Роль государства в регулировании макроэкономических процессов - ABCD42.RU

Роль государства в регулировании макроэкономических процессов

Участие государства в макроэкономике

Вы будете перенаправлены на Автор24

Функции государства в макроэкономике

Все экономические системы, существующие в реальном мире, имеют смешанный вид. В таких системах рынок и государство разделяют между собой ответственность за реализацию пяти функций, представленных на рисунке 1.

Рисунок 1. Общие функции рынка и государства в макроэкономике. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Перечисленные экономические функции позволяют укреплять и упрощать работу рыночной системы, модифицировать чистый капитализм для достижения социальных и экономических целей общества.

В макроэкономическом регулировании к функциям государства относятся:

  • Разработка и утверждение правовых основ экономики;
  • Определение приоритетов макроэкономического развития, т.е. выделение из множества макроэкономических целей тех, которых представляют особую важность на данном этапе развития экономики;
  • Обеспечение нормальных условий для работы механизма ранка, в том числе осуществление антимонопольной политики;
  • Осуществление регулирования экономической деятельности для достижения поставленной цели, основываясь на определенной экономической политике;
  • Дополнение рыночного механизма в тех областях экономической деятельности, которые недостаточно эффективны;
  • Решение проблем социальной защиты населения, обеспечение его социально-экономических прав и более справедливого распределения доходов между членами общества.

В командной экономике наблюдается планирование тотального директивного типа, натуральное распределение ресурсов производства и готовой продукции, административный контроль цен.

Готовые работы на аналогичную тему

В такой системе роль рынка второстепенна, поскольку главный ориентир деятельности предприятия – это пятилетний план. Таким образом, государство осуществляет жесткий контроль над предприятием, лишая его тем самым хозяйственной самостоятельности.

В рыночной системе всю информацию о направлении хозяйственной деятельности производители получают посредством жизнеспособной системы цен на ресурсы, товары и услуги. Рынком регулируется деятельность предпринимателей, а государством – функционирование рынка. таким образом, вмешательство государства в хозяйственную деятельность предприятий, а также рынка в целом, является минимальным, за исключением нежелательных явлений, например, кризисов, стихийных бедствий, массовой безработицы и т.д.

Государство является таким же участником хозяйственной деятельности, как и фирмы или домохозяйства, однако, последствия его действий несравнимы с их воздействием. Как правило, государственная деятельность сконцентрирована за пределами рыночного сектора и имеет свои особенности. Для эффективного воздействия государство должно иметь в своем распоряжении необходимые средства, получаемые в виде налогов, и использовать их для осуществления целей.

Модели государственного регулирования экономики

Вмешательство государства в экономическую жизнь не является спонтанным, а основано на нескольких моделях. Как правило, выделяются следующие модели государственного регулирования:

  • Классическая;
  • Кейнсианская;
  • Институционально-социальная.

Согласно классической модели вмешательство государства в хозяйственную жизнь сведено к минимуму и основывается на концепции А. Смита: мягкое воздействие на законы «естественной рыночной игры» субъектов хозяйствования, вытекающих из закона спроса и предложения. При этом реакция государства на отклонение от данных правил должна быть жесткой, т.е. с использованием права, суда, армии, полиции и других силовых структур.

В кейнсианской модели предполагается активное и максимально допустимое государственное вмешательство в экономическую жизнь для минимизации колебаний циклического характера, которые приводят к потерям ресурсов, продуктов всех рыночных участников.

В институционально-социальной модели предполагается реализация трех государственных функций: силовой, экономической, социальной. Реализация данных функций должна обеспечивать минимальные отрицательные и максимальные положительные внешние эффекты в хозяйственной деятельности.

Чтобы не допустить наступления больших и трудноразрешимых социально-экономических конфликтов, государство должно постоянно учитывать цели своей регулирующей политики:

  • Повышение производительности за счет содействия НТП и рационализации производства, обеспечение максимально эффективного использования всех факторов производства;
  • Пропорциональное развитие всех производственных отраслей;
  • Обеспечение должного уровня благосостояния общества;
  • Стабилизация рынков и гарантированные поставки на внутренний рынок сельскохозяйственной продукции.

На сегодняшний день государство использует следующие инструменты воздействия:

  1. Законодательство;
  2. Кредитно-денежная политика (доступность денежных средств и кредитов, соответствующие процентные ставки);
  3. Фискальные методы воздействия (трансферы, налоги, государственные расходы);
  4. Внешнеэкономические регуляторы (пошлины, квоты, экспортные и импортные тарифы).

Роль государства в решении проблем макроэкономического характера

В современной экономике существуют проблемы, которые невозможно решить только с помощью рыночного механизма, поэтому требуется воздействие со стороны государства. Таковыми являются:

  • Обеспечение экономики необходимым количеством денег. Главная роль в данном случае отводится центральным банкам и государственной денежной политике, согласно которой государство организует и регулирует денежную наличность;
  • Обеспечение населения чистыми благами, такими как: оборона, охрана общественного порядка, государственное управление, энергетическая система, образование и т.д.;
  • Контроль над социальными затратами, закрытие вредных для окружающей среды предприятий, защита экономического порядка.

Государственное регулирование экономики

Под регулированием любой из систем понимается комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для корректировки данной системы. В разное время своего различия, различные типы экономических систем либо строились полностью полагаясь на государственное регулирование, либо полностью отрицали роль государства в экономическом развитии. Современные реалии говорят о том, что в некоторых сферах и областях данный инструмент является обязательным, но не отрицает существование частного бизнеса и партнерства с ним.

Государственное регулирование экономики – определение термина

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) — комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для приведения экономической системы в нужное состояние. Осуществляется ГРЭ путем воздействия на ценообразование, социальную сферу, эмиссионную политику, бюджетную политику, иные экономические показатели.

Жесткое ГРЭ присуще административному (командному) типу экономических систем, характеризующемуся плановыми показателями, централизацией, монополией на ресурсы и директивным установлением цен.

Для модели рыночной экономики присущи снижение регулирующей функции государства, она основана на праве частной собственности, рыночном ценообразовании и конкуренции.

Однако, приведение экономической модели к рыночному типу может характеризоваться шоковой терапией, резкими изменениями, иными негативными процессами. Также следует признать, что существуют изначально неприбыльные отрасли, но необходимые для экономики. В данной ситуации, возникает необходимость ГРЭ даже при рыночной модели.

Роль государства в экономике

Роль государства в экономике определяется следующими направлениями:

  • создание нормативно-правовых актов, регулирующих экономические, политические, социальные процессы;
  • проведение антимонопольного регулирования, что создает условия здоровой конкуренции между производителями и улучшает качество товаров и услуг;
  • распределение дохода путем регулирования налогообложения и выплат социальных пособий (пенсии, стипендии, декретные, больничные и пр.);
  • развитие научной деятельности;
  • контроль за использованием возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов, недр;
  • регулирование отраслевой структуры экономики;
  • проведение сдерживающей либо стимулирующей экономической политики;
  • контроль за важнейшими социально-экономическими показателями;
  • производство общественно необходимых благ.

—>

Государственное регулирование экономики – цель, принципы и методы

Целью ГРЭ является обеспечение стабильного функционирования экономической системы в переходном периоде путем принятия определенных мер. Это могут быть меры законодательные, контрольные и иные. Они призваны помочь экономике приспособиться к изменяющимся условиям функционирования. Меры направляются на регулирование ресурсной базы, процесса производства, финансовых потоков.

Меры ГРЭ могут приниматься как на уровне федерации, так и локально.

Принципами ГРЭ являются:

  • Применять рыночные инструменты регулирования при наличии возможности их применения. Т.е. при прочих равных условиях, давать бизнесу возможности роста и развития, но при необходимости финансировать отрасли, непривлекательные для бизнеса.
  • Строить отношения с частным бизнесом на принципах государственно-частного партнёрства, исключая монополизацию отраслей и организаций.
  • Мероприятия ГРЭ должны быть направлены на поддержание стабильности экономического развития.
  • Осуществлять более жесткое ГРЭ в кризисные периоды, а также жестко контролировать сферу международных экономическо-политических отношений.
  • Обеспечение защищенности уязвимых групп населения путем перераспределения доходов.
Читайте также  Демократия - основа Белорусского государства

  • прямые;
  • косвенные.

Прямые методы ГРЭ характерны административной экономической модели, и предполагают директивные планы, ограничения, запретительные меры, обязательные к исполнению.

Косвенные методы характерны рыночной модели экономического развития, и задают только индикативные параметры («рамочные» условия). Они носят стимулирующий характер.

Воздействие различными методами с целью регулирования осуществляется на бюджетную политику, эмиссию денежных средств, распределение ресурсов.

Государство – это очень сложный социальный феномен.

Роль государства в экономике страны до сих пор является спорным вопросом:

1) некоторые считают, что государство – это достаточно неповоротливый механизм, который только мешает экономике;

2) другие считают, что без государства просто невозможно, потому что механизмы экономики страны очень сложны.

Современная экономическая теория признает необходимость участия государства в экономических процессах.

На государство возлагается роль регулятора экономики, которая проявляется в следующих его функциях:

1) совершенствование системы рыночных отношений (через разработку нормативно-правовой базы);

2) составление прогнозов развития страны на перспективу (что будет со страной, например, через 20–30 лет);

3) регулирование использования сил природы и охрана окружающей среды;

4) управление демографическими процессами;

5) регулирование и экономическое обеспечение интеллектуального развития, защиты жизни, прав и свобод граждан;

6) согласование экономических интересов субъектов производственно-экономических отношений и преодоление противоречий между ними;

7) организация ориентации производства на конечный результат, учет интересов и мотивов трудовой деятельности;

8) разработка целевых комплексных программ экономического развития.

Для решения этих функций государство выполняет целый ряд задач:

1) защита рыночной экономики от сворачивания конкурентной борьбы и образования монополий путем принятия антимонопольного законодательства;

2) производство общественных товаров и услуг; общественными называются товары и услуги, имеющие следующие характерные черты:

а) нелегко взыскать плату с отдельных людей или не давать им воспользоваться этими товарами и услугами (например, уличное освещение);

б) ожидаемая прибыль от производства не окупает вложений частного капитала и других затрат;

3) учет и прогнозирование последствий нерыночных ситуаций; нерыночные ситуации – это ситуации, которые не могут быть отрегулированы в рамках рыночного механизма; данные последствия могут быть как вредными (нефть попадает в водоем), так и полезными (благоустройство территории). Государство должно полностью ликвидировать вредные и стимулировать полезные последствия нерыночных ситуаций. Для разрешения данной задачи оно может применять следующие меры:

б) рекламные кампании;

в) субсидирование (для полезных последствий нерыночных ситуаций) и налогообложение (для вредных последствий);

г) разработку стандартов безопасности (ГОСТы);

4) программы поддержки социально незащищенных групп населения и повышения экономической активности населения.

Для этого государство использует следующие три программы:

1) программы материальной поддержки нуждающихся (государственные пособия, субсидии, талоны на питание и т. д.);

2) программы, ликвидирующие причины нищеты и экономического неблагополучия (запрет на дискриминацию в трудоустройстве по полу, возрасту, национальности и т. п.);

3) программы помощи отдельным группам населения («адресная» помощь многодетным семьям, студентам, защита авторских прав и т. д.).

Для регулирования экономики государство может использовать следующие инструменты:

1) инструменты микрорегулирования – налогообложение, антимонопольное законодательство, регулирование условий труда и его оплаты и т. д.;

2) инструменты макрорегулирования – фискальная политика, социальная политика и т. д.;

3) инструменты интеррегулирования – меры стимулирования экспорта, кредитование экспорта, валютно-кредитные отношения.

Государственное регулирование может быть двух видов:

1) прямое – осуществляется через законодательство;

2) косвенное – применение всевозможных финансовых рычагов для влияния на поведение частных фирм, предприятий и организаций. Для проведения косвенного регулирования государство обычно использует фискальную и кредитно-денежную политику.

Тема 20. Роль государства в регулировании макроэкономических процессов.

Государственное регулирование макроэкономических процессов в условиях рыночной экономики. Концепции государственного регулирования рыночной экономики: классическая (неоклассическая), кейнсианская, монетаристская, институциональная. Основные черты и уровни госрегулирования.

Экономические функции государства в рыночной экономике. Границы государственного вмешательства в рыночную экономику.

Основные формы и методы государственного регулирования. Сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономической политики государства; стабилизационная политика, фискальная политика государства.

Инвестирование. Выплаты из бюджета, их формы и назначение. Государственная денежно-кредитная политика. Ценовое регулирование.

Социальная политика государства. Регулирование трудовых отношений. Госрегулирование в области охраны окружающей среды. Формы и методы регулирования внешнеэкономической деятельности.

Раздел V I . Проблемы переходной экономики.

Тема 21. Переходная экономика: особенности и тенденции развития.

Причины возникновения и основные черты командно-административной экономики. Предпосылки утраты перспективы в соревновании с Западом. Кризис и необходимость реформирования, командно-административной системы.

Основные черты и закономерности переходной экономики: необходимость, сущность и противоречия. Зарубежный опыт перехода к рынку современного типа.

Тема 22. Трансформация отношений собственности и хозяйственный механизм переходной экономики.

Трансформация отношений собственности как важнейшая предпосылка и фактор рыночных преобразований. Критерии, формы и механизмы преобразования отношений собственности. Разгосударствление и приватизация. Границы экономической эффективности приватизации.

Изменение экономических функций государства при переходе к рынку. Роль государства в определении стратегических целей и тактики реформ. Либерализация цен. Государственное регулирование перестройки системы внешнеэкономических отношений и процессов интеграции в мирохозяйственный механизм.

Хозяйственный механизм переход экономики. Формирование конкурентной среды. Экономические параметры развития конкурентной среды. Структурная перестройка экономики. Создание правовой основы функционирования современных форм интеграции, производства и инфраструктура хозяйствования. Формирование открытой экономики.

Раздел VI I . Закономерности развития мирохозяйственных связей.

Тема 23. Мировое хозяйство.

Закономерности возникновения и основные этапы развития мирового хозяйства. Сущность мирового хозяйства, его важнейшие черты. Ведущие тенденции развития мирового хозяйства. Превращение международных экономических комплексов в ведущую форму современных хозяйственных единиц. Теории мирохозяйственных связей.

Структура мирового хозяйства. Международные экономические отношения: мировая торговля, международное движение капитала, международная миграция рабочей силы, международная производственная кооперация, мировая валютная система.

Международная экономическая интеграция и ее механизмы. Интеграционные группировки и международные экономические организации. Интеграция России в мировое хозяйство.

Тема 24. Глобализация экономических отношений.

Причины глобализации и ее основные черты. Содержание и структура глобальных проблем современности. Глобальные проблемы в системе «общество-природа». Экологическая, энергетическая, сырьевая проблемы. Развитие современных производительных сил как фактор возникновения, воспроизводства и разрешения глобальных проблем.

Социально-экономические аспекты глобальных проблем. Общепланетарные аспекты использования экономических ресурсов и возникновение всемирной собственности. Социальные параметры мирохозяйственных связей. Влияние глобализации на выбор стратегии национальной экономики.

Раздел VII I . История экономических учений.

Тема 25. Зарождение экономической теории.

Особенности экономических воззрений в традиционных обществах: отношение к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту. Национальные традиции в российской экономике.

Меркантилизм, его основные черты и этапы развития. Особенности российского меркантилизма.

Тема 26. Систематизация экономических знаний и основные этапы развития классической политической экономии.

Экономическая школа физиократов. Экономические воззрения основоположников классической политической экономии У. Петти, П. Буагильбера.

Теоретические воззрения А.Смита о материальном производстве, труде, стоимости. Развитие теории трудовой стоимости в трудах Д. Рикардо. Концепция распределения дохода. Теории международного обмена.

Теоретические основы марксизма. Марксова теория товара, двойственного характера труда, рабочей силы. Теория прибавочной стоимости и прибыли.

Роль государства в регулировании экономических циклов: стабилизационная политика

Современная рыночная экономика функционирует в условиях активного воздействия на нее государства. Государственное воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход экономического цикла, меняя характер экономической динамики: глубину и частоту кризисов, продолжительность фаз цикла и соотношение между ними. Под влиянием государственного воздействия меняется механизм циклического движения.

Читайте также  Внешняя политика Древней Руси

Стабилизационная политика государства – государственное регулирование экономики, преимущественно денежно-кредитными средствами, с целью достижения устойчивого роста или поддержания уровня национального дохода. Действующая в условиях регулируемой рыночной экономики комплексная система постоянного государственного воздействия на циклическое воспроизводство характеризуется высоким уровнем централизации финансовых ресурсов в руках государства, широкими масштабами его целенаправленного вмешательства в процесс воспроизводства, развитием и диверсификацией инструментария экономического регулирования.

Государственное регулирование направлено на смягчение циклических колебаний, поэтому оно носит антициклический характер. Важнейшими методами, с помощью которых государство воздействует на экономический цикл, выступают кредитно-денежные и бюджетно-налоговые рычаги. Во время кризиса государственные меры направлены на стимулирование производства, а во время подъема — на его сдерживание.

Так, с целью ослабления «перегрева» экономики государство в фазе подъема способствует дальнейшему удорожанию кредита, вводит новые налоги и повышает старые, отменяет ускоренную амортизацию и налоговые льготы на новые инвестиции. В условиях кризиса, наоборот, государственные меры направлены на удешевление кредита, сокращение налогов, на ускоренную амортизацию и налоговые скидки на новые инвестиции.

Первую попытку смягчить противоречия, вызванные экономическим кризисом 1929-1933 гг., предпринял Франклин Рузвельт, избранный в 1933 г. президентом США. Проводимый им “новый курс” включал ряд решительных шагов по государственному регулированию национальной экономики. К ним, в частности, относятся такие реформистские меры:

— по закону о восстановлении промышленности были введены “кодексы честной конку-ренции”, в соответствии с которыми фиксировались цены на продукцию, уровень производства, распределялись рынки сбыта и др.;

— по закону о регулировании сельского хозяйства были повышены цены на сельско-хозяйственную продукцию и стали выдаваться денежные компенсации фермерам за сокращение посевной площади и поголовья скота (с целью избежать перепроизводства в сельском хозяйстве);

— был принят первый в истории США Закон о социальном страховании и помощи безработным (1935 г.);

— в соответствии с Законом о справедливом найме рабочей силы (1938г.) был установлен минимум заработной платы и максимум продолжительности рабочего дня.

Следовательно, современный механизм самонастройки рыночной экономики через циклические кризисы модифицировался. Переплетение стихийно-рыночного механизма функционирования экономики в форме циклических кризисов с сознательным государственным воздействием на воспроизводственный процесс усложняет «очистительную» функцию кризисов, изменяет течение цикла в целом. Поэтому меняются содержание экономического цикла, формы проявления циклов и кризисов, механизм цикла.

Неотъемлемым элементом современного экономического цикла стала инфляция. Инфляция взаимодействует с циклическим движением экономики. Это сказывается прежде всего на изменении механизма цикла, в котором теперь переплетаются циклические закономерности движения цен (их падение в фазе кризиса и рост в фазе подъема) с ценообразующими факторами государственного регулирования (вызывающими рост цен).

В современных условиях крупный капитал приспосабливается к платежеспособному спросу путем сокращения производства при сохранении высоких цен. Государство, в свою очередь, помогает крупным фирмам «управлять» таким путем кризисом. Поэтому модификации ценового механизма выражаются в уменьшении «чувствительности» цен к кризисному сужению рыночного спроса и увеличению этой чувствительности к росту спроса. В результате циклическое расширение рыночного спроса на товары и услуги оказывает большее влияние на движение цен, чем кризисное сужение рынков сбыта. Следовательно, движение цен в современных кризисах отражает противоборство двух тенденций: повышательной, связанной с деятельностью крупного капитала и государства, и понижательной, порождаемой циклическим сокращением емкости рынка. Другими словами, механизм современных капиталистических циклов сочетает в себе кризис и инфляцию.

Меняются и формы проявления современных циклов и кризисов. Это выражается:

— в синхронизации циклического движения в разных странах, что ограничивает возможности смягчения кризисных процессов за счет расширения экспорта; в учащении циклических кризисов и сокращении длительности цикла;

— в относительном уменьшении глубины кризисов; в неустойчивости фаз оживления и подъема;

— в изменении показателей масштабов и глубины кризисов.

Особое место в современном циклическом воспроизводстве занимают мировые экономические кризисы 1974–1975 гг. и 1980–1982 гг. Для США показатели этих кризисов таковы: падение промышленного производства составило в кризисе 1974–1975 гг. 13,8%, а в кризисе 1980–1982 гг. –– 20,8%; прирост потребительских цен – соответственно 9,1 и 13,5%; уровень безработицы — 9,2 и 10,4%.

Кризисы 1974–1975 гг. и 1980–1982 гг. характеризуются сочетанием традиционных кризисных явлений (падение производства, рост безработицы, хроническая недогрузка производственных мощностей) с постоянным ростом цен. Поэтому они получили название стагфляционных кризисов (и циклов соответственно). Эти два процесса переплелись со структурными кризисами (энергетическим, продовольственным, сырьевым, экологическим).

Структурные кризисы порождаются глубокими диспропорциями между развитием отдельных сфер и отраслей производства. Поэтому они носят длительный характер и не укладываются в рамки одного экономического цикла.

Функция структурных кризисов — временное разрешение противоречий международного разделения труда. Их возникновение связано с конфликтом между развитыми государствами и развивающимися странами после крушения колониальной системы. Это выразилось в глубокой диспропорциональности мирового развития, когда низкие цены на нефть и сырье, навязанные молодым развивающимся странам, привели к относительной нехватке этих товаров.

Установление суверенитета, распоряжение своими природными ресурсами позволили развивающимся странам добиться более справедливых цен на сырье и увеличить доходы от экспорта. Но развитые страны сумели в 80-е годы за счет применения дешевых заменителей и перехода на ресурсосберегающие технологии добиться снижения цен на нефть и сырьевые товары.

Особенности современных циклических кризисов связаны и с кризисом государственного регулирования, выразившимся в несостоятельности антициклической политики государства, в банкротстве теорий и практики государственного воздействия на циклическое воспроизводство. Налицо несоответствие официально провозглашенных целей государственной политики фактическим результатам регулирования экономики: вместо высоких и устойчивых темпов роста экономики — их падение; полная занятость обернулась массовой безработицей; «стабильность» цен — хронической инфляцией; равновесие платежного баланса — ростом государственного долга. В результате экономическая деятельность государства стала дополнительным фактором неустойчивости экономики.

Кризис государственного регулирования заставил развитые страны искать выход из сложившейся ситуации, но не путем отказа от государственного регулирования циклического производства, а посредством перестройки его форм и методов. Направленность государственной политики изменилась от антициклической к антиинфляционной.

Приспособление к новым воспроизводственным пропорциям осуществляется в современном хозяйстве прежде всего конкурентно-рыночными методами. В результате возрастает значение стимулирующей функции стихийных экономических кризисов в развитии экономики. Об этом свидетельствуют циклические спады: в 1989-1991 гг. – в США, в 1990-1993 гг. – в европейских странах, в 1991-1995 гг. – в Японии. Кризисное падение производства создало условия для циклического оживления, а затем и роста производства, который начался с 1996 г.

Вместе с тем в современных кризисах менее подвижны такие экономические параметры, как цены, зарплата, занятость, с помощью которых ранее преодолевались воспроизводственные диспропорции. В восстановлении пропорциональности в современных условиях участвуют оставшиеся подвижными валютные курсы, процентные ставки, размеры денежной массы и государственного долга. Подвижность этих экономических параметров придает маневренность механизму самонастройки рыночной экономики.

Тема 24. роль государства в регулировании макроэкономических процессов.

Тема 24. роль государства в регулировании макроэкономических процессов.

Сущность и необходимость государственного регулирования макроэкономических процессов в рыночной экономике. Роль государственного регулирования экономики в интерпретации различных школ: классическая (неоклассическая), кейнсианская, монетаристская.

Читайте также  Политика и мораль. Моральность политики

Цели государственного регулирования рыночной экономики. Основные принципы регулирования экономики. Экономические функции государства в рыночной экономике. Границы государственного вмешательства в рыночную экономику.

Основные формы и методы государственного регулирования экономики. Фискальные методы регулирования. Проблемы налогообложения, бюджетного регулирования. Государственные закупки, государственные расходы, трансфертные платежи. Влияние государственные расходов и налогов на совокупный спрос и предложение, выпуск продукции. Эффективность фискальной политики. Реализация государством денежно-кредитной политики. Стимулирование конкуренции, контроль над монопольными рынками.

Общемировая тенденция государственного регулирования экономики.

1. Внешняя причина, вызывающая возрастание экономической роли государства:

1. выражение общеэкономических интересов;

регулирование социально-экономических отношений;

определение долговременных целей развития экономики;

защита интересов национальной экономики;

обеспечение экономической безопасности.

2. Без помощи государства рыночная система хозяйствования не может

регулировать предложение новых товаров;

координировать межотраслевые связи;

обеспечивать безопасное и устойчивое экономическое развитие страны;

решать проблему обеспечения относительной социальной справедливости в обществе.

3. Общеэкономическая функция государства в рыночной экономике связана с

производства общественных благ;

защиты национальных границ государства;

регулирования границ валютного коридора;

регулирование процесса общественного воспроизводства;

4. Наиболее эффективным способом государственного регулирования

административное регулирование поведения субъектов рынка;

планирование цен на товары первой необходимости;

широкое использование косвенных методов воздействия на экономическую конъюнктуру;

национализация частных предприятий-монополистов;

5. Социальная защита малоимущих слоев населения со стороны государства

регулированием рынка труда;

выплатой пособий по безработице;

защитой вкладов населения в коммерческих банках;

бесплатным или льготным медицинским обслуживанием населения;

осуществлением трансфертов в денежной и натуральной форме.

6. Меры экономической политики включают:

использование встроенных стабилизаторов;

разработка и реализация программ занятости.

7. Административные меры государственного регулирования включают:

изменение учетной ставки;

введение налога на добавленную стоимость;

списание основного капитала на основе ускоренной амортизации;

разрешение или запрет на занятие определенными видами хозяйственной деятельности;

замораживание заработной платы на определенном уровне.

8. Методы кредитно-денежной политики, рекомендуемые в рамках

теоретической концепции монетаризма, предполагают:

воздействие на денежную массу вне зависимости от состояния национальной экономики;

увеличение денежной массы в соответствии с ростом ВВП и цен;

регулирование учетной ставки с целью активизации инвестиционной деятельности;

увеличение количества денег в обращении с целью стимулирования инвестиционного спроса и роста занятости;

изменение нормы обязательных банковских резервов с целью стимулирования совокупного спроса.

9. Методы бюджетно-налоговой политики, рекомендуемые в рамках

теоретической концепции монетаризма, предполагают:

изменение учетных ставок;

предоставление налоговых льгот предпринимателям;

сокращение государственных расходов;

увеличение доли национального дохода, перераспределяемой через бюджет;

финансирование за счет госбюджета нерентабельных предприятий (для снижения безработицы и социальной напряженности).

10. Источниками финансовых ресурсов являются:

средства, аккумулируемые в государственном бюджете;

средства внебюджетных фондов;

собственные целевые денежные средства предприятий;

кредиты коммерческих банков;

вклады населения в банках.

11. Под бюджетной системой понимаются:

финансовые ограничения на расходование денежных средств из федерального бюджета;

совокупность всех бюджетов государства, распределение их по уровням;

организация разработки и принятия бюджетов всех уровней;

свод федерального бюджета и региональных бюджетов;

консолидированный бюджет государства.

12. Ставки налога, взимаемые с учетом дифференциации доходов, считаются:

13. Кривая Лаффера характеризует:

функциональную зависимость налоговых поступлений от ставок налогообложения;

тенденцию роста налоговых поступлений при повышении налоговых ставок;

ставки налогов в зависимости от уровня получаемого дохода;

принцип оптимизации налоговых поступлений.

14. К числу монетарных инструментов финансовой политики относятся:

манипулирование расходами государственного бюджета;

изменение денежного предложения;

ставки и порядок налогообложения;

регулирование денежного оборота.

15. Автоматическая финансовая политика базируется на:

увеличении государственных инвестиций;

изменении экономической конъюнктуры;

принципе встроенных стабилизаторов.

16. Государственная политика в области расходов и налогообложения

17. Государство может непосредственно влиять на такие части совокупных

объем импортируемых товаров и услуг;

величину государственных закупок товаров и услуг.

18. К функциям государства в рыночной экономике не относится:

поддержка конкурентной среды;

установление цен на продукцию частного сектора;

антициклическое регулирование экономики.

19. Проводимая государственными органами управления фискальная

только на предприятия государственного сектора экономики;

только на домохозяйства;

только на предприятия и домохозяйства;

на все макроэкономические субъекты.

20. Роль государства в странах с переходной экономикой:

не имеет значения.

Задачи и упражнения

1. Определите, какие из нижеприведенных утверждений являются верными, а

А. Смит, вводя в оборот выражение «невидимая рука», имел в виду, что экономикой руководит государство, но общество этого не осознает.

Государственная политика, ориентированная на рост эффективности и равенство, легко достижима и не требует больших финансовых затрат.

Проблема «для кого производить не может быть решена без государственного участия.

Важнейшая функция государства в рыночной экономике создание свода законов, регулирующих поведение экономических субъектов.

Ставки налога, взимаемые с учетом дифференциации доходов, считаются твердыми.

2. На решение каких фундаментальных вопросов («что производить?», «как

производить?» «для кого производить?») оказывает влияние государственная

Введение закона о минимальном уровне заработной платы.

Строительство новой железной дороги, освобожденной от уплаты налогов.

Введение прогрессивного налогообложения, которое снижает покупательную способность богатых слое городского населения.

3. Прокомментируйте высказывание немецкого экономиста В. Ойкена:

«Больше или меньше государственности такая постановка вопроса

проходит мимо проблемы. Речь идет не о количественной, а о качественной

проблеме. Сколь нетерпимо в эпоху промышленности, современной техники

крупных городов и скоплений людских масс пускать на самотек

формирование экономического порядка, столь и само государство не

способно руководить экономическим процессом».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: