Розничная цена, ее структура, государственное регулирование цен - ABCD42.RU

Розничная цена, ее структура, государственное регулирование цен

Как государство регулирует цены

В современных экономических реалиях вопрос о государственном регулировании цен является одним из ключевых. В чем суть этого понятия и какова его методология, рассказываем в статье.

В чем заключается госрегулирование цен

Методы государственного регулирования цен — комплекс мер по воздействию государства на механизм ценообразования, контролю за соблюдением финансовой дисциплины и созданию условий для свободной конкуренции, единых для всех организаций и индивидуальных предпринимателей.

Главными инструментами ценового регулирования выступают законодательные, бюджетные, административные и финансовые мероприятия, санкционированные государством. Влияние на ценообразование производится с целью контроля над инфляцией, содействия конкурентным процессам, обеспечения эффективного распределения и использования средств бюджета и улучшения функционирования экономической системы страны в целом.

Правовые основы государственного регулирования цен:

  1. Конституция РФ, статья 7.
  2. Федеральный закон № 381-ФЗ от 28.12.2009 (ст. 8,13).
  3. Указ Президента РФ № 221 от 28.02.1995.
  4. Постановление Правительства РФ № 239 от 07.03.1995.
  5. Постановление Правительства РФ № 530 от 15.07.2010.

В этих НПА закреплены рычаги прямого и косвенного регулирования государством ценообразования в Российской Федерации.

Как регулируются стоимость

Государственные цены бывают фиксированными (ФЦ), устанавливаемыми госорганами и регулируемыми (РЦ). Предельное значение РЦ определяется госорганами в зависимости от воздействия условий экономической конъюнктуры.

Выделяют прямые и косвенные методы регулирования. К прямому воздействию относятся:

  • установление ФЦ;
  • установление РЦ;
  • определение НМЦК в соответствии с положениями статьи 22 ФЗ-44;
  • ценовое декларирование;
  • замораживание общего уровня расценок или только на отдельные виды товаров, работ, услуг;
  • введение тарифов и рекомендательных, залоговых, гарантийных, паритетных расценок.

Косвенные рычаги включают функционирование системы налогообложения, контроль над процентными ставками рефинансирования, координирование государственных расходов, торговую и административную политику, антимонопольное законодательство и многое другое.

Примеры

Самым ярким примером является государственное регулирование цен на лекарственные препараты и на продукцию гособоронзаказа.

Воздействие на ценообразование по ГОЗ производится путем утверждения методологии по расчету расценок и списка продукции по гособоронзаказу, введения правил по определению НМЦК, применения различных видов расценок, обозначения минимальной и максимальной прибыли, гарантирования оплаты головному исполнителю или исполнителю, ведения раздельного учета, государственной регистрации и ведения реестра цен на продукцию гособоронзаказа.

Государственное регулирование ценообразования на лекарственные препараты реализовывается, базируясь на:

  • утверждении перечня жизненно необходимых медицинских препаратов;
  • закреплении методики ценообразования;
  • госрегистрации и ведении реестра принятых расценок на лекарственные средства;
  • утверждении и установлении предельных оптовых надбавок;
  • организации порядка предоставления и непосредственном направлении предписаний уполномоченным исполнительным органам на уровне субъектов РФ;
  • проведении процедур надзора в сфере обращения медикаментов;
  • правоприменении комплекса мер административной и уголовной ответственности за выявленные нарушения в порядке ценообразования на лекарственные препараты.

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.

Формы и методы воздействия государства на цены

Регулирование цен и их соотношений на микроэкономическом уровне осуществляется на основе спроса и предложения (устанавливаются равновесные цены). На макроуровне регулирование цен должно осуществляться государством.

Различают прямое и косвенное воздействие государства на цены. Прямое, или административное, вмешательство государства в действующие цены означает участие государства в формировании уровней, структуры, соотношений и динамики цен, установления определенных правил ценообразования.

В условиях рыночной экономики регулируемые, как и свободные, цены устанавливаются и утверждаются самими предприятиями. Государственное воздействие на такие цены осуществляется путем методического и организационного единства в установлении цен на товары и услуги, в разработке рекомендаций по их обоснованию, в том числе и по отраслям.

Государство в лице своих органов управления определяет порядок исчисления уровня затрат — калькуляции себестоимости, уточняет состав затрат специальными нормативными документами, определяет расходы, возмещаемые из прибыли, устанавливает нормативы рентабельности на продукцию предприятий-монополистов.

Прямое вмешательство государства целесообразно тогда, когда ставится задача стабилизации действующих цен или их незначительного роста. Например, прогнозируемый рост уровня цен предусматривался на 2003 г. — 10-12% в год, на 2004 г. — 8-10%, на 2005 г. — 6,5-8%, на 2008 г — 5- 7% в год. Достигнуть этой величины без государственного участия невозможно (в 2000 г. рост цен составил 120,2%, в 2002 г. — 115,1%). Главной целью ценовой и денежно-кредитной политики в среднесрочной перспективе остается последовательное снижение инфляции.

Решение о необходимости регулирования цен принимается на основе анализа деятельности субъектов ценообразования с учетом стимулирующей роли соответствующих методов регулирования в повышении качества производимой продукции и в удовлетворении спроса на нее.

Можно выделить следующие формы прямого вмешательства государства в процесс ценообразования

1. Общее замораживание цен (оно применяется при чрезвычайно сильном инфляционном развитии экономики), или замораживание цен на отдельные группы товаров (отдельные товары), или временный или частичный запрет на изменение цен.

Например, вместо ежеквартально меняющихся тарифов на электроэнергию Федеральная энергетическая комиссия предложила заморозить их сроком на 1 год и ввела с 1 января 2003 г. стабильные тарифы на электроэнергию, учитывающие темпы инфляции и другие факторы. По мнению экспертов, это внесло стабильность в отношения между поставщиками и получателями энергии.

2. Установление фиксированных цен и тарифов. Фиксированные цены с твердо установленной величиной формируются по решению соответствующих органов власти и управления и ими же утверждаются. Решению о введении фиксированных цен предшествует процедура определения прибыли (рентабельности), включаемой в такие цены, а также разрешения споров в случаях, когда фиксированные цены не обеспечат отдельным предприятиям (независимо от форм собственности)и индивидуальным предпринимателям нормативной прибыли. Субъекты ценообразования, в случае введения фиксированных цен, обязаны реализовать свою продукцию по ценам, не превышающим фиксированной цены.

Фиксированные цены стали одним из основных видов цен, применяемых при заключении государственных контрактов. В этом случае фиксированная цена устанавливается на стадии заключения контракта, обладает определенной степенью жесткости, т. е. не изменяется при исполнении контракта. Предварительная фиксация цены предполагает ограниченный контроль за затратами в ходе выполнения контракта со стороны заказчика. Предприятие-изготовитель в данном случае принимает на себя хозяйственный риск и получает широкие возможности получения дополнительной прибыли за счет экономии затрат.

3. Установление предельных цен или коэффициентов, пределов возможного изменения (роста) цены за определенный период времени или предельного уровня цены, т. е. максимального или минимального уровня цены, выше или ниже которого цена не может подниматься. Такое регулирующее мероприятие очень важно в условиях дефицита, так как рост свободных цен в конечном счете ведет к сокращению производства.

Предельный уровень цены может быть надежной гарантией населению от ценового диктата производителей в условиях отсутствия конкуренции на внутреннем рынке. На социально важные товары и услуги предельный уровень цены может устанавливаться местными органами власти и управления.

Многие цивилизованные страны с развитой рыночной экономикой уже прошли этап регулирования верхних пределов цен на товары первой необходимости, в частности на продукты питания, и теперь уже отказались от этой меры. Но отказались не потому, что она плоха, а потому, что надобность в ней отпала, поскольку рынок полностью насыщен, существует эффективная конкуренция не только между теми, кто производит товары, но и теми, кто их реализует, полностью исключен монополизм производителей и торговцев путем действия эффективного антимонопольного законодательства.

В своей деятельности российское правительство с 1996 г. ведет практику регулирования предельных минимальных цен на продукцию ликероводочной отрасли промышленности. С учетом изменения норм и правил производства и оборота алкогольной продукции периодически утверждаются минимальные цены на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28% в качестве нижней границы реализации при осуществлении оптовой и розничной торговли этой продукцией на внутреннем рынке.

Установленные минимальные цены включают оптовые цены предприятий-изготовителей, ставки акциза, НДС, лицензионный сбор, а для продукции, производимой или ввозимой из стран, не входящих в СНГ, — таможенную стоимость и таможенные платежи. Минимальные цены утверждаются и при необходимости пересматриваются Министерством экономического развития и торговли на основании представлений Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ.

4. Установление предельного норматива рентабельности. В этом случае в цене при ее расчете учитывается прибыль в размере предельного норматива рентабельности. В России этот метод регулирования цен получил наибольшее распространение. Он применяется при регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов, на многие виды услуг, цены на которые регулируют местные органы власти (например, на вывоз бытовых отходов, ритуальные услуги и т. д.) Чаще всего предельные уровни рентабельности утверждаются на продукцию предприятий-монополистов. Размер их может быть дифференцирован по отраслям и группам продукции.

Цены на продукцию, по которой фактическая рентабельность превышает установленный уровень, должны пересматриваться предприятиями в сторону снижения. Дальнейшая реализация этой продукции должна производиться по сниженным ценам с рентабельностью не выше предельного уровня.

За рубежом этот метод практически не используется. Он имеет серьезный недостаток: не заинтересовывает предприятия в снижении издержек. В мировой практике уровень цен регулируется через ограничения возможностей достижения повышенной рентабельности на вложенный капитал.

5. Установление фиксированных или предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок, скидок. Органам исполнительной власти на местах разрешено устанавливать предельные уровни снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок на соответствующей территории, определять порядок их установления. Решение об установлении предельного уровня названных надбавок и наценок может распространяться на всю продукцию, реализуемую в пределах соответствующей территории.

6. Для биржевой торговли и внебиржевого оборота может быть введен предельный уровень котировальных цен на товары, поступившие из государственного сектора, и прогрессивное налогообложение прибыли продавцов этих товаров по рыночным ценам, превышающим предельные уровни цен.

7. Декларирование цен. По решению органов исполнительной власти может вводиться декларирование оптовых (отпускных) цен на отдельные виды продукции. При этом все субъекты предпринимательской деятельности, производящие и реализующие такую продукцию, обязаны представлять в органы ценообразования декларации относительно применяемых цен для заявительной регистрации.

Органы ценообразования вправе принимать решение о регистрации декларируемой цены, либо отказать в ее регистрации, либо принять решение об обоснованном изменении размера декларируемой цены с уведомлением предприятия-декларанта о причинах изменения, если при формировании декларируемой цены допущены нарушения действующего законодательства.

С момента регистрации цены субъекты ценообразования, производящие продукцию, на которую введено обязательное декларирование оптовых цен, обязаны заключать с потребителями договоры на поставку продукции, оплачиваемой по цене не выше зафиксированной в декларации.

Читайте также  Политическая карта мира. Современный этап международных отношений

8. Установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции. Такая практика имеет место в некоторых странах, например в США, Японии. Если цена превышает рекомендуемый уровень, может применяться прогрессивное налогообложение прибыли, полученной от реализации товаров по ценам, превышающим рекомендованные.

Косвенное воздействие на формирование цен осуществляется с помощью разнообразных способов:

  • с помощью мер, направленных на изменение величины затрат, включаемых в себестоимость товаров, услуг;
  • путем регулирования доходов производителей продукции, продавцов и покупателей;
  • путем использования и применения совокупности разных способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке;
  • путем регулирования налогов как на производимую, так и на потребляемую продукцию (система льготного налогообложения).

Путем льготного кредитования, субсидирования и дотирования из бюджета, государственного финансирования на разработку и создание новых видов продукции снижаются затраты на производство, что является основой стабилизации или снижения цен для потребителей. Государственное субсидирование — существенный фактор поддержки малодоходных, но важных для национальной экономики отраслей, а также предприятий, находящихся в состоянии реконструкции или кризиса, что, в свою очередь, может оказать влияние на стабилизацию уровня цен на товары первой необходимости.

Субсидирование цен широко практикуется через систему компенсационных выплат производителям конкретного вида товара в целях возмещения потерь от реализации продукции по ценам, не покрывающим издержки их производства либо не приносящим определенного уровня дохода.Что касается дотаций, то, как правило, дотируются низкорентабельные и убыточные производства, важные для экономики в целом. Широко распространены дотации сельскохозяйственного производства.

В связи с высоким урожаем в 2001 и 2002 гг. возник переизбыток зерна, и цены на него резко снизились, не возмещая затрат на производство. Государство решило продолжить в 2002 г., как и в предыдущем, интервенции по закупке зерна. Цель такой акции — поддержать сельхозтоваропроизводителей, скупить у хозяйств их зерно, удержать цены от дальнейшего падения. Правительством было выделено на эти цели 6 млрд. руб.

В результате цены на зерно поднялись на 14%. Увеличение цены составило 300 руб. на тонну. Эта прибавка к цене есть не что иное, как дотации государства товаропроизводителям зерна. Все закупленное государством зерно было заложено на хранение, застраховано и в любой момент могло быть использовано для операций по стабилизации рынка зерна.

Органы государственной власти могут заключать с юридическим или физическим лицом договор о введении фиксированных цен на реализуемую ими продукцию или услуги, а также могут поощрять заключение соглашений между производителями и потребителями продукции в части принятия производителями продукции односторонних обязательств, направленных на ограничение роста цен.

К формам косвенного регулирования цен также можно отнести различные мероприятия и программы, разрабатываемые государственными органами:

  • создание условий для развития здоровой конкуренции и предпринимательства. Так, для повышения эффективности производства предприятий естественных монополий Правительством РФ намечено постоянно проводить анализ обоснованности затрат монополистов, организовывать торги по закупке продукции, используемой предприятиями естественных монополий;
  • эффективное использование таможенных тарифов, льготных таможенных пошлин для стимулирования товарной интервенции по дефицитным или предназначенным для социально незащищенных слоев населения видам продукции;
  • разработка специальных правительственных программ по развитию производства товаров народного потребления, расширению услуг, оказываемых населению, увеличению жилищного строительства за счет государственных бюджетных ассигнований;
  • государственное стимулирование привлечения в страну иностранных инвестиций, создания совместных предприятий.

Понятие и виды цен. Государственное регулирование установления и применения цен на товары, работы и услуги. Правовые средства обеспечения государственной дисциплины цен

Федеральное законодательство не содержит единого (универсального) понятия цены.

Итак, цена — средство определения объема встречного предоставления. Встречное предоставление — это взаимное правомерное действие лица, обусловленное предшествующим или будущим соответствующим действием контрагента в конкретных обязательственных отношениях, выражающееся в передаче товаров, уплате денег, выполнении работ и т. п.

С учетом сказанного, цена — это объективное экономическое явление, определяющее соотношение обмениваемых благ (объем встречного предоставления) и их (блага) характеризующее. Цена выражается в уплате контрагенту известного количества валюты либо в ином встречном предоставлении за переданный товар (выполненную работу, оказанную услугу) посредством согласования сторонами ее (цены) в договоре, исходя из нормативных требований действующего законодательства.

В зависимости от государственного воздействия цены подразделяются на три вида: свободные (рыночные), регулируемые и устанавливаемые (фиксированные) государством.

Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических условиях.

Регулируемые цены формируются также в результате согласия, достигнутого между сторонами договора. Однако последние не могут установить цену выше или ниже границы, обозначенной соответствующим компетентным государственным органом. Указанный вид цен широко применяется в таких сферах экономики, как топливно-энергетический комплекс, магистральный транспорт, связь, производство продукции и оказание услуг повышенного социального значения и др.

Устанавливаемые (фиксированные) государством цены — крайний вариант прямого ценового регулирования, когда продавец (исполнитель) не имеет права отклониться от них в какую-либо сторону. Они (цены) устанавливаются государством в твердой сумме.

В зависимости, главным образом, от сферы обслуживания национальной экономики все цены (свободные, регулируемые, устанавливаемые) делятся: на оптовые, розничные, цены на продукцию строительства, тарифы (цена услуг), внешнеторговые цены.

Государственное регулирование цен — одна из форм узаконенного вмешательства государства в свободные рыночные отношения. Государственно-правовое регулирование цен проводится посредством установления: фиксированных цен и тарифов; предельных цен и тарифов; предельных коэффициентов изменения цен; предельного уровня рентабельности. Надо особо указать на административно-правовую природу государственного регулирования цен и ценообразования в РФ. В соответствии Конституцией РФ в ведении РФ находятся основы ценовой политики.

В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Правительство РФ разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен. Так Правительство РФ:

1) устанавливает основы ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации;

2) формирует сводный баланс производства и поставок электрической энергии;

3) определяет вопросы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, в том числе поставляемую на экспорт;

4) утверждает нормативно-методическую основу деятельности органов государственного регулирования тарифов.

Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).

Отдельные полномочия в области государственного регулирования цен (тарифов) закреплены за отраслевыми федеральными органами исполнительной власти.

Например, Министерство транспорта РФ утверждает правила формирования, применения тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации, тарифы на международные транзитные железнодорожные перевозки и др.

Министерство здравоохранения и социального развития РФ обладает соответствующими полномочиями в отношении цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения.

На уровне субъектов РФ вопросами ценообразования занимаются законодательные и исполнительные органы, а на уровне муниципальных образований — органы местного самоуправления.

Лица, виновные в нарушении норм законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), привлекаются к ответственности в установленном порядке.

Согласно Указу Президента РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» к предприятиям и организациям, нарушившим нормы законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), применяются санкции в виде взыскания всей суммы излишне полученной выручки.

КОАП РФ предусматривает ответственность за завышение или занижение регулируемых государством цен на продукцию, товары либо услуги, предельных цен.

Основы правового регулирования цен и ценообразования

Цена и ее классификация

Понятие «цена» в общем смысле включает денежное выражение стоимости определенного блага (продукция, услуга, товар). С позиции экономики формирование цены на товар происходит при учете уровня спроса потребителя на него, имеющихся цен других производителей на подобный товар, государственных мер регулирования системы ценообразования и др.

Цена всегда включает в свой состав себестоимость выпущенного продукта, то есть стоимостную оценку природных ресурсов, материала и сырья, топлива, основных средств, трудовых ресурсов на его выпуск, которые используются в процессе производства.

Регулирование цен начинается уже с момента формирования затрат, которые включаются в себестоимость. В главе 25 НК (ст. 253) определяются расходы, которые относятся к выпуску и продаже, а также расходы:

  • по изготовлению (производству), хранению и доставке продукции, выполнению работ, оказанию услуг, приобретению и (или) реализации продукции (работ, услуг, имущественного права);
  • по содержанию и эксплуатации, ремонту и техническому обслуживанию основных фондов и прочего имущества, включая поддержание их в исправном состоянии;
  • по освоению природных ресурсов;
  • на научно-исследовательские работы и опытно-конструкторские разработки;
  • по обязательному и добровольному страхованию;
  • другие затраты, которые можно отнести к производству и продаже продукции.

Существует несколько видов цен. Оптовая цена включает сумму, по которой производители продукции реализуют ее оптовым покупателям.

Розничная цена — это так сумма, по которой происходит реализация товара поштучно или мелким оптом населению (то есть в розницу).

Также принято различать свободную (рыночную) и регулируемую цену.

Основу формирования цены и принципы определяют положения Налогового Кодекса, в частности статья 40. Формирование свободной цены происходит в рыночных условиях в соответствии с уровнем спроса и предложения на соответствующий продукт без определенного воздействия государства на цену. В зависимости от общего правила эта цена включает себестоимость и сумму прибыли.

Цена представляет собой инструмент коммерческой политики предпринимателей, поэтому выбор условий, приемов ценообразования имеет в основе цели коммерческой политики, которые заключаются в достижении существенного размера прибыли с помощью роста объема продаж.

Свободное ценообразование имеет в основе:

  • ценностный подход, где происходит формирование цены для обеспечения организации получения максимального размера прибыли с помощью достижения выгодного соотношения между ценностью товара и произведенными затратами;
  • затратный метод, который использует фактические затраты предприятия на выпуск и сбыт своего товара в качестве отправной точки формирования цены.

Рассматривая данные подходы к ценообразованию, можно разделить ценовую политику предприятия на активную и пассивную.

Активная политика ценообразования определяет установку цен в пределах политики управления сбытом с целью достичь максимально выгодных объемов продаж, средних издержек производства и целевого уровня прибыльности предприятия. Для пассивной политики характерно строгое формирование цен с использованием затратного метода или только под воздействием цен, сложившихся у конкурентов.

наряду с этим, цена рынка подвергается определенному государственному контролю. Налоговые органы имеют право подвергать контролю правильное установление сторонами цен при осуществлении сделок, если они совершаются при нескольких условиях:

  • сделки между взаимозависимыми лицами;
  • сделки, проводимые в соответствии с товарообменными (бартерными) операциями;
  • совершение внешнеторговых сделок;
  • сделки, в случае отклонения более чем на 20% в сторону повышения (понижения) от уровня цен, которые применяет налогоплательщик по идентичной (однородной) продукции (работам, услугам) в пределах короткого временного промежутка.
Читайте также  Государство без грозы, что конь без узды

Рыночная цена также подвергается регулированию в случае установления ее специальными субъектами или при ее формировании в определенных целях.

Регулируемая цена представляет собой цену продукции, складывающуюся при воздействии со стороны государства посредством экономических и иных директив.

Кроме рассмотренной классификации, выделяют мировые, формирующиеся на основе котировок биржи, и внутригосударственные цены, формирующиеся и используемые на территории РФ согласно национальному законодательству. Для отечественных предприятий мировые цены представляют интерес в случаях, когда происходит совершение внешнеэкономических сделок. В процессе формирования цен экспортных и импортных сделок, предприятия должны учесть условия, влияющие на формирование мировой цены.

Основа государственного регулирования цен

Отправной точкой государственного регулирования цен считается издание в 1991 году Указа Президента РСФСР № 297 «О мерах по либерализации цен». в соответствии с Указом Президента РФ № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», изданным в феврале 1995, сегодня из Указа Президента РСФСР действует абз. 1 п. 1. Он гласит, что существует потребность в использовании свободных (рыночных) цен и тарифов, которые формируются под воздействием спроса и предложения на товары производственно-технического назначения, продукцию народного потребления, работы и услуги.

Помимо этого, последним Указом была определена ценовая политика страны, которая концентрируется на либерализации цен. Государственное регулирование цен необходимо проводить, главным образом, в отношении продукции естественных монополий.

Законодательно естественная монополия представляет собой состояние товарных рынков, где удовлетворение спроса на них эффективнее при отсутствии конкуренции. Это может быть обусловлено технологическими особенностями выпуска продукции (например, существенное снижение затрат производства на единицу продукции по мере роста производственного объема), невозможностью замены в потреблении товаров, производимых субъектами естественной монополии, другими товарами (когда спрос на этом товарном рынке в меньшей мере зависит от изменения цен на него, чем спрос на другой товар). Подобные отношения регулирует Федеральный закон 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Правительство РФ обладает полномочиями по установлению перечня продукции производственно-технического назначения, продукции народного потребления и услуг. Цены (тарифы) на них на внутреннем рынке Российской Федерации должны подлежать регулированию, которое осуществляет Правительство, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ.

Правовые основы регулирования цен государством

Правовое регулирование ценообразования исходя из анализа нормативных актов, состоит в нескольких способах:

  • установка минимального (максимального) ценового предела. Например, ФЗ № 35 «Об электроэнергетике» предоставляет Правительству РФ право установления предельного (минимального, максимального) уровня цен (тарифов) на услуги в области передачи электроэнергии по распределительным сетям;
  • формирование фиксированных цен;
  • формирование базовых цен, включая предельные коэффициенты их изменения.

Среди нарушений государственной дисциплины цен можно выделить:

  • повышенные государственные регулируемые цены (фиксированные, предельные цены, предельные коэффициенты, предельные уровни рентабельности);
  • завышение устанавливаемых надбавок (наценок) к цене (не распространено на предприятия, которые осуществляют реализацию товаров по свободным ценам рынка);
  • нарушение монополистическими предприятиями порядка декларирования свободных цен.

В случае нарушения законодательных норм, касающихся государственного регулирования цен (тарифов), юридические лица могут подвергаться санкциям в виде взысканий на всю сумму излишне полученной выручки и штрафов в таком же размере. В случае повторного нарушения предусмотрен штраф в двойном размере.

Наряду с этим для регулирования ценообразования государство использует в отношении производителей меры, направленные на льготное кредитование, налоговые льготы, бюджетные дотации, компенсацию расходов производителям. Подобные меры дают возможность для предприятий минимизировать себестоимость издержек по выпуску продукции, снижая в результате цену на свой товар.

Курсовая работа: Розничная цена, ее структура, государственное регулирование цен

Цена – это денежное выражение стоимости товара.

Практическая связь между стоимостью и ценой была проложена посредством применения затратного принципа, в рамках которого величина цены определяется посредством изменения суммарных затрат всех факторов на производство единицы товара в денежном выражении, именуемых издержками производства, то есть цена равна средним издержкам. Прибавление к издержкам определенной величины прибыли приводит к установлению искомой цены.

И тогда можно отметить, что стоимостный подход к цене в его трудовой практике обладает естественной ограниченностью вследствие применимости только к продуктам труда. На основании этого подхода не представляется возможным устанавливать цены предметов, вещей, не являющихся результатами человеческого труда, скажем, земли, природных богатств. В рамках производственного подхода считается, что они не обладают трудовой, меновой стоимостью и, следовательно, ценой. В этом отношении рыночный подход более универсален и конструктивен.

1.1 Цена и ее значение в условиях рыночной экономики

Цена является характеристикой товара в условиях рыночной экономики, отражая состояние рынка, спрос, предложение и т.д. В самом общем виде цена — это сумма денег, которую покупатель уплачивает продавцу за приобретаемый товар. Цена — активный инструмент организации структуры производства. Важно отметить следующие обстоятельства:

— цены устанавливаются собственниками товаров и проходят проверку рынком, где под влиянием рыночных факторов определяется их окончательный уровень;

— цены находятся под неослабным вниманием государства, которое постоянно ищет способы воздействия на них с целью недопущения постоянного роста цен;

— рыночные отношения определяют специфические подходы к ценообразованию и методам воздействия на цены.

Цена — одна из наиболее сложных экономических категорий. Для ее правильного понимания необходимо иметь ясное представление о том, что составляет основу цены, какие объективные законы влияют на процессы ценообразования и движения цен.

В условиях товарного производства и обращения продукты труда реализуются как товары. Цена каждого отдельного товара не обязательно совпадает с его стоимостью. Она может быть выше или ниже стоимости в зависимости от спроса и предложения на данный товар. В рыночных колебаниях цен вокруг стоимости проявляется действие закона стоимости — экономического закона товарного производства. Закон стоимости побуждает товаропроизводителей регулировать общественно необходимые затраты труда, добиваться их снижения, а также распределять их и средства производства между отраслями народного хозяйства.

Закон стоимости действует в обстановке конкурентной борьбы, в которой выигрывают товаропроизводители, применяющие новую технику и технологию, наиболее эффективные способы организации производства. Таким образом, под воздействием закона стоимости осуществляется технический прогресс и происходит дифференциация товаропроизводителей: одни в результате конкурентной борьбы разоряются, другие обогащаются.

Закон стоимости, который является регулятором процесса производства и обращения товаров, через механизм формирования цен способствует установлению определенного равновесия в соотношении цен на разные виды товаров и тем самым создает основу для определения границы между экономически выгодным и невыгодным производством.

Согласно теории спроса и предложения стоимость товара может проявиться только в цене, т.е. в денежном выражении. Следовательно, цена определяется соотношением спроса и предложения. Эта теория дополняет теорию трудовой стоимости, так как увязывает ее с рынком, ценой и механизмом ее формирования.

Сущность теории предельной полезности заключается в том, что стоимость товара зависит от его предельной полезности. Если количество какого-либо товара меньше, чем потребность в нем, то его ценность возрастает. При увеличении предложения данного товара ценность его падает до предельной полезности. Следовательно, можно сказать, что теория предельной полезности является продолжением теории спроса и предложения.

Настоящим научным открытием стали работы известного английского экономиста А. Маршалла, который попытался отойти от определения единственного источника стоимости и соединил теории предельной полезности, спроса и предложения и издержек производства (затрат). Таким образом, он осуществил поворот в экономической теории стоимости от субстанционного анализа к функциональному, т.е. к определению единовременного взаимовлияния полезности, спроса и предложения, издержек и цены.

Следовательно, можно сделать вывод, что экономический товар включает в себя одновременно и благо (поскольку он нужен потребителю), и затраты (поскольку для его производства необходимы ресурсы). Эти качества товаров проявляются как их полезность (поскольку удовлетворяют наши потребности), редкость (поскольку для их производства нужны ограниченные ресурсы и ресурсоемкость). При приобретении экономического товара люди платят за него определенную сумму денег, которая называется ценой товара.

В условиях рыночной экономики ценообразование тесно связано с понятием «альтернативная стоимость». Экономическая сущность этой категории заключается в проблеме выбора: прежде чем приобрести товар, покупатель стоит перед необходимостью принятия альтернативного решения, какой товар выбрать из множества предлагаемых на рынке. Покупая один из них, он отказывается от других. Стоимость приобретенного товара представляет собой альтернативную стоимость. Покупатель оценивает товар с точки зрения своих интересов и возможностей.

Кроме того, в рыночной экономике понятия «денежная стоимость» и «альтернативная стоимость» тесно связаны между собой. Обычно товар, имеющий высокую альтернативную стоимость, обладает также и высокой денежной стоимостью. Это происходит потому, что цена является способом распределения ресурсов между конкурирующими пользователями. В то же время альтернативная стоимость влияет на предложение данного товара, так как товаропроизводитель ради организации его производства и получения прибыли отказывается от производства других благ. Таким образом, альтернативная стоимость формируется на рынке в конкурентной борьбе в зависимости от спроса и одновременно влияет на производство, а следовательно, и на предложение.

Общепризнанное определение такой сложной экономической категории, как цена, отсутствует и по настоящее время. К наиболее часто используемым можно отнести следующие:

-цена определяется издержками производителя и искусством менеджмента;

-цена представляет собой количество денег, уплачиваемых за данный товар.

Цена и ценообразование являются основными элементами рыночной экономики. Цена должна отражать интересы как производителей, так и потребителей товаров, потому что производителю важно возместить затраты с определенной прибыльностью, а потребителю — получить экономическую выгоду от эксплуатации данного товара.

1.2 Сущность и функции цены

Цена является конечным показателем, характеризующим товар, она в равной степени учитывает интересы всех участников процесса товарообмена — производителей и потребителей. Цена товара — это количество денежных единиц определенной валютной системы, которое должен заплатить покупатель продавцу за весь товар или его единицу на согласованных условиях.

Поскольку количество разнообразных благ ограничено и их может не хватать для всех, товары и услуги распределяются на основе их цен. Рост и падение последних влияют на поведение действующих или потенциальных производителей. Увеличение цен привлекает новых производителей, а снижение выталкивает некоторых из них с рынка. Таким образом, цены поощряют производителей товаров и услуг увеличивать или уменьшать объемы производства.

Читайте также  Теория государства Платона

Функция цены представляет собой ее предназначение в управлении национальным хозяйством в целом и каждым предприятием в отдельности.

Основные функции цен:

1. Функция учета и измерения затрат общественного труда. Эта функция определяется сущностью цены как денежного выражения стоимости. Цена выступает тем экономическим инструментом, который позволяет организовать стоимостный учет различных хозяйственных процессов, измерения их результатов. Реализуя учетно-измерительную функцию, цена дает возможность сопоставлять самые различные потребительские свойства товаров и услуг, исход из затрат труда.

2. Функция сбалансированности спроса и предложения. Именно через цены осуществляется связь производства и потребления, предложения и спроса. По цене можно судить о наличии или отсутствии необходимых пропорций в производстве и обращении. Цена объективно воздействует на производителя, заставляя его повышать качество и расширять ассортимент товаров. Использование балансирующей функции цены реально только при введении в действие всего потенциала современного маркетинга, включающего комплексный анализ рынка, прогноз рыночной конкуренции, формирование товарной и ценовой политики.

Спрос выражает потребность в товаре со стороны совокупного покупателя, исходя из его возможностей. На практике это проявляется в том, что устанавливается обратная зависимость между рыночной ценой и количеством покупаемых товаров. Чем выше цена и характернее тенденция к ее росту, тем меньше товаров (услуг) будет приобретено потребителями. Снижается объем продаж товара. При уменьшении цены все идет в обратном направлении.

Характерно и постепенное убывание спроса по мере насыщения потребительского рынка. Изменение спроса на товары всегда вызывает адекватную трансформацию рыночного предложения этих товаров.

Розничная цена, ее структура, государственное регулирование цен (стр. 1 из 6)

Хабаровский торгово-экономический техникум

по дисциплине: «Экономика отрасли»

на тему: «Розничная цена, ее структура, государственное регулирование цен в условиях рынка»

Студентка заочного отделения

Содержание

1. Цена, ее сущность

1.1 Цена и ее значение в условиях рыночной экономики

1.2. Сущность и функции цены

2. Розничная цена, ее структура

3. Государственное регулирование цен

4. Формирование цен на товары

Введение

Известно, что успех любого предприятия или предпринимателя в условиях рыночной экономики во многом зависит от того, насколько правильно они будут устанавливать цены на свои товары и услуги. Но поскольку на цены оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов, могут возникнуть сложности. Предприниматель при установлении цены на товар должен учитывать все факторы, влияющие на ее уровень, и установить цену таким образом, чтобы получить прибыль. На настоящий момент цена может определяться количеством затрат на производство товара, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей.

Чтобы не случилось существенных убытков предприятий, а иногда и их банкротства, каждый экономист, каждый предприниматель должны овладеть теорией и практикой ценообразования.

Теория стоимости и в настоящее время не потеряла актуальности, не только оставаясь одним из вопросов теоретической экономики, но и имея большую практическую значимость. Все современные модели ценообразования, используемые фирмами в рыночной экономике, восходят к проблеме общественно необходимых затрат труда и их общественной полезности.

Цена может рассматриваться как сложная экономическая категория, связанная практически со всеми элементами экономических отношений в обществе. Наиболее остро проблема ценообразования встала перед российскими экономическими агентами после отказа от назначения государственных цен и передачи функций ценообразования свободному рынку. Так как в условиях рынка ценообразование представляет собой многофакторный процесс, сильно подверженный влиянию рынка, роль выбора правильной ценовой политики является одним из условий эффективного функционирования.

Возможности и проблемы политики цен меняются в зависимости от типа рынка. За исключением случаев работы на рынках чистой конкуренции, фирмам необходимо иметь упорядоченную методику установления цены на свои товары, от которой зависит успех ее деятельности. При свободном ценообразовании цена не скована внешними ограничениями, она никем не назначается, а формируется в результате торга, на основе взаимного соглашения между продавцом и покупателем. Поэтому в условиях рыночной экономики одним из самых главных вопросов сбыта является: какую назначить цену? Цена не должна «отпугивать» потребителей, должна поддерживать конкурентоспособность товара и при этом покрывать издержки производства. Известно, что существует определенный диапазон цен, внутри которого может оперировать производитель. Нижняя его граница определяется себестоимостью товара, а верхняя – платежеспособным спросом, то есть нельзя установить низкую цену, как и цену завышенную, по которой реализация товара становится проблематичной; следовательно, при установлении цены любая фирма особое внимание должна уделять анализу спроса, чтобы максимально увеличить прибыль и не понести убытки, соблюдая правильный баланс.

1. Цена, ее сущность

Сложно дать общее, единое определение понятия «цена» так же, как найти всеобщее определение термину «деньги». Тем более, что эти понятия тесно связаны между собой и термин «цена» происходит от слова «деньги». Для потребителя, покупателя такое утверждение может показаться странным. С позиции покупателя, приобретающего товары по определенным ценам, все представляется предельно ясным. Для покупателя цена – это количество денег, которое ему приходится платить за единицу товара, за вещь, за услугу. Для продавца – это количество денежных единиц, которое можно получить за продаваемую вещь. В принципе, эти естественные, эмпирические определения вполне корректны.

Однако подобные простейшие определения не дают ключ к пониманию, каковой должна быть цена, как она зарождается, как действует ценовой механизм.

Денежная цена расставляет, казалось бы, все по своим местам. Но возникает новая, на этот раз, видимо, вечная проблема: «Сколько же денежных единиц того или иного вида следует платить за единицу того или другого товара?» Короче говоря, приходится задуматься о способе определения цены. И само понятие цены как пропорции обмена попало под сильное влияние методов ее установления.

В настоящее время о ценах рассуждают с точки зрения способов их формирования, определения. Восприятие цены все более ассоциировалось с эпитетами, сопровождающими это слово: «государственная», «рыночная», «твердая», «договорная» и тому подобными. Смысл цены так или иначе связывается с ценообразующими факторами, влияющими на ее величину.

В рамках рыночного подхода приемлемо следующее определение:

Цена – это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена.

В такой формулировке выделяются два основных акцента. Во – первых, подчеркивается непосредственная связь цены товара с ценностью, полезностью, которой он обладает как объект потребления. Во – вторых, согласно такой трактовке цена товара проявляется как экономическая сущность только в условиях его обмена на деньги или другой товар. Так что вне рынка, без купли-продажи, о цене говорить не приходится, цену способен установить только рынок.

Иные позиции в отношении сути цены свойственны производственному подходу, опирающемуся на связь цен с факторами производства в целом и с главным фактором – трудом. Для такого подхода типична следующая формулировка:

Цена – это денежное выражение стоимости товара.

Практическая связь между стоимостью и ценой была проложена посредством применения затратного принципа, в рамках которого величина цены определяется посредством изменения суммарных затрат всех факторов на производство единицы товара в денежном выражении, именуемых издержками производства, то есть цена равна средним издержкам. Прибавление к издержкам определенной величины прибыли приводит к установлению искомой цены.

И тогда можно отметить, что стоимостный подход к цене в его трудовой практике обладает естественной ограниченностью вследствие применимости только к продуктам труда. На основании этого подхода не представляется возможным устанавливать цены предметов, вещей, не являющихся результатами человеческого труда, скажем, земли, природных богатств. В рамках производственного подхода считается, что они не обладают трудовой, меновой стоимостью и, следовательно, ценой. В этом отношении рыночный подход более универсален и конструктивен.

1.1 Цена и ее значение в условиях рыночной экономики

Цена является характеристикой товара в условиях рыночной экономики, отражая состояние рынка, спрос, предложение и т.д. В самом общем виде цена — это сумма денег, которую покупатель уплачивает продавцу за приобретаемый товар. Цена — активный инструмент организации структуры производства. Важно отметить следующие обстоятельства:

— цены устанавливаются собственниками товаров и проходят проверку рынком, где под влиянием рыночных факторов определяется их окончательный уровень;

— цены находятся под неослабным вниманием государства, которое постоянно ищет способы воздействия на них с целью недопущения постоянного роста цен;

— рыночные отношения определяют специфические подходы к ценообразованию и методам воздействия на цены.

Цена — одна из наиболее сложных экономических категорий. Для ее правильного понимания необходимо иметь ясное представление о том, что составляет основу цены, какие объективные законы влияют на процессы ценообразования и движения цен.

В условиях товарного производства и обращения продукты труда реализуются как товары. Цена каждого отдельного товара не обязательно совпадает с его стоимостью. Она может быть выше или ниже стоимости в зависимости от спроса и предложения на данный товар. В рыночных колебаниях цен вокруг стоимости проявляется действие закона стоимости — экономического закона товарного производства. Закон стоимости побуждает товаропроизводителей регулировать общественно необходимые затраты труда, добиваться их снижения, а также распределять их и средства производства между отраслями народного хозяйства.

Закон стоимости действует в обстановке конкурентной борьбы, в которой выигрывают товаропроизводители, применяющие новую технику и технологию, наиболее эффективные способы организации производства. Таким образом, под воздействием закона стоимости осуществляется технический прогресс и происходит дифференциация товаропроизводителей: одни в результате конкурентной борьбы разоряются, другие обогащаются.

Закон стоимости, который является регулятором процесса производства и обращения товаров, через механизм формирования цен способствует установлению определенного равновесия в соотношении цен на разные виды товаров и тем самым создает основу для определения границы между экономически выгодным и невыгодным производством.

Согласно теории спроса и предложения стоимость товара может проявиться только в цене, т.е. в денежном выражении. Следовательно, цена определяется соотношением спроса и предложения. Эта теория дополняет теорию трудовой стоимости, так как увязывает ее с рынком, ценой и механизмом ее формирования.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: