Внешняя политика Республики Казахстан на современном этапе - ABCD42.RU

Внешняя политика Республики Казахстан на современном этапе

Внешняя политики РК на современном этапе.

Одной из приоритетных задач внешней политики Казахстана после обретения им самостоятельности стало налаживание сотрудничества со странами СНГ.Важной внешнеполитической инициативой Казахстана стало предложение о создании Евразийского союза, обнародованное весной 1994 года. Сам проект “О формировании Евразийского союза государств” был опубликован в июне 1994 года. Суть проекта заключалась в предложении углубить интеграционные процессы на постсоветском пространстве; сблизить национальные законодательства основ хозяйственной деятельности, совместно охранять внешние границы СНГ, усилить координацию развития национальных экономических систем стран СНГ вплоть до создания наднациональных органов руководства ими.В 1996 году в Москве было подписано Соглашение о Таможенном союзе между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией. Договор был открыт для присоединения к нему других государств, разделяющих его цели и принципы.В октябре 1997 года в Москве состоялось первое заседание глав государств “четверки”. Были утверждены приоритетные направления реализации Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года.В 1998 году в Москве были подписаны соглашения: об общем таможенном тарифе, акцизной политике и др. В том же году, в Москве, лидеры государств подписали инициированное Казахстаном заявление “О десяти простых шагах навстречу простым людям” для улучшения условий взаимных контактов и жизнедеятельности граждан четырех государств, было принято решение о присоединении к Таможенному союзу Республики Таджикистан.В феврале 1999 года в Москве на очередном заседании было принято решение о правовом оформлении присоединения Таджикистана к объединению “четырех”. Главы пяти государств подписали основной документ — “Договор о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве”, который явился продолжением мартовского договора 1996 года.В октябре 1999 года в Москве на заседании Межгосударственного совета была принята Московская декларация глав государств о едином экономическом пространстве, Соглашение о реализации договора о Таможенном союзе, Договор о законодательной базе.В 2000 году Президенты России, Казахстана, Белоруссии, Киргизии и Таджикистана подписали в Астане Договор об учреждении на базе Таможенного союза новой международной экономической организации — Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).В мае и сентябре 2002 года в Москве и Астане состоялись заседания Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств. Были рассмотрены: проект Положения о едином налоговом удостоверении физического лица на территориях государств — членов ЕврАзЭС, проект Соглашения об общей товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности государств Сообщества. Участники заседания рассмотрели вопросы создания общего таможенного тарифа и введения российского рубля в качестве международной расчетной единицы в пространстве ЕврАзЭС. В целом, из принятых в рамках ЕврАзЭС 55 международных договоров на сегодня вступило в силу 40. Первостепенное значение во внешней политике Казахстана уделялось отношениям с Россией. На долю России приходилось к моменту обретения независимости 66% всего, что ввозил Казахстан из-за границы. В свою очередь, Казахстан поставлял в Россию более двух третей от своего вывоза, при этом 80% экспорта составляло сырье и полуфабрикаты. Из всей сельскохозяйственной продукции 40% поставлялось в Россию. В 2000 году Россия продолжала оставаться основным экономическим партнером Казахстана: по экспорту — 1 место, по импорту — 1 место.В мае 1992 году между Казахстаном и Россией был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, в котором юридически зафиксирован принцип взаимного уважения суверенитета и независимости, территориальной целостности и существующих границ друг друга.В марте 1994 года, в ходе первого официального визита в Россию Президента Н. Назарбаева и в январе 1995 года, в результате рабочей встрече Н. Назарбаева с Б. Ельциным, был подписан пакет из 22 межправительственных документов, соглашений и протоколов.В их числе: Договор о дальнейшем углублении экономического сотрудничества и интеграции, Договор о военном сотрудничестве,Соглашение об основных принципах использования космодрома Байконур, Меморандум по вопросам гражданства и правового статуса граждан двух стран, Соглашение об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами России, прибывающими для постоянного проживания в Казахстан, и гражданами Казахстана, прибывающими для постоянного проживания в Россию, Соглашение о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности, Протокол о введении режима свободной торговли и ряд других.Этими документами были созданы правовые условия для унификации внешнеторгового, таможенного, валютно-финансового, ценового, налогового и другого хозяйственного законодательства для создания единого экономического пространства, обеспечивающего свободное развитие производственных связей и предпринимательства, равные возможности и гарантии для граждан и субъектов хозяйственной деятельности двух государств.В 1998 году был подписан Договор о вечной дружбе и сотрудничестве между Казахстаном и Россией. В июне 2000 года состоялся визит в Россию Н. Назарбаева, в октябре состоялся официальный визит в Казахстан Президента России В. Путина. В ходе визитов подписано несколько двусторонних соглашений: Декларация о сотрудничестве в Каспийском море, Меморандум о сотрудничестве в гуманитарной сфере,Меморандум о сотрудничестве в области топлива и энергетики, Соглашение о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле, Соглашение о статусе представителей российских СМИ в Казахстане и казахстанских — в России, Соглашение об открытии российского консульства в Уральске и казахстанского — в Астрахани, Протокол о создании филиала МГУ им. Ломоносова в Казахстане.В ноябре 2001 года правительства России и Казахстана подписали Соглашение о сотрудничестве в газовой отрасли сроком на 10 лет.В отношении с непосредственными соседями Казахстана важное значение имеет подписание в апреле 1994 года Договора о создании Единого экономического пространства между Казахстаном, Узбекистаном и Киргизией и создание на его основе Центрально-азиатского Союза. В рамках Союза в 1994 году были созданы Межгосударственный Совет трех стран, Совет премьер-министров. С июля 1994 года начал функционировать Центрально-азиатский банк развития.В июне 2000 года в Астане прошла встреча председателей правительств Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, на которой одобрена стратегия интеграционного развития стран региона до 2005 года и программа первоочередных мер по формированию единого экономического пространства на период до 2002 года. С обретением независимости Казахстан вышел на международную арену в качестве суверенного государства. В книге Н. Назарбаев пишет, что в первые годы независимости существовала эйфория, что суверенитет распахнёт двери перед нами в мировое сообщество. Всё оказалось не просто. Происходят сложные геополитические процессы, складывающиеся на внешнеполитических возможностях: а) в начале 90-х годов южные границы СССР были поясов военных конфликтов: война в Афганистане, гражданский конфликт в Таджикистане, столкновения узбеков и киргизов в городе От (Киргизия), столкновения между народами из-за военных и земельных ресурсов на киргизско-таджикской границе с гибелью невинных людей, необъявленная война между Азербайджаном и Арменией, война в Грузии, напряжённость на Кавказе, пограничные проблемы с Китаем (в районе г. Семипалатинска китайские войска вторглись на территорию Казахстана); б) второй круг проблем связан с ядерным оружием. В Казахстане остался бывший Семипалатинский полигон, есть ещё арендованные Россией военные полигоны, опасность исходит от др. ядерных держав (Пакистан, Индия, Иран, Ирак, Израиль, КНДР, ЮАР). После крушения СССР контроль над распространением ядерного оружия мог быть нарушен. Необходимо было комплексное решение данных проблем. Традиций внешнеполитической деятельности не было, не было дипломатических представительств республики за рубежом, традиций внешней политики, кадров, международных договоров с другими странами. Поэтому на первых этапах надо было сформировать собственную внешнею политику, создавать правовую базу с зарубежными партнёрами, для привлечения инвестиций надо было установить двусторонние межгосударственные отношения. Большую роль в установлении дипломатических отношений, привлечений инвестиций, дружественных связей с государствами Мира сыграли и играют визиты Президента РК в Турцию, Китай, Россию, Европейские страны (Германия, Франция), Саудовскую Аравию, Исламскую Республики, Иран, Японию, США. 15-18 июня 1998 г. – визит президента в Турецкую Республику. Международному признанию Казахстана способствует вхождение республики в международные организации: 2 марта 1992 г. – в ООН, стала членом Международного валютного фонда, Международного Банка реконструкции и развития, международные агентства инвестиций, Всемирной организацией здравоохранения. Св. 120 признали Казахстан, со многими государствами установлены дипломатические связи на уровне посольств. РК присоединилась к деятельности совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, вступила в организации Исламской конференции. Дипломатические отношения установились на 1 января 1998 г. со 112 странами мира. Внешнеполитический курс республики состоит в следующем: Занять достойное место в мировом сообществе; Поддерживать взаимовыгодные дружеские отношения на принципах взаимного доверия со всеми сопредельными и др. государствами мира (ближнего и дальнего зарубежья); Подписание соглашений о партнёрстве с Турцией, Ираном, Индией, Китаем, странами Западной Европы, Северной Европы, Северной Америки; Развитие партнёрских отношений соглашений с главным центром рыночной экономики – СЩА, Японии, Великобритании, Франции, Германии; Заключены двусторонние договоры со всеми государствами СНГ;

Ликвидация всего ядерного оружия на территории Казахстана и республика объявила свою территорию безъядерной зоной;

Казахстан: стал членом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), заявил о соблюдении прав человека и национальных меньшинств, является активным участником в Союзах государств СНГ: Россия – Беларусь – Казахстан – Киргизстан; Центрально-азиатского союза (Узбекистан, Казахстан, Киргизстан, Таджикистан, Туркмения); Единого таможенного союза СНГ. В разделе книги «Встреча цивилизаций» Назарбаев пишет, что, несмотря на крушение двублоковой системы, противоречия между различными странами остаются, молодые государства вовлечены в игру интересов крупнейших мировых государств (Россией, США). Казахстан находится на стыке европейских и азиатских цивилизаций, между которыми существуют и свои конфликты в духовной (развитие менталитета) и экономической (нищета и богатство) областях. Исходя из этого, попытка республики строиться не на том, что разъединяет, а что объединяет. Все мы – дети единой цивилизации Земли и жить нужно на согласии и добрососедстве. Важно найти золотую середину между сочетанием базовых преимуществ демократии и рынка. С устойчивыми национальными традициями. В реализации этой задачи Назарбаев видит важную роль его родного казахского народа.

Читайте также  Теория государства Платона

Внешняя политика Республики Казахстан на современном этапе

Казахстанское руководство, расставляя приоритеты в международном сотрудничестве, особое и стратегическое место отводит России. Это касается различных сфер взаимодействия, однако импорт-экспорт нефтепродуктов, совместные проекты по углублению интеграции на постсоветском пространстве занимают лидирующее место в двусторонних отношениях. Как следствие, Россия выступая в роли гаранта по созданию Единого Экономического Пространства становится мощным центром притяжения для бывших союзных стран ЦА, в частности Казахстана.

Безусловно, говорить о том, что уровень экономического развития Казахстана сопоставим с Кыргызстаном или Таджикистаном не имеет смысла. Однако экономическая зависимость от России присуща всем странам Центральной Азии. Казахстан не является исключением. С другой стороны, сотрудничество с Россией странами Центральной Азии в корне отличаются по своему характеру и содержанию нежели с Западом. Это объясняется близким расположением Центральной Азии с Россией, а также наличием общих проблем безопасности. Следовательно, Москва вынуждена инициировать и оказывать поддержку осязаемым проектам с большой долей практического применения. В то время как Запад, большой акцент делает на развитие и укрепление демократических ценностей, что в свою очередь несет в себе несколько расплывчатый характер.

Единая региональная политика Астаны и Москвы выделяет Казахстан в ЦА как приоритетного партнера России. Но, несмотря на общность взглядов, казахское руководство стремится к выработке своего внешнеполитического видения, независимого от российских взглядов. Это касалось поддержки казахскими властями западных инициатив по Ираку и Афганистану, присоединением к программе НАТО «Партнерство во имя мира». Сейчас, это особо заметно по событиям, складывающимся на Ближнем Востоке. Недавнее голосование по резолюции, дающее фактически «карт-бланш» Западу повлиять на ситуацию в Сирии, не нашло поддержку только у 12 стран. Основными оппонентами стали Россия, Китай, Иран, КНДР, из стран СНГ – Белоруссия. Казахстан и остальные страны Центральной Азии как следствие, проголосовали «за». В этой связи, создается впечатление того, что Западное лобби занимает более выигрышные позиции в Центральной Азии, которая традиционно занимает сферу российского влияния.

Более того, независимость внешнеполитического курса Казахстана все же обуславливает легкую наклонность в пользу Западной политики. Исходя из этого, можно предположить что, Казахстан, предпринимая меры по диверсификации своих курсов внешней политики, создает некую модель лавирования и тонкого баланса между мировыми центрами силы. Такая поведенческая линия формирует основу казахстанской «Концепции внешней политики» и несет в себе принцип многовекторной дипломатии. К тому же, как показывает анализ, внешняя политика Казахстана по сравнению с международной активностью других стран ЦА (внешнеполитические колебания Узбекистана от России к США и наоборот, политические торги за американскую авиабазу в Кыргызстане К. Бакиевым в 2009 г.) имеет поэтапный и логический характер реализации. Постепенное внедрение политических инициатив подкрепляется растущим экономическим потенциалом, что вкупе создает благоприятный имидж на международной арене. В этой связи, Казахстан для международных акторов представляется наиболее надежным и приоритетным партнером в Центральной Азии.

Между тем, многовекторный подход во внешней политике Астаны в среднесрочной перспективе по всей видимости будет в определенной мере ограничен в своем разнообразии. Такого рода вероятность существует и связана в первую очередь с перспективной интеграцией с Россией. Следовательно, либерализация торговых и экономических отношений будет влечь за собой некие коррективы во внешней политике стран. В силу того, что очередной стадией после развития Единого экономического пространства будет формирование общего рынка, тем самым общность внешнеэкономических курсов станет плавно проектироваться и на внешнюю политику. Причем необходимо учитывать различные цели создания ЕЭП, для РФ проект является в большей степени геополитическим и призван укрепить российские позиции как военно-политическом плане (ОДКБ), так и в экономическом (ЕЭП). С реализацией последнего фактора будет укреплена экономическая зависимость ЦА от России. Для Казахстана ЕЭП является чисто экономической прерогативой, стимулирующей внутреннее производство. Из этого следует, что перед Казахстаном в среднесрочной перспективе встанет дилемма, которая с одной стороны будет предполагать сохранность своих экономических интересов, а с другой незначительным образом определит тенденцию снижения свободы действий на внешнеполитической арене.

Конечно, в Астане прекрасно понимают, что такой вариант развития событий вполне имеет место быть. Власти Казахстана негласно пытаются заручиться поддержкой международного сообщества путем выражения своего собственного, отличного от взглядов Кремля мнения. Однако как будут расставлены приоритеты Астаной и, какая карта будет бита, станет известно в самое ближайшее время. Показателем тому станет насколько страны Центральной Азии и Казахстан в частности примут новый американский проект, подразумевающий развертывание полномасштабной борьбы с наркотрафиком из Афганистана. Для этого будут созданы спецподразделения во всех пяти центральноазиатских государствах. Но Россия воспринимает эту инициативу как сохранение присутствия США в регионе и убеждает партнеров по ОДКБ отказаться от участия в нем. Следовательно, возникает довольно щепетильная внешнеполитическая ситуация как для России и США, так и для стран ЦА в отдельности. Дабы склонить Казахстан и остальные страны региона к российскому вектору в этом вопросе, Кремлю нужно предложить лучшие условия (политические преференции, экономические выгоды, отмена пошлин на поставку энергоресурсов, материально-техническая помощь и т.д.). Вашингтон в это время интересуется формированием антинаркотического кольца вокруг Афганистана и продолжает свою центральноазиатскую политику. Страны ЦА лишь наблюдают за конфликтом интересов супердержав с выжидающей позиции.

Между тем, на современном этапе Казахстан, ищет пути влияния на соседние страны региона. Аналогично с российским подходом, казахстанский капитал идет в авангарде и является главным инструментом в обеспечении гарантиями своих капиталовложений и политических аспектов сотрудничества. Так, Астана дала согласие на реализацию энергетических проектов в Таджикистане, а во время визита премьер-министра О. Бабанова в Казахстан была достигнута договоренность о софинансировании казахской стороной строительства Камбар-Атинской ГЭС и высоковольтной ЛЭП, соединяющей северную часть КР с Алматинской областью РК. Необходимо отметить, что поддержка Казахстаном несет в себе стратегический характер, а именно в период сложных энергетических споров Кыргызстана с Узбекистаном.

Аналитический отдел «Prudent Solutions»

Токаев утвердил концепцию внешней политики Казахстана на 2020-2030 годы

Это ориентиры на ведение внешней политики Казахстана и задачи на тему того, какое место мы должны занять в мировом сообществе.

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев утвердил концепцию внешней политики Казахстана до 2030 года, сообщается на сайте Акорды. Она состоит из семи глав, Informburo.kz представляет выжимки из них:

Глава 1. Анализ текущей ситуации

В концепции отмечается, что «система международных отношений переживает сложную трансформацию». Названы её негативные последствия:

  • кризис доверия и повышение конфликтности;
  • столкновение в мировом масштабе двух основных тенденций – глобализма и национализма, что создаёт серьёзные риски для средних и малых государств;
  • обострение традиционных вызовов и угроз безопасности: терроризма, гонки вооружений, изменения климата;
  • новые факторы – кибервойны и т.д.

В концепции отмечается, что «Казахстану необходимо закрепить статус лидирующего государства в регионе Центральной Азии» и продвигать международные инициативы нашей страны на основе прагматизма.

Стратегическая задача остаётся прежней – войти в тридцатку самых развитых государств мира.

Глава 2. Международный опыт

В этой главе говорится о необходимости иметь концепцию внешней политики, Казахстану даётся определение «среднего регионального государства» и отмечается, что особый интерес представляет анализ концепции внешней политики зарубежных стран сопоставимой международной категории.

Глава 3. Основные принципы внешней политики

Республика Казахстан реализует свою внешнюю политику на основе следующих базовых принципов:

  1. Преемственность внешнеполитического курса Первого Президента – Елбасы на новом этапе развития страны.
  2. Содействие построению стабильного, справедливого и демократического мирового порядка; эффективная защита прав, свобод и законных интересов казахстанцев и проживающих за рубежом соотечественников.
  3. Продвижение внешней открытости государства, создание благоприятных внешних условий для повышения уровня благосостояния казахстанцев.
  4. Многовекторность, прагматизм и проактивность.
  5. Формирование коллективного видения и эффективных подходов международного сообщества к решению широкого круга проблем.
  6. Неразрывная связь безопасности и развития на национальном, региональном и глобальном уровнях.

Глава 4. Цели и задачи внешней политики

В этой главе перечисляются стратегические цели Казахстана, среди которых одним из пунктов идёт «возведение практических интересов граждан Казахстана и национального бизнеса во главу угла внешней политики государства».

Среди задач Казахстана на следующее десятилетие – активизация «гуманитарной дипломатии», популяризация позитивного образа страны в мировом сообществе; налаживание эффективной системы коммуникаций с широкой казахстанской общественностью по вопросам внешней политики; совершенствование работы по обеспечению защиты личных и семейных прав граждан, законных интересов физических и юридических лиц Республики Казахстан за рубежом.

Читайте также  Демократия - основа Белорусского государства

Глава 5. Тенденции и видение развития внешней политики

Казахстан будет выступать за восстановление и укрепление атмосферы доверия в международных отношениях на основе целей и принципов Устава Организации Объединённых Наций, продвижение многостороннего взаимодействия на основе равноправия и компромисса.

Казахстан также будет продолжать бороться с угрозой применения ядерного оружия в любых целях; будет поддерживать создание зон, свободных от ядерного оружия, и участвовать в предотвращении гонки обычных и новых видов вооружения.

Среди приоритетов в области экономической дипломатии названы:

  • трансформация национальной экономики, в том числе в рамках реализации программ индустриализации и развития «экономики простых вещей»;
  • расширение международного сотрудничества для привлечения качественных инвестиций в базовые отрасли экономики;
  • содействие трансферу передовых зарубежных технологий в Казахстан;
  • обеспечение благоприятных внешних условий для перехода Казахстана к «зелёной» экономике;
  • превращение Казахстана в трансконтинентальный транзитно-логистический хаб на магистральных путях Восток – Запад и Север – Юг.

Глава 6. Этапы реализации и ожидаемые результаты

С целью повышения предсказуемости доктринальных основ внешней политики Казахстана срок действия концепции увеличен до 10 лет. Планы реализации концепции утверждаются постановлением Правительства Республики Казахстан и обновляются раз в два года.

Глава 7. Перечень нормативных правовых актов, посредством которых предполагается реализовать концепцию

1. Конституционный закон Республики Казахстан от 20 июля 2000 года «О Первом Президенте Республики Казахстан – Елбасы».

2. Закон Республики Казахстан от 7 марта 2002 года «О дипломатической службе Республики Казахстан».

3. Закон Республики Казахстан от 30 мая 2005 года «О международных договорах Республики Казахстан».

4. Закон Республики Казахстан от 6 января 2012 года «О национальной безопасности Республики Казахстан».

Внешняя политика Казахстана: как страна оценивает свое место в мире?

Как известно, нет ничего практичнее хорошей теории, и в системе государственного управления этот тезис отражается в стратегическом планировании. Главное воплощение стратегии Казахстана на внешнем векторе – Концепция внешней политики.

6 марта президент РК Токаев своим указом утвердил Концепцию внешней политики Казахстана на 2020-2030 годы. Одновременно завершилось действие предыдущей концепции, принятой на 2014-2020 годы. Насколько эффективным было направление планирования для внешнего курса Казахстана, заложенное в 2014 году?

Сразу бросается в глаза, что по сравнению с документами системы государственного планирования в сфере экономики, например, пятилетними программами индустриально-инновационного развития, в концепции внешней политики практически нет целевых индикаторов. При этом результаты ее реализации в виде изменений в геополитическом статусе Казахстана, условиях развития сотрудничества с ключевыми партнерами и на региональном уровне вполне ощутимы. Опять же, увы, в отличие от экономических госпрограмм, о чем достаточно говорилось как главой государства, так и парламентариями.

Первый из заявленных в ней приоритетов – развитие внутрирегиональной интеграции в Центральной Азии в 2014 году выглядел малореальным на фоне взаимного недоверия, территориальных претензий, экономических и политических проблем в отношениях между странами региона. Тем не менее, в марте 2018 года был запущен механизм консультативных встреч лидеров государств Центральной Азии. Хотя само слово «интеграция» в совместных заявлениях по итогам встреч сегодня не употребляется, позиции всех без исключения центральноазиатских государств по самому широкому спектру вопросов – безопасность, торговля, транспортная инфраструктура, экология, культура и образование – сегодня ориентированы на расширение регионального сотрудничества. Кроме того, на уровне министров иностранных дел были запущены диалоги в формате «Центральная Азия плюс» с США, ЕС, Китаем, Россией, Индией, Японией и Южной Кореей.

Конечно, большую роль сыграла смена внешнеполитического курса Узбекистана. Но без постоянной целенаправленной работы казахстанских дипломатов в этом направлении такой прогресс вряд ли был бы возможен.

Стоит, в частности, отметить проводившиеся по инициативе казахстанского МИДа встречи глав дипломатических ведомств стран Центральной Азии на полях международных форумов.

В 2017 году Казахстану удалось серьезно продвинуться по вопросу международно-правового оформления границ с государствами Центральной Азии. Завершилась делимитация государственной границы с Узбекистаном и демаркация границы – с Кыргызстаном.

После избрания в Совет Безопасности ООН Казахстан использовал возможности этой самой влиятельной международной организации для продвижения интересов всех пяти центральноазиатских государств. Во время своего председательства в Совете Безопасности в январе 2018 года мы инициировали содержательные и результативные дискуссии по ситуации в Афганистане и мерам по укреплению мира, безопасности и развития в Центральной Азии.

В прошлой концепции было сказано, что Казахстан рассматривает евразийскую экономическую интеграцию в качестве одного из действенных способов продвижения страны на устойчивые позиции в системе мирохозяйственных связей, а потому будет укреплять Таможенный союз и Единое экономическое пространство в целях создания на этой основе Евразийского экономического союза.

Поставленная цель была достигнута – с 1 января 2015 года начал работать Евразийский экономический союз. С тех пор идет работа над тем, чтобы повысить его эффективность как инструмента содействия взаимной торговле, привлечению инвестиций и экономическому росту.

В полном соответствии с принципом многовекторности в декабре 2015 года Казахстан подписал Соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом, которое вступило в силу в марте этого года.

12 августа 2018 года в Актау была подписана Конвенция о правовом статусе Каспийского моря, завершившая длительный переговорный процесс и открывшая новые возможности для сотрудничества прикаспийских государств.

Важнейшим приоритетом внешней политики было объявлено построение мира без ядерного оружия. В декабре 2015 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию по достижению мира, свободного от ядерного оружия, инициатором которой выступил Первый президент Нурсултан Назарбаев. А 7 июля 2017 года был принят Договор о запрещении ядерного оружия, одним из авторов которого был Казахстан.

Итак, Концепция внешней политики на 2014-2020 годы продемонстрировала свою эффективность как документ стратегического планирования. Вдоль намеченных в ней «силовых линий» была выстроена внешняя политика государства, а работа дипломатического ведомства по реализации основных приоритетов и задач привела к конкретным результатам, имеющим долгосрочное значение.

Разработка Концепции внешней политики до 2030 года происходила под воздействием комплекса внешних и внутренних факторов.

Глубокая трансформация системы международных отношений, произошедшая со времени подготовки прежней концепции, потребовала адаптации Казахстана к меняющимся геополитическим реалиям и вызовам международной безопасности. Требовалась актуализация внешнеполитического курса и расширение дипломатического инструментария под новые реалии.

В то же время одним из базовых принципов, на которых строится внешнеполитический курс, в Концепции названа преемственность по отношению к курсу Первого Президента Нурсултана Назарбаева.

Внушительный по объему корпус внешнеполитических приоритетов Казахстана разбит на несколько блоков. Первыми поставлены приоритеты Казахстана на международной арене, а начинают этот блок те, которые относятся к поддержанию международного мира и безопасности.

Это содействие восстановлению и укреплению атмосферы доверия в международных отношениях на основе целей и принципов Устава Организации Объединенных Наций, продвижение многостороннего взаимодействия на основе равноправия и компромисса.

Эта формула включает в себя сразу несколько принципиально важных для Казахстана аспектов.

Во-первых, Казахстан выступает за мировой порядок, основанный на нормах международного права, в том числе принципах Устава ООН. Об этом Глава государства заявил и в своем недавнем выступлении на 75-й сессии Генассамблеи ООН. «Сегодня наш общий моральный долг – продемонстрировать приверженность основным целям и принципам Устава ООН», – сказал он.

Во-вторых, одной из ключевых задач является преодоление кризиса доверия в международных отношениях. В качестве одного из инструментов для решения этой задачи названо Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии.

И мы видим, что движение к заявленным в концепции целям уже началось. Так, включенная в Концепцию задача трансформации СВМДА в региональную организацию по безопасности и развитию была подтверждена с трибуны Генассамблеи: «В связи со стремительно растущим спросом на меры по укреплению доверия, Казахстан намерен преобразовать Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии в полноценную организацию по вопросам безопасности и развития в этом стратегически важном регионе».

В сентябре Казахстан стал председателем СВМДА и можно ожидать, что с этой позиции он предпримет все необходимое для того, чтобы Совещание превратилось в Организацию. Таким образом, произойдет та же трансформация, которая 1 января произошла с Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе, когда СБСЕ превратилось в ОБСЕ.

Центральноазиатский вектор остается в числе приоритетных. При этом в новой концепции закреплен геополитический статус Казахстана как ответственного участника мирового сообщества и государства-лидера в Центральной Азии. А задача по приданию Хабу ООН в городе Алматы статуса межрегионального центра ООН по Целям устойчивого развития уже была подтверждена Касым-Жомартом Токаевым в его выступлении на Генассамблее.

Казахстан вступил в новый этап политического развития. Концепция «слышащего государства» обусловила усиление акцента на продвижение и защиту интересов казахстанских граждан и казахстанского бизнеса. В новой концепции сказано, что государство ставит во главу угла своей внешней политики практические интересы граждан Казахстана и национального бизнеса (в предыдущей речь шла о «защите интересов граждан», при этом в рамках гуманитарных операций «Жусан» и «Русафа» было возвращено более 500 граждан РК на родину из зон конфликтов).

Читайте также  Политика умиротворения Германии

Поставленная Главой государства задача создания диверсифицированной, технологичной экономики внесла коррективы в работу дипломатического ведомства.

Приоритеты в области экономической дипломатии стоят после вопросов международной безопасности, как и в предыдущей концепции, однако их стало заметно больше.

Нетрудно заметить, что они содержат прямую отсылку к задачам, поставленным Президентом, например, привлечение международных ресурсов и потенциала к процессам структурной трансформации национальной экономики, в том числе в рамках реализации программ индустриализации и развития «экономики простых вещей».

Отметим, что практически все задачи относятся к созданию благоприятных условий для отечественного бизнеса – финансового, технологического, транспортно-логистического и др. Сумеет ли бизнес воспользоваться этими условиями – это от дипломатов уже не зависит.

Зато для реализации такой задачи, как содействие усилиям мирового сообщества по оказанию официальной помощи развитию уже создан специальный инструмент – Казахстанское агентство международного развития «KazAID».

Внешнеполитический курс Казахстана достойно прошел испытания пандемией. Наша страна оказалась включена в международную сеть взаимной поддержки – экспертной, фармацевтической, лекарственной, врачебной. Наши медики стали участниками надежной и эффективной системы обмена опытом, консультаций с зарубежными коллегами, разработки совместных эпидемиологических мер.

При этом медицинская дипломатия, до недавнего времени находившаяся на периферии международных организаций, сегодня занимает центральное место в их повестке. Медицина, фармакология, организация карантинных мероприятий стали приоритетными направлениями двустороннего и многостороннего сотрудничества. Гуманитарная помощь сегодня стала означать и помощь в виде медицинского оборудования и препаратов.

Изменились приоритеты консульской службы. Сегодня условия взаимных поездок граждан включают не только паспортно-визовые вопросы, но также требования, связанные с карантинными мерами. Вероятно, в скором времени консульский регламент будет включать в себя наличие справок о прививках, прохождение тестов, условия и сроки пребывания на карантине и тому подобные нормы и правила.

Новый импульс получила цифровая дипломатия. Карантинные меры, введенные по всему миру, ускорили использование информационных технологий. Видеоконференции стали «новой нормальностью» международной жизни. От дипломата требуется умение работать в интернете, выбирать целевые группы в социальных сетях, адаптировать к ним язык дипломатического протокола.

Словом, новые реалии вносят серьезные изменения в дипломатическую службу, работу загранпредставительств и каждого дипломата. Однако внешнеполитические принципы остаются неизменными.

Внешнеэкономическая политика Республики Казахстан на современном этапе развития

Соколова Эмма Вадимовна – студент магистратуры Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова.

Аннотация: В статье рассматривается внешнеэкономическая политика Республики Казахстан в современном глобальном мире, рассмотрено несколько задач по вхождению в состав тридцати развитых государств мира.

Ключевые слова: Казахстан, многосторонняя дипломатия, экономическая дипломатия, экономический курс, внешняя политика Казахстана.

Казахстан сегодня – это государство, которое динамично развивается экономически и имеет четко расставленные внешнеполитические приоритеты. Осуществляет многовекторное, практичное и ответственное международное взаимодействие, вкладывает ценный вклад в развитие и осуществление всеобщего плана, в сфере безопасности, совместной деятельности и совершенствования [1].

Образование нового экономического курса и становление на новый этап развития, подводит к новым вызовам и реалиям внешнюю политику Казахстана. Один из важных вопросов, это закрепить статус серьезного партнера на мировой арене. Значимо быть ключевым звеном в системе геополитических и геоэкономических координат Евразийского континента, занимать лидирующие позиции в регионе Центральной Азии, так как растет конкуренция между государствами за политическое и экономическое воздействие, международные рынки и инвестиционные рынки.

Для приближения к поставленным планам, очень важно следовать новому экономическому курсу. Снизить зависимость от мировых колебаний цен на энергоносители, то есть диверсифицировать нынешнюю экономику. На фоне активно изменяющейся ситуации во всем мире важно обеспечить сверхэффективное и общесистемное движение интернациональных начинаний Казахстана на основе прагматизма, общесистемного исследования в целях получения точных результатов для всех стран мира.

В соответствии с идеей «слышащего государства» учитывая стратегическую задачу по вхождению в состав тридцати развитых государств мира, нужно увеличить акцент на движение и защиту на внешней границе интересов государства, предпринимательства, каждого гражданина. Можно сказать, что это является ключевым соглашением построения крепкого, слаженного и социально ответственного государства, органично встроенного в нынешнюю систему межнациональных отношений. Если подытожить, эта концепция отражает реальность сегодняшнего мира и вполне реалистичную внешнюю политику страны.

Внешняя экономическая политика Казахстана затрагивает многие области, особенно, это вопросы в экономической дипломатии, прав человека, региональной и многосторонней дипломатии и др. Политика Республики Казахстан определяется президентом страны [2] и осуществляется работой Министерства иностранных дел [3].

Далее рассмотрим приоритеты страны на международной арене в основных областях. В области международного мира и безопасности, в планах руководства Казахстана: это содействовать восстановлению и укреплению атмосферы доверия в международных отношениях на основе целей и принципов Устава Организации Объединенных Наций (ООН), продвигать многостороннее взаимодействие на основе равноправия и компромисса; применять комплексный подход при разрешении межгосударственных конфликтов и споров; принимать участие в поиске комплексных подходов в решении узловых вопросов азиатской безопасности, в том числе посредством трансформации Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) в региональную организацию по безопасности и развитию; помогать объединению глобальных и региональных усилий в противодействии международному терроризму и экстремизму;

В области экономической дипломатии важным является вовлечение международных ресурсов и потенциала к процессам структурной трансформации национальной экономики. Не менее важным являются: развитие международного сотрудничества для привлечения качественных иностранных инвестиций в базовые отрасли экономики, содействие трансферу передовых зарубежных технологий в Казахстан как важной части инновационного и индустриального процесса.

Для того, чтобы привлечь высококачественные капиталовложения в основные сферы экономики, нужно расширить международное сотрудничество.

Важно расширить номенклатуру, объемы, а также географию экспорта и в первую очередь несырьевой. Нужно разработать безопасные маршруты экспорта, способствовать в интеграции более конкурентоспособных отраслей экономики в региональные и международные производственные цепочки. В интересах страны способствовать снятию разных препятствий, которые удерживают экспорт услуг и товаров Казахстана.

Касаемо вопросов в области прав человека, окружающей среды и гуманитарной дипломатии, во-первых: это развитие и укрепление гражданского общества; во-вторых: способствовать формированию межрелигиозного диалога; в-третьих: согласно противодействию незаконным актам в основе ненависти, расовой дискриминации, церковных разногласий, экстремизма, принимать участие в создании мирового сообщества. Планируется продолжить совместную работу с иностранными партнерами и донорами по реабилитации территорий бывшего Семипалатинского ядерного полигона и Аральского моря, по борьбе с опустыниванием. Приложить усилия для реализации Концепции по переходу страны к «зеленой экономике».

В части региональной и многосторонней дипломатии страна определила такие ценности: придать хабу ООН в городе Алматы статуса межрегионального центра ООН в Казахстане по Целям стабильного формирования и содействие его деятельности в странах Центральной Азии и Афганистане; совершенствовать дружеские взаимоотношения с РФ, многостороннее стратегическое партнерство с Китаем. Усилить стратегическое партнерство с Америкой, государствами Центральной Азии, с Европейским союзом и странами — членами ЕС. Руководство Казахстана планирует продолжить тесное сотрудничество с ЕАЭС, СНГ, Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе и другими институтами.

В планах Республики, продолжить развитие отношений со странами Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии, Среднего и Ближнего Востока, Северной и Южной Америки, Карибского бассейна и Африки. Активно участвовать в деятельности международных организаций в Азиатском регионе, расширять связи с региональными и другими структурами. Укрепление взаимодействия с международными, региональными, экономическими и финансовыми организациями.

Реализация концепции развития будет содействовать: упрочению государственной независимости Казахстана, ее международного авторитета, укреплению национальной, региональной и глобальной безопасности. Позволит достичь более высокого уровня интеграции Казахстана в международное сообщество, деловых интересов физических и юридических лиц Республики Казахстан за рубежом.

Внешняя политика республики казахстан на современном этапе

u0412 u0443u0441u043bu043eu0432u0438u044fu0445 u043du0430u0440u0430u0441u0442u0430u044eu0449u0435u0439 u0432u0437u0430u0438u043cu043eu0437u0430u0432u0438u0441u0438u043cu043eu0441u0442u0438 u043cu0435u0436u0434u0443 u0441u0443u0431u044au0435u043au0442u0430u043cu0438 u043cu0435u0436u0434u0443u043du0430u0440u043eu0434u043du044bu0445 u043eu0442u043du043eu0448u0435u043du0438u0439 u0432 u044du043fu043eu0445u0443 u0433u043bu043eu0431u0430u043bu0438u0437u0430u0446u0438u0438 u043du0438 u043eu0434u043du0430 u0441u0442u0440u0430u043du0430 u043cu0438u0440u0430, u043du0435u0437u0430u0432u0438u0441u0438u043cu043e u043eu0442 u0435u0435 u0440u0435u0441u0443u0440u0441u043du043eu0433u043e u0438 u0441u0438u043bu043eu0432u043eu0433u043e u043fu043eu0442u0435u043du0446u0438u0430u043bu0430 u0438u043bu0438 u0441u0442u0435u043fu0435u043du0438 u0440u0430u0437u0432u0438u0442u0438u044f, u043du0435 u043cu043eu0436u0435u0442 u043du0435 u043fu043eu0434u0432u0435u0440u0433u0430u0442u044cu0441u044f u0432u043bu0438u044fu043du0438u044e u0432u043du0435u0448u043du0438u0445 u0441u0438u043b. u041du0438 u043eu0434u043du0430 u0441u0442u0440u0430u043du0430, u043au0430u043au043eu0439 u0431u044b u043cu043eu0449u043du043eu0439 u0432 u0432u043eu0435u043du043du043eu043c u0438 u044du043au043eu043du043eu043cu0438u0447u0435u0441u043au043eu043c u043eu0442u043du043eu0448u0435u043du0438u0438 u043eu043du0430 u043du0438 u0431u044bu043bu0430, u043du0435 u043cu043eu0436u0435u0442 u0432 u043eu0442u0440u044bu0432u0435 u043eu0442 u0434u0440u0443u0433u0438u0445 u0441u0442u0440u0430u043d u0441u043fu0440u0430u0432u0438u0442u044cu0441u044f u0441 u043eu0441u0442u0440u0435u0439u0448u0438u043cu0438 u043fu0440u043eu0431u043bu0435u043cu0430u043cu0438 u0441u043eu0432u0440u0435u043cu0435u043du043du043eu0441u0442u0438. u041fu0440u043eu0442u0438u0432u043eu0441u0442u043eu044fu0442u044c u0438u043c u043cu043eu0436u043du043e u0442u043eu043bu044cu043au043e u0432 u0440u0430u043cu043au0430u0445 u0442u0435u0441u043du043eu0433u043e u043cu0435u0436u0434u0443u043du0430u0440u043eu0434u043du043eu0433u043e u0441u043eu0442u0440u0443u0434u043du0438u0447u0435u0441u0442u0432u0430. u0412 u0442u0430u043au0438u0445 u0443u0441u043bu043eu0432u0438u044fu0445 u0437u0430u0434u0430u0447u0435u0439 u043eu0442u0434u0435u043bu044cu043du044bu0445 u0433u043eu0441u0443u0434u0430u0440u0441u0442u0432 u044fu0432u043bu044fu0435u0442u0441u044f u0431u044bu0441u0442u0440u0435u0439u0448u0430u044f u0430u0434u0430u043fu0442u0430u0446u0438u044f u043a u043du043eu0432u043eu0439 u0441u0440u0435u0434u0435 u0447u0435u0440u0435u0437 u043fu0435u0440u0435u0441u043cu043eu0442u0440 u043fu0440u0435u0436u043du0438u0445 u043fu043eu0434u0445u043eu0434u043eu0432 u0438 u0432u044bu0440u0430u0431u043eu0442u043au0443 u043du043eu0432u044bu0445 u043fu043e u043au043bu044eu0447u0435u0432u044bu043c u043fu0440u043eu0431u043bu0435u043cu0430u043c u0432u043du0435u0448u043du0435u0439 u0438 u0432u043du0443u0442u0440u0435u043du043du0435u0439 u043fu043eu043bu0438u0442u0438u043au0438. u0414u043bu044f u043cu043eu043bu043eu0434u043eu0439, u043du0435u0437u0430u0432u0438u0441u0438u043cu043eu0439 u0420u0435u0441u043fu0443u0431u043bu0438u043au0438 u041au0430u0437u0430u0445u0441u0442u0430u043d, u0441u0442u0430u0432u0448u0435u0439 u043fu043eu043bu043du043eu043fu0440u0430u0432u043du044bu043c u0441u0443u0431u044au0435u043au0442u043eu043c u0438 u0430u043au0442u043eu0440u043eu043c u043cu0435u0436u0434u0443u043du0430u0440u043eu0434u043du044bu0445 u043eu0442u043du043eu0448u0435u043du0438u0439, u0447u0440u0435u0437u0432u044bu0447u0430u0439u043du043e u0432u0430u0436u043du043e u0432u0435u0434u0435u043du0438u0435 u0432u043du0435u0448u043du0435u0439 u043fu043eu043bu0438u0442u0438u043au0438, u043au043eu0442u043eu0440u0430u044f u0431u044b u0432u043eu0432u0440u0435u043cu044f u0443u043bu0430u0432u043bu0438u0432u0430u043bu0430 u0432u044bu0437u043eu0432u044b u043eu043au0440u0443u0436u0430u044eu0449u0435u0439 u043cu0435u0436u0434u0443u043du0430u0440u043eu0434u043du043eu0439 u0441u0438u0441u0442u0435u043cu044b u0438 u0434u043eu0441u0442u043eu0439u043du043e u043eu0442u0432u0435u0447u0430u043bu0430 u0438u043c, u0441u0442u0430u0432u044f u0432u043e u0433u043bu0430u0432u0443 u0443u0433u043bu0430 u043du0430u0446u0438u043eu043du0430u043bu044cu043du044bu0435 u0438u043du0442u0435u0440u0435u0441u044b u0441u0442u0440u0430u043du044b. u041du0435u043eu0431u0445u043eu0434u0438u043cu043e u0432u044bu0440u0430u0431u043eu0442u0430u0442u044c u043du043eu0432u044bu0435 u043fu043eu0434u0445u043eu0434u044b u0432u043e u0432u043du0435u0448u043du0435u0439 u043fu043eu043bu0438u0442u0438u043au0435, u043du0430u0439u0442u0438 u044du0444u0444u0435u043au0442u0438u0432u043du044bu0435 u043fu0440u0438u043du0446u0438u043fu044b u0438 u043cu043eu0434u0435u043bu0438 u0432u043du0435u0448u043du0435u043fu043eu043bu0438u0442u0438u0447u0435u0441u043au043eu0433u043e u043fu043eu0432u0435u0434u0435u043du0438u044f u0432 u0441u0442u0440u0435u043cu0438u0442u0435u043bu044cu043du043e u043cu0435u043du044fu044eu0449u0438u0445u0441u044f u043cu0435u0436u0434u0443u043du0430u0440u043eu0434u043du044bu0445, u0433u0435u043eu043fu043eu043bu0438u0442u0438u0447u0435u0441u043au0438u0445 u0438 u0433u0435u043eu044du043au043eu043du043eu043cu0438u0447u0435u0441u043au0438u0445 u0443u0441u043bu043eu0432u0438u044fu0445.n

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: