Политические взгляды С.Ю.Витте - ABCD42.RU

Политические взгляды С.Ю.Витте

С.Ю. Витте – блестящий министр и дерзкий интриган

Одна из самых ярких исторических личностей, участвовавших в политической жизни России на рубеже 19-20 веков, — Сергей Юльевич Витте. Удивительный человек, сделавший блестящую карьеру и достигший невероятных результатов в области финансов и управления, оценивается современными исследователями по-разному.

17(29) числа в июне 1849 году в семье голландца Юлиуса Витте, переехавшего в Прибалтику, и Екатерины Андреевны Фадеевой, из княжеского рода Долгоруких по матери, родился сын. У мальчика оказалось много влиятельных родственников, и детство свое он провел в семье деда по материнской линии. Витте воспитывался в традициях дворянского рода и с ранних лет познакомился с принципами монархизма. Повзрослевшего Сергея отдали в Тифлисскую гимназию, однако все его внимание занимали музыка, фехтование и верховая езда. Мальчик оказался драчлив, имел резкий характер и острый язык. В результате оценки в аттестате зрелости были не самыми лучшими, а поведение молодого человека было оценено преподавателями в один балл.

Оценки не позволили юному Витте поступить в университет. Сначала он продолжил обучение в гимназии Одессы, а затем в Кишиневской гимназии, что позволило получить аттестат с хорошими оценками. В 1866 году Сергей Юльевич, наконец, поступает на физико-математический факультет Новороссийского университета и заканчивает его в 1870 году со степенью кандидата наук. Витте предполагал и далее заниматься научной деятельностью, однако родные сочли такое решение неразумным и не отвечающим интересам дворянской семьи. По протекции родственников, в основном министра путей сообщения Бобринского, бывшего давним знакомым Витте-старшего, молодой и талантливый человек был принят на службу в губернаторскую канцелярию в Одессе, где занялся вопросами коммерческой эксплуатации железных дорог. Коммерция увлекла юношу, его идеи были востребованы, а открывавшиеся перспективы захватывали живой ум.

Способного администратора вскоре заметили, и он перешел в АО Юго-Западных железных дорог. На новом месте работы Витте быстро освоился и сблизился с начальником Чихачевым. В самом начале успешной карьеры Сергея Юльевича случилось несчастье: в 1875 году на подведомственной ветке произошло крушение поезда (Тилигульская катастрофа), повлекшее страшные человеческие жертвы. В результате Чихачев был предан суду, в отношении Витте также было возбуждено уголовное дело. Однако деятельный администратор заслужил расположение и милость императора, совершив невиданное самоуправство при урегулировании вопросов, касавшихся отправок грузов для русско-турецкой войны. Дело в том, что Витте самовольно направил конницу добираться до пункта назначения, освободив тем самым вагоны для техники и вооружения. Решение было настолько простым и эффективным, что наказание было заменено гауптвахтой, причем отбывать его пришлось лишь формально. Сергей Юльевич ночевал под арестом, а утром возвращался на службу, поскольку на железной дороге без него обойтись не могли.

В 1879 году Витте назначен на пост начальника отдела по эксплуатации Юго-Западных железных дорог. Темпераментный чиновник был фаворитом едва ли не всех местных популярных актрис, вплоть до своей женитьбы на дочери предводителя черниговского дворянства. Брак с Н.А. Спиридоновой мало освещается историками, известно лишь, что Витте познакомился с ней еще в период ее замужества. Однако брак к тому времени был формальным, и Сергею Юльевичу удалось оформить развод без лишнего внимания со стороны общества.

С начала 1880 года Витте становится одним из самых высокооплачиваемых специалистов на железной дороге, его доход приблизительно оценивается в 50 тысяч рублей в год. Молодого и деятельного администратора ценило руководство, поэтому его годовой доход постоянно повышался.

Именно в этот период в 1888 году и произошла судьбоносная встреча с Александром III. По рассказам современников, государь предпочитал большую скорость, и зачастую такое передвижение становилось опасным для императорской семьи и пассажиров. По распоряжению Витте экспресс Александра III был замедлен во время движения по Юго-Западной железной дороге. Свое неудовольствие таким решением высказали адъютанты, на что управляющий дерзко заявил о нецелесообразности риска головой самого государя. Император слышал эти возмутительные речи и вспомнил их после крушения близ Харькова. Чудом спасшийся Александр III приказал включить в комиссию по расследованию причин катастрофы дерзкого управляющего.

Результат экспертизы показал, что крушение произошло по причине высокой степени износа вагона, на что ранее Витте уже указывал. Кроме того, Сергей Юльевич уже не раз отмечал опасность превышения скорости, исходя из строения российского железнодорожного полотна, балласта и прочих технических характеристик. По итогам работы Александр III предложил управляющему перейти на государственную службу, но тот отказался, указав на разницу в доходности должностей. Предлагаемая служба оплачивалась из казны всего восьмью тысячами рублей в год, а также требовала переезда с юга в столицу с ее дорогостоящим образом жизни и суровым климатом. Неслыханная дерзость – отказ императору и на этот раз сыграла положительную роль в судьбе талантливого менеджера. Монарх обязался лично доплачивать Витте еще 8 тысяч рублей в год и гарантировал, что должность он будет занимать совсем недолго, а затем его переведут на более высокий пост. Честолюбивый железнодорожник согласился.

Смелость, решительность, ум и талант надолго сделали Витте фаворитом императора. Ему было нетрудно убедить монарха в своей правоте, он мог высказывать свое мнение вне зависимости от отношения к нему остальных чиновников. Молодой администратор своей резкостью и острословием вызвал недовольство огромного количества влиятельных и знатных персон. Именовали талантливого управленца не иначе как «выскочка». Одним из главных оппонентов Витте стал фон Плеве.

В 1892 году Сергей Юльевич занимает пост министра сообщения. Отлично знакомый с проблемами железной дороги, он разворачивает бурную деятельность в этом направлении. Его основная заслуга в данной должности: постройка Транссибирской железнодорожной магистрали и КВЖД.

Проявил себя Витте не только на профессиональном поприще. Талантливый министр оказался искусным интриганом и, охарактеризовав коллегу Вышнеградского психически нездоровым, способствовал его смещению. На освободившийся пост министра финансов Витте был назначен с начала 1893 года. Незадолго до назначения дерзкий министр заводит скандальный роман с еврейкой, добивается ее развода и женится вопреки мнению светского общества. Матильда Витте, так звали новоявленную супругу, вызывает лишь негодование в свете, что провоцирует ее мужа на откровенный разговор с государем. Однако ситуация меняется после того, как Александр III одобряет скандальные отношения и даже признает смелый поступок достойным честного человека и христианина.

В качестве министра финансов Сергей Юльевич достиг пика своей карьеры. В деятельность одного из лучших государственных мужей император не вмешивался, несмотря на то что политика его резко отличалась от традиционной. Витте предпочитал назначать на должности профессиональных служащих и игнорировал установившийся порядок замещения мест по принципу приближенности к императорскому двору. Такой принцип в кадровой политике вызывал негодование со стороны придворных, но результат был получен ошеломляющий. В первый же год новый министр ликвидировал дефицит бюджета. В 1895 году Витте приступил к введению винной монополии, что способствовало образованию профицита, а уже в 1898 году провел успешную денежную реформу.

В 1899 году Николаем II Витте присваивается ранг действительного тайного советника. В этом же году Сергей Юльевич принимает участие в суде над своим бывшим знакомым Мамонтовым. Немногим ранее сам Витте придерживался мнения, близкого к взглядам осужденного. Обществом такой поступок был расценен как предательство, немалую роль в этом сыграла устоявшаяся неприязнь к министру со стороны элиты.

После смерти благоволившего к нему Александра III Витте постепенно теряет свое влияние при дворе. Однако Николай II еще долго прислушивается к мнению министра финансов. Кроме того, получает Сергей Юльевич признание и на мировой арене. Интриги, столь свойственные натуре Витте, и ненависть света приводят его к отстранению от дел в 1903 году. Официально это выглядело переводом на новую должность председателя комитета министров. Однако фактически данный пост не имел никакого влияния на государственные дела.

Однако в 1905 году судьба вновь предоставила Витте возможность проявить свои незаурядные способности. На этот раз он выступил в качестве дипломата. Благодаря удивительной способности убеждать этому человеку удалось сделать то, чего не смогла добиться имперская армия и десятки генералов. Сергей Юльевич сохранил часть территории Сахалина, в то время как японские войска захватили его весь и требовали передать занятую позицию полностью. Заслуги Витте были оценены государем, и в результате бывший министр стал графом. Однако светские острословы прозвали его графом Полусахалинским, хотя сарказм их был совершенно не уместен.

В 1906 году последовал исход напряженных отношений с императором и влиятельными советниками – Витте был отправлен в отставку. Удаление от дел было крайне болезненным для этого честолюбивого человека, он неоднократно предпринимал самые различные попытки, чтобы вернуть былое могущество. Находясь в отставке, написал «Воспоминания» и переправил их за границу, опасаясь изъятия своего труда. После смерти от менингита в 1915 году власти не раз предпринимали попытки отыскать и уничтожить работу Сергея Юльевича, однако «Воспоминания» все же были опубликованы за рубежом.

Современники оценивают Витте неоднозначно. Если некоторые акцентируют внимание на его административных талантах, вспоминают его заслуги в области государственных финансов, внешней политике, то другие говорят о резкости, честолюбии и лицемерии этого человека. Современники сочиняли множество колких и едких эпиграмм в его адрес, заслуживает внимание работа, например, Дорошевича. Однако нельзя не признать главного — Витте был необходим стране в этот тяжелый период. Это был человек удивительного склада ума, принесший огромную пользу своему государству, сделавший блестящую карьеру и заслуживающий уважения и памяти потомков. Государственные заслуги министра не оправдывают его как личность, но игнорировать их невозможно.

Политические взгляды С.Ю.Витте

  • Главная
  • О моем сайте
  • Контакты

Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

16 ноября в 18.00 состоится вебинар на тему: «Сочинение по литературе в декабре»

—>

С. Ю. Витте

Исторический портрет С.Ю.Витте

Годы жизни:1849- 1915

«Все революции происходят оттого, что правительства вовремя не удовлетворяют назревшие народные потребности. Они происходят оттого, что правительства остаются глухими к народным нуждам» С.Ю. Витте

Из биографии

  • В истории России есть немало великих государственных деятелей, которые многое сделали для процветания страны. Среди них — Сергей Юльевич Витте. Послужной список С.Витте довольно внушительный: Действительный статский советник (1899), статс-секретарь, почётный член Академии наук, министр путей сообщения (1892), министр финансов(1892-1903), председатель Комитета и Совета министров (1903-1906), член Государственного совета (с 1903).
  • По происхождения Витте — голландец, он получил российское дворянство в 1856г. Имел высшее образование, окончил физико-математический факультет университета.
  • С.Витте отличался политической дальновидностью, стремился воплотить в жизнь реформы, которые далеко опережали время. Будучи по своим взглядам монархистом, он легко улавливал новые явления в политической жизни стран , и именно
Читайте также  Молодежь и политика 3

ему принадлежали проекты многих реформ, проведённых императором. Не все были довольны его деятельностью. Не случайно не раз Витте подвергался опале — отставке. Но несомненно, что вклад в развитие страны С.Витте огромен.

Исторический портрет С.Ю.Витте

Направления деятельности

Направления деятельности Результаты
Укрепление российской монархии и государственности. По инициативе С.Витте и его активном участии были проведены важнейшие реформы в стране: издание Манифеста 17 октября 1905 года, даровавшего гражданские свободы, создание Государственной думы, преобразование Государственного совета (он стал верхней палатой парламента), введение нового избирательного закона, изменения в Основных законах империи (Россия стала ограниченной монархией).
Дальнейшее укрепление экономики страны, развитие капиталистических отношений. Расширение влияния государства на экономику, которое проявлялось в регулировании внешней и внутренней торговли через систему налогов, проведение протекционистской политики.С.Вите провёл «первую российскую индустриализацию» в 1890-х годах, особое внимание уделяя развитию отечественной промышленности.

Значительно расширился государственный сектор в экономике: отрывались крупные казённые предприятия, большая часть железных дорог была в руках государства, монополия на алкогольную продукцию (1894г).

Дальнейшее укрепление частного предпринимательства , поддержка бизнеса государством. Активное поощрение со стороны государства развития отечественной промышленности .

Широкое распространение получила концессия, то есть система госзаказов сдача на длительный срок по завышенным расценкам.

Витте считал, что необходимого баланса между импортом и экспортом можно добиться путём продуманной таможенной политики.

Активное привлечение иностранных инвесторов в экономику.

ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • С.Ю. Витте сыграл важную роль в реформировании России на рубеже веков. Его деятельность – это пример возможностей и в то же время беспомощности государственной системы.
  • С.Витте внёс значительный вклад в совершенствование государственной системы России, был автором самых важных политических реформ, приведших страну к ограниченной монархии.
  • Значительные изменения произошли и в экономике страны под руководством С.Витте: активно стала развиваться промышленность, усилился протекционизм в экономике, стабилизировалась финансовая система. Были созданы условия для развития предпринимательства и привлечения иностранных инвестиций. Результатом стали высокие экономические показатели, промышленный подъём в 1909-1913 годах. В 1913 году Россия была на первом месте по темпам роста производства, хотя нерешённых проблем было ещё достаточно.
  • Многое сделал С.Витте и во внешней политике. Здесь проявился настоящий дипломатический талант этого государственного деятеля. Удачные переговоры с Китаем, Германией, Японией — это результат во многом и лично С.Витте.
  • Не всё из задуманного было воплощено в жизнь. В частности, не поддержаны были его предложения по решению крестьянского, рабочего вопроса. Реформаторская деятельность С.Витте не встречала одобрения среди высших консервативных кругов обществе, например, со стороны министра внутренних Плеве. Это привело к отставке в 1903 году, так как наметился спад экономики по некоторым показателям в связи с мировым экономическим кризисом. Но с 1905 года Витте снова во власти.
  • Имя С.Ю. Витте стоит в одном ряду выдающихся государственных и политических деятелей России.

Данный материал можно использовать, готовясь по теме: ЕГЭ № 40 (С6) исторический портрет.

Воззрения и политика С. Ю. Витте

в отношении земских учреждений: современный взгляд

1. Общая характеристика политэкономических взглядов С. Ю. Витте. С. Ю. Витте не был сторонником применения положений классической политической экономии, которую он называл «космополитической экономией», к описанию развития России. Он не считал «космополитические экономические аксиомы непреложными законами для национального общежития», а потому не придерживался идей «кроить экономическую жизнь Российской империи по рецептам космополитической экономии».

С. Ю. Витте противопоставил этому идею национальной системы политической экономии, заимствованную им у Ф. Листа. [ С. Ю. Витте . Национальная экономия и Фридрих Лист. 1889]. В своих взглядах С. Ю. Витте исходил из реальных фактов российской действительности, истории России и своей удивительной интуиции, позволившей ему стать выдающимся государственным деятелем своей эпохи.

2. С. Ю. Витте о коренном противоречии в устройстве земских и правительственных учреждений России. Основным трудом, в котором изложены взгляды С. Ю. Витте на историю, значение и перспективы развития русского земства, является подготовленная по его заказу в «подначальной канцелярии» записка «Самодержавие и земство» [ 2-е изд. в 1903 ].

На основе анализа отечественной истории, опираясь на положения и труды самых авторитетных российских и зарубежных специалистов, а главное, исходя из анализа фактического положения дел, С. Ю. Витте делает следующие основные выводы:

— в земских учреждениях России стремится найти свое воплощение политическая идея местного самоуправления;

— в истории России, в отличие от истории западноевропейских стран, самоуправление никогда не было доминирующей социальной практикой, как в устройстве местных, так и центральных учреждений;

— политическая идея самоуправления находится в антагонистическом противоречии с идеей централизованного самодержавного государства; это порождает конфликты и коллизии в реальной практике земских учреждений России;

— противоречивый характер устройства систем местного и центрального управления приводит к нестабильности общества и социальным революциям (в качестве примера С. Ю. Витте упоминает Францию, в которой также существовало противоречие, хотя и обратное тому, что имелось в конце XIX века в России: централизованные местные учреждения и парламентская (представительная) форма верховного правления);

— снятие отмеченного противоречия возможно лишь при целостной административной реформе, предполагающей общие, единые начала в устройстве как центрального, так и местного управления.

3. Выводы С.Ю. Витте в контексте современной теории институциональных моделей государственно-политического устройства. Изучение обществ с позиций нео-институционального подхода привело к пониманию наличия в них устойчивых институциональных матриц, обеспечивающих минимизацию трансакционных общественных издержек [ Д. Норт. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики.]

Развитием этого подхода служит концепция институциональных моделей государственно-политического устройства. Под такими моделями понимаются системы основополагающих, внутренне взаимосвязанных и взаимообусловленных институтов различных обществ, обеспечивающих выполнение аналогичных функций, то есть действующих как аналоги в политической общественной сфере. Сравнительный анализ истории политических институтов России и западных стран позволил предположить, что в них сложились и эволюционно развивались (несмотря на имевшие место социальные революции) качественно отличные институциональные модели государственно-политического устройства. [ С. Г. Кирдина . Политическая система России: унитарно-централизованная институциональная модель versus федеративно-субсидиарной. — В сб. Куда идет Россия. VI, 1999 ].

Вышеописанная позиция С. Ю. Витте в отношении места и перспектив земских учреждений в системе России полностью согласуется с положениями современной теории институциональных моделей государственно-политического устройства.

Витте Сергей Юльевич

ВИТТЕ Сергей Юльевич (17.6.1849, Тифлис – 28.2.1915, Петроград), граф (с 1905), государственный деятель; действительный тайный советник (1899); почетный член Императорской Академии наук (1893). Из дворян. Окончил физико-математический факультет Новороссийского университета кандидатом (1870). С 1870 служил в дирекции Одесской железной дороги, с 1871 – в канцелярии новороссийского и бессарабского генерал-губернатора. В 1874 поступил на службу в Департамент общих дел Министерства путей сообщения. С 1877 помощник управляющего по движению и начальник эксплуатации Одесской железной дороги; с 1878 заведующий отделением эксплуатации правления Юго-Западных железных дорог, с 1880 начальник эксплуатации, с 1886 управляющий этих дорог. С 1889 директор Департамента железных дорог Министерства финансов. С февраля 1892 управляющий Министерства путей сообщения, с августа того же года – Министерства финансов, с 1.1.1893 по 16.8.1903 министр финансов. Главные мероприятия В. в экономической сфере – винная монополия (1894), денежная реформа (завершена к 1897), активное железнодорожное строительство (в 1890-х гг. протяженность вновь построенных железных дорог – свыше 23 тыс. км). С 1896 статс-секретарь Е. И. В. В 1902–05 председатель созванного по его инициативе Особого совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности. В 1903, одновременно с увольнением с должности министра финансов, назначен председателем Комитета министров. С 17.8.1903 член Государственного совета. В июле–сентябре 1905 представлял Россию в Портсмуте на переговорах с японской делегацией о заключении мира по итогам русско-японской войны 1904–05. Активно способствовал подписанию Манифеста 17.10.1905. С 24.10.1905 председатель Совета министров. 22.4.1906 уволен от должностей председателя Совета и Комитета министров с оставлением членом Государственного совета; в 1906–15 назначался к присутствованию в Государственном совете; член его внепартийной группы. Одновременно в 1911–15 председатель Комитета финансов.

В. был хорошо известен в германских деловых кругах; вел от России переговоры о торговом договоре с Германией (заключен в 1904). Был категорическим противником войны России с Германией. В апреле 1914 в газете «Фоссише Цайтунг» («Vossische Zeitung», Берлин) вышло интервью В., в котором он одобрил усилия Г. Е. Распутина, направленные к тому, чтобы избежать прямого военного столкновения империй. По сведениям корреспондента «Русского слова» И. Троцкого, примерно в то же время В. имел частную беседу на курорте в Зальцшлирфе (Германия) с Ф. Хайнекеном, который представлял императора Вильгельма II. Разговор был посвящен перспективам российско-германских отношений и ожидавшейся войне. В. доказывал, что предстоявший конфликт выгоден прежде всего США, которые в результате войны стали бы центром «притяжения» всех финансовых ресурсов, т. к. их пришлось бы выводить из европейских банков. Россия же, столкнувшись с Германией, неизбежно оказалась бы «под колесом истории». Подобно П. Н. Дурново, В. предсказывал, что война приведет к революции в Германии, а затем и в России. Кроме того, военные действия, по мнению В., стали бы причиной девальвации валюты, инфляции и, соответственно, экономического краха России. При этом В. считал, что у России не было коренных противоречий с Германией, которые обусловили бы неизбежность прямого столкновения. Иными словами, государство ввязывалось в авантюру, в которой защищало отнюдь не национальные интересы. Причем, по сведениям В., именно Россия, а не Германия, была виновна в развязывании военных действий: Вильгельм II был склонен искать договоренностей с будущим противником, в то время как российское руководство демонстрировало предельную безответственность. Сложившуюся ситуацию В. оценивал крайне пессимистически. В ходе частной беседы с экономистом И. Х. Озеровым на его вопрос, что делать в данном положении, он ответил: «А вот мы сидим здесь, допустите, что над нами еще этажей семь и из верхнего этажа бросился кто-то вниз… Что же нам делать? Хватать его за ногу и удержать от падения? Ничего не остается делать, как ждать нашей печальной участи». В середине октября 1914 В. писал великому князю Константину Константиновичу о необходимости скорейшего выхода России из войны. По словам С. П. Мельгунова, В. имел в этом вопросе сторонников в среде высшей бюрократии. Вероятно, это позволило ему в ноябре 1914 в письме берлинскому банкиру Р. Мендельсону утверждать, что война должна будет в скором времени завершиться (по крайней мере, со стороны России). Впоследствии, 25.1.1915, В. писал ему же: «Принято решение о том, чтобы, когда наступит момент мирной конференции, просить меня принять в ней участие в качестве делегата. Я не смогу принять это назначение до тех пор, пока любой и каждый будет иметь возможность критиковать мои пацифистские взгляды, говоря, что мое поведение объясняется личной заинтересованностью».

Автор экономических сочинений, а также обширных мемуаров, которые содержат большой фактический материал (неоднократно переизданы).

Награды: российские ордена Св. Станислава 1-й степени (30.8.1890), Св. Анны 1-й степени (1.1.1894), Св. Александра 1-й степени (10.8.1898), Св. Владимира 2-й степени (1.1.1901), 1-й степени (14.4.1913), Белого Орла (11.8.1904), Св. Александра Невского с алмазными знаками (22.4.1906); иностранные – германский орден Прусской Короны (8.12.1881), сербский орден Такова 4-й степени (5.3.1885), 1-й степени (4.1.1894), офицерский крест греческого ордена Спасителя (27.3.1885), золотые знаки бухарского ордена Звезда (1890), Большой офицерский крест французского ордена Почетного Легиона (4.12.1892), персидский орден Льва и Солнца 1-й степени (18.5.1893), алмазные знаки бухарского ордена Звезды 1-й степени (1893), Большой крест бельгийского ордена Леопольда (27.1.1894), французский орден Почетного Легиона (11.2.1894), германский орден Красного Орла (17.3.1894), австрийский орден Леопольда (20.11.1894), алмазные знаки этого ордена (3.7.1897), Большой крест датского ордена Данеборга (5.4.1895), китайский орден Двойного Дракона 1-й степени 3-го класса (27.2.1896), японский орден Восходящего Солнца 1-й степени (1896), Большой крест шведского ордена Вазы (21.7.1897), прусский орден Черного Орла (21.8.1897), Большой крест греческого ордена Спасителя (12.5.1898), Большой крест болгарского ордена Румелийской Звезды 1-й степени (10.8.1898), турецкий орден Османье 1-й степени с алмазами (13.1.1901), сербский орден Белого Орла 1-й степени (13.1.1901).

Сергей Юльевич, граф.

Соч.: Самодержавие и земство. Конфиденциальная записка министра финансов статс-секретаря С. Ю. Витте. Штутгарт, 1901; Записка по крестьянскому делу. СПб., 1905; Причины убыточности русских железных дорог // Вестник финансов, промышленности и торговли. 1910. № 16; Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве, читанных Его Императорскому Высочеству вел. кн. Михаилу Александровичу в 1900–1902 гг. СПб., 1912; По поводу непреложности законов государственной жизни. СПб., 1914; Воспоминания: В 3 тт. Берлин, 1922 (немецкий перевод: Berlin, 1923; 2-е изд. – М.; Пг., 1923–24; 3-е изд. – М., 1960; 4-е изд. – Таллинн, 1994; 5-е изд. – Т. 1–2. М., 1997); Собрание сочинений и документальных материалов: В 5 тт. М., 2002–06; Из архива С. Ю. Витте: В 2 тт. СПб., 2003.

Источники: РГИА. Ф. 1622 (С. Ю. Витте); ОР РНБ. Ф. 541. Оп. 1. Д. 4. Л. 39.

Лит.: Тарле Е. В. Граф С. Ю. Витте. Опыт характеристики внешней политики. Л., 1927; Игнатьев А. В. С. Ю. Витте – дипломат. М., 1989; Корелин А. П., Степанов С. А. С. Ю. Витте – финансист, политик, дипломат. М., 1998; Ананьич Б. В., Ганелин Р. Ш. Сергей Юльевич Витте и его время. СПб., 1999; С. Ю. Витте – выдающий государственный деятель России: Тезисы доклады и сообщений научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения С. Ю. Витте. СПб., 1999; Шилов Д. Н. Государственные деятели Российской империи. Главы высших и центральных учреждений. 1802–1917: Биобиблиографический справочник. СПб., 2001 (2-е изд. СПб., 2002); Мартынов С. Д. Государство и экономика. Система Витте. СПб., 2002; Его ж е. Государственный человек Витте. СПб., 2006; Ильин С. В. Витте. М., 2006; Laue T. H. Sergei Witte and the industrialization of Russia. New York; London, 1963; Mehlinger H. D., Tompson J. M. Count Witte and the Tsarist Government in the 1905 Revolution. Bloomington; London, 1972.

Соловьев, К.А. Витте Сергей Юльевич [Текст] / Россия в Первой мировой войне. 1914–1918: Энциклопедия: В 3 тт. / отв. редактор А. К. Сорокин. – М.: Политическая энциклопедия, 2014 — Т. 1 — С. 370-371.

Политические взгляды С.Ю.Витте

Сергей Витте кисти Ильи Репина, фрагмент полотна
“Торжественное заседание Государственного совета” (1901-1903)

Какую роль в развитии России сыграл С. Ю. Витте?

С. Ю. Витте был крупным государственным деятелем, который внес значительный вклад в существенное переустройство хозяйственного уклада и государственного строя страны в конце XIX — начале XX в.

Способности выдающегося управленца и экономиста Витте проявил далеко не сразу и первоначально демонстрировал таланты в области математики. Будучи студентом, написал работу «О бесконечно малых величинах», получившую высокую оценку в России и во Франции.

В 1871 г. Витте поступил в Управление Одесской железной дороги и поднялся по служебной лестнице от кассира до начальника дороги. Здесь он много внимания уделил повышению доходности железных дорог, чему посвятил свою книгу «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов». В 1886 г. Витте стал управляющим Юго-Западными железными дорогами и уже тогда предпринял первые меры к проведению реформ в масштабе России. Он разработал идеи государственного регулирования железнодорожных тарифов, концепцию нового железнодорожного устава, поднял доход дорог. Витте стал известен как крупный администратор, но войти в высший эшелон руководства ему помог случай. Опасаясь за безопасность императора, он не согласился с решением министра путей сообщения, распорядившимся увеличить скорость царского поезда. Вскоре вблизи Одессы произошло крушение этого состава, в кото-ром едва не погибла семья самодержца. После этого Александр III назначил Витте в 1890 г. директором департамента железнодорожных дел министерства финансов.

Витте приступил к постепенным преобразованием этой отрасли. Свои экономические взгляды он выразил еще в 1888 г. в монографии «Национальная экономия и Фридрих Лист» (немецкий экономист XIX в.). Основой всей системы реформ Витте являлся протекционизм, рассчитанный на решение важнейших экономических и политических задач модернизации России, создание своей промышленности, осуществление перехода от аграрного общества к индустриальному.

В 1891 г. был введен таможенный тариф протекционистского характера, увеличивший государственные доходы. Комплекс экономических мер, направленных на защиту интересов России, также дал позитивный результат. В 1892 г. Витте стал управляющим Министерством путей сообщения, а в 1893 г. Александр III назначил его министром финансов. Витте превратил это Министерство в самое влиятельное в правительстве, которое стало формировать экономическую политику. Получив доверие власти и поддержку общественного мнения, он проявил себя как профессионал, осознававший необходимость реформ и видевший возможности их осуществления. Витте действовал решительно, считая, что «в России необходимо проводить реформы быстро и спешно, иначе они большей частью не удаются и затормаживаются».

Для индустриализации страны и достижения цели — в течение 10 лет догнать развитые страны Европы — требовались дополнительные средства. В 1894 г. Витте ввел винную монополию, что дало увеличение доходов казны на 25%; были повышены прямые и косвенные налоги; обеспечены рост доходов государственных предприятий, привлечение в банки вкладов частных лиц. Сбережения населения в сбербанках увеличились в 4 раза.

В 1897 г. Витте провел денежную реформу, имевшую огромное значение для укрепления финансового положения России. До этого существовали серебряный рубль — основная денежная единица и неразменное денежное обращение ассигнациями. Благодаря Витте был введен золотой рубль, что обеспечивало финансовую стабилизацию, открывало доступ в мировую денежную систему и привлекало иностранные капиталы.

В результате осуществления реформ 90-х гг. общий объем промышленного производства по сравнению с 60 гг. вырос в 8 раз. К концу XIX столетия по основным показателям Россия приблизилась к ведущим странам и по общему объему производства заняла 5-е место в мире. Страна вступила в полосу быстрого промышленного подъема. Ускоренно развивались банковское дело и транспорт. Буржуазно-демократические преобразования Витте, его экономическая система государственно-капиталистической модели регулирования экономического развития страны были чрезвычайно полезны для России.

Успехи Витте вызывали зависть и раздражение в высших кругах. Основным его противником был министр внутренних дел В. К. Плеве. Недоброжелательно и даже с ненавистью относился к нему и царь Николай II. К тому же с наступлением в начале XX в. мирового экономического кризиса, захватившего и Россию, затормозилось развитие экономики, что ставилось в вину Витте.

В это время Витте добивался также достаточно радикального решения аграрного вопроса, включающего в себя капитализацию крестьянских хозяйств, отмену круговой поруки в общине и даже передачи на определенных условиях части помещичьих земель крестьянам. В 1902 г. была создана специальная комиссия с целью введения личной собственности в деревне. Противоборствующие силы, как позже писал Витте, провозгласили крестьянскую общину особенностью русского народа, и посягать на нее — значит разрушить «цемент русской народной жизни». Витте не удалось решить крестьянский вопрос, но его идеи были частично воплощены в паллиативной аграрной реформе П. А. Столыпина.

Занимался Витте и рабочим вопросом, чтобы не допустить столкновений рабочих с предпринимателями. В 1897 г. при его содействии был принят закон об ограничении рабочего дня 11,5 часами. В 1903 г. введены выплаты рабочим за полученные увечья на производстве и выборы старост. Но и небольшие социальные реформы вызвали недовольство буржуазии. Витте стал вызывать открытое раздражение со стороны Николая II — ретрограда и консерватора. В 1903 г. Витте был снят с поста министра финансов и назначен председателем Совета министров. Как ни парадоксально, но пост главы правительства уже не обеспечивал ему прежнего влияния в стране. Своим нежеланием считаться с «общественным мнением» придворных кругов и резкостью суждений Витте вызывал у «великих персон» неприязнь.

Однако император и правящие круги в период русско-японской войны не смогли обойтись без «большого ума» и снова обратились к Витте.

В 1905 г. Сергей Юльевич возглавил делегацию России на переговорах с Японией в Портсмуте. Победившая в войне Япония предъявила тяжелые ультимативные требования. Витте проявил дипломатические способности и добился выгодных условий подписанного мира с минимальными потерями. Но за уступку Южного Сахалина и Курильских островов Японии в русском обществе в насмешку его стали называть «граф Полусахалинский», хотя это был просчет лично Николая II.

Витте всегда защищал монархию, заявляя, что представительная демократия и абсолютизм несовместимы. Зная это, самодержавие призвало его на помощь в период революции 1905—1906 гг. Исходя из реальной ситуации, прагматик Витте убедил царя в необходимости для успокоения общества принятия либеральных мер в направлении конституционной демократии и привлечения к государственному управлению народных представителей. В написанном Витте Манифесте 17 октября 1905 г. — первой русской квазиконституции, объявлялись гражданские свободы и учреждался представительный орган — Государственная Дума с ограниченными законодательными функциями. Витте подобными мерами сохранял самодержавные права монарха, пытаясь найти равновесие сил в обществе и спасти трон Николая II, что в принципе ему в конечном счете тогда удалось сделать. Позже он признавался: «Сердцем я за самодержавие, — умом за Конституцию, самодержавию я всем обязан и люблю его, а умом понимаю, что нам нужна Конституция». Однако правые партии считали его левым, а либералы-кадеты утверждали, что в политике он пошел намного правее, чем мог бы. К тому же и сам Сергей Юльевич проявлял колебания: от реформ в усовершенствовании государственного порядка до призыва к беспощадному подавлению Московского вооруженного восстания в декабре 1905 г., за что его резко осуждали левые партии.

В апреле 1906 г. у Витте усилился конфликт с царем, что вынудило его подать в отставку. Продолжившего в основном его политику Столыпина ждала судьба еще хуже — этот премьер был убит в 1911 г. с молчаливого одобрения придворных кругов. Деградирующее самодержавие оказалось не в состоянии понять и оценить значение реформ Витте, способных предотвратить революционные катаклизмы. Даже современники отмечали, что появление такого выдающегося деятеля в общественной жизни, как С. Ю. Витте, создало новую политическую обстановку, новое политическое положение в стране и при твердой поддержке его действий со стороны общественных сил, властных структур, Николая II, страна могла бы пойти действительно другим путем.

При всей значимости С. Ю. Витте в судьбах реформ в России, яркой индивидуальности талантливого организатора, оценка его деятельности в истории неодинакова и противоречива. Недоброжелатели считали его беспринципным политиком, неопытным дельцом в народном хозяйстве, плохо знавшим русскую действительность. Одни считали его либералом, другие — консерватором, третьи утверждали, что он не был ни тем ни другим и временами проявлял себя реакционером. Однако чаще давалась положительная характеристика и очень высокая оценка его деятельности. Один из лидеров кадетской партии П. Н. Милюков писал в своих воспоминаниях о Витте: «Это был редкий русский самородок — со всеми достоинствами этого типа и с большими его недостатками. Конечно, он стоял головой выше всей той правящей верхушки, сквозь которую ему приходилось пробивать свой собственный путь к действию». В исторической литературе имеют место сравнения великого немецкого канцлера О. Бисмарка с С. Витте. На рубеже XIX—XX вв., когда решались проблемы модернизации России, ему не находится равного реформатора. П. Б. Струве, считавший Витте исключительно одаренным человеком, писал: «В истории русского управления мало фигур можно поставить рядом с Витте, и одного только человека можно поставить выше его: Сперанского. » Но Витте не только разрабатывал реформы, но и претворял их в жизнь. Будучи убежденным монархистом, Витте содействовал буржуазному развитию и модернизации страны, придав российскому капитализму европейский облик.

Использованы материалы кн.: История России в вопросах и ответах. Сост. С.А. Кислицын. Ростов н/Д. 2001, с. 340-344. Автор М.Е. Трусова.

Политические взгляды С.Ю.Витте

5. Политические взгляды

Еще более противоречивыми, сложными, во многом эклектичными представляются политические воззрения Витте, тяготевшие к откровенно консервативным и даже реакционным общественно-политическим устоям. Как уже отмечалось, с детских лет он был воспитан в духе строгого монархизма. Действительно, идея монархизма, своеобразно проэволюционировав под влиянием внешних обстоятельств, продолжала главенствовать в его общеполитических представлениях о формах государственного устройства.

Анализируя причины активизации массовых социальных движений в мире, Витте главную из них видел в естественном стремлении человека к справедливости, в борьбе с неравенством. Процессы эти неотвратимы, но общественные перевороты, являющиеся их следствием, могут проявляться и в формах «закономерных», если правительства в своей законодательной деятельности считаются с ними, и в формах эксцессов, если этим тенденциям не придать нужного направления и выхода. Но верно оценив сущность и направление современного исторического процесса, Витте делал из этого весьма своеобразный вывод. По его мнению, перед Европой в целом и перед Россией в частности стоял выбор — самодержавие или социализм. Только эти две государственные формы могут удовлетворить массы. И по его убеждению, наилучшей из них в этом плане является самодержавие, но «самодержавие, сознающее свое бытие в охране интересов масс, сознающее, что оно зиждется на интересах общего или социализма, существующего ныне лишь в теории». Буржуазный парламентарный строй он считал нежизнеспособным, видел в нем лишь переходную стадию развития к более совершенному общественному строю — монархическому или социалистическому.

В конце XIX — начале XX века особое место во внутренней политике правительства заняла земская тема, которая стала предметом самых острых споров в правящих верхах в связи с поисками выхода из обострявшегося политического кризиса. Витте выступил решительным противником проектов по децентрализации управления и расширению местного самоуправления. Он предлагал реорганизовать местное хозяйственное управление, усилив бюрократический аппарат и допустив лишь некоторое представительство местной общественности. В специальной записке, предназначенной для внутреправительственного использования, но впоследствии опубликованной, он писал, что его предложения сводятся в основном к реформированию местной правительственной администрации. Наряду с этим он утверждал, что в настоящее время Россия не представляет еще окончательно сложившегося государства и целостность се может поддерживаться только сильной самодержавной властью. Такой взгляд на самодержавие вполне соответствовал честолюбивому характеру могущественного министра, влиятельное положение которого в период расцвета его карьеры во многом основывалось на личном расположении к нему Александра III. Положение всесильного визиря при неограниченном деспоте вполне его устраивало и, видимо, подпитывало его политические пристрастия. Ситуация начала меняться с восшествием на престол Николая II. Последнему не могли импонировать манеры министра финансов, его настойчивость, некоторое менторство и наставительность тона в разговорах, частое упоминание о воле его отца при решении тех или иных вопросов. Охлаждение к Витте и даже враждебность к нему императорской четы в какой-то мере, видимо, было усугублено его поведением во время серьезной болезни Николая II осенью 1900 года, когда в придворной среде даже возник вопрос о его преемнике. Тогда Витте высказался за брата царя — Михаила, чем кровно обидел императрицу, в пользу которой были расположены некоторые сановники. К тому же рост его влияния серьезно обеспокоил царское окружение, которое стремилось повлиять на мнение Николая II о Витте.

6. Отставка с поста министра финансов. Дипломатическая деятельность

Все это наряду с нараставшими расхождениями по ряду важных аспектов внутренней и внешней политики, особенно по поводу дальневосточных дел, русско-японских отношений, а также в связи с установившейся в правых кругах репутацией «красного», «социалиста», «опасного масона» привело в августе 1903 года к отставке Витте с поста министра финансов. Одной из основных причин стало то, что он не хотел воевать с Японией, но идея маленькой победоносной войны грела душу министра внутренних дел В.К.Плеве. Николай II оказался на стороне партии войны — и Витте был смещен.

Учитывая, однако, его высокую международную репутацию, необходимость иметь под рукой компетентного советника но сложнейшим проблемам, Николай II обставил свое решение внешне вполне благопристойно: Витте получил крупное единовременное вознаграждение (около 400 тысяч рублей) и был назначен председателем Комитета министров. Должность эта была почетная, но фактически маловлиятельная, так как Комитет занимался в основном мелкими текущими делами.

Потерпев поражение в политической борьбе, Витте не вернулся к частному предпринимательству. Он поставил себе целью отвоевать утраченные позиции. Оставаясь в тени, он добивался того, чтобы не потерять окончательно расположения царя, почаще привлекать к себе «высочайшее внимание», укреплял и налаживал связи в правительственных кругах. Начать активную борьбу за возвращение к власти позволила подготовка к войне с Японией. Однако надежды Витте на то, что с началом войны Николай II призовет его, не оправдались.

Летом 1904 г. эсером Е. С. Созоновым был убит давний противник Витте министр внутренних дел Плеве. Опальный сановник приложил все усилия, чтобы занять освободившееся место, но и здесь его ждала неудача. Несмотря на то, что Сергей Юльевич успешно выполнил возложенную на него миссию — заключил новое соглашение с Германией, — Николай II назначил министром внутренних дел князя Святополка-Мирского.

Пытаясь обратить на себя внимание, Витте принимает самое активное участие в совещаниях у царя по вопросу о привлечении выборных от населения к участию в законодательстве, пытается добиться расширения компетенции Комитета министров. Он использует даже события «Кровавого воскресенья», чтобы доказать царю, что без него тому не обойтись, что если бы Комитет министров под его председательством был наделен реальной властью, то такой поворот событий был бы невозможен.

Наконец 17 января 1905 г. Николай II, несмотря на всю свою неприязнь, все-таки обращается к Витте и поручает ему организовать совещание министров по «мерам, необходимым для успокоения страны» и возможным реформам. Сергей Юльевич явно рассчитывал на то, что это совещание ему удастся преобразовать в правительство «западноевропейского образца» и стать во главе его. Однако в апреле того же года последовала новая царская немилость: Николай II совещание закрыл. Витте вновь оказался не у дел.

Правда, на сей раз опала длилась недолго. В конце мая 1905 г. на очередном военном совещании окончательно прояснилась необходимость скорейшего прекращения войны с Японией. Вести нелегкие переговоры о мире было поручено Витте, который неоднократно и весьма успешно выступал в качестве дипломата (вел переговоры с Китаем о постройке КВЖД, с Японией — о совместном протекторате над Кореей, с Кореей — о русском военном инструктаже и русском управлении финансами, с Германией — о заключении торгового договора и др.), проявляя при этом недюжинные способности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: