Военно-политическая обстановка и общая характеристика военных угроз - ABCD42.RU

Военно-политическая обстановка и общая характеристика военных угроз

Центр военно-политических исследований

Вы здесь

Военные опасности и угрозы, тенденции их обострения до 2020–2024 годов и далее

Обеспечение надежной военной безопасности любого государства связано, с одной стороны, с установлением неконфронтационных, а по возможности партнерских или дружественных отношений с субъектами мирового сообщества, а с другой, со способностью противостоять возможным военным угрозам из-вне и изнутри. Поэтому рассмотрение характера существующих межгосударственных отношений, выявление источников военной опасности и реальных военных угроз являются исходными положениями для исследования проблем обеспечения военной безопасности страны.

Получение оценок военных опасностей и угроз — одна из центральных задач обоснования исходных данных для военного планирования, важнейшей составной части стратегического планирования в Российской Федерации. Анализ практики решения этой задачи показал, что сформировавшееся представление о сущности военных угроз, их происхождения и структуры нередко не только не помогает, но и мешает обоснованному принятию решения о мерах по обеспечению военной безопасности.

В Стратегии национальной безопасности РФ даётся определение угрозы национальной безопасности, которое должно послужить методологической основой для формулирования других видов угроз: «Угроза национальной безопасности — совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам»[1].

Однако в Военной доктрине определение военной угрозы не соответствует подходу, данному в Стратегии национальной безопасности и под военной угрозой понимается «состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое реальной возможностью возникновения военного конфликта между противостоящими сторонами, высокой степенью готовности какого-либо государства (группы государств), сепаратистских (террористических) организаций к применению военной силы (вооруженному насилию)»[2]. Этим объясняется перечень военных угроз, приведенный в Военной доктрине. Приведём его полностью:

— резкое обострение военно-политической обстановки (межгосударственных отношений) и создание условий для применения военной силы. (В настоящее время данный фактор особенно ярко проявляется в отношениях между РФ и Украиной, между РФ и Турцией, а также в отношениях между РФ и НАТО);

— воспрепятствование работе систем государственного и военного управления РФ, нарушение функционирования ее стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной, химической, фармацевтической и медицинской промышленности и других потенциально опасных объектов;

— создание и подготовка незаконных вооруженных формирований, их деятельность на территории РФ и ее союзников;

— демонстрация военной силы в ходе проведения учений на территориях государств, сопредельных с РФ и ее союзников;

— активизация деятельности ВС отдельных государств (групп государств) с проведением частичной или общей мобилизации, переводом органов государственного и военного управления этих государств на работу в условиях военного времени.

Анализ приведенного перечня угроз показывает, что они отражают некоторые стороны состояния военно-политической обстановки, но не указывают на тот возможный ущерб национальным интересам России, который эти действия могут нанести. Вместе с тем, специалистам известно, что военные угрозы России отличаются между собой как в зависимости от рассматриваемого ТВД (СН), так и от других факторов, например, возможных целей применения военной силы.

Примечательно в этой связи, что в военно-политических установках США понятие «военная угроза» вообще отсутствует, а речь ведется об угрозах «интересам США» и их союзников или угрозах «национальной безопасности» или «гражданам США».

А это позволяет использовать военную силу не только в ситуации непосредственной военной угрозы, а в любой другой ситуации, когда американские интересы находятся под ударом. И такой подход вполне оправдан, так как военная сила существует не только для того, чтобы отражать внешнюю агрессию, но и для решения широкого спектра национальных задач, в том числе в области экономики, защиты прав, жизни и здоровья российских граждан и в других гуманитарных целях, а также для поддержания международного мира и безопасности, включая борьбу с терроризмом.

В этом контексте представляется необходимым уточнить содержание такого ключевого для обеспечения военной безопасности фактора, как угроза национальной безопасности, установив разновидности этих понятий, что рациональнее всего сделать с помощью классификации. С этой целью следует проанализировать соотношение национальной и военной безопасности, виды угроз жизненно важным интересам личности, государства и общества.

[1] Стратегия национальной безопасности. Утверждена Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 года № 683.

[2] Военная доктрина Российской Федерации. Утверждена Президентом РФ 26 декабря 2014 года. 30 декабря 2014 г. в «РГ» — Федеральный выпуск № 6570.

НАТО наступает

Военно-политическая обстановка в мире к началу 2021 года остаётся напряжённой и имеет тенденцию к обострению.

Мировые расходы на оборону с незначительными колебаниями продолжают расти седьмой год подряд и достигли отметки в 1,93 млрд. долл. США. Несмотря на планируемое в 2021–2022 годах замедление, обусловленное пандемией, к 2030 году общий бюджет на военные нужды может достичь отметки в 2,2 млрд. долл. США. Как и прежде, лидерство в расходах остаётся за Соединенными Штатами (более 40%).

Ключевыми геополитическими игроками ускоряется разработка и принятие на вооружение новых образцов ВВСТ (вооружение, военная и специальная техника). Основные усилия направлены на развитие стратегических вооружений и создание возможностей для их гарантированного применения, на разработку высокоточных гиперзвуковых ракетных комплексов, беспилотных летательных аппаратов, средств ПВО и ПРО, а также на исследования в области искусственного интеллекта и автоматизации управления войсками.

Приоритетом оборонной политики США остаётся обеспечение превосходства национальных вооружённых сил в мировом океане, воздухе и космосе. Целью, как и прежде, остаётся удержание мировой гегемонии, достигаемое, в первую очередь, посредством сдерживания главных оппонентов – России и Китая.

Для достижения своих целей США и страны НАТО усиливают военное присутствие на восточном фланге блока – в Арктике, Восточной Европе и Средиземноморье. Вслед за размещением на постоянной основе отряда БПЛА MQ-9 Reaper на румынской авиабазе Кымпия-Турзий США приняли решение о размещении на норвежском аэродроме Орланд стратегических бомбардировщиков B-1B Lancer. При этом стратеги B-1B Lancer и беспилотники MQ-9 Reaper систематически выполняют учебно-тренировочные полёты и ведут разведку вдоль границ Российской Федерации. Одновременно с наращиванием сил и средств на северной и южной оконечностях восточного фланга особое внимание уделяется военному сотрудничеству с Польшей, как альтернативному Германии и Франции центру Европы. Такая политика позволяет США одновременно снизить возможные риски евроатлантической дезинтеграции и усилить политическое давление на порой не уступчивые Берлин и Париж. Ежегодные комплексные военные учения НАТО Defender Europe позволяют США отрабатывать переброску воинских контингентов через Атлантику и дальнейшие совместные действия с войсками стран-членов НАТО в Восточной Европе. Начало очередных учений, центр которых сместится на Балканы и в западное Причерноморье, запланировано на май 2021 года.

Важнейший партнёр США – Великобритания, реализуя политику трансатлантизма в Черноморском регионе, активно взаимодействует с Турцией и Украиной, способствуя трёхстороннему сближению стран в сфере экономического и военно-технического сотрудничества. И, если ВТС между Анкарой и Лондоном развивается не первый год, то широкое взаимодействие Турции с Украиной – тренд конца 2020 года. В настоящее время объём сотрудничества между двумя странами растёт и оценивается двумя-тремя десятками совместных проектов. Наиболее известные из них – производство Турцией корветов типа Ada и разведывательно-ударных БПЛА типа Bayraktar TB2 для ВСУ.

При этом Москва, пытаясь сохранить развитые экономические отношения с Анкарой, по линии МИД РФ послала сигнал своим турецким коллегам, пожелав, чтобы военно-техническое сотрудничество между Турцией и Украиной не оказало негативного влияния на ситуацию в Донбассе. Ранее глава внешнеполитического ведомства Сергей Лавров также дал понять, что Россия не рассматривает проект «Великого Турана» как угрозу.

В свою очередь, США, несмотря на публичную напряжённость в отношениях с Турцией, обусловленную покупкой российских С-400, продолжают тесное сотрудничество с турецким руководством в рамках НАТО. В частности, 9 февраля ВМС и ВВС США и Турции провели совместные учения в Чёрном море, отмеченные официальным представителем МИД РФ Марией Захаровой, как антироссийские. Вашингтон также продолжает оказывать военную помощь Украине, совокупный объём которой за последние 6 лет составил около 2 млрд. долл. США. Характер оказываемой помощи носит преимущественно демонстративный характер и говорит о нацеленности Белого дома на продолжение вооружённого конфликта между ЛДНР и Киевом в вялотекущем режиме, что, однако, не исключает возможностей его форсирования. Приобретаемая же Украиной по линии ВТС военная продукция США не способна кардинально усилить возможности ВС Украины, а реализация стратегии развития военно-морских и воздушных сил до 2035 года невозможна без существенного увеличения военного бюджета. Тем не менее, именно украинское направление является наиболее вероятной военной угрозой для России в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

Одновременно с этим, основную угрозу евроатлантическим устремлениям США и Великобритании, по мнению западных военных стратегов, представляет усиление ВМС Китая, численность боевых кораблей которого превысила отметку в 350 единиц, превзойдя, таким образом, численность ВМС США. В совместном документе глав ВМС США, корпуса морской пехоты и береговой охраны под заголовком «Преимущество на море: господство путём межведомственной интеграции военно-морских сил», Китай и Россия вновь обозначены как «две наиболее значительные угрозы этой эпохе глобального мира и процветания».

Опасаясь стремительного развития Китая как морской державы, США, помимо санкционного давления, усиливают развитие национальных ВМС, ключевыми характеристиками которого должны стать: значительное увеличение численности корабельного состава (до 500 единиц к 2045 году), введение в строй нового поколения атомных подводных лодок, усиление возможностей морской разведывательной авиации и наличие гиперзвуковых противокорабельных ракет.

Читайте также  Английская научная школа политических арифметиков

Таким образом, вектор политики США и Великобритании в отношении России в начале 2021 года не претерпел изменений и направлен на создание контролируемых угроз по периметру границ РФ. Аналогичная политика в отношении Китая невольно сближает крупнейшие континентальные державы, подвигая мир к блоковому противостоянию.

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Военно-политическая обстановка и общая характеристика военных угроз

проведения занятия по общественно-государственной подготовке

с военнослужащими по призыву

на тему: «Военно-политическая обстановка и общая характеристика военных угроз»

1. Военно-политическая обстановка в мире.

2. Общая характеристика угроз безопасности Российской Федерации.

Цель: Ознакомить с военно-политической обстановкой и общей характеристикой военных угроз».

Материальное обеспечение: методическое пособие, журнал «Ориентир»

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ – 5 МИНУТ

• принимаю доклад от старшего группы

• проверяю наличие личного состава, готовность к занятию

• объявляю тему и цели занятия

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – 35 МИНУТ

Российская Федерация, представляя собой объект повышенного интереса и определённых притязаний со стороны других стран, оказалась накануне третьего тысячелетия в центре радикальных геополитических изменений экономического, социально-политического и военного характера. Новая расстановка военно-политических сил в мире, особенно в Европе, нарушила прежние основы стабильности, изменила характер, масштабы и содержание опасностей и угроз, приобретающих всё более комплексный характер.

1-ый учебный вопрос: Военно-политическая обстановка в мире

Военно-политическая обстановка в мире развивается под влиянием двух основных противоречивых тенденций.

Преодоление глобального военного противостояния, укрепление доверия в военной области и расширение межгосударственного сотрудничества, начавшийся процесс сокращения вооружённых сил, ядерных и обычных вооружений способствуют значительному снижению угрозы возникновения мировой ядерной и крупномасштабной обычной войн. Формируются условия для налаживания взаимовыгодного партнёрства Российской Федерации с другими государствами.

Вместе с тем становление многополюсного мироустройства сопровождается стремлением США сохранить за собой роль мирового лидера и борьбой между государствами, претендующими на региональное лидерство за передел сфер влияния. Это несёт в себе потенциальную угрозу обострения соперничества практически по всем направлениям межгосударственных отношений, которое при неблагоприятном развитии событий может привести к дестабилизации обстановки.

Чётко обозначилась тенденция переноса главных акцентов в межгосударственных противоречиях в сферу геополитических и экономических интересов. Негативные тенденции развития военно-политической обстановки усугубляются стремлением транснациональных компаний к перераспределению сфер влияния. Сохраняются ресурсные, демографические и территориальные проблемы. Усиливаются угрозы, связанные с нетрадиционными, качественно новыми формами информационной, технологической и экономической экспансии, распространением ядерного и других видов оружия массового поражения, средств его доставки, с ростом международного терроризма, незаконного оборота оружия и наркотиков.

Активизируются экстремистские, политические, сепаратистские, националистические, религиозные силы и движения, использующие военную силу, террористические средства и методы для реализации своих политических целей.

Выступая на совещании руководящего состава ВС РФ 20 ноября 2000 года министр обороны РФ Маршал Российской Федерации Игорь Сергеев. Анализируя военно-политическую обстановку отметил, что вектор потенциальной угрозы безопасности РФ постепенно смещается на Юг. Это обусловлено, во-первых, расширением зоны влияния талибов до границ Таджикистана. Угроза распространения исламского экстремизма во всём регионе Центральной Азии, имеющем исключительно важное значение для России, принимает всё более реальные очертания. Во-вторых, постепенным осознанием Западом того, что для противодействия международному терроризму потребуются усилия всего мирового сообщества. Сейчас фронт борьбы с ним проходит на Балканах, в Центральной Азии, на Северном Кавказе и Ближнем Востоке. Сегодня Россия и центральноазиатские государства СНГ фактически противостоят главной угрозе 21 века- религиозному радикализму, национальному экстремизму и международному терроризму.

Наиболее серьёзным дестабилизирующим фактором является стремление ряда государств использовать в своих интересах временное ослабление экономического и военного потенциала, международных позиций России, ограничить её роль в формировании системы международной безопасности и в мировых интеграционных процессах.

Постоянным фактором дестабилизации военно-политической обстановки выступает блоковая политика. Сохранение и усиление военно-политических блоков препятствует формированию системы международной безопасности, воспроизводит угрозу милитаризации международных отношений.

Таким образом, анализ тенденций развития военно-политической и военно-стратегической обстановки в мире свидетельствуют о возможности обострения ситуации в различных регионах, следствием которого может явиться возникновение реальных угроз интересам и безопасности России.

В общем виде под угрозами безопасности РФ понимается совокупность действий иностранных государств (их союзников), международных террористических организаций и криминальных структур (группировок):

· создающих опасность нарушений суверенитета, территориальной целостности, изменения конституционного строя;

· препятствующих реализации национальных интересов;

· способствующих размыванию национальных ценностей и разрушению основных устоев образа жизни;

· подрывающих уровень обороноспособности страны.

Спектр основных угроз нашему государству официально определён в новой «Концепции национальной безопасности Российской Федерации» и применительно к военной сфере детализирован в Военной доктрине. Органы военного управления рассматривают военные угрозы безопасности страны как «специфическую часть общего спектра угроз национальной безопасности РФ, связанную с прямым или опосредствованным применением военной силы».

Таким образом, в корне изменившаяся за сравнительно короткое время геополитическая обстановка при всём своём историческом значении не привела к торжеству несиловых принципов в международных отношениях. Существовавшая ранее военная угроза крупномасштабного (возможно, ядерного) военного конфликта между Западом и Востоком лишь трансформировалась в угрозы локального и регионального масштабов, но не исчезла совсем. Вместе с тем, при определённых условиях возможна трансформация этих угроз в конфликты, в разрешении которых могут использоваться как военные, так и невоенные силы и средства.

2-й учебный вопрос: Общая характеристика угроз безопасности Российской Федерации

С окончанием «холодной войны» произошёл распад нескольких геополитических оболочек, ранее окружавших Российскую Федерацию и выполнявших в том числе и защитную функцию. Столь масштабная деформация геополитического пространства обозначила для России новые группы военных угроз, приоритет которых (степень опасности) оказался выше по отношению к прежним, уже существующим. Вместе с тем ясно, что основу такой системы, а точнее её ядро, будет составлять борьба за ресурсы, благополучное экономическое и жизненное пространство.

К первой группе военных угроз, наиболее опасных для РФ, следует отнести международный терроризм.

Вооружённые диверсии и террористические акты в мире приняли угрожающие масштабы. В соседних с Россией регионах идёт создание организованных и оснащённых современным оружием преступных группировок с участием граждан, представляющих целый ряд государств. К началу 90-х годов 20 века в мире действовало около 500 террористических организаций и групп различной экстремистской направленности. Только за десять лет они совершили около 7 тыс. актов международного терроризма, от которых пострадало более 11 тыс. человек, а государствам, на территории которых эти акты были осуществлены, нанесён большой материальный и моральный ущерб.

Для России это относительно новые угрозы, к адекватному парированию которых она в полной мере пока не готова. Опыт проведения широкомасштабной контртеррористической операции в Дагестане и Чечне показал, что данная группа военных угроз представляет реальную угрозу безопасности и будет носить продолжительный характер.

Противостояние России и НАТО в новом докладе FOI

Политическая обстановка

В 2017 г. FOI выпустил предыдущий анализ стратегической обстановки в Европе и специфики противостояния России и НАТО. За прошедшие годы многое изменилось, как в политическом и дипломатическом, так и в военном отношении. Новый доклад рассматривает текущее положение дел, а также предлагает способы решения актуальных проблем.

Основным фоном для текущих событий остается изменение «ландшафта безопасности». Мир становится многополярным, крупные страны усиливают свое влияние, а потенциал международных организаций сокращается. Эти процессы угрожают европейским странам, и они вынуждены спешно модернизировать свои вооруженные силы, а также развивать международное военное сотрудничество.

Российский «авторитарный режим» стремится вернуть статус великой державы и включает ближайшие страны в сферу своих интересов. «Российская угроза» беспокоит европейские государства. При этом не все они уверены в возможной помощи от главного союзника по НАТО – от США. Отсутствие гарантий от американских властей, как считают в FOI, рассматривается Россией в качестве дополнительной возможности для расширения своих сфер интересов.

В последние годы, несмотря на наличие стратегических угроз, не все европейские страны наращивали оборонный бюджет с должными темпами. Продолжающаяся пандемия ударила по европейской экономике – и это не позволит увеличивать оборонные расходы.

В FOI полагают, что в нынешней ситуации нельзя считать угрозой только Россию. Китай в последние годы принимает различные меры, направленные на расширение политического и экономического присутствия в европейском регионе. Китайский «авторитарный режим» тоже считают угрозой для безопасности Европы, и поэтому его необходимо учитывать при последующем военном планировании.

Преимущества и недостатки

В докладе рассматриваются ключевые показатели вооруженных сил России и НАТО, а также политические и экономические особенности. Из этих данных выводятся общие тенденции, влияющие на соотношение сил и обстановку. Специалисты FOI отмечают, что обе стороны гипотетического вооруженного конфликта имеют свои преимущества друг перед другом. Грамотное их использование может повлиять на исход предполагаемой войны.

С точки зрения военной, политической и экономической мощи, объединенные европейские силы превосходят Россию или Китай. Однако такое превосходство может быть получено только при правильной координации действий всех стран и при отсутствии разногласий. Учитывая это, российский и китайский «режимы» стремятся подрывать контуры взаимодействия стран-вероятных противников.

Читайте также  Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования

Сильными сторонами России называют единую систему управления, последовательные стратегии и возможность быстрого выполнения поставленных задач. В то же время, российская экономика слаба, растет социальное недовольство, а государственные структуры опираются на личность одного лидера.

Точные планы верховного командования вооруженных сил России остаются неизвестными. Однако в последние годы принимались значительные меры по строительству, планированию и применению войск. В FOI полагают, что российская армия способна быстро перебрасывать крупные группировки войск и поддерживать их деятельность, имеются развитые и эффективные контуры управления и т.д. Эти факторы дают преимущества при боевой работе на территории России и в ближайших районах Европы.

Начиная с саммита в 2014 г., НАТО осуществляет различные программы модернизации своей европейской группировки. Составляются и актуализируются планы переброски и развертывания войск, заключаются новые соглашения о взаимодействии и вводятся новые руководящие документы. Однако в текущем планировании есть некоторые пробелы. Не определены точные составы командных структур. Отсутствуют четкие планы по развертыванию и применению войск в тех или иных ситуациях и т.д.

Однозначным преимуществом России являются многочисленные и хорошо оснащенные сухопутные войска, имеющий значительный опыт. В минимальные сроки могут быть собраны ударные группировки для наступления в заданных районах. Страны НАТО могут собрать схожий контингент только совместными усилиями. Также отмечается отставание в процессах логистики и поддержки.

Одной из главных проблем НАТО является рассредоточение вооруженных сил по всей Европе. Сбор группировок нескольких армий на одном направлении является достаточно сложной и длительной операцией. На ее ходе и результатах также может сказаться низкий уровень боевой готовности, поддерживаемый европейскими армиями.

НАТО имеет преимущества в военно-воздушной и военно-морской сферах. Альянс может собрать авиационные и корабельные группировки, по количеству и качеству превосходящие российские ВВС и ВМФ. Однако преимущества в этих сферах гарантируются только при условии участия США и при быстром прибытии их кораблей и самолетов на театр военных действий.

Гипотетическая операция

Соотношение сил и возможности России и НАТО рассматриваются на примере гипотетического конфликта в Восточной Европе, начатого российской стороной. По сценарию от FOI, российская армия начинает наступление на Прибалтику со своей и белорусской территории. Целью такого наступления является быстрый захват территорий и уничтожение местных сил НАТО.

Предполагается, что на оперативно-тактическом уровне ход и результаты такого конфликта будут определяться, главным образом, сухопутными войсками. Быстрая переброска тактической авиации позволяет странам НАТО рассчитывать на поражение российской ПВО и последующее активное воздействие на сухопутные ударные формирования. Не исключается возможность применения ядерного оружия.

В FOI предполагают, что в течение нескольких первых суток конфликта Россия сможет использовать свои преимущества в сухопутной сфере и развивать наступление. Однако затем НАТО сможет собрать достаточную авиационную группировку, и преимущество перейдет на сторону Альянса. Дальнейший ход конфликта зависит от разнообразных факторов.

Отмечается, что потенциальным ТВД является не только Прибалтика. Конфликты могут начаться и в других регионах, и НАТО следует готовиться к этому. При этом необходимо учитывать не только риски начала войны, но и угрозы иного характера.

Шесть шагов

Для повышения потенциала НАТО в Европе и более эффективного противодействия вероятным противникам FOI предлагает принять ряд мер. Реализация шести ключевых предложений позволит значительно повысить боеспособность как отдельных армий, так и НАТО в целом.

В первую очередь, FOI призывает страны НАТО не ограничиваться противостоянием только с Россией. Необходимо уделять внимание другим угрозам, таким как Китай, иные «неблагонадежные страны» и терроризм. При этом не исключается появление коалиций внутри Альянса, что связано с большим количеством его участников и наличием у них собственных интересов.

Второе предложение касается разработки новой стратегии гибкого реагирования, способной обеспечить сдерживание и активное противодействие противнику. Необходимо охватить весь спектр угроз, от малозаметного воздействия на отдельные страны-союзницы до полномасштабной ядерной войны.

Третья идея – отказ от стремления к лидерству во всех сферах. Европейским странам не обязательно обеспечивать превосходство над Россией во всех направлениях. Необходимы лишь те меры, которые лишат российское командование уверенности в быстрой и легкой победе. Это позволит сэкономить, но обеспечить эффективное сдерживание – или неприемлемые для России потери в случае конфликта.

Четвертое предложение от FOI предусматривает создание максимально гибких многокомпонентных сил. Следует создать потенциал во всех областях, от киберпространства до космоса; обычные и ядерные силы. Такая сила будет более эффективной, чем просто крупная армия классического образца.

Пятую меру называют самой простой, дешевой и эффективной. Предлагается продолжать процессы строительства, подготовки и координации сил. Параллельно с этим нужен шестой шаг – планирование с прицелом на ближнюю и дальнюю перспективу. Долгосрочные вложения необходимы и обязательны, но с их помощью не удастся решать актуальные задачи. Поэтому нужны программы быстрой модернизации армий. При этом планы на отдаленное будущее следует составлять с учетом рисков сокращения финансирования и снижения поддержки населения.

Противостояние продолжается

Доклад «Western Military Capability in Northern Europe 2020» от Института оборонных исследований показывает одну из существующих точек зрения на текущую военно-политическую ситуацию в Европе. Он рассматривает текущее положение дел, указывает на потенциал и особенности противостоящих сторон, а также предлагает шаги по улучшению возможностей одной из них.

Очевидно, что ситуация в Европе в ближайшем будущем не будет меняться к лучшему. Более того, возможно появление новых вызовов и угроз. В связи с этим FOI предлагает ряд мер по повышению обороноспособности европейских стран и НАТО в целом. Однако перспективы таких предложений сомнительны. У НАТО есть собственные аналитические и планирующие структуры, и их мнение по ключевым вопросам может отличаться от выводов доклада FOI. При этом окончательные решения останутся именно за государственными и натовскими структурами.

Военно-политическая обстановка и общая характеристика военных угроз

Трейдинг криптовалют на полном автомате по криптосигналам. Сигналы из первых рук от мощного торгового робота и команды из реальных профессиональных трейдеров с опытом трейдинга более 7 лет. Удобная система мгновенных уведомлений о новых сигналах в Телеграмм. Сопровождение сделок и индивидуальная помощь каждому. Сигналы просты для понимания как для начинающих, так и для опытных трейдеров. Акция. Посетителям нашего сайта первый месяц абсолютно бесплатно .

1. Военно-политическая обстановка в мире.

2. Общая характеристика угроз безопасности Российской Федерации.

Цель: Ознакомить с военно-политической обстановкой и общей характеристикой военных угроз».

Материальное обеспечение: методическое пособие, журнал «Ориентир»

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ – 5 МИНУТ

лад от старшего группы

• проверяю наличие личного состава, готовность к занятию

• объявляю тему и цели занятия

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – 35 МИНУТ

Российская Федерация, представляя собой объект повышенного интереса и определённых притязаний со стороны других стран, оказалась накануне третьего тысячелетия в центре радикальных геополитических изменений экономического, социально-политического и военного характера. Новая расстановка военно-политических сил в мире, особенно в Европе, нарушила прежние основы стабильности, изменила характер, масштабы и содержание опасностей и угроз, приобретающих всё более комплексный характер.

1-ый учебный вопрос: Военно-политическая обстановка в мире

Военно-политическая обстановка в мире развивается под влиянием двух основных противоречивых тенденций.

Преодоление глобального военного противостояния, укрепление доверия в военной области и расширение межгосударственного сотрудничества, начавшийся процесс сокращения вооружённых сил, ядерных и обычных вооружений способствуют значительному снижению угрозы возникновения мировой ядерной и крупномасштабной обычной войн. Формируются условия для налаживания взаимовыгодного партнёрства Российской Федерации с другими государствами.

Вместе с тем становление многополюсного мироустройства сопровождается стремлением США сохранить за собой роль мирового лидера и борьбой между государствами, претендующими на региональное лидерство за передел сфер влияния. Это несёт в себе потенциальную угрозу обострения соперничества практически по всем направлениям межгосударственных отношений, которое при неблагоприятном развитии событий может привести к дестабилизации обстановки.

Чётко обозначилась тенденция переноса главных акцентов в межгосударственных противоречиях в сферу геополитических и экономических интересов. Негативные тенденции развития военно-политической обстановки усугубляются стремлением транснациональных компаний к перераспределению сфер влияния. Сохраняются ресурсные, демографические и территориальные проблемы. Усиливаются угрозы, связанные с нетрадиционными, качественно новыми формами информационной, технологической и экономической экспансии, распространением ядерного и других видов оружия массового поражения, средств его доставки, с ростом международного терроризма, незаконного оборота оружия и наркотиков.

Активизируются экстремистские, политические, сепаратистские, националистические, религиозные силы и движения, использующие военную силу, террористические средства и методы для реализации своих политических целей.

Выступая на совещании руководящего состава ВС РФ 20 ноября 2000 года министр обороны РФ Маршал Российской Федерации Игорь Сергеев. Анализируя военно-политическую обстановку отметил, что вектор потенциальной угрозы безопасности РФ постепенно смещается на Юг. Это обусловлено, во-первых, расширением зоны влияния талибов до границ Таджикистана. Угроза распространения исламского экстремизма во всём регионе Центральной Азии, имеющем исключительно важное значение для России, принимает всё более реальные очертания. Во-вторых, постепенным осознанием Западом того, что для противодействия международному терроризму потребуются усилия всего мирового сообщества. Сейчас фронт борьбы с ним проходит на Балканах, в Центральной Азии, на Северном Кавказе и Ближнем Востоке. Сегодня Россия и центральноазиатские государства СНГ фактически противостоят главной угрозе 21 века- религиозному радикализму, национальному экстремизму и международному терроризму.

Читайте также  Развитие государства и права в средневековой Англии

Наиболее серьёзным дестабилизирующим фактором является стремление ряда государств использовать в своих интересах временное ослабление экономического и военного потенциала, международных позиций России, ограничить её роль в формировании системы международной безопасности и в мировых интеграционных процессах.

Постоянным фактором дестабилизации военно-политической обстановки выступает блоковая политика. Сохранение и усиление военно-политических блоков препятствует формированию системы международной безопасности, воспроизводит угрозу милитаризации международных отношений.

Таким образом, анализ тенденций развития военно-политической и военно-стратегической обстановки в мире свидетельствуют о возможности обострения ситуации в различных регионах, следствием которого может явиться возникновение реальных угроз интересам и безопасности России.

В общем виде под угрозами безопасности РФ понимается совокупность действий иностранных государств (их союзников), международных террористических организаций и криминальных структур (группировок):

· создающих опасность нарушений суверенитета, территориальной целостности, изменения конституционного строя;

· препятствующих реализации национальных интересов;

· способствующих размыванию национальных ценностей и разрушению основных устоев образа жизни;

· подрывающих уровень обороноспособности страны.

Спектр основных угроз нашему государству официально определён в новой «Концепции национальной безопасности Российской Федерации» и применительно к военной сфере детализирован в Военной доктрине. Органы военного управления рассматривают военные угрозы безопасности страны как «специфическую часть общего спектра угроз национальной безопасности РФ, связанную с прямым или опосредствованным применением военной силы».

Таким образом, в корне изменившаяся за сравнительно короткое время геополитическая обстановка при всём своём историческом значении не привела к торжеству несиловых принципов в международных отношениях. Существовавшая ранее военная угроза крупномасштабного (возможно, ядерного) военного конфликта между Западом и Востоком лишь трансформировалась в угрозы локального и регионального масштабов, но не исчезла совсем. Вместе с тем, при определённых условиях возможна трансформация этих угроз в конфликты, в разрешении которых могут использоваться как военные, так и невоенные силы и средства.

2-й учебный вопрос: Общая характеристика угроз безопасности Российской Федерации

С окончанием «холодной войны» произошёл распад нескольких геополитических оболочек, ранее окружавших Российскую Федерацию и выполнявших в том числе и защитную функцию. Столь масштабная деформация геополитического пространства обозначила для России новые группы военных угроз, приоритет которых (степень опасности) оказался выше по отношению к прежним, уже существующим. Вместе с тем ясно, что основу такой системы, а точнее её ядро, будет составлять борьба за ресурсы, благополучное экономическое и жизненное пространство.

К первой группе военных угроз, наиболее опасных для РФ, следует отнести международный терроризм.

Главные угрозы 2021 года усилят позиции России

Главным полем соперничества мировых держав становится не ВПК и не космос, а фармацевтика. Российским вакцинам предстоит выдержать медийный шторм, который устроят для них на Западе. С таким предсказанием выступили авторы доклада «Международные угрозы – 2021. Геополитика после пандемии», подготовленного в МГИМО. От успеха или фиаско вакцины в новом году и будет зависеть статус США, Китая и России.

Лаборатория анализа международных процессов МГИМО МИД России в среду опубликовала доклад на тему «Международные угрозы – 2021. Геополитика после пандемии». Показательно, что в качестве иллюстрации для доклада выбрана картина Питера Брейгеля-старшего «Триумф смерти» – полотно появилось в разгар чумного мора, изменившего, как считается, пути развития Европы и всего мира.

Именно пандемии Средневековья вынудили государства создавать регулярные армии и профессиональную бюрократию – и в 2020 году мир наблюдал «действие все тех же инстинктов Левиафана: карантины, закрытые границы, мобилизация, контроль», отмечается в докладе.

Эксперты МГИМО напоминают, что предположения о том, что на первый план в борьбе с COVID-19 выйдут транснациональные корпорации и неправительственные структуры, были развеяны очень быстро. Напротив, главными «агентами борьбы с пандемией» выступили институты власти великих держав – Китая, России, Соединенных Штатов, стран ЕС. Появление общей угрозы лишь подхлестнуло тенденции, которые складывались давно – «возвращение национализма, протекционизма и великодержавного соперничества с опорой на силу», полагают политологи.

Борьбу государств за преобладание можно представить и как выбор инвестиционной стратегии: «В какой актив инвестировать ресурсы, чтобы в будущем получить дивиденды? США, Китай, Россия инвестируют и в военную мощь, и в технологии. Но есть и страны, которые в качестве ключевого актива выбирают либо военную мощь (Турция), либо технологии (Германия)», – отмечается в докладе российских экспертов-международников. По их прогнозу, наступивший 2021-й «принесет первые плоды всех трех стратегий».

Россия может возглавить движение COVID-неприсоединения

Вакцины от COVID будут оставаться важнейшим инструментом в конкуренции держав, отмечают эксперты. Китай и США заставляют своих партнеров выбрать соответствующую вакцину – китайскую или американскую, указывается в докладе.

«Мы уже видели, что геополитика напрямую вмешивается в пандемию, которую влиятельные мировые игроки не воспринимают как общую беду и каждый пытается справляться с ней по-своему. То есть национальный и корпоративный эгоизм возобладал пока над гуманитарной солидарностью», – сказал газете ВЗГЛЯД руководитель группы авторов доклада, директор лаборатории Андрей Сушенцов.

По мнению аналитиков МГИМО, «для России ставки особенно высоки». Во-первых, предъявив миру «Спутник V» и другие препараты, наша страна зарекомендовала себя в качестве лидера большой фармацевтики и биотеха. «Нас ждет медийный шторм на Западе против российских разработок», – предрекают эксперты.

«Желание «подставить ножку» или посеять сомнение в российской вакцине никуда не уйдет, поскольку разработка вакцин – это индикатор статуса страны в мире, уровня ее научно-технического потенциала, производственной базы. Такие вещи неизбежно политизируются, особенно в нынешних условиях активной геополитической конкуренции», – согласен гендиректор Российского совета по международным делам (РСМД) Андрей Кортунов.

Но вслед за сугубо медицинским в дело вступит и геополитический фактор. Эксперты МГИМО считают, что на фоне двуполярного американо-китайского противостояния Москва может стать лидером нового движения неприсоединения – тех стран и блоков государств, которые не готовы идти в фарватере Вашингтона или Пекина. В рамках этого движения Россия может «оказать своим партнерам существенную помощь – современными вооружениями, атомными и другими технологиями», – полагают авторы доклада. Наша страна – самый могущественный «третий» игрок в мире, отмечается в документе.

Как предполагают эксперты МГИМО, мировая фармацевтическая битва в конце концов завершится вничью – мировые игроки, скорее всего, пойдут на взаимное признание вакцин. «Как без него можно говорить о восстановлении нормального международного сообщения, о поездках, медицинских паспортах?» – риторически спрашивает Кортунов.

«Международным деловым кругам нужно возвращать систему нормальных авиаперевозок, предполагающую в том числе использование российских аэропортов как транзитных», – вторит ему Сушенцов.

Украину и Польшу вновь используют как таран против России

Другие угрозы для России и для всего мира трудно назвать новыми. Так, с появлением в Белом доме президента Джо Байдена можно ожидать, что Вашингтон вернется к старой тактике демократов – давить на Россию через Грузию, Украину и страны новой Европы, в первую очередь Польшу. Однако в том, что касается ядерных вооружений, не исключают эксперты, верх в команде Байдена возьмут реалисты. Они настроены на диалог с Москвой, понимая опасность дальнейшей деградации наших отношений. В частности, полагают аналитики, можно предположить, что Вашингтон даже продлит договор СНВ-3.

«Но сам Байден известен как поборник «смены режима» в России. В бытность вице-президентом он пытался указывать Путину,

выдвигать ли тому свою кандидатуру на президентских выборах. Такое не забывается. Разногласия по Сирии и Украине с командой Байдена у Москвы сильнее, чем были с администрацией Трампа», – говорится в докладе.

Кроме того, от команды демократов ожидают восстановления трансатлантических связей со Старым Светом. «Это может привести к отмене решения о выводе части американских войск из Германии, наращиванию количества и масштабов совместных учений и дополнительным поставкам вооружений в Европу», – говорится в докладе МГИМО.

Эрдогановская Турция: сила без технологий

Особое внимание авторов доклада привлекла Турция. По оценке МГИМО, турки в своем «внешнеполитическом ревизионизме» сделали ставку на военную силу, не подкрепив ее необходимыми технологическими мощностями. Прошлый год начался со вторжения турецких войск в Идлиб и завершился второй карабахской войной, по результатам которой Реджеп Тайип Эрдоган активно строит ось Анкара – Баку. По прогнозу авторов доклада, закрепившись на Каспии, Турция попытается теперь усилить свое влияние в Средней Азии.

«В Кремле без восторга смотрят на активное желание Эрдогана «застолбиться» на Южном Кавказе. Есть и много других точек возможных конфликтов: это и Украина, и Восточное Средиземноморье, и доктрина «пантюркизма», и Идлиб – здесь позиции расходятся довольно существенно. Отношения будут проблемными, но при этом, мне кажется, лидеры обеих стран – Путин и Эрдоган – понимают, что есть определенная «красная линия», которую они не должны переходить. Вопрос, насколько Эрдоган будет эти «красные линии» уважать», – подчеркивает Кортунов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: