Россия – многонациональное государство. - ABCD42.RU

Россия – многонациональное государство.

Многоликая Россия: народы большой страны

Сколько людей живет в нашей стране?

Россия занимает седьмое место в мире по численности населения после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии и Пакистана. Наша страна всегда была не только многонациональным, но и густонаселенным государством. Здесь постоянно проживает более 145 миллионов граждан. Представляют они более 190 национальностей. Самые многочисленные народы, представленные более чем одним миллионом человек, — это русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы и армяне.

По плотности населения Россия занимает второе место в мире после США. Почти пятая часть населения проживает в 13 городах: Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Самаре, Омске, Казани, Челябинске, Ростове-на-Дону, Уфе, Волгограде и Перми. Население крупнейших мегаполисов России: Москва — более 11 миллионов человек, Санкт-Петербург — около 5 миллионов человек. Столица Российской Федерации входит в число двадцати самых густонаселенных городов мира.

Татары

Татары, вторая по численности этническая группа, проживают, в основном, в Поволжье. Поволжский регион Татарстан является сердцем татарской культуры. Казанские татары составляют около половины населения Татарстана в наше время. Сегодня в Татарстане все еще много древних татарских реликвий, расположенных по всей республике. Казанский Кремль включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в связи с тем, что он является последней оставшейся татарской крепостью и восходит к XVI веку. Татары практикуют ислам, поэтому в регионе много величественных мечетей, включая казанский Кул-Шариф.

Мечеть «Кул-Шариф» (тат. «Кол Шәриф»), главная соборная джума-мечеть республики Татарстан и города Казани

Татары традиционно являлись кочевым народом, что повлияло на их кухню. Конина, например, один из основных продуктов в татарских блюдах. Кухня татар также известна своей сытной выпечкой и пирогами, которые поддерживали кочевников в долгих путешествиях.

Башкиры

Другой крупный мусульманский народ центральной части России — башкиры. Башкиры традиционно занимались земледелием, скотоводством и пчеловодством. Полукочевые башкиры могли жить в горах, либо в степях, занимаясь скотоводством. Пчеловодство в Башкирии является древнейшим видом промысла, свидетельством этому стали находки Бирского могильника, возраст которого около полторы тысячи лет: среди утвари в нем найдено полное снаряжение бортника.

Белая – одна из главных рек Башкирии

Традиционное башкирское блюдо бешбармак готовят из вареного мяса и салмы (разновидности лапши), присыпанных травами, приправленных луком и небольшим количеством сухого сыра. Это еще одна примечательная особенность башкирской кухни: к блюдам часто подаются молочные продукты. Большая часть блюд башкирской кухни питательна и проста в приготовлении.

Чеченцы

Чеченцы проживают вдоль границы с Грузией. Горная местность долгое время была стратегически важной для Чечни, и она также способствует ведению овцеводства, традиционного чеченского промысла.

Сторожевая башня в Некрополе Цой-Педе в Чеченской Республике

Интересно, что чеченский язык уникален для Кавказского региона, так как не связан ни с какими языками за его пределами. Чеченский народ обладает богатой фольклорной традицией. Фольклор веками передавался устно из поколения в поколение. Традиционные сказки похожи на те, что встречаются на всем Кавказе. Такие рассказы повествуют о героизме, трудностях и жертвах, храбрости, личной и семейной чести.

Чуваши

Чуваши — коренное население Чувашской Республики, расположенной в Поволжье. Местная культура отличается богатой художественной традицией.

Хушпу – традиционный чувашский головной убор, который носили замужние женщины

Чувашский фольклор включает в себя эпические сказки, песни и легенды. Высшим достижением чувашской поэзии является эпическая поэма Константина Иванова «Нарспи», которая считается шедевром мировой литературы. Чувашская народная песня одноголосная, и существует несколько разных жанров: повседневные песни (колыбельные, лирические, комические), ритуальные, трудовые и исторические.
Культурная жизнь чувашского народа сейчас сосредоточена вокруг профессиональной литературы, театра, кино и изобразительного искусства.

Евреи

На территории России традиционно жили миллионы евреев. К концу XIX века в Российской империи существовала самая большая еврейская община мира – в 1880 году здесь проживало 67 % всего еврейского народа, хотя отношение властей даже близко нельзя было назвать благосклонным.

Ханука — еврейский праздник свечей, которые зажигают в честь чуда, происшедшего при освящении Храма
после победы войска Иегуды Маккавея над войсками царя Антиоха в 164 году до нашей эры.

Правда, большинство из них эмигрировали в Северную Америку и Израиль. Сегодня в России живут около 150 000 евреев. И вот что любопытно: хотя Еврейская автономная область на Дальнем Востоке России была предназначена именно для еврейского поселения, только 2 % ее жителей составляют евреи.

Немцы

Да-да, ничего удивительного.

Поволжские немцы являются потомками немецких поселенцев, которые прибыли в Поволжье в большом количестве по приглашению Екатерины Великой в 1763 году. В начале советской эпохи на территории Самарской и Саратовской губерний существовала автономная область поволжских немцев, однако во время войны большая часть ее населения была сослана в отдаленные районы Урала, Сибири и Средней Азии.

Немецкие колонисты (Густав-Теодор Паули. «Этнографическое описание народов России», СПб. 1862)

После распада Советского Союза многие поволжские немцы вернулись на историческую родину в Германию, а некоторые переехали в Калининградскую область. Сейчас в России проживает около 400 000 немцев.

Финно-угорские народы

Россия также является домом для финно-угорских народов — это финны, карелы, коми и саамы на севере европейской части России; марийцы и мордва в Поволжье, ханты и манси в Западной Сибири.

Финно-угорские народы берут свое начало на Урале. Их языковая семья — одна из немногих не индоевропейских, широко распространенных в Европе.

К финским народам относятся носители финского, эстонского, карельского и ингрийского языков, которые взаимно понятны. Граница между Россией и Финляндией со временем сместилась, поэтому многие финские народы живут на северо-западе России.

Церковь Николая Чудотворца (построена в 1696 году) в деревне Согиницы на реке Важинке. Республика Карелия

А вот Карелия, расположенная на границе с Финляндией, является домом для другого народа — карелов. В России есть несколько других этнических групп, говорящих на уральских языках, включая саамские языки, марийский, на котором говорят в Республике Марий Эл, коми, на котором говорят в Республике Коми. На Крайнем Севере живут ненцы, традиционный промысел которых — оленеводство.

Буряты

Также на территории России проживают представители монгольских народов, например, буряты. Буряты традиционно исповедуют буддизм.

«Кочующие (инородцы), которые в мае месяце съезжая с зимняго жилища кочуют в летния удобные для пастбищ скота места, где проживши в летних юртах до 1 сентября возвращаются опять в зимния юрты, устроенные наподобие крестьянских изб. Говорят они без изъятия по бурятски и монгольски. Кроме того знают многия говорить, читать и писать по русски и монгольски. . Происхождение своё буряты полагают вышедшими из Монголии, а тунгусы переселившиися из вершин реки Витима, что около Илимской волости. . Оседлые (инородцы) живут постоянно на одних местах»,

Из Годового отчета Аларской Степной думы за 1855 год

Агинские буряты в традиционных костюмах.

Еще в XVII веке группа близкородственных бурятам ойратов переместилась на запад к берегам Каспийского моря и обосновалась в нынешней Калмыкии, сделав этот регион единственной частью Европы, где большинство населения исповедует буддизм.

Другие народы

Отдаленный регион в сибирской тайге, Эвенкия, является домом для эвенков, традиционное занятие которых — оленеводство. Эвенки относятся к маньчжурам северо-восточного Китая (Маньчжурия). Чукчи составляют большинство на Чукотке, самом восточном регионе России, а нивхи, традиционно полукочевые рыбаки, представляют единственное оставшееся коренное население тихоокеанского острова Сахалин.

Каждый народ стремится к сохранению языка, обычаев и традиционных занятий и промыслов. Богатство национальных культур — это достояние всей страны.

Россия — многонациональное государство

автор: Ирина Максимова, заведующая кафедрой этики, эстетики и культурологии ИИК ТГУ, к.и.н., доцент

Этот тезис, закрепленный в Конституции России, не нуждается в особых доказательствах: более чем 180 этносов, проживающих на ее территории и говорящих на различных языках, относящихся к различным конфессиям, придерживающихся отличных друг от друга обычаев, – какие еще нужны аргументы? Причем многонациональность эта сформировалась не в XX веке – веке активных миграций, и даже не в XVII-XVIII вв. – эпохе формирования современного общества.

Многонациональность стояла у истоков самого российского государства, сопровождая нас на протяжении всей нашей истории. Великие путешественники Ф.Ф. Беллинсгаузен, И.Ф. Крузенштерн, В. Беринг, историк Г.Ф. Миллер, маршал Советского Союза Баграмян И.Х., артисты П.Луспекаев, А.Джигархянян Р.Мкртчян, Д.Харатьян, великий композитор А.Хачатурян, певцы Софико Чаурели, В.Кикабидзе, Полад Бюль-Бюль Оглы, танцор М.Эсембаев, режиссер Г.Данелия, и многие-многие другие представители самых различных профессий и самых различных народов создавали славу нашей страны и защищали ее в период бедствий. В то же время из всего населения России русскими себя считают около 80%, – и поэтому за пределами ее рубежей любой выходец из России воспринимается как русский, поскольку является носителем прежде этой культуры. Следовательно, тезис о том, что именно русская культура является универсальной в нашем государстве, также не вызывает сомнений.

Все это хорошо известно. Но почему же в последние годы на бытовом уровне начинает возникать определенная напряженность в отношениях между некогда мирно жившими рядом друг с другом народами?

Безусловно, причин можно найти множество. Самая простая из них – события последних десятилетий. В условиях кризиса люди всегда стремятся найти поддержку среди близких. Во время развала СССР и хаоса 90-х годов, сопровождавшегося многообещающе звучащим, но не совсем понятным лозунгом суверенитета, началось активное возрождение национального самосознания, а, следовательно, и культуры, религии, национальных языков. Безусловно, это положительная тенденция. Но у любого явления есть и теневая сторона. И в данном случае это растущее осознание своих отличий от других народов, которое при неблагоприятных условиях может перерасти в агрессивность, сведение каких-то «исторических» счетов. Иными словами, послужить почвой для национальных конфликтов.

Этот процесс осложняется тем, что собственно русская культура, в отличии от культур проживающих на ее территории народов, в «лихие 90-е» обратилась не к воссозданию собственных ценностей, а к заимствованию западной, по большей части низкопробной, массовой культуры. В итоге к началу XXI века в России образовался определенный дисбаланс: татары, осетины, дагестанцы, якуты, немцы, прибалты и многие, многие другие российские этносы (список огромен) в значительной степени воссоздали свою идентичность, возродили традиции национальных праздников, языка, фольклора, исторической памяти. А русские – титульная нация российского государства – оказалась как бы потерявшейся среди «культурного хаоса», бесчисленных вариантов пересмотра российской истории, отрицания каких-либо достоинств русского этноса, забвения богатства русской культуры.

Безусловно, есть и другие факторы, породившие современную ситуацию. Но никуда не деться от парадокса: с тех пор, как из паспорта была убрана графа «национальность», люди все чаще стали задумываться о таком понятии, как «этническая принадлежность».

Конечно, можно пойти по пути совершенствования законодательства, обозначающего права малых народов севера, мигрантов, представителей различных конфессий, то есть тем или иным образом разграничивающего различные группы людей. Но ведь можно и вспомнить старую, банальную, но тем не менее справедливую, истину: стакан одновременно наполовину пуст и в то же время наполовину полон. И если между народами, проживающими в России, есть не только различия, но и нечто общее, то можно ли именно на этом делать акцент в межкультурном диалоге? Этносы различаются по различным признакам – территории проживания, языку, культуре, религии, самосознанию. Но насколько же непреодолимы эти различия?

Признак первый. Территория проживания.

Испокон веков многие народы жили как бы «черезполосно», на одних и тех же землях с точки зрения географии, но на различных с точки зрения охотника и земледельца. Не будем вдаваться в исторические (и очень сложные) дебри выяснения, кто первым поселился на какой-либо конкретной территории. Достаточно констатации: на современный период Россия – это родина не только для представителей титульной нации, но и для многих других.

Признак второй. Язык.

Чужая речь может звучать пугающе. Не случайно существует правило хорошего тона: не разговаривать в присутствии других людей на незнакомом им языке. Но в то же время любой человек понимает: некоторые языки близки друг другу. Русский, украинский, белорусский; болгарский, чешский, польский… Это происходит потому, что все языки мира объединяются в семьи – группы языков, связанных родством происхождения. Родство это уходит в глубь тысячелетий, но тем не менее ощущается и сейчас. Сходство фонетики, похожее звучание некоторых слов, в конце концов, сходство мышления, – ведь именно язык как бы «задает тон» логике наших рассуждений. А поскольку сходство языка отражает сходство культур – то у родственных народов присутствуют и сходные мифологические образы, эстетические оценки, отношение к миру.

Читайте также  Бюджетная политика государства

Одна из самых крупных языковых семей – индоевропейская – включает в себя среди прочих армянский, белорусский, греческий, латышский, литовский, молдавский, немецкий, осетинский, русский, таджикский, украинский языки. Все эти народы родственны между собой, и слово «мама» будет до сих пор звучать в них похоже. Разве одно это не перевешивает все различия.

Признак третий. Культура.

Конечно, каждый народ создает собственную культуру. Но ни одному народу не удастся сделать это, не обращаясь к чужому опыту и избегнув межкультурных контактов.

Представим себе, что кому-то пришло бы в голову возродить «чистую славянскую культуру». Для начала пришлось бы менять все имена, которые по большей части заимствованы из греческого и латинского языков. Даже «исконно русские» Иван и Мария далеко не славяне по происхождению. Пришлось бы отказаться от чая, кофе, картофеля, томатов, хлопка, бумаги, сменить систему письменности, и т.д. и т.п… Даже от деления часа на 60 минут пришлось бы отказаться, т.к. это изобретение древних шумеров. Понятно, что подобный путь абсурден.

Другое дело, что если какие-то элементы не просто заимствованы, а переосмыслены, пропущены через призму собственных ценностей, они воспринимаются как «свои», происходит обогащение собственной культуры. А вот если собственная культура вытесняется заимствованиями, то происходит ее утрата. Культурно-исторические связи объединяли народы России еще на этапе формирования этносов. Скифские племена вошли в состав славян, осетин, народов Средней Азии, принеся с собой общие мифологические образы, элементы декора. Да разве речь может идти только о скифах? Смешанные браки, любовь к русским пельменям, восточным мантам и шашлыку, готовность отпраздновать и Рождество и Новруз… Неразборчивость? А, может, та самая толерантность, только не привитая сверху, а заложенная в сам принцип российской традиции сосуществования культур? Знаменитое «евразийство» русских объединило в единое целое традиции различных народов, создав уникальный сплав, в котором объединились логика Запада и душа Востока.

Признак четвертый. Религия.

Подавляющее большинство населения России считают себя христианами, мусульманами или буддистами если не по вероисповеданию, то по традициям (праздники, обряды, почитаемые культурные памятники и т.д.). Религия – предмет очень деликатный для обсуждения. Но как бы ни были велики различия между конфессиями, «все мы дети Ноя», и Библия признается священной книгой и для христиан, и для мусульман. Религоведы скажут, что это «аврамические религии», восходящие к единым истокам. Говоря словами Далай-ламы XIV, «межрелигиозный диалог … делает нас более совершенными людьми». Неужели этого мало для поисков взаимопонимания, хотя бы на бытовом уровне?

Признак пятый. Самосознание.

Этот признак самый сложный и самый изменчивый. Еще 30 лет назад мы были прежде всего «единая нация – советский народ», и лишь потом – армяне, грузины, эстонцы, русские. Сейчас – сначала представители какого-либо этноса, и лишь потом – россияне. А что будет еще через 30 лет? Мы ведь живем в одной стране, у нас общие проблемы, разве их можно решать в одиночку? Нелепо было бы отрицать, что различия между народами населяющими Россию, существуют. И они должны продолжать существовать, поскольку богатство традиций обогащает культуру всей страны, создавая «единство в многообразии». Но эти различия внешние, глубинная суть у нас едина. Именно на этом нужно делать акцент.

Современная ситуация не просто сложная, она может стать переломной, причем в худшую сторону. Для России неприменима европейская модель национальных отношений, когда предлагается «сначала разделить, потом научить по закону жить вместе». Например, для России мусульмане – не эмигранты из Турции, как во Франции, и не «исторические враги», с которыми Европа воевала еще со времен крестовых походов. Это исконные граждане нашей единой страны. Но важно, чтобы и они об этом помнили.

В Россию по традиции едут люди из республик, которые когда-то были в составе СССР. Это естественно: у них здесь есть родственники, налаженные связи. В России более высокий уровень жизни. Но большая часть приезжих получила образование в своих республиках и государствах, и их культурные традиции могут значительно отличаться от принятых в России. И они должны это осознавать и быть готовыми понимать и уважать российские традиции.

Но это должны понимать и россияне и не подозревать везде подвоха. Не надо искать врага русской культуре в приезжих. Да, среди них встречаются люди, мягко говоря, агрессивные, не совсем воспитанные и не стремящиеся считаться с нашими традициями. Но среди них много и тех, кто едет в Россию работать, учиться, а хамов и преступников более чем достаточно и среди этнических русских. Задача сейчас не в том, чтобы углублять размежевание культур и создавать некую «Россию для русских», а в том, чтобы, возродив русскую культуру, возродить и ее великие традиции сосуществования народов, помнящих о своем прошлом, но в то же время ощущающих себя часть великой российской истории.

Национальный состав России — список всех народов с названиями

Основы национальной политики

С востока Российское государство омывается водами Тихого океана, северная граница проходит по Северному Ледовитому океану. На западе страна граничит с Балтийским бассейном и имеет выходы к Азовскому и Каспийскому морям.

Россия граничит с 16 государствами:

  • западный рубеж имеет выход на Литву, Эстонию, Беларусь и Латвию;
  • на юго-западе располагается Украина;
  • южная граница проходит по краю Азербайджана, Грузии и Казахстана;
  • с северо-западной стороны — Норвегия и Финляндия;
  • на юго-востоке — Китай, Монголия и Северная Корея;
  • морской водораздел отделяет государство от Японии на востоке и Америки (Аляска) на юго-востоке.

Многонациональная федерация гарантирует равенство свобод и прав людей независимо от их расовой принадлежности, языка общения и национальности. Любые ограничения прав малочисленных и малых групп народонаселения запрещаются по этнической и религиозной принадлежности на законных основаниях, не разрешается национальная пропаганда и агитация к вражде и ненависти.

Представитель многонациональности наделен правом самостоятельно указывать свою принадлежность к определенной семье или народности на территории республики. Крупное государство не может принуждать население к определению принадлежности или расы. Все многочисленные национальности России выбирают приемлемое для них языковое общение, творчество, воспитание и образование потомков в соответствии с их этносом и историей.

Государство законно гарантирует права народов независимо от численности и территориального расселения в регионах в соответствии с нормативами международного права и международными договоренностями РФ.

Описание народов

Из-за географического положения на стыке континентов Российская нация контактирует с различными культурами. Необходимость существования на рубеже европейской цивилизации и азиатской культуры сформировала своеобразный национальный менталитет, привела к образованию особой структуры развития русского государства.

Список народов России:

  • русские — 116 млн человек, процент соотношения приближается к 80%;
  • татары — 5,6 млн людей, в массе занимают 3,8%;
  • украинцы — около 3 млн, 2,1%;
  • башкиры — 1,7 млн, 1,2%;
  • чуваши — 1,64 млн, 1,1%;
  • чеченцы — 1,36 млн, 0,9%;
  • армяне — 1,03 млн, 0,8%;
  • белорусы — 0,81 млн, 0,6%;
  • казахи — 0,66 млн, 0,5%.

Русский народ относится к коренному этносу, который преобладает на территории страны. Во всем мире насчитывается около 150 млн русских людей, россияне большей частью населяют Украину, Беларусь, Казахстан и республики Прибалтики. Стандартным местом поселения татар является республика Татарстан, где обитает свыше 2 млн человек. Меньше всего татар проживает в Ингушетии.

Башкиры представляют собой коренное население республики Башкортостан, где живет почти 1,5 млн. Остальные представители распределяются по всей территории и в странах бывшего СНГ. Около 880 тыс. населения Чувашской республики распределяются по всем регионам РФ и в Казахстане.

На севере Кавказа обосновались чеченцы, а их родина находится в Чечне. Представители Мордовии также расселились по территории Ульяновской, Самарской, Оренбургской и Пензенской области. Удмурты, а это 0,4% от населения России, рассредоточились по территории Башкортостана, Татарстана и Свердловской области, а также площади Ханты-Мансийского округа.

Основные народности в большинстве занимают 8 республик из 21. Самый низкий процент титульного коренного населения проживает в Хакасии и Карелии (11 и 10%, соответственно).

Автономные округа привлекали мигрантов на рабочие места из бывших республик СССР. Основные народности составляют в них только небольшой процент. Например, в Чукотском округе живет 9% коренной расы, а в Ямало-Ненецком 6%.

Факторы изменений

Сдвиги национального состава связываются с влиянием некоторых обстоятельств. Перемены вызываются естественным перемещением населения по территории и сменой места проживания. На втором месте стоит внешняя миграция людей, которая связывается с распадом Советского Союза. Третьей причиной выступает изменение этнической принадлежности из-за вступления в смешанные браки или под действием другого влияния.

Сведения из Госкомстата свидетельствуют, сколько народов живет в России, и фиксируют изменения:

  1. Русское население, как и прежде, составляет основное большинство, но уменьшилось на 1,7% по сравнению с информацией прежней переписи. Количество изменилось по причине естественной убыли (8 млн) результаты которой не компенсировались миграционным приростом людей (3 млн).
  2. На втором месте стоит татарская народность, а количество евреев и немцев снизилось до 0,23 млн и 0,6 млн соответственно.
  3. За счет миграции увеличилось число проживающих азербайджанцев (0,62 млн), таджиков (0,12 млн), китайцев (35 тыс.).
  4. Впервые были получены сведения о кряшенах — к народности отнесли себя 25 тыс. лиц. Стала известна информация о казаках (140 тыс.) и представителях малочисленных народов Дагестана.
  5. Около 1,5 млн лиц не пожелали заполнить в анкете строку о национальной принадлежности. Из них почти 2/3 живут в Санкт-Петербурге, Москве и области.

Разнообразие этнических и культурных миров, объединенных в России, воспроизводит проблему межнационального контакта. Решение задачи состоит в обучении толерантности, уважения и терпимости к другому уровню просвещенности. Такие качества воспитания ребенка исключают проблемы притеснения немногочисленного титульного населения и не допускают появления этнического национализма (сепаратизма).

Языковые группы

Этническая многочисленность людей ведет к слиянию и консолидации нескольких народностей, близких по традициям и языковой культуре в более крупную группу. Ассимиляция заключается в том, что представители одной расы проживают в превалирующей среде другого народа и наследуют культуру и язык. При этом изменяется национальное сознание. Иногда сближение этнических групп происходит без слияния ценностей, например, в результате интеграции населения.

Языковые группы на территории РФ делятся на следующие семьи:

  1. Индоевропейская.
  2. Алтайская.
  3. Уральская.
  4. Северокавказская.

Нация, которая предоставляет название территориальному национальному формированию, носит наименование титульной. Другие народы проживают в субъектах РФ и составляют этнические диаспоры в больших центрах и мегаполисах. Образования помогают мигрирующим членам обосноваться в доминирующей среде и получить адаптацию.

Сведения о семьях

Индоевропейская семья включает славянскую группу. Сюда входят украинцы, русские, поляки, белорусы и другие народы. Русскими областями считаются площади Северо-Запада, Европейского Севера и центра РФ, но народ проживает и одновременно преобладает во многих областях, особенно на юге Сибири и Урале. Россия является самой крупной славянской страной в мире. Одновременно индоевропейская семья в РФ представлена германской, иранской, осетинской группой.

Представителями алтайской семьи являются народности тюркской группы, в которой есть чуваши, казахи, татары, тувинцы и другие. Татары относятся ко второй по распространению и численности национальности. Основная часть представителей тюркской группы проживают за Уралом и в Поволжье, остальные сообщества рассредоточиваются в южных регионах Сибири, Дальнего Востока. Алтайская семья содержит монгольскую и тунгусо-маньчжурскую группу.

Читайте также  Роль религии в образовании государства

Крупной группой уральской семьи является финно-угорское сообщество. В него входят удмурты, коми-пермяки, мордовцы, финны. Вторая самодийская группа содержит представителей ненцев, нганасанов. Сюда входит и юкагирская группа. Народности уральской семьи проживают за Уралом и на территории Поволжья, определенные скопления отмечаются в северных регионах Европейской части России.

Северокавказская семья включает дагестанскую и абхазско-адыгейскую группу. В первое сообщество входят даргинцы, чеченцы, лезгины, ингуши. Вторая включает адыгейцев, кабардинцев, черкесов. Одновременно на территории РФ встречаются народы из чукотско-камчатской группы — коряки, чукчи и представители семей, которые относятся к другой семейной принадлежности (арабы, китайцы, вьетнамцы).

Наречия в государстве

Русский язык является всеобщим средством межнациональных контактов, хотя все наречия народов признаются равноправными. Многонациональная РФ строится по территориальному признаку, но предполагает государственную целостность. В стране предусматривается единство государственной власти, но допускается разграничение полномочий между федерацией и местными самоуправленческими формированиями на местах.

РФ включает 85 региональных субъектов, 31 из которых представлены автономными областями, округами и республиками. Национальные образования охватывают 53% площади РФ, на их территории живет 26 млн людей. Русские люди составляют почти половину населения в региональных субъектах. Наречия народностей имеют различное происхождение, поэтому при проведении переписи обращается внимание на владение государственным языком.

По информации 99,4% людей в государстве могут общаться на русском диалекте. Самый высокий уровень знаний языка присутствует у русского населения, Затем следуют чеченцы, кабардинцы. По статистическим сведениям, хуже всего владеют государственным диалектом белорусы, буряты, украинцы. При опросе 93,7% людей в стране называют родным этническое наречие, а русский признают родным 5,8% населения (русские не входят в опросную группу).

Взаимоотношения религий

В течение веков меняется положение этнических групп и значение структур иерархии. Определенную роль играют социальные обстоятельства и культурные факторы.

Большинство народов в своей среде является религиозно единым:

  • православные — русские, украинцы, греки, румыны, мордвы, якуты;
  • мусульмане — узбеки, казахи, таджики, дагестанцы;
  • лютеране — шведы и финны;
  • ламаисты — калмыки.

В среде некоторых народов произошел раскол на религиозной почве. Например, белорусы исповедовали католицизм, униатство, латыши поделились на лютеран, католиков и православных. Волжские татары приняли православие (6,5%), остальные были исламского вероисповедания. Небольшие группы пантеистических культовых поклонников также входили в состав населения.

Принципы терпимости к иноверцам были провозглашены и закреплены в законе в 1832 году. Их осуществление происходило в единстве с правилами ведения национальной политики. Правила веротерпимости исполняются на утилитарной основе по отношению к диаспорам и этническим группировкам, а также союзам и религиозным сообществам. Вероисповедание рассматривается государством в качестве отличительной черты наций, какие населяют РФ.

Во время обустройства новых земель и их административного определения правительство и местные власти сохраняют сложившиеся исторические структуры. Краевые полиэтнические общества, в свою очередь, сохраняют модель и статус взаимоотношений с центральной федеральной властью.

Россия – многонациональное государство.

«Сохранение межнационального согласия в нашей стране — не просто важный пункт Стратегии государственной национальной политики, это результат ежедневной работы тысяч людей. Ученые, общественные деятели, госслужащие, молодежные лидеры — настоящие энтузиасты своего дела, посвятившие жизнь сохранению национальных традиций и культур, установлению дружественного диалога между народами. Учреждение премии Президента Российской Федерации за вклад в укрепление российской нации — это признание важности их труда на государственном уровне. Эту премию ждали давно, и, уверен, она станет хорошим стимулом для всех, кто работает в этой сфере», — отметил руководитель Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов.

Еще одну премию, но уже для лидеров некоммерческих организаций, вручат на форуме активных граждан «Сообщество», который состоится 3 — 4 ноября в московском «Экспоцентре». В шорт-лист премии «Я — гражданин» в номинации «Межнациональные отношения» вошли три проекта, из их числа и выберут победителя.

Всего в этом году на данную номинацию подано более 50 заявок. Многие проекты разработаны еще во время смены «Молодые специалисты в области межнациональных отношений» в рамках Всероссийского молодежного образовательного форума «Территория смыслов на Клязьме».

В частности, участники смены предложили по-новому взглянуть на празднование Дня народного единства и придумали несколько молодежных акций, посвященных 4 ноября. Среди них, например, создание комиксов про ополчение Минина и Пожарского, оформление общественного транспорта стилистикой праздника, объявление Года народного единства (по аналогии с Годом кино, Годом экологии и т. д.). А одна из групп даже сочинила гимн Народного единства, в котором есть такие слова:

Эти молодежные проекты будут доработаны специалистами и предложены для реализации во всех регионах России уже в будущем году.

А пока 4 ноября всех россиян приглашают на традиционное шествие «Мы — едины», оно пройдет во многих городах и, конечно, в Москве. С инициативой о проведении шествия выступила Общественная палата РФ, а поддержали ее все Федеральные национально-культурные автономии и общероссийские национальные общественные организации страны. Так что колонна народов России должна быть самой праздничной и красивой во всем шествии, потому что в ней пойдут участники в своих национальных костюмах.

Участниками акции стали почти 90 тысяч человек на 800 площадках России от Владивостока до Калининграда, от Анадыря до Севастополя и двух зарубежных стран — в Турции и Швейцарии. Из них 35 тысяч человек приняли участие очно и более 50 тысяч написали диктант онлайн на сайте www.miretno.ru.

Хотя скорее это был не диктант, а тест на знание культуры, обычаев, кухни и жизненного уклада наших соседей, а именно проживающих в России 193 народов, говорящих на 277 языках и диалектах.

По итогам, отвечая на вопрос «КП», руководитель ФАДН России Игорь Баринов сказал, что неточно ответил только на один пункт — о рецепте калмыцкого чая (зеленый плиточный чай, соль, сливочное масло, молоко. — Ред.). Но, по словам Игоря Вячеславовича, суть не в результате: «Оценки ставить будем, но писали мы этот диктант в первую очередь для себя».

Цели акции, по его словам, — укрепление дружбы и понимания между народами.

Штаб «Большого этнографического диктанта» месяц обрабатывал и анализировал полученные результаты, и вот первые итоги этой акции.

Особый интерес к диктанту проявили представительницы прекрасной половины человечества — среди участников почти 75% женщин.

Мне все народы очень нравятся.
И трижды будет проклят тот,
Кто вздумает, кто попытается
Чернить какой-нибудь народ.

«Когда, например, маленький балкарец узнает, какие песни поет его ровесник сойот, живущий в далекой Сибири, не на Кавказе, а в Саянах, он поймет, что это его песни — о дружбе, о родных людях и землях, о прекрасных горах, которыми, как и лесами, и полями, богата наша Россия», — добавил он.

Уже решено, что данная акция станет традиционной и встанет в один ряд с другими общероссийскими мероприятиями, объединяющими наших людей, такие как «Всероссийский географический диктант» и «Тотальный диктант».

Начальник отдела по работе с татарскими общественными молодежными организациями исполкома Всемирного конгресса татар, председатель Всемирного форума татарской молодежи

— Сейчас в мире главная проблема среди молодежи — кризис идентичности. Очень много молодежи, переезжая на другие места и даже к нам в Казань, забывают татарский язык, традиции, историю. У татарского языка в республике сейчас статус второго государственного. Мы считаем, что он должен остаться таким, иначе исчезнет очень быстро. И так область его применения сужается.

Я часто спрашиваю: «Какие слова вы представляете, говоря о татарском языке?» Отвечают: тюбетейка, чак-чак, деревня, бабушка, дедушка. Никто не говорит «смартфон», «айфон». Все, что нас окружает в обычной жизни, не связывается с татарским языком. Чтобы молодежь не считала, что это язык отсталых деревень и старых бабушек, проводим акцию «Я говорю по-татарски».

Организовали квест-игру, в ней участвовало около тридцати команд из школ Казани. Ребята бегали по городу, узнавали больше про исторические места, решали задачи.

Мы выявляем государственные учреждения, которые должны использовать татарский язык, но не используют. Если не реагируют на наши обращения, вручаем им антипремию «Тяжело с татарским» — это большая гиря с буквой Э (первая буква татарского алфавита) для тех, кому татарский в тягость. Когда мы подарили такие гири учреждениям культуры, все добавили на свои сайты надписи на татарском. И они от этого только выиграли.

Знания о традициях и обычаях должны накапливаться в реальной жизни. И если их там нет, например в смартфоне ни одного приложения на татарском, значит, мы проиграем, потому что мы несовременные, не можем угнаться за жизнью и исчезнем как нация.

Председатель совета районной общественной организации «Национально-культурное объединение украинцев «Криница». Переехала из Крыма в Подмосковье 18 лет назад

— Я преподаватель украинского языка и литературы и всегда старалась поддерживать наши украинские традиции. Мы открыли субботнюю школу, где учились дети этнических украинцев, родившиеся в России. Я помогала им изучать украинский язык, историю страны.

Но в 2014 году после известных событий на Украине мы поняли, что надо кардинально менять свою работу. Мы почувствовали, что к нам стали относиться по-другому, стали ассоциировать с украинскими националистами. И мы создали проект «Украинская народная дипломатия», чтобы показывать людям, что мы, украинцы, остались такими же, как были. Мы — граждане России и всегда будем любить эту страну.

Мы пошли по школам, стали приглашать ребят в наш «Дом дружбы» и объяснять людям, что хотим жить в мире. Проводим мастер-классы, где учим лепить вареники, рассказываем о своих народных костюмах, поем украинские песни, помогаем адаптироваться беженцам.

Настоящая ценность человеческих отношений в том, чтобы понимать своих соседей и дорожить ими.

Председатель общественной организации «Рязанская местная узбекская национально-культурная автономия «Алмаз»

— Я в Рязани живу 11 лет. Приехали с мужем в отпуск, к родным, да вот остались надолго. Работая редактором на телевидении, я обнаружила, что в Рязани очень много приезжих. У каждого своя история, своя судьба. Решила сделать свой проект «Остановка Рязань», чтобы рассказывать о людях разных национальностей, о том, как они попали сюда, в какой сфере трудятся.

Общаясь с местными жителями, я поняла: они почти ничего не знают об узбекском народе. И тогда наша автономия «Алмаз» стала организовывать Дни узбекской культуры. Теперь они стали традиционными, проводятся каждый сентябрь. Это цикл мероприятий: открытые уроки в школах, семинары, беседы со студентами, концерты, мастер-классы по приготовлению блюд узбекской кухни.

Организовали передвижную фотовыставку «Моя профессия — моя гордость». Ее цель — создать благоприятный имидж трудового мигранта, показать конкретных людей: врачей, инженеров, станочников. Мы хотели изменить сложившийся стереотип, что узбек — человек с лопатой, обладающий низкой квалификацией. И наша цель достигнута. Фотовыставка имела колоссальный успех. Глядя на эти кадры, жители города видели, как люди работают, как они гордятся своей профессией, и понимали, что специалист — независимо от национальности — всегда нужен и везде найдет свое место в жизни.

Председатель Ханты-Мансийской общественной организации «Центр объединения народов Дагестана «Дружба народов»

Осман Имамерзаев приехал в Сибирь из Дагестана. Здесь женился и вырастил семерых детей. Старшие шестеро выбрали религию отца — ислам, а младшая дочь Диана стала православной, как мама. Старший сын Магоммед женился на православной девушке. Семье разница религий нисколько не мешает.

— Главное, чтобы были любовь и уважение, — уверена Анжела Имамерзаева, жена Османа. — Ребята у нас серьезные, много внимания семьям уделяют. Все в папу. А он у нас человек неравнодушный, готов помочь каждому. И общественной работой занялся, чтобы людям помогать.

Сам же Осман Имамерзаев считает, что задача Центра объединения народов Дагестана — сплотить сообщество всех национальностей:
— Мы проводим мероприятия, направленные на межэтническое развитие, чтобы народы больше узнавали друг о друге. Помогаем другим организациям — у нас опыта больше, наш центр работает уже 10 лет.

Читайте также  Платон об идеальном государстве

Под нашей эгидой проходил национальный конкурс «Дочки-матери». В нем участвовали представители разных этносов, проживающих в нашем многонациональном округе. Участницы соревновались в танцах, знании языка — всего было восемь заданий. И одним из них стало признание дочерей в любви матерям. Весь зал в тот момент плакал — настолько искренне звучали их слова. Я раньше такого никогда не видел, чтобы плакали все. Значит, мы смогли достучаться до сердец. Людям не хватает этой простоты отношений, этой чистоты, что мы потеряли в 90-е, когда каждый думал только о том, как выжить. Такие мероприятия позволяют сплотить людей разных национальностей, приходит понимание, что общего у нас намного больше, чем разного.

Мы участвуем в каждом мероприятии, проходящем в городе, и каждый национальный праздник становится общим. Сабантуй — это татарский праздник, Навруз — центральноазиатский, но мы сделали их общегородскими. Потому что такие праздники помогают нам лучше узнать и понять друг друга.

6 класс. Обществознание. Россия – многонациональное государство

6 класс. Обществознание. Россия – многонациональное государство

  • Оглавление
  • Занятия
  • Обсуждение
  • О курсе

Вопросы

Задай свой вопрос по этому материалу!

Поделись с друзьями

Комментарии преподавателя

Основные понятия – нация и национальность


Россия является одним из многонациональных государств мира. Это означает, что на территории нашей страны проживают люди более 100 национальностей.

Понятие «нация» имеет латинское происхождение и в переводе означает племя, народ.

В настоящее время «нация» — историчес­ки сложившаяся в процессе развития устойчивая об­щность людей, проживающих на одной территории, имеющих общую культуру, язык, самосознание.

Нация ха­рактеризуется экономической общностью и единой системой политичес­кой жизни. Она обладает особым складом, стилем мышления, менталитетом, чувством собственного достоинства.

Национальность – это принадлежность человека или группы людей к определённой народности или нации.

Россия – многонациональное государство

Этнический, то есть национальный состав населения России представляет собой пеструю картину.

На территории Российской Федерации проживают более 100 народов, 7 из которых имеют численность более 1 000 000 человек — это русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне.

Все народы различаются происхождением, языком, культурой, обычаями, традициями, особенностями быта. Большинство из них являются коренными, для которых Россия – основное или даже единственное место проживания. Кроме того, на территории нашей страны живут представители народов, чье основное место проживания находится за пределами Российской Федерации, например, это украинцы, армяне, немцы и т.д.

Самым большим по численности народом в России является русский народ. Его представители живут во всех частях нашей Родины: от самых северных до самых южных, от западных и до восточных границ. Русские составляют около 85% от всего населения нашей страны.

Именно вокруг русского народа происходило формирование государственности. Древнерусское государство стало складываться в далеком 9 веке на землях восточных славян, которые являются предками русского и близких ему белорусского и украинского народов.

Изначально наше государство складывалось как многонациональное, поскольку на его территории вместе с русскими проживали люди других национальностей. Финно-угорские, тюркские, балтийские, славянские народы жили в мире, делились друг с другом опытом, обменивались знаниями, вместе защищались от врагов, вместе праздновали победы. В течение многих веков русские составляли основу, ядро многонационального Российского государства. Во всех сферах жизни: и в политике, и в экономике, и в культуре — русский народ и по сей день играет ведущую роль. Он объединяет народы нашей страны в одну большую семью. Происходит это, в первую очередь, благодаря русской культуре и русскому языку, который стал языком межнационального общения. На нем говорят руководители нашего государства, издаются законы, ведется делопроизводство.

Русский язык является государственным языком Российской Федерации.

Кроме крупных, численность которых превышает миллион человек, в нашей стране проживают совсем небольшие народы, насчитывающие несколько сотен, иногда несколько десятков или вообще численностью только в несколько человек.

Народы, численность которых не превышает 50 000 человек, относятся к малочисленным, например, чукчи, кеты, шорцы, ижора, водь и другие. Численность многих малочисленных народов уменьшается не только в результате естественной убыли, проживая бок о бок, народы тесно переплетаются, происходит смешивание крови вследствие межнациональных браков, а порой и растворение одних народов в других. Этот процесс называется ассимиляцией. Поэтому очень важно постараться сохранить эти народы и их самобытность, поскольку они имеет свою уникальную культуру, прежде всего язык, обычаи, традиции, фольклор, одежду, национальную кухню и т.д.

Мы — граждане России

Главной гордостью нашего государства являются люди. И не важно, кто ты по национальности, какому народу принадлежишь, если ты любишь свою родину и стремишься к ее процветанию.

Вместе с русской культурой национальные культуры народов России составляют неисчерпаемое богатство нашей Родины. Взаимодействие культур настолько тесное, что национальные различия уходят на второй план, и мы говорим о достоянии российской культуры.

Любой гражданин России гордится достижениями наших ученых, изобретателей. Мы любуемся произведениями наших живописцев, слушаем музыку наших композиторов. При этом мы не задумываемся, кем по национальности являются их авторы. Для нас они россияне, наши соотечественники. И это самое главное.

Нельзя выделить какой-либо один народ России как особенный, исключительный. В основном законе нашей страны – Конституции говорится о многонациональном народе Российской Федерации, о равенстве всех граждан России. Равноправие – одно из важнейших наших достижений. Российские народы все вместе и каждый в отдельности вносят вклад в силу и мощь нашей Родины.

Краткие итоги урока

Таким образом, между народами нашей страны много различий, но все они тесно связаны общей исторической судьбой, все они россияне, то есть граждане Российского государства.

Россия – многонациональное государство.

Росси́я, Росси́йская Федера́ция (сокращенно — РФ) — государство в Восточной Европе и Северной Азии. Население — 146’544’710 чел. (2016). Территория России, определяемая её Конституцией, составляет 17 125 191 км². Страна занимает первое место в мире по территории, шестое — по объёму ВВП (по паритету покупательной способности — ППС) и девятое — по численности населения.

Столица — Москва. Государственный язык — русский. Россия — смешанная республика федеративного устройства.

В состав Российской Федерации входят 85 субъектов, 46 из которых именуются областями, 22 — республиками, 9 — краями, 3 — городами федерального значения, 4 — автономными округами и 1 — автономной областью. Россия граничит с восемнадцатью странами (самый большой показатель в мире), включая две частично признанные и две непризнанные.

Россия — многонациональное государство, отличающееся большим этнокультурным многообразием. Бо́льшая часть (около 75 %) населения относит себя к православию, что делает Россию страной с самым многочисленным православным населением в мире.

Россия — одна из ведущих космических держав мира, на 2014 год — пятая экономика мира по оценке Всемирного банка. После распада СССР в конце 1991 года Российская Федерация была признана международным сообществом как государство-продолжатель СССР в вопросах ядерного потенциала, внешнего долга, государственной собственности за рубежом, а также членства в Совете Безопасности ООН. Россия состоит в ряде международных организаций — ООН, ОБСЕ, Совет Европы, ЕАЭС, СНГ, ОЧЭС, ОДКБ, ГКМЧП, ВОИС, ММО, ВТО, ЮНВТО, ВФП, ШОС, АТЭС, БРИКС, КООМЕТ, МОК, МЭК, ISO, EUREKA, G20 и других.

После распада СССР, в стране активизировались радикально-националистические силы, ставившие целью направить страну по европейскому пути развития национального государства, который подразумевает формирование нации на базе традиций титульного этноса. Эта тенденция затронула прежде всего окраины России, где начались процессы формирования национальных государств в автономных республиках. Эти процессы очень быстро трансформировались в сепаратистские проявления — во многих республиках стали практиковаться незаконные насильственные выселения представителей нетитульных народов, продвижение на руководящие посты во власти политиков коренной национальности, принятие законов, прямо противоречащих федеральной конституции и т.д. Все это вызвало межэтническую напряженность и серьезные центробежные тенденции в целом ряде регионов страны, поставившие под вопрос территориальную целостность и безопасность государства. Такая политика, а также ошибки центральных властей привели в сер. 90-х гг. к сепартистским выступлениям в Чеченской Республике и Дагестане, а также к напряженности в отношениях между отдельными субъектами Федерации по национально-территориальному признаку (например, между Сев. Осетией и Ингушетией).

В центральной России также активизировались радикально-националистические силы, которые выдвигая лозунг «Россия для русских», «Хватит кормить Кавказ» и др., также спровоцировали рост межнациональной напряженности, антикавказские, антиисламские, антисемитские и пр. ксенофобские настроения.

Ситуация была взята под контроль в начале 2000-х гг. благодаря целому ряду антитеррористических операций, а также более продуманной национальной и региональной политике. «Стратегия национальной политики РФ до 2025 года», принятая в 2012 году, впервые определила вектор развития национального государства в России в сторону интернационального государства, но с сохранением системообразующей роли русского народа, что отражает политические реалии в стране, где в среднем почти 80% населения самоидентифицирует себя как русских.

Так Стратегия дает определение российской нации как «сообщества граждан Российской Федерации разной этнической, религиозной, социальной и иной принадлежности, осознающих свою гражданскую общность и политико-правовую связь с российским государством (согражданство)». В то же время в документе подчеркивается, что «благодаря объединяющей роли русского народа, многовековому межкультурному и межэтническому взаимодействию на исторической территории Российского государства сформировалась уникальная социокультурная цивилизационная общность, многонародная российская нация, представители которой считают Россию своей Родиной. Россия создавалась как единение народов, как государство, системообразующим ядром которого исторически выступает русский народ. Цивилизационная идентичность России и российской нации, как гражданской общности, основана на сохранении русской культурной доминанты, носителями которой являются все народы Российской Федерации, сформированной не только этническими русскими, но и вобравшей в себя культуру всех народов России.»

На деле Россия создает новую модель национального государства, отличающуюся как от классической европейской модели, где в основе лежит традиция титульного этноса, так и от надэтнической интернациональной модели, где основу составляет надэтническая объединительная идея (такая модель существовала в СССР). С одной стороны, Стратегия национальной политики говорит о «многонародной российской нации» (это не «русская нация» и даже не «русская мультиэтничная нация» по образцу, который существует во многих, в том числе соседних, государствах), а с другой стороны в ней недвусмысленно заявляется о том, что новая модель основывается на сохранении «русской культурной доминанты, носителями которой являются все народы» РФ. При этом подчеркивается, что данная культурная доминанта формировалась не только этническими русскими, но и всеми народами России, что безусловно отражает объективные реалии российской действительности.

Фактически Россия на сегодняшний день пытается сформировать модель интернационального государства для тех стран, где высокий уровень мультиэтничности переплетается с наличием мощного этноса, с которым себя идентифицирует большинство населения. Эта новая, до конца не сформировавшаяся модель требует определенной идеологической составляющей, которая сыграла бы роль тех самых духовных скреп, о которых часто говорит президент В. Путин. Здесь безусловно существует опасность крена в сторону европейской модели, которая стала бы гибельной для такого многонационального государства как Россия. Скорее всего, именно поэтому российский лидер поддержал в 2016 году предложение Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ принять Закон о Российской нации, в котором бы были закреплены основные положения, содержащиеся в Стратегии национальной политики. Тем не менее, очевидно, что если российский опыт по формированию модели национального государства будет успешным, он станет примером для многих государств не только на постсоветском пространстве, но и в странах ЕС, где за последние десятилетия растущая мультиэтничность вошла в явное противоречие с ассимиляционной моделью интеграции, составляющей в большинстве из них основу национального государства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: