работа на тему: «Региональная политика рф» - ABCD42.RU

работа на тему: «Региональная политика рф»

работа на тему: «Региональная политика рф» — реферат

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова»

Экономический факультет

Кафедра региональной экономики и предпринимательства

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Региональная политика РФ».

Выполнила: студентка

3 курса ЭК-41-02

Ананьева Е.К.

I. Сущность региональной политики государства……………………………..5

1.1. Региональная политика государства. …………………………………. 5

1.2. Территориальное разделение труда в Российской Федерации……….13

1.3. Показатели, характеризующие состояние экономики региона……….18

II. Региональная политика Российской Федерации на примере Чувашской республики……………………………………………………………………….26

2.1. Основные положения региональной политики Российской Федерации. Зарубежный опыт проведения региональной экономической политики……………………………………………….26

2.2. Анализ экономического и социального развития регионов………….35

2.3. Государственное регулирование экономики Чувашской Республики за последние годы. Развитие внешнеэкономических связей Чувашской Республики за последние годы………………………………………. 39

III. Перспективы развития и методы совершенствования региональной политики Российской Федерации на примере Чувашской Республики…….46

3.1. Прогнозирование территориального развития Российской Федерации……………………………………………………………………. 46

3.2. Методы стимулирования развития внешнеэкономических связей Чувашской Республики……………………………………………………….53

Список использованной литературы………………………………………. 57

Тема курсовой работы, выбранная нами, несомненно актуальна и необходима к рассмотрению. Региональная политика государства является одним из жизненно необходимых направлений осуществления политики государственного регулирования, так как именно развитие и состояние экономик регионов определяет совокупные показатели достижений экономики Российской Федерации. Региональная политика государства представляет собой комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения. При этом государственная региональная политика проводиться как федеральными органами власти и управления, так и органами власти субъектов Федерации – «политика регионов».

«Политика регионов» включает весь спектр доступных региональным властям методов воздействия на свою территорию и направлена на общее развитие региона как такого.

Цель региональной политики состоит в сглаживании наиболее острых экономических и социальных диспропорций между отдельными регионами (районами) страны. Региональная политика охватывает все важнейшие отрасли материального производства, занятость населения и прочее.

К методам проведения региональной политики относятся: выделение «нуждающихся» районов, «реанимация» депрессивных районов, «стимулирующая» политика. «Нуждающимися» считаются те районы, по отношению к которым государство в первую очередь должно проводить региональную политику. «Стимулирующая» политика предполагает инфраструктурную и информационную подготовку территории для новых видов деятельности. «Компенсирующая» политика использует те же средства для смягчения социальных диспропорций в уровне и качестве жизни населения.

Основными направлениями региональной политики выступают: налоговая, бюджетная, ценовая, инвестиционная, структурная, институциональная и социальная политика.

Существует также негосударственная региональная экономическая политика. Её могут проводить межрегиональные ассоциации, органы местного самоуправления, иностранные государства и их объединения (например, ЕС), оказывающие помощь регионам России, а также международные финансовые организации (Всемирный Банк – МБРР, Мировой валютный фонд, Европейский банк реконструкции и развития и пр.).

Данная тема в виду своей важности для комплексного развития страны довольно подробно освещена в работах многих авторов, специализирующихся в области изучения региональных проблем.

Целью данной курсовой работы является попытка наиболее полного и подробного изучения тонкостей и особенностей региональной политики, проводимой в Российской Федерации.

Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи курсовой работы:

1. Изучение методов и форм проведения региональной политики, принципов территориального разделения труда и размещения производительных сил страны;

2. Эффективность методов проведения региональной политики на примере конкретного региона (Чувашской Республики);

3. Рассмотрение методов стимулирования проведения региональной политики и прогнозирования развития внешнеэкономических связей регионов страны.

Список использованной литературы:

1. Внешнеэкономические связи // А и Ф – Чебоксары. – 2003 №30 (июль) – с.2. Стат. Данные за I полугодие 2003г.

2. Ионичев Н.П. Внешнеэкономические связи России. М.: Аспект Пресс, 2001.

3. Региональная политика России// Под. ред. Шильдермана. М.: ВИТА Пресс, 2003.

4. Региональная экономика // Под. ред. Видяпина В.Н., Степанова М.В. — М.: Инфра – М, 2002.

5. Региональная экономика // Под. ред. Кузнецова Н.Г. и Тяглова С.Г. – Ростов н/Д: Феникс, 2001.

6. Регионоведение // Под. ред. Морозовой Т.Г. – М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 2000.

7. Родионова И.А. Экономическая география и региональная экономика. – М.: Лицей, 2002.

8. Сидоров П.А. Хозяйство, население, экономика Чувашии: история, проблемы, перспективы развития: избр. труды / Сидоров П.А.; Сост. Архипов Ю.Р. и др.; ЧГУ – Чебоксары: Изд-во ЧГУ, 2000.

9. Совершенствование региональной социально-экономической политики на современном этапе // Под. ред. Куракова Л.П. – ЧГУ – Чебоксары: Изд-во ЧГУ, 2002.

10. Герасимов И. «Имеет ли перспективу Чебоксарская инициатива?» // СЧ – Столица. – 2004 – 26 марта. – с.1.

11. Егорова А.А. «На экспорт – не сырьё, а продукцию» // Деловой мир. – 2004 – 2 авг. – с.3.

12. Егорова А.А. «Чувашия активно сотрудничает более чем с 60 странами мира» // Чаваш ен – 2004 – 17 мая. – с.4-5.

13. Желтов Н., Курбатов С. Внешнеэкономические связи предприятий и организаций Чувашской Республики // Региональная экономика при переходе к рынку. – Чебоксары, 2003. – с. 158 – 160.

14. Российские реформы и проблемы экономического федерализма // Эко­номист, 2004, №11.

15. Российский экономический журнал, 2003, №№ 5—8; 2004, №№ 1, 2, 5, 6, 8.

Реферат: работа на тему: «Региональная политика рф»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова»

Экономический факультет

Кафедра региональной экономики и предпринимательства

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Региональная политика РФ».

Выполнила: студентка

3 курса ЭК-41-02

Ананьева Е.К.

I. Сущность региональной политики государства……………………………..5

1.1. Региональная политика государства. …………………………………. 5

1.2. Территориальное разделение труда в Российской Федерации……….13

1.3. Показатели, характеризующие состояние экономики региона……….18

II. Региональная политика Российской Федерации на примере Чувашской республики……………………………………………………………………….26

2.1. Основные положения региональной политики Российской Федерации. Зарубежный опыт проведения региональной экономической политики……………………………………………….26

2.2. Анализ экономического и социального развития регионов………….35

2.3. Государственное регулирование экономики Чувашской Республики за последние годы. Развитие внешнеэкономических связей Чувашской Республики за последние годы………………………………………. 39

III. Перспективы развития и методы совершенствования региональной политики Российской Федерации на примере Чувашской Республики…….46

3.1. Прогнозирование территориального развития Российской Федерации……………………………………………………………………. 46

3.2. Методы стимулирования развития внешнеэкономических связей Чувашской Республики……………………………………………………….53

Список использованной литературы………………………………………. 57

Тема курсовой работы, выбранная нами, несомненно актуальна и необходима к рассмотрению. Региональная политика государства является одним из жизненно необходимых направлений осуществления политики государственного регулирования, так как именно развитие и состояние экономик регионов определяет совокупные показатели достижений экономики Российской Федерации. Региональная политика государства представляет собой комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения. При этом государственная региональная политика проводиться как федеральными органами власти и управления, так и органами власти субъектов Федерации – «политика регионов».

«Политика регионов» включает весь спектр доступных региональным властям методов воздействия на свою территорию и направлена на общее развитие региона как такого.

Цель региональной политики состоит в сглаживании наиболее острых экономических и социальных диспропорций между отдельными регионами (районами) страны. Региональная политика охватывает все важнейшие отрасли материального производства, занятость населения и прочее.

К методам проведения региональной политики относятся: выделение «нуждающихся» районов, «реанимация» депрессивных районов, «стимулирующая» политика. «Нуждающимися» считаются те районы, по отношению к которым государство в первую очередь должно проводить региональную политику. «Стимулирующая» политика предполагает инфраструктурную и информационную подготовку территории для новых видов деятельности. «Компенсирующая» политика использует те же средства для смягчения социальных диспропорций в уровне и качестве жизни населения.

Основными направлениями региональной политики выступают: налоговая, бюджетная, ценовая, инвестиционная, структурная, институциональная и социальная политика.

Существует также негосударственная региональная экономическая политика. Её могут проводить межрегиональные ассоциации, органы местного самоуправления, иностранные государства и их объединения (например, ЕС), оказывающие помощь регионам России, а также международные финансовые организации (Всемирный Банк – МБРР, Мировой валютный фонд, Европейский банк реконструкции и развития и пр.).

Данная тема в виду своей важности для комплексного развития страны довольно подробно освещена в работах многих авторов, специализирующихся в области изучения региональных проблем.

Целью данной курсовой работы является попытка наиболее полного и подробного изучения тонкостей и особенностей региональной политики, проводимой в Российской Федерации.

Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи курсовой работы:

1. Изучение методов и форм проведения региональной политики, принципов территориального разделения труда и размещения производительных сил страны;

Читайте также  Государственная пошлина 5

2. Эффективность методов проведения региональной политики на примере конкретного региона (Чувашской Республики);

3. Рассмотрение методов стимулирования проведения региональной политики и прогнозирования развития внешнеэкономических связей регионов страны.

Список использованной литературы:

1. Внешнеэкономические связи // А и Ф – Чебоксары. – 2003 №30 (июль) – с.2. Стат. Данные за I полугодие 2003г.

2. Ионичев Н.П. Внешнеэкономические связи России. М.: Аспект Пресс, 2001.

3. Региональная политика России// Под. ред. Шильдермана. М.: ВИТА Пресс, 2003.

4. Региональная экономика // Под. ред. Видяпина В.Н., Степанова М.В. — М.: Инфра – М, 2002.

5. Региональная экономика // Под. ред. Кузнецова Н.Г. и Тяглова С.Г. – Ростов н/Д: Феникс, 2001.

6. Регионоведение // Под. ред. Морозовой Т.Г. – М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 2000.

7. Родионова И.А. Экономическая география и региональная экономика. – М.: Лицей, 2002.

8. Сидоров П.А. Хозяйство, население, экономика Чувашии: история, проблемы, перспективы развития: избр. труды / Сидоров П.А.; Сост. Архипов Ю.Р. и др.; ЧГУ – Чебоксары: Изд-во ЧГУ, 2000.

9. Совершенствование региональной социально-экономической политики на современном этапе // Под. ред. Куракова Л.П. – ЧГУ – Чебоксары: Изд-во ЧГУ, 2002.

10. Герасимов И. «Имеет ли перспективу Чебоксарская инициатива?» // СЧ – Столица. – 2004 – 26 марта. – с.1.

11. Егорова А.А. «На экспорт – не сырьё, а продукцию» // Деловой мир. – 2004 – 2 авг. – с.3.

12. Егорова А.А. «Чувашия активно сотрудничает более чем с 60 странами мира» // Чаваш ен – 2004 – 17 мая. – с.4-5.

13. Желтов Н., Курбатов С. Внешнеэкономические связи предприятий и организаций Чувашской Республики // Региональная экономика при переходе к рынку. – Чебоксары, 2003. – с. 158 – 160.

14. Российские реформы и проблемы экономического федерализма // Эко­номист, 2004, №11.

15. Российский экономический журнал, 2003, №№ 5—8; 2004, №№ 1, 2, 5, 6, 8.

Региональная политика РФ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Чувашский государственный университет им. »

Экономический факультет

Кафедра региональной экономики и предпринимательства

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Региональная политика РФ».

Выполнила: студентка

3 курса ЭК-41-02

Содержание.

I. Сущность региональной политики государства……………………………..5

1.1. Региональная политика государства. …………………………………. 5

1.2. Территориальное разделение труда в Российской Федерации……….13

1.3. Показатели, характеризующие состояние экономики региона……….18

II. Региональная политика Российской Федерации на примере Чувашской республики……………………………………………………………………….26

2.1. Основные положения региональной политики Российской Федерации. Зарубежный опыт проведения региональной экономической политики……………………………………………….26

2.2. Анализ экономического и социального развития регионов………….35

2.3. Государственное регулирование экономики Чувашской Республики за последние годы. Развитие внешнеэкономических связей Чувашской Республики за последние годы………………………………………. 39

III. Перспективы развития и методы совершенствования региональной политики Российской Федерации на примере Чувашской Республики…….46

3.1. Прогнозирование территориального развития Российской Федерации……………………………………………………………………. 46

3.2. Методы стимулирования развития внешнеэкономических связей Чувашской Республики……………………………………………………….53

Тема курсовой работы, выбранная нами, несомненно актуальна и необходима к рассмотрению. Региональная политика государства является одним из жизненно необходимых направлений осуществления политики государственного регулирования, так как именно развитие и состояние экономик регионов определяет совокупные показатели достижений экономики Российской Федерации. Региональная политика государства представляет собой комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения. При этом государственная региональная политика проводиться как федеральными органами власти и управления, так и органами власти субъектов Федерации – «политика регионов».

«Политика регионов» включает весь спектр доступных региональным властям методов воздействия на свою территорию и направлена на общее развитие региона как такого.

Цель региональной политики состоит в сглаживании наиболее острых экономических и социальных диспропорций между отдельными регионами (районами) страны. Региональная политика охватывает все важнейшие отрасли материального производства, занятость населения и прочее.

К методам проведения региональной политики относятся: выделение «нуждающихся» районов, «реанимация» депрессивных районов, «стимулирующая» политика. «Нуждающимися» считаются те районы, по отношению к которым государство в первую очередь должно проводить региональную политику. «Стимулирующая» политика предполагает инфраструктурную и информационную подготовку территории для новых видов деятельности. «Компенсирующая» политика использует те же средства для смягчения социальных диспропорций в уровне и качестве жизни населения.

Основными направлениями региональной политики выступают: налоговая, бюджетная, ценовая, инвестиционная, структурная, институциональная и социальная политика.

Существует также негосударственная региональная экономическая политика. Её могут проводить межрегиональные ассоциации, органы местного самоуправления, иностранные государства и их объединения (например, ЕС), оказывающие помощь регионам России, а также международные финансовые организации (Всемирный Банк – МБРР, Мировой валютный фонд, Европейский банк реконструкции и развития и пр.).

Данная тема в виду своей важности для комплексного развития страны довольно подробно освещена в работах многих авторов, специализирующихся в области изучения региональных проблем.

Целью данной курсовой работы является попытка наиболее полного и подробного изучения тонкостей и особенностей региональной политики, проводимой в Российской Федерации.

Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи курсовой работы:

1. Изучение методов и форм проведения региональной политики, принципов территориального разделения труда и размещения производительных сил страны;

2. Эффективность методов проведения региональной политики на примере конкретного региона (Чувашской Республики);

3. Рассмотрение методов стимулирования проведения региональной политики и прогнозирования развития внешнеэкономических связей регионов страны.

Список использованной литературы:

1. Внешнеэкономические связи // А и Ф – Чебоксары. – 2003 №30 (июль) – с.2. Стат. Данные за I полугодие 2003г.

2. Ионичев связи России. М.: Аспект Пресс, 2001.

3. Региональная политика России// Под. ред. Шильдермана. М.: ВИТА Пресс, 2003.

4. Региональная экономика // Под. ред. , — М.: Инфра – М, 2002.

5. Региональная экономика // Под. ред. и – Ростов н/Д: Феникс, 2001.

6. Регионоведение // Под. ред. – М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 2000.

7. Родионова география и региональная экономика. – М.: Лицей, 2002.

8. Сидоров , население, экономика Чувашии: история, проблемы, перспективы развития: избр. труды / ; Сост. и др.; ЧГУ – Чебоксары: Изд-во ЧГУ, 2000.

9. Совершенствование региональной социально-экономической политики на современном этапе // Под. ред. – ЧГУ – Чебоксары: Изд-во ЧГУ, 2002.

10. «Имеет ли перспективу Чебоксарская инициатива?» // СЧ – Столица. – 2004 – 26 марта. – с.1.

11. «На экспорт – не сырьё, а продукцию» // Деловой мир. – 2004 – 2 авг. – с.3.

12. «Чувашия активно сотрудничает более чем с 60 странами мира» // Чаваш ен – 2004 – 17 мая. – с.4-5.

13. Внешнеэкономические связи предприятий и организаций Чувашской Республики // Региональная экономика при переходе к рынку. – Чебоксары, 2003. – с. 158 – 160.

14. Российские реформы и проблемы экономического федерализма // Эко­номист, 2004, №11.

15. Российский экономический журнал, 2003, №№ 5—8; 2004, №№ 1, 2, 5, 6, 8.

Региональная политика РФ в социальной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 16:24, контрольная работа

Краткое описание

Объект исследования — региональная социальная политика государства как совокупность федеральных и региональных отношений по формированию и реализации провозглашенных принципов социальной политики в условиях трансформации политической и социальной системы общества.

Содержание

Введение 1
1 Понятие региональной политики 2
1.1 Социальная политика региона 3
2 Основные положения региональной политики России в социальной сфере 5
2.1 Задачи региональной социальной политики 6
2.2 Региональная политика в области повышения уровня жизни населения 7
2.3 Региональная политика в сфере занятости 8
2.4 Региональная политика в сфере обеспечения экологической безопасности 10
Заключение 11

Вложенные файлы: 1 файл

РЭУшка.docx

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

Кафедра региональной экономики

по дисциплине: «Региональная экономика и управление»

по теме: «Региональная политика РФ в социальной сфере»

доцент кафедры, к.э.н.

1 Понятие региональной политики 2

1.1 Социальная политика региона 3

2 Основные положения региональной политики России в социальной сфере 5

2.1 Задачи региональной социальной политики 6

2.2 Региональная политика в области повышения уровня жизни населения 7

2.3 Региональная политика в сфере занятости 8

2.4 Региональная политика в сфере обеспечения экологической безопасности 10

Введение

Формирование социальной политики на уровне региона относительно новое явление, поскольку до начала конституционной реформы регион не являлся достаточно самостоятельным носителем социально- политических отношений и практически не представлял собой субъект региональной политики, хотя региональные проблемы социального развития существовали всегда, и на уровне региона осуществлялась реализация социальной политики по сформированным Центром правилам. В условиях реформирования и демократизации российского общества региональные органы государственной власти и управления становятся главным субъектом социальной политики в регионе.

Читайте также  Государственная библиотечная политика

Продолжающаяся трансформация социально- политической системы страны сопровождается сменой самой модели социальной политики и ее оптимизацией. В настоящее время отсутствуют комплексные разработки теоретико-методологических основ формирования региональной социальной политики как политической деятельности и взаимодействия в контексте реализации федеративных отношений, ориентированных на совершенствование территориального разделения труда и обеспечение достойного уровня жизни населения в регионах Российской Федерации. Это обуславливает актуальность работы.

Объект исследования — региональная социальная политика государства как совокупность федеральных и региональных отношений по формированию и реализации провозглашенных принципов социальной политики в условиях трансформации политической и социальной системы общества.

Предмет исследования — политическое содержание процесса формирования и реализации органами государственной власти и управления региональной социальной политики на федеральном и региональном уровнях.

1 Понятие региональной политики

Региональной политикой можно считать лишь такую систему намерений и действий, которая реализует интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов методами и способами, учитывающими природу современных региональных процессов, и которая осуществляет все это преимущественно в структуре меж- и внутрирегиональных связей.

Региональная политика — это целостное и самодостаточное звено политической основы общества, без которого последнее, а также каждый человек в отдельности и природная среда могут лишь случайно и без гарантированного успеха существовать на каждой конкретной территории, оставаясь «наедине» с государством, его экономической, внешней, внутренней и иной политикой.

Всякая политика хороша настолько, насколько ей удается поддерживать баланс различных интересов. Региональная политика — не исключение. Она в той мере политика и в той мере эффективна, в какой достигнут и стабилизирован компромисс между региональными интересами государства и местными интересами самих регионов. Объединительной идеей и государственной, и местной региональной политики может и должна стать устойчивость, стабильность меж- и внутрирегиональных отношений. Ведущим, жизненно важным интересом России ныне стало недопущение необратимой территориальной дезинтеграции государства.
Главным же интересом каждого региона — блокирование необратимого распада сферы, сбалансированность социальных, экономических, при- родоресурсных и иных отношений; обеспечение на этой основе стабильного и согласованного развития всех элементов локализованной сферы, соответствующего потребностям человека, общества и природы. При этом подразумевается, что кроме общеэкономического, общесоциального и иного общего потенциала есть мощный внутрирегиональный потенциал, который можно реализовать исключительно на местном уровне — и это одна из первейших задач региональной политики и самих регионов, и государства.

Региональная политика, намечаемая и проводимая самими регионами, — это то, что должно делаться для согласованного и взаимно неразрушающего развития всех элементов пространственно локализованной сферы на конкретной территории и с учетом местных условий.
Государственная региональная политика призвана обеспечить дееспособность региональной политики на местах.

Объект региональной политики — взаимосвязи и отношения между регионами.

Главный региональный интерес России в настоящее время должен быть осознан как минимизация негативных проявлений территориальной дезинтеграции на уровне субъектов Федерации, как поддержка местных преобразований, как создание общероссийских условий для того, чтобы каждый субъект Федерации максимально использовал свой внутренний потенциал и во все меньшей мере претендовал на скудные возможности государственной помощи.

1.1 Социальная политика региона

Социальная политика региона — одно из направлений его деятельности по регулированию социально-экономических условий жизни общества. Суть социальной политики региона в поддержании отношений как между социальными группами, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика региона, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно связана с общеэкономической ситуацией в стране. Говоря о социальной политике, мы подразумеваем действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. Так можно определить социальную политику в узком смысле слова. В широком смысле социальная политика — это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества. Региональная социальная политика — это целенаправленная деятельность региона, ставящая своей целью ослабление дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве, это комплекс социально-экономических мер государства, предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, возрастания роста цен и т.д. Посредством региональной социальной политики в рыночной экономике реализуется принцип социальной справедливости, предполагающий определенную меру выравнивания положения граждан, создание системы социальных гарантий для всех слоев населения. Основными принципами проведения социальной политики являются:

— защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;

— обеспечение помощи самым бедным семьям;

— выдача помощи на случай безработицы;

— обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы;

— развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;

— проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.

Социально ориентированная рыночная экономика предполагает значительную деятельность региона в решении социальных проблем. Это связано с тем, что рыночная экономика не гарантирует трудящимся право на труд, стандартное образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров. Поэтому возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения дохода путем проведения социальной политики. Осуществляется перераспределение национального дохода через бюджет, государство реализует систему социальных программ.

2 Основные положения региональной политики России в социальной сфере

Региональные особенности процессов социального развития требуют адекватного отражения при формировании системы мер государственного регулирования, направленных на создание равных условий для социального развития населения всех регионов Российской Федерации и предотвращение возникновения очагов социальной напряженности.

2.1 Задачи региональной социальной политики

Большинство вопросов развития образования, здравоохранения и культуры, жилищного и коммунального хозяйства, социально-бытового обслуживания населения и ряд других должны решаться на уровне органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В решении крупномасштабных и острых социальных проблем требуется участие федеральных органов государственной власти, в том числе в проведении активной государственной политики, направленной на:

противодействие тенденции ухудшения демографической ситуации, острым проявлениям депопуляции населения;

предотвращение обнищания населения и минимизацию отрицательных последствий безработицы, особенно в слаборазвитых регионах;

сдерживание процесса имущественного расслоения в наиболее «бедных» и наиболее «богатых» регионах;

регулирование размещения беженцев и вынужденных переселенцев в районах, располагающих для этого необходимыми условиями, в соответствии с федеральной и региональными миграционными программами;

содействие развитию и совершенствованию системы образования на региональном уровне во взаимодействии с федеральной системой высшего и послевузовского образования;

оказание помощи населению регионов, попавших в кризисную ситуацию в результате стихийных бедствий, экологических и техногенных катастроф, военных действий, острых межнациональных конфликтов.

Особое место в региональной социальной политике занимают проблемы демографии. Их решение должно включать в себя:

регулирование миграционных процессов с учетом стратегических задач развития регионов и их геополитического положения, сдерживание оттока населения из северных и восточных районов страны;

регулирование потоков вынужденных мигрантов и беженцев, создание условий для их рационального размещения на территории Российской Федерации;

осуществление мер экономического и социального характера, направленных на увеличение продолжительности жизни и естественного прироста населения в регионах России.

2.2 Региональная политика в области повышения уровня жизни населения

Важнейшие задачи региональной политики — создание прочной основы для повышения уровня жизни населения, государственная поддержка малоимущих слоев населения в районах, не имеющих возможности собственными силами выполнить эту задачу.

Основным элементом социальной политики является поэтапное повышение уровня минимальных государственных гарантий — минимальной заработной платы, минимальных пенсий и пособий, их регулярная индексация в соответствии с ростом потребительских цен.

Главными целями региональной политики в области доходов являются:

обеспечение максимально благоприятных экономических, правовых и организационных условий для роста заработной платы, пенсий, пособий и других денежных доходов граждан России;

Статья: работа на тему: «Региональная политика рф»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова»

Экономический факультет

Кафедра региональной экономики и предпринимательства

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Региональная политика РФ».

Выполнила: студентка

Читайте также  Аудит учетной политики

3 курса ЭК-41-02

Ананьева Е.К.

I. Сущность региональной политики государства……………………………..5

1.1. Региональная политика государства. …………………………………. 5

1.2. Территориальное разделение труда в Российской Федерации……….13

1.3. Показатели, характеризующие состояние экономики региона……….18

II. Региональная политика Российской Федерации на примере Чувашской республики……………………………………………………………………….26

2.1. Основные положения региональной политики Российской Федерации. Зарубежный опыт проведения региональной экономической политики……………………………………………….26

2.2. Анализ экономического и социального развития регионов………….35

2.3. Государственное регулирование экономики Чувашской Республики за последние годы. Развитие внешнеэкономических связей Чувашской Республики за последние годы………………………………………. 39

III. Перспективы развития и методы совершенствования региональной политики Российской Федерации на примере Чувашской Республики…….46

3.1. Прогнозирование территориального развития Российской Федерации……………………………………………………………………. 46

3.2. Методы стимулирования развития внешнеэкономических связей Чувашской Республики……………………………………………………….53

Список использованной литературы………………………………………. 57

Тема курсовой работы, выбранная нами, несомненно актуальна и необходима к рассмотрению. Региональная политика государства является одним из жизненно необходимых направлений осуществления политики государственного регулирования, так как именно развитие и состояние экономик регионов определяет совокупные показатели достижений экономики Российской Федерации. Региональная политика государства представляет собой комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения. При этом государственная региональная политика проводиться как федеральными органами власти и управления, так и органами власти субъектов Федерации – «политика регионов».

«Политика регионов» включает весь спектр доступных региональным властям методов воздействия на свою территорию и направлена на общее развитие региона как такого.

Цель региональной политики состоит в сглаживании наиболее острых экономических и социальных диспропорций между отдельными регионами (районами) страны. Региональная политика охватывает все важнейшие отрасли материального производства, занятость населения и прочее.

К методам проведения региональной политики относятся: выделение «нуждающихся» районов, «реанимация» депрессивных районов, «стимулирующая» политика. «Нуждающимися» считаются те районы, по отношению к которым государство в первую очередь должно проводить региональную политику. «Стимулирующая» политика предполагает инфраструктурную и информационную подготовку территории для новых видов деятельности. «Компенсирующая» политика использует те же средства для смягчения социальных диспропорций в уровне и качестве жизни населения.

Основными направлениями региональной политики выступают: налоговая, бюджетная, ценовая, инвестиционная, структурная, институциональная и социальная политика.

Существует также негосударственная региональная экономическая политика. Её могут проводить межрегиональные ассоциации, органы местного самоуправления, иностранные государства и их объединения (например, ЕС), оказывающие помощь регионам России, а также международные финансовые организации (Всемирный Банк – МБРР, Мировой валютный фонд, Европейский банк реконструкции и развития и пр.).

Данная тема в виду своей важности для комплексного развития страны довольно подробно освещена в работах многих авторов, специализирующихся в области изучения региональных проблем.

Целью данной курсовой работы является попытка наиболее полного и подробного изучения тонкостей и особенностей региональной политики, проводимой в Российской Федерации.

Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи курсовой работы:

1. Изучение методов и форм проведения региональной политики, принципов территориального разделения труда и размещения производительных сил страны;

2. Эффективность методов проведения региональной политики на примере конкретного региона (Чувашской Республики);

3. Рассмотрение методов стимулирования проведения региональной политики и прогнозирования развития внешнеэкономических связей регионов страны.

Список использованной литературы:

1. Внешнеэкономические связи // А и Ф – Чебоксары. – 2003 №30 (июль) – с.2. Стат. Данные за I полугодие 2003г.

2. Ионичев Н.П. Внешнеэкономические связи России. М.: Аспект Пресс, 2001.

3. Региональная политика России// Под. ред. Шильдермана. М.: ВИТА Пресс, 2003.

4. Региональная экономика // Под. ред. Видяпина В.Н., Степанова М.В. — М.: Инфра – М, 2002.

5. Региональная экономика // Под. ред. Кузнецова Н.Г. и Тяглова С.Г. – Ростов н/Д: Феникс, 2001.

6. Регионоведение // Под. ред. Морозовой Т.Г. – М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 2000.

7. Родионова И.А. Экономическая география и региональная экономика. – М.: Лицей, 2002.

8. Сидоров П.А. Хозяйство, население, экономика Чувашии: история, проблемы, перспективы развития: избр. труды / Сидоров П.А.; Сост. Архипов Ю.Р. и др.; ЧГУ – Чебоксары: Изд-во ЧГУ, 2000.

9. Совершенствование региональной социально-экономической политики на современном этапе // Под. ред. Куракова Л.П. – ЧГУ – Чебоксары: Изд-во ЧГУ, 2002.

10. Герасимов И. «Имеет ли перспективу Чебоксарская инициатива?» // СЧ – Столица. – 2004 – 26 марта. – с.1.

11. Егорова А.А. «На экспорт – не сырьё, а продукцию» // Деловой мир. – 2004 – 2 авг. – с.3.

12. Егорова А.А. «Чувашия активно сотрудничает более чем с 60 странами мира» // Чаваш ен – 2004 – 17 мая. – с.4-5.

13. Желтов Н., Курбатов С. Внешнеэкономические связи предприятий и организаций Чувашской Республики // Региональная экономика при переходе к рынку. – Чебоксары, 2003. – с. 158 – 160.

14. Российские реформы и проблемы экономического федерализма // Эко­номист, 2004, №11.

15. Российский экономический журнал, 2003, №№ 5—8; 2004, №№ 1, 2, 5, 6, 8.

Региональная политика России: цели и задачи, проблемы национальной безопасности.

7.1 Основные понятия региональной политики.

Региональная (социально-экономическая) политика государствасфера деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте и отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой.

В практическом плане РП — деятельность по формированию структуры и функций региональных систем, и управление их дальнейшим развитием. Это экономическая функция государства, средство реализации национальной стратегии социально-экономического развития страны.

Государственное регулирование регионального развития с помощью экономического механизма осуществляется на разных уровнях управления — федеральном, региональном, межрегиональном и местном. В ведении каждого из уровней находятся свои вопросы, используются свои инструменты и методы. Поэтому в блоке РП можно выделить государственную (федеральную) РП и политику регионов.

Объекты РП — производственные, социальные, денежно-финансовые, и др. объекты. Субъекты РП — физические лица, и юридические лица.

Виды региональной политики с точки зрения ее направленности: государственная, промышленная, налоговая, бюджетная, структурная, социальная, научно-техническая, экологическая, образовательная, инновационная, инвестиционная, и др.

7.2 Региональная политика рф: нормативная база, цели, задачи.

Нормативная база РП:

Указ Президента РФ от 3 июня 1996 г. «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» с изменениям и дополнениями. Он определяет цели, задачи, принципы, методы проведения РП в стране.

программные документы по отдельным направлениям государственной политики, в которых обязательно есть региональные аспекты.

программные документы территориальных органов власти по отдельным направлениям региональной политики.

Цели федеральной РП на современном этапе:

обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма в РФ, создание единого экономического пространства;

обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией РФ, независимо от экономических возможностей регионов;

выравнивание условий социально-экономического развития регионов;

предотвращение загрязнения окружающей среды, ликвидация последствий ее загрязнения, комплексная экологическая защита регионов;

приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;

максимальное использование природно-климатических особенностей регионов;

становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.

Цели и задачи политики регионов. Цели политики регионов определяются функциями, которые должен выполнять регион как территория жизнедеятельности людей. Это: 1)обеспечение условий для жизнедеятельности людей; 2) внесение максимального вклада в национальный экономический рост.

Реализация региональной политики.

Региональное развитие – подразумевает изменение внутренней социально-экономической структуры региона (обычно прогрессивное, поскольку в обратном случае уместен термин деградация).

Региональное моделирование – эконометрическое (экономико-математическое) конструирование существующей или перспективной социально-экономической структуры региона с целью ее оптимизации (регионометрика).

К основным функциональным формам региональной политики относят:

Прогнозирование – научное предвидение предполагаемых направлений и параметров социально-экономического развития региона на основе анализа источников финансирования, экономической структуры и т.д.

Региональное программирование — это уже целенаправленное вмешательство в развитие региона. Формулирование целей и промежуточных задач социально-экономического развития региона, определение конкретных сроков достижения поставленных целей и необходимых затрат ресурсов.

Региональное планирование – установление конкретных задач и целей на плановый период с указанием источников финансирования, непосредственных исполнителей и т.д.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: