Политический маркетинг в современной России - ABCD42.RU

Политический маркетинг в современной России

Специфика политического маркетинга в России

Элементы политического маркетинга в избирательной компании и государственном политическом управлении в России и ее регионах начали использоваться вслед за становлением в стране политического рынка на рубеже 80 х – 90 х годов ХХ века. Полностью же политический маркетинг проявился в 1995 году в ходе выборов в Государственную Думу. В стране тогда уже имелись 259 политических объединений, имеющих право участвовать в борьбе за депутатские мандаты, и 43 объединения сумели этим правом воспользоваться. Таким образом, на формирующемся в стране политическом рынке, выбор политического «товара» был весьма широк и для его успешного продвижения в ходе острой конкурентной борьбы стали использовать технологии избирательного маркетинга.

На этапе становления политического маркетинга как на федеральном, так и на региональном уровнях в силу отсутствия отечественного опыта применения политико-избирательных технологий весьма широко и практически без адаптации к российским условиям использовался зарубежный опыт ведения предвыборной борьбы. Позднее, в ходе выборов Президента РФ в 1996 году и депутатов Государственной Думы в 1999 году пришло осознание необходимости не только адаптации имеющихся избирательных технологий, но и выработки собственных, учитывающих отечественную и, прежде всего региональную специфику электорального поля.

Анализируя российский политический рынок выявляются следующие его особенности.

Сегодня на российском политическом рынке действует тенденция существенного сокращения числа «политических игроков». Так, в выборах в Государственную Думу в 1993 году участвовало 13 избирательных объединений, в 1995 году – 43, в 1999 году – 26, а в 2003 году –23. В избирательной кампании по выборам Президента РФ в 1996 году участвовало 10 кандидатов, в 2000 году – 11, а в 2004 году 6 кандидатов.

Данная тенденция проявляется и на региональном уровне. Так, в выборах депутатов Государственного собрания Республики Башкортостан первого созыва 5 марта 1995 года участвовало 10 политических партий и общественных объединений, выдвинувших 11 кандидатов, а в выборах депутатов Госсобрания республики второго созыва 14 марта 1999 года две партии (КПРФ и ЛДПР) выдвинули 11 своих представителей (соответственно 10 и 1). В результате состоявшихся выборов в обоих случаях депутатский корпус не был дифференцирован по партийному признаку. Партии и движения в законодательной палате практически не были представлены, а в Палату Представителей 14 марта 1999 года прошли лишь три депутата от партий.

О сужении масштаба российского политического рынка, а вместе с ним и возможностей политического маркетинга в избирательной компании и государственном политическом управлении свидетельствуют также последние изменения в избирательном законодательстве, выразившиеся в отмене выборов губернаторов и выборов в Государственную Думу РФ по одномандатным округам, в запрете избирательных блоков, в отмене в бюллетенях для голосования графы «против всех», в запрете перехода депутатов в другую фракцию, в запрете члену партии избираться по списку другой партии. Кроме этого затруднено попадание партий в Думу и в региональные парламенты в связи с повышением проходного барьера до 7%.

Действие данной тенденции обуславливается как целенаправленным вытеснением малочисленных партий из участия в избирательном процессе путем повышения проходных барьеров, так и несформированностью в стране зрелого гражданского общества с устойчивыми группами интересов, устоявшимися идеологическими и электоральными взглядами и предпочтениями.

Как показывают исследования, и свидетельствует политическая практика, многие общественно-политические движения, политические партии и общественно-политические организации не играют сегодня значительной роли в национальном политическом процессе. Это связано как с общим падением интереса россиян к политике, так и со снижением мобилизационных возможностей политических партий, многие из которых «зациклены» на предвыборной деятельности, что не способствует развитию их региональных структур и формированию «собственного» электората. В результате избиратели слышат о большинстве этих партий только в период подготовки и проведения выборов.

Тенденция к сокращению числа участников политического рынка в случае ее закрепления приведет к свертыванию политического маркетинга.

К особенностям современного российского политического рынка, проявляющимся наиболее рельефно на региональном уровне, относятся его несформированность, сегментарность, однообразие и невнятность предлагаемых политических программ и альтернатив решения социально-значимых проблем.

Особенности политического рынка закономерно отразились на своеобразии политического маркетинга в избирательной компании и государственном политическом управлении.

Отечественный политический маркетинг в избирательной компании и государственном политическом управлении на сегодняшний день – это активно формирующееся явление, вбирающее в себя целый арсенал не только адаптированных к российским реалиям зарубежных политических технологий, но и накопившее уже много собственных технологий, целый ряд из которых уникальны и инновационны. В то же время отечественный политический маркетинг в избирательной компании и государственном политическом управлении имеет свои специфические особенности, к которым относятся его ограниченный, суженный, мозаичный характер, существенно различный по регионам уровень эффективности и востребованности, сохраняющаяся слабая адаптированность к социально-политическим условиям конкретных регионов. Спецификой является его имиджевый характер, т.е. ориентация на создание и продвижение на политическом рынке политического продукта в виде имиджей политических лидеров и кандидатов, а не политических программ партий и движений, а также сравнительная молодость политического маркетинга в избирательных компаниях и невысокий профессиональный уровень отечественных маркетологов, особенно в регионах. Эти особенности, и, прежде всего региональные, обусловлены спецификой политической жизни регионов России, несформированностью и неоднородностью политической культуры, менталитета их населения, низким уровнем его политической самоидентификации, теми целями и задачами, которые реализуются посредством технологий политического маркетинга, неразвитостью гражданского общества, а также той ролью, которую играют государство и его структуры в общественной и политической жизни и, конечно же, особенностями проводимых в стране и регионах политических кампаний, включая избирательные, с преобладанием в них командно-административной модели.

Технологии политического маркетинга в избирательной компании и государственном политическом управлении станут эффективны в полной мере тогда, когда политические (избирательные) кампании будут проводиться в обстановке социального консенсуса или близкой к ней, в условиях отсутствия массированного воздействия на общественное сознание «агрессивной рекламы» и «черных» PR технологий, в условиях, не травмирующих психику граждан, заставляющих их делать очередной «исторический выбор» не на рациональной основе, а под воздействием чувств и эмоций, часто интуитивно и ситуативно.

Политический маркетинг в избирательной компании и государственном политическом управлении неэффективен и бессмысленен в условиях сильного действия административного ресурса, который заметнее проявляется в регионах, когда политический выбор формируется не под влиянием изысков политических технологий, а под угрозой организационных выводов и в соответствии с волей наделенных властными полномочиями лиц.

Исходя из этого можно сделать вывод о том, что мера эффективности политического маркетинга в избирательной компании и государственном политического управления напрямую связана с эффективностью проводимых в стране и ее регионах политических кампаний. В свою очередь, и об этом свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, применение технологий политико-избирательного маркетинга заметно повышает эффективность кампаний, что проявляется в повышении политической, включая электоральную, активности, в обеспечении политического выбора в условиях подлинной конкурентной борьбы и открытости. Но эффективность политического маркетинга в избирательной компании и государственном политическом управлении зависит и от качества его использования, от полноты реализуемых им функций, от обоснованности целей и задач, от компетентности лиц, занимающихся и управляющих маркетингом.

Осуществленный анализ особенностей регионального политико-избирательного маркетинга, позволяет утверждать, что он, как правило, включает три направления, вбирающих систему последовательных действий.

Первое направление связано с осуществлением маркетинговых исследований состояния политического рынка или, по Бурдье, – политического поля. Наиболее сложными задачами здесь являются составление прогноза политической ситуации и определение тенденций ее развития, выявление политических ожиданий, предпочтений и потребностей различных социальных групп и слоев, определение политических и иных ресурсов, а также принятие верного политического решения на основе определенных политических целей.

Второе направление включает разработку политической стратегии и выбор на ее основе тактики, плана или программы политических действий. Основные и не менее сложные задачи связаны с поиском концепции и стиля политической кампании, с созданием и предложением политического «товара», формированием его имиджа, определением технологий его продвижения, стимулирование различных социальных групп на его «приобретение», выявление адресных групп и работа с ними.

Третье направление связано непосредственно с продвижением политического «товара», и называется маркетинговым (государственно-политияеском) управлением. Оно включает в себя постоянный политологический и социологический мониторинг политической ситуации, корректировку поставленных политических целей и решаемых задач, определение эффективности осуществляемых политических действий, широкое применение различных политических технологий, информационно-пропагандистскую и рекламную поддержку применяемых политических действий, построение эффективной системы политической коммуникации.

Ликбез: Что такое политический маркетинг?

Политический маркетинг – это процесс объединения кандидатов на выборах и всех их идей воедино в отдельные кампании и направление этих формирований на избирательный контингент. Идея заключается в создании дальнейшей политической позиции конкретного кандидата с целью получить поддержку масс. Как и в обычном маркетинге, тут есть понятия продавца, продукта и покупателя. Политический кандидат предлагает избирателям продукты в виде идей, которые должны обеспечить улучшение экономических преобразований в обществе. Элементарной единицей такого «маркетинга» становится голос избирателя.

Центром политического маркетинга являются потребители. Без них не может существовать ни одна кампания и ни одно голосование. Они являются стимулами кампаний оптимально использовать свои ресурсы и двигаться в корректном направлении. Как и в коммерческом маркетинге, изучается рынок потребителей и учитываются вкусовые (в данном случае идейные) предпочтения человека. Создание все новых концепций меняет мировоззрение потребителя. Такое влияние может быть как всеохватывающим, так и более специализированным.

Политический маркетинг использует концепцию сегментации рынка и целевых групп с целью повышения их успехов при голосовании. Сегментация происходит путем разделения рынка на отдельные участки по критериям:

  • возраст,
  • пол,
  • раса,
  • психические особенности,
  • материальное положение
  • и т. д.

Затем партии выбирают подходящий для себя сегмент и завлекают его специфическими методами влияния. Общим для каждого из этих методов является то, что учитываются такие аспекты, как закон и порядок, занятость, внешняя политика и т. д. Способами этого влияния становится реклама, агитация.

Политический маркетинг кандидатов заключается в создании яркой этикетки и приметного названия, как это и происходит с любым другим продуктом. Обертка создается различными способами и в совершенном виде предоставляется общественности. Как показали исследования, процессы привыкания к конкретной товарной марке такие же, как привыкание к конкретной политической партии. Главной задачей является подбор качеств, вызывающих доверие у избирателя, и наделение этими качествами кандидата.

Политические кампании строятся не просто так. В их основе лежит детальное изучение идеологии и эффективного влияния на человека, а также определение основных факторов, которыми руководствуются люди при голосовании. Успех торговой марки (в данном случае политического кандидата) является вершиной правильной политической маркетинговой кампании.

Ключевые определения, цели и задачи политического маркетинга

Главной целью политики как государственной деятельности является захват и последующий контроль над завоеванным ранее рынком. Рынок в данном случае рассматривается в качестве рынка власти.

Политический маркетинг осуществляется посредством воздействия системы средств массовой информации на выбранный политический рынок для обеспечения поддержки электората.

Понятие 1

Политический маркетинг – это совокупность таких процессов как планирование, разработка и практичное внедрение выработанных идей, товаров и услуг на политический рынок в целях увеличения оборотов их сбыта и дальнейшей реализации.

Впервые технологии политического маркетинга были применены на практике в 1952 году, в период избирательной кампании Президента США Дуайта Эйзенхауэра. Именно ему принадлежит первенство в использовании рекламного агентства для продвижения предвыборной кампании политика.

Это стало в какой-то степени поворотным моментом в организации политической гонки за власть. Все маркетологи (как теоретики, так и практики) выявили тенденцию, что средства и методы маркетинга в сферах торговли и банковского дела можно использовать и для «продажи» политических деятелей. Иными словами, для продвижения кандидата и занятия им желанной позиции в правлении.

Ремарка 1

В качестве предмета исследования политического маркетинга выступает не только избирательная кампания кандидата, но и, в свою очередь, ряд политических коммуникаций, к которым он прибегает для разработки плана продвижения и оказания конкретных политических услуг.

Читайте также  Схема Государственного устройства древней спарты

Главные цели политического маркетинга:

  • корректировка моделей поведения, которые присущи определенным социальным группам и негативно влияют на организацию общественного строя (к примеру: алкоголизм, наркомания, токсикомания и т.д.)
  • прививание в общественную практику позитивных поведенческих моделей (к примеру: возрастная толерантность, социальная интеграция людей с инвалидностью, охрана здоровья, труда, окружающей среды, бережное отношение в использовании природных ресурсов и т.д.)

Задачи, решаемые политическим маркетингом, разделяются на три основные категории:

  • разработка системы политических коммуникаций для продвижения выдвигаемой идеологии;
  • анализ и оценка степени адекватности идей и принятия их обществом или же его частью;
  • определения требуемой позиции, на которую претендует кандидат, в зависимости от его личных качеств, ситуации на политическом рынке и оппозиции со стороны конкурентов.

Функции и типы политического маркетинга

Ремарка 2

Политический маркетинг нацелен на инициацию и дальнейшее увеличение востребованности определенной продукции. Во время выборов политические партии часто прибегают к обмену этих товаров на приобретение поддержки электората взамен. Это также позитивно влияет на пополнение членов партий во время политических кампаний.

Политическому маркетингу свойственны следующие функции:

  • аналитическая;
  • коммуникативная;
  • сбытовая;
  • координирующая.

Аналитическая составляющая проявляется в изучении, анализе и оценивании текущего состояния политического рынка. После идет процесс непосредственной коммуникации с выбранным электоратом через организацию встреч, рекламных кампаний и т.п. Сбытовая функция заключается буквально говоря в «продаже» кандидата. Она подразделяется на несколько этапов:

  • формирование имиджа;
  • поддержание и популяризация созданного образа в массах через PR-кампании.

Последняя функция, координирующая, является одной из самых важных, ведь ее задача состоит в налаживании контакта между кандидатом и его электоратом. Таким образом, кандидат выступает в роли самого товара, а его избиратели являются конечными потребителями.

Ниже наведены более конкретные функции политического маркетинга:

  • формирование требуемой идеологической составляющей политического рынка через реализацию мероприятий, программ, проектов и т.п.;
  • выбор и дальнейшая поддержка кандидата в его политическом продвижении, а также упразднение деятельности его конкурентов;
  • поощрение и искусственное создание конкурентного противоборства между политическими партиями на базе выдвинутых ими программ;
  • объединение мнений нескольких групп/партий/движений касательно определенного государственного интереса;
  • продвижение и реализация принципов демократического общества.

Исходя из выбранного объекта маркетинговой деятельности, выделяют такие типы политмаркетинга:

  • кандидатов;
  • организаций;
  • выдвигаемых идей и концепций.

Наиболее популярным типом политмаркетинга является маркетинг кандидатов, осуществляемый в период избирательной кампании. Принимая во внимание установки и цели избирательного процесса, все силы главным образом направляются на формирование, сохранение и, при потребности, корректировку образа кандидата для создания требуемого отношения к нему электората. Главная задача – это получение нужного количества голосов избирателей для того, чтобы кандидат был избран и получил мандат депутата.

Под организациями в политическим маркетинге имеются ввиду политические партии, ассоциации или движения. Их цель в маркетинговой деятельности заключается в формировании благоприятного имиджа продвигаемой политической силы для общественности. При существовании негативной репутации, они должны приложить все усилия для ее нейтрализации и дальнейшего позитивного преобразования.

Последний тип политмаркетинга, маркетинг политических идей и концепций – это координация отношений избирателей к идеям, выдвинутых в предвыборных кампаниях соответствующих политических партий. Ключевая задача состоит в донесении данной информации в массы и получение поддержки идей, которые зафиксированы в политических программах кандидатов.

Технологии политического маркетинга

Понятие 2

Технологии политического маркетинга – это совокупность методов и способов влияния, которые используются для достижения эффективных результатов в разрешении политических вопросов.

Различные политические организации применяют на практике следующие виды политтехнологий:

Политический интернет-маркетинг: проблемы становления и развития в России

Рубрика: Политология

Дата публикации: 19.02.2015 2015-02-19

Статья просмотрена: 766 раз

Библиографическое описание:

Березовская, Г. В. Политический интернет-маркетинг: проблемы становления и развития в России / Г. В. Березовская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 4 (84). — С. 711-714. — URL: https://moluch.ru/archive/84/15774/ (дата обращения: 16.09.2021).

Построение гражданского общества в России требует налаживания новых форм взаимодействия между обществом и государством. Одним из механизмов такой связи выступает политический маркетинг — целенаправленное воздействие на поведение народных масс в нужном для элит направлении [1]. С трансформацией российского общества на первый план в политическом маркетинге стал выходить интернет, как площадка для различных дискуссий, обмена информацией и, соответственно, как место, где власть смогла бы более эффективно презентовать себя в глазах населения.

По данным ведущей российской исследовательской компании TNS в 2014 году аудитория российского сегмента интернета составляла 78 млн. человек или 63 % населения с ежегодным приростом в 3 %. Самым популярным занятием в сети по-прежнему остаются соц. сети, их аудитория насчитывает 36 млн. человек ежедневно, на четвертом месте просмотр видеороликов, с 22 млн. человек ежедневно и на пятом месте просмотр новостных блоков с 14 млн. человек ежедневно [2,с.10]. Этот факт определяет открытие нового сегмента, поля взаимодействия различных слоев общества. На рынке политического консультирования появляются как новые консультанты со своей спецификой, так и апробируются новые технологии по решению проблем повышения привлекательности политических субъектов. Необходимо отметить, что ряд последних выборов в России демонстрирует рост влияния сегмента интернета в успешной реализации целей избирательной кампании. Эти факты влекут за собой следующие важные изменения: во-первых, как отмечает Н. Юханов, политическая агитация на просторах интернет пространства, безусловно, становится более прицельной, адресной, однако, вследствие этого «политическая кампания практически лишается политической (идеологической) составляющей». [3, С. 37–40.]

Во-вторых, как пишут в своей книге Е. Малкин и Е. Сучков, набирает обороты тенденция, когда руководство избирательной кампании попадает в руки специалистов по рекламе и различных PR-агентств — так называемый рекламный подход, в основе которого лежит убеждение, что политическая агитация за кандидата (партию) ничем не отличается от рекламы любого другого товара — автомобилей, стиральных машин, сникерсов. Таким образом, все, что необходимо — это создать привлекательный имидж кандидата, а затем максимально технологично «продать» этот имидж избирателям [4]. Что, безусловно, сделать проще и эффективнее, использую интернет — ресурс.

Резюмируя, можно отметить, что роль интернет пространства для общества трансформируется из развлекательно-информационного направления в пространство, где происходит формирование политической структуры государства посредством влияния на политические желания граждан с увеличением имиджевой составляющей.

Отмечается, что целью российской элиты политического маркетинга становится деятельность, способствующая созданию и поддержанию ценностей, способствующих модернизации [5, С.211–213]. Иными словами, политическое сообщество совместно с экспертами по политическому маркетингу посредством интернета вырабатывают новые установки и транслируют их в массы при проведении избирательных кампаний, в процессе консультирования кандидатов.

Но использование среды интернет, как площадки развития, как нового рынка несет в себе новые угрозы. Можно выделить ключевые из них:

1. Даже с учетом демонстрации преимущества интернета при проведении избирательных кампаний можно увидеть общее нежелание властей включаться в диалог на просторах сети. Проблема заключается в теоретической возможности блокирования различных точек зрения, кроме провластных.

2. Консультирования в политике с использованием новых независимых кампаний также встречает определенное противодействие. Это обусловлено тем, что большинство консультантов в политических партиях зачастую связаны с ними или входят в структуры, которые с партиями сотрудничают. Таким образом, происходит формирование внутренней среды, где все друг друга знают (своеобразное внутреннее экспертное сообщество). Поэтому появление конкурентов остается нежелательным. Это ведет к уменьшению эффективности оценки тех или иных показателей (доверие населения, объективность состояния имиджа политика, адекватность оценки состояния политической системы в целом и запросов населения в частности).

3. Не стоит забывать и о роли сети интернет в радикализации населения. «Оранжевые революции» показали, что интернет может служить инструментом для контроля над массами в деструктивных целях. Массовые митинги, внезапное разрушение доверия к легитимному лидеру — это результат воздействия на население через социальные сети. Не только у политиков, но и у населения есть свой аккаунт в социальной сети «Вконтакте», «Facebook», «Твиттер», свой блог. И именно через эти сети происходит формирование общественного мнения. Вопрос в том: «Кто им управляет?»

Необходимо признать факт, что при наличии политического маркетинга с использованием интернета как в России, так и за рубежом результат от его использования весьма различается. В Европе существуют крупные маркетинговые группы и кампании, которые ведут эффективную работу в плане долгосрочного налаживания связи с населением, используя технологии краудсорсинга (англ. crowdsourcing, crowd — «толпа» и sourcing — «использование ресурсов»). Политики за рубежом могут напрямую обращаться к населению с просьбой внести деньги на свою избирательную кампанию, велика роль добровольческих объединений для помощи кандидату. В России ситуация пока далека от совершенства. При наличии таких же ресурсов и возможностей, результат от их использования значительно ниже. Информационные ресурсы чиновников не содержат ничего, кроме новостного компонента, выстраивание долгосрочного позитивного воздействия на электорат зачастую не рассматривается как направление работы. Каналы связи властных структур с населением сворачиваются после выборов, теряется возможность дальнейшего развития взаимоотношений. Все эти факторы являются полем для дальнейшего научного исследования и совершенствования.

Интернет для власти в России является площадкой, которая несет одновременно и пользу и проблемы. Попытка создания систем электронного правительства, многофункциональных центров в регионах, развитие систем электронного документооборота — все это свидетельствует о заинтересованности определенных кругов российского руководства в построении демократического общества. Но практика показывает, что в подавляющем числе случаев превалирует негативное восприятие интернета как платформы для организации различных социальных групп. Это обусловлено несколькими факторами:

1. Интернет является неподконтрольным информационным пространством в отличие от подавляющего числа государственных каналов. Подконтрольность каналов осуществляется посредством прямого финансирования от государства, либо негласным воздействием на руководство каналов с целью представления каналами нужной политической повестки;

2. Интернет является пространством, где отражены не только позиции официальных лиц, государственных органов, но и иные точки зрения, которые не всегда совпадают с общепринятыми. В интернете, по сути, развиты горизонтальные связи, которые не ограничены государственным контролем. Это является точкой напряженности для государства, так как трудно установить барьеры в среде, объединяющей людей из разных стран с разными языками, традициями, культурой и т. д.;

3. Кроме того, именно в интернете каждый гражданин РФ получает реальную возможность выразить свое мнение. Плюрализм мнений — основа гражданского общества зачастую в полном объеме в России не выполняется. Граждане, не имея возможности напрямую высказать свою позицию по тем или иным вопросам в официальном информационном пространстве, обращаются к интернету;

4. Несмотря на все приказы руководства России о создании свободного доступа граждан к информации, этот процесс остается незавершенным и по сей день. Чиновники не готовы расстаться со своей функцией посредников при передаче информации гражданам, что напрямую ограничивает их права и свободы;

5. Сфера интернет пространства также несет в себе и экономические риски для государства. Власть негативно относится к проведению финансовых переводов, созданию электронных валют. Хотя зачастую эта позиция более ангажирована, чем обусловлена реальными фактами;

6. Политические избирательные кампании последних лет выявили новый фактор трансформации политических процессов. А именно — успех ведения избирательной кампании при опоре на интернет среду (пример — выборы мэра Москвы 2013 года. Второе место занял кандидат Алексей Навальный с 27,24 % голосов [6]). Этот факт продемонстрировал повышение политической активности людей, пользующихся интернетом. Эти выборы показали, что кандидат, не обладающий значительными финансовыми ресурсами, административным ресурсом и широким электоратом вполне способен достичь впечатляющих результатов.

В итоге можно сделать вывод о том, что для российской власти интернет является все же «темной» территорией, которая в большей степени несет отрицательный эффект для политической стабильности. И все же необходимо отметить, что в российском обществе происходят трансформационные процессы — изменяется политическое сознание граждан, люди чувствуют нарастание возможностей влиять на власть, получать внятные ответы на поставленные обществом вопросы. С другой стороны и власть можно понять — интернет может служить инструментом для нанесения государству определенного урона (кибератаки на сервера государственных структур, кражи персональных данных, функционирование сайтов экстремистской направленности, деятельность «пятой колонны»). Но реальность неумолима — невозможно вечно блокировать доступ населения к информации, перекрывать каналы обратной связи и устанавливать монополию в информационном поле государства.

Читайте также  Роль Великобритании в мировой экономике и политике

Россия постепенно движется к созданию гражданского общества в полном его объеме. Для этого и требуется развитие политического интернет маркетинга — как определенной платформы сети интернета, где чиновники, эксперты, представители интересов различных социальных групп и просто обыкновенные граждане смогут не только выражать свое собственное мнение, но и находит компромисс с властью на основе взаимоуважительного, открытого диалога. В свете происходящих в России и мире событий этот факт видится все более вероятным.

Однако, несмотря на принципиальную актуальность выбранной темы, преждевременно пока говорить о высоком уровне ее теоретической разработки. Непосредственно политический интернет маркетинг не имеет пока системного теоретического освещения. Однако исследователи в области PR, рекламы, коммуникативных технологий, электронной демократии, политических технологий в той или иной степени касались некоторых аспектов выбранной темы.

Среди книг на данную тему существует несколько, которые наиболее подробно рассматривают такие направления, как избирательные технологии, и книги, написанные с упором на PR, рекламу, а также рассматривающие интернет маркетинг с экономической, а не политической точки зрения, но так или иначе касающиеся выбранной тематики. В качестве примера можно привести следующие: Е. Малкин, Е. Сучков «Политические технологии», Д. Г. Гусев, О. А. Матвейчев, Р. Р. Хазеев, С. Ю. Чернаков «Уши машут ослом: сумма политтехнологий». Ко второй группе можно отнести: Д. Ольшанский «Политический PR», Т. Гринберг «Политические технологии, PR и реклама».

Таким образом, на сегодняшний день вопросы, связанные с продвижением политиков в российском сегменте интернета, остаются открытыми не только с теоретической, но и с практической точки зрения. Изучение политического интернет маркетинга должно стать важной задачей не только для научного сообщества, но и для политических структур. Не может быть эффективной публичной политики без эффективных политических и избирательных технологий. А формирование интернет среды как площадки для диалога является одним из факторов государственной стабильности.

1. Эл. ресурс http://www.psi-test.ru/pub/pm/vvedenie.html Ильясов Ф. Н. Политический маркетинг. Искусство и наука побеждать на выборах. М.: ИМА-пресс, 2000. — 7 с.

3. Юханов, Н. С. Трансформация политического консультирования: роль и значение «новых медиа» / Н. Юханов // Власть. — 2009. — № 11. — С. 37–40.

4. Малкин Е., Сучков Е. Политические технологии. — М.: «Русская панорама», — 2006. — 680 с.

Политический маркетинг в современной России

Посвященные политическому маркетингу публикации российских авторов, так же, как и работы их западных коллег, поначалу были отмечены и представляли собой методические вариации о том, как победить на выборах. В последнее время создаются и печатаются труды научного характера, позволяющие констатировать появление в России маркетологов не только практиков, но теоретиков.

Согласно данным политического словаря В.Ф.Халипова понятие политический маркетинг , охарактеризован как «разновидность политических технологий, представляющих собой комплексную систему методов и приемов целенаправленного воздействия на различные социальные, национальные и общественные группы».

Большая часть российских политологов пришли к пониманию политического маркетинга более узко. Многие считают политический маркетинг частью политического менеджмента.

Маркетинговый подход (всюду, не только в политическом маркетинге) означает, что процесс осуществления маркетинговой деятельности условно разделяется на три основных блока:

исследования определенного сегмента рынка, покупателя и т.п.;

разработка технологий и др. мероприятий по реализации маркетингового решения;

реализацию, внедрение технологий, мер, собственно, управление маркетингом.

Если исходить из подобного подхода, то процесс политического маркетинга распадается на три составляющие:

— исследование политического рынка, сбор и систематизация о нем разнообразной
информации, анализ специфики «политического товара», исследование потенциальных
и реальных его потребителей и т.п.;

— политико-инженерная деятельность, т.е. разработка проектов и технологий, задачами которых является регулирование политического рынка;

— управление политическим маркетингом, т.е. планирование и реализация
системы подготовленных маркетинговых мероприятий и политических технологий, контроль их осуществления и т.п.

Подводя итог вышесказанному, политический маркетинг позволяет решать различные политические задачи. Первоначально решением этих задач занимались одни и те же люди. Однако возрастание значения политического маркетинга в современном политическом процессе России привело к изменению и профессионализации деятельности в этой области. Появился политический консультант, специализирующийся на решении различных политических задач или как его еще называют политтехнолог.

В настоящее время можно говорить о следующих основных видах политического маркетинга: политическая имиджелогия, политический PR, электоральный маркетинг, политический брендинг, регулирование политических конфликтов, лоббистская деятельность, заключение политических союзов и соглашений.

Одним из важных видов политического маркетинга в современных условиях
нынешней действительности является политический пиар. Главной задачей политического PR является формирование в массовом сознании узнаваемого положительного образа политического деятеля или политического движения, партии.

Следует отметить, что политический маркетинг часто путают с понятием политическая реклама, пропагандой. Каждый из этих терминов может обозначать родственные, но вполне самостоятельные функции как политической, так и предпринимательской структуры.

Как было сказано выше, технологии политического маркетинга в состоянии решать множество задач, в числе которых и политико-административное управления.

Политический маркетинг в рамках государственного управления позволяет реализовывать такие задачи как:

коррекция поведенческих моделей, сформировавшихся у определенных социальных групп и представляющих угрозу для политического порядка;

внедрение в социальную практику идей, ценностей, поведенческих алгоритмов, представляющихся как положительные так и «иные тенденции»;

оказание теоретико-методологической помощи в реформировании структур и содержания государственного управления.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, политический маркетинг, являясь одновременно политической концепцией и разновидностью политических технологий, является предметом изучения прикладной политологии и в состоянии решать практически любые политические задачи.

Политический маркетинг, как и маркетинг социальный, является политической технологией регулирования отношений в области политики и политических процессов. В данном случае я говорю о политическом рынке.

научная статья по теме РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ Общественные науки в целом

Цена:

Авторы работы:

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ»

Парамонова С.К., аспирант Московского государственного областного университета

РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

В настоящее время в России происходит не только активное превращение политики как сферы жизнедеятельности общества в рыночно-ориентированную, но также и формирование политического рынка в самом широком смысле слова, как механизма взаимодействия между управляющими и управляемыми. Это означает, что вслед за распространением рыночных отношений на такие области человеческой деятельности, как экономика, искусство, наука и т.д., начинается внедрение их и в политику. Но политика — это не просто одна из сфер жизнедеятельности общества в ряду прочих. Это суперсфера, регулирующая существование и взаимодействие всех остальных. Столь серьезная ее трансформация влечет за собой преобразование всей социальной жизни, и глубина возможных последствий данного процесса требует осмысления.

Современный российский политический рынок представляется исследователям в разных формах. В.В. Лапкин характеризует, политический рынок как «грандиозный политический аукцион»1. Г.Г. Дилигенский определял российский электоральный рынок как часть политического рынка, представляющего собой место встречи предложения (диспозиций и идентичностей) и спроса (установок и предпочтений), как «своеобразный рынок лотерейных билетов, причем «покупатели», как правило, точно знают, что большинство продавцов билетов — жулики»2. Г.В. Грачев утверждает, что «мапипулятивными процедурами, по сути, создается некая «политическая пирамида», отбирающая у населения право и возможность осознанного влияния на власть, а также осуществляется передача этих прав тем лицам, которые организовали и профинансировали данную пирамиду»3. В такой интерпретации покупателями оказываются не только избиратели, обменивающие свои голоса на продукт имиджмейкеров, но и сами политики, инвестирующие в свой имидж и его репрезентацию с целью их обмена на власть.

Если советский политический рынок в большей степени тяготел к жесткой командно-административной форме хозяйствования, централизованному распределению ресурсов, опирался на мощнейшую систему идеологической пропаганды, то современный политический рынок ориентирован на относительную свободу выбора, высокую конкуренцию и более широкое действие саморегуляторов, благодаря нормам конституционного законодательства, обеспечивающим относительное правовой равенство субъектов политики.

В соответствии с Конституцией РФ народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Демократия превращается в опосредованное отражение интересов населения в органах власти народными представителями.

Избранный представитель получает больше власти, чем его конкуренты в том случае, если его репутация обладает лучшими количественными и качественными характеристиками, чем у конкурентов, чем он более адекватен потребностям избирателей. Аналогичным образом это касается и популяризации той или иной политики, мероприятия, решения.

1 Лапкин В.В. Возможности количественного описания электоральной динамики. // Политические исследования (Полис). — М., 2000. — № 2. — С. 81.

2 Делигенский Г.Г. О политическом рынке и рациональном выборе в российских условиях. // Политические исследования (Полис). — М., 2000. — № 2. — С. 105.

3 Грачев Г.В. Информационные технологии политической борьбы в российских условиях. // Политические исследования (Полис). — М., 2000. — № 3 — С. 76.

Итак, первая важная черта рынка в российском политическом поле: наличие «автоматического механизма» самонастройки рынка во взаимодействии спроса, предложения и цены.

Второй чертой рынка выступает наличие системы взаимодействующих рынков товаров, услуг, капиталов, ценных бумаг, рабочей силы и др.

Политическое поле России — это система, включающая в себя рынок имиджей кандидатов и действующих политиков. Подсистему рынка услуг на политическом поле представляют многочисленные рекламные и РЯ-агентства («Никколо-М», «Имидж-контакт», «Фонд эффективной политики» в Москве, Лаборатория социально-политических исследований в Санкт-Петербурге и др.).

Наличие рынка капитала вытекает из существования промышленных и торговых групп, заинтересованных в оказании влияния на власть с целью обеспечения своих экономических интересов, противодействия конкуренции и увеличения прибыли.

Говоря о рынке рабочей силы на политическом поле России, отметим, что должности государственных и муниципальных служащих почти не бывают свободными, а у РЯ-агентств и СМИ также всегда есть работа в условиях, когда в пятилетку на территории России проходит до 100000 политических кампаний. Эти рынки тесно взаимодействуют и оказывают значительное влияние друг на друга.

Третья черта рынка — отлаженная и разветвленная система рыночной инфраструктуры.

В политическом поле России она нашла свое отражение в медиа-холдингах (комплексах СМИ, «ОРТ» и др.), позволяющих оказывать зачастую решающее воздействие на обеспечение поддержки населения властных решений или на сопротивления им. Инфраструктурой политического поля также выступают органы государственной власти, суды, избиркомы и др.

В четвертых, рынок определяет устойчивое превышение на нем основной массы предлагаемых товаров над их спросом, т.е. наличие «рынка покупателя». Теоретически стороны политического процесса в России (избиратель, депутат, президент) обладают широким спектром выбора вариантов решений.

В-пятых, важной чертой рынка выступает наличие конкуренции между производителями за потребителей. Конкурентная борьба политтехнологов, политических лоббистов в органах власти реальна и часто носит бескомпромиссный характер. Состязательность на уровне федеральных выборов возросла на Урале при сравнении показателей, например 1993 и 1995 гг. почти вдвое: если в 1993 г. число зарегистрированных претендентов на один депутатский мандат в Госдуму РФ составляло здесь в среднем 5-4 кандидата, то в 1995 г. оно возросло до 9,6. Ориентировочно в 1,5 раза возросла степень конкурентности по Уралу в борьбе за депутатский мандат уровня субъекта РФ4. Сегодня эти цифры продолжают расти при ощутимом повышении качественного уровня кандидатов.

В-шестых, рынок — это свобода выбора покупателями (потребителями) продавцов (изготовителей), а продавцами — покупателей.

Читайте также  Проблема личности и государства в поэме Пушкина Медный всадник

Эта черта в политическом поле может быть проиллюстрирована тем, что более 50% проголосовавших за В. В. Путина на президентских выборах имели право отдать голоса любому другому кандидату. В то же время политтехнологи, как представители продавцов, имеют право выбрать сегмент «покупателей» и сделать акцент на агитации молодежи, как СПС, или -пожилых избирателях, как КПРФ!

Все вышеизложенное подтверждает, что поле, в котором проходит политический процесс в современной России, — это политический рынок. Его определение не может замы-

4 См.: Черданцева А.Ю. Электоральные исследования как предмет политологической рефлексии. -Екатеринбург, 1999. — С. 89-90.

каться рамками характеристики электорального пространства как «совокупности условий электорального соревнования (системы координат) и/или самих акторов этого процесса (чаще всего партии). структуры политических предпочтений электората»5. Политическая конкуренция не прекращается в период между избирательными камланиями. Напротив, в это время наступает этап реализации всей полноты политической, экономической и идеологической власти, диктуемый интересами конкурирующих сторон.

Отвечает ли политический рынок в России требованиям, предъявляемым цивилизованному, развитому рынку, где рыночные механизмы предполагают в той или иной мере удовлетворение интересов всех участников?

Представляется, что нет. Современные проявления ограничения конкуренции политического рынка не идут в сравнение с монополизмом политической системы бывшего СССР, но невысокая эффективность управления государством в таких условиях не может не привлечь внимание к вопросу о конструктивном изменении модели взаимоотношений власти и общества в постсоветском пространстве. Эта модель сегодня представляет собой, на наш взгляд, скорее рынок в духе смешанной экономики, тяготеющий к командно-административной системе регулирования политических ресурсов. Это особенно проявляется в отдельных субъектах РФ, в то время как политическая система других территориальных образований в составе России может в значительной степени приближаться к модели политического рынка «свободной конкуренции».

Многие исследователи политического рынка современной России сталкиваются с вопросом о том, каким образом с позиций современной экономической теории можно охарактеризовать пространство конкурентной борьбы в политике? В чем его специфика?

По мнению Д. В. Нежданова, политический рынок в современной России тяготеет к воплощению принципов Конституции смешанной экономики (иначе говоря, объединяет черты, присущие командной экономике и рыночной). Под конституцией экономики он понимает «систему норм, обеспечивающих функционирование данной экономики», или так называемый «пакет соглашений» контрагентов рынка по этому поводу .

К сожалению, для политического рынка в РФ не характерна такая черта цивилизованной экономики, как свободное участие субъектов политики в конкурентной борьбе, базирующееся на ориентации исключительно на свои рыночные ресурсы.

Политологи отмечают, что политический рынок в России не свободен от государственной интервенции в лице пропрезидентских групп влияния, часто «выступающих» на стороне той или иной политической силы.

Это, в частности, касается снятия с предвыборной дистанции В. Черепкова на выборах губернатора Приморского края, «дисквалификации» по надуманным мотивам А. Руцкого на выборах губернатора Курской области, гипертрофированное использование Н. Федоровым административного ресурса вплоть до запрещения присутствия наблюдателей конкурентов на избирательных участках на выборах президента Республики Чувашия и т. д.

В то же время Д.В. Нежданов утверждает, что цивилизованный рынок одной из главных норм ставит добровольное подчинение закону всех политиче

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Пoхожие научные работы по теме «Общественные науки в целом»

НЕДЯК ИРИНА ЛЕОНИДОВНА — 2010 г.

БУРЕШ О.В., КАЛИЕВА О.М., МАРЧЕНКО В.Н. — 2014 г.

Политический маркетинг в современной России (стр. 1 из 8)

Тема: «Политический маркетинг в современной России».

1. Теоретические аспекты политического маркетинга в России

1.1 Маркетинговые и не маркетинговые (агитации) коммуникации в политическом пространстве.

1.2 Основные инструменты политической маркетинговой коммуникации. (политическая реклама, имидж, ПР).

1.3. Использование технологий ПР в коммуникационной политике политических партий России.

2. Политический маркетинг в деятельности партии «Единая Россия» и Аграрной партии России (АПР).

2.1 Общая характеристика партии «Единая Россия» и Аграрной партии России (АПР).

2.2 Коммуникативная деятельность на современном этапе развития партий

Актуальность темы определена тем, что сегодня общество достаточно отчетливо осознает, что современные средства массовой коммуникации, являются могучей и влиятельной силой. Новые коммуникационные технологии должны способствовать демократизации всех сторон общественной жизни, однако в силу не менее объективно существующей неравномерности доступа к источникам информации было бы ошибочным отрицать реальную возможность концентрации управления информационными потоками в руках достаточно узкого круга лиц, ставящих перед собой задачу направленного воздействия на массовое сознание или, если угодно, манипулирования им, например, в политических целях. С этой точки зрения феномен коммуникации представляет очевидный интерес для политологов. Коммуникация в сфере политики, или политическая коммуникация, подобно любым другим коммуникационным актам, может преследовать три цели: передачу информации, изменение мнения, изменение поведения информируемых, однако ключевым в этом процессе, несомненно, является изменение поведения, поскольку именно оно составляет стержень властно-управленческих отношений в обществе. Соответственно, использование СМК и контроль над содержанием передаваемых ими сообщений становится в информационном обществе одним из обязательных условий для осуществления, удержания, а в необходимых случаях и завоевания власти.

Очевидно, что в этой связи феномен политической коммуникации попадает в поле зрения целого ряда дисциплин, рассматривающих политику в качестве объекта исследования, но различающихся по своей предметной области: политической философии, сосредоточивающей внимание на нормативно-ценностных и идеологических аспектах политики; политической истории, исследующей конкретно-политическую деятельность; правовых наук, изучающих юридические вопросы социально-политических отношений и т. д. [ 4 c 36-41].

В то же время политическая коммуникация оказывается и в числе явлений, которые не укладываются в привычные рамки общесоциологических парадигм, в известной мере претендующих на роль универсальных метатеорий и включающих в себя собственно политологические подходы.

Стремительные изменения, происходящие в российском обществе, развитие рыночных отношений, распространение их на политику – все это требует переосмысления ситуации в сферах деятельности, неразрывно связанных с общественным сознанием, в частности в тех из них, где деятельность осуществляется в условиях конкурентной борьбы. К последним, без сомнения, относится и политический маркетинг.

Целью данной работы является рассмотрение и изучение политического маркетинга в современной России.

Для достижения цели данной работы необходимо рассмотреть следующие задачи:

Изучить маркетинговые и не маркетинговые (агитации) коммуникации в политическом пространстве.

· Рассмотреть основные инструменты политической маркетинговой коммуникации. (политическая реклама, ПР и имидж ) .

· Проанализировать использование технологий ПР в коммуникационной политике политических партий России.

· Политический маркетинг в деятельности партии «Единая Россия» и Аграрной партии России (АПР).

Цель и задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Во введении определена актуальность темы, цели, задачи.

В первой главе рассмотрены теоретические аспекты политического маркетинга в России. Во второй — политический маркетинг в деятельности партии «Единая Россия» и Аграрной партии России (АПР).

В заключении подводятся итоги и делаются выводы по данной проблеме.

1. Теоретические аспекты политического маркетинга в России

1.1 Маркетинговые и не маркетинговые (агитации) коммуникации в политическом пространстве.

Формирование и функционирование в сфере публичной власти разнообразных идеологий, чувств, ценностей, символов, доктрин, официальных норм и оппозиционных оценок и мнений различных акторов составляют особый политический процесс. Суть его заключается в том, что за счет передачи и обмена сообщениями политические субъекты сигнализируют о своем существовании различным контрагентам и устанавливают с ними необходимые контакты и связи, позволяющие им играть различные политические роли. В свою очередь целенаправленные контакты между людьми, обменивающимися и потребляющими разнообразные сведения, знания и сообщения, соединяют разные уровни политической системы, дают возможность институтам власти выполнять свои специфические функции по управлению государством и обществом.

В политике информация выступает и как предпосылка действий любого политического субъекта, и одновременно как его важнейший ресурс, позволяющий эффективно взаимодействовать в политической сфере ради достижения тех или иных своих целей. В результате наличия или отсутствия должной информации политический субъект может обрести или утратить власть, возможности влияния, реализации своих интересов в политической сфере. Таким образом, получение должной информации становится специфической целью любых субъектов, действующих в политике и заинтересованных во влиянии на власть.

Таким образом, рассматривая политику с точки зрения информационно-коммуникативных связей, мы понимаем ее в качестве такого социального целого, структуры и институты которого предназначены для выработки, получения и переработки информации, обусловливающей осуществление политическими субъектами своих разнообразных ролей и функций. С точки же зрения роли технических компонентов в информационных обменах, политику можно представить как социо-технологическую структуру, чьи институты ориентируются на целенаправленную передачу, обмен и защиту информации.

Политика не существует вне человеческой деятельности, различных способов взаимодействия ее носителей, вне коммуникационных процессов, связывающих, направляющих и инновациирующих общественно-политическую жизнь. Коммуникация (от лат. communico – делаю общим, связываю, общаюсь) предполагает некоторую информацию, мысль, эмоцию, чувство, которые передаются от человека к человеку, от одного поколения к другому, т.е. она представляет собой специфическую форму взаимодействия и общения людей в процессе их совместной деятельности.

Политическая коммуникация представляет собой процессы выработки, передачи и обмена политической информацией, которая структурирует политическую деятельность и придает ей новое значение. Политическая коммуникация выступает своеобразным социально-информационным полем политики. Ее значение в политической жизни общества, его культуры, сравнимо со значением нервной системы для человека.

Одно из наиболее полных толкований политической коммуникации дано известным французским социологом политики Р.Ж. Шварценбергом. Он определил это понятие как “процесс передачи политической информации, посредством которого информация циркулирует между различными элементами политической системы, а также между политической и социальной системами. Непрерывный процесс обмена информацией осуществляется как между индивидами, так и между управляющими и управляемыми с целью достижения согласия” . [ 10 c.306]

Близкое понимание сущности политической коммуникации содержится и в российской научной литературе. В ней под политической коммуникацией понимается “процесс взаимодействия политических субъектов на основе обмена информацией и непосредственного общения, а также средства и способы этого духовного взаимодействия”.

Политическая коммуникация подразумевает не одностороннюю направленность сигналов от элит к массе, а весь диапазон неформальных коммуникационных процессов в обществе, которые оказывают самое разное влияние на политику. Политическая жизнь в любом обществе невозможна без устоявшихся методов политической коммуникации.

Существуют три основных способа коммуникации: через неформальные контакты, общественно-политические организации (институты), средства массовой информации. [ 10 c.307] К ним можно отнести и особые коммуникативные ситуации или действия (выборы, референдумы и т.п.).

Сущностной стороной политико-коммуникационных процессов является передача, перемещение, оборот политической информации. Под политической информацией понимаются сведения о политике, которыми обмениваются (собирают, хранят, перерабатывают, распространяют и используют) “источники” и “потребители” – взаимодействующие, в обществе индивиды, социальные группы, слои, классы. Политическая информация представляет собой совокупность знаний, сведений, сообщений о явлениях, фактах и событиях политической сферы общества. С ее помощью передаются политический опыт, знания, координируются усилия людей, происходит их политическая социализация и адаптация, структурируется политическая жизнь.

Политическая коммуникация – это смысловой аспект взаимодействия субъектов путем обмена информацией в процессе борьбы за власть или ее осуществление. Она связана с целенаправленной передачей и избирательным приемом информации, без которой невозможно движение политического процесса. Посредством коммуникации передается три основных типа политических сообщений: побудительные (приказ, убеждение); собственно информативные (реальные или вымышленные сведения); фактические (сведения, связанные с установлением и поддержанием контакта между субъектами политики).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: