Сущность и специфика политики как общественного явления - ABCD42.RU

Сущность и специфика политики как общественного явления

Сущность политики как общественного явления

В современном развитом обществе практически невозможно найти явления и процессы, абсолютно «свободные» от политики. Поэтому важное значение приобретает определение ее сущности, раскрытие закономерностей развития, связей и отношений с другими сферами функционирования общества.

Термин политика в переводе с греческого, как уже отмечалось, означает искусство управления государством, государственные или общественные дела. Однако этимология этого слова не раскрывает его сущности. В действительности в наше время можно говорить о политике в широком смысле слова как общественном явлении и в узком — как теоретическом обосновании реальной деятельности той или иной большой социальной группы, т.е. как о «практической политике». Для политологии главным является понимание политики как общественного явления.

Приступая к рассмотрению любой науки, обычно начинают с ее основополагающих понятий. Так, если для философии это материя и сознание, для политической экономии — способ производства, то для политологии таковыми являются политика и власть. Определение основополагающих понятий представляет определенную трудность, т.к. их нельзя определить через другие понятия данной науки. Политика, являясь чрезвычайно сложным явлением, оказывает огромное влияние на судьбы миллионов людей. Альберт Эйнштейн как-то даже заметил, что «политика значительно сложнее физики». Она интегрирует различные стороны общественной жизни, но не сводится ни к одной из них. Политика представляет многоплановое явление и в той или иной степени включает в себя, прежде всего, регулирование отношений между большими социальными группами, возникающими на базе экономических и политических интересов, основу взаимоотношений которых составляет борьба за власть, за ее завоевание, удержание и укрепление; управление делами государства, определяя формы, задачи, методы, содержание его деятельности; действия социальных групп, интересы которых претворяют в жизнь политические организации, учреждения, институты, вовлекая в политику миллионы людей, а также международный политический процесс в целом.

При анализе политики как общественного явления традиционно выделяют три основных подхода:

1. Политика как деятельность — это политика, проводимая в том или ином направлении (в области социального обеспечения, в международных отношениях)

2. Политика как наука — включает в себя, прежде всего, теоретические разработки, различного рода политические доктрины, методологические основы политики. Главная задача политики как науки — прогнозирование различных аспектов политической деятельности, определение целей и задач государственной политики.

3. Политика как искусство сводится к искусству управления, искусству осуществления власти, искусству проведения в жизнь интересов данной общественной группы, искусству завоевания власти и ее удержания, выбору средств и методов достижения цели наименьшими затратами.

Политика как деятельность

Существует множество определений политики. Политика — это царское искусство управлять людьми (Платон); выражение разума (Гегель); цепь компромиссов (А.А.Богданов); наука государственного управления (В.Даль); устройство государственной власти, концентрированное выражение экономики (В.И.Ленин). Какое бы из определений мы ни взяли, главное внимание при данном подходе уделяется рассмотрению деятельности социальных субъектов по отношению к политической власти. Именно поэтому выяснение сущности политики находит свое выражение главным образом в отношениях к государственной власти. А власть — это способность и возможность навязывать свою волю другим и управлять их действиями в своих интересах. Властью могут обладать субъекты политики: личности, политические организации и т.д. Борьба за власть является определяющим признаком политической сферы общественной жизни. Нет политики без власти, а власти без политики. Тот, кто обладает властью, тот и играет решающую роль в политике. Отсюда можно сформулировать основной закон политики — это отношение субъектов политики (масс, классов, партий) к власти определяется их социально-экономическими и политическими интересами. Конкретное выражение этого закона находится в тесной связи с типом политической системы, а точнее с типом и формой государства.

Такой подход к пониманию политики позволяет определить ее структуру:

Сущность политики как общественного явления

Термин политика в переводе с греческого означает искусство управления государством, государственные или общественные дела. Однако в наше время можно говорить о политике в широком смысле слова как общественном явлении и, в узком — как теоретическом обосновании реальной деятельности той или иной большой социальной группы, т.е. как о «практической политике». Для политологии главным является понимание политики как общественного явления.

Политика как явление социальной жизни не является присущим человеческому обществу изначально. Первобытное (догосударственное) общество, существовавшее многие тысячелетия, было социально однородным. В нем не было политических учреждений и организаций, не было и политики. Не политическими в таком обществе были власть, а также такие социальные институты, как род, собрание всех взрослых членов рода и др.

Усложнение общества по мере его развития, появление в нем противоречивых интересов обусловили возникновение государства и вместе с ним политики. Таким образом, политика своим происхождением обязана государству.

В научный оборот термин «политика» ввел древнегреческий философ

Аристотель (384 — 322 до н.э.). По его определению политика — это цивилизованная форма общности, которая служила достижению «общего блага» и «счастливой жизни». Такой формой Аристотель считал античный полис (город-государство).

Исторически термин «политика» стал использоваться в связи с отображением деятельности древнегреческих полисов в отличие от дел семейных и частных. Политика предполагала коллегиальное решение проблем полиса, главной задачей, которой являлось сохранение внутренней целостности. Принципиальным отличием от прежних методов стало взаимодействие государства и общества, развитие диалога, поиск компромиссов.

В Новое время политика выходит из-под контроля религии и действительно выделяется в самостоятельную область. Первым заявил о разделении политики и христианской морали Н. Макиавелли. Завершилось выделение политики в самостоятельную область знания в трудах реформаторов церкви (Лютера, Кальвина, Цвингли) и просветителей (Вольтера, Руссо, Дидро и др.). Политика стала символом возможности осуществления общественной власти без насилия.

В отличие от других социальных институтов (например, морали) политика служит удовлетворению не личных потребностей, а общезначимых и групповых интересов, реализация которых невозможна без власти государства. Стало быть, появление специальных институтов, обладающих возможностью обеспечить общеобязательные формы социального поведения для всех, вызвано тем, что удовлетворение потребностей одной группы (например, повышение зарплаты, снижение налогов и т. д.) неминуемо влечет за собой ущемление интересов и социального положения других слоев населения.

В истории политической мысли постепенно сформировалось представление о политике как особой области человеческой деятельности по решению общественных дел с помощью государства, армии, полиции и других государственных и негосударственных (например, партии, политические или религиозные движения) структур.

Политика действительно призвана обеспечивать целостность и социальную сбалансированность общества. Ее главное предназначение — урегулирование противоречий в обществе, обеспечение интеграции общества, научить людей жить вместе.

В реальной жизни политика всегда связана с групповыми интересами и потребностями людей, является ареной столкновения разнообразных, часто противоречивых и меняющихся интересов социальных групп, классов, наций, государств, групп государств. Урегулировать эти интересы и противоречия невозможно только с помощью убеждения, нравственности и разума, важную роль здесь призвана сыграть государственная власть.

Политика, являясь чрезвычайно сложным явлением, оказывает огромное влияние на судьбы миллионов людей. Альберт Эйнштейн как-то даже заметил, что «политика значительно сложнее физики». Она интегрирует различные стороны общественной жизни, но не сводится ни к одной из них. Политика представляет многоплановое явление, вовлекая в политику миллионы людей.

При анализе политики как общественного явления традиционно выделяют три основных подхода:

1. Политика как деятельность — это политика, проводимая в том или ином направлении (в области социального обеспечения, в международных отношениях)

2. Политика как наука — включает в себя, прежде всего, теоретические разработки, различного рода политические доктрины, методологические основы политики. Главная задача политики как науки — прогнозирование различных аспектов политической деятельности, определение целей и задач государственной политики.

3. Политика как искусство сводится к искусству управления, искусству осуществления власти, искусству проведения в жизнь интересов данной общественной группы, искусству завоевания власти и ее удержания, выбору средств и методов достижения цели наименьшими затратами.

Политика как деятельность

Существует множество определений политики. Политика — это царское искусство управлять людьми (Платон); выражение разума (Гегель); цепь компромиссов (А.А.Богданов); наука государственного управления (В.Даль); устройство государственной власти, концентрированное выражение экономики (В.И.Ленин).

Какое бы из определений мы ни взяли, главное внимание при данном подходе уделяется рассмотрению деятельности социальных субъектов по отношению к политической власти. Именно поэтому выяснение сущности политики находит свое выражение главным образом в отношениях к государственной власти. Борьба за власть является определяющим признаком политической сферы общественной жизни. Нет политики без власти, а власти без политики. Тот, кто обладает властью, тот и играет решающую роль в политике. Отсюда можно сформулировать основной закон политики —отношение субъектов политики (масс, классов, партий) к власти определяется их социально-экономическими и политическими интересами. Конкретное выражение этого закона находится в тесной связи с типом политической системы, а точнее с типом и формой государства.

Такой подход к пониманию политики позволяет определить ее структуру:

Понятие и сущность политики

Содержание:

  • 1 Понятие и сущность политики
  • 2 Структура политики
  • 3 Типы политики
  • 4 Функции политики
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 24-06-2021, 18:07
  • ЕГЭ по обществознанию / Политика ЕГЭ
  • adminn
  • 1 294

↑ Понятие и сущность политики

Термин «политика» произошел от слова полис (polis — город-государство) и получил распространение под влиянием трактата Аристотеля о государстве, правлении и правительстве, названного им «Политика». Понимание этого термина менялось в ходе развития общественно-политической мысли. Так, современные интерпретации термина «политика» можно разделить на два подхода.

В широком понимании политика — это создание, сохранение и обогащение наиболее общих правил общежития (Э. Хейвуд). Иными словами, политика – это неотъемлемая и насущно востребованная потребность государственно-организованного сообщества людей. Э. Хейвуд полагает, что широкое понимание политики объединяет несколько измерений: политика как искусство государственного управления; как публичный процесс; как разрешение общественных конфликтов через дискуссии и компромисс; политика как власть.

Читайте также  Теория государства Платона

В узком понимании политика – это деятельность социальных групп и индивидов, направленная на осознание и представление своих коллективных интересов, на выработку обязательных для всего общества решений.

Таким образом, термин «политика» имеет несколько значений:

  • особая сфера человеческой деятельности, цель которой – регулировать и согласовывать социальные интересы групп, социальных слоев, обеспечивать целостность общества, разрешать конфликты;
  • политические действия, практика;
  • совокупность отношений между людьми, живущими в обществе, отношения между лидерами и обществом;
  • политические принципы, убеждения, мнения или симпатии отдельной личности;
  • политическое руководство в разнообразных сферах;
  • в массовом сознании: управление каким-либо процессом;
  • способности сознательно ставить цели и определять средства их достижения, а также умения соизмерять затраты и результаты;
  • искусство достижения и умелого использования государственной власти.

↑ Структура политики

Структура политики — это совокупность организационных форм, институтов, систем правления и организационных норм, придающих стабильность политике и позволяющей регулировать отношения в обществе. Политика обеспечивает целостность общества благодаря взаимодействию ее структурных элементов.

Структуру политики составляют: участники (субъекты) политической деятельности и общественные явления, связанные с политическим процессом, а именно – политические отношения, политическая власть, политические организации, политическое сознание и политическая культура.

Субъекты политики — непосредственные участники политической деятельности (индивиды, социальные группы, слои, массы, организации).

Субъекты политики вступают в политические отношения

Политические отношения – это отношения между различными классами и иными социальными слоями с целью осуществления политической (прежде всего государственной) власти. По своей сущности политические отношения представляют собой политическую борьбу, т.е. соперничество между различными общественными силами, цель которых – завоевать политическую власть. Политическая борьба может носить гармоничный характер, когда борьба за власть (соперничество) осуществляется в правовых рамках и если конституция предусматривает равные возможности всем общественным силам участвовать в политике и в политических отношениях. Однако политическая борьба может выливаться в политический конфликт.

Далее в результате осознания субъектами политики своих политических интересов формируется политическое сознание.
Политическое сознание — совокупность взглядов, идей, убеждений, отражающих коренные интересы различных социальных групп, возникающие в связи с осуществлением политической власти, участием в политической жизни общества. В политическом сознании получает отражение отношение различных социальных слоев к общественному строю, к системе власти, к государству и политическому режиму, партиям и общественным движениям.

Характер взаимодействия участников политической жизни зависит от уровня политической культуры.

Политическая культура — это воплощенное в жизнь политическое сознание, что выражается в характере и способах духовно-практической деятельности, направленной на закрепление, воспроизводство и развитие политических и социальных интересов.

Выражать интересы личности, группы и общества призвана совокупность государственных и негосударственных институтов или политическая организация.

Также одним из элементов политики является политическая власть.

Политическая власть – способность политических сил оказывать влияние на общество, разрабатывать и осуществлять политику на основе баланса сил и интересов, подчиняя этому людей.

Объекты политики – непрерывно меняющиеся общественные проблемы, решение которых требует адекватного реагирования всей системы политических институтов, принятия соответствующих управленческих решений.

↑ Типы политики

В соответствии с тем, в какой сфере общественной жизни осуществляется политическая деятельность, различают следующие виды политики:

  • экономическую,
  • социальную,
  • национальную,
  • научно-техническую,
  • экологическую,
  • культурную,
  • военную,
  • налоговую,
  • демографическую,
  • религиозную,
  • государственную,
  • партийную,
  • молодежную.

Политика также разделяется на внутреннюю (управление общественными отношениями внутри государства) и внешнюю (отношения с другими государствами).

↑ Функции политики

Политика выполняет в обществе ряд значимых функций:

1) обеспечение целостности и стабильности общества;
Осуществление этой функции возможно благодаря способности политики формулировать общие цели, определять социальные ориентиры, разрабатывать проекты будущего в процессе общественного прогресса;

2) мобилизация и обеспечение эффективности общей деятельности;
Политика обеспечивает реализацию общих целей с помощью создания мотивационного механизма;

3) обеспечение общественного порядка и создание гарантий осуществления прав и свобод человека;
Политика создает гарантии прав и свобод личности, обеспечивает общественный порядок, гражданский мир.

4) предотвращение и регулирование социальных (этнических, региональных) конфликтов.
Политика обеспечивает взаимодействие различных групп общества, управляет социальными процессами и регулирует их.

ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ПОЛИТИКИ

Политика – довольно сложное явление, определить её сущность и выявить ее содержание не так-то просто. До сих пор нет общепризнанного определения политики, можно встретить десятки различных вариантов. Политика означает государственные и общественные дела, сферу деятельности, связанную с властными отношениями между людьми, социальными группами, классами, партиями, нациями и государствами.

Политика — это один из основополагающих аспектов человеческого существования, одна из важнейших сфер жизнедеятельности людей. Каждый человек в той или иной форме или степени имеет дело с политикой, будь то в каком-либо государственном учреждении, предприятии, общественной организации, школе, церкви, разного рода клубах и ассоциациях, профсоюзах или политических партиях и т.д. Сами понятия «политика» и «политическое» характеризуются крайней многозначностью. Например, говорят о валютной политике банков, о политике профсоюзов во время забастовки, школьной политике городских властей, политике дирекции предприятия или школы и, как отмечал М.Вебер, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем. Поэтому очевидно, что выделение и изучение мира политического из всей совокупности общественных институтов и отношений представляет собой трудную, но весьма актуальную задачу. Особенно возрастают роль и значение политики в переломные исторические периоды, когда радикальной трансформации подвергаются сами основы жизнеустройства людей, их идеалы, ценности, мировоззренческие установки, ориентации и т.д. Именно такой период кардинальных изменений переживает в настоящее время наша страна.

Понятие «политика» произошло от древнегреческого понятия «polis», означавшее «город-государство». При помощи данного понятия греческие мыслители описывали устройство того или иного полиса, будь то Афины или Спарта, а также процессы функционирования этих городов-государств. Из всех «политических» понятий наиболее широко употреблялось понятие «государство». Все происходящие в государстве процессы трактовались как политические.

К миру политического пристальный интерес проявляли такие столпы общественной мысли древности, как Платон, Аристотель, Цицерон и др. Тогда и несколько позже были написаны фундаментальные трактаты и более мелкие сочинения под красноречивыми названиями: «Политика», «Государство», «Законы», «Республика», «Государь» и др.

2. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА, ЕЁ ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ

Политология, как следует из буквального перевода самого этого слова, — наука о политике. Такая ее общая трактовка обычно не вызывает особых возражений, хотя вопрос о том, в каком объеме политология изучает политику, является дискуссионным. Исследователи трактуют эту проблему по-разному:

Политология – наука, традиционно занимающаяся исследованием государства, партий и других институтов, осуществляющих власть в обществе или воздействующих на нее, а также ряда других политических явлений. Как это отражено в англо-американском «Словаре политического анализа», к нынешнему этапу развития ее предметное содержание значительно расширилось и обычно включает «управление на национальном и местном уровнях; сравнительный или межстрановый анализ; политику и политическое поведение; публичное право и судебно-правовое поведение; политическую теорию; публично-административную деятельность и организационное поведение; международные отношения». В этом случае политология – дисциплина, однопорядковая и с политической социологией, политической философией, политической психологией и т.п., т.е. одна из наук о политике.

Наиболее общими категориями политологии, охватывающими всю ее проблематику и отражающими ее специфику, выступают категории «политика» и «политическое».

Категория «политика» — это сложная категория, многомерная по содержанию. Производными от нее выступают категории: «мировая политика», «международная политика», «внешняя политика», «внутренняя политика», «социальная политика», «экономическая политика», «духовная политика», «национальная политика», «конфессиональная (религиозная) политика», «аграрная политика», «правовая политика», «геополитика» и т.д.

Категория «политическое» — также сложное понятие, оно более широко отражает свойства, особенности и принадлежность того или иного процесса, явления, события к сфере политики. Эта категория конкретизируется в таких понятиях, как «политическое явление», «политическая жизнь», «политическая система», «политическая власть», «политические отношения», «политические интересы», «политические действия», «политические ценности», «политические конфликты», «политические партии», «политическое участие», «политическое сознание», «политический режим», «политическая организация общества», «политический прогресс» и т.д.

В политологии находят отражение понятия, которые характеризуют конкретные стороны и процессы политической жизни общества и личности. К ним относятся: «политическая активность», «политическое поведение», «политическое лидерство», «лигитимность», «политические установки», «избирательная система», «электоральное поведение» и т.д.

При анализе политических явлений и процессов политической жизни общества используются также понятия: общество, народ, свобода, право, патриотизм, справедливость, революция, эволюция, статус, политический строй, демократия, гласность и т.д.

Сущность и специфика политики как общественного явления

Политика — это важнейшее измерение жизни человеческого сообщества. Понимая ее влияние на социальную жизнь, многие мыслители и государственные деятели стремились на протяжении веков осмыслить сущность политики и пути ее использования в интересах определенных классов и социальных групп.

Широко распространенным способом определения политики как общественного явления является обращение к этимологии термина «политика». В переводе с греческого термин politika означает государственные или общественные дела, а греческое слово Polis «город-государство». При таком подходе государство становится центральной категорией науки о политике, формально ведущим свое начало от Аристотеля, который ввел термин «политика» и непосредственно связывал термин «политика» с государством. Его теоретическому трактату «Политика» дается такое развернутое название: » То, что относится к государству» . Эта традиция отождествления политики с деятельностью государства сохранялась в течение многих веков. Так, в толковом словаре живого великорусского языка, составленном в 19 веке Владимиром Далем, понятие «политика» определяется так: 1) наука государственного управления; 2) виды, намерения и цели государя, немногим известные, и образ его действий при сем, нередко скрывающий первые, вообще уклончивый и самобытный образ действий. Политик — умный и ловкий (не всегда честный) государственный деятель; скрытный и хитрый человек, умеющий наклонять дела в свою пользу, кстати молвить и вовремя смолчать .

Читайте также  Общественно-политические организации и движения

Понимание политики как государственной деятельности, как стремления участвовать в распределении государственной власти сохранилось вплоть

до нашего времени. Макс Вебер дает такое определение политики: » Политика . означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно включает» .

В подходе, отождествляющем понимание политики как общественного явления с деятельностью государства, есть своя достаточно убедительная логика. Чтобы понять эту логику, следует хотя бы кратко сказать о том, как исторически возникла политика. Политика появилась на определенной ступени развития общества, когда усложнение материального производства, рост дифференциации общества, другие факторы привели к появлению и соответствующих дифференцированных, часто конфликтных, непримиримых интересов различных групп людей. Ввести конфликтные отношения в определенные рамки с помощью существовавших в первобытнообщинном обществе институтов (нравы, обычаи, традиции, религиозные верования) оказалось невозможным. В связи с этим у общества возникает объективная потребность в новом социальном институте, способном согласовать определенным образом конфликтные, непримиримые интересы различных групп людей и на этой основе обеспечить необходимый минимум консолидации и целостности общества. Институтом, способным удовлетворить эту объективную потребность, становится государство с присущим ему механизмом публичной власти. Деятельность государства по согласованию интересов различных классов и социальных групп, обеспечению целостности общества стала обозначаться понятием «политика». На эту объективную потребность общества, ставшую причиной появления государства и политики, указывают представители различных философских и исторических школ. В данном случае справедливо известное положение Ф. Энгельса из его работы «Происхождение семьи, частной собственности и государства»: «Государство есть продукт общества на известной ступени развития; государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимое противоречие с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе, для этого стала необходима сила, стоящая, по-видимому, над обществом, сила, которая бы умеряла столкновение, держала его в границах «порядка»» .

Близкое марксистскому толкование причин появления государства и политики дает современный испанский политолог Л.С. Санистебан .

В другом ключе, но по сути на ту же объективную причину, диктующую необходимость государства и политики, указывают русские религиозные философы В. Соловьев и Н. Бердяев. В частности, Н. Бердяев пишет: «Государство существует не для того, чтобы превратить земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад. Грешное человечество не может жить вне государства, вне онтологических основ власти. Государство есть соединяющая, упорядочивающая и организующая онтологическая сила. «

Государство для регулирования общественных отношений, их направления в определенные рамки использует рычаги публичной власти. Приближенность или удаленность от государственно-властных структур определяла меру возможностей граждан и социальных групп в удовлетворении их интересов и запросов и соответственно делала институты публичной власти объектом притязания различных социальных субъектов. Признавая познавательную ценность подхода, отождествляющего политику с деятельностью государства, вместе с тем следует его дополнить следующими положениями. Необходимость вступать в опосредованные государством отношения с другими социальными группами, классами или же с самими центрами власти предполагает определенный отбор властно значимых интересов и оформленность групповых притязаний, что становится причиной возникновения нового вида социальных ассоциаций, главной целью которых является защита групповых интересов. Таким образом, политика как общественное явление, как способ регулирования общественных отношений включает не только деятельность государства, но и деятельность социальных ассоциаций, отстаивающих и выражающих свои интересы: политических партий, различных общественных организаций и движений. Для понимания сущности политики важно иметь в виду, что интересы, заставляющие человека включаться в политику (политические отношения), носят не индивидуальный, а надперсональный характер, имеющие определенную значимость для той или иной группы людей. Чтобы общественные отношения приобрели политический характер, для этого необходимо, чтобы интересы той или иной группы независимо от своего конкретного содержания (будь это стремление участвовать в управлении или потребность в изменении материальных условий жизни и т.д.) затрагивали положение иных общественных групп. Это столкновение интересов и делает необходимым включение в межгрупповые отношения людей (межклассовые, межнациональные, межрелигиозные и т.д.) «надгрупповой силы» — государства, его органов власти.

Подчеркивая специфику политики как разновидности межгрупповых отношений, следует помнить, что необходимость в государственном посредничестве возникает, как правило, тогда, когда отсутствует возможность вне государственного регулирования (например, бессилие нравственных норм, традиций, обычаев, невозможность регулировать экономические отношения посредством экономического самоуправления и т.д.). Следовательно, не так уж и фантастично предположение о том, что в далекой перспективе возможна неполитическая форма существования человеческого сообщества.

Политический характер общественных отношений предполагает осознание различными социальными группами своих политических интересов (на уровне политических программ, целей, идеологий). Осознанность политических интересов предполагается и на личностном уровне, посредством идентификации личности с определенной социальной группой.

Политическое осознание интересов предполагает вычленение в них такого содержания, которое не может быть реализовано без включения государственной власти. Исключительная важность осмысленности субъектами своих политических интересов определяется тем, что без этого понимания социальные субъекты превращаются в средство достижения интересов других социальных групп и лишаются способности контролировать деятельность своих политических элит. Американский политолог Р. Даль считает, что на основании того, осознают или не осознают те или иные группы людей свои политические интересы, их можно делить на «политические» и «неполитические» субъекты.

Характерна в этом отношении политическая история СССР и других государств, называвших себя социалистическими, где партийно-государственная бюрократия, спекулируя на лозунгах «борьбы за дело рабочего класса», на деле манипулировала сознанием рабочих, добиваясь своих корыстных корпоративных интересов.

Осознанность мотивов политической деятельности и объективная потребность в выработке согласованной сложной воли требуют особой, профессионально подготовленной группы людей (политической элиты), способной осуществлять функции руководства и управления обществом. Однако при всей важности функций, осуществляемых политической элитой, для понимания природы политики необходимо видеть и функции электората , которые особенно значительны в демократическом обществе. Схематично взаимодействие политической элиты и электората можно представить так. Элита осуществляет функции руководства и управления обществом, политическим поведением населения, а массы (электорат) в демократическом обществе воздействуют на формирование состава элиты и содержание проводимого ею курса; в авторитарном обществе электорат, массы являются просто объектом управления и власти.

Подчеркивая рациональный, осмысленный характер активности политических субъектов, следует иметь в виду и наличие стихийных, иррациональных форм политического поведения .

Обобщая сказанное, можно дать следующее определение политики. Политика — это совокупность отношений между социальными субъектами, стремящимися использовать институты публичной власти для реализации своих общественно значимых интересов.

Близкое по смыслу определение политики дается в современной справочной русскоязычной и англоязычной литературе. Так, в Социологическом энциклопедическом словаре понятие «политика» определяется следующим образом: Политика — это сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и др. социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования власти. В фундаментальном словаре английского языка (издательство «Коллинз»), подготовленном в конце 80-х годов ХХ в. учеными Бирмингемского университета, дается такое толкование: «Термин «политика» относится к деятельности, которая используется для достижения власти в стране, обществе или организации».

В структуре политики выделяют:

1) форму, которая отражает организационную структуру политики: государство, его составные части и органы власти; партийную систему; группы интересов, а также нормы, законы, регулирующие политическое поведение;

2) содержание политики. Оно выражается в ее целях, ценностях, мотивах и механизмах принятия решений;

3) политический процесс – отражает сложный, многосубъектный и конфликтный характер политической деятельности, ее проявление в виде отношений различных социальных групп, организаций, индивидов.

В зависимости от уровня осуществления политики выделяют:

1) международный уровень: основными субъектами политической деятельности являются государства и международные организации;

2) национальный (государственный) уровень – в масштабах отдельного государства;

3) локальный (региональный) уровень. Политика осуществляется на местном уровне отдельными институтами политической системы, а также органами местного самоуправления и различными социальными группами.

Показать многогранность политики можно осуществив ее классификацию по различным основаниям.

Политика как общественное явление. Происхождение, сущность, функции, структура.

Политология как наука. Предмет, объект политологии. Этапы возникновения и становления науки.

Политология — наука, которая имеет своим предметом раскрытие сущности политики как целостного общественного явления:

1) выявление на макро- и микроуровне ее необходимых структурных элементов, внутренних и внешних связей и отношений;

2) определение основных тенденций и закономерностей, действующих в различных общественно-политических системах, ближайших и конечных перспектив развития,

3) выработка объективных критериев социального измерения политики.

Объектом политологии является политика, политическая сфера жизни общества. Существуют три уровня изучения политики. Предмет политологии (политическая наука, наука о политике) и политика как ее центральная категория объясняются с помощью одних и тех же понятий: власть, государство, господство, политический порядок.

1) Политическая теория, изучающая наиболее общие закономерности становления, развития и смены политических систем; понятия и категории.

2) Рассмотрение реальных политических процессов применительно к конкретному этапу общественного развития, разработка теории и методики исследования политической жизни.

3) Конкретные исследования политических институтов, ситуаций, деятельности субъектов политики.

К исследованию политики, однако, имеют отношение не только политология, но и другие области гуманитарного знания: философия, социология, политическая экономия, психология, география, юридическая наука (которой мы коснемся позднее) и другие науки.

Вначале знание о политике являлось составной частью философии. Но уже в древности создаются и специальные трактаты, посвященные анализу политической деятельности. Платон (427–347 гг. до н. э.) соответствующие работы назвал «Законы» и «Государство». Аристотель свое произведение, посвященное изучению государства и общества, назвал просто «Политика». Аристотеля нередко называют основателем, отцом политической науки. У Аристотеля, как и у его предшественников, политические исследования еще не выделялись в самостоятельную дисциплину и были неразрывно переплетены с философскими и этическими идеями Важной вехой на пути становления политологии как научной дисциплины явилось творчество итальянского мыслителя эпохи Возрождения Никколо Макиавелли (1469– 1527). Макиавелли рассматривал учение о политике в качестве самостоятельной области знания. В центр своего политического учения он ставил проблему государственной власти и подчинял политические исследования решению практических задач государственной жизни. Н. Макиавелли фактически положил начало существования новой научной дисциплины. Полностью научный характер исследованиям политической действительности был придан в XIX в. К этому времени относится возникновение научных учреждений, специализирующихся на исследованиях в области политических отношений. Первым из таких учреждений была созданная во Франции в 1871 г. свободная школа политической науки (ныне – Институт политических исследований Парижского университета). В 1880 г. была основана Школа политических наук в Колумбийском колледже США, в 1895 г. создается Лондонская школа экономической и политической науки, а в 1920 г. – Берлинская высшая школа политической науки. Ныне политическая наука, или просто политология, – это одна из обширных областей научного знания, имеющая не только теоретическое, но и прикладное значение. По числу проводимых исследований и количеству публикаций политология сегодня занимает первое место среди других общественных наук. С 1949 г. действует Международная ассоциация политической науки (МАПН), созданная по инициативе Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), ставящая своей целью содействие развитию политических исследований.

Читайте также  Государственные финансы понятие, структура, функции

Закономерности и методы-политологии. Функции и категории политологии.

Систему законов (закономерностей) политологии составляют:

· возникновения, функционирования и развития политических интересов, взглядов, концепций и теорий,

· становления, функционирования и изменений характера и содержания политической власти;

· функционирования и развития политического процесса (политических отношений, политической деятельности);

· функционирования и развития военно-политической сферы общества, формирования и реализации военной политики, использования военной силы субъектами политики.

К числу конкретных законов (закономерностей) политологии можно отнести: приоритет интересов и прав личности над интересами и правами государства; верховенство закона в политической жизни как основы демократии;. приоритет общечеловеческого над классовым в политике; зависимость характера и содержания общественной и публичной власти от господствующих в обществе экономических отношений; разделение властей (законодательной, исполнительной, судебной) как условие их оптимального функционирования, политический плюрализм (равноправное функционирование и развитие политических партий и общественных движений в рамках парламентской демократии); обеспечение политической стабильности и надежной безопасности и другие.

Категории науки, как известно, представляют собой основные, наиболее общие фундаментальные понятия, отражающие существенные стороны предмета науки. В совокупности они составляет категориальный понятийный аппарат, инструментарий, с помощью которого осуществляется научный анализ реальной практики тех или иных аспектов действительности.

Политология как наука оперирует теми категориями, которые отражают объективную политическую реальность и являются узловыми пунктами познания политических явлений и процессов.

Политология имеет свои собственные категории. Ключевой, исходной является категория «политика«, которая отражает деятельность больших социальных групп, прежде всего классов, наций и государств, связанную с борьбой за завоевание, удержание и использование политической власти.

К числу категорий политологии относятся политическая власть, политическая организация, политическая система, политический режим, политический плюрализм, политическое сознание, политические интересы, политические ценности, политические нормы, политическая деятельность, политические отношения, политическое поведение, политический процесс, политическая партия, субъект политики, политическое лидерство, политическая культура, политическая стабильность и другие.

Метод политологии-принято понимать совокупность законов, принципов и категорий, открытых и сформулированных данной наукой, а также те приемы и способы, которые используются для добывания, развития и проверки истинности научного знание. Политология, как и другие социальные и гуманитарные науки, при изучении политических процессов и явлений использует систему методов: общенаучные методы, специфические методы частных наук (социальной философии, политической социологии, политической психологии и т.д.) и собственно политологический метод. Признавая фундаментальное значение метода материалистической диалектики для познания и преобразования социальной действительности, есть основания считать, что наряду с ним политологией могут быть успешно использованы другие методы: функционального, системного, структурного, сравнительного анализа, бихевиористский метод, методы нормализованного анализа и деловой игры.

Например, системный подход позволяет выявить многообразие типов связей и отношений субъектов политического процесса и на их основе создать стройную теоретическую концепцию.
В современной мировой практике этот метод успешно дополняется бихевиористским (поведенческим) методом, который первыми применили американские политологи. Его суть заключается в изучении политики посредством конкретного исследования многообразного (вербального и практического, осознанного и подсознательного) поведения отдельных субъектов политической жизни (особенно отдельных личностей и групп).

сравнительный метод. Он позволяет установить, в чем заключается сходство объектов или каковы черты, различающие их, и на основе этого формулировать, уточнять цель политических мер и определять конкретные пути достижения поставленной цели.

К числу важнейших функций политологии следует отнести :

1. Теоретическая функция политологии имеет своей целью прежде всего разработку основных концептуальных парадигм, объясняющих характер развития общества на его разных этапах.

2. Что касается методологической функции политологии, то она состоит в том, чтобы вооружить исследователей эффективным способом познания политической реальности.

3. Говоря о практической функции политологии, следует иметь в виду два тесно связанных между собой аспекта. Первый аспект касается усиления прикладного значения политологии. Он находит свое выражение прежде всего в ее обращенности к самой политической жизни, в реагировании на потребности политической практики. Второй аспект практической функции политологии касается ее взаимоотношений с властью.

4. Немаловажную роль в жизни современного общества играет прогностическая функция политологии. Эта функция предполагает, во-первых, определение ближайших и отдаленных перспектив развития нашего общества во-вторых, заблаговременное проведение научных экспертиз наиболее значимых политических решений с точки зрения реальности ожидаемого от них эффекта.Прогностическая функция политологии предполагает, в-третьих, моделирование политических процессов и отношений.

Политика как общественное явление. Происхождение, сущность, функции, структура.

Сущность политики

Политика имеет такую же древнюю историю, как и само человечество. Она возникла во времена перехода человечества от простейших форм бытия к социально и этнически дифференцированному обществу. Термин «политика» появился в Древней Греции и происходит от греч. «polis» — город.

· Политика как отношения включающие согласие, подчинение, господство, конфликт и борьбу между людьми (индивидами либо группами) – внутренняя политика, а также между государствами – внешняя политика. Основанием для такого понимания политики является представление об общении людей, их взаимодействии и совместном решении общих дел, которые выступают как проблемы государства.

· Отождествление политики с другими политическими явлениями, в частности, такими как власть, господство и, следовательно, государство. Основой такого подхода является управленческая деятельность, организация и контроль государства, а также знания и умения тех, кто управляет, и жизнедеятельность как естественное качество личности заниматься совместно с другими людьми общими делами.

· Функциональная трактовка, т.е. осознание политики посредством присущих ей конкретных функций управления, распределения ресурсов, сохранения внутреннего и внешнего мира. Это понимание политики исходит из того, что в зависимости от конкретного времени исторического развития ее функции могут изменяться.

· Целевая трактовка политики, т.е. представление о ней через определение достигаемых целей.

Политика – это деятельность, направленная на всеобщую организацию общества, согласование интересов отдельных граждан и социальных групп путем применения власти как отношений господства и подчинения.

Происхождение политики

Политика возникает как своеобразный заказ на особые посреднические органы в отношениях между людьми, которые в дальнейшем превратились в публичные органы власти, т.е. государство. Возникновение политики охватывает продолжительное время. На первых этапах развития человечества не существовало никакой дифференциации, кроме семейно-родственной. Не существовало и противопоставления интересов, поскольку господствовал общий интерес – физическое выживание. Но материальный прогресс постепенно привел к социальному, этническому и религиозному разделению общества, что проявилось в конфликтах и непримиримых интересах. Дифференцированная система интересов и потребностей (прежде всего по признакам собственности, престижа профессии, классовым различиям) разрушила монолитное единство первобытного общества и потребовала новых средств регулирования общественных отношений. Потребность в согласовании различающихся групп интересов, в обеспечении целостности общества привела к формированию институтов публичной власти, которые используют принудительные меры и таким образом обеспечивают общеобязательное поведение людей и социальное единство общества. В отличие от других социальных институтов, политика служит удовлетворению не личных потребностей, а общезначимых групповых интересов, реализация которых невозможна без власти государства. Появление специальных институтов, обладающих возможностью обеспечить общеобязательное социальное поведение для всех, вызвано тем, что удовлетворение потребностей одной группы (например, повышение зарплаты, снижение налогов и т.д.) неминуемо ведет за собой ущемление интересов и социального положения других групп и слоев населения. Взаимодействие групп, общностей приобретает политический характер тогда, когда становиться очевидным, что их притязания не могут быть реализованы без вмешательства государства.

Дата добавления: 2018-10-26 ; просмотров: 284 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: