Правовой статус государственных служащих в Республике Казахстан - ABCD42.RU

Правовой статус государственных служащих в Республике Казахстан

Категории государственных служащих

Законодательство предусматривает особенности правового статуса государственных служащих. Категории должностей закреплены в реестрах должностей административных и политических государственных служащих.

В соответствии со статьей 255 Трудового кодекса Республики Казахстан, труд государственных служащих регулируется Трудовым кодексом с особенностями, предусмотренными законами Республики Казахстан и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, устанавливающими особые условия и порядок поступления на службу, ее прохождения и прекращения, особые условия труда, условия оплаты труда, а также дополнительные льготы, преимущества и ограничения.

Согласно подпункту 7) статьи 1 Закона Республики Казахстан «О государственной службе, государственный служащий – это гражданин Республики Казахстан, занимающий в установленном законодательством порядке оплачиваемую из республиканского или местных бюджетов либо из средств Национального банка Республики Казахстан должность в государственном органе и осуществляющий должностные полномочия в целях реализации задач и функций государства.

Различается и правовой статус государственных служащих, который в свою очередь делится на:

  • административный и
  • политический.

Административные государственные служащие

Административный государственный служащий – это государственный служащий, не входящий в состав политических государственных служащих, осуществляющий должностные полномочия на постоянной профессиональной основе в государственном органе (подпункт 5) статьи 1 Закона «О государственной службе»). Реестр должностей административных государственных служащих с разделением по категориям утвержден Указом Президента Республики Казахстан от 28.12.2007 года № 501 «О мерах по оптимизации должностей государственных служащих» (с последующими изменениями и дополнениями).

Группа категорий А

Администрация Президента Республики Казахстан

Категория А-1
Заведующий сектором

Категория А-2
Инспектор, консультант

Категория А-3
Эксперт

Категория А-4
Референт

Группа категорий В

Аппараты палат Парламента, Канцелярия Премьер-министра, Департамент по обеспечению деятельности судов при Верховном суде (Аппарат Верховного суда, Аппарат Конституционного совета) Управление делами Президента, Аппарат Центральной избирательной комиссии, Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета

Категория В-1
Руководитель структурного подразделения

Категория В-2
Заместитель руководителя структурного подразделения

Категория В-3
Помощник, советник Премьер-Министра
Помощник, советник Председателя Палаты Парламента
Помощник, советник Председателя Верховного Суда
Помощник, советник Председателя Конституционного Совета
Главный инспектор Канцелярии Премьер-Министра, Управления делами Президента
Помощник, советник Председателя Центральной избирательной комиссии

Категория В-4
Помощник, советник Заместителя Премьер-Министра
Помощник, советник Руководителя Канцелярии Премьер-Министра
Помощник, советник Управляющего делами Президента, Председателя
Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета
Помощник заместителя Председателя Палаты Парламента
Помощник руководителя аппарата Палаты Парламента
Помощник руководителя аппарата Верховного Суда
Заведующий сектором
Главный консультант

Категория В-5
Главный эксперт
Помощник депутата Парламента

Категория В-6
Эксперт

Группа категорий С

Органы, непосредственно подчиненные и подотчетные Президенту Республики Казахстан, Центральные исполнительные органы, Национальный центр по правам человека, Ведомства центральных исполнительных органов, Загранучреждения Республики Казахстан

Категория С-1
Руководитель аппарата1
Руководитель Национального центра по правам человека
Председатель Комитета центрального исполнительного органа

Категория С-2
Директор департамента2
Заместитель председателя Комитета центрального исполнительного органа
Посол по особым поручениям МИД
Поверенный в делах
Заместитель постоянного представителя при международной организации
Генеральный консул
Советник — посланник загранучреждения

Категория С-3
Заместитель директора департамента
Глава представительства Национального Банка
Советник загранучреждения

Категория С-4
Начальник управления
Заведующий отделом Национального центра по правам человека
Помощник (по режиму), советник, пресс-секретарь первого руководителя
центрального органа
Первый секретарь загранучреждения
Консул — руководитель консульства

Категория С-5
Главный эксперт
Советник МИД
Первый секретарь МИД
Второй секретарь МИД и загранучреждения
Консул генерального консульства

Категория С-6
Эксперт
Третий секретарь МИД и загранучреждения
Вице-консул генерального консульства
Атташе МИД и загранучреждения
Референт МИД и загранучреждения

Межрегиональные и областные подразделения центральных государственных органов и их ведомств. Канцелярии областных и приравненных к ним судов

Категория С-О-1
Руководитель межрегионального, областного территориального департамента, инспекции
Директор филиала Национального Банка

Категория С-О-2
Заместитель руководителя межрегионального, областного территориального департамента, инспекции
Заведующий канцелярией областного и приравненного к нему суда
Заведующий секретариатом Дисциплинарного совета Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы
Заместитель директора филиала Национального Банка

Категория С-О-3
Начальник управления межрегионального, областного территориального департамента, инспекции 4
Руководитель структурного подразделения территориального органа Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы

Категория С-О-4
Начальник отдела межрегионального, областного территориального департамента, инспекции
Руководитель территориального отдела — старший судебный исполнитель
Консультант территориального органа Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы
Начальник отдела филиала Национального Банка

Категория С-О-5
Главный специалист
Старший судебный пристав канцелярии областного и приравненного к нему суда
Судебный исполнитель

Категория С-О-6
Ведущий специалист
Судебный пристав канцелярии областного и приравненного к нему суда

Районные подразделения центральных государственных органов и их ведомств. Канцелярии районных и приравненных к ним судов

Категория C-R-1
Руководитель районного территориального управления
Заведующий канцелярией районного и приравненного к нему суда

Категория C-R-2
Заместитель руководителя районного территориального управления

Категория C-R-3
Начальник отдела районного территориального управления

Категория C-R-4
Главный специалист
Старший судебный пристав канцелярии районного и приравненного к нему суда

Категория C-R-5
Ведущий специалист
Судебный пристав канцелярии районного и приравненного к нему суда

Группа категорий D

Аппараты акимов областей. Аппараты маслихатов областей

Категория D-1
Руководитель аппарата, за исключением аппарата акима области

Категория D-2
Заместитель руководителя аппарата

Категория D-3
Руководитель структурного подразделения
Помощник (по режиму), советник, главный инспектор акима области

Категория D-4
Главный специалист

Категория D-5
Ведущий специалист

Областные исполнительные органы, финансируемые из местного бюджета

Категория D-O-1
Начальник управления

Категория D-O-2
Заместитель начальника управления

Категория D-O-3
Начальник отдела

Категория D-O-4
Главный специалист

Категория D-O-5
Ведущий специалист

Категория D-O-6
Специалист

Группа категорий Е

Аппараты акимов районов. Аппараты маслихатов районов (К районам приравниваются также города областного значения и районы в городах)

Категория Е-1
Заместитель акима района

Категория Е-2
Руководитель аппарата

Категория Е-3
Руководитель структурного подразделения
Помощник, советник, главный инспектор акима района

Категория Е-4
Главный специалист

Категория Е-5
Ведущий специалист

Районные исполнительные органы, финансируемые из местного бюджета

Категория E-R-1
Начальник отдела

Категория E-R-2
Заместитель начальника отдела

Категория E-R-3
Заведующий сектором

Категория E-R-4
Главный специалист

Категория E-R-5
Ведущий специалист

Аппараты акимов городов районного значения, поселков, аулов (сел)

Категория E-G-1
Заместитель акима

Категория E-G-2
Руководитель структурного подразделения
Помощник, советник акима

Категория E-G-3
Главный специалист

Категория E-G-4
Ведущий специалист

Политические государственные служащие

Политический государственный служащий – государственный служащий, назначение (избрание), освобождение и деятельность которого носят политико-определяющий характер и который несет ответственность за реализацию политических целей и задач (подпункт 9) статьи 1 Закона «О государственной службе»). Реестр должностей политических государственных служащих утвержден Указом Президента Республики Казахстан от 29.12.1999 года №317 «Об утверждении реестра должностей политических государственных служащих и правил наложения дисциплинарных взысканий на политических государственных служащих» (с последующими изменениями и дополнениями).

К политическим государственным служащим отнесены:

  • Премьер-Министр Республики Казахстан, его первый заместитель и заместители
  • Государственный секретарь Республики Казахстан
  • Руководитель Администрации Президента Республики Казахстан
  • Первый заместитель и заместители Руководителя Администрации Президента Республики Казахстан
  • Руководитель Канцелярии Премьер-Министра Республики Казахстан, его первый заместитель и заместители
  • Министры Республики Казахстан, их первые заместители и заместители
  • Ответственные секретари министерств
  • Помощники Президента Республики Казахстан
  • Председатель и члены Конституционного Совета Республики Казахстан
  • Руководители государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики Казахстан, их первые заместители и заместители
  • Уполномоченный по правам человека
  • Председатель, заместитель Председателя, секретарь и члены Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан
  • Председатель и члены Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета
  • Руководители территориальных органов Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы — председатели дисциплинарных советов Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы в областях, городах Астане и Алматы
  • Акимы областей, столицы и города республиканского значения, их первые заместители и заместители
  • Руководители аппаратов акимов областей, столицы и города республиканского значения
    Чрезвычайные и Полномочные Послы Республики Казахстан
  • Помощник Президента — Секретарь Совета Безопасности Республики Казахстан, его заместители
    Председатель Высшего Судебного Совета
  • Советники Президента Республики Казахстан
  • Начальник Канцелярии Президента Республики Казахстан, его заместители
  • Заведующие отделами и руководители иных структурных подразделений Администрации Президента Республики Казахстан, их первые заместители и заместители
  • Заведующие Секретариатом, Аналитическим отделом, Ситуационным центром Совета Безопасности Республики Казахстан, их заместители
  • Специальные представители Президента Республики Казахстан
  • Директор Архива Президента Республики Казахстан, его заместители
  • Директор Музея Первого Президента Республики Казахстан, его заместители
  • Руководители аппаратов Сената и Мажилиса Парламента Республики Казахстан, руководитель Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Республики Казахстан (аппарата Верховного Суда Республики Казахстан), их заместители и руководители аппаратов Конституционного Совета, Управления делами Президента Республики Казахстан, Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета
    Государственные инспекторы структурного подразделения Администрации Президента Республики Казахстан
  • Руководители центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства Республики Казахстан, их первые заместители и заместители
  • Ответственные секретари агентств, не входящих в состав Правительства Республики Казахстан
  • Начальник Медицинского центра Управления делами Президента Республики Казахстан и его заместители
  • Акимы городов, районов, городов в районах и районов в городах, сел, сельских округов, поселков, аулов

Закон «О государственной службе Республики Казахстан»: обзор

Каждая страна стремится занять лидирующие позиции на мировой арене. В этом может помочь эффективная организация и работа специальных органов. Закон «О государственной службе Республики Казахстан» доступно поясняет общие положения работы чиновников. Давайте разберем основные моменты.

Читайте также  Региональная политика Российской Федерации: состояние, перспективы

Закон «О государственной службе Республики Казахстан»: общие положения

Хотите способствовать развитию государства? Возможно, вам следует поступить на государственную службу? Обязательно изучите основные положения закона, который приняли 23 ноября 2015 года. Пояснения помогут разобраться, как поступить на службу, в чем особенности этой работы. Подробнее узнаете об оплате труда и социальной защите чиновников РК.

Законопроект «О государственной службе РК» регламентирует положения для:

  • всех сотрудников госслужбы;
  • административных работников, назначенных местными органами;
  • работников правоохранительных органов;
  • лиц, отвечающих за работу госорганов;
  • сотрудников Национального Банка РК.

Казахстанским чиновникам могут разрешить иметь дополнительные источники доходов

Делами, происходящими на службе, заведуют местные органы управления, областные и региональные. Вот чем занимаются подобные структуры:

  • разрабатывают требования и предложения для улучшения закона в сфере госслужащих;
  • мониторят кадровый состав;
  • предоставляют Президенту реестр служащих;
  • вычисляют стаж работы, направляют работу государственных органов;
  • оценивают эффективность персонала;
  • принимают жалобы относительно работы служб;
  • следят за наличием технического обеспечения для эффективной работы структур.

Фото: Nur.kz: Original

Закон «О государственной службе РК»: поступление на работу

Чем отличается государственная служба от других видов деятельности? Попасть на нее можно только после избрания народом либо в результате назначения. Чтобы стать госслужащим, необходимо:

  • пройти конкурс;
  • при повторном поступлении пройти специальную проверку.

Какие нововведения появились в работе прокуроров после Послания Президента

Но есть лица, которые по решению комиссии могут стать государственными служащими без прохождения комиссии. К ним относятся:

  • действующие судьи, депутаты, политработники;
  • судьи и политработники, работавшие не менее 6 месяцев, сотрудники международных органов;
  • граждане с пятилетним стажем работы в международных структурах;
  • чиновники с двухлетним стажем работы на должности ответственного руководителя или заместителя в госструктурах;
  • лица из кадрового резерва молодежи.

Государственный служащий РК обязан соответствовать квалификационным требованиям и иметь соответствующее образование. Правительство ответственно относится к подбору персонала, который будет влиять на развитие страны. Поэтому не каждый желающий сможет поступить на службу. Вот перечень тех, кто не сможет стать госслужащим:

  • несовершеннолетние;
  • люди с ограниченными способностями;
  • имеющие судебный запрет;
  • отказавшиеся принять законные ограничения;
  • совершившие проступок, преступление, имеющий судимость;
  • уволенные из правоохранительных органов, воинской службы.

Можно ли госслужащим сдавать свое жилье в аренду в Казахстане

Служащие Фото:pixabay.com: UGC

Будущий государственный служащий и его супруга обязаны предоставить декларацию о доходах и имуществе. Кроме того, каждый, кто готов служить государству, должен помнить об ограничениях: нельзя использовать служебное положение в корыстных целях.

Тем, кто впервые или повторно поступает на работу в госорганы, необходимо пройти онлайн-тестирование на государственную службу РК и проверку органами безопасности. Некоторое время сотрудник находится на испытательном сроке, после чего принимает присягу.

Закон «О государственной службе Республики Казахстан»: прохождение службы

Наконец госслужба РК приняла нового кандидата, готового работать на благо государства. Как будут проходить будни сотрудника? Законом предусмотрена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными.

Для определения эффективности чиновника проводится оценка его деятельности. Дополнительно он обязан проходить обучение и повышение квалификации на семинарах.

Закон «О нотариате» РК: пояснения, обзор

Также закон о госслужбе включает поощрения для трудолюбивых сотрудников. Они бывают таких видов:

  • благодарности и грамоты;
  • денежные вознаграждения;
  • подарки;
  • присвоение почетного звания;
  • награды.

Во время стажировки за сотрудниками сохраняется должность и заработная плата. Государственная служба РК — занятие крайне серьезное. За невыполнение обязанностей чиновники могут быть наказаны в административном, уголовном и гражданско-правовом порядке.

  • замечания;
  • выговоры;
  • предупреждения;
  • увольнения.

Зарплата сотруднику госорганов начисляется в объеме, который зависит от возлагаемой на него ответственности и выполняемой работы. Оплата поступает из местного бюджета. Кроме того, закон «О государственной службе» предусматривает оплачиваемый отпуск в течение одного месяца в год. Все расходы на командировки возмещаются государством. На время командировок за сотрудником сохраняется место и зарплата.

«О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»: обзор закона

Сотрудники Фото:pixabay.com: UGC

Закон РК «О государственной службе»: прекращение деятельности

  • при потере гражданства РК;
  • ликвидации госоргана;
  • сокрытии доходов при подаче декларации;
  • совершение правонарушения или невыполнении обязанностей;
  • при отставке или смене места работы.
  • подача заявления об увольнении;
  • смена должности;
  • выход на пенсию или окончание трудового договора;
  • предоставление ложных сведений о доходах;
  • невыполнение обязанностей;
  • совершение преступлений;
  • дисциплинарный проступок;
  • непрохождение испытательного срока.

В сфере госслужбы развито международное сотрудничество. Благодаря ему чиновники проходят обучение в зарубежных странах либо служащие из других государств приезжают в Казахстан для получения опыта.

Закон «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» РК: обзор

Вот такие положения включает закон о госслужбе РК. Государственные органы постоянно нуждаются в развитии и совершенствовании. Это позволяет создавать мощную и сильную страну.

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Правовой статус государственных служащих в Республике Казахстан

Приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 28 августа 2020 года № 342. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 29 августа 2020 года № 21150.

В соответствии с подпунктом 41-4) статьи 16 Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемый Кодекс служебной этики гражданских служащих.

2. Департаменту труда и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) размещение настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан после его официального опубликования;

3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Департамент юридической службы Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого вице-министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан Сарбасова А.А.

4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр труда и социальной
защиты населения
Республики Казахстан
Б. Нурымбетов
Утвержден приказом
Министра труда и социальной
защиты населения
Республики Казахстан
от 28 августа 2020 года № 342

Кодекс служебной этики гражданских служащих

Глава 1. Общие положения

1. Настоящий Кодекс служебной этики гражданских служащих (далее – Кодекс) разработан в соответствии с подпунктом 41-4) статьи 16 Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года.

2. Кодекс представляет собой свод общих принципов и норм служебной этики, которыми руководствуются гражданские служащие Республики Казахстан.

3. Знание и соблюдение гражданскими служащими положений Кодекса является одним из критериев оценки качества их профессиональной деятельности и трудовой дисциплины.

4. Этические нормы и требования, содержащиеся в настоящем Кодексе обязательны для всех гражданских служащих, которые должны неуклонно соблюдаться ими.

5. Гражданский служащий в течение трех рабочих дней со дня поступления на гражданскую службу ознакамливается с текстом настоящего Кодекса в письменной форме.

6. Лист ознакомления хранится в личном деле гражданского служащего, которое ведется непосредственно кадровой службой организации.

Глава 2. Этические принципы деятельности гражданского служащего

7. Гражданскому служащему при выполнении своих должностных обязанностей необходимо соблюдать следующие принципы:

2) честность и объективность;

4) профессиональная компетентность;

5) безупречное поведение;

7) конфиденциальность информации.

Глава 3. Этические требования к гражданским служащим

8. При осуществлении своей деятельности гражданский служащий соблюдает требования Конституции Республики Казахстан от 30 августа 1995 года, Трудового Кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года, законов Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан, а также положения настоящего Кодекса.

9. Гражданскому служащему необходимо:

1) добросовестно выполнять свои служебные обязанности, неукоснительно соблюдать трудовую дисциплину, рационально и эффективно использовать рабочее время;

2) соответствовать высоким моральным и нравственным критериям, соблюдать установленные законами Республики Казахстан ограничения и запреты;

3) повышать свой профессиональный уровень и квалификацию для эффективного использования служебных обязанностей;

4) своими действиями и поведением не давать повода для критики со стороны общества, не допускать преследования за критику, использовать конструктивную критику для устранения недостатков и улучшения своей деятельности;

5) быть честным, справедливым, скромным, соблюдать общепринятые морально-этические нормы, проявлять вежливость и корректность в обращении с гражданами и коллегами;

6) обеспечивать законность при осуществлении служебных обязанностей;

7) обеспечивать прозрачность принятия решений, затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц;

8) обеспечивать сохранность государственной собственности, рационально, эффективно и только в служебных целях использовать вверенную собственность организации, включая автотранспортные средства;

9) соблюдать деловой этикет и правила официального поведения;

10) противостоять проявлениям коррупции;

11) пресекать либо принимать иные меры по недопущению нарушений норм служебной этики со стороны других гражданских служащих.

10. Гражданскому служащему необходимо не допускать:

1) конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб репутации или авторитету гражданского служащего и организации;

2) использования служебного положения для оказания влияния на деятельность государственных органов, местного исполнительного органа, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов личного характера;

Читайте также  Понятие государственной тайны. Допуск к государственной тайне

3) совершения проступков и правонарушений, за которые законом предусмотрена дисциплинарная, административная либо уголовная ответственность ;

4) использования служебного положения для решения вопросов личного характера, не допускать фактов принятия подарков и услуг от физических и юридических лиц в связи с выполнением служебных обязанностей;

5) использования служебной информации в корыстных и иных личных целях;

6) распространения сведений, не соответствующих действительности, не комментировать и обсуждать, в том числе профессиональные качества других гражданских служащих, не допускать выражения и высказывания, порочащие другого гражданского служащего, а также критические замечания в его адрес.

11. Гражданскому служащему во внеслужебное время необходимо:

1) придерживаться общепринятых морально-этических норм, не допускать случаев антиобщественного поведения;

2) проявлять скромность, не подчеркивать и не использовать свое должностное положение;

3) не допускать со своей стороны нарушения требований законодательства, сопряженных с посягательством на общественную нравственность, порядок и безопасность, и не вовлекать других граждан в совершение противоправных, антиобщественных действий.

12. Внешний вид гражданского служащего при исполнении им служебных обязанностей должен соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, аккуратность.

Глава 4. Этические конфликты и их разрешение

13. В случае возникновения конфликтной ситуации гражданскому служащему необходимо доложить и обсудить проблему конфликта с непосредственным руководителем для принятия соответствующих мер.

14. Нарушение служебной этики гражданскими служащими влечет дисциплинарную ответственность, установленную законодательством.

Соблюдение гражданскими служащими положений настоящего Кодекса учитывается при проведении аттестации, выдвижении на вышестоящие должности.

Принципы и правовой статус государственной службы в Республике Казахстан Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нагашбаева Б.К.

В данной статье рассматриваются принципы и правовой статус государственной службы в Республике Казахстан

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Нагашбаева Б.К.

Текст научной работы на тему «Принципы и правовой статус государственной службы в Республике Казахстан»

Трибуна молодого ученого

старший научный сотрудник отдела фундаментальных исследований, анализа и разработки НПА в области конституционного, административного права и государственного управления

Института законодательства РК

ПРИНЦИПЫ И ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Государственная служба — деятельность государственных служащих в государственных органах по исполнению должностных полномочий, направленная на реализацию задач и функций государственной власти [1].

Эти задачи и функции практически реализуются посредством конкретных действий личного состава, находящегося на службе у государства — государственных служащих.

Государство приобретает реальность и силу именно в этих кадрах в контингенте его служащих. Задачи и функции государства становятся, при их практической реализации, задачами и функциями набранных государством служащих. От государственных служащих зависит работа государства.

Государственная служба продолжает и завершает организацию механизма государства, делая ее готовой и пригодной к практической реализации задач и функций государства. В каждое звено государственного механизма служба вносит жизнь, комплекс мер, средств, форм и методов для реальной, практической деятельности. В становлении государственности любого вида госслужба выступает в качестве первейшего организационного средства выполнения государством своих целей.

Государственная служба в Республике Казахстан основывается на принципах, указанных в статье 3 Закона Республики Казахстан «О государственной службе» [2].

Принципы государственной службы — это основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности и определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций государственных органов, полномочий государственных служащих, действующих в системе государственной службы. Они обуславливают значимость, законность и социальную ценность отношений, возникающих в системе государственной службы. Как отмечает Старилов Ю.Н., «Отсутствие правовых принципов государственной

службы влечет за собой появление в ней элементов произвольности, бюрократизма, неорганизованности, беззакония, несправедливости и безнравственности» [3].

Являясь также субъективным понятием, они формулируются человеком (законодателем), исходя из конкретного правового опыта и правовой культуры в стране, базируются на основных положениях правовой системы с учетом достигнутого уровня развития отраслевого законодательства.

Принципы современной государственной службы закрепляются в различных законодательных и нормативных правовых актах: Конституции Республики Казахстан и других законах, указах Президента Республики Казахстан, постановлениях Правительства Республики Казахстан, конституциях, уставах и иных законодательных и нормативных актах субъектов Республики Казахстан. Они реализуются государственными служащими посредствам их практических действий. Принципы государственной службы, установленные в Законе Республики Казахстан «О государственной службе», являются моделью для всех других законодательных и иных нормативных правовых актов, которые также определяют систему принципов публичной службы.

Государственная служба была, есть и будет в обозримом будущем одним из главных институтов государства. Поэтому знания различных аспектов ее построения и функционирования, развития в нашей стране, особенностей государственной службы в различных странах — необходимы широкому кругу лиц, каким-либо образом соприкасающихся с данным институтом.

Государство, являясь особой организацией публичной политической власти высшего класса, имеет свои задачи и функции. Они практически реализуются посредством конкретных действий личного состава, находящегося на службе у государства — государственных служащих. Го-

152 7 № 4 (20) 2010 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан

сударство приобретает реальность и силу именно в этих кадрах в контингенте его служащих. Задачи и функции государства становятся, при их практической реализации, задачами и функциями набранных государством служащих.

Государственная служба представляет собой один из правовых институтов, нормы которого регулируют обе стороны государственной службы. Как правовой институт, государственная служба объединяет нормы различных отраслей права.

В настоящее время данная тема широко обсуждается в научных кругах. Это связанно с новыми подходами к пониманию государственной службы в современном казахстанском государстве, а также с реформами, проводящимися в данном направлении.

Необходимость создания государственной службы и ее правового регулирования обусловлена самим существованием государства с его задачами и функциями, а также потребностью в организации кадрового потенциала государственных органов. Именно служащие действуют как персонал в многочисленных структурах государственных органов, учреждений и организаций, внутри институтов управляющей и управляемой систем; именно их компетентность определяет реальное использование возможностей управления с целью установления требуемого правового порядка в государстве и обществе.

Алехин А.П. и Козлов Ю.М. сводят понимание государственной службы в широком смысле к выполнению служащими своих обязанностей (работы) в государственных организациях: в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях, иных организациях; государственная служба в узком смысле, по мнению этих авторов, состоит в выполнении служащими своих обязанностей только в государственных органах [4].

Лазарев Б.М. определяет государственную службу как «служение государству, т.е. выполнение по его поручению и за плату от него деятельности по реализации задач функций государства в государственных органах» [5].

В соответствии с действующим законодательством в практически функциональном смысле государственная служба представляет собой основанную на законе деятельность персонала государственных органов представительной исполнительной и судебной власти, состоящую в реализации государственной власти в различных сферах общественной жизни в целях выполнения задач и функций государства.

Государственные служащие обладают полным объемом конституционных прав личности и гражданина РК, а также несут обязанности перед обществом наравне со всеми правами и свободами, а также несут обязанности перед обществом наравне со всеми гражданами. Ограничения служащего в правах могут иметь место только законом о государственной службе, в связи с обеспечением надлежащего выполнения служащими своих служебных полномочий.

Государственный служащий имеет определенное правовое положение. Для него определены особые условия поступления на государственную службу, прохождения и прекращения службы. Государственный служащий реализует предоставленные ему полномочия и функции как внутри государственной администрации, так и по отношению к внешним субъектам права. Правовое положение служащего, находящегося на государственной службе, отличается от правового положения, например, военнослужащего характером служебных полномочий, содержанием прав и обязанностей, механизмом привлечения к правовой ответственности и зависит также от условий, в которых протекает государственная служба. Поэтому особенности правового положения государственных служащих могут определяться и объективно возникшей общественно-политической либо государственной ситуацией: например, введение режима чрезвычайного положения или военного положения; объявление мобилизации; другие установленные специальными законами административно-правовые режимы.

Современная государственная служба Республики Казахстан представляет собой правовую материю, которая находится в постоянном движении: она изменяется, дополняется, идет поиск новых инструментов в разрешении существующих проблем, разрабатываются новые нормативные акты, регламентирующие государственно-служебные отношения. И это свидетельствует о том, что в этой области в будущем должны произойти важнейшие изменения.

Современное развитие законодательства позволяет утверждать, что Казахстан находится на пути возрождения института профессионального чиновничества. Этот институт, основываясь на профессионализме, способностях, политическом нейтралитете служащих и качественном исполнении служебных обязанностей, во многих странах обеспечивает стабильное государственное управление и является важнейшим фактором сохранения и развития государственности.

Трибуна молодого ученого

1. Закон Республики Казахстан от 23 июля 1999 года «О государственной службе» //Правовая система «Закон» — по сост. на 18.10.2010 г.

2. Закон Республики Казахстан от 23 июля 1999 года «О государственной службе» //Правовая система «Закон» — по сост. на 18.10.2010 г.

3. Старилов Ю.Н. Государственная служба. — Воронеж, 2006. — С. 78.

4. Алехин А.П., Кармолицкий A.A., Козлов Ю.М. Административное право. — М., 2006. — С. 138.

Читайте также  Внутренняя политика и реформы Ивана Грозного

5. Лазарев Б.М. Государственная служба. — М., 2003. — С. 5-6.

Аталган мацалада К^азацстан Республикасындагы мемлекеттгк цызметтщ цщыцтыц дец-геш мен принциптер1 царастырылган.

В данной статье рассматриваются принципы и правовой статус государственной службы в Республике Казахстан

This article discusses the principles and the legal status of public service in the Republic of Kazakhstan.

Статус государственных служащих и их правовые гарантии

  • 14.11.2017
  • |
  • |
  • 3638
  • |

Дата письма 14.11.2017

Статус государственных служащих и их правовые гарантии

Статус государственного служащего включает общие права, свободы и обязанности государственного служащего как гражданина Республики Казахстан с ограничениями, установленными законами Республики Казахстан, связанными с пребыванием на государственной службе, а также права, обязанности и ответственность, обусловленные особенностями государственной службы.

Граждане Республики Казахстан приобретают статус государственного служащего с момента назначения или избрания на государственную должность и утрачивают с момента прекращения государственной службы в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан в сфере государственной службы.

Государственный служащий имеет право:

1) пользоваться правами и свободами, гарантируемыми гражданам Республики Казахстан Конституцией и законами Республики Казахстан;

2) на правовую и иную защиту в соответствии с законодательством Республики Казахстан в случае доведения им до сведения руководства государственного органа, в котором он работает, и (или) до правоохранительных органов о ставших ему известными достоверных случаях коррупционных правонарушений ;

3) на охрану труда, здоровья, безопасные и необходимые для эффективной работы условия труда;

4) на социальную и правовую защиту;

5) участвовать в пределах своих должностных полномочий в рассмотрении вопросов и принятии по ним решений, требовать их исполнения соответствующими органами и должностными лицами;

6) посещать в установленном порядке для исполнения должностных полномочий организации;

7) требовать от руководителя точного определения задач и объема должностных полномочий в соответствии с государственной должностью, занимаемой государственным служащим;

8) на уважение личного достоинства, справедливое и уважительное отношение к себе со стороны руководителей, иных должностных лиц и граждан;

9) на стимулирование и оплату труда в зависимости от государственной должности, которую он занимает, качества работы, опыта и иных оснований, установленных настоящим Законом;

10) на подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета и средств Национального Банка Республики Казахстан;

11) на сохранение места работы (государственной должности) в случаях направления его государственным органом на обучение в рамках государственного заказа по программам послевузовского образования в соответствии с законодательством Республики Казахстан или стажировку, а также в иных случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан;

12) беспрепятственно знакомиться с материалами, которые касаются прохождения им государственной службы, в необходимых случаях давать личные объяснения;

13) на продвижение по государственной службе с учетом квалификации, компетенций, способностей, заслуг и добросовестного исполнения своих должностных обязанностей;

14) требовать служебного расследования при наличии безосновательных, по мнению государственного служащего, обвинений;

15) на увольнение с государственной службы по собственному желанию, за исключением случаев рассмотрения его ответственности за коррупционное правонарушение либо за дисциплинарный проступок, дискредитирующий государственную службу;

16) на пенсионное и социальное обеспечение;

17) получать в установленном порядке информацию и материалы, необходимые для исполнения должностных полномочий;

18) на внесение вышестоящим государственным органам и должностным лицам предложений по совершенствованию государственной службы.

Иные права государственного служащего могут устанавливаться законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.

Автор: Руководитель отдела «ЦПО ЮЛ ИП и НР» Управление государственных доходов по Наурызбайскому району г.Алматы А.Бельгужанова

Курсовая работа: Правовой статус государственных служащих в Республике Казахстан

1. 2 . Принципы государственной службы:

Принципы государственной службы это основополагающие идеи, установления выражающие объективные закономерности и определяющие научно — обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций государственных органов, полномочий государственных служащих, действующих в системе государственной службы.

Принципы государственной службы обуславливают значимость, законность и социальную ценность отношений, возникающих в системе государственной службы. «Отсутствие правовых принципов государственной службы влечёт за собой появление в ней элементов произвольности, бюрократизма, неорганизованности, беззакония, несправедливости и безнравственности».[2]

Принципы государственной службы — это субъективное понятие. Они формулируются человеком (законодателем) исходи из конкретного правового опыта и правовой культуры в стране базируются на основных положениях правовой системы с учётом достигнутого уровня развития отраслевого законодательства.

Принципы современной государственной службы закрепляются в различных законодательных и других нормативных правовых актах: Конституции РК, и других законах, указах Президента РК, постановлениях Правительства РК, конституциях уставах и иных законодательных и нормативных актах субъектов РК. Они реализуются государственными служащими посредствам их практических действий. Принципы государственной службы, установление в Законе РК «О государственной службе», являются моделью для всех других законодательных и иных нормативных правовых актов, которые также определяют систему принципов публичной службы.

Принципы государственной службы можно подразделить на конституционные и организационные.

Конституционные принципы обусловлены положениями Конституции РК, которые конкретизируются в соответствующих законодательных актах.

2. ПОНЯТИЕ И ТИПЫ ДОЛЖНОСТЕЙ.

В научной литературе относительно понятия «должность» и его содержания споров не существует. Учёные-юристы понимают должность как простейший элемент государственной администрации, как первичную и основную клеточку её организационной структуры.

«Государственно-служебная должность — это часть организационной структуры государственного органа (организации), обособленная и закреплённая в официальных документах (штатах, схемах должностных окладов и др.), с соответствующей частью компетенции государственного органа (организации предоставляемой лицу — государственному служащему в целях её практического осуществления».[3]

Таким образом, должность характеризуется следующими признаками: 1) является частью организационной структуры государственного органа; 2) включает в себя часть компетенции государственного органа, установленной в правовых актах.

С организационной точки зрения должность представляет собой определённую структурную единицу, находящуюся в системе государственной службы. В этом смысле должность является независимой от самого государственного служащего, то есть от конкретного лица, её занимающего. Должность также определяет круг задач, которые передаются одному государственному служащему или группе служащих, занимающих однотипные должности в государственных органах. Государственный служащий не является «собственником» занимаемой им должности. При осуществлении должностных функций он должен исполнять содержащиеся в законодательных и иных нормативных актах служебные функции и задачи.

Внутренняя структура государственного органа представляет собой систему различных по своему характеру, значению и уровню должностей, включённых в утверждённый штат должностей. Государственные должности — это учреждённая в установленном порядке государственная организация (путём принятия коллегиального решения или единоличного распоряжения должностного лица) первичная структурная единица, которая отражает содержание и объём полномочий занимающего её лица и содержится за счёт финансовых средств государственного бюджета (сюда включается заработная плата служащего, занимающего данную должность её техническое обеспечение, установленные льготы и привилегии и пр.).

Государственный служащий не владеет занимаемой им должностью. Она принадлежит государственной администрации. Назначение государственным, органом (должностным лицом) служащего на должность, соответствующую его квалификационному разряду (рангу, классному чину, степени и т.д.), происходит в рамках установленных законом правил разделения квалификационных разрядов, классных чинов, рангов и степеней, с одной стороны, и должностей — с другой.

«государственная должность — структурная единица государственного органа, на которую возложен установленный нормативными правовыми актами круг должностных полномочий и должностных обязанностей»[4] .

Закон установил следующую классификацию государственных должностей.

В состав должностей государственных служащих входят политические и административные должности государственных служащих.

2. К политическим должностям относятся должности, занимаемые политическими государственными служащими:

1) назначаемыми Президентом Республики Казахстан, их заместители;

2) назначаемыми и избираемыми палатами Парламента Республики Казахстан и Председателями палат Парламента, их заместители;

3) являющимися представителями Президента и Правительства в соответствии с Конституцией;

4) возглавляющими (руководители) центральные исполнительные органы и ведомства, их заместители.

3. Для административных государственных служащих устанавливаются категории. Категории должностей и порядок отнесения административных должностей по категориям утверждается Президентом республики по представлению уполномоченного органа.

3. Для политических государственных служащих категории должностей не устанавливаются.[5]

3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО.

ПРАВА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО.

Государственный служащий обладает полным объёмом конституционных прав личности и гражданина РК. Общегражданские права и обязанности государственных служащих такие же, что и других граждан. Государственные служащие пользуются всеми правами и свободами, а также несут обязанности перед обществом на ровне со всеми правами и свободами, а также несут обязанности перед обществом наравне со всеми гражданами. Ограничения служащего в правах могут иметь место только законом о государственной службе, в связи с обеспечением надлежащего выполнения служащими своих служебных полномочий (например, в сфере предпринимательской деятельности).

Государственный служащий имеет определённое правовое положение. Для него определены особые условия поступления на государственную службу прохождение и прекращение службы. Государственный служащий реализует предоставленные ему полномочия и функции как внутри государственной администрации, так и по отношению к внешним субъектам права (гражданам и другим организациям и т.д.).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: