Служебная этика и служебный этикет на государственной службе - ABCD42.RU

Служебная этика и служебный этикет на государственной службе

Особенности этикета и поведения госслужащих, кодекс этики

Поведение и манера разговоров сразу показывают уровень развития человека. Особенно важно учитывать это на работе, где мнение собеседника складывается не только о специалисте, но и о госоргане. Этикет государственного служащего написан для того, чтобы репутация ни одной из сторон не пострадала.

Этикет государственных и муниципальных служащих

Работники должны придерживаться требований и рекомендаций «Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих». Этот правовой документ разработан на базе российских и мировых законов, а также с учетом нравственной политики страны.

Зачем и для чего нужен кодекс

Кодекс содержит общие нормы выполнения работником своих профессиональных обязанностей и преследует следующие цели:

  • создание и выполнение единых принципов поведения на работе;
  • поддержание, укрепление авторитетных позиций госорганов;
  • повышение уровня доверия к госструктурам со стороны населения;
  • самоконтроль чиновников во время службы над собственными нравственными и моральными устоями.

Закон призван обеспечить надлежащее исполнение госслужащими своих полномочий. По отношению к тексту документа, можно судить о профессионализме или недостаточной квалификации сотрудника. При различных кадровых перестановках, выявлении фактов нарушений кодекса, создается специальная комиссия. Она определяет, какое качество не входит в этикет госслужащего, вернее, противоречит установленным морально-нравственным нормам.

В зависимости от структуры учреждения, особенностей его деятельности, на местах разрабатываются собственные нормативы (армия, суды, дума и т.д.). Но за основу берут этот типовой документ.

Основные положения кодекса

Госслужащий должен осознавать свою ответственность перед обществом, страной. Самым главным пунктом является соблюдение прав и свобод человека.


Кратко охарактеризовать правила поведения госслужащих можно так:

  • честно и в полной мере оказывать квалифицированную помощь;
  • трудиться беспристрастно, не отдавая предпочтение людям и учреждениям определенных
  • социальных статусов и групп населения;
  • исключить дискриминацию по каким-либо признакам (пол, возраст, национальность и т.д.);
  • избегать конфликтов и соблюдать правила этикета;
  • не использовать полномочия в корыстных целях;
  • выступать с публичными высказываниями только в случае наличия таких полномочий,
  • уважительно высказываться относительно руководства госструктуры;
  • предоставлять сведения о своих доходах и членов семьи;
  • противостоять любому влиянию со стороны граждан и представителей учреждений;
  • сохранять конфиденциальность персонализированной информации о гражданах и организациях;
  • стремиться к оптимизации расхода подотчетных ресурсов.

Госслужащий должен помнить, что гражданин вправе ожидать общения в соответствии с положениями кодекса. Достаточно опираться на морально-нравственные нормы делового общения: вежливость, тактичность, скромность, благородство, точность. Свод правил предписывает сотрудникам с уважением относиться к гражданам, соблюдать нормы этикета. Запрещаются любые оскорбления, обвинения, угрозы, предвзятые упреки.

Речевой этикет государственного и муниципального служащего

В работе государственной и муниципальной службы наиболее важным инструментом является речь. Это главное средство общения. Большие проблемы в работе управленческой системы и значительноме снижение эффективности возникают при неправильном использовании речевых средств. Ошибки в речи официальных лиц, нарушение норм этикета речевого поведения формируют негативный образ власти.

Для положительного имиджа чиновника необходимо соблюдение правил речевого этикета, в частности:

  • безупречное владение государственным языком Российской Федерации;
  • богатый словарный запас;
  • соблюдение речевого этикета (речевые формулы приветствия, просьбы, вопроса, благодарности, поздравления, выбор полного или сокращенного имени, формы обращения);
  • употребление вульгарной, жаргонной лексики в официальном общении, безусловно, недопустимо;
  • владение навыками публичной речи, знание основ ораторского и полемического мастерства.

Согласно этикету государственного служащего, внешний вид должен вызывать уважение у населения и быть в рамках делового стиля.

Бюрократия и коррупция

Это явление в госструктурах, при котором люди обладающие властью ведут дела формально и кропотливо, затягивая решения вопросов. Этикет государственных служащих предрасположен к бюрократии. По заявлениям специалистов, этим достигается максимальный эффект в работе организационно-правовой системы. Проблема в том, что бюрократия – основная причина дачи взяток.

Коррупция — это злоупотребление служебным положением, властью с целью личного обогащения.
Этикет муниципального служащего, чиновника предусматривает полное соблюдение со стороны сотрудника всех норм существующего законодательства.

Государственным чиновникам запрещено получение подарков.
Сотрудник, которого пытались заинтересовать каким-либо образом с целью ускорения его работы, обязан сообщить об инциденте руководству или в соответствующие инстанции.

Хищения, дача и получение взятки – наиболее тяжкие нарушения закона.

Что будет за несоблюдение кодекса этики

Закон предусматривает различные меры:

  • моральное порицание действий сотрудника на собрании;
  • изъятие подарков у госслужащего в пользу той структуры, в которой он состоит;
  • открытие административного или уголовного дела, если действия государственного служащего выходят не только за рамки этикета, но и других законов.

Обязанность служащего – вызывать доверие и уважение к госорганам у граждан, соблюдать нормы этикета. Моральное осуждение уже должно останавливать этичного человека перед нарушением кодекса.
Поведенческий и речевой этикет государственного и муниципального служащего определяют уровень личной профессиональной подготовки и влияют на мнение населения о работе госструктуры. Вежливое обращение к гражданам, отсутствие конфликта заинтересованности, беспристрастное исполнение своих обязанностей – залог успешной личной карьеры и успех общества в целом.

II. Основные принципы и правила служебного поведения государственных (муниципальных) служащих

II. Основные принципы и правила служебного поведения

государственных (муниципальных) служащих

10. Основные принципы служебного поведения государственных (муниципальных) служащих являются основой поведения граждан Российской Федерации в связи с нахождением их на государственной и муниципальной службе.

11. Государственные (муниципальные) служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов и органов местного самоуправления;

б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как государственных органов и органов местного самоуправления, так и государственных (муниципальных) служащих;

в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа и органа местного самоуправления;

г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;

е) уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы либо органы местного самоуправления обо всех случаях обращения к государственному (муниципальному) служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

ж) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной и муниципальной службы;

з) соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений;

и) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

к) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;

л) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

м) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении государственным (муниципальным) служащим должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа либо органа местного самоуправления;

н) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;

о) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных (муниципальных) служащих и граждан при решении вопросов личного характера;

п) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, его руководителя, если это не входит в должностные обязанности государственного (муниципального) служащего;

р) соблюдать установленные в государственном органе или органе местного самоуправления правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;

с) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа или органа местного самоуправления, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;

т) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения стоимости в иностранной валюте (условных денежных единицах) на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота;

у) постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере его ответственности.

Читайте также  Английская научная школа политических арифметиков

12. Государственные (муниципальные) служащие обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

13. Государственные (муниципальные) служащие в своей деятельности не должны допускать нарушение законов и иных нормативных правовых актов исходя из политической, экономической целесообразности либо по иным мотивам.

14. Государственные (муниципальные) служащие обязаны противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее профилактике в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

15. Государственные (муниципальные) служащие при исполнении ими должностных обязанностей не должны допускать личную заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

При назначении на должность государственной или муниципальной службы и исполнении должностных обязанностей государственный (муниципальный) служащий обязан заявить о наличии или возможности наличия у него личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей.

16. Государственный (муниципальный) служащий обязан представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих и членов своей семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации.

17. Государственный (муниципальный) служащий обязан уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной обязанностью государственного (муниципального) служащего.

18. Государственному (муниципальному) служащему запрещается получать в связи с исполнением им должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги материального характера, плату за развлечения, отдых, за пользование транспортом и иные вознаграждения). Подарки, полученные государственным (муниципальным) служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления и передаются государственным (муниципальным) служащим по акту в государственный орган или орган местного самоуправления, в котором он замещает должность государственной или муниципальной службы, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

19. Государственный (муниципальный) служащий может обрабатывать и передавать служебную информацию при соблюдении действующих в государственном органе или органе местного самоуправления норм и требований, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

20. Государственный (муниципальный) служащий обязан принимать соответствующие меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой он несет ответственность или (и) которая стала известна ему в связи с исполнением им должностных обязанностей.

21. Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, должен быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в государственном органе либо его подразделении (органе местного самоуправления либо его подразделении) благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.

22. Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, призван:

а) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

б) принимать меры по предупреждению коррупции;

в) не допускать случаев принуждения государственных (муниципальных) служащих к участию в деятельности политических партий и общественных объединений.

23. Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, должен принимать меры к тому, чтобы подчиненные ему государственные (муниципальные) служащие не допускали коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.

24. Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за действия или бездействие подчиненных ему сотрудников, нарушающих принципы этики и правила служебного поведения, если он не принял меры по недопущению таких действий или бездействия.

Вопрос Служебная этика и служебный этикет на государственной и муниципальной службе

Служебная этика — самое широкое понятие в сфере профессиональной этики. Под служебной этикой понимают совокупность наиболее общих норм, правил и принципов поведения человека в сфере его профессиональной, производственной и служебной деятельности. Эти нормы должен соблюдать каждый человек, начавший работать. Количество этих норм невелико. Подавляющая часть их формулируется в предельно общем виде, с тем, чтобы быть детализированными применительно к конкретным видам деятельности. Требования служебной этики:

Дисциплинированность. Конкретизация этого понятия происходит в зависимости от специфики и содержания труда. Например, в животноводстве понятие дисциплинированности будет определяться жизненными циклами тех животных, за которыми ухаживают.
Сбережение материальных ресурсов, предоставляемых работнику для осуществления производственной деятельности. Эти ресурсы могут быть самыми разными. Необходимость восполнять утраченные ресурсы тяжким грузом ложится на прибыль и себестоимость продукции, отсюда требование сводить потери к минимуму. В эту норму входит сбережение тепла, зданий, техники, материалов и т.д.

Корректность межличностных отношений. Человек в сфере своей трудовой деятельности должен вести себя таким образом, чтобы как можно меньше возникало межличностных конфликтов, и чтобы другим людям было комфортно работать рядом с ним при прямом и косвенном межличностном контакте.

Служебный этикет — это совокупность целесообразных правил поведения людей в трудовых коллективах. Эти правила обусловлены важнейшими принципами общечеловеческой морали и нравственности.

Соблюдение правил и требований служебного этикета является обязательным для всех: и руководителей, и подчиненных. Так, на службе люди обычно обращаются друг к другу на «Вы», ведут себя вежливо, стараются быть вежливыми и корректными. На светских раундах, по правилам этикета, разговаривают о приятных и интересных вещах, не обсуждают личную жизнь, внешность присутствующих, деловые проблемы, пытаются улыбаться. Этикет — это язык символов. Человек должен использовать его с целью лучше взаимодействовать с другими (коллегами, партнерами). Правила и требования служебного этикета должны способствовать созданию здорового морально- психического климата и подъему настроения, повышению производительности труда.

Вопрос Служебная этика руководителя: пути формирования личностных качеств руководителя современного типа.

Служебная этика – совокупность определенных нравственных обязанностей, принципов и норм поведения, которые реализуются во взаимоотношениях работников в процессе трудовой деятельности. Она призвана объяснять мораль, прививать моральные принципы и правила долга, чести, морально воспитывать человека.

В процессе управленческой деятельности руководители и специалисты должны стараться сделать человека счастливым. В данном случае «счастье» рассматривается как состояние удовлетворенности в результате реализации высоких общественно значимых целей и смысла жизни. Должны учитываться также и этические отношения и темперамент работников, их пол, возраст, квалификация, нравственно-психологическое состояние.

Важнейшими функциями служебной этики является этическое утверждение и защита демократизации, гласности, хозяйского отношения к делу, предприимчивости, инициативности, авторитета, дерзания, интеллектуального поиска и т. д.

Руководители и специалисты должны знать, что их моральный кодекс это эталон для подчиненных, которые стремятся к их подражанию. Так управленческие работники, если хотят видеть определенные нравственные качества у подчиненных, обязаны сами обладать этими качествами.

Форма, манера и культура отдачи распоряжения, проведения организаторской работы, контроля выполнения заданий всегда включает нравственные аспекты деятельности кадров управления. Точность, пунктуальность, единство слова и дела, ответственное отношение к делу выступают сплавом деловых и этических норм.

Руководитель и специалисты в нравственном отношении должны быть выше своих подчиненных и требовательнее относиться именно к себе.

Вопросы по дисциплине «Экономическая теория»

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Служебная этика и служебный этикет на государственной и муниципальной службе 1. Служебная этика 2. Требования к муниципальным служащим 3. Основные функции. — презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемЗоя Юбочникова

Похожие презентации

Презентация на тему: » Служебная этика и служебный этикет на государственной и муниципальной службе 1. Служебная этика 2. Требования к муниципальным служащим 3. Основные функции.» — Транскрипт:

1 Служебная этика и служебный этикет на государственной и муниципальной службе 1. Служебная этика 2. Требования к муниципальным служащим 3. Основные функции т принципы этикета на муниципальной службе

2 1. Служебная этика Служебная этика — самое широкое понятие в сфере профессиональной этики. Под служебной этикой понимают совокупность наиболее общих норм, правил и принципов поведения человека в сфере его профессиональной, производственной и служебной деятельности. Эти нормы должен соблюдать каждый человек, начавший работать.

Читайте также  Политика и мораль. Моральность политики

3 Требования служебной этики : — Дисциплинированность. Сбережение материальных ресурсов, предоставляемых работнику д ля осуществления производственной деятельности. — Корректность межличностных отношений.

4 Все эти требования делятся на две подгруппы. Все эти требования делятся на две подгруппы. Первая подгруппа включает в себя требования в межличностных контактах по горизонтали ( подчинённый — подчинённый, руководитель — руководитель ). Вторая подгруппа включает в себя требования в межличностных контактах по вертикали ( подчинённый — руководитель ).

5 2. Требования к муниципальным служащим Исполнительская дисциплина. В основе этого требования лежит тот факт, что от муниципального служащего порой зависит и жизнь человека, так как в профессиональную функцию чиновников входит оформление документов на человека с момента его рождения. Дисциплинированность, внимательность, исполнительность, пунктуальность, педантичность и законопослушность — эти качества характеризуют исполнительскую дисциплину ;

Подробное описание «LigaStavok» на нашем сайте.

6 Приверженность высшим нравственным принципам, верность государству. Муниципальный служащий должен ставить государственные интересы выше индивидуальных, частных интересов, целей и задач политических партий, других общественных объединений.

7 Соблюдение принципов муниципальной службы: — постоянная готовность выступить на защиту Конституции, федеральных законов и законов субъектов федерации, никогда не нарушать положений принятой присяги на верность государству и не отказываться от законных требований по муниципальной должности; — честная служба государству; — стремление найти и использовать наиболее эффективные и экономичные способы выполнения государственных задач и функций; — отсутствие в деятельности муниципального служащего элементов дискриминации одних субъектов, с одной стороны, предоставления особых благ и привилегий другим субъектам, за особое вознаграждение или без него, с другой;

8 — никогда не принимать для себя и членов своей семьи никаких благ и преимуществ, используя при этом свои служебные полномочия; — не делать никаких личных обещаний, связанных с обязанностями муниципальной службы; — никогда не использовать никакую информацию, полученную конфиденциально во время исполнения своих должностных обязанностей, как средство получения личной выгоды; — не заниматься предпринимательской деятельностью; — разоблачать коррупцию и постоянно бороться с ней. — соблюдать деловой режим и корректность общения с гражданами и коллегами; муниципального государственного служащего; — не высказывать публично своего личного мнения о действующих политических деятелях; —

9 — избегать злоупотребления служебным положением, корыстной или иной личной заинтересованности; — в общении с гражданами, как при исполнении своих полномочий, так и во внеслужебных отношениях соблюдать общепринятые правила поведения; вести себя с достоинством; демонстрировать вежливое корректное обращение, беспристрастность, принципиальность, стремление глубоко разобраться в существе вопроса, умение выслушать и понять другую позицию; равное отношение ко всем гражданам и юридическим лицам; взвешенность высказываемых суждений и принимаемых управленческих решений.

10 3. Основные функции и принципы этикета на муниципальной службе На муниципальной службе, где отношения строятся на основе субординации, каждый вид общения (подчинённого и начальника, коллег, чиновника и посетителя) обладает достаточной спецификой и подчинён своим, выработанным практикой правилам этикета, ориентированного на честь и достоинство как высшую ценность.

11 Этикет на муниципальной службе выполняет различные функции. Выделяют информационную функцию, функцию стандартизации моделей индивидуального и группового поведения, функцию социального контроля и социального влияния, функцию создания психологического комфорта.

12 Основу этикета муниципального служащего составляют общие принципы современного этикета, соблюдаемые сегодня во всём мире: это принципы гуманизма, целесообразности действий, эстетической привлекательности поведения и уважения к традициям своей страны и стран, с представителями которых государственным служащим приходится вступать в деловые контакты.

13 Принципы : Гуманизма целесообразности действий эстетической привлекательности поведения и внешнего облика работника учреждения Субординации паритетности

Конспекты юриста

Этика государственного служащего

План курсовой работы

1. Теоретические основы этики государственного служащего.

  • 1.1. Сущность и содержание понятия «этика», основные требования и особенности профессиональной этики государственного служащего.
  • 1.2. Этические принципы профессиональной деятельности государственных служащих.
  • 1.3. Правовое регулирование служебной этики государственных служащих.

2. Роль этики государственных служащих в системе государственного управления.

  • 2.1. Зарубежный опыт формирования и регулирования этических норм государственных служащих.
  • 2.2. Отечественный опыт формирования и внедрения этики профессионального и служебного поведения государственных гражданских служащих.

Введение

Построение демократического правового социального федеративного государства требует создания эффективной модели государственного управления, формирования высококомпетентного кадрового состава аппарата государственной службы, обладающего высоким уровнем нравственного развития. В связи с этим все большее значение приобретает профессиональная этика, нравственная культура государственных гражданских служащих, так как высокий этический уровень государственных служащих является главным фактором повышения престижа Российской Федерации на мировой арене, а государственные служащие в своей деятельности воплощают политику государства в его взаимодействии с населением.

Весьма важно, чтобы органы государственные управления и служащие государственного аппарата отвечали требованиям, предъявляемым обществом, так как главное их назначение — служить общественным интересам граждан. Тем самым государственная служба и ее нравственная культура превратились в важнейший самостоятельный фактор, влияющий на нравственные установки и ценностные ориентации общества.

Именно отсутствие этических принципов служащих в значительной мере способствует негативным явлениям, отклонениям от ответственности, коррупции, взяточничеству. Это, в свою очередь и приводит к падению доверия населения к чиновничеству.

Профилактика негативных явлений на государственной службе основывается в огромной степени на культивировании этических принципов. Такого рода принципы, этические нормы закрепляются в кодексах этики.

Этические кодексы призваны задавать нравственные ориентиры. Цель их заключается в поддержании высокого статуса и установлении основных стандартов поведения, предотвращении коррупции.

Таким образом, между этикой и соответствующими нормативными документами, регулирующими работу государственных служащих, нет непреодолимой стены. Зачастую именно этическая трактовка конкретной ситуации является основой для того или иного закона. В свою очередь этические нормы могут опираться на нормы правовые.

Актуальность темы данного исследования определяется потребностью в изучении и необходимостью формирования этической и нравственной культуры государственного служащего как одного из важнейших факторов, влияющих на эффективность работы государственной службы.

Объектом исследования являются особенности этики и этические принципы профессиональной деятельности государственных служащих.

Предметом исследования выступают эффективные формы и методы внедрения и формирования этических норм поведения государственного служащего в России.

Цель написания курсовой работы: изучение эффективных форм и методов внедрения и формирования этических норм поведения государственного служащего в России.

Для достижения данной цели в работе решаются следующие задачи:

  • 1. Раскрыть сущность и содержание понятия «этика»;
  • 2. Рассмотреть основные требования и особенности профессиональной этики государственного служащего;
  • 3. Изучить правовое регулирование служебной этики государственных служащих;
  • 4. Исследовать зарубежный опыт формирования и регулирования этических норм государственных служащих;
  • 5. Проанализировать отечественный опыт формирования и внедрения этики профессионального и служебного поведения государственных гражданских служащих.

Информационной базой для исследования послужили официальные данные информационных порталов государственной гражданской службы, а также Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих», Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, методический инструментарий по формированию моделей компетенций и методов их оценки для групп должностей государственной гражданской службы Томской области.

В ходе выполнения исследования были выделены методологические основы курсовой работы: аналитический, сравнительный методы. Анализ нормативных правовых актов Российской Федерации, опыт зарубежных стран и отечественный опыт формирования этики госслужащих.

Область применения: данная тема исследования полезна при формировании кадрового состава аппарата государственного управления.

Практическая значимость работы состоит в том, что применение исследуемых методик внедрения и формирования этической культуры кадров для замещения должностей государственной гражданской службы необходимо для выявления соответствия кандидатов на государственную и муниципальную службу обязательным квалификационным требованиям, применимым ко всем должностям гражданской службы.

Курсовая работа состоит из введения, в котором обоснованы актуальность избранной темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования данной работы; двух глав — в первой раскрываются теоретические основы этики государственного служащего, во второй выявляется роль этики государственных служащих в системе государственного управления путем анализа зарубежного и отечественного опыта внедрения этики в профессиональную деятельность госслужащих; заключения; списка использованных источников.

Принципы профессиональной этики госслужащих

Принципы профессиональной этики госслужащих

Требования к служебному поведению на граждан­ской службе — система принципов и норм (пра­вил) служебного поведения и деятельности гражданских слу­жащих. Система требований включает подсистемы пра­вовых норм, морального регулирования и правил служебно­го этикета.

Система моральных требований к служебному поведению гражданских служащих включает:

· этические принципы

Одна из форм нравственного сознания, в которой в наиболее общей форме выражаются выработанные в моральном сознании общества или данной профессиональной среды требования к нравственной сущно­сти и социальному назначению деятельности должностных лиц.

· этические нормы

Читайте также  Геополитическое положение Украины

Этические нормы, с одной стороны, конкре­тизируют требования этических принципов в виде заповедей, правил, присяги, с другой — выступают в форме нравствен­ных отношений как обычай, воспроизводимый в однотипных поступках под воздействием силы общественного мнения, массового примера, коллективной привычки и т. д.

· запреты на те или иные действия, вступающие в противоречие с этическими принципами и нормами служебного поведения

· рекомендации.

В основе систематизации этических принципов служеб­ного поведения гражданских служащих как основополагаю­щих требований к нравственной сущности и социальному на­значению их профессиональной деятельности, которых долж­ны придерживаться гражданские служащие в процессе вы­полнения своих служебных обязанностей, должна лежать идея общественного служения, вытекающая из положений Кон­ституции Российской Федерации о социальном характере российского государства.

Принципы профессиональной этики гражданских служащих:

1. принцип законности;

Принцип законности выступает сегодня одним из важнейших этических принци­пов деятельности гражданских служащих.

В Законе «Об основах государственной службы Россий­ской Федерации» принцип законности определялся как прин­цип «верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении госу­дарственными служащими должностных обязанностей и обес­печении их прав» (п. 1 ст. 5). Правовой аспект этого прин­ципа состоит в том, что гражданский служащий, принимая управленческие решения или совершая иные действия в про­цессе исполнения своих должностных обязанностей, обязан руководствоваться нормами действующего законодательства и не вправе отступать от них даже в случае получения непра­вомерного, с его точки зрения, распоряжения руководства.

Нравственный аспект принципа законности состоит в том, что в ситуации морального выбора чиновник осознанно и добровольно остается законопослушным, верным своему гражданскому и служебному долгу, в рамках своих должно­стных обязанностей и служебной компетенции обеспечивая реализацию целей Конституции и положений законов и тем самым участвуя в выполнении миссии государственной служ­бы служить своему народу верой и правдой даже тогда, когда над ним не довлеет принудительная сила закона и угроза санкций.

В практике следования принципу законности нередко воз­никает этическая коллизия: как следует поступать должност­ному лицу, получившему незаконное, с его точки зрения, распоряжение руководства?

Закон «О государственной гражданской службе Россий­ской Федерации» также не обошел вниманием эту коллизию. Однако решение предлагается уже иное. В новом Законе, по сравнению с Законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» (1995 г.), порядок разрешения этой этической коллизии принципиально изменен. Пп. 2 и 3 ст. 15 Закона гласят, что гражданский служащий «не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение», а в случае исполнения такового «гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дис­циплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами».

2. принцип гуманизма;

Принцип гуманизма, выраженный в требовании ува­жения к человеку, веры в него, признания суверенитета и дос­тоинства личности. Этот принцип закреплен в Законе «О госу­дарственной гражданской службе Российской Федерации» (п.п. 2 п. 1, ст. 18), обязывающем гражданского служащего «ис­ходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержа­ние его профессиональной служебной деятельности».

Признание верховенства Конституции влечет за собой не­обходимость обеспечения прав человека и гражданину од­ним из важнейших среди которых является право на защиту своей чести и достоинства.

Конкретизируясь в этических нормах, этот принцип на­ходит выражение во внешних формах поведения граждан­ских служащих, проявляясь в характере их взаимоотноше­ний как во внутренней среде в служебных ситуациях, так и в отношениях с гражданами, обращающимися в государствен­ные организации по своим житейским проблемам.

В соответствии с требованиями Закона «О государствен­ной гражданской службе Российской Федерации» и руковод­ствуясь принципами общественного служения, законности и гуманизма, гражданский служащий не должен оказывать «предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам», совершать действия, «связан­ные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финан­совых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей»2. Он не должен до­пускать ситуации конфликта интересов, при которой «лич­ная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должност­ных обязанностей и при которой возникает или может воз­никнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации».

3. принцип беспристрастности и независимости.

Принцип беспристрастности и независимости нашел правовое закрепление в Законе «О го­сударственной гражданской службе Российской Федерации» в форме запретов на:

· участие на платной основе в деятельности органа управ­ления коммерческой организацией;

· замещение должности гражданской службы в случаях избрания или назначения на государственную долж­ность, а также избрания на выборную должность в орга­не местного самоуправления или на оплачиваемую вы­борную должность в органе профессионального союза;

· представительство по делам третьих лиц в государствен­ном органе, в котором он замещает должность граждан­ской службы;

· осуществление предпринимательской деятельности;

· получение в связи с исполнением должностных обя­занностей вознаграждения от физических и юридичес­ких лиц;

· выезд в связи с исполнением должностных обязаннос­тей за пределы территории страны за счет средств фи­зических и юридических лиц;

· использование сведений конфиденциального характе­ра, служебной информации, а также средств материаль­но-технического и иного обеспечения в целях, не свя­занных с исполнением должностных обязанностей;

· использование преимущества должностного положения для предвыборной агитации, в интересах политических партий, других общественных объединений и иных орга­низаций, а также публичное выражение своего отноше­ния к ним;

· создание в государственных органах структур полити­ческих партий, других общественных объединений (ст. 17).

Принципы профессиональной этики гражданских служащих:

1. принцип ответственности;

Принцип ответ­ственности. Наука выработала различные подходы к классификации видов социальной ответственности, наиболее распространен­ным среди которых является деление видов ответственности на юридическую и моральную.

Меры юридической (дисциплинарной) ответственности гражданских служащих за невыполнение требований к слу­жебному поведению, несоблюдение ограничений и запретов предусмотрены ст. 57 Закона «О государственной граждан­ской службе Российской Федерации». Однако в пределах «по­веденческого люфта» за ненадлежащие действия и поступки гражданский служащий должен нести моральную ответствен­ность.

Действующим началом моральной ответственности вы­ступают собственная совесть, чувство долга или неформальный суд людей в форме выражения общественного мнения, осуждения и даже обструкции и остракизма. Моральная от­ветственность может обеспечиваться и кодифицированными требованиями различного рода нормативных документов (эти­ческих кодексов, кодексов чести, правил поведения, уставов, судов офицерской чести) и разработанными в соответствии с ними механизмами контроля за неукоснительным соблюде­нием этих требований.

2. принцип справедливости;

Принцип справедливости реализует себя в законном и рациональном использовании государственно-властных полномочий, в дей­ственной защите прав граждан (а не в имитации ее), в удов­летворении социальных ожиданий как важнейшем критерии оценки эффективности государственной службы.

Всякая несправедливость, допускаемая чиновником, на­носит моральный ущерб авторитету власти в целом. Ведь, будучи непосредственно причастными к подготовке и приня­тию управленческих решений, которые могут оказаться судь­боносными для значительной части населения страны, чи­новники обладают делегированными властными полномочи­ями в глазах общественности. Поэтому они начинают иден­тифицироваться с государством, авторитет которого стано­вится производным от конкретных действий его функционе­ров, оцениваемых прежде всего по шкале «справедливо — несправедливо».

Данный принцип зиждется на равном уважении достоинства всех людей, требует одинаковых для всех сво­бод, равенства всех перед законом, равных возможностей в политической и социальной жизни, а также социальной за­щищенности.

3. принцип лояльности;

Одним из центральных принципов практически во всех эти­ческих кодексах государственных служащих зарубежных стран является принцип лояльности, который должен пониматься прежде всего как:

· верность обществу, доверившему гражданскому служащему обеспечение его прав и законных интересов, т. е. об­щественному долгу;

· верность Конституции Российской Федерации и федеральным законам, т. е. гражданскому долгу;

· верность своему делу, т. е. служебному долгу;

· верность слову, данным обязательствам, которые состав­ляют основу доверия населения к публичной службе и государственной власти в целом;

· законность действий, благожелательность и коррект­ность в отношении к гражданам, которым он оказывает социальные услуги в рамках своей компетенции.

4. принципа политической нейт­ральности.

Соблюдение принципа политической нейт­ральности гражданских служащих при исполнении ими должностных обязанностей является признаком высокого профес­сионализма и нравственной зрелости. Речь идет о нейтраль­ной позиции в отношении политических партий и движений, о позиции осознанной лояльности и добросовестного служе­ния государству и его главному суверену — народу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: