Учет государственной собственности - ABCD42.RU

Учет государственной собственности

Учет государственной собственности

В последнее время всё большее внимание уделяется грамотному ведению реестров объектов имущественного комплекса. Это подтверждают и последние законодательные изменения, которые ужесточают не только требования, предъявляемые к организации учета имущества, но и устанавливают ответственность за непредставление или представление недостоверных сведений об объектах собственности. Как вести реестры имущества казны по нормам законодательства рассказывает ведущий консультант Департамента развития комплексных решений Компании БФТ Юлия Кулагина.

В соответствии с требованиями законодательства РФ одними из полномочий органов власти субъектов РФ и муниципальных образований является учет, управление и эффективное распоряжение принадлежащим им имуществом.

Такое имущество может:

  • состоять в составе казны публично-правового образования;
  • закрепляться за государственными (муниципальными) учреждениями и казенными предприятиями на праве оперативного управления;
  • закрепляться за государственными (муниципальными) унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения.

ИМУЩЕСТВО КАЗНЫ

Как следует из норм ст.ст. 214-225 Гражданского кодекса РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, не переданное и не закрепленное за предприятиями и учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, составляет казну соответствующего публично-правового образования. Необходимо обратить внимание на то, что действующее законодательство не содержит исчерпывающего перечня имущества, которое может составлять имущество казны. Состав такого имущества субъект РФ или муниципальное образование определяет самостоятельно, закрепив его перечень в своих нормативно-правовых актах.

В соответствии с законодательством в состав казны могут входить:

  • земельные участки, природные ресурсы, участки недр и лесного фонда;
  • доли в составе общей долевой собственности в уставных капиталах акционерных обществ;
  • имущественные права;
  • имущество и имущественные комплексы ликвидированных унитарных предприятий и учреждений;
  • денежные средства;
  • ценные бумаги;
  • долговые обязательства;
  • другие виды объектов соответствующего уровня собственности.

Правовой режим имущества казны имеет свои особенности. Во-первых, такое имущество не должно принадлежать на вещных правах никакой организации. Во-вторых, оно может использоваться иными организациями-юридическими лицами только по решению уполномоченного государством (муниципальным образованием) органа.

Стоит также отметить, что при закреплении отдельных объектов имущества на праве оперативного управления или хозяйственного ведения необходимо обязательно определить целевое назначение каждого такого объекта. Дальнейшее изменение их целевого назначения (в первую очередь недвижимого имущества) возможно только на основании решения уполномоченного органа.

ВЕДЕНИЕ РЕЕСТРОВ СОБСТВЕННОСТИ

Еще одним важным моментом при учете и управлении имуществом, принадлежащего публично-правовым образованиям на праве собственности, является ведение реестров имущества. В соответствии с законодательными актами собственность субъектов РФ и муниципальных образований подлежит учету уполномоченными органами в соответствующих реестрах на основании информации, которую должны предоставлять правообладатели (балансодержатели) данного имущества, в том числе и государственные (муниципальные) учреждения. При этом порядок ведения реестров определяется каждым публично-правовым образованием самостоятельно.

Почему ведение реестров так важно? Все просто: одним из документов, необходимых для подтверждения права собственности публично-правового образования на имущество казны, является выписка из соответствующего реестра федеральной, государственной и муниципальной собственности.

Данные реестры представляют собой информационную систему, содержащую перечень объектов имущества казны и сведения, характеризующие эти объекты. Требования к составу информации, содержатся в различных нормативно-правовых актах. К примеру, информация, которая должна содержаться в реестре имущества казны, находящегося в федеральной собственности, определены Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2007 г. № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества». Для органов местного самоуправления такие требования закреплены в Приказе Министерства экономического развития РФ от 30 августа 2011 г. № 424 «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества».

Что же касается субъектов РФ, то они самостоятельно устанавливают для себя состав и требования к информации, предназначенной для включения в реестр казны. Однако некоторые органы власти пренебрегают своей обязанностью по нормативно-правовому закреплению порядка ведения и учета казны, в результате чего возникают конфликты с контрольными органами, проверяющими порядок учета и ведения таких реестров.

Проведя анализ нормативно-правовых актов, можно выделить следующий перечень информации, которая должна содержаться в реестре имущества казны:

  • реестровый номер объекта;
  • кадастровый номер объекта;
  • балансодержатель объекта (если имущество закреплено за учреждением или предприятием);
  • основания для включения в реестр (правовые акты — постановления, распоряжения, решения органов государственной власти и местного самоуправления; свидетельства о государственной регистрации права собственности на объект; договоры купли-продажи, мены, дарения и др.; товарные накладные, акты выполненных работ; акты о приеме-передаче имущества, извещения; акты об оценке стоимости имущества; решения судов, вступившие в законную силу; иные документы, предусмотренные нормативными правовыми актами собственника имущества);
  • наименование объекта;
  • местонахождение объекта (кадастровый номер);
  • площадь, протяженность и (или) иные параметры, характеризующие физические свойства объекта;
  • способ поступления;
  • балансовую стоимость объекта;
  • информация об износе (амортизации);
  • принятые решения по передаче имущества в пользование, исключению из состава казны, возврату в казну;
  • другие сведения, соответствующие требованиям действующего законодательства.

ТРУДНОСТИ ВЕДЕНИЯ РЕЕСТРОВ ИМУЩЕСТВА

Ознакомившись с перечисленным перечнем, специалисты, отвечающие за ведение реестра имущества казны, сразу же отметят массу сложностей, с которыми им приходится каждодневно сталкиваться в своей работе.

К примеру, имущество, право на которое возникло еще до 90-х годов, не всегда имеет сведения о кадастровом номере или вовсе не проходило технический учет. В свою очередь, организация мероприятий по постановке на кадастровый учет является весьма затратной процедурой и органы власти не всегда располагают соответствующими средствами для ее организации.

Еще одной из часто встречающихся проблем является отсутствие правоустанавливающих документов на имущество. Это также обусловлено тем, что такие объекты были приобретены или построены достаточно давно и документы на них либо не сохранились (были утеряны), либо их попросту не было (например, строение было возведено так называемым «хозспособом»). В результате чего возникает искажение информации, а ведение реестров затрудняется.

Немаловажной проблемой также является регистрация права собственности на недвижимое имущество. В соответствии с положениями части 2 ст. 131 ГК РФ ведение реестра собственности не является тождественным государственной регистрации прав на такое имущество.

! Согласно судебной практике и в силу пункта 36 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ N 10/22, факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности сам по себе не является доказательством права собственности или законного владения.

Таким образом, для признания права собственности на тот или иной объект имущества казны, помимо полноценной записи в соответствующих реестрах, необходима регистрация прав в Росреестре.

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СВЕДЕНИЙ ОБ ИМУЩЕСТВЕ: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Кроме того, законодатель все больше ужесточает не только требования, предъявляемые к организации учета имущества, но и устанавливает ответственность за непредоставление или предоставление недостоверных сведений об объектах в органы Росимущества.

Так, 09 декабря 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.11.2015 № 344-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части повышения эффективности управления государственным (муниципальным) имуществом», устанавливающий административную ответственность за нарушение требований за непредставление или ненадлежащее представление сведений о федеральном имуществе либо представление недостоверных и (или) неполных сведений о нем.

А в соответствии ст. 19.7.12 КоАП РФ непредставление или ненадлежащее представление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области приватизации и управлении государственным имуществом, сведений, предоставление которых является обязательным, влечет наложение на граждан административного штрафа в размере от 3000 до 5000 руб., на должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб., на само учреждение — от 70 000 до 100 000 руб.

Можно предположить, что в ближайшее время аналогичная норма закона будет принята в отношении имущества, принадлежащего на праве собственности субъектам РФ и органам местного самоуправления. Ввиду чего крайне важно уже сегодня выстроить качественную и эффективную систему учета имущества, которая обеспечивает ведение соответствующих реестров и подготовку документов об объектах собственности по требованиями и нормам законодательства.

В свою очередь, Компания БФТ предлагает комплекс решений, позволяющих осуществлять эффективный учет имущества, в том числе при помощи программных комплексов «SAUMI» и «SAUMI-WEB» — автоматизированных систем управления государственной и муниципальной собственностью. Благодаря полноценному и всестороннему учету объектов имущественного комплекса субъектов РФ и муниципальных образований решения БФТ обеспечивают грамотное ведение реестров имущества казны, а актуализация системы в соответствии с изменениями законодательства позволяет своевременно реагировать на все законодательные новации и избежать штрафных санкций.

Кроме того, эксперты БФТ оказывают консультативно-методическую помощь в области организации эффективной системы учета федерального, государственного и муниципального имущества.

Дополнительную информацию по вопросу учета имущества, Вы можете получить, обратившись в Департамент регионального развития Компании БФТ:

Вы можете направить все интересующие Вас вопросы Эксперту БФТ:

1С:Реестр государственного и муниципального имущества

  • Включён в Реестр российского ПО
Читайте также  Порядок осуществления государственного кадастрового учета земель на уровне муниципального образования

Продукт «1С:Реестр государственного и муниципального имущества» предназначен для учета объектов движимого и недвижимого имущества, а также лиц, обладающих правами на объекты имущества в соответствии с Постановлением правительства Российской Федерации № 447 от 16.07.2007 г. «О совершенствовании учета Федерального имущества» и Приказом Минэкономразвития № 424 от 30.08.2011 «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества».

Программа предназначена для федеральных, региональных и муниципальных органов управления имуществом. Программный продукт включает технологическую платформу «1С:Предприятие 8» и прикладное решение (конфигурацию) «Реестр государственного и муниципального имущества».

I Описание функциональных особенностей

Типовое решение содержит все необходимые документы для осуществления операций по учету объектов имущества и лиц, обладающих правами на объекты имущества. Все алгоритмы расчетов, печатные формы и порядок оформления документов реализованы в соответствии с Постановлением правительства Российской Федерации № 447 от 16.07.2007 г. «О совершенствовании учета Федерального имущества» и Приказом Минэкономразвития № 424 от 30.08.2011 г. «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества».

Типовое решение «1С:Реестр государственного и муниципального имущества» обеспечивает:

Формирование и хранение сведений об объектах имущества и лицах, обладающих правами на объекты имущества, включая формирование соответствующих карт учета, в которых:

Реализована возможность внесения и хранения полного перечня реквизитов объектов имущества и лиц, обладающих правами на объекты имущества, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №447 от 16.07.2007 «О совершенствовании учета Федерального Имущества».

Реализована опциональная возможность пользовательской настройки использования тех или иных реквизитов.

Реализована возможность формирования иерархической структуры подчиненности (выделения подобъектов в составе объекта) для объектов недвижимого имущества.

Реализована возможность просмотра полной информации об операциях с данным объектом учета:

Для объектов имущества — это сведения об изменении состава (принадлежности объектов имущества), о нахождении на учете/снятии с учета в реестре, о включении/исключении объекта из арендного фонда, а также сведения о регистрации обременений (ограничений) на объект имущества.

Для лиц, обладающих правами на объекты имущества — это информация о состоящих на его учете объектах имущества с детализацией данной информации до документов-движений.

Реализована возможность прикрепления электронных вариантов документов с последующим возможным просмотром их содержимого для таких реквизитов как документы-основания, документы регистрации прав собственности, документы регистрации вещных прав. Также предусмотрено автоматическое формирование наименования документов по определенному шаблону.

Реализована возможность оформления всех операций с объектами имущества и лицами, обладающими правами на объекты имущества, непосредственного из карточки объекта. На каждую операцию формируется соответствующий документ с указанием документов-оснований, все сформированные документы хранятся в соответствующих журналах.

В формах списков объектов имущества реализована возможность установления быстрого отбора объектов, состоящих на учете конкретного правообладателя, или отбор объектов, состоящих на учете в казне.

Реализован механизм формирования печатной формы карточки объекта имущества или лица, обладающего правами на объекты имущества, по формату, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации №447 от 16.07.2007 «О совершенствовании учета Федерального Имущества».

2. Постановку на учет в реестр объектов имущества, а также лиц, обладающих правами на объекты имущества.

Реализована возможность выбора вида операции постановки на учет (постановка на учет в казну, либо постановка на учет правообладателя), причем при постановке на учет правообладателя, есть возможность указания соответствующего вещного права.

  • Реализована возможность автоматического формирования реестрового номера объекта учета в соответствии с разделом реестра имущества, которому принадлежит данный объект учета.
  • 3. Снятие с учета в реестре объектов имущества и лиц, обладающих правами на объекты имущества.

    При снятии с учета лица, обладающего правами на объекты имущества, реализован механизм контроля наличия состоящих на его учете объектов имущества.

  • Реализована возможность формирования печатной формы «Записи о прекращении права собственности на имущество».
  • 4. Передачу объектов имущества от правообладателя в казну, из казны правообладателю, а также между правообладателями. При оформлении данной операции реализована возможность автоматического формирования списка объектов, состоящих на учете выбранного правообладателя (казны), и указания конкретных объектов из этого списка для оформления операции передачи объектов имущества.

    5. Регистрацию изменений сведений об объектах имущества и лицах, обладающих правами на объекты имущества.

    • Реализована возможность фонового формирования документов — регистраторов изменения сведений об объектах учета, при изменении тех или иных реквизитов в карточке объекта учета.

    6. Формирование арендного фонда из объектов имущества, для последующей сдачи объектов имущества в аренду.

    При включении объекта имущества в арендный фонд реализован механизм контроля повторного включения в арендный фонд, а также контроля существующих ограничений (обременений) на включаемый объект имущества.

    При исключении объекта имущества из арендного фонда реализованы механизмы контроля нахождения объекта имущества в арендном фонде, контроля повторного исключения из арендного фонда, а также контроля существующих, действующих договоров аренды на объект имущества.

    Реализована возможность формирования документов «Договор аренды на объект имущества» по списку объектов. Табличная часть документов «Объекты имущества» заполняется из документа «Регистрация обременения», который является основанием договора.

    Добавлена возможность расчета годовой арендной платы по формуле.

    Для расчета арендной платы в справочнике «Виды расчета» указываются коэффициенты, необходимые для расчета и формула. Значения коэффициентов могут иметь периодические значения или выбираться из списков, содержащих справочные значения коэффициентов.

    Реализована возможность расчета арендной платы за неполный период.

  • Если начало действия договора не совпадает с началом периода начисления, то при автоматическом начислении происходит перерасчет суммы за неполный месяц.
  • 7. Регистрацию обременений (ограничений) на объекты имущества.

    При регистрации обременения (ограничения) на объект имущества реализован механизм контроля нахождения объекта имущества в арендном фонде, это означает, что на объект, находящийся в арендном фонде, может быть зарегистрировано только обременение с видом «Аренда».

  • Также при регистрации обременения (ограничения) на объект имущества реализован механизм контроля уже имеющихся обременений (ограничений) на объект имущества.
  • 8. Формирование договоров аренды на объект имущества с указанием условий заключения договоров аренды.

    При оформлении договора аренды на объект имущества происходит контроль нахождения объекта имущества в арендном фонде и зарегистрированном на него обременении с видом «Аренда».

    Реализована возможность дополнения условий оплаты по договору аренды с указанием действующего на данный момент условия оплаты, для включения его в механизмы формирования начислений и сумм оплаты по договору аренды.

  • При оформлении условий оплаты по договору аренды помимо указаний сроков, периодичности, сумм начислений платежей, имеется возможность указания параметров начисления пеней по данному договору.
  • 9. Формирование начислений платежей по договору аренды

    При формировании начислений платежей по договору аренды реализована возможность автоматического выбора и контроля недоначисленных сумм платежей по данному договору аренды.

  • Реализован механизм автоматического формирования (переформирования) документов начислений платежей по договорам за определенный период с возможностью указаний конкретного плательщика или конкретного объекта имущества.
  • 10. Учет и распределение поступивших платежей по договорам аренды с автоматическим формированием и расчетом сумм пеней по просроченным начислениям платежей.

    Реализован механизм автоматического распределения поступившей от плательщика суммы платежа по неоплаченным начислениям с одновременным формированием и расчетом суммы пеней по просроченным начислениям и, при наличии достаточной суммы платежа, распределения остатка суммы платежа по сформированным начислениям пеней.

    Также реализован механизм учета предоплаты по договору аренды с последующим распределением суммы предоплаты по соответствующим начислениям платежей.

  • Реализован механизм сторнирования (перераспределения) сумм оплаты между различными договорами аренды.
  • 11. Формирование выписки из реестра государственного и муниципального имущества.

    • Реализована возможность формирования выписки из реестра имущества как по конкретному объекту имущества (с выводом значений всех реквизитов объекта имущества), так и по списку объектов имущества, состоящих на учете выбранного правообладателя/ казны.

    12. Формирование, вывод на печать статистической отчетности по объектам имущества и лицам, обладающим правами на объекты имущества. Данная отчетность предназначена для получения выборки сведений из любого раздела реестра имущества с указанием пользователями набора выводимой информации, установления отбора по любым реквизитам объектов имущества, и лиц, обладающих правами на объекты имущества. Для реквизитов, имеющих числовое значение, подводятся сводные итоги.

    13. Вывод на печать отчета по арендному фонду, а также сведений о зарегистрированных ограничениях (обременениях) на объекты имущества. Отчет предназначен для анализа сведений о действующих, завершенных обременениях (ограничениях) на объекты имущества; состоянии арендного фонда; возможных объектах для сдачи в аренду; объектах, которые сданы в аренду; объектах, у которых закончились (или подходят к концу) сроки действия договоров аренды.

    14. Вывод на печать ведомости по начислениям и оплате договоров аренды. Данный отчет позволяет в разрезе плательщиков, договоров аренды, объектов имущества, документов начислений анализировать остатки сумм по договорам аренды, начисленные суммы, оплаченные (неоплаченные) суммы начислений платежей/пеней по договорам аренды.

    Читайте также  Правовое государство и гражданское общество

    II Обмен данными

    1. В конфигурации реализована возможность загрузки и анализа сведений от правообладателей о состоящих на учете объектах имущества.

    Процесс загрузки и анализа сведений реализован посредством загрузки XML-файла, в строго определенном формате. В процессе загрузки формируется специальный документ, отображающий содержимое файла, обработанные данные, необработанные данные.

    Наличие специального документа позволяет реализовать поэтапную загрузку и анализ сведений, что позволяет, обработав часть информации, впоследствии вернуться к анализу и приступить к обработке оставшейся информации.

    Реализован механизм контроля корректности содержимого XML-файла, если файл содержит некорректные названия реквизитов, они обработаны не будут.

    В процессе загрузки реализована возможность пользовательского указания списка тех реквизитов, которые подлежат дальнейшей обработке, поэтому, если возникла необходимость уточнения некоторых реквизитов, они могут быть пропущены и обработаны после уточнения их значений.

    В результате загрузки сведений от правообладателя формируются документы постановки на учет для новых объектов, либо документы изменения сведения об объектах имущества, если объекты были найдены в соответствующих разделах реестра.

    2. В конфигурации реализована возможность выгрузки сведений в DBF-формате о правообладателях для последующего представления сформированных сведений в органы статистики.

    3. При заполнении карт учета на объекты имущества или лиц, обладающих правами на объекты имущества, реализована возможность автоматической загрузки следующих классификаторов:

    Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД)

    Общероссийского классификатора органов государственного управления (ОКОГУ)

    Общероссийского классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ)

    Общероссийского классификатора организационно-правовых форм (ОКОПФ)

    Общероссийского классификатора форм собственности (ОКФС)

    Классификатор видов использования земель

    III Сервисные возможности

    В конфигурации реализована возможность работы в режиме «Архив». Для получения такой возможности работы с конфигурацией пользователю, работающему в системе, должны быть назначены специальные права. Данная возможность позволяет просматривать карточки объектов, формировать аналитическую и статистическую отчетность по объектам имущества и лицам, обладающими правами на объекты имущества, которые были сняты с учета в реестре.

    Кадастровый учет объектов недвижимости

    Государственный кадастровый учет – это внесение сведений в специальный кадастр недвижимости обо всем недвижимом имуществе, его существовании, либо прекращении его существования.

    Кто осуществляет кадастровый учет и зачем он нужен?

    Эту деятельность осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (или Росреестр). Осуществление кадастрового учета необходимо для оформления права собственности на объект недвижимости, а также последующего распоряжения таким объектом (например, продажа или сдача в аренду).

    В каких случаях необходимо осуществлять кадастровый учет?

    Кадастровый учет и регистрацию прав на недвижимость необходимо осуществлять в случаях:

    Создание объекта недвижимости (например, строительство дома);

    Прекращение существования объекта недвижимости (например, снос дома);

    Реконструкция недвижимости;

    Изменение основных сведений об объекте недвижимости.

    Какие документы нужны для постановки на государственный кадастровый учет?

    К заявлению о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости необходимо приложить следующие документы:

    • паспорт;
    • документ, являющийся основанием для кадастрового учета (договор купли-продажи, межевой или технический план, судебные акты или иные документы, установленные законом ? ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13 июня 2015 года ).

    В некоторых случаях могут потребоваться дополнительные документы. Точный список следует уточнять в отделении МФЦ.

    Что такое технический и межевой планы?

    • Технический план – документ, который предоставляется для кадастрового учета зданий, сооружений или объектов незавершённого строительства (всех объектов капитального строительства). Для подготовки технического плана, как правило, необходимо обратиться к кадастровому инженеру.
    • Межевой план – основной документ для кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки, который содержит сведения об образуемом земельном участке, а также составляется в случае изменения границе или площади земельного участка. Как правило, такой план состоит из графической и текстовой части.

    Какой порядок подачи документов на кадастровый учет?

    Документы можно подать лично и дистанционно.

    Лично с заявлением и пакетом документов можно обратиться в Росреестрили МФЦ (не зависимо от места жительства или места нахождения недвижимости).

    Дистанционно можно отправить пакет документов почтой или в электронной форме (на сайте Госуслуг или официальном сайте Росреестра в личном кабинете с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи).

    Какая стоимость постановки объекта недвижимости на кадастровый учет?

    Кадастровый учет объектов недвижимости осуществляется бесплатно.

    Государственная пошлина может взыматься только при одновременной регистрации прав на недвижимое имущество (например, право собственности на построенный дом) и составляет 2 тыс. рублей для физических лиц.

    Какой срок внесения сведений в Государственный кадастр недвижимости?

    Срок осуществления государственного кадастрового учета – до 10 дней с момента подачи заявления на государственный учет и государственную регистрацию прав.

    До 12 дней – если заявление было подано через МФЦ.

    Какие результаты проведения кадастрового учета?

    В результате проведения кадастрового учета каждому объекту недвижимости присваивается кадастровый номер.

    Документом, подтверждающим проведение кадастрового учета, является выписка из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).

    Какими нормативными актами регулируется государственный кадастровый учет?

    Прежде всего государственный кадастровый учет регулируется Федеральным законом № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13 июля 2015 года.

    Учет государственной собственности

    Правовую основу регулирования государственного учета недвижимого имущества составляют Конституция Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный Закон о государственной регистрации недвижимости, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

    Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия по внесению в государственный реестр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование или прекращение объекта учета.

    Сведения об учтенных объектах недвижимости составляют Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

    Без внесения сведений в государственный реестр невозможно оформить документы на недвижимость, в том числе на квартиру, жилой дом, гараж.

    Процедура оформления таких объектов зависит от учета земельного участка, на котором они расположены.

    Объекты государственного кадастрового учета

    В соответствии с законом «О государственной регистрации недвижимости» объектами учета являются:

    1. Земельные участки.
    2. Здания.
    3. Помещения.
    4. Сооружения.
    5. Объекты незавершенного строительства.
    6. Машино-места.
    7. Единые недвижимые комплексы.
    8. Предприятие как имущественный комплекс.

    Сделки купли-продажи, мены, дарения, передачи в аренду возможны только с объектами, поставленными на государственный кадастровый учет.
    Для совершения вышеуказанных операций необходима выписка об объекте недвижимости, которая выглядит следующим образом.

    Основания для кадастрового учета

    Кадастровый учет осуществляется в связи с:

    1. Образованием или созданием объекта недвижимости.
    2. Прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости).
    3. Изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.
    4. Внесением ранее учтенных объектов.

    Образование объекта недвижимости
    Под образованием объекта недвижимости понимается его создание и учет в Едином государственном реестре недвижимости.

    Например, объект находился в совместной собственности, по соглашению сторон (либо после определения соответствующих долей) был произведен его раздел.
    Возможно также объединение, когда создается один новый объект.

    Прекращение существования объекта недвижимости
    При образовании вновь созданного объекта права нужно зарегистрировать, так как государственная регистрация в Едином реестре недвижимости является единственным доказательством его существования.
    Если регистрация права или аренды объекта не осуществлена, по истечении пяти лет со дня постановки он будет снят (исключен) органом кадастрового учета.
    В случае разрушения, то есть прекращения существования здания, сооружения, в силу закона собственник имеет право самостоятельно обратиться за исключением объекта из реестра недвижимости.

    Изменение уникальных характеристик объекта
    Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный — кадастровый номер.
    Другие характеристики могут изменяться.

    Характеристики объектов, вносимые в реестр недвижимости
    В государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения:
    — вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства, машино-место, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс);
    — кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;
    — площадь;
    — адрес объекта;
    — описание местоположения границ объекта недвижимости;
    — описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства;
    — степень готовности объекта незавершенного строительства;
    — количество этажей, в том числе подземных этажей (при наличии этажности у здания);
    — номер этажа здания (для квартир);
    — иные дополнительные характеристики.

    Ранее учтенные объекты
    Ранее учтенными объектами признаются сведения об объектах недвижимости, права на которые возникли и не прекращены до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
    Внесение сведений в Реестр, то есть постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, снятие с учета объекта недвижимости, исправления технических ошибок в сведениях завершается подготовкой выписки об объекте из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).

    Читайте также  Государственная пошлина 5

    Передача имущества внутри госсектора: варианты учета

    Действующие нормативные правовые акты не устанавливают детальный порядок организации бухгалтерского учета при приеме-передаче нефи­нансовых активов между организациями государственного сектора. По­этому на практике подобные операции вызывают множество вопросов и проблем.

    Рассмотрим варианты решений, которые может принять уч­реждение, исходя из условий, на которых передается имущество.

    Безвозмездное поступление

    Порядок отражения в бухгалтерском учете бюджетных (автоном­ных) учреждений операций по безвозмездному поступлению нефи­нансовых активов от различных организаций госсектора зависит ис­ключительно от категории поступающего имущества.

    Стоимость нефинансовых активов, которыми учреждения не впра­ве распоряжаться самостоятельно (недвижимого и особо ценного движимого имущества), относится в кредит счета 4 210 06 000 «Рас­четы с учредителем». При поступлении иного имущества его стои­мость учитывается как увеличение финансового результата по креди­ту счета 4(2) 401 10 180 «Прочие доходы». Если по поступающим объ­ектам начислялась амортизация, соответствующие суммы должны быть отражены по дебету счетов 4 210 06 000, 4(2) 401 10 180.

    Применяемая методология бухгалтерского учета предполагает, что движимое имущество при его поступлении сразу должно быть отнесено либо к особо ценному, либо к иному.

    Действующее законодательство не содержит ограничений для отнесения движимого имущества, приобретенного за счет средств от приносящей доходы деятельности, к категории особо ценного (письмо Минфина России от 18.11.2011 № 02-03-10/5026).

    Перечни особо ценного движимого имущества учреждений опре­деляются их учредителями (п. 12 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», далее -Закон № 7-ФЗ; ч. 3.1 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», далее — Закон № 174-ФЗ).

    Таким образом, до включения в установленном порядке движи­мого имущества в соответствующий перечень у учреждения нет формальных оснований для учета получаемых объектов по аналити­ческой группе 20 «Особо ценное движимое имущество учреждения».

    Соответственно, если на день возникновения права оперативного управления на полученное движимое имущество учреждение не рас­полагает решением учредителя о его включении в состав особо цен­ного, в учете отражается поступление иного движимого имущества и переданных сумм начисленной по нему амортизации в корреспон­денции со счетом 4(2) 401 10 180.

    После поступления документов, подтверждающих включение уч­редителем определенных объектов в состав особо ценного движимо­го имущества, в учете по дебету и кредиту счета 100 00 «Нефинансо­вые активы» в разрезе соответствующих аналитических счетов от­ражается изменение категории имущества:

    • перевод основных средств по балансовой стоимости

    Дебет 410120 310

    Кредит 410130 310;

    • перенос суммы начисленной амортизации

    Дебет 4 104 30 410

    Кредит 4104 20 410.

    Одновременно остаточная стоимость имущества может быть уч­тена по дебету счета 4 401 10 180 и кредиту счета 4 210 06 000.

    Корреспонденции счетов в отношении иму­щества, поступающего в рамках деятельности по выполнению госу­дарственного (муниципального) задания, а также в рамках приносящей доход дея­тельности смотрите в полной версии статьи.

    Безвозмездная передача

    При передаче имущества любым организациям государственного сектора бюджетному (автономному) учреждению необходимо:

    • получить от учредителя документы, подтверждающие согласова­ние операции по передаче имущества (если передается недвижи­мое и особо ценное движимое имущество);
    • согласовать с принимающей стороной саму возможность переда­чи, а также ее сроки.

    Имущество может передаваться учреждением не по своей ини­циативе, а в соответствии с планом (распоряжением) уполномо­ченного органа власти, осуществляющего права собственника по наделению организаций госсектора имуществом.

    Порядок отражения в бухгалтерском учете бюджетного (автономно­го) учреждения операций по безвоз­мездной передаче нефинансовых активов различным организациям госсектора также зависит только от категории передаваемого имуще­ства.

    Окончательное решение о порядке отражения в учете операций, связанных с безвозмездным получением (передачей) нефинансовых активов, между учреждением и иными организациями госсектора принимает учредитель.

    Учет государственной собственности

    Федеральное агентство по образованию

    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    Югорский государственный университет

    УЧЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ

    6 семестр 2007 — 2008 уч. года

    Студент: Новоселова Светлана Александровна

    Преподаватель: Коваленко Марина Владимировна

    1.Теоретические основы о государственном имуществе

    2. Учет государственного имущества

    3. Порядок ведения государственного реестра

    4. Информационное обеспечение для учета государственного имущества

    Список использованных источников

    В условиях сформировавшейся в процессе реформ последнего десятилетия новой системы отношений собственности, изменения функций, форм и методов государственного управления в экономической сфере значительный интерес представляет исследование административно-правовых аспектов управления государственной собственностью.

    Целью данной работы является изучение вопроса учета государственного имущества в Российской Федерации.

    Объектом изучения выступает государственная собственность, а предметом является процесс учета государственного имущества.

    В данной работе будут рассмотрены вопросы, связанные с основами управления государственного имущества, процесс учета и регистрации имущества, ведения государственного реестра и информационного обеспечения.

    1. Теоретические основы об управлении государственном имуществе

    Под государственной собственностью принято понимать имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются г.с. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют соответствующие органы государственной власти в пределах их компетенции. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации.

    В рамках проводимой в 2004 году административной реформы Указами Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 и от 20 мая 2004 г. № 649 изменена структура федеральных органов исполнительной власти и определены их основные полномочия, которые конкретизированы в положениях о федеральных министерствах, службах и агентствах.

    Формально Росимущество не является правопреемником Минимущества России, но в то же время ему переданы правоприменительные функции и функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом этого упраздненного Министерства, а также часть функций упраздняемой Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 691 «О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом» основными функциями Росимущества являются функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.

    Основными функциями Росимущества в пределах установленных полномочий являются:

    проведение единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений;

    осуществление полномочий собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений (за исключением полномочий собственника, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные агентства), акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, составляющего казну Российской Федерации, а также полномочий по изъятию у учреждений и казенных предприятий излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению федерального недвижимого имущества, передаче федерального имущества физическим и юридическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества;

    разграничение государственной собственности (в том числе на землю) на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

    осуществление полномочий собственника имущества должника — федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства;

    защита имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории Российской Федерации и за рубежом;

    осуществление учета федерального имущества и ведение реестра федерального имущества.

    Остановлюсь подробнее на последней из перечисленных функций.

    В соответствии с Постановлением правительства от 16.07.07 №477 «ОБ УЧЕТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА» под учетом государственного имущества понимают — получение, экспертиза и хранение документов, содержащих сведения о федеральном имуществе, и внесение указанных сведений в реестр федерального имущества в объеме, необходимом для осуществления полномочий по управлению и распоряжению федеральным имуществом

    По состоянию на 1 января 2005 года в реестре учтено федеральное имущество, имеющееся у 52 846 юридических лиц, в том числе:

    закрепленное за 8 524 федеральным государственным унитарным предприятием;

    закрепленное за 36 586 государственными учреждениями;

    переданное в аренду, пользование, залог и по иным основания 3 806 юридическим лицам, в том числе не вошедшее при приватизации в уставный капитал хозяйственных обществ.

    В единый банк данных реестра федерального имущества внесена информация о 1 230 766 объектах недвижимости. На 1 января 2005 года в реестре учтено 3 930 акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Российской Федерации или в отношении которых используется специальное право («золотая акция») на участие в их управлении (562 АО)

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: