Принципы государственной службы 3 - ABCD42.RU

Принципы государственной службы 3

Принципы государственной службы

Вы будете перенаправлены на Автор24

Принципиальные основы осуществления государственной службы

Принципы государственной службы – это совокупность основополагающих начал, в соответствии с которыми осуществляется несение государственной службы лицами, занятыми на ней.

Под государственной службой в России понимают профессиональную служебную деятельность российских граждан, направленную на обеспечение исполнения полномочий:

  • во-первых, собственно России;
  • во-вторых, органов государственного управления федерального уровня;
  • в-третьих, органов государственного управления регионального уровня;
  • в-четвертых, лиц, которые замещают должности, предусмотренные на уровне Конституции России, федеральных законов с целью непосредственного исполнения полномочий органов государственного управления федерального уровня;
  • в-пятых, лиц, которые замещают должности, установленные такими нормативными актами как конституции, уставы и законы регионального уровня с целью осуществления исполнения полномочий органов государственного управления регионального уровня в непосредственной форме.

Осуществление и организация государственной службы регламентируется определенными принципами этой службы, действие которых не распространяется на деятельность тех лиц, которые замещают государственные должности федерального и регионального уровня.

В современной России в соответствии с законодательством система государственной службы включает в себя следующие составляющие:

  • во-первых, государственная гражданская служба, которая включает в себя государственную службу федерального и регионального уровня;
  • во-вторых, военная служба;
  • в-третьих, государственная служба других видов.

Формирование правовой базы организации несения государственной службы федерального уровня выступает в качестве предмета ведения Российской Федерации. Государственная гражданская служба регионального уровня выступает в качестве совместного предмета ведения России и ее субъектов, при этом организационные вопросы является предметом ведения регионов.

Характеристика содержания принципов государственной службы

Перечень принципов государственной службы устанавливается статьей 3 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации».

Готовые работы на аналогичную тему

К числу принципов государственной службы относятся следующие.

Принцип федерализма, который призван обеспечивать единство государственной службы в системном смысле и соблюдение закрепленного в Конституции разграничения полномочий и предметов ведения между органами государственного управления федерального и регионального уровня. Сущность данного принципа состоит в том, что государственная служба выступает в качестве системы должностей, которые учреждаются единой системой органов государственной власти. По отношению к государственной службе федерализм рассматривается в нормативном, организационном, финансовом и функциональном аспекте. Сущность нормативного аспекта федерализма государственной службы состоит в конституционных и законодательных разграничениях компетенций государственной службы федерального и регионального уровня. Сущность организационного аспекта государственной службы состоит в соблюдении принципа федерализма при организации государственной службы, ее делении на федеральную и региональную. Сущность финансового аспекта государственной службы состоит в соблюдении принципа федерализма в отношении ресурсного обеспечения государственной службы за счет бюджетов соответствующего уровня. Сущность функционального аспекта государственной службы состоит в самостоятельности ее действий при решении вопросов кадрового обеспечения и иных вопросов функциональной значимости.

Принцип законности, подразумевающий полное регулирование порядка несения государственной службы федеральным законодательством, а также региональными нормативными актами. Кроме того, данный принцип подразумевает соответствие всех нормативных актов Конституции России и федеральным законам, регулирующим государственную службу.

Принцип приоритетности свобод и прав гражданина и человека, выражающийся в непосредственном действии этих свобод и прав, обязательности их соблюдения, признания и защиты. В контексте государственной службы свободы и права гражданина и человека выступают в качестве определяющего смысла, содержания и области применения законодательства. Установлен запрет на дискриминацию граждан со стороны лиц, несущих государственную службу, по любым признакам. И тот же запрет действует в отношении дискриминации государственных служащих.

Принцип равенства доступности государственной службы для всех граждан России, подразумевающий возможность поступления на государственную службу любого дееспособного человека, обладающего соответствующими знаниями и опытом работы.

Принцип единства основ государственной службы правового и организационного характера, выражающийся в законодательном закреплении единообразного подхода к процессу организации и несения государственной службы.

Принцип взаимосвязи муниципальной и государственной службы, выражающийся в установлении соответствия между видами и категориями государственных и муниципальных служащих.

Принцип открытости несения государственной службы и ее подведомственности контролю со стороны общества, обеспечения объективного информирования общественности о действиях государственных служащих.

Принцип компетентности и профессионализма лиц, занятых на государственной службе, подразумевающий наличие у государственных служащих специальных знаний, навыков и умений, позволяющих им эффективно осуществлять свои должностные обязанности.

Принцип защиты государственных служащих от вмешательства неправомерного характера в осуществление ими профессиональной служебной деятельности со стороны физических, юридических лиц, должностных лиц и государственных органов.

§ 3. Принципы государственной службы

Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы закреплены в ст. 3 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации».

К конституционным принципам государственной службы относятся принципы федерализма, законности, приоритета прав и свобод человека и гражданина, равного доступа к государственной службе.

Принцип федерализма обеспечивает единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Принцип федерализма означает, что государственная служба представляет собой систему должностей, учреждаемых в единой системе государственных органов.

Федерализм применительно к государственной службе имеет несколько аспектов:

нормативный аспект — конституционное и законодательное разграничение компетенции в области государственной службы между Российской Федерацией и субъектами РФ;

организационный аспект — соблюдение принципа федерализма при построении государственной службы, разделение государственной службы на федеральную государственную службу и государственную службу субъектов РФ;

функциональный аспект — самостоятельность каждого уровня федеративной системы при решении кадровых вопросов и других вопросов функционирования государственной службы;

финансовый аспект — соблюдение принципа федерализма при ресурсном обеспечении государственной службы за счет бюджета соответствующего уровня (федерального или регионального).

Принцип законности означает необходимость соответствия Конституции РФ и федеральному закону подзаконных нормативных актов и индивидуальных правовых актов в сфере государственной службы.

Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина означает их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты. При функционировании института государственной службы права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов. Недопустима дискриминации граждан со стороны государственных служащих и самих государственных служащих по признакам пола, социальной, расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности.

Принцип равного доступа граждан к государственной службе означает, что каждый гражданин РФ должен без какой бы то ни было дискриминации и без неоправданных ограничений допускаться на общих условиях равенства к государственной службе. Равный доступ граждан к государственной службе осуществляется в соответствии с установленными применительно к должностям государственной службы квалификационными требованиями.

Организационно-функциональные принципы государственной службы включают принципы единства правовых и организационных основ государственной службы, взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы, открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю, профессионализма и компетентности государственных служащих, защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Принцип единства правовых и организационных основ государственной службы предполагает законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы.

Принцип взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы. Взаимосвязь этих двух видов публичной службы обеспечивается посредством единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы, единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы, единства требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации гражданских служащих и муниципальных служащих, учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы, соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих, соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца.

Принцип открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю означает объективное информирование общества о деятельности государственных служащих.

Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих предполагает:

профессионализм государственных служащих, то есть исполнение ими своей должности в качестве основного занятия;

компетентность, то есть знание порученной службы, опыт работы;

квалифицированность, то есть соответствие государственного служащего замещаемой им должности по уровню образования, стажу, знаниям и навыкам работы;

эффективное и добросовестное исполнение должности;

ответственность за подготавливаемые и принимаемые решения и надлежащее исполнение служебных обязанностей.

Принцип защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность. Защита государственных служащих гарантируется от неправомерного вмешательства как со стороны государственных органов и должностных лиц, так и со стороны физических и юридических лиц. В развитие этого принципа законодательство предусматривает право обжалования неправомерных действий, механизм разрешения индивидуальных служебных споров, право государственных служащих на создание профсоюзов, а также внепартийность государственной службы и отделение религиозных объединений от государства.

ВОПРОС 32. Государственная служба: понятие и принципы

2. Структура государственной службы.

3. Принципы государственной службы.

1. Под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Государственная должность — должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за ис полнение этих обязанностей.

В соответствии с Законом РФ «Об основах государственной службы Рос сийской Федерации» государственные должности подразделяются:

на государственные должности категории «А» (политико-судебные должности) — должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами (государственные должности Российской Федерации), конституциями, уставами субъектов Российской Федерации (государственные должности субъектов Российской Федерации) для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, депутаты, министры, судьи и др.);

Читайте также  Налоговая политика РФ на современном этапе

государственные должности категории «Б» (патронатные) — должности, учреждаемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории «А» (рабочий аппарат Президента РФ, Правительства РФ, министерств, ведомств и других государственных органов);

государственные должности категории «В» (административные) — должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий (секретари, курьеры и др.).

К государственной службе относится исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности категорий «Б» и «В». Лица категории «А», как принято считать, — первые лица в государственном аппарате — не несут государственную службу, государственными служащими не являются, хотя все они занимают государ-

ственные должности и выполняют в силу этого государственные полномочия руководящего и направляющего воздействия.

I Федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации;

• государственную службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в их ведении.

• верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;

• приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия (обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина);

• единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между РФ и субъектами Российской Федерации;

• разделения законодательной, исполнительной и судебной власти;

• равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;

обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации;

• единства основных требований, предъявляемых к государственной службе;

• профессионализма и компетентности государственных служащих;

• гласности в осуществлении государственной службы;

• ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

• внепартийности государственной службы; отделения религиозных объединений от государства;

• стабильности кадров государственных служащих в государственных органах.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Как государственно-правовой институт, состоящий из множества элементов, государственная служба создается и может успешно функционировать лишь при соблюдении определенных принципиальных оснований:

1) системности, требующей интегрированности, упорядоченности, согласованности и последовательности действий всей совокупности элементов государственной службы, построения системы государственной службы, включающей как отдельного человека, ее исполняющего, так и все государственные органы;

2) комплексности, охватывающей все многообразие факторов (структурных, правовых, нравственных и половозрастных), реально влияющих на организм государственной службы при обеспечении выполнения функций федерального государства и создании возможностей для формирования соответствующего кадрового потенциала;

3) функциональности, обеспечивающей такую организацию государственного аппарата, которая, с одной стороны, на должном уровне выполняла бы задачи, объективно стоящие перед государством, а с другой ‒ активно способствовала интеллектуальному и нравственному развитию его служащих, побуждала бы желание учиться, накапливать и передавать опыт высококачественной культуры государственной деятельности;

4) правовой типичности ‒ нормативно-правового описания должностей, определения функций и правомочий в сочетании с предоставлением свободы при их практическом исполнении.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что изучение законодательства о государственной службе Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что в нем детализируются три основных принципа государственной службы: законность, демократизм, профессионализм.

Анализ всего массива правовых актов, образующих институт государственной службы, дает основания утверждать, что четвертым основным принципом государственной службы является принцип социально-правовой защищенности[21].

Принцип законности означает признание:

■ верховенства Конституции РФ, федеральных законов над иными правовыми актами;

■ обязательности законных решений вышестоящих органов и должностных лиц;

■ приоритета прав и свобод человека и гражданина; государственный служащий обязан строго соблюдать нормативные акты, права граждан, делать все необходимое для их реализации и защиты.

Среди важнейших проявлений принципа демократизма:

■ полное и постоянное соответствие деятельности служащих интересам граждан, общества, государства. При возникновении конфликта личных и публичных интересов служащий обязан руководствоваться публичными интересами;

■ общедоступность государственной службы (ст. 32 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе»).

Из этого правила есть ряд исключений, которые не искажают, а, наоборот, подтверждают его ценность. Общие ограничения связаны с возрастом поступления на службу, совместной службой родственников, совместительством, применением такого уголовного наказания, как лишение права занимать должности. Специальные ограничения обусловлены характером отдельных должностей. Сюда можно отнести установление более высокого возраста для занятия должности, предельного срока пребывания на ней, требование определенного стажа, образования, здоровья;)

■ гласность в осуществлении государственной службы.

Она связана с реализацией ст. 29 Конституции РФ, гарантирующей свободу массовой информации, закрепляющей право каждого свободно искать, получать информацию любым законным способом; ст. 42, провозглашающей право гражданина на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, с предусмотренными конституционными запретами вводить цензуру, скрывать факты и обстоятельства, создающие угрозу для жизни и здоровья людей. Гласность должна быть и в отношениях с различными организациями, и в рамках самого государственного аппарата. В законодательстве закреплено право служащих получать информацию, необходимую для работы, знакомиться с личными делами и т.д.;

■ разделение государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную ‒ важнейшее проявление демократизма всей государственной деятельности, всего государственного механизма.

Разделение властей создает условия для повышения эффективности работы государственных служащих и усиления защиты их прав.

Уже было сказано, что управленческая деятельность требует профессионализма. Во-первых, это компетентность, которая тем выше, чем больше знания и опыт работника. Профессионализм стимулирует приобретение знаний, их углубление, накапливание опыта работы. Во-вторых, осуществление исполнительной власти требует организаторских способностей. Обществу выгодно, чтобы лица, обладающие такими качествами, использовали их для решения общих дел, развивали их. В-третьих, оперативный, повседневный, созидательный характер управленческой деятельности предполагает, что ею должны заниматься непрерывно, уделяя ей значительное время, а значит, за плату, профессионально. В-четвертых, функционирование исполнительной власти требует четкости, дисциплинированности, своевременного выполнения приказов вышестоящих органов.

Применение указанных принципов дает возможность формировать качественный организационно-управленческий механизм государственной службы, создать комплексную, многовариантную организационную систему осуществления функций управления обществом в интересах населения страны.

Принципами государственной гражданской службы, согласно действующему законодательству, являются:

■ приоритет прав и свобод человека и гражданина;

■ единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ;

■ равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;

■ профессионализм и компетентность гражданских служащих;

■ стабильность гражданской службы;

■ доступность информации о гражданской службе;

■ взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

■ защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Органы государственного управления выполняют важнейшие функции, необходимые для обеспечения существования государства, как в настоящем, так и в обозримом будущем. Поэтому государственные служащие в аппаратах органов представительной и исполнительной власти выполняют одну из главных функций в обществе: именно они обеспечивают эффективность функционирования государственного аппарата и конституционные гарантии гражданам своей страны, ежедневно участвуя в процессе принятия управленческих решений.

Опыт зарубежных стран показывает, что в любом демократическом обществе происходят столкновения интересов различных социальных групп, партий, движений и других общественных образований. Следовательно, необходима независимая государственная служба, которая отражала бы интересы общества, государства и в то же время стремилась бы к справедливому и взвешенному учету интересов различных социальных групп и партий.

Выполнение такой задачи под силу только высокопрофессиональному государственному аппарату. Каждый гражданин должен иметь уверенность в том, что государственная служба никогда не поставит групповые или чьи-то собственные интересы выше общественных.

От государственного служащего требуется неукоснительное выполнение долга службы и верность Отечеству. Государство должно, с одной стороны, в полной мере гарантировать успешное функционирование государственной службы, а с другой ‒ доверять осуществление государственного управления профессиональным государственным служащим.

Государственная служба призвана выполнять специфические функции, характерные для конкретных ее видов и направлений. К этим направлениям относятся:

■ рациональная организация и развитие структуры государственного аппарата, проектирование распределения деятельности по компетенции между должностями;

■ управление персоналом государственных органов, обеспечение его профессиональной оценки, развития, должностного продвижения и социальной защиты;

■ статистический учет персонала государственного аппарата по категориям и уровням должностей, количественный и качественный анализ персонала государственного аппарата;

■ разработка квалификационных требований к должностям, порядка их замещения и исполнения, форм и механизмов контроля; практический контроль за выполнением данных положений;

■ проведение конкурсного отбора и аттестации работников государственного аппарата, планирование карьеры и профессионального развития служащих;

■ обоснование финансовых и иных материальных затрат на содержание государственного аппарата и их эффективности: разработка и введение нормативов численности, определение материальных и трудовых затрат для органов и учреждений государственной службы;

■ обоснование стимулов и форм ответственности за выполнение должностных функций, а также демократических процедур их применения; формирование критериев рациональности и социальной эффективности работы в государственном аппарате;

Читайте также  Региональная политика Бразилии

■ организация и координация научных исследований в области государственного управления и государственной службы: формирование современной информационно-аналитической сети, привлечение для работ по рационализации системы государственной службы экспертно-консультационных групп и фирм;

■ организация системы подготовки и повышения квалификации кадров государственного аппарата, анализ программ обучения и оценка качества выпускников учебных центров; контроль за их использованием, обеспечение взаимосвязей между учебными заведениями и государственными органами;

■ подготовка законопроектов и программ реформ в области государственной службы и государственного управления.

Государственная служба призвана обеспечить решение основных задач государства, каковыми являются:

■ внешняя и внутренняя безопасность государства, решение вопросов коммуникаций (связи, транспорта), развития науки, образования, здравоохранения;

■ в социальной сфере ‒ проблемы занятости, стабилизация экономики, финансов, бюджета и жизненного уровня населения в условиях перехода к рыночным отношениям;

■ защита информации, природы и окружающей среды, безопасность ядерных реакторов, крупных военно-химических производств и т.д.

Итак, государственная служба в ее новом виде должна стать социально-экономическим и государственно-правовым институтом и одновременно инструментом в руках Президента, Федерального Собрания, Правительства и судебных структур Российской Федерации. Посредством именно этого инструмента надежно воспроизводилась бы демократическая сущность государства, обеспечивались права граждан, поддерживалась свободная жизнедеятельность общества, притом аппарат государственной власти был бы интеллектуальным, организующим и нравственным лидером осуществления перемен в развитии общества на пути к прогрессу.

В современном обществе развиваются одновременно две тенденции: экономика стремится к свободному, регулируемому только рыночными механизмами развитию, однако растут и ожидания по отношению к государству и его аппарату, который призван, используя определенные регулирующие механизмы, поддерживать состояние равновесия в сложнейшем общественном организме, заботиться о стабильности системы денежного обращения, обеспечивать условия для роста экономики, а также участвовать в перспективном развитии, направленном в будущее.

Более того, потребность в защите и обеспечении безопасности в современном обществе даже возросла и приобрела при этом подчас совершенно новые измерения: защита от терроризма, защита данных и информации, авторских прав, окружающей среды, обеспечение экологической безопасности и т.п. Все эти функции выполняются именно государственными служащими. Они же предоставляют необходимую управленческую инфраструктуру для экономического развития, а также обеспечивают удовлетворение многих потребностей граждан.

Государственная служба обязана проводить в жизнь принятые демократическим путем политические решения. Именно через государственную службу осуществляется для граждан деятельность государства. Специфический статус профессионального чиновника призван обеспечивать постоянную готовность и дееспособность системы государственного управления по отношению к гражданам. В профессиональном чиновничестве граждане видят институт, основанный на знаниях, эффективной деятельности, лояльном исполнении служебного долга, что должно обеспечивать стабильность системы государственного управления. При этом оно должно играть роль стабилизирующего фактора, сохраняющего баланс в жизни государства, в ходе борьбы различных политических сил и групп интересов.

1.3 Принципы государственной службы:

Принципы государственной службы это основополагающие идеи, установления

выражающие объективные закономерности и определяющие научно —

обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций

государственных органов, полномочий государственных служащих,

действующих в системе государственной службы.

Принципы государственной службы обуславливают значимость, законность и

социальную ценность отношений, возникающих в системе государственной

службы. «Отсутствие правовых принципов государственной службы влечёт за

собой появление в ней элементов произвольности, бюрократизма,

неорганизованности, беззакония, несправедливости и безнравственности».

Принципы государственной службы — это субъективное понятие. Они

формулируются человеком (законодателем) исходи из конкретного правового

опыта и правовой культуры в стране базируются на основных положениях

правовой системы с учётом достигнутого уровня развития отраслевого

Принципы современной государственной службы закрепляются в различных

законодательных и других нормативных правовых актах: Конституции РФ,

федеральных и других законах, указах Президента РФ, постановлениях

Правительства РФ, конституциях уставах и иных законодательных и

нормативных актах субъектов РФ. Они реализуются государственными

служащими посредствам их практических действий. Принципы

государственной службы, установление в ФЗ «О основах государственной

службы РФ», являются моделью для всех других законодательных и иных

нормативных правовых актов, которые также определяют систему принципов

Принципы государственной службы можно подразделить на конституционные

Конституционные принципы обусловлены положениями Конституции РФ,

которые конкретизируются в соответствующих законодательных актах.

Организационные принципы отражают механизм построения и

функционирования государственной службы, государственного аппарата и

его звеньев, разделения управленческого труда, обеспечения эффективной

деятельности в государственных органах.

К конституционным принципам государственной службы относятся: 1)

принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов над

нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении

государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их

прав; 2) принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их

непосредственного действия; 3) принцип единства системы государственной

власти, разграничения предметов ведения между РФ и субъектами РФ; 4)

принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей;

5) принцип равного доступа граждан к государственной службе в

соответствии со способностями и профессиональной подготовкой; 6)

принцип внепартийности государственной службы, отделения религиозных

объединений от государства.

Прочие принципы государственной службы, содержаться в ст. 5 ФЗ «Об

основах государственной службы РФ» можно отнести к организационным

принципам государственной службы. Это: 1) принцип обязательности для

государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными

органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с

законодательством РФ; 2) принцип единства основных требований,

предъявляемых к государственной службе; 3) принцип профессионализма и

компетентности государственных служащих; 4) принцип гласности в

осуществлении государственной службы; 5) принцип стабильности кадров

государственных служащих в государственных органах.

2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДОЛЖНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ.

В научной литературе относительно понятия «должность» и его

содержания споров не существует. Учёные-юристы понимают должность как

простейший элемент государственной администрации, как первичную и

основную клеточку её организационной структуры.

«Государственно-служебная должность — это часть организационной структуры

государственного органа (организации), обособленная и закреплённая в

официальных документах (штатах, схемах должностных окладов и др.), с

соответствующей частью компетенции государственного органа (организации

предоставляемой лицу — государственному служащему в целях её

Таким образом, должность характеризуется следующими признаками: 1)

является частью организационной структуры государственного органа; 2)

включает в себя часть компетенции государственного органа,

установленной в правовых актах.

С организационной точки зрения должность представляет собой

определённую структурную единицу, находящуюся в системе государственной

службы. В этом смысле должность является независимой от самого

государственного служащего, то есть от конкретного лица, её

занимающего. Должность также определяет круг задач, которые передаются

одному государственному служащему или группе служащих, занимающих

однотипные должности в государственных органах. Государственный

служащий не является «собственником» занимаемой им должности. При

осуществлении должностных функций он должен исполнять содержащиеся в

законодательных и иных нормативных актах служебные функции и задачи.

Внутренняя структура государственного органа представляет собой систему

различных по своему характеру, значению и уровню должностей,

включённых в утверждённый штат должностей. Государственные должности —

это учреждённая в установленном порядке государственная организация

(путём принятия коллегиального решения или единоличного распоряжения

должностного лица) первичная структурная единица, которая отражает

содержание и объём полномочий занимающего её лица и содержится за

счёт финансовых средств государственного бюджета (сюда включается

заработная плата служащего, занимающего данную должность её

техническое обеспечение, установленные льготы и привилегии и пр.).

Государственный служащий не владеет занимаемой им должностью. Она

принадлежит государственной администрации. Назначение государственным,

органом (должностным лицом) служащего на должность, соответствующую

его квалификационному разряду (рангу, классному чину, степени и

т.д.), происходит в рамках установленных законом правил разделения

квалификационных разрядов, классных чинов, рангов и степеней, с одной

стороны, и должностей — с другой.

«Государственной является должность в федеральных органах государственной

власти, органов государственной власти субъектов РФ, а также в иных

государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с

установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению

полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и

ответственность за исполнение этих обязанностей»

Законодательное определение государственной должности государственной

службы содержится в п. 2 ст. 1 ФЗ «Об основах государственной службы

РФ»: «Государственная должность государственной службы —

государственная должность категории «Б» или «В», включённая в Реестр

государственных должностей государственной службы РФ».

Государственными должностями государственной службы являются только

государственные должности категорий «Б» и «В», включённые в Реестр

государственных должностей государственной службы в РФ. Таким образом,

среди государственных должностей ФЗ «Об основах государственной службы

РФ» выделяет и государственные должности государственной службы, и

государственные должности РФ.

Государственные должности категории «Б» учреждаются в установленном

законодательством РФ порядке для непосредственного обеспечения

исполнения полномочий лиц, занимающих должности категории «А».

Государственная служба на государственных должностях категории «Б»

ограниченна сроком, на котором назначаются или избираются

соответствующие лица, замещающие государственные должности категории

Государственные должности категории «В» учреждаются государственными

органами для исполнения и обеспечения их полномочий.

В реестре государственных должностей федеральных государственных

служащих утверждённом Указом Президента от 11 января 1995г. №33

установлен перечень наименований государственных должностей. Часть 1

Реестра включает наименования государственных должностей федеральных

государственных служащих, замещаемых в порядке назначения для

обеспечения деятельности лиц, избранных для назначения на должности,

предусмотренные Конституцией РФ и федеральными законами: Президента РФ

и Совета Безопасности РФ, Председателя Совета Федерации или

Федерального Собрания и его заместителей, Председателя Совета

Федерации Федерального Собрания и его заместителей, Председателя

Читайте также  Государственный герб Российской Федерации

Государственной Думы Федерального Собрания, его заместителей и органов

Государственной Думы Федерального Собрания и т.д.

Гос.служба, понятие, принципы, значение

Государственная служба Российской Федерации — это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, субъектов РФ, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ, а также лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

В современном Российском государстве система государственной службы включает в себя следующие виды:

— государственная гражданская служба;

Кроме того, исследуя понятие «государственная служба», следует сделать вывод о том, что государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ, а военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Федеральным законом «Об основах государственной службы Рос­сийской Федерации» установлены следующие принципы государствен­ной службы.

1. Принцип верховенства Конституции России и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными ин­струкциями при исполнении государственными служащими долж­ностных обязанностей и обеспечении их прав. Он отражает требование ч. 2 ст. 4 Конституции о том, что Конституция страны и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федера­ции. Конституция предполагает формирование такой системы, в кото­рой высшей юридической силой обладает главный закон государст­ва — его Конституция, а все остальные нормативные правовые акты должны ей соответствовать.

2. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, непо­средственность их действия. Это новое положение в российском зако­нодательстве обязывает государственных служащих признавать, со­блюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Для пра­вового государства, которое предполагается создать в России, должно быть обязательным признание прав личности высшей ценностью и неотвратимость предусмотренной Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» ответственности всех государственных служащих за деяния, ведущие к нарушению прав, свобод и законных интересов граждан.

3. Принцип единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между РФ и ее субъектами. Статьей 5 Конституции закреплено федеративное устройство государства. Это предполагает, с одной стороны, последовательное раскрытие в текущем федеральном законодательстве единства основ организации государственной служ­бы, а с другой — разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами в целях обеспечения эффективности государственной службы. Исходя из Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», субъекты Федерации вправе издавать свои акты по вопросам государственной службы, учитывающие мест­ные условия, включая национальные особенности. Такими актами ус­танавливаются, например, порядок подбора лиц для замещения госу­дарственных должностей категории «Б», порядок и условия проведения аттестации, конкурса, порядок ведения личных дел.

4. Принцип разделения властей — законодательной, исполнительной и судебной, закрепленный в ст. 10 Конституции, выражает прежде всего самостоятельность каждой из этих ветвей власти, их независимость в установленных пределах при осуществлении своих функций. В то же время из сущности этого принципа вытекает то, что государственный служащий не вправе быть депутатом законодательного (представитель­ного) органа. И наоборот: депутаты не могут находиться на государст­венной службе.

5. Принцип равного доступа граждан к государственной службе за­креплен в ч. 4 ст. 32 Конституции. Его сущность заключается в том, что при приеме на государственную службу не допускаются какие бы то ни было прямые или косвенные ограничения в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должност­ного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Возможность досту­па к государственной службе обусловлена лишь российским граждан­ством, возрастом и другими требованиями, установленными для госу­дарственных служащих.

6. Принцип обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством, явля­ется одним из краеугольных устоев российской государственности. Он вытекает из единства системы государственной власти и верховенства закона, из подчиненности нижестоящих органов вышестоящим. Бла­годаря этому создаются реальные условия для исполнительской дис­циплины во всех звеньях государственного механизма.

7. Принцип единства основных требований, предъявляемых к госу­дарственной службе, означает, что в отношении всех государственных служащих федеральной государственной службы и государственной службы субъектов Федерации должны использоваться общероссийская система государственных должностей и квалификационных разрядов (званий, рангов), единый порядок прохождения государственной службы, общие перечни прав и обязанностей, ограничений и гарантий, общие (с точки зрения организации и методики) системы подготовки кадров и контроля их компетентности.

8. Принцип профессионализма и компетентности — основной крите­рий, который используется при отборе кандидатов на вакантную госу­дарственную должность государственной службы. Предпочтение отда­ется наиболее достойному, имеющему лучшую подготовку, больший стаж работы по специальности, показавшему на деле свои организатор­ские способности.

9. Принцип гласности предполагает открытость законодательства о государственной службе, доступность государственных органов и ре­шение ими вопросов о судьбе, правовом положении государственного служащего с его ведома и согласия. Подлинной подконтрольности го­сударственных служащих не может быть без расширения гласности, учета общественного мнения, открытости и доступности для контроля. Ни один работник государственных органов не может оставаться вне контроля, вне критики.

10. Принцип ответственности государственных служащих за подго­тавливаемые и принимаемые решения, за исполнение своих должност­ных обязанностей закреплен в законодательстве, что позволяет крепить государственную дисциплину, формировать чувство личной ответст­венности государственных служащих за порученное дело.

11. Принцип внепартийности и внеконфессиональности государствен­ной службы означает, что в государственных органах не образуются структуры политических партий и движений, государственные служа­щие не могут при исполнении должностных полномочий руководство­ваться решениями политических партий и движений, иных обществен­ных, а также религиозных объединений. Задачи и функции, выполняе­мые государственными служащими, требуют от них политической и религиозной беспристрастности.

12. Принцип стабильности кадров в государственных органах означа­ет относительное постоянство кадров, минимизацию их текучести при стабильном штатном составе. Это одно из важных условий качествен­ного функционирования государственных органов.

Государственная гражданская служба. Это вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусматривает следующую классификацию должностей государственной гражданской службы:

1) руководители — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий;

— высшие должности гражданской службы;

— главные должности гражданской службы;

— ведущие должности гражданской службы;

— старшие должности гражданской службы;

— младшие должности гражданской службы.

Административная компетенция должностных лиц в сфере военной обязанности заключается в основном во взаимодействии органов исполнительной власти и граждан РФ, при которой военизированные органы обладают распорядительными полномочиями. Например, согласно ст. 4 названного Закона, руководители и другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица организаций обязаны:

1) оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов соответствующих территорий;

2) обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) военных комиссариатов;

3) направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, поступающих на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.

Значение государственной службы определяется тем, что среди всех вопросов, решаемых государством, стержневым является вопрос о кад­рах, в первую очередь руководителей. Именно государственный аппа­рат призван претворять в жизнь реформы, новые идеи и законополо­жения, а ведь очевидно, что основная масса недостатков связана с неумением, а порой и неприятием реформаторских программ со сто­роны некоторой части аппаратчиков, хуже того — с их коррумпирован­ностью. Эффективное использование добротного кадрового потенциа­ла государства — приоритетная общенациональная задача. Различные политики приходят и уходят, а машина государственного управления должна при всех обстоятельствах работать безупречно. Проводимое ре­формирование государственной службы должно обеспечить четкую, эффективную и экономную деятельность государственного аппарата, предотвратить возможность использования его в партийных или груп­повых интересах.

Дата добавления: 2018-10-27 ; просмотров: 1411 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: