Управление государственной собственностью - ABCD42.RU

Управление государственной собственностью

Управление государственной собственностью

Дата публикации: 24.08.2017

Опубликовано пользователем: clemenca

Библиографическая ссылка:
Якиева Я.Р. Совершенствование системы управления гос.собственностью // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: https://portalnp.snauka.ru/2017/08/9786 (дата обращения: 16.09.2021)

Особое место в развитой рыночной экономике занимает государственная собственность. Государство выступает как собственник имущества и предприниматель, а также как регулятор социально-экономических процессов. Государственная собственность — это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), а также имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Такое определение дается в ст. 214 (п. 1 и 2) части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации [1].

Государственная собственность является важнейшим инструментом проведения политики государства. Поэтому первоочередное значение приобретает проблема эффективного управления государственной собственностью. В условиях глобализации, мирового финансово-экономического кризиса, только государство и, в частности, государственная собственность способны обеспечить необходимую реструктуризацию в области производства товаров и услуг, позволяющую интегрировать российские предприятия в качестве полноправных партнеров в мировой рынок [12].

Возможности качественного преобразования института государственной собственности как фактора, задающего динамику экономического развития, составляют предмет исследования многих зарубежных и отечественных научных школ. Выводы ученых единодушно указывают на необходимость совершенствования защиты прав собственности в экономической системе, в том числе повышения эффективности управления государственной собственностью [6-11, 13-15].

Система управления федеральной собственностью представляет собой открытую систему, на успешное функционирование которой влияет ее способность своевременно адаптироваться к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды, то есть развиваться и соответствовать требованиям времени. Сегодня основное направление развития всей системы управления федеральной собственностью задает государственная программа «Управление федеральным имуществом» [3].

Данная программа призвана усовершенствовать систему управления федеральным имуществом в Российской Федерации, опираясь на такие принципы:

  • принцип определенности – формирование и определение применительно к каждому объекту управления (группе объектов) государством цели, для достижения которой служит объект, способов ее достижения, ответственности за результаты управления, порядка принятия управленческих решений, представления отчетности и иных механизмов контроля;
  • принцип прозрачности – обеспечение открытости и доступности информации о субъектах и объектах управления, непрерывности процессов управления и контроля, выявление и учет данных об объектах управления;
  • принцип обеспечения баланса интересов – принятие обоснованных решений с точки зрения экономической эффективности и социальной ответственности, учета кратко- и долгосрочных целей и задач;
  • принцип непрерывности осуществления контроля – непрерывный контроль за достижением субъектами управления целей и задач, показателей их достижения, а также за соблюдением принципов и механизмов управления;
  • принцип проектного подхода – определение планов достижения целей и задач управления исходя из планируемого результата, набора инструментов, сопоставления ресурсов, мотивации и ответственности [3].

Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации устанавливает следующие цели по совершенствованию системы управления государственной собственностью [2]:

  • оптимизация структуры государственной собственности в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;
  • вовлечение максимального количества объектов госсобственности в хоз. оборот;
  • увеличение доходов федерального бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью;
  • использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;
  • повышение конкурентоспособности организаций госсектора, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности за счет содействия внутренним преобразованиям в них и прекращения выполнения несвойственных им функций.

Для достижения этих целей требуется решение таких задач, как:

  • полная инвентаризация объектов государственной собственности, разработка и реализация системы учета этих объектов и оформление прав государства на них;
  • классификация объектов госсобственности по признакам, определяющим специфику управления ими;
  • оптимизация количества объектов управления и переход к пообъектному управлению;
  • установление целей государственного управления для каждого объекта управления (группы объектов);
  • обеспечение прав государства как участника (акционера) коммерческих и некоммерческих организаций;
  • повышение эффективности управления государственным имуществом с использованием всех современных методов и финансовых инструментов, детальная правовая регламентация процессов управления;
  • обеспечение контроля за использованием и сохранностью государственного имущества, а также контроля за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих;
  • обеспечение поступления дополнительных доходов в федеральный бюджет путем создания новых возобновляемых источников платежей и более эффективного использования имеющегося имущества.

Основной стратегией совершенствования системы управления государственной собственностью является передача основных рычагов управления государственным имуществом в субъекты Российской Федерации. Но здесь следует подчеркнуть, что основные решения по эффективному управлению федеральной собственностью и контроль их выполнения в субъектах Федерации остаются за Мингосимуществом России и Правительством РФ. При этом непосредственно из центра предполагается управлять примерно 200 – 300 наиболее крупными и важными для государства объектами федеральной собственности. Управление остальными объектами должно остаться за территориальными органами, действующими под руководством центрального органа Мингосимущества России [4].

Конечным результатом такой стратегии должно стать окончательное распределение всего объема государственной собственности между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципалитетами. В рамках этого должна быть также решена задача очищения государственного бизнеса от социальной сферы путем передачи ее муниципалитетам с переводом им соответствующих финансовых потоков.

Деятельность территориальных органов управления государственным имуществом должна быть построена таким образом, чтобы объектом их управления был имущественный комплекс всего региона, во всей его целостности, а не отдельные предприятия. Посредством этого будут созданы предпосылки и к системному управлению государственным имущественным комплексом в целом [4].

Список литературы:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // СПС «Гарант».
  2. О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от от 09.09.1999 N 1024 (ред. от 29.11.2000) // СПС «Гарант».
  3. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Управление федеральным имуществом» [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 №327// СПС «Гарант».
  4. Бандурин В.В., Касаткин В.В., Торопов С.В. Проблемы реформирования системы управления государственной собственностью. – М.: Полиграфресурсы, 2000. – 336 с.
  5. Гусев Ю.Н. Государственная программа по управлению федеральным имуществом на период до 2018 года – как государству стать эффективным собственником? // Имущественные отношения в Российской Федерации. — 2014. – №3 (150). – С. 6-9.
  6. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ . Сафаров Р.Р., Шапошникова Р.Р. Экономика и социум . 2014. № 3-3 (12) . С. 219-221.
  7. ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ . Гарифуллина А.Ф.. Российский электронный научный журнал . 2013. № 5 . С. 126-129.
  8. К ВОПРОСУ О РЕОРГАНИЗАЦИИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ . Ханнанов Р.А., Шапошникова Р.Р. В сборнике: Актуальные вопросы образования и науки Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 14 частях. 2014. С. 152-154.
  9. ОБЪЕКТИВНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ . Ханнанова Т.Р. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики . 2013. № 6-2 (32) . С. 184-190.
  10. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ . Ханнанова Т.Р., Балашов Е.В. Аграрное и земельное право . 2008. № 9 . С. 67-88.
  11. ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ . Макарова К.В., Гарифуллина А.Ф.. Экономика и социум . 2013. № 2-2 (7) . С. 35-38.
  12. Разумова Е.В. Основы совершенствования системы управления федеральной собственностью в Российской Федерации // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» – Том 7, №6 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/20EVN615.pdf (доступ свободный).
  13. РЕАЛИЗАЦИЯ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА: ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ . Ханнанова Т.Р. Политика и общество . 2013. № 5 . С. 630-640.
  14. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ .. Гарифуллина А.Ф., Мухаметдинова Э.Р. В сборнике: Актуальные вопросы развития социально-экономических систем в современном обществе Материалы международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Редколлегия: А. Н. Плотников, А. В. Постюшков, Л. А. Тягунова. 2013. С. 42-43.

Количество просмотров публикации: —

Связь с автором публикации (комментарии/рецензии к публикации)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Управление государственной собственностью

Дата публикации: 24.08.2017

Опубликовано пользователем: clemenca

Библиографическая ссылка:
Якиева Я.Р. Совершенствование системы управления гос.собственностью // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: https://portalnp.snauka.ru/2017/08/9786 (дата обращения: 16.09.2021)

Особое место в развитой рыночной экономике занимает государственная собственность. Государство выступает как собственник имущества и предприниматель, а также как регулятор социально-экономических процессов. Государственная собственность — это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), а также имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Такое определение дается в ст. 214 (п. 1 и 2) части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации [1].

Государственная собственность является важнейшим инструментом проведения политики государства. Поэтому первоочередное значение приобретает проблема эффективного управления государственной собственностью. В условиях глобализации, мирового финансово-экономического кризиса, только государство и, в частности, государственная собственность способны обеспечить необходимую реструктуризацию в области производства товаров и услуг, позволяющую интегрировать российские предприятия в качестве полноправных партнеров в мировой рынок [12].

Возможности качественного преобразования института государственной собственности как фактора, задающего динамику экономического развития, составляют предмет исследования многих зарубежных и отечественных научных школ. Выводы ученых единодушно указывают на необходимость совершенствования защиты прав собственности в экономической системе, в том числе повышения эффективности управления государственной собственностью [6-11, 13-15].

Система управления федеральной собственностью представляет собой открытую систему, на успешное функционирование которой влияет ее способность своевременно адаптироваться к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды, то есть развиваться и соответствовать требованиям времени. Сегодня основное направление развития всей системы управления федеральной собственностью задает государственная программа «Управление федеральным имуществом» [3].

Данная программа призвана усовершенствовать систему управления федеральным имуществом в Российской Федерации, опираясь на такие принципы:

  • принцип определенности – формирование и определение применительно к каждому объекту управления (группе объектов) государством цели, для достижения которой служит объект, способов ее достижения, ответственности за результаты управления, порядка принятия управленческих решений, представления отчетности и иных механизмов контроля;
  • принцип прозрачности – обеспечение открытости и доступности информации о субъектах и объектах управления, непрерывности процессов управления и контроля, выявление и учет данных об объектах управления;
  • принцип обеспечения баланса интересов – принятие обоснованных решений с точки зрения экономической эффективности и социальной ответственности, учета кратко- и долгосрочных целей и задач;
  • принцип непрерывности осуществления контроля – непрерывный контроль за достижением субъектами управления целей и задач, показателей их достижения, а также за соблюдением принципов и механизмов управления;
  • принцип проектного подхода – определение планов достижения целей и задач управления исходя из планируемого результата, набора инструментов, сопоставления ресурсов, мотивации и ответственности [3].

Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации устанавливает следующие цели по совершенствованию системы управления государственной собственностью [2]:

  • оптимизация структуры государственной собственности в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;
  • вовлечение максимального количества объектов госсобственности в хоз. оборот;
  • увеличение доходов федерального бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью;
  • использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;
  • повышение конкурентоспособности организаций госсектора, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности за счет содействия внутренним преобразованиям в них и прекращения выполнения несвойственных им функций.

Для достижения этих целей требуется решение таких задач, как:

  • полная инвентаризация объектов государственной собственности, разработка и реализация системы учета этих объектов и оформление прав государства на них;
  • классификация объектов госсобственности по признакам, определяющим специфику управления ими;
  • оптимизация количества объектов управления и переход к пообъектному управлению;
  • установление целей государственного управления для каждого объекта управления (группы объектов);
  • обеспечение прав государства как участника (акционера) коммерческих и некоммерческих организаций;
  • повышение эффективности управления государственным имуществом с использованием всех современных методов и финансовых инструментов, детальная правовая регламентация процессов управления;
  • обеспечение контроля за использованием и сохранностью государственного имущества, а также контроля за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих;
  • обеспечение поступления дополнительных доходов в федеральный бюджет путем создания новых возобновляемых источников платежей и более эффективного использования имеющегося имущества.

Основной стратегией совершенствования системы управления государственной собственностью является передача основных рычагов управления государственным имуществом в субъекты Российской Федерации. Но здесь следует подчеркнуть, что основные решения по эффективному управлению федеральной собственностью и контроль их выполнения в субъектах Федерации остаются за Мингосимуществом России и Правительством РФ. При этом непосредственно из центра предполагается управлять примерно 200 – 300 наиболее крупными и важными для государства объектами федеральной собственности. Управление остальными объектами должно остаться за территориальными органами, действующими под руководством центрального органа Мингосимущества России [4].

Читайте также  Государственное управление таможенным делом

Конечным результатом такой стратегии должно стать окончательное распределение всего объема государственной собственности между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципалитетами. В рамках этого должна быть также решена задача очищения государственного бизнеса от социальной сферы путем передачи ее муниципалитетам с переводом им соответствующих финансовых потоков.

Деятельность территориальных органов управления государственным имуществом должна быть построена таким образом, чтобы объектом их управления был имущественный комплекс всего региона, во всей его целостности, а не отдельные предприятия. Посредством этого будут созданы предпосылки и к системному управлению государственным имущественным комплексом в целом [4].

Список литературы:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // СПС «Гарант».
  2. О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от от 09.09.1999 N 1024 (ред. от 29.11.2000) // СПС «Гарант».
  3. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Управление федеральным имуществом» [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 №327// СПС «Гарант».
  4. Бандурин В.В., Касаткин В.В., Торопов С.В. Проблемы реформирования системы управления государственной собственностью. – М.: Полиграфресурсы, 2000. – 336 с.
  5. Гусев Ю.Н. Государственная программа по управлению федеральным имуществом на период до 2018 года – как государству стать эффективным собственником? // Имущественные отношения в Российской Федерации. — 2014. – №3 (150). – С. 6-9.
  6. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ . Сафаров Р.Р., Шапошникова Р.Р. Экономика и социум . 2014. № 3-3 (12) . С. 219-221.
  7. ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ . Гарифуллина А.Ф.. Российский электронный научный журнал . 2013. № 5 . С. 126-129.
  8. К ВОПРОСУ О РЕОРГАНИЗАЦИИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ . Ханнанов Р.А., Шапошникова Р.Р. В сборнике: Актуальные вопросы образования и науки Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 14 частях. 2014. С. 152-154.
  9. ОБЪЕКТИВНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ . Ханнанова Т.Р. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики . 2013. № 6-2 (32) . С. 184-190.
  10. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ . Ханнанова Т.Р., Балашов Е.В. Аграрное и земельное право . 2008. № 9 . С. 67-88.
  11. ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ . Макарова К.В., Гарифуллина А.Ф.. Экономика и социум . 2013. № 2-2 (7) . С. 35-38.
  12. Разумова Е.В. Основы совершенствования системы управления федеральной собственностью в Российской Федерации // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» – Том 7, №6 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/20EVN615.pdf (доступ свободный).
  13. РЕАЛИЗАЦИЯ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА: ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ . Ханнанова Т.Р. Политика и общество . 2013. № 5 . С. 630-640.
  14. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ .. Гарифуллина А.Ф., Мухаметдинова Э.Р. В сборнике: Актуальные вопросы развития социально-экономических систем в современном обществе Материалы международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Редколлегия: А. Н. Плотников, А. В. Постюшков, Л. А. Тягунова. 2013. С. 42-43.

Количество просмотров публикации: —

Связь с автором публикации (комментарии/рецензии к публикации)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Управление государственной собственностью

Главная > Курсовая работа >Государство и право

1.3. Цели, задачи и принципы управления государственным имуществом

В сложившейся социально-экономической ситуации назрела необходимость пересмотра принципов и приоритетов в области управления и распоряжения государственным имуществом, усиления государственного контроля и регулирования в государственном секторе экономики.

Усиление роли государства в регулировании экономики не следует понимать как политику наращивания массы объектов государственной собственности в экономическом пространстве страны. В настоящий момент ощущается объективная потребность в создании стройной, экономически и логически выверенной системы критериев, в соответствии с которыми те или иные объекты выбираются для осуществления государственного управления на базе жесткого, детально регламентированного механизма управления и контроля за государственной собственностью.

Государство в силу многообразия объектов управления, их специфики, невозможности оперативной обработки актуальной информации о состоянии каждого объекта управления, необходимой для принятия своевременных и адекватных управленческих решений, в большинстве случаев не может и не должно определять способы достижения цели, т.е. детальные, экономически обоснованные планы конкретных мероприятий в отношении объекта управления.

Способ достижения цели определяется в рамках установленной (как правило, конкурсной) процедуры назначения управляющего и утверждается уполномоченным государственным органом.

Ответственность за осуществление утвержденного способа достижения цели государства возлагается на управляющего и должна не только стимулировать его надлежащую деятельность, но и сводить к минимуму риски государства при недостижении запланированного качественного результата управления.

Государственная политика преследует следующие цели:

Увеличение доходов федерального бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью;

Оптимизация структуры собственности (с точки зрения пропорций на макро- и микроуровне) в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;

Вовлечение максимального количества объектов государственной собственности в процесс совершенствования управления;

Использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;

Повышение конкурентоспособности коммерческих организаций, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности путем содействия внутренним преобразованиям в них и прекращению выполнения несвойственных им функций.

Для реализации указанных целей федеральным органам исполнительной власти необходимо решить следующие задачи в виде:

Полной инвентаризации объектов государственной собственности, разработки и реализации системы учета этих объектов и оформление прав на них;

Повышения эффективности управления государственным имуществом с использованием всех современных методов и финансовых инструментов, детальной правовой регламентации процессов управления;

Классификации объектов государственной собственности по признакам, определяющим специфику управления;

Оптимизации количества объектов управления и перехода к пообъектному управлению;

Определения цели государственного управления по каждому объекту управления (группе объектов);

Обеспечения прав государства как участника (акционера) коммерческих и некоммерческих организаций;

Обеспечения контроля за использованием и сохранностью государственного имущества, а также контроля за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих, где под управляющими понимаются руководители унитарных предприятий, учреждений, представители государства в органах управления коммерческих и некоммерческих организаций, доверительные управляющие государственным имуществом, управляющие компании;

Обеспечения поступления дополнительных доходов в федеральный бюджет путем создания новых возобновляемых источников платежей и более эффективного использования имеющегося имущества.

Таким образом, задачи реализации данной концепции управления федеральной собственности являются приоритетными для всех федеральных органов исполнительной власти. Также устанавливаются меры ответственности федеральных органов исполнительной власти за реализацию предоставленных им полномочий по управлению и распоряжению государственным имуществом.

Применительно к каждому объекту управления (группе объектов) государством должна быть определена и зафиксирована цель, которую оно преследует и достижению которой служит объект, при этом должны соблюдаться основные принципы управления государственным имуществом.

Важнейшим принципом является использование системы управления как неразрывного единства таких элементов, как: обеспечение обязательного порядка определения способа достижения цели, регламентация порядка принятия управленческих решений государственными органами, порядка выбора управляющих, мотивации управляющих, контроль за объектами управления и деятельностью управляющих, предоставление отчетности государственными органами и управляющими, принятие управленческих решений на основании анализа результатов контроля и отчетности, ответственность за результаты управления, постоянное поступление, обработка и анализ информации о работе управляющих и объектов управления.

Функционирование системы управления и порядок взаимодействия государственных органов должны быть детально регламентированы соответствующими правовыми актами.

Принцип эффективности управления заключается в достижении цели управления (определенного качественного результата деятельности или состояния объекта управления) ценой максимальной экономии ресурсов. Указанный критерий является обязательным при оценке деятельности государственных органов и управляющих по управлению государственным имуществом.

Государство крайне заинтересовано в профессиональном управлении государственным имуществом, в связи с чем необходимо создать систему подготовки и аттестации управляющих и соблюсти такой принцип управления как обеспечение профессионализма управления.

Т.е. принципы управления, а также подходы к их реализации конкретизируются применительно ко всем объектам управления, особенно к таким как унитарные предприятия и учреждения, акции, находящиеся в федеральной собственности, доли Российской Федерации в уставных капиталах хозяйственных обществ и товариществ, федеральная недвижимость и определяются в следующей логической последовательности:

оценка состояния (количественная характеристика, классификация объектов, распределение полномочий между государственными органами, положение дел и основные выводы);

постановка целей и задач управления;

контроль эффективности управления.

Глава 2. Система управления государственной собственностью

Управление государственной собственностью представляет собой сознательное, целенаправленное воздействие со стороны государства на все объекты принадлежащей ему собственности. На практике это означает, что государство как собственник устанавливает определенные правила, условия владения, пользования и распоряжения этими объектами.

Управление государственной собственностью определяется как совокупность всевозможных отношений между различными субъектами (работниками и менеджерами) по поводу организации воспроизводства и использования объектов государственной собственности с помощью организационно-экономических механизмов и методов для удовлетворения основополагающих социальных и экономических интересов общества и государства.

При управлении государственной собственностью, как и любым сложным объектом, должен быть задействован комплексный подход, т.е. одновременно должны осуществляться целевая, воспроизводственная, организационная и функциональная составляющая управления. Такое управление охватывает управленческие функции, включающие прогнозирование, планирование, организацию, координацию, контроль и т.д., а также администрирование, экономические и другие методы.

Причины управления государственной собственностью включают:

целеполагание. Оно предполагает разработку целей государственного управления на всех ее уровнях и направлениях. Это должна быть система взаимосвязанных целей, различающихся во времени и постоянно корректируемых согласно с меняющимися условиями;

ответственность субъектов управления государственной собственности за результаты ее функционирования;

комплексное управление, обеспечивающее единство действий органов представительной и исполнительной власти, всех управляющих структур;

постоянное совершенствование управления;

Способы управления государственной собственностью:

а) на базе объектов управления:

посредством имеющегося законодательства;

через государственные фонды денежных средств, осуществляющие распределение и перераспределение финансовых ресурсов и доходов граждан;

через управление государственным имуществом на основе соответствующих государственных программ, в частности, связанных с процессами национализации и приватизации;

б) по управленческим действиям:

учетно-регистрационная деятельность государства;

порядок учреждения, реорганизации и ликвидации юридических лиц (участников рынка);

управления различными формами государственной и негосударственной собственности со стороны государства;

решения о приватизации и национализации;

порядок структурирования государственной собственности (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях);

в) в зависимости от временной направленности:

оперативное, или текущее, управление;

перспективное управление, направленное на какие-либо преобразования в собственности в будущем.

Рис. 2.1. Подсистемы обеспечения системы управления государственной собственностью.

В процессе управления государственной собственностью осуществляется пять главных функций: планирование, организация, распоряжение, руководство и контроль .

Планирование является средством предварения идей в реальность и заключается в формализации целей и задач, а также средств их достижения. В процессе планирования принимаются решения относительно направления деятельности по управлению государственной собственностью и устанавливается очередность действий (выделяются приоритеты).

Организация подразумевает установление определенной системы взаимоотношений (иерархии) между различными государственными органами, принимающими участие в управлении государственной собственностью, а также связей между ними и другими ресурсами, используемыми для достижения поставленных целей.

Распоряжение обеспечивает функционирование всей системы, созданной в процессе организации. Оно опирается на четкое разделение прав и ответственности во всех звеньях управления. Эта деятельность призвана направлять рабочий процесс управления на региональном и федеральном уровне.

Руководство заключается в том, чтобы побудить отдельные звенья управления действовать в интересах общих целей и задач.

Контроль предполагает принятие мер, необходимых для проведения планирования и решения конкретных задач в процессе достижения целей управления, а также обеспечения соответствия текущих задач конечным целям.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
( Росимущество )
Общая информация
Страна Россия
Дата создания 9 марта 2004
Предшествующие ведомства Госкомимущество
Министерство государственного имущества

Российской Федерации (Мингосимущество)

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (официальное сокращённое наименование — Росимущество) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных отношений. Положение о Росимуществе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432.

Официальный адрес: г. Москва, Никольский пер., д. 9. Кроме того, часть центрального аппарата располагается по адресам: г. Москва, Рыбный пер., д. 3, ул. Варварка, д. 14, Ермолаевский пер., д. 3.

Официальной аббревиатурой Федерального агентства по управлению государственным имуществом является «ФАУГИ».

Содержание

История

Государственный комитет РСФСР по управлению имуществом (ГКИ РСФСР, Госкомимущество) был образован в июле 1990 года. Он осуществлял полномочия собственника в отношении предприятий, принадлежавших РСФСР. С ноября 1991 г. по ноябрь 1994 г. это ведомство возглавлял А. Б. Чубайс. С 21 января 1991 года, после утверждения постановления Совета Министров РСФСР «Вопросы государственного комитета РСФСР по управлению государственным имуществом», определявшего задачи и функции ГКИ РСФСР, комитет начал организовывать работу по разграничению федеральной собственности, собственности республик, входящих в состав РСФСР, автономных областей, автономных округов, краёв, а также муниципальной собственности.

26 декабря 1991 года вышел указ Президента Российской Федерации «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий», утверждавший первую программу приватизации. Госкомимущество стало главным органом, осуществлявшим эту программу, а также последующие программы приватизации.

В 1997 году Государственный комитет Российской федерации по управлению имуществом был преобразован в Министерство государственного имущества Российской Федерации (Мингосимущество России).

В мае 2000 года Мингосимущество России было преобразованно в Министерство имущественных отношений Российской Федерации (Минимущество России).

В мае 2004 года Минимущество России было преобразовано в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество).

В мае 2008 года было принято решение о ликвидации Российского фонда федерального имущества и возложении его полномочий на Росимущество. Именно тогда полное наименование ведомства стало нынешним.

Компетенция

Основными функциями Росимущества в пределах установленных полномочий являются:

  • проведение единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений;
  • осуществление полномочий собственника в пределах и в порядке, определённых федеральным законодательством, в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений (за исключением полномочий собственника, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные агентства), акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, составляющего казну Российской Федерации, а также полномочий по изъятию у учреждений и казённых предприятий излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению федерального недвижимого имущества, передаче федерального имущества физическим и юридическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества;
  • разграничение государственной собственности, в том числе на землю, на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований;
  • осуществление полномочий собственника имущества должника — федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства;
  • защита имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории Российской Федерации и за рубежом;
  • осуществление учёта федерального имущества и ведение реестра федерального имущества.
  • Является учредителем специализированного сельскохозяйственного банка «Россельхозбанк», а также основным акционером банковской группы «ВТБ» и нефтяной компании «Роснефть»;
  • Является владельцем ОАО «Пензенское производственное объединение ЭВТ», которое занимается выпуском электроники под марками «Electroincsdeluxe» и «Deluxe». [1]

Структура

Росимущество имеет следующую структуру центрального аппарата:

  • Управление реестра и анализа использования федерального имущества (ранее — Управление учёта и ведения реестра федерального имущества);
  • Управление земельного фонда;
  • Управление имущества государственной казны, обеспечения имущественной основы деятельности публичных образований, федеральных органов власти и организаций;
  • Управление приватизации государственного имущества;
  • Управление по работе с арестованным имуществом и государственной собственностью;
  • Управление по распоряжению имуществом, обращённым в собственность государства, и иным изъятым имуществом;
  • Управление имущества силовых ведомств, правоохранительных и судебных органов;
  • Правовое управление;
  • Управление инфраструктурных отраслей и организаций военно-промышленного комплекса;
  • Управление инновационных корпоративных технологий и организаций промышленного комплекса (ранее — Управление организаций промышленности, сельского хозяйства и природопользования);
  • Управление организаций социально-культурной сферы и зарубежной собственности (ранее — Управление организаций непроизводственной сферы и зарубежного имущества);
  • Управление организации оценки федерального имущества и аудита;
  • Управление организации работы территориальных органов;
  • Управление материально-технического обеспечения и государственного заказа;
  • Управление имущества организаций научной сферы;
  • Финансовое управление;
  • Управление информационной политики;
  • Управление делами;
  • Отдел режима и секретного делопроизводства;
  • Управление продаж и предпродажной подготовки приватизируемого имущества.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2011 г. № 2243-р Юрий Александрович Петров освобожден от должности руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом по его просьбе в связи с избранием депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. № 2368-р временно исполнение обязанностей руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом возложено на заместителя руководителя Росимущества Глеба Сергеевича Никитина.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. № 1127-р Росимущество возглавила Ольга Константиновна Дергунова в ранге заместителя Министра экономического развития Российской Федерации — руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

Заместителями руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом в скобках указаны курируемые подразделения:

  • Пристансков Дмитрий Владимирович (Управление организаций социально-культурной сферы и зарубежной собственности (ранее — Управление организаций непроизводственной сферы и зарубежного имущества; Управление имущества организаций научной сферы; Управление инновационных корпоративных технологий и организаций промышленного комплекса; Управление инфраструктурных отраслей и организаций военно-промышленного комплекса).
  • Белый Валерий Васильевич (Управление по работе с арестованным имуществом и государственной собственностью; Управление по распоряжению имуществом, обращённым в собственность государства, и иным изъятым имуществом; Управление информационной политики).
  • Потапов Павел Алексеевич (Управление земельного фонда).
  • Гаврилин Евгений Васильевич (Управление реестра и анализа использования федерального имущества (ранее — Управление учёта и ведения реестра федерального имущества; Правовое управление).
  • Адашкин Эдуард Леонидович (Управление продаж и предпродажной подготовки приватизируемого имущества; Управление приватизации государственного имущества; Управление организации оценки федерального имущества и аудита).
  • Максимов Сергей Игоревич (Управление имущества силовых ведомств, правоохранительных и судебных органов; Управление имущества государственной казны, обеспечения имущественной основы деятельности публичных образований, федеральных органов власти и организаций).
  • Фрадков Павел Михайлович (Отдел режима и секретного делопроизводства; Управление организации работы территориальных органов; Финансовое управление; Управление материально-технического обеспечения и государственного заказа; Управление делами).

Государственная собственность как объект управления

Для организации процессов управления принципиально важно согласовать юридическое понятие собственности с ее организационным строением, а также рассмотреть экономические аспекты управления государственной собственностью (рис.

Объектом собственности является организационно-обособленная часть национального богатства, юридически закрепленная за конкретным собственником или группой собственников.

В роли объекта собственности могут выступать: отдельная вещь; совокупность имущества; имущественный комплекс; земельный, водный или лесной участок; месторождение полезных ископаемых; зона воздушного пространства; частотный диапазон; обособленная доля в общей собственности и т.д.

Для любого объекта собственник всегда должен быть персонифицирован. Именно он изначально определяет характер управления данным объектом и по его решению часть или все функции могут быть переданы другим физическим или юридическим лицам. На него также ложится бремя содержания объекта собственности.

Рис. 1. Экономические аспекты управления государственной собственностью

Особого рассмотрения заслуживают отношения между субъектами и объектами собственности, складывающиеся на республиканском уровне. Государство, в отличие от других собственников, не может решать проблемы управления находящимися в его собственности объектами на интуитивной основе, ориентируясь на использование метода проб и ошибок. Его особая роль в этом отношении связана с целым рядом важных обстоятельств.

Во-первых, результаты процесса управления государственной собственностью влияют на судьбы многих людей, определяя уровень их жизни, социальную защищенность, состояние здоровья, интеллектуальное развитие, безопасность и многие другие общепризнанные человеческие ценности.

Во-вторых, государственная собственность охватывает огромное число объектов, расположенных на всей территории страны и за ее пределами. Исключительной собственностью государства являются также объекты воздушного пространства, эфира и ресурсов космических систем в том понимании, в котором они включаются в национальное богатство. До принятия Земельного кодекса вся совокупность земельных, водных, лесных участков, а также все объекты, относящиеся к земным недрам, фактически рассматривается как часть государственной собственности.

В-третьих, объекты государственной собственности отличаются большим организационным и правовым многообразием, охватывают широкий спектр отраслей национального хозяйства и предназначены для использования в самых разнообразных направлениях: производство материальных благ, создание и обслуживание социальной инфраструктуры, государственное управление и т. д.

Поэтому разработка системы управления госсобственностью должна основываться на предварительной ее структуризации с целью выделения однотипных групп объектов и описании задач, целей и методов управления ими.

В-четвертых, реализация права государства на объекты собственности достигается через функционирование системы управления государственной собственностью (рис. 2).

Рис. 2. Система управления государственной собственностью на макроуровне (АФМ РК – Агентство РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций)

Органы исполнительной власти на любом уровне имеют полномочия управлять только тем имуществом, которое передано им в их собственность. Каждый уровень управления может быть охарактеризован следующим образом:

1. Государственный (макроуровень) – уровень взаимодействия государственных органов, включающий Президента РК, Парламент РК, Правительство РК, субъекты РК, владельцев имущества, фискальные и иные министерства, ведомства, иностранные организации и фонды.

2. Уровень субъектов республики или отраслей народного хозяйства (мезоуровень) – уровень взаимодействия элементов системы внутри Комитет Государственного имущества и приватизации (КГИиП), в том числе взаимодействия Аппарата Министерства со своими структурными подразделениями, выделенными в отдельные учреждения (например, вычислительный центр Министерства), и другими организациями.

3. Местный или отдельных предприятий и объединений (микроуровень) – уровень взаимодействия структурных подразделений Министерства с территориальными органами и объектами системы управления, а также структурных подразделений Министерства между собой.

До настоящего времени не установлено разграничение прав и обязанностей по отношению к государственной собственности между различными институтами государственной власти. Практически все названные органы разрабатывают и утверждают в этой области нормативно-правовые документы, принимают решения в отношении конкретных объектов государственной собственности.

Повышение эффективности управления государственной собственностью требует обоснования системы участия органов государственного управления в этом процессе. Особую роль в этой системе должно играть КГИиП РК, которое специализируется на решении задач управления государственной собственностью и поэтому должно быть наделено властными полномочиями, достаточными для выполнения своих основных функций.

Все указанные выше обстоятельства говорят о важности и сложности вопросов, связанных с управлением государственной собственностью. Многие моменты, связанные с этим процессом, здесь пока не имеют достаточного теоретического обоснования и требуют проведения широкого круга специальных научных исследований. Для этого, необходимо ввести основные понятия и определения, которые будут использоваться в дальнейшем.

1. Государственная собственность – совокупность объектов недвижимости, имущественных прав, работ и услуг, информации и технологий, нематериальных благ и других частей национального богатства, право пользования, владения, распоряжения которыми принадлежит только РК.

3. Объект, находящийся в государственной собственности, государственной или собственности субъектов РК– представляет собой объект собственности, принадлежащий в том числе: республикам, краям, областям, городам республиканского значения, автономным областям и округам. На практике большинство данных объектов закреплено за конкретными собственниками или группой собственников.

4. Незакрепленная часть государственной собственности составляет казну РК (ГК РК).

5. Государственная собственность включает предприятия трех организационно-правовых форм: казенные предприятия, государственные унитарные предприятия и акционерные общества с государственной долей собственности.

6. Объекты права собственности РК (объекты управления):

— недвижимое имущество (здания, сооружения, земельные участки, мосты, и др.);

— движимое имущество (доли, паи, ценные бумаги, в т.ч. акции, облигации, и др.);

— денежные средства (валюта, и др.);

— долги иностранных государств;

— интеллектуальная собственность и другие результаты интеллектуальной деятельности.

Объекты собственности РК могут принадлежать на праве:

— собственности – РК, юридическим и физическим лицам;

— хозяйственного ведения – юридическим лицам, в т. ч. религиозным и другим организациям;

— оперативного управления –государственным органам исполнительной власти, учреждениям и организациям.

7. Объекты собственности РК, находящиеся за границей, дополнительно могут принадлежать на праве:

— собственности – Союзу ССР (требуется доказательство и переоформление прав собственника на РК);

— собственности – бывшей Российской Империи (требуется доказательство и переоформление прав собственности на РК).

Эти объекты могут:

— находиться в розыске или быть оформленными в розыск;

— требовать доказательства из-за неправомерного отчуждения (оформленного или неоформленного) государствами, юридическими и физическими лицами.

Объекты собственности могут находиться под двойной юрисдикцией: РК и иностранного государства.

8. Субъектами управления собственностью является РК органы исполнительной власти, иностранные государства, казахстанские и иностранные юридические и физические лица.

Кроме того, субъектами могут быть государства, иностранные и казахстанские юридические и физические лица, неправомерно удерживающие объекты в своем управлении, владении, пользовании и распоряжении.

9. Право собственности относится к категории вещных прав, сущность которых заключается в прямом господстве над вещью, подразумевающем использование ее управомоченным лицом в своих интересах, и в исключительности осуществления данной возможности.

Субъективное право собственника распадается на три основных правомочия: владения, распоряжения, пользования.

Под правомочием владения понимается юридически обеспеченное господство над вещью, то есть возможность иметь данную вещь у себя, содержать ее в собственном хозяйстве.

Правомочие распоряжения – это возможность определения юридической судьбы вещи путем изменения ее принадлежности, состояния и назначения.

Правомочие пользования – юридически обеспеченная возможность использования вещи путем извлечения из нее любых полезных свойств.

Эти правомочия не полностью характеризуют право собственника. Это лишь основные правомочия с точки зрения отечественной доктрины.

10. Управление – элемент, функция организованных систем различной природы, обеспечивающая: сохранение их определенной структуры; поддержание режима деятельности; реализацию их программ и целей.

Управление осуществляется (реализуется) системой государственных органов власти и управления, а также другими (в том числе общественными) организациями с целью достижения максимального народно-хозяйственного эффекта.

Управление собственностью – как текущее управление государственной собственностью, так и стратегические преобразования структуры собственности в стране, направленные на ее оптимизацию в смысле поставленных целей и проводимые в рамках промышленной (реструктуризационной) политики государства в отношении собственности.

11. Система – совокупность объединенных одной целью объектов, их функций и связей.

12. Приватизация государственной собственности – возмездное отчуждение находящихся в собственности РК и ее субъектов объектов приватизации в собственность юридических и физических лиц.

Здесь приватизация рассматривается как средство оптимизации структуры собственности, направленное, с одной стороны, на сужение границ госсобственности, позволяющее государству сконцентрировать усилия по текущему управлению его объектами, а с другой – на рост настоящих и будущих доходов бюджета за счет продажи госсобственности эффективному собственнику.

13. Деприватизация – обращение государственного имущества, например, за счет дополнительной эмиссии акций и последующей передачи их эффективному собственнику (по заранее определенным критериям эффективности).

В рамках рассмотренных понятий и определений в первую очередь необходимо рассмотреть существующие проблемы управления государственной собственностью. В рамках классификации государственной собственности, принятой в настоящее время выделяются насколько видов собственности:

— пакеты акций, находящиеся в государственной собственности.

Управление госсобственностью — в интересах региона

В Новосибирской области пересматривают систему управления государственной собственностью. Имеющиеся в регионе ресурсы и активы, а также вложенные в областные проекты бюджетные миллиарды должны приносить прибыль, а не убытки, уверены депутаты. Проект нового закона профильный комитет заксобрания региона рассмотрит 18 апреля.

От частностей — к системной работе

Парламентарии уже в ходе апрельской сессии намерены принять в первом чтении проект закона « Об управлении и распоряжении государственной собственностью Новосибирской области». Документ разрабатывался рабочей группой, в которую вошли все вице-спикеры и руководители профильных комитетов регионального парламента, представители регионального правительства, прокуратуры Новосибирской области. Целью разработчиков спикер областного парламента Андрей Шимкив назвал « определение единого и четкого порядка управления и распоряжения собственностью в Новосибирской области» и изменение сложившейся практики обращения с бюджетом и госимуществом. Необходимость принятия такого закона во многом связана с выявлением резонансных нарушений при рассмотрении итогов деятельности по реализации крупных, финансово емких региональных проектов, а также при разработке концессионных соглашений, предусматривающих обязательства региональной казны. По итогам проверок крупных областных активов Контрольно-счетной палатой, в рамках работы над концессиями по Центральному мосту и строительству мусоросортировочных заводов депутатам приходилось глубоко вникать в специфику, выявлять ошибки, искать альтернативные решения. Наиболее показательным примером депутаты считают концессию по мосту, в которой после вмешательства законодателей размер бюджетных гарантий сократился почти вдвое, на 43 млрд руб. Серьезные вопросы возникали к управлению ПЛП, Академпарком, Биотехнопарком, областным БТИ. Прошлым летом депутатам удалось остановить передачу в аренду Тогучинского леса, по-прежнему не решены вопросы многомиллионных вложений бюджетных ресурсов в дорогостоящий проект реконструкции насосно-фильтровальной станции ( НФС) в Куйбышеве.

Комментируя инициативу по специальному законопроекту, Шимкив отмечал, что в нынешнем созыве депутатский корпус отработал уже половину срока, но похожие проблемы в управлении госсобственностью продолжают вскрываться. Чтобы перейти от частностей к системной работе, нужны четкие правила, которые и должен содержать новый закон. «В не лучшее для экономики нашей страны и области время власть должна максимально эффективно и выверенно распоряжаться теми ресурсами, которые у нее имеются, — это и бюджетные средства, и комплекс государственного имущества, — считает зампред законодательного собрания Анатолий Кубанов.— Мы видим, что идет игра в одни ворота, когда государство в лице областного бюджета, в лице наших ресурсов — площадей, земли, использует все возможности для привлечения инвесторов, развития высоких технологий, что должно послужить делу пополнения областной казны. А мы наблюдаем, что затраты при использовании нашего с вами имущественного комплекса растут, а обещанных прибылей и доходов область от реализации этих грандиозных проектов не имеет. Дальше терпеть такую ситуацию недопустимо!». Андрей Шимкив подчеркнул необходимость « исключить возможность „арифметических ошибок“ на миллиарды рублей, чтобы вложенные бюджетные миллиарды приносили прибыль, а не убытки, чтобы не было частных контор за государственный счет». Идею законопроекта поддержал и временно исполняющий обязанности губернатора Новосибирской области Андрей Травников. Выступая с отчетом на сессии областного парламента, он заявил, что это « действительно важно, с одной стороны — для дополнительного контроля, с другой — для будущих гарантий».

О нововведениях

Как рассказал руководитель рабочей группы, первый заместитель председателя заксобрания Андрей Панферов, законопроект предполагает разработку и принятие концепции управления и распоряжения государственной собственностью Новосибирской области на трех- или шестилетний период и ежегодное представление ее в заксобрание. Каждый год должен предоставляться в региональный парламент и отчет об управлении и распоряжении госимуществом. «В законопроекте закрепляются отдельные полномочия органов государственной власти региона в сфере заключения и реализации концессионных соглашений, отдельные вопросы управления, касающиеся участия депутатов законодательного собрания в процессе создания, реорганизации, ликвидации юридических лиц, а также решение вопросов внесения вкладов в уставные капиталы акционерных обществ», — рассказал о содержании нового закона вице-спикер регионального парламента.

Важная новация: создание единого реестра всей региональной госсобственности, измеряющего ее не только в стоимостном, но и в натуральном выражении. Как пояснил зампред регионального парламента Владимир Карпов, такая база данных позволит видеть госимущество в развитии и оценивать положение дел на начальном и промежуточном этапах, а не только на конечном, как было раньше. «Мы сможем и в течение года рассматривать какие-то локальные проблемы, связанные с госсобственностью», — говорит Карпов.

«Самый серьезный закон последнего десятилетия»

По сути, речь идет о создании новой системы управления и распоряжения государственной собственностью, которая позволит не просто иметь системное комплексное представление о текущем состоянии госсобственности, но и вырабатывать основные направления ее эффективного использования в интересах развития экономического потенциала территории. При этом каждый орган госвласти будет иметь свой функционал в соответствии с законодательством. Депутаты при этом будут осуществлять контролирующую функцию, что подкреплено соответствующими полномочиями. «Законопроект сложный, — считает Андрей Шимкив.— Подчеркну еще раз: никто на полномочия и работу министров не покушается. Ничего личного. Мы готовы взять и на себя ответственность за решения, которые касаются крупных бюджетных расходов».

Заместитель председателя комитета по бюджету заксобрания Валентин Сичкарев считает разработку нового пакета законов вынужденной, но жизненно необходимой. «Как говорят: чем чаще счет — тем крепче дружба!» — сказал законодатель.

« Инициатива разумная и своевременная, — убежден заместитель председателя комитета по госполитике Игорь Умербаев.— К сожалению, много примеров, когда госсобственность используется неэффективно. Любой из проектов мотивируется тем, что создаваемое учреждение или предприятие будет приносить отдачу. Проходит какое-то время — результата нет. По-моему, это происходит потому, что нет персонифицированной ответственности, постоянного контроля». «Будем прорабатывать некоторые вещи совместно, но с депутатским участием, — комментирует зампред комитета по ЖКХ Вадим Агеенко.— Потому что некоторые очень крупные проекты, которые в конечном итоге ложатся на бюджет области, проходят порой без депутатов. И нужен механизм согласования с депутатским корпусом, предварительно или на каком-то этапе. Ведь ответственность и за область, и за бюджет области мы несем солидарно. Раз совместная ответственность, значит, крупные проекты должны совместно и возникать».

« Чтобы эффективно распоряжаться собственностью, необходимо ее очень тщательно контролировать, — говорит Анатолий Кубанов.— Поэтому, конечно, новации в этом законопроекте касаются усиления контроля, причем в соответствии с нашими полномочиями. И все это послужит делу наполняемости нашего областного бюджета и более рачительного хозяйского использования земель, зданий, акций, которые находятся в управлении областного правительства».

Заместитель председателя бюджетного комитета регионального парламента Ирина Диденко убеждена: «Все, что находится в собственности области, — это актив, ресурс, который должен работать на интересы региона. Для этого мы должны иметь комплексное представление о том, что регион имеет, как это используется и главное — для развития экономического потенциала территории — иметь возможности выработки предложений и основных направлений эффективного использования госсобственности».

По мнению Владимира Карпова, закон « Об управлении и распоряжении государственной собственностью Новосибирской области» — наиболее глубокий и серьезный закон последнего десятилетия, который рождается в дебатах, в дискуссиях, с детальной проработкой. «Это не надуманная проблема, она на слуху, она резонансно отзывалась в информационной среде, среди жителей Новосибирской области и Новосибирска, и это совершенно правильно», — аргументирует собеседник.

Анализ опыта регионов

Инициативы законодательного собрания в сфере управления госсобственностью — это не попытка усилить свою роль, не стремление вмешиваться в оперативное управление, а положительный опыт и сложившаяся практика взаимодействия исполнительной и законодательной власти в значительном количестве субъектов РФ. В работе над законопроектом депутаты использовали опыт Ульяновской, Смоленской, Томской, Челябинской областей, Пермского и Красноярского краев. «Опыт этот чрезвычайно пестрый, — поделился Владимир Карпов.— У каждого региона мы видели какую-то особенность и смотрели, насколько она к нам применима. В итоге собрали пакет с различными трактовками норм нашего будущего закона, но все же поняли, что только самостоятельно мы можем разработать и принять качественный закон».

На днях делегация депутатов и сотрудников аппарата нашего законодательного собрания побывала в томской областной думе с целью изучения опыта осуществления контрольных полномочий регионального парламента в сфере управления и распоряжения госсобственностью. Между законодательной думой Томской области и законодательным собранием Новосибирской области с 15 марта 2013 года действует Соглашение о развитии межпарламентских связей.

Законодатели выяснили, что в Томской области работает сразу четыре закона, определяющих функционал двух ветвей власти в области управления и распоряжения госимуществом. Причем по каждому из законов законодателям предоставляется ежегодный отчет. Также действует государственная программа « Эффективное управление государственным имуществом Томской области» и три ведомственных отраслевых программы, по которым депутаты также заслушивают отчеты. При этом созданная еще в 2004 году система взаимодействия ветвей позволяет совместно комплексно и объективно заниматься вопросами использования и распоряжения госсобственностью.

« Мы убедились, что находимся на правильном пути, — заявил председатель бюджетного комитета заксобрания Новосибирской области Александр Морозов.— Ключевое значение имеет правильное разделение полномочий исполнительной и законодательной власти, разделение ответственности для каждого субъекта. С другой стороны, всякая проектная деятельность исполнительной власти находит экспертное отражение в деятельности власти законодательной».

Опрошенные « Экономикой региона» независимые эксперты полагают, что региональные нововведения будут результативны при условии сохранения баланса полномочий законодательной и исполнительной ветвей власти. «Конечно же, ситуации многомиллионных убытков от использования государственных ресурсов наглядно доказывают, что назрела необходимость перестройки механизма управления собственностью, — уверен партнер московского адвокатского бюро „Казаков и партнеры“ Андрей Трушин.— Но важно очень взвешенно проработать новый механизм. В частности, если депутаты будут участвовать в процессе создания, реорганизации, ликвидации юрлиц, нужно, чтобы это не создавало проволочек в принятии хозяйственных решений».

Управляющий партнер адвокатского бюро « Гребнева и партнеры» Ирина Гребнева считает рациональным и своевременным создание единого реестра госсобственности. «Знаю случай, когда о выводе активов госпредприятия власти стало известно только через несколько лет, — говорит юрист.— Очень важно создать инструмент для отслеживания состояния материальных ресурсов. Это необходимый элемент действенной системы управления госимуществом».

Обсуждение проекта закона внесено в повестку заседания комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности, которое состоится 18 апреля.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: