Политика и власть. Сущность политической власти - ABCD42.RU

Политика и власть. Сущность политической власти

Сущность политической власти.

Сущность власти и ее особенности.

Содержание

2.Сущность политической власти

3. Способы и механизмы функционирования власти

Введение.

Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.

Разгадка феномена власти, приращение всякого нового знания о природе власти и механизмах властвования является едва ли не самой главной задачей политологии. Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах политической власти были предприняты ещё в ранний период политической истории Индии, Китая и Греции. Например, то, что древнегреческое “архе”, обозначавшее “власть” или “главенство”, имело и другое значение – первоначало или первопричина, по-видимому, было не случайным совпадением, но смутной догадкой о природе власти.

Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Власть необходима, прежде всего, для воспроизводства человеческого рода. Семейно-родовая форма власти наблюдалась у кочевых народов России. С развитием оседлости постепенно утверждалась племенная власть. Формирование власти территориальной обусловлено необходимостью организации общественного производства, которое немыслимо без подчинения всех участников единой воле, а также потребностью регулирования социальных отношений между людьми. С появлением классов и государства кровные, родовые связи были разрушены, моральный авторитет старейшины рода сменился авторитетом публичной власти, которая отделилась от общества и встала над ним.

В своей работе я собираюсь разобраться, что же такое власть, каковы её сущность и основные функции.

Понятие власти.

В истолковании власти и причин её возникновения в обществе существует множество подходов. Уже сам этот факт указывает на то обстоятельство, что, видимо каждая из них фиксирует лишь один из многочисленных аспектов власти, которые в реальном процессе её генезиса взаимодействуют друг с другом. Так, в рамках биологической интерпретации власти она рассматривается как механизм обуздания, связывания человеческой агрессивности, укоренённой в наиболее глубоких, фундаментальных инстинктах человека как биосоциального существа. Сама же агрессия, отмечает А. Силин, рассматривается как инстинкт борьбы, направленный против собратьев по виду, существующий как у животных, таки у людей. Для Ницше власть – это воля и способность к самоутверждению. Об инстинктивной, психологической природе стремления к власти и повиновению говорят представители фрейдистской традиции. Они находят их источники в структуре бессознательного, формирующийся под воздействием социальных условий, связанных с ранним детством, сексуальным подавлением, образованием, культивирующим страх, услужливость и повиновение. С социальными факторами, но иного, не культурного, а больше экономического свойства, связывает генезис власти марксистская традиция. Видя его основную причину в социально-экономическом неравенстве и расколе общества на враждующие классы, в необходимости обеспечить управление социальной целостностью в условиях нарастающей социальной дифференциации и борьбы. Генезис власти связывается со спецификой экономической организации общества, в рамках которой “комбинированная деятельность, усложнение процессов, зависящих друг от друга, становятся на место независимой деятельности отдельных лиц. Но комбинированная деятельность означает организацию, а возможна ли организация без авторитета?” Весьма устойчива и своеобразна традиция рассмотрения власти как порождения самой природы человека, заложенной в нём неискоренимой тяги к доминированию, подчинению, как окружающего мира, так и себе подобных (и себе подобным): “В сущности власти нет ничего материального, она есть не что иное, как манера мыслить”.

В мировой политологии современное понимание власти в целом, политической в особенности, является результатом использования разных концептуальных подходов. Согласно западной традиции первичным видом власти является власть индивидуальная, как произвольная от естественного права на свободу действия, распоряжения собой, вещами, всем, что доступно. Поэтому распространенными моделями власти являются межперсональные конструкции, отношения между двумя и большим числом субъектов. Согласно позитивистскому подходу основу определения власти составляет признание асимметричности отношений между субъектами, существующая в связи с этим возможность одного субъекта влиять или воздействовать на другого субъекта. Если констатируется факт способности одного субъекта (А) влиять на других (В и С) и добиваться поставленных целей, несмотря на сопротивление (со стороны В и С), то можно утверждать, что субъект (А) имеет власть (над В и С). Власть определяется так же, как способность или менять отношения людей, или сохранять их, как способность добиваться цели. Как заметил Г. Лассуэл, классик американской политической науки, вся политическая наука сводится к изучению влияний. Власть начинается там, где информация, рекомендация, решение реализуются, переходя в достижение цели.

Сущность политической власти.

Политическая власть — это специальный социальный институт, упорядовающий социальные отношения и поведение индивида.

Власть — определяющее воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладает государство. В отличие от социального управления власть носит не личностно-непосредственный, а общественно-опосреднованный характер. Политическая власть проявляется в общих решениях и решениях для всех, в функционировании институтов (президент, правительство, парламент, суд). В отличие от правовой власти, регулирующей отношения между конкретными субъектами, политическая власть мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения между группами во время стабильности, общего согласия. Воля к власти у одних дополняется потребностью других присоединиться к властной воле, идентифицировать себя с ней, подчиниться ей. Основными компонентами власти являются: ее субъект, объективные средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы и характеризующийся механизмом и способами взаимодействия субъекта и объекта.

Субъект власти воплощает ее активное, направляющее начало. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например, народ или даже мировое сообщество, объединенное в ООН. Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер: ее первичными субъектами являются индивиды, вторичными — политические организации, субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими во властных отношениях различные общественные группы и весь народ, — политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями может нарушаться. Так, например, лидеры нередко отрываются от масс и даже от приведших их во власти партий. Субъект определяется содержанием властного отношения через приказ (распоряжение, команду). В приказе предписывается поведение объекта власти, указываются (или подразумеваются) санкции, которые влечет за собой выполнение или невыполнение распоряжения. От приказа, характера содержащихся в нем требования во многом зависит отношение к нему объекта, исполнителей — второго важнейшего элмента власти.

Объект власти. Власть — всегда двустороннее, асимметричное, с доминированием воли властителя взаимодействие ее субъекта и объекта. Она невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения. В конечном счете, у объекта властной воли всегда есть пусть крайний, но все же выбор — погибнуть, но не подчиниться, что нашло, в частности, свое выражение в свободолюбивом лозунге «лучше умереть сражаясь, чем жить на коленях».

Масштабы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. Качества объекта политического властвования определяются, прежде всего, политической культурой населения.

Понятие ресурсов власти. Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти. В широком смысле ресурсы власти представляют собой «все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других». Т.о. ресурсы власти — это все те средства , использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы представляют собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления и т.п.), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивация человека (телевидение, пресса и т.п.), либо орудия (инструменты), с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых обычно считается жизнь (оружие, карательные органы в целом).

Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним из важнейших оснований власти. Они могут использоваться для поощрения, наказания или убеждения.

1. Политика и власть

ГДЗ по обществознанию◄ ГДЗ обществознание 9 кл. Боголюбов◄
Вспомним Основные сферы жизни общества.

Существует четыре основные сферы общества:

  • Первая сфера – это духовная сфера. Она включает в себя науку, искусство, религию, просвещение, духовную культуру.
  • Вторая сфера – социальная сфера. Она включает в себя взаимоотношения между людьми, формы их объединения, межличностные отношения, конфликты, формы взаимодействия людей, а также социальные роли.
  • Третья сфера — политическая или политико-правовая. Она включает в себя информацию о различных политических системах, о государстве, органы государственной власти, государственное управление обществом, правовые отношения в обществе.
  • Четвертая сфера – экономическая сфера. Она связана с процессами производства, распределения, обмена и потребления, экономическими системами, законами экономики и предпринимательством.
Подумаем. Как вы понимаете слово политика? Почему общество не может жить нормально без власти?

Политика – это искусство управления обществом. Основной политический инструмент управления – это государство и законы (право). Эти инструменты позволяют избегать масштабных конфликтов внутри общества (все подчинены определенным правилам) и защищают общество от внешних вторжений.

Для эффективного управления существуют силы государственного принуждения: армия, полиция, тюрьмы, а также органы государственной власти – президент. парламент, суды, прокуратура.

Вопросы «?» Какова главная мысль И. А. Ильина?

Главной мыслью И. А. Ильина является то, что у любого лица, обладающего властью должен быть авторитет. Уважения к себе невозможно добиться с помощью репрессий и давления. Это может привести лишь к сопротивлению народа.
Заслужить авторитет – истинная и единственная задача властителя. Только это позволит называть себя настоящим управленцем.
Настоящий управленец должен быть ответственным и спокойным, он должен уметь принимать решения и не суетиться в сложных ситуациях.

Вопросы «?» А каково твоё отношение к таким мнениям?

Я разделяю точку зрения о том, что «нашей стране нужны не столько законы и политические программы, сколько сильные, энергичные лидеры, которым бы верил народ». Наличие сильного, стремительного лидера поможет ввести необходимые реформы, укрепить и внести улучшения в государственный аппарат управления.

Необходимо также отметить, что частично правильна, по моему мнению, фраза о том, что «мне всё равно, какими методами действует политик, если его деятельность идёт на благо народа». Однако тут нужно сделать оговорку. Такие методы должны быть законными и человечными. Сильный и энергичный лидер, осуществляющий деятельность на благо народа — это лучший вариант правителя в современных условиях.

Вопросы «?» Какой из возможных ответов выбрал бы ты сам? Свою позицию объясни.

Я постоянно слежу за политической ситуацией в стране. Я смотрю новости, слежу за программами кандидатов на выборах, но к сожалению, еще не имею права голосовать. Я считаю, что это очень важно, так как человек, интересующийся политической жизнью страны является активным гражданином общества.

Читайте также  Политическая карта мира. Современный этап международных отношений
1. Что означает слово «политика»? Какую роль политика играет в жизни общества?

Политика – деятельность, связанная с отношениями между большими общественными группами, социальными слоями, нациями. Но вам уже известно, что эти отношения охватывают различные сферы, например экономику.

Политика — это искусство управления государством, поэтому такая деятельность подвластна не каждому.
Общество не может существовать без власти, ведь отсутствие власти приводит к анархии, что усугубляет социальные конфликты, является их источником.

Политика играет значительную роль в жизни общества, ведь умелое управление помогает обеспечивать порядок во всех сферах общественной жизни.

2. Что входит в сферу политики?

Если отношения между социальными группами касаются власти или государства, то это и есть отношения в сфере политики. Можно сделать вывод, что в сферу политики входит участие в делах государства (определение формы государства, задач, содержания его деятельности); это цели и средства их достижения, которые направлены на проведение в жизнь интересов больших групп людей.

В разных общественных группах, в соответствии с их положением, возникает различное отношение к государству, к правительству. Одни из них поддерживают правительство, другие находятся в оппозиции к нему. Разные интересы порождают борьбу между ними за власть, за влияние на государственные дела. Всё это и есть сфера политики.

3. В чём сущность любой власти?

Сущность любой власти заключается в наличии авторитета у властителя и способность им пользоваться. Уважения к себе невозможно добиться с помощью репрессий и давления. Это может привести лишь к сопротивлению народа.

Заслужить авторитет — истинная и единственная задача властителя. Только это позволит называть себя настоящим управленцем.
Настоящий управленец должен быть ответственным и спокойным, он должен уметь принимать решения и не суетиться в сложных ситуациях.

4. В чём главные особенности политической власти?

Политическая власть – это особый институт, который имеет свои признаки. К нам относят верховенство, моноцентричность, легальность и публичность.

Раскроем данные признаки подробнее:

  • Верховенство выражается в обязательности решений, принятых органами государственной власти.
  • Моноцентричность выражается в том, что в политической власти существует ЕДИНЫЙ центр принятия решений.
  • Признак легальности выражается в законности принятых решений и действий.
  • Публичность власти выражается в том, что власть осуществляется открыто и всеобще.
5. Что такое средства массовой информации? Как они влияют на политическую жизнь?

СМИ — это теле, видео, радио и интернет коммуникации, которые распространяют политические новости и события среди населения.
Благодаря СМИ у граждан страны складывается представление о работе органов власти, появляется информация о деятельности политических организаций, о проблемах, существующих в обществе.
Таким образом, граждане могут чувствовать себя причастными к политической жизни общества, обогащаясь информативно.

В классе и дома

1. Назови политические события последнего времени, которые тебя обрадовали и которые огорчили. Объясни почему.

18 марта 2018 года прошли выборы Президента Российской Федерации. Это является важнейшим событием в жизни страны, которое определило политический курс страны. Событие радостное, так как Путин – путевый президент.

В этом же году президент подписал закон об увеличении возраста выхода на пенсию – огорчило. Люди на 5 лет будут работать дольше, многие до пенсии не доживут.

2. Подумай, нет ли противоречия между двумя утверждениями: политика — это отношения между классами; политика — это участие в делах государства. Свой ответ поясни.

Я считаю, что нет никакого противоречия между данными утверждениями. У любого класса в обществе существует право участвовать в делах государства. Например, участие в голосовании на выборах. Каждый гражданин имеет право выразить свою волю в форме подачи голоса за кандидатуру, которую считает достойной.

3. Вспомни из курса истории время Петра I, основные направления политики его правительства. Чьи интересы выражала эта политика?

Петр 1, осуществляя свою политику во благо общества и народа. «Прорубив окно в Европу», Петр 1 вывел образование и производство на новый уровень. Петр 1 создал полки нового строя, обеспечивая обороноспособность страны.

Также, Петр 1 вывел торговлю на новый уровень. Он открыл выход к морю, что способствовало морской торговле. Россия стала империей.
Можно сделать вывод о том, что Петр 1 действовал во благо общества и России в целом.

4. Собери материалы из газет и Интернета о политической деятельности высших органов власти нашего государства, различных политических партий и их лидеров. Отметь, что ты считаешь в этой деятельности самым важным и почему.

«Единая Россия». Основными идеями является экономический либерализм, центризм. Лидером партии является Д. А.Медведев.
Партия сумела добиться политической и экономической стабильности в обществе.

Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ). Основными идеями являются коммунизм, марксизм-ленинизм, патриотизм. За социальное и материальное равенство, введение прогрессивного налога. Лидером партии является Г. А. Зюганов.

Либерально-демократическая партия России (ЛДПР). Основными идеями являются, либерализм, сильное государство, русский национализм, патриотизм. Лидером партии является В. В. Жириновский.

Политика и власть. Сущность политической власти

Тульский государственный педагогический университет им Л.Н. Толстого
Кафедра политологии и социологии
П/р Колмаковой Н.Н.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ.

I. Понятие «власть» относится к числу основополагающих категорий политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, самой политики и государства. Неразделимость власти и политики признается как само собой разумеющееся во всех политических теориях прошлого и настоящего. Политика как явление характеризуется прямой или косвенной связью с властью и деятельностью по осуществлению власти. Социальные общности и индивиды вступают в различные отношения: экономические, социальные, духовные, политические. Политика же представляет собой такую сферу взаимоотношений между социальными группами, слоями, личностями, которая касается главным образом проблем власти и управления.

Феномену власти уделяли пристальное внимание все выдающиеся представители политической науки. Каждый из них внес свой вклад в разработку теории власти.

Современные концепции власти очень многообразны. В рамках учебной лекции целесообразно сформулировать обобщающие положения.

В самом широком смысле слова власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства – авторитета, права, насилия. В таком аспекте власть бывает экономическая, политическая, государственная, семейная и прочая. Такой подход также требует разграничения классовой, групповой и личной власти, которые переплетаются между собой, но не сводятся друг к другу.

Наиболее важным видом власти является политическая власть. Политическая власть – это реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах. Политическая власть характеризуется или социальным господством, или ведущей ролью, или руководством тех или иных групп, а чаще всего различными сочетаниями этих качеств.

Надо еще заметить, что понятие политическая власть шире понятия государственная власть. Политическая власть реализуется не только органами государства, но и через деятельность партий, общественных организаций различного типа. Государственная власть – своеобразное ядро политической власти. Она опирается на специальный аппарат принуждения и распространяется на все население той или иной страны. Государство располагает монопольным правом разрабатывать законы и другие распоряжения, обязательные для всех граждан. Государственная власть означает определенную организацию и деятельность в осуществлении целей и задач этой организации.

В политологии используется понятие источник власти. Источники, или основания, власти разнообразны, поскольку многообразна структура общественных отношений. Под основаниями (источниками) власти понимаются средства, которые используются для воздействия на объекты власти с целью достижения поставленных задач. Ресурсы власти – это потенциальные основания власти, то есть средства, которые могут быть использованы, но еще не используются или используются недостаточно. Вся совокупность используемых и возможных оснований власти составляет ее потенциал.

Общепризнанным источником власти является сила. Однако сама сила также имеет определенные источники. Источниками силы могут быть богатство, занимаемое положение, владение информацией, знания, опыт, особые навыки, организация. Поэтому обобщенно можно сказать, что источник власти – это совокупность социальных факторов, создающих преобладающую, доминирующую, господствующую волю. Иными словами, это экономические, социальные, психологические основы политической власти.

Государственная власть может добиваться своих целей различными средствами, в том числе идеологическим воздействием, убеждением, экономическим стимулированием и иными косвенными способами. Но только она обладает монополией на принуждение с помощью специального аппарата в отношении всех членов общества.

К основным формам проявления власти относятся господство, руководство, управление, организация, контроль.

Политическая власть тесно связана с политическим лидерством и авторитетом, которые в определенных значениях выступают как формы осуществления власти.

Возникновение и развитие политической власти обусловлено жизненными потребностями формирования и эволюции общества. Поэтому власть, естественно, выполняет исключительно важные специальные функции. Она является центральным, организационным и регулятивно контрольным началом политики. Власть присуща организации общества и необходима для поддержания его целостности и единства. Политическая власть направлена на регулирование общественных отношений. Она является инструментом, основным средством управления всеми сферами общественной жизни.
(к содержанию)

II. Понятие «политическая власть» тесно связано с понятием «легитимность». Власть бывает легитимной или нелегитимной. Термин «легитимность» происходит от латинского «легетимус», означающий «согласный с законами, законный, правомерный, надлежащий, должный, правильный». Применительно к политике легитимность означает ее признание, объяснение, оправдание.

Надо иметь в виду, что легитимность политического явления не означает его юридически оформленной законности. Легитимация не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом. Легитимная власть основана на признании права носителей власти предписывать нормы поведения другим индивидам. Легитимная власть – это такая власть, которой доверяют, которую признают правомерной граждане данного государства, по крайней мере, их большинство.

Таким образом, легитимность основывается на убеждении в правомерности данной политической власти. Но само такое убеждение граждан может быть обусловлено разными факторами. Поэтому в политологии существует типологизация легитимности власти.

Современная типологизация легитимности ведет начало от Макса Вебера. Он предложил выделять три ее вида.

Первый вид легитимности – традиционный, то есть основанный на неписанных законах традиций, обычаев. Второй вид – харизматический, эмоционально-волевой, основанный на вере в особые, выдающиеся, сверхъестественные качества лидера, вождя. Третий вид – рациональный, основанный на принятых в государстве законах и порядках, разумных суждениях.

Эти типы легитимности, названные Максом Вебером, носят идеальный характер, то есть являются в известной мере абстракциями, не существующими в политической действительности в «чистом виде». В конкретных политических системах данные три типа переплетаются при доминировании одного из них, что и позволяет характеризовать легитимность или как традиционную, или как харизматическую, или как рациональную. Иными словами, эта классификация служит инструментом анализа легитимности власти в каждой конкретной политической системе.
(к содержанию)

Читайте также  Сущность социального государства

III. Важнейшей чертой демократической власти является разделение властей.

Теория разделения властей, то есть теория о соотношении властей в государстве, впервые выдвинута Д. Локком, затем развита Ш.Монтескье, в последующее время разрабатывалась многими юристами, философами, политологами.

В соответствии с современным уровнем этой теории для правильного функционирования государства в нем должны существовать независимые друг от друга власти: законодательная (парламент), исполнительная (правительство) и судебная. Данная теория является обоснованием политико-правового принципа разделения властей. По принципу разделения властей построены конституции многих государств, в том числе США, РФ. Статья 10 ныне действующей Конституции Российской Федерации гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Это призвано предотвратить монополизацию публично-властных полномочий каким-либо одним из этих институтов и тем самым резко уменьшить вероятность злоупотреблений ею со стороны аппарата государственной власти.

Принцип разделения властей, точнее реализация этого принципа – одно из важнейших условий предотвращения узурпации власти и культа личной власти.

Разделение властей предполагает разграничение их функций, компетенции, создание системы противовесов. Однако разделение не означает разобщенности в деятельности органов власти.

Современная демократия как форма организации политической власти и всей общественной жизни является на сегодняшний день высшим и наиболее совершенным достижением человечества в этом плане с точки зрения самоценности личности. В противоречивом взаимодействии и единстве функционируют государство и гражданское общество, власть и свобода, права человека и его обязанности, ответственность перед обществом. Достижению относительной гармонии в сочетании этих противоречивых сторон жизни общества во многом способствует эффективная реализация принципа разделения властей.

Порядок формирования, отношения, компетенция и функции трех ветвей власти в каждой демократической стране определяются конституцией. Как конституционное закрепление, так и практическая реализация принципа разделения властей и разграничения их компетенции в разных странах имеют свои особенности. Но опыт всех демократических стран показывает, что данный принцип предполагает при целостности государственной власти необходимость разделения трех ветвей и четкого разграничения их компетенции и функций.
(к содержанию)

Понятие и сущность власти, концепция, признаки и виды власти

Содержание:

  • 1 Концепции власти
  • 2 Понятие власти
  • 3 Сущность власти
  • 4 Признаки власти
  • 5 Виды власти
  • 6 Власть и авторитет
  • 100
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 25-06-2021, 16:49
  • ЕГЭ по обществознанию / Политика ЕГЭ
  • adminn
  • 16 046

↑ Концепции власти

Согласно этой концепции источник власти – реальное и естественное превосходство «сильных» над «слабыми». «Слабые» («подчиненные») протестуют против власти сильных. Поэтому, чтобы оправдать законность господства «сильных», создаются мифы о происхождении власти. Так, мифы «о божественном характере власти» использовались в традиционных обществах Древнего Востока, Античности, Средневековья.

Теологическая концепция власти.

Согласно данной концепции вся государственная власть происходит от Бога, а монархи – исполнители божественной воли.

Биологическая концепция власти.

Согласно данной концепции власть – механизм обуздания человеческой агрессивности, которая заложена в инстинктах человека как биологического существа.

Бихевиористская концепция власти

Власть связана с особенностями человеческого поведения, согласно которым одни люди командуют, а другие – подчиняются. Политическая власть зависит от индивидуальных стремлений к власти. Стремление подчинять своей воле других индивидов – доминирующий мотив политической активности человека.

Психологическая концепция власти

Мотивы и истоки власти находятся в сфере бессознательного. Стремление к власти – это проявление психологической энергии. Власть – это способ господства бессознательного над человеческим сознанием. Индивид подчиняется силам, находящимся вне его сознания.

Структурно-функциональная концепция власти

Власть – это способ самоорганизации общества, который основан на разделении функций управления и исполнения. Власть – это отношения неравноправных субъектов, поведение которых зависит от выполняемых ими ролей.

Конфликтологическая концепция власти

Власть – это отношения господства и подчинения одних классов другим (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин). Господство обусловлено экономическим неравенством, местом и ролью класса в экономической системе общества. Класс, обладающий собственностью, может подчинять своей воле экономически зависимые классы.

Дуалистическая концепция власти

Происхождение власти дуально (двойственно): с одной стороны, власть основывается на прямом принуждении, с другой стороны, на убеждении подчиняющихся в справедливости своего подчинения.

↑ Понятие власти

Власть — необходимый элемент жизнедеятельности любой социальной системы. Вся политическая история человечества — это история борьбы за власть. Исторически понятие «власть» связано с административным управлением древнегреческих полисов (городов-государств). Необходимо было регулировать взаимоотношения граждан и реализовывать их интересы на территории полисов. Отсюда и возникла власть как определенная насильственная деятельность, выражающая интересы и волю тех или иных субъектов, оказывающая регулирующее воздействие на поведение людей. Искусство управления гражданами — «политами», регулирование их поведения с помощью права, насилия, авторитета, общественного мнения стало обозначаться понятием «политика».

Однако политика и власть не одно и то же. Категория «власть» по своему объему более общая, чем категория «политика». Если политика – это искусство управлять, то власть – это способность одного человека оказывать влияние на других.

Из множества определений власти наиболее часто употребляется осовремененное определение немецкого социолога и политолога М. Вебера: «Власть означает любую возможность проводить внутри данных социальных отношений собственную волю вопреки сопротивлению, независимо от того, на чем такая возможность основана».

↑ Сущность власти

Определение власти, сформулированное Вебером, помогает выделить важные положения, характеризующие сущность политической власти:

1. Политическая власть связана с «собственной волей», т.е. волей, предполагающей использование государства или влияния на него.

2. Для проведения собственной воли используется любая возможность, «независимо от того, на чем такая возможность основана». В политике эти возможности могут базироваться на экономической зависимости или психологической зависимости от средств массовой коммуникации, которые дают возможность тиражировать политические взгляды и оценки, влиять на политическое поведение масс.

3. Проведение собственной политической воли происходит «внутри данных социальных отношений». Это означает, что в различных типах социальных отношений, в различных обществах будут использоваться разные формы, методы, темпы, привлекаемые средства для достижения политических целей. Несмотря на то что власть предполагает использование любой возможности для решения стоящих перед ней задач, она имеет и определенные ограничения, которые устанавливают ей традиции, общественная нравственность, закон.

4. Понимание политической власти связано с тем, что воля господствующих сил проводится вопреки сопротивлению подвластных. Сопротивление власти, противодействие ей имеют под собой веские причины: непризнание большинством «права» на власть и управление за субъектами, их осуществляющими (т.е. нелегитимность власти); безальтернативность принятых властью решений; внедрение новаций, политическая модернизация, будь то революция или реформирование всего общества, все, что так или иначе нарушает традицию, привычный ход жизни; несоответствие политики важнейшим потребностям большинства членов общества.

↑ Признаки власти

Как общественный феномен власть обладает рядом специфиче­ских признаков:

  • всеобщность, т.е. способность проникать во все сферы деятельности отдельных индивидов, человеческих общностей и социальных институтов;
  • порядок и согласованность действий сторон, обусловлен­ных различными факторами, например общей материальной заинтересованностью, духовной близостью, страхом, подра­жанием, привычкой и т.д. В конечном счете любая власть опирается на добровольный или вынужденный консенсус сторон, готовность к подчинению;
  • объективные потребности и интересы конкретного ин­дивида, социальной группы либо класса.

↑ Виды власти

В зависимости от признака классификации выделяют различные виды власти.

Так, с точки зрения социального уровня различают власть: в масштабе всего общества; внутри коллектива (социальной общности); в отношениях между индивидами.

По способам взаимодействия субъекта и объекта власти выделяют власть: тоталитарную; авторитарную; либеральную; демократическую.

С точки зрения эволюции власти проводится различие между общинной или недифференцированной властью (при родовом строе), индивидуализированной и персонифицированной властью (при племенном строе, теократических и феодальных режимах) и институализированной, т.е. автономной в правовом отношении (современное государство).

По содержанию можно выделить власть: семейную, чувственно-­эмоциональную, духовную, религиозную, экономическую, полити­ческую, информационную и др.

Политическая власть и государственная власть

Государственная власть
Политическая власть
Государственная власть формализована, легализована, закреплена в правовой форме, реализуется специальным государственным аппаратом, выполняет арбитражную роль в обществе. Это один из видов власти в обществе, где в качестве субъекта власти выступает государство в лице своих органов, учреждений и должностных лиц, а в качестве объекта власти — население страны. Политическая власть — опирается на группы давления, политические партии, представительство в органах государства, использует общественное мнение. Политическая власть — это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенные политические взгляды, установки и цели.

Специфика государственной власти определяется, прежде всего, ее монополией на легальное, легитимное и универсальное принуждение от имени общества, обладанием юридического верховенства в обществе, универсальностью и суверенностью.

Государственная власть олицетворяется всей совокупностью институтов, мощью управляющей машины, средствами силового и «мягкого» принуждения, что обеспечивает общеобязательный характер государственных решений. Политическая власть рассредоточена среди различных субъектов политики — политических партий, социальных движений, групп интересов и групп давления. Ее влияние во многом определяется ресурсными возможностями различных социальных групп. В демократической политической системе победившая на выборах политическая партия, получает доступ к рычагам государственного аппарата управления и, используя его ресурсы, реализует свою программу на практике. Смысл демократической политической системы заключается в обеспечении равных условий политической конкуренции различных социально- политических сил. Это означает неприемлемость монополии на политическую власть в политической системе, построенной на принципах конституционализма и представительной демократии.

↑ Власть и авторитет

Власть связана с личностью лидера. Власть создает благоприятные правовые или юридические возможности для осуществления политического лидерства, которое, в свою очередь, опирается на авторитет и доверие.

Авторитет — безусловное признание достоинств политического лидера и его влияние на своих последователей.

Лидер использует свой авторитет для осуществления целей и задач политической деятельности. Обычно авторитет лидера определяется либо личными качествами политика, либо престижем проводимой им политики или статусом возглавляемого им органа.

Специфической особенностью авторитета является то, что он основан на добровольном признании личных заслуг и достоинств субъекта авторитета, а не на навязывании чужой воли.

В политологии авторитет рассматривается в качестве одного из методов осуществления политики, как один из мотивов подчинения властным органам, как выражение отношений субъекта и объекта политической деятельности. В основе авторитета лежит вера объекта политики в то, что политический лидер обладает определенными качествами для политического управления.

Политологи выделяют два вида авторитета руководителей:

  • должностной, обеспеченный положением,
  • личный, приобретенный самим руководителем.

Применительно к системе власти можно предположить, что авторитет представителей высших эшелонов власти (президент, премьер-министр и т.д.) в большей мере является должностным.

На более низких уровнях (региональные, местные администрации) все более определяющую роль начинает играть психологический авторитет, что объясняется меньшей дистанцией между властью и населением.

Читайте также  Демократия - основа Белорусского государства

В основе политического авторитета лежит доверие объекта авторитета субъекту, вера объекта в то, что субъект обладает определенными основаниями и качествами для того, чтобы подчиняться ему. Доверие по отношению к политическим лидерам возникает в том случае, если люди уверены (или предполагают), что политический лидер сможет разделить их ценности. Особенности его выражения основаны на прошлом опыте лидера и его окружения и определяются сложившимися нормами и ценностями данной общности людей. Человек доверяет тем людям, взгляды и представления которых соответствуют сложившейся у него системе ориентаций и ценностей. Он воспринимает как истинную информацию, поступающую в первую очередь от вызывающих у него доверие людей. Не случайно кредит доверия (равно, как и его отсутствие) существенно влияет на поведение как политического лидера, так и его последователей.

Самое важное о политике и власти

В обычной жизни люди часто слышат новости о политической жизни страны и деятельности органов власти. Понятия «политика» и «власть» стали повседневными. Зачастую в разговоре они упоминаются как равнозначные. Однако считать так – это заблуждение.

Что представляет собой политика?

В процессе человеческого развития и становления общества изменялось и понимание людьми слова «политика». Первоначально в основе понятия лежали взаимоотношения между людьми, построенные на нормах обычного права (традиции, постулаты, догмы, обычаи). Присутствовало саморегулирование. Каждый человек уважал и чтил законы, составленные его предками.

Но процесс развития общества привел к появлению различных социумов: богатые и бедные, православные и язычники. Это породило появление между ними вражды. Стали многочисленными случаи нарушения общепринятых правил поведения. Для разрешения конфликтов нужен был сильный рычаг.

Так появилась политика – общественный институт, который был призван управлять народной массой. Он занимал доминирующее положение над всеми остальными группами людей. Выполнение своего предназначения политика достигала при помощи власти – элемента управления.

Таким образом, политика стала пониматься, как:

  • процесс распределения власти между членами общества и порядок ее реализации;
  • деятельность, направленная на поддержание должного правового баланса среди определенных социумов;
  • взаимоотношения, возникающие на «политической арене» страны между представителями различных политических партий и движений;
  • специальное мировоззрение по вопросам управления страной в целом.

Политика представляет собой механизм управления каждым человеком, определенными группами людей, государственными органами власти, политическими направлениями, течениями, политическими лидерами.

Функции и виды политики

В зависимости от взаимоотношений, регулируемых политикой, выделяют:

  • внутреннюю политику, которая призвана регулировать отношения между социумами внутри страны: она определяет направление экономики, экологии, культуры, демографического уровня страны;
  • внешнюю политику, которая осуществляет деятельность, направленную на укрепление и расширение взаимоотношений с другими странами.

В современной политологии принято считать, что политика способствует:

  • объединению индивидуумов в единый социум конкретного государства;
  • разрешению конфликтных ситуаций среди народа, а также между представителями власти и обычным человеком;
  • регулированию общественной жизни;
  • обеспечению законопослушности каждого человека путем формирования его правового сознания.

Что такое «власть»?

Власть является проводником политики в общественную жизнь. В научной интерпретации власть может означать:

  • право на осуществление управления страной;
  • должностные представители государственного управления;
  • право обязывать людей выполнять определенные требования;
  • авторитет, превосходство конкретного индивида или общности людей.

Люди стремятся к власти по разным причинам: ради обеспечения справедливости во благо всего населения страны, для удовлетворения своих личных интересов, либо для получения авторитета среди других граждан.

Подчинение индивидуума власти осуществляется на основе страха применения мер наказания, взаимообмена (за выполнение требований человек получает компенсацию в виде какой-либо привилегии, желаемой вакансии), добровольного признания власти.

Структура власти

Власть – это правовой комплекс реализации политики, состоящий из:

  • объекта и субъекта (кто и на кого осуществляет власть) – физическое лицо, группа людей;
  • источника (при помощи чего обеспечивается повиновение людей) – сила, схожесть мировоззрения, определенный статус в обществе;
  • ресурсов – это средства, при помощи которых строится власть, реализуется внутри всего населения государства;
  • методов осуществления властных полномочий – контроль, управление, организация, руководство, мобилизация.

Классификация власти

Принято выделять следующую классификацию власти:

  1. По характеру построения отношений внутри общества – власть феодалов, рабовладельческая, капиталистическая.
  2. По методу подчинения – власть убеждения или понуждения.
  3. По регулируемым сферам общественной жизни – идеологическая, экономическая, политическая.
  4. По субъективному признаку (на кого распространяется) – власть конкретного человека, отдельной общности, государственная.
  5. В зависимости сферы регулирования жизни Общества бывает политическая власть, экономическая, религиозная, военная.

Политическая власть: сущность и характерные черты

Власть, которая направлена на становление правового общества и связана с его регулированием, воплощается в лице государства. Оно является исключительным носителем политической власти.

Политическая власть имеет следующие характерные черты:

  • на ее основе базируются политические взаимоотношения;
  • осуществление происходит через специальные субъекты – государственные органы власти;
  • всеобщность исполнения;
  • иерархия, где верхнюю позицию занимает центр управления (там принимаются решения);
  • предназначена для контроля и поддержания стабильного развития общества;
  • процессы осуществления не скрыты от народа.

Реализация политической власти осуществляется путем принятия решений и дальнейшего их воплощения в жизнь общества. Принятие законопроектов может быть достигнуто путем применения насилия либо демократическими методами – при помощи проведения выборов или референдума.

Государственная власть: сущность и классификация

Высшим проявлением политической власти является государственная. Для нее характерны следующие особенности:

  • провозглашена Конституцией страны;
  • осуществляется через специальных представителей – органов государственного аппарата власти;
  • обладает территориальностью, то есть ее нормы применимы в границах действия государственного суверенитета;
  • является монополистом в принятии решения о применении актов насилия, предусмотренных правовыми нормами;
  • разносторонность областей применения – экономическая, идеологическая.

Государственная власть направлена на реализацию интересов не конкретного человека, группы людей, слоя населения, а всеобщих, общенациональных.

Успех в реализации власти может быть гарантирован только при формировании в сознании людей убежденности в правоте принимаемых властных решений и наличии законных средств воздействия.

Разновидности государственной власти

В демократическом обществе государственная власть представлена тремя ветвями – законодательной, исполнительной, судебной. Основной Закон государства прописал принципы осуществления каждой из ветвей и установил контроль над их деятельностью. Он осуществляется не только со стороны самих представителей всех уровней власти, но и обычными гражданами страны. Большая эффективность проводимого контроля приходится на политические партии.

Немаловажную роль в системе осуществления государственной власти играют правозащитные институты государства – министерства внутренних дел и обороны, министерство юстиции, федеральная служба безопасности. По роду их деятельности им присущи функции как исполнительной, так и судебной власти.

В зависимости от государственного устройства, выделяют различные уровни власти. В унитарных странах власть представлена двумя уровнями, и делится на центральную и местную. В федеративных государствах выделяют три уровня власти – федеральная, власть субъектов федерации и местная.

Таким образом, власть эффективна только в случае ее легитимности – признания со стороны народа.

Политика и власть. Сущность политической власти

Раздел ЕГЭ: 4.1. Понятие власти

Поскольку основной целью политической деятельности является достижение определённых интересов, а именно поддержание или изменение существующего общественного порядка, она невозможна без применения власти.

Власть — система взаимоотношений между людьми, в которой обязательными элементами выступают господство одних сил с подчинением и принуждением других.

ИСТОЧНИКИ И СТРУКТУРА ВЛАСТИ

Добиться власти значительно помогают следующие источники.

Право отдавать приказы устанавливается общественными нормами, как и обязанность подчиняться этим приказам.

Власть — абстрактное понятие, но её прямыми носителями становятся определённые политические структуры, которые принимают следующие формы:

  • руководство;
  • управление;
  • господство;
  • координация;
  • организация;
  • контроль.

Для того чтобы добиться своих целей, власть может использовать следующие ресурсы:

  • волю;
  • убеждение;
  • манипуляцию;
  • авторитет;
  • насилие;
  • право;
  • поощрение;
  • принуждение.

ВИДЫ ВЛАСТИ

Применение власти характерно для всех сфер жизни человека и общества. В соответствии с этим виды власти делятся внутри себя по некоторым характерным чертам.

⊕ По источнику власти:

  • политика;
  • экономика;
  • религия;
  • культура.

⊕ По участникам власти:

  • государство;
  • партия;
  • церковь;
  • семья.

⊕ По функциям органов власти:

  • законодательная;
  • исполнительная;
  • судебная.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ

Наибольшее значение для общества играет политическая власть, поскольку она диктует волю большому количеству людей и влияет на мир в целом.

Политическая власть — публичная система взаимоотношений между людьми и политическими институтами, которая распространяется на всё общество.

⊕ Помимо основных признаков власти, политическая власть включает следующие дополнения:

  • верховенство;
  • публичность и безличность (все действия совершает от имени общества);
  • моноцентричность (единый общегосударственный центр);
  • легальность в использовании силы (в рамках закона возможно принуждение жителей страны к определённым действиям);
  • многообразие ресурсов (экономические, информационные, принудительные).

⊕ По степени территориального охвата различают два вида политической власти:

  • общественная (касается всего общества);
  • местная (касается органов местного самоуправления, которые в РФ действуют совместно с государственной властью, но имеют собственные отличия).

Формы политической власти:

  • партии;
  • профсоюзы;
  • международные организации.

ЛЕГИТИМНОСТЬ

Легитимность — добровольное признание людьми основных ценностей действующей власти. Только в случае поддержки значительной части населения власть в глазах людей считается правомерной и справедливой.

В начале XX в. учёным Максом Вебером была выдвинута теория, в которой он объяснил пути, откуда берёт своё начало политическая власть. Согласно этой теории сегодня выделяют три вида легитимной власти.

Основа власти: Личные качества лидера. Отличительные черты: Политический лидер проявляет себя в периоды кризиса, «ведёт» за собой народ. Пример: Махатма Ганди, Наполеон Бонапарт.

Основа власти: Обычаи, вера, традиции. Отличительные черты: Крепкая власть, поскольку основана на привычке повиновения власти. Пример: Абсолютная монархия, отношения дворян и крестьян.

Основа власти: Закон. Отличительные черты: Подчинение установленным правилам, несмотря на возможный внутренний протест. Пример: Подчинение директору вне зависимости от его личных и профессиональных качеств.

Смесь всех видов власти

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ

Государственная власть — составляющая часть политической власти, которая действует на территории отдельно взятого государства. Её задача: постановка и решение государственных целей, а также руководство делами общества государственными органами путём принятия обязательных к исполнению актов. Государственную власть может осуществить сам народ (референдум, выборы), однако чаще это делают соответствующие органы.

Существуют три ветви государственной власти:

  • законодательная (парламент, Федеральное собрание РФ);
  • исполнительная (Правительство РФ, министерства РФ, федеральные службы);
  • судебная (суд).

Все три ветви государственной власти ограничивают друг друга и не могут существовать раздельно.

Вы смотрели конспект «Власть: источники, виды, легитимность».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: