Ресурсы политической власти 3 - ABCD42.RU

Ресурсы политической власти 3

Реферат: Ресурсы политической власти 3

Ресурсы политической власти

Одна из сторон взаимоотношения субъекта и объекта власти – это осуществление субъектом своей властной воли в отношении объекта. Осуществление властной воли достигается посредством использования ее субъектом особых средств. В западной политологии они получили название ресурсов власти.

Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другими является неравномерное распределение ресурсов власти.

Ресурсы политической власти — это потенциальные возможности, средства власти, которые она использует в процессе осуществления своих полномочий, функций. Ресурсы власти многообразны и разнообразны. В зависимости от этапа общественно — политического развития конкретной страны и политического режима ресурсы власти существенно различаются между собой. Они изменчивы, подвижны. На ранних этапах общественного развития источником и ресурсом власти выступала сила. На стадии капиталистического развития превалировало богатство и деньги. В постиндустриальных странах знания и информация становятся основным ресурсом развития производства, власти и общества в целом.

Ресурсы представляют собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивацию человека (телевидение, пресса), либо орудия (инструменты), с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых является жизнь (оружие, карательные органы в целом).

Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним из важнейших оснований власти. Они могут использоваться в качестве позитивных (предоставление благ) и негативных (лишение благ) санкций. В процессе их мобилизации субъектом они трансформируются во власть, которая и представляет собой способность превращать определенные ресурсы во влияние в системе властных взаимоотношений.

Одну из наиболее распространенных в западной политологии классификаций ресурсов власти предложил американский социолог итальянского происхождения, последователь Макса Вебера Амитай Вернер Этциони. Он предложил выделять три группы ресурсов:

Утилитарные ресурсы – это материальные и социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. С их помощью власть, особенно государственная, может «покупать» не только отдельных политиков, но и целые слои населения.

Принудительные ресурсы – это меры административного наказания, судебного преследования, силового принуждения. Они используются обычно в тех случаях, когда не срабатывают ресурсы утилитарные. Например, судебное преследование участников забастовки, не побоявшихся экономических санкций.

Нормативные ресурсы включают средства воздействия на сознание человека, на формирование его убеждений, ценностных установок, на мотивацию его поведения. Они призваны убедить подчиненных в общности интересов граждан и власти, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.

В отечественной политологии наиболее распространенной является классификация ресурсов власти в соответствии со сферами общественной жизни. Соответственно выделяются экономические, социальные, культурно-информационные и политико-силовые ресурсы.

Экономические ресурсы – это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления: средства производства, земля, полезные ископаемые, продукты питания, деньги как их всеобщий эквивалент.

Социальные ресурсы – это возможность понижать или повышать социальный статус человека, его место в социальной стратификации. Это возможность воздействовать на такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, льготы и т.д.

Культурно-информационные ресурсы – это знания и информация, а также средства их производства и распространения: институты науки и образования, СМИ и др. Как считает известный американский социолог О. Тоффлер, в 21 веке традиционные ресурсы власти, такие как сила и богатство, утрачивают свое влияние, хотя и не исчезают полностью. Истинную же власть приобретают знания и информация. Они становятся важнейшим ресурсом власти.

Силовые ресурсы – это оружие и средства физического принуждения, а также специально подготовленные для их применения люди. Их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением, тюрьмами и т.п. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным источником власти, поскольку его использование способно лишить человека высших ценностей: жизни, свободы и имущества.

Ресурсами политической власти могут выступать также различные конкретные организационные, традиционные, образовательные и иные факторы. Среди них: занимаемая должность, престижное образование, личностные связи, биографические данные, имидж, общественно — политический и иной опыт и многие другие потенциальные и реальные возможности и способности человека, организации, политического института.

Различные ресурсы используются субъектами власти обычно в комплексе, хотя каждый тип ресурсов имеет свои условия реализации и предел эффективности, наиболее удобные объекты и время действия. Оппозиционные силы больше опираются на недовольных. Во времена революций, войн чаще используется насилие. Принуждение больше распространено в странах со слабыми демократическими традициями. В обществах с традициями индивидуализма упор делается на использование материального интереса, денег, хотя используется и принуждение, страх за жизнь, здоровье, благосостояние.

Следует иметь в виду, что действие тех или иных средств власти имеет предел, за которым их применение становится бессмысленным. Потому необходимо стремиться к тому, чтобы основой власти были привычка к порядку, высокий уровень культуры, благосостояния людей, законность, а не страх наказания и принуждения.

3.3 Ресурсы политической власти

В структуре властных отношений важным элементом являются ресурсы власти. Ресурсы власти – это все те средства (материальные и нематериальные), использование которых обеспечивает влияние субъекта на объект власти. Р. Даль отмечал, что ресурсы – это все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других. Ресурсы связаны с важнейшими сферами жизнедеятельности общества: экономическими, социальными, культурно-информационными, принудительными.

Экономические ресурсы – это материальные ценности, необходимые для общественного и личного производства и потребления.

Социальные ресурсы – это способность изменения (повышения или понижения) социального статуса, места в социальной структуре общества.

Культурно-информационные ресурсы – знания и информация, а также средства их получения и распространения. Как считает известный американский социолог-прогнозист О. Тоффлер, в конце XX века знания и ресурсы становятся важнейшим ресурсом власти.

Принудительные ресурсы считаются наиболее эффективным источником власти, так как их использование способно лишить индивида жизни, свободы, материальных ценностей. Принудительные ресурсы – это оружие и специально подготовленные для этого люди. В государстве их ядро составляет армия, полиция, служба безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: знаниями, снаряжением, техникой, тюрьмами и т.д.

Специфическим ресурсом власти является сам человек – демографический ресурс. Человек – это универсальный ресурс, производящий другие ресурсы. Причем, человек выступает не только ресурсом власти, но и ее субъектом и объектом.

Ресурсами власти также являются и убеждения, интересы людей, их чувства и эмоции. В этом плане следует подчеркнуть, что эффективным ресурсом могут стать менталитет народа, его религиозные и национальные чувства.

Тема 4. Политическая система общества

4.1 Политическая система: структура, функции и типология.

Выдающийся немецкий биолог Л. Фон Барталанфи ввел в научный оборот в первой четверти XX века такое понятие как система, объясняя обменные процессы клетки с окружающей средой. А американский политолог Т. Парсонс перенес данное понятие уже на рассмотрение общества. Он выделял такие признаки систем, как:

наличие нескольких элементов или единиц;

наличие определенного принципа связи между элементами;

разнокачественность данных элементов;

наличие относительной границы между системой и окружающей средой.

Т. Парсонс представлял общество, как взаимодействие нескольких подсистем, которые находятся во взаимодействии, выполняют определенные функции, реагируют на требования среды или самих подсистем и тем самым обеспечивают жизнедеятельность общества.

Нарастающее внимание к системному характеру политики закрепило термин «политическая система» в политологии в середине XX века для описания властных отношений.

Политическая система как механизм власти, обеспечивающий функционирование единого социального организма, представляет собой многие подсистемы, структуры и процессы, через которые она взаимодействует с ними и выступает по отношению к ним доминирующим фактором. По мере развития и усложнения общественной жизни структура политической системы модифицируется: либо меняется с изменением окружающей среды, либо адаптируется к ней, либо опережает.

Структурными компонентами (подсистемами) политической системы являются:

1. Институциональная подсистема, состоящая из общественно-политических институтов и организаций, где главное место принадлежит государству, которое обладает максимальной политической властью.

2. Нормативно-регулятивная подсистема, основу которой составляет право, выступающее главным нормативным регулятором всех общественных отношений. В праве выражается государственная воля, установленная властью.

3. Коммуникативная (функциональная) подсистема, состоящая из политических отношений и политического режима и включающая в себя разнообразные формы и принципы взаимодействия внутри политической системы и между политическими системами других стран.

4. Культурная подсистема, включающая политическую культуру и политическое сознание.

5. Идеологическая подсистема, т.е. совокупность политических идей, теорий, лозунгов, формирующих различные общественно-политические институты.

Жизнедеятельность политической системы проявляется через выполняемые ею функции, в которых выражается социальная сущность и предназначение политической системы. К приоритетным функциям политической системы относятся: целеполагание, мобилизация, консолидация, легитимация, адаптация, сохранение системы, регулирование политических отношений, выработка правил политической деятельности, политическая социализация, политическое рекрутирование и другие.

Политическая система, являясь сложным, богатым по содержанию явлением, подлежит классификации по различным критериям. Так, марксистские ученые, исходя из формационного подхода, различают политические системы рабовладельческого, феодального, капиталистического и социалистического общества. Западные ученые выделяют открытые и закрытые политические системы, в зависимости от динамичности политической системы и ее связи с окружающей средой. В соответствии с типом политического режима – политические системы делятся на демократические, авторитарные и тоталитарные. В зависимости от типа общества и уровня его развития логично выделять доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные политические системы. По шкале политической культуры выделяют четыре типа политических систем – англо-американские, континентально-европейские, доиндустриальные и тоталитарные. По содержанию и формам управления различают – либеральные демократии, коммунистические (авторитарно-радикальные), традиционные, популистские и авторитарно-консервативные политические системы. Можно упомянуть и другие типологии: по стилю правления или по типу государства.

Читайте также  Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования

Структура власти

Содержание:

  • 1 Структура власти
    • 1.1 Субъекты и объекты власти
    • 1.2 Функции власти
    • 1.3 Источники и ресурсы власти
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 25-06-2021, 18:38
  • ЕГЭ по обществознанию / Политика ЕГЭ
  • adminn
  • 753

↑ Структура власти

Структура власти включает следующие компоненты:

1) Источник власти (то, что дает возможность властвовать: авторитет, сила, престиж, закон, богатство, харизма, тайна, интерес и т.д.)
2) Субъект власти (руководители: человек, общность людей, организация, народ, мировое сообщество, объединенное в ООН)
3) Объект власти (подчиненные: индивид, социальная группа, класс и т.п.)
4) Функции власти (господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация)
5) Ресурсы власти (экономические, социальные, культурно-информационные и т.д.)

↑ Субъекты и объекты власти

Субъекты политической власти: отдельный индивид, правящая олигархия, политическая партия, нация и т.д.

Отличительные особенности субъекта политической власти — его стремление к власти как к самоцели или средству достижения таких жизненных благ, как богатство, престиж, связи и т.д. Субъект власти также характеризуется способностью своевременно принимать правильные политические решения и доводить их до конца, чувством ответственности за последствия проводимой им политики и, самое главное, политической мудростью.

Субъектов политики можно определенным образом классифи­цировать. Обычно их подразделяют на

  • (1) первичные — индивид, класс, нация, большие и малые социальные группы;
  • (2) вторичные — общественно-политические организации и движения, партии, поли­тические элиты и другие участники политической жизни.

Первич­ные субъекты непосредственно генерируют политические интересы, а вторичные — проводят их в жизнь.
Согласно другому делению, субъекты политики могут быть

  • коллективными — политические партии, депутатские группы и дру­гие объединения,
  • индивидуальными — политические элиты и их лидеры, обладающие властью и играющие в политике опреде­ленную роль.

Субъект определяет содержание властного отношения через:

1) приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти;
2) подчинение частной воли всеобщей воле власти;
3) наказание (санкции) в случае отказа подчиниться господствующей воле;
4) регламентацию поведения в соответствии со всеобщим интересом.

Объектом политической власти являются те личности и соци­альные группы, на которые распространяется эта власть, застав­ляющая их предпринимать те или иные действия.

При этом различие между субъектом и объектом политики весьма относительно и зависит от конкретной политической ситуа­ции. Каждый человек или социальная группа могут выступать объ­ектами политической деятельности, если она направляется не ими, а другими субъектами, которые сознательно реализуют в ней свои интересы, используют при этом политическую власть.

↑ Функции власти

↑ Источники и ресурсы власти

Источниками власти могут выступать могут выступать

  • авторитет,
  • сила,
  • закон,
  • богатство,
  • знание,
  • престиж,
  • социальный и политический статус,
  • тайна,
  • интерес и т.д.

Ресурсы власти — это реальные и потенциальные средства, которые используются (или могут быть использованы) для укрепления самой власти и ее оснований.

Ресурсы власти

  • экономические

В качестве экономических ресурсов выступают деньги или иные средства обмена — недвижимость, природные ресурсы, золотой запас.

  • социальные

Социальные ресурсы — это поддержка власти со стороны значимых социальных групп; социальный статус и возможность его повышения или понижения субъектом власти. Власть, стремящаяся расширить свою социальную базу, должна обеспечивать общенациональные интересы, привлекать на свою сторону колеблющихся, стремиться к социальному партнерству с «управляемыми» слоями и группами.
Социальные ресурсы частично совпадают с экономическими ресурсами. Так, например, доход и богатство, являясь экономическим ресурсом, вместе с тем характеризуют и социальный статус. Однако социальные ресурсы включают и такие характеристики, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т.п.

  • культурно-информационные, духовно-идеологические

Культурно-информационные ресурсы включают множество средств воздействия на аудиторию субъекта культурно-информационной власти (духовные ценности, знания и информация, средства художественного воздействия — театр, музыка, кинематограф и т.п.). К культурно-информационным ресурсам можно отнести: системы хранения и учета национального культурного достояния, методики сбора, обработки и стыковки различных видов стратегической информации, принципы и методы работы средств массовой информации, гарантирующих обществу информационно-культурный плюрализм. Сюда же включается система гарантий, препятствующих доступу к печати, радио и телевидению всякого рода экстремистским элементам.

  • силовые — оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные для этого люди;

Силовые ресурсы — это средства насилия и принуждения, репрессивный аппарат, который может быть использован для достижения целей субъекта власти.

  • организационные — наличие организации, заинтересованной и способной добиваться достижения поставленных целей.
  • правовые

Правовые ресурсы включают законы и иные нормативные акты, регулирующие отношения в обществе, и их использование для реализации целей субъектов власти.

Разумеется, ресурсы власти являются обоюдоострым инструментом: при научно обоснованном, профессиональном использовании они укрепляют как саму власть, так и ее основания. При некомпетентном подходе они подтачивают, разрушают власть, способствуя возникновению кризисов и революций.

Ресурсы политической власти. Формы правления и функционирование власти.

Ресурсы политической власти — это потенциальные возможности, средства власти, которые она использует в процессе осуществления своих полномочий, функций. Ресурсы власти многообразны и разнообразны. В зависимости от этапа общественно — политического развития конкретной страны и политического режима ресурсы власти существенно различаются между собой. Они изменчивы, подвижны. На ранних этапах общественного развития источником и ресурсом власти выступала сила. На стадии капиталистического развития превалировало богатство и деньги.

Ресурсы представляют собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивацию человека (телевидение, пресса), либо орудия (инструменты), с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых является жизнь (оружие, карательные органы в целом).

Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним из важнейших оснований власти. Они могут использоваться в качестве позитивных (предоставление благ) и негативных (лишение благ) санкций. В процессе их мобилизации субъектом они трансформируются во власть, которая и представляет собой способность превращать определенные ресурсы во влияние в системе властных взаимоотношений.Одну из наиболее распространенных в западной политологии классификаций ресурсов власти предложил американский социолог итальянского происхождения, последователь Макса Вебера Амитай Вернер Этциони. Он предложил выделять три группы ресурсов:

Утилитарные ресурсы – это материальные и социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. С их помощью власть, особенно государственная, может «покупать» не только отдельных политиков, но и целые слои населения.

Принудительные ресурсы – это меры административного наказания, судебного преследования, силового принуждения. Они используются обычно в тех случаях, когда не срабатывают ресурсы утилитарные. Например, судебное преследование участников забастовки, не побоявшихся экономических санкций.

Нормативные ресурсы включают средства воздействия на сознание человека, на формирование его убеждений, ценностных установок, на мотивацию его поведения. Они призваны убедить подчиненных в общности интересов граждан и власти, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.

В отечественной политологии наиболее распространенной является классификация ресурсов власти в соответствии со сферами общественной жизни. Соответственно выделяются экономические, социальные, культурно-информационные и политико-силовые ресурсы.

Экономические ресурсы– это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления: средства производства, земля, полезные ископаемые, продукты питания, деньги как их всеобщий эквивалент.

Социальные ресурсы – это возможность понижать или повышать социальный статус человека, его место в социальной стратификации. Это возможность воздействовать на такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, льготы и т.д.

Культурно-информационные ресурсы – это знания и информация, а также средства их производства и распространения: институты науки и образования, СМИ и др. Как считает известный американский социолог О. Тоффлер, в 21 веке традиционные ресурсы власти, такие как сила и богатство, утрачивают свое влияние, хотя и не исчезают полностью. Истинную же власть приобретают знания и информация. Они становятся важнейшим ресурсом власти.

Силовые ресурсы – это оружие и средства физического принуждения, а также специально подготовленные для их применения люди. Их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением, тюрьмами и т.п. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным источником власти, поскольку его использование способно лишить человека высших ценностей: жизни, свободы и имущества.

Ресурсами политической власти могут выступать также различные конкретные организационные, традиционные, образовательные и иные факторы. Среди них: занимаемая должность, престижное образование, личностные связи, биографические данные, имидж, общественно — политический и иной опыт и многие другие потенциальные и реальные возможности и способности человека, организации, политического института.

Различные ресурсы используются субъектами власти обычно в комплексе, хотя каждый тип ресурсов имеет свои условия реализации и предел эффективности, наиболее удобные объекты и время действия. Оппозиционные силы больше опираются на недовольных. Во времена революций, войн чаще используется насилие. Принуждение больше распространено в странах со слабыми демократическими традициями. В обществах с традициями индивидуализма упор делается на использование материального интереса, денег, хотя используется и принуждение, страх за жизнь, здоровье, благосостояние.Политическая власть — особая разновидность общественной власти. Она включает в себя все властныеотношения, складывающиеся между государством, партиями, движениями, группами давления и т. д. Посредством этих институтов выражается господствующая воля какого-то класса, слоя или большинства общества.

Ядром политической власти является государственная власть, которая обладает рядом признаков:

— возможностью законного использования силы в решении актуальных проблем;

— ее решения обладают обязательностью для всех и имеют высшую юридическую силу,опирается на систему спец. институтов и нормы права.

Читайте также  Государственные финансы понятие, структура, функции

Политическая власть осуществляется специфическимиметодами с помощью особых механизмов. В основе функционирования политической власти лежат принцип суверенитета и принцип легитимности.

1. Принцип суверенитета означает верховенство и независимость государственной власти.

Сосредоточение политической власти у государства означает его верховенство по сравнению с другими политическими институтами (партиями, движениями и т. д.).

Верховенство государственной власти проявляется в:

· общеобязательности ее решений для населения;

· возможности отмены постановлений и решений негосударственных политических организаций;

· обладании рядом исключительных прав;

· наличии специальных средств воздействия на население, отсутствующих у других организаций;. наделении правами и обязанностями граждан.

Независимость госвласти предусматривает ее самостоятельность и равноправие.

2. Принцип легитимности связан с обоснованием правомерности тех решений, которые принимает власть,и добровольности их выполнения населением. Термин»легитимность» (legtmte) отражает степень соответствиявласти ценностным представлениям большинства граждан. Легитимность — это осознание гражданами законности власти. Данное представление проистекает из убеждения, что власть законна, сформирована самим народоми служит его интересам. Теория легитимности М.Вебера включает два момента: признание власти правителей и обязанности управляемых подчиняться ей. Принцип легитимности власти обеспечивает добровольное согласие граждан подчиняться ее решениям и правомочность применения властью принуждения. Легитимность является важнейшим признаком демократической власти, потому что власть опирается на ценности, традиции, предпочтения и устремления большинства общества.

Значение принципа легитимности:

· позволяет отличать законно установленную власть от узурпированной, то есть насильственно захваченной;

· определяет границы правомерности использования властью насильственных мер;

· способствует признанию международным сообществом неправомерности насильственного изменения госграниц и соблюдении режимом страны норм международного права.

3. Убежденность населения в правомерности и справедливости существующих институтов власти, согласие подчиняться их решениям могут достигаться различными способами. М.Вебер выделил три идеальных типа легитимности власти: традиционный, харизматический и рационально-легальный. В основу своей классификации он положил мотив подчинения:

· традиционный тип легитимности основан на привычке подчиняться власти, вере в ее божественный характер и священность права престолонаследия;. харизматический тип легитимности основывается на вере населения в исключительные качества политического деятеля;

· рационально-легальная легитимность основана на вере участников политической жизни в справедливостьтех правил, на основе которых формируется власть. Институты власти в своей деятельности подчиняются закону. Мотивом подчинения является рационально осознанный интерес избирателя, который высказывает его на

· выборах, голосуя за ту или иную партию, лидера;

· идеологическая легитимность состоит в обосновании соответствия власти идеалам, представлениям, ценностям, менталитету (образу, характеру) народа. Возможности власти заметно возрастают, если она использует господствующие в обществе идеалы.

В чистом виде названные идеальные типы легитимности на практике не существуют. Они дополняют друг друга, поэтому говорят о смешанном типе легитимности.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Политическая власть и её ресурсы

Доклад на тему «Власть. Политическая и не только».

Википедия.

Вла́сть — это возможность и способность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей даже вопреки сопротивлению. Суть власти не зависит от её основы. Способность и возможность достигать своих целей может базироваться на различных методах: демократических и авторитарных, честных и нечестных, насилии и мести, обмане, провокациях, вымогательстве,стимулировании, обещаниях и т. д.

Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Она необходима для организации общественного производства, которое требует подчинения всех участников единой воле, а также для регулирования других взаимоотношений между людьми в обществе.

Специфической разновидностью является политическая власть — способность определённой социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов. В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства. Наиболее сильным элементом политической власти является государство и система государственных органов, реализующих государственную власть.

Законодательная власть — власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательных органов также входит утверждение правительства,утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Общее наименование органа законодательной власти —парламент.

В России законодательная власть представлена двухпалатнымФедеральным Собранием, в которое входят Государственная дума и Совет Федерации, в регионах — законодательными собраниями (парламентами).

Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимойпубличной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, такими как подзаконодательное регулирование, внешнеполитическое представительство, осуществление. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Основное назначение исполнительной власти — организация практического исполнения Конституции РФ и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

Органы судебной власти разрешают правовые споры (тяжбы) между конкретными лицами, а также рассматривают дела об оспаривании правовых предписаний на предмет соответствия правилам более высокой силы (законов — Конституции, подзаконных нормативных актов — законам, так называемый нормоконтроль), в отдельных случаях дают толкование правовым нормам (в основном нормам конституции страны) вне связи с конкретным спором. Суды также выполняют отдельные удостоверительные функции (признание фактов, в отдельных государствах — укрепление прав), когда для удостоверения требуется доказывание, по сложности выходящее за компетентность нотариусов.

Публичная власть — это власть, выделенная из общества и не совпадающая с населением страны, являющаяся одним из признаков, отличающих государство от общественного строя. Обычно противопоставляется общественной власти. Появление публичной власти связано с возникновением первых государств.

Символи́ческая власть — термин, введенный Пьером Бурдье для описания специфического типа власти в социуме. Впервые данный термин встречается в работе «Различение. Социальная критика суждения вкуса» 1979 года.

Бурдье описывает символическую власть как способность формировать или изменять категории восприятия и оценки социального мира, которые в свою очередь могут оказывать непосредственное влияние на его организацию.

Учебник.

Власть – право возможность одних повелевать, распоряжаться и управлять другими; способность и возможность одних осуществлять свою волю по отношению к другим оказывать определяющее влияние на их поведение и деятельность, используя при этом авторитет, право, насилие и другие средства.

Политическая власть схожа с обычной властью (способность и право осуществлять свою волю в отношении других, повелевать и управлять ими). Но вместе с тем она имеет некоторые отличия:

-политическая власть всегда носит общественный характер;

-использует своего рода принуждение, традиции, моральное влияние, систему идеологических и правовых норм;

-предполагает обязательное функционирование специальных структур (аппарата).

Государственная власть – непосредственный продукт (результат) политической власти, но не сводиться только к ней, ибо государство выполняет и неполитические задачи (образование, спорт, экология и т.д.) Конечно, при определенных обстоятельствах, в силу тех или иных причин эти задачи могут приобрести политический характер. (Например проблема языка обучения в школах СНГ).

Государственная власть — особая форма политической власти. Во-первых, ее, как правило санкционирует и одобряет народ. Во-вторых, в большинстве случаев народ добровольно делегирует свои права на власть государству. В-третьих, общество дает право государственной власти на принуждение, использование силы в рамках, оговоренных законом. В связи с этим можно выделить отличительные черты государственной власти:

— верховенство, обязательность ее решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти;

— всеобщность, т.е. публичность (государственная власть действует на основе права от имени всего общества)

— легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;

— моноцентричность, т.е. существование общегосударственного центра (системы властных органов) принятия решений;

— широчайший спектр используемых средств для решения задач общенационального масштаба.

Авторитет власти определяется соответствием функции власти интересам общества или отдельных его групп.

Структура власти. Основными компонентами власти являются субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы и характеризующийся механизмом и способами взаимодействия субъекта и объекта.

Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер: ее первичными факторами являются индивиды, вторичными — политические организации, субъекты наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими во всех властных отношениях различные общественные группы и весь народ, — политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями может нарушаться, лидеры нередко отрываются от масс и даже от приведших их к власти партий. Субъекты власти должны обладать такими качествами, как желание властвовать, воля к власти, готовность брать на себя ответственность, компетентность, профессионализм, обладать авторитетом, уметь рационально использовать ресурсы.

Субъекты политической власти в системе горизонтальных и вертикальных политических связей, взаимоотношений могут быть одновременно и субъектами, и объектами. Власть всегда представляет собой взаимодействие между субъектами политики, а разделение на субъектов и объектов осуществляется в целях налаживания конкретной политической практики, необходимости выработки в отношениях друг к другу стратегии и тактики действий.

Читайте также  Демократия - основа Белорусского государства

Более сложно и важно различение субъекта и носителя политической власти. Носители власти — это те, кто в глазах общественности представляют саму власть, т.е. непосредственные организаторы власти, властные структуры. Субъекты власти — те, чьи интересы представлены в структурах власти. В социально-классовом обществе главным субъектом власти выступает либо конкретный класс, либо определенная социальная общность (группа). Социальной основой политической власти выступала и выступает форма собственности. Она определяет и субъекта власти, который осуществляет свою власть, защищает свои интересы через носителей власти. Осуществление политической власти класса, социальной группы посредством носителей (представителей этих социальных общностей) создает иллюзию надклассовое, всенародности государственной власти.

Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти. В широком смысле ресурсы власти представляют собой все то, что можно использовать для влияния на других в целях их подчинения. Люди, которые не имеют ресурсов, помучают их в обмен на исполнение распоряжений обладателей ресурсов, тем самым попадая в зависимость и подчиняясь последним.

Ресурсы власти разнообразны, существует несколько их классификаций. Некоторые социологи разделяют их на утилитарные, принудительные и нормативные.

Утилитарные ресурсы — это материальные и другие социальные блага, снизанные с повседневными интересами людей. С их помощью власть, особенно государственная, может «покупать» не только отдельных политиков, но и целые слои населения. Эти ресурсы используются как для поощрения, так и для наказания (например, уменьшение зарплаты недобросовестным).

В качестве принудительных ресурсов обычно выступают меры административного наказания, используемые в тех случаях, когда не срабатывают ресурсы утилитарные. Это, например, судебное преследование участников забастовки, не побоявшихся экономических санкций.

Нормативные ресурсы включают средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека. Они призваны убедить подчиненных в общности интересов руководителя и исполнителей, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований. I ели первые два виды ресурсов связаны с воздействием на реальные обстоятельства и через них на поведение людей, то третий вид ресурсов с влиянием непосредственно на сознание человека.

Достаточно распространенным и плодотворным для понимания специфики различных видов власти является деление ресурсов в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности на экономические, социальные, политико- силовые и культурно-информационные.

Экономические ресурсы — это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления, деньги как всеобщий эквивалент стоимости на средства производства, плодородные земли, продукты питания и т.д.

Социальные ресурсы — способность повышения или понижения социального статуса или ранга, места в социальной стратификации. Они часто совпадают с экономическими ресурсами. Так, например, доход и богатство, являясь экономическим ресурсом, вместе с тем характеризуют и социальный статус — социальный ресурс. Однако социальные ресурсы включают и такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т.д.

Культурно-информационные ресурсы — знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, СМИ. С начала XXI века именно знания и информация стали важнейшим ресурсом власти в силу своих преимуществ: бесконечности, общедоступности, демократичности, подчинили силу и богатство и стали определяющим фактором функционирования власти.

Силовые ресурсы — это оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные для этого люди. В государстве их ядро составляют армия, полиция (милиция), спецслужбы, внутренние войска, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением, тюрьмами и т.д. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным источником власти, поскольку его использование способно лишить человека высших ценностей: жизни, свободы и имущества.

Различные ресурсы власти применяются ее субъектами обычно в комплексе, особенно крупными политическими субъектами, например, государством, которое использует в большей или меньшей степени все названные ресурсы.

Специфическим ресурсом власти является сам человек — демографические ресурсы. Люди — это универсальный, многофункциональный ресурс, который создает другие ресурсы.

Ресурсы политической системы

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность власти и политической системы

В современном научном знании укоренилось как обыденное определение понятия «власть», так и его научная трактовка. Связано это не только с многозначностью данного слова, но и с широким диапазоном его употребления. Среди многочисленных трактовок понятия «власть» мы выделим следующие:

  1. Власть – это один из серьезнейших способов влияния, которое один человек может оказывать на других, навязывая свою волю, ценности и мировоззрение;
  2. Власть представляет собой достижение определенных целей (в первую очередь связанных с усилением своего влияния на других людей);
  3. Власть как возможность использовать определенные средства для дальнейшего развития и усиления своего влияния;

Также многие авторы подразумевают под властью особый тип социального действия, который основан на осознании возможностей изменить поведение других людей, направить его в выгодных для человека позициях. Тем не менее, в общем виде власть представляет собой основной элемент жизни любой социальной системы, который выражается в специфическом отношении между двумя субъектами (как минимум).

Власть эквивалентна политической системе. Политическая система обязана быть конструктивной, основываться на принципе созидательности. Это значит, что она должна быть реализована путем гармонизации отношений между людьми, их потребностей и интересов как большинства населения. Тем не менее, политическая система и власть может нести разрушительные последствия, поскольку нередко реализуются вопреки интересам большинства жителей государства. Это ведет к плачевным последствиям, к разделению общества на тех, кто поддерживает текущий политический режим и тех, кто выступает против него.

Основания власти и политической системы

При исследовании власти, политической системы и ее оснований, необходимо иметь в виду социальную сущность власти. Она определяется следующими аспектами: во-первых, политическая система исходит из интересов общества, возникает в нем. Люди осознают, что без контроля за их деятельностью, без властного начала наступит хаос, которую приведет к саморазрушению социальных связей. Во-вторых, политическая система, если она принята большей частью общества, обеспечивает упорядочение интересов населения, регулирует его целостность, а также отношения между отдельными людьми или более широкими социальными группами.

Готовые работы на аналогичную тему

Структура политической системы включает в себя следующие компоненты:

  1. Источники политической власти – авторитет человека или отдельной социальной группы, сила и престиж, закон, которому он следует. Особую роль играет богатство, личные качества, харизма, умение убеждать, быть услышанным, заинтересовать публику и избирателя;
  2. Основания власти – в первую очередь экономический аспект (ресурсы государственной власти и политической системы), социальные, юридические и правовые основания для совершения деятельности, административно-силовые меры, а также культурные и информационные ресурсы;
  3. Субъекты власти – институты государства (экономические, политические, социальные, духовные, образовательные, трудовые и многие другие), само государство, политическая элита и лидера политических партий и общественных организаций, которые вправе осуществлять власть и решения по будущему страны;
  4. Объекты политической системы – непосредственно индивид как гражданин государства, избиратель. Также объектом становится более обширная социальная группа или класс;
  5. Функции власти, такие, как контроль, руководство, принятие особо важных решений, которые оказывают влияние на все сферы жизни общества. Также к функциям относится мобилизация, координация, управление и организация различных органов и систем для их целесообразного функционирования и регулирования более узких сфер жизни человека;
  6. Ресурсы власти – насилие, принуждение, убеждение, традиции, правовая составляющая. Об этом мы поговорим в следующей части нашей статьи.

Ресурсы власти и политической системы

Осуществление власти и устойчивость политической системы определяется использованными при этом методами, а также ресурсами. Все ресурсы могут подразделяться по отдельным особым критериям. Одна из первых классификаций ресурсов была предложена Н. Макиавелли. В ее основе лежат мотивы, которые двигают человеком при совершении каких-либо действий и поступков в рамках осуществления своей власти.

Ресурсы, относящиеся конкретно к реализации власти, могут подразделяться по характеру воздействия, а также по своим сферам, на которые они могут беспрепятственно оказать влияние. Соответственно, авторами выделяются нормативные, утилитарные и принудительные ресурсы политической системы.

При использовании нормативных ресурсов политической системы власть и человек, который обладает ею, оказывает особое влияние на мировосприятие личности, на его поведение. Регулируется она посредством социальных норм, которые способны постоянно меняться. Также важную роль играют правила взаимодействия индивидов, поскольку в разных условиях они пользуются совершенно разными средствами для общения и достижения поставленных целей. К ценностям и нормативным ресурсам относятся свобода личности, автономность ее деятельности от деятельности государства, ответственность за совершенные поступки или сказанные слова.

Власть и политическая система могут оказывать влияние на условия существования и жизнедеятельности людей. При этом полностью удовлетворяются их запросы и требования (повышение зарплаты, снижение налогов). Также появляется возможность улучшить условия труда, бытовые условия. Ресурсы такой группы называются утилитарными, направленными на создание благоприятных условий для человека и членов его семьи.

Третий вид ресурсов – принудительные (авторитарные). Человек боится за свою жизнь и жизнь близких, поэтому готов выполнять все условия, которые ставит перед ним политическая система. Сюда входит боязнь насилия, угрозы увольнения или потери собственного имущества.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: