Выборы в органы политической власти - ABCD42.RU

Выборы в органы политической власти

ВЫБОРЫ В ОРГАНЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ

1. Социальные функции и виды выборов.

2. Принципы выборов.

  1. Избирательные системы.

Политология выделяет два основных пути завоевания и удержания власти: насилие, диктатура и демократические выборы. Выборы – это демократический способ формирования, периодической или внеочередной смены персонального состава органов государственной власти или подтверждение их полномочий на новый срок. Выборы – это процедура назначения новых должностных лиц через свободное волеизъявление дееспособных граждан путем голосования за кандидатов, выдвинутых в соответствии с установленными законом правилами и процедурами.

    1. Социальные функции и виды выборов.

Политические выборы – это не только непосредственное голосование, но и широкий комплекс мероприятий и процедур относительно формирования управленческих органов в государстве. Главными среди них являются:

· Назначение выборов и определение даты их проведения;

· Определение границ избирательных округов и избирательных участков;

· Создание избирательных комиссий (Центральной, окружной, участковых);

· Составление списков избирателей;

· Выдвижение и регистрация кандидатов;

· Проведение предвыборной агитации;

· Голосование и подсчет голосов;

· Оглашение ведение в случае необходимости повторного голосования или повторных выборов.

Социальное назначение выборов отражается в их функциях. Рассмотрим важнейшие функции выборов в демократических системах.

1. Выборы являются главной формой проявления суверенитета народа, его политической роли как источника власти. С помощью выборов обеспечивается участие граждан в формировании представительных, законодательных, исполнительных и судебных органов власти, поскольку именно в результате выборов избранные народом кандидаты наделяются властными полномочиями. Для многих граждан выборы являются единственной формой их реального участия в политике.

2. В связи с этим в демократическом обществе выборы являются одним из важнейших институтов легитимизации существующей политической системы и политического режима. Сам факт участия граждан в выборах обычно означает принятие ими данного типа политической системы, политического режима, правил формирования органов власти независимо от отношения населения к конкретным должностным лицам, правительству и правящим партиям.

3. Выборы служат важнейшим каналом представления в органах власти интересов различных социальных групп. В период выборов создаются наиболее благоприятные возможности для осознания гражданами своих интересов и включения их в избирательные программы партий, движений и отдельных депутатов. Избирательная кампания активизирует процесс осознания гражданами своих интересов, а кандидаты в депутаты, стремясь получить массовую поддержку населения, становятся особенно восприимчивы к запросам и пожеланиям избирателей. И хотя депутаты после победы на выборах нередко забывают о своих обещаниях, в развитых демократических странах депутатский корпус все же ориентируется на запросы своих избирателей и свои обязательства. Таким образом по результатам выборов социальные интересы населения получают свое представительство в органах власти.

4. Выборы это способ смены политических элит, передача власти от одних людей к другим мирным демократическим путем через волеизъявление народа. В результате выборов обновляется состав правящей политической элиты и оппозиционной элиты, изменяется политический вес партий и их представителей, создается возможность вхождения в правящую политическую элиту граждан.

5. В процессе выборов происходит политическая социализация населения, развитие его политического сознания и политического участия. В ходе избирательного процесса резко расширяется поток политической информации и пропаганды, активизируется разнообразная политико-образовательная работа, концентрируется внимание людей на актуальных политических проблемах и альте6рнативных путях их решения. Поэтому в этот период граждане особенно интенсивно усваивают политические ценности и нормы, приобретают политические навыки и опыт.

В зависимости от того, кого избирают различают выборы президентские, парламентские и муниципальные (выборы в местные органы власти).

В зависимости от того, кто избирает выборы бывают прямые и косвенные. Первые характеризуются тем, что вопрос об избрании решают граждане. Прямыми выборами избираются нижние или единственные палаты парламентов (лишь иногда и верхние), президенты в президентских и смешанных республиках. Для косвенных выборов характерно, что вопрос об избрании решают не граждане, а избранные ими лица – выборщики, депутаты. Косвенными выборами часто избираются верхние палаты парламентов, иногда президенты (например, в США), правительства, судьи и др. Косвенные выборы могут иметь несколько ступеней или стадий.

Выборы бывают также очередные и внеочередные. Очередные выборы проводятся в сроки, указанные в конституции или законе, либо назначаются в связи с истечением срока полномочий выборного органа. Внеочередные выборы назначаются в случае досрочного роспуска парламента или отставки президента.

Выборы имеют определенную периодичность, которая определяется сроком полномочий выборных органов. Она позволяет избирателям регулярно обновлять состав выборных органов, подтверждая доверие выборным лицам или отказывая в нем. Это побуждает выборных лиц и политические объединения считаться с интересами и настроениями избирателей, поддерживать с ними постоянную связь, убеждать их в правильности избранного политического курса.

Продолжительность срока полномочий выборного органа имеет большое значение. При определении оптимального срока учитывается множество факторов и обстоятельств, включая национальные и исторические традиции. Мировая практика показывает, что срок полномочий парламентов обычно составляет 4-5 лет, президентов – 4-7 лет.

Оптимальным сроком считается такой, в течении которого избранное лицо могло бы реализовать свою программу, обеспечить стабильность и преемственность политического руководства. Учитывается и то, что этот срок не настолько велик, чтобы политик мог забыть о предстоящих выборах и не помнить о своей ответственности перед избирателями.

    1. Принципы выборов

Соответствовать своему социальному назначению выборы могут лишь тогда, когда они базируются на определенных принципах. Можно выделить две группы таких принципов: во-первых, принципы избирательного права, определяющие статус, положение каждого гражданина на выборах, во-вторых, общие принципы организации выборов (см. схема)

Рассмотрим основные демократические принципы избирательного права:

избирательного права организации выборов

Всеобщность Свобода выборов

Равенство Наличие выбора

Тайна выборов Состязательность, конкурентность

Прямое (непосредственное) Периодичность и регулярность

Равенство возможностей полити-

ческих партий и кандидатов

1. Всеобщность – все граждане, независимо от пола, расовой, национальной, образования, конфессии или политических убеждений, имеют активное (в качестве избирателя) и пассивное (в качестве кандидата) право на участие в классовой или профессиональной принадлежности, языка, уровня дохода, богатства, выборах. Всеобщность ограничивается определенным набором цензов. Этот набор в значительной мере и характеризует уровень демократичности избирательного права.

Избирательные цензы – требования, которым должен отвечать гражданин для получения права участвовать в выборах. Возрастной ценз разрешает участие в выборах лишь с определенного возраста, как правило, при достижении совершеннолетия. Возраст кандидатов должен быть несколько выше.

Ценз недееспособности ограничивает избирательные права психически больных, что должно быть подтверждено судебным решением.

Моральный ценз ограничивает или лишает избирательных прав лиц, находящихся по приговору суда в местах лишения свободы.

Во многих избирательных системах существует ценз оседлости, выдвигающий в качестве условий допуска к выборам определенный срок проживания в данной местности. Например, для парламентских выборов требуется постоянное проживание в соответствующем избирательном округе: в США – 1мес., в ФРГ – 3 мес., в Канаде – 12 мес., в Ирландии – иметь “место для сна”, в Норвегии –проживать в стране не менее 5 лет.

Долгое время во многих странах избирательное право было чисто “мужским” и совершенно не распространено на женщин, то есть существовал ценз пола. Впервые этот ценз был отменен в Новой Зеландии в1893 г., в 1920 г. Ценз пола отменили в США, в 1928 г. – в Англии, в 1944 г. – во Франции, в 1956 г. – в Греции, в 1971 г. – в Швейцарии.

2. Равенство – каждый избиратель имеет только один голос, который оценивается одинаково, независимо от его принадлежности тому или иному человеку. При этом ни имущественное положение, ни должность, ни какие-либо другие статусные или личные качества не должны влиять на положение гражданина как избирателя.

Равенство избирательных прав предполагает также примерное равенство избирательных округов, которое необходимо, чтобы голоса избирателей имели приблизительно одинаковый вес при избрании депутата. На практике постоянно обеспечивать точное равенство избирательных округов достаточно сложно и дорого. Поэтому некоторые отклонения от этого принципа допускаются.

3.Тайна выборов – решение конкретного избирателя не должно быть кому-либо известно. Этот принцип обеспечивает свободу выбора, предохраняет граждан от возможных преследований. Практически тайна выборов обеспечивается закрытой процедурой голосования, наличием специальных кабин для голосования, стандартной формой, одинаковостью бюллетеней для голосования или же использованием вместо бумажных бюллетеней специальных машин, сохраняющих тайну избирательного решения и облегчающих технику голосования и подсчет его результатов. Тайна выборов обеспечивается также опечатыванием избирательных урн, строгим наказанием за нарушение избирательной тайны и т.д.

4. Прямое (непосредственное) голосование – избиратель принимает решение непосредственно о конкретном кандидате на выборную должность. Между избирателями и кандидатами нет никаких опосредующих инстанций.

Наряду с принципами избирательного права политическая практика выработала принципы организации выборов:

1. Свобода выборов. Она имеет ряд аспектов. Это прежде всего отсутствие политического, административного, социально-экономического, психологического и информационного давления на избирателей, активистов, кандидатов и организаторов выборов. Примеры политического давления – расправы с противниками, с активистами или сторонниками партий-конкурентов; административного – угроза снятия с руководящей должности руководителей и других должностных лиц, не сумевших “организовать” победу правящей партии, запугивание увольнением работников, отказывающихся ставить подписи в поддержку выдвижения угодного кандидата и т.п.; социально-экономического – подкуп, угрозы или реальные санкции, в том числе по отношению к целым категориям населения с помощью повышения оплаты труда, выплаты задержанных зарплаты, пенсий, пособий и т.п., обещания льгот и привилегий для отдельных регионов и т.п.; психологического – запугивание избирателей угрозой гражданской войны, массовыми репрессиями и т.п. в случае прихода к власти на выборах партии-оппонента; информационного – систематическая односторонняя и/ или искаженная подача информации.

2. Наличие выбора альтернативных кандидатов. По самому своему значению термин “выборы” предполагает отбор из различных предложений. В том случае, если есть лишь один кандидат (или партия), речь может идти о его (ее) одобрении или неодобрении избирателями, а не о выборах в полном смысле этого слова.

3. Состязательность, конкурентность выборов. Должны быть созданы условия для всех кандидатов и политических сил бороться за доверие избирателей, знакомить их со своими программами, убеждать в преимуществах предлагаемых решений актуальных проблем и т.д. При этом должны соблюдаться определенные этические принципы, обязывающие сдержанно, терпимо относится к политическим конкурентам, не допуская оскорбления в их адрес, фальсификации фактов и т.д.

4. Периодичность и регулярность выборов. Выборы способны выполнять конструктивные функции, служить инструментом демократии при условии, что носители мандатов избираются на определенный, не слишком большой срок. Это необходимо для того, чтобы избиратели могли контролировать своих представителей, предотвращать злоупотребления властью и корректировать политический курс правительства.

5. Равенство возможностей политических партий и кандидатов. Оно предполагает прежде всего примерное равенство их материальных и информационных ресурсов. На это направлены такие меры, как установление для любой партии уровня расходов на проведение выборов, ограничение размера взносов организаций и отдельных лиц в избирательные фонды партий и кандидатов, предоставление им на принципах равенства бесплатного времени на государственном телевидении и радио и др.

Дата добавления: 2015-02-16 ; просмотров: 14 | Нарушение авторских прав

Выборы в органы политической власти

ВЫБОРЫ В ОРГАНЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ

1. Социальные функции и виды выборов

2. Принципы выборов

3. Избирательные системы

Политология выделяет два основных пути завоевания и удержания власти: насилие, диктатура и демократические выборы. Выборы – это демократический способ формирования, периодической или внеочередной смены персонального состава органов государственной власти или подтверждение их полномочий на новый срок. Выборы – это процедура назначения новых должностных лиц через свободное волеизъявление дееспособных граждан путем голосования за кандидатов, выдвинутых в соответствии с установленными законом правилами и процедурами.

1. Социальные функции и виды выборов

Политические выборы – это не только непосредственное голосование, но и широкий комплекс мероприятий и процедур относительно формирования управленческих органов в государстве. Главными среди них являются:

· Назначение выборов и определение даты их проведения;

· Определение границ избирательных округов и избирательных участков;

· Создание избирательных комиссий (Центральной, окружной, участковых);

· Составление списков избирателей;

· Выдвижение и регистрация кандидатов;

· Проведение предвыборной агитации;

· Голосование и подсчет голосов;

Читайте также  Роль государства в регулировании макроэкономических процессов

· Оглашение ведение в случае необходимости повторного голосования или повторных выборов.

Социальное назначение выборов отражается в их функциях. Рассмотрим важнейшие функции выборов в демократических системах.

1. Выборы являются главной формой проявления суверенитета народа, его политической роли как источника власти. С помощью выборов обеспечивается участие граждан в формировании представительных, законодательных, исполнительных и судебных органов власти, поскольку именно в результате выборов избранные народом кандидаты наделяются властными полномочиями. Для многих граждан выборы являются единственной формой их реального участия в политике.

2. В связи с этим в демократическом обществе выборы являются одним из важнейших институтов легитимизации существующей политической системы и политического режима. Сам факт участия граждан в выборах обычно означает принятие ими данного типа политической системы, политического режима, правил формирования органов власти независимо от отношения населения к конкретным должностным лицам, правительству и правящим партиям.

3. Выборы служат важнейшим каналом представления в органах власти интересов различных социальных групп. В период выборов создаются наиболее благоприятные возможности для осознания гражданами своих интересов и включения их в избирательные программы партий, движений и отдельных депутатов. Избирательная кампания активизирует процесс осознания гражданами своих интересов, а кандидаты в депутаты, стремясь получить массовую поддержку населения, становятся особенно восприимчивы к запросам и пожеланиям избирателей. И хотя депутаты после победы на выборах нередко забывают о своих обещаниях, в развитых демократических странах депутатский корпус все же ориентируется на запросы своих избирателей и свои обязательства. Таким образом по результатам выборов социальные интересы населения получают свое представительство в органах власти.

4. Выборы это способ смены политических элит, передача власти от одних людей к другим мирным демократическим путем через волеизъявление народа. В результате выборов обновляется состав правящей политической элиты и оппозиционной элиты, изменяется политический вес партий и их представителей, создается возможность вхождения в правящую политическую элиту граждан.

5. В процессе выборов происходит политическая социализация населения, развитие его политического сознания и политического участия. В ходе избирательного процесса резко расширяется поток политической информации и пропаганды, активизируется разнообразная политико-образовательная работа, концентрируется внимание людей на актуальных политических проблемах и альте6рнативных путях их решения. Поэтому в этот период граждане особенно интенсивно усваивают политические ценности и нормы, приобретают политические навыки и опыт.

В зависимости от того, кого избирают, различают выборы президентские, парламентские и муниципальные (выборы в местные органы власти).

В зависимости от того, кто избирает, выборы бывают прямые и косвенные. Первые характеризуются тем, что вопрос об избрании решают граждане. Прямыми выборами избираются нижние или единственные палаты парламентов (лишь иногда и верхние), президенты в президентских и смешанных республиках. Для косвенных выборов характерно, что вопрос об избрании решают не граждане, а избранные ими лица – выборщики, депутаты. Косвенными выборами часто избираются верхние палаты парламентов, иногда президенты (например, в США), правительства, судьи и др. Косвенные выборы могут иметь несколько ступеней или стадий.

Выборы бывают также очередные и внеочередные. Очередные выборы проводятся в сроки, указанные в конституции или законе, либо назначаются в связи с истечением срока полномочий выборного органа. Внеочередные выборы назначаются в случае досрочного роспуска парламента или отставки президента. Выборы имеют определенную периодичность, которая определяется сроком полномочий выборных органов. Она позволяет избирателям регулярно обновлять состав выборных органов, подтверждая доверие выборным лицам или отказывая в нем. Это побуждает выборных лиц и политические объединения считаться с интересами и настроениями избирателей, поддерживать с ними постоянную связь, убеждать их в правильности избранного политического курса. Продолжительность срока полномочий выборного органа имеет большое значение. При определении оптимального срока учитывается множество факторов и обстоятельств, включая национальные и исторические традиции. Мировая практика показывает, что срок полномочий парламентов обычно составляет 4-5 лет, президентов – 4-7 лет. Оптимальным сроком считается такой, в течении которого избранное лицо могло бы реализовать свою программу, обеспечить стабильность и преемственность политического руководства. Учитывается и то, что этот срок не настолько велик, чтобы политик мог забыть о предстоящих выборах и не помнить о своей ответственности перед избирателями.

Выборы в органы политической власти. Социально-политическая технология избирательной компании

Выборы — это институт формирования государственной власти путем голосования. В то же время они являются способом легитимации власти, связывая власть и общество отношениями взаимной ответственности.

Выборы являются одним из важных политических механизмов и предпосылок устойчивого развития общества. Чтобы соответствовать этой задаче, избирательная система должна удовлетворять определенным требованиям. Это соответствие специфике данного общества и международным стандартам.

В итоге выборы придают политической системе и обществу в целом больше устойчивости и стабильности, препятствуют накоплению ошибок управления и социальных потрясений. В то же время, обеспечивая ротацию элит, выборы препятствуют их вырождению, сообщают политической системе дополнительный инновационный потенциал, необходимый для политического развития и обеспечивают необходимый обществу динамизм. Так что выборы являются одним из важных политических механизмов и предпосылок устойчивого развития общества.

Социально-политическая технология избирательной компании.

Избирательная кампания представляет собой реализацию сложного политического проекта. Ее успех зависит от многих факторов и может быть достигнут только при правильном выборе стратегии и тактики.

Первый этап — выдвижение и регистрация кандидатов. Основная задача этапа — сбор необходимого числа подписей в поддержку потенциального кандидата, подготовка документов для регистрации кандидата или партии, прохождение процедуры регистрации. На этом этапе особенно важно обеспечить выполнение всех юридических требований, чтобы исключить возможность отказа в регистрации либо последующего «снятия с дистанции» в судебном порядке. В то же время сбор подписей — хороший «информационный повод» для косвенной агитации. На этом этапе происходит «всплытие» основных претендентов на мандаты, окончательно определяется конфигурация избирательного пространства и в соответствии с этим осуществляется коррекция стратегий.

После регистрации дается старт официальной предвыборной кампании, — начинается второй этап. В этот период разворачивается непосредственная борьба за голоса, ведется прямая агитация. Каждая сторона стремится на этом этапе преподнести избирателям образ своего кандидата, в максимальной степени отвечающим их ожиданиям, к этому времени уже сформированным, и представить главных оппонентов в образе «антигероя». Главная задача этапа — совмещение в сознании избирателей их ожиданий с имиджем кандидата.

Третий этап — самый краткий, но не менее ответственный: голосование и подсчет голосов. Главная задача этапа — контроль на избирательных участках и в избирательных комиссиях. Без этого все предшествующие усилия могут оказаться бесполезными. На этом этапе предвыборная агитация запрещена, но законные способы повлиять на исход голосования все-таки существуют.

29 Бюрократия и власть. Именно бюрократия неизменно представляет собой господствующую силу независимо от конкретной формы власти. Форма меняется, незыблемыми остаются позиции бюрократии, играющей роль относительно автономного фильтра и тормоза политических изменений, порождаемых представительной демократией. Имея в виду эту общественную структуру, Леон Блюм в 1936 году сказал, что Народный фронт мог самое большее стоять у власти, но ни в коем случае не владеть ею. Он понимал, что в условиях представительной и парламентской демократии власть находится в руках бюрократии, которую именуют администрацией.

Если на Западе бюрократия обеспечивала независимое от политической и социальной конъюнктуры функционирование системы, что служило препятствием для резких изменений, то в России, напротив, она все больше отождествляла себя с политической властью, которая тем не менее обвиняла ее в тех же грехах, а общественное мнение, нападая на бюрократию, выступало с критикой режима и системы в целом.

Разумеется, планирование народного хозяйства, национализация средств производства, огосударствление многих традиционных видов деятельности (медицина, образование, туризм и т. д.) чрезвычайно расширили сферу деятельности бюрократии в бывшем СССР. Но отнюдь не эта черта составляет специфику бюрократической системы в социалистических странах. На Западе также порой прибегали к использованию советской модели (в частности, к планированию), но при этом расширение государственного сектора принимало здесь другие формы, нежели в СССР. Специфические особенности советской системы не претерпели почти никаких изменений, однако и в Великобритании, и в СССР, и во Франции для изложения проблем, существующих в национализированном секторе, используется одна и та же терминология.

Нередко утверждают, что специфика бюрократической системы в бывшем СССР была обусловлена наличием однопартийной системы. Осуществляя контроль над администрацией, партия якобы кладет конец ее автономии. Этот факт, несомненно, имеет существенное значение. Тем не менее такой взгляд на вещи охватывает лишь часть проблемы. Другая характерная черта бюрократии отчетливо проявилась уже в первый день победоносной русской революции, 27 февраля 1917 года, то есть до того, как власть перешла в руки одной партии. Это проливает свет на одну из особенностей бюрократической системы в момент ее зарождения. Именно в этот день Инициативный комитет Петроградского Совета, стихийно образованный активными участниками революционных событий, внес предложение о расширении своего состава за счет представителей крупных революционных организаций с целью узаконить свое положение.

Материал для учащихся 10-11 классов » Выборы в органы власти РФ»

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Правовой лекторий «Выборы органов власти»

для учащихся 10-11 классов

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (статья 3 Конституции РФ). Посредством же выборов народ формирует органы государственной власти и органы местного самоуправления как исполнительные, так и представительные, и уже через эти органы осуществляет свою власть.

Таким образом, выборы, прежде всего, можно определить, как:

а) форму непосредственной власти народа, то есть как форму непосредственной демократии;

б) способ формирования органов государственной власти.

Вместе с тем, выборы — это определенная политическая процедура, в которой участвуют, с одной стороны, избиратели, а с другой — представители избирателей (партии, политики). Партии и кандидаты на то или иное место в органах власти, исходя из интересов избирателей и опираясь на них, строят свои политические программы, борются за голоса избирателей, претендуя на власть с целью реализации этих программ. Избранные народом Президент и представительные органы власти принимают законы и формируют исполнительные органы, в первую очередь, Правительство РФ, которое и реализует эти программы. Насколько правильно избиратель сделал свой выбор, настолько он может рассчитывать на защиту своих интересов.

Отсюда следует вывод, что выборы это и:

в) форма политической борьбы;

г) выборы осуществляют воспитательную роль, способствуют развитию политического сознания людей.

Как видим, выборы одновременно выполняют сразу несколько важных социально-политических функций, и потому они имеют очень важное социально-политическое значение.

ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА

Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Принцип всеобщего избирательного права заключается в том, что граждане могут избирать (активное избирательное право) и быть избранными (пассивное избирательное право) по достижении определенного возраста независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Но есть определенные ограничения:

а) возрастные. Так, правом участвовать в голосовании обладают граждане, достигшие 18 лет. Кандидат в Президенты должен быть не моложе 35 лет, депутатом Государственной Думы ФС Российской Федерации, достигший 21 года, а депутатом представительного органа муниципального образования — гражданин, достигший возраста 18 лет.

б) общая недееспособность, если таковая установлена судом;

в) нахождение в местах лишения свободы по приговору суда;

г) нахождение на государственной должности, не совместимой со статусом депутата.

Принцип равного избирательного права, то есть равенство граждан на выборах, достигается с помощью норм-гарантий, как правило, двумя способами.

Во-первых, путем наделения каждого избирателя обычно только одним голосом или равным количеством голосов (исходный принцип «один избиратель — один голос»).

Во-вторых, равное избирательное право обеспечивается образованием примерно равных по численности избирательных округов (принцип обеспечения равного представительства).

Принцип равного избирательного права обеспечивается еще и тем, что избиратель включается только в один список избирателей на избирательном участке и может голосовать только один раз на выборах.

Принцип равного избирательного права означает также, что всем гражданам предоставляются равные правовые условия для реализации права быть избранными.

Читайте также  Государственная система стандартизации Российской Федерации

Равное право быть избранным проявляется в предоставлении равных возможностей состязаться в предвыборной борьбе (финансовых, организационных, информационных), в осуществлении контроля государства за расходами кандидатов и т.п.

Прямое избирательное право предполагает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно и лично, то есть без каких-либо промежуточных инстанций. Прямые выборы позволяют устанавливать прямую связь между избирателями и депутатами, выборными должностными лицами.

Тайное голосование исключает возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей. В Российской Федерации тайна голосования обеспечивается выдачей избирателям ненумерованных бюллетеней, предоставлением возможности использовать закрытую кабину для заполнения бюллетеней. После заполнения бюллетени опускаются в опечатанные (опломбированные) ящики, исключающие возможность доступа к бюллетеням до окончания времени голосования и начала подсчета голосов. В некоторых европейских странах тайна голосования обеспечивается предоставлением возможности каждому нажать кнопку ЭВМ так, чтобы это было скрыто от глаз окружающих.

Добровольность и свободное участие в выборах означает, что никто не вправе его к этому принуждать и влиять на его свободное волеизъявление, в том числе и государство.

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

Избирательная система в широком смысле — это система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти.

В сферу этих отношений входят вопросы определения круга избирателей и избираемых, формирования избирательных органов, отношения, складывающиеся на каждой стадии избирательного процесса.

Избирательная система в узком смысле — это способ определения, кто из баллотировавшихся кандидатов избран на должность или в качестве депутата.

МАЖОРИТАРНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Наиболее распространена на выборах система большинства, именуемая мажоритарной. При этой системе избранным считается тот, за кого было подано большинство голосов, а голоса, поданные за других кандидатов, пропадают. Эта система — практически единственно возможная при выборах одного должностного лица (Президента РФ, главы и др.). Когда же она применяется для выборов коллегиального органа власти, например, представительного органа муниципального района, городского округа, избирательные округа создаются обычно одномандатные, т.е. в каждом из них должен быть избран один депутат.

Мажоритарная избирательная система имеет разновидности. Самая простая разновидность — это система относительного большинства, при которой избранным считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов. Практически при этой системе чем больше кандидатов баллотируется на одно место, тем меньше голосов требуется для избрания.

Несколько более справедливой выглядит мажоритарная система абсолютного большинства, при которой кандидату для избрания необходимо получить более половины либо числа поданных голосов, либо (крайне редко) общего числа зарегистрированных избирателей, либо числа поданных голосов, признанных действительными.

Мажоритарная избирательная система
основана на принципе

абсолютного большинства: относительного большинства:

50% + 1 голос (больше, чем у соперника)

Мажоритарная система имеет несомненные достоинства: она проста и no зволяет создать прочное большинство в представительном органе власти. Избиратели при такой системе голосуют за конкретного человека, а не за список кандидатов от партии, со многими из которых они, бывает, совершенно незнакомы.

Однако, мажоритарной системе свойственны и недостатки. При ее использовании меньшинство граждан, исповедующее иные политические взгляды, оказывается никем в парламенте не представленным. Следовательно, демократия в данном случае получается какой-то урезанной. Вполне может случиться так, что созданный таким путем парламент не будет отражать реального соотношения сил в стране. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что мажоритарная система относительно дорога, так как часто нужно проводить второй тур голосования для выявления победителя, а это требует немалых финансовых затрат.

ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Пропорциональная система основана на подаче голосов за список кандидатов, выдвинутых какой-либо политической партией, движением или другим общественным объединением. Количество мест в парламенте, занимаемых депутатами определенной партии определяется прямо пропорционально количеству (процентам) голосов, поданных за ее кандидатов на выборах.

Пропорциональная система отражает интересы также и меньшинства населения, которое представляют в парламенте партии, получившие небольшой процент голосов избирателей. Парламент, в котором представлены различные партии, но в разном объеме, отражает расстановку сил в стране. Но она довольно сложна, и ее применение предполагает наличие довольно высокого уровня политической грамотности населения. Оно должно уметь разбираться в партиях всего политического спектра, притом, что их различия зачастую трудноуловимы.

Обязательность и периодичность. Данный принцип предполагает, что компетентные государственные органы должны регламентировать время деятельности выборных (представительных) институтов публичной власти (срок, на который они избираются), обеспечивать их воспроизводство на регулярной основе (периодически с соблюдением срока их полномочий) посредством избирательного процесса.

Свободный характер выборов. Участие гражданина в выборах является свободным и добровольным. Это означает, что никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить к участию или неучастию в выборах и (или) в осуществлении избирательных действий (процедур), принудить избирателя голосовать за или против определенного кандидата (кандидатов), определенный список кандидатов политической партии (избирательного блока) либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

Альтернативность. Принцип альтернативности является начальным и конечным условием проведения избирательных кампаний и юридического признания их результатов, важнейшим условием подлинно свободных выборов.

Открытость и гласность. Этот принцип предусматривает введение в избирательный процесс института наблюдателей, назначаемых кандидатами, и избирательными объединениями, общественными организациями, а также возложение на государственные и иные органы, избирательные комиссии обязанности по информационному освещению выборов, опубликованию полных данных об итогах голосования и результатах выборов, возможность присутствия работников СМИ на всех избирательного процесса.

Подлинные выборы. Подлинные выборы предполагают реальный политический плюрализм, идеологическое многообразие и многопартийность, возможность кандидатам, политическим партиям и другим участникам выборов развернуть полноценную агитационную избирательную кампанию, справедливые правовые условия для выдвижения, регистрации кандидатов, списков кандидатов, в порядке и в сроки, установленные Конституцией, законами вступления в должность.

Уровни избирательного процесса в РФ

Виды выборов :

СТАДИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Стадии избирательного процесса — это основные этапы организации и проведения выборов, в рамках которого совершаются предусмотренные законами избирательные действия и избирательные процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан РФ и иных участников выборов, целостность, завершенность и легитимность избирательного процесса при избрании депутатов (членов) законодательного (представительного) органа, выборных должностных лиц.

Основными стадиями избирательного процесса являются:

1) назначение выборов (принятие уполномоченным на то государственным органом, органом местного самоуправления, должностным лицом либо соответствующей избирательной комиссией решения о назначении даты выборов и проведении выборов);

2) образование избирательных округов, избирательных участков, составление списков избирателей на основе сведений о государственной p регистрации (учете) избирателей;

3) выдвижение кандидатов (списков кандидатов) и их регистрация;

информационное обеспечение выборов и проведение предвыборной

голосование и определение итогов голосования, установление результатов выборов, их официальное опубликование.

В предусмотренных законом случаях возможны дополнительные стадии избирательного процесса:

а) повторное голосование;

в) дополнительные выборы.

Структурными элементами основных стадий избирательного процесса являются избирательные процедуры и избирательные действия.

Назначение выборов. Юридически избирательная кампания начинается с момента официального опубликования решения о назначении даты выборов. 11роцедурой назначения выборов открывается полный цикл последующих избирательных действий и основанных на них избирательных правоотношений.

Выборы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, депутатов указанных органов назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо. Например, выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации назначает Президент РФ, выборы Президента Российской Федерации — Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Дополнительные выборы депутатов назначаются избирательными комиссиями.

Выборы в органы политической власти

1. Социальные функции и виды выборов.

2. Принципы выборов.

Политология выделяет два основных пути завоевания и удержания власти: насилие, диктатура и демократические выборы. Выборы – это демократический способ формирования, периодической или внеочередной смены персонального состава органов государственной власти или подтверждение их полномочий на новый срок. Выборы – это процедура назначения новых должностных лиц через свободное волеизъявление дееспособных граждан путем голосования за кандидатов, выдвинутых в соответствии с установленными законом правилами и процедурами.

Социальные функции и виды выборов.

Политические выборы – это не только непосредственное голосование, но и широкий комплекс мероприятий и процедур относительно формирования управленческих органов в государстве. Главными среди них являются:

Назначение выборов и определение даты их проведения;

Определение границ избирательных округов и избирательных участков;

Создание избирательных комиссий (Центральной, окружной, участковых);

Составление списков избирателей;

Выдвижение и регистрация кандидатов;

Проведение предвыборной агитации;

Голосование и подсчет голосов;

Оглашение ведение в случае необходимости повторного голосования или повторных выборов.

Социальное назначение выборов отражается в их функциях. Рассмотрим важнейшие функции выборов в демократических системах.

1. Выборы являются главной формой проявления суверенитета народа, его политической роли как источника власти. С помощью выборов обеспечивается участие граждан в формировании представительных, законодательных, исполнительных и судебных органов власти, поскольку именно в результате выборов избранные народом кандидаты наделяются властными полномочиями. Для многих граждан выборы являются единственной формой их реального участия в политике.

2. В связи с этим в демократическом обществе выборы являются одним из важнейших институтов легитимизации существующей политической системы и политического режима. Сам факт участия граждан в выборах обычно означает принятие ими данного типа политической системы, политического режима, правил формирования органов власти независимо от отношения населения к конкретным должностным лицам, правительству и правящим партиям.

3. Выборы служат важнейшим каналом представления в органах власти интересов различных социальных групп. В период выборов создаются наиболее благоприятные возможности для осознания гражданами своих интересов и включения их в избирательные программы партий, движений и отдельных депутатов. Избирательная кампания активизирует процесс осознания гражданами своих интересов, а кандидаты в депутаты, стремясь получить массовую поддержку населения, становятся особенно восприимчивы к запросам и пожеланиям избирателей. И хотя депутаты после победы на выборах нередко забывают о своих обещаниях, в развитых демократических странах депутатский корпус все же ориентируется на запросы своих избирателей и свои обязательства. Таким образом по результатам выборов социальные интересы населения получают свое представительство в органах власти.

4. Выборы это способ смены политических элит, передача власти от одних людей к другим мирным демократическим путем через волеизъявление народа. В результате выборов обновляется состав правящей политической элиты и оппозиционной элиты, изменяется политический вес партий и их представителей, создается возможность вхождения в правящую политическую элиту граждан.

5. В процессе выборов происходит политическая социализация населения, развитие его политического сознания и политического участия. В ходе избирательного процесса резко расширяется поток политической информации и пропаганды, активизируется разнообразная политико-образовательная работа, концентрируется внимание людей на актуальных политических проблемах и альте6рнативных путях их решения. Поэтому в этот период граждане особенно интенсивно усваивают политические ценности и нормы, приобретают политические навыки и опыт.

В зависимости от того, кого избирают различают выборы президентские, парламентские и муниципальные (выборы в местные органы власти).

В зависимости от того, кто избирает выборы бывают прямые и косвенные. Первые характеризуются тем, что вопрос об избрании решают граждане. Прямыми выборами избираются нижние или единственные палаты парламентов (лишь иногда и верхние), президенты в президентских и смешанных республиках. Для косвенных выборов характерно, что вопрос об избрании решают не граждане, а избранные ими лица – выборщики, депутаты. Косвенными выборами часто избираются верхние палаты парламентов, иногда президенты (например, в США), правительства, судьи и др. Косвенные выборы могут иметь несколько ступеней или стадий.

Выборы бывают также очередные и внеочередные. Очередные выборы проводятся в сроки, указанные в конституции или законе, либо назначаются в связи с истечением срока полномочий выборного органа. Внеочередные выборы назначаются в случае досрочного роспуска парламента или отставки президента.

Выборы имеют определенную периодичность, которая определяется сроком полномочий выборных органов. Она позволяет избирателям регулярно обновлять состав выборных органов, подтверждая доверие выборным лицам или отказывая в нем. Это побуждает выборных лиц и политические объединения считаться с интересами и настроениями избирателей, поддерживать с ними постоянную связь, убеждать их в правильности избранного политического курса.

Продолжительность срока полномочий выборного органа имеет большое значение. При определении оптимального срока учитывается множество факторов и обстоятельств, включая национальные и исторические традиции. Мировая практика показывает, что срок полномочий парламентов обычно составляет 4-5 лет, президентов – 4-7 лет.

Читайте также  Краткое содержание Государь Никколо Макиавелли

Оптимальным сроком считается такой, в течении которого избранное лицо могло бы реализовать свою программу, обеспечить стабильность и преемственность политического руководства. Учитывается и то, что этот срок не настолько велик, чтобы политик мог забыть о предстоящих выборах и не помнить о своей ответственности перед избирателями.

Выборы 17-19 сентября 2021. Кого мы выбираем и как лучше это сделать

С 17 по 19 сентября включительно пройдут выборы депутатов Государственной Думы. От их результатов зависит то, какие люди будут писать и принимать законы для всех нас следующие пять лет.

Каждый гражданин Российской Федерации может выразить свою волю, проголосовав за того кандидата, который, по его мнению, достоин представлять интересы народа и делать нашу с вами жизнь лучше.

Каждый человек, имеющий постоянную регистрацию по месту жительства, прикреплен к избирательному участку по этому адресу. Если вы живете далеко от него и не хотите или не можете туда добраться, вы можете поменять избирательный участок и выбрать удобный. Проще всего это сделать онлайн, в личном кабинете на портале «Госуслуги». 13 сентября — последний день, когда можно поменять свой избирательный участок.

На основные вопросы о предстоящих выборах специально для Юга.ру ответил Давид Канкия, член совета движения в защиту прав избирателей «Голос» [№ 1 в реестре незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента].

Кого мы выбираем на этот раз?

Мы будем выбирать 450 депутатов Государственной Думы сроком на пять лет. Половина этих депутатов — 225 человек — будут выбраны по партийным спискам, другая половина — по одномандатным округам.

Таким образом, у каждого избирателя будет два бюллетеня. В одном — названия 14 партий. В другом — некоторое количество персоналий. В Краснодарском крае это количество колеблется от 9 до 12 кандидатов в разных округах, в Краснодаре, например, 11, включая домохозяйку (что само по себе не плохо), которая живет в Саратовской области (что уже странно).

Вам следует проголосовать за партию и кандидата, которые максимально близко соответствуют вашим политическим предпочтениям и, по вашему мнению, смогут эффективно защищать ваши интересы.

Как узнать заранее, кто баллотируется от моего одномандатного округа?

Это можно сделать несколькими способами. Официальный — зайти на сайт ЦИК России, прорвавшись через капчу и прочие препоны, найти свой округ и посмотреть официальные сведения о выдвинувшихся в нем кандидатах.

Как вариант, можно воспользоваться волонтерскими сервисами, которые пытаются предоставить эту информацию в более удобном виде. Например, на сайте «Выборы в Госдуму-2021: все кандидаты и партии». Полная информация по Краснодарскому краю находится здесь, а посмотреть кандидатов по Краснодарскому одномандатному округу можно по этой ссылке.

В Краснодарском крае по всем восьми округам (кстати, по этому показателю мы один из самых крупных регионов в стране) зарегистрированы только кандидаты от тех партий, что уже имеют представительство в Госдуме или региональных парламентах.

Много ли полезной информации можно узнать из описания кандидата в бюллетене? На что обращать внимание?

Увы, не много. Ответственному гражданину стоит заранее узнать всё о партиях и кандидатах, а не принимать решение в последний момент, глядя в бюллетень. Ведь те, за кого вы голосуете, в ближайшие пять лет будут определять, по каким законам нам жить и куда тратить собранные с нас налоги. Стоит как минимум поискать информацию об этих людях в интернете.

Отмечу, что одной партии в этом году особенно повезло с бюллетенем — она будет выделяться среди всех остальных. «Яблоко» выдвинуло среди кандидатов по Краснодарской территориальной группе бывшего председателя «Открытой России» Андрея Пивоварова, который сейчас находится в городском СИЗО № 1 за нежелательную публикацию в социальных сетях.

В связи с этим, согласно свежим поправкам в избирательное законодательство, «Яблоко» обязано помечать все свои агитационные материалы огромной маркировкой «в составе списка кандидатов выдвинут(ы) кандидат(ы), выполняющий(ие) функции иностранного(ых) агента(ов), и кандидат(ы), аффилированный(ые) с выполняющим(и) функции иностранного(ых) агента(ов) лицом(ами)».

В избирательном бюллетене такая надпись тоже будет. А уж какие выводы сделать из этой информации, пусть каждый избиратель решает сам.

На предвыборных плакатах некоторых партий изображены известные люди. Точно ли именно эти люди пройдут в Госдуму, если партия наберет достаточное количество голосов?

Для начала немного теории.

Распределение мандатов внутри партийных списков — весьма хитрая процедура. Во-первых, 225 мест в Думе получат только те партии, которые наберут больше 5% голосов. Голоса, отданные за тех, кто не преодолел 5-процентный барьер, будут пропорционально распределены среди преодолевших. Таким образом, 5% голосов дают партии порядка 12–15 депутатских мандатов.

Согласно законодательству, у каждой партии должна быть федеральная часть списка — от одного до 15 человек, которые получают мандаты в приоритетном порядке. А оставшиеся места партия сама распределяет среди своих территориальных групп. Чем меньше людей в федеральной части, тем больше шансов избраться у представителей регионов. КПРФ и несколько других партий заполнили федеральную квоту по максимуму — 15 кандидатов. На другом полюсе «Яблоко»: у них в этой части списка всего один человек — нынешний председатель партии Николай Рыбаков.

То, о чем мы говорим, называется технологией «паровозов»: федеральный список возглавляют всем известные люди, которые перед выборами повышают рейтинг партии, а после выборов зачастую отказываются быть депутатами и передают свои мандаты тем, кто ниже по списку.

Сейчас в топе федерального списка «Единой России» заявлены Шойгу и Лавров — два самых популярных министра согласно социологическим опросам. Но верите ли вы всерьез, что после выборов они променяют министерские кресла на места в Госдуме?

В Краснодарском крае тоже есть свой «паровоз» — Владимир Порханов, главврач первой городской больницы (и многолетний депутат краевого парламента). В 2016 году, на прошлых выборах в Госдуму, Порханов уже возглавлял краевой список «Единой России» и в тот раз отказался от федерального депутатства. Он может принять схожее решение и по итогам этих выборов.

Тот, кого изберут по одномандатному округу, тоже может отказаться от своего мандата в чью-то пользу?

Если коротко, нет. Если победивший кандидат по округу не сможет исполнять свои обязанности, будут назначены новые выборы только в этом округе.

А в целом победителем в каждом из 225 одномандатных избирательных округов России станет тот кандидат, который получит простое большинство голосов избирателей. В каждом кубанском округе в среднем примерно 500 тыс. голосующих. Но минимального порога явки нет, так что даже если в выборах в том или ином округе примет участие всего один человек, они все равно будут считаться состоявшимися.

Перед этими выборами часто звучит термин «сушка явки». Кому может быть на пользу понижение явки избирателей?

Низкая явка всегда идет на пользу административной партии/кандидату. Ведь у них есть ресурс для того, чтобы пригнать подневольный электорат — чем ниже явка, тем выше процентный вес этого подневольного электората, а значит, обеспечить нужные результаты становится проще.

Также низкую явку обожают фальсификаторы и электоральные мошенники. У них остается больше невостребованных бюллетеней, а значит — возможностей вмешаться в итоги голосования. Участие в выборах в качестве избирателя (а еще лучше — наблюдателя) существенно осложняет жизнь жуликов. С этой точки зрения не важно, за кого вы голосуете или даже портите бюллетень — бюллетеней просто становится меньше для того, чтобы вбросить их за кого-то другого.

Можно ли забрать бюллетень с собой, на память?

Да. Избирателю не запрещено забирать бюллетень с собой. У меня есть небольшая коллекция бюллетеней с предыдущих выборов, когда среди кандидатов я не находил тех, за кого хотелось бы отдать свой голос. Правда, члены избирательной комиссии очень не любят такие проявления свободолюбия голосующих и, скорее всего, будут всеми правдами и неправдами не давать вам это сделать. Но в России закон не запрещает забрать свою бюллетень.

В семи субъектах РФ (Москве, Севастополе, Ростовской, Курской, Мурманской, Нижегородской и Ярославской областях) на этот раз можно проголосовать через интернет. В чем плюсы, минусы и подводные камни такого метода голосования?

В каком-то смысле это тестирование системы перед выборами президента России 2024 года, где оно, как уже очевидно, будет практиковаться по всей стране. Преимуществом голосования онлайн называют удобство для избирателя. Вот только, в отличие от обычного голосования, в правильности подсчета голосов тут не сможет удостовериться никто и никаким образом. Онлайн-голосование — это черный ящик, из которого нам просто вынут и покажут некие результаты выборов.

Правда ли, что те, кто голосует онлайн, могут один раз в течение 24 часов переставить галочку? И как тогда проверить, не переставил ли кто-нибудь мою галочку вместо меня?

Такая возможность и вправду анонсирована. Это якобы делается для того, чтобы независимо могли выразить свое мнение те, кого заставляют голосовать под давлением — например начальство на работе. Но поскольку система онлайн-голосования не прозрачна, то нет никакой возможности проверить, верно ли учтен ваш голос.

На мой взгляд, избирательная система России находится в кризисе. Недоверие к итогам голосования в обществе и так очень высоко, а внедрение абсолютно бесконтрольной системы голосования может окончательно разрушить веру избирателя в честные выборы.

Выборы объявлены трехдневными. В какой из трех дней лучше голосовать, если разница вообще есть?

В условиях многодневного голосования лучше всего принимать участие в выборах в последний момент, незадолго до закрытия избирательного участка. Так больше шансов, что ваш голос не будет подменен. И вы сможете проверить по спискам избирателей, не получил ли кто-то бюллетень вместо вас.

Что делать, если я на выборном участке стану свидетелем того, что покажется мне грубым нарушением закона?

Есть три способа зафиксировать нарушение: снять его на фото или видео, написать жалобу в избирательную комиссию, получить и опубликовать копии сфальсифицированных документов.

Поэтому, если вы столкнулись с каким-либо нарушением, в первую очередь его надо зафиксировать на фото или видео и задокументировать посредством подачи официальной жалобы в избирком или обращения в органы правопорядка.

Вот только практика показывает, что добиться привлечения фальсификатора к ответственности бывает очень тяжело. Поэтому главный инструмент гражданского общества по-прежнему публичность. Именно этого сильнее всего боятся отечественные электоральные преступники — что их имена и лица станут широко известны.

Существует много способов сделать информацию публичной. Ее можно разместить в своих социальных сетях, рассказав таким образом правду своим близким и друзьям. Можно поделиться информацией со СМИ и надеяться, что они опубликуют. Наверняка вашим рассказом заинтересуются специальные ресурсы, такие как «Карта нарушений» — это своего рода электоральная летопись, история болезни российских выборов.

На прошлых выборах на избирательных участках работали веб-камеры, и можно было смотреть, не творится ли там беззаконие. Где можно будет посмотреть трансляцию на этот раз?

По данным ЦИК, веб-камерами оборудованы порядка 50 тыс. избирательных участков.

Благодаря онлайн-трансляции и последующему изучению записей наблюдателям на президентских выборах 2018 года удалось зафиксировать тысячи фактов нарушений и прямых фальсификаций.

Вот, например, мое любимое видео: на участке № 3511 в Новороссийске члены избирательной комиссии при участии полиции осуществляют многократные вбросы бюллетеней.

Однако на этот раз доступ к онлайн-трансляциям ограничен. В открытом доступе их размещать не будут. Смотреть записи с камер на избирательных участках теперь имеют право только избирательные комиссии, партии, кандидаты и Общественная палата. Рядовые граждане этого права оказались лишены. Хотя, и забывать об этом не стоит, деньги на установку этого оборудования были взяты именно из налогов рядовых граждан и избирателей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: