступали, было множество доказательств несовместимости политики и морали: мировые войны, геноцид, расизм, апартеид, гонка вооружений и т.д..

Французский ученый-теоретик Ж.-Ф. Ревель в книге «Бесплод­ное знание» (1988) пишет, что движущей силой современного ми­ра выступает ложь. К сфере применения лжи, противостоящей науке, относится, прежде всего, политика и идеология. Доказательств не­совместимости политики и морали много и в практике политики каж­дой страны.

Но есть и другие факты. Деятельность таких политиков как М.Ганди, М.Л.Кинг, А.Сахаров доказывает возможность совместимости большой политики и высокой морали. Безусловно то, что никакие ссылки на практическую целесообразность или «здравый смысл» не могут оправдать грязные, бесчеловечные, аморальные средства достижения политических целей. «Цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель», — писал К. Маркс (К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. I, стр. 65.).

История убедительно показала, какой трагедией для народа оборачивается «растворение» морали в политике, ее насильственное подчинение бездумным политическим схемам, преступным по существу замыслам.

Мы вступили в XXI век. Каким-то он будет в системе политика и мораль? Будем надеяться, что совместимым.

Вопросы для самоконтроля.

  1. В чем проявляется политическая сознание личности?
  2. Что включает массовое политическое сознание?
  3. Дайте определение сущности политического сознания.
  4. Как формируется политическое сознание?
  5. Уровни политического сознания: бытовой, эмпирический, теоретический и условия их формирования.
  6. Функции политического сознания.
  7. Сущность политической культуры и ее уровни по Г. Алмонду и С. Вербе. Какой из этих уровней выше и почему?
  8. Качества, которые определяют политическую культуру личности.
  9. Господствующая политическая культура, субкультура и контркультура.
  10. Типы политических культур по Г. Алмонду и С. Вербе.
  11. Ваше отношение к нравственности и безнравственности политики. Обоснуйте.

Задание для самостоятельной работы.

  1. На основе наблюдений за окружающей вас общественной средой (студенческая группа, поток, факультет, курс, семья) попробуйте определить уровень индивидуального и массового политического сознания.

Тема 8. Человек и политика

Политическая культура

Политическая культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющих проводить сравнительный анализ политических систем мира.

Содержание

История термина

Термин «политическая культура» впервые появился лишь в XVIII в. в трудах немецкого философа-просветителя Иоганна Гердера. Теория же, предполагавшая изучение мира политики через призму этого концепта, сформировалась еще позднее-только в конце 50-60х гг XX в. и получила развитие в работе американского политолога Германа Файнера «Системы правления великих европейских государств» (1956). Позднее была опубликована книга американских авторов Г. Алмонда и С. Вербы «Гражданская культура» (1963 г.), в которой был проведен сравнительный анализ политических культур США, Великобритании, Италии, ФРГ и Мексики. Согласно Г. Алмонду и С. Вербе, политическая культура — особый тип ориентации на политическое действие, отражающий специфику каждой политической системы. Шестидесятые годы считаются периодом наивысшей популярности исследований проблем политической культуры. Важнейшим импульсом, приведшим к активным исследованиям политической культуры, стала потребность выяснения несостоятельности попытки развивающихся стран копировать западноевропейские образцы при создании собственных политических систем. Кроме того, большую роль сыграли кризисные явления в жизни развитых демократий, связанные с бурным проявлением молодежной контркультуры, усилением расовых волнений, формированием экологического движения, усилением феминистского движения и, наконец, стала очевидной сила так называемой «четвертой власти» — средств массовой информации. Девяностые годы и «третья волна» демократизации также вызвали значительный интерес к политической культуре, так как до некоторой степени именно этот термин позволял отделить страны, предрасположенные к демократии, от стран, предрасположенных к авторитаризму.

Функции политической культуры

В рамках функциональных методологических установок принято выделять ряд функций политической культуры в обществе.

Функции политической культуры:

1) познавательная (формирует у граждан необходимые общественно-политические знания, взгляды, повышает политическую образованность);

2) интегративная (помогает достигать согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя, объединяет усилия для достижения определенных социально значимых целей);

3) коммуникативная (позволяет установить связь между участниками политического процесса, а также передавать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт);

4) регулятивная (закрепляет в общественном сознании необходимые политические ценности, установки, мотивы, цели и нормы поведения);

5) воспитательная (дает возможность сформировать гражданина, личность как полноценного субъекта политики, содействует политической социализации). Роль политической культуры состоит в снижении политических рисков — рисков невыгодных, ухудшающих условия деятельности социально-экономических субъектов решений органов власти [1] .

Согласно С.Н.Гаврову, политическая культура характеризуется национально-психологическими нормами поведения, морально-этическими (в т.ч. конфессиональными) ценностями, архетипическим образом «себя» и «окружающих» (иных народов). Все это определяет процесс институализации политической сферы культуры, оказывая влияние на характер взаимоотношений государства, иных политических институтов и человека, меру его зависимости от них. В политической культуре представлены креативная (часто включающая в себя инокультурные элементы) и консервативная (автохтонная) составляющие. Эти составляющие находятся в процессе взаимодействия, притяжения и отталкивания. [2]

К исследованию политической культуры общества часто обращается политическая социология. Фактор культуры и её влияния на политику не только позволяет предсказывать вероятные модели поведения электората. В более широкой перспективе политическая культура общества взаимодействует с институциональной системой. В рамках этого взаимодействия происходит взаимовлияние, что ведет к трансформации институциональной и политической системы с одной стороны и политической культуры с другой. Именно с успешным становлением определенного типа гражданской культуры связывают успех или провал демократического транзита в постсоветских государствах [3] , а также в странах Африки и Латинской Америки [4] .

Типологии

Наиболее известная типология политических культур принадлежит Г. Алмонду и С. Верба, которые выделили три вида политической культуры:

  • приходская культура (Parochial)
  • зависимая культура (Subject)
  • культура участия (Participant)

Приходская культура характеризуется безразличным отношением к национальной политической системе, что выражается в отсутствии реакции граждан на действия политических институтов, в отсутствии интереса к центральной власти и, наоборот, заинтересованности политической жизнью «на местах».

Зависимая политическая культура отличается большей заинтересованностью в деятельности властей. Граждане имеют свое представление о власти, но они покорны ей, даже при негативном характере ее деятельности. При таком типе политической культуры граждане не надеются личным участием изменить что-либо в деятельности властей, являясь лишь «наблюдателями».

И, наконец, культура участия характеризуется активностью участия. Граждане считают себя вправе влиять на власть, они осуществляют это «вмешательство», участвуя в выборах, в деятельности партий, групп давления. При такой классификации имеется в виду, что демократия — это тот идеальный режим, который должен быть принят за образец, но это положение не является бесспорным для всех [5] .

Сравнительные исследования

Политическая культура существенно зависит от общей культуры страны, многие социологи и политологи подчеркивают принципиальные различия политических культур стран Запада и Востока, см., работы С. Г. Кирдиной [6] . Согласно другой точке зрения большее влияние имеет степень доверия между людьми (см, например, работы Ф. Фукуямы [7] ) и устойчивость институтов. Согласно С. В. Цирелю [8] по устойчивости институтов общества делятся на теплые и холодные.

Холодные общества — это такие общества, где существуют установленные правила в политике. В них люди не нуждаются в налаживании личных отношений для разрешения стандартных ситуаций. В таких обществах основное разнообразие институтов сосредоточено на верхних уровнях их иерархии и предназначено для разрешения сложных ситуаций.

Теплые общества — это такие общества, где отсутствуют установленные правила в политике. Отсутствие действенного права вынуждает перманентно обращаться к его первоисточникам, в том числе представлениям о справедливости, поэтому справедливость, часто понимаемая как всеобщее равенство доходов и даже равное бесправие, занимает высокое место в шкале ценностей. И в то же время отсутствие регулятора справедливости (права, обычая и т. д.) очень часто ведет к большей несправедливости и большему имущественному расслоению, чем в холодных обществах.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: