Становление и развитие белорусской государственности - ABCD42.RU

Становление и развитие белорусской государственности

Реферат: Становление и развитие белорусской государственности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра общественных дисциплин и права

на тему: «СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ БЕЛОРУССКОЙ

по курсу «Идеология белорусского государства»

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ БЕЛОРУССКОЙ

ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Республика Беларусь — может быть, самое странное из политических образований, возникших на руинах Советского Союза. За более чем тысячелетнюю историю белорусского народа (первое упоминание города Полоцк в летописях относится к 862 году) независимое национальное государство просуществовало только девять месяцев — с 25 марта 1918 года по 1 января 1919 года. Заметим, что в течение этих 282-х «дней свободы» большая часть страны была оккупирована кайзеровскими войсками, и реальное административное управление территории Белоруссии находилось в руках немецкой военной администрации. В Х — начале ХІІІ века на землях Беларуси существовало несколько государственных образований, из которых наиболее значительными были Полоцкое, Туровское, Новогородское и другие княжества. Эти княжества входили в состав Киевской Руси — своеобразной, чрезвычайно обширной средневековой федерации с определенными отношениями между князьями. Некоторые из крупных княжеств в Х- ХІІ вв. стали фактически независимыми и управлялись представителями местных династий. С середины ХІІІ до конца ХVІІІ в. земли Беларуси входили в состав Великого княжества Литовского. В своем государственно-политическом развитии оно прошло несколько основных этапов. С середины ХІІІ в. до 1569 г. ВКЛ существовало как фактически независимая суверенная держава, связанная после Кревской унии 1385 г. с Польшей. С 1569 г. до конца ХVІІІ в. — в составе Речи Посполитой как одна из двух основных составных частей этой своеобразной федерации. С ретроспективной точки зрения государственный строй Великого княжества Литовского в конце ХVІІ-ХVІІІ вв. представлял начальную форму сословной (шляхетской) демократии. Это был первый шаг на пути к гражданскому обществу. После включения в состав Российской империи Беларусь не имела государственного статуса. Это нашло отражение в официальном ее названии: с 1840 г. — Северо-Западный край. В отношении Беларуси не было издано специальных законов, которые выделяли бы ее как регион, который находился бы на особом правовом положении. Этническая территория белорусов с 1801 г. входила в состав Минской, Могилевской, Витебской, Гродненской и Виленской губерний.

25 марта 1918 г. в условиях оккупации Беларуси германскими войсками в ходе первой мировой войны была провозглашена Белорусская Народная Республика — национальное буржуазно-демократическое государство. Однако полноценным государством она не стала: не имела Конституции, отсутствовали государственные границы, собственные вооруженные силы, финансы и другие атрибуты государственности. 1 января 1919 г. была образована Белорусская Советская Социалистическая Республика, в которой организация политической и экономической жизни проходила под контролем центральных властей. Некоммунистические партии и организации были запрещены, а руководящие функции сконцентрированы в руках партийного аппарата. Вместе с тем Конституция БССР провозглашала, что вся власть в республике принадлежит Советам рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. С 1937 г. по 1996 г. высшим органом государственной власти являлся Верховный Совет. Белоруссия начала свое существование как независимое государство 25 августа 1991. В это время страной руководили коммунисты, а конституционная система была унаследована от Советского Союза. В результате период становления белорусской государственности характеризовался напряженной борьбой между бывшими коммунистами и другими политическими группами. Эти конфликты касались таких фундаментальных вопросов, как форма государственности, экономическая система, характер и степень сотрудничества с Россией и другими странами. 15 марта 1994 Верховный Совет Белоруссии принял новую конституцию. В соответствии с этой конституцией, властные функции разделяются между Верховным Советом и президентом, который избирается всенародно на пятилетний срок и является главой государства. На референдуме 24 ноября 1996 была принята новая конституция, вступившая в силу 27 ноября 1996. В соответствии с новой конституцией был создан двухпалатный парламент (Национальное собрание). Он состоит из Совета Республики (64 места; президент назначает 8 членов Совета, по 8 членов избираются каждой областью и городскими властями Минска) и Палаты представителей (110 мест). Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий парламента – 4 года. Судебная ветвь власти с 1996 представлена Верховным судом, судьи которого назначаются президентом, а также Конституционным судом, половина членов которого назначается президентом, а половина избирается Советом Республики. Председатель Конституционного суда назначается президентом с согласия Совета Республики. Срок полномочий членов Конституционного суда – 11 лет. Президент с согласия Палаты представителей назначает премьер-министра и его заместителей, определяет структуру правительства, принимает решение об отставке правительства в целом и его отдельных членов. Президент назначает

глав исполнительных органов власти всех шести областей страны. Президентские указы, выпущенные в перерывах между сессиями парламента, имеют силу закона, за исключением случаев, оговоренных конституцией 1996. Конституция ограничивает работу законодательного органа власти двумя сессиями в год на общий срок не более 170 дней. В современный период в республике происходят важные события в жизни государства, в жизни людей. Осуществляется процесс формирования власти в Республике Беларусь: 09.09.2002 г. – выборы Президента Республики Беларусь; 02.03.2003 г. – выборы депутатов местных Советов депутатов. В 2004 году состоятся выборы депутатов Национального собрания Палаты представителей, будет сформирован Совет Республики. Все политические силы страны признают, что выборы, проводимые в Республике Беларусь, призваны стать важной вехой в развитии белорусской государственности и формировании гражданского общества. Выборы представляют собой определенную процедуру, регламентируемую правилами, в соответствии с которыми, из человеческой среды выдвигаются представители для выполнения определенных функций (например, для управления определенной организацией: государством, политической партией, коллективом работников и т.д.) В соответствии со ст. 21 Всеобщей декларации прав человека – каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной, непосредственно или через посредничество свободно избранных представителей.

Выборы наравне с референдумом являются одной из форм непосредственно демократии. Посредством выборов власть передается от одних людей к другим мирным путем, через волеизъявление граждан. Люди выдвигают в руководящие органы своих представителей, которым доверяют и добровольно передают часть своих полномочий по управлению обществом или регионом. Через выборы формируются представительные органы власти, которые проводят политику в интересах граждан, их избравших. Государственные органы и местное самоуправление, которые созданы на легальной и легитимной основе, являются выразителями воли народа, они проводят политику, направленную на повышение уровня благосостояния граждан, реализацию их запросов и внутреннего потенциала. Правовую основу избирательной системы в Республике Беларусь составляют Конституция и Избирательный кодекс Республики Беларусь, принятый 11 февраля 2000 года. В подготовке кодекса принимали участие Национальный Центр законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь и

«Центральная избирательная комиссия по выборам и проведению республиканских референдумов». Избирательный кодекс состоит из 10 разделов, 29 глав и 156 статей. Действующее ныне избирательное законодательство включает также указы и декреты Президента Республики Беларусь, решения Конституционного Суда Республики Беларусь, решения Центральной избирательной комиссии, решения местных исполнительных органов власти по созданию избирательных комиссий, сюда же относятся нормы Уголовного кодекса Республики Беларусь, Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, нормы Гражданского процессуального кодекса, предусматривающие ответственность за нарушение избирательного законодательства и порядок обжалования действий избирательных комиссий. В результате свободных выборов государственное правление приобретает свою легитимность, а это составляет основу управления гражданским обществом в условиях демократии. Однако само наличие выборов в государстве как формы организации волеизъявления граждан еще не подтверждает демократического характера политического режима.

Комплекс прав человека, содержащихся в Европейской Конвенции прав и свобод, ограничивается в основном личными и гражданскими правами. Основные элементы европейского стандарта демократических выборов нашли отражение в Первом Дополнительном Протоколе и Конвенции (ст. 3). Основными принципами интерпретации ст. 3 стали: свобода выборов; принцип, закрепленный в Преамбуле Конвенции, согласно которому соблюдение основных прав и свобод человека должно обеспечиваться подлинно демократическим политическим режимом, невозможным без свободного формирования законодательной власти путем выражения истинной власти народа. В ст. 3 ПДП для государства предусматривается гарантия широкой свободы при регулировании порядка организации и проведения выборов, а также возможность, предоставленная государству устанавливать различного рода условия или ограничения в этой области. Одним из обязательных принципов демократических выборов является соблюдение принципов разумной периодичности и, соответственно, регулярности и обязательности выборов. Важность этого положения обусловлено требованиями п. 3 ст. 21 Всеобщей декларации прав человека и ст.256 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также возможностью полного отражения реально существующей политической воли народа.

Список использованной литературы:

1. Кузнецов В.Н. Идеология: социологический аспект. Учебник. М.: Книга и бизнес, 2005–816 с.

2. Мельник В.А. Государственная идеология: Понятие, элементы, функции / В.А. Мельник. – Мн.: Тесей, 2007.

3. Михеев В.М. Идеология: размышления и выводы / В.М. Михеев. – ОДО «Тонпик», 2008

Летопись государственности: от истоков до Республики Беларусь

Часть 3. Становление и развитие белорусской государственности

Дискуссионность подходов

Вопросы о характере и происхождении белорусской государственности носят в исторической науке дискуссионный характер, причем нередко ученые занимают диаметрально противоположные позиции. Известный отечественный исследователь этого вопроса Николай Сташкевич сформулировал узловые проблемные вопросы, по которым чаще всего возникают споры.

Первая из проблем — взаимоотношения Полоцка и Киева. А точнее, каким было Полоцкое княжество в составе Древней Руси — зависимым или самостоятельным?

Третий вопрос — какое место занимали белорусские земли в составе Речи Посполитой? Одна из точек зрения по этому вопросу достаточно активно поддерживалась ранее польскими и белорусскими националистами (а отдельными польскими и российскими исследователями шовинистической ориентации поддерживается и до сих пор) — что Речь Посполитая была исключительно польским государством. Другая, сбалансированная точка зрения, которой придерживаюсь и я, гласит, что в РП чувствовалось сильное польское влияние, но при этом обе ее части сохраняли определенную самостоятельность и важнейшие атрибуты государственности.

Четвертый — какую роль сыграло время нахождения нашей земли в составе Российской империи? Обычно есть два варианта ответа: одни считают, что Беларусь была колонией России, причем такие люди даже не представляют обычно, что такое колония и чем она отличается от инкорпорирования. Другие же оценивают имперский период как эпоху, которая дала возможность спокойного развития и создания условий для формирования современной белорусской нации.

Пятая проблема — оценки советского периода. Наиболее жаркая дискуссия ведется по вопросу, откуда отсчитывать современную белорусскую государственность — от БНР или от БССР? Я считаю, отсчитывать ее стоит от Всебелорусского съезда. Дискуссии вызывает и вопрос, как оценивать советскую эпоху и ее влияние на становление современной Беларуси.

Мы рассказываем о нашей истории с учетом факта существования белорусской субъектности, поэтому должны объяснить, как эта субъектность объективно возникла и почему белорусское государство появилось и существует. Но вместе с тем мы намерены придерживаться принципа объективизма и ни в коей мере не врать ни себе, ни нашим читателям. Дурнопахнущих агитационных вещей, которыми грешит ряд околоисторических порталов, наша «Летопись государственности» не допустит.

Отчего такое разнообразие мнений?

Такая дискуссионность интерпретаций часто связана с политической ангажированностью и с позицией того или иного исследователя. Когда не комплексный анализ фактов и источников, а политизированное прочтение в угоду той или иной группы ложится в основу учебников и схем, которые представляли эти исследователи.

Читайте также  Налоговая политика РФ на современном этапе

Очень часто за тем или иным подходом стояли и стоят имперские амбиции и интересы наших соседей и стремление того прочтения белорусской истории, которое способствовало бы закреплению определенных стереотипов и созданию лояльного мотивационного поведения белорусского населения.

Этапы государственности на белорусских землях

1. Догосударственный — примерно с V до начала IX века, когда шла активная славянская колонизация, но государств еще не было. А на наших землях проходил процесс создания племенных славянских союзов.

2. Древнерусский или восточнославянский. Самая древняя дата, известная нам из летописей, — 862 год, первое упоминание Полоцка и кривичей. Этот период охватывает время существования Древней (Киевской) Руси, а также процесс политического обособления княжеств, в том числе самого самостоятельного и независимого из них — Полоцкого.

3. Возникновение Великого Княжества Литовского как независимого государства. Этот этап длился с середины XIII века до 1569 года, когда состоялась Люблинская уния.

4. Вхождение Великого Княжества Литовского в состав Речи Посполитой. Это период с 1569 года до трех разделов РП (в 1772, 1793 и 1795 годах).

5. Нахождение белорусских земель в составе Российской империи — с конца XVIII века до 1917 года включительно.

6. Советский период — с 1917 по 1991 год.

7. Провозглашение и существование независимой и суверенной Республики Беларусь — с 1991 года и по сей день.

Особые периоды

В истории Беларуси, по глубокому убеждению моему и моих многих коллег, нужно обратить внимание и еще на два особых периода, ставших судьбоносными для государственности Беларуси:

1. События 1917-го — начала 1918 года. В это время — работы Всебелорусского съезда, подъема национально-освободительного движения, вызванного революцией, — оформилась возможность развития событий как по советскому пути, так и по альтернативному, который наиболее ярко нашел отражение в БНР.

2. Великая Отечественная война и оккупация территории Беларуси нацистской Германией. Захватчики расчленили республику, под угрозой был сам факт существования белорусской нации. В результате наш народ проявил свои лучшие качества и массовый героизм в борьбе за освобождение.

Становление и развитие белорусской национальной государственности

Становление и развитие белорусской национальной государственности прошло следующие этапы:

— провозглашение Белорусской Народной Республики (25 марта 1918 г.);

— создание Советской Социалистической Республики Белоруссии (1 января 1919 г.);

— создание Литовско-Белорусской Советской Республики (март 1919 г.);

— вторичное создание ССРБ (1 августа 1920 г.), с 1922 г. – БССР
в составе СССР;

— принятие Декларации о государственной суверенитете (27 июля 1990 г.).

С падением самодержавия и распадом Российской империи
на первое место в общественно-политической жизни Беларуси выдвигается вопрос практического создания белорусской национальной государственности. Происходит размежевание по вопросу о форме национального самоопределения белорусов, о характере будущего белорусского национального государства, о его месте и роли в системе международных отношений. Сформировались четыре основные группировки:

1) «незалежники», которые добивались создания собственного независимого государства на основе древних белорусских традиций
в современной республиканской форме;

2) областники, выступавшие за создание белорусской области
в составе России;

3) автономисты, требовавшие для Беларуси автономии со своей администрацией и Краевой Радой;

4) ассимиляторы, которые выступали за прежнее положение белорусских земель в составе России и постепенную полную ассимиляцию белорусского народа русским.

В марте 1917 г. в Минске состоялся съезд представителей белорусских национальных организаций, который высказался
за государственно-территориальную автономию Беларуси в составе Российской Республики. Исполнительным органом (до избрания на Учредительном собрании Белорусской краевой рады) был провозглашен Белорусский национальный комитет (БНК), но Временное правительство не признало его властью, т.к. стояло на позициях единой и неделимой России.

После победы Октябрьской революции в ноябре 1917 г.
был образован Областной исполнительный комитет Западной области
и фронта (Облисполкомзап как высший орган советской власти
на территории Беларуси) и Совет Народных Комиссаров (СНК).

Белорусские национальные организации, объединились вокруг Великой Белорусской рады под председательством Я. Лесика. Белорусское национальное движение стремилось утвердить свою власть. Рада выступила за отделение Беларуси от России. 25 марта 1918 г. была провозглашена Белорусская Народная Республика (Исполнительным комитетом разогнанного Всебелорусского съезда, состоявшегося
в Минске 5-18 декабря 1917 г.). Были учреждены центральные органы власти в лице Рады БНР и Народного секретариата. Но фактически независимое белорусское государство не было создано.

Территория Беларуси была оккупирована немецкими войсками. Само государство не было признано ни Германией, ни Советской Россией, ни другими ведущими странами мира. БНР не имела атрибутов государственности: ни собственной армии, ни финансовой системы, ни органов власти на местах. Но хотя БНР не нашла поддержки со стороны широких народных масс и не получила международно-правового признания, ее провозглашение объективно явилось одним из факторов последующего становления белорусской государственности.

Становление белорусской советской государственности стало вторым после провозглашения БНР этапом в процессе самоопределения белорусского народа. В вопросе о белорусской государственности
со стороны различных органов советской власти в Беларуси обозначились два основных подхода:

— руководители Северо-Западного обкома РКП (б) и Западной коммуны (А. Мясников, В. Кнорин и др.) считали, что Беларусь должна стать административно-территориальной и хозяйственной единицей РСФСР;

— руководство Центрального бюро белорусских коммунистических секций при РКП (б) и Белорусского национального комиссариата по делам национальностей (А. Червяков, Д. Жилунович и др.) выступало
за автономию Беларуси в составе РСФСР в форме Белорусской Советской Социалистической Республики.

Благодаря позиции В.И. Ленина 1 января 1919 г. было провозглашено образование Советской Социалистической Республики Беларусь (ССРБ). Условия для этого возникли в декабре 1918 г., когда Красная армия освободила от германских оккупантов всю Беларусь,
а условия Брестского мира (подписан 3 марта 1918 г. между Германией
и Россией) были аннулированы. С образованием ССРБ Беларусь обрела все основные атрибуты государственности: территорию, административное деление, центральные и местные органы власти, систему законодательства, признание в мире. Председателем
ее Временного рабоче-крестьянского правительства стал Д. Жилунович.

В результате начавшейся советско-польской войны (1919 – 1920 г.г.) от ССРБ были переданы Советской России Витебская, Могилевская, Смоленская губернии, а оставшиеся области Беларуси – Минская
и Гродненская были объединены с Литвой в единое государство – Литовско-Белорусскую Советскую Социалистическую Республику (Лит-Бел ССР). Решение было принято 2-3 февраля 1919 г. на I Всебелорусском съезде Советов. В августе 1919 г. она была захвачена польскими войсками. После освобождения Беларуси от белополяков 31 июля 1920 г. была провозглашена Декларация о независимости Белорусской Советской Социалистической Республики (БССР). Западная Беларусь по условиям Рижского мирного договора, подписанного между РСФСР и Польшей
в марте 1921 г., вошла в составе Польши и воссоединилась с БССР
в 1939 году.

В составе СССР Белорусская ССР стала индустриально развитой страной, одним из членов-учредителей ООН. Впервые в истории нашего народа была создана сеть учреждений науки и образования, культуры, система СМИ, радио, телевидение и т.д. Это позитивное значение БССР
в становлении белорусской национальной государственности признали
и деятели БНР. 15 октября 1925 г. правительство БНР (будучи
в эмиграции) признало существование БССР и прекратило свою деятельность.

В БССР белорусская антропотерритория была не только поднята
до современного уровня ее экономического и цивилизованно-культурного развития, но и реально соединена с практикой государственного управления. В этих условиях идеология белорусской государственности по своему содержанию стала все больше принимать вид идеологии белорусского государства, а формирование и развитие белорусской нации, языка, практики государственного управления стали движущими силами формирования идеологии современного белорусского государства.

Современный, шестой этап истории белорусской государственности начинается с 90-х годов XX в. и является этапом формирования идеологии белорусского государства. Начало этого этапа имеет точную дату –
27 июля 1990 г. В этот день Верховный Совет БССР принял Декларацию
о государственном суверенитете БССР. 25 августа 1991 г. было принято решение о придании конституционного статута данной Декларации.
19 сентября 1991 г. принят закон об изменении названия БССР, она стала именоваться Республика Беларусь.

8 декабря 1991 г. руководители Российской Федерации, Украины
и Беларуси подписали Беловежское соглашение, положившее конец существованию СССР. Образовывалось Содружество независимых государств (СНГ), членом которого стала Республика Беларусь.

В закреплении суверенитета Республики Беларусь особую роль сыграло принятие Конституции 15 марта 1994 года (дополнения
и изменения внесены в 1996 г. и 2004 г.).

В 1994 г. состоялись первые президентские выборы, в результате которых во главе государства стал А.Г. Лукашенко.

Стратегическим курсом развития современного белорусского государства является построение союзного государства с Российской Федерацией. 26 мая 1995 г. был убран пограничный столб, что означало ликвидацию границ между Беларусью и Российской Федерацией. В 1995 г. Беларусь подписала Договор о дружбе и сотрудничестве с Россией;
2 апреля 1996 г. – Договор об образовании Сообщества Беларуси
и России; 2 апреля 1997 г. – Договор о создании Союза Беларуси и России; 8 декабря 1999 г – Договор о создании Союзного государства
и Программу действий Беларуси и России по реализации его положений.

Национально-государственным идеалом белорусского народа является сильная и процветающая Беларусь. Это означает:

1) обеспечение постепенного перехода к постиндустриальному (информационному) обществу на основе реализации научных нововведений и новых технологий, неуклонного роста производительности труда и валового внутреннего продукта;

2) достижение на основе повышения эффективности
и опережающего развития социальной сферы европейских стандартов материального обеспечения граждан и повышения качества их жизни;

3) формирование гражданского общества и создание эффективного правового социального государства, обеспечивающего реализацию указанных ориентиров. (См. подробнее Бабосов Е.М. Основы идеологии современного государства / Е.М. Бабосов. – Минск, 2008, с. 106-107).

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями
и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск, 2006.

2. О Государственном суверенитете Республики Беларусь: Декларация Верховного Совета Республики Беларусь, 27 июля 1990 г.,
№ 193-XII // Ведамасцi Вярхоунага Савета Рэспублiкi Беларусь. – 1991 — №31. – Ст. 536.

3. Бабосов Е.М. Основы идеологии современного государства / Е.М. Бабосов. – Минск, 2007, с. 94-107.

4. Багдановiч М. Хто мы такiя? // Поуны збор творау: у 3 т. – Мiнск, 1992-1995 – Т.3.

5. Беларусы Т. 4: Вытокi i этнiчнае развiцце. – Мiнск, 2001.

6. Дмитрачков В. О зарождении и развитии государственности
на белорусских землях // Беларуская думка. – 2001. — №4.

7. Довнар-Запольский, М.В. История Белоруссии / М.В. Довнар-Запольский. – Минск, 2003.

8. За сильную и процветающую Беларусь: материалы второго Всебелорусского народного собрания (18 мая 2001 г.). – Минск, 2001.

9. Карскi Я. Беларусы / Я. Карскi. – Мiнск, 2001.

10. Купала Я. А хто там iдзе? // Збор творау: у 7т. – Мiнск, 1972 – 1976.

11. Мельник В.А. Теоретико-концептуальные аспекты белорусской государственности // Государственная идеология Республики Беларусь: концептуальные основы / В.А. Мельник. – Минск, 2007.

Читайте также  Особенности социально-экономического и политического строя Новгорода, Пскова

12. Слука А.Т. Нацыянальная iдэя: шлях народа (генезiс, праблемы) / А.Т. Слука. – Мiнск, 2002.

1. Основы идеологии белорусского государства: история и теория / С.Н. Князев и др. – Минск, 2005, с. 157-179.

2. Чуешов В.И., Таркан И.И. Основы идеологии белорусского государства. Инновационные технологи подготовки в вопросах и ответах / Чуешов В.И., Таркан И.И. – Минск, 2008, с. 95-112.

3. Вонсович Л.В. Белорусоведние. Учебное пособие / Л.В. Вонсович. – Минск, 2005, с. 5-10, 24-36, 193-207.

Контрольные вопросы:

1. Раскройте понятие «национальная идея» и «идеология государственности».

2. Как происходило формирование белорусского этноса?

3. Назовите основные этапы становления идеологии белорусской государственности.

4. Какое место занимала Полоцкая земля в предыстории Беларуси.

5. Выделите характерные черты развития белорусской антропотерритории в составе Великого княжества Литовского.

6. Что было характерно для идеологии государственности
на белорусских землях в составе Речи Посполитой и Российской империи?

7. В чем состояла специфика советского периода истории белорусской государственности?

8. Дайте характеристику современного этапа истории белорусской государственности.

2 вопрос

Попытки провозглашения государственности на основе белорусского национального движения были предприняты после октябрьских событий 1917 г. Великая белорусская рада (ВБР) предусматривала достижение автономии — самостоятельного осуществления государственной власти в Беларуси в рамках Российской федеративной республики. Деятели ВБР, признав советское правительство в Петрограде во главе с В. И. Лениным, отказались признать власть Областного исполнительного комитета Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Западной области и фронта (Облискомзапа) в Беларуси.

Белорусское национальное движение было представлено также Белорусским областным комитетом (БОК), который был образован из делегатов от белорусских губерний на Всероссийский съезд крестьянских депутатов. Представители БОК рассматривали Облискомзап как временную гражданскую и военную власть в Беларуси.

БОК и ВБР выступили с инициативой созыва в Минске Всебелорусского съезда, который должен был решить вопрос о белорусской государственности.

Всебелорусский съезд состоялся 5—18 декабря 1917 г. в Минске. Делегаты съезда представляли, как все слои белорусского населения, так и различные политические организации, действовавшие в Беларуси. На съезде развернулась острая дискуссия по поводу определения формы белорусской государственности. Сторонники ВБР добивались провозглашения Беларуси равноправной республикой в общероссийской федерации народов и краев. Делегаты от БОК предложили областную автономию Беларуси в составе Советской России. После дискуссий съезд принял резолюцию, согласно которой провозглашался республиканский строй на белорусских землях, а участники съезда признали всероссийскую советскую власть. Однако съезд игнорировал существование Облискомзапа. Поэтому Совет Народных Комиссаров Западной области и фронта с помощью военной силы разогнал съезд.

Часть депутатов распущенного Всебелорусского съезда в условиях наступления германских войск, 21 февраля 1918 г. приняли Первую Уставную грамоту, в которой объявили себя временной властью на территории Беларуси.

9 марта 1918 г. была принята Вторая Уставная грамота, в которой на этнической территории Беларуси провозглашалась Белорусская Народная Республика (БНР). В грамоте также провозглашались демократические свободы, равенство языков народов Беларуси, упразднение частной собственности на землю и передача ее без выкупа крестьянам, 8-часовой рабочий день.

В Третьей Уставной грамоте 25 марта 1918 г. провозглашена независимость БНР. Ее символами стали: герб «Погоня» и бело-красно-белый флаг.

Среди инициаторов провозглашения БНР были А. И. Луцкевич и А. А. Смолич. Провозглашенная БНР являлась лишь зародышем государственного образования, так как идея создания белорусской государственности в условиях германской оккупации не могла быть реализована.

Руководство Белорусского национального комиссариата (Белнацкома), созданного в начале 1918 г. в Петрограде (во главе его до мая 1918 г. был А. Г. Червяков), предложили в качестве первоначальной формы советской государственности Беларуси областную автономию в составе РСФСР

30 декабря 1918 г. в Смоленске была созвана VI Северо-Западная областная конференция РКП(б). Конференция приняла решение о переименовании ее в I съезд Коммунистической партии (большевиков) Беларуси (КП(б)Б). Было сформировано Временное рабоче-крестьянское советское правительство Беларуси во главе с Д. Ф. Жилуновичем. 1 января 1919 г. был обнародован Манифест этого правительства, которым провозглашалось образование Советской Социалистической Республики Беларуси (ССРБ). В состав ССРБ вошли территории Минской, Гродненской, Витебской, Могилевской (куда входил тогда Гомель), а также части Смоленской, Виленской, Ковенской и Черниговской губерний. 5 января 1919 г. правительство ССРБ из Смоленска переехало в Минск, который стал столицей Советской Беларуси. 16 января 1919 г. большевистское руководство в Москве приняло решение о присоединении к РСФСР Витебской, Могилевской и Смоленской губерний.

2—3 февраля 1919 г. в Минске состоялся I Всебелорусский съезд Советов. На съезде было принято постановление «О признании независимости Социалистической Советской Республики Беларуси». Съезд определил территорию ССРБ в составе Минской и Гродненской губерний. На съезде была принята первая Конституция ССРБ. Съезд решил вопрос о создании Социалистической Советской Республики Литвы и Беларуси (Литбел) на территории Виленской, Минской, Гродненской и части Ковенской губерний с населением около 4 млн человек. Ее административным центром стала Вильна.

Территория Литбел служила в качестве пограничной зоны между Польшей и Советской Россией и являлась так называемым буферным государством, территория которого использовалась в целях недопущения разрешения конфликта между враждебными странами вооруженным путем.

После освобождения Беларуси от польских интервентов 31 июля 1920 г. второй раз была провозглашена независимость ССРБ. Создание ССРБ стало результатом формирования белорусской государственности на советской основе. После заключения Рижского мирного договора за ССРБ осталось всего шесть уездов Минской губернии, где проживало чуть больше 1,5 млн человек.

Становление и развитие белорусской государственности.

Началом становления государственности любого народа, служит осознание им себя как национальной общности и начало его самоорганизации в политическое сообщество. Логическим завершением этого процесса является обретение общностью собственной государственности, её превращение в государство ─ нацию, а это уже субъект социально-политических отношений.

Белорусы продвигались в направлении становления своей государственности чрезвычайно сложными путями. Этот процесс проходил по следующим этапам:

Первый этап. Истоки белорусского этноса и его государственности большинство историков связывают с существованием в IX ─ XIII вв. на территориях, составляющих нынешнюю Беларусь, ряда славянских земель-княжеств, которые входили в состав Киевской Руси. В летописях упоминаются более 20-и таких княжеств (Полоцкое, Витебское, Минское, Туровское, Оршанское, Друцкое, Лукомльское, Мстиславское, Изяславское, Логойское, Слуцкое, Новогрудское, Несвижское, Пинское, Соломерецкое, Мозырское, Клецкое, Пересопецкое, Свислочское). Среди них своим значением выделялись Полоцкое и Туровское. Они имели все основные признаки государства: верховную власть в лице князя, войско, административно-территориальную структуру.

Второй этап. Дальнейший путь белорусов к своей нынешней государственности пролегал через вхождение земель-княжеств после распада Древне Русского государства в состав Великого княжества Литовского, Русского, Жемайтского и др. земель (ВКЛ). Это XIII-XVI вв. ─ период формирования белорусской этнической общности, т.е., образования белорусской народности и формирования её самосознания. Этот процесс проявился в развитии родного языка, устного народного творчества, письменности, различных жанров светской литературы, правотворчества (Статуты 1529,1566,1588), философской, политико-социальной, правовой мысли, книгопечатания, этнических обычаев и традиций, приверженности населения православному вероисповедованию и в самоназвании ВКЛ.

Третий этап. Далее с 1569 (Люблинская уния) по 1795 гг. белорусские земли входят в состав федеративного государства Речи Посполитой. В это время происходит самоидентификация белорусов как славяно-русского этноса.

Четвёртый этап. С конца XVIII в. земли Белой Руси входят в состав Российской империи. В этот период были подготовлены этнические, социальные, экономические, политические и духовные предпосылки для реального процесса становления белорусской национальной государственности, сложилось самосознание белорусов как самобытного народа (например: Я.Купала “Мы ─ беларусы”, “А хто там iдзе”, “каб людзьмi звацца”, “каб заняць свой пачэсны пасад мiж народамi”).

Вопрос о практическом создании белорусской национальной государственности стал на повестке дня общественно-политической жизни Беларуси одновременно с падением самодержавия и распадом Российской империи. Вопрос рассматривался буквально так: либо пойти по пути становления суверенной, независимой от других, белорусской государственности, либо по пути создания белорусского государства в составе федерации равноправных национальных республик.

Пятый этап: советской государственности. XX век: попытки реализовать оба подхода:

· Через провозглашение 25 марта 1918 г. Белорусской Народной Республики (БНР);

· Создание 1 января 1919 г. Социалистической Советской Республики Беларусь (ССРБ); в феврале 1919 г. ─ Советской Социалистической Республики Литвы и Белоруссии (ЛитБел); 31 июля 1920 г. вторичное образование ССРБ; с 1922 г. ─ БССР в составе СССР.

Шестой этап: постсоветский. Принятие Декларации о государственном суверенитете БССР ─ 27 июля 1990 г., объявление политической и экономической самостоятельности Белорусской ССР ─ 25 августа 1991 г. и 19 сентября 1991 г. принятие решения впредь именовать белорусское государство “Республика Беларусь”, а в сокращенном виде ─ “Беларусь”.

Таким образом, произошло обретение белорусами чётких, международно признанных границ и других атрибутов собственной государственности, т.е., состоялось становление как особого народа, как нации-государства.

Вопрос №30

славян­ские традиции духовной культуры, сформированные в глубине веков богатой и, порою, трагической истории? Будут ли они востребованы ми­ровой цивилизацией в условиях ее глобализации?

Духовные традиции любого народа имеют чрезвычайно важное зна­чение, обнажая истоки, корни соответствующей цивилизации, ее насле­дие.В иерархии духовных традиций и ценностей славянства можно выделить: общеславянские ценности; ценности восточного славян­ства (наряду с другими типами регионального славянства — западного и южного); духовные ценности национального славянства (русские, белорусы, украинцы и т.д.).

Духовные ценности белорусов, несомненно, формировались в кон­тексте восточно-славянского менталитета, традиционно испытывая труд­ности существования между Востоком и Западом и осуществляя поиск собственного пути развития. . Белоруская ментальность впитала в себя и униатскую склонность к компромиссам, и героику католицизма, и стро­гую воздержанность вместе с индивидуализмом протестантизма. Мно­гие исследователи отмечают, что белорусы миролюбивы, для них не ха­рактерно чувство национального превосходства над другими националь­ностями. Говоря о толерантности белорусской нации, обычно выделяют такие черты, как рассудительность и поиск справедливости без насилия, стремление к разумному компромиссу, терпимость, чуткость, уважение людей с иным мировосприятием и стилем мышления.

Сегодня приоритетными для белорусов становятся такие ценности, как белорусская государственность, культура, язык, ценности собствен­ной истории, национальных традиций, обычаев, общечеловеческих иде­алов добра, правды, справедливости, соблюдения прав человека.

Истоки и становление белорусской государственности

Проблема истоков белорусской государственности является одной из самых актуальных и обсуждается как в научной среде, так и среди общественности. Наиболее острая полемика находится в плоскости решения таких вопросов, как исторические корни белорусской государственности, а также какое значение имело вхождение белорусских земель в состав Великого княжества Литовского, Речи Посполитой, Российской империи, и, наконец, в СССР.

В процессе формирования белорусской народности как самостоятельной этнической группы, основанной на общности языка, культуры, быта и других особенностей, можно выделить несколько периодов: доиндоевропейский, совпадающий с каменным веком (до конца III тыс. до н.э.); балтский, относящийся к бронзовому и к железному веку (II тыс. до н.э. – сер. I тыс. н.э.); славянский (вторая половина 1 тыс. – до наших дней). Окончательное расселение славян на территории Беларуси произошло в VI—VII вв. н.э.

Первым политическим центром восточных славян, к которым относились русские, белорусы и украинцы, был Киев. Название города происходит от его основателя Кия, после смерти которого, эти земли стали принадлежать его потомкам. Считается, что именно в этот период появляется общее для всех восточных славян самоназвание «русь», «русские». В 882 году один из родственников варяжского конунга Рюрика Олег захватил Киев и создал государство Киевскую Русь. На территории Беларуси в этот период находятся самостоятельные политические образования – Полоцкое княжество (X-XII вв.) и Туровское княжество (X — нач. XIII вв.), которые, хотя и входили в состав Киевской Руси, но имели свои собственные княжеские династии.

Читайте также  Геополитическое положение Украины

Отличительной особенностью политической жизни Полоцкого княжества было наличие в крупных городах «вече» – народного собрания, выполнявшего функции законодательной власти. Вече объявляло войну, заключало мир, назначало на должности чиновников. В состав вече входили все взрослые люди, самостоятельные хозяева. Важной функцией вече было приглашение на княжеский престол князя, который находился в подчинении у вече и, если князь нарушал договор («ряд»), то вече могло освободить его от должности, «указывало ему на путь». К XIII веку Полоцкое и Туровское княжество перешли в полное подчинение Киевской Руси. В X веке на территорию Беларуси стало проникать христианство. К периоду XII столетия относится деятельность таких видных христианских просветителей, как Е. Полоцкая, К. Туровский.
В XIII—XIV веках восточная Русь попала под гнет монголо-татарского ига, а западные и южные земли вошли в состав Великого княжества Литовского, которое позднее стало называться Великим княжеством Литовским, Русским и Жемойтским. Форма правления в ВКЛ представляла собой сословную монархию. Во главе государства стоял Великий князь, при котором находился совещательный орган («паны-рада»), состоящий из местного дворянства. Князь по всем вопросам должен был советоваться с Радой. С XV века в ВКЛ стал созываться Сейм, выполняющий функции законодательного органа. В состав Сейма входили паны-радные, чиновники, могла присутствовать вся шляхта. Несмотря на то, что официальным языком ВКЛ считался старобелорусский, его нельзя назвать самостоятельным белорусским государством, поскольку в состав ВКЛ входили также и литовские, и русские земли.

В 1385 году в результате Кревской Унии ВКЛ образовало союз с Польшей, во главе которого стоял король польский и Великий князь литовский. В период XV-XVI веков происходит процесс оформления белорусского этноса, проявляющийся в развитии родного языка, письменности, народного художественного творчества, ремесел, формируется религиозная принадлежность, традиции, обычаи, особенности быта.

С 1569 года, когда после Люблинской Унии белорусские земли вошли в состав Речи Посполитой, увеличивается влияние Польши в культурной и политической жизни. Несмотря на то, что во главе государства стоял польский король и великий князь в одном лице, на территории ВКЛ все же оставались отдельная государственная администрация, судебная власть и свои законы. Важное значение для развития политико-правовой мысли имели Статуты ВКЛ (1529, 1566, 1588). Статуты предусматривали двойную судебную систему, состоящую из общих судов для всего населения и сословных судов — для шляхты.

Возрастанию роли шляхты способствовало введение права либерум вето (от лат.liberumveto– свободное «запрещаю»). Смысл его заключался в том, что в случае несогласия любого депутата с решением Сейма, это означало непринятие данного решения. Позднее это право было отменено Конституцией 1791 года.

В период нахождения белорусских земель в составе Речи Посполитой была предпринята попытка объединения православия и католичества в униатскую церковь (Брестская Уния 1596 года), в результате чего устанавливалось подчинение римскому папе при сохранении восточной обрядности. К этому периоду также относится возникновение книгопечатания на Беларуси (в 1520 году в Вильно Ф. Скорина основал первую типографию), распространение итальянского барокко, развивается живопись, графика, архитектура. Духовная жизнь ознаменовалась творчеством таких мыслителей, как Н. Гусовский (1470-1533?), В. Тяпинский (ок. 1540-1603), М. Смотрицкий (1577-1633), Л. Сапега (1557-1633), С. Полоцкий (1629-1680).

В результате разделов Речи Посполитой 1772, 1793, 1795 годов белорусские земли вошли в состав Российской империи. На территории Беларуси начали действовать губернские управления, царские судебные органы. После ликвидации униатства в 1839 году начался массовый переход в православие. В 1840 году белорусские земли получили наименование Северо-Западный край. Попыткой обретения самостоятельности белорусских земель было восстание под предводительством К. Калиновского в 1863-64 годах. В начале XX века борьба за независимость белорусского народа развивалась в русле общего революционного движения. Начиная с изданий «Мужыцкая прауда» и «Гоман» (80-е гг. XIX века) и вплоть до газеты «Наша нiва» (1906-1915), издаваемой И. и А. Луцкевичами, все белорусские издания имели социально-политическую направленность.

В целом, находясь в составе Речи Посполитой и Российской империи, белорусская культура формируется в основном в русле народного творчества, фольклорной традиции, поэтому эта культура впитала в себя особенности крестьянского сознания.

После революционных событий 1917 года наметились два пути создания белорусской национальной государственности. Первый – пойти по пути формирования белорусского государства в составе федерации равноправных республик. Второй – связан с попыткой Белорусской социалистической громады (первой белорусской партии, основанной еще в 1902 году) реализовать в условиях гражданской войны и немецкой оккупации идею полной национальной независимости белорусского государства, результатом чего было провозглашение 25 марта 1918 года Белорусской народной республики (БНР). БНР должна была охватывать этнические пределы проживания белорусов, она имела свои органы власти – Раду БНР и Народный секретариат. Однако БНР не была признана ни германской оккупационной администрацией, ни правительством ведущих стран мира – США, Англии, Франции и др. Из этого следует, что БНР так и не смогла стать самостоятельным белорусским государством, это и было признано на 2-й Всебелорусской конференции в октябре 1925 года в Берлине. С этого момента БНР официально прекратила свое существование. В результате создания в 1919 году Литовско-Белорусской ССР, а затем в 1920 году БССР, и позднее присоединение к ней Западной Белоруссии в 1939 году, белорусские земли впервые были объединены в одно государство, которое находилось в составе СССР на правах субъекта федерации. В Декларации независимости Советской Социалистической Республики Белоруссии от 31 июля 1920 года устанавливалось полное равноправие белорусского, русского, польского и еврейского языков. Из этого следует, что коренная нация в отношении языка не получала никаких преимуществ.

Важное значение для развития белорусской культуры имел период белорусизации, проходивший в 20-е годы XX века. В это время происходит увеличение сферы употребления белорусского языка, возвращаются на родину видные представители белорусской интеллигенции В. Ластовский, В. Игнатовский и др. В 1921 году начались занятия на двух факультетах Белорусского государственного университета, кроме которого в стране действовало еще три высших учебных заведения, 25 техникумов, 20 специальных учебных заведений, в 1929 году была создана Академия наук БССР. Однако период возрождения национальной культуры сменяется репрессиями в 30-е годы XX века, когда многие представители белорусской интеллигенции подверглись обвинению в национал-демократизме и антисоветской деятельности. В целом же во времена Советского Союза белорусская культура развивалась в русле единой советской культуры, для которой характерно своя особая стилистика.

В конце 80-х – нач. 90-х годов XX века в СССР наметились политические и экономические предпосылки для изменения политической системы. Вслед за республиками Балтии свой выход из состава СССР объявили Россия, Украина и др. республики. 27 июля 1990 года Верховный Совет БССР провозгласил Декларацию «О государственном суверенитете Белорусской ССР», что означало верховенство Конституции и законов БССР на ее территории, хотя это и являлось еще только заявлением о намерениях.

В целом процесс становления белорусской государственности можно разделить натри этапа. Первый этап начинается с момента придания Верховным Советом БССР статуса конституционного закона Декларации «О государственном суверенитете БССР» 25 августа 1991 года. Далее 19 сентября 1991 года были приняты постановление о переименовании БССР в Республику Беларусь и законы «О Государственном флаге Республики Беларусь» и «О Государственном гербе Республики Беларусь». Денонсация 8 декабря 1991 года в Вискулях договора 1922 года об образовании СССР и подписание договора о создании Содружества Независимых Государств (СНГ), а также ратификация этих документов 10 декабря 1991 года, стали логическим завершением первого этапа становления белорусской государственности. Первыми странами, признавшими независимость Беларуси и установившими с ней дипломатические отношения, были Украина и США. В течение 1992 года произошло полное международное признание Республики Беларусь.

Второй этап становления белорусской государственности связан с принятием Конституции 15 марта 1994 года и избранием в том же году Президента Республики Беларусь.

Третий период начался со второй половины 1994 года и продолжался до ноября 1996 года. В этот период 14 мая 1995 года проводятся парламентские выборы и одновременно референдум по вопросам придания русскому языку равного статуса с белорусским, установления нового Государственного флага и Государственного герба, экономической интеграции с Россией и расширения полномочий Президента. Для этого времени также характерно укрепление отношений с Российской Федерацией. Так, 26 мая 1995 года у белорусской деревни Речка была устранена граница между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, а 2 апреля 1996 года президенты двух стран подписали Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, согласно которому оба государства сохраняли свой суверенитет, независимость и территориальную целостность, свои конституции и атрибуты государственной власти (герб, флаг, гимн). По договору, оба государства являлись полноправными субъектами международного права, сохраняли членство в ООН и других международных организациях. Завершением третьего этапа было проведение референдума 24 ноября 1996 года, в результате которого были внесены изменения и дополнения в Конституцию 15 марта 1994 года.

На современном этапе происходит укрепление белорусской государственности, а также дальнейшее развитие интеграции с Россией. Так, 2 апреля 1997 года был создан Союз Беларуси и России, а 25 декабря 1998 года президенты двух стран подписали Декларацию о дальнейшем единении Беларуси и России, одновременно с которой было также подписаны Соглашения о равных правах граждан и равных условиях субъектов хозяйствования. 8 декабря 1999 года Беларусь и Россия подписали Договор о создании Союзного государства. Кроме укрепления связей с Россией, в Беларуси в этот период прошли парламентские (в 2000, 2004,2008 годах) и президентские (2001, 2006) выборы, референдум по вопросу изменения ч. 1 ст. 81 Конституции в 2004 году, а также Всебелорусские народные собрания (1996, 2001,2006).

Таким образом, обретение независимости и создание суверенного государства Республика Беларусь в начале 90-х годов XX века ознаменовало тот факт, что Беларусь впервые стала суверенным государством, приобрела самостоятельность на международной арене, а белорусский народ получил политическое самоопределение. Как записано в ст. 3 Конституции Республики Беларусь «единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ».

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: