Региональная политика Российской Федерации: состояние, перспективы - ABCD42.RU

Региональная политика Российской Федерации: состояние, перспективы

Региональная политика в Российской Федерации: состояние и перспективы развития

Р.З.Алтынбаев,
Председатель Комитета Совета Федерации
по делам Федерации и региональной политике,
доктор социологических наук

Для любого федеративного государства, особенно такого как Российская Федерация, региональная политика является одним из основных предметов деятельности государства, по сути главным способом регулирования экономического развития своих территорий.

Тем не менее, в нашей стране региональная политика как предмет публично-правовой деятельности органов государственной власти до сих пор не имеет полноценного правового обеспечения. Предмет, цели и задачи региональной политики не получили закрепления ни в Конституции Российской Федерации, ни в федеральных законах. Основным нормативным актом, регламентирующим содержание региональной политики, остается Указ Президента РФ от 3 июня 1996 г. №803, которым были утверждены Основные положения региональной политики в Российской Федерации (далее – Основные положения).

Согласно Основным положениям, под региональной политикой в Российской Федерации понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации. Содержание региональной экономической политики раскрывается в этом документе через перечень, включающих девять разноплановых задач – от укрепления экономических основ территориальной целостности и стабильности государства до совершенствования экономического районирования страны.

Большинство специалистов совершенно справедливо сходятся во мнении, что этот нормативный акт не позволил четко определить содержание региональной экономической политики России. Внутреннее содержание «Основных положений » оказалось явно недостаточным для создания полноценной законодательной основы эффективного осуществления региональной политики. Состав задач, поставленных упомянутыми «Основными положениями » перед федеральными органами государственной власти, исключительно широк и неконкретен.

Нечеткость и неконкретность целевых установок государственной региональной политики не способствуют определению государством стратегических приоритетов регионального развития, снижает эффективность межрегиональных прогнозов, концепций и программ социально-экономического развития регионов, таких, как, например, «Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу» (до 2010 года) и «Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу» (2002–2004 годы), не содержащих ни солидного обоснования прогнозной части, ни системной проработки механизмов реализации.

Решение ключевой проблемы региональной политики – выравнивания уровней социально-экономического развития территорий, осуществляется путем оказания отдельным регионам селективной поддержки за счет федеральных бюджетных и внебюджетных средств. Однако процедура, на основании которой принимаются решения об оказании поддержки субъектам Российской Федерации, не опирается на единую, строго определенную нормативными и правовыми актами базу. Используемые правовые нормы рассредоточены по множеству нормативных правовых документов, относятся к различным отраслям законодательства, при этом акты подзаконного характера фактически преобладают над собственно федеральными законами.

С нашей точки зрения, в России по‑прежнему не сформировано необходимых предпосылок для эффективной реализации федеральной региональной экономической политики России. Отсутствует полноценная правовая база федеральной региональной политики. Проекты законов «Об основах государственного регулирования регионального развития в Российской Федерации» и «Об основах федеральной поддержки депрессивных территорий Российской Федерации» не продвинулись дальше второго чтения. Это препятствует повышению статуса федеральной региональной экономической политики в системе регулирования социально-экономического развития страны и делает невозможным долгосрочное закрепление основных приоритетов и механизмов этой политики.

Кроме того, в России в настоящее время федеральная региональная экономическая политика разрабатывается и реализуется по меньшей мере тремя различными федеральными министерствами – Министерством регионального развития РФ, Министерством экономического развития и торговли РФ и Министерством финансов РФ. Каждое из этих министерств придерживается собственной точки зрения на цели и задачи федеральной региональной экономической политики, а также оптимальные формы и методы ее реализации. Эффективные механизмы координации политик различных министерств в настоящее время отсутствуют. А профильное Министерство регионального развития РФ обладает несколько меньшим набором возможностей для воздействия на процесс экономического развития российских регионов, чем Министерство экономического развития и торговли РФ и Министерство финансов РФ.

Несмотря на появление новых инструментов государственной экономической политики (особые экономические зоны — ОЭЗ), способных оказывать существенное влияние на экономическое развитие отдельных регионов, в связи с принятием и началом реализации Федерального закона №116-ФЗ от 22 июля 2005 г. «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», в настоящее время ФЦП остаются одним из механизмов федеральной региональной экономической политики, обеспечивающим решение проблем стратегического характера. Особая роль ФЦП определяется тем, что программы в силу своего инвестиционного характера в принципе способны оказывать реальное позитивное влияние на структурную перестройку экономик слаборазвитых и депрессивных регионов при условии оптимального выбора направлений использования выделенных на их реализацию финансовых ресурсов.

Вместе с тем, назрела необходимость совершенствования программно-целевых инструментов социально-экономического развития регионов. Нужны новые, современные механизмы инвестирования средств в регионы, позволяющие обеспечить заметные сдвиги в экономике и существенно повысить качество услуг населению, особенно в сферах, обозначенных в качестве приоритетных национальных проектов.

ФЦП (как инструмент государственной региональной экономической политики) появились в начале 90-х годов. В больших количествах ФЦП социально-экономического развития регионов стали появляться во второй половине 90-х годов. К 2002 году число таких программ достигло 32. Они полностью или частично охватывали территорию более чем 50 субъектов Федерации, причем некоторые их них попадали под действие нескольких программ.

Некоторые из этих программ оказали позитивное влияние на развитие регионов и позволили смягчить сложности процесса трансформации региональных экономических систем. В то же время характерной чертой периода 1990-х годов можно считать практически полное игнорирование требований системного подхода при отборе региональных проблем для программной разработки. Нередко по благополучному региону разрабатывалась ФЦП, а по явно депрессивному – нет. Решающее значение имел лоббистский потенциал руководителя региона, а не научно обоснованная система приоритетов федеральной региональной экономической политики. Количество принимаемых программ быстро нарастало, что привело к разрыву между потребностями в ресурсном обеспечении программ и финансовыми возможностями федерального бюджета и вызвало значительное недофинансирование программ, не позволившее добиться реализации заявленных в программах целевых установок.

Нужно учитывать, что тогда были совсем другие экономические условия и другие федеративные отношения. Перед страной стояли иные задачи. Экономика и финансовая система были скованы системным кризисом.

Сегодня, по сравнению с 90-ми годами, условия изменились. Мы находимся на более позитивной волне. Задачи, которые ставит Президент в своем Послании Федеральному Собранию, направлены на повышение уровня благосостояния и улучшение качества жизни наших граждан.

Если проанализировать содержание ежегодных посланий Президента Федеральному Собранию за несколько лет, то становится очевидно, что курс преобразований переходит из политического русла в экономическое и социальное. Проведенные преобразования по укреплению государственности, повышению эффективности управления и разграничению полномочий позволяют строить долгосрочные экономические цели. От регионов требуются более высокие темпы роста промышленности и ВВП. Но для этого центр должен обеспечить необходимые условия. В частности, я целиком поддерживаю позицию большинства регионов, о том, что новая система разграничения полномочий требует пересмотра подходов к использованию ФЦП и программной части ФАИП, и остаюсь последовательным сторонником того, чтобы решающую роль в процессе программно-целевого регулирования экономики отвести регионам. Территории нуждаются во вложении инвестиционных средств федерального бюджета в развитие инфраструктурных объектов, позволяющих им наиболее эффективно использовать свои географические, природно-климатические, промышленные и другие ресурсы для повышения темпов экономического роста.

Полагаю, что в русле основных направлений бюджетной политики, определенных Президентом В.Путиным в Бюджетном послании, многие наработки нашего Комитета, которые мы последовательно отстаиваем, будут реализованы в ближайшее время. В первую очередь речь идет о существенном обновлении федеральной региональной экономической политики России. Предстоит решить целый ряд фундаментальных задач. Прежде всего, необходимо будет окончательно определиться с целями экономической поддержки регионов – будет ли она предназначена только для наиболее проблемных регионов или же средства будут вкладываться и в так называемые «точки роста». Если будет выбран второй вариант, тогда предстоит сформулировать цели региональной политики для проблемных регионов, т. к. продолжающееся ухудшение ситуации в данных субъектах Федерации может привести к весьма печальным последствиям для функционирования и развития всего государства.

Скорее всего, встанет вопрос о целесообразности повышения роли инвестиционной поддержки регионов. В настоящее время последняя продолжает играть относительно небольшую роль по сравнению с текущей поддержкой. Как показывает опыт других стран, встанет и вопрос о необходимости координации региональной политики с другими элементами экономической политики государства, использования возможностей отраслевой, социальной политики федеральных властей для решения проблем наименее экономических развитых регионов.

Первое, что предстоит сделать — это обеспечить конструктивный диалог регионов с Правительством РФ. Уверен, что Совет Федерации как ‘палата регионов’ российского парламента традиционно выступит в качестве площадки для такого диалога, и объединит усилия в деле совершенствования региональной политики.

Региональная политика Российской Федерации: состояние, перспективы

1. Наследие СССР в области региональной политики.

1.1. Причины и последствия распада СССР для региональной политики.

1.2. Дифференциация регионов Российской Федерации.

1.3. Региональные особенности кризисной экономики.

2. Перспективы региональной политики в Российской Федерации.

2.1. Регионализация и интеграция регионов.

2.2. Модели реформ в области региональной политики.

2.3. Новая стратегия территориального развития РФ.

3. Реализация региональной политики в Самарской области.

3.1. Состояние экономики Самарской области.

3.2. Перспективы реализации проекта ТАСИС в Самарской области.

Любая политика — это цели и задачи, преследуемые и решаемые людьми в связи с их конкретными интересами, а также методы, средства и институты, с помощью который данные интересы формируются, отстаиваются и защищаются. Региональной политикой можно считать лишь такую систему намерений и действий, которая реализует интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов методами и способами, учитывающими природу современных региональных процессов, и которая осуществляет все это преимущественно в структуре меж- и внутрирегиональных связей.

Региональная политика — это целостное и самодостаточное звено политической основы общества, без которого последнее, а также каждый человек в отдельности и природная среда могут лишь случайно и без гарантированного успеха существовать на каждой конкретной территории, оставаясь «наедине» с государством, его экономической, внешней, внутренней и иной политикой.

Всякая политика хороша настолько, насколько ей удается поддерживать баланс различных интересов. Региональная политика — не исключение. Она в той мере политика и в той мере эффективна, в какой достигнут и стабилизирован компромисс между региональными интересами государства и местными интересами самих регионов.

Читайте также  Сущность политической партии и ее функции

Объединительной идеей и государственной, и местной региональной политики может и должна стать устойчивость, стабильность меж- и внутрирегиональных отношений

Региональная политика является составной частью общегосудар­ственной политики в области экономического и социального развития страны. Можно считать, что региональная политика — это система государственных мер, определяющих взаимоотношения государства с регионами на различных этапах социально-политического развития. Так, на этапе планового ведения хозяйства важнейшей внутриполити­ческой задачей являлось ускоренное развитие производительных сил восточных районов. От ее решения зависело экономическое могуще­ство страны.

2. НАСЛЕДИЕ СССР В ОБЛАСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

1.1. Причины и последствия распада СССР для региональной политики

За несколько последних десятилетий региональная политика го­сударства неоднократно корректировалась. Здесь можно отметить от­раслевой метод планирования с практически полным отстранением ре­гионов от принятия хозяйственных решений; территориальный метод планирования, когда территории представляли в директивные органы предложения по развитию, скоординированные с Госпланом СССР по вопросу соответствия макроэкономическим направлениям развития страны. Именно эта координация и являлась мощнейшим рычагом го­сударственной политики, так как она определяла поток бюджетных средств в тот или иной регион.

Было бы величайшей «натяжкой» объяснять распад Советского Союза стремлением его народов к самоопределению. Национальные чувства доминировали лишь при отделении государств Прибалтики, Закавказья и правобережной Молдовы. Население Украины (за исключением Галиции), не говоря уже о жителях Белоруссии, в своей массе не проявляли стремления к разрыву с Россией. Процесс же активного становления новых национальных государств в Средней Азии и Казахстане явился, по сути, вынужден­ной реакцией на развал Союза, поскольку массовое движение за независимость здесь практически отсутствовало.

В течение веков Россия представляла собой не просто государст­во, а единственное в своем роде, связанное множеством нитей сообщество этносов, населяющих данное геополитическое пространст­во. Это единство сложилось исторически как модель мирного сожи­тельства и коллективной безопасности. Неконтролируемый, под­час искусственный всплеск национализма на территории бывшего единого государства имел мало общего с подлинным националь­ным возрождением народов.

Во многом насильственная дезинтеграция СССР привела:

1) к разрушению (или деформации) общего пространства — хо­зяйственного, транспортного, финансового, культурного и инфор­мационного;

2) возникновению в новых суверенных странах многочислен­ных противоречий — межэтнических распрей, противостояний внутри наций, сепаратизма, автономистских движений и террито­риальных споров;

3) экономическому хаосу, резкому снижению ВВП и массовому обнищанию людей в большинстве вновь образованных государств;

4) ухудшению геополитического положения и национальной безопасности новых международных субъектов;

5) подрыву научно-технического потенциала и местных систем образования из-за отсутствия средств и нарастающей «утечки моз­гов »;

6) беспрецедентному росту криминогенности, массовому нару­шению прав человека и т.п.

Региональная политика Российской Федерации: состояние, перспективы

Сбалансированное региональное развитие является важным приоритетом национальной экономики. Необходимость построения эффективных хозяйственных систем на различных территориях исследовалась в работах выдающихся зарубежных и российских экономистов: У. Айзарда, М. Портера, Р. Барро, Т. Фукучи, И. Тюнена, А. Вебера, В. Кристаллера, А. Леша, В.С. Немчинова, Л.А. Канторовича, В.В. Леонтьева, Н.Н. Баранского, Н.Н. Колосовского, А.И. Анчишкина А.Г. Гранберга, А.Г. Аганбегяна, С.Ю. Глазьева и др. Современные механизмы управления территориальными системами страны позволяют повысить эффективность функционирования всего национального хозяйственного комплекса и способствуют интеграции экономики региона в единую национальную хозяйственную систему, а при переходе к глобальной экономике – в экономическое глобальное пространство. Грамотное управление территорией страны позволяет наиболее качественно использовать материальные блага, расположенные в различных регионах, и перераспределять их внутри общества.

Различия между регионами страны, особенно в Российской Федерации, обширны, это и непохожие природные условия, и разная обеспеченность ресурсами, и различия в экономическом развитии, и многое другое. Региональная политика государства предполагает укрепление региональных хозяйственных систем, которые, в свою очередь, создают предпосылки для роста национальной и глобальной экономики. Эффективность управления и региональной политики в целом заключается в том, чтобы в условиях ограниченности ресурсов повысить общественную полезность производства и наиболее полно удовлетворить потребности населения. Стратегия пространственного развития РФ должна учитывать, что российское экономическое пространство сильно доминируется в своей организации особенностями географического пространства. Это определяет наличие устойчивых констант – фрагментированность, поляризованная централизация, блокирование механизмов экономической и социальной пульсации, которые демонстрируют стабильную инвариантность по отношению к различного рода институциональным новациям [4, с. 11].

На современном этапе развития перед экономикой Российской Федерации возникает вопрос модернизации существующей региональной политики. Существующая экономическая система имеет преимущественно сырьевую направленность. Таким образом, регионы иногда в ущерб своим экономическим интересам и интересам населения региона выступают в качестве поставщиков сырья или площадок для добычи полезных ископаемых для российских и западных транснациональных корпораций. Реализация сырьевого потенциала Российской Федерации была заложена ещё в 1915 г. с созданием Комиссии по изучению естественных производительных сил России (КЕПС) во главе с В.И. Вернадским. На протяжении длительного времени именно сырьевая направленность экономики обеспечивала стабильность, а на некоторых исторических промежутках и рост экономики страны. Однако сегодня, учитывая роль Российской Федерации на мировом глобальном пространстве, необходим пересмотр существующего вектора развития. Работа в этом направлении уже ведётся как на федеральном, так и на региональном уровне и будет продолжаться до тех пор, пока не будут достигнуты все поставленные цели. Определение приоритетов экономической политики Российской Федерации – сложная и ответственная задача, требующая не только высокого профессионализма разработчиков и экспертов, но и активного участия населения в ее обсуждении и принятии [8, с. 13]. Участие Российской Федерации в глобальной экономике свидетельствует о повышении эффективности её национальной хозяйственной системы. Ярким примером экономического развития является появление в Российской Федерации транснациональных корпораций. Однако авторы отмечают, что для ведения активной глобальной политики требуется также укрепление региональных хозяйственных комплексов, их следует рассматривать как фундамент для реализации глобальных проектов Российской Федерации и основной фактор внутреннего социально-экономического развития. Без развития регионального комплекса реализация национальных интересов за границами государства не будет максимально эффективной, так как активная внешняя политика требует задействовать все ресурсы, в том числе внутренние.

В табл. 1 представлены статистические данные динамики валового регионального продукта (ВРП) по субъектам Российской Федерации и индекса экономической глобализации Российской Федерации. Данные табл. 1 позволяют сделать вывод, что в Российской Федерации процесс регионального развития происходит без воздействия внешних экономических глобальных процессов.

Коэффициент корреляции равен – 0,07, т.е. подтверждает тот факт, что между этими двумя величинами отсутствует зависимость.

Позитивной тенденцией является политика импортозамещения, в результате которой происходит сокращение импорта и переход к российскому производству. Это приводит к росту деловой активности и привлечению инвестиций в производство. Однако, по мнению авторов, сегодня наиболее остро стоит вопрос социально-экономического развития отдельных территорий и модернизации их отраслевой инфраструктуры. Для удовлетворения внутреннего спроса и выхода на внешние рынки произведённая в Российской Федерации продукция должна быть конкурентоспособной и максимально полно удовлетворять потребности целевой аудитории. Если на внутреннем рынке, благодаря политике протекционизма, ещё можно искусственно поддерживать отечественную продукцию, то на внешнем рынке это невозможно. Кроме того, важность развития удалённых от столицы территорий осознана на федеральном уровне. Одно из доказательств – это принятие «Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года», утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 года № 2094-р. Согласно Стратегии целью развития этих территорий является реализация геополитической задачи закрепления населения в этих регионах за счёт формирования развитой экономики и комфортных условий жизни, а также достижения среднероссийского уровня социально-экономического развития. Поиск решений требует нового размещения производственных сил, которое должно происходить с учётом выбранного экономического курса страны. Учитывая курс Российской Федерации на построение инновационной экономики, региональная политика не может включать в себя только сырьевые или индустриальные модели развития. Все попытки уйти от сырьевой модели, осуществить диверсификацию до сих пор не приводили к сколько-нибудь значимому результату (более того, приводили к усилению сырьевой зависимости и ослаблению экономики), в частности, потому что для выхода из экономики сырьевой зависимости нужно говорить не о размывании этой сырьевой зависимости, а об опоре на конкретный ресурс, по меньшей мере, равный по своим перспективным возможностям тому, который использовала сырьевая модель роста [1, с. 244]. Пересмотр региональных экономических моделей, расположения объектов транспортной инфраструктуры, населённых пунктов с целью повышения эффективности экономики и формирования транспортных потоков и рынков сбыта позволит наиболее качественно найти ответы на возникшие вопросы.

Регионы имеют огромный нереализованный потенциал развития экономики своей территории и повышения качества жизни населения, реализовать который можно только опираясь на научный фундамент. Региональное развитие представляет собой процесс реализации национальных приоритетов с помощью проведения законодательных, экономических и административных мероприятий. Социально-экономический рост экономики региона или её развитие является необходимым условием интеграции региональных комплексов в национальную и глобальную экономику. Достичь этих целей можно только при условии грамотного государственного регулирования, сочетающего в себе принципы эффективного управления на федеральном и региональном уровне. Качество внутренних процессов определяет место страны на внешнем рынке, позволяет стабилизировать экономику под воздействием негативных воздействий извне. Ключевым кризисом, влияющим на современную ситуацию в России, выступает глобальный кризис и непосредственно вытекающая из него необходимость трансформации сложившейся в России модели экономического роста. Внешние шоки (включая цены на нефть и санкции) при всей их значимости играют вторичную роль, обостряя ситуацию, но одновременно создавая дополнительные возможности для антикризисного маневрирования и институционального обновления [3, с. 17]. Непростая внутренняя ситуация в экономике страны обусловлена, прежде всего, огромной пропастью между авторами региональной политики и её исполнителями. Приходится констатировать, что, несмотря на предпринимаемые меры, ландшафт российского делового сообщества в разрезе регионов продолжает оставаться неоднородным, с различными показателями инвестиционной и деловой привлекательности [2, с. 173].

Необходимость экономических и социальных преобразований в стране сегодня очень велика. Президент Российской Федерации В.В. Путин 19 сентября 2016 года на совещании с членами Правительства отметил, что в экономике и социальной политике необходимо проводить взвешенные, продуманные преобразования, ориентированные на повышение эффективности, изменение структуры экономики и повышение отдачи от поддержки тех граждан, которые действительно нуждаются в поддержке со стороны государства. Для решения этих вопросов требуется адаптация хозяйственных систем регионов к современным рыночным условиям, которые станут стимулом повышения конкурентоспособности различных отраслей экономики и социально-экономического уровня жизни населения. Особое место при формировании региональной политики страны должно уделяться определению принципов взаимодействия государственного и частного сектора. Именно частный сектор выступает в качестве основной движущей силы экономического развития территории, осваивая природные и трудовые ресурсы, внедряя инновации. В табл. 2 представлены показатели инновационной активности предприятий Российской Федерации.

Читайте также  Государственное и муниципальное управление публичное управление

Показатели общего ВРП по субъектам Российской Федерации и индекса экономической глобализации

8.1.2 Региональная политика в современной России

Практическое воплощение социально-экономическое районирование находит в разработке региональной политики. Региональная политикаэто деятельность по управлению экономическим, социальным и экологическим развити­ем страны в пространственном и региональном аспектах, отражающая баланс интересов государства и составляющих его регионов, а также от­дельных регионов между собой.

Региональная политика в СССР основы­валась на идеологических устоях и понимании экономики как средства удовлетворения геополитических амбиций, направленных на достиже­ние превосходства над капиталистическими государствами во главе с США. Внутри страны региональные проблемы решались из центра и обосновывались его стратегическими планами. Интересы регионов учитывались частично, только в том случае, если они вписывались в обще­государственную концепцию социалистического строительства.

Переход на новую для России региональную политику ознаменовался начавшимися с 1991 г. процессами территориального, политического и экономического обособления страны от бывшего СССР, перехода к эко­номике преимущественно рыночного типа, либерализации экономической деятельности и начала вхождения России в мировую экономку, станов­ления экономического федерализма. В настоящее время проблемы сбалансированного развития регионов, на решение которых направлена региональная политика Российской Федерации, становятся все более актуальными. Выделяются отдельные виды региональной политикиэкономическая, социальная, экологическая, экистическая (поселенческая), инновационная и др. Важность региональной политики для России опре­деляется:

— ландшафтным и геологическим разнообразием страны, влияющим на особенности хозяйства в различных ее частях и дифференциации издержек природопользования;

— масштабностью пространства России, для контролирования и обу­стройства которого требуются большие дополнительные затраты, резко увеличивающиеся по мере освоения северных территорий;

— замедленным прохождением экономических реформ, особенно в периферийных и отсталых регионах, являющимся также результатом регионального сепаратизма, вплоть до конфликтных ситуаций;

— неравномерным освоением и экономическим развитием регионов, нуждающихся в особом подходе со стороны государства;

— демографическими диспропорциями, сложившимися в результате фактической депопуляции населения во многих регионах, а также мощ­ных миграционных процессов, вызванных распадом СССР и кризисными ситуациями внутри самой России;

— сложностью этнического и конфессионального состава населения страны, объективно обернувшейся в некоторых регионах размежеванием по национальному и религиозному признакам после упразднения уни­фицированной советской идеологии;

— экологической напряженностью в отдельных регионах, доходящей до объявления отдельных территорий зонами экологического бедствия;

— формированием региональных рынков в условиях экономической самостоятельности регионов, включая внешнеэкономические отношения и их объединение в ассоциации экономического взаимодействия.

В соответствии с Основными положениями региональной политики в Российской Федерации, глав­ной целью региональной экономической политики являются стабилиза­ция производства, возобновление экономического роста в каждом из регионов России, повышение на этой основе уровня жизни населения, создание научно-технических предпосылок укрепления позиций Россий­ской Федерации в мире. Определены также и задачи региональной эко­номической политики на текущее десятилетие:

— укрепление экономических основ территориальной целостности и стабильности государства;

— содействие развитию и углублению экономической реформы, фор­мированию во всех регионах многоукладной экономики, становлению региональных и общероссийских рынков товаров, труда и капитала, институциональной и рыночной инфраструктуры;

— сокращение чрезмерно глубоких различий в уровне социально-экономического развития регионов, поэтапное создание условий для укрепления в них собственной экономической базы повышения благо­состояния населения, рационализация систем расселения;

— достижение экономически и социально оправданного уровня ком­плексности и рационализации структуры хозяйства регионов, повыше­ние ее жизнеспособности в рыночных условиях;

— развитие межрегиональных инфраструктурных систем (транспорта, связи, информатики и др.);

— стимулирование развития районов и городов, располагающих круп­ным научно-техническим потенциалом и могущих стать «локомотивами» и «точками роста» экономики субъектов Российской Федерации;

— оказание государственной поддержки районам экологического бедствия, регионам с высоким уровнем безработицы, демографическими и миграционными проблемами;

— разработка и реализация научно обоснованной политики в отно­шении регионов со сложными условиями хозяйствования, требующими специальных методов регулирования (районы Арктики и Крайнего Севера, Дальний Восток, приграничные регионы и др.);

— совершенствование экономического районирования страны.

Среди форм реализации региональной политики в настоящее время и в перспективе особое место по своему комплексному воздействию занимают разработка и реализация федеральных целевых программ. Чисто региональной направленностью отличаются федеральные целевые про­граммы комплексного развития территорий, различающиеся в зависи­мости от типа проблемных регионов. Такими программами охватывают­ся регионы, занимающие особое геополитическое положение (Дальний Восток, Курильские острова, Калининградская область), депрессивные и слаборазвитые регионы (районы Крайнего Севера и Восточной Сибири, регионы Северного Кавказа и Прикаспия), регионы и территории, имею­щие важное социальное и экономическое значение (Саха (Якутия), малые и средние города России и др.). Следует особо выделить стратегическое значение для экономики России выполнения подготовленных в конце 90-х годов федеральных суперпрограмм: «Сибирь» и Президентской прог­раммы по Дальнему Востоку и Забайкалью, осуществляемых вместе с региональными программами развития республик Хакасия, Тыва, Бурятия, Тюменской и Читинской областей. Имеется несколько типов других программ, которые соответствуют задачам региональной поли­тики. К сожалению, финансирование и реализация многих их этих прог­рамм осуществляются в явно недостаточных масштабах.

В отличие от федеральной региональной политики в настоящее время успешно проводится в жизнь региональная политика «снизу» – от уровня регионов, совместно использующих природные, производственные и финансовые ресурсы в рамках образованных на добровольных договор­ных началах ассоциаций экономического взаимодействия. В настоящее время функционируют восемь таких ассоциаций: Северо-Запад, Большая Волга, Центральная Россия, Черноземье, Северный Кавказ, Большой Урал, Сибирское соглашение. Дальний Восток и Забайкалье. Некоторые регионы входят одновременно в две экономические ассоциации. Региональная экономическая политика на уровне ассоциаций направлена на координа­цию мер по социально-экономическому развитию и интеграции, а также диалог с федеральными властями по широкому кругу экономических и социальных вопросов –от оказания помощи до совместной разработки программ территориального развития и внешнеэкономических связей на уровне регионов и ассоциаций.

Учреждение Президентом РФ в 2000 г. семи федеральных округов: Северо-Западного, Центрального, Приволжского, Южного, Уральского, Сибирского и Дальневосточного, границы которых лишь отчасти совпадают с границами экономических районов и экономических ассоциаций, ставит вопросы о разделении предметов их ведения и статуса в условиях продолжающегося реформирования российской экономики. Границы ассоциаций не являются стабильными и зависят от экономических инте­ресов составляющих их регионов, которые могут входить как в свое базовое объединение, так и в соседнюю ассоциацию. Но самое главное, что ассоциации решают внутренние проблемы, вытекающие из собствен­ного, в основном экономического, ведения регионов. Деятельность федеральных округов, наоборот, строится как производная от предметов ведения Федерации. То есть округа являются проводниками федераль­ной политики в регионах. Они действуют параллельно с ассоциациями, способствуя экономическому и социальному развитию регионов. При этом достигается координация региональной политики и «сверху», и «снизу». В перспективе состав федеральных округов и экономических ассоциаций, по всей видимости, будет приближаться к составу экономи­ческих районов как наиболее обоснованному делению страны с научной точки зрения. При этом возможно изменение количества и границ самих экономических районов в соответствии с меняющимися условиями их формирования и развития.

Региональная политика Российской Федерации: состояние, перспективы

Контрольная работа


Региональная политика в Российской Федерации:


состояние, перспективы.

Наследие СССР в области региональной политики.

1.1. Причины и последствия распада СССР для региональной политики.

1.2. Дифференциация регионов Российской Федерации.

1.3. Региональные особенности кризисной экономики.

Перспективы региональной политики в Российской Федерации.

Регионализация и интеграция регионов.

Модели реформ в области региональной политики.

2.3. Новая стратегия территориального развития РФ.

3. Реализация региональной политики в Самарской области.

Состояние экономики Самарской области.

Перспективы реализации проекта ТАСИС в Самарской области.

Любая политика — это цели и задачи, преследуемые и решаемые людьми в связи с их конкретными интересами, а также методы, средства и институты, с помощью который данные интересы формируются, отстаиваются и защищаются. Региональной политикой можно считать лишь такую систему намерений и действий, которая реализует интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов методами и способами, учитывающими природу современных региональных процессов, и которая осуществляет все это преимущественно в структуре меж- и внутрирегиональных связей.

Региональная политика — это целостное и самодостаточное звено политической основы общества, без которого последнее, а также каждый человек в отдельности и природная среда могут лишь случайно и без гарантированного успеха существовать на каждой конкретной территории, оставаясь «наедине» с государством, его экономической, внешней, внутренней и иной политикой.

Всякая политика хороша настолько, насколько ей удается поддерживать баланс различных интересов. Региональная политика — не исключение. Она в той мере политика и в той мере эффективна, в какой достигнут и стабилизирован компромисс между региональными интересами государства и местными интересами самих регионов.

Объединительной идеей и государственной, и местной региональной политики может и должна стать устойчивость, стабильность меж- и внутрирегиональных отношений

Региональная политика является составной частью общегосудар­ственной политики в области экономического и социального развития страны. Можно считать, что региональная политика — это система государственных мер, определяющих взаимоотношения государства с регионами на различных этапах социально-политического развития. Так, на этапе планового ведения хозяйства важнейшей внутриполити­ческой задачей являлось ускоренное развитие производительных сил восточных районов. От ее решения зависело экономическое могуще­ство страны.

2. НАСЛЕДИЕ СССР В ОБЛАСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

1.1. Причины и последствия распада СССР для региональной политики

За несколько последних десятилетий региональная политика го­сударства неоднократно корректировалась. Здесь можно отметить от­раслевой метод планирования с практически полным отстранением ре­гионов от принятия хозяйственных решений; территориальный метод планирования, когда территории представляли в директивные органы предложения по развитию, скоординированные с Госпланом СССР по вопросу соответствия макроэкономическим направлениям развития страны. Именно эта координация и являлась мощнейшим рычагом го­сударственной политики, так как она определяла поток бюджетных средств в тот или иной регион.

Читайте также  Государственное управление таможенным делом

Было бы величайшей « натяжкой» объяснять распад Советского Союза стремлением его народов к самоопределению. Национальные чувства доминировали лишь при отделении государств Прибалтики, Закавказья и правобережной Молдовы. Население Украины (за исключением Галиции), не говоря уже о жителях Белоруссии, в своей массе не проявляли стремления к разрыву с Россией. Процесс же активного становления новых национальных государств в Средней Азии и Казахстане явился, по сути, вынужден­ной реакцией на развал Союза, поскольку массовое движение за независимость здесь практически отсутствовало.

В течение веков Россия представляла собой не просто государст­во, а единственное в своем роде, связанное множеством нитей сообщество этносов, населяющих данное геополитическое пространст­во. Это единство сложилось исторически как модель мирного сожи­тельства и коллективной безопасности. Неконтролируемый, под­час искусственный всплеск национализма на территории бывшего единого государства имел мало общего с подлинным националь­ным возрождением народов.

Во многом насильственная дезинтеграция СССР привела:

1) к разрушению (или деформации) общего пространства — хо­зяйственного, транспортного, финансового, культурного и инфор­мационного;

2) возникновению в новых суверенных странах многочислен­ных противоречий — межэтнических распрей, противостояний внутри наций, сепаратизма, автономистских движений и террито­риальных споров;

3) экономическому хаосу, резкому снижению ВВП и массовому обнищанию людей в большинстве вновь образованных государств;

4) ухудшению геополитического положения и национальной безопасности новых международных субъектов;

5) подрыву научно-технического потенциала и местных систем образования из-за отсутствия средств и нарастающей «утечки моз­гов »;

6) беспрецедентному росту криминогенности, массовому нару­шению прав человека и т.п.

Перспективы региональной политики в Российской Федерации

Перспективы региональной политики в Российской Федерации — раздел Государство, Региональная политика Российской Федерации: состояние, перспективы Перспективы Региональной Политики В Российской Федерации. Регионализация И Де.

Перспективы региональной политики в Российской Федерации. Регионализация и дезинтеграция В России наблюдаются признаки дезинтеграции: усиление замк­нутости регионов и уменьшение интенсивности межрегиональных свя­зей. Предельная ситуация в процессе дезинтеграции — выпадение ре­гиона из экономической системы — выход из состава государства, его обособление или вхождение в другую систему (государство). Дезинтеграционные тенденции не устранены и по сей день, они проявляются в Приморье, Чечне, Татарстане и др4. Примеров интеграционной направленности пока очень мало (в Российской Федерации — Беларусь). Однако политическая опасность распада ослабевает, начинает активно действовать такой объединяю­щий фактор, как заинтересованность товаропроизводителей в преодо­лении ограничений спроса и расширении рынка сбыта продукции.

Эти интеграционные моменты следует поддержать государству, в чем и отразится один из аспектов его региональной политики. Огромные различия российских регионов по всем условиям раз­вития и федеральное устройство страны обрекают на неудачу унифи­цированные подходы к проведению реформ.

Для реформирования Рос­сии необходимо разумное сочетание двух течений: регионализации и интеграции.

Суть регионализации — учет специфики регионов в общероссий­ской структурной, инвестиционной, финансовой политике; перенос ряда реформ на региональный уровень (например, реформу в комму­нальном секторе); разработка специальных программ по реформам для регионов с особыми условиями развития. 2.2. Модели реформ В последние 3—4 года региональная политика в России стреми­тельно проходит этапы официального признания.

Она превращается в политическую моду. Редкое программное заявление государственных властей обходится без утверждений о приоритетности региональной по­литики. Объективные различия стартовых условий, дифференцированное отношение федеральных властей к разным регионам и различия в по­литике региональных властей определяют неравномерность осуществ­ления реформ и их региональное разнообразие.

Основные вариации определяются примерно следующими моде­лями поведения региональных властей: осуществление рыночных преобразований даже ценой усиления со­циальной дифференциации (Москва и др.); ориентация на увеличение экспорта с использованием различия в мировых и внутренних ценах и льгот по внешнеэкономической дея­тельности; завоевание для своего региона льгот от федерального правительст­ва (налоговые льготы, субсидии и т. п.); сохранение существенных элементов административно-плановой экономики на региональном уровне (контроль за ценами, нормирован­ное распределение товаров, запрет на их вывоз и т. д.). Существует также в современной региональной политике проект ТАСИС СМЕРУС 9503, отражающий основные европейские тенденции. Роль проектов ТАСИС состоит в сопровождении позитивной динамики и в участии в создании условий для развития, а именно: • привлекая внимание федеральных органов власти к необходимости и достоинствам всесторонней политики регионального развития, осуществляе­мой путем разрешения макроэкономических проблем страны; • выступая за наилучшую координацию между федеральным, региональ­ным и местным уровнями, при которой федеральный, уровень выполнял бы функции координации, оценки и регулирования проводимой политики; • поддерживая лоббирование интересов региональных органов власти по отношению к центру с тем, чтобы снять или снизить негативное воздействие блокирующих развитие макроэкономических факторов; • способствуя деятельности региональных органов и руководителей в рамках существующих ограничений путем разработки законодательных и институциональных рекомендаций, позволяющих компенсировать или умень­шить пагубный эффект макроэкономических ограничительных факторов; • способствуя принятию региональными органами власти методов стра­тегии развития, основанных на партнерстве с региональными государствен­ными и негосударственными участниками экономических процессов, а также на точной и конкретной формулировке целей, а не на поддержке интересов секторального развития, лоббируемых представителями той или иной отрас­ли, что слишком часто используется сегодня. 2.3. Новая стратегия территориального развития Российской Федерации XX в. оставляет экономическое пространство России сильно неоднород­ным и дезинтегрированным, со множеством внутренних деформаций.

Не может быть иллюзий саморазрешения накопившихся проблем.

Перелом негативных тенденций и устойчивая прогрессивная эволюция экономическо­го пространства могут осуществляться только под воздействием консолиди­рованной политики государства и конструктивных сил общества.

Для этого требуется приступить к осуществлению новой стратегии территориального социально- экономического развития, рассчитанной как минимум на первую четверть XXI в. Стратегия должна предусматривать пути решения новых сложных проблем.

С этой точки зрения особенно ценен опыт Европы, опережающей нашу страну по процессам эволюции экономи­ческого пространства.

Главными задачами стратегии территориального развития страны, по нашему мнению, должны стать: • укрепление целостности экономического пространства на основе интен­сификации межрегиональной кооперации и эффективного сотрудничества с сопредельными странами и их региональными группировками; • обеспечение устойчивого экономического роста в регионах на основе использования их человеческого, природно-ресурсного, производственно-технического потенциалов, конкурентных преимуществ и возможностей межрегионального и международного сотрудничества; • сближение регионов по уровню экономического и социального разви­тия, главным образом путем стимулирования экономического потенциала отставших регионов. Для осуществления стратегии территориального развития в принципе необходим временной горизонт, достаточный для модернизации и развития транспорта и энергетики, создания новых систем расселения, освоения природных ресурсов новых регионов, подготовки перехода всех регионов на модель устойчивого развития.

Для этого потребуется не менее 15-20 лет, что превышает объявленный период Стратегии развития Российской Феде­рации, принятой Правительством (10 лет)5. Поэтому более долгосрочная проработка проблем территориального развития может стать базой для последующей пролонгации общей стратегии.

Временной горизонт стратегии должен вместить в себя три этапа: завер­шение переходного периода; осуществление крупных программ, способ­ных привести к качественным изменениям в сферах производства, транспор­та, расселения, образования, здравоохранения, природопользования и экологии; выход, по крайней мере, большинства регионов на траекторию устойчивого развития.

Задачами первого этапа являются ускоренное преодоление последствий экономического кризиса в регионах, завершение в них основных институци­ональных преобразований, максимальное использование благоприятных факторов регионального развития.

Специальной задачей стратегии является преодоление тенденций дивергенции и дезинтеграции экономического про­странства, осуществление разворота в направлении конвергенция — интег­рация. Уже на первом этапе разрыв между регионами по уровню развития может быть сокращен примерно в 1,5 раза путем подтягивания наиболее отсталых регионов.

Тенденция усиления экономической связности россий­ских регионов (новая волна интеграции) возобладает уже в ближайшее время, когда экономический рост охватит большую часть регионов.

Необхо­димость укрепления экономической целостности страны сохранится как одна из главных целей стратегии на весь период ее осуществления. В стратегии должен присутствовать национальный уровень, межрегиональ­ный уровень (решение крупных межрегиональных проблем, например, взаимодействие северных и южных частей Сибири и Дальнего Востока, развитие региона «Большая Волга» и т.п.) и региональный уровень (ком­пактные экономические районы, субрегионы крупных экономических райо­нов, например, юг Дальнего Востока, а также субъекты РФ). Главными направлениями стратегии на национальном уровне являются: • развитие магистральных сетей транспорта и энергетики (в том числе создание межконтинентальных транспортных коридоров); • более равномерное размещение топливно-сырьевых баз; • адаптация производственных структур макрорегионов к требованиям устойчивого развития; • формирование общероссийских систем расселения и регулирование миграционных потоков; • развитие трансграничного экономического сотрудничества. Особое значение для интеграции экономического пространства России и ее интеграции в глобальную экономику имеют проекты трансконтиненталь­ных коммуникаций.

В сфере правовых отношений необходимо завершить распределение полномочий между федеральным центром, субъектами РФ, местным само­управлением; осуществить гармонизацию федерального и регионального экономического законодательства (особенно по собственности на природные ресурсы); принять базисные законы о государственном регулировании тер­риториального развития.

В процессе реформирования бюджетно-налоговой системы необходимо добиваться уменьшения числа регионов-бенефициаров федерального бюджета (этому должно служить также укрупнение субъектов РФ) и переориентации межбюджетных трансфертов на стимулирование регионального развития.

Це­лесообразно ускорить переход на налогообложение трансрегиональных кор­пораций по месту основного производства, увеличивать долю платежей за природные ресурсы в доходах федеральных и региональных бюджетов. Наряду с бюджетно-налоговой системой для реализации территориальной стратегии должны использоваться такие экономические механизмы, как межрегиональное регулирование ценообразования естественных монополий (в особенности тарифов на транспорт, электроэнергию, природный газ), инвестиционные преференции, размещение государственных заказов.

Вся система государственного регулирования должна подвергнуться ис­пытанию с точки зрения ее соответствия целям и задачам стратегии терри­ториального развития и государственной региональной политики. 2.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: