Социальная политика, как общественная теория и практика - ABCD42.RU

Социальная политика, как общественная теория и практика

1. социальная политика как общественная теория и практика

1. социальная политика как общественная теория и практика

Прежде чем изучать конкретную дисциплину, обсуждать и анализировать какую-либо научную проблему, необходимо разобраться в ее сущности и содержании, теоретико-методологических аспектах сопряженных с ней категорий, явлений и процессов. Изучение дисциплины, в том числе социальной политики, будет малоэффективным, а дискуссии по ее отдельным структурообразующим элементам беспредметными, неконкретными, безрезультатными, если студенты, слушатели, оппоненты не имеют четкого представления и более менее близких точек зрения по основополагающим понятиям обсуждаемой темы. Например, вряд ли может по лучиться результативной дискуссия о путях развития рынка труда или системы социальной защиты, если участвующие в научном споре вкладывают совершенно разный смысл в данном случае в понятия «рынок труда» или «социальная защита».

В теоретическом и практическом плане важно сначала разобраться в категориальном аппарате, определениях и дефинициях социальной политики и других исходных понятиях, раскрывающих и обогащающих ее содержание.

Словосочетание социальная политика прочно вошло в терминологию не только профессиональных ученых и практиков, но и массовый оборот и является одним из самых распространенных терминов в обыденной жизни всех социальных слоев и групп общества. Чтобы делать ее анализ и давать обоснованные оценки, намечать стратегию и тактику осуществления эффективной социальной политики, надо разобраться с её понятийным аппаратом.

Под социальной политикой в прикладном, практическом смысле (контексте) обычно понимают совокупность (систему) конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения. В зависимости от того, от кого исходят эти меры, кто их главный инициатор (субъект), различают соответствующие виды социальной политики — государственная, региональная, корпоративная и т.д. Такой терминологический подход имеет право на существование и его нельзя исключать, но он не дает возможности для более глубокого сущностного понимания этого социального явления. При таком узком толковании социальной политики, например, отсутствие мер и мероприятий позволяет делать вывод об отсутствии социальной политики как таковой. Социальная политика всегда имеет место не только чисто с теоретических позиций, но и в практической жизни. Другое дело, социальная политика может быть, к сожалению, ошибочной, слабой, деформированной и т.д., ибо в широком смысле и с научных позиций — это не столько система мер и мероприятий, сколько система взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами, социальными слоями общества, в центре которых и главная их конечная цель — человек, его благосостояние, социальная защита и социальное развитие, жизнеобеспечение и социальная безопасность населения в целом.

Т.е., социальная политика — многогранный процесс и структурно сложное явление. Только по одному-двум показателям и критериям, пусть и очень важным, например, уровню заработной платы, безработицы и т.п., проблематично давать реальную и исчерпывающую оценку ее состояния. Объект и предмет социальной политики далеко не линейный, а многоуровневый и системный. Объект и предмет этой политики совпадают с главными элементами, блоками и структурами, входящими в крупный единый комплекс — социально-трудовую сферу (СТС) — систему взаимосвязанных компонентов и частей, среди которых:

• отрасли социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, спорт, туризм, жилищно-коммунальный сектор и т.д.);

• рынок труда, занятость, безработица;

• оплата и охрана труда;

• пенсионная система и др.

Поэтому проводя социальную политику, важно равномерно учитывать все поле ее охвата, не увлекаясь одними направлениями и не забывая другие участки. Вряд ли можно признать сильной и правильной социальную политику, в рамках которой ее субъекты обращают свое внимание лишь на развитие образования, культуры и т.п. и не уделяют его проблемам занятости, мотиваций, пенсионного обеспечения и т.д.

Конечно, нельзя исключать систему приоритетов социальной политики, различающихся по своему набору в зависимости от конкретных этапов и условий развития, региональных и корпоративных аспектов и особенностей. Однако широта, системность и масштабность проведения социальной политики в контексте полно ты учета ее многоликих объектов и предмета — гарант результативности и действенности взаимоотношений между социальными слоями и социальными группами общества.

Социальная политика на федеральном уровне, на уровне субъекта Федерации и соответствующих органов управления носит в большей мере рамочный, норматив но-задающий характер (отрабатываются и принимаются соответствующие законы, указы, постановления и т.д.). Реальная, конкретная социальная политика осуществляется «лицо в лицо с конкретным человеком», как правило, на районном, муниципальном и корпоративном уровне. Именно здесь она находит свое окончательное воплощение и фиксирует свою результативность и отдачу.

На уровне органов управления городами и районами субъектов Федерации на коплен колоссальный банк идей, предложений и рекомендаций по стратегии и так тике проведения социальных реформ, эффективной реализации социальной политики. Об этом свидетельствуют семинары и конференции по проблемам социального развития, проведенные в последнее время Российской академией государственной службы при Президенте Российской Федерации в Псковской, Тюменской, Владимирской, Курской, Волгоградской областях, Республике Саха (Якутия), других регионах России. К сожалению, многие уникальные предложения и обоснования руководителей и специалистов городского, районного и муниципального уровня власти не доходят до федерального центра, хотя могли бы быть полезными при формировании и проведении современной государственной социальной политики. Поэтому целесообразно систематическое проведение семинаров, совещаний, конференций по проблемам социальных реформ и социальной политике с руководителями глав администраций районов, мэрами городов Российской Федерации, чтобы аккумулировать и распространять передовой опыт социального развития, доводить его идеи до руководителей федерального уровня.

Социальная политика как общественная теория и практика

Прежде чем изучать конкретную дисциплину, обсуждать и анализировать какую-либо научную проблему, необходимо разобраться в ее сущности и содержании, теоретико-методологических аспектах сопряженных с ней категорий, явлений и процессов.

В теоретическом и практическом плане важно сначала разобраться в категориальном аппарате, определениях и дефинициях социальной политики и других исходных понятиях, раскрывающих и обогащающих ее содержание.

Словосочетание социальная политика прочно вошло в терминологию не только профессиональных ученых и практиков, но и массовый оборот и является одним из самых распространенных терминов в обыденной жизни всех социальных слоев и групп общества. Чтобы делать ее анализ и давать обоснованные оценки, намечать стратегию и тактику осуществления эффективной социальной политики, надо разобраться с её понятийным аппаратом.

Под социальной политикой в прикладном, практическом смысле (контексте) обычно понимают совокупность (систему) конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения. В зависимости от того, от кого исходят эти меры, кто их главный инициатор (субъект), различают соответствующие виды социальной политики — государственная, региональная, корпоративная и т.д. Такой терминологический подход имеет право на существование и его нельзя исключать, но он не дает возможности для более глубокого сущностного понимания этого социального явления.

Т.е., социальная политика — многогранный процесс и структурно сложное явление. Только по одному-двум показателям и критериям, пусть и очень важным, например, уровню заработной платы, безработицы и т.п., проблематично давать реальную и исчерпыйающую оценку ее состояния. Объект и предмет социальной политики далеко не линейный,, а многоуровневый и системный. Объект и предмет этой политики совпадают с главными элементами, блоками и структурами, входя

щими в крупный единый комплекс — социально-трудовую сферу (СТС) — систему взаимосвязанных компонентов и частей, среди которых: отрасли социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, спорт, туризм, жилищно-коммунальный сектор и т.д.); рынок труда, занятость, безработица; социальное партнерство; социальная защита; оплата и охрана труда; социальное страхование; пенсионная система и др.

Поэтому проводя социальную политику, важно равномерно учитывать все поле ее охвата, не увлекаясь одними направлениями и не забывая другие участки. Вряд ли можно признать сильной и правильной социальную политику, в рамках которой ее субъекты обращают свое внимание лишь на развитие образования, культуры и т.п. и не уделяют его проблемам занятости, мотиваций, пенсионного обеспечения и т.д.

Читайте также  Антикризисная инвестиционная политика

Конечно, нельзя исключать систему приоритетов социальной политики, различающихся по своему набору в зависимости от конкретных этапов и условий развития, региональных и корпоративных аспектов и особенностей. Однако широта, системность и масштабность проведения социальной политики в контексте полноты учета ее многоликих объектов и предмета — гарант результативности и действенности взаимоотношений между социальными слоями и социальными группами общества.

Социальная политика на федеральном уровне, на уровне субъекта Федерации и соответствующих органов управления носит в большей мере рамочный, норматив- но-задающий характер (отрабатываются и принимаются соответствующие законы, указы, постановления и т.д.). Реальная, конкретная социальная политика осуществляется «лицо в лицо с конкретным человеком», как правило, на районном, муниципальном и корпоративном уровне. Именно здесь она находит свое окончательное воплощение и фиксирует свою результативность и отдачу.

На уровне органов управления городами и районами субъектов Федерации накоплен колоссальный банк идей, предложений и рекомендаций по стратегии и тактике проведения социальных реформ, эффективной реализации социальной политики. Об этом свидетельствуют семинары и конференции по проблемам социального развития, проведенные в последнее время Российской академией государственной службы при Президенте Российской Федерации в Псковской, Тюменской, Владимирской, Курской, Волгоградской областях, Республике Саха (Якутия), других регионах России. К сожалению, многие уникальные предложения и обоснования руководителей и специалистов городского, районного и муниципального уровня власти не доходят до федерального центра, хотя могли бы быть полезными при формировании и проведении современной государственной социальной политики. Поэтому целесообразно систематическое проведение семинаров, совещаний, конференций по проблемам социальных реформ и социальной политике с руководителями глав администраций районов, мэрами городов Российской Федерации, чтобы аккумулировать и распространять передовой опыт социального развития, доводить его идеи до руководителей федерального уровня.

Социальная политика, как общественная теория и практика

ВВЕДЕНИЕ

Структура, логика и содержание предложенного читателю учебника учитывают

только требования соответствующих образовательных стандартов, но и органи-цию и многолетнюю практику преподавания курса «Социальная политика» в ссийской академии государственной службы при Президенте Российской Феде-ции (РАГС) в рамках учебных программ по специальностям «Государственное и г ниципальное управление», «Юриспруденция», «Психология», «П о литология», -оциология», а также профессиональной переподготовки и повышения квалифи-ции кадров госслужащих, преподавателей и менеджеров. Определенное влияние

компоновку глав учебника и их содержание, расстановку акцентов и приорите-в социального развития оказала Всероссийская научно-практическая конферен-я «Реальная социальная политика в условиях государственной модернизации: ыт, проблемы, перспективы», состоявшаяся в РАГС 13-14 марта 2001 г., с док-цами и сообщениями на которой выступили: заместитель Председателя Прави-тьства Российской Федерации Матвиенко В.И., министры и руководители феде-пьных министерств и ведомств, исполнительных органов власти субъектов дерации, крупного бизнеса, профсоюзов, депутаты Государственной Думы, ены авторского коллектива представленной работы.

Особое место в структуре учебника занимает теоретико-методологи чес кий раз-1, в кагором обоснована сущность и содержание социальной политики. Послед-я рассматривается не только в чисто практическом (прикладном) плане, но и как состоятельная учебно-научная дисциплина и отрасль исследования. Авторский плектив, признавая особую задающую роль социальной политики в развитии )номики, общества и отдельного индивида, не склонен к её переоценке в страте-1еском значении. Социальная политика и её составляющие скорее не цель, а Чственнос средство и мощный механизм социального развития страны, террито-й, организаций и конкретного человека. В этом её (социальной политики) клю-юе предназначение и практическое кредо данного феномена.

Центральное значение в ходе анализа социальной политики отводится соци-,но-трудовым отношениям, демографическим и миграционным процессам, от-утям социально-культурного комплекса. Они рассматриваются как с классиче-IX устоявшихся в отечественной и зарубежной науке позиций и представлений, гактерных для соответствующих фундаментальных социально-экономических •егорий, процессов и явлений (рынка труда, занятости, заработной платы, произ-[ительности и т.д.), так и с учетом современных требований о необходимости их формирования и модернизации (социальной защиты, пенсионной системы, обра-:ания, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства и т.д.) для синхро- — систе­му взаимосвязанных компонентов и частей, среди которых:

отрасли социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, спорт, туризм, жилищно-коммунальный сектор и т.д.);

рынок труда, занятость, безработица;

оплата и охрана труда;

пенсионная система и др.

Поэтому проводя социальную политику, важно равномерно учитывать все поле ее охвата, не увлекаясь одними направлениями и не забывая другие участки. Вряд ли можно признать сильной и правильной социальную политику, в рамках которой ее субъекты обращают свое внимание лишь на развитие образования, культуры и т.п. и не уделяют его проблемам занятости, мотиваций, пенсионного обеспечения итл.

Конечно, нельзя исключать систему приоритетов социальной политики, разли­чающихся по своему набору в зависимости от конкретных этапов и условий разви­тия, региональных и корпоративных аспектов и особенностей. Однако широта, системность и масштабность проведения социальной политики в контексте полно­ты учета ее многоликих объектов и предмета — гарант результативности и дейст­венности взаимоотношений между социальными слоями и социальными группами общества.

(Социальная политика на федеральном уровне, на уровне субъекта Федерации и соответствующих органов управления носит в большей мере рамочный, норматив­но-задающий характер (отрабатываются и принимаются соответствующие законы, указы, постановления и т.д.). Реальная, конкретная социальная политика осущест­вляется «лицо в лицо с конкретным человеком», как правило, на районном, муни­ципальном и корпоративном уровне. Именно здесь она находит свое окончатель­ное воплощение и фиксирует свою результативность и отдачу.

На уровне органов управления городами и районами субъектов Федерации на­коплен колоссальный банк идей, предложений и рекомендаций по стратегии и так­тике проведения социальных реформ, эффективной реализации социальной поли­тики. Об этом свидетельствуют семинары и конференции по проблемам социального развития, проведенные в последнее время Российской академией го­сударственной службы при Президенте Российской Федерации в Псковской, Тю­менской, Владимирской, Курской, Волгоградской областях, Республике Саха (Якутия), других регионах России. К сожалению, многие уникальные предложения и обоснования руководителей и специалистов городского, районного и муници­пального уровня власти не доходят до федерального центра, хотя могли бы быть полезными при формировании и проведении современной государственной соци­альной политики. Поэтому целесообразно систематическое проведение семинаров, совещаний, конференций по проблемам социальных реформ и социальной полити­ке с руководителями глав администраций районов, мэрами городов Российской Федерации, чтобы аккумулировать и распространять передовой опыт социального развития, доводи гь его идеи до руководителей федерального уровня.

1 2. Взаимосвязь и взаимозависимость социальной политики и экономики

Эффективность реализации социальной политики любого уровня — федераль­ного, регионального, корпоративного во многом зависит от экономики, бюджетно­го обеспечения, финансовых ресурсов государства, субъектов Федерации, муници­палитетов, предприятий и т.д. Без достаточных финансовых средств сложно говорить об адекватном развитии образования, здравоохранения, культуры, жи­лищно-коммунального сектора, рынка труда, обеспечении продуктивной занято­сти, социальной защиты населения, своевременной выплате заработной платы, пенсий, пособий и других источников и механизмов жизнеобеспечения граждан.

Неудовлетворительное развитие социальной сферы, рост нищеты, безработицы. в том числе в ее скрытых формах, провалы в обеспечении жилищно-коммунальными услугами населения, живущего на территориях российского Се­вера, другие острые социальные потрясения объясняются во многом экономиче­скими проблемами и ошибками формирования расходной части бюджетов, когдг на финансирование социальных мероприятий предусматривают необоснованно ог­раниченные средства.

При правильном подходе сама социальная политика и социально-трудова! сфера, являющаяся ее основой, могут и должны активно влиять на экономически рост, финансовые потоки и бюджетную политику. Логика обоснования этого тези

Выход России и ее регионов из кризиса связан с решением проблем развитие производства. Именно в. этот вопрос упирается и проблема формирования доход ной части бюджетов, дефицита финансов и денежных ресурсов, в том числе дл: реализации социальной политики. Формула Фишера наглядно свидетельствует что в обществе денег должно быть столько, сколько создано (в денежном выраже нии) товаров и услуг:

Читайте также  Налоговая политика РФ на современном этапе

где М — объем денежной массы в стране;

V — скорость оборота денежной массы;

Q — объем товаров и услуг (ВВП);

Р — средняя цена товаров и услуг.

Социальная политика и социально-трудовая сфера не носят пассивный харак тер. Требуя значительных финансовых средств на самозапуск и развитие, они в т же время активно влияют на экономику, экономический рост, динамику ВВП, тр 1 / 99 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 > Следующая > >>

Социальная политика, как общественная теория и практика

Трейдинг криптовалют на полном автомате по криптосигналам. Сигналы из первых рук от мощного торгового робота и команды из реальных профессиональных трейдеров с опытом трейдинга более 7 лет. Удобная система мгновенных уведомлений о новых сигналах в Телеграмм. Сопровождение сделок и индивидуальная помощь каждому. Сигналы просты для понимания как для начинающих, так и для опытных трейдеров. Акция. Посетителям нашего сайта первый месяц абсолютно бесплатно .

Глава 1. Социальная политика, как общественная теория и практика

1.1. Социальная политика, принципы, функции, основные направления

1.2. Социальная политика в России

Глава 2. Социальная политика и социальная инфоструктура

2.1. Сущность социальной политики

2.2. Социальная защита граждан

Экономическая деятельность че

ловека, в конечном счете, имеет целью создание материальной базы для улучшения условий жизни. Поскольку люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, поскольку и изменения условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни.

В XX веке в промышленно развитых странах всё более распространяется концепции и доктрины, возлагающие на государство задачу обеспечения таких прав человека, как право на определённый стандарт благосостояния. Особую популярность приобретает теория и практика “социального рыночного хозяйства”, означающая широкие социальные мероприятия, проводимые государством.

Таким образом, в реальной жизни распределение доходов в странах с рыночной экономикой осуществляется в результате свободной игры рыночных сил, но и на основе государственного регулирования различных потоков доходов путем их перераспределения.

Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве нашей страны является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода.

Глава 1. Социальная политика, как общественная теория и практика.

1.1. Социальная политика, принципы, функции, основные направления

Понятие социальной политики относится к числу таких категорий, которые широко используются в практике государственного строительства, употребляются в официальных документах. С другой стороны, социальная политика служит предметом достаточно широких научных дискуссий, причем объем понятия и его содержание у различных исследователей значительно отличаются.

Это обусловлено тем, что социальная политика является наиболее значимой сферой интересов современного общества и важнейшей частью деятельности современного государства. Социальная политика теснейшим образом связана с типом и уровнем развития общества, с господствующей ментальностью населения, с теми целями и задачами, которые ставит общество перед собой в своем социальном развитии.

Социальная политика – это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике, и регулирующая отношения в обществе в интересах и посредством интересов основных социальных групп населения.

Любые социальные программы, как известно, являются лишь декларацией, если не подкреплены материально, не обеспечены экономически. В этом смысле социальная политика вторична относительно экономики, как по содержанию, так и по задачам, предпочтениям. Но это не означает второстепенности ее значимости и влияния на ход развития материальной и духовной культуры, ход общественного развития.

В социальной сфере проявляются и оцениваются результаты экономической, хозяйственной деятельности общества, проверяются ее эффективность и способность удовлетворять интересы и потребности людей. В социальной сфере находит отражение и проявление степень гуманности политики государства, и чем она сильнее, тем наглядней гуманистическая сущность, гуманистический смысл направленности общественного развития.

Наконец, без действенной социальной политики невозможна активизация инновационного творческого начала в деятельности человека как главного и центрального элемента производительных сил общественного развития, хозяйственных успехов.

Социальная политика основана на системе принципов, выражающих характер требований к ее содержанию, формам и методам разработки и реализации:

· гуманизм, социальная справедливость;

· системность, непрерывность, преемственность;

· сбалансированность целей и возможностей реализации социальной политики (как по времени, так и по необходимым ресурсам);

· открытость (свободное выражение суждений всех групп и слоев общества по вопросам социальной политики – наличие «обратной связи» органов управления с массами);

· демократизм выработки и реализации социальной политики (открытое обсуждение проектов крупных социально-политических решений, всестороннее выявление общественного мнения по основным вопросам социальных преобразований);

· действенный контроль общества над реализацией социальной политики;

· адресность мер по социальной защите населения, усиление социальной помощи социально уязвимым и малообеспеченным группам населения.

Содержание социальной политики, ее цели и задачи раскрываются в системе функций – относительно самостоятельных, но тесно связанных видов политической деятельности. Важнейшими из них являются:

· выражение, защита, согласование интересов социальных групп и слоев общества, отдельных его членов;

· оптимальное разрешение общественных противоречий в социальной сфере, осуществление «диалога» между гражданами и государством;

· интеграция различных слоев населения, гармонизация их интересов, поддержание целостной общественной системы, стабильности и порядка;

· социальная защита населения;

· управление социальными процессами и др.

С помощью функций обеспечивается главная задача социальной политики – гармонизация общественных отношений, осуществляется управление социальным развитием общества.

Что касается направлений социальной политики, то здесь, как правило, принято выделять два относительно самостоятельных блока:

v социальная политика в широком смысле, которая охватывает решения и мероприятия, затрагивающие все сферы жизни членов общества, включая обеспечение последних товарами, жильем и услугами социальной инфраструктуры, рабочими местами, приемлемыми денежными доходами, расширение и укрепление материальной базы, охрану и укрепление здоровья населения, его образование и культуру, создание системы гарантированных социальных условий для жизнедеятельности граждан;

v собственно социальная политика (ее элементами являются политика в области социальной защиты и ее конкретные виды: семейная политика, молодежная политика, политика по социальной защите пожилых людей и инвалидов).

Выделяют следующие структурообразующие элементы социальной политики: социальное обеспечение, социальная помощь, социальная защита, социальная работа.

Итак, смыслом социальной политики государства является поддержание отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечение условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создание социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.

Реферат: Социальная политика, как общественная теория и практика

Выполнил: студент группы СОП-05-1:

Проверила: Кондря Т.И.

Доцент кафедры социологии и

Глава 1. Социальная политика, как общественная теория и практика

1.1.Социальная политика, принципы, функции, основные направления

Читайте также  Сущность, принципы и модель социального государства

1.2. Социальная политика в России

Глава 2. Социальная политика и социальная инфоструктура

2.1.Сущность социальной политики

2.2. Социальная защита граждан

Экономическая деятельность человека, в конечном счете, имеет целью создание материальной базы для улучшения условий жизни. Поскольку люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, поскольку и изменения условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни.

В XX веке в промышленно развитых странах всё более распространяется концепции и доктрины, возлагающие на государство задачу обеспечения таких прав человека, как право на определённый стандарт благосостояния. Особую популярность приобретает теория и практика “социального рыночного хозяйства”, означающая широкие социальные мероприятия, проводимые государством.

Таким образом, в реальной жизни распределение доходов в странах с рыночной экономикой осуществляется в результате свободной игры рыночных сил, но и на основе государственного регулирования различных потоков доходов путем их перераспределения.

Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве нашей страны является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода.

Глава 1. Социальная политика, как общественная теория и практика.

1.1. Социальная политика, принципы, функции, основные направления

Понятие социальной политики относится к числу таких категорий, которые широко используются в практике государственного строительства, употребляются в официальных документах. С другой стороны, социальная политика служит предметом достаточно широких научных дискуссий, причем объем понятия и его содержание у различных исследователей значительно отличаются.

Это обусловлено тем, что социальная политика является наиболее значимой сферой интересов современного общества и важнейшей частью деятельности современного государства. Социальная политика теснейшим образом связана с типом и уровнем развития общества, с господствующей ментальностью населения, с теми целями и задачами, которые ставит общество перед собой в своем социальном развитии.

Социальная политика – это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике, и регулирующая отношения в обществе в интересах и посредством интересов основных социальных групп населения.

Любые социальные программы, как известно, являются лишь декларацией, если не подкреплены материально, не обеспечены экономически. В этом смысле социальная политика вторична относительно экономики, как по содержанию, так и по задачам, предпочтениям. Но это не означает второстепенности ее значимости и влияния на ход развития материальной и духовной культуры, ход общественного развития.

В социальной сфере проявляются и оцениваются результаты экономической, хозяйственной деятельности общества, проверяются ее эффективность и способность удовлетворять интересы и потребности людей. В социальной сфере находит отражение и проявление степень гуманности политики государства, и чем она сильнее, тем наглядней гуманистическая сущность, гуманистический смысл направленности общественного развития.

Наконец, без действенной социальной политики невозможна активизация инновационного творческого начала в деятельности человека как главного и центрального элемента производительных сил общественного развития, хозяйственных успехов.

Социальная политика основана на системе принципов, выражающих характер требований к ее содержанию, формам и методам разработки и реализации:

· гуманизм, социальная справедливость;

—>ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ «

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • »
  • Социальная политика, как общественная теория и практика

    1. Социальная политика как общественная теория и практика
    Общество и его структура

    Общество — целостная, исторически устойчивая форма (система) совместной жизнедеятельности людей. Целостность и историческая устойчивость (воспроизводимость, возобновляемость) общества обеспечиваются его внутренним строением, структурой.
    Структура общества — это его строение, устройство, расчлененноеи качественно воспроизводимое единство взаимодействующих частей. Она удерживает (возобновляет), во-первых, организованность общества как целостности (системы) и, во-вторых, порядок действия частей в обществе, не разрушающий его жизнеспособность.
    Общество, его структуру можно воспринимать по-разному. Можно наблюдать (созерцать), улавливать явную связанность событий, явлений, фактов, отмечатьсходства и различия, проблемы и интересы. А можно задаться целью понять причины событий, вероятность их возобновления, определить время актуальности (злободневности, значимости) той или иной проблемы, уяснить внутреннюю (закономерную) связанность интересов, проблем, действий, событий.
    Дойти в познании общества до причин, закономерных связей, до предвидения вероятных действий, событий и следствийпо силам тольконаучному знанию, которое нацелено на обслуживание активных действий в обществе. Такие действия называются общественной практикой(преобразовательной деятельностью).
    Часть населения, имеющая однотипные устойчивые (длящиеся и закономерно возобновляющиеся) общественные условия и проблемы жизнедеятельности, называется социальной группой.
    Общество состоит из социальных групп (самыемногочисленные из них — классы).
    Совокупность социальных групп — это социальная структура. Главное здесь — совокупность жизненных проблем групп, сходства и различия их интересов, их представления о желательных и нежелательных переменах.
    Люди и социальные группы живут и действуют в одном обществе. Отсюда неизбежность взаимодействий, взаимоотношений социальных групп и классов.
    Политика есть взаимоотношения социальных групп (классов). Это определение — наиболее точное и достаточно полное. Нет обществ без политики.
    Государственность — выстраданная и порожденная человечеством цивилизованная форма политических взаимоотношений в обществе.
    Социальная политика. Социальное положение

    Социальная политика отражает взаимоотношения социальных групп по поводу сохранения и изменения социальногоположения населения, составляющих его классов, слоев, социальных, социально-демографических, социально-профессиональных групп, социальных общностей (семьи, народы, население города, поселка, региона и т.п.).
    Главная тема социальной политики — социальное положение тех или иных частей народа, народа в целом.
    Социальное положение — это основная, комплексная характеристика жизнедеятельностинаселения в целом и его составных частей
    Параметры социального положения — это конкретные измерители социального положения, его качественно-количественные характеристики (показатели и оценки), система которых позволяет достоверно и с необходимой и достаточной определенностью судить о реальном, прогнозируемом или программируемом социальном положении и комплексно оценивать его состояние (достигнутыйрубеж).
    Параметры социального положения применяются также при определении качественных соотносительных уровней благосостояния (нищета, достаток, бедность, богатство и др.).
    В практическом смысле под социальной политикой обычно понимают совокупность (систему) конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения. В зависимости от того, кто главный инициатор (субъект) этих мер,различают виды социальной политики — государственная, региональная, корпоративная и т.д.. В широком смысле и при взгляде с научных позиций это не столько система мер и мероприятий, сколько система взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами, социальными слоями общества, в центре которых и главная конечная цель которых — человек, его благосостояние.

    Чтобы читать весь документ, зарегистрируйся.

    Связанные рефераты

    Теория и практика связей с общественностью

    . Теория и практ Примерная тематика курсовых и дипломных работ по дисциплине.

    Теория и практика связи с общественностью

    . деятельности появился в XIX веке в США. Этому способствовали социально-экономические и.

    Общественная политика ». на тему « Социальные п

    . ОБРАЗОВАНИЯ РЕФЕРАТ дисциплина: « Общественная политика ». на тему «.

    Кадровая политика теория и практика

    . изучения кадровой политики 6 1.1 Содержание кадровой политики 6 1.2.

    36 Стр. 4 Просмотры

    Социальная педагогика как теория и практика

    . «Самарский государственный университет» Кафедра теории и методики профессионального.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: